Квинтовый круг мажорных тональностей: чёткая схема для тех, кому приятна чёткость. - OXFORDST.RU

Квинтовый круг мажорных тональностей: чёткая схема для тех, кому приятна чёткость.

Квинтовый круг мажорных тональностей: чёткая схема для тех, кому приятна чёткость.

Квинтовый круг тональностей, или, как его ещё называют, квартово-квинтовый круг – в теории музыки это схематическое изображение последовательно расположенных тональностей. Принцип выстраивания всех тональностей по кругу основан на равномерном удалении их друг от друга по интервалам чистой квинты, чистой кварты и малой терции.

В музыке используются два основных лада – мажорный и минорный. Сегодня мы подробней рассмотрим квинтовый круг мажорных тональностей. Квинтовый круг мажорных тональностей создан для того, чтобы было легче разобраться в существующих 30 тональностях, мажорных из которых – 15. Эти 15 мажорных тональностей в свою очередь делятся на семь диезных и семь бемольных, одна тональность – нейтральная, в ней нет никаких ключевых знаков.

У каждой мажорной тональности есть своя параллельная минорная. Для определения такой параллели необходимо от заданной ноты выбранного мажорного лада построить вниз интервал «малая терция». То есть отсчитать три ступени (полтора тона) от данной исходной точки в направлении понижения звуков.

Как пользоваться квинтовым кругом мажорных тональностей?

Этот схематический рисунок даёт представление об очерёдности гамм. Принцип его действия основан на постепенном добавлении знаков при ключе по мере прохождения этого круга. Следует запомнить ключевое слово «квинтовый». На этом интервале основаны построения в квинтовом круге мажорных тональностей.

Если двигаться по окружности слева направо, в направлении повышения звуков, то мы получим диезные тональности. Следуя, наоборот, справа налево по окружности, то есть в сторону понижения звуков (то есть если строить квинты вниз), мы получим бемольные тональности.

Берём за исходную точку ноту до. И далее от ноты до в сторону повышения звуку выстраиваем по квинтам ноты. Для построения интервала «чистая квинта» от исходной точки рассчитываем пять ступеней или 3,5 тона. Первая квинта: до-соль. Значит, соль мажор – это первая тональность, в которой должен появиться ключевой знак, естественно диез и естественно он будет один.

Дальше строим квинту от соль – соль-ре. Получается, что ре мажор – это вторая тональность от исходной точки в нашем круге и в ней уже два ключевых диеза. Аналогично вычисляем количество диезов во всех последующих тональностях.

Кстати, для того чтобы узнать, какие именно диезы появляются при ключе, достаточно один раз запомнить так называемый порядок диезов: 1-й – фа, 2-й – до, 3-й – соль, далее – ре, ля, ми и си – тоже всё по квинтам, только от ноты фа. Следовательно, если в тональности один диез, то это будет обязательно фа-диез, если два диеза – то фа-диез и до-диез.

Для получения бемольных тональностей аналогичным способом выстраиваем квинту, но следуя по окружности против часовой стрелки – справа налево, то есть в направлении понижения звуков. Примем за исходную тонику ноту до, ведь в до мажоре нет знаков. Итак, от до вниз или как бы против часовой стрелки строим первую квинту, получаем – до-фа. Значит, первая мажорная тональность с бемолем при ключе – это фа мажор. Дальше строим квинту от фа – получаем следующую тональность: это будет си-бемоль мажор, в котором уже два бемоля.

Порядок бемолей, что интересно, это тот же порядок диезов, но только прочитанный зеркально, то есть наоборот. Первый бемоль будет – си, а последний – фа.

Вообще, квинтовый круг мажорных тональностей не замыкается, устройство его скорее больше походит на спираль. С каждой новой квинтой происходит переход на новый виток, как в пружине и трансформации продолжаются. С каждым переходом на новый уровень спирали к очередным тональностям прибавляются знаки при ключе. Их количество растёт и в бемольном и диезном направлениях. Просто вместо обычных бемолей и диезов появляются дубль-знаки: дубль-диезы и дубль-бемоли.

Зная законы гармонии легче понимать музыку. Квинтовый круг мажорных тональностей ещё одно доказательство того, что многообразие ладов, нот, звуков – это чётко слаженный механизм. Кстати, строить именно круг совсем не обязательно. Есть и другие интересные схемы – например, градусник тональностей. Удачи!

Кварто-квинтовый круг: что это такое и как им пользоваться

Музыканты, которым не довелось получить музыкального образования невольно вздрагивают, когда речь заходит о теории музыки. Теория навевает скуку и кварто-квинтовый круг мажорных и минорных тональностей не исключение. Страх увязнуть в теоретических дебрях лишает музыкантов инструмента, который сильно облегчает жизнь. Даже человек без музыкального слуха с его помощью сможет сочинить аккомпанемент в считанные минуты.

В этой статье нет сильного углубления в теорию музыки. По прочтении вы узнаете, что такое кварто-квинтовый круг тональностей, зачем он нужен, как им пользоваться и применять на практике.

Что такое квинтовый круг тональностей

Квинтовый круг тональностей — это графическая схема изображения мажорных и минорных тональностей, которые группируются по степени родства и количества общих нот. Интервал между соседними тональностями в квинтовом круге составляет чистую квинту.

На внешней стороне кварто-квинтового круга изображены мажорные тональности, на внутренней — их параллельные миноры.

Помимо визуализации отношений между мажорными и минорными тональностями, квинтовый круг позволит моментально определить количество знаков при ключе в каждой из тональностей и поможет решать на практике более тривиальные задачи, с которыми рано или поздно сталкиваются как начинающие, так и опытные музыканты, композиторы и аранжировщики.

Что нужно знать, чтобы выучить квинтовый круг

Чтобы быстро выучить и понять суть кварто-квинтового круга тональностей, разберемся в этих терминах:

  • музыкальный интервал;
  • тональность;
  • знаки альтерации.

Музыкальный интервал

Музыкальный интервал — это сочетание двух звуков, взятых одновременно (гармонический интервал) или последовательно (мелодический интервал). Нижний звук интервала называется основанием, верхний — вершиной.

Гармонические интервалы подразделяются простые и составные, консонансы и диссонансы. Для работы с квинтовым кругом требуется знать 2 простых совершенных консонанса: квинту и кварту.

Таблица простых музыкальных интервалов

Название Тоновая величина Характер звучания
Прима 0 (унисон) Абсолютный консонанс
Секунда (малая) 0,5 (полутон) Диссонанс
Секунда (большая) 1 (целый тон) Диссонанс
Терция (малая) 1,5 (полудитон) Несовершенный консонанс
Терция (большая) 2 (дитон) Несовершенный консонанс
Кварта (чистая) 2,5 Совершенный консонанс
Кварта (увеличенная) 3 (тритон) Диссонанс
Квинта (уменьшенная) 3 (тритон) Диссонанс
Квинта (чистая) 3,5 Совершенный консонанс
Секста (малая) 4 Несовершенный консонанс
Секста (большая) 4,5 Несовершенный консонанс
Септима (малая) 5 Диссонанс
Септима (большая) 5,5 Диссонанс
Октава 6 Абсолютный консонанс

Таблица простых музыкальных интервалов

Из этой таблицы видно, что тоновая величина чистой квинты — 3,5 тона, чистой кварты — 2,5 тона. С помощью этих интервалов строится кварто-квинтовый круг тональностей.

Магия кварто-квинтового круга заключается в том, что чистая квинта — это обращение чистой кварты, т.е. если переместить основание чистой квинты на октаву вниз — получится чистая кварта.

Что такое тональность

Тональность — это высотное положение лада, построенного от определенной ноты. Другими словами: тональность — это высота звучания музыкального произведения, которая определяется тоникой.

Параллельные тональности — это мажорная и минорная тональность, которые имеют разные тоники, но содержат одинаковый набор нот и ключевых знаков.

Знаки альтерации

Знаки альтерации – это знаки, которые используются при нотном письме и обозначают повышение или понижение высотности звука без изменения его названия.

# (диез) — повышает звук на полутон, b (бемоль) — понижает. Также существуют дубль-диезы и дубль-бемоли, которые повышают или понижают звук на целый тон.

Как пользоваться кварто-квинтовым кругом

Теперь вы знаете всю необходимую теорию, чтобы начать пользоваться кварто-квинтовым кругом тональностей. В этом разделе мы рассмотрим основные варианты его использования, которые существенно облегчат жизнь начинающим и профессиональным музыкантам.

Транспозиция

Самое очевидное применение кварто-квинтового круга — транспозиция. Может возникнуть ситуация, когда вы хотите спеть какую-нибудь лёгкую песню, но её тональность не подходит под ваш голосовой диапазон. В таком случае мы представляем, что наш кварто-квинтовый круг — это довольно понятная схема аккордов и их последовательностей, а не схема тональностей.

Поворачиваем квинтовый круг по часовой стрелке или против — получаем другую тональность. Аккорды изменятся, но их функции сохранятся.

Пробуем петь в новой тональности и радуемся. Если тональность не подошла — снова вращаем наш круг до тех пор, пока не найдём комфортную тональность.

Теперь разберем эти манипуляции на живом примере. Будем делать транспозицию для песни группы Кино «Кукушка».

В оригинале эта песня исполняется в тональности Ля минор. Находим на квинтовом круге эту тональность, внимательно смотрим на то, как расположены аккорды песни на квинтовом круге и поворачиваем его.

Мы транспонировали песню из тональности Ля минор в Ми минор. Осталось попробовать спеть в новой тональности и определить подходит она или нет.

Если не можете запомнить как располагаются аккорды песни на квинтовом круге — можно записать результаты транспонирования в виде таблицы.

Ля минор Am G Dm Am
Ми минор Em D Am Em

Транспонирование тональности

Сочинение музыки

В предыдущем разделе статьи мы уже говорили, что можно воспринимать кварто-квинтовый круг не как схему тональностей, а как схему аккордов для гитары.

Это даёт нам возможность не задумываться каждый раз, когда мы хотим сочинить гитарный аккомпанемент к своей песне и не тратить время на бесконечное перебирание базовых аккордов и их последовательностей. Всё что нужно уже есть в кварто-квинтовом круге тональностей.

Тоника, доминанта и субдоминанта — это основные устойчивые ступени лада и квинтовый круг позволяет сразу найти доминанту и субдоминанту для любой тональности.

Доминанта и субдоминанта создают основное движение в музыкальном произведении.

Доминанта имеет максимальное напряжение и стремится разрешиться в тонику. Субдоминанта уводит нас в противоположную сторону, поэтому субдоминанту часто используют для модуляции.

Если посмотреть на любую тональность на квинтовом круге, то доминанта всегда будет следующей нотой после тоники по часовой стрелке, а субдоминанта — следующей нотой против часовой стрелки.

Например, для тональности До мажор доминантой будет Соль, субдоминантой — Фа.

То же правило справедливо для минорных тональностей, с одной оговоркой — минорный аккорд не может быть полноценной доминантой и следует использовать мажорный аккорд в тех случаях, когда он должен разрешиться в тонику. Таким образом, в тональности Ля минор субдоминантой будет Ре минор, а доминантой Ми мажор.

Давайте рассмотрим несколько тональностей на квинтовом круге и разберемся в этом. Мы видим, что в тональности До мажор и её параллельной тональности Ля минор самыми логичными и ожидаемыми будут аккорды C, G, F, Am, Dm, Em. К этим аккордам добавится Ми мажор, если речь идет о минорной тональности.

Подавляющее большинство популярной музыки написано по такой схеме, не выходя за рамки тональности в квинтовом круге. Именно эти аккорды стоит использовать в первую очередь при написании гитарного аккомпанемента.

Если такой подход кажется вам скучным и вы хотите как-то разнообразить аккомпанемент — можете позаимствовать аккорды из соседних тональностей.

Заимствование аккордов

Мы уже выяснили, что кварто-квинтовый круг тональностей — это графическое изображение мажорных и минорных тональностей, которые группируются по степени родства и количества общих нот.

Из этого следует, что две соседние тональности на квинтовом круге идеально подходят для заимствования аккордов. Это нужно в том случае, если вам недостаточно стандартных аккордов и вы хотите разнообразить гитарный аккомпанемент.

Сравните тональности До мажор и Соль мажор. На рисунке видно, что они имеют 4 общих аккорда. Это значит, что в нашем аккомпанементе в До мажор или Ля минор вполне неплохо приживутся аккорды D и Bm. Но можно пойти ещё дальше и попробовать использовать другие аккорды. Квинтовый круг в этом плане дает массу возможностей для экспериментов.

Модуляция

Модуляция — это смена тональности в процессе исполнения музыкального произведения. Чаще всего модуляция производится в родственную тональность, и тут нам на помощь опять приходит кварто-квинтовый круг.

Для модуляции используется модуляционная связка. Самая распространенная модуляционная связка — общий аккорд для двух тональностей и аккорд, свойственный только для той тональности, в которую будет производиться модуляция.

Доминантсептаккорд, который является доминантой в новой тональности используется для этих целей чаще всего.

Например, вы играете проигрыш все той же песни «Кукушка» в Ля миноре и хотите сделать модуляцию в Ми минор. Тогда наша модуляционная связка будет выглядеть как последовательность аккордов G, B7. Проигрываем последовательность аккордов Am, C, G и добавляем аккорд B7, который не свойственен тональности Ля минор и вот, мы уже в Ми миноре и можем играть в куплете другую последовательность аккордов, которую мы уже разобрали чуть выше.

Определение количества знаков в тональности

Страшный сон учеников музыкальных школ — задача на определение количества ключевых знаков в тональности. Детей заставляют учить считалочки на уроках сольфеджио, вместо того чтобы определить количество диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу.

Например, нам нужно вычислить количество диезов в тональности Соль мажор или Ми минор. Смотрим на кварто-квинтовый круг — видим, что в этих тональностях 1 диез. Чтобы определить какая это нота — используем коричневую стрелку и ноты внутри круга.

Стрелка начинается в ноте Фа. Значит в тональностях Соль мажор и Ми минор нет чистой ноты Фа, но есть нота Фа-диез.

Смотрим на Ре мажор и Си минор. Видим, что в этих тональностях два диеза. Опять смотрим на коричневую стрелку и видим, что первый диез это Фа-диез, второй — До-диез. Порядок диезов всегда будет одинаковый. Все что нужно — посмотреть на стрелку и отсчитать количество диезов, обозначенное серым цветом на внешней стороне круга.

То же правило работает и для вычисления количества бемолей, но в этом случае нам поможет синяя стрелка.

Заключение

Как видите, кварто-квинтовый круг мажорных и минорных тональностей используется для решения целого спектра музыкальных задач. С его помощью вы сделаете свою музыку гармонически интересной и выразительной. Сначала это кажется сложным, но с практикой приходит полное понимание сути этого инструмента.

Квинтовый круг: определение, схема, история, правила использования

Квинтовый круг – это вспомогательный инструмент для музыканта и продюсера. Он позволяет быстро определять количество знаков альтерации определённой тональности.

В этой статье разберём понятие «квинтовый круг», схему его построения, как его использовать на практике и немного затронем историю появления.

Перед прочтением этой статьи рекомендую ознакомиться с предыдущим постом «Тональность в музыкальной теории».

Что такое квинтовый круг

Квинтовый круг – это система в которой каждая тональность одного лада отстоит от предыдущей на квинту и имеет на один знак альтерации больше.

На данной схеме изображён квинтовый круг мажорных тональностей. Здесь присутствуют как диезные, так и бемольные тональности.

На внешней стороне круга расположены названия тональностей: С (До), G (Соль), D (Ре), A (Ля), E (Ми), B (Си) или Сb (До-бемоль) и т.д. Все тональности мажорные.

На внутренней стороне указано количество диезов или бемолей, которое присутствует в данной тональности.

В нижней части круга есть 3 тональности, которые являются энгармонически равными – это:

  • B (Си): 5 диезов в тональности и Cb (До-бемоль): 7 бемолей в тональности;

  • F# (Фа-диез): 6 диезов в тональности и Gb (Соль-бемоль) 6 бемолей в тональности;

  • C# (До-диез): 7 диезов в тональности и Db (Ре-бемоль): 5 бемолей в тональности.

Энгармонически равными называются тональности, которые имеют один звуковой состав, но отличаются знаками альтерации (названиями ступеней).

Для минорных тональностей квинтовый круг выглядит так же.

И опять мы видим три энгармонически равные тональности – это:

Удобнее всего рассматривать совмещённый квинтовый круг где указаны мажорные тональности вместе с их минорными параллелями.

Немного об истории появления квинтового круга

Еще в VI век д.н. эры греческий учёный и философ Пифагор пытался систематизировать знания касательно музыкального строя. Поскольку он был неравнодушен к треугольникам и кругам, его система была основана на разделении круга на равные части с помощью нескольких вписанных треугольников. В точках касания вершин треугольника к окружности располагались определённые тона звука (высота звука). Всего их было 12. По задумке Пифагора, основной единицей измерения был цент. Полный круг составлял 1200 центов, а расстояние в полутон – 100 центов.

Круг Пифагора был очень похож на нынешний квинтовый круг.

Ещё одно упоминание о системе похожей на квинтовый круг содержится в рукописи Николая Дилецкого «Мусикийская грамматика», датированной 1679 годом. В ней можно встретить записи о «колесе весёлой мусикии» и «колесе печальной мусики», что, вероятно, соответствует кругу мажорной и минорной тональностей. «Мусикия» со славянского означает «музыка». Этот труд в первую очередь был предназначен для церковных певчих того времени.

«Мусикийская грамматика» сейчас имеет в первую очередь историческое и культурное значение и не представляет интереса для современного музыканта.

Схема построения квинтового круга

Как уже было отмечено, квинтовый круг имеет такое название, потому что каждая следующая тональность отстоит от предыдущей на чистую квинту.

Чистая квинта – это 3,5 тона. Если отсчитать 3,5 тона от ноты До вверх, то получим ноту Соль. Если отсчитать 3,5 тона от ноты Соль вверх, получим ноту Ре и т.д. Именно в таком порядке располагаются тональности на квинтовом круге, при движении по часовой стрелке. Каждая следующая тональность имеет на один знак диеза больше чем предыдущая. Семь диезов имеет тональность До#-мажор и ей параллельная ля#-минор.

Порядок добавления диезов при ключе всегда одинаковый: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Его необходимо запомнить!

Также как и каждая тональность отстоит от предыдущей на чистую квинту, так и диезы при ключе отстоят друг от друга на чистую квинту.

Что касается бемольных тональностей, то схема их построения аналогичная. Движение по квинтовому кругу идёт в противоположном направлении. Таким образом, каждая бемольная тональность (при движении против часовой стрелки) также отстоит от предыдущей на чистую квинту.

Если отсчитать от ноты До вниз 3,5 тона, то получим ноту Фа. Если от ноты Фа отсчитать 3,5 тона вниз, получим ноту Сиb и т.д. Именно в таком порядке располагаются тональности на квинтовом круге. Семь бемолей имеет тональность Доb-мажор и ей параллельная ляb-минор.

Порядок добавления бемолей при ключе всегда одинаковый: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

Его необходимо запомнить!

Также как и каждая тональность отстоит от предыдущей на чистую квинту, так и бемоли при ключе отстоят друг от друга на чистую квинту.

В чём разница между квинтовым и кварто-квинтовым кругом

Как было сказано выше, своё название квинтовый круг получил из-за того, что его схема построения основана на чистых квинтах. При этом стоит отметить, что расстояние в 3,5 тона характерно при движении вверх на диезных тональностях и при движении вниз на бемольных тональностях. Поскольку кварта является обращением интервала квинты, то при изменении направления движения (на диезных тональностях вниз, а на бемольных – вверх) интервал между соседними тональностями будет уже не чистой квинтой, а её обращением – чистой квартой. Отсюда появилось название кварто-квинтовый круг.

Кварто-квинтовый круг и квинтовый круг – два названия одного и того же круга.

Как пользоваться квинтовым кругом

Квинтовый круг – это своеобразная шпаргалка для начинающего музыканта.

На рисунке представлен общий квинтовый круг для мажорных и минорных тональностей.

  • Внешний круг (голубой) – мажорные тональности;
  • Средний круг (розовый) – параллельные минорные тональности;
  • Внутренний круг (жёлтый) – количество диезов и бемолей в тональности.

Есть несколько вариантов использования квинтового круга.

I. Определение знаков при ключе

Для этого просто необходимо запомнить последовательность появления знаков при ключе для диезных и бемольных тональностей.

Это, пожалуй, основное предназначение квинтового круга.

Задача: Определить знаки в тональности фа-минор.

Решение: Исходя из квинтового круга, тональность фа-минор имеет 4 бемоля при ключе. Последовательность бемолей, как мы уже знаем, следующая: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Значит в тональности фа-минор присутствуют следующие пониженные ступени: си, ми, ля и ре.

II. Определение тональности по нотам произведения

Для этого необходимо сравнить ноты со знаками альтерации, используемые в композиции, с различными тональностями на квинтовом круге.

О том, как определить тональность Вы можете узнать здесь.

Задача: Определить тональность произведения по нотам: до, ре, миb, фа, соль, ля, сиb.

Решение: Данная тональность имеет два знака бемоль. Если взглянуть на квинтовый круг, то – это тональность соль-минор. Она имеет два знака бемоль: си и ми.

III. Определение родственных тональностей

Для этого необходимо на квинтовом круге посмотреть на соседние тональности слева и справа. Именно они и будут являться родственными данной тональности.

Родственными данной тональности считаются тональности, тонические трезвучия которых входят в данную тональность.

Задача: Определить родственные тональности для Ля-мажор

Решение: Соседними тональностями для Ля-мажора на квинтовом круге являются Ре-мажор, си-минор, Ми-мажор и до#-минор. Кроме этого, родственной тональностью, также, будете параллельная Ля-мажору тональность фа#-минор.

IV. Транспозиция произведения

С помощью квинтового круга можно легко транспонировать произведение в другую тональность. Для того чтобы это сделать необходимо повернуть квинтовый круг так, чтобы новая тональность расположилась на месте старой тональности произведения. Старые аккорды необходимо будет заменить новыми, которые будут располагаться на тех же позициях квинтового круга, на которых располагались старые аккорды. Если так поступить, то в новой тональности будут сохранены все взаимосвязи между аккордами и композиция будет транспонирована в новую тональность.

Задача: Перенести тональность произведения

на фа-минор. Произведение включает в себя следующие аккорды: Bm, A, G.

Решение: Посмотрим на квинтовый круг и запомним где располагаться аккорды и тональность произведения.

Далее поворачиваем квинтовый круг так, чтобы тональность фа-минор располагалась на месте тональности си-минор. Смотрим какие аккорды в тональности фа-минор располагаться на месте старых аккордов в тональности си-минор (на изображении выделены красным цветом).

Это аккорды: Fm, Eb, Db.

V. Модуляция

С помощью квинтового круга можно переходить из одной тональности в другую, родственную тональность. Для такого перехода часто используется общий аккорд и следующий, свойственный только новой тональности, аккорд.

В качестве переходного аккорда обычно используется малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд). Он является доминантой новой тональности.

Задача: Сделать модуляцию из тональности си-минор в родственную ей тональность фа#-минор. Аккорды: Bm, A, G.

Решение: Общим аккорд является аккорд A (Ля-мажор), а малым мажорным аккордом – F#7.

Последовательность аккордов может быть такой: Bm, A, G, A, F#7.

VI. Написание музыки

Благодаря квинтовому кругу можно сразу определить самые устойчивые ступени тональности. Как известно, это тоника, доминанта и субдоминанта.

Если взглянуть на квинтовый круг, то доминантой выбранной тональности будет нота следующей тональности, а субдоминантой – нота предыдущей тональности.

Задача: Определить доминанту и субдоминанту тональности си-минор.

Решение: Следующая тональность в квинтовом круге после си-минор – это фа#-минор. Значит доминантой будет нота фа#.

Предыдущая тональность в квинтовом круге перед си-минор – это ми-минор. Значит субдоминантой будет нота ми.

Квинтовый круг не зря получил такую популярность среди музыкантов поскольку с его помощью можно решать ряд задач. Особенно, квинтовый круг может быть полезен для начинающих музыкантов.

Напишите в комментарии как Вы используете квинтовый круг. Поделитесь своим опытом.

Квинтовый круг тональностей

Кварто-квинтовый круг тональностей — схема , изображающая родство мажорных и минорных тональностей по отношению друг к другу.

Если вы связаны с музыкой, диджеингом или созданием треков, но у вас нет времени на заучивание теории, советуем начать с квинтового круга, как с отправной точки гармоничности будущих треков. Ведь, если вы всерьез увлечены музыкой, вам не обойтись без знаний гармонического сведения.

Диджеи используют его в сведении — треки, родственные по тональности, идеально вписываются в микс. Музыканты используют квинтовый круг для построения аккордов и сочетания партий с разной тональностью.

Как пользоваться квинтовым кругом

Квинтовый круг состоит из внешнего (мажорного) и внутреннего (минорного). Перемещаясь по тональностям определенным образом, мы получаем гармоничное звучание. Это используют для выбора тональности следующего трека в миксе или подбора следующего аккорда в гармонии трека.

Квинтовый круг минорных тональностей расположен во внутреннем кольце. Перемещаясь влево или вправо от исходной минорной тональности, мы используем только минорный квинтовый круг , а значит получаем только минорные тональности.

Перемещением вверх или вниз, мы переходим в квинтовый круг мажорных тональностей, меняя гармонический лад.

Рассмотрим возможный переход из тональности С major. Согласно квинтовому кругу, переходы в тональности F major, G major и A minor наиболее гармоничны. Таким образом, нам доступен переход в родственные тональности по отношению к C major.

Перемещаясь из внешнего круга во внутренний, мы переходим из мажора в минор и обратно. Перемещаясь исключительно вверх и вниз, получаем родственные тональности каждого лада.

С опытом у вас отпадет необходимость каждый раз заглядывать в квинтовый круг, так как тренируя слух, вы научитесь менять тональность, как вам хочется. Вы заметите, что аккорды и тональности естественным образом тяготеют друг к другу. А на начальных этапах квинтовый круг станет вам незаменимым помощником.

Разбирайте аккорды

Если вы не понимаете, что такое тональность и откуда она берется, рассмотрим пример на аккордах.

Разберем аккорд C major. Предположим, что с этого аккорда начинается партия. Чтобы определить тональность партии, найдем тонику первого аккорда. Тоникой называется первая нота аккорда (слева направо). Для текущего аккорда, это нота C (До), собственно поэтому он называется C major. Если с этого аккорда начинается партия, то ее тональностью становится тональность первого аккорда — C major.

Но что, если мы отредактируем midi клип партии чтобы перейти в другую тональность, например в minor? В этом случае нам поможет квинтовый круг. Согласно внутреннему кругу, в котором расположены минорные тональности, мы перейдем из C major в A minor.

Такие переходы бесконечны. Помните, что тональность мелодии или последовательности аккордов — это тональность аккорда или ноты, с которых началась партия. В нашем примере — C major.

Еще проще найти тональность семпла или трека с помощью специальных утилит. Принцип работы таких программ прост — они сканируют папки с музыкой и показывают тональность. Группируйте композиции и добавляйте теги чтобы поддерживать порядок в вашей коллекции. Программы подходят для семплов, треков и акапелл.

Колесо камелота

Колесо тональностей камелот — еще одна версия схемы, которая объединяет в себе квинтовый круг мажорных и минорных тональностей . Оно адаптировано для диджеинга и подходит для гармонического сведения.

Колесо камелота и сведение в тональность неразрывно связаны. Эта техника используется диджеями по всему миру. Задача диджея осуществлять плавные переходы между треками в своих сетах. Когда треки находятся в одинаковом или смежных ключах, переход становится менее заметным.

Используйте плагины

Если вы разобрались с тональностями и поняли принцип квинтового круга, пришло время воспользоваться этим в секвенсоре. Опытные музыканты способны определять тональность на слух. Если вы еще не достигли таких высот, пользуйтесь анализаторами, которые справляются с задачей поиска тональности.

В коммерческих коллекциях семплов указывается тональность для каждого семпла. Но что делать, если у понравившегося звука отсутствует такая информация? Например, вам понравилась бас-линия, которую вы хотели бы использовать в треке. Найдем тональность баса, чтобы подыграть на синтезаторе. Руководствуясь принципом поиска тональности, с которым вы познакомились ранее, вы сможете легко найти тональность семплов из вашей библиотеки.

Итак, повесив анализатор на дорожку с басом, найдем частоту первой ноты. Анализатор определит самую громкую гармонику сигнала — тонику, определяющую тональность.

В данном случае она расположена на частоте 80,15 Hz. Согласно частоте E1 — это тоника ноты. Таким образом, тоника баса приходится на ноту E (Ми). Мы нашли тонику, но не тональность. Чтобы найти тональность, придется прибегнуть к теории.

Ищите устойчивые ступени

Именно они определяют тональность всей партии.

В рассматриваемом ранее аккорде C major видны три устойчивые ступени, это ноты образующие аккорд C major в октаве (ноты До, Ми и Соль). Остальные ноты в октаве (Ре, Фа, Ля, Си) называются неустойчивыми ступенями.

Второй аккорд A minor. В нем, устойчивые ступени это Ля (тоника), До-диез (черная клавиша) и Ми.

А теперь, рассмотрим обе тональности для тоники баса. Нам известна тоника — E1, но ее недостаточно для определения — играет бас в minor или major?

Так, если бас-линия играет в тональности E major, то в ее партии будут встречаться устойчивые ступени — Ми, Соль-диез и Си, а для тональности E minor — Ми, Соль и Си. Задача состоит в том, чтобы выявить устойчивые ступени в басовой линии.

Достаточно найти только вторую устойчивую ступень, разница которой, составляет полутон для minor и major соответственно. Неважно, насколько сложна мелодия партии — в ней всегда встречаются устойчивые ступени, часто в разных октавах.

После нахождения тональности баса, воспользуемся квинтовым кругом. Повысим или понизим тональность баса в треке, чтобы добиться эмоционального подъема или спада. Теперь, подыгрывать ему на синтезаторе проще, в той же или родственной тональности.

А напоследок, не помешает закрепить главные термины:

  • Тоника — первая ступень (нота) аккорда или мелодии
  • Ступень — ноты, составляющие гармонический лад (minor или major)
  • Тональность определяется тремя устойчивыми ступенями аккорда или мелодии — ступенями из которых строится аккорд (трезвучие)

Важно научиться пользоваться квинтовым кругом и определять тональности инструментов. Это позволит вам взглянуть на секвенсор по-новому и преодолеть барьер мелодичности и гармоничности треков.

Кварто-квинтовый круг тональностей. Подробное руководство по построению и использованию круга тональности

Кварто-квинтовый круг тональностей. Общая информация

Кварто-квинтовый круг тональностей – это одна из базовых вещей, необходимая для понимания музыкальной теории и гармонии. Понимание принципа построения этого круга поможет существенно облегчить сочинение композиций для любого музыканта, а также поможет в импровизации и составлении аранжировок. В данной статье мы подробно расскажем о том, что такое кварто-квинтовый круг тональностей, как построить его самостоятельно и в дальнейшем использовать его.

Построение круга через интервалы

Круг тональностей представляет собой схему, на которой обозначены все музыкальные минорный и мажорные ключи, построенные в определенном порядке. Благодаря ему музыкант сможет быстро и точно узнать все ноты, входящие в натуральную гамму ключа, и от них построить последовательности аккордов , солирующие партии или импровизацию. Чтобы лучше понять, как работает кварто-квинтовый круг, мы настоятельно рекомендуем построить его самостоятельно.

Шаг 1

Для начала начертите круг и разделите его на двенадцать сегментов, как будто это циферблат. На внешней стороне, на 12 часов напишите «До-мажор» или «C-maj».

Шаг 2

После этого от ноты C отсчитайте полную квинту – пять полных ступеней, или тонов. Вы должны прийти к ноте G. На циферблате на отметке 1 час напишите G-maj. Далее повторите тоже самое, вы должны прийти к ноте D. Двигайтесь строго по часовой стрелке.

Замкнуться круг должен на тональности F-maj. После нее вы снова вернетесь в C.

Таким образом, сейчас вы составили круг мажорных тональностей. Теперь то же самое надо сделать с минорными ключами.

Шаг 3

На внутренней стороне круга, так же на 12 часов, под До-мажором напишите Ля-минор. После этого точно так же от тоники Ля отсчитайте пять полных тонов. Вы придете к ноте Ми. Напишите ее на 1 час, под G-maj. Повторите то же самое, пока круг не замкнется тональностью D-min.

Кварто-квинтовый круг тональностей можно построить не только от квинты, но и от кварты. В этом случае вам потребуется двигаться против часовой стрелки, и отсчитывать не пять, а четыре полных тона. Кроме этого, вместо диезов вам потребуется писать бемоли.

Последнее, что стоит запомнить, это то, что при построении круга по часовой стрелке, мы как бы двигаемся вверх, а против – вниз по тонам.

Знаки альтерации внутри ключей

Второе, на чем стоит заострить внимание – это знаки альтерации: диезы и бемоли. Как вы помните, каждая тональность представляет собой ряд нот, выстроенных по определенному принципу. Вы можете понять построение ключа, выучив структуру гамм на гитаре . В зависимости от того, минорная тональность, или мажорная, а также ее тоники, изменяется и их порядок. Соответственно, внутри одной тональности могут быть как полные, так и половинные ноты – которые обозначаются знаками диез и бемоль. Это означает, что зная, сколько внутри тональности неполных нот, мы можем определить, что это за ключ. И наоборот, зная название тональности, мы можем точно сказать, сколько внутри нее знаков альтерации.

Кварто-квинтовый круг тональностей позволяет очень просто запомнить и просчитать, сколько диезов или бемолей содержит конкретная нужная нам тональность. Это можно очень просто запомнить, зафиксировав, сколько раз вы отсчитываете кварту или квинту, прежде чем дойдете до нужного ключа. Так, в До-мажоре все ноты полные, а в Соль-мажоре – знак альтерации только один. По аналогии с этим считается и Ля-минор, Ми-минор, и так далее.

Итак, мы знаем количество диезов или бемолей. Но как мы узнаем, какие это конкретно ноты? Тут нужно запомнить их порядок появления в каждом из ключей. Он выглядит так:

F C G D A E B – для подсчета диезов.

B E A D G C F — для подсчета бемолей.

То есть, в тональности Соль-мажор есть только одна неполная нота – F#. В Ре-мажоре – две, F# и C#, и так далее.

Здесь есть очень тонкий момент – это ноты E и B. Дело в том, что они не могут быть неполными – у них просто не существует диезов и бемолей. Поэтому подразумевается, что вместо этих нот вы будете играть F и C соответственно, однако на нотном письме знаки альтерации все равно прописываются, чтобы уточнить, в каком конкретно ключе вы находитесь.

Вернитесь к вашему кругу, который вы сделали. Теперь, двигаясь по часовой стрелке, расставьте количество диезов на каждом из ключей, до тех пор, пока вы не дойдете C#-maj, или A#-min. Если вы все сделали правильно, эти ключи имеют семь знаков альтерации.

Теперь начните двигаться против часовой стрелки, расставляя бемоли до тональности B-maj или G#-min. Они содержат в себе семь бемолей при ключе.

Обратите внимание на то, что приведенные выше пример C#-maj содержит в себе пять бемолей, и семь диезов – что выглядит довольно странно. Причина этого заключается в так называемой энгармонии, когда два одинаковых звука могут быть записаны по-разному. До-диез мажор на кругу тональностей выстроен во время движения по часовой стрелке – то есть, вверх по октаве. Если вы будете строить круг вниз – то есть, против часовой стрелки, то вместо До-диез мажора вы напишите Ре-бемоль мажор. Но ведь фактически это одна и та же тональность, с одними и теми же нотами, просто записаны они по-разному. Это и есть энгармония.

Еще один классический пример – упомянутый выше Си-диез, который, по факту, является тем же самым звуком До. Поэтому, принято, что при значительном увеличении числа диезов или бемолей при ключе, на запись идут энгармонические аналоги тональностей. Это пошло из академической музыкальной теории, и вы можете просто запомнить схему круга тональностей для своего удобства.

Круг мажорных тональностей

Ниже представлен готовый круг мажорных тональностей.

Круг минорных тональностей

В этом разделе представлен круг минорных ключей.

Как пользоваться кругом тональностей

Нахождение нужной тональности

Как уже было сказано выше, зная, сколько неполных нот содержится в партии, которую вы играете, можно очень быстро и точно определить тональность всей композиции. Точно так же вы можете определить ключ по тому, какие аккорды используются в песне. Сделать это можно таким образом.

Снова посмотрите на ваш круг. Вас интересует только внешняя сторона, с мажорными ключами. Выберите нужную вам тональность. Если вы запишите следующие за ней по часовой стрелке шесть нот, то получите натуральную гамму выбранной тональности. Однако нот шесть, нужна еще одна. А она – это первая нота до выбранной вами тональности. Таким образом, руководствуясь кварто-квинтовым кругом, в тональность До-мажор входят ноты:

Благодаря этой информации вы можете, зная аккорды композиции, определить тональность, в которой она играется.

Транспонирование тональности

Кварто-квинтовый круг поможет вам для транспонирование аккордов в тональности , если, например, композиция для вас слишком высокая или низкая. Данный способ поможет вам выделить самые удачные ключи для модуляции.

Снова выберите тональность. Следующий и предыдущий ключ от нее – самые удачные для модуляции, поскольку имеют родственные друг другу аккорды. После этого просто сдвиньте трезвучия композиции на квинту вверх или кварту вниз, в зависимости от того, в какую сторону происходит модуляция. Если мы берем все тот же до-мажор, то ближайшие в нему ключи – Фа-мажор и Соль-мажор.

Параллельные тональности

Если вы все делали правильно, то по итогу у вас должен получиться круг минорных и мажорных тональностей, где на внешней стороне находится мажор, а на внутренней, под ними, минор. Тональности, которые находятся друг под другом параллельны друг другу, и имеют внутри себя одни и те же ноты, только в разной последовательности.

Читайте также: Родственные тональности

Заключение

Кварто-квинтовый круг тональностей – это хороший и удобный инструмент, которым должен овладеть каждый музыкант. С первого взгляда он может показаться сложным, однако вы сможете быстро ориентироваться в нем, как только разберетесь в его построении. Мы настоятельно рекомендуем освоить данный материал, поскольку без него у вас могут возникнуть сложности в импровизации и сочинении музыки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: