Подбор музыки на слух: гений или навык? размышление - OXFORDST.RU

Подбор музыки на слух: гений или навык? размышление

Как музыка влияет на интеллект: популярные мифы и научные гипотезы

Вокруг влияния музыки на обучаемость и интеллект появляется много мифов. Самый распространенный из них слышал, пожалуй, каждый: если ребенка с рождения заставлять слушать Моцарта, он вырастет талантливым. Так ли это?

Когда и как появились устойчивые представления о том, что музыка влияет на ум?

Разбираемся в устройстве популярных мифов: ищем доказательства или развенчиваем их.


Фото A Health Blog CC BY-SA

Эффект Моцарта — от научной гипотезы.

В 2007 году книги нейробиолога и психолога Дэниэла Левитина «This Is Your Brain on Music» и невролога и нейропсихолога Оливера Сакса «Musicophilia: Tales of Music and the Brain» попали в список бестселлеров New York Times. Тема влияния музыки на мозг стала популярной, как никогда.

Но так называемый «эффект Моцарта» впервые описали ещё в 1991 году — французский исследователь Альфред Томатис (Alfred Tomatis) в своей книге «Почему Моцарт?» рассказывал, что с помощью музыки Моцарта можно «тренировать» мозг: якобы звуки определенной высоты помогают его восстановлению и развитию.

Тема получила продолжение в 1993 году — трое ученых, Фрэнсис Раушэр, Гордон Шоу и Кэтрин Кай (Frances Rauscher, Gordon Shaw и Catherine Ky), изучили эффект воздействия музыки Моцарта на пространственное мышление. Респонденты проходили стандартные тесты на проверку абстрактного пространственно-временного мышления в трех состояниях: после того, как они в течение десяти минут слушали сначала «Сонату для двух фортепиано ре-мажор, К.448» Моцарта, после инструкции по релаксации, и, наконец, когда сидели в тишине.

Исследование показало недолговременное улучшение пространственного мышления — в качестве инструмента для замера использовались некоторые задания из теста на уровень IQ Стэнфорд-Бине, где испытуемым нужно было искать недостающие детали или представлять себе, как взаимодействуют между собой фигуры различной формы.

Ученые смотрели только на один из множества блоков теста на IQ — оказалось, что пространственное мышление действительно улучшается, причем значительно: на 8-9 баллов. Правда, ненадолго: так называемый «эффект Моцарта» длился всего 10 минут.

… к популярному мифу

Поэтому ученые не делали вывода о том, что под воздействием музыки развивается интеллект человека. Они лишь отметили временное улучшение одного из типов мышления. Более того, никаким исследовательским группам после не удалось повторить результаты Раушэр и ее коллег.

Но идея оказалась на редкость живучей и плотно закрепилась в общественном сознании — настолько, что к «эффекту Моцарта», приводящему к росту IQ (о чем в первоначальном исследовании не было сказано ни слова), стали относиться, как ко всем известному факту. Важные оговорки из первоначального исследования (непродолжительность эффекта, невозможность повторить результаты без точного воспроизведения всех первоначальных условий эксперимента) благополучно забылись.

Более того, эксперименты, проводившиеся «по следам» исследования Раушэр показали, что дело, возможно, вовсе не в Моцарте и даже не в музыке. Людям, которым нравится Шуберт, предлагали послушать Шуберта, а потом выполнить пространственно-временные задания. Людям, которые любят Стивена Кинга, предлагали послушать его произведения, а потом решить те же задачи. И в том, и в другом случае ученые обнаружили улучшение способностей к решению заданий.

Так появилась ещё одна гипотеза — возможно, слушая то, что ему нравится, человек приободряется, у него улучшается настроение, он входит в «состояние ресурса», и поэтому лучше справляется с заданиями. А Моцарт тут, вполне может быть, и ни при чем.

Играть — не слушать

Итак, твердых научных доказательств того, что пассивное музыкальное потребление может улучшить когнитивные способности, нет. Но есть и другое расхожее представление о музыке и её связи с интеллектом — игра на каком-либо музыкальном инструменте делает человека умнее.

Такие гипотезы начали появляться ещё в первой половине XX века — например, в работе «Relationships Between Intelligence, Scholastic Achievement, and Musical Talent» («Взаимосвязь между интеллектом, достижениями в учебе и способностями к музыке»,1937 год) её автор, Верне Росс (Verne Ralph Ross), предположил, что уровень IQ и музыкальные способности связаны, и что изучение музыки положительно влияет на развитие интеллекта.

Современные исследования показывают, что игра на музыкальном инструменте вряд ли влияет на общий IQ, но может улучшить отдельные функции мозга — память, вербальный интеллект, грамотность, чувствительность к звукам и речи.

Игра на музыкальных инструментах создает новые нейронные связи в мозгу и, как следствие, может положительно повлиять на уровень IQ. Почему это происходит, до конца неизвестно. Одно из возможных объяснений — музицирование затрагивает сразу несколько систем в организме: визуальные, аудиальные, тактильные, моторные, эмоциональные, когнитивные. Причем все они должны синхронизироваться и работать в абсолютной гармонии друг с другом — только тогда человек сможет хорошо играть.


Фото Tristan Loper CC

Несколько экспериментов

В 2015 году в американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences были опубликованы результаты исследования развития мозга у двух групп подростков из одной школы в Чикаго: первые учились музыке, а вторые проходили подготовку на юниорскую военную программу (Junior Reserve Officer Training Corps program).

Ученые использовали методы нейропсихологии и замеряли то, как мозг подростков, участвующих в эксперименте, воспринимал и реагировал на речь после трех лет обучения по выбранному направлению. Ученые предположили, что подростки — самая интересная фокус-группа для такого эксперимента, так как в подростковом возрасте мозг продолжает активно развиваться. Поэтому к концу эксперимента, когда ученые делали контрольные замеры, все респонденты так или иначе улучшили свои показатели, но именно в разнице и заключалось самое интересное: студенты из «музыкальной» группы развивались быстрее и интенсивнее, чем те, кто проходил военную подготовку.

Раушэр, описавшая «эффект Моцарта», провела и другое исследование. Группа дошкольников в возрасте от 3 до 4 лет шесть месяцев училась играть на пианино. Спустя это время оказалось, что те ученики, которые обучались игре на музыкальном инструменте, на 30% лучше справляются с тестами на пространственное мышление, чем дети без музыкального образования. Замер был сделан спустя 24 часа после окончания музыкальных уроков, и дальнейшие тесты не проводились. Поэтому информации о том, сохраняется ли этот эффект, нет. Раушэр, однако, предположила, что игра на музыкальном инструменте помогает разобраться в таких естественных науках и математике.

Есть много объяснений для этого эффекта: например, теория нейронных связей и теория ритмов. Первую предложили Гордон Шоу (Gordon Shaw) и группа исследователей из Калифорнийского Университета: по их предположениям, за «музыкальное» и пространственное мышление отвечают одни и те же участки мозга, и поэтому их развитие тоже связано.

Вторую теорию выдвинул британский ученый Лоуренс Парсонс (Lawrence Parsons) и его коллеги: в основе теории лежит понятие «мысленного вращения» (mental rotation), то есть возможности человека представить себе двух- и трехмерные объекты и мысленно вращать их.

Мысленное вращение и чувство ритма, считает Парсонс, возможно благодаря мозжечку — части мозга, отвечающей за точную, мелкую моторику. Соответственно человек, занимающийся музыкой и развивающий своё чувство ритма, параллельно развивает и способность решать задачи с «мысленным вращением», которое, в свою очередь, связано с пространственно-временным мышлением.

Изучение связи музыки и интеллектуального развития — интересное исследовательское поле, где пока нет четких ответов, но уже есть много мифов. Параллельно с нейропсихологическими, когнитивными, физическими и другими разработками идут и социокультурные исследования. Они, в свою очередь, выдвигают предположение, что связь музыки и интеллекта — не биологическая, а социальная.

Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi»:

Как подбирать композиции на слух.

Рано или поздно музыканты сталкиваются с проблемой подбора композиций на слух. Вот несколько советов, которые помогут вам освоить это нелегкое дело.

1. Начните с простого

Тем, кто не имеет большой музыкальной подготовки, но хочет снимать произведения, следует начинать с простейших, можно даже детских мелодий. Вполне подойдут для первых шагов «Антошка», «Кузнечик», «Во поле береза стояла» и др. Причем следует полагаться не только на слуховые ощущения, но и на эмоциональную окрашенность мелодии.

В принципе, любой человек, даже маленький ребенок, способен отличить мажорный (веселый) лад от минорного (грустного). Во многих случаях даже такое примитивное определение лада может дать результат. Кроме того, на начальном этапе следует определить с высоту звуков, регистр мелодии (низкий, средний, высокий), по возможности, октаву.

Читайте также  Добрый вечер тоби…ноты и текст рождественской колядки

После этого перейдите непосредственно к подбору мелодии. Делать это лучше отрезками в несколько тактов, нот или вообще по одной ноте, если это возможно. Прослушайте ноту, сыграйте на инструменте. Играйте до тех пор, пока не найдете нужную ноту.

2. Определите направление мелодии

Интересно, что в нотных записях средневековых песен, вообще не было точной звукозаписи. Как правило, использовались символы, которые показывали движение мелодии. Попробуйте придумать и вы свою систему обозначений направления мелодии. Определите, куда движется голос, зафиксируйте места в произведении, где он остается на месте. Это существенно облегчит задачу подбора мелодии.

3. Проверьте на инструменте

Очень важно иметь под рукой инструмент, чтобы определять, правильно ли вы подобрали тот или иной отрезок мелодии. Желательно проигрывать несколько раз подобранную вами мелодию и на слух пытаться найти различия с оригиналом. Не пытайтесь сразу снять всё безукоризненно, нота в ноту. Часто не обязательно снимать всю фактуру. Оставьте только ключевые точки в аккомпанементе, используйте шаблоны аккомпанементов, если это возможно.

4. Спойте мелодию

Развить музыкальный слух помогает пропевание мелодии. Наш слух устроен таким образом, что лучше всего мы различаем ноты в диапазоне собственного голоса. Хорошо помогает развить слух пропевание мелодии нотами; на этом способе построены многие методики преподавания сольфеджио и музыкальной грамоты. В таком случае срабатывает не только слуховая память, но и моторная, поскольку вы проговариваете ноты.

5. Освойте нотную грамоту

В принципе, для подбора мелодии совсем не обязательно досконально знать нотную грамоту, особенно вокалистам. Однако инструменталистам целесообразно освоить хотя бы один из методов записи музыкального материала. Гитаристам в этом деле помогут табулатуры и буквенные обозначения, остальным же не помешает освоить нотную запись. Записывая мелодию, вы также запоминаете расположения нот той или иной высоты на нотном стане, развиваете свою память и музыкальный слух.

6. Замедлите скорость воспроизведения музыки

Если вам необходимо подобрать довольно быструю мелодию, ваш слух может просто не успевать распознавать ноты. Что же делать в таком случае? Сейчас существует множество способов замедления мелодии с помощью музыкальных редакторов и прикладных программ. К примеру, это возможно сделать в Steinberg Cubase. Однако следует осторожно использовать этот прием: в таком случае качество записи может существенно ухудшаться, вплоть до того, что разобрать мелодию станет невозможно.

7. Определите гармонию

Если вы являетесь счастливым обладателем гармонического слуха, постарайтесь максимально использовать это при подборе песен. Прежде всего, определите гармонический план произведения. Большинство поп- и рок-композиций строятся на одних и тех же оборотах. Поняв один раз построение песни, вы сможете определить на слух еще с десяток подобных композиций.

8. Услышьте бас

Иногда очень полезно уделить внимание басовой линии. К примеру, если вы не можете услышать весь аккорд целиком, попытайтесь определить хотя бы басовые ноты. Далее уловите эмоциональную окраску аккорда. На основе этого вы можете достаточно точно определить гармонию.

9. Больше практикуйтесь

Опыт подбора музыки на слух приходит с практикой. Чем больше вы будете заниматься этим, тем лучше и быстрее у вас будет получаться. Вы и сами не заметите, как начнете с легкостью подбирать мелодии, на, которые по началу у вас уходило по нескольку часов.

Немаловажную роль играет и то, сколько времени вы проводите за инструментом, оттачивая технику игры, поскольку развитие техники также может способствовать развитию слуха.

10. Обратитесь к источникам

Подумайте, стоит ли вообще подбирать композицию с нуля, если это уже сделано до вас. Конечно, никто не гарантирует, что это будет качественно подобранная вещь. В Интернете иногда встречаются некорректные аккорды и табулатуры к популярным песням, плохо снятые инструментальные транскрипции. Однако они послужат вам отправной точкой работы. Вы вполне сможете различить на слух неточности и исправлять авторов транскрипций. В таком случае можно существенно сократить время снятия музыки на слух.

И самое главное, верьте в свои силы — и у вас всё получится! Удачи!

Что такое музыкальный слух, и можно ли его развить?

Музыкальный слух представляет собой сочетание способностей, которые необходимы человеку для грамотного восприятия, сочинения и исполнения музыки. Он позволяет тонко воспринимать как отдельные музыкальные качества звуков (громкость, высоту, тембр), так и гармоничные связи между ними в музыкальной композиции (чувство ритма, лад). К уникальной способности к пению и музицированию особое отношение. Люди, обладающие музыкальным слухом, считаются чуть ли не избранными, а человек, подходящий под описание «медведь на ухо наступил», зачастую чувствует свою неполноценность.

Насколько редко встречается музыкальный слух? Как понять, есть ли музыкальный слух? Почему не все люди им обладают? Для ответа на эти вопросы нужно понять, что любая человеческая способность возникает от жизненной необходимости. Такую функцию организм обрел после освоения коммуникации при помощи звуков. Чтобы речь была понятна, человеку необходимо различать звуки по тембру, длительности, силе и высоте. Именно это умение и нужно для развития музыкального слуха. И если вы думаете, как развить или улучшить музыкальный слух, стоит понять, каким он бывает.

Абсолютный

Что значит иметь абсолютный музыкальный слух? Это талант к абсолютно точному определению каждой ноты и воспроизведению ее голосом без репетиции и предварительной настройки. Люди с абсолютным слухом могут повторить не только звуки музыкальных инструментов, но и звуки окружающего мира (пение птиц, сирена, стук по различным поверхностям и т.д.).

Относительный

Людям, обладающим относительным слухом, для определения и пропевки нот необходима настройка, то есть, дополнительный аккорд или звук, вокруг которого в уме будет выстраиваться звукоряд. Его можно развить во время обучения музыке.

Мелодический

Умение понимать структуру музыкальной композиции на слух (ритмическую организацию, звуковысотность) и воспроизводить ее через пение называется мелодическим слухом. На более высокой ступени развития человек способен записывать мелодию нотами.

Гармонический

При этой способности человек воспринимает гармонические созвучия – сочетания звуков в виде аккордов и может пропевать их или воспроизводить музыкальным инструментом. Такие люди могут разобрать мелодию или подобрать ее на слух без знания нот или практики в пении. Гармонический слух можно развить даже при отсутствии врожденного таланта.

Внутренний

Это музыкальная способность, позволяющая без использования голоса выстраивать полноценное звучание музыки в голове. На начальном уровне человек подбирает мелодию, аккомпанируя инструментом или координируя себя голосом. При профессиональной подготовке работа с нотным текстом проходит без музыкального инструмента или голоса.

Можно ли развить музыкальный слух?

Музыкальный слух есть у каждого. Без него людям не было бы доступно вербальное общение. Человек постоянно пользуется этим умением, когда разговаривает с другими людьми, пытается угадать их настроение по голосу, отмечает разные эмоциональные оттенки речи и звуков. Отсутствие музыкального слуха – это врожденный порок, как, например, слепота. Конечно, не у всех людей эта способность находится на одном уровне, но у большинства уровень развития музыкального слуха позволяет достичь отличных результатов в музыке без специальных тренировок. Композитор Дмитрий Кабалевский развеял убеждение об уникальности музыкального слуха и доказал, что каждого человека можно обучить музыкальной грамоте. Для пения недостаточно хорошо слушать, важно еще владеть своим голосом. А его управлению можно научиться, как, к примеру, плаванию, рисованию, танцам. Как проверить, есть ли музыкальный слух или нет? Если человек слышит ошибки и дисгармонию при своем пении, то со слухом у него все хорошо. Поэтому не стоит бояться и сомневаться в своих способностях, главное – действовать, и результат не заставит себя долго ждать!

Теперь вы знаете, как определить, есть ли музыкальный слух. А развитие его – это не только возможность научиться красиво петь или играть на музыкальных инструментах, но и отличные тренировки для мозга. Обучение вокалу, нотной грамоте, освоение музыкальных инструментов станет полезной нагрузкой для мозга. А совместив это с регулярным использованием тренажёров Викиум, можно добиться превосходных результатов.

Способности и музыкальность

ногие родители знают, насколько полезны для детей занятия музыкой. Все музыкальные инструменты для игры на них задействуют пальчики, а значит, развивается мелкая моторика. Знакомство со знаковой системой, принципиально отличающейся от структур привычного нам языка, развивает интеллект ребенка. А уж как обогащается эмоциональный мир ребенка!

Читайте также  Влияние музыки на растения: научные открытия и практическая польза

Подробнее о пользе занятий музыкой можно прочитать в статье «В чем польза от занятий музыкой?». Повторим еще раз – эту пользу трудно переоценить. Почему же так мало детей учатся музыке? И музыкальных школ сейчас достаточно, и преподавателя можно пригласить на дом, а все осталось как прежде: на порой единственного маленького музыканта в классе смотрят, как на «чудо природы».

Среди родителей бытует несколько предубеждений против занятий музыкой.

Кто-то испытал на себе «прелести» ежедневного нудного проигрывания гамм и упражнений. Попался в детстве неважный преподаватель, и музыка из волшебства превратилась в мучение. Став взрослым, такой родитель предпочитает держать свое чадо подальше от противных гамм. Это предубеждение не выдерживает критики. Сейчас найти учителя, любящего музыку и умеющего передать свои знания и любовь ученику, не сложно.

Второе предубеждение заключается в том, что родители не видят от занятий музыкой такой пользы, как, например, от изучения иностранных языков или чтения книг. Возможно, в такой постановке вопроса есть доля истины. Тем не менее, для дошкольника и ученика младшей школы занятия музыкой гораздо полезнее, чем занятия иностранным языком. Стоит изучить этот вопрос внимательнее.

И самое стойкое предубеждение звучит примерно так: «Музыкальные способности – это большая редкость. Мой ребенок не поет, не просит купить ему гитару или синтезатор, значит, у него нет музыкальных способностей. Ни к чему и начинать, ведь без способностей все равно ничего не получится!»

Стоит разобраться в том, что представляют собой музыкальные способности и так ли уж они редки.

Откуда мы узнаем о способностях?

Задумайтесь над вопросом – а откуда мы знаем, что у одного ребенка есть способности к рисованию, у другого просто феноменальное чувство языка, а третий почти гений математики?

Нам показывают рисунки ребенка и знающий человек говорит: «В них что-то есть…». Учитель на родительском собрании рассказывает об ученике, который пишет диктанты без ошибок, и при этом не знает правил. А ребенок общих знакомых поехал на областную олимпиаду по математике.

Заметьте: каждый из этих детей занимается рисованием, письмом, математикой, и по результату этой деятельности мы судим, что у ребенка есть к ней способности.

Это закон – способности проявляются (и потом уже развиваются) в деятельности. Следовательно, судить о музыкальных способностях абстрактно, не наблюдая ребенка в музыкальной деятельности, нельзя.

Тем не менее, необычная стойкость описанного заблуждения имеет под собой почву.

Дело в том, что выдающиеся музыкальные способности, правильнее сказать, музыкальная одаренность, почти всегда обнаруживаются в раннем возрасте. Музыкально одаренный ребенок поразит родителей тем, что начнет напевать раньше, чем говорить. Или будет очень любопытен к любым звучащим предметам, начнет исследовать их в этом направлении. Будет быстро запоминать детские песенки и воспроизводить их выразительно и чисто, а если среди игрушек найдется барабан или детское пианино, начнет подыгрывать себе.

Одаренность, а тем более талант встречаются очень редко. Способности и одаренность – совсем не одно и то же. Если же говорить именно о способностях, то их можно обнаружить только, наблюдая за ребенком в соответствующей деятельности.

Из чего складываются музыкальные способности?

Для того чтобы начать заниматься музыкой, на самом деле не надо иметь каких-то особенных способностей, кроме способности слышать и способности чувствовать ритм.

А эти элементарные способности присущи не только человеку, но и многим высшим животным. Считается даже, что инстинктивный мелодический слух у птиц развит лучше, чем у человека.

Пройдет немного времени, и у ребенка, который занимается музыкой, начнут проявляться и развиваться уже непосредственно музыкальные способности. Их называют специальными сложными, или профессиональными способностями. Среди них принято выделять музыкальный слух, чувство метроритма, музыкальную память, музыкальное мышление, музыкальное воображение, эмоциональную отзывчивость на музыку.

Музыкальный слух

Слух есть у всех людей, это понятно, а вот как понять – музыкальный он или нет?

Вся разница здесь в понятии звука. Есть звуки шумовые (это большинство окружающих нас бытовых звуков). Мы легко отличим шум поезда от стука молотка, забивающего гвоздь. Но сказать, а какой из этих звуков выше или ниже, так сразу и не сможем, да это нам и ни к чему.

У музыкальных же звуков их высота – главное качество. Оно не единственное, важны также и громкость, и тембр (окраска звука), но точная высота – это то, что отличает музыкальные звуки от шумовых.

И это именно то, что должен различать в звуках человек с музыкальным слухом.

Итак, если вы никогда не думали о том, что у звуков бывает какая-то там высота, вы даже не сможете предположить, есть ли у вас музыкальный слух или нет. Чтобы это узнать, нужно учиться. Когда ребенок начнет что-то узнавать о музыкальных звуках, станет понятно, какой у него слух. Не просто, хороший он или плохой, у музыкального слуха есть еще специфические разновидности.

Абсолютный слух

Это способность точно определить высоту звука без настройки и без сравнения с другими звуками. Ключевое слово в определении – точно. Это значит назвать звук «по имени» — тому принятому между музыкантами имени, которое обозначается нотами (до, ре, ми, фа, соль и так далее с добавлением других специальных обозначений).

Абсолютный слух можно сравнить с фотографической зрительной памятью. Для человека с таким слухом каждый звук – как буква в алфавите. Он единственный, особенный, его ни с чем невозможно спутать.

Конечно, такой слух – большое подспорье для музыканта. Почти всегда он есть у гениальных музыкантов. Но у большинства музыкантов его нет, потому что это качество врожденное и очень редкое.

Относительный слух

Если абсолютный слух связан с памятью, то относительный – с мышлением. Человек может определить высоту звуков в сравнении с другими звуками. Здесь есть два аспекта:

  1. Можно уметь ориентироваться внутри лада, той организации музыки, в которой неустойчивые звуки связаны с устойчивыми, они соединяются между собой в аккорды, которые поддерживают и «раскрашивают» мелодию.
  2. Можно уметь ориентироваться в интервалах, то есть в расстоянии между звуками, которые не обязательно образуют лад.

И то, и другое необходимо музыканту, и относительный слух у профессионала должен быть очень точным.

Абсолютный и относительный слух – не противоположности, но дополняют друг друга. Более того, если обладатель абсолютного слуха не будет развивать относительный слух – он не сможет стать музыкантом.

Внутренний слух

Постепенно у человека, который профессионально занимается музыкой, вырабатывается одно важное качество: посмотрев на ноты, он может представить, как будет звучать то, что в них написано. Это свойство называют внутренним слухом, хотя на самом деле к слуху как звуковому анализатору он почти не имеет отношения. Это свойство памяти и воображения.

Чувство метроритма

Музыка – искусство, разворачивающееся во времени (процессуальное). Поэтому в ней важны не только соотношения высоты звуков, но и соотношения отрезков времени. Звук может длиться долго, а может быть коротким, и взаимосвязь длительностей звуков образует ритм.

Метр – более общее понятие. Простым языком о нем можно рассказать так: мы маршируем на счет раз-два (это двухдольный метр), танцуем вальс на счет раз-два-три (это трехдольный метр). Метрически музыка очень разнообразна, но двухдольный и трехдольный метры – основа музыки.

Вы, наверное, не раз наблюдали, как ребенка просят повторить ритм, прохлопанный при помощи ладоней. Считается, что если ребенок справился с заданием, то у него хорошее чувство метроритма. На самом деле это не совсем верно.

Конечно, если ребенок повторил ритм, то чувство ритма у него точно есть. Но если и не повторил – оно тоже есть. У него может быть плохая координация движений, его может подвести память (особенно если ритм достаточно продолжительный). Между тем, что мы слышим, и тем, что воспроизводим, есть большая разница.

Ту же самую ошибку часто допускают и при диагностике слуха, когда просят ребенка спеть предложенный звук (мелодию или песенку), а ребенок не может повторить его. За воспроизведение отвечают совсем другие, в том числе физиологические, механизмы. Чаще всего ребенок просто не умеет координировать слух и голос, но это не значит, что у него нет слуха.

Читайте также  Виды музыкальных игр

Когда ребенок поет чисто, красиво и ритмично, и его никто этому не учил, велика вероятность того, что это музыкально одаренный ребенок. С таким ребенком музыкой заниматься нужно обязательно!

Память, мышление, воображение – и все это музыкальное!

Если слух и чувство метроритма проявляются и развиваются в занятиях музыкой, что говорить о таких вещах как память, мышление и воображение. Прилагательное «музыкальный» здесь говорит о том, что ребенок учится:

  1. Запоминать, узнавать и воспроизводить по памяти музыкальный текст и музыкальные образы.
  2. Оперировать музыкальными образами, уметь извлекать из них информацию, перерабатывать ее и делать из нее выводы.
  3. Создавать музыкальные образы, не являющиеся прямым воспроизведением ранее услышанной музыки.

Согласитесь, трудно предположить, что все это возможно, пока не попробуешь.

Музыкальность

Когда мы говорим о слухе или чувстве метроритма, то имеем в виду некий «количественный показатель» (слух может быть плохим, хорошим или очень хорошим). Понятие «музыкальность» отражает качественную сторону взаимодействия человека с музыкой. Она связана с тонкостью и глубиной эмоционального восприятия музыки, способностью переживать ее смысл. Музыкальность иногда называют эмоциональной отзывчивостью на музыку.

С музыкальностью дело обстоит самым неожиданным образом. Исследования восприятия музыки показали, что людей, полностью неспособных к «чувствованию» музыки, очень мало (0,2% от испытуемых). При этом у разных людей способ восприятия музыки отличается.

  • У одних ведущим способом восприятия является чувство. При слушании музыки они обращают внимание на настроение, которое вызывает музыка, на смену настроений. Образы носят зрительный, картинный характер.
  • Другие люди оперируют мыслями. Музыка вызывает в них не картинные, в структурные образы действительности, как статичные, так и динамичные. Такие люди склонны анализировать то, что они слышат, оценивать соответствие музыки изображаемому образу.
  • Есть люди, у которых мысль и чувство занимают примерно равное положение. Образ окрашивается настроением, чувство вызывает ассоциацию с образом.

Не правда ли, точно по Павлову – первая и вторая сигнальные системы и их соотношение? Так и есть, способ реагирования на музыку устойчив, зависит от психических особенностей и индивидуален для каждого человека. Он характеризует личность человека.

А это значит, что романтический типаж «полубезумного», увлеченного только музыкой, оторванного от реальности музыканта исчезает и появляется человек гармонично развитый, тонко чувствующий и умеющий мыслить художественными образами (в том числе и структурными). Таким был великий композитор Иоганн Себастьян Бах, таким был великий пианист Святослав Рихтер.

Эти музыканты – яркие примеры «математиков в музыке». Есть среди музыкантов и «художники», встречаются и люди среднего типа. Музыка доступна любому человеку, и музыкальные способности – это вовсе не редкий дар. Они появятся у того, кто захочет прикоснуться к музыке.

Что такое подбор музыки по слуху

Игра на слух является одним из важнейших навыков исполнителя или преподавателя музыки. Так вы получаете возможность воспроизвести услышанную композицию, сделать аранжировку или сыграть аккомпанемент голосу или другому инструменту.

Что значит играть на слух?

Играть или подбирать музыку по слуху – это умение воспроизводить ее без помощи готовой партитуры, руководствуясь своим слухом и вспомогательными знаниями. Воспринимая музыку ушами, пытаться идентифицировать, какая нота или аккорд звучат в конкретный момент произведения.

Большая часть этого навыка базируется на музыкальном слухе и его разновидностях. Например, относительный слух поможет определить расстояние между соседними нотами в мелодии, гармонический – в интервале или аккорде, а метроритмический – длительности и ритмический рисунок. Поэтому развитие музыкального слуха играет такую важную роль освоении техники подбора. Зачастую, музыканты-самоучки при игре руководствуются только собственным слухом!

Тем не менее, музыкальная теория является хорошим подспорьем в деле подбора музыки. Например, зная, как определить тональность композиции и построить главные трезвучия лада, можно подобрать любую популярную песню с простой гармонией в пресловутые «три аккорда» всего за несколько минут!

Развить оба эти аспекта в рамках одной дисциплины помогает сольфеджио.

Чаще всего подбор музыки на слух осуществляется в виде переложения для другого инструмента или состава, при этом происходит изменение фактуры музыкального произведения. Этим можно умело пользоваться, адаптируя ее сложность в зависимости от уровня исполнительского мастерства и вкуса. То есть, основы навыка аранжировки тоже помогают при игре музыки по слуху.

Таким образом, трудность подбора на слух в значительной степени зависит от сложности аранжировки, уровня развития различных видов музыкального слуха, а также цели подбора. Если композиция простая, то ее мелодию и гармонию можно определить практически на ходу, в ином случае на подбор одной минуты могут уйти часы – например, когда в музыкальном произведении одновременно звучат несколько партий.

Где используется подбор на слух?

Кроме очевидных случаев желания сыграть любимое произведения при отсутствии партитуры, существуют и другие области, в которых подбор по слуху играет значительную роль.

Джазовые музыканты считают это умение очень важной частью обучения. Слушая мелодии и разбирая импровизированные соло, можно улучшить слух, а также понять задумки автора.

Существует также профессия «транскрибиста». Эти люди подбирают музыку на слух и переводят ее в ноты. Если вы видели партитуры каких-нибудь известных песен или мелодий, с большой вероятностью они были переведены в ноты одним из таких специалистов.

Вокалистам подбор по слуху на гитаре или фортепиано, при условии владения навыками игры, позволяет расширить свой репертуар – ведь далеко не ко всем песням существуют фонограммы. А ведь можно сделать и уникальную аранжировку, покорив ее красотой свою аудиторию!

Онлайн уроки подбора музыки на слух

Целенаправленное обучение подбору музыки на слух проходит не в каждом музыкальном заведении, поэтому даже после его окончания не все выпускники в полной мере владеют этим навыком.

Школа музыки «Моя Мечта» предлагает вашему вниманию онлайн уроки подбора музыки по слуху. Занятия проводятся дистанционно по видеосвязи с преподавателем для любых инструментов, представленных на нашем сайте.

Подбор музыки по слуху является частью курса композиции, а также – по желанию – частью обучения на инструменте. Вы можете изучить этот навык как отдельно, так и в составе программы другого курса.

Программа обучения может быть адаптирована для любого музыкального уровня – от начального до профессионального, либо сформирована индивидуально по вашим запросам.

1. Базовый онлайн курс подбора музыки по слуху (24 занятия по 60 мин + пробный урок)

  • подбор на слух мелодии в простых тональностях (до 2 знаков альтерации у ключа)
  • знакомство с несколькими видами аккомпанемента и его подбор на слух в простых тональностях
  • подбор аккомпанемента по обозначениям аккордов и сочинение элементарных фактур
  • подбор сопровождения по слуху
  • теоретические основы подбора музыки на слух

2. Углубленный онлайн курс подбора музыки по слуху (48 занятий по 60 мин + пробный урок)

  • программа базового курса
  • подбор мелодии и аккомпанемента в более сложных тональностях
  • элементы музыкальной композиции (вступление, проигрыш, заключение)
  • развитие слуховых навыков

Также вы можете получить любое количество уроков по индивидуальной программе, если вас интересует конкретные темы или определенные вопросы по предмету. Учиться можно регулярно по выбранному вами расписанию или по свободному графику, оплата будет соответственно производиться ежемесячно или поурочно.

Для желающих заниматься по онлайн уроках подбора музыки по слуху будут полезны онлайн уроки сольфеджио, а также повышение исполнительского уровня игры на инструменте. Также в рамках курсов развития музыкального слуха и нотной грамоты можно изучить эти составляющие сольфеджио раздельно.

Для того, чтобы записаться на онлайн уроки подбора музыки по слуху, нужно подать заявку на обучение:

  • в заявке на обучение выберите ваш инструмент из предложенного списка, либо впишите свой вариант
  • в соответствующем поле укажите пожелание, что вас интересует обучение подбору музыки по слуху
  • отправьте заполненную заявку 🙂
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: