Магия музыки или как музыка влияет на нас - OXFORDST.RU

Магия музыки или как музыка влияет на нас

Магия музыки или как музыка влияет на нас

Не секрет, что каждый из нас любит слушать музыку. Одним из самых первых вопросов при знакомстве с новым человеком является вопрос о музыкальных предпочтениях. Ответ вполне способен вызвать любую реакцию: он может помочь сблизить людей, поссорить, разжечь оживленную беседу, которая будет длиться несколько часов, или же установить многочасовую гробовую тишину.

В современном мире музыка имеет огромное значение для всех и каждого по отдельности. Мода, имеющая привычку возвращаться, не обошла стороной магазины с виниловыми пластинками: их сейчас можно найти в совсем не раритетных магазинах в центре города. Для любителей слушать музыку всегда и везде действуют платные доступные сервисы, такие как Spotify и Deezer. Музыка настраивает нас на определенный лад, с легкостью меняет и отражает наше настроение, она нас мотивирует или же наоборот погружает с головой в грусть и тоску, когда нам уже и без того плохо. Однако музыка – это не просто хобби; музыку порой можно использовать как вспомогательное средство, когда нам нужно работать больше, больше концентрироваться. Бывают случаи, когда прослушивание определенной музыки прописывают в медицинских целях или когда с помощью музыки нам пытаются что-то продать. С пониманием, как музыку можно использовать, приходит осознание ее силы и истинной мощи влияния на нас.

Музыка для тренировок в спортзале

Тему прослушивания своей музыки в спортзале не раз исследовали и в итоге сошлись в главном утверждении: музыкальное сопровождение во время интенсивной тренировки несет позитивный эффект. Музыка отвлекает нас от боли и физического напряжения, что способствует большей продуктивности. Эффект достигается посредством выработки дофамина – гормона счастья и эйфории. Также, ритмичная музыка помогает синхронизировать движения нашего тела, чем снижает кровеносное давление, ускоряет метаболизм и расходование энергии и избавляется от физического и морального стресса. В процессе тренировки человек часто настраивается на продуктивность и видимый результат: музыка в данном случае способствует мозговому процессу и постановке определенных целей. Отличным примером является известный актер и бодибилдер Арнольд Шварценеггер. Знаменитый австриец не раз заявлял, что слушает музыку для разогрева и во время самих тренировок. Одной из групп, которым он отдает предпочтение, является британская группа Kasabian.

Музыка, которая помогает сконцентрироваться

Ежедневно мы находимся в ситуации, когда нам нужно сосредоточиться на чем-то важном, и особенно часто это проявляется на рабочем месте. В офисе музыкой никого не удивишь: наушники являются необходимым атрибутом многих офисных работников, которые стараются заглушить посторонние шумы. Музыка в данном случае помогает сконцентрироваться на логическом мышлении и поставленной задаче, особенно когда вокруг беседуют коллеги, а копировальная машина работает без остановки. Помимо офиса существует много сфер деятельности, где подобный метод применим и популярен. Британская телеведущая и звезда интернет-казино PokerStars Лив Боэри увлекается игрой на гитаре и часто уходит в музыку, чтобы настроиться на рабочий лад и, порой, отвлечься. В частности, она исполняет каверы песен финской рок-группы Children of Bodom.

Музыка в рекламе

Музыка является неотъемлемой частью рекламы, нравится нам это или нет. Часто определенные мелодии привязываются к брендам, использующим музыку в рекламных целях, и ассоциации с ними появляются с первых музыкальных нот. С научной точки зрения это связано с человеческой памятью. Знакомая музыка может вернуть нас в прошлое в мир детских воспоминаний, в недавний отпуск или просто любой другой период жизни, когда мы слушали одну и ту же песню по кругу. Создатели рекламы используют данную связь в своих целях, так как песня легко напомнит о рекламе определенного продукта, даже если эту рекламу давно не крутят по телевизору и радио. Таким образом, перед каждым рождеством и новым годом люди покупают пару бутылок Coca-Cola, когда слышат знакомую мелодию из рекламы. Этого порой достаточно, чтобы всколыхнуть воспоминания в нашей памяти, и вполне реально, что это порой подталкивает нас к покупкам, которые нам не нужны.

Музыка в медицине

Использование музыки в лечебных целях известно своей эффективностью еще со времен Древней Греции. Греческий бог Аполлон был богом искусства и покровителем муз, а также считался богом музыки и исцеления. Современные исследования подтверждают логику древних греков: музыка способна снизить кровеносное давление, помочь в борьбе со стрессом и помочь держать учащенный пульс под контролем. ЦНС, согласно исследованиям, положительно реагирует на музыкальный ритм, и в данный момент тему изучают более подробно. Существует теория, что музыка может способствовать образованию мозговых клеток, однако данное утверждение пока научно не подкреплено.

Как музыка влияет на память, концентрацию и интеллект

Прослушивание музыки — это не только приятно, но еще и полезно. Музыка способна влиять на наши эмоции, поэтому пение и даже простое прослушивание композиций может облегчить борьбу с нарушениями настроения, депрессией, тревожными расстройствами и другими психическими проблемами. Многие исследователи считают, что музыка может воздействовать на различные отделы мозга и благодаря нейропластичности улучшать отдельные его функции. Норвежские преподаватели нейробиологии музыки Аре Бреан и Гейр Ульве Скейе рассказывают, действительно ли она оказывает эффект на память, силу воли и другие когнитивные способности.

РБК Тренды публикуют главу из книги «Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект». Материал подготовлен в коллаборации с издательством «Альпина Паблишер».

Исполнительные функции

Исполнительные функции — это процессы, протекающие в мозге и отвечающие за когнитивный контроль (то есть за внимание, концентрацию, способность противостоять искушению), рабочую память и ментальную гибкость (способность быстро переключать внимание между разными задачами). Этими способностями управляют лобные доли — благодаря им мы способны фокусироваться на целях и средствах и менять поведение с помощью силы воли, исходя из изменений во внешней среде.

Обучение игре на музыкальном инструменте требует развития именно таких качеств, как фокусировка внимания, рабочая память, умение переключать внимание между разными задачами (чтение нот, взаимодействие с другими музыкантами, решение сложных технических проблем), а также выносливость. На эти качества музыкальное образование действительно оказывает эффект. Например, одно из исследований продемонстрировало улучшение исполнительных функций у детей уже на 20-й день занятий. Еще одно исследование показало, что объем рабочей памяти у детей, занимавшихся музыкой в течение 18 месяцев, увеличился, если сравнивать с данными контрольной группы, где испытуемые в тот же самый период обучались по общей научной программе (исследование под руководством Родена, 2012). Но опять же, очень сложно отличить эффект, который оказывает именно музыка, от общего эффекта, который достигается благодаря систематической практике.

Интеллект и образование

Существуют задокументированные свидетельства того, что в среднем люди, которые учились музыке, имеют более высокий уровень образования и IQ. Но чем вызвана эта связь? Может ли один общий скрытый фактор (например, социально-экономическое положение родителей) объяснить оба явления — или есть прямая связь между интеллектом и музыкальностью, не зависящая от других факторов? Ответов на эти вопросы по-прежнему нет.

Канадский психолог профессор Э. Гленн Шелленберг в нескольких исследованиях пытался сделать поправку на социально-экономическое положение родителей. Он обнаружил положительную корреляцию между обучением музыке и IQ у детей 6‒11 лет, а также связь между обучением музыке в детстве, IQ и академическими успехами молодых людей. Был проведен целый ряд длительных исследований, во время которых детей наблюдали в течение долгого времени. Эти исследования показали те же результаты. По всей видимости, обучение музыке все-таки оказывает положительный эффект на общий уровень IQ, а также на академические успехи. Большинство исследователей полагает, что обучение музыке напрямую влияет на исполнительные функции. Этому есть разумное объяснение: обучение музыке предъявляет серьезные требования к ребенку и развивает координацию рук, а также способность концентрироваться на чем-то в течение долгого времени, внимание и рабочую память. Благодаря этому в организме ребенка происходят изменения, поддающиеся измерениям, например, увеличивается размер мозолистого тела, что улучшает связь между полушариями. Кроме того, вероятно, раннее обучение музыке дает ребенку опыт того, что интеллектуальный труд, требующий концентрации, выдержки и постоянной практики, приносит радость и положительные результаты. Этот опыт повышает вероятность того, что ребенок будет упорнее трудиться в школе и в будущем решит уделить как можно больше внимания обучению.

Эффект от игры на музыкальном инструменте в детстве и юности сохраняется на долгое время. В исследовании Ханны-Плэдди и Маккей приняли участие люди в возрасте от 60 до 83 лет. Оказалось, что у тех, кто в детстве и юности более 10 лет играл в оркестре, в среднем лучше память, кроме того, они также зрительно лучше воспринимают пространство — по сравнению с людьми, у которых не было такого опыта. Музыканты не теряют своих способностей. Но начать учиться музыке никогда не поздно — даже если в детстве вы ей не занимались. Исследование людей в возрасте от 65 до 80 лет, которые только в этом возрасте начали учиться играть на фортепиано, показало, что через шесть месяцев у них значительно улучшилась рабочая память, моторные навыки и темп восприятия. Их результаты сравнивали с результатами группы тех, кто занимался другими видами деятельности (например, физическими упражнениями и рисованием). В 2014 году группа шведских ученых под руководством Бальбага исследовала 157 возрастных пар близнецов. Оказалось, что у тех, кто играл на музыкальном инструменте всю жизнь, вероятность развития деменции в старости была намного ниже, чем у их братьев и сестер, никогда не занимавшихся музыкой.

Возраст мозга можно определить с помощью МРТ. Ученые исследовали МРТ мозга пациентов, хранившиеся в базе данных, выведя некие средние показатели, характерные для разных возрастов. А потом сравнили эти показатели с хронологическим возрастом испытуемых. Это слегка напоминает калькулятор возраста: необходимо ввести пульс в состоянии покоя, рост, вес, объем талии и так далее, и вы получите свой биологический возраст, который может сильно отличаться от хронологического. В 2018 году группа исследователей под руководством Рогенмосера сравнила мозг профессиональных музыкантов, музыкантов-любителей и тех, кто никогда не занимался музыкой. Выяснилось, что в среднем мозг музыкантов был моложе (то есть выглядел моложе на МРТ-снимках) настоящего возраста испытуемого. Однако по результатам исследования вовсе не была выявлена зависимость вида молодости мозга от количества занятий музыкой. Оказалось, что моложе всего именно мозг музыкантов-любителей. У профессиональных музыкантов мозг в среднем был моложе — но в меньшей степени. Результаты вызвали дискуссию: может, профессиональный музыкант испытывает такой сильный стресс, что он снижает положительный эффект от занятий музыкой? И приносит ли музыканту-любителю пользу наличие других интеллектуальных задач, возникающих в течение рабочего дня? Исследование показало, что для стимуляции работы мозга разнообразие видов деятельности полезнее, чем однообразие. И к музыке это тоже относится.

Читайте также  Как сделать голос красивым и приятным: советы

Эффект Моцарта

В 1993 году в журнале Nature Фрэнсис Раушер опубликовала результаты одного эксперимента. Его часто ставят в пример, когда говорят, что музыка теоретически способна оказывать эффект дальнего переноса. Одна группа молодых людей слушала Сонату ре мажор для двух фортепиано (K. 448) Моцарта в течение 10 минут. Вторая группа слушала расслабляющую музыку, а третья сидела в тишине. Группы менялись местами, и каждый испытуемый в итоге оказывался во всех трех вариантах условий. После каждого этапа эксперимента испытуемые получали задание мысленно сложить и разрезать лист бумаги, а затем представить, объект какой формы получится, если снова сложить этот лист. Задания такого рода проверяют способность к пространственному восприятию и входят во все тесты на проверку уровня интеллекта. Раушер обнаружила, что лучше всего молодые люди выполняют задание после прослушивания Моцарта — рост IQ составил примерно 8 баллов. Полученные результаты тут же были опубликованы в СМИ под заголовками вроде «Моцарт сделает вас умнее» — и вот уже словосочетание «эффект Моцарта» стало термином.

Но давайте не будем торопиться и подумаем, нет ли ничего странного в самой форме исследования? Выбранное произведение Моцарта способно развеселить и взбодрить человека и, конечно, весьма отличается от расслабляющей музыки или полной тишины (от нее мы становимся вялыми). Кроме того, подобные задания считаются одними из самых сложных в тестах на определение уровня интеллекта. Необходим также высокий уровень концентрации и интеллектуальных усилий, и есть множество свидетельств тому, как сильно уровень возбуждения и настроение влияют на способность выполнять сложные интеллектуальные задачи. Положительные эмоции увеличивают количество дофамина в префронтальной коре. Согласно относительно новой теории именно этот факт объясняет, почему многие когнитивные задачи испытуемые выполняют гораздо быстрее и успешнее при наличии стимуляции умственной деятельности. Может, решающим фактором в вопросе, как все группы справятся с заданием, был именно уровень возбуждения, а также связанная с ним способность приложить некое усилие?

В последующие годы бесчисленное количество исследователей пыталось проверить и оспорить результаты Фрэнсис Раушер. В 1999 году во время эксперимента Нантаис и Шелленберг давали трем группам задания на определение уровня IQ после прослушивания того же самого произведения Моцарта, фортепианного произведения Шуберта и аудиозаписи с голосом диктора. По результатам этого эксперимента не было обнаружено никакой разницы в результатах, полученных от разных групп. Кроме того, когда испытуемых спросили, что им понравилось больше — Моцарт, Шуберт или рассказанная диктором история, была выявлена удивительная закономерность. Те, кому нравился Моцарт, лучше справлялись с заданием после прослушивания Моцарта, а те, кому больше нравились Шуберт или история, рассказанная диктором, соответственно, лучше справлялись после их прослушивания.

Еще одно испытание было проведено исследовательской группой под руководством Томпсона (2001). Ученые выбрали для работы «Адажио» Альбинони, медленное и печальное произведение. Испытуемые лучше справлялись после сонаты Моцарта, чем после сидения в тишине, а после Альбинони и тишины не было обнаружено никакой разницы в том, насколько качественно выполнено задание. А как только исследователи начали следить за уровнем возбуждения и настроением испытуемых, эффект Моцарта полностью исчез. Проводились эксперименты и на детях 10‒12 лет. На них больший эффект оказывали популярные мелодии, а не Моцарт, но лишь ненадолго. В итоге во всех подобных исследованиях эффект и от Моцарта, и от другой музыки был весьма кратковременным. Ни один эксперимент так и не доказал, что музыка может оказывать длительный эффект на способность решать интеллектуальные задачи.

В целом можно опровергнуть факт наличия особого влияния музыки на интеллект человека. Однако неудивительно, что все указанные исследования подчеркивали необычную способность музыки влиять на наши эмоции. А ведь многим из нас музыка нужна именно того, чтобы взбодриться или успокоиться, расслабиться или развеселиться, порадоваться или погрустить. В этом и заключается магия музыки — и, возможно, это и есть тот самый эффект Моцарта.

Магическая сила музыки. Аналитический взгляд

Что такое музыка? Казалось бы, совсем элементарно, всего лишь набор звуков различной тональности, но какой магической силой обладает этот набор, и в чём это выражается?

У меня формируется такой образ ключа или отмычки от всех дверей человеческой души. Это инструмент, способный устанавливать бессознательную связь между индивидами, когда хочется поделиться внутренними переживаниями, часто которые очень сложно, а может быть, даже невозможно выразить другими способами и коллективным бессознательным, например, проведение различных ритуалов которые сопровождаются погружением в изменённые состояния сознания…

Какими способами люди научились извлекать звуки различной тональности и собирать их в композиции?

На стенах пирамид, в древних папирусах, в сборниках «Тексты пирамид» и «Книга мёртвых» есть строки религиозных гимнов. Встречаются «страсти» и «мистерии». Популярным сюжетом были «страсти» Осириса, который ежегодно умирал и воскресал, а также женские песни-плачи над мёртвым Осирисом. Исполнение песен могло сопровождаться драматическими сценами.

Музыка играла важную роль в жизни древних египтян. О значении музыки в Древнем Египте говорят настенные рельефы древних египетских храмов и гробниц с изображением музыкантов. Древнейшими музыкальными инструментами египтян были арфа и флейта. В период Нового царства египтяне играли на колоколах, бубнах, барабанах и лирах, импортируемых из Азии. Богатые люди устраивали приёмы с приглашением профессиональных музыкантов.

Считается, что именно в Древней Греции музыка достигла наивысшего расцвета в культуре Древнего мира. Само слово «музыка» имеет древнегреческое происхождение. В Древней Греции впервые была отмечена закономерная связь между высотой звука и числом, открытие которой традиция приписывает Пифагору. Музыка как предмет образования и воспитания и как составляющая общественной жизни имела огромное значение для греков и в целом — для всей позднейшей европейской цивилизации.

Какое место музыкальные инструменты занимают в пространстве коллективного бессознательного?

В фольклоре различных народов встречаются такие артефакты или магические инструменты как Гусли-самогуды — атрибут Бабы Яги в славянских сказках или, например, лира — инструмент Аполлона в греческой мифологии. Семиструнный инструмент отражает числовую гармонию, лежащую в основе вселенной, где семь струн представляют семь планет, названных именами богов. Существуют системы соответствий, в которых музыкальные ноты соотносятся с цветами, планетами и т.д. Так, например, у французского автора Фабра д′Оливье ми — соотносится с Солнцем, фа — с Меркурием, соль — с Венерой, ля — с Луной, си — с Сатурном, до — с Юпитером, ре — с Марсом и т.д.

Игра гусляра — это голос семи богов — демиургов, воплощающих волю Всевышнего Рода. Музыка является связующим звеном между материальным и духовным началом: она одновременно вещественна — осязаема и абстрактна — бесплотна. Подчинённость музыки фундаментальным законам и, в то же время, то поразительное разнообразие, которое дают семь нот, делают ее, пожалуй, наилучшим образом мироздания. Таким образом, с одной стороны, этот инструмент позволяет человеку выражать свои чувства в материальном мире, а с другой — слышать волю богов — голос Самости, быть её соавтором и пребывать в гармонии духа и разума.

Великую силу музыкальной композиции можно наблюдать в мифе о Орфее и Эвридике. Орфей был основателем поэзии и искусства, именно музыка стала его оружием против Аида. Орфей играл на лире, музыка в Греции подразумевала некую магическую формулу, считалось, что Орфей не только пел, а, играя на лире, ещё и занимался магией.

Орфей любил свою жену — Эвридику. Однажды, когда она собирала урожай, её подкараулил Сатир — мифическое существо, символизирующее похотливую мужскую энергию, это чистая страсть — желание спариваться и размножаться. Эвридика пыталась убежать, но наткнулась на змеиное логово, где была насмерть ужалена ядовитой змеёй, тогда-то Орфей и бросил вызов Аиду, в невозможности смириться со смертью возлюбленной.

Орфей спускается в подземный мир. Великой силой музыки он очаровывает Харона и пересекает реку Стикс которая связывает мир живых и мир мёртвых, даже трёхглавый цербер охраняющий вход в Аид, замирает, услышав великолепную музыку звучащей из лиры Орфея.

Но самое сложное испытание ждёт его впереди. Околдовать своей музыкой царя смерти — Аида. Орфей надеется, что его игра на лире может тронуть Бога подземного мира, и тот разрешит забрать ему молодую жену. Орфей играет, и его мелодия трогает всех до слёз, в том числе и Аида, он плачет, впервые повелитель смерти признает боль утраты и силу любви, но только через мелодию Орфея. Он разрешает забрать Эвридику.

Читайте также  Как правильно выбрать гитару новичку

Во внутреннем мире слышать мелодию сердца — это означает слышать голос Самости, погружаясь в мир бессознательного во время медитации, практики активного воображения, творческого созидания.

Услышать новую мелодию волшебной лиры — значит постигнуть настоящее, важные связи в текущих жизненных обстоятельствах, что прежде казались хаотичными и бессмысленными. А сделать это можно через ответ на вопрос: какова общая цель и смысл у всех ваших последних проблем, жизненных сложностей и неожиданных негативных событий?

Семь научных доказательств влияния музыки на тело и психику людей [перевод]

Судя по числу исследований, посвященных влиянию музыки на физиологические и психологические аспекты нашей жизни, мы многое знаем (и в то же время многого не знаем) о том, как же музыка воздействует на разум и тело. «Чем лучше мы понимаем природу музыки и откуда она берется, тем лучше, возможно, мы будем понимать свои собственные мотивы, страхи, желания, воспоминания и даже общение в очень широком смысле», — говорит нейробиолог, музыкант и писатель Дэниел Левитин (Daniel Levitin) в своей книге «Это твой мозг под музыкой» (This Is Your Brain on Music).

Левитин спрашивает: «На что больше похоже прослушивание музыки — на поедание пищи для удовлетворения голода? Или на любование закатом или чесание спинки, которое активирует центры удовольствия в головном мозге?» Истина в том, что результаты воздействия музыки разнообразны. Однако в последние годы ученые добились небывалых высот в понимании того, как же человеческий мозг реагирует на музыку и каким образом звук влияет не только на разум, но и на тело.

Вот несколько примеров.

Музыка сделает вас умнее

Не секрет, что музыка оказывает сильное воздействие на мыслительную деятельность человека, благодаря чему активизируются разные отделы головного мозга, запоминаются мотивы и тексты. Разные мелодии и ритмы вызывают разные эмоциональные реакции. Доказано даже, что окружающие нас шумы средней громкости повышают креативность, а прослушивание музыки помогает при травмах мозга.

Для музыкантов дело обстоит еще лучше, особенно для тех, кто играет на музыкальных инструментах с детства. По данным некоторых исследований, изучение музыки способствует устойчивому развитию техник исполнения и невербальному мышлению. В своем интервью изданию «News in Health» нейроученый из медицинской школы Гарварда доктор Готфрид Шлауг (Gottfried Schlaug) утверждает, что у музыкантов состав нервов не такой, как у людей, не связанных с музыкой. При этом он ссылается на исследования, где говорится о том, что в мозгу музыканта больше сосудисто-нервных пучков, соединяющих левое полушарие с правым.

«При сочинении музыки активизируются различные отделы головного мозга, включая зрительный, слуховой и моторный, — говорит Шлауг. — Именно поэтому написание мелодий представляет потенциальный интерес для лечения нервных расстройств».

От грустной музыки не всегда становится грустно

Согласно исследованию, опубликованному в «Frontiers in Psychology» в 2013 году, от грустной музыки вам вовсе не обязательно захочется расплакаться. Результаты показывают, что музыка вызывает два типа эмоций: распознаваемые и испытываемые. Это значит, что, хоть многие люди и действительно грустят, слушая печальную музыку, процесс ее прослушивания не носит эмоционально-депрессивную окраску.

Результаты изучения 44 человек показали, что «грустная музыка, хоть и воспринималась трагичной, тем не менее, при ее прослушивании люди испытывали романтические, веселые и куда менее печальные эмоции, чем то, как они воспринимали композицию с когнитивной позиции». Таким образом, при прослушивании грустной музыки участники исследования испытывали двойственные ощущения.

Музыка производит положительный терапевтический эффект

С давних времен музыкальное сопровождение используется в очищающих ритуалах по всему миру, и наука считает, что это неспроста. В исследовании «Влияние музыки на человеческое тело и разум» Дона Кента (Dawn Kent), которое он провел в 2006 году в Гарварде, сказано, что Платон предлагал использовать музыку для лечения тревожности, а Аристотель считал музыку инструментом для избавления от нестабильного эмоционального фона. В Древней Греции Аполлон вообще был богом как музыки, так и здоровья.

«Музыка оказывает заметное физиологическое воздействие на многие биологические процессы, — сказано в исследовании Кента. — Она уменьшает последствия усталости, меняет пульс и выравнивает дыхание, давление, плюс оказывает психогальванический эффект».

В качестве доказательства Кент дает отсылки к книге Мишель Лефевр (Michelle Lefevre) «Играя со звуком: использование музыки в терапевтических целях при прямом взаимодействии с детьми» (Playing With Sound: The Therapeutic Use of Music in Direct Work With Children), вышедшей в 2004 году. В ней сказано, что визгливый тон и громкий дребезг могут вызвать панику и увеличить тревожность.

Одна из теорий даже описывает некий «Эффект Моцарта»: исследованием было подтверждено, что при прослушивании печально знаменитой «Сонаты для 2-х фортепиано ре мажор» у пациентов наблюдались признаки эпилептических припадков, даже у тех, кто находился в коме.

Музыка действительно задает настроение

«Музыка может повысить либидо», — сообщил Кертис Леван (Curtis Levang), клинический психолог и семейный консультант, изданию «Everyday Health». Уролог Й. Марк Хон (Y. Mark Hong) также опубликовал свое мнение: он объяснил, что музыка и секс похожи в том плане, что вызывают сильные эмоциональные отклики. Поэтому, как он сказал, вполне реально с помощью музыки поднять уровень серотонина в крови и таким образом помочь мужчинам с низким уровнем тестостерона.

Более того, музыкальное сопровождение может помочь добиться успеха на первом свидании. Согласно исследованию, проведенному во Франции, одинокие женщины, слушая романтическую музыку, намного охотнее давали свой номер телефона в отличие от тех, кто слушал что-то нейтральное.

Музыка поможет довести дело до конца

Разные исследования показали, что музыка повышает выносливость и помогает нам эффективнее тратить энергию при физических нагрузках. В одном из исследований 2012 года под названием «Займемся спортом: психология музыки для эффективных тренировок» (Let’s Get Physical: The Psychology of Effective Workout Music) утверждается, что велосипедисты, крутящие педали под музыку, потребляют на 7% меньше кислорода, чем те, кто не использует музыку для выравнивания ритма.

В работе, опубликованной в журнале «Scientific America», говорится, что частота ударов в минуту (bpm) в песне оказывает мотивационный эффект, но лишь только до определенного предела.

«В самом последнем исследовании утверждается, что потолок составляет 145 ударов в минуту, все, что выше, не намного повысит мотивацию. В отдельных случаях, скорость и плавность текста песни начинают вытеснять мелодию: многие люди работают под рэп, например, характеризующийся интенсивными и ритмичными текстами, положенными на относительно спокойную мелодию».

Например, в песнях «Born to Run» Брюса Спрингстина, «Don’t Make Me a Target» Spoon и «Do You Wanna Dance» Beach Boys частота ударов в минуту — 147.

Spotify пришел к такому же выводу, и в прошлом году запустил сервис Spotify Running, добавив к своей платформе технологию, позволяющую отслеживать темп бегуна и проигрывать в плейлисте песни с соответствующей частотой ударов в минуту.

Музыка поможет найти себя

Группа ученых из университета Миссури провела исследование и доказала: музыка улучшает настроение.

«Наша работа свидетельствует в пользу занятия, свойственного многим людям: слушать музыку для поднятия настроения, — пишет ведущий автор исследования Юна Фергюсон (Yuna Ferguson) в пресс-релизе для «Healtline reports». — Хотя попытки найти счастье зачастую воспринимаются как эгоизм, исследования показывают, что состояние радости способствует росту уровня социализации, состояния здоровья, дохода и удовлетворенности отношениями».

Петь в душе полезно

В своей статье для «Jweekly» доктор Джерри Салиман (Jerry Saliman) доказывает, что петь вслух полезно для здоровья, в частности, старшего поколения.

«Исследования показали, что пение способно улучшить работу мозга пожилых людей, страдающих от афазии (полной или частичной потери речи) или болезни Паркинсона, – пишет Салиман. – Кроме того, многие старики живут одни, в силу хронических недугов (например, артрита), ведут малоподвижный образ жизни, и ограничены в средствах. Простые и доступные способы развлечения и поддержания контактов положительно скажутся на их самочувствии».

Салиман добавляет, что установлена связь между пением и улучшением дыхательной системы пациентов с хроническим обструктивным легочным заболеванием: у тех, кто поет, наблюдается уменьшение одышки.

DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Новости и анонсы

Авторские колонки

Мероприятия

Музыка и магия

Музыка – это магия

С древнейших времен между музыкой и магией ставился знак равенства – причем в самых разных, независящих друг до друга культурах. Обращения к богам, заклинания, пресловутые руны – их пели, причем, как правило, строго определенным образом. Иначе магия, в лучшем случае, не срабатывала. А в худшем била по незадачливому «чаропевцу». И, если вспомните, то с самого начала существования рок-музыки то одного, то другого исполнителя прямо обвиняли в том, что его музыка связана с дьяволом, как, к примеру, «Black Sabbath». Кстати, небезосновательно: они строили свои композиции на основе «тритона», резкого диссонирующего аккорда, который до конца Средних Веков был запрещен в музыке — считалось, что при его помощи можно вызвать дьявола. А, к примеру, Джима Моррисона, лидера группы «The Doors», наоборот восхваляли как человека, принесшего шаманизм в рок-музыку. Но речь сегодня пойдет не об этом.

Среди современных музыкантов, как выясняется, хватает практикующих магов, зачастую и очередной альбом готовых составить из каких-нибудь ритуальных песнопений или записей магических обрядов. Да и некоторые маги отметились в истории звукозаписи, причем записи временами и с музыкальной точки зрения интересными получались. Вот об этом всем мы и поговорим – хотя бы коротко.

У истоков

У истоков практически любой магической активности на современной музыкальной сцене стоит один из двух, эээ. джентльменов. Это легендарный оккультист Алистер Кроули и не менее легендарный основатель сатанинской церкви Антон Шандор ЛаВэй. Разбирать, были ли они действительно магами (ага, и существует ли магия как таковая) лично я не собираюсь – важнее, что он считали себя таковыми. И вкладывали соответствующий смысл в свои действия.

Читайте также  Музыкальные инструменты для детей

Алистер Кроули вообще оказал значительно влияние на андеграундную культуру 20 века. Он был создателем довольно экстремальных магических и духовных практик, человеком, бесспорно, крайне интересным, но способным на самые дикие выходки. Если попытаться коротко объяснить суть его системы, то в основе ее лежит заповедь: «Делай, что хочешь – таков закон». Вот только это никак не проповедь вседозволенности: «делай, что хочешь» подразумевало «найди свою истинную волю» и действуй в строгом соответствии с ней. Если вы честно вдумаетесь в этот призыв, то поймете, что задача это более чем сложная.

Что касается его музыкального наследия, то история здесь довольно запутанная. Можно встретить список из полутора десятков альбомов, но, в основном, это одни и те же композиции: кое-где, вроде бы, добавлялась одна или пропадала другая, но в целом состав почти идентичен. Источником послужили самые разные материалы: в основном это были записи с восковых цилиндров, так что качество – сами понимаете. С музыкальной точки зрения откровений вы там не найдете, а вот с магической. Дело в том, что помимо вспомнившихся невзначай песенок, Кроули записал и несколько магических ритуалов: например, песнопения на знаменитом Энохейском языке, которому «Великий зверь» придавал большое значение. Напомню, что этот язык происходит из работ елизаветинского астролога и мага Джона Ди, которому якобы открыл его ангел, явившийся в волшебном зеркале. Сохранились тексты ритуальных песнопений на этом языке – их-то и исполнял Кроули. Интересно, что большинство представляет себе голос мага как довольно низкий, бас или, в крайнем случае, баритон – но Кроули пользуется довольно высокими тональностями, причем как раз на ритуальных песнопений его голос звучит даже выше, чем на обычных песнях.

С Антоном Шандором ЛаВеем все еще забавнее: вокруг него и так очень много слухов и путаницы. По одной из легенд и «Сатанинская библия»-то была написана едва ли не шутки ради. Просто знакомый издатель пожаловался ему, что спрос на книгу есть, а самой книги нет. Тогда Лайвей и вызвался ее написать, скомпилировав из самых разных источников. Последнее – чистейшая правда: в книгу вошли и песнопения на энохейском языке (кстати, их толкования у Кроули и ЛаВэя существенно различаются), и целые главы из пресловутой настольной книги социал-дарвинистов «Might is right», выпущенной под псевдонимом Рагнар Рыжебородый. Там были даже ритуалы в честь богов из пантеона Лавкрафта – якобы на том же языке, цитаты из которого встречаются в творениях мэтра – ну, вы знаете, «Ктулху фтагн», все дела. Папа ЛаВэй тот еще шутник был. По другой легенде, будущий глава сатанистов подрабатывал в цирке музыкантом – и действительно, на его сольном альбоме «Сатана устраивает праздник» полно мелодий, которые не только звучат как водевильные, но и являются таковыми на самом деле. Впрочем, для нашей темы гораздо интереснее другой его альбом, вышедший под названием «Сатанинская месса». Именно она и была записана на диске – ритуал сатанинской мессы, описанный ЛаВеем в «Сатанинской библии» и самолично выполненный для этой записи. Образцово-показательное выступление, так сказать. Кстати, голос ЛаВея как раз больше соответствует расхожим представлениям о голосе мага: он довольно низкий и жесткий. На заднем плане подыгрывает что-то типа классики, создавая торжественное и мрачное впечатление. Кстати, по ходу «мессы» перечисляется то, что ЛаВей считал именами Сатаны в различных культурах: очень забавно слышать как он торжественно провозглашает: «Чорт»! В любом случае – слушается это более, чем любопытно, рекомендую.

С другой стороны

Впрочем, есть еще одна ветвь магии, напрямую связанная с музыкой, в том числе современной: это руническая магия. Собственно, в этой сфере есть две фигуры, мимо которых пройти невозможно.

Во-первых, это Фрейя Асвинн – самая настоящая руническая шаманка, автор нескольких книг по руническим гаданиям и шаманизму. Кстати, парочка этих книг издавались и на русском языке. А еще она записала несколько сольных альбомов и участвовала в записях других музыкантов. В ее творчестве вообще сложно разобраться, где заканчивается магическая активность, а где начинается музыкальная: к примеру, довольно длинная композиция «Futhark», вошедшая в ее знаменитый сольный альбом «Shades of the Yggdrasil» — чистейшее ритуальное действо. Фрейя поет все руны Футарка (одного из рунических алфавитов) по очереди, показывая, как они должны звучать – правильности их произнесения еще в «Старшей Эдде» придавалось огромное значение. На слух это негромкие эмбиентные ландшафты, над которыми царит голос певицы. Манера исполнения – нечто среднее между горловым пением и традицией скандинавского фольклорного пения. С другой стороны, есть в ее репертуаре, и, казалось бы, обычные песни – к примеру, «The Seeker», которую позднее много кто исполнял – «Blood Axis», к примеру. Вот только это не совсем безобидная баллада – это самая настоящая молитва к Одину, как покровителю магической традиции. Кстати, из-за веры Фрейя не боится идти на вполне реальные скандалы: она, к примеру, обвинялась в расизме – из-за своих протестов против участия чернокожего певца в «Кольце Нибелунгов» Вагнера. Вот только политкорректный Запад почему-то предпочел не понять, что с точки зрения последователя Асатру негр, играющий Одина, выглядит богохульством. Среди групп, с которыми Фрейя сотрудничала – классики дарк-фолка «Current 93», к примеру. Или любопытнейший проект «Sixth comm», о котором мы вам расскажем чуть позже.

Второй, не менее значимый для возрождения северной традиции человек это Эдред Торссон – еще один последователь Асатру. Кстати, его книги тоже переводили на русский. Насколько я представляю, он с музыкантами не выступал, но поддерживает контакт со многими из тех, кто серьезно вовлечен в изучение магической традиции: уже упоминавшими «Blood Axis» или любопытнейшим дарк-фолк проектом «Fire+Ice», лидер которого, Иен Рид, является активным последователем Асатру. Единственное проявление музыкальной (если это можно так назвать) активности самого Торссона – запись «Song of the Runes», где он поет руны и немного рассказывает о них. И опять-таки, нельзя не отметить сходства его приемов звукоизвлечения с горловым пением северных народов.

Последователи

Последователей, в том числе и самопровозглашенных, у, например, основателя сатанинской церкви, как вы сами понимаете, немало: кто-то просто цитирует его книги, кто-то претендует на большее. Любопытно, что чаще всего к его наследию аппелируют группы, исполняющие дэт-металл, но сам ЛаВэй экстремальную музыку не жаловал. Впрочем, есть как минимум один пример «лицензированных» сатанистов в дэт-металл: это американская группа «Acheron». К ранним альбомам им писал интерлюдии (и сам исполнял их) Питер Гилмор, официальный представитель и Верховный Жрец Церкви Сатаны. Поговаривают, кстати, что эти интерлюдии включают в себя фрагменты Черной мессы. Да и лидер группы Винсент Кроули (оцените фамилию, кстати, а?) – тоже официально являлся жрецом этой церкви. Темы песен связаны с сатанизмом, но, насколько можно понять, ритуальными эти тексты все-таки не являются – хотя первый альбом назывался «Ритуалы Черной мессы», ни больше, ни меньше. Кстати, идеи ЛаВэя в своей музыке частенько затрагивал один из основоположников нойза Бойд Райс, так же являвшийся одним из верховных жрецов этой Церкви.

Что касается магии как таковой, то обильнее всего на современной сцене она представлена в рамках неофолка и, как ни странно, индастриэл. В основном это последователи либо Кроули, либо рунической традиции.

Если говорить о кроулианцах, то ярчайший пример — творчество английской индустриальной группы «Coil»: Великий Зверь оказал на них немалое влияние, они даже являлись официальными последователями основанного им общества. Как минимум одни из своих релизов «Coil» объявили натуральным магическим актом — миниальбом «How to Destroy Angels» носил подзаголовок «ритуальная музыка для усиления магической потенции».

Еще один музыкальный акт, чье творчество носит ритуальный характер — уже упоминавшиеся «Sixth comm», первоначально носившие название «Mother Destruction». Основатель этой группы – Патрик Лигас, начинавший играть в уже знакомых читателям журнала «Death in June», но быстро оттуда ушедший. Его новая группа занялась исследованиями «сейда», северной разновидности шаманизма, которую можно рассматривать как сексуальную магию, нечто вроде индийской тантра-йоги. И снова их записи – далеко не всегда являются «просто песенками»: на некоторых записях с ними сотрудничала Фрея Асвинн, исполнявшая вполне настоящие рунические песнопения.

Разумеется, это далеко не все представители магии на современной музыкальной сцене: тема слишком велика и неохватна, да и не все музыканты готовы обсуждать подобные нюансы своего творчества. Кстати, магическую подоплеку можно обнаружить в самых неожиданных произведениях: знаменитая рок-песня «I put a spell on you» («Я наложил на тебя заклятье»), по признанию автора, Скриминг Джей Хокинса, первоначально была написана, чтобы приворожить девушку – в прямом смысле слова. Впрочем, может быть, это просто байка.

Поддержите DARKER!

Это важно! Нам нужна ваша помощь. Станьте спонсором DARKER и получите эксклюзивный ранний доступ к материалам из новых номеров и не только!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: