О российской рок-опере - OXFORDST.RU

О российской рок-опере

О российской рок-опере

Словосочетание звучит, пожалуй, привлекательно. Манит необычностью, необыденностью, непохожестью. Такие вот у него внутренние посылы. Может быть, это от понятий рок-музыка, рок-культура, которые сразу настраивают на «протестную волну».

Но если вдруг придётся погрузиться в глубины и сущность вопроса о рок-опере, то вдруг выясняется, что информации и собственно музыки не так много, а вот неопределённости и туманности наоборот хватает.

В первой пятёрке

Впервые сам термин появился в 60-е годы 20-го века в Европе, и связан с Питом Таундсеном (Англия), лидером рок-группы The Who. На обложке альбома «Томми» были начертаны слова – рок-опера.

Вообще ещё одна британская группа использовала это словосочетание раньше. Но поскольку альбом The Who имел хороший коммерческий успех, то вот Таундсену и отдали авторство.

Потом был «Иисус Христос – суперзвезда» Э.Уэббера, ещё один рок-оперный альбом The Who, а уже в 1975г. в СССР прозвучала своя рок-опера «Орфей и Эвридика» А. Журбина.

Правда, жанр своего произведения А.Журбин определил как зонг-оперу (песня-опера), но это исключительно потому, что слово рок в СССР, находилось под запретом. Такие вот были времена. Но факт остается фактом: четвертая по счету рок-опера родилась у нас. А пятёрку мировых рок-опер замкнула знаменитая «Стена» группы Pink Floyd.

Про ежа и про ужа…

Вспомним весёлую загадку: что получится, если скрестить… Вот и с рок-оперой примерно такая же ситуация. Потому что к 60-70 годы музыкальная история жанра оперы насчитывала 370 лет, а рок-музыка, как стиль едва ли существовала более 20.

Но видимо, рок-музыканты были очень смелыми ребятами, и брали в свои руки всё, что хорошо звучало. Вот и дошла очередь до самого консервативного и академического жанра: оперы. Потому что более далекие музыкальные явления, чем опера и рок-музыка трудно найти.

Сравним, в опере играет симфонический оркестр, поёт хор, иногда есть балет, певцы на сцене разыгрывают некое сценическое действо и всё это происходит в оперном театре.

А в рок-музыке – совершенно другой тип вокала (не академический). Электронный (микрофонный) звук, электрогитары, бас-гитара (изобретение рок-музыкантов), электронные клавиши (органы) и большая ударная установка. И вся рок-музыка рассчитана на большие, часто открытые пространства.

Действительно, трудно соединимые жанры и поэтому сложности сохраняются до сих пор.

Ты помнишь, как всё начиналось?

У композитора А. Журбина много сочинений академического плана (оперы, балеты, симфонии), но в 1974-75 годы 30-летний музыкант активно искал себя и решил попробовать свои силы в совершенном новом жанре.

Так появилась рок-опера «Орфей и Эвридика», поставленная в оперной студии при Ленинградской консерватории. Исполнителями стал ансамбль «Поющие гитары» и солисты – А. Асадуллин и И. Понаровская.

В качестве сюжета использован древнегреческий миф о легендарном певце Орфее и его возлюбленной Эвридике. Надо сразу отметить, что серьёзная сюжетная основа и качественный литературный текст станут характерными признаками будущих советских и российских рок-опер.

А. Рыбников и А. Градский свои произведения в этом жанре посвятили трагическим событиям в Чили 1973 года. Это «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (стихи П. Неруды в переводах П. Грушко) и «Стадион» – о судьбе чилийского певца Виктора Хары.

«Звезда» существует в виде винилового альбома, долго была в репертуаре Ленкома М.Захарова, снят музыкальный фильм. «Стадион» А.Градского тоже записан как альбом на двух CD.

А что происходит с российской рок-оперой?

Опять надо вспомнить про «ежа и про ужа» и констатировать факт, что создание репертуарной рок-оперы – дело, оказывается очень трудное и требует кроме всего прочего большого таланта от автора музыки.

Вот почему сегодня на сценах театров идут «старые» советские рок-оперы, включая ещё «Юнону и Авось» А. Рыбникова, которую можно назвать одной из лучших российских (советских) рок-опер.

В чём здесь дело? Рок-оперы сочиняют, с 90х г.г. их появилось почти 20, но опять же, в музыке должен, каким-то образом проявляться талант композитора. А вот этого-то пока и не происходит.

“Юнона и Авось” – Аллилуйя любви… Для чего мы на Землю попали?

Есть попытки создать рок-оперу на основе литературного жанра фэнтази, но фэнтази культура нацелена на ограниченный круг слушателей, да и по качеству музыки – есть вопросы.

В этом отношении показателен анекдотичный рок-факт: в 1995г. группа «Сектор Газа» сочинила и записала 40-минутную рок-панк-оперу «Кащей Бессмертный». А поскольку все музыкальные номера (кроме одного) – кавер-версии известных рок-композиций, то в сочетании с достойном уровнем записи, характерно-своеобразным вокалом исполнителя сочинение вызывает какой-то интерес. Но если бы не уличная лексика…

О работах мэтров

Э. Артемьев – композитор с прекрасной академической школой, электронная музыка, а потом и рок-музыка постоянно в сфере его интересов. Более 30 лет он работал над рок-оперой «Преступление и наказание» (по Ф. Достоевскому). В 2007 году опера закончена, но познакомиться с ней можно только в интернете на музыкальных сайтах. До постановки дело так и не дошло.

Э. Артемьев – “Преступление и наказание” – Соня: “С верой, любовью, с тихой надеждой…”

А. Градский, наконец, закончил масштабную рок-оперу «Мастер и Маргарита» (по М. Булгакову). В опере почти 60 персонажей, сделана аудиозапись. Но дальше просто детективная история: все знают, что опера закончена, известны имена исполнителей (много очень известных музыкальных людей), есть оценки музыки (но очень скупые), а в интернете «днём с огнём» нельзя найти даже фрагмента сочинения.

Меломаны утверждают, что запись «Мастера…» можно приобрести, но лично у маэстро Градского и на условиях, не способствующих популяризации произведения.

Подводя итоги, и немного о музыкальных рекордах

Рок-оперу часто путают с мюзиклом, а это не одно и то же. В мюзикле обычно есть диалоги и очень важно танцевальное (хореографическое) начало. В рок-опере – главными становятся вокальное и вокально-ансамблевое начало в сочетании со сценическим действием. Иначе говоря, необходимо, чтобы герои пели и действовали (что-то делали).

В России сегодня есть единственный театр Рок-оперы в Санкт-Петербурге, но своего помещения у него до сих пор нет. В основе репертуара – уже рок-оперная классика: «Орфей», «Юнона», «Иисус», 2 мюзикла А. Петрова и произведения В. Калле, музыкального руководителя театра. Если судить по названиям, то мюзиклы в репертуаре театра преобладают.

Есть интересные музыкальные рекорды, связанные с рок-оперой:

  • «Орфей и Эвридика» вошла в книгу рекордов Гиннеса, как сценическое произведение, сыгранное максимальное количество раз одним коллективом;
  • Б. Вивчаровский (С-Петербург) – единственный заслуженный артист РФ, получивший это звание за работу в рок-опере;
  • «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» – единственная рок-опера в России, существующая в трёх формах, принятых в мировой практике: альбом, спектакль, фильм;
  • в честь ленкомовского спектакля «Юнона и Авось» в 2011г. выпущена памятная серебряная монета 1 новозеландский доллар.

Оказывается, что создание и постановка рок-оперы сегодня – архисложное дело и поэтому у российских поклонников этого жанра, выбор не очень велик. Пока же остаётся признать, что российские (советские) 5 образцов рок-оперы есть, а дальше приходится ждать и надеяться.

Пять самых знаменитых российских рок-опер

8 июля 2013 11:52

«Юнона» и «Авось»

1981 год. Жизнь порой подкидывает сюжеты, которые не встретишь в самом заковыристом либретто. В 1806 году Николай Резанов, один из основателей Российско-Американской компании Николай Резанов приплыл с деловым визитом с Аляски в Сан-Франциско на парусниках «Юнона» и «Авось». И вроде все у него было: и статус, и дети (оставшиеся от умершей к тому времен супруги), но… Успешный 41-летний мужчина (сегодня его назвали бы «эффективным менеджером») как пацан влюбился в 16-летнюю Кончиту Аргуэльо – дочь губернатора Калифорнии.

Различия веры, протесты семьи девушки – ну разве это помеха для человека, который приплыл на край света? Влюбленные обручились и ждали только разрешения от Папы Римского. Резанов уехал в России разобраться с делами, но финал у истории получился трагический: он умер на постоялом дворе в Красноярске. Кончита, рассказывают, больше 30 лет отказывалась верить в его смерть. А убедившись, ушла в монастырь.

История заинтересовала сначала поэта Андрея Вознесенского. Его поэма легла в основу либретто, а музыку для спектакля написал Алексей Рыбников. Премьера состоялась 9 июля 1981 года. И с тех пор «Я тебя никогда не увижу» — чуть ли не главная наша песня о любви и разлуке.

«Стадион»

1985 год. Тандем Александра Градского и рок-поэтессы Маргариты Пушкиной (известной прежде всего текстами песен «Арии») создал рок-оперу, посвященную трагическим событиям начала 70-х годов в Чили. В основе либретто – судьба певца Виктора Хары, жестокого убитого сторонниками Пиночета (перед расстрелом ему раздробили кисти рук). Хотя сам Хара в спектакле не упоминается, любой «простой советский человек», конечно, понимает, о чем идет речь.

Читайте также  Известные хоры из опер верди

До сценической постановки оперы дело так и не дошло, так что поклонникам остается лишь наслаждаться записанной на «Мелодии» пластинкой. Подбор вокалистов – отменный. Кроме самого Градского в записи участвовали Алла Пугачева, Елена Камбурова, Андрей Макаревич, Александр Кутиков, Михаил Боярский, Александр Маршал… В общем, что ни трек – то праздник для слуха.

«Иисус Христос – суперзвезда»

Российский ремейк классического творения Эндрю Ллойда Вебера записан в 1992 году. Ни одна другая рок-опера не снискала такой скандальной славы. С момента создания шедевра (1970 года) не проходит, кажется и года, чтобы где-нибудь постановку не требовали запретить «оскорбленные» содержанием оперы верующие. Неудивительно, ведь главным проводником авторской идеи выступает Иуда, которому не нравится, что Христос из Сына Божьего превращается в кумира толпы – то есть как раз суперзвезду.

Сколько существует российских постановок этой рок-оперы, не знает, пожалуй, никто. Но только на студийной записи русской версии 1992 года собрался действительно звездный состав, где место нашлось и рокерам и, например, Сергею Минаеву (помните такого?), который исполнил роль Иуды. Христа доверили петь Михаилу Серышеву из группы «Мастер», которая тогда как раз записывала свои самые «сатанинские» альбомы. Кроме того, на записи можно услышать голоса Евгений Маргулиса (Ирод) и даже Валерия Кипелова (Симон Зелот). На сцене звездный состав так и не выступил, но пластинка вполне заслуживает места в фонотеке тех, кто не чурается отечественных интерпретаций мировой классики.

«Мастер и Маргарита»

2009 год. Еще одно творение Александра Градского, примечательное во многом тем, что его мало кто слышал. Пожалуй, только живой классик уровня Александра Борисовича мог себе такое позволить: работать над оперой с 1985 года, собрать звездный состав (Макаревич, Кобзон, Игорь Бутман, Олег Табаков, Максим Леонидов, Валерий Золотухин и даже Дживан Гаспарян) – и отказаться не только от идеи постановки, но даже от массового распространения диска. Поначалу проблема упиралась в авторские правда на роман, но даже когда этот вопрос решился, Градский решил издать рок-оперу в дорогом издании и незначительным, скорее даже подарочным, тиражом.

Те же, кому посчастливилось услышать «Мастера и Маргариту», отмечают, что слушать ее без либретто непросто: Александр Градский на правах хозяина спел сразу за Мастера, Иешуа, Воланда и Кота Бегемота. И порой не очень понятно, кто из героев поет в данный момент.

«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»

1976 год. Еще одно совместное творение коллектива «Ленкома» и Алексея Рыбникова. Одна из самых успешных отечественных рок-опер: спектакль шел на сцене «Ленкома» 17 сезонов, и за это время его показали 1050 раз.

А ведь могло получиться совсем иначе: Алексей Рыбников вспоминал, что спектакль только на стадии подготовки к премьере запрещали ставить 11 раз.

Основа либретто – кантата чилийского классика Пабло Неруды «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты». В оригинальном актерском составе – тот же дуэт, который через несколько лет составил главное противостояние в опере «Юнона» и «Авось»: Александр Абдулов в роли Мурьеты и Николай Карченцов в роли… Смерти.

Спектакль пытались экранизировать, а в 2008 Рыбников поставил «обновленную» версию с Дмитрием Колдуном и Светланой Светиковой в главных ролях.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

О Рок-опере Иисус Христос — Суперзвезда. Часть 2. В России

Продолжаем наше путешествие. В СССР рок-опера была запрещена, однако, это не мешало использовать музыку оттуда в качестве пасхалок. Например:

Гарри Бардин в 4й новелле использует музыку и намёки на рок-оперу.
Но Бардин на этом не остановился. В свой шедевральной Красной Шапочке волка разрывает под звуки из финальной сцены распятия Христа

А дальше интереснее.

в 1990 году, первыми в России рок-оперу ставят в Санкт-Петербурге (на самом деле нет, была ещё постановка 1989 в Ярославле в переводе Поляка). Театр Рок-опера.
Именно эту постановку отменили в Омске недавно. А теперь вот в чём фишка. РПЦ эту постановку поддерживает! В ней изменена концовка, а при переводе текст подстроили под писание, поэтому данная версия спектакля максимально религиозно. Вплоть до того, что Иисус воскресает, а также убрана Загробная ария Иуды. Активисты в Омске и правда были, но также был и факт плохой продажи билетов. Спектакли отменили, активистами бросили кость, все довольны.

На мой взгляд очень слабая постановка. Вокалисты неплохие, хотя поют бездумно. Хореография слабая, постановщиком выбрали видимо Тётю Валю из детского сада, потому что объяснить иначе, творящееся на сцене нельзя. Минусовки записали в 1990 на синтезаторе. Ну тогда это можно было понять, но в 2016 уже можно новые то сделать? Актёры лажают при построении мизансцен. И микрофоны в руках, чтобы «отдать дань памяти первой постановке». А то что они мешают всем, это мелочи.
Ария Иисусав исполнении Дяденистова. Неплохой Иисус, но в 2014 уже выглядел очень старым, да ещё и вместо фальцета скримил практически.

Едем дальше. 1992. Группа энтузиастов из рок сообщества решает записать свою версию. Они зовут Пугачёву, она отказывается, и вот тут они совершают роковую ошибку, они зовут Т. Анциферову, исполнительницу песни про Мишку в 1980. к 1992 она уже почти лишилась голоса, и без окровавленных ушей её слушать ужасно тяжело. В целом состав «Птиценской» версии (названа так по фамилии переводчика) был впечатляющий: Серышев (Мастер), Минаев (ну тот чувак с причёской микрофоном), Кипелов (Ария), Маргулис (Машина времени). Запись на любителя. Например, Минаев Иуда на мой взгляд шикарен. Серышев же играет истеричку из сельпо, а не Христа. Кипелов и Маргулис на уровне. Неплохой Пилат, слабый Кайфа. Очень сильно копируют оригинал не только манерой, но и переводом. Это значит, что слова подбирали схожие по звучанию и слогам. В связи с этим мы, порой, слышим какой-то бред. Минуса слабенькие. В целом, приличная версия.

В это же время появляется грандиозная, по тем меркам, постановка в театре им. Моссовета.

А также аудиозапись этой постановки 1994, с золотым составом. Постановка очень и очень отличается от оригинала. Перевод прекрасен, и смысл подаёт гораздо глубже, чем версия Райса. Но, зачем-то всунули кусок из Мастера и Маргариты, а именно допрос Иешуа Пилатом. Значительно расширена роль Мариии, это круто. Постановка сейчас смотрится немного нафталиново. А ещё, что очень важно. Впечатление от постановки очень сильно зависит от исполнителей.
На видео золотой состав найти почти невозможно. Есть одна клеенная запись ужасающего качества. Но есть вполне приличная версия 2007, кажется года. Везде она в сети лежит. Там Иисус Панфёров (весьма средний) и Иуда Ярёменко, вот его видео

Говорить об этой постановке можно долго, но если смотреть её сейчас, то мой выбор Иисус Вальц, Иуда Ярёменко, Мария Гусева или Макеева, Пилат Яцко или Бобровский, Ирод Смирнов (шикаааарен). Очень жаль, что из спектакля ушёл Матвейчук. Многим нравится Иисус Анохин, но как по мне за его шикарным вокалом ( который особенно шикарен в спектакле Джекил и Хайд) не скрывается актёрской игры. Остальные Иуды и Иисусы тоже неплохи. Мария Климова ужасна. Пилат Сторожик. очень странный, реально странный. Священники у нас столь замедленные, что пофиг кто поёт, всё равно часть под фанеру.
К слову, под фанеру только хоры и священники поют. Рекомендую увидеть, тем более, что хороший билет и за 500р можно взять.

Качество звука слабое в театре, минусовки оркестровые, но не айс местами, так как хоры записаны ещё в 1994. И вообще техническая составляющая натужна весьма. Будьте готовы)

Театр Стаса Намина. Да, в этом театре тоже есть такая постановка. В чём её отличие? Идёт на двух языках. Русский и английский. Отличный вокал и слабые актёры. На неё можно идти и слушать, но желательно не смотреть. Иуду играет Егоров из Эпидемии, ну как играет. играть он вообще не умеет. Но поют там классно, особенно хоры. Короче, это для тех кто любит ушами)

Ария Иуды от Лицкевича, самого приличного актёра в этом театре

Есть ещё группа постановок в городах (Орёл, Северск, Казань, Тамбов). Часть из них плагиатит 2000г фильм, и делают это так себе. Часть берёт концовку из Питерской версии. Одна, вот не помню сейчас какая, очень дикая. Это видеть просто надо.

Читайте также  Как стать музыкантом: простые стратегии достижения желаемой цели

В общем и целом, постановку в России любят, действительно любят. Даже на первого канале регулярно поют Арии оттуда. Дюжев, Билан, Пелагея, Гверцетели, Матвейчук. А то что там где-то и что-то запрещают. мне кажется ,это реклама от театра Рок-опера (Питер), ибо только они гастролируют, и только их вечно запрещают. В моём городе тоже их запрещали, но уже третий раз приезжают. Не кормите плохих актёров. Спасибо за внимание.

UPD. Все эти постановки есть тут https://vk.com/jc_superstar

Найдены дубликаты

Сообщество театралов

190 постов 918 подписчиков

Правила сообщества

— Мат ради мата (писать и употреблять можно, но не просто так, а по делу).

— личные оскорбления поощряются баном

— глупые посты без смысла тоже мимо.

В остальном всё разрешено. Особенно ваше мнение.

Иуду Минаев пел лучше всех.

П.С.; Из народного:

—Отрежем, отрежем, Маресьеву ногу!

— Не надо, не надо — я должен летать!

— Мне ваша гангрена внушает тревогу,

Готовьте же скальпель, пора начинать.

— Товарищ Мересьев, не надо ругаться,

Лягаться, кусаться и на йух всех слать,

А то вместо ног мы отрежем Вам яйца.

Давайте же скальпель! пора начинать!

— Эй, вы, алчные звери!

Отрезали ногу и унесли.

Эй, вы, кто там за дверью,

Ну, дайте, ну, дайте мои костыли!

— Отрежем мы ногу, отрежем другую!

— Не надо, не надо, я должен летать!

Надо же, сколько мимо меня прошло. Помню только народное: «Наш колхоз, наш колхоз

выполнил план по удою коз.»

У нас в Красноярске в 2003 году была постановка достаточно приличная, я на тот момент из русскоязычных интерпретаций слышал только с Минаев, Маргулис и прочая (собственно на мой взгляд слабая постановка в силу не цельности ее восприятия, радуют только не все исполнители, на мой взгляд конечно). А наша Красноярская в тот момент очень даже порадовала, жаль, что не прижилась, всего пару раз отыграли и усе.

По авторским наверное прикрыли?

ВК писали, что плохие продажи билетов на отменённую гастроль были вызваны, внезапно, подстроенным отсутствием билетов в кассах, где их предполагалось продавать.

ну, исходя из того как у нас на них ходят, я вполне поверю, что на них никто билет не купил

Да, блять. Консерваторию не кончал. Жалко.

Ответ на пост «Нужна ли нам культура?»

Нет, я всё таки не понимаю. Я уже 13 лет связан с театром. Из них 7 лет я директор сначала студии, а затем и театра (частного). Получается сооснователь с памперсов до попыток встать на ноги (сейчас).
И у меня такой вопрос. А чего это все театры считают, что они ДОЛЖНЫ спонсироваться и особенно, последнее время, об этом вопят частные театры. Ну т.е. это частный бизнес, ребят, какого лешего? Зачем вы позорите себя и профессию? Актёр, режиссёр рожица наёмная или свободная. Но так или иначе зависимая. Если вы получаете деньги от государства, то будьте добры работать по заказу государства. Если вас рецензируют или что-то запрещают в таком случае, то в чём проблема? Заказчик вот он.
Если вы работаете частно, то, добрый вечер. Сделали продукт, выпустили, продали. В обоих случаях вы отвечаете за качество спектакля. В обоих случаях вы можете провалиться (останется недовольно государство, или же зритель ходить бросит). Но этот путь театр выбирает сам. И если кормится с руки, то всегда должен понимать, что рука может и перестать кормить, ибо незачем.
В разгар ковида я не особо следил за коллегами, так как своих проблем хватало. Но точно знаю, что минимум два частных театра кричали о том, что «ИМЕЙТЕ СОВЕСТЬ, ПОМОГИТЕ ТЕАТРАМ!».
Не, я согласен, бизнесу было тяжело, бизнесу надо было помогать. Любому бизнесу, не только театру. Откуда эта вера в исключительность? Я знаю, что театральные ВУЗы любят вбивать это в голову, но у вас же и своя есть на плечах, не только чтобы есть.
И что сами главное. Государство помогает частникам грантами. Почти все ими пользуются. Вам чего ещё надо? Вы какую-такую роль то уникальную все несёте?
Поставил спектакль, продал билеты. Увидел реакцию. Всё. Я знаю, что каждый мой провал это удар по мне и моей репутации, по нашему театру, по нашим актёрам. Я знаю, что если сегодня не продадим N билетов, завтра будет лапу сосать. Это нормальная бизнес модель.
Нет же, каждому всё должны, каждый такой супер уникальный.

Конечно, это не абсолютно про всех. У некоторых шикарные спонсоры, а кто-то вынужден всё удешевлять за счёт работы своими руками (ваш покорный слуга), но чёрт-подери. Завязывайте уже ныть, учитесь работать. Ну ладно, актёры хлебушками из вузов выходят. им там рассказывают, что они все уникальные, а потом «Добро пожаловать в драматический театр имени Петухова». Но менеджеры, управленцы. Вы куда?

И да, я не против гос. спонсирования (хотя количество гос.театров в некоторых регионах можно и сократить), я против тех, кто создавая что-то своё, возможно, очень крутое, начинает просто ныть.

Особенности рок-опер в СССР и России

Зарождение

Предшественниками мюзикла были множество лёгких жанров, где смешались шоу варьете, балет и драматические интерлюдии. В сентябре 1866 года на сцене Нью-Йорка прошла постановка «Black Crook», где сплетались романтический балет, мелодрама и другие жанры. Именно она считается исходной точкой нового жанра. Музыкальной комедией охарактеризовал один из своих хитов «Хористка» английский продюсер Джордж Эдвардс [en] . Музыкальная комедия подразумевала лёгкое развлекательное представление, где важным был не сюжет, а скорее популярные вокальные номера в исполнении кумиров публики. Постановки Эдвардса снискали ошеломительный успех в Нью-Йорке, и до начала XX века моду в новом жанре диктовали английские представления.

Развитие в Америке

В годы, предшествующие Первой мировой войне, талантливые эмигранты Херберт, Фримль, Ромберг и другие дали импульс активному развитию мюзикла в Америке. В период 1920-х—30-х годов, с приходом новых американских композиторов Джерома Керна, Джорджа Гершвина, Коула Портера и других, мюзикл приобретает истинную американскую окраску. Усложнилось либретто, в ритмах стало заметно влияние джаза, рэгтайма, в песнях появились типичные американские обороты. Многие песни из мюзиклов стали музыкальной классикой. Значительно возросло актёрское мастерство певцов. В 1932 году композитор Гершвин впервые награждён Пулитцеровской премией за работу над мюзиклом «Я пою о тебе» [en] ».

Сцена из мюзикла «Оклахома!», 1943)

При совместной работе Роджерса и Хаммерстайна II появились такие постановки, как «Оклахома!» («Oklahoma!», (1943)), «Карусель» («Carousel», (1945))), «Юг Тихого океана» («South Pacific», 1949), отличавшиеся высоким уровнем драматургии. Они имели огромный успех у публики.

После Второй мировой войны фабула мюзиклов стала более серьёзной, появилась «Вестсайдская история» («Westside story», 1957) Леонарда Бернстайна. За основу постановки взята шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», при этом действие происходит в современном Нью-Йорке. Экспрессивность танцев обозначило растущее значение хореографии.

Дальнейшее развитие

В конце 1960-х годов под влиянием новых музыкальных стилей приходит новое понимание мюзикла как жанра. В спектакле «Волосы» («Hair», 1967) нашли отражение модные тогда идеи хиппи, тем самым постановка получила название «мюзикла первобытного американского лирического рока».

С 1970-х годов количество спектаклей сокращается, однако декорации и костюмы новых мюзиклов становятся более роскошными. Кардинальные изменения в понятие мюзикла преподнесла постановка «Иисус Христос — суперзвезда» («Jesus Christ Superstar», 1971) композитора Эндрю Ллойда Уэббера и либреттиста Тима Райса. Серьёзная тема мюзикла «Эвита» («Evita», 1978) доказала большой путь, который прошёл жанр за время своего развития.

Другое творение Уэббера, «Кошки» («Cats», 1981, по мотивам стихотворного цикла Т. С. Эллиота «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом»), представляет яркие запоминающиеся образы, пластичные и гибкие танцы, узнаваемые кошачьи интонации в музыке. Другим популярным произведением Уэббера стал мюзикл «Призрак Оперы» («The Phantom of the Opera»), совмещающий в себе черты детектива и триллера.

Мюзикл «Отверженные» в Queen’s Theatre (2017)

Англо-американская монополия мюзиклов прекратилась в 1985 году, когда на лондонской сцене состоялась премьера французской постановки «Отверженные» («Les Miserables») по мотивам одноимённого романа Виктора Гюго. Авторами являются композитор Клод Мишель Шонберг и либреттист Ален Бублиль. Высокий уровень мюзикла как жанра доказывает «Мисс Сайгон» («Miss Saigon»), осовремененная опера Пуччини «Мадам Баттерфляй».

Рок-о́пера (англ. rock opera) — опера в жанре рок-музыки. Возникла в конце 1960-х годов в США, является разновидностью мюзикла [1] .

Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.

Читайте также  Музыкальные интервалы для любителей сканвордов

Рок-оперы могут быть как единоразовой записью, так и постоянно действующим представлением с постоянным или меняющимся составом исполнителей. Часто для записи или живого исполнения рок-опер на главные роли приглашают солистов из известных групп. Наличие ролей и сюжета отличает рок-оперы от простого концептуального альбома.

Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником жанра и изобретателем самого термина «rock opera» считается Пит Таунсенд, лидер рок-группы The Who. Именно этот коллектив в 1969 году выпустил альбом «Томми» (Tommy), на обложке которого впервые значилось название нового жанра. Однако исторически первооткрывателями жанра может считаться британская группа The Pretty Things с концептуальным альбомом «S.F. Sorrow», записанным в 1967 и вышедшем в 1968 году, но не имевшем, в отличие от «Томми», оглушительного коммерческого успеха.

За рубежом

  • «S.F.Sorrow» (1968) — группа The Pretty Things
  • «Томми» (англ. Tommy, 1969) — группа The Who
  • «Иисус Христос — суперзвезда» (1971) — Эндрю Ллойд Уэббер, Тим Райс
  • «Квадрофения» (англ. Quadrophenia, 1973) — группа The Who
  • «Стена» (англ. The Wall, 1979) — группа Pink Floyd
  • «Freudiana» — Эрик Вульфсон
  • «Operation: Mindcrime» (1988) — группа Queensryche
  • «Streets: A Rock Opera» (1991) — группа Savatage
  • «The Final Experiment» (1994) — Ayreon
  • «Into the Electric Castle» (1998) — Ayreon
  • «Nostradamus (2001) — Николо Коцев
  • «Avantasia» (2001—2002) — Тобиас Саммет (Edguy)
  • «American Idiot» (2004) — Green Day
  • «The Human Equation» (2004) — Ayreon
  • «The Black Parade» (2006) — My Chemical Romance
  • «The Räuber» (2008) — Bonfire
  • «Nostradamus» (2008) — Judas Priest
  • «Рипо! Генетическая опера» (2008)
  • «She» (2008) — проект Caamora Клайва Нолан
  • «Equilibrio» (2008) — Xystus
  • «21st Century Breakdown» (2009) — Green Day
  • «Моцарт. Рок-опера » (2009) — Dove Attia et Albert Cohen
  • «Человек-паук: Погасить тьму» (2011) — Стэн Ли
  • «Lačplēsis» (2013) — группа Autobuss Debesis (Bus in the Sky)
  • «The Theory of Everything» (2013) — Ayreon
  • «Beloved Antichrist» (2018) — Therion

В СССР и России

Русскоязычные рок-оперы представлены рядом произведений советского периода:

  • «Орфей и Эвридика» (1975) Александра Журбина
  • «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1975) Алексея Рыбникова
  • «Юнона и Авось» (1980) Алексей Рыбников
  • «Фламандская легенда» (1982) Ромуальд Гринблат (театр «Рок-Опера»)
  • «Стадион» (1985), «Мастер и Маргарита» Александра Градского
  • «Алые паруса» (А. Богословский, записана ВИА «Музыка» в 1977 году)
  • «Улица» (1989) Владимира Преснякова-старшего
  • «Белая ворона» (рок-опера, комп. Геннадий Татарченко, один из исполнителей В. Леонтьев)

а также современными произведениями:

  • «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» Виктора Аргонова
  • «Русалочка» Виктора Аргонова
  • «Жанна д’Арк»
  • «Паганини»
  • «Кентервильское привидение»
  • «Царь-Девица»
  • «Ангел Мести» — Сергея Ефимова и Достоваловой Дарьи
  • «Эльфийская рукопись» (2004) — группа Эпидемия
  • «Эльфийская Рукопись: Сказание на все времена» (2007) — группа Эпидемия
  • «Парфюмер» (2007) — Игорь Демарин
  • «Мастер и Маргарита» (2009) — Александр Градский
  • «Дорога без возврата» (2009) — группа ESSE
  • «Последнее испытание» (2009) — Антон Круглов
  • «Ангел мести» (2010) — группа «Голос Неба»
  • «TODD» (2012—2013) — группа «Король и Шут»
  • «Сокровище Энии» (2014) — группа «Эпидемия»
  • «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (2016) — группа Power Tale
  • «Пугачев» (Рок-Синдром, Сергей Есенин) (2016) Рок-Синдром — «Пугачов — музыка бунтарей» на полный текст драматической поэмы Сергея Есенина «Пугачов», 1922 (через «О», согласно орфографическим правилам тех лет)
  • «Окситания» — проект Margenta в рамках проекта «Династия Посвящённых»
  • «Легенда Ксентарона» (2018) — группа «Эпидемия»
  • «Огненный Бог Марранов» (2019) — группа Power Tale

Особенности рок-опер в СССР и России

Алексей Рыбников позиционирует свои произведения как «современную оперу», Виктор Аргонов определил жанр своей оперы «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» как оперу в стиле техно. Вместе с тем, общей особенностью большинства перечисленных произведений является крупная форма, наличие как вокальных, так и речевых и инструментальных участков, философская и историческая направленность, связь с русскими классическими традициями (в особенности у Рыбникова и Артемьева).

В последнее время на территории России стали популярными фолк-рок-оперы, такие как оперы рок-ордена «Тампль» («Тампль», «Жанна д’Арк») и другие, а также по мотивам произведений фэнтези «Дорога без возврата».

Существенное отличие произведений советского периода заключается в широкой известности, которую они получили, тогда как современные произведения жанра являются камерными постановками, не способными обрести массовую аудиторию .Так, опера Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание» писалась автором почти 30 лет, но её выход в 2007 году на двойном CD-альбоме практически не был доступен широкому слушателю , несмотря на мировую известность автора.

Постановки в этом жанре, как правило, реализуются антрепризно или в театрах других направлений — драматических, в лучшем случае музыкальных. Единственный театр в нашей стране, специализирующийся на рок-операх, это Санкт-Петербургский театр «Рок-опера».

Уникальные черты, появление и история рок-оперы

Все хотя бы краем уха слышали о таком новом направлении в искусстве, как рок-опера. В этой статье мы расскажем об отличительных особенностях, возникновении и развитии российской и зарубежной рок-оперы.

Рок-опера — это опера, написанная автором или авторами в стиле рок-музыки. В целом, рок-оперы — музыкальные и сценические произведения, в которых эпизодами, исполняемыми вокалистами по ролям, раскрывается сюжет. При этом данные арии написаны в стиле рок, а на сцене вместе с исполнителями арий могут находиться гитаристы, клавишники и другие музыканты.

Рок-опера зачастую может быть и просто записью, и постоянно действующим представлением, которое имеет изменяющийся либо постоянный состав своих исполнителей. Использование проработанного сюжета и ролей — самое главное отличие рок-оперы от концептуального и обычного альбома. Очень часто для исполнения в живую или записи рок-оперы на важные роли берутся солисты из самых известных рок-групп.

Вообще, такой жанр, как «рок-опера» был упомянут в шестидесятых годах прошлого века. Родоначальником этого жанра и изобретателем словосочетания «rockopera» принято считать Пита Таунсенда, гитариста и лидера известной английской рок-группы The Who. Этот коллектив написал в 69 году альбом «Томми», а на обложке альбома впервые находилось название этого жанра. Но исторически изобретателями жанра можно считать британскую группу The Pretty Things, которая выпустила в свет свой альбом «S.F. Sorrow» в 1968-м, записанный в 1967-м, однако не сделавший, в отличие от выше упоминавшегося «Томми» группы The Who, такого оглушительного успеха.

Рыбников Алексей свое профессиональное творчество в жанре рок-оперы определяет как «современную оперу», а другой композитор Виктор Аргонов называет жанр рок-оперы своего авторства «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» произведением или оперой в стиле техно. Однако, общая черта большинства таких произведений — большой размер, присутствие в них и вокальных, и речевых участков, и инструментальных, философская и историческая составляющая, а в российских рок-операх — еще и связь с основными российскими традициями (особенно у вышеозначенных Рыбникова и Аргонова).

В последние годы в нашей стране получили популярность фолк-рок-оперы, такие как, «Тампль», «Жанна д’Арк» и т.п., и рок-опера , написанная по основным мотивам книг жанра фэнтези «Дорога без возврата».

Значительное отличие произведений в жанре рок-оперы времени Советского Союза — большая популярность, которую они получили, тогда как современные произведения этого жанра — сугубо адресные продукты, которые в большинстве своем не способны иметь коммерческий успех. Печальный пример — это рок-опера «Преступление и наказание» композитора Эдуарда Артемьева, которую автор писал почти три десятилетия, но выход её в 2007-м году был почти не замечен основной аудиторией при мировой известности автора.

Представления в данном жанре реализуются, в основном, антрепризно либо в театрах иных направлений — драматических или музыкальных. Единственным театром в нашей стране, специализирующимся на постановке рок-опер, можно упомянуть театр «Рок-опера» в Санкт-Петербурге.

Русскоязычные рок-оперы — это произведения времени Советского Союза: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Стадион», «Орфей и Эвридика» и «Юнона и Авось» Рыбникова, «Алые паруса» (записана в 1977 году вокально-инструментальным ансамблем «Музыка» и написана Богословским), а также более новые произведения: «Преступление и наказание», «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» и «Эльфийская рукопись» Артемьева, «Паганини», «Последнее испытание», «Жанна д’Арк», «Кентервильское привидение», «Царь-Девица», «Мастер и Маргарита» Градского, а также «Ангел Мести» Сергея Ефимова и Дарьи Достоваловой, молодых композиторов из Иркутской области.

Написать ответную статью

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: