Способы игры на гитаре - OXFORDST.RU

Способы игры на гитаре

Техники игры на гитаре: распространенные приемы

Освоенная техника игры на гитаре — главная цель любого гитариста. Гитаристы пытаются добиться скорости пальцев, разучивая сложные композиции. Они забывают, что звучание должно быть ровное и чистое.

Гитара — универсальный инструмент, способный выразить мелодию с фактурами: гармония, бас. Умелый музыкант извлекает из гитары невообразимое число мелодий. Техника игры подразумевает умение пользоваться различными приемами звукоизвлечения в совокупности. База техники игры на бас-гитаре и на обычном инструменте — извлечение звука. Качество художественного произведения зависит от качества звуков, извлекаемых из инструмента.

Варианты гитарного звукоизвлечения бывают разнообразными. Бой и перебор — наиболее распространенные виды техник. Они используются под аккомпанемент пению. Играть боем научиться несложно, главное — соблюдать ритм композиции. А при переборе струн пальцами необходимо запомнить последовательность струн в композиции. Переборы бывают как классические, так и индивидуальные.

Приемы игры на гитаре

Не стоит путать технику игры с приемами, так как приемы украшают или дополняют звукоизвлечение.

На заметку! Если использовать слишком много дополнений, то у слушателей создается впечатление отсутствие у музыканта вкуса. Хотя некоторые композиции предполагают избыток таких приемов.

Некоторые приемы достаточно просты. А другие иногда заставляют долго и усердно тренироваться, прежде чем их сыграть.

Самый простой прием — глиссандо. Чтобы его сыграть, нужно поставить палец левой руки на любую струну, щипком извлечь звук и медленно переместить палец вперед или назад по грифу гитары.

Еще один интересный прием в игре — апояндо. Этот стиль — щипок, после которого палец перемещается на соседнюю струну. Применив апояндо, музыкант наделяет исполняемое произведение более глубоким и полным звуком.

Гитарист должен усвоить медиаторную технику игры. Медиатор — небольшая пластинка, которой музыкант извлекает звуки из струн. Он обеспечит насыщенный бой и четкие переборы. Плектр предпочитают использовать музыканты, играющие на электроинструментах.

Техники игры на гитаре

Чтобы полностью освоить игру на гитаре, необходимо изучить основные техники. Позволяет создавать уникальные и красивые композиции.

Легато

Легато — прием игры, который имеет первостепенное значение. Он относится к приему исполнения левой руки, при помощи которого можно связать ноты, идущие подряд как можно теснее. Звук получается мелодичный и непрерывный. Прием, при котором звук извлекается путем скольжения пальцев левой руки по грифу гитары, называется легато-глиссандо.

Вибрато

Иногда, слушая любимые композиции, вы наверняка замечаете, что нота звучит долго и с небольшим дрожанием. Такой прием называется вибрато. Его обычно используют на первой струне, реже — на второй и третьей, делая исполняемую композицию яркой. Удобнее всего выполнять этот прием средним пальцем левой руки. Необходимо уметь делать вибрато всеми пальцами, при этом большой палец должен быть неподвижен. Скорость вибрато связана со стилем играемого произведения.

Подтяжка

Если струну во время игры подтянуть пальцем или несколькими пальцами вверх или вниз, то мелодия в этот момент звучит на тон выше или ниже. Эта техника называется «подтяжка», по-другому ее называют «бэнд». Из-за того что положение струны меняется, меняется и звук. Такой прием используют музыканты, играющие на электрогитарах и бас-гитарах.

Тремоло

Тремоло — самый распространенный вид игры на гитаре. Подразумевает под собой многократное повторение звука — три пальцы движутся поочередно. Большой палец обеспечивает бас, а трехпальцевая последовательность — тремоло. На электрогитаре тремоло исполняется при помощи медиатора. Техника игры на бас гитаре — это перебор пальцами по струнам. В случае с тремоло бас-гитаристы также используют плектр.

Необычные стили игры

Помимо основных техник, существуют необычные приемы. Они позволяют наполнить мелодию неожиданными переходами.

Пиццикато

Распространенная техника игры. Этот прием подразумевает легкое глушение звука ребром ладони. Чтобы его осуществить, музыкант должен во время звучания мелодии, слегка положить ребро ладони правой руки на струны. При игре на электрогитаре при помощи пиццикато можно контролировать громкость и длительность звуков.

Диссонанс

Чтобы сыграть в стиле диссонанс, необходимо настроить одну или несколько струн на нехарактерный для них тон. Подобная игра мало где применяется. Однако, композиции Джона Доуленда — британского композитора — необходимо играть именно такой техникой.

Фламенко

В традиционном испанском стиле фламенко широко распространены еще два вида техники игры на гитаре: гольпе и тамбурин. Гольпе представляет собой удар безымянным или средним пальцем руки по деке гитары. Звук, который извлекается тамбурином, похож по звучанию на народный одноименный инструмент. Правая рука ударяет по струнам около подставки, используя свою тяжесть. Такая техника неплохо звучит на электро- и бас-гитаре.

Таппинг

Извлечение звуков путем постукивания по струнам – одна из разновидностей легато, которая называется таппингом. Если зажать струну на одном ладу, а затем резко ударить другим пальцем по этой струне, но одним или несколькими ладами выше, то слышится интересное звучание. Стуки по струнам называются hammer-on. К таппингу также относится своеобразное сдергивание пальца со струны, называемое pull-of. При таком приеме звук получается звонкий и четкий, но обладает не слишком долгим звучанием.

После освоения одноручного таппинга, можно развить игру в этом стиле и второй рукой. Создается впечатление, что играют несколько гитар. Это происходит, благодаря сразу нескольким мелодическим линиям.

Фингерпикинг

Фингерпикинг — его еще называют фингерстайл. Получил широкое распространение среди музыкантов, играющих блюз и кантри. Фингерпикинг — техника игры на гитаре, дающая возможность полностью раскрыть гитару, потому что при таком приеме можно играть как аккомпанемент, так и мелодию, причем одновременно. Пальцевой стиль совмещает слэп, флажолеты и некоторые другие стили игры.

Как улучшить технику игры

Обучение игре на гитаре — не всегда скучное и нудное занятие. Необязательно заучивать ноты и искать их на грифе гитары.

На заметку! Начинающему гитаристу важно знать, что существуют безнотные способы записи композиций — табулатура и аккорды, разучить которые сможет с легкостью любой новичок.

Вот простые советы начинающему гитаристу:

  1. Освойте правильную технику хвата грифа гитары.
  2. Для улучшения гитарных навыков необходима правильная постановка пальцев левой руки при взятии аккордов и нот.
  3. Делайте упражнения в полной тишине, чтобы никакие шумы не отвлекали от игры.
  4. Используйте метроном, чтобы не сбиваться с ритма.
  5. Не избегайте сложных аккордов. Разучивайте новые методики исполнения и гаммы.
  6. Ознакомьтесь с музыкой и техникой игры известных гитаристов. Джимми Хендрикс, Стив Вай, Эрик Клэптон отличились своей виртуозной игрой на электрогитаре. Но среди и бас-гитаристов есть легендарные личности: Джеймс Джемерсон, Жако Пасториус, Фли, Виктор Вутен.

И, конечно, играть на гитаре нужно ежедневно. Необязательно сидеть часами, достаточно несколько получасовых подходов в день.

Советы гитаристам

Ни один новичок не обходится без учебного пособия. Самый популярный самоучитель по игре на гитаре составил и опубликовал музыкант и композитор Фил Капоне. Существует самоучитель и книга под названием «Гитара. Отличная техника игры за 10 минут в день». Его система проста и доступна каждому желающему овладеть инструментом. В книге собраны уроки по разучиванию гамм, легато и последовательных аккордов.

Хороший инструмент — приятная игра. Каждый музыкант должен хранить и ухаживать за своим музыкальным орудием. Навык игры на гитаре во многом зависит от самого инструмента. Нужно следить за состоянием грифа, деки и накладки. Струны — расходный материал, который легко меняется. Повреждения и растянутости влияют на акустическое звучание струн. Для удачной игры меняйте комплекты струн один раз в два месяца.

Берегите корпус инструмента от воздействия влаги, солнечных лучей и сквозняков. Дека гитары состоит из дерева. Под влиянием окружающей среды деформируется и подвергается деструкции.

Способы игры на гитаре

Сколько уже говорено-переговорено о том, как можно играть на гитаре! Всевозможные самоучители (от профессионально-нудных до примитивно-дилетантских), многочисленные интернет-статьи (и толковых, и бестолковых), онлайн-уроки – все уже пересмотрено и перечитано по нескольку раз.

Вы спрашиваете: «Зачем же мне тратить свое время на изучение этой статьи, если кругом информации хоть отбавляй?» А затем, что довольно сложно найти описание всех способов игры на гитаре в одном месте. Прочитав же этот текст, вы убедитесь – есть еще места в Интернете, где сжато и точно подается информация и о гитаре и способах игры на ней.

Что такое «способ звукоизвлечения», в чем его отличие от «приема игры»?

На первый взгляд эти два понятия идентичны. На самом же деле отличие между ними существенное. Натянутая гитарная струна – это источник звука и то, как мы заставим ее колебаться и собственно звучать, называется «способ звукоизвлечения». Способ извлечения звука является базой техники игры. А вот «прием игры» – это в некотором роде украшение или дополнение к извлечению звука.

Приведем конкретный пример. Бряцните по всем струнам правой рукой – этот способ извлечения звука называется удар (чередование ударов – бой). А теперь ударьте большим пальцем правой руки по струнам в районе подставки (удар должен быть выполнен в виде резкого поворота или замаха кисти в сторону большого пальца) – этот прием игры называется тамбурин. Два приема похожи друг на друга, однако первый является способом извлечения звука, он используется довольно часто; а вот второй – это в некотором роде вид «удара», и поэтому является приемом игры на гитаре.

Более подробно о приемах читайте тут, а в этой статье мы остановимся на описании способов звукоизвлечения.

Читайте также  Как появился этот сайт

Все способы гитарного звукоизвлечения

Удар, бой и расгеадо

Удар и бой чаще всего используются как аккомпанемент пению. Овладеть ими совсем просто. Самое главное – это соблюдать ритм и направления движений руки.

Одной из разновидностей удара является расгеадо – колоритный испанский прием, представляющий собой поочередный удар по струнам каждым из пальцев (кроме большого) левой руки. Перед тем как выполнить расгеадо на гитаре, следует попрактиковаться без инструмента. Сожмите руку в кулак. Начиная с мизинца, пружинисто выпускаете зажатые пальцы. Движения должны быть четкими и упругими. Попробовали? Перенесите кулак к струнам и проделайте то же самое.

Тирандо и апояндо

Следующий прием – тирандо или игра щипком. Суть приема – поочередное дергание струн. Этим способом звукоизвлечения играют стандартные переборы. Если вы решили овладеть тирандо, то особое внимание обращайте на руку – при игре она не должна быть зажата в кисти.

Прием апояндо (или игра с опорой на соседнюю струну) очень характерен для музыки Фламенко. Этот способ игры выполнять проще, нежели тирандо – при щипке струны палец повисает не в воздухе, а опирается на соседнюю струну. Звук в этом случае более яркий и насыщенный.

Имейте в виду, что тирандо позволяет играть в быстром темпе, а вот игра с опорой существенно тормозит гитариста в темпе исполнения.

В следующем ролике представлены все вышерассмотренные способы звукоизвлечения: расгеадо, тирандо и апояндо. Причем апояндо играет преимущественно большой палец – это и есть «фишка» фламенко, одноголосная мелодия или мелодия в басу всегда играется на опоре большим пальцем. При ускорении темпа исполнитель переходит на щипок.

Слэп – коронный «прием» бас-гитаристов

Слэп можно еще назвать преувеличенным щипком, то есть исполнитель дергает за струны таким образом, что они, ударяясь о порожки гитары, издают характерный щелкающий звук. Как способ звукоизвлечения на классической или акустической гитаре используется редко, здесь он более популярен в виде «эффекта неожиданности», имитирует выстрел или хлест кнута.

Прием слэп знают все бас-гитарсты: кроме подцепки струн указательным и средним пальцем они еще ударяют большим пальцем по толстым верхним струнам басухи.

Отличный пример техники исполнения слэпа можно увидеть в следующем видео.

Тэппинг или фортепианная техника

Самый юный способ звукоизвлечения (ему не больше 50 лет) носит название теппинг. Папой теппинга можно смело называть флажолет – он усовершенствовался с появлением сверхчувствительных гитар.

Теппинг может быть одно- и двухголосным. В первом случае рука (правая или левая) ударяет по струнам на грифе гитары. А вот двухголосный теппинг похож на игру пианистов – каждая рука играет свою независимую партию на грифе гитары путем ударов и стягиваний струн. Из-за некоторой схожести с игрой на фортепиано, этот способ звукоизвлечения и получил второе название – фортепианная техника.

Отличный пример применения теппинга можно посмотреть не в безызвестном фильме «Август Раш». Руки в ролики – это не руки Фрейди Хаймора, играющего роль мальчика-гения. На самом деле – это руки Каки Кинг, известной гитаристки.

Каждый выбирает для себя ту технику исполнения, которая ему более близка. Те, кто предпочитает петь песни под гитару – осваивают технику боя, реже перебор. Те, кто желает играть пьесы – изучают тирандо. Более сложные техники слеп и теппинг – нужны тем, кто собирается связывать свою жизнь с музыкой если не с профессиональной стороны, то с серьезно-любительской.

Приемы игры, в отличие от способов звукоизвлечения, не требуют особых усилий в освоении, так что обязательно изучите технику их выполнения в этой статье.

Способы игры

В категории Способы игры Вы можете познакомиться с различными способами игры на гитаре. Например с игрой с применением слайда или медиатора. Так же в данном разделе представлены различные расширенные техники игры, такие как Пиццикато, Тамбор и другие. Посещая раздел Способы игры, Вы узнаете много нового о способах игры на гитаре и сможете подобрать для себя оптимальный.

В этом уроке Вы научитесь применять прием перемещения по октавам на гитарном грифе.

Сегодня я покажу вам интересный способ игры с участием указательного пальца звукоизвлекающей руки, который обычно используется при двуручном тэппинге.

В этом уроке представлены 9 примеров использования пальцевой техники игры на гитаре. Вы узнаете, что пальцами можно играть как на акустической гитаре, так и на электрогитаре. Как ритм-партии, так и мелодии с соло.

В этом уроке Вы научитесь исполнять скрэтчи (scrapes) на электрогитаре. Познакомитесь с 10 видами различных скрэтчей и слайдов.

В этом уроке представлены 9 упражнений на технику чикен-пикинг (Chicken Pickin) с табами и аудиоприложением.

Фраза, которую я продемонстрирую вам сегодня, основана на пентатонической гамме с пониженной пятой ступенью (блюзовой гамме) в тональности В мажор. Играть ее будем с помощью тэппинга и легатной техники.

В этом уроке Вы рассмотрите пять основных техник исполнения вибрато на гитаре. Пять примеров исполнения вибрато от легендарных гитаристов.

Практические упражнения на акустической гитаре от Джо Игана, которые направлены на то, чтобы расширить звучание простых аккордов, сделать их более интересными и мелодичными.

Для чего нужен каподастр? Как пользоваться каподастром? Упражнения на гитаре и песни с каподастром — все это Вы найдете в этом уроке.

Существует несколько вариантов игры переменным штрихом на акустической или электрогитары. Сегодняшний урок поможет Вам найти Вам наиболее удобный вариант.

В этом уроке рассмотрим 5 необычных приемов для электрогитары, которые удивят Ваших слушателей и придадут Вашим соло новый окрас.

В этом уроке разберем фрагменты из композиции “The Impossible” Майка Дауса на акустической гитаре. В уроке представлены 5 примеров полиритмии на гитаре.

В этом уроке я предлагаю изучить 8 упражнений для гитары на технику пальцевого переката. В уроке Вы найдете табы, ноты и аудио-приложение.

Если Вы хотите научиться играть гибридной техникой на гитаре (одновременно медиатором и пальцами), обязательно пройдите этот урок.

В этом уроке Вы научитесь имитировать бенды рычагом, но на гитаре с жестким бриджем, то есть без машинки флойдроуз. Табы, ноты и аудио к уроку прилагаются.

В этом уроке Вы познакомитесь с новым способом звукоизвлечения на гитаре — кросспикинг. Видео к уроку прилагается.

В этом уроке представлены упражнения с использованием слайдов и легатной техники. Если Вы хотите разнообразить звучание своих композиций, обязательно изучите данный урок.

В этом уроке Вы познакомитесь с основами игры на перкуссивной акустической гитаре. Другими словами Вы научитесь правильно стучать по гитаре.

В этом уроке Вы научитесь правильно применять каподастр. В уроке представлены несколько упражнений с применением каподастра. Ноты, табы и треки прилагаются.

Этот урок для тех, кто хочет научиться играть на гитаре в африканском стиле. В уроке разобраны мелодии, соло и бой на гитаре в африканском стиле.

Наверняка вам уже приходилось слышать какой-нибудь странный, но очень клевый звук, издаваемый гитарой, и вы думали: «Как же, черт возьми, это делается?!» Если да, эта статья для вас.

Фраза, которую можно играть с помощью гитарного девайса — би-бендера. Если Вы еще не знаете, что это такое — обязательно прочтите. Видео прилагается.

Интервью с Ангусом «Да будет рок» («Let There Be Rock») начинается с обсуждения динамики медиаторной атаки. Несколько советов игры медиатором от короля блюз-рок-гитары.

Арпеджио – это отличный способ разнообразить игру и поупражнять пальцы. Из них можно составлять риффы, использовать в соло и создавать мелодии. Полезная, в общем, штука.

В этом посте я хотел бы поговорить о технике, которая применяется для выполнения быстрых фраз с применением арпеджио. Новый способ исполнения с применением прыжков через струны.

Заливка (или заполнение) — это краткие инструментальные вставки, занимающие пространство между вокальными линиями, несомненно, берут свое начало во времена становления блюза. В этом уроке представлены три способа заливки с аудиоприложением.

Мелизмы (орнаменты или форшлаги) — это, как следует из самого их названия, разнообразные украшения, добавляемые в музыкальное произведение композитором или исполнителем и соответствующие определенному стилю, историческому периоду и/или традициям.

Флажолет называется искусственным по той причине, что он не может быть исполнен на открытой струне (струна зажимается на каком-либо ладу левой рукой), и получаемый флажолет не является для этой струны естественным.

Гармоника — натуральный флажолет. Гармоники на гитаре. Натуральный флажолет на гитаре.

Тремоло — это одна нота, повторяемая несколько раз с высокой скоростью; эта техника может быть вам знакома по игре, например, на мандолине.

Расширенными техниками называются необычные стили игры, отличающиеся от общепринятого использования инструмента, которые в основном стали появляться и развиваться в последние сто лет.

Как научиться играть на гитаре с нуля (за 14 дней): инструкция для начинающих

В этой статье я постараюсь ответить на вопрос, как научиться играть на гитаре с нуля, если вы решили освоить инструмент самостоятельно, не знаете, с чего начать обучение и как построить занятия. Я играю на гитаре уже больше 15 лет и в этой статье хочу поделиться с посетителями сайта akkords.pro и подписчиками одноимённого YouTube-канала тем, что мне кажется важным.

Не будем затягивать вступление. Заваривайте чай, устраивайтесь поудобнее и давайте разбираться, с чего начать обучение игре на гитаре.

С чего начать обучение игре на гитаре

С чего начинается любое обучение? С постановки цели. Как тривиально, правда? Согласен, но как научиться играть на гитаре и правильно выстроить занятия, если вы не видите конечную цель?

Читайте также  Тропарь и кондак празднику преображения господня – ноты обиходных распевов.

Есть несколько разных сценариев:

  • вы хотите играть на гитаре любимые песни, петь эти песни в компании друзей, словом — хотите научиться играть на гитаре на базовом уровне и не стремитесь стать невероятно успешной рок-звездой в ближайшем будущем;
  • вы хотите стать профессиональным музыкантом, работать в студии, колесить по гастролям в качестве сессионного музыканта или неистово поливать импровизационные соло вместе с такими же безумцами, которые из всех жанров музыки признают исключительно фри-джаз.

Как вы понимаете, в первом и втором случае нужно прилагать разные усилия и если в первом случае занятий по 2-3 часа в день в течение пары недель достаточно чтобы выучить пару аккордов и какой-нибудь бой, а за пару месяцев таких занятий вы вполне сможете сыграть несколько простых песен, то во втором случае речь идёт об усердных занятиях 24/7 как минимум в течение нескольких лет.

Несмотря на то, что пути развития в этих двух направлениях будут сильно отличаться — ваше обучение игре на гитаре в любом случае начнётся с нескольких основных моментов, с которыми так или иначе сталкиваются как любители, так и профессионалы:

  • вам прежде всего нужен подходящий инструмент;
  • вы должны выучить основные аккорды на гитаре;
  • вам нужно знать основные виды гитарного боя.

Если вы выбрали гитару в качестве хобби — этого скромного набора будет вполне достаточно, чтобы начать учиться играть. Всё необходимое вы найдёте на сайте akkords.pro, а на YouTube-канале я показываю в медленном темпе, как играть ваши любимые песни, чтобы вы могли их с лёгкостью повторить.

Кроме того, я сделал на этом сайте несколько подборок песен для начинающих гитаристов, чтобы вы поскорее переходили от теории к практике:

Если же вы настроены серьёзно и ваша цель — стать профессиональным гитаристом, то вам в любом случае помимо всего прочего стоит начать брать уроки игры на гитаре у грамотного преподавателя, который будет видеть вашу цель также чётко, как её видите вы. Помимо этого, хороший преподаватель просто обязан знать, как провести вас к этой цели самым кратчайшим путём. Найти такого преподавателя крайне сложно, но если вам посчастливилось его найти — я вас от всей души поздравляю.

Ещё один важный момент, на котором хочется остановиться — профильное образование. Игра на гитаре для начинающих — это всегда масса вопросов и набор типичных ошибок, которые совершает большинство самоучек. Я ни в коем случае не агитирую вас прямо сейчас всё бросить и бежать поступать в музыкальное училище. В наше время уроки игры на гитаре с нуля доступны в интернете каждому желающему, но вам придётся самому по крупицам собирать информацию, которая к тому же может быть неверной и даже навредить.

Совет

Если вы намерены стать профессионалом — вам в любом случае стоит рассмотреть поступление в музыкальное учебное заведение, чтобы освоить необходимый минимум информации, который в будущем обязательно вам потребуется в работе и при взаимодействии с другими музыкантами.

Как выбрать гитару для обучения

Одним из самых важных моментов в обучении игре на гитаре без преувеличения можно назвать выбор правильного инструмента. Казалось бы, в интернете можно найти массу информации о выборе инструмента, зачем затрагивать эту тему в статье о том, как научиться играть на гитаре.

Дело в том, что я видел массу руководств по выбору гитары. В одних рассуждают о влиянии породы древесины на звук, в других намекают на сложности ухода за гитарами из массива и говорят, что на вашей первой гитаре обязательно должны быть нейлоновые струны. Всё это очень важно, но у меня другое мнение на этот счёт. Прислушиваться или нет — решать вам.

Я убеждён, что гитара, на которой вы будете учиться играть должна обладать лишь двумя качествами:

  • гитара должна нравится вам визуально;
  • гитара должна быть «играбельной».

Почему именно эти два параметра я считаю самыми важными? Да очень просто. Чем больше времени вы проведёте за игрой на гитаре — тем быстрее научитесь играть.

Гитара обязательно должна вам нравится. Она должна настолько вам нравится, чтобы вы не могли просто так пройти мимо, не взяв её в руки хотя бы на пару минут. Сам инструмент должен вас мотивировать. Причём, совершенно не важно почему именно вам нравится эта гитара. Может быть дело в каком-то необычном цвете, может быть ваш любимый гитарист в каком-нибудь клипе играл на чём-то подобном, может быть вы любой ценой хотите играть исключительно на гитаре Fender — совершенно не важно. Главное, чтобы вы не хотели выпускать из рук этот инструмент.

Что касается играбельности, то тут всё немного сложнее, по причине отсутствия у вас опыта. Здесь вам поможет преподаватель или друг, который уже умеет играть на гитаре. Все гитары должны строить, лады не должны царапать вам руки, высота струн должна быть оптимальной, анкер должен быть отстроен так, чтобы струны в любом месте на грифе звучали правильно без посторонних призвуков и дребезга, верхний порожек должен быть правильно отстроен по высоте и так далее. Всё это важно не только для начинающих гитаристов, но если опытный гитарист поймёт в чём дело и быстро исправит ситуацию, то новичок скорее всего просто забросит занятия из-за сопутствующего дискомфорта, хотя причина всех неудобство может быть в том, что инструмент просто не отстроен. Хорошо, если вы покупаете гитару в том магазине, где есть свой штатный мастер. Он быстро доведёт инструмент до ума и вы будете заниматься на нём с удовольствием.

Теперь о струнах. Я уже упоминал, что во многих руководствах по выбору гитары для новичков советуют покупать исключительно инструменты в нейлоновыми струнами. Мотивируют это тем, что на гитаре с нейлоновыми струнами легче учиться играть и не так сильно болят пальцы. Но что если начинающий гитарист, который выбирает себе инструмент, решил научиться играть на гитаре лишь с одной целью — переиграть все песни Nirvana? В этом случае идея приобретения гитары с нейлоновыми струнами уже кажется не настолько целесообразной, правда? Ну поболят пальцы немного дольше, ну тяжелее будет первое время прижимать аккорды, ну и что? Зато в итоге вы сразу будете учиться на том инструменте, который будет звучать максимально уместно в том стиле музыки, в котором вы собираетесь играть.

Кроме того, вы можете точно так же ориентироваться на любимых музыкантов в этом плане. Если вы фанатеете от Al Di Meola, Paco de Lucía или вовсе хотите пойти в музыкальную школу, чтобы играть на гитаре исключительно Сергея Рахманинова — тогда вам больше подойдёт нейлон. Если вам нравится что-то близкое к рок-музыке, блюзу или фингерстайлу и вы фанат того, что делают Tommy Emmanuel, Andy McKee, Antoine Dufour или Don Ross, то скорее всего стоит остановиться на гитарах с металлическими струнами.

Настройка гитары

Существует несколько способов настройки шестиструнной гитары. Предлагаю рассмотреть самый простой из них.

Для начала вам нужно настроить первую струну на ноту Ми. Сделать это можно с помощью камертона или тюнера. Когда первая струна настроена, зажимайте вторую струну на 5 ладу и настраивайте в унисон с открытой первой струной.

По такому же принципу настраиваются остальные струны, за исключением третьей. Она зажимается на 4 ладу и настраивается в унисон со второй струной. Если при настройке на слух возникают трудности — проверяйте себя по тюнеру.

Для большей наглядности приведу схему настройки:

  • 2 на 5 ладу звучит в унисон с 1 открытой;
  • 3 на 4 ладу звучит в унисон со 2 открытой;
  • 4 на 5 ладу звучит в унисон с 3 открытой;
  • 5 на 5 ладу звучит в унисон с 4 открытой;
  • 6 на 5 ладу звучит в унисон с 5 открытой.

Основные аккорды для начинающих

На сайте уже есть статья о том, какие аккорды новичкам стоит выучить в первую очередь. Здесь я продублирую аппликатуры этих аккордов для вашего удобства и расскажу, как читать эти аппликатуры.

Как читать аппликатуры аккордов

Внимательно изучите изображение ниже. Вы будете постоянно сталкиваться с такими схемами в различной литературе и на сайтах с аккордами. Вертикальные линии на схеме обозначают струны, слева — 6 струна, справа — 1. Горизонтальными линиями обозначены лады. Кружками указано на каком ладу нужно зажимать струны. Синим цветом обозначается тоника аккорда (нота, от которой построен аккорд).

Разобрались? Отлично. Чтобы быстро научиться играть на гитаре — нужно поскорее перейти от теории к практике. Чтобы это сделать — лучше всего учить аккорды, разбирая любимые песни. Но для начала вам всё же потребуется хотя бы несколько базовых аккордов, на которых можно сыграть большинство популярных песен. Аппликатуры этих аккордов мы сейчас и разберём.

Как научиться играть на гитаре? Этап №3. Техники и приемы игры на гитаре.

Мы начинаем серию материалов, посвященных тому, как научиться играть на гитаре. Чем она будет отличаться от десятков похожих материалов в интернете? Тем, что мы уберем всю избыточную информацию и постараемся в 4 этапа продемонстрировать вам путь музыканта от дворовой игры на гитаре простым боем до осмысленного понимания строения инструмента и сочинения собственных музыкальных партий с начальными знаниями в музыкальной теории. Но обо все по порядку: запаситесь терпением и будьте готовы усердно трудиться. Поверьте, это того стоит!

Читайте также  Детские подвижные игры под музыку

Другие материалы из серии:

Этап №3. Техники и приемы игры на гитаре

Естественно, освоив в совершенстве представленные в прошлом уроке упражнения вы не станете звучать, как крутые и известные музыканты. Ваш стиль игры останется слишком блеклым, серым и неинтересным – прочитав данный материал, вы узнаете, как разнообразить свои гитарные партии и как добавить в игру множество интереснейших приемов.

Баррэ (иногда пишут Барре)

Начнем с простого – если вы начали разучивать аккорды или играть свои любимые песни, то уже наверняка заочно знакомы с приемом баррэ. Заключается он в том, что один из пальцев левой руки зажимает не одну струну, а сразу несколько. Большим баррэ называется ситуация, когда зажимаются 5 или 6 струн, малым – от 2-х до 4-х.

С этим приемом у новичков возникает обычно больше всего проблем. Вот несколько советов, которые помогут освоить баррэ максимально быстро и добиться правильной постановки пальцев:

  • Зажимайте баррэ как можно ближе к ладовой пластине. Т.е. если вам нужно баррэ на втором ладу, то постарайтесь приблизиться к ладовой перемычке между 2 и 3 ладом – но не забывайте о том, что все ноты должны звучать чисто и звонко. Посмотрите на пример ниже.

  • Тренируйтесь зажимать баррэ плашмя, то есть не поворачивайте кисть и не пытайтесь зажимать ребром – это проще, но это неправильно. Во-первых, это снижает возможности использования остальных пальцев левой руки, во-вторых, перенапрягает кисть.
  • Обратите внимание на большой палец левой руки – он должен упираться в гриф примерно посередине.
  • Не перенапрягайте руку. Если какие-то ноты звучат глухо, то начните с более простого малого баррэ: потренируйтесь сначала на двух-трех струнах, после переходите на более сложные аккорды.

Легато (Pull-off и Hammer-on)

Техника легато применяется на многих музыкальных инструментах, а также в вокальном исполнении. Суть приема легато состоит в связном, плавном исполнении двух звуков, то есть отсутствие между ними паузы. Обозначается в общем случае дугообразной линией (см. фото ниже).

На гитаре разновидностями приема легато являются техники Pull-offи Hammer-on.

В случае с приемом Hammer-on вы извлекаете одну ноту медиатором, а вторую путем удара одного из пальцев по нужному ладу. То есть палец левой руки выступает этаким молоточком, который извлекает звук за счет удара по струне без щипка медиатором. В табулатуре обозначается просто дугой или дугой с буквой H.

Pull-off – обратное движение, то есть срыв ноты пальцем левой руки. Зажмите, например, указательным пальцем первую струну на 5 ладу, а безымянном – на 7. Сделайте щипок медиатором, после чего просто сорвите безымянный палец со струны – начнет звучать 5-й лад, при этом вам не понадобилось делать второе звукоизвлечение и переход между нотами получился более плавным.

Пример простейшего упражнения на легато на основе хроматической гаммы представлен. На каждой струне вы делаете только один, первый щипок медиатором – все остальное делают пальцы левой руки, либо ударяя по соседним ладам, либо срывая струну.

Быстрое попеременное чередование пуллов и хаммеров называется трель.

Флажолеты

Флажолет с точки зрения научного определения – это извлечение на струнных инструментах не основного тона, а звука-обертона. Название пошло от старофранцузского «flageolet», что значит маленькая флейта: звук флажолета на струнных немного похож на звучание флейты.

На данном этапе нас будут интересовать два вида флажолетов: натуральные и искусственные.

Натуральный флажолет получается, если вы не будете до конца прижимать струну, а лишь слегка коснетесь струны над ладовой пластиной 5, 7 или 12 лада. Почему именно эти лады? Потому что в точке расположения их ладовых пластин находится середина струны, ее треть или четверть. Обратите внимание, что нас интересует перегородка, которая разделяет необходимый лад с последующим, то есть флажолет на 12 ладу извлекается над пластиной между 12 и 13 ладом и т.д. Обозначается в табулатурах или в нотной записи натуральный флажолет через сокращение Harm. или H.M.

Главное отличие искусственного флажолета состоит в том, что он извлекается при зажатой на определенном ладу струне. Техника извлечения искусственного флажолета на акустической и электрогитаре отличается:

  • На электрогитаре он получается, если зажать струну на каком-либо ладу левой рукой, далее сделать щипок медиатором и сразу же в одной движение слегка коснуться струны подушечкой большого пальца правой руки. Получается визжащий эффект, который используется во многих рок-композициях и известных лид-партиях.
  • На акустической гитаре искусственный флажолет извлекается также в месте разделения струны, но уже с учетом того, на каком ладу струна зажата левой рукой. Объясним принцип в общем виде: вы зажимаете струну на 1 ладу и теперь можете извлечь искусственный флажолет на 13 ладу – просто слегка коснитесь подушечкой большого пальца ладовой пластины между 13 и 14 ладом, и извлеките ноту одним из пальцев правой руки.

PalmMuting

Это техника глушения струн ребром правой руки в районе бриджа. Позволяет сделать звук более глухим и уменьшить сустейн (длину звучания ноты). Традиционно используется как на акустических инструментах для получения эффекта пиццикато, так и на электрогитаре во многих разновидностях метала. Главное в технике palm muting – это добиться в меру приглушенного, но разборчивого звучания.

Обозначается в табулатуре и нотации как p.m.

Бенды и вибрато

Данные приемы помогают сделать игру на гитаре более плавной, добавить в нее характера и певучести.

Бенд – это подтяжка струны до определенной высоты. Чаще всего в рок-музыке встречаются бенды на полтона и целый тон, реже на полтора тона. В джазовой музыке и блюзе также можно встретить подтяжки на четверть тона. Несколько советов о том, как освоить данные приемы:

  • Сразу же учитесь и привыкайте делать бенд не одним пальцем, а двумя-тремя. То есть если подтяжку делаем безымянным пальцем на 7 ладу, то средний и указательный располагаем на 6 и 5 ладу соответственно;
  • При бендах большой палец лучше располагать не за грифом, а над грифом. Это разгрузит основным пальцы и позволит делать подтяжки точнее. Однако не забывайте переставлять большой палец обратно после окончания рифа с бендами;
  • Простейшее упражнение по развитию техники и чувству высоты тона на бендах: сыграйте ноту на 8 ладу, после чего подтяните ноту на 7 до высоты на полтона выше. Когда освоите полутоновые бенды и не будете «промахиваться» по высоте, переходите на целотонные бенды (играем ноту, например, на 9 ладу, после чего подтягиваем 7-й лад);
  • Когда научитесь уверенно попадать по высоте в любые бенды, переходите на бенды с вибрато, то есть на вибрато с подтянутой струной.

Вибрато – это серия микробендов и возвратов к основному тону, благодаря которым нота начинает звучать не ровно, а более певуче.

Обратите внимание, что на электрогитаре и на акустических гитарах вибрато чаще всего делается путем покачивания струны вверх-вниз с помощью покачивания кисти левой руки. На классических же инструментах вибрато обычно делается с помощью продавливания струны вглубь между ладовыми пластинами.

Бенд в табулатурах обозначается стрелочкой вверх с указанием высоты подтяжки , а вибрато через волнистую линию.

Слайд (глиссандо)

Глиссандо – это прием, который заключается в плавном переходе от одной ноты к другой через все звуки, расположенные между ними. Слайд – разновидность глиссандо, которая используется на гитарах. Суть очень проста – извлекаем одну ноту медиатором, после чего двигаемся к следующие не снимая пальца со струны. Таким образом мы плавно переходим от одной ноты к другой через звучание всех ладов между первой и последней нотой. Восходящий слайд (от более низкой ноты к более высокой) обозначается линией со слегка приподнятым правым концом, нисходящий – такой же линией, но со слегка опущенным вниз правым кончиком.

Теппинг

Достаточно сложная техника, осваивать которую следует тогда, когда вы уже уверенно чувствуете свой инструмент и неплохо освоили основной арсенал приемов, приведенных выше.

Теппинг – это техника извлечения звуков на гитаре без щипков медиатором, а с помощью постукиваний по струне на определенных ладах и в сочетании с приемами легато. Обозначается в табулатурах буквой «т» над тепируемой нотой.

Изучить данный прием вам помогут упражнения, представленные ниже.

И, наконец, несколько советов по изучению теппинга:

  • Правая рука не должна висеть. Предплечье должно упираться на деку и одновременно глушить часть из незадействованных струн;
  • Не начинайте изучать теппинг на большом перегрузе: начните с чистого звука и добейтесь чистого и ровного звучания во всех нотах;
  • Не перенапрягайте свои руки – звукоизвлечение должно осуществляться расслабленно;
  • Следите за ритмом – в данном случае очень важна координация правой и левой руки.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: