Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике! - OXFORDST.RU

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Предмет классической гармонии вызывает необходимость глубокого рассмотрения взаимосвязей между различными тональностями. Эта взаимосвязь, прежде всего, осуществляется сходством нескольких тональностей общими звуками (в том числе и ключевыми знаками) и называется родством тональностей.

Прежде необходимо чётко понять, что, в принципе, универсальной системы, определяющей степени родства тональностей, не существует, так как каждый композитор воспринимает и реализует эту взаимосвязь по-своему. Однако, всё же, в музыкальной теории и практике существуют и прочно утвердились некоторые системы, к примеру, Римского-Корсакова, Способина, Хиндемита и немногих других музыкантов.

Степени родства тональностей определяются близостью этих тональностей друг другу. Критерии близости – наличие общих звуков и созвучий (главным образом, трезвучий). Всё просто! Чем больше общего, тем ближе связи!

Пояснение! На всякий случай – в учебнике Дубовского (то есть бригадном учебнике гармонии) даётся чёткая позиция по поводу родства. В частности, справедливо замечено, что ключевые знаки – не главный признак родства, и он, к тому же, чисто номинальный, внешний. А вот что по-настоящему важно, так это именно трезвучия на ступенях!

Степени родства тональностей по Римскому-Корсакову

Самой распространённой (по числу приверженцев) системой родственных связей между тональностями является система Римского-Корсакова. В ней выделяются три степени или уровня родства.

Первая степень родства

Сюда входят 6 тональностей, которые по большей части различаются на один ключевой знак. Это те тональные строи, тонические трезвучия которых строятся на ступенях гаммы исходной тональности. Это:

  • параллельная тональность (все звуки одинаковые);
  • 2 тональности – доминантовая и параллельная к ней (разница в один звук);
  • ещё 2 тональности – субдоминанта и параллельная к ней (тоже разница на один ключевой знак);
  • и последняя, шестая, тональность – здесь случаи-исключения, которые нужно запомнить (в мажоре это тональность субдоминанты, но взятой в минорном гармоническом варианте, а в миноре – тональность доминанты, тоже взятой с учётом альтерации VII ступени в гармоническом миноре, и потому мажорной).

Вторая степень родства

В этой группе 12 тональностей (из которых 8 одного ладового наклонения с исходной тональностью, а 4 – противоположного). Откуда берётся ряд этих тональностей? Здесь всё, как в сетевом маркетинге: к уже найденным тональностям первой степени родства разыскиваются партнёры – свой набор тональностей… первой степени! То есть родственных к родственным!

Ей-богу, всё, как в математике – было шесть, к каждой из них ещё шесть, и 6х6 всего 36 – какая-то запредельность! Короче, из всех найденных тональностей выбираются только 12 новых (появляются в первый раз). Они то и будут образовывать круг второй степени родства.

Третья степень родства

Как вы уже, наверное, догадались, тональностями 3-й степени родства являются тональности первой степени родства к тональностям 2-й степени родства. Родственные к родственным родственных. Вот так вот! Увеличение степени родства происходит по одинаковому алгоритму.

Это самый слабый уровень связи тональностей – очень они друг от друга далеки. Сюда относятся по пять тональностей, которые при сравнении с исходными не обнаруживают ни одного общего трезвучия.

Система четырёх степеней родства тональностей

В бригадном учебнике (московская школа – наследуют традиции Чайковского) предлагается не три, а целых четыре степени родства тональностей. Весомого различия между московской и питерской системами нет. Оно состоит лишь в том, что в случае системы четырёх степенейтональности второй степени разделяются на две.

Напоследок… А зачем вообще надо разбираться в этих степенях? И без них вроде хорошо живётся! Степени родства тональностей, вернее их знание, пригодятся при игре модуляций. Например, о том как играть модуляции в первую степень из мажора, читайте здесь.

P.S. Отдохни! Не скучай! Посмотри видео, которое мы тебе приготовили. Нет, это не тот мультик про Масяню, это регтайм Джоплина:

Автор – Владимир Жеребцов + администратор

Музыкальные тональности

Создавать собственные произведения, умело играть на инструменте, красиво петь — всё это почти невозможно без базовых знаний из элементарной музыкальной теории. Тональности в музыке представляют собой высоту лада. Любую композицию можно сыграть или спеть в каждой из тональностей, это помогает лучше передать настроение и атмосферу, потому они важны для музыкантов так же, как краски для художника.

Мажорный или минорный лад можно сыграть на инструменте, спеть или построить от любой ноты. Эта нота называется тоникой. У каждой тональности есть название, благодаря которому можно легко понять, какой у неё лад и на какой высоте он расположен. Простой пример: C-dur, где С — это нота до (тоника), а dur говорит о мажорном ладе.

Буквенные названия

Для удобства музыкантов тональности обозначаются как кириллицей (до мажор), так и латиницей (C-dur). Буквенное обозначение тональностей в музыке предполагает прописные буквы для мажора и строчные для минора. Для упрощения записывать можно только первую часть названия: Fis понимают как фа-диез мажор. Запомнить их несложно, достаточно использования на практике и повторения во время занятий и упражнений. Кроме того, новичкам помогает придумывание собственных ассоциаций с обозначениями.

Родственные тональности

Родство тональностей в музыке подразумевает то, как соотносятся две отдельные из них по количеству и значению одинаковых аккордов. Чем больше совпадающих нот, тем более близкими они являются:

  1. Первая степень родства — самая объёмная. Это те тональности, у которых тонические трезвучия относятся к числу общих аккордов. У каждой тональности есть шесть родственных из этой степени. К примеру, у ля минора — до мажор, ре минор, ми минор, ми мажор, фа мажор, соль мажор.
  2. Вторая — 4 тональности, у которых два идентичных аккорда и два знака разницы в альтерации (до-мажор и ре-мажор).
  3. Третья — 8 с одним совпадающим трезвучием.
  4. Четвёртая — те, у которых нет одинаковых трезвучий.

Уровень родства влияет на способность перехода из одной тональности в другую и обусловливает её звучание. Транспонировать мелодию помогают также компьютерные программы, синтезатор и прочие электронные устройства.

Классификация

Характеристика в музыке соответствует их способности к разнообразному и сложному взаимодействию. Их отношения упорядочивают таким образом:

  • параллельные. Их особенность — равное количество ключевых знаков, но разные тонические функции. Проще говоря, набор звуков полностью одинаков, но отличается тоника. Пример: соль мажор и ми минор;
  • одноимённые — имеют общую тонику, но несовпадающий лад и альтерации при ключе (соль мажор и соль минор);
  • однотерцовые — общая терция (третий звук в трезвучии), но разные тоники, лад и знаки. Пример: до мажор и до-диез минор, в их трезвучиях одинаковый терцовый тон ми.

Для всех существующих тональностей можно подобрать параллельную, одноимённую или однотерцовую. На английском языке параллельные называют родственными, а одноимённые — параллельными, что иногда приводит к погрешностям при переводе на русский.

Как определить тональность

Музыканты подстраивают аккомпанемент под голос исполнителя, экспериментируют со звучанием песен и т. д. Для того чтобы распознать тональность, нужно:

  • посмотреть и опознать знаки альтерации (диез или бемоль). Нет знаков только у до мажор и ля минор;
  • найти в произведении тонику (эта нота будет звучать своевременно в каждый момент композиции);
  • определить лад мелодии по общему настроению, атмосфере и трезвучию.
Читайте также  Игра боем на гитаре для начинающих

На протяжении произведения тональность может меняться, а также встречаются композиции, в которых практически невозможно выделить какую-то одну из тональностей (политональные, атональные). Для того чтобы их хорошо опознавать, важно заниматься распознаванием на слух, запоминать, а также изучить альтерации. Регулярные занятия и упражнения помогут эффективно овладеть теоретическими знаниями и закрепить их на практике.

Существует редкое психологическое явление, так называемый цветной слух. Он позволяет человеку создавать ассоциации тональностей с определённым цветом, такой способностью обладали некоторые знаменитые композиторы.

А — Тональности I степени родства по Н. А. Римскому-Корсакову

Получившая широкое распространение в нашей стране (в учеб­ных курсах гармонии), система тонального родства Римского-Корса­кова — при ее несомненных больших достоинствах и практической Целесообразности — все же не соответствует живой практике компо­зиции, особенно в том, что относится к связи отдаленных тональнос­тей (модуляции почти никогда не делаются по планам, вытекающим из систематики 2-й и 3-й степеней родства). Не оправдывает себя и ряд предписаний к построению тональных планов (в особенности за­прет одного из самых необходимых приемов — многократного шага

на один и тот же интервал, — см., например, начало разработки I части 4-й симфонии Чайковского). Едва ли правильно игнорирова­ние одноименной тональности как ближайшей (в музыке, где приме­няется мажоро-минорный лад, одноименная тоника легко подменя­ет собой основную, даже и безо всякой модуляции, то есть + Т к °Т ближе, чем + D). Так, неверно, что к C-dur ближе f-moll (находящий­ся в 1-й степени родства), чем c-moll (который оказывается во 2-й). Переход в одноименный лад — это ладовое отклонение (модальное отклонение), в отличие от отклонения тонального.

Одна из лучших систематик тонального родства принадлежит И. В. Способину (в двух вариантах; см. Лекции по курсу гармонии. С. 42-44), пример 141.

Система тонального родства И. В. Способина (1-й вариант)

I Тональности диатонического родства II Тональности мажоро-минорного родства
III Тональности хроматического родства
I Тональности диатонического родства II Тональности мажоро-минорного родства
III Тональности хроматического родства

Новый шаг в системе Способина — учет распространенности в музыке мажоро-минорной системы, легкого перехода через одно­именную тонику (а она не случайно стоит первой за пределами соб­ственно диатоники) в тональности диатонические, ей столь же близ­кие, как и основная диатоника. Мажоро-минорное родство, собствен­но, должно быть у Способина не 2-й степенью или второй группой (Способин скептически высказывался о категоричности разведения родственных тональностей по разным классам-степеням), а второй половиной тональностей первой группы. Тогда всего групп должно

стать не три, а две: I (а, б), II. Однако с учетом положения одноимен­ной тоники в мажоро-минорном ладу отнесение ее в группу тональ­ностей после всей диатоники не кажется убедительным. Если быть более последовательным в идее систематики Способина, то следова­ло бы, вероятно, ввести одноименную тонику в группу тоники, сде­лать соответственно 1-ю степень «двухъярусной» (где оба «яруса» почти равнодоступны с точки зрения двухладовой тоники), перевес­ти неаполитанскую гармонию в группу ладовых смешений вместе с традиционными гармониями мажоро-минора, перевести мажорную медианту (большую терцию вверх) также в группу ладовых смеше­ний, учесть обратно-функциональный характер родства некоторых гармоний (например, C-dur к h-moll находится в таком же отноше­нии, как и Des-dur к C-dur). Получится следующий вариант систе­матики тонального родства (пример 142).

Диатоническое (моноладовое) родство

Не избавлена система Способина от общего недостатка систематик родства тональностей: непроясненности вопроса о том, к чему же соб­ственно относятся систематики — к модуляциям или к отклонениям? Ведь если это отклонения, тогда, конечно, II ступень мажора ближе к тонике, чем, скажем, мажорная гармония III. A вот если взять моду­ляции, тогда картина резко меняется: III — встречается много чаще, чем находящаяся в диссонантно-секундовом отношении II.

И еще один общий вопрос возникает по отношению ко всем си­стемам родства тональностей: на какой состав (и пропорции) элемен­тов тональностей рассчитана систематика; соответственно — к то­нальности, на какой стадии ее эволюции они относятся? Ведь ясно, что система Римского-Корсакова, при всем ее идеально-математи­ческом совершенстве, не соответствует комплексу элементов тональ­ности времен XVII в. (да и последующих XVIII и XIX) и что почти все системы непригодны для понимания музыки XX в., тем более для ее сочинения.

В музыке XX в. структура тональности радикально изменилась. Композиторы уже не пользуются просто априорно готовыми блоками-комплексами тональных элементов (по принципу Modus prius factus или Tonus prius factus), a создают структуру тональности (системы) вместе с сочинением темы, фактуры и т. д. И если прежние системы тонального родства претендовали на всеобщность, ибо всеобщими были сами тональные структуры (несмотря на ощутимую эволю­цию), то принцип индивидуального творчества тональной структуры делает и родство явлением не системным, а индивидуальным. Како­вы конкретные тональные структуры, таковы и конкретные сход­ства или несходства между ними. (Так, в теме охотников из «Пети и волка» Прокофьева к основной тональности C-dur самой близкой оказывается H-dur, так как этот C-dur состоит всего из двух аккор­дов: C-dur и H-dur.)

Ну и, наконец, остается большим вопросом, чего добивается ком­позитор — связности, плавности и мягкости перехода от одной то­нальности к другой или же, наоборот, эффекта яркости, неожидан­ности, непредвидимости.

Что же касается классико-романтической гармонии, то связи между тональностями в большой мере зависят от конкретной тонально-функциональной структуры тональности на всяком этапе ее эволюции. По мере расширения границ данной тональности (мажо­ро-минорные объединения, альтерация и др.) усиливается ее родство отдаленным тональностям (и тенденция ко «всетональности»).

1. Беляев В. М. «Анализ модуляций в сонатах Бетховена» С. И. Танеева // Русская книга о Бетховене. М., 1927.

2. Дилецкий Н. П. Идеа грамматики мусикийской // Памятники русского музы­кального искусства. Вып. 7. М., 1979.

3. Маркс А. Б. Всеобщий учебник музыки [1839]. М., 1893.

4. Римский-Корсаков Н. А. Учебник гармонии. Вып. 1-2 [1884-1885] // Полное собрание сочинений. Т. IV, М., 1960.

5. Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М., 1969.

6. Танеев С. И. Несколько писем по музыкально-теоретическим вопросам // С. И. Та­неев. Материалы и документы. Т. I. М., 1952.

7. Танеев С. И. Подвижной контрапункт строгого письма [1909]. 2-е изд. М., 1959. Вступление.

8. Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. 3-е изд. М., 1966.

9. Холопов Ю. Н. Тональность // Музыкальная энциклопедия. Т. 5. М., 1981.

Родство тональностей

В тональной музыке в качестве основных (или главных) используются, как известно, тридцать различных тональностей и все они находятся в определенных связях или соотношениях друг с другом. Наиболее близкими по отношению к данной являются тональности, имеющие с ней много общего либо в звуковом составе и, следовательно, аккордике, либо обнаруживающие непосредственное ладофункциональное соподчинение их тонических трезвучий, как главных трезвучий лада. На этих основаниях все тональностим подразделяются на родственные и неродственные* [Существуют различные взгляды на родство тональностей, в соответствии с которыми строятся системы, включающие в себя несколько степеней родства. Однако поскольку этот вопрос достаточно подробно изучается в курсе гармонии, здесь мы ограничимся подразделением всех тональностей только на родственные и неродственные.] Наиболее близкими, или родственными (в строгом смысле слова), являются лишь тональности, находящиеся в диатоническом родстве (то есть в первой степени родства) друг с другом, все же остальные будут считаться неродственными.

Читайте также  Необыкновенные музыкальные способности

Для каждого мажора родственными будут те шесть тональностей, тонические трезвучия которых встречаются на основных ступенях данного лада, а именно:

тональность параллельного минора (то есть VI ступени);

тональности доминанты и субдоминанты и параллельные им минорные тональности (то есть, соответственно, III и II ступеней);

тональность минорной субдоминанты (IV г ) — от гармонического вида данного мажора:

Для каждого минора родственными будут тоже шесть тональностей, тонические трезвучия которых встречаются на основных ступенях данного лада, а именно:

тональность параллельного мажора (то есть III натуральной ступени);

тональности натуральной доминанты (d н ) и субдоминанты и параллельные им мажорные тональности (то есть, соответственно, VII н и VI ступеней);

тональность мажорной доминанты(D г ) — от гармонического вида данного минора:

Примечание: В схемах сплошными линиями и стрелками показаны тональности, находящиеся в диатоническом родстве с данной главной тональностью (в том числе и параллельные между собой побочные тональности).

Пунктирными линиями (без стрелок) обозначены непосредственные родственные связи между остальными побочными тональностями данной ладовой системы.

Итак, в диатоническом родстве с данным мажором находятся две мажорные и четыре минорные тональности, а с данным минором—две минорные и четыре мажорные тональности.

Разница в ключевых знаках при этом бывает различной и потому не может служить единственным достоверным признаком близости или отдаленности сравниваемых тональностей. Так, у параллельных тональностей ключевые обозначения всегда одни и те же, потому что звуковой состав, их натуральных видов идентичен.

Тональности доминанты и субдоминанты и их параллельные тональности всегда отличаются от данной мажорной или минорной тональности на один ключевой знак: доминантовые — в сторону увеличения диезов, субдоминантовые — в сторону увеличения бемолей. А вот тональности гармонической (минорной) субдоминанты для мажора и гармонической (мажорной) доминанты для минора разнятся с основной тональностью сразу на четыре ключевых знака: первая — в сторону увеличения бемолей, вторая — в сторону увеличения диезов. Кстати, это обстоятельство широко используется в модуляционной технике для ускорения переходов в далекие тональности.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Значение «родство тональностей»

Что означает «родство тональностей»

Словарь музыкальных терминов

Родство тональностей

соотношение двух тональностей, определяемое количеством и значением общих аккордов (т. е. тех аккордов, кото­рые состоят из звуков, общих для обеих тональностей). В мажоро-минорной системе ладов родство тональностей имеет три степени: первая степень — тональности, в которых тонические трезвучия принадлежат к числу общих аккордов. Каждая тональность имеет шесть тональностей пер­вой степени родства (две того же лада и четыре — противополож­ного); напр., для C-dur — G-dur, F-dur, d-dur, e-moll, a-moll, f-moll; для c-moll — g-moll, f-moll, Es-dur, As-dur, B-dur, G-dur; вторая сте­пень— тональности, имеющие хотя бы одно общее трезвучие (но не тоническое). Каждая тональность имеет 11 тональностей второй степени родства (восемь того же лада и три противоположного); напр., для C-dur—В-dur, D-dur, Es-dur, As-dur, Des-dur, A-dur, E-dur, H-dur, g-moll, h-moll, b-moll; третья степень — тональности, в которых нет ни одного общего трезвучия. Каждая тональность имеет пять тональностей третьей степени родства (одну того же лада и четыре — противоположного); напр., для C-dur — Fis-dur, fis-moll, cis-moll, gis-moll, dis-moll; для c-moll — fis-moll, Fis-dur, H-dur, E-dur, A-dur.

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»

Морфологический разбор «родство тональностей»

Фонетический разбор «родство тональностей»

Значение «родство тональностей»

Карточка «родство тональностей»

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.
Читайте также  Что такое компьютерная музыка?

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: