Музыканту: как нейтрализовать эстрадное волнение? - OXFORDST.RU

Музыканту: как нейтрализовать эстрадное волнение?

Слово педагога

Автор: Кузора Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МОУДО «ДШИ»
Населённый пункт: Тюменская обл. г. Покачи
Наименование материала: статья
Тема: «Преодоление сценического волнения музыканта–исполнителя.»
Раздел: дополнительное образование

Преодоление сценического волнения музыканта-исполнителя

Проблема адекватного поведения на сцене порождена непосредственно

исполнительской практикой. И сегодня эта проблема по-прежнему актуальна

педагогов, учеников, так как именно психологические подходы к ее решению

недостаточно разработаны и не систематизированы. Нет артиста, который ни

разу не пострадал от негативных форм сценического волнения, поэтому в

предконцертного и концертного стресса.

влияющие на преодоление стрессовых концертных ситуаций.

Психологическая установка на музыкально-исполнительскую деятельность

которые он переживает перед выступлением, проявляют себя на фоне главной

исполнению концертной программы.

волнения, потому что не могут сосредоточиться на творческих задачах, но

озабочены тем, к каким последствиям приведёт возможная ошибка, как они

выглядят, какое впечатление производят на слушателей. Таким исполнителям

желание как можно скорее выступить перед публикой – «я хочу петь потому,

что моё исполнение будет интересно собравшимся людям!». Исполнителю,

п ери оди ч е ск и

Вторая подструктура — творческий опыт, профессиональные знания.

концертную эстраду, тем реже страдает он от недугов астенических форм

сценического волнения. Однако опыт нельзя путать с привычкой. Привычное

пребывание на сцене зачастую «убивает» не только вредное волнение, но и

чувство творческой окрылённости.

Самая распространённая болезнь среди неопытных музыкантов, детей-

оттого, что боятся забыть, забывают же оттого, что волнуются. Зададим

простой вопрос: чего же мы больше всего боимся, выходя на эстраду? Как

правило, мы боимся ошибиться, остановиться и забыть. Однако, ошибиться,

остановиться и забыть — это разные вещи, и они не всегда связаны между

— можно ошибиться, но не остановиться и не забыть;

— можно остановиться, но не вследствие ошибки или того, что мы забыли;

— можно забыть, но не ошибиться и не остановиться (кстати, это в практике

музыканты, которые лишь на том основании, что они не ошибаются и не

останавливаются, думают, что знаю текст, хотя на самом деле они его в

должной мере не знают и проверить это для педагога пара пустяков).

Несмотря на разницу между «ошибиться», «остановиться» и «забыть»,

дающим возможность избежать и ошибки, и остановки, и забывание текста.

Названное «базовое состояние» вполне справедливо будет определить как

«концентрированное внимание». Чтобы не ошибиться, не остановиться и не

забыть, нужно работать над повышением концентрации внимания, поскольку

композицию так, как мы на сегодня умеем это сделать.

Работа над вниманием — мотивированным и концентрированным — что в

ней особенного? В истории исполнительского искусства есть впечатляющие

примеры овладения этими навыками. Вспомним А. Г. Рубинштейна, который

который считал, что «малолетним ученикам достаточно упражняться сначала

час Более взрослым должно упражняться вообще музыкой не более

полутора или двух, а дошедшим до полного развития физических сил не

работы, что чрезвычайно важно. Есть ряд базовых положений, соблюдение

которых помогает развитию мотивированного концентрированного внимания

(умению сосредоточиться не на три, а на пять, десять минут и т. д.) и

увеличению его временного объема (расширение объема внимания — очень

внимание и длительно удерживать его на каком-либо объекте — такой же

важный компонент оптимального концертного состояния, как и поддержание

физической формы и умение регулировать частоту сердечных сокращений.

входить в программу подготовки музыканта-исполнителя.

Вопрос о парализующем

насколько важны для осуществления всего задуманного на сцене, свежесть и

аппарата. Физические перенапряжения

дезорганизуют «аппарат воплощения» и вызывают технические неполадки.

Телесные «зажимы», даже в том случае, если они явственно не сказываются

на вокальной технике музыканта, сковывают его душевные переживания и

случаи, когда мускульные перенапряжения певца отрицательно сказывались и

на его эмоциональной

очередь, неестественный характер

которые поглощают эмоциональную энергию поющего. В свою очередь, эти

мышечные «зажимы» пагубно сказываются и на «аппарате переживания» и

мышечного контролера», который должен неустанно следить за тем, чтобы

нигде не появлялось мышечных зажимов, излишнего напряжения, и т.п. При

контролер должен их

самопроверки и снятия мышечного напряжения должен быть доведен до

механической бессознательной приученности, так как успешная музыкально-

согласованно «работают» интеллектуальная, эмоциональная и двигательная

стороны его личности. Ни одна из названных сторон не должна подавлять

сценическое состояние певца оказывают влияние все психические процессы,

исполнительское внимание, воля, слуховые представления, оптимальный для

творчества уровень эмоционального возбуждения, гибкость психологической

адаптации, художественное истолкование сочинения.

Исполнительская деятельность, безусловно, относится к числу волевых

актов. Исполнительская воля позволяет музыканту снимать импульсивность

во время выступления, достигать органического единства эмоционального и

рационального начал в творчестве. И произвольное внимание, возникшее как

результат усилия воли, и непроизвольное, сформировавшееся как результат

Важную роль в психологической подготовке вокалиста к концертному

фрагменты сочинения, представляя себя на концертной эстраде и внушив

себе соответствующее психологическое состояние, исполнитель тренирует не

только свою способность эмоционально переживать и истолковывать музыку

в условиях эстрадного волнения, но и контролирует качество исполнения.

собственный оптимальный уровень эмоционального возбуждения, который

позволяет ему наиболее успешно реализовывать творческий замысел. Если

ослабевает воля, снижается способность контролировать и анализировать

результаты исполнительского процесса, а в тех случаях, когда возбуждение не

психическое состояние, при котором были достигнуты творческие успехи, и,

ощущение. Так поступают многие исполнители. Но одного волевого усилия

предстоящего концертного выступления. Им кажется, что концерт, к которому

они так долго и тщательно готовятся, чуть ли не самое важное событие в

предстоящего выступления и к началу концерта как бы «перегорает», не в

силах вынести на своих плечах груз огромной ответственности.

Творческий успех возможен только в том случае, если эмоциональное

напряжение музыканта адекватно возникшей ситуации. Однако регулировать

возбуждения удаётся не каждому. Нужно разумно чередовать работу и отдых

и, поддерживая в себе чувство ответственности, не поддаваться тревоге.

многом определяется и адаптивными возможностями личности. Исполнитель

Как музыка побеждает гнев, борется с тревожностью и повышает продуктивность

Respect Ареты Франклин заставит одних улыбнуться, даже когда все идет наперекосяк, другие будут плакать навзрыд, слушая ноктюрны Шопена или Sound of Silence Саймона и Гарфанкела. В ряду «секс, наркотики и рок-н-ролл» последнее слагаемое остается самым недооцененным с точки зрения перемены психики человека. И зря. В 1980-х годах сеть супермаркетов 7-Eleven в Канаде придумала способ отогнать праздно шатающуюся молодежь со своих парковок: включить на этом пространстве не модную музыку, а классическую или easy-listening. Подростки не выдерживали «старомодных» мелодий и уходили.

Десятилетия спустя в новозеландском городке Крайстчерч повторили трюк, чтобы отпугнуть несовершеннолетних правонарушителей. Правда, вместо классической музыки использовали хиты Барри Манилоу. Также история помнит, как израильские силы пытались вытащить террористов из храма Рождества в Вифлееме в том числе и с помощью хеви-метал. А панамский диктатор Мануэль Норьега, по одной из версий, сдался американским войскам еще и потому, что он, фанат оперы, не выдержал звуков непрекращавшейся агрессивной музыки Black Sabbath, Whitesnake и AC/DC, которая была частью плана американской группы психологических операций.

Медицина — еще одна сфера, где активно используют музыку. Нейробиолог Готтфрид Шлауг из Гарвардского университета ввел в обиход «терапию мелодической интонации», которая показывает удивительные результаты: пациенты с нарушением речи после инсульта не могут произнести предложение из трех слов, зато могут спеть, например, любимую песню The Rolling Stones. Документальный фильм «Живые внутри» режиссера Майкла Россато-Беннета рассказывает, как в американском доме престарелых пациенты с болезнью Альцгеймера и другими расстройствами памяти слушают музыку из прошлого и поправляются.

Сегодня психотерапевты составляют индивидуальные плейлисты для сессий с пациентами, а хирурги знают, что джаз способствует восстановлению после операций. Базовые приемы музыкальной терапии можно использовать и самостоятельно, чтобы скорректировать настроение здесь и сейчас.

Чтобы уменьшить боль, слушайте не расслабляющую музыку, а любимую

Исследователи Каледонского университета Глазго доказали, что правильно подобранная музыка может уменьшить физическую боль. Причем эффективнее всего в этом случае работают не расслабляющие мелодии, а музыка, которую человек привык слушать до появления боли. Другими словами, если вы предпочитаете хардкор-рэп, ваша терапия должна включать именно его, а не звуки природы и мелодии для медитаций. Участник этого эксперимента, фанат Prodigy, выбрал трек Firestarter — и смог пробыть в холодной воде в пять раз дольше обычного, несмотря на судороги мышц. Этим фактом объясняется и то, почему бег на длинные дистанции или тренировка на велотренажере дается легче, если заниматься под любимую музыку, даже если она не очень энергичная. Как говорит Канье Уэст, every superhero needs his theme music ( «каждому супергерою нужна своя музыкальная тема»).

Читайте также  Как вести себя в филармонии? 10 простых правил для «чайников»

Чтобы уснуть, включите классическую музыку частотой 60 ударов в минуту

Музыка способствует релаксации, замедлению частоты дыхания и сердечного ритма, считают исследователи венгерского Института поведенческих наук. В своем эксперименте они доказали: если слушать классическую музыку за 45 минут до сна, заснуть получится быстрее. Мелодии в данном случае не должны будоражить до мурашек, а быть, скорее, вспомогательным фоном. Оптимальная частота — 60 ударов в минуту. Композитор, ученый и автор книги Why We Love Music — о влиянии музыки на сферы нашей жизни — советует засыпать под мелодии лютнистов. Начать можно с кантабиле Найджела Норта.

Не лишним будет добавить в плейлист для засыпания прослушанные десятки раз альбомы Кендрика Ламара, Земфиры и других любимых музыкантов. Знакомые мелодии дают такой же успокаивающий эффект, как и классическая музыка. Структура песен предсказуема и не требует от слушателя активного участия, поэтому можно просто расслабиться.

В разработке мелодий для сна приняли участие и ученые. Например, недавно группа нейробиологов помогла британскому диджею Тому Миддлтону записать альбом, избавляющий от бессоницы. По их словам, треки Sunset, Ocean, Moon, Stars и Space способствуют снижению артериального давления и в итоге — успешному погружению в сон. Альбом Better Sleep уже можно скачать в Apple Music.

Чтобы справиться с гневом, имейте под рукой агрессивный плейлист

Экстремальная музыка — здоровый способ отработать гнев. К такому выводу пришли ученые Квинслендского университета Австралии после эксперимента. Несмотря на то что хеви-метал, хардкор-панк, скримо и гроулинг могут ассоциироваться с анархией, преступностью и сатанизмом, с точки зрения ментальной гигиены, эти музыкальные направления даже полезны, когда человек испытывает злость или гнев. Игнорировать или заглушать временные состояния нашей эмоциональной системы не просто бессмысленно, но и вредно. Здесь-то и придет на помощь экстремальная музыка, которая «переживает» гнев, уменьшая внутреннее эмоциональное напряжение. Результаты исследования, опубликованные в научном журнале Frontiers in Human Neuroscience, показали, что десять минут хеви-метал и хардкор-панка во время проявления гнева снижают уровень враждебности и раздражительности. Впрочем, такой же эффект дают и десять минут тишины. Но если в случае с агрессивной музыкой гнев отрабатывается, то в тишине злость просто игнорируется, что, по мнению психологов, вредно: человек обращает негативную эмоцию на себя, а это, скорее всего, приведет к новому срыву.

Чтобы повысить продуктивность, оградите себя от музыки, которую любите и которую терпеть не можете

Сотрудники работают лучше, когда играет фоновая музыка, — это доказали больше пятидесяти лет назад. Правда, среди испытуемых были работники конвейерного завода, в течение рабочего дня выполнявшие одни и те же задачи. Но правило работает и сегодня, когда мы говорим не о творческих процессах, а о повторяющихся задачах. Если на все из сотни пришедших писем вам нужно ответить лаконичным «ок», то сделать это быстрее получится под музыку. Важно, чтобы она была нейтральной. Ученые отмечают: если работники слушают мелодии, которые им нравятся, они отвлекаются гораздо чаще. Такой же эффект дает и музыка, которая неприятна.

Что касается оригинальных рабочих задач, то наука до сих пор не дает окончательного совета, как повысить продуктивность. В системе Google Scholar хранится более трехсот тысяч научных исследований, посвященных этой теме. Одни говорят, что хирурги работают эффективнее, если фоном во время операций играет музыка, другие считают, что важно слушать мелодии без слов, третьи советуют слушать произведения эпохи барокко. Последние исследования и вовсе поднимают на щит тишину: музыку нужно слушать до начала работы, а также надевать наушники на 15 минут каждые два-три часа.

Чтобы победить тревожность, включайте эмбиент

«Вы спросите, зачем мне слушать непонятные звуки, когда можно насладиться Дрейком? Затем, что эмбиент помогает обрести спокойствие, когда меня одолевают тревожность и панические атаки», — рассказывает редактор Vice Райан Бассил, с детства страдавший от приступов страха, паники и тревоги. Он ходил к психотерапевту, занимался кулинарией, которая, по одной из версий, понижает уровень гормона стресса, медитировал, украшал дом растениями и свечами, но настоящее спасение от панических атак нашел благодаря альбому «Ambient 1: Music for Airports» Брайана Ино. Пример с Райаном не исключительный.

Испытания, проведенные американской ассоциацией музыкальной терапии, показали, что при прослушивании эмбиента в организме действительно снижается уровень кортизола (гормона стресса), а частота сердечных сокращений приходит в норму. Если неосознанная тревога появляется в людных местах, то перед посещением метро, торгового центра или спортивного стадиона советуют слушать обволакивающий эмбиент, имитирующий звуки большого города. Рекомендовано также включить в свой плейлист трек Weightless британской группы Marconi Union: по словам нейроученых, прослушивание этой восьмиминутной мелодии уменьшает тревожность на 65 процентов.

Причины сценического волнения и способы его преодоления

Вечёрко Светлана Ильинична
Преподаватель фортепиано, концертмейстер
Школа искусств №2 г.Караганда

Причины сценического волнения и способы его преодоления
ВечёркоC.И., Школа искусств №2 г.Караганда
Преподаватель фортепиано, концертмейстер.

Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. С состоянием тревожности перед концертным исполнением музыкант-исполнитель сталкивается в разные периоды своей творче-ской деятельности. Приемам саморегуляции сценического состояния, уделяется при-стальное внимание в исследовательской литературе.Будучи концертмейстером и сталкиваясь с данной проблемой на практике, мною сделаны следующие выводы:
Существуют 2-е точки зрения по проблеме борьбы с эстрадным волнением.
1. Реального, ощутимого решения нет и быть не может: если человек владеет со-бой в экстремальных условиях сценического выступления, обращать волнение себе на пользу, а не во вред, следовательно, есть основания (разумеется, при прочих необхо-димых условиях) заниматься такого рода деятельностью. В противном случае целесо-образнее принять решение о смене профессии.
2.Есть определенные пути и способы, если не полной нейтрализации разного ро-да «издержек» эстрадных стрессов, но, во всяком случае, ослабления их последствий.
Имея большой личный опыт концертных выступлений, целиком поддерживаю мнение о том, что сценическое волнение можно и нужно уметь держать под контро-лем.
Опираясь на труды учёных-психологов, опыт великих музыкантов и на соб-ственный опыт, хочется выделить главное в этой области исследований:
1.Стороны личности, влияющие на особенности того или иного состояния музы-канта до концерта, во время него и после:
• психологическая установка на музыкально-исполнительскую деятельность, по-требность в такой деятельности;
• творческий опыт исполнителя, его профессиональные знания;
• особенности психических процессов (в том числе исполнительское внимание, воля, слуховые представления, оптимальный для творчества уровень эмоционального возбуждения и др.);
• типологические свойства высшей нервной деятельности, темперамент.
Все стороны личности, перечисленные выше, взаимосвязаны и взаимозависимы. На собственном опыте знаю, что сценическое состояние музыканта-исполнителя формируется под воздействием всех подструктур.
2.Потребности музыканта, в структуре пригодности к музыкально-исполнительской деятельности. Они различны по их мотивации:
• потребность в исполнительском процессе;
• потребность в общении со слушателями;
• потребность в активном воздействии на слушателей.
Наиболее ценными являются потребность участия в исполнительском процессе и в общении с публикой.
Каковы же причины страха перед сценой? В данном случае следует говорить о комплексе причин:
1) Первая причина-внушенная мысль о возможном «провале». Мысль о неудач-ном выступлении может перейти в опасное самовнушение. Музыкант-исполнитель должен уметь защищаться от враждебного внушения.
2) Вторая причина – осечка памяти из-за сильного волнения. Музыкант не дол-жен беспокоиться о том, как бы не забыть нотный текст. Во время концертного ис-полнения могут быть неполадки в тех сторонах исполнительского процесса, которые должны осуществляться автоматически, без участия сознания.
3) Третья причина – неумение игнорировать промах, попытка «бороться» с вол-нением. Музыкант должен игнорировать любой промах, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно загубить всю концертную программу. Что-то может быть исполнено хорошо, что-то хуже, нужно учиться слушать себя спокойно.
4) Четвёртая причина – неготовность выступать. В основе волнения всегда лежат явления психологические. Даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению.
Уровень подготовки исполнителя зависит не только от его опыта или мастерства, но и от того, что с ним происходит до начала исполнения, как он реагирует на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессогенным факто-ром.[2]
5) Пятая причина– усталость. Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального.
В своей педагогической и концертмейстерской практике,для психологической подготовки к выступлению, мною выработаны средства саморегуляции эмоциональ-ного состояния.
Отметим наиболее важные:
• дыхательные упражнения, тонизирующие сердечную деятельность;
• сосредоточение внимания на средствах музыкальной выразительности и прие-мах технического, художественного воплощения;
• представление сознанием всего музыкального образа исполняемого произведе-ния;
• освобождающие, активизирующие физические упражнения исполнительского аппарата, помогающие войти в рабочее состояние.
При подготовке концертной программы, преподавателю со своими учениками следует придерживаться определённых правил.
1)Концертная программа не должна быть слишком «свежей», желательно начи-нать её изучать заранее, чтобы она успела «улечься».
2)Первоначально хорошо выучить произведение в голове, пропевая голосом, об-ращая внимание на форму построения, чистоту интонации, гармонические и ритми-ческие особенности. Должно сложиться цельное представление, которое звучит в ушах — это потом поможет «вылезти» из сложных ситуаций.
2)«Разобрать» произведение на мелкие части, технически решая и прорабатывая все возникающие сложности, начиная с самых медленных темпов.
3)Начинать «собирать» в более крупные куски, постепенно поднимая темпы. Трудные места продолжать проучивать в медленном темпе.
4)Ближе к выступлению начать «собирать» произведение — проигрывать от нача-ла до конца не в конечно быстрых темпах. Будут видны недочёты, которые необхо-димо снова «разбирать», «чистить» и доводить «до кондиции».
5)Перед выступлением желательно не один раз обыграть произведение на пуб-лике. Это должно происходить в доброжелательной обстановке — перед своей семьей, друзьями.
6)«Накатка» — многократное проигрывание готового произведения с тем, чтобы автоматизировать технические и эмоциональные навыки.Немаловажное значение имеет в связи с этим наличие технических резервов: резерва беглости, резерва вы-носливости, силы и т.д.
Универсальных рецептов для преодоления волнения не существует, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготов-ки к выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необ-ходимо учитывать индивидуальные особенности психики пианиста.Успех достигается там, где все три функции психики — интеллектуальная, эмоциональная и двигательная — действуют согласованно, уступая друг другу доминирующее положение, как в хорошем камерном ансамбле.
Но главное – дело не только в знании секретов успешного выступления. Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из-под его рук. Он должен выступить посредником между композитором и слушателем. Пианист должен всю свою работу поставить под творческий контроль. Не только работу над техникой, звуком, стилем, но и работу над владением собой, работой над верой в свои силы.[1]

Читайте также  Какие бывают музыкальные профессии

Используемая литература:
1.Гольденвейзер, Александр 1975. «Об исполнительстве» Москва
2.Гофман, Иосиф 1961. «Фортепианная игра. Вопросы и ответы» Москва
3.Маккиннон, Лилиас 1967. «Игра наизусть» Москва
4.Перельман, Натан 1981. «В классе рояля» Санкт-Петербург
Полный текст материала Причины сценического волнения и способы его преодоления смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Речь в условиях стресса: как помочь голосу стать сильнее

Наша жизнь полна ситуаций, в которых нам приходится выступать перед публикой. Совещания, переговоры, онлайн-встречи… При этом мы часто думаем о содержании и редко о том, насколько нас вообще хочется слушать. А еще перед ответственными выступлениями мы волнуемся: боимся неподходящих вопросов, неодобрения со стороны коллег и начальства, переживаем, насколько мы правдоподобны.

Такие стрессовые ситуации напрямую сказываются на нашей речи. Нам трудно перебороть волнение, поэтому наш голос дрожит, становится очень тихим или, наоборот, не в меру высоким. Волнение приводит к спазмам в теле. Самые сильные зажимы, как правило, случаются в области живота, грудной клетки и горла. Бывают жалобы на першение и «комок» в горле. Часто бывает одышка.

Надо ли говорить, что в эти моменты голос теряет свои самые важные качества: мощь, энергетику, харизму, убедительность и, в конце концов, просто «устает» быть вашим помощником? В результате, и речь становится совершенно неуправляемой.

Я предложу вам несколько простых рекомендаций, соблюдая которые вы можете сделать ваш голос сильнее, а речь — более яркой и «стрессоустойчивой».

Начало выступления

Начну с того, что выступление должно быть ответственным и «цеплять». Именно на начало приходится самый волнительный момент. И если голос в это время подводит: возникает напряжение, усталость, зажатость, слабость, замкнутость, то можно сразу забыть и про заключение выгодных контрактов, и про налаживание партнерских отношений, а в случае с собеседованиями и про демонстрацию себя и своих навыков с лучшей стороны. В итоге, вы слышите в ответ: «Приму решение позже. Давайте возьмем паузу на обдумывание» или «Спасибо. Мы вам перезвоним». Или еще более неприятное за спиной: «Как его вообще допустили до выступления? Была такая скучная презентация!»

Чаще всего в такой ситуации бывает обидно и неприятно. Вы ведь столько готовились, приводили аргументы, работали с возражениями собеседников! И это не считая огромной работы по подготовке информации, которая осталась «за кадром».

Какой можно сделать вывод?

В чем же дело? Все просто: ваша речь не прозвучала правдоподобно. Говоря простым языком, вам не поверили! Тихий, зажатый, слабый, монотонный голос всегда говорит о том, что вы недостаточно уверены в своих словах, а часто — что вы и вовсе не верите тому, что говорите. Если вы показываете эту неубедительность, то как вам могут поверить другие?

Давайте посмотрим на это с другой стороны и подумаем, с кем больше хочется работать: с замкнутым, неуверенным в себе, зажатым, безликим человеком или, напротив, с амбиционным, активным, ярким, уверенным в себе лидером? Думаю, ответ очевиден.

Работа над ошибками

Очень часто к речи и навыку выступления относятся достаточно легкомысленно: «Да ладно, что там сложного? Выступлю, если надо!» Но правда жизни такова, что зачастую отсутствие подготовки в последний момент оборачивается мандражем.

Большинство в таких случаях спешно начинает искать «волшебную таблетку». К сожалению, ее еще не придумали, да и вряд ли она могла бы помочь, потому что хорошо поставленная речь – это хорошо отработанный навык.

Что я рекомендую делать:

  • заранее начинать готовиться к выступлению
  • вслух отрабатывать аргументы и возражения
  • работать над своей речью

Разберем последний пункт подробнее.

Первое, чем я рекомендую заняться, — это дыхание

Делаем полный и легкий вдох вниз живота и именно из него выдыхаем и говорим. Когда вы так дышите, вы прорабатываете все три доли легких. А полное дыхание отвечает за свободный и сильный голос.

Второй важный момент — четкость речи

Можно делать сразу несколько упражнений. Во-первых, постарайтесь в разном темпе произнести «птки». Потом добавьте интонацию: убеждайте, мотивируйте, интригуйте, удивляйте!

Во-вторых, представьте перед собой несколько человек и говорите им четко и уверенно: «От топота копыт пыль по полю летит». Таким образом вы тренируете дикцию, умение говорить на публике, интонирование, а также отрабатываете навык общения взглядом с аудиторией.

Повторите эту скороговорку несколько раз, обращаясь к воображаемому человеку или позанимайтесь со своими близкими. Старайтесь немного улыбаться — от этого звук будет более мягким и открытым.

Каждый день выбирайте 15 минут, в течение которых вы будете правильно говорить

В первое время всегда ощущайте мышцы живота, так как звук идет из него. Держите плечи свободными. Избегайте бубнежа под нос — так звук станет энергичнее.

Идите к энергичному голосу правильными шагами!

Сценическое волнение учащихся класса эстрадного пения

Главная > Реферат >Психология

АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ

Кафедра теории, истории музыки и методики музыкального воспитания

СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОЛНЕНИЕ УЧАЩИХСЯ КЛАССА ЭСТРАДНОГО ПЕНИЯ

студентка 4 курса заочного отделения

СУХОМЛИНОВА АНАСТАСИЯ ГЕННАДЬЕВНА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания

Актуальность исследования. Успешное выступления на сцене артиста является результатом сочетания многих факторов, среди которых необходимо отметить сценическое волнение. Этот аспект зависит от уровня предконцертной психологической подготовки и умения контролировать свое состояние во время выступления. Эмоции певца должны повиноваться его воле, он никогда не должен терять контроль над собой, над своим голосом, действиями. Об этом писали выдающие мастера сцены: Ф.И. Шаляпин, К.С. Станиславский и др. Очень часто психическое состояние певца оказывает решающее влияние на его пение. Поэтому певец должен иметь устойчивую психику, или владеть приемами психологической регуляции своего состояния. Деятельность по укреплению и тренировке психического состояния, выработке умений и навыков преодоления нервного перенапряжения перед ответственным выступлением имеет для будущих эстрадных певцов первоочередное значение. Рассмотрение истоков сценического волнения учащихся класса эстрадного пения в детской музыкальной школе (ДМШ) и определение путей его преодоления составляет актуальность нашего исследования.

Объект исследования – комплекс причин сценического волнения учащихся эстрадного отделения.

Предмет исследования – приемы преодоления сценического волнения учащимися в классе эстрадного пения в ДМШ.

Цель исследования – выявление приемов преодоления сценического волнения у учащихся класса эстрадного пения ДМШ г. Белореченска.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

1. Дать сущностную характеристику понятию «сценическое волнение».

2. Рассмотреть взаимозависимость типа темперамента и форм проявления сценического волнения в музыкальной психологии.

3. Проанализировать использование приемов преодоления сценического волнения учащихся класса эстрадного пения в практике педагогов ДМШ г. Белореченска.

В процессе написания квалификационной работы использовались следующие методы:

Читайте также  Как настроить классическую гитару?

теоретические – анализ изученной литературы, обобщение;

эмпирические – педагогическое наблюдение, интервьюирование.

Теоретической основой исследования служат идеи о – Фридмана, Леонтьева, Л.С. Выготского о психологических механизмах развития и обучения личности.

База исследования – МОУ ДОД ДМШ г. Белореченска.

Практическая значимость данной работы заключается в обобщении педагогического опыта по определению форм преодоления сценического волнения учащихся класса эстрадного пения ДМШ.

Апробация результатов квалификационной работы осуществлялась в выступлениях на заседаниях кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания.

Структура работы. Квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, включающего 51 наименований. В Приложении размещены копии Грамот и Дипломов.

Сценическое эстрадное волнение – одна из форм психического состояния личности до и вовремя концертного выступления

Дефицит научных сведений о природе и сущности сценического волнения как одной из форм психического состояния личности обрекает исполнителей на эмпирические поиски эффективных приёмов психологической подготовки к концертному выступлению. Многие музыкальные педагоги предлагают ученикам рекомендации, основанные на личном опыте, на субъективных ощущениях. Часто учащиеся получают от преподавателя единый для всех рецепт аутотренинга, данный без учёта индивидуальных особенностей личности. Зачастую рекомендации преподносятся в ультимативной форме: «Делай, как я!».

Ценные советы по психологической подготовке исполнителя к концертному выступлению содержатся в книгах, статьях, воспоминаниях, методических разработках выдающихся музыкантов и педагогов – Л.А. Баренбойма, Д.Д. Благого, Г.М. Когана, Г.Г. Нейгауза, С.И. Савшинского, С.Е. Фейнберга и др. Но эти рекомендации не систематизированы и не объединены в самостоятельный раздел методики.

Большинством авторов научных работ о природе и саморегуляции сценического состояния являются исполнители-пианисты. Это привело к явной однобокости исследования проблемы. Способы устранения неконтролируемых, деструктивных форм сценического волнения равно интересуют музыкантов всех исполнительских специальностей. Поэтому данная проблема требует рассмотрения и обсуждения музыкантами всех специальностей.

В период обучения в классе эстрадного пения ученику приходится на протяжении всех лет выступать перед аудиторией на зачетах, экзаменах, открытых концертах. И здесь одним из самых существенных моментов является поведение поющего на сцене, его сценическое самочувствие, степень волнения на эстраде.

Как показывает практика, волнение имеет место у всех. Но у одних певцов волнение, будучи контролируемым, является стимулом для большего вдохновения, у других – выйдя за рамки контроля – вызывает полную депрессию, скованность всего тела, в том числе и голосового аппарата, результатом чего является низкая позиция звучания, потеря опоры дыхания, вялое сценическое и эмоциональное выражение. У третьих волнение вызывает непомерную возбудимость и суетливость, которые также мешают нормальной работе всех компонентов певческой координации, что выражается в повышении интонации, чрезмерном напряжении, излишней жестикуляции и мимике.

Волнение ученика на сцене нередко уничтожает всю предварительную работу педагога в классе. О таких учениках говорят, что они непригодны для исполнительской деятельности.

Вопросы волнения непосредственно связаны с индивидуальной структурой его нервной системы, типом нервной деятельности. По данным психологии природные свойства нервной системы – и в том числе волнение – поддаются изменению и развитию путем специальной психофизической тренировки.

Разработка психофизической тренировки относится к актуальным дидактическим задачам. Цель ее – сделать стрессовое состояние певца на сцене его обычным, рабочим. Адаптация к волнению является ведущим педагогическим условием, имеющим силу, равнозначную подготовке профессиональных навыков и является психолого-педагогической задачей обучения.

Следует изучать личностные особенности ребенка, его отрицательных и положительных сторон психики, характера, эмоционально-волевой сферы, а также его профессиональных успехов, поведения на сцене, уровня профессиональной выносливости, в результате чего составляется план индивидуальных занятий.

Педагог должен воспитывать, формировать на уроках положительные черты характера и устранять отрицательные, формировать высокий уровень психологической Устойчивости.

Освоение этих основных компонентов создает предпосылки для регулирования эмоционального состояния организма. Вокальное исполнительство – это обмен эмоциями со зрителем и оно рассчитано на эмоциональное восприятие.

Эмоциями называются психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к явлениям внешней окружающей среды и внутреннему миру (организма и психики) человека. Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма (радость, восторг и др.). Астенические – угнетают (печаль, досада). Отдельно выделяются эмоции настроения и чувства, которые сопровождаются сложными эмоциональными переживаниями.

Исследования К.В. Вундта показали, что тончайшие оттенки эмоций, возникающие в ответ на мысли, представления, воображения, ощущения также находят свое выражение на мышцах тела, внутренних органах, сосудах, обмене веществ, концентрации уровня гормонов и т. д. Эти реакции зависят от типа личности, характера и темперамента человека.

Эмоции сводятся к трем измерениям: 1) удовольствие – неудовольствие, 2) возбуждение – успокоение, 3) напряжение – разряжение (по К.В. Вундту).

Импульсы головного мозга, идущие к гортани с большой частотой (особенно на высоких нотах) требуют большой затраты нервной энергии и полной сосредоточенности. При положительных эмоциях результативность урока возрастает во много раз. Поэтому в классе вокала очень важна обстановка, в которой воспитывается ученик.

Спокойствие, благожелательность, оптимизм педагога, внушение им уверенности в своих силах дает гораздо более быстрые положительные результаты, чем окрики, передразнивания, менторский тон.

Положительные эмоциональные реакции, связанные с певческой деятельностью, можно классифицировать на следующие:

1) группа эмоциональных переживаний, связанных со значительными изменениями, наступающими в жизнедеятельности организма в процессе певческой деятельности. Нужно стремиться, чтобы они стали положительными и стеническими. Ученику следует внушить, что певческая деятельность улучшает функциональные возможности его организма, делает его более выносливым, работоспособным;

2) группа эмоцийсвязана с высоким уровнем совершенства в овладении профессиональными навыками. Ребенку следует внушить мысль о правильности методических приемов, что трудности, возникающие в процессе обучения, временны и совершенно закономерны, что только этапное их преодоление может дать в итоге настоящие результаты. Это является основанием для утверждения его личных достоинств;

3) группа эстетических эмоций. У ученика необходимо постоянно развивать чувство прекрасного, красоты поведения на сцене и в жизни. Ему нужно внушить, что каждое выступление его – это праздник, что эти выступления вызывают у слушателей эстетическое наслаждение;

4) группа эмоций, связанных с нравственными чувствами – с глубоким сознанием общественного значения ответственности за то, что дано ему его педагогами. Певец должен представлять себе, что результаты его профессиональной деятельности служат примером для других учащихся и педагогов, которые следят за его выступлениями и успехами.

Все эти эмоциональные реакции должны быть использованы в практике вокальных уроков в той или иной степени по мере вокально-музыкального развития ученика.

Анализируя проблему сценического волнения, педагоги-музыканты отмечают, что многое зависит здесь от психофизиологической конституции исполнителя, типа его нервной системы. Сценическое волнение на всех действует по-разному. Один ученик ничего не боится, другой испытывает чрезмерное нервно-мышечное возбуждение, третий впадает в прострацию, четвертый не может совладать с чрезмерным эмоциональным возбуждением и т.д. Вообще, бывают ученики, которые хорошо поют в классе, но многое утрачивают на эстраде. Бывает и наоборот: ученик, на которого вы не возлагаете особых надежд на эстраде, настраивается и поет значительно лучше, чем в классе. Многое зависит тут от типа нервной системы, умения на строить себя на успех, силы воли.

Среди спортсменов распространено мнение, что успехи в спорте легче достигаются людьми, обладающими сильным типом нервной системы – флегматиками, холериками, сангвиниками. Лицам же со слабым типом высшей нервной деятельности, чья нервная система отличается слабо выраженными возбудительными и тормозными процессами (меланхоликам) дорога к победам закрыта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: