Осваиваем три вида минора - OXFORDST.RU

Осваиваем три вида минора

Осваиваем три вида минора


В музыкальной практике используется большое число разнообразных музыкальных ладов. Из них два лада наиболее распространены и практически универсальны: это мажор и минор. Так вот и мажор, и минор бывают трёх видов: натуральным, гармоническим и мелодическим. Только не нужно этого пугаться, всё просто: разница лишь в деталях (1-2 звука), остальное в них совпадает. Сегодня в поле нашего зрения – три вида минора.

3 вида минора: первый – натуральный

Натуральный минор – это простая гамма без всяких случайных знаков, в таком виде в каком она есть. Учитываются только ключевые знаки. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз. Ничего лишнего. Звучание – простое, немного строгое, печальное.

Вот, например, что представляет собой звукоряд натурального ля минора:

3 вида минора: второй – гармонический

Гармонический минор – в нём при движении и вверх, и вниз повышается седьмая ступень ( VII# ). Повышается она не с бухты-барахты, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в тонику).

Давайте посмотрим на звукоряд гармонического ля минора:

В результате седьмая (вводная) ступень действительно хорошо и естественно переходит в тонику, зато между шестой и седьмой ступенями ( VI и VII# ) образуется «дыра» – интервал увеличенной секунды (ув2).

Впрочем, в этом есть своя прелесть: ведь благодаря этой увеличенной секунде гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно (то есть гармонический минор легко узнаётся на слух).

3 вида минора: третий – мелодический

Мелодический минор – это минор, в котором при движении гаммы вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая ( VI# и VII# ), зато при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.

Вот пример мелодического вида того же ля минора:

Почему нужно было повысить эти две ступени? С седьмой мы уже разбирались – она хочет быть ближе к тонике. А вот шестая повышается для того, чтобы закрыть ту «дыру» (ув2), которая образовалась в гармоническом миноре.

Почему это так важно? Да потому что минор МЕЛОДИЧЕСКИЙ, а по строгим правилам ходы на увеличенные интервалы в МЕЛОДИИ запрещены.

Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.

Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, притом что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть). И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишка.

Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому МЕЛОДИЧНО, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).

Повторенье – мать ученья

О, как я тут разошёлся, сколько про мелодический минор написал. Скажу вам по секрету, что чаще всего вам предстоит иметь дело с гармоническим минором, поэтому про «госпожу седьмую ступень» не забывайте – иногда ей нужно «повыситься».

Давайте еще раз повторим, какие три вида минора есть в музыке. Это минор натуральный (простой , без прибамбасов и наворотов), гармонический (с повышенной седьмой ступенью – VII#) и мелодический (в котором при движении вверх нужно повысить шестую и седьмую ступени – VI# и VII#, а при движении вниз – играть просто натуральный минор). Вот вам в помощь рисуночек:

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСМОТРИТЕ ЭТО ВИДЕО!

Правила теперь вы знаете, сейчас предлагаю посмотреть просто шикарное видео в тему. После просмотра этого короткого видео-урока вы раз и навсегда научитесь отличать один вид минора от другого (в том числе и на слух). В видео предлагается разучить песенку (на украинском языке) – очень интересно.

Три вида минора – другие примеры

Что это у нас всё ля минор да ля минор? Что же? других тональностей нет? Есть, конечно. Сейчас и посмотрим примеры натурального, гармонического и мелодического минора еще и в других нескольких тональностях.

Ми минор – три вида: в этом примере цветом выделены изменения ступеней (в соответствии с правилами) – поэтому не буду давать лишних комментариев.

Тональность си минор с двумя диезами при ключе, в гармоническом виде – появляется ля-диез, в мелодическом – к нему добавляется еще и соль-диез, а затем при движении гаммы вниз оба повышения отменяются (ля бекар, соль бекар).

Тональность фа-диез минор : в ней при ключе три знака – фа, до и соль диезы. В гармоническом фа-диез миноре повышается седьмая ступень (ми-диез),а в мелодическом – повышаются шестая и седьмая ступени (ре-диез и ми-диез), при нисходящем движении гаммы эта альтерация отменяется.

До-диез минор в трёх видах. При ключе у нас четыре диеза. В гармоническом виде – си-диез, в мелодическом – ля-диез и си-диез в восходящем движении, и натуральный до-диез минор в нисходящем движении.

Тональность фа минор . Ключевые знаки – бемоли в количестве 4-х штук. В гармоническом фа миноре повышается седьмая ступень (ми-бекар), в мелодическом – повышается шестая (ре-бекар) и седьмая (ми-бекар), при движении вниз повышения, разумеется, отменяются.

Три вида до минора . Тональность с трёмя бемолями при ключе (си, ми и ля). Седьмая ступень в гармоническом виде повышена (си-бекар), в мелодическом виде – кроме седьмой повышена ещё и шестая (ля-бекар), в нисходящем движении гаммы мелодического вида эти повышения отменяются и возвращаются си-бемоль и ля-бемоль, которые есть в натуральном виде.

Тональность соль минор : здесь при ключе выставляется два бемоля. В гармоническом соль миноре – фа-диез, в мелодическом – кроме фа-диеза, ещё и ми-бекар (повышение VI ступени), при движении вниз в мелодическом соль миноре – по правилу возвращаются знаки натурального минора (то есть фа-бекар и ми-бемоль).

Ре минор в своих трёх видах. Натуральный без какой-либо дополнительной альтерации (не забывайте только про знак си-бемоля при ключе). Гармонический ре минор – с повышенной седьмой (до-диез). Мелодический ре минор – при восходящем движении гаммы си-бекар и до-диез (повышенные шестая и седьмая ступень), при нисходящем движении – возвращение натурального вида (до-бекар и си-бемоль).

Ну вот, на этом и остановимся. Можете добавить страничку с этими примерами в закладки (наверняка пригодится). Ещё рекомендую подписаться на обновления странички сайта в контакте, чтобы быть в курсе всех обновлений и быстро находить нужный материал.

Минорные гаммы — 3 вида минора с примерами

Гамма в музыке – это звукоряд. Последовательное звучание нот в восходящем или нисходящем порядке, образует ЛАД . Крайние звуки гаммы одинаковы по названию, но расположены на расстояние октавы или нескольких октав. Лад гаммы может быть разным, но мы рассмотрим только один из них — минорный.

Итак, минорные гаммы — что это, какими они бывают?

Больше о гаммах вы можете узнать ЗДЕСЬ

Формула натурального минора

Любая гамма — как математическое уравнение — может быть построена по формуле. Формула минорной гаммы такова:

Если вам необходимо построить минорную гамму от какой-либо ноты, просто используйте формулу. Но вам нужно знать, что эта формула пригодна для построения лишь НАТУРАЛЬНОГО минора. В то время как в мелодическом и гармоническом видах минора, некоторые звуки будут повышаться или понижаться.

Если понятие «Тон» и «Полутон» вам ни о чем не говорит, то в двух словах поясним:

Полутон — это минимальное расстояние между двумя звуками. На пианино это две ближайшие клавиши. Например, расстояние между клавишами ДО и Ре бемоль — полутон. Соответственно тон — это сумма двух полутонов — например расстояние между нотами ДО и РЕ.

Читайте также  Евгения отрадная - история и секреты успеха

Для примера, построим натуральную гамму в Соль-миноре опираясь на формулу:

Вы видите, что нам пришлось использовать Си-бемоль и Ми-бемоль, чтобы звукоряд соответствовал формуле.

Послушайте, как звучит Соль-минор натуральный

Гармонический минор

В гармоническом миноре при движении вверх и вниз, повышается VII ступень лада.

Используя нашу формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН) построим натуральный вид Соль-минора, а затем повысим VII ступень:

Чтобы сделать минор гармоническим, нам понадобилось повысить VII ступень — то есть ноту Фа заменить Фа-диезом. Теперь при движении и вверх, и вниз вместо чистой Фа, мы будем играть Фа-диез.

Сравните звучание. Гармонический вид придает гамме восточный оттенок, неправда ли?

Попробуйте самостоятельно построить гармонический вид гаммы в Ре-миноре.

Мелодический минор

В мелодическом миноре гамма имеет другое строение и звучание. Это происходит потому что:

В мелодическом миноре при движении вверх будут повышаться VI и VII ступени, а при движении вниз эти знаки альтерации будут отменяться.

Чтобы построить мелодическую гамму, сначала строим натуральную с помощью нашей формулы, а затем добавляем необходимые знаки:

Как видно, при движении вверх мы повысили VI и VII ступени. Для этого нам пришлось заменить Ми-бемоль на Ми-бекар, а Фа чистую на Фа-диез. А при движении вниз эти знаки альтерации отменяются и гамма приобретает НАТУРАЛЬНЫЙ вид. Послушайте:

Попробуйте самостоятельно построить мелодическую гамму в Ля-миноре.

Какими способами играют гаммы

Способов игры гамм существует очень много. В музыкальных училищах играют следующие виды:

  1. прямой
  2. расходящийся
  3. в терцию
  4. в сексту
  5. в дециму
  6. арпеджио прямое и ломанное
  7. октавы
  8. аккорды
  9. 11 арпеджио от 1 ноты
  10. двойные терции

Таблица минорных гамм

Для тех кто еще не научился быстро строить гаммы, мы предлагаем таблицу. Благодаря ей вы сможете быстро строить гармонический и мелодический виды гамм в минорных тональностях.

Если вам интересны способы как играть гаммы, чтобы пальцы забегали по клавиатуре — напишите об этом в комментариях и я обязательно поделюсь опытом в следующей статье.

Надеюсь, материал оказался полезным для вас и теперь вы знаете, что такое минорные гаммы и самое главное, сможете самостоятельно их строить. Если вопросы все же остались, буду рад ответить на них — пишите в комментарии. Подписывайтесь на ютуб-канал и вступайте в группу вконтакте , где много интересного!

Минор: минорные гаммы и параллельные тональности (Урок 8)

Так повелось, что самые душераздирающие композиции написаны именно в минорных тональностях. Считается, что мажорный лад звучит весело, а минорный — грустно. В таком случае приготовьте носовой платок: весь этот урок будет посвящен “грустным” минорным ладам. В нем вы узнаете – что же это за тональности, чем они отличаются от мажорных и как играть минорные гаммы.

По характеру музыки вы, я думаю, безошибочно различите бодрый, энергичный мажор и нежный, часто грустный, жалобный, а когда и трагичный минор. Вспомните музыку «Свадебного марша» Мендельсона и «Похоронного марша» Шопена, и различия между мажором и минором станут вам более чем очевидны.

Я надеюсь, вы не бросили заниматься гаммами? Я напомню вам важность этих, на первый взгляд, скучных занятий. Представьте себе, что вы перестаете двигаться и подвергать нагрузке ваше тело, каков будет результат? Тело станет дряблым, немощным, местами толстым :-). Так и с вашими пальцами: если каждодневно их не тренировать, они станут слабыми и неповоротливыми, и не смогут играть столь любимые вами произведения. До сих пор вы играли только мажорные гаммы.

Минорные гаммы

Сразу сообщу вам: минорные гаммы не меньше по размеру (и ничуть не менее важные), чем мажорные. Просто им дали такое несправедливое имя.

Как и мажорные гаммы, минорные состоят из восьми нот, первая и последняя из которых носят одно и то же имя. А вот порядок интервалов в них различается. Сочетание тонов и полутонов в минорной гамме таково:

Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон

Напомню, в мажоре это: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон

Возможно, оно и похоже на сочетание интервалов мажорной гаммы, но на самом деле тоны и полутоны расположены здесь в другом порядке. Лучший способ почувствовать это звуковое различие — сыграйте и прослушайте мажорную и минорную гаммы одну за другой.


Как вы, наверно, заметили, главное отличие мажорного и минорного ладов заключено в третьей ступени, так называемом терцовом тоне: в миноре он понижен, образуя с тоникой интервал малой терции (м.З).

Еще одно отличие — то, что в мажорном ладу состав интервалов всегда постоянный, а в минорном на верхних ступенях он может меняться, что создает три разных вида минора. Может, именно от этой многоликости минора и получаются гениальные произведения?

Итак, какие же это разные виды, спросите вы?

Существует три вида минора:

  1. натуральный
  2. гармонический
  3. мелодический.

Каждый из видов минора характеризуется своим составом интервалов. До пятой ступени во всех трех они одинаковы, а на шестой и седьмой возникают варианты.

Натуральный минор – Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон

Гармонический минор отличается от натурального повышенной седьмой ступенью: поднятая на пол тона, она придвинута к тонике. Интервал между шестой и седьмой ступенями тем самым становится шире — он составляет теперь полтора тона (называется увеличенная секунда – ув.2), что придает гамме, особенно в нисходящем движении, своеобразное «восточное» звучание.

В гармоническом миноре состав интервалов следующий: Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Полтора тона – Полутон

Другая разновидность минора — мелодический минор, известный также как джазовый минор (он встречается в большинстве джазовых музыкальных произведений). Конечно, еще задолго до появления джазовой музыки композиторы, например, Бах и Моцарт, использовали этот вид минора в качестве основы своих произведений.

И в джазе, и в классической музыке (да и в других стилях тоже) мелодический минор отличается тем, что у него повышены две ступени – шестая и седьмая. Вследствие этого порядок интервалов в мелодической минорной гамме становится таким:

Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Тон – Полутон.

Я люблю называть эту гамму непостоянной гаммой, так как она никак не может решить, как ей звучать — мажорно или минорно. Еще раз посмотрите на порядок интервалов в ней. Обратите внимание, что первые четыре интервала в ней такие же, как в минорной гамме, а последние — как в мажорной.

Теперь коснемся вопроса о том, как определить количество ключевых знаков в той или иной минорной тональности.

Параллельные тональности

И здесь всплывает понятие параллельных тональностей.

Мажорная и минорная тональности с одинаковым количеством знаков (или без них, как в случае с до мажор и ля минор) называются параллельными.

Они всегда отстоят друг от друга на малую терцию — минорная всегда будет строиться на шестой ступени мажорной гаммы.

Тоники у параллельных тональностей разные, разным является и состав интервалов, но соотношение белых и черных клавиш всегда одинаково. Это еще раз доказывает, что музыка — это царство строгих математических закономерностей, и, поняв их, можно двигаться в нем легко и свободно.

Понять взаимосвязь параллельных тональностей не так уж сложно: сыграйте гамму до мажор, а затем ее же, но не с первой ступени, а с шестой, и на шестой вверху остановитесь — вы сыграли не что иное, как гамму «натуральный минор» в тональности ля минор.

Перед вами список параллельных тональностей с их латинскими обозначениями и числом ключевых знаков.

  • До мажор/ля минор — C-dur/a-moll
  • Соль мажор/ми минор — G-dur/e-moll (1 диез)
  • Ре мажор/си минор — D-dur/h-moll (2 диеза)
  • Ля мажор/фа-диеэ минор — A-dur/f:-moll (3 диеза)
  • Ми мажор/до-диез минор — E-dur/cis-moll (4 диеза)
  • Си мажор/соль-диез минор — H-dur/gis-moll (5 диезов)
  • Фа-диез мажор/ре-диез минор — Fis-dur/dis-moll (6 диезов)
  • Фа мажор ре минор — F-dur/d-moIl (1 бемоль)
  • Си-бемоль мажор/соль минор — B-dur/g-moll (2 бемоля)
  • Ми-бемоль мажор/до минор — Е -dur/c-moll (3 бемоля)
  • Ля-бемоль мажор/фа минор — As-dur/f-moll (4 бемоля)
  • Ре-бемоль мажор/си-бемоль минор — Des-dur/b-moll (5 бемолей)
  • Соль-бемоль мажор/ми-бемоль минор — Ges-dur/es-moll (6 бемолей)
Читайте также  Как легко и быстро выучить ноты

Ну вот, теперь вы имеете представление о миноре, и теперь все эти знания можно применить на практике. И начать надо, конечно же, с гамм. Ниже приведена таблица всех существующих мажорных и параллельных им минорных гамм со всей аппликатурой (номерами пальцев). Занимайтесь, не спешите.

Напомню технику игры гамм:

  1. Играть медленно каждой рукой гамму в 4 октавы вверх и вниз. Обратите внимание, что в нотном приложении номера пальцев даны сверху и снизу нот. Те номера, которые находятся над нотами, относятся к правой руке, ниже – к левой.
  2. Заметьте, что Мелодический минор, в отличие от двух других видов минорного лада, при движении вверх и вниз будет строиться неодинаково. Это связано с тем, что в нисходящем движении внезапный переход из мажора (с которым интервалы мелодического минора совпадают от первой ступени до четвертой) в минор будет звучать не стишком приятно. И чтобы разрешить эту проблему, в нисходящем движении используется натуральный минор – седьмая и шестая ступени возвращаются в исходное положение минорного лада.
  3. Соединить двумя руками.
  4. Постепенно наращивать темп воспроизведения гамм, но при этом следить, чтобы игра была ровной и ритмичной.


На самом деле, композитор не обязан использовать в своей мелодии все ноты из какой-либо гаммы. Гамма для композитора — меню, из которого можно выбирать ноты.

Мажорные и минорные гаммы, без всякого сомнения, являются самыми популярными, но это не единственные гаммы, которые существуют в музыке. Не бойтесь, поэкспериментируйте немного с порядком чередования интервалов в мажорной и минорной гамме. Замените где-нибудь тон полутоном (и наоборот) и послушайте, что получится.

А получится, что вы создадите новую гамму: ни мажорную, ни минорную. Некоторые из этих гамм будут звучать прекрасно, другие — просто отвратительно, а третьи — очень экзотично. Создавать новые гаммы не только разрешается, а даже рекомендуется. Свежие новые гаммы дают жизнь свежим новым мелодиям и созвучиям.

Люди экспериментируют с соотношением интервалов со времен появления музыки. И хотя большинство экспериментальных гамм не завоевало такой популярности, как мажорная и минорная, в некоторых музыкальных стилях эти изобретения используются в качестве основы мелодий.

И напоследок подкину вам немного интересной музыки в минорных тональностях

S o l F a theory

13. Виды мажора и минора

Мажорным ладом (мажором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют большое (мажорное) трезвучие. Главный характерный признак мажора – большая терция между I и III ступенями.
Мажор имеет три основных вида: натуральный, гармонический, мелодический.
Гамма натурального мажора состоит из двух тетрахордов, внутренняя структура которых имеет важное значение: нижний тетрахорд определяет само ладовое наклонение (мажор или минор), а верхний – вид лада. Гамма натурального мажора – наиболее распространённого вида мажор – состоит из одинаковых тетрахордов (б. 2, б. 2, м.2), которые разделены б. 2.
Мажор с пониженной VI ступенью называется гармоническим. В нем интервальная структура верхнего тетрахорда меняется: на VIb образуется хроматический интервал увеличенной секунды, характерный для гармонического вида.
Гармонический мажор довольно широко распространён в музыке ряда восточных народностей (Армения, Иран и т.д.). В профессиональной европейской музыке появился приблизительно на грани XVII и XVIII веков. Сначала использовался очень ограниченно (И. С, Бах, венские классики), позже распространён достаточно широко в музыке западных романтиков и русских классиков.
Мелодическим называется мажор с пониженными VI и VII ступенями. Нижний тетрахорд остаётся неизменным, а структура верхнего меняется, являясь как бы зеркальным отражением нижнего: м. 2, б. 2, б. 2.
Характерная особенность мелодического мажора – отсутствие на VIIb напряженного восходящего вводного тона, отчего острота тяготения к T заметно ослабляется.Мелодический мажор появился в XIX веке и применяется очень ограниченно, чаще в ходе: I – VIIb – VIb – V.
Мелодические связи:
Натуральный мажор: II-I, VII-I, IV-III, VI-V, II-III, IV-V (слабо). Наиболее острые – VII-I, IV-III.
Гармонический мажор: то же, но VIb-V острее, чем VI-V из-за малой секунды между V и VIb.
Мелодический мажор: два тяготения на полтона IV-III, VIb-V. VIIb тяготеет в V через VIb (VIIb-VIb-V).

Минорным ладом (минором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют малое (минорное) трезвучие. Главный характерный признак минора – м. 3 между I и III.
Гамма натурального минора строится (в отличие от натурального мажора) из двух неодинаковых тетрахордов, разделенных большой секундой.
В нижнем тетрахорде полутон в середине, а в верхнем – внизу. Для натурального минора характерным признаком является отсутствие (в отличие от натурального и гармонического мажоров) остро звучащего напряжённого вводнотонового тяготения к тонике, так как окружающие I ступень неустойчивые звуки в натуральном миноре отстоят от неё на целый тон (б. 2). В натуральном миноре, в отличие от мажора, VII ступень называется полунапряжённым восходящим вводным тоном. Натуральный минор с его мягким колоритом весьма типичен, в частности, для многих русских протяжных, свадебных и лирических песен.
Минор с повышенной VII ступенью называется гармоническим. Структура верхнего тетрахорда меняется; на VI ступени появляется хроматический интервал увеличенной секунды и возникает, как в натуральном и гармоническом мажоре, напряжённый восходящий вводный тон (ради чего и производится эта альтерация).
Наличие в гармоническом миноре остро направленного восходящего вводнотонового тяготения значительно повышает степен яркости звучания и напряжённость гармоний доминантовой функции, что привело к тому, что гармонический минор практически стал основным видом минора в профессиональной музыке. Но из-за трудноинтонируемого интервала увеличенной секунды, нарушающего плавность общего движения, гармонический минор стал более характерным для многоголосной музыки, где образуются различные гармонические комплексы (аккорды), что отразилось и в названии гармонического минора.
Для музыки с преобладанием линеарного движения (прежде всего одноголосной) более характерным является мелодический минор.
Минор с повышенными VI и VII ступенями называется мелодическим. Мелодический минор хотя и содержит напряжённый восходящий вводный тон, но звучит мягче гармонического минора, поскольку вместе с VII ступенью повышается и VI. Мелодический минор впервые описан, «узаконен» теоретически и введён в музыкальную практику в 1722 г. Ж.-Ф. Рамо.
Характерная особенность мелодического минора – ослабление тяготения VI# в V, которое теперь, скорее, направлено вверх – через VII# — к тонике. Мелодический минор, по-видимому, произошёл от дорийского лада: повышение в нём VII и привело, очевидно, к мелодическому минору, подобному тому, как повышение VII ступени натурального минора привело к гармоническому минору.
Звукоряды гамм гармонического и мелодического минора строятся с теми же ладовыми альтерациями как вверх, так и вниз.

Три вида минора

методический доклад «Три вида минора «

Просмотр содержимого документа
«Три вида минора»

Атырауский музыкальный колледж

«Академия народной музыки им. Д. Нурпеисовой»

ТРИ ВИДА МИНОРА

В КУРСЕ СОЛЬФЕДЖИО

МТД: Туякалиева С.Б.

В процессе воспитания музыканта любой специальности очень важно научить его правильно читать ноты, не только чисто интонируя при этом отдельные звуки, но и умея связать их в одно выразительное музыкальное целое. В итоге длительных исканий наиболее эффективного пути развития интонационного слуха и возникла настоящая работа. Практическая деятельность сопровождается изучением различных систем преподавания сольфеджио, а также внимательным наблюдением над приемами обучения пианистов, струнников, духовиков и других музыкальных профессий.

Фортепиано бесспорно оказало и оказывает огромное влияние на развитие музыкальной культуры. Но слишком большая опора на фортепиано при занятиях сольфеджио лишает обучающихся самостоятельности, притупляет активное восприятие выразительности интонации.

Одна из важнейших задач сольфеджио – научить чисто петь с листа. Однако нужно решать и другие задачи, чтобы развитие музыкального слуха было всесторонним и полным. Необходимо прежде всего воспитать активные слуховые представления. Научить слушать, воспитать ухо, выработать у ученика интонационно и тембрально тонкий слух – вот первая задача педагога – музыканта. Отсюда вытекает основное требование: всестороннее развитие слуха, развитие общей музыкальности, кругозора, музыкального мышления и творческой инициативы. Главное внимание в сольфеджио уделяется изучению связей звуков, мелодии, развитию способности воспринимать, заполнять и воспроизводить мелодию.

Читайте также  Как раскрутить музыкальную группу? 7 шагов к успеху

ТРИ ВИДА МИНОРНОГО ЛАДА

Натуральный минор – лад, широко распространенный в народных песнях; особенно характерен он для русской, белорусской и украинской музыки. В этом ладу отсутствует полутоновая связь седьмой ступени с первой, поэтому тоника недостаточно опорна и легко переходит на седьмую ступень, которая как бы оспаривает таким образом все время тоничность первой ступени.

Западноевропейская музыкальная практика культивировала тоничность, подчеркнутую вводностью. Поэтому и в миноре стали использовать полутоновый ход к тонике (вводный звук). Для этого пришлось повысить седьмую ступень на хроматический полутон, что создало большую терцию на доминанте (как в мажоре) и привело к изменению гармонии. Такой лад стали называть гармоническим:

Упражнение Схема D Упражнение

Ход на увеличенную секунду, образовавшийся между шестой и седьмой ступенями, не употребляется в западноевпропейской мелодике как противоречащий установленным нормам, неудобный в интонационном отношении и немелодичный. Чтобы сгладить этот разрыв, стали применять повышенную на полутон шестую ступень, по примеру повышенной седьмой ступени. Так образовался мелодический минор. Все изменения, коснувшиеся верхнего тетрахорда минора, создали большое разнообразие мелодического заполнения тонической кварты от пятой ступени к первой. В музыке второй половины XIXи XX веков все виды лада применяются как в движении вверх, так и вниз; объединение всех трех видов минора образует девятиступенный лад – так называемый полный минор:

натуральн. гармоническ. мелодическ. полный

V I V I V I V I

Верхний тетрахорд лада стал хроматизированным – еще одна новая интонация, которая привлекла внимание не одного композитора своей красочностью и яркой выразительностью. Слух должен освоить все эти столь различные движения тонов и полутонов, оттачивая новые, требуюшие тонкой шлифовки интонации. Но и в нижнем тетрахорде минорного лада много интонаций, которые создают типичное звучание минора.

ВАЖНЕЙШИЕ ИНТОНАЦИИ ГАРМОНИЧЕСКОГО МИНОРА

Основой минорного лада служит малая терция на первой ступени; малые терции на других ступенях как бы сгущают минорность звучания. В гармоническом миноре три малые секунды (три полутоновых отношения), которые в связи одна с другой очень характерны для минора:

м.2 Схема м.3 Схема

V II VII VII I II IV

В гармоническом миноре больше малых секунд и больше тритонов, чем в натуральном мажоре; они создают предельную напряженность:

Если раздвинуть полутоновыми ходами тоническую квинту, мы столкнемся с новой интонацией – уменьшенной септимой, требующей возвращения снова в тонику. Наконец, терцовый тон тонического трезвучия, сопряженный с вводным звуком, создает уменьшенную кварту – интонацию, столь характерную для романсового творчества русских композиторов (особенно Рахманинова):

Гармонический минор богат многообразными интонациями, неизвестными в натуральном мажоре; а обилие тритоновых отношений активизирует лад, делает его остро динамичным; своеобразие и красочность интонаций минора вызвали широкое распространенение этого лада.

Интонации гармонического минора следует подготовить рядом упражнений и глубоко освоить, они должны приобрести такую точность, которая бы действительно обеспечила художественную убедительность их звучания. Основой всех интонаций (даже самых сложных) в гармоническом миноре, как и в мажоре, всегда остается тоническое трезвучие; поэтому, если оно настроено уверенно и точно, то все остальное покажется простым и доступным.

Чтобы усвоить на слух и интонационно виды минора, необходимо петь верхние тетрахорды трех видов минора:

Активно интонировать VII ступень как натуральную так и повышенную, а так же VI натуральную и повышенную. Необходимо петь отдельные ступени в миноре трех видов и секвенции.

Интонационные упражнения можно классифицировать по ряду признаков. Например по количеству голосов: одноголосные и двухголосные. По методическому принципу их можно разделить следующим образом: без сопровождения и с гармоническим сопровождением. Все упражнения прорабатываются параллельно.

Формы исполнения упражнений могут быть самыми разнообразными: это может быть пение хором, группами, индивидуально, «цепочкой», чередуя пропевание вслух и про себя, сольфеджируя с закрытым ртом и можно с текстом. Ритм при пении упражнений лучше всего выбирать равномерный, темп – спокойный. Когда интонационные упражнения (гаммы, интервалы) уже освоены, возможно варьирование ритма и темпа. Но вначале лучше брать несложный ритм, чтобы больше фиксировать внимание на интонации:

В процессе пения упражнений следует менять темп и щтрихи (legato, staccatto), что создает дополнительные технические трудности и способствует лучшему усвоению.

Работая над чистотой интонации, нельзя забывать о воспитании вокальных навыков, о работе над развитием голоса учащихся.

В развитии интонационного слуха особенно большое значение имеет воспитание слуховых представлений, являющихся основой всякого интонирования. В самом деле, если учащийся не представляет себе, как будет звучать написанный ряд звуков, то он не может и проверить правильность звучания. Поэтому в занятиях по сольфеджио умение слушать, узнавать и оценивать слышимое должно занимать большое место наряду с пением. Особое значение в процессе развития

интонационного слуха приобретает пение, и работа над певческими навыками является одной из главных задач педагога. Если движения голосового аппарата выпадут из-под контроля слуха, пение будет фальшивым, развитие слуха затормозится. На начальном этапе развития интонационного слуха большое значение приобретает изучения интервалов, этих мельчайших самостоятельных элементов музыкального языка.

Этот сложный процесс требует определенного уровня развития музыкального слуха и мышления. Основная причина отставания и затруднений учащихся при интонировании – это слабость их внутренних музыкальных представлений.

Рассматривая закономерности интонирования интервалов минора в первую группу надо поставить все малые интервалы – с тенденцией к понижению верхнего звука (вершины). Во вторую входят все большие интервалы с тенденцией к повышению верхнего звука (вершины). Третья группа состоит из чистых интервалов, требующих полной устойчивости обоих звуков. Четвертая группа включает в себя увеличенные и уменьшенные интервалы, требующие двухстороннего расширения и суживания.

Необходимо тесно связывать интонации с основными ладовыми закономерностями, с понятием устойчивости и неустойчивости звуков, тоники минора. Сознательность в обучении пению, в развитии слуха должна быть основана на слуховом представлении соотношения звуков, интервалов в данной тональности. Развитие тонального чувства идет достаточно медленно, но зато, раз установившись, оно становится одним из главных приобретений для обучения пению.

В качестве учебного материала используются народные и современные массовые песни, а также образцы из классической музыкальной литературы. Большое

внимание надо уделять развитию музыкальной памяти, осмысленному и выразительному пению. На уроках сольфеджиозакрепляется ладовый принцип развития слуха, шире используется воспитание гармонического слуха.

Выбор приемов, которыми пользуетсяпреподаватель на уроках сольфеджио, во многом зависит от условий работы, от состава группы. Сложные задачи курса заставляют преподавателей эксперементировать, совершенствовать педагогический процесс.

В настоящее время на уроках используется четыре основных вида работы: интонационные упражнения, анализ на слух, чтение с листа, запись диктанта. Все они должны обеспечить развитие разных сторон слуха и способствовать выработке навыков чтения с листа и записи.

В течение всего урока педагог должен неустанно следить за качеством пения, что бы ни пели учащиеся: упражнения, гаммы или примеры для чтения с листа. Правильное пение всегда красиво, поэтому важно воспитать вокальный вкус учащихся, научить их слышать, оценивать качество пения, замечать недостатки. Любое упражнение, а тем более примеры по сольфеджио, должны быть не только точно проинтонированы, но красиво и музыкально исполнены.

Основные требования, которые можно предъявить к качеству пения на уроках сольфеджио, следующие: 1) пение legato, распевно, а не «точечным» звуком; 2) свободное организованное дыхание, смена дыхания по фразам или по имеющимся в текстеуказаниям; 3) пение легким звуком с динамикой от piano доmezzoforte; 4) четкое, ясное произнесение названий нот или текста; для достижения этого нужно выработать активную артикуляцию и специально работать над дикцией.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: