Современный балет: театр бориса эйфмана - OXFORDST.RU

Современный балет: театр бориса эйфмана

Современный балет: театр Бориса Эйфмана

Если очень коротко попытаться описать состояние балета конца 20-21 вв., то надо сказать, что сегодня есть академический балет, народный танец и всё остальное, что следует называть – современный балет. И вот здесь, в современном балете, царит такое разнообразие, что можно и потеряться.

Чтобы найтись, можно поговорить о балете разных стран, вспомнить современных исполнителей, но, пожалуй, лучший подход – это начать разговор о балетмейстерах, тех людях в мире балета, кто собственно его всегда и создаёт.

А особенно интересны будут те, кто реализует свои собственные хореографические идеи. Таким балетмейстером является петербуржец Борис Эйфман, 69ти лет от роду, народный артист РФ, лауреат нескольких российских премий, кавалер ордена «За заслуги перед отечеством» разных степеней, руководитель Театра балета (г. Санкт-Петербург). И на этом с биографией Эйфмана можно и закончить, потому что, то, что он делал и делает – гораздо интересней.

О личных мотивах

Есть известное выражение о том, что архитектура – это застывшая музыка, но тогда балет – это звуки музыки в объёме, движении и пластике. Или ещё – парящая архитектура, или танцующая живопись. В общем, это к тому, что увлечься и полюбить балет – легко, а вот потом разлюбить – вряд ли.

И хорошо, когда можно написать о явлении, в данном случае о балете, с позиций дилетанта. Потому что, чтобы прослыть знатоком надо будет пользоваться профессиональным языком, терминами (поддержки, па-де-де, па-де-труа и проч.), аргументировать оценки, проявить балетный кругозор и т.п.

Иное дело – дилетант, который может показать свежий взгляд на явление, а при недостаточной обоснованности заметить: ну, хорошо, ещё подучусь. И, что важно – говорить о личных впечатлениях, но главное – чтобы не было смешно.

Автор впервые встретился с балетами Бориса Эйфмана в середине 80х гг. прошлого века в тогдашнем Ленинграде, и с тех пор, что называется, это стало «любовью на всю оставшуюся жизнь».

Что есть у Эйфмана, и чего нет у других?

Ещё когда он называл свой Театр просто ансамблем балета п/у Б.Эйфмана (конец 70х г.) всё равно его постановки выделялись. Музыку молодой хореограф для своих спектаклей выбирал исключительно первоклассную: высокая классика, из современной – та, что была художественно привлекательной и убедительной. По жанрам – симфоническая, оперная, инструментальная, камерная, по именам – Моцарт, Россини, Чайковский, Шостакович, Бах, Шнитке, Петров, «Пинк Флойд», Маклафлин – и это далеко не всё.

Балеты Эйфмана – глубоко содержательны, очень часто для своих постановок хореограф берёт сюжеты классической литературы, среди имён – Куприн, Бомарше, Шекспир, Булгаков, Мольер, Достоевский или это могут быть творческие и биографические события, скажем, связанные со скульптором Роденом, балериной Ольгой Спесивцевой, композитором Чайковским.

Эйфман любит контрасты, у него в одном спектакле может звучать музыка разных композиторов, эпох и стилей (Чайковский-Бизе-Шнитке, Рахманинов-Вагнер-Мусоргский). Или известный литературный сюжет может истолковываться другой музыкой («Женитьба Фигаро» – Россини, «Гамлет» – Брамс, «Поединок» – Гаврилин).

Касаясь содержания спектаклей Эйфмана, нужно обязательно говорить о высокой духовности, эмоциях и страсти, философском начале. Во многих спектаклях Театра балета присутствует сюжетность, но это не «драмбалет» образца 60-70гг., это скорее события, насыщенные глубокими чувствами и имеющие пластическое истолкование.

О стилевом начале у Эйфмана

Интересная особенность биографии Эйфмана – он никогда не был танцовщиком, не выступал на сцене, свою творческую деятельность он начал сразу в качестве хореографа (первые постановки в 16 лет в детском хореографическом ансамбле), а потом была работа в хореографическом училище им. А.Вагановой (г. Ленинград). Это к тому, что академическая база у Эйфмана есть, другое дело, что в своём Театре балета он начал искать что-то другое.

О пластике и хореографии эйфмановских балетов невозможно говорить в отрыве от музыки и сценического содержания спектаклей. Это некое единство духа, звука, жеста, движения и события.

Поэтому бесполезно искать какие-то привычные балетные па, всё время сохраняется ощущение, что любое балетное движение у Эйфмана – единственное и неповторимое.

Если сказать, что это пластическое истолкование музыки, то это будет обидно для Эйфмана и его танцовщиков, а если выразиться, что это «перевод» движения и пластики в музыку, то так, пожалуй, будет точнее. А ещё точнее: балеты маэстро – это некое триединство музыки, танца и театрального действа.

Чего пока ещё нет у Эйфмана?

В Санкт-Петербурге у Театра балета ещё нет собственного помещения, хотя репетиционная база уже появилась. Спектакли идут на сценах лучших петербургских театров, надо просто следить за афишами.

У Театра балета Эйфмана нет собственного симфонического оркестра, спектакли идут под фонограмму, но это художественный принцип: высококлассная запись в исполнении лучших оркестров или звучание специально созданных аранжировок. Хотя однажды в Москве один из спектаклей озвучивал симфонический оркестр п/у Ю.Башмета.

У Эйфмана пока ещё нет всеобщего мирового признания (как, скажем у Петипа, Фокина, Баланчина), но мировая известность – уже есть. Авторитетный критик New York Times написал, что балетный мир может прекратить поиски хореографа номер один, потому что он уже есть: это Борис Эйфман.

У танцоров Эйфмана – тоже нет мирового признания, но они могут в жанре балета делать всё, в этом легко убедится, попав на спектакль театра балета. Вот имена 5 ведущих танцовщиков театра: Вера Арбузова, Елена Кузьмина, Юрий Ананян, Альберт Галичанин и Игорь Марков.

У Эйфмана нет самоуспокоенности, желания заканчивать карьеру хореографа, а значит, будут ещё новые спектакли и новые художественные потрясения.

А пока надо пытаться попасть на спектакли Театра балета в Санкт-Петербурге, пытаться искать в сети фильмы, снятые по балетам Б.Эйфмана, заглянуть, в конце концов, на сайт театра. И даже по фрагментам спектаклей становится ясно, что Борис Эйфман – это настоящее явление в мире современного, нет, не балета, а – искусства, где музыка, литература, драма посредством пластики и жеста говорят о высоких духовных началах.

Автор – Александр Бычков

Современный балет: театр бориса эйфмана

  • Поддержите наш сайт →

Eifman Ballet of St. Petersburg

В 1977 году Борис Эйфман создает собственную труппу, «Ленинградский Новый балет», сегодня известную театралам всего мира как Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана. Концепция «Нового балета» была для своего времени новаторской и смелой — он изначально создавался как авторский, режиссерский театр, экспериментальная лаборатория одного хореографа.

Уже первые спектакли новой труппы — «Двухголосие» и «Бумеранг» — принесли театру зрительский успех и заставили критиков говорить о новых тенденциях в российском балетном искусстве. Однако последователи традиционной школы не спешили признавать авторитет молодого хореографа. Новаторство в выборе драматургического материала и музыки, смелость пластических решений надолго закрепили за балетмейстером репутацию «хореографического диссидента».

Читайте также  Детские подвижные игры под музыку

В период конца 70-х — начала 80-х годов в театре Эйфмана вырабатывается собственный подход к формированию репертуара. В афише театра появляется всё больше балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы. Обращаясь к сюжетам классики, хореограф осваивает все новые жанры. Он создает спектакли, отличающиеся остротой хореографического рисунка, передававшего предельный накал страстей героев — такие, как балеты «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Двенадцатая ночь», «Легенда», «Тереза Ракен», «Идиот», «Поединок», «Мастер и Маргарита» и другие.

Эйфман-режиссер сумел заставить зрителя не просто любоваться красотой танцевальной ткани своих спектаклей, но активно сопереживать действию. Помимо творческих поисков, театр под руководством Бориса Эйфмана одним из первых в России разработал собственную модель организации и планирования театрального дела на принципах государственного и частного партнерства.

Труппа танцовщиков с особым пластическим мышлением, блистательно владеющих классическим танцем и искусством драматического перевоплощения, покоряет западную публику. «Теперь нет никаких сомнений в том, что хореограф Борис Эйфман — удивительный театральный волшебник, — пишет авторитетный театральный критик Клайв Барнс в газете „Нью-Йорк Пост“. — Пожалуй, единственное, в чем можно еще сомневаться — это является ли он последним ведущим хореографом ХХ века или первым хореографом века XХI».

Один из ведущих балетных критиков США Анна Кисельгоф называет Бориса Эйфмана лидером среди ныне живущих балетмейстеров: «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это — Борис Эйфман».

Сегодня Театр балета Бориса Эйфмана известен любителям танцевального искусства Северной и Южной Америки, Европы, Азии своими спектаклями «Чайковский», «Я — Дон Кихот», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Чайка», «Онегин». 22 ноября 2011 г. на сцене Александринкого театра в Петербурге состоялась мировая премьера балета «Роден», посвященного судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.

Автор более сорока спектаклей, Борис Эйфман определяет жанр, в котором он работает, как «психологический балет». Языком танца художник откровенно говорит со зрителем о самых сложных и волнующих сторонах человеческого бытия: о поисках смысла жизни, о столкновении духовного и плотского в интимном мире человека, о познании истины.

«Всю свою творческую жизнь я занимаюсь расширением границ возможностей балетного театра и, в первую очередь, — поиском языка тела, способного выразить жизнь духа. Для меня танец — это не физический процесс, а духовный. Язык тела — более древний, более глубинный способ общения. В нем зафиксированы рефлексы чувственной жизни многих поколений людей. Расшифровать эти знаки, воплотить их в эмоционально насыщенное произведение балетного искусства — наша цель», — говорит Борис Эйфман.

Важный этап в жизни театра начался в 2009 году, когда Правительством Петербурга было принято решение о начале строительства Академии танца Бориса Эйфмана, инициатором создания которой выступил хореограф. В настоящее время возведение зданий этого уникального учебного заведения инновационного типа практически завершено, и в сентябре 2013 года оно должно будет принять первых учеников. Также летом 2009 года были подведены итоги конкурса на лучший архитектурный проект «Дворца танца Бориса Эйфмана» на Набережной Европы. Сегодня обогащение балетного репертуара современной России и реализация этих двух стратегических проектов — главные ориентиры в долгосрочных планах балетмейстера и его театра.

Источник: официальный сайт Театра балета Бориса Эйфмана

Этот коллектив был основан в 1977 году и носил различные названия («Новый балет», «Ленинградский ансамбль балета», «Ленинградский театр современного балета»). Первоначально его задача заключалась в том, чтобы привлечь к современному балету интерес молодого зрителя. Возможно, поэтому и руководить новым коллективом поручили Б. Эйфману — молодому хореографу, едва перешагнувшему свое тридцатилетие.

Действительно, в первое трехлетие в репертуаре труппы преобладали сочинения молодежной тематики, исполняемые под так называемую «современную музыку». Так, в «Прерванной песне» — спектакле, посвященном памяти чилийского поэта Виктора Хары,— на сцене играла рок-группа, в «Искушении» использовалась симфоджазовая музыка Р. Уэйкмена, в «Двухголосии» — записи «Пинк Флойд», в «Бумеранге» — группы «Махавишна». Однако уже и в этот период становления коллектива в его репертуаре были сочинения, явно выходящие за «молодежные» рамки, балеты, значительные по замыслу и интерпретации («Под покровом ночи», те же «Двухголосие» и «Бумеранг»).

Этапным спектаклем для труппы был поставленный Б. Эйфманом в 1980 году балет «Идиот» (по мотивам романа Ф. Достоевского на музыку Шестой симфонии П. Чайковского). Художественная смелость балетмейстера оказалась оправданной: вопросы жизни и смерти, разлада мечты и действительности, страстного стремления человека к счастью и его фатального столкновения с реальной жизнью — все это свойственно и проблематике романа Достоевского, и гениальному сочинению Чайковского. С этого времени в пестром, казалось бы, калейдоскопе сочинений Б. Эйфмана (с 1978 года — единственный хореограф труппы) ясно обнаруживается интерес к вечным темам и сюжетам, проблемам добра и зла, любви и ненависти, рабства и свободы. Впрочем, ставит хореограф и балеты комедийные, даже буффонадные («Безумный день» по мотивам комедии П. Бомарше или «Двенадцатая ночь» по пьесе У. Шекспира).

В период становления коллектива в нем работали известные ленинградские артисты А. Осипенко и Д. Марковский. Их вдохновенное, выразительное мастерство не только украшало спектакли, но и служило своеобразным камертоном для молодых артистов. Из них выросли свои мастера — В. Гальдикас, В. Морозова, В. Михайловский — и интересные солисты — Н. Голубцова, И. Емельянова, О. Калмыкова, Т. Корочкова, Р. Куприев, В. Мухамедов, С. Фокин. Театр современного балета, как и «Хореографические миниатюры»,— труппа гастрольного характера. Его творчество с интересом и пониманием встречали зрители Москвы и Новосибирска, Киева и Тбилиси, Гданьска и Будапешта, Бухареста и Хельсинки.

Театр Бориса Эйфмана

Театр Бориса Эйфмана — популярный театр балета в Санкт-Петербурге, который был основан советским и российским балетмейстером Борисом Эйфманом в 1977 году. Санкт-Петербургский государственный академический театр Бориса Эйфмана расположен недалеко от Летнего сада.

Первоначальным названием театра было «Ленинградский Новый балет», который создавался как театр одного хореографа, а первые поставленные спектакли принесли Эйфману огромную популярность. Критики начали говорить о новейших явлениях в российском балетном искусстве, а последователи традиционной школы балета критиковали хореографа. Борис Эйфман придумал свой подход к созданию репертуара, тем самым поставив новые произведения, основой которых стали произведения мировой классической литературы. Эйфман тем временем начал изучать новые жанры, создавая уникальные спектакли с невероятными эмоциями и большой страстью героев.

В своих работах языком танца Эйфман рассказывает зрителям о животрепещущих вопросах человечества: о поисках смысла жизни, об интимном мире человека, о получение новых знаний об окружающем мире. Своим творчеством он создает свой собственный стиль, и театр стал для него настоящей творческой лабораторией. Эйфман ставит не только балетные спектакли, в первую очередь, он делает акцент на театральности. Для Эйфмана танец — это по большей части не физическая составляющая, а целый духовный мир, где язык тела представляет собой способ общения. Для тех, кто видел лишь классический балет, балет Эйфмана станет большим удивлением, насколько отличаются эти исполнения.

Читайте также  Некоторые особенности фортепианных сонат бетховена

Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана работает уже почти полвека, и за это время он приобрел огромное количество поклонников своего творчества со всего мира. Единственное, театр не имеет своей постоянной сцены, поэтому гастролирует на разных площадках, но имеет репетиционную базу в Санкт-Петербурге.

На данный момент Театр балета Эйфмана работает еще над несколькими интересными проектами, одним из которых является Академия танца Бориса Эйфмана — детский Театр танца. Именно здесь учащиеся получают эстетическое и профессиональное воспитание, а также высокие ценности хореографического искусства. Обучение направлено на развитие физических данных, раскрытие и развитие творческого потенциала детей. Детский театр танца располагает учебными классами, кабинетами, 14 балетными залами, комнатами для проживания воспитанников, конференц- и актовым залами, спортивным комплексом с бассейном, столовой, медицинским центром и библиотекой-медиатекой.

Кроме того, Академия танца берет на себя задачу уделить особое внимание детям-сиротам и детям из малоимущих семей. Детский театр танца Бориса Эйфмана воспитывает новое поколение деятелей искусства, которое получает широкое и полноценное образование, не имеющее аналогов.

Для маленьких зрителей на сцене Театра проходят увлекательные балетные спектакли, интересные концертные программы, фестивали и многочисленные конкурсы. Первый учебный год Академия танца начала 2 сентября 2013 года, за это время студии уже появились в таких городах, как Тюмень, Владивосток, Первоуральск, Оренбург, Пенза.

Афиша театра Бориса Эйфмана

Балет театра Бориса Эйфмана имеет обширный репертуар, с которым выступают не только в Санкт-Петербурге, но и гастролируют по городам России и странам Северной и Южной Америки, Европы и Азии. Театральная труппа уже побывала в Болгарии, Румынии, Молдавии, Германии и других государствах.

Репертуар труппы состоит из следующих произведений: «Онегин», «Анна Каренина», «Мусагет», «Роден», «Дон Жуан, или страсти по Мольеру», «Эффект Пигмалиона», «Красная Жизель», «Реквием», «Чайка», «Я — Дон Кихот», «По ту сторону греха», «Чайковский» и другие. Каждая постановка стала уникальной и крайне эмоциональной.

Билеты на представления можно приобрести в разделе «Репертуар» на сайте Театра балета, выбрав произведение.

Театр в Санкт-Петербурге Театр балета Бориса Эйфмана

Рецензия «Афиши» на театр «Театр балета Бориса Эйфмана»

Эффектное салонное искусство. Сейчас Борис Эйфман и его балет чаще обретаются в Нью-Йорке, чем в Петербурге, но и здесь за билетами выстраиваются очереди. Балеты Эйфмана — это вытаращенные глаза, преувеличенно страстные женщины в струящихся платьях, музыка, рубленная кусочками, сложные световые партитуры, акробатические танцы. Один раз это может называться «Чайковский», другой раз — «Мой Иерусалим»; речь идет то о балерине Спесивцевой, то об императоре Павле, а то и о комедиографе Мольере.

Отзывы о театре «Театр балета Бориса Эйфмана»

Открыв для себя творчество Бориса Эйфмана, я , как- будто встретила свою первую любовь. я счастлива после каждого спектакля, я в возбуждении и восторге, готовая обнять весь мир, поделиться своими чувствами с каждым встречным Балеты Мастера, высокое исполнительское мастерство-волшебная сила искусства. Единственное разочарование то, что его шедевры нельзя увидеть в Сибири, например, в НОвосибирском оперном театре,,где мы наслаждаемся лучшими танцорами мира,приезжая специально из Омска.
Теперь у меня появилась ещё одна мечта-новый спектакль
Здоровья и новых шедевров любимому Борису Эйфмануи его театру

Уважаемый Борис Янкелевич!

Большое спасибо за то, что вы делаете для культуры! Ваши работы необыкновенны, они позволяют людям, крайне далеким от балета, полюбить этот вид искусства!

Я видела девять ваших постановок, любимого «Родена» — трижды. Я ездила за вами в Питер и Канны, посылала друзей в Ригу и Алма-Ату – и все были в абсолютном восторге.

Последний из идущих сейчас спектаклей – «Русский Гамлет» — решилась посмотреть в Москве, в Большом. И у меня к вам личная просьба. Пожалуйста, если вы когда-нибудь еще решите приехать в с гастролями в административную столицу нашей родины, никогда, никогда, никогда не берите сцену Большого.

Я понимаю, что это может быть важно для статуса – но куда же больше? Кому и что докажет эта строчка? Вы и ваши подопечные – на такой высоте, которая не нуждается в подтверждении этими бирюльками.

Возможно, после реставрации гримерки и прочие помещения для артистов сделали удобными. Но то, что происходит в зале, — чистое унижение зрителя. Вашего зрителя. Тех, кто пришел смотреть ваши работы, а не за статусом главной сцены страны.

Понимаю, что это всё быт и мелочи, но из них складывается общее впечатление. И если артисты балета привыкли пренебрегать любыми лишениями и вживаться в роль или следовать тому, что должно, то простым людям сложно просидеть два часа, не пописав. Они будут больше озабочены тем, как бы себя уговорить не обмочиться, чем действием второго акта. А туалетных кабинок в Большом – мало. На некоторых этажах так просто по одной на особей каждого пола.

Или вот стулья. Есть, например, барные. Вы же видите со сцены, кто к вам ходит. Вы себе хорошо представляете бабушку, которая должна 2 часа сидеть на барном стуле? Это стулья третьего ряда лож. Есть еще кресла в ярусах повыше (от второго), они неплохи, но узки – и с моим размером (40-42) там нормально, а вот люди солидной комплекции туда не помещаются, ну разве что как квашня в кастрюлю, вытекая через края.

Это, правда, не всегда принципиально, потому что у многих мест видимость сидя – около 20%, стоя уже хотя бы 80%. То есть сидя вам мешают уже даже спинки впереди стоящих кресел, а когда в них садятся люди – то всё. Два часа нужно стоять. Хотя билет у вас формально сидячий. Правда, стоять тоже выйдет не всем, потому что в тех же проклятых ярусах высота до потолка около 175 см. Так что стоять людям среднего роста придется на чуть согнутых ногах. Как тренировка это бы подошло отлично, но как просмотр балета – уже не очень.

Особенно не очень было двум моим соседкам. Их места находились строго за колоннами. Номинал стоимости билета – 3000 рублей. У перекупщиков – 6500 (почти у всех одинаково, купить по номиналу невозможно; не верите – проверьте). Но даже, допустим, произошло чудо и те две милые дамы купили на вас билет по 3000 рублей. И видели штукатурку колонн. Как у Большого хватает совести продавать такие билеты – не знаю. Там кресла вмонтированы в пол, их нельзя подвинуть и невозможно не знать, что с них ничего не видно. В интернете есть схемы зала с примерным ограничением видимости с каждого места. Почему нельзя было это исправить во время реставрации, видимо, эти люди будут отвечать перед каким-то другим судом.

Зрители разделены на страты по уровню нищебродства. У кого билеты от 17 000 (в перекупке) – тем, пожалуйста, не через парадный, сюда нельзя, вам в 6 или 16 подъезд, это сбоку. Обсудить толком ничего нельзя в антракте – узкие коридорчики, очереди в пресловутый туалет, присесть некуда. Спрашиваю у гардеробщицы: «можно взять плащ с собой, холодно как-то». Она: «конечно, у нас тут и кондиционеры хорошо работают, накиньте». Подходим ко входу в зал, билетерша: «я тут главная и я вас не пускаю!». Это прямая цитата. Как таких сотрудников допускают до работы с людьми – не знаю. И с таким настроением – к вам на балет.

Читайте также  Как правильно выбрать гитару новичку

Поход на ваши работы в Александринку – праздник. Не считая необъяснимой манеры закрывать ложи до третьего звонка, чтобы надо было побегать за билетером с единственным ключом и поуговаривать его открыть, всё остальное просто прекрасно.

В Москве тоже есть вменяемые залы, где не надо толкаться через магнитные рамки, продираться к местам с получерного входа, выслушивать нотации сотрудников, приходить с запасной табуреткой и, на всякий случай, не пить накануне. И там достаточно большие сцены, и есть свет, и обзор со всех мест – нормальный. Не надо чуда – пусть просто будет видно.

Если вы еще решитесь приехать, пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, выберите другой зал для выступления. Мы, ваши поклонники, вытерпим всё: простоим часы на холодной брусчатке, выслушаем всё застарелое хамство церберов старой закалки у входа, потерпим толкучку, заплатим втриторога. Но если всего этого нелепого унижения можно как-то избежать – давайте избежим.

Театр балета под руководством Бориса Эйфмана

Аудиогид

  • play
  • pause
  • stop
  • mute
  • unmute

Фотографии

«Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман».

The New York Times

Одна из ведущих балетных трупп России, собранная мастером из числа ярчайших мировых хореографов, не имеет своей площадки в Петербурге. Их работы можно увидеть в разных странах мира и в разных российских городах, на гастролях они бывают чаще, чем дома. В родном городе спектакли Бориса Эйфмана идут чаще всего на сцене Александринского театра и неизменно собирают аншлаги.

Дирекция Театра балета под руководством Бориса Эйфмана расположилась в малопримечательном современном здании на Гагаринской улице. Именно здесь рождаются замыслы, которые в последствии воплощаются на главных сценах России и мира.

Маэстро

«Хореограф-философ» — так называет Бориса Эйфмана профессиональное сообщество. После окончания Ленинградской консерватории и продолжительного периода работы в Вагановском училище, он в 1977 году основал свой театр, который тогда назывался Ленинградский ансамбль «Новый балет». Создав труппу, Эйфман создал также свой стиль в хореографии, свою философию танца. Основываясь на традициях русской балетной школы, он следовал тенденциям современного европейского хореографического искусства, оставаясь на пике актуальности, добавляя свой авторский стиль.

На сегодняшний день Борис Эйфман является одним из самых уникальных хореографов не только в России, но и в мире. Большинство его балетов имеют под собой литературную основу, он облекает в форму танца шедевры мировых классиков, передавая сложный психологизм их произведений языком пластики.

Театр

Творческий коллектив нового театра формировался постепенно. Тогда, в начале 80х годов прошлого столетия, став единомышленниками хореографа-новатора, актеры вынуждены были «ломать» свою академическую выучку, приспосабливаясь под новый хореографический язык, учась использовать инновационные выразительные средства, которые зачастую рождались в режиме настоящего времени. Не принимаемый привыкшими к традиционному балету критиками, Борис Эйфман смело синтезировал классическую и современную хореографию с принципами русского психологического театра, больше свойственными драматическому, чем танцевальному искусству.

Первые же премьеры «Нового балета» были значимыми событиями в театральной жизни Петербурга, стало понятно, что вместе с новым театром создана новая балетная традиция, новый подход к формированию репертуара музыкального театра. Достоевский, Булгаков, Бомарше и другие авторы, до тех пор находившие воплощение исключительно на драматической сцене, получили новое прочтение.

За годы своего существования Театр балета под руководством Бориса Эйфмана неоднократно становился участником, лауреатом и номинантом самых престижных театральных смотров России и зарубежья. Артисты, «выращенные» в труппе мастера, получают звания, премии и награды в частных номинациях.

Недавно при театре открылась Академия танца Бориса Эйфмана, которая ставит перед собой задачу воспитания универсальных артистов нового поколения, владеющих различными техниками танца, не исключая и классического балета. В 2011 году Борис Эйфман лично заложил фундамент будущего учебного заведения на Петроградской стороне, а в сентябре 2013 года Академия уже приняла первых учеников. Большой процент учащихся составляют талантливые дети из малообеспеченных семей и дети-сироты.

Репертуар театра

На сегодняшний день в репертуаре театра 14 постановок, среди которых легендарная «Красная Жизель» (спектакль о балерине Ольге Спесивцевой, чей творческий путь был прерван красным террором), «Русский Гамлет» (спектакль о судьбе императора Павла I), «Анна Каренина», «Чайка», «Онегин» и другие художественно значимые постановки.

Началом новой жизни труппы в ближайшее время должно стать обретение своего дома. В Петербурге планируется строительство Дворца танца Бориса Эйфмана. Эта площадка станет не только постоянной сценой для репертуара театра, но также плацдармом для гастролей, фестивалей, лабораторий и других проектов, связанных с балетом и современным танцем. Таким образом, город обретет международный центр танцевального искусства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: