Немного о том, какими узами связаны пифагор и музыка. - OXFORDST.RU

Немного о том, какими узами связаны пифагор и музыка.

Реферат Математическая гармония Пифагора в музыке

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Выбранный для просмотра документ Математическая гармония Пифагора в музыке.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования г. Певек

Районный математический конкурс «Потомки Пифагора»

Номинация: «Эпоха Пифагора»

Математическая гармония Пифагора в музыке

Малых Кристина

ученица 7Б класса

МБОУ Центр образования г. Певек

Руководитель:

Федянина Инна Вячеславовна

учитель математики,

I категории

3. Математические методы построения музыкальных ладов ……………………………5

Список литературы и интернет ресурсов …………………………………………………9

Что самое праведное? – Жертвовать.

Что самое мудрое? – Наука врачевания.

Что самое прекрасное? – Гармония.

Что самое сильное? – Мысль.

Что самое лучшее? – Счастье.

Ключевые позиции философии Пифагора

Трудно найти человека, у которого имя Пифагора не ассоциировалось бы с

теоремой Пифагора. Даже те, кто в своей жизни далек от математики, продолжают

сохранять воспоминания о «пифагоровых штанах» – квадрате на гипотенузе,

равновеликом двум квадратам на катетах. Причина такой популярности теоремы

Пифагора ясна: это простота – красота – значимость. Противоречие двух начал и придает

ей особую притягательную силу, делает ее красивой. Но, кроме того, теорема Пифагора

имеет огромное значение. Она применяется в геометрии буквально на каждом шагу.

Однако мало кто знает, что Пифагор был не только математиком и философом, но

и теоретиком музыки. Он занимался поисками музыкальной гармонии, поскольку верил в

то, что такая музыка необходима для очищения души и врачевания тела и способна

помочь разгадать любую тайну.

Греческий ученый Пифагор все явления природы рассматривал с точки зрения математического основания. Пифагор подчеркивал глубочайшее воздействие музыки на

чувства и эмоции человека. Он также не колебался относительно влияния музыки на ум и

тело, называя это «музыкальной медициной». Он утверждал, что душа должна быть

очищена от иррациональных влияний торжественным пением, которому следует

аккомпанировать на лире.

Цель работы – раскрыть вклад работы Пифагора в развитие музыки.

. изучить предпосылки изучения звука с точки зрения математики;

. познакомиться с пифагоровой музыкальной гаммой и математическими методами построения музыкальных ладов;

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

МАТЕМАТИКА ЗВУКА

Представить себе математику и музыку, стоящими рядом, трудно, однако именно

музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость

знаменитого пифагорейского тезиса: «Вс. есть число». Именно в музыке обнаружена

была Пифагором таинственная связующая роль чисел в природе и заодно арифметика

обогатила основу музыкального построения – музыкальные гаммы.

Ямвлих (IV в.), написавший девять книг о пифагорейском братстве, рассказал и о

том, как Пифагор пришел к открытию принципов, лежащих в основе музыкальной

гармонии. Однажды Пифагор проходил мимо кузницы и услышал удары молотков о

железо, производивших гармонические звуки. Рассмотрев молоты кузнецов, Пифагор

понял, что те, которые издавали гармоничное звучание, находились в простом

математическом отношении: их массы образовывали друг с другом простые дроби. То

есть свойство этих звуков, исходящих из кузницы, зависело не от силы ударов кузнецов, а

от размеров молота. Один молоток был вдвое больше веса другого, и эти два отвечали

друг другу соответственно созвучию октавы. Позднее Пифагор обнаружил, что из всего

многообразия весов молоточков, созвучными еще являются молоточки, вес которых

соотносится, как 4/3 – звучит в кварту, 3/2 – звучит в квинту. Все остальные соотношения,

звучат, не гармонично.

Заинтересовавшись математикой звука, он построил специальный музыкально-

математический инструмент, называемый монохордом, что в переводе означает

Используя особый инструмент – монохорд, Пифагор изучал интервалы, открывал математические соотношения между отдельными звуками.

Инструмент представлял собой длинный ящик, необходимый для усиления звука, над которым натягивалась струна. Под струной располагалась двигающаяся подставка, которая позволяла изменять высоту звука. На деревянном ящике под струной имелась шкала делений, позволяющая точно установить, какая часть струны звучит. Как музыкальный инструмент монохорд кажется слишком примитивным, однако он был прекрасным физическим прибором и учебным пособием. Было проделано много опытов, в результате которых Пифагор описал математически звучание натянутой струны. Выяснилось, что приятные слуху созвучия – консонансы получаются лишь в том случае, когда длины струн, издающих эти звуки, соотносятся как целые числа первой четвёрки 1:2, 2:3, 3:4. Таким образом Пифагор связал основные музыкальные интервалы с дробями.

Было найдено и благозвучное трезвучие с отношением частот 4:5:6.

ПИФАГОРОВ ЗВУКОРЯД

Пифагор разделил струну на две равные части. Сравнив высоту звучания целой струны и ее половинки, он был поражен: струна, которая была вдвое короче, звучала значительно выше, но тем же тоном, что и целая струна. При этом тон целой струны и тон ее половинки как бы сливались воедино, издавая чистое согласное созвучие. Если пойти в экспериментах дальше и половину большой струны тоже разделить на два, новая половинка струны дала тот же звук, сливающийся с предыдущим, только еще более высокий. Какую бы струну ни делил Пифагор на равные части, половинка обязательно повторяла голос целой!

Гораздо позднее расстояние между нижним и верхним тонами этого абсолютно

ладного созвучия стали называть октавой, что на латинском языке означает «восьмая».

Пифагор исследовал не только половинки струны. Он делил струну на три, четыре,

пять равных частей… При этом он получал разные по высоте звуки. Эти звуки тоны

Пифагор расположил по высоте этакими ступеньками звуковой лесенки. И у древнего

математика получилось, что внутри октавы, между ее верхним и нижним звуками,

уместилось выстроенные по порядку 8 звуков ступенек. И эти 8 звуков, получившие

впоследствии «имена» ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ и снова ДО, обязательно повторяются внутри каждой октавы. Этот ряд – звукоряд – позже стал называться

Пифагоровым строем, или Пифагоровым звукорядом.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ

МАТЕМАТИЧСЕКИХ ЛАДОВ

Пифагор обнаружил, что гармонично (приятно) звучат струны, когда их длины

относятся, как целые числа (1/2, 2/3, 3/4) и соответственно звучат – в октаву, в квинту и в кварту. Это зависит от частоты колебания струн; высота тона (частота колебания струны) обратно пропорциональна ее длине. Эффект звучания натянутой струны обусловлен

скоростью ударения струны по частичкам воздуха (частота колебания струны). Причем, чем меньше числа в этом отношении, тем музыкальный интервал более созвучен. Удивительно, что звук, а тем более приятное созвучие (консонанс, от лат. consonans – согласно звучащий, благозвучие, слитное созвучие) поддается числовой характеристике. Именно это открытие Пифагора указывало ему на существование числовых закономерностей в природе и послужило отправной точкой в развитии философии Пифагора; так явилось рождение математической физики.

С помощью чаши с водой и однострунной арфы он изучил взаимосвязь между

уровнем воды и длиной струны и обнаружил, что половина длины струны поднимает ноту

на одну октаву вверх. «Пифагорейцы, по преданию, при помощи наблюдения над металлическими пластинками разных размеров или сосудов с разным наполнением водой установили числовые отношения, характерные для кварты (3/4), квинты (3/2) и октавы (2/1), которые объединялись с материальными стихиями или с правильными геометрическими телами)».

С еще более замечательными в арифметическом отношении особенностями звуков

Пифагор столкнулся при изучении явлений, представляемых сложным аккордом. Известными нам продолжателями акустических работ учителя, теоретически

обосновывавшими музыку, были пифагорейцы Лазос и Гиппаз, производившие опыты как над струнами различной длины и натягиваемых различными тяжестями, так и над сосудами, наполняемыми водой до разных высот. На основании математической гармонии Пифагор рекомендовал ограничиться в пределах одной октавы (семи основных звуков). Исходя из закона целочисленных отношений для консонансов и учения о пропорциях, можно выявить математическое построение различных музыкальных ладов, определить музыкальный строй.

Звуки в музыкальной системе связаны между собой определенными зависимостями

и могут быть устойчивыми или неустойчивыми звуками в зависимости от основного тона,

с которого начинается данная музыкальная система. Кроме того, мелодика имеет два

наклонения: мажорное (окрашенное в светлые тона) и минорное (пасмурные тона).

Краеугольным понятием в музыке является лад. Ладом называется приятная для слуха

взаимосвязь музыкальных звуков.

Таким образом, Пифагор не только открыл строгие математические методы

построения музыкальных ладов, которые практически полностью, без изменения вошли в

современную музыку, но и заложил основы современного учения о ладе.

НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

И в доказательство к выше сказанному я немного расскажу вам о нашей простой музыкальной математике:

На уроках сольфеджио мы, ученики музыкальных школ, начинаем изучать теорию музыки и сразу же сталкиваемся с математикой. В музыке ведь все надо считать, как и в математике.

Вот 5 линеек нотного стана, а на них 7 нот, как семь цветов у радуги.

Нотные записи звуков могут повышаться или понижаться. Для этого используются ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ. # Диез повышает ноту на половину b Бемоль понижает ноту на половину. А ноты-то все разные. Одни коротенькие совсем, другие длинные.

Если нота белая, это нота целая

Разделим ноту белую на половинки белые

Палочкой отметив, чтоб с той не спутать этих.

В каждой ноте половинке

По две черных четвертинки,

А в каждой четвертушке

По две восьмушке.

Существует целая нота, половинная, четверная, восьмая, шестнадцатая и т. д. Названия длительности служат одновременно и названиями чисел. Нетрудно понять, почему длительности музыкальных нот заимствовали свои названия у дробей. Мы видим, что длительности получаются так же, как дроби: они возникают при делении целой ноты на равные доли. Поэтому длительность можно подсчитывать как дробные числа.

Очень интересная вещь — Интервал — это сочетание двух звуков.

Названия интервалов в переводе на русский с итальянского язык означают число.

Терц децима – двенадцать

На уроке сольфеджио мы обычно при изучении произведения «прохлопываем» ритм. Ритм — это чередование длительностей. Существуют ритмы 3/4, 6/8, 9/8, 12/8, 2/2 и т.д. Ритм – один из важнейших элементов музыки — его душа — он представляет собой правильное периодическое повторение частей музыкального произведения.

В любом музыкальном произведении указывается в каком темпе и с какой скоростью его нужно исполнять. Еще в 17 веке существовал прибор, позволяющий с абсолютной точностью исполнять произведение в заданном темпе — МЕТРОНОМ.

Подведу итог основных законов сольфеджио:

В музыкальной системе звуки связаны между собой определёнными зависимостями.

Музыкальный звукоряд содержит 7 октав

Деление октавы на 12 частей обеспечивает чистое звучание.

Длительность и размер звука можно выразить с помощью математической дроби.

О музыке и Пифагоре

Споры о музыке идут уже давно. Я не буду сейчас рассуждать о её дозволенности или запретности. Просто разберу официальную версию её происхождения. Повторюсь – официальную. Лично я не согласен с датами и последовательностью. Но это вопрос второй. Главное, отразить суть музыки как средства воздействия. Откуда она произошла, кто её развивал и к чему она приводит? И, естественно, говоря о музыке, нельзя не упомянуть Пифагора. Слишком многое в этом мире завязано на его учение, и музыка не исключение. Равно как и структура всех сектантских организаций в мире.

Читайте также  Про буквенное обозначение тональностей

Итак, приступим. Русский писатель-мистик Евгений Головин так говорит о происхождении музыки: «Бог Пан преследовал дивную девицу – нимфу Сиринкс, она расцвела на берегу реки зарослями тростника (нимфы – девицы вовсе даже не беспомощные. Сиринкс, дочь речного божества, отлично владела искусством превращений). Пан срезал упомянутый тростник, скрепил воском — получилась свирель: с ее помощью он «настроил» планеты по натуральным интервалам. Таково эротически-насильственное происхождение музыки» [Веселая наука. Протоколы совещаний].

Вот так. ЭРОТИКА, НАСИЛИЕ И ПЛАНЕТЫ. Ни больше, ни меньше.

Вероятно, первыми, кто осознал, что небесные тела поют космический гимн, двигаясь по небесной сфере, были вавилонские халдеи. За ними последовали египетские жрецы, передавшие знание о музыке, в том числе о её терапевтических и философских аспектах, грекам.

Платон, описывая античные искусства египтян, говорит, что песни и поэзия существовали у них, по крайней мере, десять тысяч лет и что они были такой возвышенной и одухотворенной природы, что только боги или богоподобные люди могли сочинить их. Ведь покровителями музыки и поэзии были Осирис и Исида, а покровителем искусств — Гермес. Именно он сконструировал первую лиру, натянув струны на панцирь черепахи.

Греки творчески использовали полученное знание. К примеру, та же лира в мистериях считалась секретным символом человеческой конституции. Корпус инструмента представлял физическое тело, струны – нервы, а музыкант – дух. Играя на нервах, дух творил гармонию музыки.

Древние китайцы, индусы, персы, египтяне, израильтяне и греки использовали вокальную и инструментальную музыку в своих религиозных церемониях как дополнение к поэзии и драме. Этим путем и шло развитие музыки, но вдруг обнаруживается точка бифуркации, точка перелома. И приходится она на учение Пифагора.

Говорят, что он, единственный из всех людей, слышал музыку сфер. При этом Пифагор не колебался относительно воздействия музыки на ум и тело, называя его «музыкальной медициной», осознавая её глубочайшее влияние на чувства и эмоции.

Именно Пифагор – отец музыки в её современном понимании. Он открыл диатоническую шкалу, утвердил музыку как точную науку и поднял музыкальное искусство до истинно достойного состояния. И с тех пор музыка стала производной от «божественной» науки математики.

Согласно легенде, Пифагор пришел к своему открытию, изучая в кузнице звуки ударов различных молотков о металл. Правда, некоторые считают, что это не так и что он разработал свою теорию гармонии, используя монохорд. Это абсолютно непринципиально. Главное – результат, и он налицо.

Если проследить историю музыки от известного начала до Пифагора, то станет ясно, что и греки-язычники, и персы-огнепоклонники, и индусы, и даосы, и прочие язычники – все они рассматривали музыку как проявление «божественной гармонии». И со временем ничего не изменилось. Близкий нам Шекспир в «Венецианском купце» говорит: «Такой орбиты, даже малой, нет, которая не пела бы голосами ангелов».

Таким образом, музыка человеческая – это отражение музыки нечеловеческой, отражение гармонии этого мира, что шепчет, вибрирует и окружает людей спереди и сзади, справа и слева. И внимая голосу «божественной гармонии», настраиваясь на неё, человек сливается с этим миром и растворяется в нём. А Пифагор облёк всё это в стройные математические формулы.

Так кем же был этот Пифагор? Что-что, а наследил этот загадочный тип порядочно.

Согласно официальной версии, самый знаменитый философ Древней Греции родился где-то между 600 и 590 гг. до н. э. и жил около 100 лет. О рождении Пифагора Самосского до нас дошло много странных легенд. О его смерти тоже нет общего мнения. Одни говорят, что он был убит собственными учениками, другие — что бежал от преследований с небольшой группой последователей и, попав в засаду, сгорел в подожженном доме.

Как раз с VI века до н. э. начинается так называемый «исторический» период человечества. Рене Генон отмечает: «С этого момента повсеместно начинает вестись точная хронология, тогда как для предшествующих эпох датировка чаще всего остается крайне неопределенной, а предполагаемое время тех или иных исторических событий может варьироваться с точностью до нескольких столетий» [Кризис современного мира].

Таким образом, гений Пифагора проявился в эпоху, которую Генон называет критической. В это время произошли значительные изменения в жизни почти всех народов. Начался процесс сокрытия знания и деления его хранителей на знающих и проповедующих. И расцвела буйным цветом «греческая философия». Пифагор же был первым, кто назвал себя философом. До него говорили «мудрец», т. е. тот, который знает. А философ — тот, кто пытается понять.

Согласно легендам, Пифагор много странствовал, обучался у многих учителей и был превосходно знаком с содержанием восточных и западных эзотерических учений. Он жил среди евреев и от раввинов узнал об их тайных традициях, был инициирован в египетские, вавилонские, халдейские мистерии и, возможно, учился у Зороастра, персидского «богочеловека».

После возвращения из своих странствий Пифагор основал «университет» в Кротоне, дорийской колонии в Южной Италии, собрал вокруг себя небольшую группу преданных учеников, которых посвятил в глубокую мудрость, ему открытую. Структура пифагорейской школы стала основой для всех последующих оккультных организаций и сект Запада и Востока.

Обучение у Пифагора было серией инициаций. Его ученики проходили через различные ступени, пока не достигали определенной степени совершенства. Степеней этих было три: первая — знание основ оккультной математики, музыки и астрономии, треугольного основания всех искусств и наук; вторая – это «теория», искусные приложения точных наук; а третья – полное просвещение, которого достигали только избранные.

Но главное, что Пифагор оставил человечеству — его учение. Оно выражало собой то, в чем были согласны все ведущие посвященные «цивилизованного мира» того времени, и раскрывало высший секрет всех древних инициаций. Суть его состояла в монотеизме: Пифагор признавал только одно божество – то Единое, что есть Всё. Монаду, которая есть причина, разум и сила всех вещей. Верховный ум, рассредоточенный по всем частям Вселенной, тело которого состоит из световой (огненной) субстанции. Если вдуматься, по сути, он объявил ИБЛИСА ЕДИНСТВЕННЫМ БОГОМ.

Учение Пифагора стало ответом на божественное Откровение. Он изучал, описывал и восхвалял особенности и устройство этого мира, чтобы люди, которых коснулось Откровение, забыли о мире другом. Это был решительный ответ на попытку людей вырваться из-под гнета жрецов, желание наглухо закрыть в человеке ту дверь, которая потенциально открыта для пророчества.

Имел ли отношение к музыке знаменитый Пифагор?

Имел ли отношение к музыке знаменитый Пифагор?

Удивительная страна была Древняя Греция! Ты, наверное, знаешь, что еще ее называли Эллада. Ее жители не могли представить себе жизнь без прекрасного, без искусства. Древнегреческие философы считали, что музыка — величайшая сила, способная заставить человека любить и ненавидеть, прощать и убивать. Поэтому к музыке греки относились, не только как к развлечению. Они считали, что все в мире находится в строгой гармонии. Эллины находили связь и непосредственную закономерность между музыкой и философией, музыкой и астрономией, музыкой и математикой.

Одним из древнегреческих ученых, изучавших взаимосвязь музыки и математики, был знаменитый Пифагор. Уверен, что при упоминании имени этого великого математика вы сразу же вспомните его теорему, которую знают даже двоечники: «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». Это так. Но наверняка вы не знаете, что, согласно воззрениям Пифагора, Вселенная и отдельные ее планеты находятся в строгой математической зависимости, подобной тем, на которых построена музыка. Весь мир, утверждал Пифагор, есть распределенная по числам гармония. А числа эти, как он был убежден, образуют те же соотношения, что и интервалы между различными ступенями музыкальной гаммы.

Пусть великий греческий математик, его ученики и последователи ошибались, полагая, что музыка и Вселенная подчинены одинаковым математическим закономерностям, зато некоторые из сделанных ими открытий легли в основу теории европейской музыки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Какие размеры имел экран телевизора КВН-49?

Какие размеры имел экран телевизора КВН-49? Экран одного из первых отечественных телевизоров – КВН-49 – имел диагональ всего лишь 17 сантиметров. Чтобы смотреть его всей семьей, приходилось использовать заполняемую водой или глицерином линзу на специальных полозьях,

Кто из президентов США имел ученую степень?

Кто из президентов США имел ученую степень? Ученую степень имели два президента США: Уильям Хауард Тафт (1909–1913) и Томас Вудро Вильсон (1913–1921) – оба

Пифагор

Пифагор Ок. 570–500 гг. до н. э. Математик, философ, религиозный и политический деятель. Создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом». Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей

ВАЛЕРИЙ ПЕТЕЛИН «СЕКСУАЛЬНОЙ ЦЕЛИ НЕ ИМЕЛ»

ВАЛЕРИЙ ПЕТЕЛИН «СЕКСУАЛЬНОЙ ЦЕЛИ НЕ ИМЕЛ» 7-летнюю Олесю погубил 22-летний Валерий Петелин. На суде он твердил, надеясь, видимо, облегчить свою судьбу: «Сексуальной цели не имел, девочку не преследовал, зачем-то сама попалась на глаза…»Олеся бежала в 11 часов утра к младшей

Пифагор Самосский

Пифагор Самосский Пифагор Самосский (VI в. до н. э.) — древнегреческий мыслитель, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик.О Пифагоре пишет афинский грамматик первой половины III в. н. э. Диоген из Лаэрты в Киликии, который оставил сочинения,

Самый знаменитый музей

Самый знаменитый музей ЛуврВначале Лувр был крепостью. В 1190 году ее построил король Филипп-Август, чтобы защищать низовья Сены. Остатки сторожевой башни и сейчас можно увидеть в самом нижнем этаже музея. Потом тут стали держать королевскую казну. Когда крепость

Имел ли Александр Македонский высшее образование?

Имел ли Александр Македонский высшее образование? Всем нам с детства хорошо известно имя этого великого полководца и государственного деятеля древности. Было бы интересно знать, чему и как учился юный Александр, кто были его учителя? Правда, некоторые из вас могут

ПИФАГОР

ПИФАГОР (ок. 580 — ок. 500 до н. э.)В VI веке до нашей эры средоточием греческой науки и искусства стала Иония — группа островов Эгейского моря, расположенных у берегов Малой Азии. Там в семье золотых дел мастера, резчика печатей и гравёра Мнесарха родился сын. По преданию, в

Кто такой Пифагор?

Кто такой Пифагор? Древняя Греция стала родиной многих выдающихся людей, среди которых одним из наиболее интересных является знаменитый ученый Пифагор, живший в VI веке дон. э. Пифагор был проповедником, математиком и философом. Из-за своих идей и убеждений ему пришлось

Читайте также  Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

Пифагор

Пифагор (VI в. до н.э.) философ, математик, религиозный и политический деятель, основатель пифагорейской школы, родился на о-ве Самос Числу все вещи подобны.[578]Все, что познается, имеет число, ибо невозможно ни понять ничего, ни познать без него.[579]Гармония есть (…) согласие

ПИФАГОР

ПИФАГОР Пифагор Самосский (ок. 540 – ок. 500 до н. э.) – древнегреческий философ и математик, религиозный и политический деятель.* * *• Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь.• Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до

Пифагор и его школа

Пифагор и его школа Пифагор (VI в. до н. э.), философ и ученый, основатель пифагорейской школы. Родился на о-ве Самос, большую часть жизни прожил в Южной Италии. Считается, что он первым ввел понятие «философия» («любовь к мудрости») и назвал себя философом. Сам Пифагор,

Музыка Небесных Сфер

Музыка с Начала Творения Мира вошла в нашу жизнь как основа всего сущего. Звуки высших сфер, проникнув в материю, заставили вибрировать все её слои, сформировав пространство в котором мы живём. Звуки и ритмы Небесных сфер, хотя, невидимы и неслышимы, но различаемы сердцем. Стоит только замолчать, отключиться от разных дум и музыка вселенной проникнет в нашу душу.

Музыка и гармония

Звуки и ритмы, которые на нас влияют положительно , мы называем гармоничными. В то время как отрицательные вызывают дисгармонию. Наверное, поэтому в повседневной нашей жизни мы часто говорим о гармонии: в природе, музыке, искусстве. И потому нас привлекают гармоничные лица и тела. Стремление к прекрасному, несомненно, заложено в человеке природой, в основе которой лежит Гармония.

В древнегреческой мифологии Гармония была дочерью Марса и Венеры, и символизировала синтез противоборствующих сил. Любовь и ненависть — вечные спутники человечества. Но всякое нарушение этого союза порождает дисбаланс.

Энергия мысли, соединяясь с ритмами космоса, воплощается в материальный образ, называемый Логосом -Словом. Слова, в свою очередь, формирует наши чувства и ощущения.

Как сказал древнегреческий военачальник Димофилос: “Слова мудрых подобны спасительному бальзаму, они нас излечивают, когда мы больны, и утешают, когда здоровы”.

Музыкальная Мелодия Пифагора

Мудрый Пифагор также исцелился с помощью “Логоса” — “Музыкальной Мелодии Гармонии Небесных Сфер”. Он предположил, что небесные тела в процессе своего движения производят звуки. И, хотя, эти звуки не могут быть восприняты человеческим ухом, но влияют на человека и саму природу жизни.

Пифагор изучал физику, астрономию, музыку, геометрию, арифметику и грамматику. Постигая эти науки с философской точки зрения, пытался приблизиться к таинственному способу, по которому универсальные законы работают в гармонии.

Получая знания в Вавилоне и Египте, Пифагор узнал, что планетам были даны числовые значения, представляющие межпланетные расстояния. В связи с этим он счёл возможным точно измерить их курс на небе. Обнаружил, что музыка это тоже число. И доказал с помощью своих теорем, что всё в мире находится во взаимосвязи с математическими пропорциями. В результате установил, что миром правят числа.

Пифагорейская теория

Поскольку сущность звезд — это числовое значение, то как и основы музыки, звезды должны быть музыкальными. Экспериментируя с одиночными струнами, Пифагор заметил, что интервал между струнами определяет скорость их колебаний и, следовательно, производимый звук. Точно так же, уменьшая масштаб в пространстве, он «слышал» звуки небесных тел.

Надо полагать, Пифагор достиг такого уровня чувствительности, что мог слышать внутренним “Я” симфонию небес, музыку небесных сфер. Уже позже, в Италии, он и его ученики обосновали свою теорию чисел и основали школу, названную пифагорейской. В основе их учения было число как источник всего сущего. Мир и его красота находили выражение через гармоничное отношений чисел и представляли собой Гармонию.

Сферическая гармония

Затем гармоничные отношения чисел были перенесены на планеты. Несомненно, вращающиеся планеты также издают разные музыкальные звуки, «сферическую гармонию», которую мы не слышим. Он говорил:«Суть вещей — это гармония и количество вращающихся сфер». Если кратко остановиться на геометрических и математических аспектах этого вопроса, то можно увидеть, что есть 5 симметричных многогранников. Великий Платон сказал, что эти многогранники являются основными строительными блоками, наиболее важными в создании вселенной. Кеплер, изучавший труды древних греков, и особенно Платона, в своих последующих исследованиях заметил, что орбиты планет также описывают периферию определенных многогранников. Кроме того, многогранникам присущи стихии.

К примеру, орбита Марса описывает окружность тетраэдра (Πυρ- огонь), Юпитера — окружность куба (γη — земли), Венеры — область октавы (аήρ- воздух). Орбита Земли описывает окружность в двадцать сантиметров (Ύδωρ-вода ). Некоторые из этих звуков похожи на звуки, издаваемые дельфинами. Другие похожи на звуки ветра, волн, птиц, тибетских музыкальных мисок, хрустальных тарелок и многого другого. И самое удивительное то, что звуки планет полностью связаны с 7 музыкальными нотами:

  1. Солнце = Ми.
  2. Венера = Фа
  3. Меркурий= Соль
  4. Луна = Ля
  5. Сатурн = Си
  6. Марс = Ре
  7. Юпитер = До

Философия пифагорейцев

Основой пифагорейской философии является тетрада (квадрат). Считается, что звуки небесных тел создают космическую музыку, потому что расстояния, скорости планет и звезд регулируются теми же арифметическими причинами, которые создают симметрию звуков. Соотношения тонов, которые производят гармонический эффект, имеют вид простой арифметики:

  • октава — 1:2 -частота высокого звука в два раза больше низкого,
  • квинта — 2:3 — интервал шириной в 5 ступеней,
  • кварта — 3:4 — интервал между первой и четвертой ступенью.

Поэтому, согласно пифагорейцам, секрет музыкальной и космической гармонии заключается во взаимоотношениях первых четырех простых чисел. Причём, каждое число было наделено соответствующими характеристиками:

1 — Бог, Высший Разум.

2 — Материя. Дуальность.

3 — триада. Триединство.

4 — тетраэдр. Основа Бытия.

Хараламбос Спиридис — греческий профессор музыки и информатики, исследователь пифагорейской математики, показал, что «гармония сфер», известная как пифагорейская теория, имеет точное применение ко всем нашим известным сегодня планетам

Взгляд на музыку небесных сфер в истории

Йоханнес Кеплер полагал, что планеты были размещены на орбитах, которые напоминают музыкальные интервалы. Астроном и композитор Уильям Гершель обосновал эту гипотезу и она привела его к открытию планеты Уран. Гершель утверждал, что помимо телескопа ему также помогла галька, с помощью которой он делил пространства.

Основной принцип акустики считает, что для передачи звука из одной точки в другую необходимо опосредовать эластичный передатчик. В межпланетном пространстве есть разрыв, который делает невозможным передачу звука. В космосе звук похож на электромагнитную вибрацию. Тем не менее, благодаря технологиям человек смог собрать вибрации мира и воспроизвести звуки, производимые небесными телами при их движении.

Современная наука о музыке сфер

Современная наука подтвердила теорию Пифагора практическим методом. Так, в 1999 году во время миссии НАСА в планетную систему Юпитера, нужный материал был собран непосредственно за пределами Ио, одним из спутников Юпитера. Все эти электромагнитные явления были преобразованы в электрические сигналы, которые можно усилить и использовать для стимуляции мембраны динамика, чтобы воспроизвести в человеческом ухе гул небесных тел. Из-за того, что земной мир материи лежит в основе мира вибраций, то наши чувства являются их переводчиками. Музыка есть тоже вибрация. А, поскольку, вибрации гитарных струн или ритм грубого скрежета формируют наше настроение, мысли и действия, масштаб, на который наши небесные тела могут влиять на нас, ограничен только масштабом нашего воображения …

За много веков до того, как НАСА доказало существование Музыки во Вселенной, Платон назвал музыку красотой Вселенной и сказал: «Музыка — это движение звука, чтобы достичь души и научить её добродетели. Она, несомненно, есть душа вселенной, крылья для полёта мысли. Развивает воображение, дарит радость и печаль.

Звук, который движет всем — это звук Слова, сотворившего всё. Это звук Живого Источника, звук начала творения, который представляет собой вечную симфонию. Это звук прогресса, выраженный в образе змеи, обвивающей кадуцей Меркурия. Звук гармонии Вселенной, а также звук, который предшествовал нашему рождению.

Итак, вначале было Слово. Но вначале был и Звук, потому что звук — это слово, а слово — это звук.

Начало жизни было – звук,
Спираль во мгле гудела, пела,
Торжественный сужая круг,
Пока ядро не затвердело.

И всё оцепенело вдруг,
Но в жилах недр, в глубинах тела
Звук воплотился в сердца стук
И в пульс, и в ритм вселенной целой.

И стала сердцевиной твердь,
Цветущей, грубой плотью звука.
И стала музыка порукой
Того, что мы вернёмся в смерть.

Что нас умчат спирали звенья
Обратно в звук, в развоплощенье.

Н. Крандиевская-Толстая

Источники:

“Η μουσική των σφαιρών των Πυθαγορείων”- Χαράλαμπος Χ. Σπυρίδης, Ωροσκόπος “Η μουσική των σφαιρών”, Ελεύθερος Τύπος.

Немного о том, какими узами связаны пифагор и музыка.

Терапевтическая музыка Пифагора

Менли П. Холл,
США

То, что предлагается вниманию читателей, американский исследователь Менли П. Холл написал достаточно давно — лет 70 назад. Но что такое семь десятилетий по сравнению с 25 веками, отделяющими нас от великого Пифагора, который в чисто эллинском духе умел гармонизировать земное и возвышенное, телесное, связанное с болезнями, и духовное, воплощавшееся в волшебных звуках музыки.

Когда Мнесарх, отец Пифагора, был в Дельфах по своим торговым делам, он и его жена Партенис решили спросить у Дельфийского оракула, будет ли Судьба благоприятствовать им во время обратного путешествия в Сирию. Пифия (прорицательница Аполлона), сидя на золотом три поде над зияющим отверстием оракула, не ответила на их вопрос, но сказала Мнесарху, что его жена носит в себе дитя и что у них родится сын, который превзойдет всех людей в красоте и мудрости и который много потрудится в жизни на благо человечества. Мнесарх столь впечатлен был пророчеством, что изменил имя собственной жены на Пифазис в честь Пифийской жрицы. Когда родилось дитя в городе Сидоне, Финикия, оно оказалось, как и говорил оракул, мальчиком. Мнесарх и Пифазис назвали сына Пифагором, потому что они верили в то, что ему предсказано оракулом.

Много странных легенд дошло до наших дней о рождении Пифагора. Некоторые из них утверждают, что он не был обычным смертным человеком, а был одним из богов, принявших человеческий облик для того, чтобы войти в мир и учить человеческую расу. Пифагор был одним из многих мудрецов и спасителей древности, за кем утвердилась репутация безупречного во всем. В своем «Апокалипсисе» Годфри Хиггинс пишет:

Отец Пифагора, как и отец Иисуса, был пророчески извещен о том, что у него родится сын, который явится благодетелем человечества. Оба родились в то время, когда их родители были вне дома. Иосиф и его жена были на пути в Вифлеем для уплаты налогов, а отец и мать Пифагора путешествовали из Самоса, своей резиденции, в Сидон по делам.

Читайте также  Как написать текст песни

Пифазис, мать Пифагора, имела соитие с духом бога Аполлона, или Бога Солнца (конечно, это был наверняка святой дух, а в случае с Иисусом был Святой Дух), который впоследствии явился к ее мужу и сказал ему, что тот не должен возлегать с женой все время ее беременности — история та же самая, по сути, что случилась с Иосифом и Марией.

Из-за этих обстоятельств Пифагор был известен под тем же именем, что и Иисус, а именно как сын Бога, и люди верили, что Он был Божественно вдохновлен».

Этот самый знаменитый философ родился где-то между 600 и 590 гг. до P. X. и жил около ста лет.

Учение Пифагора говорит о том, что он был превосходно знаком с содержанием восточных и западных эзотерических школ. Он жил среди евреев и много узнал от раввинов о тайных традициях Моисея, законодателя Израиля.

Пифагор был учеником Ферекида и Гермодаманта и уже в юности получил известность за ясность своих философских концепций. Роста он был около шести футов и сложен как Аполлон. Пифагор был олицетворением величия и силы, и в его присутствии все чувствовали себя смирными и робкими. По мере того как он становился пожилым, его физические силы отнюдь не убывали, и, когда он достиг столетия, он был полон жизни. Влияние этой великой души на окружающих ее людей было столь велико, что похвала Пифагора наполняла его учеников восторгом, а когда он однажды на мгновение разгневался на ученика, тот покончил с собой. Пифагор был столь потрясен этой трагедией, что больше никогда не говорил ни с кем раздраженно.

Говорят, что Пифагор был первым человеком, который назвал себя философом; в самом деле, мир обязан как раз ему этим термином. До него умные люди звали себя мудрецами — что означало: человек, который знает. Пифагор был гораздо скромнее. Он ввел в обращение термин философ, который определил как тот, кто пытается найти, выяснить.

После возвращения из своих странствий Пифагор основал школу или, как ее часто называют, университет в Кротоне, дорийской колонии в Южной Италии. Сначала в Кротоне на него смотрели искоса, но через некоторое время власть имущие в этом городе уже искали его совета в делах огромной важности. Он собрал вокруг себя небольшую группу преданных учеников, которых посвятил в глубокую мудрость, ему открытую, а также в основы оккультной математики, музыки, астрономии, которые рассматривались им как треугольное основание для всех искусств и наук.

Когда ему было около 60 лет, Пифагор женился на одной из своих учениц, и у них родилось семь детей. Его жена была замечательно способной женщиной, которая не только вдохновляла его всю оставшуюся жизнь, но и после его убийства продолжала распространять его учение.

Как это часто случается с гениями, своей искренностью Пифагор вызвал и политическую, и личную враждебность со стороны граждан Кротона. Среди желавших принять посвящение был один, которому Пифагор отказал в этом, и тогда тот решил уничтожить и философа, и его учение. Через ложные слухи этот человек возбудил в простых людях недовольство философом. Без всякого предупреждения банда убийц ворвалась в небольшую группу строений, где обитали великий учитель и его ученики, подожгла здания и убила Пифагора.

После смерти Пифагора его школа постепенно распалась, но те, кто был облагодетельствован его учением, хранили память о великом философе так же, как они во время жизни почитали человека. Прошло время, и Пифагор стал считаться уже не человеком, а богом, и его рассеянные по свету ученики были объединены общим восхищением все превосходящим гением своего учителя.

Пифагор не впадал в крайности. Он учил скорее умеренности во всех вещах, нежели излишеству в чем-либо, поскольку полагал, что избыток добродетели — уже порок. Одним из его любимых выражений было: «Мы должны всеми силами стремиться к истреблению во всех вещах излишеств и огнем и мечом изгонять из тела болезни, из души — невежество, из живота — обжорство, из городов — призывы к бунту, из семьи — раздоры». Пифагор верил, что нет большего преступления, нежели анархия.

Все люди знают, чего они хотят, но мало кто знает, что ему нужно. Пифагор предупреждал своих учеников, что они не должны молиться за себя; что, когда они просят у богов что-нибудь, они не должны просить для себя, потому что человек не знает, что для него хорошо, и поэтому неразумно просить то, что по получении может принести вред.

Пифагор говорил, что поедание мяса затемняет умственные способности. Хотя он не запрещал его есть другим и сам не полностью воздерживался от мяса, он говорил, что судья должен воздержаться от поедания мяса перед судом для того, чтобы представшим перед ним вынести наиболее честное и проницательное решение. Когда Пифагор решал (а это делалось часто) удалиться в храм Бога на продолжительное время для медитации и молитвы, он брал с собой заготовленный запас пищи и питья. Пища состояла из равных частей мака и кунжута, шкурок морского лука, из которого выдавливался сок, цветков нарцисса, листьев мальвы, ячменя и гороха. Сюда же добавлялся дикий мед. Для приготовления питья он использовал семена огурцов, изюм без косточек, цветы кориандра, семена мальвы и портулака, тертый сыр, молоко и масло, смешанные вместе и услащенные диким медом. Пифагор говорил, что это диета Геракла, когда тот скитался по ливийской пустыне, и рецепт был дан ему самой богиней Деметрой.

Любимым методом лечения у пифагорийцев были припарки. Эти люди знали также волшебные свойства огромного числа растений. Пифагор высоко ценил лечебные свойства морского лука, и, говорят, он написал по этому поводу целую книгу. Эта работа, однако, нам не известна. Пифагор открыл, что музыка может иметь терапевтическое значение, и составлял различные специальные гармонии для различных болезней. Он экспериментировал также с цветом и как будто достиг больших успехов. Один из его уникальных методов лечения заключался в декламировании стихов из «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, их нужно было читать больному человеку. Пифагор противился хирургии во всех ее формах. Он не допускал изменения человеческого тела, поскольку это было, с его точки зрения, святотатством в отношении богов, поскольку при этом нарушалось место их обитания. Пифагор учил, что дружба является самым истинным и почти совершенным из всех человеческих отношений.

Он говорил, что в Природе все дружит со всем: боги с людьми, душа с телом, рационализм с иррационализмом, философия с теорией, человек с другими людьми. Он говорил также, что дружба существует между людьми незнакомыми, между мужчиной и его женой, его детьми и слугами. Все узы без дружбы являются просто оковами, и нет никакой добродетели в их поддержании. Пифагор верил, что человеческие отношения являются по своей природе больше умственными, нежели физическими, и что незнакомец, ему симпатичный с интеллектуальной точки зрения, ближе к нему, нежели кровный родственник, не разделяющий его точку зрения.

Для Пифагора музыка была производной от божественной науки математики, и ее гармонии жестко контролировались математическими пропорциями. Осознавая, однако, глубочайшее воздействие музыки на чувства и эмоции, Пифагор не колебался относительно влияния музыки на ум и тело, называя это терапевтической музыкой.

Пифагор отдавал столь явное предпочтение струнным инструментам, что предупреждал своих учеников против дозволения ушам прислушиваться к звукам флейты и цимбал. Он далее утверждал, что душа должна быть очищена от иррациональных влияний торжественным пением, которому следует аккомпанировать на лире. В своем исследовании терапевтического значения гармонии Пифагор открыл, что семь ладов, или ключей, греческой системы музыки имеют силу возбуждения различных эмоций. Рассказывают о таком эпизоде: как-то наблюдая за звездами, Пифагор увидел молодого человека, который ломился в дом своей подруги и, будучи пьяным и сгорая от ревности, хотел поджечь дом. Ярость молодого человека подчеркивалась игрой флейтиста, который был недалеко от этого места и играл возбуждающую фригийскую мелодию. Пифагор убедил музыканта изменить мелодию на медленную и ритмичную музыку, после чего опьяненный молодой человек собрал свой хворост и ретировался домой.

Есть также история о том, что Эмпедокл, ученик Пифагора, быстро изменив лад музыкальной композиции, спас жизнь своему хозяину Анхиту, когда тому угрожал мечом сын человека, приговоренного Анхитом к публичному наказанию. Известно также, что Асклепий, греческий врач, лечил радикулит и другие болезни нервов громкой игрой на трубе перед пациентом.

Пифагор лечил многие болезни духа, души и тела, играя составленные им специальные композиции или же читая в присутствии больного отрывки из Гомера и Гесиода. В своем университете в Кротоне Пифагор начинал и кончал день пением: утром для того, чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, подходящую дню, вечером пение должно было успокоить и настроить на отдых. В весеннее равноденствие Пифагор собирал своих учеников в круг, посреди которого стоял один из них, дирижируя хором и аккомпанируя на лире.

Терапевтическая музыка Пифагора описывалась таким образом Ямвлихом:

Далеко идущим воздействием музыки на греческую культуру интересовался Эмиль Науманн:

Платон считал, что музыка, которая облагораживает ум, гораздо более высоких порядков, нежели музыка, апеллирующая к чувствам, и он сильно настаивал на том, что долг государственных людей — запретить всякую изнеженную и похотливую музыку и дозволять только чистую и благородную и что бодрые и живые мелодии — для мужчин, а мягкие и плавные — для женщин.

Из этого видно, что музыка играла значительную роль в воспитании греческой молодежи. Величайшая осмотрительность должна была быть в выборе инструментальной музыки, потому что отсутствие слов делало ее значение сомнительным и заранее трудно было предвидеть, произведет ли она на людей благодетельное или губительное действие. Народный вкус, всегда замешанный на чувственных и распутных мелодиях, должно рассматривать с величайшим презрением».

Даже сегодня военная музыка используется с впечатляющим эффектом во время войн и религиозная музыка, хотя она больше не развивается в соответствии с древней теорией, все же очень сильно влияет на эмоции светских людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: