Мой опыт игры в оркестре: рассказ музыканта - OXFORDST.RU

Мой опыт игры в оркестре: рассказ музыканта

мой опыт работы с детьми в оркестре
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

работа в оркестре

Скачать:

Вложение Размер
moy_opyt_raboty.doc 35 КБ

Предварительный просмотр:

Мой опыт работы

« Играем в оркестре»

Мельчикова Раиса Ивановна

Мой опыт работы в дошкольном учреждении показал, что игра в оркестре на детских музыкальных инструментах развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, активизирует творческую самостоятельность, а это очень важно, потому что дети дошкольного возраста не имеют музыкальной подготовки и обладают недостаточно развитыми музыкальными способностями. Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависит не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя, который больше контактирует с детьми и лучше знает особенности каждого ребёнка. Совместная работа музыкального руководителя с воспитателем помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, музицированием.

Большое значение имеет начальный этап обучения. Очень важно с первого занятия заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание научится играть, поэтому первое занятие надо попытаться сделать в виде маленького праздника или какого – либо открытия. Ведь многие инструменты дети уже где – нибудь и когда – нибудь уже видали наверняка, но не все знали и слышали, что на них можно играть, исполняя настоящую музыку. Например: Я включаю музыку П.Чайковского «Камаринская», после чего, предлагаю детям выбрать инструмент к этой музыке. Ребёнок выбирает интуитивно и я спрашиваю его, почему он выбрал именно этот инструмент?

Интересно проходят занятия с использованием «Природных» инструментов: хлопков, притопов, шлепков, прищёлкиваний и т.д. Эти инструменты можно использовать на прогулке, в часы досуга, в индивидуальной работе с детьми. При обучение «природных» инструментов, можно воспользоваться методикой К.Орфа, а также подбирать песни для дошкольников с «раскрашиванием» мелодии «природными» инструментами песни, где есть паузы, и заполнить их хлопками, шлепками, притопами и т.д..

Следующий этап обучения посвящён ударным «ритмическим» инструментам. Важно, в этой работе, объяснить не только длительность звуков, но и сразу же закрепить теоретический материал, используя « природные» и «Ритмические» инструменты. Выполняется эта работа индивидуально, по подгруппам.

Следует сразу обратить внимание детей на технические приёмы игры на ударных инструментах, различные способы звукоизвлечения.

Например: при игре на бубне, надо объяснить, что различные по силе и характеру звуки зависят от того, где и как сделать удар пальцами, ладонью, кулаком. Кастаньеты парные предлагают два способа звукоизвлечения: первый – это удар «лепестками» о ладонь руки, второй – резкое встряхивание инструмента.

При организации ансамбля ложкарей, следует помнить, что удары ложками могут быть также в разных вариациях: по руке, по бёдрам, по плечу, по колену, по животу и т.д..

Наиболее знакомым инструментом в дошкольном учреждении является металлофон. Но, к сожалению, он имеет ряд недостатков: звучит на октаву выше, не всегда держит строй и трудно сразу подстроить под него голос. Поэтому сначала начинаем обучение на звуковысотных инструментах, таких, как детское пианино, рояль, электромузыкальные инструменты. Партия ребёнка в таких ансамблях предельна проста: он воспроизводит равномерную ритмическую пульсацию на одном звуке тонике или доминанте правой или левой рукой, а иногда одновременно. Здесь очень важно научить ребёнка слышать себя, играя на инструменте, следить за качеством звука, динамикой, темпом, ритмом, постановкой руки.

При обучении игре на металлофоне, я делаю упор на то, что он является «мелодическим» инструментом. Качество извлекаемого звука зависит от точности удара. Молоточек должен свободно лежать на указательном пальце и придерживаться большим. Первоначальное обучение – научить ребёнка свободно держать и «раскачивать» молоточек, это даёт возможность ощутить его массу.

Большое значение при обучении на детских музыкальных инструментах уделяется репертуару. Очень хороший сборник Н.Ветлугиной «Музыкальный букварь». Подбираем пьесы в удобной тональности или делаем транспонирование. Чаще всего осваиваемые инструменты ведут мелодическую линию, а фортепьяно – аккомпанемент. На этом этапе могут быть использованы такие музыкальные пьесы: «Турецкий марш» В.А.Моцарта, «Наш оркестр» Е.Тиличеевой, вариации на тему русских народных мелодий, «Прыгалка» Л.Абелян, «Песенка поросят» Д.Уотта, «Прыг да скок» В.Голикова, «Про сверчка» И.Морозова и другие.

. Я использую произведения из сборника С. Бублей «Детский оркестр» знакомые песни, попевки.

Игра в полном составе оркестра требует большого умения и терпения. Большое значение имеет правильное распределение партий в оркестре. Оркестр обычно располагается так: справа – низко звучащие инструменты, слева – высоко звучащие.

Когда оркестр полностью готов, я вижу, какую радость доставляет он детям, как они ждут этих занятий и готовятся к ним. Для наших дошкольников – это хорошая система музыкального воспитания, которая способствует развитию их музыкальных и творческих способностей. Обязательное условие — зрелищное, яркое, незабываемое выступление оркестра перед родителями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большое число современных направлений занятий физической культурой и новых видов спорта предполагает использование музыкального сопровождения. Музыка, предназначена для направленного стимулирования фи.

В период дошкольного возраста, у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья. Занятия на улице: круглый год.

Методика использования малых форм фольклора в речевомразвитии ребёнка.

Раннее детсво — это важнейший период в становлении личности ребенка. В этот период происходит формирование основных функций нервной системы, и прежде всего функций коры головного мо.

Опыт работы с детьми старшей группы в трудовой деятельности: «Дежурство» Приготовила: Снеткова Елена Геннадьевна воспитатель, первая квалификационная категори.

Нетрадиционные подходы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста: Игровая гимнастика Екатерины Железновой.

Опыт работы с детьми показывает, что занятие художественно — творческой деятельностью создают основу для полноценного, содержательного общения между детьми и взрослыми, помогает детям усвоить и закреп.

Молодые музыканты симфонического оркестра

У трех молодых музыкантов Дальневосточного симфонического оркестра спросили, каково играть классическую музыку, когда тебе 20 лет, ходят ли они в ночные клубы и чем хотят заниматься дальше.

Как вы попали в оркестр?

Екатерина: Я пришла сама, после окончания колледжа. Прошла прослушивание и была принята на работу. Это не первый мой оркестр, еще я выступала в составе Всероссийского юношеского под управлением Юрия Башмета.

Юлия: Меня сюда привела забавная история. Я участвовала в конкурсе солистов и исполнителей во Владивостоке, и туда же с целью отбора новых музыкантов приехал Тигран Ахназарян, дирижер Дальневосточного оркестра. Я исполняла Баха и после первого же тура получила предложение работать под его началом, хотя он даже не знал, что я хабаровчанка. А вот призового места в конкурсе я так и не заняла.

Сколько лет вы к этому шли?

Екатерина: Я играю на скрипке 8 лет. В детстве сама попросила маму отдать меня именно в этот класс. В этом году закончила колледж искусств.

Юлия: В общей сложности я занимаюсь музыкой уже 10 лет. Все началось с вокала, и тогда я не предполагала, что свяжу с музыкой свою жизнь. Будучи подростком, лет в 13 заинтересовалась ударными и до сих пор играю на них. Сейчас учусь в колледже на 4 курсе.

Ростислав: В 12 лет я закончил музыкальную школу, и не зная чем заниматься дальше, вернулся к музыке, но уже в класс ударных инструментов. Выбор на них пал как-то бессознательно. В оркестре я второй год, но между ними был перерыв — я ездил учиться в Москву.

Как много времени у вас отнимает музыка?

Екатерина: Много, почти все свободное. У нас ежедневные репетиции, зачастую по 2 раза в день. В привычные для всех выходные — субботу и воскресенье — мы на сцене. Официально отдыхаем только в понедельник. Бывает сложно, но старшие коллегии помогают разучивать партии.

Ростислав: Совершенству нет предела, поэтому я стараюсь приходить до репетиции, чтобы позаниматься, и иногда остаюсь после нее, дополнительно поиграть.

Юлия: Я еще учусь в колледже, поэтому приходится совмещать репетиции с учебой. Но я стараюсь, переношу пары на вечер. Преподаватели относятся с пониманием, ведь главное в нашей учебе — практика. Не могу сказать, что сильно загружена, время на личную жизнь у меня остается.

Вы слушаете современную музыку?

Екатерина: Да, я не ставлю себе никаких рамок, слушаю и поп, и рок. Но в ночные клубы не хожу, просто неинтересно. Лучше почитаю дома.

Юлия Нелюбина. Фото – Екатерина Капитонова

Юлия: Все-таки я предпочитаю ту, что играю сама.

Ростислав: Классическая музыка имеет широкие рамки выразительных средств, поэтому после нее слушать, например, электронную мне неинтересно — туц-туц-туц, квадрат, какой-то эффект и все. Скучно. Но для расслабления какая-нибудь попса вполне подходит.

Как на вас влияет занятие классической музыкой?

Екатерина: Сложно сказать как, но думаю, что однозначно положительно. Еще влияние оказала мама, которая всегда поддерживала мое стремление заниматься на скрипке. Она сама ценительница балета и оперы, хотя никак с ними напрямую не связана.

Юлия: Уже когда я поступила в колледж, то заметила, что музыканты, особенно классические, они какие-то другие, отличаются от обычных людей. Наверное, влияет развитое чувство вкуса и прекрасного. Особенно если ты причастен к музыкальному миру с раннего детства.

Ростислав: Не могу сказать, повлияла ли на меня музыка. Так же как не могу сказать, что все музыканты — сплошь интеллигенты. Это понятие очень широкое, и среди любителей классики есть не слишком достойные люди. Каждый человек строит себя сам.

Как считаете, можно ли хорошо зарабатывать, играя в оркестре?

Екатерина: О финансовой стороне профессии я пока не задумываюсь, живу с родителями. Думаю, главное в моей работе то, что музыка приносит людям радость.

Юлия: Будучи классическим музыкантом можно хорошо зарабатывать и для этого есть много возможностей. Дальневосточный симфонический оркестр — очень престижное место работы, особенно для молодого музыканта. Зарплаты мне хватает.

Какие планы строите на будущее?

Екатерина: Я пока не задумывалась. Еще осваиваюсь в оркестре.

Юлия: После окончания колледжа поеду в Санкт-Петербург, продолжать обучение в вузе. Главное — не останавливаться на достигнутом.

Ростислав Пушкарев. Фото – Екатерина Капитонова

Ростислав: Планирую поступить в академию и, скорее всего, не в столичную. Я прожил в Москве год, пока учился на курсах повышения квалификации и сформулировал для себя понятие «локальный патриотизм». Оно подразумевает развитие культуры там, где ты родился и вырос.

В столице из-за большого наплыва музыкантов создается тяжелейшая конкуренция и множество невыразительных оркестров. Я лучше поеду, например, во Владивосток.

Самый оркестровый пост – «Мотивация оркестра»

Дирижеры больших оркестров – это особая категория музыкантов. Сколько баек о них сложено, сколько крылатых выражений разлетелось по свету – не сосчитать!

Ну кто такой дирижер? Вот у Аркадия Аверченко хорошо сказано:«Капельмейстер — человек, размахивающий в оркестрах палкой, отчего испуганные музыканты начинают играть.»

«Увертюра»

Обратите внимание на руки маэстро – именно этим жестам рук с дирижерской палочкой подчиняется весь оркестр, хор, а бывает и все вместе.

Покажите мне оркестр, который любит своего дирижера, и я покажу вам плохой оркестр (NN)

Leonard Bernstein.

Будет большой ошибкой с вашей стороны забыть о том, что оркестранты и маэстро за пультом живые люди – со всеми своими недостатками и достоинствами. На репетициях дирижеры неистовствуют и в пылу вдохновения и страсти в выражениях не стесняются – нигде не хуже армейских офицеров. Правда, у дирижеров реплики выдаются с особой тонкостью и изяществом и даже сарказм у них получается музыкально-элегантным.

  • Остались всего три репетиции до позора!
  • Нота под точкой означает, что надо с ней что-то делать.
  • Я скажу вам сейчас, какие тут ноты, – вы очень удивитесь.
  • Цыганское веселье омрачается неисполнимым пассажем тромбонов.
  • Надо сыграть так, словно вы немножко выпили и никуда не спешите.
  • Играйте воздушно, как флейта в кустах.
  • Ребята, это ведь «кукушки звуки», а не приближение вражеской авиации!
  • Все партии как партии, а первые сопрано – инвалиды!
  • Не захлебнитесь в собственном таланте!
  • Не надо мне здесь всех этих соплей смычками разводить! Вытерли гриф и сыграли сухо!
  • Смотрите одним глазом в партию, а двумя на меня!
  • Пронумеруйте такты, а то глаза могут сместиться, а цифры нет!
  • Дома прийти и заниматься так, чтоб вся семья у тебя умела это играть…

Репетиция

Тем, кто не выносит дирижёров, скажем прямо: в прошлом руководитель оркестра вёл себя ещё более бесцеремонно и громко. Он колотил в пол, отбивая ритм, огромной баттутой — тяжёлой, громоздкой деревянной тростью.

Жан Батист Люлли

Баттута, как и многие музыкальные термины, произошла от итальянского слова battere: бить, ударять! Позже, по мере усложнения музыкальных произведений, появилась необходимость в более чёткой ритмической организации оркестра, и возникло так называемое тихое дирижирование — дирижёр не стал бить баттутой тише, а просто начал дирижировать руками. Такое тихое дирижирование можно наблюдать и сегодня.

Но при тихом дирижировании музыкантам не всегда удаётся уследить за движениями руки дирижера. Поэтому в XVII — XVIII веках капельмейстеры стали использовать различные предметы, чтобы сделать жест более заметным и выразительным.

Чаще всего дирижировали скрипичным смычком или брали несколько нотных листков, свёрнутых в рулон. Некоторые маэстро выбирали более габаритные предметы:Мендельсон, к примеру, дирижировал тростью, обтянутой кожей, а Гектор Берлиоз и вовсе считал идеальным предметом обычную сучковатую ветку.

Кстати, все эти подручные предметы отнюдь не безобидны — причиной смерти француза Жана-Батиста Люлли стала именно «дирижёрская палочка». В качестве таковой дирижеры использовали тогда прогулочные трости, отстукивая ритм по полу. И вот 8 января 1687 года, дирижируя оркестром, Люлли сильно ударил себе по ноге наконечником трости. Эта, казалось бы, несущественная рана, однако, привела к заражению крови и скорой смерти композитора!

Принято считать, что знаменитый немецкий скрипач, композитор и дирижёр Людвиг Шпор как-то свернул в тоненькую трубочку белый лист бумаги и с ним встал за пульт на концерте в Англии в 1820 году. С тех пор дирижерская палочка прочно вошла в обиход капельмейстеров.

Но, вернемся к репетициям. Великолепны лица дирижеров за работой.

Владимир Спиваков

Цитаты не его, но они достойны продолжить наш хит-парад:

  • Женский хор! Спойте вместе со своими мозгами.
  • Это произведение вы должны были впитать с молоком преподавателя!
  • Мендельсона надо играть без «мендельсовщины».
  • Альты! Дайте вступить в силу моменту вашей одаренности.Надо очень крепко взять эту ноту, даже если фальшиво!
  • Уберите свой маникюр с грифа!
  • Левой рукой сильней шевелите, чтобы все думали, что вы живы.
  • Скажите мне, пожалуйста, это вы сейчас так играли после консерватории? Я завтра же поеду туда, придушу ректора и потребую, чтоб у вас отняли диплом!
  • Девоньки, у вас пальчики на руке такие, как у Шварценеггера на ноге!
  • Людей, играющих фальшиво, надо сажать в тюрьму наравне с фальшивомонетчиками.
  • Лучше бы вы головой в литавры били, громче получилось бы!
  • Перестаньте пялиться в декольте флейтистки, там нет нот, ваша партия на пюпитре!
  • Вот я повернусь сейчас к вам задом, а вы угадайте, что я хотел этим сказать!
  • Это ж надо так ненавидеть друг друга, чтоб так играть!
  • И какой дурак вам сказал, что ваше место на сцене, а не на стройке?
  • За такое соло я вас бы поцеловал, жаль далеко сидите. Жду вас в 10 утра завтра у себя в кабинете.
  • Ударники почему-то всегда пытаются считать себя самыми главными в оркестре! Запомните: главный в оркестре – директор, второй – я, а вы – в первой сотне!
  • У меня такое впечатление, что у труб – непроходимость. Обратитесь к гинекологу!
  • Если вы еще раз так сыграете первую цифру, я убью всех вас по очереди, похороню, отсижу, а потом наберу новый оркестр!
  • А то пролетарии встали бы со своих мест и набили всем вам морду за такую игру!
  • Не надо так терзать арфу и путать ее с пьяным мужем!

Даниэль Орен

Маэстро Даниэль Орен — дирижер-вихрь, сочетание логики и захлестывающих эмоций. На репетициях он появляется с полотенцем на шее — и поет, поет. И прыгает, и прячется за пульт («тише… здесь совсем без звука — она же умирает от его слов…»). Оперные вахтеры, рабочее место которых оснащено телевизором, направляют свой пульт так, чтобы видеть не солистов, а Орена: «это самая интересная опера!» — говорят они.

А мы продолжим:

  • Играйте такое пианиссимо, будто я умер!
  • Я знаю, что вы все меня ненавидите. Теперь подумайте, как к вам должен относиться я?
  • Мне не место с вами в одной музыке!
  • Второй тромбон, я хочу вам пожелать, чтоб на ваших похоронах так играли!
  • Я попрошу вас скончаться на эти восемь тактов, даже не дышать!
  • Вам бы вместо саксофона — бензопилу «Дружба» в руки. Звук тот же, а денег больше!
  • Придете домой, передайте мои соболезнования вашей жене. Как можно спать с таким неритмичным человеком?
  • Вы так фамильярно все это играете, как будто лично с Прокофьевым пили!
  • Вот скажите мне, вам не стыдно? Лучше б вы воздух испортили, чем это прекрасное место в адажио!
  • Я прекращаю всякие церемонии и с сегодняшнего дня начну вас учить любить, если не меня, то хотя бы музыку!
  • После каждого такого концерта вы должны идти в церковь и просить у Бога прощения. И на храм жертвовать не забывайте.

Eugene Ormandy

Говорят, что автором многих из этих фраз был Юджин Орманди — американский дирижёр венгерского происхождения. Имя этого дирижера неразрывно связано с историей одного из лучших симфонических оркестров мира — Филадельфийского. На протяжении трех с лишним десятилетий Орманди бессменно возглавляет этот коллектив — случай едва ли не беспрецедентный в практике мирового искусства, так что вполне возможно, что за столько лет он мог стать виртуозом и в искусстве мотивации.

Я и комментарий нашел:*AdMe.ru Фразы «стилистически схожи» не потому, что «разные дирижеры близки по настрою», а потому, что это всё фразы одного и того же дирижёра — Юджина Орманди, венгра, руководившего филадельфийским оркестром. Соответственно, фразы являются переведёнными (тоже одним и тем же человеком). Кому интересно, можно прочесть остальные: http://www.public.asu.edu/

Музыканты вообще веселый народ:

  • В свое время Аркадий Штейнлухт на репетиции камерного хора «Санкт-Петербургский Моцартеум» выдал следующее изречение : «И это должно быть нигде, кроме перед как здесь». Самое интересное, что все поняли, о чем речь, а обсуждая ситуацию постфактум, согласились, что ни одного слова выкинуть невозможно — в приложении к музыкальной фразе смысл кардинально менялся.
  • Была ещё одна замысловатая фразочка, смысл которой дошел до всех не сразу: «Так. Повторяем там, где обычно повторяем, где не повторяем — не повторяем, а дальше с такой-то цифры, — повторяем, где не повторяли, и не повторяем, где повторяли».
  • Дирижёр Гаук репетировал одну из ораторий на библейский сюжет, где хор и солисты изображали соответственно евреев и филистимлян. Закончив очередную сцену, он обратился к исполнителям: «Так! Евреи свободны, Филистимляне остаются». Вся струнная группа оркестра встала и принялась зачихлять инструменты. — Куда. — возмутился Гаук. — Маэстро, ну вы же сами сказали, что евреи — свободны.

Fellini Репетиция оркестра. Финал

«После смерти я вернусь обратно на землю — швейцаром в борделе, и никого из вас туда не впущу!» (Артуро Тосканини — оркестрантам на репетиции )

Глава VIII Жизнь оркестрового музыканта

Глава VIII

Жизнь оркестрового музыканта

Есть торжественное мгновенье в подготовке концерта: это ваш первый контракт с оркестром, который вам незнаком или с которым вы давно не встречались. Перед, вами сейчас не оркестр, а около ста человеческих личностей, со всеми их радостями, горестями и трудностями. Каждый раз, собираясь, согласно обычаю, сказать, как я рад возможности служить музыке вместе с ними, я обращаю свой взгляд к лицам, повернутым в мою сторону. Я пытаюсь прочесть, что написано в этих глазах, обнаружить в них радость или, увы, затаенное горе; я пытаюсь понять, какую роль играет каждый из них в человеческой комедии. Эта краткая молчаливая встреча, когда хочешь познать тайны души, создает атмосферу симпатии, сердечности и доверия. Нельзя разрешить, людям, ненавидящим друг друга, вместе служить музыке.

Я хочу поговорить здесь о судьбах безвестных артистов оркестра, простых, подчас более талантливых, чем многие из знаменитых солистов. Это будет лишь справедливо — воздать дань уважения, ибо что без них дирижер? Ведь в конце-то концов играть будут они, а не он. и не импресарио.

Профессиональные судьбы музыкантов оркестра до сих пор очень плохо организованы в большинстве стран мира. Каждый вынужден рассчитывать только на собственную удачу, изворотливость или умение “делать дело”. Не всегда здесь решает талант, так как люди, формирующие оркестры, больше заботятся о бюджете, чем о нуждах искусства. Если они завербовали несколько хороших музыкантов на первые пульты, им это кажется достаточным и они уже ни о чем не заботятся, только бы как-нибудь заполнить оставшиеся на эстраде стулья. Точно так же, как в старые времена пираты, набиравшие в шайку отъявленных головорезов, дополняли потом экипаж первыми попавшимися матросами.

Как становятся оркестрантами?

Студенты консерваторий в большинстве своем честолюбивы. Они грезят о карьере солиста, карьере, разумеется, международной. Нужно понять это, если вы хотите проникнуть в психологию оркестранта и оценить степень разочарования обладателя первой премии консерватории, получившего в один прекрасный день великолепный диплом, но лишенного возможности выступить. Нужно немало денег, чтобы дать сольный концерт, а импресарио не являются по звонку, дабы предложить вам контракт.

К счастью, в оркестры приводит не только крушение всех надежд, но и некая необходимость. Вкус к этой работе рождается позже; во всяком случае, я на это надеюсь.

Во всех консерваториях старого и нового континентов можно видеть в конце учебного года множество небольших афишек, сообщающих, что тот или иной европейский или американский оркестр объявляет конкурс на замещение вакантного места скрипача, альтиста или гобоиста.

Большая часть консерваторий вынуждена дополнить учебную программу созданием студенческих оркестров, где молодежь обретает необходимое направление мыслей, помогающее влиться в симфонический коллектив. Даже если они все еще продолжают мечтать о карьере солиста, молодые учатся в окружении своих коллег любить музыку так, как ее нужно любить, то есть полностью бескорыстно.

В конце концов они понимают, что в этой профессии есть благородство, и хранят это чувство, даже расставшись с оркестром.

Повседневная жизнь оркестранта, особенно во Франции, связана с такими трудностями, вынести которые можно только из любви к музыке.

В ряде случаев участие скрипача или кларнетиста в еженедельных воскресных концертах напоминает филантропический акт. Я имею в виду некоторые симфонические коллективы. Музыканты объединяются, чтобы дать один или два концерта в неделю. В конце года они делят доходы. Однажды в Париже артисты одного из лучших оркестров получили в конце 1950 года ничтожную сумму в 500 франков на человека за каждое выступление.

При этом каждую неделю у них был концерт или три репетиции. Диспропорция между временем, потраченным на тщательную подготовку программ для услаждения меломанов, и реальной оплатой весьма красноречива.

Такие оркестры все еще существуют, потому что они являются своеобразными “деловыми центрами”. Здесь, во время антракта, во время пятнадцатиминутного перекура, порой удается получить ангажемент в другой коллектив, в финансовом отношении более интересный.

Я, разумеется, знаю, что среди оркестрантов есть и некие привилегированные личности, которые играют в оркестре Оперы или Радио. Они имеют, таким образом, определенный заработок и могут совмещать свою постоянную официальную службу со случайными ангажементами. Они записываются на пластинки, участвуют в озвучивании фильмов, играют в церквах, у меценатов и т.д.

Но все это приводит к почти беспрерывной ежедневной работе по восемнадцать часов.

Время оркестрового музыканта буквально расписано по минутам. И при этом еще называют музыканта человеком “свободной” профессии!

Не хочется верить, что движущей силой этой лихорадочной деятельности служит соблазн больших заработков. Обычные жизненные потребности, пища, квартира, одежда столь же существенны для музыкантов, как и для всех прочих людей. Однако для того, чтобы поспеть всюду, они зачастую вынуждены отказаться от последней свободной минуты.

К тому же обычно не знают, как тяжек труд оркестрового музыканта. Публика не представляет себе, как изматывает, например, исполнителей на духовых инструментах участие в опере Вагнера, что это за напряжение. Даже для струнных изнуряюще трудно играть почти без перерыва пять часов подряд.

Стремление “заработать побольше” стало навязчивой идеей. Мне кажется чудом, что в этих условиях оркестранты сохраняют еще энтузиазм, верность музыке и любовь к своей профессии.

Несколько лет назад я гастролировал по Америке с Национальным оркестром Французского радио, оркестром великолепным, о громадном успехе которого до сих пор говорят. Но вряд ли кто знает, в каких условиях проходила эта наша поездка. Путешествовали на автобусе. После тысячекилометровой дороги то в жаре, то в холоде или в пыли мы, вымотанные, добирались наконец до города, часто с большим опозданием. Нужно было начинать концерт, не дав даже возможности артистам и артисткам (выдержка и отвага которых в течение всего турне были поистине великолепны) переодеться или хотя бы подкрепить свои силы чашкой кофе. Мы никогда не забудем любезности монреальцев, которые, поняв наше беспомощное состояние и подумав о том, что нам хочется есть и пить, тотчас зажарили нам полсотни цыплят! Концерт был хорошим. цыплята — превкусными.

Вряд ли себе представляют, сколько физических усилий требуется от оркестранта; это каторжники на галерах, но их опьяняет ветер морских просторов.

Всегда спешить, всегда работать — вот судьба музыканта. Никогда не быть уверенным в завтрашнем дне, никогда не иметь гарантированного заработка, избавляющего от назойливого беспокойства, вызванного борьбой за хлеб насущный. Существует ли божество, которое требовало бы стольких жертв от своих жрецов?

И еще — как выкроить время для самостоятельных занятий? Репетиции в гуще оркестра, концерты — все это не заменяет необходимых часов упражнений, этих часов одиноких занятий в своей комнате, которые необходимы для того, чтобы остаться “на высоте”.

Как найти время, не менее необходимое, — для “разрядки”, которой требуют нервы, для приведения в порядок мыслей, для успокоения сердца?

Наконец, очень горько признать, что оркестры, которых так немного даже в Париже — их можно пересчитать по пальцам, — не могут вместить всех музыкантов выпускаемых школами и консерваториями. Замечательные таланты остаются неиспользованными.

Одни находят пристанище в провинции, где устраиваются в качестве преподавателей; другие составляют ядро провинциальных оркестров, слишком бедных для того, чтобы отказываться и от любителей, составляющих там большинство; прочие слоняются по Парижу в поисках работы.

Этой весной, прогуливаясь по Большим бульварам, я увидел сборище безработных музыкантов, пытавшихся завербоваться через бюро по найму в маленький оркестрик для документального фильма.

Большинство кончает джазом — и это еще не самые обездоленные.

Многие совсем не у дел или вынуждены отказываться от музыки, которую они любят. Однажды меня вез на концерт в зал Плейеля таксист, который признался, что имел первую премию в Парижской консерватории.

И это во Франции, куда целый мир приезжает искать артистов, чтобы они пополняли крупнейшие международные оркестры, внося в них частицу своей души.

Я дирижировал многими оркестрами во всех концах света. Всюду я встречал французских музыкантов: кларнетисты и гобоисты пользуются особым спросом, подобно великолепным винам из Бургундии или Бордо. Кто может сказать, сколько человеческих сокровищ экспортирует Франция таким образом!

И повсюду меня восхищали интеллект, идеалы больших оркестров. У каждого свой характер, свой колорит, свои специфические качества; здесь музыканты ощущают себя как бы клетками единого организма; их не смущает то, что они целиком зависят друг от друга и отдают весь свой талант служению музыкальному коллективу, частями которого являются. Они дают нам великий урок человеческой солидарности: это честь — дирижировать ими.

Порою концертмейстер группы выходит из общего ряда, чтобы выступить как солист; его товарищи готовы поддержать его и аплодируют без какой- либо скрытой зависти. Но настоящие оркестровые музыканты не мечтают о карьере солиста; их музыкальные интересы обращаются чаще всего к камерной музыке, к трио, квартету или квинтету. Я знаю много коллективов такого рода, всемирно известных, члены которых были артистами одного и того же оркестра и периодически возвращаются в эту большую семью, которой они все равно никогда не покинут.

Вглядитесь пристальнее в музыкантов, сидящих на эстраде в ожидании дирижера: вы не сможете назвать имена этих людей. И все же они заслуживают вашего внимания и восхищения не менее, чем виртуозы, предпочитающие индивидуальную изоляцию славы прекрасному анонимату оркестра.

Читайте также

Диджей против музыканта

Диджей против музыканта Использование записей на радио почти мгновенно вызвало сопротивление. В США министерство торговли выдавало льготные лицензии станциям, не проигрывавшим музыкальные записи, поскольку считалось, что такая трансляция является второсортной (в

Глава 15 «Генрих VIII»

Глава 15 «Генрих VIII» Шекспир написал свою последнюю пьесу, посвященную истории Англии XV в., в 1599 г. Это был «Генрих V». Он завершил цикл из восьми пьес, охватывавший английскую историю с 1399 по 1485 г. — период войн за престолонаследие, начавшийся низложением Ричарда

Глава VIII О воровствах

Глава VIII О воровствах § 1. Если воровство открыто и вор налицо, то с последнего взыскивается восстановленная потерпевшим присягой стоимость уворованного.§ 2. Подозреваемый в краже малоценных вещей, как то: барана, козла и др. не дороже цены барана – обязан очиститься 3

Глава VIII О поджогах

Глава VIII О поджогах § 1. За поджог дома или других хозяйственных принадлежностей, когда виновный обнаружен, взыскиваются в пользу хозяина восстановленная последним присягой стоимость и 2 быка: один – в пользу потерпевшего, а другой – в пользу общества.§ 2. По подозрению в

Глава VIII О прелюбодеяниях

Глава VIII О прелюбодеяниях § 1. Если через прелюбодеяние забеременеет девушка или вдова и она сейчас же после случившегося совокупления заявила суду об этом, указав и виновного, и суд и общество будут уверены в честном поведении ее, то слова ее принимаются за

Глава VIII

Глава VIII Боги и дни Если верить творцам ученых дискуссий, являвшимся одновременно судьями и заинтересованными участниками, поскольку звали их Цицерон, Лукиан и Сенека, то главная трудность, которую в их века создавали боги, носит практический характер и заключается в

Глава VIII. Роботы

Глава VIII. Роботы Правы они или нет, понять непросто. Разумеется, нам хочется верить в лучшее, но плохо, когда внутренняя потребность видеть мир благополучным и процветающим, оказывается единственным аргументом в пользу того, что он и в самом деле будет устроен по нашему с

Глава VIII

Глава VIII «Лекции по эстетике» Гегеля. Роль «индивидуального» в характерах Шекспира, «обращение» и «узнавание», «Гамлет» и деятельный герой. Становление героя как источник драматизма в «Ромео и Джульетте». Драматическая активность и динамика драматических

Глава VIII. О ТЕКСТЕ

Глава VIII. О ТЕКСТЕ Вольное обращение с текстом На первых уроках, когда у преподавателя еще нет договоренности с учениками, свобода понимается ими совсем еще не так, как нужно, и прежде всего это отзывается на словах текста.Они их понимают, как приблизительные слова.

12 вопросов руководителю детского духового оркестра

О конкурсах, дружбе и пользе для здоровья.

Чаще всего, решив отдать ребенка в музыкальную школу, родители представляют своё чадо за пианино или стоящим с маленькой (пока) скрипочкой в руках. Не все знают, как много существует разных замечательных инструментов – и каждый из них может помочь подружиться с миром музыки. Например, духовые инструменты – это целая «армия»!

Без них не обойдется ни симфонический оркестр, ни народный, не говоря уж о джазовом или военном, которые частенько состоят из одних духовых. В музыкальных школах из всех духовых инструментов популярна у детей и родителей обычно лишь флейта. А ведь, скажем, в состав большого симфонического оркестра входит 4-6 видов деревянных духовых и не менее четырех медных!

Сегодня мы поговорим не просто о духовых инструментах, а о целом оркестре, который уже три года живет, развивается и работает в детской музыкальной школе №10. О буднях и победах молодого коллектива расскажет его создатель и художественный руководитель, выпускник Новосибирской консерватории Дмитрий Павлович СЛАТВИНСКИЙ.

Такие разные духовые инструменты

— Дмитрий Павлович, в каком возрасте можно начинать учиться игре на духовых инструментах?

— Официально рекомендуемый возраст – 12 лет. Однако, конечно, оптимально начинать занятия уже лет с семи-восьми. Есть специальные маленькие, ученические инструменты, а младший школьный возраст идеально подходит для развития музыкальных способностей, обучения нотной грамоте. Да и начать выступать на сцене ребенку в этом возрасте намного легче. Но возможно приступить к обучению и позднее – в 10, 12 лет и даже позже.

— На каких духовых инструментах учат играть в музыкальных школах?

— Выбор велик. Есть инструменты чисто оркестровые — например, баритон, эуфониум, специально предназначенные для духового оркестра. Если говорить о традиционных, универсальных по предназначению инструментах, то из деревянных духовых это в первую очередь флейта и кларнет. К этой же группе относится и очень популярный у подростков саксофон.

» — Медные духовые в нашей школе представлены довольно широко: есть классы валторны, трубы, тромбона, тубы, причем у каждого инструмента свои разновидности.

Медные инструменты, в отличие от исторически устоявшихся струнных и фортепиано, ещё находятся в развитии, модифицируются, появляются новые виды.

Доступно, полезно и перспективно

— Нужны ли для обучения на духовом отделении какие-то особые природные данные, кроме, разумеется, музыкального слуха?

— Никаких особенных требований, в общем-то, нет. Профессиональному духовику нужно уметь правильно дышать, но то, как развивается этот навык, будет видно лишь со временем. Не должно быть каких-то совсем серьезных проблем с зубами, прикусом. Не смогут играть на духовых и дети, у которых диагностируют повышенное внутричерепное давление, это чревато головными болями при значительных нагрузках .


— Существует мнение, что игра на духовых инструментах, напротив, помогает укрепить здоровье тем, у кого проблемы с легкими. Это так? (Как мама аллергика-астматика, вижу явное улучшение здоровья сына за годы его занятий на блокфлейте и кларнете.)

— Да, детям со склонностью к астме занятия на духовых инструментах действительно могут помочь избежать развития заболевания за счет постановки правильного дыхания, хотя, конечно, это не панацея. Людям с уже имеющимся серьезным диагнозом может быть трудно играть на этих инструментах.

» — А еще занятия на медных духовых могут помочь избавиться … от нервного тика! И уже доказано, что обучение игре на любом инструменте помогает развитию речи и математического мышления.

— Дмитрий Павлович, часто родители выбирают за ребенка обучение на фортепиано или скрипке, считая эти инструменты более перспективными: и репертуар для них богаче, и солируют они чаще. Верно ли это?

— Нет, конечно! Известные фортепианные произведения более «на слуху», чем, скажем, репертуар для тромбона. Но, во-первых, наши ученики выступают на сцене очень много, начиная с первых месяцев обучения, – это просто необходимо, чтобы увидеть проблемы каждого, а во время выступления они лучше проявляются. Во-вторых, если говорить о профессиональной карьере, музыканты-духовики востребованы ничуть не меньше, чем пианисты – им будут рады в любом оркестре.

» — Кстати, родителям мальчиков на заметку: выпускнику ДМШ по классу духовых инструментов часто весьма рады в военных оркестрах, когда приходит повестка в армию… Есть оркестр при НГТУ и некоторых других вузах.


— Если ребенок пошел учиться, скажем, играть на трубе, какие еще предметы его ожидают в ДМШ?

— Обычный набор предметов, обязательный для любой специальности. Это сольфеджио, слушание музыки (затем оно сменяется музыкальной литературой), ансамбль, со второго класса – общее фортепиано. Ещё для большинства учеников ДМШ обязателен хор. Но большинство моих учеников вместо хора участвуют в школьном духовом оркестре.

Вместе веселее!

— Расскажите, пожалуйста, в чем особенности ученического, детского оркестра? Как он создавался, каков его состав?

— Наш духовой оркестр был организован три года назад, тогда в нем было всего десять человек. Сейчас нас около тридцати. За это короткое время мы завоевали награды районного, городского, областного, всероссийского и даже международного конкурсов! Ученикам ДМШ №10 помогают, особенно во время важных выступлений, несколько педагогов музыкальной школы и студентов консерватории.

Основу, конечно, составляют медные духовые, им помогают ударные инструменты – в оркестре четыре музыканта-ударника, тоже ученики ДМШ. Есть большой барабан, ударная установка, перкуссионные инструменты (тарелки, колокольчик, треугольник…). Помогают украсить звучание и деревянные духовые.


— Юные музыканты оркестра довольно много работают, несколько раз в неделю собираются на репетиции. Чем же интересны детям именно такие занятия, ведь, помимо этого, у всех есть индивидуальные уроки на инструменте?

— Детям в оркестре интересно! Это и общение, и чувство единой команды. У них свои, иногда довольно сложные, взаимоотношения, многие стали настоящими друзьями. После занятий – то в футбол играют во дворе школы, то просто провожают друг друга, иногда очень долго, в общем, расставаться не торопятся. Мы вместе отмечаем праздники, у нас регулярно бывают чаепития.

» — Но основано наше единство все-таки на том, что мы вместе создаем музыку! И это ничуть не менее интересно, чем играть одному, пусть даже более сложную партию, хотя среди музыкантов оркестра уже немало лауреатов и дипломантов разных конкурсов.

Кстати, в оркестре играет несколько братьев и сестер, есть даже четверо музыкантов из одной семьи – значит, увлечение старших оказалось заразительным.

Трубач выдувает медь

— Сплоченности вашего коллектива помогают совместные поездки?

— Безусловно. В прошлом году нам удалось съездить на конкурс в Иркутск. А в начале этого учебного года мы были в Кемерово, на фестивале «Серебряные звуки», и стали лауреатами II степени! А заодно – познакомились с городом и даже спустились в настоящую шахту.

» — Интересно, что на заключительном гала-концерте этого фестиваля в парке Кемерово одновременно звучало около 600 духовых инструментов!

— Где проходят ваши выступления? Духовой оркестр ассоциируется у многих с парками, площадями, по крайней мере, с огромными залами. Вы часто выступаете на открытом воздухе?

— Нет, наши инструменты предназначены для игры в помещениях. Правда, летом мы несколько раз выступали перед ДК «Академия», но в основном концерты проходят в залах. К сожалению, вместительный зал с соответствующей акустикой – не частая удача для нас.

Мы будем рады видеть всех желающих на нашем новогоднем концерте! Он состоится в большом зале ДМШ № 10 (рядом со зданием лицея № 130, Академгородок) в субботу, 26 декабря, в 17.00. Вход свободный!

Прозвучат марши и народные песни, известные и совсем новые произведения, эстрадные пьесы и музыка из любимых кинофильмов… Приходите, мы будем рады!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: