Музыкальная культура романтизма: эстетика, темы, жанры и музыкальный язык - OXFORDST.RU

Музыкальная культура романтизма: эстетика, темы, жанры и музыкальный язык

Музыкальная культура романтизма: эстетика, темы, жанры и музыкальный язык

Прав был Цвейг: столь прекрасного поколения, как романтики, Европа не видела со времён Возрождения. Дивные образы мира грёз, обнажённые чувства и стремление к возвышенной духовности, – такими красками нарисована музыкальная культура романтизма.

Появление романтизма и его эстетика

В то время как в Европе вершился промышленный переворот, в сердцах европейцев крушились надежды, возложенные на Великую французскую революцию. Культ разума, провозглашённый эрой Просвещения, был низвергнут. На пьедестал взошёл культ чувств и естественного начала в человеке.

Так появился романтизм. В музыкальной культуре он просуществовал чуть больше века (1800—1910), тогда как в смежных сферах (живописи и литературе) его срок истёк на полстолетия раньше. Пожалуй, в этом «виновата» музыка – именно она была на вершине среди искусств у романтиков как наидуховнейшее и наисвободнейшее из искусств.

Впрочем, романтики, в отличие от представителей эпох античности и классицизма, не выстраивали иерархию искусств с её чётким делением на виды и жанры. Романтическая система была универсальной, виды искусств могли свободно переходить друг в друга. Идея синтеза искусств была одной из ключевых в музыкальной культуре романтизма.

Эта взаимосвязь касалась и категорий эстетики: прекрасноесоединялось с безобразным, высокое – с низменным, трагическое – с комическим. Такие переходы связывала романтическая ирония, она же отражала универсальную картину мира.

Всё, что имело отношение к прекрасному, обрело новый смысл у романтиков. Природа стала объектом поклонения, художника боготворили как высшего из смертных, а чувства превозносились над разумом.

Бездуховная реальность противопоставлялась мечте, прекрасной, но недостижимой. Романтик с помощью воображения строил свой новый, непохожий на другие реальности, мир.

Какие темы избирали художники романтизма?

Интересы романтиков ярко проявились в выборе избираемых ими тем в искусстве.

  • Тема одиночества . Недооценённый гений или одинокая личность в обществе – эти темы были основными у композиторов этой эпохи(«Любовь поэта» Шумана, «Без солнца» Мусоргского).
  • Тема «лирической исповеди» . Во многих опусах композиторов-романтиков присутствует налёт автобиографичности («Карнавал» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза).
  • Тема любви . В основном это тема неразделённой или трагической любви, но не обязательно («Любовь и жизнь женщины» Шумана, «Ромео и Джульетта» Чайковского).
  • Тема пути . Её ещё называют темой странствий . Душа романтика, раздираемая противоречиями, искала свой путь(«Гарольд в Италии» Берлиоза, «Годы странствий» Листа).
  • Тема смерти . В основном это была духовная смерть (Шестая симфония Чайковского, «Зимний путь» Шуберта).
  • Тема природы . Природа в глазах романтика и оберегающая мать, и сопереживающий друг, и карающий рок («Гебриды» Мендельсона, «В Средней Азии» Бородина). С этой темой связан и культ родной земли (полонезы и баллады Шопена).
  • Тема фантастики . Воображаемый мир для романтиков был намного богаче реального («Волшебный стрелок» Вебера, «Садко» Римского-Корсакова).

Музыкальные жанры эпохи романтизма

Музыкальная культура романтизма дала толчок развитию жанрам камерной вокальной лирики: балладе («Лесной царь» Шуберта), поэме («Дева озера» Шуберта) и песням , часто объединяемым в циклы («Мирты» Шумана).

Романтическая опера отличалась не только фантастичностью сюжета, но и прочной связью слова, музыки и сценического действия. Происходит симфонизация оперы. Достаточно вспомнить «Кольцо нибелунгов» Вагнера с развитой сетью лейтмотивов.

Среди инструментальных жанров романтики выделяют фортепианную миниатюру. Чтобы передать один образ или минутное настроение, им достаточно небольшой пьесы. Несмотря на свой масштаб, пьеса бурлит экспрессией. Ею может быть «песня без слов» (как у Мендельсона), мазурка, вальс, ноктюрн или пьесы с программными названиями («Порыв» Шумана).

Как и песни, пьесы порой объединяются в циклы («Бабочки» Шумана). При этом части цикла, ярко контрастные, всегда образовывали единую композицию за счёт музыкальных связей.

Романтики любили программную музыку, соединявшую её с литературой, живописью или другими искусствами. Поэтому сюжет в их сочинениях часто управлял формой. Появлялись одночастные сонаты (си-минорная соната Листа), одночастные концерты (Первый фортепианный концерт Листа) и симфонические поэмы («Прелюды» Листа), пятичастная симфония («Фантастическая симфония» Берлиоза).

Музыкальный язык композиторов-романтиков

Синтез искусств, воспетый романтиками, повлиял на средства музыкальной выразительности. Мелодия стала более индивидуальной, чутко реагирующей на поэтику слова, а сопровождение перестало быть нейтральным и типичным по фактуре.

Гармония обогатилась невиданными красками, чтобы поведать о переживаниях героя-романтика.Так, романтические интонации томления отлично передавали альтерированные гармонии, усиливающие напряжение. Романтики любили и эффект светотени, когда мажор сменялся одноимённым минором, и аккорды побочных ступеней, и красивые сопоставления тональностей. Новые эффекты обнаруживались и в натуральных ладах, особенно когда требовалось передать в музыке народный дух или фантастические образы.

В целом мелодия у романтиков стремилась к непрерывности развития, отвергала любую автоматическую повторность, избегала регулярности акцентов и дышала выразительностью в каждом своём мотиве. А фактура стала настолько важным звеном, что её роль сравнима с ролью мелодии.

Послушайте, какая замечательная мазурка есть у Шопена!

Вместо заключения

Музыкальная культура романтизмана рубеже XIX и XXвеков пережила первые признаки кризиса. «Свободная» музыкальная форма начала распадаться, гармония одерживала верх над мелодией, возвышенные чувства души романтика уступили место болезненному страху и низменным страстям.

Эти разрушительные тенденции привели романтизм к концу и открыли путь модернизму. Но, завершившись как направление, романтизм продолжил жить и в музыке XX века, и в музыке века нынешнего в разных своих составляющих. Прав был Блок, говоря о том, что возникает романтизм «во все эпохи человеческой жизни».

Музыкальное искусство эпохи романтизма-презентация по мхк

» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2017-07-13_143319.jpg» data-large-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2017-07-13_143319.jpg» />

Презентация «Музыкальное искусство эпохи романтизма» продолжает тему «Романтизм в европейском изобразительном искусстве», Эта запись на блоге познакомила с основными чертами стиля. Презентация, посвящённая музыке романтизма, не только богата иллюстративным материалом, но содержит также аудио- и видео- примеры. К сожалению, услышать музыку, пройдя по ссылкам, можно только в программе PowerPoint.

Музыка романтизма-презентация для урока мировой художественной культуры

» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-17_150643.jpg» data-large-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-17_150643.jpg» loading=»lazy» title=»Музыка романтизма — презентация к уроку МХК» src=»http://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-17_150643-300×224.jpg» alt=»Музыка романтизма — презентация к уроку МХК» width=»300″ height=»224″ srcset=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-17_150643-300×224.jpg 300w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-17_150643-768×576.jpg 768w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-17_150643-400×300.jpg 400w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-17_150643.jpg 1024w» sizes=»(max-width: 300px) 100vw, 300px» />

Музыкальное искусство эпохи романтизма

Ни одна эпоха до XIX века не подарила миру столько талантливых композиторов и исполнителей и столько выдающихся музыкальных шедевров как эпоха романтизма. В отличие от классицизма, в основе мировоззрения которого лежит культ разума, главное в искусстве романтизма – чувство.

«В теснейшем и существеннейшем своём значении романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца. Сфера его, как мы сказали, – вся внутренняя задушевная жизнь человека, та таинственная жизнь души и сердца, откуда подымаются все неопределённые стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею». В.Г. Белинский

«Музыка романтизма»-коллаж, иллюстрирующий основное содержание романтической музыки

» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/Risunok1-1.jpg» data-large-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/Risunok1-1.jpg» loading=»lazy» title=»Музыкальное искусство эпохи романтизма — коллаж, иллюстрирующий содержание романтической музыки» src=»http://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/Risunok1-1.jpg» alt=»Музыкальное искусство эпохи романтизма — коллаж, иллюстрирующий содержание романтической музыки» width=»600″ height=»185″ srcset=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/Risunok1-1.jpg 800w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/Risunok1-1-768×237.jpg 768w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/Risunok1-1-500×154.jpg 500w» sizes=»(max-width: 600px) 100vw, 600px» />

Читайте также  Русская хоровая музыка x-xvi веков

В музыке, как ни в одном другом виде искусства, возможно выразить самые разнообразные чувства и эмоции. Поэтому именно музыка стала главным искусством в эпоху романтизма. Кстати, термин «романтизм» по отношению к музыке впервые употребил выдающийся писатель, художник, композитор Эрнест Теодор Амадей Гофман, жизнь и судьба которого может служить ярчайшим примером судьбы романтического героя.

Музыкальные инструменты эпохи романтизма

Музыкальные инструменты эпохи романтизма: фортепьяно, скрипка, симфонический оркестр

» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-21_143724.jpg» data-large-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-21_143724.jpg» loading=»lazy» title=»Музыкальное искусство эпохи романтизма-Музыкальные инструменты эпохи романтизма-иллюстрация» src=»http://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-21_143724.jpg» alt=»Музыкальное искусство эпохи романтизма-Музыкальные инструменты эпохи романтизма-иллюстрация» width=»600″ height=»225″ srcset=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-21_143724.jpg 962w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-21_143724-768×287.jpg 768w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-21_143724-500×187.jpg 500w» sizes=»(max-width: 600px) 100vw, 600px» />

Благодаря богатству звуковой палитры, разнообразию тембровой окраски, одним из любимейших музыкальных инструментов романтиков стало фортепьяно. В эпоху романтизма фортепьяно обогатилось новыми возможностями. Среди музыкантов-романтиков много таких как Лист, Шопен, поражающих любителей музыки виртуозным исполнением своих (и не только своих) фортепьянных произведений.

Оркестр эпохи романтизма обогатился новыми инструментами. Состав оркестра увеличился в несколько раз по сравнению с оркестром эпохи классицизма. Для того, чтобы создать фантастическую, волшебную атмосферу, композиторы использовали возможности таких инструментов, как арфа, стеклянная гармоника, челеста, глокеншпиль.

Музыкальные инструменты эпохи романтизма: арфа, стеклянная гармоника, челеста, глокеншпиль-иллюстрация к записи «Музыка романтизма»

Музыка романтизма-Музыкальные инструменты эпохи романтизма-иллюстрация

» data-medium-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-21_143757.jpg» data-large-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-21_143757.jpg» loading=»lazy» title=»Музыка романтизма-Музыкальные инструменты эпохи романтизма: арфа, стеклянная гармоника, челеста, глокеншпиль-иллюстрация-коллаж» src=»http://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-21_143757.jpg» alt=»Музыка романтизма-Музыкальные инструменты эпохи романтизма: арфа, стеклянная гармоника, челеста, глокеншпиль-иллюстрация-коллаж» width=»400″ height=»300″ srcset=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-21_143757.jpg 1024w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-21_143757-300×224.jpg 300w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-21_143757-768×576.jpg 768w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-21_143757-400×300.jpg 400w» sizes=»(max-width: 400px) 100vw, 400px» />

На скриншоте слайда из моей презентации видно, что к каждому изображению музыкального инструмента я добавила пример его звучания. Загрузив презентацию на свой компьютер и открыв её в программе PowerPoint, мой любознательный читатель, вы сможете насладиться звучанием этих удивительных инструментов.

«Обновлённые инструменты несказанно расширили рамки оркестровой выразительности, позволили обогатить колористическую палитру оркестра и ансамбля неведомыми ранее тембрами, техническим блеском и мощной роскошью звучности. А в сольных пьесах, концертах, фантазиях они могли поражать слушателей небывалой, подчас акробатической виртуозностью и утрированной чувственностью, придавая исполнителям-концертантам черты демонические и властные». В.В. Березин

Жанры в музыке романтизма

Наряду с популярными жанрами, существовавшими в предшествующую эпоху, в романтической музыке появляются новые, такие как ноктюрн, прелюдия (ставшая вполне самостоятельным произведением (вспомним восхитительные прелюдии Фредерика Шопена), баллада, экспромт, музыкальная миниатюра, песня (Франц Шуберт сочинил их около шестисот), симфоническая поэма. В этих произведениях композитор-романтик мог выразить тончайшие оттенки душевных переживаний. Именно романтики, стремясь к конкретности музыкальных идей, пришли к созданию программных сочинений. Эти творения часто вдохновлялись произведениями литературы, живописи, скульптуры. Ярчайшим примером таких творений являются сочинения Ференца Листа, вдохновлённые образами, Данте, Микеланджело, Петрарки, Гёте.

Композиторы-романтики

Композиторы-романтики-иллюстрация к записи «Музыка романтизма». Портреты наиболее известных копозиторов-романтиков

» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-21_155547.jpg» data-large-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-21_155547.jpg» loading=»lazy» title=»Музыка романтизма-Композиторы-романтики— иллюстрация-коллаж » src=»http://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-21_155547.jpg» alt=»Музыка романтизма-Композиторы-романтики— иллюстрация-коллаж » width=»600″ height=»449″ srcset=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-21_155547.jpg 800w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-21_155547-300×224.jpg 300w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-21_155547-768×575.jpg 768w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-21_155547-401×300.jpg 401w» sizes=»(max-width: 600px) 100vw, 600px» />

Рамки «жанра» не позволяют поместить в данной записи рассказ о творчестве композиторов-романтиков. Задача моя состояла в том, чтобы дать общее представление о музыке романтизма и, если повезёт, вызвать интерес к теме и желание продолжить самостоятельное изучение музыкального искусства эпохи романтизма.

Обнаружила среди материалов Arzamas Academy то, что может быть интересно любознательному моему читателю о музыке романтизма. Рекомендую настоятельно почитать, послушать, поразмышлять!

Как всегда, предлагаю список литературы. Хочу пояснить, что список составляю, используя собственную библиотеку. Если вам покажется он не полным, дополните его сами.

Музыкальное искусство эпохи Романтизма: жанры, формы.

Романтизм. Жанры, формы

Инструментальные жанры

Романтическая инструментальная музыка развивалась в двух направлениях. С одной стороны, инструментальная миниатюра, камерная или концертная, отражающая в полной мере характер романтического мироощущения. Другая линия, представленная одночастными оркестровыми произведениями или симфоническими циклами, движется по пути усложнения оркестрового письма, усиления красочности оркестра и выразительности инструментов. Романтические инструментальные произведения часто содержали программу, поэтическую идею или ярко выраженный жанровый танцевальный характер.

Миниатюра

В романтической музыке миниатюра — один из ведущих жанров. Наиболее характерна для композиторов-романтиков фортепианная миниатюра. На фортепиано, самом универсальном из всех инструментов, музыкант может играть один, максимально осуществляя свою индивидуальную манеру исполнения, добиваясь исключительной выразительности. На фортепиано естественнее всего получается любимый романтиками исполнительский приём rubato(ритмически свободно, допусая откльнения от метра по усмотрению исполнителя). Инструментальная миниатюра стала наиболее естественной фиксацией момента: беглой зарисовкой настроения, пейзажа, характерного образа. В ней ценятся относительная простота, близость к жизненным первоистокам музыки — к песне, танцу, возможность запечатлеть свежий, оригинальный колорит. Отсюда преобладание лирико-психологических образов, импровизационной манеры высказывания, камерного, доверительного тона общения со слушателем.

В инструментальных миниатюрах мы видим всевозможные эмоциональные состояния, от тончайших и бережно детализированных до демонически экспрессивных. Названия миниатюр могут быть обобщённо-жанровыми (ноктюрны, прелюдии, экспромты, этюды, песни без слов и др.) или программными ( «Шествие гномов», «Признание»…). Очень ярок и многообразен пласт жанрово-танцевальных миниатюр, представленный в основном в творчестве Ф.Шопена: вальсы, мазурки, полонезы.

Сюита

Часто миниатюры объединялись в циклы или в сюиты, где они связывались какой-либо композиционной или программной идеей. Многообразные способы композиционной связи могли быть очень простыми (например, чередование быстрых и медленных пьес), а также достаточно сложными, находящимися в глубине музыкальной ткани. В отдельных циклах единство достигается одним мотивом или интонацией, проходящей в разных, контрастных между собой пьесах(Р.Шуман Карнавал). В свою очередь, эти пьесы расположены между собой определённым образом, и в этом тоже есть свой смысл. Таким образом, слушатель может понять то, что находится на переднем, наиболее доступном плане, и далее постигать «в глубину» все пласты информации, вплоть до той, которая понятна одним посвящённым. И в этом тоже есть свой романтический смысл.

Крупные формы, симфоническая поэма.

В романтической музыке происходит переосмысление классического сонатно-симфоническогоцикла. Оно идёт в двух направлениях: с одной стороны увеличение количества частей, внесение элемента театральности, включение вокальных партий (Г.Берлиоз «Фантастическая симфония», «Осуждение Фауста» и др.).

С другой стороны, идёт тенденция к сжатию симфонического цикла, объединению и уменьшению количества частей. Возникают симфонические поэмы и другие одночастные симфонические произведения, ставшие наиболее удобными для осуществления программного замысла. Они написаны в «свободных» формах, в которых преобладает преобразование одной темы (монотематизм) и присутствуют черты сонатно-симфонического цикла, сонатного allegroивариационность(Ф.Лист «Прелюды», «Тассо» и др.).

Балет

Впервые за всю многолетнюю историю развития балета как жанра, музыка балетного спектакля начинает обретать определённую самостоятельность. Вся предшествующая 19 в. история развития балета выдвигала на первый план танцевальное и драматическое содержание спектакля. По отношению к музыке создатели балетов впадали в две крайности: она была или сопровождением танца или комментарием сюжета. По композиции музыка ранних балетов более тяготела к танцевальной сюите, а во 2-й половине 18 в. она превратилась в некое «музыкальное оформление» замысла балетмейстера. В этот период музыка для балета могла подбираться из различных произведений, её мог компилировать руководитель оркестра или один из музыкантов. Симфонические, камерные или вокальные произведения приспосабливались к танцевальному действию. Любопытным было использование известных оперных арий, текст которых подчас служил некой «подсказкой», раскрывающей смысл происходящего на сцене.

Читайте также  Виды гармоней, или, чем различаются хромка и черепашка?

С 30-х гг. 19 в. в балете утверждается романтизм. Фантастические образы, экзотика, игра сильных страстей — всё это потребовало новых выразительных средств, специальной музыкальной драматургии. В других жанрах романтической музыки уже было открыто и использовалось всё то, что было необходимо в балете: оркестровые краски, запоминающаяся и выразительная мелодика, симфоническое развитие, лейттематизм- всё это на протяжении 19 в. постепенно утверждалось и в балетной музыке. Постепенно стабилизировались основные формы балетной музыки: гран па, па д’аксьон, включавшие адажио, вариации и коду, дивертисменты из классических, характерных или народных танцев. Балеты А.Адама, Л.Делиба, Ц.Пуни, Л.Минкуса и др. до сих пор входят в репертуар ведущих балетных театров мира.

Вокальные жанры

Песня (Lied) и вокальный цикл

Влияние городской бытовой культуры наиболее ярко проявилось в песенных жанрах. Никогда ещё песня не была настолько популярна в профессиональном искусстве. Песня стала ведущим жанром романтической музыки, не менее важным, чем опера или симфония. Мало того, она оказала громадное влияние на развитие важнейших музыкальных жанров.

Сама специфика вокальной миниатюры отвечала основным стремлениям романтического течения в музыке. Человеческий голос — это тот инструмент, который наиболее органично может передать все тончайшие движения души. Опора на литературные стихотворные образы осуществлялась здесь непосредственным образом. Многие композиторы обращались к высокой поэзии, в том числе, к стихотворениям Гёте, Шиллера, Гейне. Развитая фортепианная партия большинства песен обладает собственной выразительностью, создавая самостоятельный музыкальный образ. Огромное количество песен в творчестве Ф.Шуберта (более 600); среди лучших образцов вокальной лирики Р.Шумана большая часть содержит интересную и насыщенную фортепианную партию. Незаурядными мастерами песен были К.М.Вебер, Ф.Лист, Э.Григ, Р.Вагнер и др.

Так же, как и инструментальные миниатюры, песни могли объединяться в циклы. Большинство из них были связаны единым сюжетом, состоящим из последовательности событий, состояний, размышлений. Многие циклы связывались конструктивно при помощи повторений материала и других средств. В качестве сюжета могла использоваться объединяющая смысловая идея.

Опера

К началу 19в. опера становится всеобщим достоянием и наиболее демократическим жанром. Постепенно освобождаясь от многих условностей, развитие оперы идёт по пути сближения музыки, слова и театрального действия. Музыка испытывает огромное влияние городской песенной культуры. Мелодии становятся простыми и легко запоминающимися, их быстро подхватывают и распевают на улицах и в частных домах. Ранние итальянские романтические оперы (В.Беллини, Г.Доницетти) сохраняют чёткое разделение на номера и речитативы (номерная структура). В операх Р.Вагнера принцип разделения на речитативы и арии заменён «бесконечной мелодией», т.е сочетанием и полифоническим соединением лейтмотивов (Leitmotiv(нем.) — ведущий мотив), создающим непрерывное сквозное развитие. В своих операх (музыкальных драмах) Вагнер в огромной степени усилил драматургическую функцию оркестра, насытив музыкальную ткань смысловыми элементами, а интонации вокальных партий приблизил к интонациям человеческой речи. В большинстве опер Дж.Верди сохраняется деление на номера, но при этом достигается большая связность и динамика развития драматического действия. В своих последних операх Верди отказывается от номерного деления, его примеру следуют представители веризма (Vero(итал.) — правдивый, истинный) во главе с Пуччини.

Музыка периода романтизма

История классической музыки
Средневековье (476—1400)
Ренессанс (1400—1600)
Барокко (1600—1750)
Классицизм (1750—1820)
Романтизм (1820—1900)
XX век (1901—2000)
Современная классическая музыка (с 1975 года)

Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800—1910 годы.

Музыка этого периода развилась из форм, жанров и музыкальных идей, установившихся в ранние периоды, такие как классический период. Хотя романтизм не всегда подразумевает романтические отношения, тем не менее, этот сюжет был основным во многих работах по литературе, живописи и музыке, созданных в эпоху романтизма.

Идеи, структура произведений, которые установились или только наметились в более ранние периоды, были развиты при романтизме. В итоге произведения, относящиеся к Романтизму, воспринимаются слушателями (как в 19 в., так и сегодня) как более пылкие и эмоционально выразительные. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.

Принято считать, что непосредственными предшественниками романтизма были Людвиг ван Бетховен — в австро-немецкой музыке и Луиджи Керубини — во французской; более отдалённым своим предшественником многие романтики (например, Шуберт, Вагнер, Берлиоз) считали К.В. Глюка. Период перехода от классицизма к романтизму считается предромантическим периодом — сравнительно короткий период в истории музыки и искусства.

Основными представителями романтизма в музыке являются:

Примечания

См. также

  • Романтизм
  • Музыка периода классицизма
Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Древняя музыка • Средневековье • Ренессанс • Барокко • Классицизм • Романтизм • XX век • Современность

Этника • Европа • Латинская Америка • Ближний Восток • Африка • Азия • Полинезия

Глоссарий • Музыковедение • Музыкотерапия • Математика • Политика • Эстетика • Кинематограф

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Осетинская музыка
  • Музыка по пятницам

Смотреть что такое «Музыка периода романтизма» в других словарях:

Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

Музыка — (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия

Музыка Финляндии — Содержание 1 Исторические аспекты 2 Литература 2.1 Зарождение 2.2 Реализм … Википедия

Музыка — В основе этого термина лежит греч. ή μουσική (подразумев. τέχνη искусство), т. е. искусство муз (первично богинь пения и пляски). Позже он получил у греков более широкое значение, в смысле гармонического развития духа вообще, а у нас опять… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия

Немецкая музыка — Корни Н. м. уходят в глубокую древность. Данные археологич. исследований свидетельствуют о существовании у др. герм. племён различного рода дух. инструментов (луров), изготовление к рых относится к бронзовому веку. Лит. и историч.… … Музыкальная энциклопедия

Соединенных Штатов Америки музыка — Особенности формирования муз. культуры США, начавшегося в кон. 17 в., во многом определялись колониальным типом развития страны. Перенесённые на амер. почву муз. традиции Европы, Африки, позднее Азии усваивались и, взаимодействуя,… … Музыкальная энциклопедия

Русская музыка — Истоки Р. м. восходят к творчеству вост. слав. племён, населявших территорию Др. Руси до возникновения в 9 в. первого рус. гос ва. О древнейших видах вост. слав. музыки можно судить гипотетически по отд. историч. свидетельствам,… … Музыкальная энциклопедия

Французская музыка — Истоки Ф. м. восходят к фольклору кельтских, галльских и франкских племён, обитавших в древние времена на территории нынешней Франции. Нар. песенное иск во, а также галло римская культура стали фундаментом развития Ф. м. Древние лит. и… … Музыкальная энциклопедия

Стиль в музыке. Романтизм

Повышенный интерес к человеку, его душевному миру способствовал расцвету лирических и лиро-эпических жанров в литературе. Стиль романтизм выдвинул великих национальных поэтов: Гейна – в Германии, Байрона – в Англии, Гюго – во Франции. Красочно передавали колорит исторические романы В.Скотта и А.Дюма. Этот период отмечен расцветом художественного перевода. В России блестящим мастером стихотворного перевода был В.А.Жуковский, который сделал достоянием русской литературы многие жемчужины мирового поэтического творчества.

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике. Художники утверждали в своих произведениях индивидуальность творческой манеры, силу и насыщенность цвета, живописную динамику, контрасты света и цвета. Для них были характерны исторические темы, пейзажы, обостренный интерес к личности (У.Тёрнер, Т.Жерико, Э.Делакруа, О.Кипренский, К.Брюллов).

Могучего расцвета достигает музыкальное творчество и исполнительское мастерство. Яркими признаками романтической музыки являются: частая смена настроений (мажор, минор) свободная форма построения музыкальных сочинений, программность, интерес к национальной культуре, обращение к жанрам, связанным с литературой.

В творчестве австрийского композитора Франца Шуберта отводится песне. Их у него около 600. Свои песни Шуберт объединял в циклы, создавая разнообразную музыкальную повесть, насыщенную контрастными образами и настроениями. Наиболее известные его сочинения «Серенада», «Аве Мария», «Лесной царь», «Гретхен за прялкой», вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» принадлежат к великим творениям музыкального искусства.

В след за Шубертом мастером немецкой лирической песни становится Роберт Шуман. Среди его лучших песенных циклов – «Любовь поэта», «Мирты», «Любовь и жизнь женщины». Эти произведения были настоящим открытием в сфере музыкальной психологической лирики. Шуман вошел в историю музыки и как мастер музыкального «портрета», музыкального «рассказа» («фортепианный цикл Карнавал»), и как издатель, редактор и автор статей своего «Нового музыкального журнала». Композитор много писал программной музыки. Он считал, что название произведений должны дать толчок воображению слушателей. Известная пьеса «Порыв» может служить эпиграфом ко всему его творчеству, проникнутому стремлением к простору и свету.

Слова восхищения высказывал Шуман в адрес польского композитора и пианиста Фридерика Шопена. Его фраза: «Шапки долой господа, перед Вами гений!» – стала знаменитой. Сочинения Шопена насквозь пронизаны славянским интонациями, чутким ощущением красоты польской народной песни, польских танцевальных ритмов. Видное место в творчестве композитора занимают национальные танцы: задорные крестьянские, блестящие бальные, поэтические нежные мазурки и взволнованные, приподнятые как поэма полонезы. Шопена называют «певцом фортепиано», потому что все его произведения написаны для этого инструмента. Любимый вид романтической фортепианной лирики – ноктюрн («ночная пьеса»), неповторимо своеобразны прелюдии и вальсы.

Шопен является первым создателем инструментальной баллады, а в месте с венгерским композитором Листом – основателем нового вида фортепианной музыки – концертного этюда. Полные жизненной силы и красоты творения композитора звучат как олицетворение любви к Родине и свободе. Ни один пианист мира не может пройти мимо его сочинений, которые остаются мерилом музыкального и художественного вкуса.
Ярким представителем романтизма в музыке является крупнейший композитор, гениальный пианист, дирижёр, музыкально – общественный деятель, гордость венгерского народа Ференц Лист. Главное место в его творчестве отводится фортепианной и симфонической музыке. Сочинениям Листа свойственно живописное, изобразительное начало. Он стремился передать зримые образы – то, что возбуждало творческую фантазию при общении с природой, знакомстве с произведениями живописи, скульптуры, литературы. Это запечатлевалось в его программных пьесах. Наибольшую известность приобрёл цикл «Годы странствий». Лирическое «Обручение» по картине Рафаэля контрастирует суровым «Мыслителем» по скульптуре Микеланджело.

Полные глубокого страстного чувства «Три сонета Петрарки». На ярких контрастах песенных плясовых напевах написаны « Венгерские рапсодии». Замечательный памятник программной музыки составляют 12 симфонических поэм. Лист – пианист-новатор. Он значительно расширил выразительные возможности и технику фортепианной игры, доказав, что инструмент может быть таким же полнозвучным, как оркестр.
Итальянский композитор Джузеппе Верди писал музыку в самых различных жанрах, но больше всего его влекла опера. Сюжеты брал из Библии, истории, романтических драм Гюго и Шиллера. В центре внимания композитора оказывается личность человека, его внутренний мир. Лучшие оперы Верди: «Реголетто», «Травиата», «Аида», «Отелло», «Дон Карлос» идут на оперных сценах всего мира, привлекая множество зрителей. Исключительная популярность творчества композитора объясняется глубокой народностью, связью с национальной культурой, высоким гуманизмом и необычайным мелодическим богатством.
Яркая фигура в музыкальном мире – немецкий композитор Рихард Вагнер. Это целая эпоха в музыкальном искусстве. Его творчество связано с национальными традициями немецкой художественной культуры, немецкого народного – поэтического и народно-музыкального творчества. Вагнер был не только великим композитором, но и поэтом, драматургом, дирижером, музыкальным критиком и публицистом, реформатором оперного искусства. Ему принадлежат тринадцать опер. Все они написаны на собственные поэтические тексты. Источником его сюжетов был немецкий эпос: легенды об обречённые на вечные скитания «Летучем голландце», о певце-бунтаре Танцгейзере, о легендарном рыцаре Лоэнгрине. Эти яркие персонажи стали героями опер Вагнера. Проблемы человечества: рождение и смерть, любовь и борьба, молодость и старость, страх и смелость композитор отразил в грандиозном цикле, состоящим из четырёх опер («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов») под общем названием «Кольцо нибелунга». Рихард Вагнер – последний крупнейший романтик XIX века.

Много интересного и художественно ценного создали зарубежные композиторы эпохи романтизма. Их музыка – великое сокровище мировой культуры. Она волнует миллионы слушателей, увлекает своей мужественной силой, искренностью и теплотой мелодического высказывания, глубиной выраженных в ней чувств.

Лариса Путинцева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: