Православная церковная музыка и русская музыкальная классика - OXFORDST.RU

Православная церковная музыка и русская музыкальная классика

Православная церковная музыка и русская музыкальная классика

В светские произведения выдающихся русских композиторов органично вошли образы православной духовности, и нашли яркое воплощение интонации православной церковной музыки. Введение колокольного звона в оперные сцены стало традицией в русской опере XIX в.

Припадая к истокам

Обладающая высокими ценностными ориентирами, несущая нравственную чистоту и внутреннюю гармонию православная духовность, питала русскую музыку, в противовес, представляя и обличая ничтожность мирской суеты, низменность человеческих страстей и пороков.

Выдающуюся героико-трагическую оперу М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), драму «Царская невеста», народные музыкальные драмы – М. П. Мусоргского, эпические оперы Н.А. Римского-Корсакова и др., постичь глубоко возможно только через призму православной религиозной культуры. Характеристики героев этих музыкальных произведений даны с точки зрения православных нравственно-этических представлений.

Мелос русских композиторов и церковные песнопения

Начиная с XIX в., православная церковная музыка проникает обильно в русскую классическую музыку на интонационно-тематическом уровне. Напоминает партесный стиль церковных песнопений квартет-молитва, которую поют герои оперы «Жизнь за царя» гениального Глинки, заключительная сольная сцена Ивана Сусанина является, по существу, молитвенным обращением к Богу перед кончиной, эпилог оперы начинается ликующим хором «Славься», близким к церковному жанру «Многолетия». Сольные партии героев в известной музыкальной народной драме о царе Борисе Мусоргского, раскрывающие образ православного монашества (старец Пимен, Юродивый, калики перехожие), пронизаны интонациями церковных песнопений.

Суровые хоры раскольников, выдержанные в стиле знаменного распева, представлены в опере Мусоргского «Хованщина». На интонациях знаменного пения построены главные темы первых частей знаменитых фортепианных концертов С.В. Рахманинова (второго и третьего).

Сцена из оперы “Хованщина” М.П. Мусоргского

Глубинная связь с православной культурой прослеживается в творчестве выдающегося мастера вокально-хорового жанра Г.В. Свиридова. Самобытный мелос композитора представляет собой синтез народно-песенного, церковно-канонического и кантового начал.

Знаменный распев главенствует в хоровом цикле Свиридова «Царь Федор Иоаннович» – по трагедии А.К. Толстого. «Песнопения и молитвы», написанные на церковные тексты, но предназначенные для светского концертного исполнения, являются непревзойденными творениями Свиридова, в которых старинные литургические традиции органично сливаются с музыкальным языком XX в.

Звучат колокола

Колокольный звон считается неотъемлемой частью православной жизни. У большинства композиторов русской школы в музыкальном наследии присутствует образный мир колокольности.

Впервые в русскую оперу ввёл сцены с колокольным звоном Глинка: колокола сопровождают заключительную часть оперы «Жизнь за царя». Воссоздание в оркестре колокольного звона усиливает драматизм образа царя Бориса: сцена коронации и сцена смерти. (Мусоргский: музыкальная драма «Борис Годунов»).

Колокольностью наполнены многие произведения Рахманинова. Одним из ярких примеров является в этом смысле Прелюдия до-диез минор. Замечательные примеры воссоздания колокольного звона представлены в музыкальных сочинениях композитора XX в. В.А. Гаврилина («Перезвоны»).

А теперь – музыкальный подарок. Чудесная хоровая пасхальная миниатюра одного из русских композиторов. Уж здесь то колокольность проявляет себя более чем явно.

М. Васильев Тропарь Пасхи “Колокольчик”

Церковная музыка в творчестве русских композиторов на рубеже XIX- XX веков

Русская духовная музыка в своём становлении и развитии переживала несколько периодов. Как и вся церковь, она существовала в теснейшем взаимодействии с российским обществом и испытывала его заметное влияние. На рубеже XIX – XX веков к этому музыкальному жанру обращались многие т. н. светские композиторы. Они не только сочиняли богослужебную музыку, но и непосредственно участвовали в работе церковных хоровых коллективов.

В.Маковский. Певчие на клиросе. 1870 г.

Заметный вклад в музыкальную церковную культуру последней четверти XIX века внёс А.А. Архангельский (1846 – 1924гг.). Выпускник Пензенской духовной семинарии, руководитель архиерейского хора с 1872 года состоял в Петербургской певческой капелле, преподавал пение в Александровском лицее. Архангельский написал более восьмидесяти сочинений, среди которых две оригинальные «Литургии», «Всенощная» одиннадцать Херувимских песен, десять гимнов «Милость мира», шестнадцать песнопений, употребляемых при богослужении вместо «причастных стихов». Кроме того, он проявил себя и как регент. Архангельским было сделано нововведение в организации церковных хоров: в 1885 г. он заменил мальчиков женским составом. Это позволило иметь постоянный состав хора и достигать вершин исполнительского мастерства. Ранее подобные действия совершались «нелегально» – крепостных девушек стригли под мальчиков и ставили на их партии.

В этот же период открывается новая страница в истории русского церковного пения, связанная с московским Синодальным хором, директором которого стал выдающийся церковный регент и музыковед, профессор Московской консерватории С.В. Смоленский, а помощником регента – А.А. Кастальский. Вместе с хором существовало Синодальное училище с восьмилетним музыкальным образованием.

Александр Дмитриевич Кастальский (1856–1926 гг.) был сыном священнослужителя, московского протоиерея Димитирия Кастальского. Учился в Московской консерватории, преподавал и дирижировал разными хорами в провинции. С 1887 года работал на разных должностях, вплоть до директора, в Синодальном училище и Синодальном хоре. Его нередко называли «Васнецовым в музыке», поскольку он первым сумел доказать органичность соединения древнерусских распевов с приемами народного крестьянского многоголосия, а также с традициями, сложившимися в клиросной практике, и с опытом русской композиторской школы.

Кастальский – автор около двухсот духовных сочинений и переложений, составивших основу клиросного (в большой мере концертного) репертуара Синодального хора. Сам композитор так характеризовал свою деятельность: «По моему убеждению – задачей этой (церковного песнотворчества – прим.) должна быть идеализация подлинных церковных напевов, претворение их в нечто музыкально-возвышенное, сильное своей выразительностью и близкое русскому сердцу типичною национальностью…Вдохновенные импровизации древних псалтов – вот идеал церковного соло. Хотелось бы иметь такую музыку, которую нигде, кроме храма, нельзя услыхать, которая так же отличалась бы от светской музыки, как богослужебные одежды от светских костюмов».

Степан Васильевич Смоленский (1848–1909 гг.) родился в Казани, в семье, сочетавшей традиции русской интеллигенции и духовенства. После окончания юридического и филологического факультетов Казанского университета вместе с учёным-просветителем Н. И. Ильминским основал Казанскую учительскую семинарию, где преподавал пение, после чего возглавил Московское Синодальное училище, одновременно с этим занимая должность профессора в Московской консерватории. Затем два года возглавлял Придворную капеллу, занимался научной деятельностью. Трудно переоценить его роль в деле возрождения древнецерковных распевов, обращения к национальным истокам.

Имя Петра Григорьевича Чеснокова (1877–1944 гг.) стоит в ряду выдающихся церковных композиторов этого периода времени. Сын подмосковного регента, выпускник Синодального училища и Московской консерватории с 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор более пятисот хоровых произведений, в том числе оригинальных сочинений и переложений для церковного хора. Долгое время руководил московскими церковными хорами, был хормейстером Большого театра. После революции вынужден был оставить церковную деятельность, тем не немее, в 1940 году вышла из печати его большая работа П. Г. Чеснокова «Хор и управление им», представлявшая собой энциклопедию хоровой работы.

Известные светские композиторы М.Л. Балакирев (1837–1910 гг.) и Н.А. Римский-Корсаков (1844–1909 гг.) имели непосредственное отношение к церковной музыке Балакирев в 1883 году возглавил Придворную певческую капеллу, а Римский-Корсаков стал его заместителем. Оба композитора стремились вернуться к национальным корням, и в 1888 году капеллой было издано «Всенощное бдение древних распевов», где древние знаменные мелодии были гармонизованы «в духе народного творчества», однако, они не прижились в практике, как и собственные церковные сочинения этих авторов.

Крупным церковным композитором конца XIX – первой половины XX века был А.И. Гречанинов (1864–1956 гг.), ученик Римского-Корсакова, продолжатель «Могучей кучки». Сын калужского купца стал учиться музыке лишь в семнадцатилетнем возрасте, поступив в Московскую консерваторию. Большая часть его церковных произведений была написана до революции, однако и в эмиграции он продолжал сочинять духовную музыку. Перу Гречанинова принадлежат регулярно исполняемые циклы церковных песнопений «Литургия Святого Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение», «Страстная седмица» и множество отдельных хоровых номеров, к числу самых известных из них принадлежит «Достойно есть». В эмиграции он писал и духовные произведения свободного стиля, с участием органа, а также произведения для протестантских хоров с текстами на английском языке.

Особое место в церковно-музыкальной культуре занимают сочинения С.В. Рахманинова (1873–1943 гг.). В 1910 году Рахманинов создает «Божественную литургию», а в 1915-м – «Всенощное бдение». Если «Литургия» является произведением авторского творчества, то в основу большинства номеров «Всенощного бдения» легли обиходные напевы. Техническая сложность духовных произведений Рахманинова стала причиной того, что они весьма редко исполняются в храмах, намного чаще они звучат на сцене концертных залов.

Читайте также  Музыкальные конкурсы на день рождения

После революции 1917 года развитие богослужебной музыки ,в России замерло, лишь в эмиграции композиторы имели возможность обращаться в этому жанру.

Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов»

Млада Сидорова
Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов»

Сидим дома. Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов»

Уважаемые гости моей страницы! Сегодня по православному календарю Страстная пятница. Для верующих это время глубоких размышлений и молитвенных бесед с Богом и со своей душой. Это время подумать о Вечном. Вот почему сегодня моя публикация посвящена духовной музыке.

Среди вечных тем мировой культуры есть тема, которая связана с духовным миром человека, с его стремлением к свету, истине, красоте и вере. В особенности это относится к музыке, по природе своей тяготеющей к возвышенному, далёкому от суеты. Ведь совсем не случайно шедевры искусства почти никогда не являлись отражением злободневных, текущих событий современности, а обращались к вечным темам, к главным вопросам, во все времена волнующим людей.

Если представить историю музыки, как ряд великих имён, то среди них трудно назвать композитора, у которого не было бы духовных сочинений: Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Глинка, Чайковский, Рахманинов, Свиридов, С. Прокофьев и др. И это не удивительно. Ведь церковь некогда была колыбелью музыкального искусства.

Древнейшая форма духовной музыки у христиан — пение псалмов. Раннехристианская духовная музыка была одноголосной, без сопровождения инструментов. В Западной Европе со временем господствующим стало григорианское пение, на Руси — знаменный распев. Многоголосие в духовной музыке на Руси складывалось в 17 в. Но еще до крещения на Руси (988 г.) церковь св. Илии в Киеве исповедовала христианскую веру, и богослужение в этой церкви сопровождалось напевами Византийского восьмигласия (смогласия, составленного Иоанном Дамаскиным. Именно под звуки этих напевов было совершено крещение народа в водах Днепра.

С развитием пения и музыки на Руси стали появляться талантливые композиторы. Одного из первых известных композиторов следует назвать В. П. Титова (1650-1710), певчего дьяка, в течение 20 лет составившего 135 песнопений, множество кантат и псалмов и около 30 концертов для 4, 8 и 12-ти голосных хоров. Точное число сочинений Титова установить трудно, поскольку в нотных рукописях XVII-XVIII вв. часто не указывалось имя автора.

Огромный вклад в русскую духовную музыку внёс М. С. Березовский (1745-1777) Он получил в Италии звание академика-композитора. Наряду с Дм. Бортнянским М. С. Березовский создал новый классический тип русского церковного концерта, сочинил 12 концертов.

Д. С. Бортнянский (1751-1825) тоже юношей изучал композицию в Италии. Последние 29 лет жизни был директором Придворной певческой капеллы. В Италии им были сочинены церковные песнопения на протестантские тексты, к большому сожалению не известные у нас. Дмитрий Бортнянский достиг ясности формы со стойкой уравновешенностью частей, большой свободы письма и очень выразительной мелодии. Концерты Бортнянского глубоко философские, духовные, вполне соответствуют Священному Писанию. В наше время его музыка завоевала большую любовь как безусловно русская. Наиболее выдающиеся из сочинений Бортнянского — 35 хоровых концертов для четырехголосного хора, 10 концертов для двойного хора.

А. А. Архангельский (1846-1924) — духовный композитор и величайший хоровой дирижер, регент-интерпретатор духовной музыки. А. А. Архангельский в 16 лет руководил архиерейским хором в Пензе. Будучи инспектором церковного пения св. Синода, организовал пять съездов регентов России.

Обращаясь к великому русскому искусству, мы видим, что всё оно насквозь пронизано мыслями и образами православия, в которых нашло отражение всё, что связано с идеями русской святости. В светские произведения выдающихся русских композиторов органично вошли образы православной духовности, и нашли яркое воплощение интонации православной церковной музыки.

Введение колокольного звона в оперные сцены стало традицией в русской опере XIX в. Впервые в русскую оперу ввёл сцены с колокольным звоном М. И. Глинка — колокола сопровождают заключительную часть оперы «Иван Сусанин». Воссоздание в оркестре колокольного звона усиливает драматизм образа царя Бориса: сцена коронации и сцена смерти (М. Мусоргский музыкальная драма «Борис Годунов»). Колокольностью наполнены и многие произведения Рахманинова. Одним из ярких примеров является в этом смысле Прелюдия до-диез минор. Замечательные примеры воссоздания колокольного звона представлены также в музыкальных сочинениях композитора XX в. В. А. Гаврилина («Перезвоны»).

Обладающая высокими ценностными ориентирами, несущая нравственную чистоту и внутреннюю гармонию православная духовность, питала русскую музыку, в противовес, представляя и обличая ничтожность мирской суеты, низменность человеческих страстей и пороков. Следует назвать здесь выдающуюся героико-трагическую оперу М. И. Глинки «Иван Сусанин», драму «Царская невеста», народные музыкальные драмы — М. П. Мусоргского, эпические оперы Н. А. Римского-Корсакова и др. Характеристики героев этих музыкальных произведений даны с точки зрения православных нравственно-этических представлений.

Русские композиторы-классики XIX- XX веков очень часто в своём творчестве обращаются к знаменному распеву. Сольные партии героев в известной музыкальной народной драме о царе Борисе Мусоргского, раскрывающие образ православного монашества (старец Пимен, Юродивый, калики перехожие, пронизаны интонациями церковных песнопений. На интонациях знаменного пения построены и главные темы первых частей знаменитых фортепианных концертов С. В. Рахманинова второго и третьего. Известное сходство со знаменным распевом можно обнаружить у А. П. Бородина в опере «Князь Игорь» («Подай вам Бог победу над врагами», «Мужайся, княгиня», Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китяже» (молитва из 1-й картины 3-го действия в опере, М. П. Мусоргского (хоры раскольников)

Духовная музыка в послереволюционной России надолго ушла из композиторского творчества. Однако отзвуки её можно найти во многих произведениях советских композиторов – С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, Н. Сидельникова.

На рубеже 80-90х годов ХХ века, в канун 1000-летия принятия христианства на Руси, Р. Щедрин создал сочинения, показавшие все глубинное значение этой темы для него — «Стихира на тысячелетие крещения Руси» (1987) и «Запечатленный ангел» (1988).

Не являясь строго канонической музыкой, эти произведения, тем не менее, стоят в ряду тех, которые несут душе покой и мир.

Предлагаю всем заинтересовавшимся этой темой список духовных произведений русской классики:

1. М. С. Березовский Литургия святого Иоанна Златоуста (наиболее известная часть — «Верую», хоровые концерты («Господь, воцарися», «Отрыгну сердце», «Милость и суд», «Слава в вышних Богу», «Не имамы иныя помощи», причастные стихи («Знаменася на нас», «В память вечную», «Хвалите Господа с небес» и др.)

2. Д. С. Бортнянский 35 хоровых концертов для четырехголосного хора, 10 концертов для двойного хора

3. А. К. Глазунов (1865-1936) музыка к библейской драме К. Р. «Царь Иудейский»

4. А. Т. Гречанинов (1864 -1956) «Литургия Иоанна Златоуста», «Демественная литургия»

5. М. М. Ипполитов-Иванов (1859 — 1935) опера «Руфь», «Литургия Иоанна Златоуста», «Избранные молитвословия из всенощного бдения»

6. М. П. Мусоргский (1839-1881) «Иисус Навин» (для хора, солистов и фортепиано, «Поражение Сеннахериба» для солистов, хора и оркестра, «Царь Саул» (для мужского голоса с фортепиано).

7. С. С. Прокофьев (1891-1953) балет «Блудный сын»

8. С. В. Рахманинов (1873-1943) «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение»

9. Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908) опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»; увертюра «Светлый праздник» (Воскресная увертюра, 1888).

10. А. Г. Рубинштейн (1829-1894) оратории: «Потерянный рай», «Вавилонское столпотворение», «Моисей», «Христос», оперы «Маккавеи» и «Демон», библейская сцена в 5 картинах — «Суламит»

11. А. Н. Серов (1820-1871) опера «Юдифь», кантаты, псалмы, гимны, мотеты, хоры.

12. И. Ф. Стравинский (1882-1971) для солистов, хора и оркестра «Священное песнопение во славу имени св. Марка», «Плач пророка Иеремии», кантата «Проповедь, притча и молитва», «Заупокойные песнопения», для хора и оркестра «Симфония псалмов», «Вавилон», для хора и камерно-инструментального ансамбля «Месса», «Отче наш», «Верую», «Богородице Дево, радуйся», для голоса с оркестром «Авраам и Исаак», музыкальное представление для чтецов, солистов, хора, оркестра и танцоров «Потоп»

Читайте также  На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

13. С. И. Танеев (1856-1915) кантаты «Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»

14. П. И. Чайковский (1840-1893) «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение»

Информационный стенд для родителей «Музыкальный чемоданчик» Информационный стенд для родителей «Музыкальный чемоданчик»-«Весёлые нотки» Подготовила: музыкальный руководитель МОУ СОШ №3 г. Маркса.

Консультация для родителей и педагогов «Музыкально — одарённый ребёнок или как распознать музыкальный талант» Музыкальная одаренность — это сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные.

Конспект мастер-класса для педагогов на городском семинаре «Музыка и здоровье» Конспект мастер-класса для педагогов на Городском семинаре «Музыка и здоровье» Музыкальный руководитель Вихарева Н. Н, МАДОУ «Золотая рыбка».

Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Цель: Знакомство с новым жанром в музыке- оперой. Знакомство с творчеством.

Консультация для педагогов «Музыка и праздник» Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого—формирование разнообразных эмоций.

Консультация для педагогов «Музыка в повседневной жизни детского сада» Музыка в повседневной жизни детского сада Детский голос звучит так чисто, так нежно, но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они.

Консультация для педагогов «Музыкальный уголок — радость творчества островок!» Необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников – это создание определенной материальной среды,.

Консультация для родителей «Музыка в жизни ребенка» Множество авторов, касавшихся проблем музыкального воспитания детей, находили известную сложность в приобщении детей к миру большой музыки.

Музыкальный досуг «Спящая красавица» в рамках проекта «Классическая музыка детям» для старшего дошкольного возраста Музыкальный досуг «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» (П. И. Чайковский и Ш. Перро) в рамках долгосрочного проекта «Классическая музыка детям» для старшего.

Викторина по произведениям русских композиторов для подготовительной группы Викторина по произведениям русских композиторов для подготовительной группыВопрос 1 В каком жанре написано произведение Римского-Корсакова.

Церковное музыкальное искусство

Русская музыка, да и все русское искусство на протяжении своей истории было самым тесным образом связано с глубинным православным миросозерцанием. Именно здесь корни своеобразия и самобытности нашей культуры. За последний век связь эта была насильственно разрушена. Восстановление этой духовной связи – труднейшая задача, стоящая перед нашим обществом. Только на этом пути я вижу будущее нашего искусства.

Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквях. Мне хочется, чтобы к ней было такое же святое, такое же трепетное отношение, чтобы в ней искал, а главное находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы.

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН (АЛФЕЕВ)

Председатель Отдела внешних церковных связей, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Иларион (в миру Григорий Валериевич Алфеев) родился 26 июля 1966 года в Москве. Окончил Московскую музыкальную школу им. Гнесиных по классу композиции, учился на композиторском отделении Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. После четырёх лет обучения оставил консерваторию, поступил в монастырь и принял священный сан.

Автор ряда музыкальных произведений камерного и ораториального жанра, среди которых: «Страсти по Матфею» для солистов, «Memento» для симфонического оркестра, «Со святыми упокой» для мужского хора и оркестра.

Произведения митрополита Илариона исполняют Симфонический оркестр Мариинского театра, Мельбурнский королевский филармонический оркестр, Московский Синодальный хор.

Митрополит Иларион – создатель жанра русской духовной инструментально-хоровой оратории на богослужебные тексты с использованием интонаций русского церковного пения, элементов музыкального стиля барокко и стиля русских композиторов XX века.

АРХИМАНДРИТ МАТФЕЙ (МОРМЫЛЬ)

Каждый должен петь так, будто он поет последний раз в жизни.

Архимандрит Матфей (в миру Лев Васильевич Мормыль) – выдающийся церковный композитор и хормейстер. Родился 5 марта1938 года на Северном Кавказе, в станице Архонская в семье казаков с потомственными музыкальными традициями.

Отец Матфей руководил хором Троице-Сергиевой Лавры почти 50 лет. За это время им была создана школа церковного пения, переложены многие песнопения и написано большое количество произведений, которые сегодня принято называть «лаврскими».

Отец Матфей – автор многих церковных песнопений, среди которых особое место занимает служба Всем Русским Святым.

В 50-60-х годах он собирал и записывал фрагменты почти полностью разгромленного в предыдущие десятилетия традиционного церковного и монашеского пения. Когда в 90-е годы по всей стране стали открываться храмы и монастыри, копии его аранжировок стали основой репертуара для вновь создаваемых церковных хоров.

Архимандрит Матфей скончался 15 сентября 2009 г.

ДИАКОН СЕРГИЙ ТРУБАЧЕВ

Церковный композитор Сергей Зосимович Трубачев родился 26 марта 1919 года в селе Подосиновец Архангельской епархии в семье священника. Отец композитора был расстрелян в феврале 1938 года на полигоне в Бутове. Именно от отца унаследовал Сергей Зосимович музыкальное дарование и духовные устремления.

В 1950 году он окончил институт им. Гнесиных, в 1954 году – Московскую консерваторию.

20 августа 1995 года Сергей Трубачев был рукоположен во диакона.

Диаконом Сергием Трубачевым созданы многочисленные церковно-певческие произведения, сделаны гармонизации монастырских и древнерусских распевов.

Диакон Сергий Трубачев скончался 25 октября 1995 года.

ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СВИРИДОВ

Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в городке Фатеже Курской губернии.

В 1936 году Георгий Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где стал учеником Д.Д. Шостаковича.

Одна из ключевых тем в творчестве Свиридова – Россия.

Им были созданы литургические произведения для церковных хоров.

Георгий Васильевич Свиридов скончался 6 января 1998 года.

ДАВИД ФЕДОРОВИЧ ТУХМАНОВ

Композитор Давид Федорович Тухманов родился 20 июля 1940 года в Москве. Окончил институт им. Гнесиных.

Творчество Давида Тухманова завоевало всенародное признание и любовь. Он сочинил около двухсот песен, музыку к кинофильмам и спектаклям. Композитор работает и в академическом жанре, он написал произведения: оратория «Легенда о Ермаке», поэма для скрипки с оркестром «Святая ночь», многочисленные камерные вокальные сочинения. Его опера «Царица» была поставлена в театре «Геликон-опера» в Москве и на сцене Александринского театра в Петербурге.

Давид Федорович Тухманов является кавалером почетного знака Российского Фонда Общественного Признания.

С 2008 года – член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

С 2010 года – член Патриаршего совета по культуре.

ПАТРИАРШИЙ ХОР ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Воссоздание традиций московского соборного хорового пения началось практически одновременно с возрождением храма Христа Спасителя.

Хор при храме был основан в 1998 году, а уже в 2000 году по благословению Патриарха Алексия II коллектив получил статус Патриаршего хора храма Христа Спасителя.

С 2007 года хор возглавляет регент Илья Толкачев.

Кроме исполнения духовных песнопений во время богослужений хор участвует в важных церковных и государственных торжествах, устраивает концерты классической музыки в Зале Церковных соборов храма Христа Спасителя.

Основу репертуара Патриаршего хора составляют выдающиеся творения русской духовной музыки, обработки русских народных песен и произведения русских композиторов: П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, П.Г. Чеснокова, А.Т. Гречанинова.

Патриарший хор Храма Христа Спасителя ведет активную гастрольную деятельность.

ХОР МОСКОВСКОГО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Хор Московского Сретенского монастыря существует уже более 600 лет – с момента основания обители в 1397 году. «Молчал» хор только в годы советской власти, когда церковь подвергалась гонениям и репрессиям.

Сегодня в составе хора 30 человек, собственные композиторы и аранжировщики.

Регент хора – заслуженный артист России Никон Жила.

Кроме регулярных служб в Сретенском монастыре, хор поёт на торжественных Патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в международных музыкальных конкурсах и миссионерских поездках Русской Православной Церкви.

Хор выступал на концертных площадках: зал библиотеки Конгресса США в Вашингтоне, Авери Фишер Холл в Линкольн-центре Нью-Йорка, Центр искусств в Торонто, Таун Холл в Сиднее, Берлинер Дом, Кэдогэн Холл в Лондоне, неоднократно давал концерты в Нотр-Дам де Пари.

Читайте также  Лучшие музыкальные фильмы: фильмы, которые понравятся каждому

В репертуаре хора помимо духовной музыки также собраны лучшие произведения песенной традиции России, которую составляют русские, украинские, казачьи народные песни, романсы и песни военных лет.

МОСКОВСКИЙ СИНОДАЛЬНЫЙ ХОР

Московский Синодальный хор создан в 1721 году. Основой его стал хор Патриарших певчих дьяков, возникший в конце XVI века. Первоначально в состав Патриаршего хора входили только певцы-мужчины духовного звания, поскольку до середины XVII века пение было одноголосным. Позднее хор начал исполнять многоголосные партитуры, и в его составе появились детские голоса (альты и дисканты), партии которых сегодня исполняют женские голоса.

На рубеже XIX-XX веков репертуар хора включал в себя не только церковные песнопения, но и произведения светской музыки, а также обработки русских народных песен. Хор исполнял произведения Сергея Рахманинова, Александра Кастальского, Петра Чайковского.

В 1919 году, когда Кремлевские соборы были закрыты, хор надолго прекратил своё существование.

3 января 2010 года в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Кирилл благословил возродить Московский Синодальный хор на базе церковного коллектива при храме Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Живое Предание

Христианская музыка: от ангелов до рокеров

Редактор медиатеки «Предание.Ру»

Сегодня о музыке, церковной и светской — книги и лекции о ней и записи музыки, которые есть у нас в медиатеке

Писание и Святые отцы: зачем нужна музыка

Псалмопевец поет: «Пойте Богу нашему, пойте, пойте Царю нашему, пойте. Ибо Царь всей земли – Бог, пойте разумно!».

«Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия».

Григорий Нисский учил: «музыка есть ни что иное, как призыв к более возвышенному образу жизни, наставляющий тех, кто предан добродетели, не допускать в своих нравах ничего немузыкального, нестройного, несозвучного, не натягивать струн сверх должного, чтобы они не порвались от ненужного напряжения, но также и не ослаблять их в нарушающих меру удовольствиях: ведь если душа расслаблена подобными состояниями, она становится глухой и теряет благозвучность. Вообще музыка наставляет натягивать и отпускать струны в должное время, наблюдая за тем, чтобы наш образ жизни неуклонно сохранял правильную мелодию и ритм, избегая как чрезмерной распущенности, так и излишней напряженности».

Иоанн Златоуст: «ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигать полного презрения к житейским предметам, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное песнопение».

Философия музыки

«Конец времени композиторов» Владимира Мартынова — философская книга о музыке. Название отсылает к основной теме современной мысли — «смерти…»: автора, Бога и пр., то есть конца метанарративов, преодоления метафизики. Мартынов — выдающийся современный композитор; понятно, почему «композиторство» стало для него главным «примером» — но именно примером: после выхода книги он не раз «ворчал», что дело не в «композиторстве», что ему, наверное, надо было написать книги «Конец времени романистов», «Конец времени живописцев» и т. д., чтобы его наконец поняли.
Итак, книга посвящена «концу…» как главной теме современности — но раскрыта она весьма нетривиально: конец может означать начало; смерть композиторства не означает смерть музыки. Мартынов — христианский голос в постмодернистской мысли.

Предлагаем его же «’’Музыкальную антропологию’’ и другие лекции и интервью». Мартынов читает курс «Музыкальная антропология» в МГУ, хотя конкретно эти лекции были прочитаны в Воронеже. По ссылке — несколько других лекций и интервью.

«Беседы, исследования, размышления» Арво Пярта — другого выдающегося современного православного композитора. В этой книге собранны его речи, беседы с ним, статьи о его творчестве.

Статья великого богослова Владимира Лосского «Богословские основы церковного пения».

«Бог после метафизики» Мануссакиса — здесь проводиться попытка разобрать, как Бог является зрению, слуху и осязанию. В части, посвященной слуху, Мануссакис много говорит о музыке.

Эти книги, кажется, сможет освоить и читатель, далекий от музыки и философии — чего не скажешь о работах Лосева:
— «Музыка как предмет логики» — фундаментальный труд с итоговой формулой: «музыка — это Число во Времени»,
— «О музыкальном ощущении любви и природы», «Два мироощущения из впечатлений после “Травиаты”», «Очерк о музыке», «Философский комментарий к драмам Рихарда Вагнера», «Мировоззрение Скрябина».
Все эти работы объединены в сборнике «Форма-Стиль-Выражение».

«Русские ночи» Одоевского. Одоевский — один из немногих русских мыслителей, писавших о музыке. В этом его романе можно много найти размышлений о музыке — как и в художественной форме, так и в чисто философской.

Богослужебная музыка

Об истории богослужебного пения прекрасно писал композитор и философ Владимир Мартынов — в своих книгах: «История богослужебного пения» и «Культура, иконосфере и богослужебное пение Московской Руси».

В книге Бычкова «Эстетика Отцов Церкви» в главе «Ритм» — много интересного о святоотеческом отношении к музыке. В книге того же автора «Русская средневековая эстетика» в главе«Становление наук о искусствах» помимо прочего вы узнаете о русском среденевековом понимании музыки, как и почему оно ушло в прошлое и что его заменило.

«Богослужебное пение Русской Православной Церкви» Гарднера — классический, фундаментальный труд, без коего невозможно себе представить изучение её предмета. Хотя книга написана в середине XX века, её полнота и обстоятельность никем не превзойдены.

Специально к нашей подборке недавно добавили три моногарфии о музыкальной культуре Древней Руси —Владышевской, Мещериной и Кутузова.

Лекция «Очерк истории древнерусского церковного пения». Вероника Григорьева рассказывает о византийских и южнославянских истоках древнерусского церковного пения и этапах его становления. Лектор демонстрирует древние памятники с богослужебными текстами, начиная с наиболее ранних — сохранившихся до наших дней книг XI века, по которым можно проследить эволюцию источников церковного пения.

«О церковном пении» Сергей Фуделя — небольшой текст о богословии церковного пения, проникнутый беспокойством об обмирщении церковной мызыки.

«Церковная музыка» — глава из книги Илариона (Алфеева) «Православие»: о богослужебном пении и колокольном звоне.

Встреча с Иулианией (Денисовой) — регентом и автором множества песнопений.

Понятно, что с богослужебным пением связаны гимнографы — хотя это скорее рубрика «литература», а не «музыка». Вот три книги о них: «Церковные песнетворцы» Петровской, «Господу помолимся. Размышления о церковной поэзии и молитвах» Чистякова, «Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви» Гумилевского.

Классическая музыка и немного рока

Великолпеный лекционный курс игумена Петра (Мещеринова) «История музыки»: от возникновения западноевропейской музыки до Генделя. Большинство лекций посвящено Баху. Баху же посвящена отдельная лекция отца Петра «Богословие в звуках».

Баху так же посвящена статья Оливье Клемана.

«Песнь восхождения» — программа радио «София», посвященная музыке. Чтение самой разной литературы, связанной с музыкой, обсуждения, музыкальные произведения, рассказы о композиторах и музыкантах.

На тему «Православие/рок» читайте: Петра (Мещеринова) «О Церкви, культуре и рок-музыке». Также можете посмотреть весьма и весьма спорную, но интересную лекцию рок-музыканта Сергея Калугина «Рок-музыка: в поисках Бога».

Музыкальная часть медиатеки Предания.ру

И — собственно музыка, наш музыкальный архив, хранимый и пополняемый нашими музыкальными редакторами Вадимом и Светланой Пиктами:

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

  • Подписаться на Телеграм-канал
  • Подписаться в Яндекс Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: