Одноактная опера - что это? - OXFORDST.RU

Одноактная опера — что это?

Жатва приношений

Музтеатр Станиславского объявил планы на сезон-2021/22

На пресс-конференции в ИТАР-ТАСС руководители Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко объявили обширные планы на предстоящий сезон, в которых нашлось место балетному дебюту Константина Богомолова и мировым оперным премьерам. Комментируют Татьяна Кузнецова и Сергей Ходнев.

Обычно планами на следующий сезон театры Москвы делятся весной. Но Музтеатр запоздал по административным обстоятельствам. В ноябре прошлого года в нем нежданно сменили генерального директора — пост успешного Антона Гетьмана перепоручили Андрею Борисову, срочно выписанному из Перми. Новому гендиректору явно потребовалось время, чтобы войти в роль, вникнуть в доставшиеся от предшественника репертуарные планы и разобраться с художественным руководителем балета — французом Лораном Илером, у которого в этом году заканчивался пятилетний контракт. В итоге худрук осел в Москве еще на три года, а планы скорректировали и теперь предъявили публике.

Главный балетный хит нового сезона, инспирированный еще Гетьманом, остался неизменным: в октябре театр предъявит собственную версию «Ромео и Джульетты» Прокофьева. Проекту обеспечено повышенное внимание, поскольку в балете дебютирует сам Константин Богомолов, профессиональный возмутитель спокойствия. Под началом режиссера (по слухам, собирающегося выселить героев из Вероны в тюремный лагерь) будет работать совсем юный хореограф, солист музтеатра Максим Севагин — он в противоположность Богомолову склонен к изяществам и брутальности чужд. Сценография поручена Ларисе Ломакиной, постоянной соратнице режиссера, костюмы делает Игорь Чапурин, премьера проходит под грифом «Творим будущее сейчас», так что повышенное внимание «будущему» обеспечено.

Из доковидных балетных затей отменилась только одноактовка «Aurea»: хореограф Гойо Монтеро балет почти доставил, но показать не успел, а новые яркие прожекты полностью затмили невыпущенную премьеру. Лоран Илер, верный своему принципу составлять вечера из контрастных одноактных балетов, придумал две программы, в которых на сей раз будут не только переносы хрестоматийных произведений, но и мировые премьеры. В начале июня москвичам предъявят постановку американского классика Джерома Роббинса «В тональности соль мажор» на музыку Равеля в сочетании с новой постановкой замечательного Андрея Кайдановского, молодого автора, работающего в Европе и открытого для России именно «Стасиком». Увенчает вечер «Blakeworks I» — последний балет Форсайта-неоклассика, сделанный им для Парижской оперы в 2016 году и снискавший великий успех. Летом будет предъявлена еще одна программа. Романтический балет Дмитрия Брянцева «Призрачный бал» дополнит мировая премьера неистовой Шарон Эяль. Израильтянка впервые ставит в России. Возможно, ажиотаж вокруг ее спектакля «Autodance», перенесенного в музтеатр в прошлом сезоне, и самозабвенное его исполнение артистами «Стасика» заставили одного из самых востребованных хореографов мира решиться на эксклюзив, у которого пока не существует названия.

Из оперных премьер театральной кассе, видимо, предлагается рассчитывать прежде всего на нового «Риголетто» (премьера — 11 ноября). Вердиевский шлягер будет вместе с дирижером Феликсом Коробовым ставить человек-оркестр Владимир Панков. Худрук Центра драматургии и режиссуры, если рассуждать формально, в опере опять-таки дебютант, имеющий, правда, солидный постановочный опыт в мюзикле и смешанных жанрах. Еще один премьерный «кирпич» для основной сцены театра — «Робинзон Крузо», комическая опера Жака Оффенбаха (1867). В сущности, раритет не то чтобы из числа несправедливо забытых, но маркетинговые перспективы у соседства знакомого литературного названия и не менее знакомого композиторского имени тоже могут быть, к тому же ради пущего веселья худрук театра Александр Титель будет ставить «Робинзона» (премьера в начале марта) вместе с жовиальным маэстро Джозефом Р. Олиферовичем.

Анонсированную когда-то инициативу с исполнением барочной «Оронтеи» Марка Антонио Чести, очевидно, тихо похоронили, но зато малая сцена в предстоящий сезон безраздельно отдана опере современной — и подчас совсем не тихой по значимости. 20 и 21 мая пройдут показы оперы Луи Андриссена «Письма Вермеера» (1999), оммажа дельфтскому гению, в котором соавтором крупнейшего композитора-авангардиста был ни много ни мало Питер Гринуэй, выступивший автором либретто. Теперь в трактовке дирижера Тимура Зангиева и режиссера Алексея Смирнова «Письма Вермеера» должны стать приношением памяти самого Андриссена, умершего летом этого года.

А еще осенью (27 и 28 ноября) театр выпустит мировые премьеры двух одноактных опер по Достоевскому в постановке Людмилы Налетовой. Проект объединит авторов двух поколений: оперу «Н.Ф.Б.» (по «Идиоту») написал Владимир Кобекин, дуайен цеха отечественных оперных композиторов, оперу «Кроткая» — Алексей Курбатов, молодая надежда все того же жанра. Это тоже приношение, на сей раз к 200-летию Достоевского: как это часто бывает, самой надежной верительной грамотой для пути современных сочинений к публике оказывается почтенная юбилейная дата.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Музыка (1555)
  • Симфоническая (545)
  • Фортепианная (399)
  • Камерная (292)
  • Скрипичная (187)
  • Духовная (112)
  • Хоровая (92)
  • Народная (53)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1505)
  • Музыкальные жанры и формы (719)
  • Концерт (244)
  • Симфония (171)
  • Соната (107)
  • Вальс (80)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (383)
  • Певцы (352)
  • Музыканты (350)
  • Пианисты (179)
  • Скрипачи (111)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (319)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (196)
  • Музыкальная культура народов мира (162)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкальный словарь (103)
  • Музыкотерапия (93)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (36)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

А.С.Аренский -одноактная опера «Рафаэль»


В апреле 1894 года в Москве должно было состояться событие, немаловажное для русского искусства: первый Всероссийский съезд художников. К этому съезду Аренскому, в то время уже достаточно известному композитору, автору оперы «Сон на Волге», двух симфоний, фортепианного концерта и камерных сочинений, была заказана опера. Сюжетом, подходящим к случаю, была избрана одна из легенд, связанных с именем великого художника эпохи Возрождения Рафаэля, — о его любви к юной натурщице Маргарите, прозванной Форнариной (булочницей). Либретто написал некий А. А. Крюков, о котором не сохранилось никаких сведений. В то время в Москве жили два довольно известных человека с такой фамилией и инициалами: второстепенный поэт и журналист, работавший в одной из московских газет. Вероятно, один из них и был автором, но даты их жизни неизвестны.
Конечно, образ Рафаэля в либретто оказался весьма далеким от подлинного образа гениального мастера, однако это не помешало композитору с увлечением работать. «Рафаэль» был создан им очень быстро — всего за пять недель. Этому способствовало соответствие жанра одноактной оперы дарованию композитора, лирика по преимуществу, предпочитавшего малые формы. Своей опере Аренский дал подзаголовок «Музыкальные сцены из эпохи Возрождения». Первоначально партия Рафаэля предназначалась для меццо-сопрано, но позднее была поручена тенору.
Опера впервые была исполнена 24 и 25 апреля 1894 года на сцене зала Московского благородного собрания силами учащихся Московской консерватории перед участниками съезда, которые восприняли ее очень доброжелательно. Присутствовавший на премьере Танеев, один из самых авторитетных музыкантов России, был настолько тронут, что не мог сдержать слез. Пресса также была положительной. Первая театральная постановка «Рафаэля» была осуществлена в петербургском Мариинском театре. Премьера состоялась 13 декабря 1895 года.
Особенностью оперы «Рафаэль» является то, что она была написана для исполнения на итальянском языке, хотя в практику вошел и равноправный русскоязычный вариант.

Действие происходит во Флоренции начала XVI века.
В мастерской Рафаэля ученики прощаются с мастером, спеша присоединиться к карнавальному веселью. Оставшись один, он размышляет о своей судьбе(покровительствующий ему кардинал Бибиена предлагает жениться на его племяннице, однако Рафаэль любит другую — скромную девушку-крестьянку Маргарита, прозванную Форнариной (булочницей),которая позирует ему для образа Мадонны. )
Появляется Форнарина. Охваченный вдохновением, художник берется за кисть. С улицы доносятся звуки веселящейся толпы. Кто-то запевает песню, воспевающую любовь. Прервав работу, Рафаэль возвращается мыслями к Форнарине — не модели, а любимой женщине, и обнимает ее. Неожиданно появляется кардинал. Он обвиняет художника в оскорблении невесты, в попрании святыни: ведь он отождествил грешную Форнарину с Мадонной.
Художник смело возражает: кардинал не может убить его любовь! В страшном гневе кардинал сзывает народ, чтобы показать «раба греха».
Мастерскую заполняют веселящиеся горожане и склоняются перед прекрасной картиной, прославляя гений ее творца.
Опера завершается гимном, прославляющим искусство.

«Рафаэль» отличается ясным, компактным строением, предельным лаконизмом, экономностью выразительных средств. Музыка оперы изысканна, исполнена лиризма и отличается поэтичностью, мечтательной и ясной мелодикой, лирические сцены оттеняются удачно решенными жанровыми.
Популярнейшая «Песнь Певца за сценой» основана на подлинной итальянской народной мелодии, заимствованной композитором из сборника «Весь Неаполь».
источник

Читайте также  Если задали на дом сочинять музыку!

Основа оперы – мелодичные лирические номера, однако поскольку действие оперы развертывается на фоне средневекового карнавала, в ней есть хоровые сцены и отголоски типично итальянских мотивов. В применяемых композитором оркестровых и вокальных музыкальных приемах наблюдается выраженная преемственность с сочинениями Чайковского. Опера «Рафаэль» была удостоена высокой оценки Танеева, который считал ее способной одинаково восхитить как специалистов-музыкантов, так и публику, трогательной «до слез».

Судьба небольшой (менее 40 минут звучания) оперы «Рафаэль» сложилась наилучшим образом, отдельные исполнения оперы в случаются вплоть до наших дней (преимущественно в концертах или в студенческих постановках).
еще источник

Рубрики: Композиторы
Опера

Метки: Аренский Рафаэль

Процитировано 8 раз
Понравилось: 9 пользователям

Одноактная опера — что это?

И снова здравствуйте. Рада видеть всех на моем уроке.

Сегодня мы с вами поговорим о разновидностях оперы.

  • Классическая опера
  • Опера-балет
  • Комическая опера
  • Оперетта

Устаревшие:

  • Балладная опера
  • Опера-семисериа
  • Опера-семиа

Рассмотрим поподробнее. Напомню, что первые оперы были созданы в Италии — композиторами Пери и Монтеверди. В основе этих произведений были мифы и сюжеты древней истории. Поскольку задачей композиторов было показать «историю» посредством сольного пения, то и участвовали в этих операх в освновном солисты-вокалисты, пение которых сопровождалось музыкой небольших ансамблей.

За основу брали какую-нибудь драматическую историю, и на протяжении всего действия солисты «страдали» на сцене без хоровой поддержки, без каких-либо танцевальных номеров или пантомимы (которая активно использовалась в более ранних постановках). Ставка была на сольное пение, на виртуозность, богатство голоса и вокальной техники. Причем для этого жанра было характерно следующее деление: все, что касалось эмоций, выражалось голосом в ариях, а все, что касалось действия, — выражалось речитативом. Именно тогда появилось изумительное бельканто, о котором мы с вами еще поговорим позднее. (Бельканто — итал. bel canto, буквально — прекрасное пение.) Тогда же был сделан акцент на кастратное пение (о котором мы также поговорим впоследствии).

И в конце XVII — начале XVIII века появился жанр, который назвали Опера-Сериа (по-итальянски seria — серьёзная). Ярчайшими представителями мастеров оперы-сериа считают А. Скарлатти и Г. Генделя. В этом же стиле писали К. В. Глюк (до своей оперной реформы), В. А. Моцарт (его ранние произведения), Н. Порпора и другие. Глюку не очень нравилось отсутствие полноценного оркестра в сопровождении, простенький речитатив (на фоне виртуозных арий). И он решился реформировать жанр, придать оркестру и речитативу более весомую роль в оперном искусстве. Примером этого может служить опера (известная и сейчас) «Орфей и Эвридика». В результате этих изменений, подхваченных и развиваемых другими композиторами, опера-сериа практически исчезла как жанр, уступив место привычной нам классической опере (или просто Опере).

Сегодня в опере важно все — музыка, слова, вокал, сценические действия. Только в целостности, совокупности всех составляющих, проявляется настоящая Опера. Музыка становится не подспорьем, не сопровождением действия, а «действующим лицом», она ведет, развивает замысел композитора, становится основной движущей силой действия. И если целостность нарушается, то и опера, как особый род музыкально-драматического искусства, — утрачивается. В качестве примера очень хочется дать вам послушать небольшой кусочек из оперы «Турандот» Пуччини. Арию Калафа исполняет Франко Корелли. Вслушайтесь в это исполнение. Это один из лучших теноров, когда-либо исполнявших эту арию. Впрочем — он и один из лучших оперных певцов ХХ века.

Если в Опере появляется обилие танцевальных сцен, то такую оперу принято причислять к Опере-балету. Этот жанр получил распространение во Франции, при дворе (конец XVII — начало XVIII веков). Несмотря на то, что на сцене и пели, и танцевали, главными на сцене все же были танцевальные номера. Этому виду сопутствовали пышные декорации, не сильно связанные сюжетом картины, смесь речитатива, арий, ансамблей и т. п. Наиболее яркими представителями этого жанра считаются оперы Ж. Р. Рамо — «Галантная Европа» (1735 г.), «Празднества Гебы» (1739 г.) и др. В конце XVIII века этот жанр практически исчезает, но только для того, чтобы снова возродиться уже в XIX-м и XX-м веках. Единство танца и пения можно увидеть в таких произведениях, как «Торжество Вакха» Даргомыжского (1848), «Млада» Римского-Корсакова (1890), «Снежная королева» Раухвергера (1965), «Давид Сасунский» Оганесяна (1976), «Рождение лиры» Русселя (1925), «Театр чуде» Хенце (1948, 2-я ред. 1965), «Прусская сказка» Блахера (1950) и др.

Драматические сюжеты не давали расслабиться и отдохнуть. А публика жаждала увеселения. И композиторы все чаще писали оперы комедийного содержания (от легкой буффонады, фарса, до высокой комедии). Так появилась разновидность оперы — Комическая опера. Причем, чем меньше была оперная история в стране, тем проще и легче развивалась комическая опера. И если опера-сериа основывалась на произведениях серьезного характера, то комическая опера больше вбирала в себя все бытовое, национальное, более простое для понимания.

Подвидами этой оперы можно считать Оперу-буффа, Зингшпиль и Оперу-семисериа.

Опера-буффа (итал. opera buffa — комич. опера) — итальянская разновидность комической оперы, сложившаяся в 30-е гг. XVIII в. Это в основном итальянские — венецианские и неаполитанские комедии с музыкой, часто — небольшие произведения (интермедии), которые вставляли между актами оперы-сериа (не иначе как для того, чтобы слушатель мог расслабиться и отдохнуть на менее серьезной музыке). Родоначальником этого жанра принято считать Дж. Б. Перголези с его «Служанкой-госпожой» (1733 г.).

В отличие от оперы-сериа, на сцене присутствовали два-три певца, разыгрывающих легкую, подвижную, веселую комедию. В дальнейшем жанр включил в себя романтические, лирические сцены, которые не отменяли основного комедийного действия, а лишь подчеркивали его. Дж. Паизиелло ставит «Севильский цирюльник» (1782 г.) и «Мельничиху» (1788 г.), Д. Чимароза пишет «Тайный брак» (1792 г.). Это уже не маленькие легкие истории, а развернутые сюжеты, наполненные интригами, сатирой, бытовыми или сказочными сценами. Именно к этому жанру можно причислить всем известную Дж. Россини «Севильский цирюльник» (1816 г.).

Ария Фигаро в исполнении Георга Отса:

В XX-м веке этим жанром увлекались С. С. Прокофьев («Любовь к трем апельсинам» и «Обручение в монастыре») и И. Ф. Стравинский («Мавра»). В Германии и Австрии появилась своя разновидность комической оперы — Зингшпиль (нем. Singspiel, от singen — петь и Spiel — игра). Эта разновидность характеризовалась обилием разговорных диалогов между музыкой. Основоположником этого направления считается музыкальная комедия «Чёрт на свободе» с музыкой Й. Г. Штандфуса (1752 г.), поставленная в Лейпциге. Комедия была написана под влиянием английской балладной оперы, о которой я расскажу чуть позже. И опере этого типа ближе музыкальные спектакли, пение в которых скорее сопровождает действие, нежели является основой. Чаще всего это были обработки народных песен, баллад, романтических произведений. В дальнейшем эти направления привели к появлению таких произведений, как «Свадьба Фигаро» и «Волшебная Флейта» В. А. Моцарта.

Арию из «Свадьбы Фигаро» я предлагаю послушать в исполнении Муслима Магомаева:

Опера-семисериа (итал. opera semiseria, буквально — полусерьёзная опера) — жанровая разновидность оперы, занимающая промежуточное положение между оперой-сериа и оперой-буффа. Этот жанр выделяют для себя музыковеды и знатоки, ибо четкой градации этого жанра нет: по сути, серьезная опера с более легкими вставками или комическая опера с серьезными вставками — это и есть опера-семисериа. К этому жанру относят некоторые оперы А. Скарлатти, Дж. Паизиелло и других композиторов второй половины XVIII-го века. «Дон Жуан» Моцарта иногда так же причисляется знатоками к этому жанру. В более современных произведениях влияние этого жанра можно увидеть в операх Дж. Пуччини и П. Масканьи.

Балладная опера (англ. ballad opera) ныне — исчезнувший, а точнее, переродившийся жанр. Появилась она в Англии, получила распространение в XVIII-м веке. Из Англии она распространилась по странам Европы — Италия, Франция, Испания, Германия. Изначально балладная опера основывалась на народной музыке — английской, шотландской, ирландской баллад. Переработанные баллады вошли в балладную оперу в качестве отдельных музыкальных номеров. В основном эта опера представляла собой комедию, чаще даже сатиру, в которой высмеивались аристократические нравы. Иногда балладная опера являлась пародией на Оперу-сериа.

В балладной опере на сцене пели, плясали, разговаривали — и все это на основе фольклора или псевдофольклора (современные сочинения в народном стиле). Иногда в такую оперу включали отрывки из сочинений известных национальных композиторов. Первым классическим образцом балладной оперы была «Опера нищих» на текст Дж. Гея с музыкой Дж. Пепуша, который аранжировал популярные народные песни, добавил несколько музыкальных номеров своего сочинения и написал увертюру. Это произведение включало пародии на отдельные номера из итальянских опер Г. Ф. Генделя.

Читайте также  Строгий и свободный стиль в полифонии

Сегодня произведения этого жанра не услышать. Но! Если вы заглянете в репертуар театров, то в некоторых из них вы можете встретить «Трехгрошовую оперу», которая по сути является переделкой той самой «Оперы нищих». Пели в таких постановках уже далеко не виртуозы пения, назвать это «оперой» очень сложно. Но как музыкальный спектакль — это очень даже интересное зрелище! Вы можете убедиться в этом сами, послушав одну из известнейших песен этого спектакля в исполнении Андрея Миронова.

Для неспециалистов все эти жанры можно разделить, наверное, просто на два: классическая опера и комическая, со всеми ее разновидностями. И если классическая опера и сейчас исполняется только на оперной сцене, то комическая сильно раздробилась на жанры и для нас интересно еще одно ее направление, которое мы еще не рассмотрели, и которое обычно рассматривается как отдельный жанр.

Оперетта (итал. operetta, уменьшительное от opera; буквально — маленькая опера)

Изначально, с XVII-го до середины XIX-го века, оперетта являлась просто небольшой оперой. Этим термином могли назвать любую из разновидностей комической оперы. Это могла быть небольшая бытовая комедия, пастораль, небольшие одноактные сочинения лирико-бытового плана. Сейчас же для нас это один из видов музыкального театра. По сути, оперетта — это музыкально-сценическое представление, в котором музыкально-вокальные номера и музыкально-хореографические номера разбавляются разговорными сценами (не напевными, не речитативом, а просто в виде разговора). Главное отличие от оперы — простота. Более простые и понятные мелодии, танцы, песни. Главное сходство — музыка, танцы, речь — едины и служат развитию действия, утверждению идеи произведения. Целостность произведения тут важна так же, как и в классической опере. В системе видов искусства оперетта занимает среднее положение между оперным и драматическим театром.

Оперетта, как самостоятельная разновидность музыкального искусства, выделилась во Франции в середине XIX-го века. Композиторы Ф. Эрве и Оффенбах открыли два театра музыкально-сценической пародии и миниатюр («Фоли нувель» — 1854 г. и «Буфф-Паризьен» — 1855 г.). Пожалуй, именно этот момент можно считать моментом рождения оперетты в нашем понимании. И если оперу воспринимают немногие, то оперетту слушали, наверное, большинство из вас. Или смотрели по телевидению. Помните замечательные советские фильмы-оперетты «Сильва», «Летучая мышь», «Фиалки Монмартра»? Кальман, Штраус, Легар, Абрахам, — это, пожалуй, самые известные композиторы, имена которых слышали наверняка все.

В качестве примера я хочу привести сразу два варианта исполнения одного и того же отрывка из оперетты Имре Кальмана «Сильва» — «Песенку Бони».

Первый — на языке оригинала — исполняет Карой Пеллер (Károly Peller):

Второй вариант этой же песни — в исполнении Сергея Лазарева. На протяжении восьми недель я наблюдала за проектом «Призрак Оперы» по нашему телевидению, где попсовиков и эстрадников «учили» петь оперные произведения. Надо отметить, что некоторые вполне успешно учились и результат показался мне вполне достойным того, чтобы дать вам его для знакомства. Просто как пример, что и попсовики не безнадежны, если с ними позаниматься и дать им действительно хороший материал для исполнения!

В качестве домашнего задания я попрошу вас рассмотреть следующие вопросы:

  1. На ваш взгляд, можно ли вводить жесткую классификацию произведений по разновидностям оперы, или же их можно только условно причислить к одной из них? Обоснуйте ответ.
  2. Если сравнивать оперу и оперетту, можно ли сказать, что в опере требуются более выносливые физически люди? Нужен ли там более сильный голос? Может ли оперный певец исполнять арии оперетт и наоборот? Не пользуйтесь заклинанием «яндексищи», отвечайте своими мыслями.
  3. Во время второй мировой многие композиторы Европы переехали в Америку. Но в Америке царили свои законы, своя музыка. И в результате на основе оперетты возник новый жанр, тот, что намного проще экранизировать и ставить на Бродвее. Какой? Есть ли у него кардинальные отличия от оперетты? Приведите парочку примеров.
  4. В связи с появлением новых музыкальных жанров, называемых иногда «музыкой протеста» (особенно в СССР), возник новый подвид оперы. Какой? Знаете ли вы примеры современной оперы, написанной не классическими композиторами, а в рамках этого нового музыкального жанра? Хотя бы парочку примеров, как западной *-оперы, так и русской *-оперы.

На самом деле, рассказывать можно намного больше, чем я сегодня. Но предлагаю это оставить или на курсовые, или на обсуждение в виде семинара.

Опера

О́пера (итал. opera — дело, труд, работа; лат. opera — труды, изделия, произведения, мн.ч. от opus) — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки [1] . Литературная основа оперы — либретто. Слово «орега» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

Композитор пишет оперу на сюжет, заимствованный из литературы, например «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин». Словесный текст оперы называется либретто.

Практически каждая опера начинается увертюрой — симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия.

Содержание

История жанра

Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени. Духовная комедия: «Обращение св. Павла» (1480), Беверини, представляет уже более серьёзный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца. В середине XVI века большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характере мотета или мадригала. В «Amfiparnasso», Орацио Векки хоровое пение за сценой, в форме пятиголосного мадригала, служило для сопровождения игры актёров на сцене. Эта «Commedia armonica» была дана в первый раз при Моденском дворе в 1597 году.

В конце XVI века попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели оперу на тот путь, на котором её развитие быстро пошло вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per musica; название «опера» стало применяться к ним в первой половине XVII века. Позднее некоторые оперные композиторы, например Рихард Вагнер, опять вернулись к названию «музыкальная драма».

Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Эвридику» Джакопо Пери, исполненную в 1597. В Венеции со времени открытия публичных зрелищ в течение 65 лет появилось 7 театров; для них написано разными композиторами (числом до 40) 357 опер. Пионерами оперы были: в Германии — Генрих Шютц («Дафна», 1627), во Франции — Камбер («La pastorale», 1647), в Англии — Пёрселл; в Испании первые оперы появились в начале XVIII столетия; в России Арайя первым написал оперу («Кефал и Прокрида») на самостоятельный русский текст (1755). Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756).

В 1868 году армянский композитор Тигран Чухаджян создает оперу «Аршак II» — первую оперу в музыкальной истории Востока.

Истоками оперы можно считать и античную трагедию. Как самостоятельный жанр опера возникла в Италии на рубеже 16-17 веков в кружке музыкантов, философов, поэтов в городе Флоренция. Назывался кружок любителей искусства «камерата». Участники «камераты» мечтали возродить древнегреческую трагедию, объединить в одном спектакле драму, музыку и танец. Первый подобный спектакль был дан во Флоренции в 1600 году и рассказывал об Орфее и Эвредике. Существует версия, что первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в 1594 году на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном. Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Риме, в Венеции, Неаполе. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. В конце 17-начале 18 века складываются основные разновидности оперы: опера — сериа (большая серьёзная опера) и опера — буффа (комическая опера).

В конце 18 века в Петербурге был открыт Российский театр. Сначала шли только иностранные оперы. Первые русские оперы были комическими. Одним из создателей считается Фомин. В 1836 году в Петербурге прошла премьера оперы Глинки «Жизнь за царя». Опера в России приобрела совершенную форму, определились её особенности: яркие музыкальные характеристики главных героев, отсутствие разговорных диалогов. В 19 веке к опере обращаются все лучшие русские композиторы.

Читайте также  Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Разновидности оперы

Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно.

  • большая опера (opera seria — итал., tragédie lyrique, позднее grand-opéra — франц.),
  • полукомическая (semiseria),
  • комическая опера (opera-buffa — итал., opéra-comique — франц., Spieloper — нем.),
  • романтическая опера, на романтический сюжет.
  • балладная опера
  • semi-опера, полу-опера, опера «на четверть» (semi — лат. наполовину) — форма английской барочной оперы, в которой сочетаются устная Драма (жанр)драма, вокальные мизансцены, говек и симфонические произведения. Одним из приверженцев semi-оперы считается английский композитор Генри Пёрселл/
  • опера-балет

В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьёзные оперы, в которые вставлен диалог, напр. «Фиделио» Бетховена, «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера.

  • От комической оперы появилась оперетта, которая получила особенное распространение во второй половине XIX века.
  • Оперы для детского исполнения (например, оперы Бенджамина Бриттена — «Маленький трубочист», «Ноев ковчег», оперы Льва Конова — «Король Матиуш Первый», «Асгард», «Гадкий утёнок», «Кокинвакасю»).

Элементы оперы

Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.

Части оперного произведения — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д. Из симфонических форм — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.

Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в опере имеет речитатив — музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно — в диалогах.

Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия.

Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»).

В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля — балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.

Что такое опера

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. «Ах, вы никогда не бывали в опере?» — обязательно спросят вас хотя бы раз в жизни.

Считается, что посетить оперный театр обязан каждый культурный человек.

Чтобы подготовить себя к восприятию оперы, не лишним будет узнать, что это за жанр, чем он интересен для публики и о чём нужно помнить, отправляясь на премьеру.

Опера — это.

Опера – это жанр музыкально-драматического искусства, история, сыгранная на сцене с помощью музыки. Само слово «опера» переводится с латыни как «действие, труд». Главные герои оперного действа не говорят, а поют.

Когда им нужно выразить глубокую мысль или сильную эмоцию, они исполняют на сцене отдельную арию. Собственно из таких арий складывается сюжет оперы.

Текст музыкального представления называется либретто (что это такое?). Обычно он представляет собой краткий пересказ уже существующего литературного произведения, адаптированный для сцены и вокала.

Реже текст либретто пишется на заказ кем-то из писателей-современников конкретно для той или иной оперы, либо составляется самим композитором.

Основой оперы всё же является пение под музыку. Оно рождается от союза поэзии и музыки.

Но влияют на оперу и другие царственные родственники: живопись помогает в оформлении декораций, актёрское мастерство и вокал воплощают энергию музыки и тайные посылы литературы. Так что любители синтетического искусства, как правило, находят в посещении оперы колоссальное удовольствие.

Из истории оперного жанра

Опера ассоциируется у знатоков музыки с Италией. Однако, как и многие виды искусства, зародилась она в античной Греции. Именно там сценическую речь впервые попробовали соединять с музыкой.

Позже в Риме увеличили долю сольных выступлений по сравнению с речитативами и разговорными вставками. Жанр стал по преимуществу музыкальным.

Временем настоящего рождения оперы справедливо считают другой период истории искусства, связанный с крупным явлением итальянской культуры рубежа 16-17 веков, получившим название Флорентийская камерата. В составе этого творческого содружества были лучшие музыканты и поэты Флоренции.

Нарушая традиции модной в ту эпоху полифонии, они ввели в свои спектакли лирическое одноголосие, стремясь подчеркнуть экспрессивность (что это?) поэзии средствами музыки. Новоизобретённый жанр был назван драмой через музыку.

Годом появления первой оперы считается 1598-й, но, к сожалению, следов этого произведения не осталось. Известно лишь, что оно называлось «Дафна», а его создателями были Я.Перри и О.Ринуччини.

Сохранилась их вторая опера — «Эвридика», самая старая из всех, дошедших до современного слушателя. Правда, сегодня успеха она не имеет, чего нельзя сказать об опере «Орфей», написанной К.Монтеверди в 1607 году в Мантуе.

В 17 столетии в Венеции открылся первый общественный музыкальный театр «Сан-Кассиано», благодаря которому посещение оперы стало удовольствием не только для царского двора.

Странствующие по Европе певцы и актёры достаточно быстро сделали оперу любимым театрально-музыкальным развлечением жителей Германии, Польши, Венгрии, Франции, Великобритании и других стран.

В 18 столетии возникло разделение оперы на два жанра: сериа (серьёзная опера) и буффа (комическое действо).

В настоящее время опера существует в нескольких основных видах:

  1. Комическая;
  2. Опера-балет;
  3. Большая опера;
  4. Опера спасения;
  5. Романтическая;
  6. Оперетта.

Композиция оперы

Перед началом оперного представления принято играть увертюру. Это вступительная часть композиции, не связанная с сюжетом произведения, но настраивающая на восприятие его содержания.

Действие произведения разворачивается в его основной части, которая состоит из актов, перемежающихся антрактами.

По структуре основное действие представляет собой чередование сольных арий, речетативов, разговорных фрагментов и отдельных музыкальных тем, сопровождаемых танцем или другими сценическими элементами.

Венчает представление эпилог. Его задача – подытожить сюжет, озвучить выводы или рассказать о дальнейшей судьбе героев.

Самые знаменитые оперы мира

Неподготовленному слушателю будет сложно проникнуться величием оперы. Перед началом представления будет полезно познакомиться с либретто произведения, чтобы представлять сюжет произведения.

Не лишним будет заглянуть на специальные музыковедческие сайты, рассказывающие об истории создания той или иной оперы, её авторах, любопытных фактах, связанных с ней.

Для тех, кто не слышал ещё ни одной оперы, можно порекомендовать выбрать что-нибудь для первого прослушивания из следующего списка:

  1. Дж.Верди «Травиата», «Риголетто», «Аида».
  2. В.А.Моцарт: «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Женитьба Фигаро».
  3. Г.Гендель «Юлий Цезарь».
  4. Ж.Бизе «Кармен».
  5. П.И.Чайковский: «Иоланта», «Пиковая дама», «Евгений Онегин».
  6. М.П.Мусоргский «Борис Годунов».

» alt=»»>

Разумеется, список можно и нужно дополнять.

Заключение

Профессионалы советуют не только прослушивать диски с записями и просматривать киноверсии опер, но и посещать оперный театр.

Важен эффект присутствия на этом празднестве музыки и поэзии. Так что смело берите билеты. Приятного прослушивания, больших и маленьких открытий!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Я бы отнёс этот жанр к вымершему. Сейчас абсолютно никто не ходит а оперу. Потому что скучно. И исполняют там всё под фонограмму.

Они так поют, что ни одного слова разобрать невозможно, поэтому приходится либретто читать, даже если поют по-русски.

Да, признать это не очень приятно, но я тоже ничего не понимаю, даже если оперные певцы поют на русском. Поэтому предпочитают оперету — там поют, можно сказать, по слогам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: