Про три вида мажора
Гармонический и мелодический мажор
На прошлом уроке мы познакомились с объективными признаками определения тональности.
ГАРМОНИЧЕСКИЙ МАЖОР
До сих пор мы имели дело с натуральными мажором и минором. Однако в музыке есть и другие виды этих звукорядов. Например, гармонический и мелодический. Эти звукоряды являются искусственными, т. е. изобретёнными композиторами. Небольшие изменения, внесённые в натуральный звукоряд (альтерация той или иной ступени), создают новый звукоряд, иное музыкальное пространство, иную атмосферу, в конечном итоге — иной, особый мир.
Рассмотрим гармонический мажор. Этот звукоряд стал применяться в конце XVII — начале XVIII веков, в частности — в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, и до сих пор остаётся востребованным музыкантами всех жанров. Гармонический мажор образуется от натурального мажора, в котором нужно понизить на полутон VI ступень. При этом между VI и VII ступенями лада образуется характерный интервал: увеличенная секунда (ув. 2). Она и придаёт этому звукоряду необычный, «восточный» колорит. Появление в ладу интервала ув. 2 образует особую интервальную структуру, называемую гемиоликой.
Попробуем построить звукоряд гармонического мажора в какой-нибудь тональности. Ну, например, в Соль мажоре (G dur). Пишем звукоряд натурального мажора, ищем в нём VI ступень и понижаем её на полутон. Вот и всё, гармонический Соль мажор к вашим услугам.
МЕЛОДИЧЕСКИЙ МАЖОР
Мелодический мажор отличается от натурального мажора тем, что в нём понижены на полутон две ступени: VI и VII. В музыкальном обиходе этот лад появился в XVII веке. Мелодический мажор применяется реже, чем натуральный и гармонический.
Хроматизм (от греч. xpwua — цвет, краска) — использование полутоновых соотношений звуков в темперированной системе. Звуки, не входящие в семиступенный диатонический тональный звукоряд мажора или минора, называются хроматическими. В октаве тонального звукоряда хроматических звуков пять. Они располагаются там, где расстояния между основными ступенями имеют интервал в один тон. Так, в До мажоре хроматическими звуками будут все пять чёрных клавишей. Хроматическая гамма включает в себя все 12 звуков октавы, исполняемые подряд, без исключений, снизу вверх или в обратную сторону. А «белые» звуки составляют основной, или диатонический, звукоряд тональности. Древние греки соотносили семь диатонических ступеней с семью цветами радуги. Изменённые, или хроматические, звуки считались оттенками, возникавшими от смешения семи цветов радуги. Исаак Ньютон обнаружил подобие между цветным спектром солнечного света и гаммой. По его классификации нота до соответствует красному цвету, ре — фиолетовому, ми — синему, фа — голубому, соль — зелёному, ля — жёлтому, си — оранжевому. Известно, что некоторые люди «видят» музыку как игру красок. Этим даром, который учёные назвали синопсией, были наделены такие выдающиеся музыканты, как Г. Берлиоз, Ф. Лист, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, С. С. Прокофьев, О. Мессиан и др.
Построим звукоряд мелодического мажора в том же Соль мажоре (G dur). Пишем звукоряд натурального мажора, ищем в нём VI и VII ступени и понижаем их на полутон. Обратите внимание на то, что VII ступень в Соль-мажоре — не просто фа, но фа-диез. Поэтому при понижении мы пишем знак бекар, который отменяет диез и понижает ноту на полутон.
На следующем уроке мы познакомимся с гармоническим и мелодическим минором.
Виды мажорных гамм
В этой статье я бы хотел поговорить о мажорных гаммах, какие они бывают, для чего нужны те или иные звуки, которые не входят в «обычную» знакомую последовательность. Все мы знаем гамму до-мажор — она совсем не содержит ключевых знаков. Ключевой знак стоит рядом с ключом, скрипичным, басовым, поэтому говорят «при ключе столько-то знаков», знаки бывают бемоль и диез, они показывают какая тональность перед нами. Бемоль понижает ноту, на уровне которой он стоит, диез повышает, что ни для кого не секрет, наверное. Собственно, разница между двумя гаммами состоит в количестве ключевых знаков, кстати одноименные гаммы (то есть в названии тональности содержащие одну и ту же ноту: До-мажор, До-минор) отличаются друг от друга ровно на три ключевых знака — от мажора в бемольную, а от минора в диезную сторону. Что это значит? Например, в до-мажоре нет никаких ключевых знаков, и чтобы получить из него до-минор мы должны понизить три ступени си, ми и ля, то есть добавить три ключевых знака в бемольную сторону. Если же у нас исходная минорная тональность, то мы можем сделать из нее мажор, уже добавив три диеза при ключе. Рассмотрим на примере ля-минора — повысив звуки фа, до и соль на полтона при ключе получается тональность ля-мажор.
Итак, вернемся, все таки, к гамме до-мажор — очень простая гамма и не содержит ключевых знаков.
Это «обычный» вариант до-мажора, его еще называют натуральным или диатоническим (слово это означает «неизменный» то есть отсутствуют диезы, бемоли). Смотрите, кстати, как просто построить гармонию в этой тональности в статье гармония.
Но натуральный вид это еще не все, бывает ещё минимум две разновидности мажорных гамм, первая получается понижением шестой ступени натурального до-мажора.
Таким образом, мы получаем гармонический мажор (или с шестой пониженной ступенью). Что же нам дает это небольшое изменение в «обычной» до-мажорной гамме? В общем, это нужно для гармонии (чувствуете? у нас же гармонический мажор). Работает это так — если мы в качестве тоники берем до-мажор, и нам нужно перейти на субдоминанту (допустим хотим взять её от четвертой ступени, которой будет нота «фа»), то в аккорде фа-мажор, который по-идее там должен стоять мы понижаем звук ля на полтона. Мы его понижаем не просто так, а потому что ля — это шестая ступень в гамме до-мажор, та самая, которая делает из натурального мажора — гармонический. В итоге получается не мажорный аккорд, а фа-минор, вот так.
Но не только на аккорд фа-мажор в до-мажорной гармонии влияет пониженная шестая ступень, также мы субдоминанту можем построить от второй ступени. Там надо взять септаккорд от ре и он будет минорным (о септаккордах читайте в статье обозначение аккордов, а о том почему на второй ступени берется именно минорный септаккорд, а не какой-либо другой рассказывается в статье лады народной музыки), и в нем также присутствует нота ля (для ре-минора — это пятая ступень). Понизив её на полтона мы получим ре-минор с пониженной пятой ступенью или полууменьшенный. Получается, мы полууменьшенный аккорд можем брать и на второй ступени при до-мажорной тонике, просто понизив ноту ля в аккорде ре-минор септ.
Но применение гармонического мажора и на этом не заканчивается. Проанализировав гармонию в до-мажор можно еще найти ноту «ля» в составе полууменьшенного аккорда, взятого на седьмой ступени гаммы. Он, выполняет в отличие от предыдущих двух, роль доминанты и стоит обычно перед тоникой. Заменив чистую «ля» на «ля» из гармонического до-мажора, то есть ля-бемоль, мы получаем си-уменьшенный аккорд. Таким образом, роль доминанты на седьмой ступени может выполнять как полууменьшенный, так и уменьшенный аккорды. При этом последний звучит более напряженно и применяется в зависимости от того, что вы хотите сделать в гармонии, то есть от контекста.
Мелодический, является третьим видом мажора. Для его получения нам необходимо в мажоре натуральном понизить на полтона 6-ую и 7-ую ступени.
Мелодический мажор, почему-то, очень редко применяется композиторами. Использовать же его можно по аналогии со вторым видом. То есть находим седьмую ступень главной тональности (в случае с нашим до-мажором нота си), и понижаем её в аккорде какой-то группы. Рассмотрим на примере соль-семь — этот аккорд, если вы помните, выполняет функцию доминанты при до-мажорной тонике. Нота «си» там третья ступень, а она «отвечает» за мажорность-минорность звучания, поэтому понизив её, соль-мажорный доминантсепт аккорд превращается в соль-минор септ. Не забывайте, что со сменой аккорда меняется еще и мелодическая линия, обыгрывающая его и в ней поэтому также надо изменить тот звук, который мы понизили в аккорде. Как видно, ноты гармонического и мелодического мажора используются для построения мелодических линий.
Итак, мы рассмотрели три мажорные гаммы и каждую из них можно использовать в своих целях, возможно для построения мелодии или с целью расширить свои гармонические возможности. Под гармоническими возможностями мы подразумеваем замены каких-то аккордов, развивающих основную тональность (субдоминант, доминант) на их другие варианты, что мы выше уже показали. Кстати, замена аккорда, когда его основной тон не меняется носит название примовой замены (например, когда фа-мажор мы заменяли на фа-минор, полууменьшенный на уменьшенный и т.д.).
Есть еще один интересный вид мажора — дважды гармонический (или по-другому арабский). Чтобы построить арабский до-мажор необходимо в натуральном понизить 6-ую и 2-ую ступени, сделайте это и наслаждайтесь звуками, прямиком из какой-нибудь восточной сказки.
Использовать его можно для создания колоритных мелодий, привнесения специфического звучания в свою музыку.
Итак, мажорные гаммы обычно подразделяют на три вида и каждый из них вносит как в мелодию так и в гармонию свой смысл.
Натуральный мажор
Мажор (лат. dur, durus — твердый, итал. maggiore , фр. majeur — большой) в современной западной музыке — один из основных видов лада (наряду с минором). Характерная особенность мажора — третья ступень диатонической гаммы, отстоящая от первой ступени на большую терцию (отсюда и название лада). Мажорный лад строится следующим образом: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Лад с таким порядком называется натуральным мажором. Кроме того, существуют гармонический мажор и мелодический мажор. Каждая ступень лада имеет самостоятельное название:
- I ступень — тоника (Т),
- II ступень — нисходящий вводный звук,
- III ступень — медианта (средняя),
- IV ступень — субдоминанта (S),
- V ступень — доминанта (D),
- VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),
- VII ступень — восходящий вводный звук.
Это верно и для минора.
«Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные — побочными ступенями.» [1]
При обозначении тональности слово «мажор» прибавляется к названию тоники, например «До мажор» (С-dur), «фа-диез мажор» (Fis-dur) и т. п. Необращенное мажорное трезвучие включает большую терцию, образованную между основным тоном и третьей ступенью, и малую терцию, построенную от третьей ступени.
Обычно окраска звучания мажорных произведений субъективно воспринимается как светлая и «радостная», в противоположность окраске минора. Контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке.
Тональности
Знаки альтерации: | 6 ♭ ![]() +Ces |
5 ♭ ![]() +Ges |
4 ♭ ![]() +Des |
3 ♭ ![]() +As |
2 ♭ ![]() +Es |
1 ♭ ![]() B |
0 ♭ / ♯ ![]() |
1 ♯ ![]() +Fis |
2 ♯ ![]() +Cis |
3 ♯ ![]() +Gis |
4 ♯ ![]() +Dis |
5 ♯ ![]() +Ais |
6 ♯ ![]() +Eis |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мажорные тональности: | Ges-dur | Des-dur | As-dur | Es-dur | B-dur | F-dur | C-dur | G-dur | D-dur | A-dur | E-dur | H-dur | Fis-dur |
Минорные тональности: | es-moll | b-moll | f-moll | c-moll | g-moll | d-moll | a-moll | e-moll | h-moll | fis-moll | cis-moll | gis-moll | dis-moll |
Внешние ссылки
Примечания
- ↑http://www.7not.ru/theory/06.phtml
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Натуральные числа
- Натуральный логарифм
Смотреть что такое «Натуральный мажор» в других словарях:
Натуральный звукоряд — (от лат. natura природа, естество), также обертоновый (звуко)ряд звукоряд, состоящий из основного тона и его гармонических обертонов. Содержание 1 Характеристика … Википедия
мажор — (минор) термины употребляются: 1) для обозначения качества определенных интервалов (секунд, терций, секст, септим) – напр. может быть две терции: мажорная, или большая (до – ми) и минорная, или малая (до – ми бемоль), т.е. мажорный интервал на… … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии
Мелодический мажор — Мелодический мажор ( мелодический До мажор) один из видов мажорного музыкального лада. Основным видом мажора является натуральный мажор, существуют также мелодический мажор (отличаетс … Википедия
Гармонический мажор — Гармонический До мажор … Википедия
Гармония — (греч. armonia связь, стройность, соразмерность) выразительные средства музыки, осн. на объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Г. проявляется не только в… … Музыкальная энциклопедия
Диатоника — (от греч. diatonikós, буквально растянутый, т. е. переходящий от тона к тону, от diá через, вдоль и tónos тон) семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Строго диатоничны Средневековые лады,… … Большая советская энциклопедия
Натуральные лады — термин, обозначающий группу 7 ступенных строго диатонич. ладов (см. Диатоника) в противоположность ладам, включающим видоизменения осн. ступеней, хроматизмы, альтерации (напр., натуральный минор в противоположность гармоническому). Под Н … Музыкальная энциклопедия
Натуральные лады — в музыке, группа семиступенных строго диатонических ладов, не включающих видоизменений основных ступеней хроматизмов, альтераций (см. Диатоника). Н. л. издавна распространены в народной и профессиональной европейской и внеевропейской… … Большая советская энциклопедия
Диатоника — (от греч. dia через, вдоль и tonos тон (целый тон), букв. идущая по тонам) семизвуковая система, все звуки к рой могут быть расположены по чистым квинтам. Такова, напр., последовательность интервалов в др. греч. диатонич. тетрахорде: е1… … Музыкальная энциклопедия
Турецкая музыка — Турецкая муз. культура имеет многовековую историю. На протяжении неск. столетий параллельно развивались муз. фольклор (т. е. собственно нар. творчество) и нар. проф. музыка устной традиции (т. н. традиционная, или классическая),… … Музыкальная энциклопедия
Гармонический и мелодический виды мажора
Мажорный лад имеет три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический.
Как известно, гамма натурального мажора состоит из двух тетрахордов, внутренняя структура которых имеет важное значение: так, нижний тетрахорд определяет само ладовое наклонение (мажорное или минорное), а верхний — вид лада.
Для гармонического вида мажорного лада характерно введение ладовой альтерации, понижающей VI ступень на полтона и, следовательно, обостряющей ее нисходящее тяготение к V ступени. Таким образом, интервальная структура верхнего тетрахорда меняется: на VI пониженной ступени (которой в данном случае придается дополнительное обозначение — буква «г», что значит «гармоническая») возникает хроматический интервал увеличенной секунды, характерный именно для этого вида* [Гармонические и мелодические виды мажора и минора обычно относят к так называемой условной диатонике, поскольку они имеют много общего с собственно диатоническими ладами — натуральным мажором и натуральным минором. Однако, в отличие от последних, в них содержатся увеличенные секунды и другие характерные интервалы, не встречающиеся в «чистой» диатонике, в силу чего полностью отнести эти ладовые разновидности к диатонике нельзя.]
Итак, мажорный лад с пониженной VI ступенью называется гармоническим мажором.
C — dur (гармонический)
Гармонический мажор довольно широко распространен в музыке ряда восточных народностей (например, в Армении, Иране и других странах). Он также нередко используется и в профессиональной музыке, в частности в целях своеобразной стилизации, а именно — для создания ориентального, «восточного» колорита:
105 Н. Р. -Корсаков. Оп. «Золотой петушок»
М. Ипполитов-Иванов. Тюркские фрагменты
А. Хачатурян. Детский альбом, № 9
Мелодическим называется мажор с пониженными VI и VII ступенями лада.
Нижний тетрахорд остается неизменным (как в натуральном и гармоническом видах мажора), а структура верхнего меняется, являясь при этом как бы зеркальным отражением нижнего тетрахорда:
1 + 1+ 1/2 + 1 + 1/2 + 1 + 1
В целом же строение гаммы мелодического мажора, к обозначению VII ступени которого добавляется справа сверху буква «м» (что значит «мелодическая»), таково:
C — dur (мелодический)
б .2 б .2 м .2 б .2 м .2 VI б .2 VII б .2
Характерной особенностью мелодического мажора является отсутствие в нем на VII ступени напряженного восходящего вводного тона, отчего острота тяготения к тонике заметно ослабляется.
Звукоряды гамм гармонического и мелодического мажора строятся одинаково как в восходящем, так и в нисходящем движении (последнее для мелодического мажора является гораздо более типичным).
Поскольку гармонический и мелодический виды мажора, являясь средствами ладового колорита, возникают в произведениях, как правило, эпизодически, то необходимые для понижения VI и VII ступеней дополнительные знаки альтерации пишутся прямо в тексте при соответствующих нотах, а при ключе не выставляются (они относятся к так называемым неключевым знакам альтерации):
109 Allegro А. Хачатурян. Балет с Гаянэ», № 5
Объединение всех трех видов мажорного лада — натурального, гармонического и мелодического — образует так называемый полный мажор, звукоряд которого за счет наличия в нем как основных, так и измененных (пониженных) VI и VII ступеней будет девятизвучным:
110
§ 42. Минорный лад
Минорным ладом (или просто минором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют малое (минорное) трезвучие.
Само слово «минор» (ит. — minore) в буквальном переводе означает «меньший». Этот термин используется в слоговой нотации, в буквенной же нотации слово «минор» заменяется словом moll (от лат. molle, буквально — «мягкий»).
Главным характерным признаком минорного лада является интервал малой терции (м. 3) между I и III ступенями, которая, собственно, и определяет Специфику, то есть минорность совместного звучания как самих устойчивых звуков, так и лада в целом при любом порядке исполнения его ступеней.
В принципе свойства и названия ступеней лада в миноре будут те же, что и в мажоре, меняются лишь — в ряде случаев — интервальные соотношения между ними и, соответственно, характер их звучания.
Трезвучие на I ступени лада, состоящее из одних устойчивых звуков, называется (как и в мажоре) тоническим трезвучием, а образующие его тоны, соответственно, — примой, терцией и квинтой тоники. Например, в ля миноре:
111
( или основной тон)
Минорный лад (как и мажорный) имеет три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический минop.
Гамма натурального минора строится (в отличие от натурального мажора) из двух неодинаковых тетрахордов, разделенных целым тоном (большой секундой). В нижнем тетрахорде полутон находится в середине, а в верхнем — внизу.
112
1т. 1/2т.1т. 1т. 1/2т. 1т. 1т.
разделяющий тон
Таким образом, при восходящем движении гамма натурального минора в целом имеет (между соседними ступенями лада) следующую интервальную структуру:
I II III IV V VI VII I
1 т. + 1/2 т. + 1 т. + 1 т. + 1/2 т. + 1 т. + 1т.
нижний тетрахорд разделяющий тон верхний тетрахорд
(то есть образуется схема: тон—полутон—два тона—полутон—два тона). При нисходящем движении интервалы между ступенями гаммы натурального минора будут, естественно, чередоваться в обратном порядке:
Про три виду мажору
Ви вже знаєте, що найчастіше музику записують у мажорному і мінорному ладу. Обидва цих лада мають по три різновиди — гамму натуральну, гармонічну і мелодійну. Нічого страшного за цими назвами чи не криється: основа у всіх одна, тільки в гармонійному і мелодійною мажорі чи мінорі змінюються певні сходинки (VI і VII). У мінорі вони підвищуються, а в мажорі будуть знижуватися.
3 види мажору: перший — натуральний
Натуральний мажор — Це звичайна мажорна гама зі своїми ключовими знаками, якщо вони, звичайно, є, і без яких би то не було випадкових знаків альтерації. З трьох видів мажору цей в музичних творах зустрічаються частіше інших.
Мажорна гама ґрунтується на відомій формулі з послідовності в звукоряді цілих тонів і півтонів: Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ . Детальніше можна почитати про це тут.
Подивіться на приклади декількох простих мажорних гам в натуральному вигляді: натуральний до мажор, гамма соль мажор у своєму натуральному вигляді і звукоряд тональності натурального фа мажору:
3 види мажору: другий — гармонійний
Гармонійний мажор — Це мажор зі зниженою шостий щаблем (VIb). Ця шоста сходинка знижується заради того, щоб бути ближче до п’ятої. Низька шоста щабель у мажорі звучить дуже цікаво — вона його немов «омінорівает», і лад стає ніжним, набуває відтінки східній млосності.
Ось як виглядають звукоряди гармонічного мажору вже показаних раніше тональностей до мажор, соль мажор і фа мажор.
В до мажорі з’явився ля-бемоль — ознака зміни натуральної шостий ступені, що стала гармонійної. У сіль мажорі з’явився знак мі-бемоль, а в фа-мажорі — ре-бемоль.
3 види мажору: третій — мелодійний
Як і в мелодійному мінорі, в мажорі тієї де різновиди змінюються відразу дві сходинки -VI і VII, тільки все тут рівним рахунком навпаки. По-перше, ці два звуки не підвищуються, як в мінорі, а знижуються. По-друге, альтеріруются вони не при висхідному русі, а при низхідному. Втім, все логічно: в мелодійною мінорі у висхідному русі підвищуються, а в мелодійною мінорі в низхідному русі знижуються. Начебто, так і повинно бути.
Цікаво, що через зниження шостий ступені між цією сходинкою і іншими звуками можуть утворюватися всякі цікаві інтервали — збільшені і зменшені. Це можуть бути тритони або інтервали характерні — Рекомендую вам в цьому розібратися.
Мелодичний мажор — Це такий мажорний звукоряд, в якому при висхідному русі грається гамма натурального вигляду, а при низхідному русі знижуються дві сходинки — шоста і сьома (VIb і VIIb).
Нотні приклади мелодійного виду — тональності до мажор, соль мажор і фа мажор:
У мелодійному до мажорі в низхідному русі з’являються два «випадкових» бемоля — сі-бемоль і ля-бемоль. У сіль мажорі мелодійного виду спочатку скасовується фа-дієз (знижується сьома щабель), а потім з’являється бемоль перед нотою ми (знижується шоста ступінь). У мелодійному фа мажорі з’являються два бемоля: мі-бемоль і ре-бемоль.
І ще разок .
Отже, існують три види мажору. Це натуральний (Простий), гармонійний (Із зниженою шостий щаблем) і мелодичний (В якому при висхідному русі потрібно грати / співати натуральну гаму, а при русі вниз — знижувати сьому і шосту ступені).
Якщо вам сподобалася стаття, то, будь ласка, натисніть на кнопку «Мені подобається!». Якщо вам є, що сказати по даній темі — залишайте коментар. Якщо ви хочете, щоб жодна нова стаття на сайті не залишилася прочитаної вами, то, по-перше, заходьте до нас частіше, а, по-друге, підписуйтесь на твіттер.