Строгий и свободный стиль в полифонии - OXFORDST.RU

Строгий и свободный стиль в полифонии

Полифония и ее разновидности

ПОЛИФОНИЯ

ВВЕДЕНИЕ.. 2

Полифония и ее разновидности. 2

КОНТРАСТНАЯ ПОЛИФОНИЯ.. 4

Становление контрастной полифонии. 4

Строгое письмо — мелодика. 7

Двухголосие строгого письма. Простой контрапункт. 11

Свободный стиль. Разновидности контрастной полифонии. 28

Условия согласования контрастных мелодий. 29

Простой и сложный контрапункт. 31

Виды сложного контрапункта. 32

Двойной контрапункт. 34

ИМИТАЦИОННАЯ ПОЛИФОНИЯ.. 36

Имитация — состав и параметры.. 36

Виды имитации. 37

Канон. 39

Виды развитых имитационно-полифонических произведений. 42

Общее строение фуги. 43

Типичные черты темы в фуге. 45

Ответ. 47

Противосложение. 48

Интермедии. 49

Строение экспозиционной части фуги. 51

Разработочная часть фуги. 52

Репризная часть фуги. 53

Фуги нетрехчастного строения. 54

Двойные и тройные фуги. 55

ВВЕДЕНИЕ

Полифония и ее разновидности

Музыкальный склад бывает монодический, гармонический (гомофонно-гармонический) и полифонический. Монодический склад является основой фольклора многих народов и древних видов профессиональной музыки. Монодический склад одноголосен: звуки складываются в мелодию, их линейно-мелодическая связь достигается в первую очередь средствами лада. Гармонический и полифонические склады как многоголосные противопоставляются вместе монодическому. В многоголосии звуки соотносятся и связываются не только мелодически, по горизонтали, но и гармонически, то есть по вертикали. В гармоническом складе первична вертикаль, гармония направляет движение мелодии. Здесь главную роль исполняет мелодическая линия, которая чаще находится в верхнем голосе и противопоставляется аккордовому сопровождению. В полифоническом складе все обстоит иначе.

Полифония (от греч. поли – многий; фон – звук, голос; буквально – многоголосие) – это вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании и развитии нескольких самостоятельных мелодических линий. Полифонию называют ансамблем мелодий. Полифония является одним из важнейших средств музыкальной композиции и художественной выразительности. Многочисленные приемы полифонии служат разностороннему раскрытию содержания музыкального произведения, воплощению и развитию художественных образов. Средствами полифонии можно видоизменять, сопоставлять и объединять музыкальные темы. Полифония опирается на закономерности мелодики, ритма, лада, гармонии.

Существуют различные музыкальные формы и жанры, применяемые для создания произведений полифонического склада: фуга, фугетта, инвенция, канон, полифонические вариации, в XIV – XVI вв. – мотет, мадригал и др. Полифонические эпизоды (например, фугато) встречаются и в рамках других форм – более крупных, масштабных. Например, в симфонии, в первой части, то есть в сонатной форме, разработка может строиться по законам фуги.

Коренная особенность полифонической фактуры, отличающая её от гомофонно-гармонической, — текучесть, которая достигается стиранием цезур, разделяющих построения, незаметностью переходов от одного к другому. Голоса полифонического построения редко кадансируют одновременно, обычно их кадансы не совпадают, что и вызывает ощущение непрерывности движения как особого выразительного качества, присущего полифонии.

В полифонии различаются 3 её разновидности:

1. подголосочная полифония (иное название – гетерофония);

2. разнотемная (контрастная);

Подголосочная полифония – промежуточный этап между монодическим и полифоническим. Суть её в том, что все голоса одновременно исполняют различные варианты одной и той же мелодии. Благодаря различию вариантов в многоголосии возникают то слияния голосов в унисон и движение параллельными унисонами, то расхождения их в иные интервалы. Яркий пример — народные песни.

Контрастная полифония – одновременное звучание различных мелодий. Здесь соединяются голоса с различным направлением мелодических линий, и отличающиеся ритмическими рисунками, регистрами, тембрами мелодий. Суть контрастной полифонии в том, что свойства мелодий выявляются в их сопоставлении. Пример – Глинка «Камаринская».

Имитационная полифония – неодновременное, последовательное вступление голосов, проводящих одну мелодию. Название имитационной полифонии происходит от слова имитация, что значит подражание. Все голоса подражают первому голосу. Пример – инвенция, фуга.

Полифония – как особый тип многоголосного изложения – прошла длительный путь исторического развития. При этом роль её была далеко не одинаковой в отдельные периоды; она то возрастала, то падала в зависимости от изменений художественных задач, выдвигавшихся той или иной эпохой, в соответствии с изменениями в музыкальном мышлении и с возникновением новых жанров и форм музыки.

Основные этапы развитии полифонии в европейской профессиональной музыке.

1. X – XII вв. Первичные формы многоголосия. Двухголосие, основанное на параллельном и отчасти косвенном движении голосов. То есть простейшие образцы гетерофонии.

2. XIII – XIV вв. Переход к большему количеству голосов. Огромная распространенность трехголосия; постепенное появление четырех- и даже пяти- и шестиголосия. Значительное усиление контраста совместно звучащих мелодически развитых голосов. Первые примеры имитационного изложения и двойного контрапункта.

3. XV – XVI вв. Первый в истории период расцвета и полной зрелости полифонии в жанрах хоровой музыки. Эпоха так называемого «строгого письма», или «строгого стиля».

4. XVII в. В музыке этой эпохи встречается немало полифонических сочинений. Но в целом полифония отодвигается на второй план, уступая место бурно развивающемуся гомофонно-гармоническому складу. Особенно интенсивно развитие гармонии, которая именно в ту пору становится одним из важнейших формообразующих средств в музыке. Полифония лишь в виде различных приемов изложения проникает в музыкальную ткань оперных и инструментальных произведений, которые в XVII в. являются ведущими жанрами.

5. Первая половина XVIII в. Творчество И.С. Баха и Г.Ф. Генделя. Второй в истории музыки период расцвета полифонии, основанный на достижениях гомофонии XVII в. Полифония так называемого «свободного письма» или «свободного стиля», опирающаяся на закономерности гармонии и контролируемая ими. Полифония в жанрах вокально-инструментальной музыки (мессы, оратории, кантаты) и чисто инструментальной («ХТК» Баха).

6. Вторая половина XVIII – XXI вв. Полифония в основном – составная часть сложного многоголосия, которому оно подчинена наряду с гомофонией и гетерофонией и в рамках которого продолжается её развитие.

Особенности мелодики свободного письма.

Полифония – многоголосие (греч. «poly» — много, «phone» — звук, голос).

Полифония – разновидность многоголосной фактуры (лат. «factura» — делание).

Различают 2 категории фактуры: одноголосная (монодия) и многолосная.

Монодия– (греч. «monos» — один, «ode» — пение) – часто встречается в народном песенном творчестве. В профессиональной музыке как самостоятельное произведение не встречается, только эпизодически.

1) песня Любаши, 1 д., «Царская невеста» Римского-Корсакова. («Снаряжай скорей, матушка родимая»)

2) solo англ. рожка в 1 сц. 3 д. оперы «Тристан и Изольда» Вагнера.

Типы многоголосия различаются соотношением совместно звучащих голосов и их мелодическим содержанием.

1. Гомофония(греч. «homos» — равный, «phone» — звук, голос) – главенствует один голос, все остальные имеют подчиненное значение, отсюда – контраст.

2. Гетерофония(греч. «heteros» — другой, «phone» — звук, голос) – строится на свободном развитии нескольких вариантов одной мелодии («наложение»), т.о. нет главного и подчиненного голоса, но нет и контраста. (Григорьев и Мюллер,Учебникполифонии, № 10, с.11)

Встречается в русских народных песнях, груз.н.п., укр.н.п. и др.

Как стилизация – «Хор поселян» (Бородин, «Князь Игорь»).

Подголосочный склад значительно отличается от полифонии – в полифонии нежелательно то прямое движение, которое главенствует в подголосочном складе.

3. Полифония («polyphone» — греч.) – в основе – одновременное развитие нескольких самостоятельных мелодических линий.

Полифонический склад отличают: главенство мелодического начала, равноправие голосов, текучесть изложения.

Все три типа многоголосия в абсолютно чистом виде встречаются редко, чаще – синтез.

Техническая основа полифонии – контрапункт(лат. «punctumcontrapunctum» — «точка против точки, нота против ноты») – правила соединения голосов.

Многозначность термина «контрапункт»:

1) как синоним слова «полифония»;

2) мелодия, присоединяемая к данной;

3) пьеса с развитой техникой контрапунктирования.

Виды полифонии: имитационная и неимитационная.

Имитационная полифония (лат. imitatio — подражание) – опирается на последовательное проведение одной и той же мелодии во всех голосах.

Имитация – особый характерный прием музыкального развития. На основе имитации появилась высшая полифоническая форма – фуга.

Неимитационная – (контрастная) полифония возникает в результате одновременного сочетания различных мелодий.

Чаще всего это встречается при соединении мелодий, прозвучавших ранее порознь в качестве вполне самостоятельных тем:

Бизе «Арлезианка» — фарандола, тема 3-х королей.

Моцарт «Реквием» — «Kyrie».

Полифония – как особый тип многоголосия – прошла длительный путь исторического развития.

Основные этапы развития полифонии:

Общепринятое разделение полифонического искусства соответствует как теоретическим, так и историческим признакам.

старинный стиль – строгий, расцвет – 15-16 века;

свободный стиль — с 17 века до наших дней,

расцвет – Бах И.С., Гендель.

Произведения эпохи строгого стиля «поражают возвышенностью полета, суровым величием, какою-то лазурной, безмятежной чистотой и прозрачностью» (Г.Ларош, «Собрание музыкально-критических статей»,т.1. М.,1913г.).

Полифония строгого стиля характерна для нидерландской, итальянской и других школ 15-16 веков. Гийом Дюфаи, Жиль Беншуа, Йоханес Окегем, Якоб Обрехт, ЖоскенДепре, Орландо Лассо,Джовани Палестрина.

Читайте также  Как запомнить интервалы? музыкальные хиты – в помощь!

Основные принципы полифонии зародились в хоровой многоголосной музыке. Именно в хоре получают наибольшую ясность и наглядность столь важные полифонические закономерности, как закономерности естественного голосоведения.

Большинство правил строгого письма опирается на закономерности вокально- хорового интонирования.

Правила мелодики строгого письма.

1. Мелодия не может выходить за рамки семиступенного диатонического звукоряда. Знаки альтерации (кроме выставленных при ключе) не употребляются (следовательно, не употребительны лады с альтерированными ступенями, например, гармонический минор). Мелодия может быть начата и завершена на любой ступени диатонического звукоряда.

Диатоника более естественна для хорового интонирования, чем хроматизм. Ладовое разнообразие достигается путём перехода из одного лада в другой на основе общего звукоряда.

2. Строи – не более 4-х знаков.

3. Нотация – в различных ключах (скрипичный , альтовый, теноровый, басовый)

4. Основная метрическая длительность – половинная.

Тактовый размер 3/2 и 4/2 (реже 6/2, 2/2)

5. Длительности — бревис, целая, половинная, целая с точкой, половинная с точкой, наиболее короткая – четверть. Восьмая – как разрешение задержания или после длинных нот, не более двух подряд.

6. Интонационные ходы – м2, б2, м3, б3, ч4, ч5,м6, б6,ч8.

Не допускаются скачки на септиму и интервалы шире октавы, на увеличенные и уменьшенные интервалы, запрещены ходы натритон. Нельзя – разомкнутый тритон, необходимо «замкнуть», т. е. разрешить малую секунду вверх и при нисходящем и при восходящем движении.

Нельзя – крайние звуки тритона на сильном времени.

7. Диапазон – ч.8, добавочных линеек не более одной, что соответствует певческому диапазону данного голоса.

8. Типичные синкопы – залиговки от более длительного звука к более короткому (наоборот – нельзя)

9. Скачки (в полифонии терция считается скачком) :

Скачок готовится движением голоса в противоположном направлении, после скачка обязательно движение голоса в противоположном направлении (поступенный ход или так же скачок)

Два скачка подряд в одном направлении возможны в пределах чистой октавы.

Скачки четвертями внутри счетной доли запрещаются. Можно применить скачок четвертями, если было приготовленное задержание.

10. Четвертные длительности возможны на сильном времени, если:

1) первая из четвертей слигована с предыдущей нотой ( задержание);

2) весь такт целиком заполнен четвертями;

3) движение четвертными длительностями началось раньше, с предшествующей слабой доли;

4) четвертные, введенные на сильной доле, приводят к синкопе.

Четвертная доля может начинать мелодию после паузы.

11. Количество пауз должно быть ограниченным.

12. Повторение в мелодии одного и того же звука (подряд) избегается.

13. Мелодия строгого письма должна удовлетворять как общим закономерностям мелодики: волнообразность, наличие одной общей кульминации, «заполнение скачка», нетипичность многократного случайного возвращения к одному и тому же звуку и т.д.,

так и требованиям собственно полифонической мелодики: непрерывность, текучесть движения, нетипичность квадратности, периодичности, равномерно-акцентного метроритма, секвентных мелодических оборотов, дробящих мелодическую линию, важнейшая роль синкоп. Основная черта полифонии – это текучесть, непрерывность изложения и развития.

Свободный стиль обнаруживает свою историческую самостоятельность прежде всего как полифония инструментальная.

Дж. Фрескобальди, Д. Букстехуде, А. Вивальди, И.С. Бах, Гендель.

Облик свободного стиля определяет прежде всего мелодика:

диапазон голосов фактически не ограничивается; в мелодиях могут применяться любые интервальные последования, в том числе скачки на трудноинтонируемые широкие и диссонирующие интервалы;

метроритмическая основа – четверть, большое значение восьмых и шестнадцатых длительностей в различных сочетаниях, мелизмы, свободно размещаемые паузы, синкопы, что придает свободу движения, легкость, изящество, полетность (рококо); характерна зависимость от гармонического склада, что часто выражается в фигурации (в том числе секвентного строения), мелодическое движение направляется изнутри гармонической последовательностью.

И.С. Бах, тема фуги G//II*.

*Здесь и далее так обозначены тональность фуги и соответствующий том «Хорошо темперированного клавира» И.С.Баха.

Важная особенность свободного стиля – связь с народными музыкальными жанрами: 17-18 вв. – полифонические вариации на народные темы.

Широкое развитие в рамках свободного стиля получает контрастная полифония.

И.С. Бах, № 1, 33 «Страсти по Матфею».

Экспрессия тем и их мелодическая рельефность у композиторов 17-18 вв. во многом зависит от неустойчивых (чаще уменьшенных интервалов), которые обычны в начале построения.

И.С. Бах – темафугиa/II, cis/I.

Преобладающая ладотональная система: мажор и минор. Однако композиторы не отказались от своеобразной выразительности натуральных диатонических ладов:

Бетховен, квартет № 15, 3ч.;

Равель, фортепианная сюита «Гробница Куперена», фуга;

Шостакович, фуга С-dur (№ 1).

Формы – от строгого стиля: мотет, вариации, канцона, ричеркар, имитационные формы на хорал; к собственно свободному стилю относятся фуга и многочисленные формы, в которых полифоническое изложение взаимодействует с гомофонным.

Важнейшая особенность полифонии свободного стиля – тесная высотная зависимость голосов, их гармоническое притяжение друг к другу, стремление слиться в аккорд.

Скрытая полифония придает темам свободного стиля ладогармоническую определенность, насыщенность и значительность.

И.С. Бах, сонаты для скрипки соло (Учебник, с. 216).

Тема 2: Двухголосный простой контрапункт. Особенности голосоведения.

2-х голосие в свое время было первым шагом на пути от одноголосия к собственно многоголосию.

Если соединение голосов не заключает в себе возможность совместного звучания тех же самых неизменных голосов в каком-либо ином порядке, то такое соединение считается написанным в простом контрапункте.

Всякий контрапункт имеет в себе две стороны:

1) Вертикальные связи (нота против ноты);

2) Мелодические связи между звуками.

В основе мелодических связей голосов:

1. Интонация или линейный контраст (противоположное движение голосов, косвенное и др.).

2. Ритмический контраст.

3. Структурный контраст (несовпадение цезур).

Классификация интервалов в полифонии та же, что и в Теории музыки.

Консонирующие интервалы – основа.

Диссонансы – в связи с консонансами, разрешаются в них.

1. Совершенные консонансы – ч. 1, ч. 5, ч. 8.

Возможны на любой доле такта, если они составляют ясную гармонию.

Недопустимы параллельные, «скрытые», противоположные и «замаскированные» квинты и октавы (// → пустотный характер звучания; утрачивается контраст в направлении движения голосов).

2. Несовершенные консонансы – м. 3, б. 3, м. 6, б. 6.

Применяются в прямом и параллельном движении голосов (но не более 2-3-х подряд); в начале, середине, в конце развития мелодии, на тяжелых и легких долях.

3. Диссонансы – м.2, б.2, м.7, б. 7, ч. 4, тритон.

Применяются в виде задержаний на сильных и относительно сильных долях такта:

могут быть приготовленными и неприготовленными, могут разрешаться вверх и вниз, но необходимость разрешения остается; появляются в грузном медленном движении и легком.

Секунда – приготавливается, задерживается и разрешается только в нижнем голосе, можно разрешать и на ступень вверх.

Строгий и свободный стиль в полифонии

Что такое полифония: определение, история, виды, жанры, композиторы

Полифония представляет собой многоголосный склад музыки, основанный на развитии относительно свободных голосов. В переводе с греческого polusозначает много, phone– звук. Эта композиционная техника предшествовала гомофонно-гармоническому складу. Разница полифонии и гомофонии существенна. Если в полифонии используется тема и она проводится в разных голосах, то в гомофонии есть ведущая мелодия, которая сопровождается аккомпанементом.

История становления и развития полифонии

Первые полифонические произведения были написаны еще в IX веке. Тогда это были лишь первичные формы многоголосия – органумы. Движение голосов синхронно и строится на консонансах. Используется в церковной музыке, в основе органума григорианский напев.

Параллельно с церковной музыкой полифония проникает в светскую музыку труверов (трубадуров). С XIII по XIV век преобладает вокальная музыка, инструменты лишь служат дополнением к пению. Увеличивается количество голосов, усиливается контраст между ними.

В дальнейшем музыковедами выделялись два основных вида полифонии:

Строгий стиль тесно связан с вокальной музыкой, позднее с инструментальной. Расцвет и зрелость техники приходится на XV-XVIвек. Имеет большое количество правил, связанных с написанием мелодий, употреблением диссонансов и их разрешением.

Свободный стиль преобладает в инструментальной музыке XVIII века и тесно связан с эпохой барокко. Усовершенствованием инструментов, а также появлением темперированного строя существенно расширяют сферу музыкальных образов. Свободный стиль связан с освобождением от ограничений, имеющихся в вокальной музыке. Происходит обогащение приемов развития.

Рассмотрим более детально особенности каждого из стилей.

Строгий стиль: характерные черты, термины и понятия

Понятие «строгий стиль» имеет художественно-историческое значение и тесно связано с хоровой и музыкой acapella. Исходя из возможностей человеческого голоса были сформированы чёткие правила написания мелодий строгого стиля:

Читайте также  Какие стили есть в современной музыке?

  1. Диапазон не должен превышать 1,5 октавы;
  2. Основа – модальность, широко используются модальные лады.
  3. Диатоника преобладает, хроматизмы встречаются редко и на большом расстоянии;
  4. Тоникой может быть любая нота из звукоряда, модуляции осуществляются через вводный тон;
  5. Движение мелодии плавное, по ступеням. Ход на терцию – это скачок.
  6. Скачки должны заполняться обратным, поступенным движением.
  7. Скачок должен быть в пределах октавы.
  8. Не следует повторять самый низкий и высокий звуки, так как они служат кульминацией.
  9. Два скачка возможны только в противоположном движении.
  10. Тритон – это дьявол, требующий обязательного разрешения.

Также мелодия не строилась по аккордовым звукам, так как во времена формирования строгого стиля не существовало понятий о гармонии, об образовании аккордов. Это объясняется тем, что не было темперированного строя и тональности.

Но недостаточно было сочинить мелодию для получения полифонии. Необходимо было еще соединить ее с другими голосами. С целью соединения использовались различные техники, основными из которых являются:

  • Подголосочный метод – вместе с мелодией звучат, присочиненные подголоски, основанные на консонансах.
  • Простой двухголосный контрапункт – сочетание голосов, не предполагающее при последующих проведениях изменений. Между голосами присутствует ритмический и мелодический контраст.
  • Имитация (от лат. – подражание) представляет собой последовательное проведение темы во всех голосах.
  • Канон – непрерывно продолжающаяся имитация.

Со временем инструменты становились совершеннее, что поспособствовало к их самостоятельности и независимости от голоса человека. Появлялись особые музыкальные интонации-символы, создающие язык инструментальной музыки. Это стало основной причиной перехода к свободному стилю.

Свободный стиль: характерные черты, термины и понятия

Свободный стиль является художественно-историческим понятием. Выделяется в музыке с начала XVIIIвека, активно применяется композиторами и в наше время. Появление свободного стиля обосновывается увеличением технических возможностей инструментов, а также формированием темперированного строя.

Для большинства полифонических произведений, в том числе фуг, написанных в свободном стиле характерно наличие следующих музыкальных элементов:

  • Тема (proposta)–музыкальная мысль, обладающая образной яркостью и структурной завершенностью.
  • Ответ (reposta) – второе проведение в тональности D.
  • Противосложение–контрапункт к ответу.
  • Интермедия или небольшая связка–промежуточный музыкальный материал, имеющий связующую роль между проведением тем.

Развитие музыкального материала может достигаться при помощи следующих приемов:

  • Вертикально-подвижной контрапункт – перестановка голоса по высоте на выбранный интервал.
  • Горизонтально-подвижной контрапункт – перемещение мелодии по времени.
  • Двойной контрапункт – изменение по высоте и времени.
  • Мелодико-гармоническая секвенция применяется для развития интермедий. Представляет собой последовательность из секвенций – повторение музыкального оборота на разных ступенях лада.
  • Каноническая секвенция – канон, в котором конец переходит в начало на другой высоте.

Основные полифонические жанры

Условно можно разделить полифонические жанры, относящиеся к строгому и свободному стилям.

К строгому стилю относят прежде всего вокальную музыку:

  • Органум – средневековый жанр многоголосной музыки.
  • Баллада – строфический жанр вокальной музыки, распространенный в Средневековье.
  • Мотет – (в переводе со старофранцузского — слово) – вокальный, полифонический жанр. Содержание мотете передается через слова, распеваемые в нем. Отличается изысканностью и красотой.
  • Магнификат – полифоническое произведение, написанное на монодические хвалебные распевы, славящие Деву Марию.
  • Мадригал – вокальное сочинение с любовно-лирическим текстом на родном языке, первые образцы появились в Италии.

К свободному стилю относят как инструментальные, так и вокальные жанры:

  • Месса – жанр католической, церковной музыки, написанной в технике полифонического письма. Состоит из 5 частей. Язык текстов – латинский.
  • Ричеркар – жанр клавирной или органной музыки с применением имитационно-полифонической техники письма.
  • Канцона – многоголосная песня о любви с мелодическим аккомпанементом на лютне, клавесине или виоле.
  • Прелюдия – это пьеса-вступление, написанная в единой фактуре.
  • Фуга (с итальянского – бег) – самостоятельное произведение, основанное на имитационном развитии материала со строгим соблюдением формы.
  • Сюита – цикл танцевальных пьес.
  • Фантазия – полифоническое произведение в свободной форме.
  • Чакона – вариации, отличающиеся остинатной темой в басу, сохраняющей свой вид до конца произведения.
  • Пассакалья – медленный танец в трехдольном метре с неизменной гармонией.
  • Оратория – вокальное произведение для хора. Сюжетной основой часто выступали библейские сказания.
  • Кантата – многоголосное произведение, написанное в крупной форме для хора или солиста.
  • Инвенция (в переводе – изобретение) – инструментальное произведение, основанное на полифонических приемах.

Знаменитые композиторы в эпоху расцвета полифонии

Средневековая полифония

  • Филипп де Витри (1291 – 1361)– поэт, музыкант, священник и политик. Его музыка была популярна в верхних кругах аристократического общества. Основной язык в произведениях – латынь.
  • Гийом де Машо (1300 – 1377) – французский композитор, был назван «Последним трувером Франции». При жизни прославился как поэт. Стал создателем полного цикла мессы.
  • ФранческоЛандини (1325 – 1397)– поэт, певец и исполнитель на органе, лютне, арфе и скрипке. Получил славу еще при жизни в качестве коронованного поэта Кипра.

Эпоха ArsNova

  • Джон Данстейбл (1390 – 1453) – английский композитор, астроном и математик. В 16 веке за музыкантом закрепилась слава изобретателя полифонии. До современников дошли лишь 50 композиций.
  • ЙоханнесОкегем(1410-1497)–королевский композитор во Франции, советник и казначей. Был именован «Цветком среди музыкантов». Написал 14 месс, из которых до наших дней сохранились лишь 11.
  • ЖоскенДепре (1450-1521) – композитор, чье творчество считается вершиной нидерландской музыкальной культуры в эпоху ArsNova. Прославился благодаря созданию мотета «AveMaria». Создал мессу «L’ hommearmee», тема которой в дальнейшем стала музыкальным символом, обозначающим вооруженного человека.
  • ДжованниПалестрина (1525-1594)–певец, органист, композитор, руководитель капеллы. Заслужил славу «спасителя церковной музыки», которая переживала кризис. Автор 102 месс, 317 мотетов, 70 гимнов.
  • Орландо ди Лассо(1532-1594)– композитор, носивший титулы «Бельгийский Орфей» и «Князь Музыки». Благодаря красивому тембру голоса и артистизму с ранних лет достиг всемирной славы. Известно, что его неоднократно похищали из хора, в котором он пел. За жизнь создал более 600 месс, 800 мотетов и несколько сборников мадригалов.

Композиторы эпохи Барокко

  • Иоганн Пахельбель (1653-1706) – немецкий композитор, органист. Популярность и широкая известность к композитору пришла в XX веке, когда в Нью-Йорке стали активно исполнять Ре-мажорный канон.
  • Томазо Джованни Альбинони (1671-1751) – скрипач и композитор, живший в Венеции. Был знаменит своими операми при жизни, но в историю музыки вошел благодаря инструментальной музыке. И.С. Бах изучал музыку Альбинони и написал 3 фуги на его темы.
  • Антонио Вивальди (1678-1741) – скрипач-виртуоз, священник, капельмейстер, композитор. При жизни его называли «рыжий священник». И.С. Бах тщательно изучал концерты Вивальди в качестве образца.
  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – крупнейший немецкий органист и композитор, в чьем творчестве полифония достигла вершины мастерства. Наиболее знаменитыми полифоническими произведениями являются два тома «ХТК».
  • Георг Фридрих Гендель (1685-1759) – оперный композитор. Ярким полифоническим произведением является оратория «Мессия».

Со второй половины XVIII века до нашего времени композиторы продолжают использовать полифонические техники и приемы, комбинируя их с гомофонно-гармоническим складом музыкальной ткани. Изначальная гармония, красота и совершенство полифонии стали для многих авторов символом упорядоченности, высокой духовности и нравственности. Так, применение полифонических жанров в крупных музыкальных формах имеет отсылку к миру идеальному и гармоничному.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Теория музыки: музыкальное изложение, полифония, строгий стиль

Продолжая наши уроки по теории музыки, мы постепенно переходим к более сложному материалу. И сегодня мы с вами узнаем, что такое полифония, музыкальная ткань, и каким бывает музыкальное изложение.

Музыкальное изложение

Музыкальной тканью называют совокупность всех звуков музыкального произведения.

Характер этой музыкальной ткани называют фактурой, а так же музыкальным изложением или складом письма.

Музыкальное изложение может быть одноголосным и многоголосным.

Одноголосное музыкальное изложение разделяется на:

  • Монодию. Монодия – это одноголосная мелодия, чаще всего ее можно встретить в народном пении.
  • Удвоение. Удвоение лежит между одноголосием и многоголосием и представляет собою удвоение мелодии в октаву, сексту или терцию. Также может удваиваться и аккордами.

Многоголосное музыкальное изложение тоже имеет несколько видов:

1. Гомофония

Гомофония – состоит из главного мелодического голоса и других мелодически нейтральных голосов. Зачастую главный голос – верхний, но встречаются и другие варианты.

Гомофония может основываться на:

  • Ритмическом контрасте голосов

  • Ритмическом тождестве голосов (зачастую встречается в хоровом пении)

2. Гетерофония.

Еще может называться подголосочной или ветвистой полифонией. Чаще всего эту форму можно услышать в славянских народных песнях.

3. Полифония.

О полифонии мы поговорим далее и более подробно.

Полифония

Думаем, вам знакомо само слово “полифония”, и, возможно, вы имеете представление о том, что бы оно могло значить. Мы все помним всеобщий восторг, когда появились телефоны с полифонией, и мы наконец-то сменили плоские моно-мелодии на что-то более похожее на музыку.

Читайте также  Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора

Полифония – это многоголосие, основанное на одновременном звучании двух или более мелодических линий или голосов. Полифония является гармоническим слиянием нескольких самостоятельных мелодий воедино. В то время, как звучание нескольких голосов в речи станет хаосом, в музыке такое звучание создаст нечто прекрасное и ласкающее слух.

Полифония может быть:

1. Подголосочной. Образуется, когда одновременно звучит и основная мелодия, и ее вариации-подголоски. Обычно такой вид полифонии встречается в народной музыке.

2. Имитационной. Такая полифония разрабатывает одну и ту же тему, которая имитационно переходит из голоса в голос. На таком принципе основаны:

  • Канон – вид полифонии, где второй голос повторяет мелодию первого голоса с опозданием в такт или несколько, в то время, как первый голос продолжает свою мелодию. Канон может иметь несколько голосов, но каждый следующий голос все равно будет повторять изначальную мелодию
  • Фуга – вид полифонии, в котором звучит несколько голосов, и каждый повторяет основную тему, короткую мелодию, которая проходит через всю фугу. Мелодия зачастую повторяется в немного измененном виде.

3. Контрастнотематической. В такой полифонии голоса производят самостоятельные темы, которые могут даже относиться к разным жанрам.

Упомянув выше о фуге и каноне, хотелось бы показать вам их более наглядно.

Канон Frère Jacques

Фуга до-минор, И.С. Бах

Мелодика строгого стиля

Стоит остановиться на строгом стиле. Строгое письмо – это стиль полифонической музыки эпохи Ренессанса (XIV-XVI ст.), который разрабатывался нидерландской, римской, венецианской, испанской и многими другими композиторскими школами. В большинстве случаев этот стиль был предназначен для хорового церковного пения а капелла (то есть пение без музыки), реже строгое письмо встречалось в светской музыке. Именно к строгому стилю относится имитационный вид полифонии.

Для характеристики звуковых явлений в теории музыки используются пространственные координаты:

  • Вертикаль, когда звуки сочетаются одновременно.
  • Горизонталь, когда звуки сочетаются разновременно.

Чтобы вам было проще понять разницу между свободным и строгим стилем, давайте разберем из различия:

Строгий стиль отличается:

  • Нейтральной тематикой
  • Одним эпическим жанром
  • Вокальной музыкой

Свободный стиль отличается:

  • Яркой тематикой
  • Разнообразием жанров
  • Сочетанием и инструментальной, и вокальной музыки

Строение музыки в строгом стиле подчиняется определенным (и, конечно же, строгим) правилам.

1. Мелодию нужно начинать:

  • с I или V
  • с любой счетной доли

2. Заканчиваться мелодия должна на I ступени сильной доли.

3. Двигаясь, мелодия должна представлять собой интонационно-ритмическое развитие, которое происходит постепенно и может быть в виде:

  • повторения исходного звука
  • отхода от исходного звука вверх или вниз по ступеням
  • интонационного скачка на 3, 4, 5 ступеней вверх и вниз
  • движения по звукам тонического трезвучия

4. Стоит часто задерживать мелодию на сильной доле и употреблять синкопы (смещение акцента с сильной доли на слабую).

5. Скачки нужно сочетать с плавным движением.

Как видите, правил достаточно много, а это только основные.

Строгий стиль имеет образ сосредоточения и созерцания. Музыка в данном стиле имеет уравновешенное звучание и совершенно лишена экспрессии, контрастов и любых других эмоций.

Вы можете услышать строгий стиль в хорале Баха “Aus tiefer Not”:

А так же влияние строгого стиля можно услышать в поздних произведениях Моцарта:

В XVII веке строгий стиль сменился свободным стилем, о котором мы упомянули выше. Но в XIX веке некоторые композиторы все еще использовали технику строгого стиля, чтобы придать старинный колорит и мистический оттенок своим произведениям. И, несмотря на то, что строгий стиль в современной музыке не услышать, он стал основателем существующих на сегодняшний день правил композиции, приемов и техник в музыке.

Полифония второй половины XV века

ПОЛИФОНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV века

Во 2-й половине XV века мелосная концепция сменяется комплементарно-контрапунктической. Складывается новая система средств музыкального письма, получившего название «строгое письмо». Смена концепций происходила очень постепенно. Заметное обновление музыкального языка происходит в позднем творчестве Дюфаи. Начиная с мотета Miranda parit в многоголосии Дюфаи появляется большая строгость в ритме, в интонациях. Голоса становятся более однородными, в них проникают точные имитации. Новое качество гармонии показывает вертикаль, приближающаяся к чёткой функциональности в тяготениях. За пределы мелосной концепции Дюфаи не выходит, но он становится достижимым. У Окегема ещё больше признаков строгого письма. Многоголосие Жоскена и Обрехта показывает концепцию строгого письма полифонии полностью сформированной.

Строгий стиль – это комплементарно-контрапунктическая концепция, воплощённая с помощью определённой системы средств музыкального письма. Строгий стиль объединяет творчество всех композиторов Европы конца XV — XVI веков, являясь стилем эпохи. Вместе с тем, в самом строгом стиле есть свои этапы, индивидуальные художественные формы, довольно существенно отличающиеся друг от друга.

Каков комплекс признаков строгого письма?

1. отношение к мелодии и приёмы работы с cantus prius factus характеризуется особым, практически разработочным подходом. Заданный напев в виде полной, богато колорированной мелодии ( cantus floridus ) в строгом письме почти не встречается. Если используется полный напев, то в виде cantus firmus , в котором крупные длительности сильно раздвигают тоны мелодии. Для строгого стиля характерна работа с расчленённым напевом – от разделения его на отдельные фразы до вычленения из него отдельных мотивов. Колорирование, распевание напева постепенно уходят из строгого стиля, который представляет собой антитезу мелосной полифонии прежде всего в отношении колорирования. Изменилась и трактовка авторства, так как при уходе от колорирования мотивный материал, с которым работал композитор, не претендовал на авторскую индивидуальность. Авторская инициатива смещается в сторону приёмов развития и построения музыкальной формы. Сам материал при этом мог обладать максимальной обобщённостью, типичностью. Снятие «декора», упрощение интонаций было характерной тенденцией строгого письма.

2. в основе многоголосия строгого письма лежит не мелодия, но небольшие мотивы, представляющие мелодию хорала. Каждый голос в отдельности не является мелодией как таковой, но развивается по законам мелодии – плавно, волнообразно, с уравновешенными подъёмами и спадами, со скачками, заполненными поступенным движением в обратном направлении, с учётом скрытого голосоведения. Работая с мотивами и небольшими мелодическими фразами, композитор не упускает из виду линию каждого голоса. Условия формирования такой линии связаны с комплементарным взаимоотношением голосов в системе имитационной техники. При этом ни один голос нельзя оторвать от целого.

3. в строгом письме появляется представление о тематической значимости тех мотивов, которые многократно имитируются голосами. Выделять тематизм в определённую категорию до строгого письма не приходится, а в строгом письме требуется введение такого понятия как тематический мотив. Это сквозное имитационное письмо, что означает, что каждый раздел в музыкальной форме открывается новым тематическим мотивом, который имитационно проводится по всем голосам.

4. строгое письмо – это полифоническое искусство, предназначенное для хорового исполнения. Естественно, многоголосие, предназначенное для сольных голосов и сольных распевом, существенно отличается от многоголосия, предназначенного для хорового коллектива. Из хоровой специфики вытекают музыкальные свойства звукового материала и технические приёмы его многоголосной организации.

5. характерны широкое расположение голосов и звуковое поле с достаточно объёмным пространством. В мелосной полифонии не требовалось такого пространства. Там пространство ограниченное, основное различие заключено в тембрах голосов и инструментов. В строгом стиле у каждого голоса есть своё звуковое пространство, достаточно автономное. Размещаться в одном звуковом диапазоне, переплетаясь, накладываясь друг на друга, как это было в мелосной полифонии солистов, голоса в строгом хоровом письме не могут. Изменившийся объём звукового пространства потребовал новых взаимоотношений голосов, иных музыкальных форм и композиционных закономерностей. Пространственная диспозиция между голосами связана с установлением октавных и кварто-квинтовых отношений между ними. В унисон голоса могут вступать только тогда, когда количество их не размещается в допустимом для хора диапазоне звучания. Т.е. увеличение числа голосов ведёт не к расширению зоны звучания, а к возрастанию плотности хорового пространства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: