Музыкальные интервалы - первое знакомство - OXFORDST.RU

Музыкальные интервалы — первое знакомство

Музыкальные интервалы – первое знакомство

Интервалы в музыке играют очень важную роль. Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения.

Вся музыка сложена из нот, но одна нота – это ещё не музыка – равно, как и любая книга написана буквами, но буквы сами по себе ещё не несут смысла произведения. Если взять смысловые единицы крупнее, то в текстах это будут слова, а в музыкальном произведении – созвучия.

Гармонические и мелодические интервалы

Созвучие двух звуков называется интервалом, причём эти два звука можно сыграть, как вместе, так и по очереди, в первом случае интервал будет называться гармоническим, а во втором – мелодическим.

Что значит гармонический интервал и мелодический интервал? Звуки гармонического интервала берутся одновременно и поэтому сливаются в единое созвучие – гармонию, которая может прозвучать очень мягко, а может и остро, колюче. В мелодических интервалах звуки играются (или поются) по очереди – сначала один, потом другой. Эти интервалы можно сравнить с двумя соединенными звеньями цепочки – из таких звеньев состоит любая мелодия.

Роль интервалов в музыке

Какова же сущность интервалов в музыке, например, в мелодии? Представим себе две разные мелодии и проанализируем их самое начало: пусть это будут всем известные детские песенки «Как под горкой, под горой» и «В лесу родилась ёлочка».

Давайте сравним начала этих песенок. Обе мелодии начинаются с ноты «до», но совершенно по-разному развиваются дальше. В первой песенке мы слышим, будто мелодия маленькими шажками поднимается по ступенькам – сперва от нотки до к ноте ре, потом от ре к ми и т.д. А вот на первых же словах второй песенки мелодия сразу скачком уходит вверх, как бы перескакивая сразу через несколько ступенек («в лесу» – ход от до к ля). Действительно, между нотами до и ля поместились бы ещё совершенно спокойно ре ми фа и соль.

Движение вверх и вниз по ступенькам и скачком, а также повторение звуков на одной и той же высоте – это всё музыкальные интервалы, из которых, в конечном счёте, складывается общий мелодический рисунок.

Да, кстати. Если вы взялись изучать музыкальные интервалы, то вы наверняка уже знаете ноты и сейчас хорошо меня поняли. Если пока не знаете нот – ознакомьтесь со статьёй «Нотная грамота для начинающих».

Свойства интервалов

Вы уже поняли, что интервал – это некий промежуток, расстояние от одной ноты до другой. Теперь разберёмся, в чём же это расстояние можно измерить, тем более что пришла пора узнать названия интервалов.

Каждый интервал имеет два свойства (или две величины) – это ступеневая и тоновая величина. Ступеневая величина зависит от того, сколько музыкальных ступеней охватывает интервал – одну, две, три и т.д. (причём сами звуки интервала тоже считаются). Ну, а тоновая величина относится к составу конкретных интервалов – подсчитывается точное число тонов (или полутонов), которые умещаются в интервале. Эти свойства иногда называют по-другому – количественная и качественная величина, суть их при этом не меняется.

Музыкальные интервалы – названия

Для названия интервалов применяют числительные на латинском языке, название определяется свойствами интервала. В зависимости от того, сколько ступеней охватывает интервал (то есть от ступеневой или количественной величины), даются названия:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава.

Для названия интервалов используются эти латинские слова, но для записи всё-таки удобнее применять цифровые обозначения. Например, кварту можно обозначить цифрой 4, сексту – цифрой 6 и т.д.

Интервалы бывают чистыми (ч), малыми (м), большими (б), уменьшёнными (ум) и увеличенными (ув). Эти определения исходят из второго свойства интервала, то есть тонового состава (тоновой или качественной величины). Эти характеристики присоединяются к названию, например: чистая квинта (сокращённо ч5) или малая септима (м7) , большая терция (бз) и т.д.

Чистые интервалы – это чистая прима (ч1), чистая октава (ч8), чистая кварта (ч4) и чистая квинта (ч5). Малыми и большими бывают секунды (м2, б2), терции (м3, б3), сексты (м6, б6) и септимы (м7, б7).

Число тонов в каждом интервале нужно запомнить. Например, в чистых интервалах так: в приме 0 тонов, в октаве 6 тонов, в кварте – 2,5 тона, а в квинте – 3,5 тона. Чтобы повторить тему тонов и полутонов – почитайте статьи «Знаки альтерации» и «Как называются клавиши фортепиано», где эти вопросы подробно рассматриваются.

Интервалы в музыке – итоги

В данной статье, которую можно было бы назвать уроком, мы с вами разобрали интервалы в музыке, выяснили, как они называются, какие имеют свойства, и какую роль играют.

В дальнейшем вас ждёт расширение знаний по этой очень важной теме. Почему она так важна? Да потому что музыкальная теория – это универсальный ключ к пониманию любого музыкального произведения.

Что делать, если у вас не получилось разобраться в теме? Первое – отдохнуть и прочитать всю статью ещё раз сегодня или завтра, второе – поискать информацию на других сайтах, третье – связаться с нами в группе вконтакте или задать свои вопросы в комментариях.

Если всё понятно, то я очень рад! Внизу страницы вы найдёте кнопочки различных соцсетей – поделитесь данной статьёй со своими друзьями! Ну, а после вы можете немного расслабиться и посмотреть прикольное видео – пианист Денис Мацуев импровизирует на тему песенки «В лесу родилась ёлочка» в стилях разных композиторов.

Денис Мацуев “В лесу родилась ёлочка”

Интервалы в музыке. Расположение интервалов на грифе гитары

Интервалы в музыке. Общая информация

Музыкальные интервалы – одна из ключевых основ теории, которую необходимо выучить и знать любому начинающему композитору. Именно из них выстраиваются все композиции в целом и их отдельные элементы. В данной статье мы подробно расскажем, что такое интервалы в музыке, как найти их на гитарном грифе и как они звучат.

Что такое музыкальные интервалы

Интервалами называют созвучие, которое образуется от одновременной игры двух любых нот. Зажмите любые две струны на двух любых ладах и сыграйте их одновременно – это будет интервал. Ноты, из которых состоит интервал, могут находиться в одной или разных октавах – от этого меняется их звучание и функция, которую они выполняют внутри композиции

Европейская музыкальная теория разделяет интервалы на консонирующие и диссонирующие. Первые – те, которые дают приятный человеческому уху звук, вторые – те, которые вместе не звучат и режут слух. Раньше диссонансы почти не применялись внутри музыкальной гармонии, однако со временем все больше и больше композиторов начали использовать их, и сейчас неблагозвучные интервалы плотно вошли в музыкальный обиход.

Как найти интервалы на гитаре

Самый простой интервал, который можно сыграть на гитаре берется просто ударом по двум открытым струнам, к примеру, по 4-ой и 5-ой. Это – кварта, она считается консонирующим звуком.

Благодаря специфике и схеме настройки этого инструмента, вы можете взять на нем один и тот же интервал разными способами, однако аппликатуры этих интервалов будут схожими для всех струн.

Читайте также  Вокал и пение

Самое простое расположение интервалов выглядит так.

Прима

Зажмите 5-ую струну на пятом ладу и сыграйте ее вместе с открытой струной выше.

Малая секунда

Зажмите 5-ую струну на пятом ладу, а соседнюю выше на первом; или зажмите на этой же струне шестой лад.

Большая секунда

То же самое, но соседняя зажимается на втором ладу или седьмом этой же струны.

Малая терция

Струна на пятом, соседняя выше на третьем.

Большая терция

То же самое, но соседняя зажимается на четвертом ладу

Чистая к варта

Обе струны зажимаются на одном и том же ладу

Увеличенная кварта/уменьшенная квинта

Зажмите любую струну на пятом ладу, соседняя выше на шестом.

Чистая квинта

5-ая струна на пятом ладу, соседняя выше на седьмом.

Малая секста

То же самое, но соседняя выше зажимается на восьмом ладу

Большая секста

То же самое, соседняя выше зажимается на девятом; или же вторая нота берется четвертом ладу через одну струну выше.

Малая септима

5-ая струна на пятом ладу, струна выше через одну зажимается так же на пятом.

Большая септима

То же самое, струна выше через одну зажимается на шестом.

Октава

То же самое, струна выше через одну зажимается на седьмом.

Как только вы найдете все интервалы таким способом, вы одновременно с этим найдете и их формы. Таким образом, вам не придется каждый раз вспоминать, как выстраивать их от разных нот – даже если зажмете не пятый, а девятый лад, и через струну вверх возьмете ноту на одиннадцатом – это все равно будет октава.

Стоит отметить, что если в качестве второго звука берется нота на второй струне, то на ней вся схема сдвигается на один лад выше.

Классификация

Как уже было сказано выше, интервалы в музыке по-разному классифицируются. В этом разделе мы расскажем, каким именно образом.

Простые

Стандартный тип интервалов – два звука, звучащие вместе на расстоянии какого-то количества полутонов. Из простых интервалов выстраиваются простые аккорды – из большой и малой терций строятся мажорные трезвучия , а малая и большая, построенные подряд, дают минорные трезвучия .

Кроме этого, существует понятие качества интервала, и оно определяется количеством ступеней второй ноты относительно тоники. Обозначается эта классификация терминами «большая», «малая», «дважды большая» и «дважды малая».

Составные

Составными интервалами называют простые, в которых вторая нота выходит за пределы одной октавы. Если обе ноты находятся в соседних октавах, то эти интервалы приобретают свои собственные названия и музыкальные краски.

К ним относятся:

  1. Нона – секунда, взятая через октаву от тоники.
  2. Децима – терция через октаву.
  3. Ундецима – кварта.
  4. Дуодецима – квинта.
  5. Трецдецима – секста.
  6. Квартдецима – септима.
  7. Квинтдецима – двойная октава от тоники.

Благозвучные

Как уже было сказано выше, благозвучные интервалы – те, которые приятны человеческому уху. Эти интервалы разделяются на «весьма совершенные», «совершенные» и «несовершенные». Каждый из этих типов обладает своим настроением и музыкальной краской.

Весьма совершенные интервалы – это чистая прима и чистая октава. Они не имеют какого-то настроения и могут украшать или дополнять музыкальное полотно.

Совершенные интервалы – это чистая квинта и кварта. Квинта нейтральна по настроению, а кварта обладает торжественной краской.

Несовершенные интервалы – это малая и большая терции и сексты. Они имеют минорное и мажорное настроение, служат для построения аккордов и выстраивания настроения общей гармонии.

Неблагозвучные

Неблагозвучные, или диссонирующие интервалы – те, которые неприятны человеческому слуху. К ним относятся секунды и септимы. Они обладают напряженным звучанием, и могут служить добавочными интервалами в аккорды, а также создавать мрачное и недружелюбное настроение.

Таблица интервалов в музыке

Ниже представлена таблица, в которой находятся названия интервалов в музыке, количество ступеней, их виды и как они звучат.

Простые интервалы

Название Количество тонов Возможные виды Звучание
Прима Чистая Плотное, нейтральное
Секунда 0,5; 1 Малая (0,5 тонов)

Составные интервалы

Название Количество тонов Возможные виды Как звучит
Нона 6,5; 7 Малая (6,5 тонов)

Читайте также: Знаки альтерации

Как использовать музыкальные интервалы

В первую очередь – построение аккордов. В зависимости от того, как вы расположите терции относительно друг друга, можно получить минорное или мажорное трезвучие. Добавляя к уже готовым аккордам новые интервалы, вы можете изменять его звук и настроение.

Квинты – стандартный инструмент рок-музыки, которая почти вся построена на использовании этого интервала. Не обладая серьезным перекосом в сторону настроения, с его помощью можно задавать тональность и текстуру композиции, а комбинируя вместе с другими интервалами – и создавать мелодику и движение.

При помощи октав вы можете дополнить свою сольную партию, выстраивая ноты по гамме. Благодаря тому, что одновременно играют сразу два звука, данная партия будет звучать плотнее обычного соло.

Кроме этого, вы можете выстраивать партии других инструментов в соответствии с тональностью и интервалами внутри нее. Например, чтобы бэк-вокалы пели партии в терцию основному голосу. Благодаря таким дополнениям и раскладыванию того, что играют отдельные инструменты, можно добиться красочного и мелодичного музыкального полотна.

Не стесняйтесь так же пользоваться диссонирующими интервалами. С их помощью можно создать напряженное, зловещее настроение, которое может подойти некоторым композициям.

Обращение

Обращением называется прием, когда тоника интервала переносится на октаву вверх относительного второго звука. В этом случае интервал инвертируется, и мы получаем другое настроение и другой окрас всей мелодии.

Ниже приведена таблица обращений интервалов

Основной Обращенный
Прима Октава
Секунда Септима
Терция Секста
Кварта Квинта
Квинта Кварта
Секста Терция
Септима Секунда
Октава Прима
Нона Септима
Децима Секста
Ундецима Квинта
Дуодецима Кварта
Терцдецима Терция
Квартдецима Секунда
Квинтдецима Октава

Обращения можно использовать для того, чтобы поменять гармонию или настроение отдельного куска композиции. Особенно это помогает, если вы не можете придумать, как развить или продолжить ее.

Как научиться слышать интервалы

Мало того, чтобы выучить расположение интервалов – очень полезно научиться слышать их. Понимая то, как звучит то или иное сочетание, вы сможете более подробно разбирать чужие песни, а также лучше понимать, как сочинять свои. Кроме этого, это положительно скажется на ваших музыкальных навыках солирования.

В целом, это отличное упражнение для тренировки слуха. Для начала возьмите каждый интервал и сыграйте его. Запомните, как он звучит, какое у него настроение, как ноты сочетаются относительно друг друга.

После этого запишите эти интервалы на диктофон, или же скачайте простейший секвенсор вроде Fruity Loops и там выстройте все интересующие вас на данный момент интервалы.

Запустите запись и отвернитесь от компьютера. На слух попробуйте угадать, какой из них сейчас звучит. Помните про их свойства – секунда звучит очень напряженно и неприятно, а малая терция – грустным, «минорным» звуком.

Повторяйте это упражнение несколько раз в день – сначала играйте интервалы сами и слушайте их, а потом пытайтесь услышать в готовой записи.

Методический доклад на тему » Музыкальные «интервалы — первое знакомство

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

МБОУДО « Детская школа искусств» г.Рыльска

Методический доклад по предмету « Сольфеджио» на тему

« Музыкальные интервалы – первое знакомство»

Роль интервала в музыке, его выразительных возможностей огромна. Без долгой и кропотливой работы над интервалами невозможно развитие музыкального слуха.

«Всюду, где речь идет об интервале, я трактую этот важнейший элемент музыки как выразительный и считаю, что интервал – одна из первичных форм музыки… Мелодия, в сущности, есть выявление интервалов» — писал о роли интервала в музыке Борис Владимирович Асафьев, русский советский композитор, музыковед, музыкальный критик.

Сравним две разные мелодии: пусть это будет русская народная песня «Как под горкой, под горой» и известная детская песенка «В лесу родилась ёлочка» муз. Л.К.Бекмана. Давайте сравним начала этих песенок. Обе мелодии начинаются с ноты «до», но совершенно по-разному развиваются дальше. В первой песенке мы слышим, будто мелодия поднимается по ступенькам – сперва от ноты «до» к ноте «ре», потом от ноты «ре» к ноте «ми» и т.д. А вот во второй песенке мелодия сразу скачком уходит вверх, как бы перескакивая сразу через несколько ступеней («в лесу» – ход от « до» к «ля»). Движение вверх и вниз по ступенькам и скачком, а также повторение звуков на одной и той же высоте – это всё музыкальные интервалы, из которых складывается мелодия.

Изучение темы начинается уже в первом классе, когда обучающимся 6 — 7 лет. Исходя из психологических особенностей этого возраста в занятии следует использовать разнообразные формы подачи материала. Использование презентаций помогает лучшему запоминанию нового материала.

При изучени темы «Интервал» следует сначала подготовить учащихся.

На этом этапе дети уже должны знать понятия «тон», «полутон»: здесь полезным будет упражнение на зрительную память – показывать на трафарете-клавиатуре все существующие тоны, полутоны от белых и черных клавиш по порядку, в восходящем и нисходящем движении. Постепенно приобретается умение быстро находить их расстояние на клавиатуре от разных звуков со знаками и без них, играть на инструменте, а также считать от любого звука любую тоновую величину.

Когда учащиеся научатся быстро и легко считать тоновую величину в восходящем и нисходящем движении можно переходить к объяснению темы «Интервал».

Детей младшего возраста знакомить с интервалами следует в игровой и занимательной форме. Игра включает ребенка в активный процесс познания музыки, позволяет активизировать эмоции, память. В игре ребенок раскрепощается, забывает об «официальности» урока. Новые термины следует давать не сухим теоретическим языком, а в виде песенного материала. Ребенку трудно воспринимать абстрактные понятия «прима», « секунда», «терция», «кварта», «квинта», «секста», «септима», «октава», поэтому лучше всего преподносить интервалы образно, в виде сказок. Каждый образ должен отражать характер конкретного интервала». Пусть он знает названия интервала и запоминает образ ( при этом развивается образное мышление, включается активный слух).

« Опорные образы» — огромное подспорье в дальнейшей работе .Они должны быть яркими, легко запоминающимися, такими, чтобы их можно было легко артистически обыграть:

Секунда – ежик, маленький и большой;

Секста – олень, красивый и грациозный;

Септима – баба — Яга;

Все это рассказать детям на одном уроке, показать иллюстрации, на следующем уроке большинство из ребят смогут отличить интервалы друг от друга.

При построении интервалов учащиеся должны научиться считать количество звуков в интервале, таким образом, добиться быстрого нахождения на клавиатуре заданного интервала от белых клавиш . При построении следует обращать внимание учащихся на зрительное запоминание расположений звуков, особенно таких интервалов как прима, секунда, терция, октава, где наглядно легко удается их узнавать по расположению звуков.

звуки примы можно назвать «двойняшками», так как звуки повторяются;

звуки секунды — «ступеньками», так как звуки в ней расположены рядом, по порядку друг за другом;

звуки терции — «столбиком», у которого пропущен один звук и т.д.

В мелодическом освоении интервалов помогут краткие песенки – попевки, сочиненные на каждый интервал. Важно, чтобы песенки были яркими, легко доступными, запоминающимися в мелодическом и ритмическом плане. Например, осваивать «секунды» в народных песнях – прибаутках :

Впоследствии выбранные или выученные песенки- попевки учащиеся должны проигрывать самостоятельно дома, подбирать на слух от других белых клавиш.

Также можно предложить ребенку пропевать каждый интервал вверх и вниз:

До – ми; Ми – до…и с заполнением:

До – ре – ми –терция;

До – ре – ми – фа – соль — квинта

Очень полезно давать пройденные интервалы парами, и обязательно сказать, какие два вида сейчас нужно отличить, например: только секунды и кварты.

Если дети «прошли» все интервалы, можно определять их по группам:

«Узкие»: секунда и терция;

«Средние»: кварта и квинта;

«Широкие»: секста, септима, октава;

«Консонансы» звучат приятно, мягко;

«Диссонансы» звучат резко, напряженно;

Предложить прослушать произведение, в мелодии которого будет неоднократно встречаться интервал, например, секунда, являясь основным выразительным элементом в изображении данного образа.(«Быстрый ручеек» Ф.Бейера)

Применять в работе над интервалами интересные задания — загадки: при проигрывании пьесы учащиеся должны угадать, какого персонажа хотел изобразить композитор, при помощи каких интервалов.

Интервалы – это большой объем материала, нельзя точно сказать, сколько времени потребуется на то, чтобы их запомнить и научиться определять их на слух.

В заключении хочется сказать несколько обобщений.

При освоении темы «Интервал» можно использовать разные формы работы, приемы и методы. Главной целью должно быть желание педагога заинтересовать, доступным образом донести материал в интересной форме для учащихся данного возраста. Подбирать яркие музыкальные примеры, рассуждать о роли «интервала» в музыке.

Л.Н.Лёхина «Путешествие в страну интервалов»;

Музыкальные интервалы — первое знакомство

Интервалом будет являться любое сочетание двух нот на гитаре.

Попробуйте поиграть на гитаре различные сочетания двух звуков и вы заметите разницу в звучании между ними: некоторые звучат весело, некоторые грустно, некоторые странно, а некоторые и вовсе режут слух.

Так вот, по впечатлению, производимому на слух, интервалы делятся на два типа:

Ступенями в контексте каждого звукоряда будут отдельные ноты в него входящие. Это определение сложновато для восприятия, но на самом деле мы уже сталкивались со звукорядом в предыдущем уроке:
C — C# — D — D# — E — F — F# — G — G# — A — A# — B

Вот эта схема поможет вам визуализировать звукоряд:

Подробно звукоряды мы будем изучать в следующих уроках. Сейчас нам важно понять, что любая разница между ступенями также выражается в интервалах.

Еще раз прочитайте названия интервалов. Ничего не напоминают?
Например, слово ‘кварта’ напоминает ‘квартет’. А квартет всегда состоит из 4-х человек, а интервал кварта всегда охватывает 4 ступени. Аналогичные ассоциации можете провести сами (терция — трио — 3, квинта — квинтет — 5, …).

Теперь разберемся с сокращениями интервалов (б.3, м.6, ув.4, …). За ними стоят так называемые качественные характеристики интервалов, которые вносят уточнения в количественные значения интервалов. Это такие слова, как:

  • малый (сокращается как ‘м.’: м.2, м.3, м.6, м.7)
  • большой (сокращается как ‘б.’: б.2, б.3, б.6, б.7)
  • увеличенный (сокращается как ‘ув.’: ув.4)
  • уменьшенный (сокращается как ‘ум.’: ум.5)
  • чистый (сокращается как ‘ч.’: ч.1, ч.4, ч.5, ч.8)

Увеличенный — это интервал, увеличенный на полутон, а уменьшенный — уменьшенный на полутон.

Бывает малой и большой. Обе разновидности являются диссонирующими интервалами. Просто послушайте их и все поймете :)

Малая секунда (м.2) связывает две соседние ноты на грифе, разница между которыми, как мы помним, равняется одному полутону.

Большая секунда (б.2) связывает две ноты, разница между которыми составляет целый тон (через лад).

Также бывает малой и большой. Оба варианта являются консонирующими интервалами и звучат куда приятней секунды. А еще терция нам очень важна т.к. именно через терцию протекает разница между мажором и минором. (подробно — в третьем уроке).

Малая терция (м.3) объединяет два звука с разницей в 1.5 тона (через два лада). Является второй нотой минорного трезвучия и задает звучанию ‘минорность’ (грусть, печаль).

На самом деле есть три разновидности кварты: чистая, увеличенная и уменьшенная. С практической точки зрения нам интересна только чистая кварта и обычно именно ее имеют ввиду, когда говорят ‘кварта’.

Чистая кварта (ч.4) является консонирующим интервалом, но обратите внимание на разницу с терцией: кварта звучит более резко, но вместе с тем менее конкретно и требует разрешения в другой аккорд.

Тритон — это сильный диссонирующий интервал, который также можно интерпретировать как увеличенную кварту (ув.4) или уменьшенную квинту (ум.5). Свое название тритон получил из-за того, что охватывает ноты, расстояние между которыми равняется трем целым тонам.

За свое резкое и неустойчивое звучание в Средние века тритон считался дьявольским интервалом и долгое время был запрещен. Вы легко поймете причину, когда услышите его.

Как мы уже знаем, квинта бывает чистой (ч.5) и уменьшенной (ум.5, тритон). Так же, как и с квартой, под квинтой обычно понимают ее ‘чистую’ разновидность. Разница между нотам в квинте составляет 5 ступеней. Это консонирующий интервал.

Квинта — наверное, самый главный интервал в рок музыке. Она образует собой так называемый паверкорд (power chord) — разновидность аккорда, которая повсеместно используется во всех разновидностях рок-музыки. Паверкорд обычно исполняется с эффектом дисторшна (искажения), обладает мощным звучание и большой универсальностью: им можно заменить практически любой аккорд с чистой квинтой в составе (а это подавляющее большинство аккордов).

Музыкальные интервалы — первое знакомство

В этой статье мы с вами изучим интервалы. Тема очень важная и, в то же время, простая. Если вы незнакомы с интервалами, не упустите свой шанс. Итак:

Интервалы

Интервалом называют сочетание двух звуков, взятых одновременно или последовательно. Существуют:

  • мелодический интервал. Звуки такого интервала взяты последовательно;
  • гармонический интервал. Звуки взяты одновременно.

Поскольку в мелодическом интервале звуки берутся последовательно, то можно встретить восходящее или нисходящее движение. Оба вида интервалов читаются вверх от основания. Нисходящие мелодические читаются вниз, обязательно указывая направление.

Мелодический интервал Гармонический интервал
В нотах читаем: ми — ля (восходящий интервал), играем звуки последовательно. В нотах читаем: ми — ля, играем звуки одновременно.

Интервалы характеризуются двумя величинами: качественной и количественной:

  • количественная величина выражается количеством нот, составляющих интервал (2 звучащие ноты и количество не звучащих нот между ними);
  • качественная величина выражается количеством тонов и полутонов, составляющих интервал.
Простые интервалы

Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми (за исключением особенного интервала «тритон», который, несмотря ни на что, тоже образуется в пределах одной октавы, но его не причисляют к простым). Таких интервалов 8, каждый имеет своё название. Кстати, названия интервалов — это порядковые числительные на латинском языке. Название интервала показывает количество ступеней между основанием и вершиной интервала. Приводим список всех восьми интервалов. Слева — цифра, справа — латинское название:

Рисунок 1. Основные интервалы

На рисунке вы видите все 8 простых интервалов. Под нотами цифры обозначают названия интервалов: 1 — прима, 2 — секунда, 3 — терция, 4 — кварта, 5 — квинта, 6 — секста, 7 — септима и 8 — октава. Интервалы на рисунке построены вверх от ноты «до».

Основные интервалы

Расстояние между двумя соседними нотами может быть равно как целому тону (например, между «до» и «ре»), так и полутону (например, между «ми» и «фа»). Очевидно, что одной количественной величины не достаточно, чтобы точно определить интервал: между «до» и «ре» — секунда, между «ми» и «фа» — секунда. Но в первом случае между звуками целый тон, а во втором — полутон. Выходит, это разные секунды?

Для того, чтобы обозначить точное расстояние между звуками, к названиям интервалов добавляют уточнения: большой/ малый/ чистый/ уменьшённый/ увеличенный,. Наша секунда может быть большой («до» — «ре» — целый тон) и малой («ми» — «фа» — полутон). Чуть ниже разберёмся, как эти уточнения работают, а сейчас вспомним, что октава состоит из 12-ти звуков. Помните, мы это изучали в разделе «Нотная грамота»? Мы рассматривали 7 основных и 5 производных нот (на клавиатуре фортепиано производные ноты окрашены чёрным цветом)

Рисунок 2. Октава

Теперь посмотрим, как работают «уточнения»: ниже приводим таблицу с названиями интервалов между всеми 12-тью звуками октавы:

Все вышеперечисленные интервалы и являются основными. Их также называют диатоническими интервалами. Забегая вперёд, отметим, что эти интервалы образуются как между нотами натурального мажора, так и натурального минора (слово «диатонический» означает натуральный минор или мажор).

Напоследок

Название интервала (прима, секунда. ) всегда зависит только от нот и не меняется в зависимости от количества полутонов между звуками. Ноты дают название интервалу, количество полутонов уточняет интервал.

Пример: рассмотрим всё ту же секунду, ноты «до» и «ре». Итак, несколько вариантов:

Рисунок 3. Несколько вариантов интервала «секунда»

    «до» — «ре диез» — увеличенная секунда (полтора тона). Энгармонически равна малой терции, но таковой не является ( — это « секунда » . Чтобы показать, что в секунде 1.5 тона, нужно уточнить: « увеличенная секунда » . А в интервале « терция » — 3 ступени. « Малая терция » в нашем случае была бы «до» — «ми бемоль». «>почему? );

Ещё немножко: «до» — «до-диез» — это увеличенная прима, а «до» — «ре-бемоль», это малая секунда. В обоих случаях между звуками полутон, то есть эти интервалы энгармонически равны.

Наглядный пример

Для лучшего усвоения материала предлагаем следующую программу (ваш браузер должен поддерживать flash). Выбирайте, какой интервал нужно построить, укажите его основу. Программа сама построит интервал и покажет его вам как на клавиатуре фортепиано, так и на нотном стане. Под белыми клавишами вы увидите номера ступеней, задействованных в интервале. Успехов!

Вы познакомились с интервалами. Названия интервалов будут употребляться довольно часто, поэтому стоит запомнить таблицу основных интервалов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: