Опера моцарта «дон жуан» - сюжет, общий обзор - OXFORDST.RU

Опера моцарта «дон жуан» — сюжет, общий обзор

Краткое содержание оперы Дон Жуан Моцарта

Первая сцена – слуга Дон-Жуана Лепорелло прогуливается у дома Командора и ропщет на то, как ему надоело прислуживать своему господину. Вдруг раздается шум. Из дома выбегает Анна – дочь Командора. Девушка ведет за собой Дон-Жуана, который втайне пробрался к ней в комнату под покровом ночи. На звук выходит отец Анны и решает сразиться с молодым человеком. В поединке он терпит поражение и погибает. Дон-Жуан и его слуга спешно покидает место преступления. Жених Анны Оттавио утешает девушку, и вместе они дают клятву возмездия.

Далее главный герой встречает донну Эльвиру – свою давнюю возлюбленную. Чувства девушки еще не остыли, и она упрекает Дон-Жуана за то, что он ее покинул. Молодой человек тут же скрывается, а слуга, чтобы утешить Эльвиру, показывает список женщин, сердца которых были похищены ловеласом.

Вскоре главный герой и его слуга оказываются на сельском празднике. Молодой человек завидит премилую беседу с крестьянской девушкой Церлиной, однако все его планы рушит Эльвира, неустанно преследующая своего соблазнителя. В этот момент Анна узнает в Дон-Жуане душегуба, который убил ее отца. Настало время для мщения.

Чтобы соблазнить Церлину, Дон-Жуан устраивает крестьянский праздник. Жених девушки прячется в беседке, откуда внимательно следит за своей невестой и ее спутником. Мазетто видит, что хозяин празднества направляется в ту же беседку. Жених резко выходит из нее, но Дон-Жуан не теряется и приглашает влюбленную пару посетить праздничное мероприятие.

Гости танцуют в замке. На праздник являются также донна Анна, ее жених и донна Эльвира. Их лица спрятаны под масками. По приказу Дон-Жуана слуга отвлекает Мазетто, чтобы его господин смог незаметно увести Церлину. Не успевает соблазнитель отвести ее в отдельную комнату, как девушка начинает пронзительно кричать. Гости спешат ей на помощь. Дон-Жуан обвиняет во всем Лепорелло, но его слова ни у кого не вызывают доверия. Все грозятся ему отомстить.

Желая продолжить свои похождения, молодой человек приступает к обольщению камеристки Эльвиры. Чтобы встретиться с ней, Дон-Жуан меняется со своим слугой верхней одеждой. Лепорелло отвлекает Эльвиру серенадой, а главный герой тем временем входит в дом. Неожиданно появляется Мазетто, который вместе с крестьянами ищет Дон-Жуана, чтобы вызвать его на дуэль. Молодой человек притворяется Лепореллло и направляет крестьян по ложному следу. Оставшись один на один с Мазетто, Дон-Жуан отнимает у последнего оружие, избивает и скрывается.

Донна Эльвира идет за своим «возлюбленным». Недолгий путь приводит ее к вестибюлю. Сюда же приходит Анна, которую сопровождает Оттавио. В поисках негодяя-соблазнителя здесь же оказываются Церлина и Мазетто. Как только они видят Лепорелло, то приняв его за Дон-Жуана, нападают на него с угрозами. Не без труда ему все же удается убедить всех, что он вовсе не Дон-Жуан.

Главный герой и его слуга встречаются рядом с могилой Командора. Молодой человек со смехом рассказывает Лепорелло о своих похождениях. Вдруг раздается громогласный голос Командора, который возвещает герою скорый конец. Дон-Жуан зовет Командора к себе в гости. Тот соглашается.

Дон-Жуан устраивает веселый ужин. Появляется Эльвира со своими упреками, но даже она не способна испортить праздник. Внезапно раздается пронзительный вопль Эльвиры. Лепорелло, который отправился посмотреть, что произошло, тоже вскрикивает от ужаса. Оба они столкнулись с грозным каменным гостем. Командор приглашает героя покаяться в своих грешных поступках, на что тот отвечает гордым отказом. Статуя не терпит возражений и увлекает Дон-Жуана за собой в преисподнюю. Действующие лица произносят известную истину: порок наказан, а добро побеждает.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Оперы. Все произведения

  • Балет Ромео и Джульетта
  • Беллини — Норма
  • Бородин — Князь Игорь
  • Вагнер — Валькирия
  • Вагнер — Гибель богов
  • Вагнер — Золото Рейна
  • Вагнер — Летучий голландец
  • Вагнер — Лоэнгрин
  • Вагнер — Тангейзер
  • Вебер — Вольный стрелок
  • Верди — Аида
  • Верди — Бал-маскарад
  • Верди — Дон Карлос
  • Верди — Зигфрид
  • Верди — Луиза Миллер
  • Верди — Макбет
  • Верди — Набукко
  • Верди — Риголетто
  • Верди — Травиата
  • Верди — Трубадур
  • Верди — Фальстаф
  • Гендель — Оттон
  • Гершвин — Порги и бесс
  • Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
  • Глинка — Руслан и Людмила
  • Глюк — Орфей и Эвридика
  • Гуно — Фауст
  • Даргомыжский — Русалка
  • Доницетти — Дон Паскуале
  • Доницетти — Любовный напиток
  • Доницетти — Лючия ди Ламмермур
  • Жизель
  • Жорж Бизе — Кармен
  • Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
  • Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
  • Корсар
  • Лебединое озеро
  • Леонкавалло — Паяцы
  • Масканьи — Сельская честь
  • Моцарт — Волшебная флейта
  • Моцарт — Дон Жуан
  • Моцарт — Похищение из сераля
  • Моцарт — Свадьба Фигаро
  • Мусоргский — Борис Годунов
  • Мусоргский — Хованщина
  • Мюзикл Кошки
  • Пуччини — Богема
  • Пуччини — Джанни Скикки
  • Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
  • Пуччини — Манон Леско
  • Пуччини — Принцесса Турандот
  • Пуччини — Тоска
  • Рахманинов — Алеко
  • Римский-Корсаков — Золотой петушок
  • Римский-Корсаков — Псковитянка
  • Римский-Корсаков — Садко
  • Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Римский-Корсаков — Снегурочка
  • Римский-Корсаков — Царская невеста
  • Россини — Севильский цирюльник
  • Рубинштейн — Демон
  • Рыбников — Юнона и Авось
  • Спящая красавица
  • Тристан и Изольда
  • Чайковский — Евгений Онегин
  • Чайковский — Иоланта
  • Чайковский — Пиковая дама
  • Чайковский — Чародейка
  • Чайковский — Щелкунчик

Моцарт — Дон Жуан. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Основным персонажем произведения является молодая женщина по имени Татьяна, живущая в одном из московских арбатских переулков.

Роман антиутопия рассказывает о некой планете, на которой Наставники собрали землян двадцатого столетия. Каждый из них дал согласие на участие в неизвестном эксперименте. Люди были из разных стран и разного времени

Произведение является особой формой обращения к русскому крестьянству, в которой выражается отношение народа в виде недовольства к проведенной реформой по отмену крепостного права.

Повести Белкина – это одна из первых завершенных работ Пушкина. Она состоит из пяти рассказов

Повесть Э. Казакевича считается одним из самых суровых и лаконичных произведений о военном времени. В маленькую украинскую деревушку вошёл взвод разведгруппы Советского Союза. Командиром их был лейтенант Травкин, который постоянно переживал за своих людей

Опера «Дон Жуан» – нестареющий шедевр

Великие мастера считали, что музыка это всего лишь подражание человеческому пению. Если так, любой шедевр меркнет перед обычной колыбельной. Но когда вокал выходит на первый план – это уже высочайшее искусство. Здесь гений Моцарта не знает себе равных.

Самые известные оперы Вольфганг Моцарт написал в тот период, когда умение композитора наполнять музыку своими чувствами было на пике, а в «Дон Жуане» это искусство достигло кульминации.

Литературная основа

До конца неясно, откуда в европейском фольклоре взялся сюжет о роковом сердцееде. Несколько столетий образ Дон Жуана кочует из одного произведения в другое. Такая популярность говорит о том, что история о соблазнителе затрагивает человеческие переживания, не зависящие от эпохи.

Для оперы Да Понте переработал ранее изданную версию «Дон Жуана» (авторство приписывается Бертати). Были убраны некоторые персонажи, за счет чего оставшиеся получились более выразительными. Расширена роль Донны Анны, которая у Бертати появлялась лишь вначале. Исследователи считают, что именно Моцарт сделал эту роль одной из главных.

Образ Дон Жуана

Сюжет, на который писал музыку Моцарт, является довольно традиционным, он был хорошо известен тогдашней публике. Здесь Дон Жуан – подлец, виновный не только в соблазнении невинных женщин, но и в убийстве, множестве обманов, посредством которых он и завлекает дам в свои сети.

Читайте также  Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

С другой стороны, на протяжении всего действия, главный герой так и не овладевает ни одной из намеченных жертв. Среди действующих лиц есть обманутая и покинутая им (в прошлом) женщина. Она неотступно следует за Дон Жуаном, спасая Церлину, затем призывая бывшего возлюбленного к покаянию.

Жажда жизни в Дон Жуане огромна, его дух не смущается ничем, сметая все на своем пути. Интересно раскрывается характер персонажа – во взаимодействии с другими героями оперы. Зрителю даже может показаться, что это получается случайно, но таков замысел авторов.

Религиозная трактовка сюжета

Главной является мысль о возмездии за грех. Особо католицизм порицает плотские грехи, тело считается источником порока.

Не стоит преуменьшать влияние, оказываемое религией на общество всего лишь сотню лет назад. Что уж говорить о временах, в которые жил Моцарт. Открытый вызов традиционным ценностям, легкость, с которой Дон Жуан переходит от одного увлечения к другому, его дерзость и самонадеянность – все это рассматривалось как грех.

Лишь в последние десятилетия подобный образ поведения стал навязываться молодежи как образец для подражания, даже некий героизм. Но в христианской религии подобное не только порицается, но достойно вечных мук. Не столько само «плохое» поведение, сколько нежелание от него отказаться. Именно его Дон Жуан демонстрирует в последнем акте.

Женские образы

Донна Анна – пример сильной женщины, захваченной жаждой мести за смерть отца. Сражаясь за свою честь, она становится настоящей воительницей. Но затем как будто забывает о том, что злодей пытался силой овладеть ею. Донна Анна помнит только о гибели родителя. Строго говоря, по тем временам подобное убийство не считалось достойным суда, потому что два дворянина сошлись в открытом поединке.

У некоторых авторов есть версия, по которой Дон Жуан на самом деле овладел донной Анной, но большинство исследователей ее не поддерживают.

Церлина – деревенская невеста, простая, но страстная натура. Это наиболее близкий к главному герою по характеру персонаж. Увлеченная сладкими речами, она уже почти отдается соблазнителю. Затем также легко все забывает, оказываясь снова рядом со своим женихом, покорно ожидая от его руки наказания.

Эльвира – покинутая пассия Дон Жуана, с которой он общается перед тем, как состоялась встреча с Каменным гостем. Отчаянная попытка Эльвиры спасти возлюбленного остается бесплодной. Партии этого персонажа полны сильных эмоций, требующих особого исполнительского таланта.

Финал

Появление Командора, который словно чеканит свои реплики, неподвижно стоя посреди сцены, выглядит действительно ужасающе для участников действия. Слуга настолько обезумел, что пытается спрятаться под стол. Но его хозяин смело принимает вызов. Хотя очень скоро понимает, что столкнулся с неодолимой силой, не отступает.

Интересно, как разные постановщики подходят к подаче всей оперы в целом и финала в частности. Кто-то использует сценические эффекты по максимуму, усиливая эффект музыки. Но некоторые режиссеры оставляют героев без особенно пышных костюмов, пользуются минимальным количеством декораций, отдавая первое место именно артистам и оркестру.

После того, как главный герой проваливается в преисподнюю, появляются преследователи и понимают, что возмездие свершилось.

Общая характеристика оперы

Драматическая составляющая в этом произведении выведена автором на новый уровень. Моцарт далек от морализаторства или буффанады. Несмотря на то что главный герой совершает неприглядные поступки, остаться равнодушным к нему просто невозможно.

Особенно сильны ансамбли, которые можно услышать довольно часто. Хотя трехчасовая опера требует от современного неподготовленного слушателя значительных усилий, это связано, скорее, не с особенностями оперной формы, а с тем накалом страстей, которыми «заряжена» музыка.

П. Чайковский считал «Дон Жуана» одной из лучших опер, созданных когда-либо в мире. Такой она и осталась по сей день.

Смотреть оперу Моцарта – Дон Жуан

«Дон Жуан». Краткое содержание

После триумфального успеха «Свадьбы Фигаро» в Праге Моцарт получил от пражского театра заказ на новую оперу. Выбор композитора пал на сюжет «Дон-Жуана». К сочинению музыки он приступил в мае 1787 г., а премьера состоялась в Праге 29 октября того же года. Для венской постановки (7 мая 1788 г.) в музыку автором были внесены некоторые изменения.

Либретто, написанное Л. да Понте на итальянском языке, выдержано в комедийном плане. Однако музыка Моцарта выводит оперу за рамки комедии. Композитор создал глубокое произведение, полное больших страстей и острых столкновений характеров.

Дон-Жуан Моцарта — образ сложный, многогранный. Осуждая своего героя на гибель, композитор в то же время поэтизирует, облагораживает его облик: моцартовский Дон-Жуан отважен, обаятелен, полон беспредельной жизненной энергии.

Остальные персонажи оперы — неразлучный спутник Дон-Жуана Лепорелло, одновременно и восхищающийся своим барином и порицающий его, гордая донна Анна, страстная донна Эльвира, кокетливая Церлина, Оттавио, Мазетто — занимают подчиненное положение. Их поступки, мысли и чувства связаны с действиями Дон-Жуана.

Афиша «Дон Жуана», 1788 г.

Ночь. Ворчливый Лепорелло жалуется на жизнь: похождения Дон-Жуана доставляют верному слуге немало беспокойства. Вот и сейчас он вынужден ждать на улице своего господина, прокравшегося к донне Анне. Но на этот раз Дон-Жуана постигла неудача. К ужасу перепуганного Лепорелло донна Анна подняла шум и удерживает пытающегося бежать соблазнителя. Она не узнала обидчика — его лицо закрыто. Отец донны Анны — старый командор — вызывает Дон-Жуана на поединок и тут же падает, сраженный его шпагой.

Дон-Жуан скоро забыл о кровавых событиях этой ночи — он стремится к новым приключениям. Он готов последовать за прекрасной незнакомкой, но с разочарованием узнает в ней давно покинутую им донну Эльвиру. Дон-Жуан никогда не возвращается к прошлому. Страдания Эльвиры, терзаемой чувствами любви и мести, вызывают у него лишь досаду. Лепорелло пытается утешить обманутую. Он рассказывает ей о своем господине, его неутолимой жажде наслаждений, показывает список обольщенных им красавиц, в котором одних только «испанок тысячи три».

Проходит веселая праздничная процессия. Это крестьяне Мазетто и Церлина празднуют свою свадьбу. Молоденькая новобрачная приглянулась Дон-Жуану. Ласковыми словами и обещаниями он пытается увлечь Церлину. Обаяние блестящего кавалера велико, девушка начинает колебаться, она готова уступить его настояниям. Внезапное появление Эльвиры, а затем Анны и ее жениха дона Оттавио расстраивает планы соблазнителя. С ужасом узнает Анна убийцу своего отца; она призывает Оттавио к мести.

Зал в замке Дон-Жуана. Веселый праздник в разгаре. Безудержно весел беспечный Дон-Жуан, праздник сулит ему много развлечений. Гости танцуют. Среди них Эльвира, Анна и Оттавио в масках, проникшие сюда, чтобы отомстить Дон-Жуану. Танцуя с Церлиной, Дон-Жуан незаметно увлекает ее из зала. Внезапно праздничное веселье нарушается — раздаются крики Церлины, молящей о помощи. Возмущение охватывает присутствующих. Дон-Жуан и Лепорелло вынуждены бежать.

Дон-Жуан хочет пробраться в дом Эльвиры. Внимание неутомимого искателя приключений привлекла ее камеристка, но его планам мешает присутствие прежней возлюбленной. Поменявшись платьем со своим слугой, Дон-Жуан поет серенаду под окном Эльвиры, клянется в любви. Обманутая Эльвира попадает в объятия переодетого Лепорелло, которого она принимает за господина. Неузнанный же Дон-Жуан встречает Мазетто, вместе с крестьянами разыскивающего оскорбителя Церлины. Ловкий обманщик направляет преследователей в разные стороны и, избив Мазетто, скрывается. Подоспевшая Церлина нежно утешает своего жениха. В это время мстители, встретив Лепорелло, принимают его за ненавистного им Дон-Жуана. На бедного слугу обрушивается их гнев, его ждет жестокое наказание. В страхе Лепорелло открывает свое имя и убегает.

Читайте также  Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы

Господин и слуга встречаются ночью на кладбище, Дон-Жуан с беспечным смехом рассказывает о своих новых похождениях. Его рассказ прерывается грозным возгласом статуи убитого командора. Дон-Жуан приглашает статую к себе па ужин.

Зал в замке Дон-Жуана. Эльвира умоляет Дон-Жуана оставить порочный путь, напоминая о страшном возмездии. Внезапно раздаются тяжелые шаги статуи командора. Минуты Дон-Жуана сочтены, но без страха идет он навстречу гибели. «Нет», — гордо отвечает он на требование командора покаяться. Слышатся страшные удары грома, сверкает молния. Командор увлекает Дон-Жуана в бездну. Жажда мести приводит сюда оскорбленных Анну и Оттавио, Церлину и Мазетто, но они находят лишь дрожащего от страха Лепорелло, который рассказывает им о случившемся. Мстители торжествуют — наконец-то Дон-Жуан понес заслуженную кару.

Дон Жуан

Дон Жуан , в полном объеме Наказанный распутник; или Дон Жуан , Итальянский Распутный наказан; то есть Дон Жуан , Опера в двух действиях Вольфганга Амадея Моцарта (итальянское либретто Лоренцо да Понте), премьера которого состоялась в оригинальном Национальном театре в г. Прага 29 октября 1787 года. Сюжет оперы — Дон Хуан, пресловутый распутник художественной литературы и его возможное сошествие в ад. Для Моцарта это была необычайно напряженная работа, которую не совсем понимали в его время. Однако через поколение она была признана одной из величайших опер.

Дон Жуан ; Вольфганг Амадей Моцарт Иллюстрация (ок. 1914) сцены из оперы Вольфганга Амадея Моцарта Дон Жуан (1787), в котором Дон Жуан пытается соблазнить Церлину. Photos.com/Jupiterimages

Предпосылки и контекст

Большая популярность в Праге предыдущей оперы Моцарта, Женитьба Фигаро , побудил импресарио театра заказать у композитора новое произведение. Моцарт хотел сохранить для новой работы того же либреттиста да Понте. Либреттист был очень занят написанием для других композиторов при венском дворе и решил адаптировать существующее либретто на тему Дон Жуана. Несмотря на препятствия и задержки с выходом оперы на сцену, Дон Жуан имел большой успех в Праге и остался в репертуар там годами.


Вольфганг Амадей Моцарт Вольфганг Амадей Моцарт, портрет Иоганна Георга Эдлингера; в Gemäldegalerie в Берлине, Германия. Шон Гэллап / Getty Images

Моцарт переработал оперу для Вена , где она была исполнена в мае 1788 года. Его изменения включали замену Il mio tesoro (Дон Оттавио во II акте) более простой арией и добавление комической сцены между Лепорелло и Церлиной. Хотя публика в Вене была менее восторженной, чем в Праге, Дон Жуан там ценили искушенные меломаны.

Моцарт ловко подчеркивает действие своей музыкой. Например, в арии в середине первого акта (ария каталога) слуга Джованни, Лепорелло, с удовольствием читает из своей маленькой черной книжки, перечисляя многих женщин, покоренных Дон Жуаном в каждой из нескольких наций — 1003 женщины в Испании. один! Моцарт сопоставляет музыкальные характеристики с различными прилагательными, так что миниатюрные женщины изображаются с короткими нотами, а более величественные дамы — с более длинными нотами.

Другие умные музыкальные штрихи можно найти в известном дуэте Là ci darem la mano в первом акте. В начале дуэта у Джованни и его жертвы есть чередующиеся стихи, но по мере того, как наступает завоевание, они начинают гармонично сочетаться, музыка, отражающая их эмоциональное единство.

Гораздо более драматическое музыкальное воздействие оказывает появление мстительных призрак (в частности, оживает каменная статуя) ближе к концу оперы. Он пришел потребовать покаяния от злодея; в противном случае он готов увести Джованни в ад. Музыка, под которую появляется призрак, — одна из самых грозный что Моцарт когда-либо напишет. Он сделал намеки в начале увертюры; зловещие аккорды символизируют судьбу Джованни и предвещают массовое движение статуи, которое положит конец приключениям развратника. Сцена настолько мощная, что многие представления 1800-х годов заканчивались спуском Джованни в ад, а не легкой финальной сценой Моцарта.

Актерские и вокальные партии

  • Дон Жуан, дворянин и грабли (баритон)
  • Дон Педро, комендант Севильи и отец Анны (бас)
  • Дон Оттавио, жених Анны (тенор)
  • Лепорелло, слуга Дон Жуана (бас)
  • Донна Анна, дочь коменданта (сопрано)
  • Донна Эльвира, бывшая возлюбленная Дон Жуана (сопрано)
  • Мазетто, крестьянин (бас)
  • Церлина, невеста Мазетто (сопрано)
  • Крестьяне, музыканты, танцоры, хор демонов.

Сеттинг и краткое содержание истории

Дон Жуан расположен в Севилье (ныне Севилья) и ее окрестностях в 17 веке.

Дон Жуан ; МакКормак, Джон Джон МакКормак в качестве главного героя в Дон Жуан , опера Вольфганга Амадея Моцарта. Коллекция Джорджа Грэнтэма Бэйна / Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия (LC-DIG-ggbain-35688)

Акт I

Сцена 1. В саду перед комендантским особняком.

Лепорелло, слуга дона Джованни, следит за ним и с нетерпением ждет, пока его хозяин дерзко врывается в дом, чтобы соблазнить дочь коменданта. Он ворчит на свою неблагодарную работу — отсутствие сна, небольшую зарплату, тяжелую работу (Notte e giorno faticar). Внезапно из дворца выбегают Джованни и Донна Анна. Они борются. Анна кричит и безуспешно пытается узнать личность Джованни в маске. Появляется ее отец, размахивая мечом, и вызывает Джованни на дуэль; Анна бежит за помощью. Джованни, сначала неохотно, принимает вызов и убивает старика, после чего он и Лепорелло убегают. Анна возвращается со своим женихом доном Оттавио и находит своего отца мертвым; она заставляет Оттавио поклясться отомстить за смерть своего отца.

Сцена 2. Рано утром следующего дня на площади за пределами Севильи.

Лепорелло, заставив Джованни пообещать не наказывать его за откровенные слова, говорит ему, что его жизнь скандальна. Когда Джованни сердится, Лепорелло меняет тему на каталог женщин Джованни. Когда его хозяин рассказывает о своем последнем пламени, они замечают женщину в чадре, идущую по дороге. Мужчины не узнают ее, но это Донна Эльвира, одна из бывших победительниц Джованни. Они прячутся, когда она злится из-за своего предательства со стороны негодяя, соблазнившего, а затем оставившего ее (Ah! Chi mi dice mai). Когда Джованни, довольный перспективой нового завоевания, подходит к ней, чтобы утешить ее, она узнает в нем человека, который бросил ее. Как она ругает его, встревоженный Джованни ускользает. Лепорелло, коротко объясняя ей, что она не единственная жертва его хозяина и, конечно же, не будет последней, связывает с ней каталог завоеваний Джованни (Madamina, il catalogo è questo): 640 в Италии, 231 в Германии, 100 во Франции. , всего 91 в Турции, но 1003 в Испании! Лепорелло быстро уходит, оставив Эльвиру еще более злой и жаждущей мести.

Сцена 3. Рядом с таверной в сельской местности недалеко от замка Дон Жуана.

Группа крестьян празднует помолвку Церлины и Мазетто. Джованни и Лепорелло восхищаются девушками, а Джованни очень интересуется Церлиной. Он приглашает всех зайти в его замок, чтобы поесть и выпить. Но он задерживает Зерлину, к раздражению ее жениха, которого наконец уговаривают пойти с остальными. Джованни обещает жениться на Церлине (дуэт: Là ci darem la mano). Зерлина соглашается. В этот момент входит Эльвира и предостерегает Зерлину от него. Две женщины уходят вместе.

Приходят Анна и Оттавио. Не понимая, что Джованни — это человек, который в маске напал на нее и убил ее отца, Анна обращается к нему за помощью. Эльвира возвращается и пытается рассказать остальным, что он за человек на самом деле, но Джованни говорит им, что Эльвира злится, и забирает ее. Тем не менее, Анна поняла по его голосу, что Джованни действительно напал на нее. Она рассказывает Оттавио, что случилось с ней в ночь, когда был убит ее отец, и снова умоляет его найти месть (Или сай, chi l’onore). Оттавио, оставшись один, размышляет о своей любви к ней (Dalla sua pace).

Читайте также  Как научиться петь вибрато? несколько простых установок начинающему вокалисту

Снова появляются Джованни и Лепорелло. Лепорелло рассказывает, как он напоил жителей деревни и вытащил Эльвиру из дома. В восторге Джованни заказывает грандиозную вечеринку (Finch’han del vino) и уходит готовиться к ней.

Сцена 4. В саду возле замка Дон Жуана.

Вольфганг Амадей Моцарт: Дон Жуан Recitativo Orsù, spicciati presto (Давай, поторопись) из акта I, сцена 4, оперы Вольфганга Амадея Моцарта Дон Жуан ; из записи 2001 года Венгерского радио-хора и Николая Эстерхази Sinfonia, дирижер Майкл Халас, с участием Бо Сковхуса в роли Дона Джованни и Ренато Джиролами в роли Лепорелло. Предоставлено Naxos of America, Inc.

Мазетто крадется в сад, игнорируя мольбы Зерлины и обвиняя ее в неверности. Она убеждает Мазетто бить ее, если он хочет, пока они помирились (Батти, батти, о бел Мазетто). Мазетто смягчается. Когда они слышат приближение Джованни, Церлина волнуется, а Мазетто, подозрительно, прячется, чтобы наблюдать за ними. Джованни возобновляет свое внимание и пытается отвлечь ее в то самое место, где прячется Мазетто. Мазетто в ярости выпрыгивает из листвы и удивляет его, но Джованни восстанавливает самообладание и беспечно говорит, что они с Церлиной просто искали Мазетто. Джованни воссоединяет их и приглашает их в свой замок, чтобы присоединиться к группе.

Когда они уходят, в сад входят три фигуры в масках. Трое — Анна, Оттавио и Эльвира — полны решимости раскрыть Джованни всем. Джованни и Лепорелло видят их с балкона Джованни и, не узнавая их, тоже приглашают на вечеринку.

Сцена 5. Внутри бального зала замка Дон Жуана.

Вольфганг Амадей Моцарт: Дон Жуан Ария Мадамина, il catalogo e questo (Моя дорогая леди, это список); из акта I, сцена 5 пьесы Вольфганга Амадея Моцарта Дон Жуан (1787); из студийной записи 2001 года, проведенной Венгерским Радио Хором и Симфонией Николая Эстерхази под управлением Михаэля Халаша, с участием Ренато Джиролами в роли Лепорелло. Предоставлено Naxos of America, Inc.

Пока гости танцуют, Джованни продолжает преследование Церлины. Он сердечно приветствует входящее трио в масках. Пока Джованни танцует с Церлиной, Лепорелло заставляет Мазетто танцевать, позволяя Джованни утащить Церлину. Когда раздаются крики Зерлины, прерывая вечеринку, Мазетто и остальные бросаются ей на помощь, но дверь запирается. Когда разъяренная толпа угрожает выломать дверь, снова появляется Джованни с Лепорелло на острие меча. Джованни объявляет, что его лакей — нападавший. Оттавио, Анна и Эльвира разоблачают и угрожают Джованни, который обезоруживает Оттавио своим мечом и удерживает толпу подальше. Используя Лепорелло как щит, Джованни убегает.

Краткое содержание оперы «Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта

Главный герой оперы Моцарта «Дон Жуан» — развратник, искуситель и обманщик женщин. Первое название у оперы было таким: «Наказанный распутник, или Дон Жуан». Существует даже легенда о том, что перед созданием оперы Моцарт посетил в тюрьме авантюриста Казанову, который прославился своими бесчисленными романами и любовными похождениями. Создана опера была в 1787 году. Действие ее происходит в Испании.

В дом Командора в Севилье проникает неизвестный в маске. Он желает соблазнить дочь хозяина донну Анну. Отец, пытаясь заступиться за Анну, погибает от шпаги неизвестного. Не успевший на помощь жених донны Анны дон Оттавио клянется отомстить за смерть Командора. Под маской скрывался бесстыдный губитель женщин – Дон Жуан.

Убежав из дома Командора, Дон Жуан по дороге встречается с сеньорой Эльвирой. Эту красавицу когда-то давно он также обманул и бросил. Узнав своего возлюбленного, она начинает упрекать его в обмане. Тогда Дон Жуан «поручает» Эльвиру своему слуге Лепорелло. Слуга начинает беседу с дамой, перечисляя длинный список женщин, ставших любовницами его хозяина. Список состоит из двух тысяч имен! Эльвира также клянется отомстить.

Дон Жуан попадает на деревенскую свадьбу. Женятся толстяк Мазетто и хорошенькая Церлина. Дон Жуан сражен красотой девушки и пытается соблазнить ее, воспользовавшись отсутствием жениха и увлекая в беседку. Но тут появляется Эльвира, которая спасает невесту от ухаживаний Дона Жуана. Приходят донна Анна и дон Оттавио. Неожиданно Анна узнает в собеседнике убийцу отца! Дон Жуан пытается бежать, мстители преследуют его. К ним присоединяется и Мазетто, жених Церлины.

Лепорелло надоело служить своему господину и его бесконечным авантюрам. Он хочет уйти. А Дону Жуану нужны новые приключения. Теперь его сластолюбивый взгляд упал на служанку донны Эльвиры. Боясь преследования, он меняется одеждой с Лепорелло. Неожиданно появляется сама Эльвира. Лепорелло столь артистично исполняет роль своего хозяина, что дама не может догадаться, что уходит не с Доном Жуаном, а с его слугой.

Вокруг продолжает шуметь крестьянская свадьба. Дон Жуан исполняет самую красивую арию в этом произведении – «Арию с шампанским». Герой в предвкушении новых любовных побед над женщинами и новых приключений.

Лепорелло видит из окна замка несколько силуэтов в масках. Они приближаются. Под масками скрываются дон Оттавио, донна Анна и донна Эльвира. Они молят бога о помощи в свершении мести.

Звучит оркестр, в танцах кружатся пары. Лепорелло отвлекает жениха, пока Дон Жуан в очередной раз пытается соблазнить невесту. Девушка кричит о помощи. На ее крик приходят сразу все мстители. Но Дону Жуану опять удается удрать от врагов.

Ночью Дон Жуан вместе со слугой приходит на кладбище к конной статуе на могиле Командора. На памятнике написано, что безбожному убийце приготовлена расплата. Дон Жуан продолжает хвастаться своими победами над женщинами, но его браваду прерывает могильный голос Командора. Преодолевая ужас, Дон Жуан приглашает мертвеца к себе на ужин. Командор принимает приглашение.

В последней сцене Дон Жуан пирует за столом в своем замке. Оркестр исполняет веселые мелодии, и даже партию из написанной Моцартом ранее «Свадьбы Фигаро». Донна Эльвира обличает своего бывшего возлюбленного и уговаривает его изменить своим привычкам. На что Дон Жуан отвечает шутками. Неожиданно все слышат грозный стук в дверь. Лепорелло и Донна Эльвира в ужасе. Это сам Командор пожаловал на ужин. Покойный сжимает руку Дона Жуана. Пол в замке разверзается и все вокруг проваливается в преисподнюю.

Заканчивается опера тем, что положительные персонажи рассказывают о своей дальнейшей жизни. Анна обещает стать женой Оттавио, Эльвира станет монахиней, а Лепорелло найдет себе другого хозяина.

Боясь преследования, он меняется одеждой со своим слугой Лепорелло. Неожиданно появляется сама Эльвира. Лепорелло столь артистично исполняет роль своего хозяина, что дама не может догадаться, что уходит не с самим Доном Жуаном, а с его слугой.

Дон Жуан хвалит своего слугу за то, что он смог обмануть и увести от него Эльвиру, погасить гнев жениха Церлины, накормить и угостить всех гостей свадебного торжества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: