Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках? - OXFORDST.RU

Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?

Педразвитие

Автор: Авдеева Анна Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО «Детская музыкально-хоровая школа № 4»
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Приёмы обучения игре на фортепиано для детей дошкольного возраста»
Раздел: дополнительное образование

Приёмы обучения игре на фортепиано детей

дошкольного возраста

Музыка – один из видов искусства, который обращён непосредственно к

человеческим чувствам. Звук – одно из интенсивнейших средств влияния на

психику человека, дети очень живо реагируют на разнообразные звуки.

Музыка – язык души, а «душа обязана трудиться» с раннего возраста.

духовный потенциал на всю жизнь.

Особенности возрастной психологии дошкольников.

Учащиеся дошкольного возраста – это, в основном, дети 5-6 лет. Прежде,

чем говорить о музыкальном образовании дошкольников, следует рассмотреть

применительно к начальному обучению в целом.

Дошкольные годы – важнейший период жизни ребёнка. В эти годы он

начинает активно познавать окружающий мир и самого себя; расширяется его

информационное поле, появляется интерес к различным видам занятий. Этот

возраст отличается многими специфическими чертами.

Дети этого возраста не способны надолго сосредотачиваться на какой-либо

эмоциональная восприимчивость к впечатлениям окружающего мира.

Ребёнок легко воспринимает новое, но так же быстро забывает выученное

Иной темп мышления у ребёнка. Ребёнок думает медленнее.

Ещё одной характерной чертой детской психологии является мышление в

конкретных образах. Из этого вытекает следующий принцип: детям на

уроке надо сначала показать тот или иной предмет или указать на то или

иное явление и лишь потом давать их словесное обозначение.

Большое место в жизни ребёнка занимает игровая деятельность. Это надо

конкретность мышления, неустойчивое внимание, эмоциональное восприятие

окружающей жизни – следует переключаться с одной формы работы на другую.

представлений – один из важнейших методов обучения игре на фортепиано.

Приёмы обучения игре на фортепиано детей дошкольного

Предлагаемая система обучения носит программно-целевой характер; она

Уже на первых уроках дети играют на инструменте простые упражнения и

мелодии, знакомятся с клавиатурой, с записью нот и ритма. Постепенно, от

урока к уроку, усложняются задания по ритму, пианистическими игровыми

приёмами звукоизвлечения. Желательно как можно раньше включать

двумя руками, когда одноголосную мелодию сопровождает тонический бас,

использовать для подбора по слуху или транспонирования.

Программа обучения включает в себя несколько разделов.

«Важно практически знать, что анатомическое устройство человеческой

руки, с точки зрения пианиста, идеально разумное, удобное, целесообразное,

пианистов полнейший» Г. Г. Нейгауз.

приходят в класс с излишней напряжённостью мышц спины и шеи. Обязательно

помнить, что все сенсорные системы и опорно-двигательный аппарат связаны

находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка, оказывая

большое влияние на функции высшей нервной деятельности.

Организация пианистического аппарата.

педагогом на начальном этапе обучения, — «создание» рук ребёнка. Возраст 4-5

(6) лет – самый благоприятный для «лепки» рук малыша. И начинается эта

«лепка» с первой минуты занятий. В течение первых двух месяцев каждый урок

включает в себя комплекс упражнений для укрепления мышц спины, развития

свободы рук, гибкости суставов, укрепление мышц пальцев. Вот несколько

таких упражнений, которые правильнее было бы назвать играми:

1. «Заводная кукла». Сидеть, не сгибаясь, как кукла на витрине (до 20

секунд), а затем расслабиться (завод закончился). Выполнить несколько раз,

сидя за фортепиано, опираясь на ноги – ноги стоят на подставке. Руки свободно

2. «Лебедь». Ученик сел «как кукла» и выполняет свободные движения

руками, подражая полёту большой, красивой, нежной птицы. Выделяем слова:

амплитуда движений; «красивы» — чтобы добиться изящества в движениях.

3. «Марионетка». Ученик стоит, подняв руки вверх. Всё тело до кончиков

поочерёдно начинают «рваться» — падают пальцы рук, кисти, руки от локтя, от

плеча, туловище – и ребёнок наклоняется и качает расслабленными руками

«Подснежник». Ученик поочерёдно плавно поднимает и опускает то

правую, то левую руку. Потом вместе. На протяжении всего упражнения кисть

лепестки). Затем усложняем упражнение:

Поднять руку, как в упражнении «Подснежник» и, расслабив, уронить на

То же, но приземлиться на подушечки пальцев;

То же, но рука приземляется на третий палец. Сначала на колени, потом на

стол, и, в конце концов, на клавишу. Упражнение выполняется поочерёдно

5. «Мячик» или «Отдай мне руку». Рука ребёнка должна быть полностью

расслаблена, чтобы педагог мог подбрасывать и ловить её, как мячик.

«Лифт». Представим, что руки – это два лифта в доме. Они едут то

вверх, то вниз, то одновременно, то порознь. То в разных направлениях и т.д.

упражнение: руки опускаются на расслабленные кулачки, затем на все пальцы

и, наконец, на каждый палец отдельно.

7. «Машинка». Ученик водит маленькую игрушечную машинку то вправо,

то влево. Впереди идёт кистевой сустав и ведёт за собой пальцы.

8. «Учим руки дышать». Ребёнок ставит пальцы на край стола с таким

ощущением, будто повесил на них руки («вешалка»). Руки делаю «вдох» —

запястье идёт вверх, «выдох» — вниз. Движения рук плавные, без рывков. Руки

могут «дышать» вместе, поочерёдно, вразнобой.

9. «Воспитание пальцев». Учим пальцы «здороваться». Сначала на столе,

крепко обнимает клавишу. Педагог своими руками помогает малышу ощутить

работающий кончик пальца при свободной руке.

10. «Замочек». Тренируем цепкость кончика пальцев. Ученик складывает

два пальца колечком и захватывает последнюю фалангу пальца преподавателя.

Педагог пытается вытащить свой палец, а ученик – удержать его. Стараясь

вытащить «ключ из замочка», не следует прикладывать чрезмерные усилия,

Удерживать «ключ» в «замочке» должны только кончики пальцев («побелеть»).

Таким образом, тренируем разные пары пальцев (1-й – 2-й, 1-й – 3-й, 1-й – 4-й,

1-й – 5-й) обеих рук.

помнить, что это не должно быть работой, а процессом познания, потому что

дети наполнены большой жаждой познания и жизненной энергии.

Знакомство с клавиатурой.

клавиатура как можно раньше стала для малыша «обжитой территорией», где

делит клавиатуру на две территории – для правой и для левой

руки. Но руки могут ходить друг к другу в гости, т.е. играют накрест.

Вся клавиатура – дом, октавы – квартиры, где две рядом стоящие чёрные

клавиши – окошко, а три – балкон. В каждой квартире живёт 7 нот: ре – смотрит

знакомится ученик на первом уроке. На последующих – до и ми –прижались к

окошку («Чижик»), фа и си – к балкону (сигнал скорой помощи).

Игра на инструменте начинается с первых уроков, ещё до начала игры по

нотам, методом показа, когда ребёнок, что называется «берёт с рук». Используя

инструменте («Заводная кукла», «Дыхание», «Пальцы здороваются»), очень

легко объяснить приём звукоизвлечения – «Кукла» заводит спинку, рука делает

вдох, на вдохе палец здоровается с нужной клавишей, вдох – и рука уходит с

клавиатуры. Так ученик «здоровается» со знакомыми клавишами.

Добавим, что здесь важно помнить о посадке за инструментом: ребёнок

сидит на такой высоте, чтобы от плеча до кисти получался плавный спуск, как с

горки. Желательно не загружать внимание ребёнка множеством подробностей

(локти, плечи, кисти…), лучше поправить его руки своими руками.

Ритм. Метр. Внутренняя ритмическая пульсация.

Работа по развитию метроритмического чувства начинается с первых

занятий. На каждом уроке ученику предлагается серия упражнений, сложность

которых всегда опережает ритмическую сложность исполняемых мелодий. Цель

– выработать чувство внутренней ритмической пульсации, познакомить со

сложными ритмическими фигурами и подготовит малыша к исполнению

ритмически более сложных пьес.

отдельные их блоки отрабатываются до автоматизма, а потом и схемы целиком.

Левая рука стучит пульс, а правая – ритм, и наоборот.

Общепринятую схему длительностей можно показать на длинной полоске

Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1)

Соберитесь с духом – настало время приступать к обучению! Перед тем, как сесть перед инструментом, оставьте весь негатив где-нибудь в стороне и максимально сконцентрируйтесь. Казалось бы, простые, на первый взгляд, вещи ещё успеют преподнести вам множество сюрпризов, но самое главное – не падайте духом, если у вас что-то не получится с первого раза. Второе важное наставление – не спешите, Москва тоже не сразу строилась. (Но если вдруг вы уже обучаетесь в музыкальной школе и оказались на этой странице случайно, наверняка вам будет небесполезно почитать про квинтовый круг тональностей – тему, обычно сложную для освоения учениками на практике).

В принципе не столь важно, на каком виде клавишных инструментов вы будете проходить своё обучение, но я бы настоятельно рекомендовал вам всё же остановить свой выбор именно на пианино: синтезаторы, хоть и компактнее, но имеют существенный недостаток – у большинства из них клавиши уменьшенного типа, они не полновесны и вы не будете чувствовать «отдачи» и, плюс ко всему, они часто ограничиваются тремя-четырьмя октавами.

И ещё, сразу вас зарекаю – ограничьтесь пока только этим уроком нашего Самоучителя, не забывайте, что это всего лишь пианино для начинающих. Не стоит за день сразу же пытаться объять необъятное – это принесёт только вред.

Даже было бы лучше, чтобы вы несколько дней повторяли только тот материал, что усвоите отсюда. А когда вы будете готовы, то почувствуете это сами. Зачастую у тех людей, которые могут быстро и свободно играть на синтезаторе, появляются проблемы с тем, чтобы исполнить те же самые партии на фортепиано. Зато в обратную сторону это правило будет действовать соответственно: тем, кто играл на пианино, синтезатор покажется куда более простым для исполнительства.

Ноты и клавиши

Блиц: быстро нажмите на клавишу с нотой Ля!

Готов поспорить, у вас это не вышло. Впечатление, что раз клавиши пианино расположены в порядке До Ре Ми Фа Соль Ля Си, то разобраться в них не стоит труда – это глубочайшее заблуждение. Про чёрные клавиши я и вовсе молчу! Расположение нот на клавишах

Посмотрите внимательно и запомните – это основы основ, которые вам нужно будет знать в первую очередь. Сыграйте ноты, называя их, со временем вы сможете мгновенно определить нахождение любой ноты, в будущем, когда вы начнете изучать аккорды, вы еще не раз скажете мне спасибо, что акцентировал ваше внимание на такой, казалось бы, легкотне.

Не бойтесь, я не забыл про чёрные клавиши, но тут понадобится уже небольшое вникание в теорию, но ведь нужно же с чего-то начинать?

На данном этапе вам уже необходимо знать понятие интервал. Интервалы – это разница между двумя звуками определённой высоты.

Читайте также  Где найти силы, чтобы продолжить занятия музыкой?

Знаки альтерации – изменения высоты тона звука

Полутон – наименьшая единица в измерении интервалов. На фортепиано это, к примеру, клавиши До и До Диез, при отсутствии черных клавиш полутоном будет соседний звук, как Ми и Фа, например. Кстати, на струнных инструментах полутоном будут соседние лады по одной общей струне. Расположение полутонов на пианино

Нет, # – это не значок тонального набора на телефоне. Диез (#) и Бемоль (b) являются так называемыми знаками альтерации, обозначающими повышение и понижение на полутон определённой ноты. Так, бемолями и диезами будут являться не только ноты на чёрных клавишах:

  • Ми # = Фа
  • Фа b = Ми
  • Си # = До
  • До b = Си

Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:

Знаки альтерации

Действие знаков альтерации на высоту нот такое:

  • Диез – повышает высоту ноты на полтона
  • Бемоль – понижает на столько же
  • Дубль-диез – повышает на целый тон
  • Дубль-бемоль – понижает на столько же
  • Бекар – отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.

Знаки альтерации могут быть разного радиуса действия – “ключевые” и “встречные” или “случайные”. Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Всегда в определенном порядке. Диезы при ключе записываются так:

Бемоли при ключе записываются в таком порядке: си-ми-ля-ре-соль-до-фа

Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже невзирая на октаву. Например, ключевой диез “фа” будет повышать все поголовно ноты “фа”, во всех октавах и на всей длине пьесы.

Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение ОДНОГО ТАКТА (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать. Это видно на нижеследующем рисунке.

Итак, общее представление о знаках альтерации у Вас, я надеюсь сложилось. Остается только добавить, что тон является следующей по старшинству величиной после полутона. Ну об этом, думаю, вы уже догадались Тон = 2 полутона То есть нотой на тон выше от До будет Ре, а нотой на тон выше от Ми будет Фа #.

Запомните информацию, данную выше – она не очень сложна, но нужна будет повсеместно. А воспользуемся мы ею незамедлительно! Постараюсь все опять же изложить максимально доступно.

Музыкальные гаммы: играем гамму До мажор и другие

Гармония –приятная для нашего слуха слаженность нот. Тональность – это набор определённых нот, подчинённых одной главной ноте.

Первое, что вам потребуется знать, опираясь на полученные знания – построение мажорных гамм.

Гаммы – это ноты, которые располагаются в определенном порядке. Детям часто объясняют различие между мажором и минором как «веселая» и «грустная» гамма соответственно, но это нельзя назвать полностью верным – ничто не мешает делать грустные песни в мажоре и наоборот. Вот основные их признаки:

  • Гаммы построены из 8 нот
  • Первая и Восьмая, последняя, ноты совпадают по названию, но по высоте разные (чистая октава)
  • Ноты играются в строгой очерёдности, минимальное расстояние между ними – полутон, а максимальное – тон.

Запоминайте внимательно, с помощью этой простой формулы вы сможете сыграть любую мажорную гамму:

Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон

Чтобы было проще:

2 Тона – Полутон – 3 Тона – Полутон

До мажорная гамма играется проще всего и очевиднее – по всем белым клавишам подряд от До до До (да, в этом предложении слишком много До, но c’est la vie!).

На первом этапе вам понадобится знать 3 гаммы: До мажорную, Соль мажорную и Фа мажорную.

Играются мажорные гаммы следующими пальцами: Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → («подворачиваете» большой палец) → Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → Безымянный (4) → Мизинец (5)

Потом обязательно играйте в обратную сторону в обратном порядке: Мизинец (5) → Безымянный (4) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1) → («перебрасываете» средний (3) палец на позицию перед большим пальцем (1)) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1)

Нумерация пальцев у музыкантов

Важно! Крайне желательно играть гаммы в 2 октавы, а выглядеть это будет следующим образом:

Для правой руки (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5) И потом, соответственно, в обратную сторону: (5) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1)

Для левой руки (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1) Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)

Внимание: из всех правил есть исключения!

В данном случае всё так и будет, но об этом позже. Фа мажорная гамма будет играться по другому принципу. Чтобы вы не запутались окончательно, посмотрите на картинки ниже – уж после них у вас точно не должно оставаться вопросов!

До мажор (C dur) – без знаков альтерации

Гамма C dur – без знаков альтерации

Соль мажор (G dur) – знак альтерации один – Фа # Гамма G dur с знаком альтерации Фа #

Фа мажор (F dur) – знак альтерации один – Си b

Вот то самое исключение из правил! Если вы попробуете поиграть по заданной схеме эту гамму, то сами поймёте, насколько это неудобно. Специально для неё при игре правой рукой (только правой, левой всё играется как обычно. ) используется другая очередность пальцев:

Для правой руки:

(1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (4)

И потом, соответственно, в обратную сторону:

(4) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1)

Для левой руки: (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1)

Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)

Гамма F dur – знак альтерации Си b

Для начала отточите и хорошо запомните, как играются эти гаммы, – следующий урок будет посвящен основам нотной грамоты.

Заключение

Не старайтесь сразу играть гаммы очень быстро, – лучше это делать ритмично, ведь мозг запоминает информацию лучше, если учиться делать что угодно именно с медленной скоростью. Впоследствии скорость появится сама, но сначала важно довести всё до автоматизма.

Играя гаммы, вы сможете уже так же свободно, не задумываясь, направлять ваши пальцы, легко будете импровизировать с другими музыкантами или сочинять собственные мелодии.

Удачи вам в этом нелегком первом этапе освоения игры на пианино для начинающих!

Ресурсный центр Музыка

Музыка, творчество, дети

Свежие записи

  • Ребенок начинает заниматься музыкой
  • План работы ресурсного центра музыкальной направленности государственного учреждения образования Гимназия №15 на 2021-2022 учебный год
  • Даниил Демчук
  • Анализ работы ресурсного центра музыкальной направленности ГУО «Гимназия №15 г.Минска» 2020/2021 учебный год
  • У нас в гостях митрополит Вениамин
  • Фестиваль Славянские колориты в новом формате

Основные рубрики

  • Главная
  • Наши достижения
  • Музыка без границ
  • Музыкальные события
  • Творческие коллективы
  • Творческие встречи
  • Родителям
  • Юным музыкантам
  • Культурное наследие
  • Музыкальные инструменты
  • Учительская

Даниил Демчук

Эстрадная студия Рапсодия подтвердила звание образцовой

Награды от Аrt Kids нашим пианисткам

Поздравляем Любаву Ролич с победой

Поздравляем Елизавету Казакову

Поздравляем юных цимбалисток

Поздравляем Ирину Валерьевну Савицкую

Поздравляем Екатерину Юрьевну Минцевич

Наши пианисты на конкурсе Зажечь звезду 2020

И. Венская: Фортепиано online. Как сделать урок максимально комфортным?

Фортепиано онлайн. Как сделать дистанционный урок максимально комфортным?

Первые online-уроки игры на фортепиано — непростое испытание для педагога, поэтому во избежание дополнительного стресса важно предусмотреть как можно больше «мелочей» и попытаться создать максимально комфортную обстановку для себя и для ученика.

Четкое расписание, понятные рамки позволят снизить стресс у детей и родителей, поэтому стараемся задать себе и детям размеренный ритм работы, к которому все привыкли в обычном формате обучения.

— По возможности не ставьте учащимся свои занятия вплотную к другим видео урокам: в первое время новый формат работы может быть утомительным для детей.

— Мозаичная структура фортепианного урока позволяет нам поддерживать активность детей на занятиях с помощью частой смены деятельности. Для учащихся начальной школы отводим 5-8 минут на каждое произведение, 8-10 минут на чтение с листа и музицирование, 5 минут — просмотр обучающего ролика и ритмические упражнения и т. п. Для учащихся средних и старших классов — 10-15 минут на каждое произведение, 5 минут – на гаммы и упражнения и 7-10 минут — чтение с листа, музицирование т.д. Разумеется, это чисто условное планирование. Варианты не только возможны, но даже необходимы.

Перерывы между уроками должны быть непременно. Педагогу для проведения online-занятия требуется гораздо больше сил и энергии, чем для урока в классе. Поэтому отдых и восстановление необходимо буквально после каждого часа.

— Возможно, учащимся начальной школы первое время легче будет работать три раза в неделю по 30 минут, чем два раза по 45. С первоклассниками мы первое время занимались именно так (вместо 35х2 работали 25х3). Потом — по обычной сетке.

Читайте также  Самые известные классические музыкальные произведения

— Важно предусмотреть фиксированное время в течение рабочей недели для получения обратной связи от родителей учащихся. Это избавит вас от ежедневных многочасовых бесед с родителями, которым, в сущности, надо сказать одно и то же.

Как подготовиться к online-уроку игры на фортепиано?

Перед началом рабочего дня убедитесь, что:
— У всех учеников есть расписание на текущий день, а лучше на неделю.

— Ученики подтвердили присутствие на занятии.

— У Вас есть ноты ВСЕХ произведений, этюдов и упражнений, над которыми Вы будете работать с каждым учеником, не имеет значения, электронный или бумажный вариант, главное, чтобы Вы не искали их пол-урока.

— Готовы и проверены материалы для демонстрации (презентации, необходимые файлы, аудио и видеозаписи, ссылки).

— Ноты, файлы, видеоролики, презентации, нужные ссылки и т.д. разложены в папки для каждого ученика в отдельности.

— У ВСЕХ учеников есть ВСЕ ноты, которые могут понадобиться на уроке, карандаш для пометок в нотах.

— Идеальный вариант (очень советую) — пронумерованные такты в Ваших нотах и в нотах ученика. Так Вы сможете избежать долгих выяснений, откуда же нужно начать отработку трудного места или где Вы заметили ошибку, достаточно указать номер такта.

— Выяснили и пометили для себя, какое приложение будет использовать каждый ученик для online-занятий. Педагог должен уметь уверенно работать с несколькими специализированными платформами для ведения online-обучения. Исходим из возможностей ученика. Это особенно важно на первых уроках. Не стоит ребенка «вгонять в стресс» освоением нового для него дистанционного инструмента, ему и так хватает переживаний. Постепенно он освоит более удобный и «продвинутый», на Ваш взгляд, сервис.

— Все устройства заряжены, подключены к питанию.

— Вы заранее вошли в нужные программы, нужные вкладки открыты.

— Нужные платформы для проведения online-уроков работают.

— Есть средства связи на случай форс-мажора. Если ваша платформа во время занятия дала сбой, не тратьте время на ожидание, что она на когда-то наладится, тут же переходите на другую и продолжайте урок.

— Камера ученика и камера педагога установлена так, чтобы были видны руки, клавиатура и лицо (профиль). Когда ученик играет, Вам видны клавиши и руки, а Ваши замечания и Вашу игру, он слушает, слегка повернув голову.

— Прежде чем использовать на уроке новый дистанционный инструмент, убедитесь, что без него Вы сегодня никак не можете обойтись и что Вы уверенно им владеете: ученику не обязательно видеть своего педагога беспомощным даже в такой нестандартной ситуации.

На основе этих простых рекомендаций и своих личных пожеланий, можно составить себе памятку готовности к урокам и сверяться по ней перед каждым учебным днем. Это займет минимум времени и избавит Вас от многих недоразумений во время дистанционного урока.

Как подготовиться к online-уроку игры на фортепиано, как сделать дистанционный урок комфортным, мы подумали. А как провести дистанционное занятие, что необходимо предусмотреть для проведения качественного online-урока, читайте в следующий раз.

Как научиться играть на пианино

Анализируя тему, как научиться играть на пианино, важно с самого начала осознавать всю сложность данного процесса. Знание нотной грамоты, ключей, основ тональности, расположения нот на строчках, размерности – все это имеет большое значение.

Научиться играть на пианино взрослому вполне реально – потребуется желание, регулярность и настойчивость. Последовательность – главное правило процесса обучения. Оно состоит из следующих шагов:

  • разбор посадки за пианино;
  • проведение упражнений для рук (специальная несложная гимнастика);
  • читка нот и музыкальная грамота.

Перед тем, как научиться играть на пианино самостоятельно, следует понять, что трудности – неотъемлемая часть этого процесса.

Как работает пианино

Перед тем, как научиться играть на пианино, необходимо разобраться в механизме работы инструмента. Это поможет при освоении особенностей физического характера извлечения звука и, соответственно, процессе.

Строение пианино

Как работает пианино:

  • нажим клавиши способствует ударению молоточка одновременно в три струны, которые являются идентичными;
  • действие на клавишу провоцирует вибрацию струн, и они начинают звучать;
  • отпускание клавиши задействует механизм, который призван заглушать активизированную струну;
  • удержание клавиши подразумевает звучание струн до того момента, пока не прекратится их вибрирование.

Чтобы углубленно изучить и проанализировать механизм работы пианино, рекомендуется демонстрацию описанных выше действий проводить на инструменте, то есть наглядно. Особенно полезно это будет, если человек желает разобраться, как научиться играть на пианино с нуля.

Выбор инструмента

Как выбрать пианино

Чтобы перейти от теории к практике необходим инструмент. В наше время, помимо классических, существуют цифровые пианино. Их устройство схоже: 88 полновесных клавиш, такой же молоточковый механизм, звук качественных цифровых моделей не уступает акустическому, а иногда даже превосходит его. Но все же есть у них значительные различия, на которые стоит обратить внимание при выборе инструмента.

Акустические модели дают максимально естественный звук, но требуют настройки хотя бы раз в год, так что без грамотного настройщика не обойтись, зависят от перепада температур и влажности. Также этот вид пианино довольно крупный по своим размерам и занимает много места.

Цифровые модели не требуют настройки и не зависят от погодных условий. Они более компактны и легко переставляются с места на место. К сожалению, естественность звучания цифровых моделей зависит от их ценовой категории.

При выборе пианино в первую очередь ориентируйтесь на звук, издаваемый инструментом. Обратите внимание на продолжительность звучания и насколько естественно затухает звук (он не должен обрываться!). Посмотрите, как изменяется звук в зависимости от силы нажатия на клавишу.

Особенности посадки за пианино и положение рук

Как правильно сидеть за пианино

Чтобы пианизм носил здоровый характер, необходимо проработать такие стези, как «свобода» в теле ученика и «легкость работы» инструмента. Правильное положение тела, в частности рук, спины и ног, требует одинаково максимальных усилий от ученика и преподавателя (если он имеет место быть). Осанка должна быть ровной, высота и размер стула – соответствовать росту ученика. Соблюдения этих правил обеспечит качественную работу во время занятий.

Следует позаботиться о максимальной расслабленности рук от плеча к кисти. Форма кистей в правильном положении внешне напоминает купол. Чтобы лучше усвоить это, можно взять в ладонь мячик или круглую вещь, подходящую по размеру к ладони, а потом аккуратно вынуть предмет, оставляя положение пальцев неизменным. В результате образуется куполовидное положение кистей рук. Дополнительно полезным станет просмотр видео исполнения игры на пианино профессиональными пианистами.

Гимнастика для рук

Гимнастика для рук

Обучение игре на фортепиано будет эффективным при соответствующей подготовке рук к предстоящей работе.

Комплекс упражнений для исправления ощущения дискомфорта в руках:

  1. Упражнение «Угроза». Сжать кулак и провести движение кистью руки. Это поспособствует расслаблению суставов. Как вариант, можно выполнять упражнение локтевым суставом.
  2. Упражнение «Мельница». Для исходного положения руки опустить вниз, чтобы почувствовать максимальное расслабление игрового аппарата, начиная от плеча. Теперь следует имитировать движение лопастей мельницы руками, сохраняя при этом синхронность.
  3. Упражнение «Вкручивание лампочки». Кисти рук задействуются активно, имитируя процесс вкручивания лампочки. Поочередно упражнение осуществляется во внутреннюю и внешнюю стороны.

Описанные выше упражнения не отнимают много времени и сил, но при регулярном их выполнении можно рассчитывать на качественную игру. Проработка мышц и суставов кистей рук, их расслабление перед каждым занятием поспособствует устранению физического дискомфорта.

Читка нот и музыкальная грамота

Как научиться читать ноты

О том, как быстро научиться играть на пианино, рассуждать следует осознанно. Если это новичок, то музыкальная теория в полном ее представлении будет сложна. В этом случае человеку, не имеющему никакого отношения к музыкальному образованию, правильнее будет остановиться на изучении основных семи нот, их расположении на нотных линиях. Информация не окажется полностью новой для ученика, так как обычно она включена в школьную программу музыкального направления. В качестве обучающих материалов хорошо зарекомендовали себя уроки Давыдова, Варламова и Вахромеева. Посмотрев несколько раз уроки, проработав предложенные элементы, можно освоить несложные мелодии.

Прежде чем научиться играть на пианино детям и взрослым, следует выучить основные теоретические понятия:

  • гамы, ладовое тяготение (мажор и минор);
  • мелизмы – это украшения мелодического характера для дополнения основной мелодии, представлены в нескольких типах (трель, мордент и группето);
  • трезвучия, септаккорды – усложненные музыкальные мелодии, состоящие из 3 или 4 звуков.

Человек, желающий познать основы игры на пианино, должен точно понимать следующие термины:

  • метр и ритм – это пульсация музыки, отличие сильных и слабых долей;
  • темп – определение скорости в музыке;
  • штрихи – знаки, присутствующие в нотном тексте и подразумевающие закрепление за собой определенного способа исполнения того или иного музыкального исполнения (например, портаменто, стаккато или легато).

Перед тем, как научиться играть песню на пианино, следует обязательно изучить и научиться определять упомянутые выше термины.

Вне зависимости от выбранного способа обучения игре на пианино необходимо обязательно соблюдать три основных правила:

  1. Практика только после качественной проработки теории.
  2. Практика должна присутствовать часто и регулярно.
  3. Вдохновение имеет большое значение.

Ниже о каждом правиле рассматривается подробнее.

Практика после теории

Изучение теории

Изучение литературы часто не вызывает интереса среди людей, мечтающих научиться играть на пианино с нуля взрослому или ребенку. Однако этот этап следует пройти, чтобы перейти к следующему – практике.

Особенности теоретического ознакомления с игрой на пианино:

  1. Нотная грамота. Метод перенесения звуков на бумаги посредством специальных знаков. Грамота включает в себя изучение обозначения нот, темпа, существующих длительностей и др. Освоив эту информацию, ученик научится чтению с листа музыкальных произведений.
  2. Темп и ритм. Набор звуков не является музыкой. Только при выполнении определенного порядка исполнения звуков рождается музыка. Для нее характерен соответствующий ритм и темп, поэтому эти понятия имеют большое значение в обучении.
  3. Гармония. Механизм объединения между собой звуков, способствующий образованию красивой и приятной слуху мелодии. Здесь потребуется углубленное изучение видов тональности, звукорядов, интервалов, построения и последующего сочетания аккордов. Знания станут полезны при самостоятельном подборе аккомпанемента к мелодии, мелодии на слух, формировании аранжировки и др.

На пианино научиться играть мелодию вполне реально человеку уровня «чайника», но только при условии его старательности и ответственного отношения к процессу обучения.

Частая и регулярная практика

Определяясь с частотой и регулярностью практических занятий, правильнее будет организовать ежедневные недлительные уроки. Пусть это будут 15-минутные занятия, но они будут с максимально эффективной отдачей, чем 45 минут монотонной «безвкусной» игры. Если изучить произведения за 15 минут представляется невозможным для ученика, можно разделить его на несколько частей и качественно прорабатывать каждую из них.

Читайте также  Как развить музыкальный слух – для самоучек

Во время занятий важно, чтобы никто не мешал играть, не отвлекал. Ученик должен пребывать в хорошем настроении, спокойном состоянии.

Что входит в практические занятия:

  1. Разучивание мелодий по нотам. Достаточное владение основами нотной грамоты здесь имеет большое значение. Хорошо изучив данную информацию, следует приступать к разучиванию мелодий. Можно выбирать в интернете композиции, которые нравятся, находить их ноты и работать над ними.
  2. Совместная игра «с оркестром». Если пианино цифровое, то обычно присутствует функция «оркестровое сопровождение». Ее можно применять к определенным мелодиям и самостоятельно разучивать их, развивая и улучшая чувство темпа, ритма, способность играть в составе группы исполнителей.
  3. «Перекладывание» композиции в разные тональности. Когда гармонии будут освоены полностью, правильно будет усложнять занятия. Для этого хорошо подходит упражнение перевода композиций в разные тональности, подбора аккомпанемента, создания собственных аранжировок и др.

Рассуждая над вопросом: «Можно ли научиться играть на пианино?» важно понимать, что каждый день необходимо играть гаммы. Это упражнение является эффектным и благоприятствует тренировке пальцев и проработке тональностей.

Вдохновение

Как находить вдохновение

Как только чувство новизны пройдет, наступит настоящий труд, когда будет непросто продолжать заниматься, сохраняя прежний интерес и любознательность. Источниками вдохновения могут стать видео с любимыми исполнителями, музыкальные композиции, захватывающие дух, разучивание этих мелодий. Важно работать с тем, что вызывает восторг и интерес.

Когда ученик освоил композицию полностью, можно сыграть ее семье или друзьям. Мнение близких людей обычно подбадривает и вдохновляет на новые достижения.

Распространенные ошибки новичков

Опытные пианисты советуют новичкам не игнорировать следующие советы:

  1. Уйти от спешки. Это касается абсолютно всего – обучения теории, знакомства с инструментом, практических занятий и др. Конечно, хочется сразу начать работать с красивого и непростого произведения. Такой подход приведет к тому, что интерес к обучению игре на пианино пропадет сразу из-за отсутствия успехов и способностей. Начинать необходимо поэтапно с небольших и несложных композиций, а переходить на новый уровень только после полного освоения предыдущего.
  2. Отказаться от пропуска занятий. Если обучение происходит в домашних условиях самостоятельно, то это правило должно соблюдаться обязательно. Только при регулярных уроках можно добиться хороших результатов.
  3. Регулярность обязательна. Нельзя пропускать без уважительной причины занятия, надеясь, что получится все наверстать за один урок. Такой трюк здесь не пройдет. Только регулярные занятия приведут к желаемому результату, даже если они продолжаются 1 минут, но каждый день.
  4. Выбор качественной литературы для изучения теории. Можно отталкиваться от рекомендаций профессиональных пианистов, которые представлены в открытом доступе в интернете.

Рассматривая тему, как научиться играть на фортепиано, необходимо подвести итоговую черту. Итак, освоить самостоятельно этот инструмент вполне реально. Однако потребуется приложить силы, упорство и старательность.


Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?

Автор: Скуридина Ирина Алексеевна

Организация: МБУДО Монинская ДМШ

Населенный пункт: Московская область, Щёлковский район, г.п. Монино

Без изучения курса общего фортепиано – «обязательного»

немыслимо воспитание профессионального

музыканта любой специальности.

Предмет «Общее фортепиано» является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. Очевидно, что положение учащихся фортепианного и не фортепианных отделений детской музыкальной школы принципиально разнятся: обладая богатой палитрой звуковых выразительных возможностей, духовые и струнные инструменты ограничены в воспроизведении многоголосия. В этом смысле неоспоримы развивающие возможности фортепианного исполнительства. Применительно к предмету общее фортепиано это означает, в первую очередь, возможность для учащегося лично, в собственной исполнительской практике познакомится с огромными фактурными возможностями роли фортепиано с первых шагов обучения. Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов способствует расширению кругозора учащихся и позволяет значительно углубить общетеоретический и культурологический аспекты музыкального образования.

Поэтому фортепиано — это второй инструмент, которым овладевают юные трубачи скрипачи баянисты виолончелисты и т.д., не смотря на сложность процесса обучения, преподаватель находит способ увлечь детей игрой на фортепиано с помощью интересного репертуара.

Ученики выступают, солируют на фортепиано, играя в ансамбле, аккомпанируя своим товарищам.

Некоторые из них выступают в школьных концертах, детсадах, в общеобразовательных школах и в библиотеках.

Как известно предмет общее фортепиано является дополнительным предметом в учебном плане музыкальных школ и школ искусств.

Прохождение общего курса фортепианной игры должен содействовать поднятию общей культуры учащегося.

В свое время педагог Ленинградской консерватории Н.Н. Загорный впервые в музыкально — педагогической литературе сформулировал принципиальные основы специфики методики общего фортепиано. «Задачи», которые ставит повседневная жизнь музыканту той или иной специальности, являются отправной точкой в определении объема технической программы курса игры на фортепиано для музыканта – НЕ ПИАНИСТА.

Н. Н. Загорный называет круг задач, которые призваны решить курс общего фортепиано:

развитие фортепианной техники;

разучивание пьес разных стилей фактуры;

игра в ансамбле аккомпанементе;

Вышеуказанные задачи, остаются актуальными и в настоящее время. Условия для их решения не простые:

урок по 22,5 минуты или по 45 минут. (а к концу года ученик должен сыграть 2-3 небольших пьесы на различные штрихи и часто двумя руками).

Предмет общее фортепиано для учащихся других отделений вводится со второго класса. И так как в первый класс принимают детей с 6-7 лет, то возникает проблема возрастной психологии.

После первой встречи учащийся должен почувствовать, что преподаватель видит в нем достойного ученика, верит в перспективу занятий, невзирая на отсутствия дома инструмента и невозможность подготовки домашнего задания.

В первой беседе преподаватель может убедительно аргументировать необходимость обучения игре на фортепиано, как условия профессионального роста музыканта.

Учащийся должен иметь ясное представление о смысле занятий, цели предмета и путях ее достижения.

Разумеется, у каждого ученика усвоение материала происходит индивидуально и поэтому материал урока преподаватель может варьировать по своему усмотрению, необходимо только следовать тому, что усвоение нового должно быть на прочном закреплении предыдущего. Нельзя допускать музыкальное развитие скачками, так как тогда могут возникнуть трудности, преодолеть которые ученик не в состоянии, тем самым он потеряет интерес к занятиям, особенно, когда кончится донотный период и начнется игра по нотам.

Интересно ученику тогда, когда урок проходит в хорошем темпе, речь преподавателя яркая, образная, эмоциональная (у ребенка этого возраста преобладает образное мышление).

Надо сказать, что самое трудное и самое важное, чему преподаватель с первых же шагов должен учить ребенка – это слушать свою игру, не допускать резкой, грубой игры, прививать культуру исполнения. Преподаватель должен сразу учить ребенка исполнять маленькие пьесы цельно, музыкально, ученик должен понимать строение песенки, иметь понятие о фразе, предложении и цезуре.

Ученик подготовительного класса еще не имеет навыка самостоятельной работы, всю работу преподаватель с учеником выполняет на уроке. Но, надо с первых же шагов приучить его к обязательному выполнению домашнего задания, говоря ему: «А дома вспомни, что мы делали на уроке и сделай точно так же, но только упражняйся больше. Добейся, чтобы играть тебе было свободно, легко и удобно».

Тем самым мы постепенно приучаем его к систематической домашней работе и главное, к достижению результата работы, а это, в свою очередь, подогревает интерес к занятиям – ведь ребенку интересно только то, что получается и тогда ему хочется сделать еще большее. А это решает главную задачу – развить у ученика музыкальные способности и пианистические навыки.

Знакомство с учеником.

С первого же урока очень важно установить эмоциональный и психологический контакт с учеником, он должен почувствовать симпатию и доверие к учителю.

Главное на первом уроке – пробудить интерес к занятиям музыкой.

В заинтересованной, доверительной беседе учитель знакомится с учеником, при этом плавно переходит от интересов и умений ученика (любит ли рисовать, лепить, умеет ли он читать, писать и т.д.) к знакомству с музыкой и с фортепиано.

Знакомство с инструментом.

А) Объяснить происхождение слова – «фортепиано» (сыграть фрагмент Н. Филипп – «Колыбельная» — пиано, Р. Шуман – «Марш» — громко, бравурно).

Б) Познакомить с устройством инструмента, показать механизм возникновения звука, для чего нужны педали фортепиано.

В) Регистры. Установить связь: нижний регистр – толстые струны – грубый, низкий звук. Верхний регистр – струны становятся тоньше, а вверху совсем тонкие и звук совсем нежный, тонкий. Музыкальные примеры: В. Ребиков – «Медведь», А. Руббах – «Вальс».

Попутно проводим ассоциации с животными, ребенок фантазирует, какие животные могут ассоциироваться с теми или иным регистром.

Знакомство с клавиатурой.

обратить внимание на чередование двух и трех групп черных клавиш на клавиатуре. Исходя из этого, учим найти в группе двух черных клавиш, т.е. До, Ре, Ми;

устанавливаем, что ДО, Ре Ми могут быть как в верхнем так и в нижнем регистрах (отделяет регистры До – «пограничник» — первая и малая октавы);

Верхний регистр – регистр скрипичного ключа, нижний – басового (объяснение названия «скрипичный ключ», «басовый ключ»).

Знакомство с октавами.

Верхний регистр – 1-я, 2-я, 3-я и 4-я октавы.

Нижний регистр – малая, большая, контроктава и субконтроктава.

Знакомство с нотным станом.

Нумерация линеек, написание нот.

определение расстояния между стулом и инструментом;

определение высоты сидения;

положение корпуса и рук.

Постановка рук. Упражнение с мячом (можно взять вместо мяча небольшое яблоко) свободно без напряжения, обнимая мяч и, не изменяя форму, переносим руку на инструмент (выполнять попеременно правой и левой руками).

Упражнение обеспечивает естественное положение руки. Затем прикосновения на фортепиано 3-мпальцем правой и левой рук. Показ с помощью педагога, потом ученик выполняет самостоятельно.

На примере 2х-3х музыкальных фрагментов объяснить ученику, что музыка в пьесках то «бежит», а то «идет», а иногда «стоит» на месте.

Обратить внимание, что музыка длится по-разному, тем самым подвести ученика к объяснению длительности. Объяснение дать на наглядных примерах.

Заранее заготовить из картона 4 круга – целая, половинная, четвертная и восьмая.

Работая по такой программе, которая доступна каждому ребенку, независимо от музыкальной одаренности, он получает возможность реализовать свой творческий потенциал в доступной ему форме.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: