Расположение нот на грифе гитары - OXFORDST.RU

Расположение нот на грифе гитары

Расположение нот на грифе гитары

Многие начинающие гитаристы при подборе композиций сталкиваются с некоторыми задачами, одна из которых это как определить какие-либо ноты на гитарном грифе. На самом деле не так уж и сложна подобная задача. Зная расположение нот на грифе гитары можно с лёгкостью подобрать любое музыкальное произведение. Устройство гитары далеко не самое сложное, а вот ноты на грифе располагаются немного иначе, чем, например, у клавишных инструментов.

Строй гитары

Для начала необходимо запомнить строй гитары. Начиная от первой струны (тонкой) и заканчивая шестой (самой толстой), стандартный строй будет следующим:

  1. E – нота «ми» извлекается на первой открытой (не зажатой ни на одном ладу) струне.
  2. H – на второй открытой струне извлекается нота «си».
  3. G –воспроизводит ноту «соль» не зажатая третья струна.
  4. D – нота «ре» извлекается на открытой четвёртой струне.
  5. A – струна под номером пять, не зажатая – нота «ля».
  6. E – на шестой открытой струне извлекается нота «ми».

Это стандартный строй гитары, использующийся при настройке инструмента. Все ноты звучат на открытых струнах. Выучив наизусть стандартный строй гитары, отыскать любые ноты на гитарном грифе не доставит абсолютно никаких проблем.

Хроматическая гамма

Далее необходимо обратиться к хроматической гамме, к примеру, гамма «до-мажор» приведённая ниже, значительно облегчит поиск ноты на гитарном грифе:

Отсюда следует, что каждая нота, зажатая на определённом ладу, звучит выше на полтона, чем зажатой на предыдущем ладу. К примеру:

  • Вторая не зажатая струна, как нам уже известно, это нота «си», следовательно, эта же струна будет звучать выше на полтона предыдущей ноты, то есть ноты «си», если её зажать на пером ладу. Обращаясь к хроматической гамме «до-мажор» определяем, что эта нота будет нотой «до».
  • Эта же струна, но зажатая уже на следующем ладу, то есть на втором, звучит выше на полтона предыдущей ноты, то есть ноты «до», следовательно, это будет нота «до-диез».
  • Вторая струна, соответственно, зажатая уже на третьем ладу это нота «ре», опять же обращаясь к хроматической гамме «до-мажор».

Исходя из этого, расположение нот на грифе гитары не обязательно заучивать наизусть, что, конечно, также будет полезным. Достаточно запомнить только строй гитары и иметь представление о хроматической гамме.

Ноты каждой струны на каждом ладу

И всё-таки без этого никак: расположение нот на грифе гитары, если стоит цель стать хорошим гитаристом, знать просто необходимо наизусть. Но сидеть и заучивать их целыми днями не обязательно, можно при подборе любой музыки на гитаре заострять внимание с какой ноты начинается песня, искать её расположение на грифе, затем с какой ноты начинается припев, куплет и так далее. Со временем ноты будут запоминаться, и отсчитывать их от строя гитары по полтона уже будет не обязательно.

А вот в помощь схема грифа гитары и всех нот расположенных на нём:

И в качестве итога вышеизложенному, хочется добавить, что скорость запоминания нот на гитарном грифе будет зависеть только от количества часов проведённых с инструментом в руках. Практика и только практика подбора и нахождения нот на грифе оставит в памяти каждую ноту соответствующею своей струне и своему ладу.

Автор – Станислав Колесник

Предлагаю послушать замечательную композицию в стиле транс, исполненную на классической гитаре Эваном Добсоном:

Расположение нот на грифе гитары

Что нужно знать, приступая к уроку:

  • Звукоряд, октавы и ноты
  • Запись нот
  • Как читать табулатуры

Диапазон гитары составляет почти четыре октавы, но не обязательно зубрить расположение всех нот на грифе гитары, куда важнее понять принцип их расположения. Приведенное ниже схематичное изображение грифа гитары поможет Вам в этом.

Схематичное изображение грифа гитары и расположение нот на нем.

В таблице указаны только основные ноты, соответственно в пустых ячейках находятся производные от них. Октавы помечены разными цветами:

  • Малая октава — черный
  • Первая октава — синий
  • Вторая октава — зеленый
  • Третья октава — оранжевый
струна / лад I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX
1 Ми
E
Фа
F
Соль
G
Ля
A
Си
H
До
C
Ре
D
Ми
E
Фа
F
Соль
G
Ля
A
Си
H
2 Си
H
До
C
Ре
D
Ми
E
Фа
F
Соль
G
Ля
A
Си
H
До
C
Ре
D
Ми
E
Фа
F
Соль
G
3 Соль
G
Ля
A
Си
H
До
C
Ре
D
Ми
E
Фа
F
Соль
G
Ля
A
Си
H
До
C
Ре
D
4 Ре
D
Ми
E
Фа
F
Соль
G
Ля
A
Си
H
До
C
Ре
D
Ми
E
Фа
F
Соль
G
Ля
A
5 Ля
A
Си
H
До
C
Ре
D
Ми
E
Фа
F
Соль
G
Ля
A
Си
H
До
C
Ре
D
Ми
E
Фа
F
6 Ми
E
Фа
F
Соль
G
Ля
A
Си
H
До
C
Ре
D
Ми
E
Фа
F
Соль
G
Ля
A
Си
H
До
C

Как видите, есть определенная закономерность, а начиная с двенадцатого лада ноты повторяются, только на октаву выше.

Расположение нот на нотном стане и табулатуре

Теперь посмотрим, как это выглядит на нотном стане и табулатуре:

Благодаря приведенным схемам Вы можете определить где на грифе гитары звучит та или иная нота, что поможет Вам в дальнейшем при определении аппликатуры.

Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:

Разучиваем расположение нот на грифе гитары. Два способа

Научиться распознавать ноты на грифе гитары не так уж и сложно, если придерживаться некоторых правил и серьезно отнестись к обучению.

Зачем изучать ноты на гитаре

Изучение расположения звуков на гитаре поможет:

  1. Быстро ориентироваться на грифе во время игры
  2. Понимать как строится импровизация, и откроет возможность самостоятельно сочинять и подбирать разнообразные мелодии.
  3. Знать принцип строения аккордов для гитары, и, как следствие, свободно ориентироваться в них, находя на любом участке грифа, и не пользуясь при этом различными сборниками.
  4. Отойти от табулатурного мышления (игра только по табам), что открывает способность самостоятельно находить интересные решения, заменяя трудные или не очень красивые места в каком-нибудь произведении на более благозвучные и удобные.
  5. Научиться играть более чётко, собранно и ровно, приблизив своё исполнение к профессиональному, благодаря пониманию ритмических рисунков нот.

Определитесь с целями

Прежде чем приступить к обучению, нужно решить, какие цели вы преследуете. Если возникло желание сочинять красивые мелодии, и делать всё то, что перечислено выше, понадобится хорошенько потрудиться и постараться выучить все ноты на грифе. Если вас интересует только изучение аккордов, с целью играть аккомпанемент к песням, в этом случае ориентировка суживается к изучению нот только басовых струн, так как все аккорды построены на них.

С чего начать обучение

Проще всего начать обучение с названий нот на гитаре на открытых струнах. С этого и начнём. Названия нот начиная с первой струны (самой тонкой):

  1. «ми»
  2. «си»
  3. «соль»
  4. «ре»
  5. «ля»
  6. «ми»

Эта последовательность названий звуков в быстром произношении напоминает что-то вроде: «Меси соль ремнями». Вместо звука «ми» слог «ме», и «мня» вместо «ля». На самом деле, запомнить ноты открытых струн не так уж и сложно, даже не применяя эту, не совсем логичную, «скороговорку».

Читайте также  Какие бывают музыкальные профессии

Первый способ выучить ноты на гитаре

Не пытайтесь заучить расположения нот на гитаре по всему грифу за один день, это только вас запутает. Выучите некоторые расположения нот и повторяйте их в течение дня.

Упражнения с открытыми струнами: 1, 2, 3

Начните играть открытые струны, параллельно напевая или проговаривая их. Произнесение вслух нот, поможет быстрее освоить их месторасположение в нотном стане и на гитаре. Ниже на картинке изображён нотный стан со звуками первых трёх (тонких) открытых струн в различных последовательностях. Буквы над нотными линейками обозначают пальцы правой руки, которыми будут извлекать звук из струн: (a) –безымянный; (m) –средний; (i) – указательный.

Упражнения с открытыми струнами: 4, 5, 6

Следующий шаг – открытые басовые струны: «ми», «ля» и «ре». Эти ноты для гитары выходят за пределы пяти основных линеек, поэтому рисуют их на добавочных линиях, как изображено на картинке. Данное упражнение играется правой рукой, используя большой палец, обозначают его буквой (P). Очень легко запомнить следующее: для первых трёх ладов добавочные линии рисуются только для шестой и пятой струны. То есть: первый, второй и третий лад этих струн дают низкие звуки, которые рисуются на дополнительных линиях, а, уже начиная с открытой четвёртой струны – используют основные. Учитывая это, вы сможете легче распознавать ноты с добавочными линейками.

Переборы на открытых струнах

Следующий этап – игра перебором, используя только открытые струны, упражнение №30. Сохраняйте аппликатуру правой руки. Изображенный ниже перебор – один из самых известных и часто используемых. Играйте также проговаривая, а лучше пропевая все названия звуков.

Добавляем ноты в пределах трёх ладов

Упражнения становится немного сложнее, но при освоении нот первых трёх ладов открывается возможность играть несложные пьесы. Изучение расположения нот на грифе происходит постепенно, с каждым разом добавляя в упражнение новую ноту. В этот раз, к открытым струнам добавляем «ля» и «ре». Обязательно запоминаем их место на нотном стане.
Следующее упражнение будет содержать ещё один дополнительный звук «ми», прижимается он на втором ладу четвёртой струны. Для лучшего усвоения и запоминания – произносите во время игры названия нот.

Добавляем басовые ноты

Перед тем как начать новое упражнение – повторим звуки открытых нот. После чего выучим сразу две новых ноты: «си» пятой струны и «соль» шестой, рисуются они под первой добавочной линией, и под двумя добавочными линиями соответственно.

Чтобы закрепить материал, исполним греческую и венгерскую народные песни.

Добавляем ещё ноты на закрытых струнах

Теперь, когда мы знаем уже часть нот, можно ускорить процесс изучения. В следующем упражнении добавлено будет сразу три ноты «фа» и «соль» первой струны (первый и третий лад) и нота «до» струна вторая, лад первый.
Для дальнейшего обучения следует перейти к практике, и шаг за шагом изучать простые пьесы. Эта система станет отличным помощником, для желающих научиться играть красивые мелодии, и разбираться в расположении звуков на гитарном грифе.

Симметричные ноты

Данный метод запоминания расположения нот на нотном стане, я называю “симметричные ноты” или ноты-якоря. Смысл этого способа довольно прост! Вам нужно выучить только три ноты которые находятся либо на линейках, либо между линейками. Вот как это выглядит:

Дальше вам нужно знать обычный звукоряд «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» и назад си-ля-соль-фа-ми-ре-до. Смотрим, что нота “ми” находится на 1 линейке нотоносца, а нота “ре” под первой. Между ними нельзя записать ещё какую-либо ноту. Перед нотой “ми” в звукоряде находится “ре”, значит этот звук и будет под первой линейкой. Таким образом, запомнив только 3 звука, вы сможете быстро найти все ноты, которые рядом с ними.

Второй способ запомнить ноты на грифе гитары

Второй, и более простой способ предназначен для тех, кто ставит за цель разбираться в аккордах при игре аккомпанемента к песням.

Буквенные обозначения нот

Буквенные обозначения нот соответствуют первым буквам в названиях аккордов для гитары.
Для того чтобы освоить этот способ достаточно знать звуки только на трёх басовых струнах: «Ми» – E, «ля» – A, «ре» – D. На приведенной ниже схеме будут даны все буквенные обозначения звуков ( «до» – C, «ре» – D, «ми» – E, «фа» – F, «соль» – G, «ля» – A, «си» –H). Нота «си» имеет две буквы, которыми она может обозначаться, это буква H и B. В нашем случае будем использовать букву H. Обратите внимание, схема прерывается на двенадцатом ладу, так как ноты XII лада полностью повторяют звуки открытых струн гитары, но звучат на октаву выше, следовательно, и все остальные звуки будут повторяться, и идти в том же порядке. К примеру, на тринадцатом ладу те же ноты, что и на первом и т.д.

Закономерности в расположении звуков на гитаре

Как вы уже догадались, ноты на гитарном грифе расположены, отнюдь, не хаотично. И, пользуясь некоторыми нехитрыми закономерностями, можно легко выучить весь гриф. К примеру, выученная до XII лада четвёртая струна, поможет ориентироваться по пятой.

Как это работает? Всё очень просто! Открытая четвёртая струна даёт один и тот же звук с пятой, прижатой на пятом ладу, соответственно первый лад четвёртой струны даст звук шестого лада пятой струны. Поэтому можно сделать вывод, что расположение нот на пятой струне достаточно выучить до V лада. По тому же принципу «эксплуатируем» шестую струну по отношению к пятой. Дальше V лада на пятой струне ноты будут такие же как и на четвёртой струне начиная с открытой.

Карточки расположения нот на гитаре

Для того, чтобы помочь себе освоить порядок нот на гитаре можно использовать различные вспомогательные средства. Это и разнообразные приложения на смартфонах и наклейки на предметах в доме, и т.д. Хочу предложить одно из таких средств. Это карточки с названием нот. Их нужно вырезать, и носить с собой. Когда выдалось свободное время, к примеру вы чего-то ждёте, либо стоите в очереди, можно достать эти карточки и освежать в памяти.

Скачать карточки можно перейдя по ссылке здесь.

Как учить ноты на гитаре используя табы

Это способ запоминания является очень действенным, так как многие гитаристы очень хорошо ориентируются по табам. Почему бы не использовать это, для запоминания нот. Ниже приведена таблица в формате pdf. Первая строка – это весь звукоряд гитары от шестой струны до первой 12 лада. Далее каждая строчка – это струна. Вы смотрите в табулатуру, затем в ноты, и стараетесь запомнить что где находится. Полную версию pdf скачайте ниже.

Выучив ноты на грифе гитары, вы можете переходить к следующему шагу – учить ноты песен для гитары. Это закрепит ваши знания, и даст навыки необходимые любому гитаристу мечтающему хорошо играть на своём инструменте.

Читайте также  Православная церковная музыка и русская музыкальная классика

Некоторые материалы этой статьи использовались с сайта www.guitarprofy.ru

Помогут ли наклейки на гриф с названиями нот

Сейчас, во многих магазинах, в том числе и на любимом AliExpress, можно купить стикеры в виде кружков с названиями нот, которые можно приклеивать на гриф. Я не рекомендую такой способ. Он может больше запутать, чем помочь.
Дело в том, что ноты на гитаре, и в целом в музыке, часто совпадают по названию, но имеют разный регистр, или говоря музыкальным языком, играются в разных октавах. К примеру, диапазон гитары включает целых 4 ноты “ми”. Они хоть и называются одинаково, однако звучат и записываются совершенно по-разному, и, ни в коем случае, не могут быть взаимозаменяемы. Наклейки на гриф не отображают эту информацию.

Периодически сталкиваюсь с тем, что ученики, разучивая ту или иную композицию, играют вместо открытой второй струны – 5 струну, 2 лад, так как и там и там вроде бы звук “си”. В связи с этим, произведение уже звучит неправильно. Поэтому важно запоминать не только название ноты, но и её расположение на нотном стане.

Ноты на гитаре

Эта статья завершает трёхчастную серию публикаций о нотах и опирается на материал, изложенный в первой и второй частях. Рекомендую предварительно их прочитать.

Оглавление

  • Схема грифа
  • Ноты на открытых струнах
  • Принцип полутона
  • Двенадцатый лад
  • Одинаковые ноты на разных струнах
  • Все ноты на грифе
  • Упражнения и вопросы для самоконтроля

Схема грифа

В дальнейшем будем пользоваться схемой грифа, показанной ниже. Обратите внимание: лады нумеруются от колков, а струны — от самой тонкой к самой толстой.

Ноты на открытых струнах

При стандартной настройке гитары открытым (то есть не прижатым к ладам) струнам соответствуют следующие ноты:

  • 1-я струна (самая тонкая): ми первой октавы (E4)
  • 2-я струна: си малой октавы (B3)
  • 3-я струна: соль малой октавы (G3)
  • 4-я струна: ре малой октавы (D3)
  • 5-я струна: ля большой октавы (A2)
  • 6-я струна (самая толстая): ми большой октавы (E2)

Получается такая нотная последовательность: ми, си, соль, ре, ля, ми. Для её запоминания можно использовать мнемоническую фразу: « Мис сис Соль резала ляжку Минотавра».

Видно, что чем струна толще, тем ниже её звук.

У струны, прижатой к ладу, звучит только её часть между этим ладом и струнодержателем на корпусе гитары. Эта часть короче, чем вся струна, и потому звучит выше. Таким образом, самый низкий звук струна издаёт в открытом состоянии, а прижатие к любому ладу повышает её звук. Чем больше порядковый номер лада (т. е. чем он дальше от колков и ближе к струнодержателю), тем звук выше.

Принцип полутона

Гитара устроена так, что справедлив следующий принцип: на каждой струне интервал между нотами на любых двух соседних ладах равен полутону. Например, полутон образуют ноты на втором и третьем ладах первой струны, ноты на шестом и седьмом ладах второй струны, ноты на девятом и десятом ладах третьей струны и т. п.

Зная это, а также помня, что интервалы доре, реми, фасоль, сольля, ляси составляют целый тон, а интервалы мифа, сидо равны полутону, можно определить ноту на любом ладу любой струны.

Рассмотрим для примера четвёртую струну. В открытом состоянии она издаёт звук ре. Если прижать эту струну на первом ладу, получится нота, которая на полтона выше, чем ре, то есть ре-диез. На втором ладу находится нота, которая ещё на полтона выше, то есть ми. На третьем ладу получаем ноту ещё на полтона выше, то есть фа (между ми и фа полутон). На четвёртом ладу получаем фа-диез, на пятом — соль, на шестом — соль-диез, на седьмом — ля, на восьмом — ля-диез, на девятом — си. На десятом ладу получаем ноту до (между си и до полутон), а на одиннадцатом — до-диез.

На двенадцатом ладу получаем звук ре, который ровно на одну октаву выше исходного звука ре открытой четвёртой струны. На тринадцатом ладу находится ре-диез, который на октаву выше ре-диеза на первом ладу, на четырнадцатом ладу — нота ми, которая на октаву выше ми на втором ладу, и так далее. Всего на грифе обычно около двадцати ладов.

Рассмотренные ноты на четвёртой струне показаны на следующем рисунке. Звук открытой струны обозначен слева от грифа на воображаемом «нулевом ладу». Для наглядности белые клавиши фортепиано соединены пунктирными линиями с соответствующими ладами. Принадлежность нот к октавам и пунктирные линии для чёрных клавиш отсутствуют, чтобы не загромождать рисунок.

Двенадцатый лад

Вернёмся к двенадцатому ладу. Оказывается, что любая струна на двенадцатом ладу даёт звук, который ровно на одну октаву выше звука открытой струны.

Это происходит потому, что каждый последующий лад повышает звук струны на полутон, а интервал октава, как мы помним, состоит именно из двенадцати полутонов.

Кстати, с помощью рулетки можно убедиться в том, что двенадцатый лад делит звучащую часть струны ровно пополам. Это приводит к удвоению частоты звука, что и составляет физическую суть октавы.

Такое свойство делает двенадцатый лад особенным, и на нём обычно стоит отметка, отличающая его от других ладов.

Иногда удобнее искать ноты на грифе, отсчитывая не от открытой струны вверх, т. е. в сторону повышения звука, а от двенадцатого лада вниз. Допустим, мы хотим найти ми-бемоль (ре-диез) на первой струне. Зная, что на двенадцатом ладу находится, как и на открытой струне, нота ми, и помня, что ми-бемоль на полутон ниже ми, от двенадцатого лада отсчитываем один лад (полутон) в сторону понижения звука, т. е. в сторону колков, и находим ми-бемоль на одиннадцатом ладу первой струны. Ещё на полутон ниже — на десятом ладу — нота ре, и так далее.

Одинаковые ноты на разных струнах

Особенность гитары в том, что одну и ту же ноту во многих случаях можно сыграть на разных струнах. К примеру, ноту ми первой октавы можно сыграть и на открытой первой струне, и на пятом ладу второй струны, и на девятом ладу третьей струны, и на четырнадцатом ладу четвёртой струны, как показано на следующем рисунке. Это даёт возможность выбрать в каждой конкретной ситуации наиболее удобный способ и избежать лишних движений руки по грифу.

Все ноты на грифе

Заключительная схема показывает на гитарном грифе все ноты, соответствующие белым клавишам фортепиано, вплоть до двенадцатого лада. Эта схема поможет при занятиях на гитаре. Клик на изображении откроет в новом окне его увеличенную версию.

Упражнения и вопросы для самоконтроля

  1. Какая гитарная струна считается первой: самая тонкая или самая толстая?
  2. Выберите верный вариант: звук открытой струны гитары тем ниже, чем струна (толще/тоньше).
  3. Перечислите ноты, соответствующие открытым струнам гитары. Начните с первой струны, дойдите до шестой, затем перечислите эти же ноты в обратном порядке.
  4. Выберите верный вариант: звук открытой струны (выше/ниже), чем звук этой же струны, прижатой к любому ладу.
  5. Выберите верный вариант: на одной и той же струне звук на десятом ладу (выше/ниже), чем звук на пятом ладу.
  6. Определите, сколько тонов/полутонов между звуками на двух соседних ладах одной и той же струны, между звуком открытой струны и звуком той же струны на пятом ладу, между звуком открытой струны и звуком той же струны на двенадцатом ладу.
  7. Для каждой струны назовите ноту на двенадцатом ладу.
  8. Определите, где находится нота фа на первой струне, нота до на второй струне, нота A♯ на третьей струне и нота D♭ на пятой струне.
  9. Сколько тонов/полутонов между звуками открытых соседних струн гитары?
Читайте также  Как сделать музыкальный клип?

Эта статья — третья в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3

Ноты на грифе гитары и способы их расположения

Ноты на грифе гитары обеспечивают исполнение мелодий в диапазоне 4 октавы. Разобраться в их расположении помогает понятная каждому таблица. Необязательно запоминать все сочетания, достаточно просто понять принцип. На начальном этапе помогут наклейки с обозначениями.

Расположение нот на грифе гитары

Нотный стан располагается на протяжении всего грифа шестиструнного музыкального инструмента. Многие исполнители предпочитают отказываться от изучения, останавливаясь на простом техническом заучивании аккордов. В этом стиле можно аккомпанировать любительскому пению на дружеской вечеринке. Знание нотного ряда расширит спектр музыкальных возможностей, помогая поднять исполнение на высокий уровень, близкий к профессиональному.

Расположение нот на поверхности грифа гитары традиционно начинают изучать с открытых нот. Их число на шестиструнном инструменте соответствует количеству открытых струн. Для каждой такой «незажатой» открытой струны используются определенные буквенные обозначения. Первые уроки отводятся для изучения только ведущих струн и последовательности их нажатия. Переходы на полутона становятся следующими.

Строй гитары

Строй гитары проводится по открытым нотам и струнам. Для шестиструнного инструмента в большинстве случаев используется стандартный испанский способ, который носит наименование «Ми»:

  • в таком варианте «Ми» (гитарное название «Е») признается самая нижняя и тонкая струна;
  • на второй располагается «Си» («Н»);
  • «Соль» (G) находится на третьей;
  • соответствующий букве «D» тон «Ре» располагается следующим;
  • нота «Ля», обозначенная как «А» – пятая;
  • последняя – это звук «Ми» через две октавы от аналогичного звука на первой самой тонкой струне, обозначение – «Е».

При зажатии звук опускается и становится выше на половину тона. Для примера можно вспомнить о преобразовании звучавшей на открытой пятой струне «Ре», при зажатии четвертой на первом ладу звучание переходит в «Ре Диез».

Далее все изменения при зажатии будут работать для каждой струны в полном соответствии с приведенной схемой с единственным исключением. Минимальные познания в нотной грамоте помогают вспомнить об особенностях распределения звука между «Ми» и «Фа», а также между «Си» и «До». Нотный стан составлен так, что между каждыми из этих двух тон изначально располагается всего половина тона. Учитывая это, на гитарном нотном стане, зажимая первый лад третьей струны, исполнитель сразу автоматически попадает на «Фа».

Внимание! Важная часть обучения – освоение грифа и позиции, в которой музыкант располагается при игре.

Рекомендуется постепенно изучать по одному аккорду или переходу в день, запоминая не только расположение своих пальцев на грифе в такой ситуации, но и то положение тела, в котором при исполнении музыканту удобно и комфортно сидеть или стоять.

Для чего нужно знать расположение нот на грифе гитары?

На такой вопрос сложно отвечать серьезно. Никто не отрицает наличие уникальных самоучек, воспроизводящих самые сложные музыкальные композиции на любом инструменте просто на слух. Но для большинства знание нот для исполнения музыкальных произведений, сочинения новых требуется на том же уровне, что и знания алфавита для чтения или письма.

Без таких познаний и умения читать ноты редко кому удается исполнять сложные импровизации или композиции. Зная, где каждая нота располагается на грифе, изучение партитур становится проще и быстрее. Особенностью этого струнного музыкального инструмента считается исполнение различных нот при выборе одной и той же струны в разной позиции.

Мастера уверенно берут аккорды и перебирают ряды автоматически, зная, в какой точке требуется извлекать звук для исполнения той или иной ноты.

Как выучить ноты на грифе гитары: способы

Существует несколько способов простого заучивания расположения нот на гитарном грифе. Во время стартовых уроков чаще всего расположение запоминают, применяя формулу мажорной гаммы С.

Полезно! Для простоты и наглядности запоминания ноты первоначально проставляются на поверхности грифа, например, размещая наклейки в соответствующих точках.

Чтобы запомнить переходы на полутона в мажорной гамме, потребуется хотя бы один раз в день выполнять простое упражнение с перебором, играя последовательно в его рамках интервал для каждой ноты. Шестиструнный ряд похож по расположению струн на двенадцатиструнную гитару.

В числе способов для обучения:

  1. Запоминание расположения нотного ряда на грифе при помощи изучения аккордов для понимания интервалов. В процессе изучения рассматривается прима, секунда, терция и остальные.
  2. Поняв взятие интервалов, можно переходить к плотному изучению аккордов в соответствии с расположением нот.
  3. Объединение полученных знаний позволяет выучить схемы расположения.
  4. Дальнейшее изучение гамм и ладов позволяет даже начинающему музыканту в короткие сроки переходить к самостоятельной импровизации.

По мере развития уровня мастерства исполнитель применяет и другие способы запоминания. Многие методики разрабатываются самостоятельно. Базой всегда становится сочетание приведенных четырех способов.

Таблица нот на грифе гитары

Самая простая таблица включает минимальное число данных, которые являются универсальными:

1 2 3 4 5 6
Ми Си Соль Ре Ля Ми
A B G D A R

Ноты для исполнения музыкальных произведений на данном струнном музыкальном инструменте всегда формируются на основании этой простой и доступной таблицы. Одновременно используется таблица соответствия на ладах и в письме.

Все обозначения при помощи наклеек на первых этапах занятий размещаются на струнах. Говорить об изучении нотного ряда, взятии аккордов и нот можно только после того, как исполнитель сможет автоматически считывать ноты с листа, воспроизводить на шести струнах, не подглядывая в таблицы-подсказки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: