Музыка на границе великих веков - OXFORDST.RU

Музыка на границе великих веков

Зарубежная музыка и музыка России конца XIX — начала XX века

На рубеже XIX—XX столетий в европейской культуре сосуществовали разные художественные направления. Одни развивали традиции XIX в., другие возникли в результате творческих поисков современных мастеров. Самым значительным явлением музыкального искусства стал поздний романтизм. Его представителей отличал повышенный интерес к симфонической музыке и грандиозным масштабам сочинений. Для своих произведений композиторы создавали сложные философские программы.

В последней трети XIX столетия появилось новое направление — импрессионизм (фр. impressionisme, от impression — «впечатление»), первоначально во французской живописи. Музыканты-импрессионисты стремились передать тонкие и сложные ощущения, добивались изысканности и утончённости звучания. Именно поэтому им был близок литературный символизм (70-е гг. XIX в. — 10-е гг. XX в.), зародившийся также во Франции. Символисты исследовали сферы неизведанные и таинственные, пытались познать «идеальный мир», скрытый под покровом действительности. Композиторы-импрессионисты нередко обращались к поэзии и драматургии символизма.

Усложнение языка и форм музыки, проявившееся сначала в позднем романтизме, а затем и в других течениях, вызвало к жизни неоклассицизм (первая часть слова — «нео» в переводе с греческого означает «новый»). Он появился в европейской музыке в первой четверти XX столетия. Композиторы стремились вернуться к ясности гармоний, простоте мелодий и форм, красоте и доступности музыкального языка. Они обращались к полифонии, возрождали клавесинную музыку XVIII в. Возник интерес к старинным концертным жанрам — сюите, кончерто гроссо и др.

«Последний из великого рода полнокровных немецких музыкантов» — так охарактеризовал Рихарда Штрауса (1864—1949) австрийский писатель Стефан Цвейг. В конце 80-х гг. Штраус познакомился с музыкой Рихарда Вагнера (дирижировал его операми в Веймаре). Под влиянием немецкого композитора Штраус обратился к опере. Первое сочинение подобного рода — «Гунтрам» (1893 г.). Это романтическое произведение; его музыкальный язык несложен, мелодии красивы и напевны.

С 1900 г. опера стала ведущим жанром в творчестве Рихарда Штра- уса. «Саломея» (1905 г.; по пьесе английского писателя Оскара Уайльда) и «Электра» (1908 г.; по трагедии австрийского писателя Хуго Гофмансталя) предвосхищают музыкальный экспрессионизм (см. статью «Новая венская школа»). Обострённая выразительность и напряжённость музыки, болезненно нервные образы героинь, сложные вокальные партии и трагическое содержание — таковы основные черты этих сочинений Штрауса.

Опера «Кавалер розы» (1910 г.) обозначила перелом в творчестве композитора. С неё начался возврат к «классическим» традициям. В том же стиле композитор писал оперы до конца своей жизни. Такие произведения Штрауса, как «Ариадна на Наксосе» (1912 г.), «Молчаливая женщина» (1935 г.), «Дафна» (1937 г.), отличает простота и ясность музыкального языка, в них автор использовал бытовые танцевальные жанры.

Творческая деятельность Рихарда Штрауса продолжалась более семидесяти лет. Начинал композитор как поздний романтик, затем пришёл к экспрессионизму и, наконец, обратился к неоклассицизму.

Экспрессионизм (от латинского expressio— «выражение»), направление в литературе и искусстве первой четверти XX века, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение— главной целью искусства. Проявление экспрессионизма в музыке привело к существенной деформации традиционных средств выразительности (атональность, додекафония и др.), выразилось в особом внимании к необычным возможностям тембра, высокой громкости, динамическим контрастам.

Австрийский композитор и дирижёр Густав Малер(1860—1911) — один из последних представителей романтизма в музыке. Его отличает обострённый интерес к внутреннему миру героев, стремление понять и передать противоречия между личностью и обществом, показать трагедию мыслящего человека. Исследователи считают, что в произведениях Малера позднеромантические черты сочетаются с чертами экспрессионизма. Творчество композитора представлено, прежде всего, симфониями и песнями. Характерное для творчества композитора соединение героического начала и горькой иронии, драмы и насмешки оказало большое влияние на развитие европейского музыкального искусства.

Основоположник музыкального импрессионизма — французский композитор, пианист и дирижёр Клод Дебюсси(1862—1918). В его творчестве на первый план вышла гармония (а не мелодия), важная роль отводилась красочности звучания оркестра. Главными стали нюансы звучания, которые, как и в живописи, отражали оттенки настроений, чувств и впечатлений. В 90-х гг. Дебюсси тесно общался с художниками-импрессионистами и поэтами-символистами. В эти годы начался расцвет его творческой деятельности. Композитор создал ряд произведений, принёсших ему широкое признание публики.

Яркими образцами импрессионизма стали симфонические произведения Дебюсси — прелюдия «Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны», «Море». Композитор не признавал жанра симфонии в её чистом виде. Он предпочитал свободные симфонические сюиты, в которых каждая часть имеет собственное содержание.

Самое крупное симфоническое произведение композитора — «Море» (1905 г.). Здесь изображена то умиротворённая, то бушующая стихия. Как и в других сочинениях, поэтичны и необычны названия частей: «На море от зари до полудня», «Игра волн», «Диалог ветра и моря».

Единственная законченная опера Дебюсси — «Пеллеас и Мелизанда» (1902 г.). Она написана по пьесе бельгийского поэта и драматурга-символиста Мориса Метерлинка. В центре сочинения — сложный духовный мир человека. Встречи двух влюблённых, Пеллеаса и Мелизанды, их диалоги —- основа сюжета. несмотря на всю условность действия, идея оперы проста и понятна — композитор воспевает красоту и силу любви, готовой преодолеть любые препятствия.

В годы Первой мировой войны (1914— 1918 гг.) композитор активно занимался критической деятельностью — в своих литературных творениях он призывал к свободе творчества.

Творчество французского композитора Мориса Жозефа Равеля (1875—1937) связано с импрессионизмом. Некоторые критики даже считали его подражателем Клода Дебюсси, основоположника направления. Однако у Равеля импрессионизм получил самостоятельную трактовку. Большое место в творческом наследии Мориса Равеля принадлежит фортепианным произведениям. Одна из ранних пьес — «Игра воды» воссоздаёт излюбленный образ импрессионизма. В пьесе слышится шум фонтанов, каскадов и ручьёв.

Количество симфонических сочинений Равеля невелико. Через многие годы после «Испанской рапсодии» Равель вновь обратился к образам Испании. Русская балерина Ида Рубинштейн заказала композитору балет на испанскую тему. Так появилось «Болеро» (1928 г.), ставшее самым знаменитым сочинением Равеля. «Болеро» — пример того, насколько полно и необычно может быть использован симфонический оркестр. С. С. Прокофьев назвал партитуру произведения «чудом композиторского мастерства». По форме «Болеро» — вариации на неизменную мелодию.

Морис Равель, как и Клод Дебюсси, был тесно связан с русской культурой. В постановке балета «Дафнис и Хлоя» участвовали прославленные мастера Русских сезонов С.П. Дягилева: балетмейстер М.М. Фокин, художник Л.С. Бакст, главные исполнители Т.П. Карсавина и В.Ф. Нижинский. В 1912 г. Равель сделал переложение для оркестра фортепианного цикла М.П. Мусоргского «Картинки с выставки». Эта работа стала одним из высших достижений композитора.

Веризм (итал. verismo, от vero—«правдивый, истинный»)— реалистическое течение в итальянском искусстве, получившее распространение в конце XIX века в литературе, живописи, музыке. Важнейшие черты веризма— социально-критическая направленность, интерес к жизни крестьянства, стремление передать переживания своих героев, драматическая напряженность, эмоциональность. Близкий натурализму, веризм нередко подменял настоящие человеческие чувства мелодраматизмом.

Самым крупным после Джузеппе Верди итальянским оперным композитором второй половины XIX — начала XX в. считают Джакомо Пуччини(1858—1924). Его творчество тесно связано с веризмом, но по сравнению с другими представителями этого течения композитор работал масштабнее и глубже. В центре произведений Пуччини — герои, живущие чувствами. Однако они никогда не становятся жертвами слепой страсти; это сильные люди, которые несут полную ответственность за свои поступки.

По окончании консерватории Пуччини написал свою первую оперу «Виллисы», которая была одобрена критиками, но надолго в репертуаре не задержалась. Композитор,ободренный этим первым, пусть и небольшим успехом, продолжает сочинять в оперном жанре. Одну за другой он создает оперы «Эдгар» (1885–1888), «Манон Леско» (1890–1892), «Богема»(1893–1895), «Тоска» (1896–1899), «Мадам Баттерфляй» (1901–1903), «Девушка с Запада» (1907–1910), «Ласточка» (1914–1916). При выборе подходящего оперного либретто Пуччини обращается к самым разным литературным источникам, ища сюжеты, отличающиеся взрывами страстей, насыщенные острыми драматическими моментами. Незадолго до смерти, последовавшей в 1924 году, Пуччини приступает к работе над новой оперой — «Турандот», но закончить ее не успевает (это за него впоследствии сделает композитор Альфано).

Музыке Пуччини присущи лиризм, выразительность, экспрессивность. Используя опыт Вагнера, Пуччини старается отойти от завершенных музыкальных номеров, применяет лейтмотивы. Его стиль оказался новым для итальянской оперы и оказал значительное воздействие не только на младших современников Пуччини, но и на развитие оперного искусства в целом.

На рубеже XIX—XX столетий завершился длительный и сложный процесс освоения русскими музыкантами традиций, стилей и жанров европейской культуры. К концу XIX в. Петербургская и Московская консерватории стали солидными учебными заведениями. Из их стен вышли все выдающиеся композиторы той эпохи и немало прекрасных исполнителей. Сложились школы инструменталистов, певцов и танцовщиков. Русское оперное и балетное искусство покорило европейскую публику. В развитии музыкального театра важную роль сыграли Императорский Мариинский театр в Петербурге и Московская частная русская опера, созданная российским промышленником и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым (1841 — 1918).

В русской музыке рубежа веков переплелись черты позднего романтизма и импрессионизма. Велико было влияние литературно-художественных направлений, и, прежде всего символизма. Однако крупные мастера вырабатывали собственные стили. Их творчество трудно отнести к какому-либо определённому течению, и это — доказательство зрелости русской музыкальной культуры.

В творчестве Сергея Васильевича Рахманинова (1873—1943) — композитора и пианиста-виртуоза — гармонично соединились традиции русского и европейского искусства. Для большинства музыкантов и слушателей сочинения Рахманинова — художественный символ России. На творческий почерк композитора серьёзное влияние оказал фольклор (что типично для многих мастеров) и особенно русское средневековое духовное музицирование, в частности знаменное пение. В то же время музыка Рахманинова — важная часть позднего романтизма Европы. После 1917 г. Рахманинов был вынужден жить за границей — в Швейцарии и США. Его композиторская и особенно исполнительская деятельность стали явлением, без которого невозможно представить себе культурную жизнь Запада 20— 40-х гг.

Читайте также  Как сделать музыкальный клип?

Наследие Рахманинова включает в себя оперы и симфонии, камерно-вокальную и хоровую духовную музыку, но больше всего композитор писал для фортепиано. Рахманинов как и Лист, тяготел к мощной, монументальной виртуозности, стремился уподобить фортепиано по богатству красок симфоническому оркестру. Немало общего у русского композитора с другим выдающимся пианистом — Фридериком Шопеном. Обоих мастеров сближает трепетное отношение к национальным традициям. Творчество Рахманинова можно считать завершением традиций европейской романтической фортепианной музыки.

Среди фортепианных произведений особенно выделяются два цикла прелюдий (1903, 1910 гг.) и два цикла под названием «Этюды-картины» (19П, 1917 гг.). В пьесах лирического склада, входящих в циклы, поражает, прежде всего, красота мелодии — мягкой и нежной, сложной по рисунку, но при этом понятной слушателю. Эмоциональной силой и виртуозным блеском отличаются быстрые, драматичные по характеру пьесы, в которых Рахманинов использует все возможности инструмента. Звон колоколов — центральная звуковая идея фортепианных концертов Рахманинова, и, прежде всего самого популярного — Второго (1901 г.). С поразительной точностью и простотой этот образ воссоздаётся в аккордовом вступлении к первой части, представляющем собой сольную партию фортепиано. Праздничные перезвоны рисует музыка финала.

Презентация по музыке на тему «Зарубежная музыка XVII-XIX веков»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

Зарубежная музыка XVII-XIX вв. Турчина Ольга Альфредовна Учитель начальных классов, МОУ «КСОШ №55»

В 17–18 вв. центр музыкального профессионализма перемещается из церкви во дворцы королей и вельмож, а к середине 18 в. – в публичные городские учреждения: оперные театры, концертные площадки на открытом воздухе, музыкальные общества, учебные заведения. 19 в. — эпоха инструменталистов-виртуозов, часто заслонявших славой и популярностью фигуры композиторов. Многие композиторы того времени получали известность прежде всего как выдающиеся исполнители, покорявшие публику изумляющей виртуозностью и пылким темпераментом.

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) является ярчайшим представителем музыкальной традиции 17-18 веков. Бах – один из самых значимых композиторов в истории музыки. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. «Хорошо темперированный клавир» , «Страсти по Матфею» , «Бранденбургские концерты» , «Искусство фуги» , «Шутка». При жизни Бах был настолько недооценен, что напечатано было менее десятка его произведений.

Современников восхищала непревзойдённая игра Баха на органе. Однако постоянно слыша в свой адрес восторженные отзывы, Бах неизменно отвечал: — Моя игра не заслуживает такого возвышенного внимания и похвал, господа мои! Ведь мне только и нужно-то всего-навсего попадать пальцами по надлежащим клавишам в определенное время — и тогда инструмент играет сам.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – великий австрийский композитор, инструменталист и дирижёр, представитель Венской классической школы, виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижёр, он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Как композитор, который преуспел в любом жанре, он по праву считается одним из величайших композиторов в истории классической музыки. Турецкий марш Симфония №40 Маленькая ночная серенада «Говорить красноречиво, очень большое искусство, но надо знать момент, когда следует остановиться».

«…Моцарта часто дают играть детям, так как у него мало нот, но взрослые боятся играть Моцарта из-за слишком большой значимости каждой ноты». Иосиф Бродский, поэт

Третье важнейшее для истории музыки имя – Людвиг ван Бетховен(1770-1827). Он творил на рубеже 18 и 19 веков во всех существовавших тогда музыкальных жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Бетховен считается первым представителем романтизма в классической музыке. Сонаты для фортепиано -«Лунная «, » Патетическая’’ Опера — «Фиделио » Симфонии -«Героическая «

Одним из наиболее выдающихся произведений композитора считается 9-я Симфония, однако немногим известно, что Бетховен создал её будучи совершенно глухим.

Иоганн Штраус (1825-1899) Австрийский композитор легкой музыки, дирижёр и скрипач. «Король вальсов», он творил в жанре танцевальной музыки и оперетты. В его музыкальном наследии более 500 вальсов, полек, кадрилей и других видов танцевальной музыки, а также несколько оперетт и балетов. Благодаря ему вальс стал необычайно популярным в Вене в 19 веке. «Императорский вальс» Оперетты — «Летучая мышь», «Ночь в Венеции». Балет — Золушка» (изд. посмертно)

Иоганн Штраус-младший чаще дирижировал свои вальсы, чем чьи-то, создавая неповторимую атмосферу, которая передавалась по средствам музыки и движений маэстро. Вальсы Штрауса-младшего звучали повсюду. Будь то дворец или небольшой кабачок и даже на улицах. Все слои населения, дворяне или простолюдины, любили его «венские вальсы». Даже сейчас, спустя уже больше 100 лет, его музыка не утратила своей магии.

Джузеппе Верди (1813-1901) Итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Верди обладал чувством сцены, темпераментом и безупречным мастерством. Он не отрицал оперных традиций, а наоборот развивал их , он преобразовал итальянскую оперу, наполнил её реализмом, придал ей единство целого. «Макбет» по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира «Риголетто» по пьесе Виктора Гюго «Король забавляется» «Отелло» по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира и др. «В искусстве, как и в любви, прежде всего нужно быть откровенным».

Как-то раз Верди, уже убеленный сединами и знаменитый на весь мир, беседовал с одним начинающим композитором. Композитору было восемнадцать лет. Он был совершенно убежден в собственной гениальности и все время говорил только о себе и своей музыке. Верди долго и внимательно слушал молодого гения, а потом с улыбкой сказал: — Мой дорогой юный друг! Когда мне было восемнадцать лет, я тоже считал себя великим музыкантом и говорил: «Я». Когда мне было двадцать пять лет, я говорил: «Я и Моцарт». Когда мне было сорок лет, я уже говорил: «Моцарт и я». А сейчас я говорю просто: «Моцарт».

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Турчина Ольга АльфредовнаНаписать 2773 08.02.2017

Номер материала: ДБ-179542

  • Музыка
  • Презентации
    08.02.2017 343
    08.02.2017 668
    08.02.2017 843
    08.02.2017 3319
    08.02.2017 634
    08.02.2017 501
    08.02.2017 257

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

В Минпросвещения допускают отказ от детдомов в будущем

Время чтения: 2 минуты

В украинском университете открылся первый в мире факультет TikTok

Время чтения: 1 минута

У детей, проводящих много времени с гаджетами, больше друзей

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате

Время чтения: 1 минута

Пять магистерских программ вузов России вошли в сотню рейтинга QS лучших бизнес-школ мира

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Золотые хиты Средневековья

Что такое средневековая музыка и какие песни остались в памяти народа?

Музыкальная теория Средних веков

Чтобы понять значение музыки для средневекового общества, нужно для начала окунуться в образовательный процесс эпохи. Музыка — одно из искусств квадривиума, высшее средство познания и обучения. Но не всё так однозначно: понятие музыки в Средние века тесно соседствовало с термином «гармония». А гармония, как известно, далеко не всегда относилась только к музыкальным произведениям.

Создателем двухступенчатой системы образования (тривиум и квадривиум) в раннесредневековой Европе был придворный учёный остготского короля Теодориха Великого, «последний римлянин» Северин Боэций. Считается, что в 6-м веке появляются первые сведения о «новой музыке». Постепенно варварские королевства в Европе заимствовали культурное наследие прошлой эпохи. Конечно же, главным центром развития искусств и наук в период с 6-го по 7-й века была Византия.

Арабские завоевания 8-го века оказали серьёзное влияние на музыку: появились свирели и волынки, были найдены древние рукописи, в которых содержалась информация об опыте и музыкальной теории предыдущих эпох. При дворе сицилийских норманнов частыми гостями были музыканты неевропейского происхождения.

Читайте также  Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому?

В основе своей средневековая музыка была одноголосой. Об этом свидетельствует пласт литургических произведений. «Официальная» культура (церковная) так или иначе сталкивалась с фольклорными мотивами и оказывала им сильное сопротивление.

В конце 11-го века произошёл всплеск интереса к музыкальной культуре. Это связано с важными открытиями в этой сфере — с появлением некоего подобия нотной грамоты. Гвидо из Ареццо создал новый тип манускриптов, на которых можно было размещать ноты по гамме. Ранее музыканты пользовались лишь специальными знаками (невмами), которые показывали движение мелодии вниз или вверх.

В начале 12-го века Жан Коттон, автор трактата «De musica», считал, что современные ему музыканты — более мудрые и чуткие люди. Миннезингеры и трубадуры тонко чувствовали дух времени. Расширялся ассортимент инструментов: появились виеллы, рожки, флейты, барабаны и даже псалетриумы с 32 струнами. Высокое Средневековье ознаменовало переход от церковной музыки к светской.

На 13−14 столетия пришёлся период расцвета творчества вагантов и трубадуров. Именно в это время появилась основная масса произведений, информация о которых дошла до наших дней. Благодаря кропотливому труду исследователей и бережному хранению рукописей в собраниях европейских библиотек меломаны могут познакомиться с берлинскими, иенскими, лохамерскими и гейдельбергскими книгами песен.

Горячий топ хитов

Ai Vis Lo Lop («Я видел волка») — народная песенка на окситанском языке, датируемая 13-м столетием. Она повествует о чудесной истории и непростой крестьянской доле. Человек увидел, как на опушке леса пляшут бранль (старофранцузский танец, хоровод с быстрыми движениями) волк, лиса и заяц. Далее герой повествует о своей трудной судьбе: не разгибаясь, он трудился целый год и ни гроша не заработал, но с горя всё же напился в таверне.

Песня перекочевала в современную культуру: французские ребятишки в детских садах распевают её в костюмах на праздниках, а ряд фолк и рок-коллективов исполняют на концертах. Пальма первенства в этом вопросе принадлежит, пожалуй, немецкой фолк-метал группе In Extremo.

Palästinalied («Палестинская песня» или «Песня крестоносцев») — произведение немецкого поэта и композитора Вальтера фон дер Фогельвайдера, написанное в начале 13-го века. Причиной создания текста послужил отменённый в 1217 году крестовый поход в Святую землю. Песня носит скорее пропагандистский характер. Автор воздаёт хвалу Палестине за её красоту и особую роль в истории христианства. В тексте также присутствует негатив по отношению к неверным и подчёркивается исключительное право христиан на эту территорию.

Herr Mannelig — пожалуй, самая известная средневековая скандинавская баллада. Время её создания точно неизвестно: рубеж 12−13 веков. Песня была записана шведскими фольклористами в конце 19-го века. Это трогательная история о сказочной троллихе и её любви к молодому рыцарю. Она могла стать человеком только в том случае, если бы рыцарь ответил ей взаимностью. Она предлагала массу даров взамен на его согласие. Но, как набожный христианин, господин Маннелиг видел в этих жестах происки дьявола. Троллиха не носила святого распятья на груди: рыцарь был этим недоволен и проклял её.

Villeman Og Magnhild — старинная норвежская народная песня, в основе которой лежит эпический сюжет. Герой песни Виллеман идёт к самой красивой липе, чтобы поиграть на арфе. Его мастерство в игре на золотой арфе помогло освободить девушку Магнхилд из рук озёрного тролля. В песне присутствует масса отсылок к языческому прошлому скандинавов.

Ресурсный центр Музыка

Музыка, творчество, дети

Свежие записи

  • Ребенок начинает заниматься музыкой
  • План работы ресурсного центра музыкальной направленности государственного учреждения образования Гимназия №15 на 2021-2022 учебный год
  • Даниил Демчук
  • Анализ работы ресурсного центра музыкальной направленности ГУО «Гимназия №15 г.Минска» 2020/2021 учебный год
  • У нас в гостях митрополит Вениамин
  • Фестиваль Славянские колориты в новом формате

Основные рубрики

  • Главная
  • Наши достижения
  • Музыка без границ
  • Музыкальные события
  • Творческие коллективы
  • Творческие встречи
  • Родителям
  • Юным музыкантам
  • Культурное наследие
  • Музыкальные инструменты
  • Учительская

Даниил Демчук

Эстрадная студия Рапсодия подтвердила звание образцовой

Награды от Аrt Kids нашим пианисткам

Поздравляем Любаву Ролич с победой

Поздравляем Елизавету Казакову

Поздравляем юных цимбалисток

Поздравляем Ирину Валерьевну Савицкую

Поздравляем Екатерину Юрьевну Минцевич

Наши пианисты на конкурсе Зажечь звезду 2020

Музыкальная культура ВКЛ в XIV-XVв

Важнейшей вехой на пути формирования белорусского искусства стало возникновение в XIII на белоруско-литовских землях Великого княжества литовского, государства с центром в Новогрудке. Государственным языком ВКЛ был белорусский, а достаточно развитое для своего времени искусство значительно повлияло на общегосударственное устройство и взаимодействие со странами-соседями.


Великое Княжество Литовское. Начало XV века.
Проекция на современные границы

Победа под Грюнвальдом, усиление экономики, бурное развитие экономических, торговых и культурных связей ВКЛ с Европой, относительно спокойное внешнеполитическое положение − все это способствует новому этапу в развитии культуры этих земель.

С XIV века начинается обучение белорусской молодежи в европейских университетах:


Карловом (1347г.) в Праге, Ягеллонском(1364г.) в Кракове
Для них организуются специальные коллегии и интернаты. Состав студентов − дети горожан и шляхты. В университетах готовят кадры высшей и средней государственной администрации, церковных деятелей, юристов. Устанавливается традиция стажировки в других университетах Европы (преимущественно в Италии) и получение второго диплома. Особенно развиваются связи с Польшей, Германией, Чехией.
В XIV в. на территории Беларуси существует около 40 городов. Превращаются в города крупные феодальные крепости и замки. Города становятся экономическими, административными и культурными центрами, оживляются разносторонние связи Великого княжества Литовского с европейскими странами. К концу XIV столетия города начинают борьбу за городское самоуправление, и в Великом княжестве Литовском начинает распространяться магдебургское право (Брест − 1390 г., Гродно − 1391 г.). В XV веке получают магдебургское право Слуцк, Полоцк, Менск, Браслав.

Важнейшими историческими событиями XIV−XV веков становятся заключение Кревской унии (1385) и Грюнвальдская битва (1410). По Кревской унии (1385) создается военно-политический союз с Польшей. Уния окончательно укрепляет европейскую ориентацию Великого княжества Литовского.


Великий князь Ягайло в 1386 году получает титул польского короля и христианское имя Александр. Кревская уния была историческим прологом Грюнвальдской битвы, в которой тевтонский орден получил смертельный удар.


Строятся новые храмы и замки. В XIV столетии основан Жировицкий монастырь, в котором возникает крупный центр книгописания. Белорусские деятели культуры все больше включаются в общеевропейскую культурную жизнь. В крупных городах − Вильне и Городне, в Жировицком и Супрасльском монастырях создаются цеховые организации художников. В живописи ВКЛ ХIV–ХV вв. усваиваются достижения древнерусского и западноевропейского искусства, благоприятно сказывается на общем развитии культуры и искусства тесное общение со всеми славянскими странами.

В музыкальной сфере идет развитие как светских, так и духовных направлений. Как и во всей Европе, становление белорусской музыкальной культуры Средневековья связано с различными сферами городского быта: официальной и частной, праздничной и каждодневной, религиозной и светской.

В культовой музыке под влиянием местных традиций господствующие ранее одноголосные знаменные распевы начинают обогащаться различными видами многоголосия, широко распространеного в музыке католической церкви, складываясь в новые жанровые формы − канты и псалмы.

Белорусский духовный кант «Три ангела»

Специфической чертой мелодий белорусских кантов и псалмов является включение в них наиболее характерных интонаций народной песенной культуры. Ведущая мелодия верхнего голоса дублируется терцией среднего голоса и гармонически подкрепляется нижним голосом хора. Партесное пение

Постепенно формируется новый стиль церковных песнопений − многоголосные партесные распевы, в которых впервые на восточных землях используется европейская пятилинейная система нотной записи.


Самые ранние образцы кантов и псалмов, начиная с XV века, входили в сборники, которые назывались «Богогласники». В XV столетии становится известным имя Григория Цамблака, автора нового распева, получившего название белорусско-русского. К XV веку в ВКЛ и Речи Посполитой сложились локальные православные богослужебные традиции, которые были особо усточивы в монастырях.

С момента заключения Кревской унии 1385 г. на белорусских территориях усиливается влияние католической конфессии. Широко распространяется строительство костѐлов в белорусских городах: Полоцке, Вильно, Пинске, Гродно, Бресте, Ружанах, Дрогичине и др. Развивается местное органное искусство.

Светская музыка ВКЛ
Первыми профессиональными музыкантами славянских земель были странствующие актеры-скоморохи. Во времена Великого княжества Литовского гусляры, лирники, бандуристы, дудари, дудочники, бубнисты, скрипачи, кобзари, цимбалисты и другие участвовали в княжеских застольях, играли на городских площадях, участвовали в народных обрядах и празднествах.

В крупных городах магистратские музыканты служили трубачами на ратушах.Трубы, бубны, тулумбасы были главными инструментами в войсках княжеских дружин.

Светская профессиональная музыка средневековья. Крупными центрами развития музыкального искусства являлись в этот период дворы великих князей. Многочисленные исторические свидетельства указывают на наличие при дворах Витовта, Ольгерда и Ягайлы инструментальных капелл. Первые упоминания о клавикорде в Европе (1408 г.) связаны с двором князя Витовта.

При дворах Радзивила Черного, Жигимонта III Вазы, в капеллах Радзивилов служили видные европейские музыканты, отмечая во дворцах благоприятную творческую обстановку. С военными событиями 1327 – 1331 гг. было связано и пребывание в ВКЛ известного французского поэта и композитора Гийома де Машо.

Гийом де Машо. Последний трувер…

Светская музыка в XIV-XV вв. сохранила ряд косвенных документальных свидетельств, которые позволяют сделать вывод о высоком вкладе представителей искусства белорусских земель в музыкальную культуру средневековой Европы.

Народная музыкальная культура

Народные славянские песни, как правило, имели календарный цикл. Так, колядные песни и щедровские песни носили преимущественно величальный характер. Весенние песни и обряды должны были содействовать урожаю и приплоду скота. Это призыв весны, празднование пасхи и связанные с ней обряды. хороводные игры и пение. Предназначение летних песен и обрядов — содействовать сбору даров земли и сохранению урожая во время уборки. Купалье посвящалось наибольшему расцвету плодотворных сил природы. На осень приходилось наибольшее количество свадеб, поэтому основное место в осенних песнях заняла свадебная тематика. Из осенних праздников выделялись богач, покров, дзяды с их культом предков.

Читайте также  Фортепианное творчество балакирева

Рождественский псалом»Радуйтесь все»
(на основе народной песни «Щедрик-щедрик»)

В области музыкальной культуры идет развитие как светских, так и духовных направлений. С XIV века с началом широких культурных контактов с Европой происходит многоплановое взаимодействие всех видов музыкальной культуры, что приводит к качественно новым явлениям в профессиональной музыке на границе XIV−XV веков.

Многоплановое взаимодействие всех видов музыкальной культуры, приводит к качественно новым явлениям в профессиональной музыке на границе XIV−XV веков и готовит благоприятную почву для расцвета музыкального искусства в будущем веке.

«Только настоящие мужчины плачут под эти песни». Русские военные песни и комментарии иностранцев

Не стоит нам грозить и вновь с огнем играть.

Ведь, если враг рискнет проверить нашу силу,

Его мы навсегда отучим проверять.

Роберт Рождественский

Выросло уже несколько поколений в России, не знающих, что-такое война. Если для нас, благодаря нашим бабушкам и дедушкам, заставшим страшную войну, – это далеко не абстрактная беда, то наши дети не часто задумываются об этой потенциальной угрозе.

«Добро должно быть с кулаками». А как иначе защитить свои идеи? Дай Бог, чтобы хватило только вида этих «кулаков», и чтобы до драки не дошло. И дай Бог, что если придется драться, то только во имя добра.

Дорогие воины (а я думаю, что каждый мужчина, а часто и женщина – потенциальный воин, если нужно защитить свою землю, своих детей и любимых), спасибо вам, за Вашу защиту, силу и отвагу, за любовь к родной земле и людям. Нам так спокойно, когда вы рядом с нами и мы чувствуем ваше сильное плечо.

Сегодня мы вспомним замечательные военные песни, которые в трудное для страны время поднимали боевой дух и напоминали о правом деле, а также познакомимся с новыми военными песнями и разделим наши чувства со слушателями со всего мира.

1. Армия России – Тысячи знамен!

Этот военный марш совсем новый. Автор музыки – Владимир Лебедев, слова написал Виктор Балдин. Песня написана в 2019 году.

Вот такие комментарии оставили под видео слушатели и зрители из разных стран:

– Это круто. Надеюсь, что выйдет еще больше новых песен!

– Невозможно описать словами чистую красоту музыки вступления. Снимаю шляпу перед хором Красной Армии, который делает мир намного более прекрасным на протяжении 80 с лишним лет!

– Во-первых❗ очень-очень красивое видео спасибо❤❤

– «Армия с богатырской мощью» – это три армии: Красная Армия, Советская Армия и Российская Армия! Салют!

2. Мы – армия народа

«Мы – армия народа» композитора Георгия Мовсесяна и поэта Роберта Рождественского родилась в 1975 году.

Мовсесян приехал в Переделкино к Рождественскому уже с готовой мелодией, и Роберт, восхищенный подвигами русских героев в битве у села Бородино 1812 года, написал: «Мы – армия народа».

Переведу несколько комментариев под видео:

– Да здравствуют СССР и Россия . Большое уважение от вашего брата Вьетнама. Спасибо вам большое за помощь на войне. Урааааааа

– Слава Красной Армии!

– Прощай, Германия, я переезжаю в Россию-матушку.

– Гитлер: «Советский Союз – гнилое здание, нужно только дверь выбить!» СССР: «ха-ха-ха»

– Я предпочел изучать русский язык французскому b это было лучшее решение, которое я принял в своей жизни! Отличная музыка !!

– Помните, что солдаты сражаются не потому, что ненавидят то, что перед ними, они сражаются, потому что Москва позади них.

– Россия, Золотой орел севера, мы любим тебя, мы умрем за тебя !!

3. Если завтра война

Эта песня была написана Лебедевым-Кумачом в 1938 году. Позже был снят и фильм с таким же названием.

Уже тогда в воздухе ощущалось приближение войны, все ее ждали, все готовились, но не думали, что она придет так скоро.

Переведу несколько комментариев слушателей из разных стран:

– У СССР одни из самых красивых песен, которые я когда-либо слышал в своей жизни

– Это единственный раз, когда YouTube рекомендовал мне золото.

– Stephen Chiau Leung Sing 周亮星 Как филиппинец, я плачу из-за этой песни. Не знаю, правда ли это среди всех нас, но люди скорее предадут своих соотечественников, чем будут искренними. Я скоро сделаю свой собственный вариант этой песни.

– С любовью к России из Турции

4. Марш сибирских стрелков

Мелодия этой песни гремела над Сибирью еще до Гражданской войны. Это был марш, под который уходили на фронты Первой Мировой войны полки сибирских стрелков. Но текст они пели совсем другой. Этим текстом была полковая песня 41-го Сибирского стрелкового полка. По легенде в ней были слова из уже совершенно теперь забытой песни времен русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Вот такие комментарии оставили под видео:

Я из Казахстана но это так атмосферно звучит как будто услышал что то в своей крови. Россия великий народ ❤️

– Благослави тебя Бог, Россия, уважение из Ирландии

– Россия – мать всех славянских народов. Привет из Македонии.

– Приветствую наших русских братьев из Чехии!

– Есть что-то в русских песнях . Это так «престижно». Так красиво, так грандиозно. Кажется, что ты действительно слушаешь нечто большее, чем ты сам. привет из Франции кстати.

– Боже, никто не может исполнять боевые гимны так, как русские. У меня мурашки поверх мурашек.

– Несмотря на наше нападение на Россию во время наполеоновских завоеваний, она остается нашим историческим союзником в гораздо большей степени, чем Соединенные Штаты!Уважение из Франции! ❤️

– Я понимаю, почему югославские партизаны сделали свой вариант этой песни. Приветствую из Хорватии! ❤

– С любовью из Грузии к нашему православному брату ❤❤ Я не люблю политиков

– Это не песня – это фильм ужасов. Наполеона и Гитлера. Edit: Я не гомофом. Я просто не люблю геев

– Только настоящие мужчины плачут под эту песню.

5. Красная армия всех сильней

Автором первого варианта текста этой песни был поэт Павел Григорьев, а музыку написал композитор Самуил Яковлевич Покрасс. Песня родилась в 1920 году, изначально – для войск Киевского военного округа. Но опубликована была позже – лишь в 1925 году. Песня появлялась под разными названиями: «От тайги до британских морей», «Красная Армия», «Красноармейская», пока, наконец, с 1937 года не установилось окончательное название «Красная Армия всех сильней!»

В начале Великой Отечественной войны в 1941 году появился третий вариант песни, написанный поэтом Петром Белым:

Всем нам свобода и честь дорога,

Красная Армия – марш на врага!

Ведь от тайги до британских морей

Красная Армия всех сильней!

Так пусть же Красная сжимает властно

Свой штык мозолистой рукой,

И все должны мы неудержимо

Идти за Родину на бой!

Свору фашистов развеем, как дым,

Сталин ведёт нас – и мы победим!

Ведь от тайги до британских морей

Красная Армия всех сильней!

Песня «Красная Армия всех сильней!» исполняется в различных вариантах

Переведу несколько комментариев под видео:

– Любите вы или ненавидите Россию Вы не можете отрицать, что у них крутые песни

– Любите или ненавидите Вы Россию, их военная музыка – лучшая в мире.

– Я бы не хотел дразнить этого медведя.

– Красная армия действительно самая сильная.

– Я не русский, но мне эта песня нравится больше, чем большинство военных песен моей страны. От этого просто хочется поболеть за Россию! : D

– 브루니 Причина, по которой Красная Армия является самой могущественной, в том, что она будет сражаться, пока не победит.

– Это было ДЕЙСТВИТЕЛЬНО красиво и потрясающе. Меня не волнует, что кто-то говорит. Я из США и люблю русских. Они очень умные и очень хорошие люди. И я уверен, что некоторые из них думают о нас то же самое. Но, к сожалению, наше правительство заставляет нас плохо выглядеть. Мы все хорошие люди на этой земле. Дай бог здоровья России и США !

Уважаемые читатели, предвкушая Ваши справедливые комментарии о не упомянутых «Священной войне», «Прощании славянки», «Полюшко-поле», «О героях былых времен» и т.д. и т.п., прошу понять и простить: невозможно вставить все замечательнейшие наши песни в один пост! Он получится просто огромным! Поэтому заранее спасибо Вам за понимание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: