Сколько клавиш у пианино - OXFORDST.RU

Сколько клавиш у пианино

Сколько клавиш на фортепиано? Чем отличается клавиатура стандартного фортепиано и цифрового?

Важнейшими критериями при выборе клавишного инструмента (синтезатора, учебно-развлекательной “самоиграйки”, рабочей станции или цифрового фортепиано) — является качество звучания, технические возможности, цена и удобство. Относительно первых двух пунктов — это постоянные конкурентные гонки между производителями, всегда самые современные эксклюзивные разработки и супертехнологии в сфере сэмплирования и генерации звука. пункт “удобство” стоит рассмотреть подробнее.

По критерию «Удобство» можно выделить следующие несколько подпунктов:

интерфейс (грамотно расположенные элементы управления, информативный дисплей, продуманное меню управления);

компактность (размеры и вес);

гибкость настроек (возможность настроить инструмент под себя, скорость доступа до нужных тембров или установок имеет большое значение во время живых выступлений);

Характеристики клавиатуры у фортепиано. Сколько клавиш в стандартном фортепиано?

Конечно, понятие “удобная клавиатура” очень размытое и требования к “удобству” напрямую зависят от сферы применения инструмента, а также потребностей исполнителя.

К сожалению, далеко не всегда на сайтах можно найти исчерпывающую информацию о клавиатуре, а иногда типичные характеристики даже презентуются производителями, как эксклюзивные особенности (что в результате может сбить с толку покупателя). Именно поэтому при выборе инструмента важно понимать все термины и обозначения, которые указываются в описаниях. Это позволит сделать правильный выбор (от которого зависит будущий творческий процесс) и избежать лишних переплат за ненужные функции.

Итак, ниже приведен список признаков, по которым можно определить основные типы клавиатур.

Классификация клавиатуры фортепиано по количеству клавиш:

Клавиатура с 25 клавишами

Небольшие двух-октавные MIDI-клавиатуры, которые используют для прописывания миди-сообщений в компьютерном секвенсоре, или для воспроизведения специальных эффектов. Подходят для компактных домашних студий и ди-джеев.

От 32 до 49 клавиш

Такими клавиатурами, обычно, оснащают компактные студийные MIDI-клавиатуры и синтезаторы. Такого объема достаточно для воспроизведения сольных lead-партий, атмосферных пэдов, поэтому их часто используют как дополнительную клавиатуру во время выступлений. Кроме того, такое количество клавиш часто встречается в детских учебных инструментах (сами клавиши в них, преимущественно, меньшей ширины).

61 клавиша

Современный стандарт клавиатуры синтезаторного типа, на которой можно сыграть большинство партий (за исключением разве что широкофактурних фортепианных). Такой объем позволяет при компактных размерах получить широкие исполнительские возможности. Часто производители на пользу компактности исключают из комплектации динамики, благодаря чему вес таких инструментов не более 6 кг. Именно поэтому, начиная с 80-х годов подавляющее большинство клавишной продукции выпускается с 5-октавной клавиатурой.

● Клавиатура с 76 клавишами

Инструменты с таким количеством клавиш имеют определенный спрос, но в целом такая клавиатура менее популярна, чем 5-октавная. Их удобно использовать на концертах, когда нужен более широкий диапазон, например для исполнения фортепианных партий, или разделения клавиатуры на несколько частей. Иногда производители оснащают такие инструменты молоточковой механикой, представляя их в качестве уменьшенной модели фортепиано.

● 88 клавиш

Классический диапазон фортепианной клавиатуры. 88 клавиш имеет стандартное, обычное фортепиано. В редких случаях повнооктавные инструменты выпускаются с полувзвешеной или с невзвешенной механикой, но почти всегда они имеют в своей конструкции настоящий молоточковый механизм, который максимально приближен по ощущениям к “живому” фортепиано.

Кстати, если вам нужно распечатать клавиатуру фортепиано для уроков сольфеджио, то сделать это можно здесь: https://musicnotes.info/klaviatura-fortepiano-raspecatat-dla-urokov-solfedzio

Классификация клавиатуры фортепиано по типу действия

● синтезаторная клавиатура (synth action)

Cамый распространенный тип клавиатуры, такой клавиатурой оснащается большинство современных синтезаторов и рабочих станций. Визуально синтезаторная клавиатура не полная, как у фортепиано, а с тонкими (около сантиметра толщиной) клавишами;

● рояльная клавиатура (hammer action)

Тип клавиатуры, которым оснащаются все инструменты, основное назначение которых — это имитация игры на фортепиано. Визуально не отличается от обычных клавиш фортепиано. Самый трудный тип клавиатуры, в основе которого находится настоящий молоточковый механизм.

● органная клавиатура (waterfall action)

Именно такая клавиатура была в классических электроорганах. Визуально этот тип похож на фортепианный, но клавиши внутри пустые и сделаны из пластика, как и синтезаторные. Сегодня большинство производителей электроорганов также оснащают свои инструменты этим типом клавиатуры, поскольку он более приспособлен для органной игры (игра с подъездами и глисандо). Хотя, наверное, логичнее будет сказать, что именно клавиатура и продиктовала такой стиль игры.

Клавиатуры рояльного типа можно также поделить на:

молоточковые сбалансированные (balanced hammer action);

молоточковые градуированные, или прогрессивные (graded hammer action).

Максимально приближенной к клавиатуре акустического рояля является градуированная клавиатура. Для нее характерно больший вес клавиш в нижнем регистре и меньший в верхнем. Необходимость такой градации связана с тем, что в настоящем фортепиано молоточки верхнего регистра значительно легче, чем в нижнем, соответственно — для их нажатия нужны меньшие усилия.

Но это не значит, что сбалансированная клавиатура не имеет права на существование. Музыканту, который до этого играл в основном на клавиатуре синтезаторного типа, градация веса клавиш будет только мешать. Кроме того, такая клавиатура обычно имеет меньший вес, чем градуированная.

По чувствительности к скорости касания (velocity):

● не динамическая — такая клавиатура не реагирует на силу прикосновения. Для некоторых тембров (например, органа) это может быть полезно. Но сейчас такую клавиатуру можно встретить преимущественно в детских учебных инструментах.

● динамическая — такая клавиатура реагирует на силу прикосновения, то есть позволяет играть форте или пиано. На сегодня стандартом градации динамики есть 128 единиц (0-127), 7-битное разделения.

Также, компанией Casio была разработана система с 14-битным разрешением, что позволяет отразить более 16000 градаций (примерно в 125 раз больше). Таким образом точность передачи всех нюансов динамики максимально приближена к акустическому роялю.

По признаку тяжести клавиш:

● невзвешенная (non-weighted) — самый легкий тип клавиатуры. Самый длинный в изготовлении, но не самый удобный для игры.

● полувзвешенная (semi-weighted) — оптимальный баланс ощущений от игры. Такой тип клавиатуры используется у большинства синтезаторов. Клавиши имеют определенный вес, но все же достаточно легкие для исполнения органных глиссандо.

● взвешенная (weighted, heavy-weighted) — обычно называют взвешенной рояльную клавиатуру, но иногда сюда относят также и клавиши синтезаторного типа, но с увеличенным весом (более жестким пружинным механизмом). В общем, границы очень размыты, поэтому такие обозначения в определенной степени условны. Тем не менее, эту характеристику важно знать для создания полной картины об инструменте.

С точки зрения технического решения — разницы между невзвешенной и полувзвешенной клавиатурой нет: в обоих случаях используется пружинный механизм. Отличаются они лишь жесткостью пружины.

По поддержке послекасания:

● с поддержкой послекасания (aftertouch) — клавиатура позволяет изменять характер звука после его извлечения благодаря увеличению силы нажатия. Чаще всего используется как источник модуляции или для регулирования частоты среза фильтра или громкости.

● без поддержки послекасания клавиатура не поддерживает соответствующую технологию.

Надеюсь, мы сумели ответить на вопрос не только о количестве клавиш фортепиано, но и о том, чем отличаются друг от друга клавиатуры различных видов цифровых пианино.

Пианино

Пианино (на итальянском – pianino) — является разновидностью фортепиано, его уменьшенной версией. Это струнно-клавишный, чувственный музыкальный инструмент, диапазон которого составляет 88 тонов. Используется для музицирования в небольших помещениях.

Устройство и принцип действия

Четыре главных механизма, из которых состоит конструкция — это ударно-клавишный, педальный механизмы, корпус, звуковой аппарат.

Задняя деревянная часть «туловища», защищающая все внутренние механизмы, придающая прочность — футор. На нём находится колковая доска из клёна или бука — вирбельбанк. В неё вбиты колки и натянуты струны.

Дека пианино — щит, толщиной примерно 1 см из нескольких досок ели. Относится к звуковой системе, крепится спереди футора, резонирует колебания. Размеры пианино зависят от количества нитей и длины деки.

Сверху прикручивается рама из чугуна, делающая фортепиано тяжёлым по массе. Средний вес пианино достигает 200 кг.

Клавиатура располагается на доске, чуть выдвинута вперёд, накрывается карнизом с пюпитром (подставка для нот). Нажатие пальцами пластинок передаёт усилие на молоточки, которые бьют по струнам и извлекают ноты. Когда палец убирается, мотив глушится с помощью демпфера.

Демпферная система объединена с молоточками, находится на одной неподвижной части.

Металлические нити, обмотанные медью, во время игры постепенно растягиваются. Чтобы восстановить их упругость требуется вызвать квалифицированного мастера.

Сколько клавиш у пианино

Обычно клавиш всего 88 штук, из которых 52 белые, 36 чёрные, хотя количество клавиш в некоторых пианино отличается. Название белых соответствует 7 нотам по порядку. Этот набор повторяется на протяжении всей клавиатуры. Расстояние от одной ноты «до» до другой — октава. Чёрные клавиши называются зависимо от их расположения относительно белых: справа — диез, слева — бемоль.

Размер белых клавиш – 23 мм * 145 мм, чёрных – 9 мм * 85 мм.

Лишние нужны для извлечения звука «хором» струн (до 3 за одно нажатие).

Для чего педали на пианино

Стандартный инструмент имеет три педали, все они обогащают песню эмоциями:

  • Левая делает волны слабее. Молоточки придвигаются к нитям, между ними появляется зазор, размах становится меньше, удар слабее.
  • Правую используют перед или после нажатия на пластинку, она поднимает демпферы, все струны полностью открыты, могут звучать одновременно. Это придаёт необычную окраску мелодии.
  • Средняя заглушает звук, помещая мягкую войлочную прослойку между струнами и молоточками, позволяет играть даже поздно ночью, помешать посторонним людям не получится. Некоторые инструменты предусматривают крепление, чтобы убрать ногу.
Читайте также  Если задали на дом сочинять музыку!

Чаще всего встречаются инструменты с двумя педалями. Во время игры их нажимают стопами. Это удобней, чем у предка клавикорда: специальные рычаги двигали коленями.

История пианино

1397 год – первое упоминание в Италии о клавесине с щипковым способом извлечения одинаково громких звуков. Недостатком устройства было отсутствие динамики в музыке.

С 15 по 18 века появились ударно-зажимные клавикорды. Громкость регулировалась в зависимости от силы нажатия клавиши. Но звук быстро затихал.

Начало 18 столетия — Бартоломео Кристофори изобрёл механизм современного фортепиано.

1800 год — Дж. Хокинс создал первое пианино.

1801 год — М. Мюллер создал такой же музыкальный инструмент и придумал педали.

Наконец, середина 19 века — инструмент приобретает классический вид. Каждый производитель немного меняет внутреннее строение, но основная задумка остаётся неизменной.

Размеры и типы пианино

Можно выделить 4 группы:

  • Домашнее (акустическое/цифровое). Весит примерно 300 кг, высота 130 см.
  • Кабинетное. Самое маленькое по габаритам. Весит 200 кг, высотой 1 м.
  • Салонное. Вес 350 кг, высота 140 см. Становится украшением интерьера школьных классов, небольших залов, ресторанов, разного рода центров развлечения.
  • Концертное. Весит 500 кг. Высота 130 см, длина 150 см. Ими гордятся студии, оркестры за красочный объём тембра.

Интересный факт: самый большой экземпляр весит более 1 тонны, его длина составляет 3,3 метра.

Самый популярный тип — кабинетный. Ширина измеряется по клавиатуре, которая может достигать 150 см. Выглядит довольно компактно.

Характерная разница между пианино и роялем заключается в том, что последний используют в больших залах из-за громкости его звучания и внушительных габаритных размеров, в отличие от пианино, использующегося в жилых домах. Внутренние механизмы пианино установлены вертикально, оно выше, устанавливается возле стены.

Знаменитые композиторы и пианисты

Очень важно начинать нарабатывать навыки с малышами 3-4 лет, развивать широкую ладонь. Это помогает играть искусно. Большинство пианистов являлись композиторами своих произведений. Редко удавалось стать успешным музыкантом, исполняя чужие пьесы.

1732 год — Лодовико Джустини написал первую в мире сонату именно для фортепиано.

Одна из самых важных личностей мировой истории музыки — Людвиг ван Бетховен. Писал работы для фортепиано, фортепианных концертов, скрипки, виолончели. Сочиняя, использовал все известные существовавшие жанры.

Фредерик Шопен — композитор-виртуоз из Польши. Его работы созданы для сольного исполнения, особенные творения нельзя ни с чем сравнить. Слушатели концертов Шопена отмечали необыкновенную легкость прикосновений рук композитора к клавишам.

Ференц Лист — соперник Шопена, музыкант, учитель из Венгрии. Провёл более 1000 выступлений в 1850-х годах, после чего он ушёл и посвятил жизнь другому делу.

Иоганн Себастьян Бах написал более 1000 произведений всех жанров, кроме оперы. Интересный факт: Лондонского Баха (так называли композитора) сильно обесценили, напечатали меньше 10 из всех творений.

Пётр Ильич Чайковский, будучи ребёнком, быстро овладевал умением, а юношей уже играл как взрослый. Детища Петра Ильича находятся в музыкальной библиотеке мира.

Сергей Рахманинов умел растягивать руку почти на 2 октавы. Сохранились этюды, подтверждающие мастерство композитора. В своем творчестве он поддерживал романтизм 19 века.

Увлечение музыкой положительно влияет на мозг и сердце. Она возбуждает воображение, заставляет трепетать.

Как выбрать синтезатор или цифровое пианино?

Синтезатор или цифровое пианино — устройство, с помощью которого можно достичь нескольких целей. Во-первых, это удобный инструмент для обучения игре на клавишных в домашних условиях. Во-вторых, это инструмент для создания самой разнообразной музыки. В-третьих, это просто штука, которая поможет расслабиться и отдохнуть. Если вы давно интересуетесь музыкой, то заиметь недорогой синтезатор стоит хотя бы для развлечения.

Важно понимать, что для создания музыки в узких рамках конкретных стилей профессионалы рекомендуют конкретные модели синтезаторов, которые лучше с ними справляются. Мы же будем рассматривать те варианты, которые позволят вам или вашему ребенку развиваться всенаправленно — как бюджетные, так и многофункциональные.

Ниже мы рассмотрим самые важные характеристики синтезаторов и цифровых пианино, а затем предложим вашему вниманию десяток самых интересных моделей, которые можно приобрести у магазинов в нашем каталоге.

Основные характеристики, на которые стоит обратить внимание

Тип

В нашей статье мы расскажем о синтезаторах и цифровых пианино. Цифровые органы, цифровые аккордеоны и MIDI-клавиатуры требуют собственных текстов, которые, вероятно, появятся у нас позже.

Синтезаторы получают звук благодаря работе электронных или аналоговых генераторов звуковых волн. В большинстве случаев они имеют клавиатуру, которая похожа на клавиатуру фортепиано, и достаточно компактный корпус. Синтезаторы дают музыканту большую степень свободы для экспериментов благодаря возможностям создания новых инструментов, а также сочетания существующих. Кроме того, некоторые синтезаторы лучше подходят для новичков благодаря режимам обучения, автоматическому аккомпанементу и другим функциям, которые мы опишем ниже.

Цифровые пианино сейчас приблизились к синтезаторам, но предназначены для другого. Главная их задача — имитация обычного пианино. В большинстве случаев набор инструментов в таких моделях сильно ограничен, зато клавиатура гораздо удобнее, чем у сравнимых по стоимости синтезаторов. Некоторые цифровые пианино предназначены для установки на стойку, другие уже имеют полноразмерный корпус.

Обучение

Наличие специального режима обучения сильно поможет начинающим музыкантам и просто тем, кто с игрой на клавишных еще не сталкивался. Обычно таким режимом оснащают недорогие модели начального класса.

Количество и размер клавиш

Количество клавиш на клавиатуре синтезатора или цифрового пианино прямо влияет на диапазон, в котором может показать себя музыкант. Для большинства не слишком сложных произведений и импровизации хватит 4-5 октав (49 или 61 клавиша), а для исполнения классических произведений уже лучше выбрать модель с 88 клавишами (7 октав). Такие синтезаторы, правда, будут довольно габаритными, дорогими и тяжелыми.

Существуют и мини-синтезаторы — например, с 37 клавишами, как Korg MS-20 Mini, описанный ниже. Их стоит считать вспомогательными — с их помощью музыкант может получить новые звуки, но основные партии на таких синтезаторах играть вряд ли получится. Впрочем, все зависит от жанра музыки — вполне возможно, что 37 клавиш вам лично хватит за глаза!

Жесткость клавиатуры

Недорогие синтезаторы чаще всего оснащаются невзвешенными клавиатурами, клавиши которых практически не сопротивляются нажатию. Это делает игру очень простой, но совсем не походит на игру на обычном фортепиано. Такие модели лучше приобретать для детей и взрослых, которые не собираются в дальнейшем использовать более серьезные инструменты.

Модели со взвешенной клавиатурой, наоборот, стараются имитировать игру на реальном фортепиано — для нажатия на их клавиши нужно постараться сильнее. Такие синтезаторы и цифровые пианино лучше всего подходят для обучающихся в музыкальных образовательных заведениях и профессиональных музыкантов. Иногда они даже оснащаются молоточковой механикой — механизмом, который имитирует внутреннее устройство настоящих роялей и пианино. Это, естественно, делает синтезатор дороже.

Существует и промежуточный вариант — синтезаторы с полувзвешенной клавиатурой. Сопротивление их клавиш ниже, чем у моделей со взвешенной клавиатурой, но все равно заметно.

Разделение клавиатуры

Полезная функция, которая позволит разделить клавиатуру на две или более частей. Каждая часть при этом будет отвечать за отдельный инструмент — например, за пианино и фоновый пэд. Практически обязательная функция для тех, кто играет вживую. К счастью, поддерживается большинством моделей.

Педали и другие звуковые контроллеры

С помощью педалей и других элементов управления звуком музыкант получает еще большую степень свободы в создании звука. Обычно педали работают так же, как и на пианино, но часто их функции переназначают — например, для применения эффектов или смены тембра.

Педали чаще всего поставляются в комплекте с цифровыми пианино — к синтезатору их, скорее всего, придется докупать отдельно.

Еще два широко распространенных вида контроллеров — контроллер модуляции и контроллер высоты тона. Первый используется для плавной регулировки вибрации звука, второй — для плавного добавления или убирания высоты звука. Все это делает имитацию реальных инструментов проще, а также позволяет экспериментировать с созданными собственноручно инструментами.

Многие модели имеют и другие контроллеры; все зависит от фантазии инженеров, а затем — от фантазии музыканта.

Корпус

Синтезаторы и (чаще всего) цифровые пианино могут оснащаться классическим корпусом с несъемной подставкой, которая устанавливается прямо на пол. Часто к такому корпусу уже прикреплены педали.

Чаще всего, впрочем, в продаже встречаются модели с компактным корпусом — без нижней части. Такие синтезаторы и цифровые пианино устанавливаются либо на отдельно покупаемые стойки, либо просто на любую удобную ровную поверхность. Транспортировать их (на репетиционную точку, в клуб или еще куда-нибудь) по понятным причинам проще.

Встроенная акустическая система

Если вы не хотите постоянно пользоваться наушниками или подключать синтезатор к внешней аудиосистеме, то присмотритесь к моделям со встроенными динамиками. Обратите внимание на мощность усилителя: 2-5 Вт хватит для игры в комнате без других инструментов, а вот 20 Вт, к примеру, может быть достаточно даже для небольших концертов.

Дисплей

Большая часть синтезаторов оснащены хотя бы простеньким монохромным дисплеем, на котором отображается полезная информация о выбранных эффектах, инструментах, меню и прочем. Некоторые продвинутые модели имеют сенсорные экраны для более удобной навигации по меню, но чаще всего даже профессионалы предпочитают кнопки. Впрочем, как и со многими другими характеристиками, это дело вкуса и привычки.

Читайте также  Отдаем ребенка в музыкальную школу: что нужно знать?

Количество тембров

Пожалуй, одна из главных характеристик синтезатора — она обозначает количество разных инструментов (как реальных, так и несуществующих), звучание которых он может имитировать. В профессиональных моделях это количество может измеряться тысячами, в более простых — сотнями. Чем больше это число, тем легче музыканту экспериментировать в своих произведениях.

У цифровых пианино количество тембров обычно на порядок меньше — они в первую очередь предназначены для имитации звучания клавишных. Зато качество тембров у пианино лучше, чем у обычных синтезаторов.

Профессионалам и продвинутым музыкантам стоит обратить внимание на такие параметры, как мультитембральность и полифония. Первый определяет количество разных инструментов синтезатора, которые могут звучать одновременно (лучше выбирать от 4 и выше), а второй — общее количество одновременно звучащих нот, звуков и голосов (32 — любительский уровень, 48 и выше — полупрофессиональный, 128 — для мастеров).

Автоаккомпанемент

Эта функция позволяет включить автоматическое аккомпанирование в рамках определенного стиля и в заданном темпе. Таким образом, музыкант может играть основную мелодию, а почти все остальное сделает сам синтезатор. Естественно, качество и количество стилей автоаккомпанемента сильно зависит от конкретной модели — если для вас эта функция важна, лучше ознакомиться с ними заранее.

Арпеджиатор

Наличие этой функции позволяет преобразовывать звучание нескольких одновременно нажатых нот в последовательное — такое, будто они сыграны «перебором». Арпеджиатор еще сильнее расширяет рамки экспериментирования и возможностей музыканта.

Транспонирование

Функция, которая позволяет поднять или снизить строй синтезатора на определенное количество полутонов. Очень полезна для игры в коллективе, когда партию нужно поднять или опустить — благодаря автоматическому транспонированию переучиваться не придется.

Эффекты

Чем больше у синтезатора или цифрового пианино встроенных эффектов обработки звука, тем шире возможности по созданию нового звучания у музыканта.

Самые популярный и распространенный эффект — реверберация (эхо / затухание), а некоторые модели даже поддерживают эффект вокодера — изменения голоса. Количество разных эффектов может достигать многих десятков, но важно понимать, что их качество в дешевых моделях будет сильно уступать качеству эффектов в моделях подороже, даже если у дорогого синтезатора эффектов меньше.

Запись песен

Большинство моделей позволяют записывать сыгранные произведения в формате MIDI — для их дальнейшего редактирования или воспроизведения. Эта функция пригодится тем, кто сочиняет собственную музыку.

Разъемы и интерфейсы

Главные входы и выходы, которые должны быть у синтезатора или цифрового пианино — это MIDI (вход и выход) и линейный (вход и выход).

MIDI — особый интерфейс / формат данных, созданный еще в 1982 году. Он предполагает запись и / или передачу информации о каждой ноте и каждом инструменте записи. MIDI-вход позволит управлять синтезатором с внешнего MIDI-устройства или передать с него какую-то мелодию. MIDI-выход позволит использовать клавиатуру синтезатора (или — в особенности — цифрового пианино, ведь у них клавиатуры зачастую куда качественнее) для игры на другом инструменте с MIDI-входом или записи мелодии.

В более продвинутых и современных моделях MIDI заменен USB-соединением, которое позволяет передавать любую информацию куда быстрее и в обе стороны.

Линейный выход (а также выход на наушники) позволит просто вывести звук синтезатора на внешнее устройство в аналоговом формате. С помощью линейного входа же можно обработать встроенными эффектами любой внешний звук в аналоговом формате.

Некоторые синтезаторы оснащают устройством чтения карт в формате SD. С их помощью можно либо расширить библиотеку тембров устройства, или увеличить объем памяти для записи песен, звуков и настроек.

Топ-10 синтезаторов и цифровых пианино

Yamaha PSR-E253

Дешевый синтезатор, обладающий удивительным для своей цены функционалом.

Особенности:

Casio LK-280

Отличный инструмент для обучения игре на клавишных — как для детей, так и для взрослых.

Особенности:

Casio WK-6600

Большой, но не слишком дорогой синтезатор с хорошим звуком и огромным количеством эффектов.

Особенности:

KORG MS-20 Mini

Аналоговый мини-синтезатор для энтузиастов, которые любят настраивать звук вручную — он здесь создается посредством коммутации набора генераторов и кручения элементов управления. Для гурманов!

Особенности:

Casio MZ-X300

Довольно дорогая и продвинутая модель для тех, кто с синтезаторами работает не впервые.

Особенности:

KORG Pa4X 61

Мощный и дорогой синтезатор для тех, кто посвятил музыке значимую часть своей жизни.

Особенности:

Roland JD-Xi

Компактный синтезатор известного производителя, предназначенный для профессионалов и энтузиастов.

Особенности:

KORG LP380

Корпусное цифровое пианино для тех, кто занимается музыкой всерьез.

Особенности:

Yamaha MONTAGE8

Топовая модель с изящным дизайном, огромной комфортной клавиатурой и широчайшими возможностями.

Особенности:

Casio CDP-130

Недорогое, но качественное цифровое пианино бюджетного класса.

Почему у пианино 88 клавиш?

Краткая предыстория

Все мы знаем, что такое раскладка клавиатуры на фортепиано. И если вы хоть немного знакомы с каким-либо инструментом, то наверняка знаете названия всех или некоторых клавиш и их обозначения.

Но задавались ли Вы когда-нибудь вопросом, почему начало октавы обозначается буквой «С»? И почему именно буквы С, D, E, F, G, A, B, а не другие, выбраны для обозначения клавиш и аккордов? И кто придумал, что надо расположить черные клавиши именно такими группами: по две и по три? Действительно, может ли такое быть, чтобы расположение клавиш фортепиано могло быть другое?

Конечно мы можем догадаться, что все не случайно. Ведь издавна существовала определенная наука, которая послужила основой для современной раскладки клавиш на фортепиано. И все это начиналось давным-давно…

Первые семь нот

Когда ранние музыканты впервые придумывали музыку и создавали первые музыкальные инструменты, им нужно было понять, какой язык надо придумать, чтобы точно передать звучание своей мелодии.

Они заметили, что все звуки природы можно сопоставить с определенным музыкальным тоном и все они могут быть как бы измерены. Например, звук летящей стрелы или лай собаки. Теперь мы можем это объяснить, потому что знаем, что все слышимые нами звуки имеют свою частоту – число колебаний в секунду (от 20 до 20000 Герц). К примеру, средний сигнал автомобиля звучит как «фа диез минор» (F#), а часто состоит из двух тонов, звучащих вместе «фа диез и ля» (F# и A).

Интересно отметить, что первый клавишный инструмент, изобретенный в Греции более чем 2300 лет назад, содержал клавиатуру только из семи основных нот. И сегодня мы видим те же семь основных клавиш в современной раскладке фортепиано. Однако тогда, в Древней Греции, не существовало черных клавиш, которые есть сегодня.

Единственная общая черта между древней раскладкой клавиш и современной состоит в том, что это были деревянные клавиши, лежащие горизонтально. Слева шли самые низкие басовые звуки и постепенно переходили вправо в высокие.

Нажимая каждую клавишу последовательно слева направо, древние музыканты поняли, что первые семь звуков были неповторимы, то есть уникальны. Поэтому их поместили отдельно. Однако восьмая клавиши звучала так же как и первая, имея двойную частоту первого звука. И если эти две клавиши нажать одновременно, то они звучали в унисон, что в последствии было названо «октава». Поскольку опытным путем было установлено, что эти два звука были одинаковыми нотами, то далее последовательность клавиш просто повторилась. Этим семи основным нотам присвоили обозначения из букв латинского алфавита: A, B, C, D, E, F и G.

Как 7 основных нот превратились в 12.

Первый в мире клавишный инструмент назывался гидравлис. Это был античный орган, в котором необходимое давление воздуха, поступающего в трубы, поддерживалось столбом воды.

К 757 году н. э. этот инструмент открыл путь в западный мир, где его приняла католическая церковь. За следующие пять веков этот инструмент подвергся множественным преобразованиям и превратился в современный орган, который известен нам сегодня. Однако в 1200 году н.э. средневековый орган все еще использовал те самые основные семь нот, которые унаследовал от своего предшественника — гидравлиса.

В то время стало очевидно, что этот ограниченный набор звуков был весьма однообразен, ведь органисты могут использовать всего несколько тональностей, ладов и аккордов. В процессе изменения старинной музыки они стали экспериментировать с разными подходами к теории музыки и с основными семи звуками. В итоге к основным нотам добавилось еще пять дополнительных полутонов.

Если Вы изучите современное расположение нот, то увидите, что оно структурировано вокруг гармонического лада до мажор или ля минор. То есть, чтобы играть в до мажоре или в ля миноре не нужно использовать черные клавиши. Первый клавишный инструмент, созданный в 250 году до н. э. также был разработан для до мажора и ля минора.

Попробуйте помузицировать без использования черных клавиш некоторые время и вы поймете, насколько были ограничены древние музыканты и как трудно им было создавать красивые и разные музыкальные композиции. Так что после нескольких веков игры только в двух тональностях средневековые музыканты пришли к выводу, что их версия клавиатуры была не достаточно полной.

Таком образом, примерно в XIII веке пять полутонов были определены и добавлены в существующую раскладку нот. Объединение этих семи основных и пяти дополнительных нот дали музыкальному миру огромное разнообразие тональностей, четырнадцать новых ключевых знаков и почти бесконечное число аккордов.

Читайте также  Исполнительство – тонкости и нюансы

Теперь в дополнение к до мажору, который основан только на белых клавишах, композиторы могли сочинить музыку, используя мажорные лады других нот, включая черные клавиши.

За следующие 700 лет это новое улучшенное расположение клавиш фортепиано послужило мощным стимулом для развития западной музыки. Также это положило новое начало в развитии органного строения, его механических новаций и тщательно продуманного дизайна.

Это был XVIII век, который стал золотым веком органа. Он достиг своей кульминации в сочинениях самого знаменитого органиста, которого когда-либо знал мир, — Иоганна Себастьяна Баха. Бесчисленное множество уникальных произведений никогда не были бы написаны и услышаны нами, если бы пять черных клавиш не были добавлены в состав основных белых нот.

88 клавиш

Современный стандарт подразумевает наличие 88 клавиш (полутонов) у фортепиано.

На практике же, встречаются инструменты с 85 клавишами, 73, и даже 61. Последние два — электронные инструменты. Однако, существуют фортепиано и с большим количеством клавиш чем 88.

Сколько клавиш у фортепиано, пианино и синтезаторов

Рояль или пианино, как клавишные инструменты, давно являются одними из самых предпочитаемых. Изучив внимательно вопрос о том, сколько клавиш у фортепиано, сразу станет понятно, что вне зависимости от тональности можно написать музыку любого жанра.

Классическая фортепианная клавиатура

Дело в том, что современные рояли и пианино зачастую не поддерживают стандартное расположение нижнего и верхнего регистра клавиш.

В классическом варианте самой нижней нотой считается нота «ля» субконтроктавы, а самой верхней – «до» седьмой октавы. Это связано только с тем, что другие звуки находятся вне диапазона слышимости человеческого уха. Диапазон слышимости в классическом варианте выглядит так: субконтроктава, начинающаяся с ноты «ля», контроктава, большая октава, малая октава, первая и т.д. октавы. Заканчивается все на пятой октаве. Далее следует неполная шестая октава, а иногда и неполная седьмая октава, представленная только одной клавишей.

Рояль и пианино

В большинстве случаев не стоит задумываться над тем, сколько белых клавиш у фортепиано, а сколько черных. Дело в том, что все клавиши расположены согласно нескольким принципам, где предусмотрено четкое разделение на октавы, которые используются в игре на инструменте или в написании музыки. Так и октавы фортепиано соответствуют основным правилам распределения нот на клавиатуре.

На вопрос о том, сколько клавиш у фортепиано, можно ответить так: стандартная клавиатура содержит 88 клавиш. Они распределены по специальным отрезкам, называемым октавами. Обратите внимание на положение нот на клавиатуре и количество октав. Дело в том, что настоящая рояльная клавиатура представляет собой некий стандарт. Начинается она с ноты «ля» в самом нижнем регистре и заканчивается нотой «до», расположенной сверху. Считается, что самая нижняя и верхняя ноты находятся на пороге слышимости, который воспринимает человеческое ухо. Иными словами, диапазон играемых нот и слышимых звуков находится в пределах от 16 Гц до 20 кГц. Собственно, вся рояльная клавиатура и работает в этом диапазоне. Электронные фортепиано способны воспроизводить те же звуки в указанном диапазоне.

При всем этом необходимо понять принцип построения гаммы. В любой тональности не может присутствовать более 12-ти нот, так как это семь белых и пять черных клавиш. Начнем, например, от ноты «до». Тут становится понятно, что такое разделение весьма условно, поскольку не все ноты могут соответствовать изначальной гамме, особенно когда дело касается максимального количества ключевых знаков или тональностей вроде си дубль-диез минор. На самом деле по звучанию это будет обычный до-диез минор или ре-бемоль минор, хотя сейчас берутся в расчет именно диезные тональности, в которых бемоли не предусмотрены вообще. Соответственно, и знаков альтерации будет намного больше. Определяя, сколько клавиш у пианино, фортепиано, нужно обратить внимание на специфику самого инструмента, поскольку у разных инструментов клавиатуры могут не совпадать именно по количеству клавиш.

Вне всякого сомнения, нельзя не отметить классические рояли, ставшие неким стандартом инструментов. Первыми в этом плане были Steinway и August Forster. Самое интересное, что так называемые «форстеры» выполнены в единичных экземплярах из слоновой кости от корпуса до клавиш. Если посчитать, сколько клавиш у фортепиано (концертного рояля или обычного пианино), можно заметить, что практически всегда клавиатура полностью соответствует классическому 88-клавишному виду. Исключения встречаются, но крайне редко.

Гаммы на клавиатуре

Многие начинающие пианисты могут даже не знать теории музыки и основ гамм или ладов. Однако, даже несмотря на такое незнание, можно использовать множество вариаций, арпеджио, трезвучий или аккордов с их обращениями, даже не думая о том, каким будет нестандартный гармонический ряд или лад. Самое интересное, что многие новички практически интуитивно используют те или иные аккорды или переходы. Но чтобы подходить к построению гамм с точки зрения музыкальной науки, тут нужно отталкиваться уже именно от классических правил теории музыки.

В случае развернутой мажорной или минорной гаммы последовательность играется согласно ключевым знакам с условием соблюдения аппликатуры. При игре скоростных хроматических последовательностей все обстоит намного проще. Здесь, как правило, используются всего три пальца для пианистов. Начинается все с большого пальца, а потом идет чередование большого, указательного и среднего пальца.

Электронные синтезаторы

Современные синтезаторы, представляющие собой электронные фортепиано, используют множество вариантов клавиатур. Клавишные инструменты низшего и среднего уровня не обладают полновзвешенной клавиатурой, которая свойственна настоящим роялям. А вот настоящие рабочие станции (Digital Workstation) в большинстве своем используют именно стандартное количество клавиш. Ярким примером таких инструментов могут стать Korg Kronos, Yamaha Motif, Kurzweil K2500/2600 и т.д.

Современные рояли и домашние пианино только в малой степени передают все оттенки, которые достались им от средневековых клавесинов и клавикордов. В то время считалось, что эти инструменты обладают ненатуральным звуком, а иметь дома рояль было исключительной роскошью.

Тем не менее, можно сказать сразу, что со временем рояли и пианино вошли в нашу жизнь очень плотно. И теперь мы можем видеть ноты и слышать звуки, находящиеся в диапазоне стандартной клавиатуры.

Октавы и их использование

Интересно в отношении использования гармоний и октав постарались многие музыканты. Тот же самый King Diamond может запросто перескакивать с одной ноты на другую в диапазоне четырех с половиной октав. При этом он еще умудряется менять свой голос, который должен соответствовать каждому персонажу его концерта. В данном случае речь идет о том, сколько октав может уместиться в диапазон человеческого голоса. А этот певец использует октавы так просто, что иногда диву даешься. Сами же ноты в октавах фортепиано очень часто могут служить для подчеркивания эмоционального восприятия той или иной композиции.

Если посмотреть, сколько октав у пианино, октавы фортепиано могут присутствовать на клавиатуре в большем количестве, поскольку разные производители выпускают иногда и нестандартные инструменты. Но многие музыканты отдают им предпочтение, считая их более простыми в использовании, когда не требуется исполнение длинных гамм и арпеджио.

MIDI-устройства и рабочие станции

С появлением формата управления «железными» инструментами на основе передачи сигнала и данных на определенный канал, виртуальные студии и присоединяемые к ним устройства ввода стали обыденностью. Они, как правило, выпускаются в нескольких основных вариантах клавиатуры, которая может просто подключаться к компьютеру или ноутбуку с использованием USB-кабеля, MIDI-шнура и драйверов ASIO4ALL с поддержкой режима Full Duplex. Это самый оптимальный вариант. Правда, несмотря на это, сам драйвер позволяет использовать не только специальную клавиатуру, но и виртуальную.

Виртуальные клавиатуры и VST-синтезаторы

Сегодня можно найти достаточно много виртуальных программ для звукозаписи и синтезаторов, которые воспроизводят совершенно нереальные звуки и эффекты. При этом неважно, сколько клавиш у фортепиано такого рода. И тут стоит обратить внимание на очень популярный инструмент Kontakt 5. В одном лице он совмещает и сэмплер, и ромплер, и редактор, способный работать вне зависимости от нагрузки на VST-хост.

Кроме того, большинство виртуальных плагинов рассчитано именно на профессиональную клавиатуру в виде присоединяемого модуля или возможности игры на стандартной клавиатуре ноутбука. В таких приложениях обычно есть своя виртуальная клавиатура, на которой можно извлекать звуки при помощи нажатия курсором мыши или ассоциации буквенных клавиш на основной клавиатуре.

Заключение

Как уже понятно, ответ на вопрос о том, сколько клавиш у фортепиано, напрямую зависит от типа инструмента (пианино, рояль или синтезатор). В самом распространенном варианте можно встретить даже электронные клавиатуры с раскладкой в 88, 76, 49 или 25 клавиш. Естественно, полновзвешенная рояльная клавиатура предпочтительнее, однако в некоторых случаях для удобства игры можно использовать и самые простые инструменты, чтобы получать требуемый звук от виртуального синтезатора посредством использования MIDI-контроллера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: