Необыкновенные музыкальные способности - OXFORDST.RU

Необыкновенные музыкальные способности

«Листомания»: музыкальные способности делают человека сексуально привлекательным [Перевод], статья. Журнал «Stereo & Video»

Сохранить и прочитать потом —

Однажды снежным берлинским днем, через пару дней после рождества 1841 года, Франц Лист вышел на сцену концертного зала Berliner Singakademie. Он сел за рояль, и капельки пота стекали по его лбу. Тридцатилетний, в самом расцвете сил и на пике своих возможностей, он готовился дать волю мании. Однако не той относительно легкой форме музыкального помешательства (вроде «битломании»), но одержимости в полном смысле этого слова, помешательстве, способном словно яд поразить в самые сердца женщин Германии, Италии, Франции, Австрии и многих других стран.

Целиком используя свое тело — подвижные брови, неистовые руки и даже бедра — Лист напористо влился в «Фугу Е-минор» Генделя, с абсолютной уверенностью выдерживая идеальный темп, играя без нот, по памяти. Таким было начало феномена «Листомании»: присутствовавшие женщины буквально сошли с ума.

Они сражались за платочки и вельветовые перчатки, которые тот бросал в зал в конце выступления, делали браслеты из порванных струн рояля и состязались за право коснуться его длинных развевающихся волос, когда он выходил из концертного зала, как сказано в книге Алана Уокера «Франц Лист: Годы виртуоза».

«Один из лучших композиторов 19 века» Франц Лист в юности

На самом деле одержимость любыми, даже самыми ничтожными вещами, связанными с гениальным пианистом, была настолько сильна, что «Лист как-то раз кинул старый сигарный окурок на улице под пристальным взглядом придворной дамы, которая с трепетом подняла этот окурок из сточной канавы, соорудила для него специальный медальон, инкрустировала его бриллиантами, выложенными в форме букв «Ф.Л.», и занималась своими делами, не обращая внимания на жуткий запах, который медальон источал», как сказано в книге Уокера.

Немецкий критик Генрих Гейне, придумавший термин «Листомания», в своем описании парижского концертного сезона 1844 года подробнее рассказал о том, какой чарующий эффект музыкант производил на публику.

«Совершенно мистически воздействовало на них одно лишь его появление! — написал Гейне. — Насколько неистовы были аплодисменты, приветствующие его! Какое это было признание! Подлинное безумие, фурор, невиданный до сих пор».

Германия буквально сошла с ума по Листу. Но почему же? Такого рода одержимость редко направлена на классических музыкантов (традиционный оскал Бетховена и усыпляющие ноктюрны Шопена не могли конкурировать с харизмой и шармом Листа). Даже рокеры редко сталкивались с такого рода обожанием, за исключением, пожалуй, Джими Хендрикса, Мика Джаггера, Элвиса, и да — возможно, Гарри Стайлза из One Direction (он успел получить свою дозу женского белья на сцене). Однако Лист все равно удерживал особое место, будучи первым музыкантом в истории, всерьез взволновавшим многочисленные женские сердца.

Франц Лист в зрелом возрасте, приблизительно1860 год

«Он был восхитительным актером, обладал театральными талантами: вычурный, демонстративный пианист, и в то же время прекрасный импровизатор, — говорит Леон Ботштайн, музыкальный директор Американского Симфонического Оркестра. — Возможно, он был величайшим пианистом в истории».

Именно великолепие его мастерства — то, что древние греки назвали бы arête — предположительно стало основной причиной германской «Листомании». С точки зрения эволюции, Лист, благодаря своим талантам, выглядел идеальным партнером.

«Наличие у человека времени и ресурсов на совершенствование своих способностей делает его очень привлекательным в качестве потенциального партнера», — объяснил Петр Яната, профессор психологии в Университете Калифорнии, специализирующийся на нейронауке музыки. Суть заключения в том, что если «ты можешь заниматься собой и обуздать столь сложную стихию, как музыка, вероятно, ты в состоянии и позаботиться о партнере. В птичьих песнях, например, эта связь между качеством и сложностью песни и репродуктивной способностью особи вполне очевидна».

Самец камышовки в брачный период поет разными голосами, вставляя в свою песню фрагменты из трелей других птиц

Чарльз Дарвин предположил, что способность к музыке показывала высокую репродуктивность не только у птиц, но и у людей. «Музыкальные ноты и ритмы, — писал он в «The Descent of Man», — были впервые получены прародителями человеческих мужчин и женщин с целью очарования противоположного пола».

В течение 140 лет исследования не могли доказать теорию Дарвина, но недавняя работа Бенджамина Д. Чарльтона подтвердила, что «музыка — это продукт сексуальной селекции подходящего партнера».

Однако результаты имеют несколько нюансов.

Чарльтон с коллегами обнаружили, что женщины в середине менструального цикла (максимально фертильные) считали, что мужчины с хорошими способностями к музыке обладали более приятными генами, чем те, кто к музыке отношения не имел, и в итоге предпочитали первых в качестве партнеров. В исследовании участвовали 1 465 женщин: все они слушали четыре разных фортепианных композиции, при этом каждая последующая была сложнее предыдущей, и после прослушивания должны были ответить, какой композитор им больше всего приглянулся.Женщины, которые не были на пике цикла, не выказывали особых предпочтений, но те, у которых прослушивание выпало на 6-14 день репродуктивного цикла, единодушно предпочитали композитора наиболее сложной мелодии.

Очевидно, предпочтение достаточно краткосрочное, подразумевающее, что женщины как можно скорее хотели бы заполучить гены талантливого музыканта, но это не было бы необходимым фактором для долгосрочных отношений. Другими словами, способность к музыке является скорее преимуществом для ветреного ловеласа, чем для сторонника серьезных отношений.

Получается, что благодаря эволюции виртуозное владение скрипкой приравнивается к дорогому костюму или высокооплачиваемой работе. Глядя на выступление виртуоза-скрипача Дэвида Гарретта и на реакцию женщин из зала, с этим утверждением трудно поспорить.

В раннем исследовании журнала «Evolution and Human Behavior» сказано, что женщины стараются располагаться поближе к сцене на концертах классической музыки, чем мужчины. Также они садились ближе к музыкантам, которые, по мнению исследователей, обладали самыми высокими навыками игры.

Но если музыка оказывает настолько сильное влияние на секс и любовь — интересно, каково ее влияние на отношения в целом? И если привлекательность можно определить по столь случайному признаку, как способность к музыке, есть ли вообще смысл в таких качествах, как доброта, верность, надежность, этичность? Способность к музыке, как выяснилось, может быть неплохим маркером и для выявления прочих черт характера человека. Все потому, что выбирая себе партнера, мы склонны к выводам, основанным на мелких деталях, которые в большинстве случаев оказываются верны. Эта концепция была впервые представлена Малькольмом Гладуэллом в его книге «Blink».

Малкольм Гладуэлл — канадский журналист, доктор филологии Университета Ватерлоо и автор популярных книг

Может показаться наивным, что такие незначительные на первый взгляд вещи, как способность к музыке или музыкальные предпочтения, могут настолько серьезно повлиять на отношения, однако именно эти факторы позволяют гораздо быстрее проявить себя и оценить, подходите ли вы друг другу. Для того, чтобы стать великим музыкантом, необходимо время, ресурсы, упорство, фокус и множество других черт. Потому у талантливого музыканта автоматически отпадает потребность доказывать наличие у себя всех этих характеристик.

Музыкальный вкус настолько же информативен. Возьмем, к примеру, вопрос: «Какую музыку предпочитаешь?». Он достаточно невинный, как кажется поначалу, но на самом деле — очень глубокий и информативный.

Если, например, собеседник ответит, что его любимая группа — Vampire Weekend, вы наверняка подумаете, что он неплохо образован, у него стабильный доход, слегка буржуазный стиль жизни, он приверженец либеральных взглядов и легкого конформизма, вероятно, городской житель, и так далее (или же человек хочет произвести на вас впечатление и потому называет инди-группу Эзры Кёнига). А если бы ответ был — Тим МакГроу, в вашей голове сложился бы образ деревенского паренька, скорее всего, политически консервативного.

Vampire Weekend — американская инди-рок-группа

Это, конечно же, не истина в последней инстанции: думаю, где-то в Лондоне живет атеист-физик с тремя докторскими степенями, расслабляющийся под Тима МакГроу и Брэда Пейсли, но что поделать? Большинство неосознанно полагаются на эти маркеры. Исследование в Университете Техаса подтверждает данные выводы и показывает, что музыкальный вкус достаточно сильно коррелирует с политическими предпочтениями, словарным запасом и даже подвижностью человека.

В отличие от других форм искусства, таких, как литература или кино, в которых каждый должен пройти весь путь героя от начала до конца, музыка работает быстро и эффективно. Потому достойный музыкант имеет преимущество — получить мгновенный доступ к чувствам своей публики c первых сыгранных им нот.

Сначала Гейне, немецкий критик, считал, что «Листомания» может быть связана с немецкой политической средой того времени: музыка Листа давала выход фрустрации людей. Но после он сменил мнение. «Я ошибался, — написал он в своей рецензии на концерт 1844 года. — Это была не немецкая-берлинская сентиментальная, льстивая публика, перед которой в одиночку играл Лист».

Теперь он полагал, что бурные аплодисменты публики, ее чисто физический экстаз, были связаны не с внешними социополитическими условиями, но с чем-то вне тела, и описал это как некий «электрический эффект демонической природы», захвативший слушателей.

Другой рецензент описал свои впечатления от любимой завершающей композиции Листа, Grand Gallop Chromatique, в выпуске Konigliche Preussische Staats- Kriegs- und Friedenszeitung (Королевской прусской городской газеты) от марта 1842 года. Он пришел к аналогичному выводу, написав, что «посетители пришли в неистовый экстаз от забивающих их нервные системы раздражителей».

Видеозапись Grand Gallop Chromatique венгерского пианиста Дьердя Цифры, отличавшегося виртуозным и необыкновенно эмоциональным исполнением произведений Листа.

Читайте также  Как выбрать электрогитару: советы для начинающих музыкантов

Однако в современном мире считать, что романтическая сила музыки вызвана бешеным ритмом или нейрологическим «электрическим эффектом», будоражащим мозг присутствующих, как сказал Ботштайн, было бы «нонсенсом». Вероятно, основная причина необычайной привлекательности людей, мастерски владеющих музыкальными инструментами в том, что данный навык достаточно быстро и точно демонстрирует и другие положительные (в эволюционном смысле) качества личности.

Лист был известен прекрасной импровизацией, способностью провести свою аудиторию сквозь историю, создавая персонажей с помощью уникальных музыкальных фигур. Но его поклонников волновало не только его виртуозное музицирование, но и последовательно напрашивающийся вывод о высокой репродуктивной способности маэстро. Бесспорно, многие современные музыканты это осознают, но Франц Лист, вероятно, был первым наглядным примером того, до чего же привлекательными могут быть музыканты!

И конечно, нельзя недооценивать силу волос.

9. Музыкальные способности

9. Музыкальные способности

Часто высказывалось предположение о том, что у африканцев хорошие музыкальные способности и особенно выражено чувство ритма. Кажется, это было впервые сказано в XIV в. арабским автором Ибн Бутланом, который писал, что если бы африканцу «привелось упасть с неба на землю, он отбивал бы такт, падая вниз» (Lewis; 1990, с. 94). Музыкальные способности связаны с интеллектом, так что интересно посмотреть, имеют ли африканцы хорошие музыкальные способности, часто им приписываемые, или же у них слабые музыкальные способности в соответствии с низкими оценками IQ, получаемыми ими в тестах интеллекта.

Музыкальные способности измеряются простыми тестами, такими как распознавание изменения высоты тона (нужно определить, выше или ниже один тон другого; в первых пробах различие между тонами велико, но постепенно тоны становятся ближе друг к другу, пока не станет крайне сложно определить, который выше); музыкальная память (мелодия играется дважды, и при втором исполнении одна нота изменяется; задача состоит в том, чтобы определить, какая нота изменилась); анализ аккорда (определение количества нот в аккорде) и чувство ритма (играются два музыкальных произведения, и нужно определить, в одном или в разных ритмах). Связь между интеллектом и музыкальными способностями была показана в двух исследованиях, выполненных Линном, Вильсоном и Голтом (Lynn, Wilson, Gault; 1986). В первом исследовании группе 10-летних детей (n = 217) представляли ряд тестов на рассуждение, словарные способности, визуализацию и скорость восприятия вместе с четырьмя тестами музыкальных способностей (высота тона, музыкальная память, анализ аккорда и чувство ритма). Все тесты были положительно интеркоррелированы и имели нагрузки по первой главной компоненте как мере общего интеллекта (фактор g). Нагрузки четырех музыкальных тестов лежали в пределах от 0,45 (аккорды) до 0,59 (ритм). Это показывает, что музыкальные тесты являются мерой фактора g. Во втором исследовании 93 испытуемым 9–11-летнего возраста предлагали три теста музыкальных способностей (изменение тона, анализ аккорда и музыкальная память) вместе со стандартными прогрессивными матрицами как мерой фактора g. Три музыкальных теста имели значимые корреляции с прогрессивными матрицами: 0,27, 0,40 и 0,37 соответственно. Это подтверждает, что музыкальные способности связаны с интеллектом. Новые свидетельства этой связи были представлены Кэрролом (Carroll; 1993).

Исследования музыкальных способностей афроамериканцев проводились, но они малоизвестны, так как не были обобщены в базовых учебниках по интеллекту, например у Броди (Brody; 1992), или Макинтоша (Mackintosh; 1998), или же в специальных учебниках по расовым различиям в интеллекте, таких как Лоелина, Линдзи и Спулера (Loehlin, Lindzey, Spuhler; 1975) или Дженсена (Jensen; 1980, 1998). Общий вывод из этих исследований: афроамериканцы хуже европейцев выполняют тесты музыкальных способностей на различение высоты, различение тона и музыкальную память, но получают примерно одинаковые с европейцами оценки в тестах чувства ритма. Чтобы выявить эту структуру музыкальных способностей, результаты исследований были сгруппированы так, чтобы получить музыкальный коэффициент (MQ), выведенный из тестов музыкальных способностей, за исключением чувства ритма, и ритмовый коэффициент (RQ). Результаты этих исследований приведены в Таблице 4.8.

Музыкальный (MQ) и ритмовый (RQ) коэффициенты афроамериканцев

В строке 1 приведены результаты тестирования большой группы афроамериканцев в Северной Каролине, Южной Каролине и Виржинии с помощью теста Сишора. По данным тестирования был вычислен MQ (музыкальный коэффициент) в 90 баллов и более высокий RQ (ритмовый коэффициент) в 106 баллов. В строке 2 представлены результаты сравнения 272 европейцев и 288 афроамериканцев, обучавшихся в колледжах штата Теннесси, они вновь показывают, что европейцы получают более высокие оценки в тестах общих музыкальных способностей (высота, тон, интенсивность, время звучания, гармония (consonance) и общая музыкальная память), но афроамериканцы получили более высокую оценку RQ (ритмовый коэффициент) – 102 балла. В строке 3 представлены результаты обследования выборки из бедного пригорода Вашингтона, округ Колумбия, выявившего MQ 83 и RQ 96 баллов. В строке 4 приведены результаты для группы афроамериканцев возраста 5–8 лет из Рочестера в штате Нью-Йорк: MQ в 89 и RQ в 104 балла. В строке 5 даны результаты тестирования выборки 18-летних афроамериканцев (старшеклассников средней школы в основном из Техаса, но некоторые были из Иллинойса и Рочестера штата Нью-Йорк), получен MQ в 86 (по тестам тональной памяти и различения высоты тона) и RQ в 100 баллов. Группой сравнения были европеоиды (n = 541), посещавшие те же школы. Все исследования показывают, что у афроамериканцев ритмовый IQ существенно выше общего музыкального IQ – примерно на 15 баллов. По-видимому, музыкальные способности африканцев не изменились примерно за полувековой период с 1920-х до конца 1970-х гг., в который проводились исследования. Сравнительно хорошее чувство ритма африканцев выражено в их музыке, в которой часто присутствует сильный ритмический элемент. Это особенно заметно в гимнах, исполняемых конгрегациями в африканских и афроамериканских церквях. Также это проявляется в джазе, который первоначально был создан афроамериканцами в Новом Орлеане в первые годы двадцатого столетия, и в развившемся из него впоследствии направлении «свинг», с его сильно синкопированными ритмами.

Несколько близнецовых исследований показали, что музыкальные способности имеют генетическую основу. Например, Ванденберг (Vandenberg; 1962), изучавший наследуемость «ритмовой способности», оцененной по корреляциям 33 пар однояйцовых и 43 пар разнояйцовых близнецов одного пола, вычислил уровень наследуемости в 0,52 (без поправки на ошибку измерения). При такой величине наследуемости представляется вероятным, что слабые музыкальные способности и высокая ритмовая способность африканцев имеют некоторое генетическое основание.

Слабые музыкальные способности африканцев, за исключением их выраженного чувства ритма, согласуются с их в целом скромными достижениями в классической музыке. Нет африканцев – композиторов, дирижеров или музыкантов первого ранга, нечасто можно увидеть африканских исполнителей и в ведущих симфонических оркестрах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ Муравей обладает не только ощущениями, но и рассудком, разумом, памятью. Цицерон. О природе богов Я отметил, сколь счастливо, кажется, живут вместе члены одного сообщества. Высшая гармония царит повсюду.

12. Навигационные способности птиц

12. Навигационные способности птиц Открытие способности птиц ориентироваться по солнцу изумило ученых, но то, что во время ночных пролетов птицы ориентируются по звездам, буквально потрясло их. Это было доказано через несколько лет после открытия Крамера молодыми

Интеллектуальные способности

Интеллектуальные способности При исследовании поведения человека мы прежде всего исходим из того, что принято называть интеллектуальностью. Измерение интеллектуальности, как правило, выполняется посредством самых различных тестов. И хотя подобного рода тесты не могут

Неиспользованные способности

Неиспользованные способности Несмотря на серьезные недостатки, изучение коэффициента интеллектуальности все же позволяет сделать предварительное заключение. Нас интересуют два вопроса. Во-первых, есть ли связь между коэффициентами интеллектуальности и генетическими

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ НЕОБЫКНОВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ ОБЫКНОВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ НЕОБЫКНОВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ ОБЫКНОВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ Введение к первой части ПОЧЕМУ НА ЗАГАДОЧНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЖИВОТНЫХ НЕ ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЯ В настоящее время биологи-практики руководствуются механистической теорией жизни, в которой животные и растения

Поразительные способности восприятия у животных

Поразительные способности восприятия у животных Очень многие животные, хотя и далеко не все, обитают в определенных, иногда весьма ограниченных областях земного шара. Горные козлы, например, живут только высоко в горах, жизнь белок в основном проходит в ветвях деревьев, а

От чувствительности к способности ощущать?

От чувствительности к способности ощущать? Давайте же, наконец, начнем наше путешествие. Мать-природа (или, как мы ее называем сегодня, процесс эволюции путем естественного отбора), вовсе не обладая даром предвидения, постепенно произвела на свет способных предвидеть

Поиск способности ощущать: отчет о достигнутых результатах

Поиск способности ощущать: отчет о достигнутых результатах Мы постепенно добавляли составные части в наш рецепт разума. Имеем ли мы уже все необходимые ингредиенты для способности ощущать? Безусловно, многие из описанных нами животных в своем обычном поведении с

Органы чувств и сенсорные способности

Органы чувств и сенсорные способности Большой интерес для познания психической деятельности низших многоклеточных беспозвоночных представляет устройство и функционирование их органов чувств, представленных также весьма различными образованиями в соответствии с

Сенсорные способности, таксисы

Сенсорные способности, таксисы Специфические условия, в которых живут насекомые, далеко идущее приспособление двигательной активности при обилии и разнообразии качественно весьма различных агентов среды, управляющих их поведением, — все это обусловило появление у

4. Развитие способности предсказывать последствия

4. Развитие способности предсказывать последствия Все, что мы знаем о материальном мире, включая все, что мы знаем о собственном теле, идет от нашего мозга. В первой части этой книги я показал, что мозг не просто пассивно передает нам сведения, как какой-нибудь телевизор.

Читайте также  Зарубежная музыка начала 20 века

СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДИКИХ ЛЮДЕЙ

СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДИКИХ ЛЮДЕЙ Кроме телесной и физиологической перестройки организма у диких людей под давлением изменившихся условий существования начинают развиваться новые психосенсорные адаптации. Как показали наблюдения, снежный человек ощущает

3. Имеющиеся и утерянные способности

3. Имеющиеся и утерянные способности Непосредственный обмен информациейТо, что личность и комендант при жизни тела свободны и что массу информации комендант получает посредством личности, имеет очень важные последствия для тела — если личность убедит коменданта, что

9. Музыкальные способности

9. Музыкальные способности Часто высказывалось предположение о том, что у африканцев хорошие музыкальные способности и особенно выражено чувство ритма. Кажется, это было впервые сказано в XIV в. арабским автором Ибн Бутланом, который писал, что если бы африканцу

«Знаете ли вы, что…» — интересные музыкальные факты

Музыка – это что-то необыкновенное, волшебное, завораживающее. Нам порой кажется, что она очень проста, но на самом деле музыка — одна из наиболее сложных и восхитительных вещей во вселенной. Она построена на математических принципах, она подчиняется законам физики, она влияет на головной мозг человека, излечивая его или разрушая. Музыка – это отдельный мир, в который каждый из нас погружается ежедневно. Этот мир удивителен и интересен. С ним связано много невероятных фактов, о которых и пойдет речь дальше.

Факты из мира классической музыки

  1. Мировой композитор Сергей Васильевич Рахманинов обладал уникальной особенностью – наибольшим охватом клавиш. Так, он мог охватить сразу 12 белых клавиш, а левой рукой абсолютно свободно брал аккорд «до-ми/бемоль-соль-до-соль». Его руки настолько были красивы, что папарацци в своей статье под фото Рахманинова сделали такую подпись: «Руки, которые стоят миллион!».
  2. Колыбельные песни благоприятно воздействуют на ребенка: они успокаивают, создают комфортный эмоциональный фон, приводят в равновесие.
  3. Композиции Вивальди, Бетховена (2-я часть 6-й симфонии), Брамса («Колыбельная»), Шуберта («Аве Мария»), Дебюсси («Свет луны») помогают избавиться от страха и излишней тревожности, вызывают ощущение безопасности.
  4. Правильно подобранные классические произведения способны уменьшать раздражительность, нервное возбуждение и агрессивность. Поэтому классика часто используется в музыкотерапии.
  5. Музыка Моцарта способствует уменьшению частоты эпилептических припадков у больных.
  6. Произведения Моцарта улучшают функциональность головного мозга человека. Исследователи назвали эту способность произведений композитора «Эффектом Моцарта».
  7. Уникальные способности Моцарта к музыке начали проявляться, когда ему было всего 3 года. Тогда легендарный композитор, играя на клавесине, сочинял различные созвучия и наигрывал мелодии из пьес, услышанные ранее.
  8. Бетховен создавал музыку, будучи глухим. Однако слух у него исчезал постепенно на протяжении нескольких лет. Отсутствие слуха не стало причиной отказа Бетховена от любимого дела.
  9. Бах после неудачной операции по удалению катаракты полностью ослеп, но это не мешало ему продолжать творить необыкновенные музыкальные композиции.
  10. Антонио Вивальди мог бы и не стать великим композитором. В подростковом возрасте (в 15 лет) он принял сан священника. Но он настолько страстно увлекался музыкой, что так и не смог стать полноценным священнослужителем. Поговаривают, что во время службы Вивальди часто убегал в ризницу, дабы записать мелодии, пришедшие ему в голову.
  11. Бетховен, прежде чем приступить к сочинению композиций, погружал голову в таз с не просто холодной, а ледяной водой.
  12. Пауль Витгенштейн, австрийский пианист, в Первой Мировой войне потерял правую руку. Однако это не помешало ему возобновить концертную карьеру. Он так ловко научился музицировать левой рукой, что добился исключительного мастерства. При этом играл он композиции, сложные даже для музыкантов с двумя руками.
  13. Растения любят классическую музыку – цветы растут быстрее, если им регулярно ставить классику. А вот от тяжелой музыки (рок, металл, рэп) растения погибают.
  14. Если коровам регулярно включать успокаивающую классическую музыку, удой молока значительно увеличится.
  15. У музыкантов слух развит намного лучше, чем у людей без музыкального образования.

Другие интересные факты из мира музыки

  1. Всемирно известная песня «Happy Birthday to You» по сегодня находится под защитой авторских прав. Исполнять ее в семейном или дружеском кругу можно, а вот коммерческое исполнение (например, в кино, поздравительной музыкальной открытке) запрещено, если, конечно, не было уплачено отчисление компании-владельцу прав на нее.
  2. Музыка улучшает выносливость человека, если слушать ее во время занятий спортом.
  3. Ни один участник легендарной музыкальной группы «Битлз» не знал нотной грамоты.
  4. Биение сердца подстраивается под ритм прослушиваемой музыки.
  5. Известный изобретатель гитар Telecaster and the Stratocaster Лео Фендер совершенно не умел играть на этих инструментах.
  6. В 2001 году в Хальберштадте (Германия) начался самый продолжительный в мире концерт органной музыки, который должен закончиться в 2640 году.
  7. Известный всему миру кумир миллионов Элвис Пресли за свою музыкальную карьеру не сочинил ни одной песни.
  8. Исследователи доказали, что слишком громкая музыка провоцирует желание употреблять алкоголь.
  9. Музыканты из группы «Metallica» настолько суровы, что не побоялись отыграть концерт в Антарктике. Таким образом, эта группа стала единственной, которая играла на всех 7 континентах нашей планеты.
  10. Самый быстрый репер может прочитать 23 слога в секунду. Однако в Книгу рекордов парень так и не попал, поскольку для этого нужно читать рэп на английском языке.
  11. В исламских странах свист считают «музыкой дьявола».
  12. Самую низкую ноту в 0,393 Гц пропел Роджер Менис в 2010 году и был занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Но парадокс заключается в том, что человек не способен слышать звуки ниже 18 Гц.
  13. Удивительно, но в средние века из городских поселений крыс выманивали игрой на дудочке. Даже профессия такая была – дудочник-крысолов.
  14. Музыка способна улучшить память, внимание, развить творческие способности человека.
  15. В Японии есть музыкальные дороги. Это участки трассы с бороздками разной глубины, расположенными на расстоянии друг от друга. Проезжая на определенной скорости по этому участку, вибрация от колес, попадающих в бороздки, перемещается в салон, где превращается в мелодию.

В мире музыки еще много удивительного. Изучайте его с удовольствием!

Музыкальные способности и их развитие

  • Родителям-интересно почитать (7)
  • Сценарии (5)
  • Курс лекций по методике обучения игре на фортепиано (14)
  • Методическая копилка (5)
  • Мои публикации (2)

Музыкальные способности и их развитие

Способности, необходимые для обучения фортепианной игре.

Обучение фортепианной игре требует целого комплекса различных способностей. Важна, разумеется, предрасположенность к занятию искусством — склонность мыслить художественными образами, наличие творческой фантазии в этой области. Надо обладать музыкальными способностями — так называемой музыкальностью, музыкальным слухом и ритмом, музыкальной памятью. Для успеха обучения именно игре на фортепиано важны специально исполнительские пианистические способности.

Определение музыкальных данных.

Для того, чтобы успешно развивать музыкальные способности, надо составить е них достаточно полное суждение. У педагога, если он имеет дело даже с неиграющими детьми, есть средство для более глубокого выявления музыкальных способностей: исполнение ребёнком песенок. Пение обнаруживает слух и ритмическое чувство. Для уточнения представления о слухе и ритме можно предложить дополнительные задания на воспроизведение голосом интервалов, разложенных аккордов и небольших мелодических отрывков. Желательно, чтобы ребёнок при воспроизведении задания голосом делал те же оттенки, что и экзаменатор: по тому, насколько ему удаётся этого достигнуть, отчасти можно судить о его музыкальности. При помощи специально подобранных ритмически-характерных мелодических отрывков можно выявлять и ритм поступающего.

Особую трудность представляет выявление музыкальных данных у детей, плохо владеющих голосом. В этих случаях при определении слуха имеет значение выбор удобного для ребёнка регистра, в котором ему легче более чисто интонировать. Для того, чтобы поступающий чувствовал себя непринужденно, желательно сделать возможно менее официальной обстановку испытаний. Они должны проходить в атмосфере деловой, но не наводящей на детей страх. О способностях играющих детей можно судить по тому, как они подбирают, транспонируют известные им отрывки и, прежде всего, по их исполнению.

Музыкальность.

Музыкальным следует считать человека, чувствующего красоту в выразительность музыки, способного воспринимать в звуках произведения определённое художественное содержание, а если он исполнитель, то и воспроизводить это содержание. Порой педагоги преждевременно, без проведения соответствующей работы, объявляют ученика «немузыкальным» и «ставят крест» на нём. Опыт хороших педагогов свидетельствует о том, что тщательная и умелая работа с учениками, казавшимися сначала немузыкальным, нередко даёт весьма плодотворные результаты. Необходимо возможно более «музыкально» проводить занятия. Надо воспитывать на художественном материале, уметь ярко и всесторонне раскрывать содержание изучаемого произведения.

Музыкальный слух и ритм.

Существует, как известно, абсолютный и относительный слух. Понятие «абсолютный» в применении к слуху, в сущности говоря, относительно. Наличие абсолютного слуха нередко указывает на общую музыкальную одарённость. Проявляется он обычно в начале музыкального обучения.

Обладать абсолютным слухом для пианиста полезно, но не обязательно. Зато ему совершенно необходимо иметь хороший относительньтй слух, дающий возможность различать соотношения звуков по высоте, взятых одновременно и последовательно. Необходимо добиться прежде всего, чтобы вся работа за инструментом протекала при неустанном контроле слуха. Нередко ученики почти не следят за слухом на первом этапе изучения произведения. Объясняется это тем, что внимание их, а иногда и неопытного педагога, всецело поглощается «нотами», ритмом и «пальцами».

Для развития слуха важно приучать слушать ткань произведения дифференцированно – улавливать различные голоса, мелодические и гармонические обороты и т.д., в отношении весьма важного для исполнителя мелодического слуха можно добавить, что его успешному развитию способствует систематическая работа над мелодиями различных типов и различной протяженности. Внутренний слух естественным путём развивается в процессе правильно протекающей работы над произведениями, их исполнения и слушания музыки. Важно приучить во время работы над сочинением представлять нужное звучание. Полезно спрашивать ученика, какой характер звука, по его мнению, соответствует той или иной фразе. Вначале надо выбирать музыку, уже известную ученику. Важно всемерно развивать ритм ученика. Известно, что ритм — один из важнейших выразительных элементов музыкальной речи. Ритм тесно связан с метром. Это обстоятельство особенно важно учитывать при работе над произведениями, требующими при исполнении большой определённости метра. Существует мнение, что чувство ритма плохо поддаётся воспитанию. На практике при занятиях с детьми работа над ритмом иногда сводится к тому, чтобы научить точному воспроизведению записи ритма.

Читайте также  Как достойно представить себя на конкурсе: что необходимо знать, ошибки

При исполнении необходимо всегда проявлять известную ритмическую гибкость. Воспитание «живого», подлинно художественного исполнительского ритма и должно явиться одной из главных задач педагога. Необходимо, чтобы с детства ученик приучался хорошо ощущать размер пьесы, выразительное значение сильных долей. Не менее важно, с самого же начала, приучать исполнять не «по тактам», а «по фразам», т.е. исходя из музыкально осмысленных членений формы.

Музыкальная память.

Громадное значение для развития пианиста имеет музыкальная память. Музыкальная память — понятие синтетическое, включающее слуховую, двигательную, логическую, зрительную и др. виды памяти. Важно, чтобы у пианиста были развиты, по крайней мере, три вида памяти — слуховая, служащая основой для успешной работы в любой области музыкального искусства, логическая — связанная с пониманием содержания произведения, закономерностей развития мысли композитора, и двигательная — крайне важная именно для исполнителя — инструменталиста. У многих, в том числе и крупных исполнителей, важную роль в процессе запоминания играет зрительная память. Наиболее часто «запоминают» «пальцы», а «уши» и «голова» в этом процессе почти не участвуют.

Психологически очень важно фиксировать внимание не на возможности забыть, а на проблеме наиболее рационального запоминания. Надо воспитывать уверенность в том, что после того, как произведение тщательно выучено, когда оно и «на слуху», и «в голове», и «в пальцах», опасность забыть не угрожает.

В специальной литературе указывается на ряд факторов, способствующих быстроте, точности и прочности запоминания. Важнейший из них — максимальная активизация процесса работы над сочинением. Исследователи, изучавшие проблемы памяти у людей умственного труда, подчёркивают значение интеллектуальной активности. Качество запоминания произведения в большей мере зависит от интенсивности его эмоционального переживания, степени увлечения его красотой. Многие педагоги рекомендуют учить на память отдельные элементы ткани произведения — голоса в полифонии, партию сопровождения в некоторых пьесах гомофонно-гармонического склада, требуют, чтобы ученик умел начинать с различных граней сочинения. Потому, что пианисты, как правило, обращая внимание преимущественно на мелодию, хуже слышат другие голоса, играют их менее совершенно и не так хорошо знают.

Разумеется, не все сложные фигурации и не всем ученикам надо рекомендовать обязательно учить отдельно на память. Как и при решении других педагогических задач, в вопросах запоминания музыки надо исходить из конкретных обстоятельств педагогической работы и всегда учитывать индивидуальность ученика. Многочисленные опыты психологов свидетельствуют о том, что направленность на запоминание, воля выучить наизусть способствует успеху дела. Многие ученики и концертирующие пианисты таким образом учат на память.

В действительности произвольное запоминание, как и непроизвольное, должно осуществляться на основе деятельности различных видов памяти. При выявлении того, как оно протекает, важно обратить внимание на многие факторы — в первую очередь на необходимую активность слуха, интеллекта и моторики. Один из существующих моментов – точное воспроизведение при игре на память текста и всех имеющихся в нотах указаний исполнительского характера.

Музыкальные способности и их развитие в различных видах деятельности на уроке музыки.

Музыкальные способности и их развитие в различных видах деятельности на уроке музыки.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальные способности и их развитие в различных видах деятельности на уроке музыки.»

Музыкальные способности и их развитие в различных видах деятельности на уроке музыки.

Общие и специальные способности.

Понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.

Говоря о способностях, подчеркивают возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте, подчеркивается прирожденный характер данного качества (одаренность) человека. В психологии, прежде всего исследованием Б.М.Теплова сделана попытка, дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию – успешности деятельности.

«Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого в основном такие, какие имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности, а одаренность – как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических способностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности».
Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
«Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения».

Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют появление и развитие тех или иных способностей.

Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут.

Б. Теплов классифицирует музыкальные способности на основные (общие) и частные (специальные).

Общие – важны для приобщения к музыке, восприятия музыки, понимания ее. Частные – для профессиональной деятельности.

Под общими музыкальными способностями Теплов понимает:

Музыкальный слух, который подразделяет на ладовое чувство и способность к музыкально – слуховым представлениям (слушание по памяти, слышание музыки без реальных источников).

Ритмическое чувство – способность переживать временные процессы в музыке.

Под частными:

Тарасова классифицирует музыкальные способности несколько иначе.

Сенсорные (основанные на чувствах и ощущениях) – музыкальный слух и ритмическое чувство

Интеллектуальные – музыкальная память, мышление, воображение.

Три основные музыкальные способности.
1) Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Также «ладовым чувством» называют переживание отношений между звуками.

Эту способность можно назвать иначе – эмоциональным, или перцептивным компонентом музыкального слуха.

Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

В детском возрасте его характерное проявление – любовь и интерес к слушанию музыки. Ладовое чувство является важнейшим условием восприятия музыки: на его основе осуществляется переживание, узнавание и понимание музыки.

2) Способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения.

Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха.

Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении.

Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом.

Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

3) Музыкально-ритмическое чувство — это способность активно переживать временную организацию музыкального движения, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Оно является важнейшей составной частью музыкальной одаренности, с помощью которой осуществляется восприятие, переживание, воспроизведение (исполнение) и сочинение временных отношений в музыке».

В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки.

Это чувство лежит в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

………………………………
Музыкальный слух – это фундамент музыкальности в целом. Он отличается от биологического слуха, Это реакция именно на музыкальные проявления (звуки, средства музыкальной выразительности).

Музыкальный слух сформировался позднее биологического и символизирует высокий уровень эволюции человека.

Музыкальный слух – это показатель эстетического освоения действительности, он способен развиваться.

Музыкальный слух – это основная музыкальная способность, связанная с разнообразной реакцией на музыкальные звуки и возможностью ощущать связи между звуками (в музыкальном произведении).

СТРУКТУРA МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА

Теплов в своей работе расчленяет понятие музыкальный слух на понятие звуковысотный слух и тембровый слух.

Так как в музыке основным носителем смысла является звуковысотное и ритмическое движение, а тембровый элемент имеет важное, но подчиненное значение, то в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности, автор принимает те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения. Таковыми являются музыкальный звуковысотный слух и чувство ритма.
«Музыкальный слух, в широком понимании,  это способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: