Корнет – краткая история героя духового оркестра - OXFORDST.RU

Корнет – краткая история героя духового оркестра

Корнет

Нотация (запись): `

Строй инструмента: » in B «

транспонирует (звучит): б2 ↓ от написанного

Вы, конечно же, замечали, что звучание музыкальных инструментов может быть сочным и благородным, мрачным и зловещим, глубоким и нежным. Каждый звук, созданный внутри инструмента, рождает настроение: тревожное или задумчивое, динамичное или меланхоличное. Чем больше настроений, оттенков, переходов, нюансов может создать инструмент, тем проще и увереннее он завоевывает симпатии музыкантов и слушателей. Громкие, грузные, тяжелые, яркие и резкие духовые инструменты тоже соревнуются друг с другом в чистоте звучания за право стать частью оркестра или получить сольные партии. Корнет – медный духовой музыкальный инструмент – на протяжении XIX-XX вв. вел нешуточную борьбу с трубой и, к сожалению, проиграл ей вековую схватку за симфонический оркестр, заняв скромное, но почетное место в качестве учебного инструмента и участника духового оркестра. Так в чем же история борьбы? И в чем причина поражения?

Голос корнета: его сила и слабости

Начнем с того, что в современном состоянии объем звучания корнета совпадает с диапазоном трубы. При этом в духовом оркестре у корнета, бесспорно, свой голос: он занимает позицию между громкими и звучными трубами и тромбонами и томной валторной, представляя собой середину «меди». Тембр корнета называют мягким и нежным, однако далеко не все ступени корнета звучат чисто. Низкий регистр слишком тяжел и мрачен, а самую высокую терцию считают крикливой и наглой, потому что она звучит напряжённо и сдавленно.
Звук трубы же признается благородным, так как он интонационно однороден в любых регистрах. Поэтому теперь именно труба, наряду с другими сильными тембральными соперниками корнета, – язычковыми деревянными духовыми кларнетом и саксофоном, обладающими широким диапазоном, теплым, нежным и певучим тембром (в отличие от корнета) – занимают важные места в музыке оперы, театра и балета, симфоническом и джазовом оркестрах.

История возникновения

Корнет-а-пистон (фр. cornet à pistons – «рожок с поршнями») возник на базе почтового рожка в период бурных экспериментов над медными духовыми инструментами (XVIII-XIX вв.), когда начинают применяться вентильные и клапанные механизмы к духовым инструментам. Первые рожки с клапанами отличались грубым и грязным звучанием, неустойчивым извлечением звука, однако мастера и музыканты видели потенциальные возможности в будущем: при умелом обращении эти пока еще не совершенные инструменты могли издавать мелодичные композиции достаточной протяженности и силы. Авторство корнета приписывается Сигизмунду Штельцелю, инструмент которого был показан в Париже в 1830 году. Сначала он имел лишь 2 вентиля (через несколько месяцев появился третий), но звук нового инструмента и посетителям балов, и музыкантам показался новым и притягательным: видимо, потому, что гибкость его звука была необычайно и непривычно светлой и яркой для медного духового инструмента. Как сейчас стало ясно, причина успеха корнета не в идеальном и тембрально богатом звучании корнета, а в то время еще в несовершенном звуке молодой и несформировавшейся трубы: именно в этот период мастера пытались создать на её новый духовой инструмент, используя различные помповые механизмы с вентилями, но на трубе эти нововведения сказывались сначала отрицательно. На первом этапе корнет-а-пистон во многих европейских странах не допускался в симфонический оркестр, однако в духовых оркестрах ему находилось достойное место сразу.

Золотое время корнета

Середина и начало XX в. – золотое время для корнета. Сначала во Франции, а затем и повсеместно корнет занял прочное положение в симфоническом оркестре: его легкость в игре, хорошая звучность, беглость и техническая подвижность позволяли ему конкурировать с более благородным звуком все улучшающейся трубы, которая с трудом сдавала свои позиции. В эти счастливые времена для корнета создавались отдельные партии, например, в симфонии Берлиоза «Гарольд в Италии» мастерски используются зловещие низкие регистры корнета, Бизе, сочиняя музыку к драме «Арлезианка», использовал как мягкое звучание корнетов, которое похоже на вальс и передает настроение плавного течения жизни, так и их резкие звуки, создавая бурлящую народную пляску, у П.И. Чайковского в симфонии «Франческа да Римини» звучанием корнета создается торжественно-нервное, буйное настроение, корнеты как будто скрежечут и обдают холодом ада, в балете великого русского композитора «Лебединое озеро» известный динамичный, приподнято-радостный, с изящными переливами «Неаполитанский танец» изначально написан тоже для корнета, хотя теперь нередко исполняется партией трубы, сначала А.С. Даргомыжский в опере «Русалка» (1855) использовал отдельные партии как для труб, так и корнетов, умело сочетая их общие и отличные черты, а затем Лео Делиб в балетах «Коппелия» (1870) и «Сильвия» (1876) тоже не случайно написал отдельные партии для труб и корнетов: в сопоставлении слушатель обязательно заметит: сочный и тяжелый звук труб оттеняет легкость и непринужденность исполнения корнетов. Так корнеты и трубы выступали в равной музыкальной битве симфонического оркестра, где, к счастью, победителей и побежденных не бывает. История музыки оказалась более суровым испытанием.

Корнет в джазе

Еще один счастливый взлет корнет пережил в 20-30-х годах ХХ в., когда гибкая и изящная музыка джаза нуждалась в чуть резковатых звуках духовых музыкальных инструментов. Кинг Оливер – один из ярких представителей новоорлеанского джаза – мастерски владел корнетом, и его заслуга именно в том, что он и его джаз-бенд отличались дисциплиной и оставили множество магнитофонных записей. Ритмичность, мелодичность, блюзовая мягкость композиций, исполненных Оливером, – еще одно доказательство технического и звукового совершенства корнета. Виртуозом корнета был и Луи Армстронг – хулиган и мастер джаза, что, кстати, не новость: Армстронг научился игре на корнете в школе для «сложных подростков». Его исполнение джазовых композиций на корнете было смелым и искусным, однако вскоре звук трубы показался музыканту благороднее и притягательнее. Труба и саксофон стали ассоциироваться с Армстронгом, джазом, блюзом и вообще черной музыкой. Это, видимо, сказалось на дальнейшей репутации несчастного инструмента, который был вытеснен универсальной и более чистой в звучании трубой. Хотя почему же несчастного? Столь яркая судьба: необычайная и скорая популярность, самобытный звук, роль обучающего инструмента – делает историю корнета похожей на добротный роман с добрым и сердечным финалом. В сегодняшних музыкальных магазинах можно приобрести чудные корнеты разных моделей и конфигураций, их форма и конструкция, продуманная чуть менее 200 лет назад, остается неизменной: геометрически сложной и изящной, как, впрочем, у всех медных духовых инструментов. Еще один удивительный факт: сурдина не оказывает на звук корнета никакого особого влияния. Если различные виды сурдин изменяют звук трубы решительно, не просто приглушая её, а придавая её тембру новую окраску, то корнет теряет звук решительно. То есть в битве за вариативность и приспособляемость труба продемонстрировала широту возможностей и готовность преобразовываться, корнет остался тем, что есть.

Прослушайте как звучит корнет

ЦПАН ФСБ РФ – «Дебютант» каприс для корнета с духовым оркестром

Корнет – незаслуженно забытый герой духового оркестра

Корнет (корнет-а-пистон) – это медный духовой инструмент. Он очень эффектно смотрится и выгодно поблескивает своими медными боками на фоне других инструментов в оркестре. В наши дни его слава, к сожалению, осталась в прошлом.

Читайте также  На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Корнет является прямым потомком почтового рожка. Что интересно, рожок был сделан из дерева, но относили его всегда к медным духовым инструментам. Рожок имеет очень богатую историю, в него дули иудейские жрецы, чтоб пали стены Иерихона, в Средние века под звуки рожков рыцари совершали свои подвиги.

Следует различать современный инструмент корнет-а-пистон, который сделан из меди, и его предшественника — деревянный корнет (цинк). Цинк — это немецкое название корнета. Сейчас мало кто знает, но с пятнадцатого до середины семнадцатого веков корнет был очень распространен среди музыкальных инструментов в Европе. А ведь без корнета нельзя исполнить большой пласт музыкальных произведений семнадцатого — восемнадцатого веков. Городские праздники в эпоху Ренессанса были немыслимы без корнетов. А в конце шестнадцатого века корнет (цинк) в Италии стал мастерски солирующим музыкальным инструментом.

До нас дошли имена двух известных виртуозов игры на цинке того времени Джованни Боссано и Клаудио Монтеверди. Распространение скрипки и набирающая обороты популярность скрипичной игры в семнадцатом столетии заставляет корнет постепенно утратить свои позиции сольного инструмента. Дольше всего его главенствующее положение сохранялось на севере Европы, где последние сольные композиции для него были датированы второй половиной восемнадцатого века. К началу девятнадцатого века корнет (цинк) совсем потерял свою актуальность. Сейчас он используется при исполнении старинной народной музыки.


Корнет-а- пистон появился в Париже в 1830 году. Его отцом-изобретателем считают Сигизмунда Штельцеля. Этот новый инструмент был оснащен двумя вентилями. В 1869 году началось массовое обучение игре на корнете, заработали курсы в консерватории Парижа. У истоков стоял первый профессор очень известный корнетист, виртуоз своего дела Жан Батист Арбан. К концу девятнадцатого века корнет-а-пистон был на пике своей популярности, на этой волне он и появился в Российской империи.

Николай Павлович был первым российским царем, который играл на нескольких видах духовых инструментов. Он владел флейтой, валторной, корнетом и корнет-а-пистоном, но сам Николай I в шутку называл все свои инструменты просто «труба». Современники не раз упоминали о его выдающихся музыкальных способностях. Он даже немного сочинял, в основном военные марши. Демонстрировал свои музыкальные достижения Николай Павлович на камерных концертах, как было принято в то время. Концерты проводились в Зимнем дворце, и на них, как правило, лишних людей не было.

У царя не было времени и физической возможности регулярно уделять время занятиям музыкой, поэтому он обязал А.Ф. Львова, автора гимна «Боже, царя храни», приходить накануне выступления для репетиции. Специально для царя Николая Павловича А.Ф. Львов составил партию на корнет-а-пистоне. В художественной литературе тоже часто встречается упоминание о корнет-а-пистоне: А. Толстой «хмурое утро», А. Чехов «Остров Сахалин», М. Горький «Зрители».

Все дело было в его превосходстве над другими медными в исполнении музыки, требующей большей беглости. Корнет обладает большой технической подвижностью и ярким, выразительным звучанием. Такому инструменту в первую очередь дают «нарисовать» перед слушателями мелодию произведения, композиторы доверяли корнету сольные партии.

Труба была почетной гостьей при дворе монархов и на войнах. Корнет же ведет свое прошлое от рожков охотников и почтальонов, которыми они подавали сигналы. Существует мнение ценителей и профессионалов, что корнет — это не виртуозно звучащая труба, а маленькая нежная валторна.

Существует еще один инструмент, о котором хочется рассказать — это эхо – корнет. Он завоевал популярность в Англии во времена правления королевы Виктории, а также в Америке. Его необычность в наличии не одного, а двух раструбов. Корнетист, переключаясь в процессе игры на другой раструб, создавал иллюзию приглушенного звука. В этом ему помогал второй вентиль. Эта опция удобна для создания эффекта эхо. Инструмент приобрел широкую популярность, для эхо -корнета создавались произведения, где раскрывалась вся красота его звучания. Эта старинная музыка исполняется корнетистами за границей на таком раритетном инструменте и сейчас (например, «Альпийское эхо»). Изготавливались эти эхо – корнеты в ограниченном количестве, главным поставщиком была фирма «Booseys & Hawkes». Сейчас есть подобные инструменты индийского производства, но сделаны они не добротно, поэтому при выборе эхо – корнета опытные исполнители предпочитают старые экземпляры.

Корнет напоминает трубу, но его трубка короче и шире и снабжена пистонами, а не вентилями. Корпус корнета — труба в виде конуса с широким углублением. На основании трубы и расположен мундштук, воспроизводящий звучание. У корнет-а-пистона поршневой механизм состоит из кнопок-клавиш. Клавиши находятся на одной высоте с мундштуком, вверху конструкции. Этот музыкальный инструмент очень похож на трубу, но различия есть.

Несомненным преимуществом корнет-а-пистона является его величина – чуть больше полуметра. Такая небольшая его длина очень удобна в эксплуатации.

В общепринятой классификации корнет-а-пистон относят к классу аэрофонов, это значит, что звуки в нем извлекаются вибрирующими воздушными массами. Музыкант выдувает воздух, и тот, накапливаясь посреди корпуса, начинает колебательные движения. Здесь и зарождается уникальный звук корнета. При этом диапазон тональности у этого небольшого духового инструмента широкий и богатый. Он может брать до трех октав, что позволяет ему играть не только стандартные программы, которые являются классикой, но и обогащать мелодии с помощью импровизации. Корнет является среднетональным инструментом. Звук трубы раньше был тяжелым и негибким, у корнета же ствол трубы обладал большим количеством витков и звучал мягче.

Бархатность тембра у корнет-а-пистона слышится лишь в первой октаве, в нижнем регистре он становится тягостным и коварным. Переходя на вторую октаву звучание, меняется на более резкое, наглое и звонкое. Эти эмоционально окрашенные звуки корнета прекрасно использовали в своих произведениях Гектор Берлиоз, Петр Ильич Чайковский и Жорж Бизе.

Корнет-а-пистон также полюбили джазовые исполнители, и без него не обходился ни один джаз бэнд. Прославленными джазовыми любителями корнета были Луи Дэниел Армстронг и Джозеф «Кинг» Оливер.

В прошлом веке были улучшены конструкции труб и трубачи усовершенствовали свое профессиональные навыки, что удачно ликвидировало проблему отсутствия скорости и некрасочного звучания. После этого корнет-а-пистоны совсем исчезли из оркестров. В наши дни оркестровые партии, написанные для корнетов, исполняют на трубах, хотя иногда можно услышать и первоначальное звучание.

Корнет-а-пистон

Корне́т (итал. cornetto — «рожок») или корне́т-а-писто́н (фр. cornet à pistons — «рожок с пистонами») — медный духовой музыкальный инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, а пистонами. Ведёт своё происхождение от почтового рожка. Был сконструирован во Франции около 1830 года.

Объём действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы — от e (ми малой октавы) до c 3 (до третьей октавы). Применяется в строях си-бемоль (in B) и ля (in A), ноты пишутся обычно без ключевых знаков, на тон или полтора (в зависимости от строя) выше действительного звучания.

В XIX веке корнеты часто вводились в оркестр наряду с трубами. Несмотря на то, что трубы уже были хроматическими инструментами, композиторы редко доверяли им сольные и виртуозные эпизоды. Считалось, что корнет обладает бо́льшими виртуозными возможностями и более мягким тембром, чем труба. Корнеты использовались в оркестровых сочинениях Берлиоза (симфония «Гарольд в Италии»), Бизе (музыка к драме «Арлезианка»), Чайковского (Итальянское каприччио, «Франческа да Римини»). Один из самых знаменитых сольных номеров корнета — Неаполитанский танец из балета Чайковского «Лебединое озеро».

Читайте также  Использование интерактивной доски на музыкальном занятии

Во второй половине XIX века корнет пользовался большой популярностью. В 1869 году класс корнета был открыт в Парижской консерватории, основателем и первым его профессором был знаменитый корнетист-виртуоз Жан Батист Арбан.

В ХХ веке улучшение конструкции труб и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.

Корнет — обычный участник духового оркестра, где исполняет мелодический голос. Использовался на ранних этапах становления джаза, однако впоследствии уступил место трубе.

В настоящее время корнет помимо духового оркестра используется как учебный инструмент и изредка в качестве солиста.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Корнет
  • Корнет Джордж

Смотреть что такое «Корнет-а-пистон» в других словарях:

КОРНЕТ-А-ПИСТОН — музыкальный духовой инструмент, металлический рожок с тремя клапанами; отличается своим очень сильным и высоким звуком. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. КОРНЕТ А ПИСТОН небольшой духовой… … Словарь иностранных слов русского языка

корнет-а-пистон — а, м. cornet à pistons букв. рожок с клапанами. муз. Корнет с поршневым вентильным механизмом. БАС 1. Дирижер чуть не заболел, cornet à piston потерял анбушюр. С. Колошин Светские язвы. // Утро 1859 1 33. Я придумал, что следует вместе с… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КОРНЕТ-А-ПИСТОН — КОРНЕТ А ПИСТОН, корнет а пистона, муж. (франц. cornet à pistons, букв. рожок с клапанами) (муз.). Медный духовой музыкальный инструмент в виде небольшой изогнутой трубы с тремя клапанами. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КОРНЕТ-А-ПИСТОН — КОРНЕТ А ПИСТОН, корнет а пистона, муж. Медный духовой мундштучный музыкальный инструмент типа трубы (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

корнет-а-пистон — корнет а пистон, корнет а пистона … Орфографический словарь-справочник

КОРНЕТ-А-ПИСТОН — (франц. cornet a pistons) духовой медный мундштучный музыкальный инструмент, родственный трубе. Распространен с нач. 19 в … Большой Энциклопедический словарь

корнет-а-пистон — сущ., кол во синонимов: 3 • инструмент (541) • пистолет (52) • труба (93) Словарь синонимов … Словарь синонимов

корнет-а-пистон — <<корнет а пист<>о<>н>> [не] и [нэ], а; м. [франц. cornet à pistons] Корнет (2.К.) с поршневым вентильным механизмом. * * * корнет а пистон (франц. cornet á pistons), духовой медный мундштучный музыкальный инструментт, родственный трубе.… … Энциклопедический словарь

корнет-а-пистон — (не/) и (нэ/) а; м. (франц. cornet a pistons); см. корнет II с поршневым вентильным механизмом … Словарь многих выражений

корнет-а-пистон — муз. инструмент. Из франц. соrnеt à pistons; см. Горяев, ЭС 447 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Корнет (корнет-а-пистон)

В мире существует множество медных духовые инструментов. При их внешнем сходстве каждый обладает своими характерными особенностями и звучанием. Об одном из них – в данной статье.

Общие сведения

Корнет (в переводе с французского «cornet a pistons» – «рожок с поршнями»; с итальянского «cornetto» — «рожок») — музыкальный инструмент группы медных духовых, оснащенный поршневым механизмом. Внешне выглядит как труба, но различие состоит в том, что у корнета трубка шире.

По систематизации является частью группы аэрофонов: источником звука является столб воздуха. Музыкант пускает воздух в мундштук, тот скапливается в резонирующем теле и воспроизводит звуковые волны.

Ноты для корнета записываются в скрипичном ключе, в партитуре строка корнета чаще всего располагается под партиями труб. Используется как соло, так и в составе духовых и симфонических оркестров.

История возникновения

Предшественниками медного инструмента были деревянный рожок и деревянный корнет. Рожок в далеких веках использовался для подачи знаков охотникам и почтальонам. В Средневековье возник деревянный корнет, который пользовался популярностью на турнирах рыцарей и всевозможных городских мероприятиях. Сольно его использовал великий итальянский композитор Клаудио Монтеверди.

В конце 18 века деревянный корнет утратил свою популярность. В 30-х годах 19 века Сигизмунд Штельцель сконструировал современный корнет-а-пистон с поршневым механизмом. Позднее известный корнетист Жан-Батист Арбан внес весомый вклад в распространение и пропаганду инструмента по всей планете. Французские консерватории стали открывать многочисленные классы по игре на корнете, инструменты наравне с трубой начали внедряться в различные оркестры.

В Россию корнет попал в 19 веке. Великий Царь Николай I с виртуозностью великих исполнителей владел игрой на различных духовых инструментах, среди которых был и медный корнет-а-пистон.

Устройство инструмента

Говоря о конструкции и строении инструмента, надо сказать, что внешне он очень схож с трубой, но имеет более широкую и не такую длинную мензуру, благодаря чему обладает более мягким звуком.

На корнете может применяться как вентильный механизм, так и пистоны. Инструменты с вентильным механизмом получили большую распространенность из-за простоты использования и надежности устойчивости строя.

Система поршней выполнена в виде клавиш-кнопок, расположенных сверху, в одной линии с мундштуком. Длина корпуса без учета мундштука составляет 295-320 мм. На некоторых образцах установлен специальный крон для перестройки инструмента на пол тона ниже, т.е. из строя B в строй A, что позволяет музыканту быстрее и легче исполнять партии в диезных тональностях.

Звучание

Диапазон фактического звучания корнета довольно большой – почти три октавы: от ноты ми малой октавы до ноты до третьей октавы. Такой размах дает исполнителю большую свободу в элементах импровизации.

Говоря о тембрах музыкального инструмента, необходимо сказать, что нежность и бархатность звучания существует лишь в регистре первой октавы. Ноты ниже первой октавы звучат более мрачно и зловеще. Вторая же октава кажется слишком крикливой и резко звонкой.

Такими возможностями окраски звука пользовались многие композиторы в своих произведения, выражая эмоции и чувства мелодической линии через тембр корнет-а-пистон. Так например Берлиоз в симфонии “Гарольд в Италии” использовал зловещие крайние тембры инструмента.

Использование

Благодаря своей беглости, подвижности, красоте звучания, корнетам посвящались сольные линии в крупных музыкальных сочинениях. В русской музыке инструмент нашел применение в Неаполитанском танце в известном балете «Лебединое озеро» Петра Чайковского и танце балерины в спектакле «Петрушка» Игоря Стравинского.

Корнет-а-пистон покорил и музыкантов джазовых ансамблей. Одними из всемирно известных виртуозов джаза, играющих на корнете, были Луи Армстронг и Кинг Оливер.

В 20 веке, когда были труба была усовершенствована, корнеты потеряли уникальное значение и практически полностью ушли из состава оркестров и джазовых трупп.

В современных реалиях корнеты можно изредка услышать на концертах, иногда в духовых оркестрах. А еще корнет-а-пистон применяется как учебное пособие для студентов.

Что такое корнет

Корнет (он же корнет-а-пистон) – духовой музыкальный инструмент, изготовленный из меди. В прошлом он был главным солистом духового оркестра, но с течением времени утратил эту роль, и слава его несколько померкла.

Читайте также  Интересные музыкальные приложения для android

Предшественником классического корнета является почтовый рожок – деревянный, но, тем не менее, прямой предок современных медных духовых. Рожок обладает богатой и яркой историей. Согласно библейским преданиям, именно с помощью звуков рожка жрецы Иудеи обрушили иерихонские стены. В Средневековье же рожок был постоянным спутником рыцарей и сопутствовал им в совершении славных (а иногда и не очень) подвигов.

Первоначальный вариант корнета изготавливали из древесины (в отличие от нынешнего корнет-а-пистона, выполненного из меди). Иначе он назывался «цинк» – это наименование корнет получил в германских землях. С XV по XVII столетие корнет входил в число самых часто встречающихся европейских музыкальных инструментов, и повсеместно применялся для солирующих партий. В эпоху Возрождения цинк являлся непременным атрибутом любого европейского городского праздника, особенно в Италии, для этого инструмента было написано множество музыкальных произведений. История сохранила имена двоих виртуозных корнетистов тех времен – на скрижалях времени остались Клаудио Монтеверди и Джованни Боссано.

Однако в XVII веке у корнета появился серьезный конкурент, постепенно вытеснивший его с поста главного солиста в ансамбле – скрипка. Дольше всего цинк продержался в северной части Европы, где ещё в конце XVIII столетия специально под этот инструмент писались партии соло. К XIX веку классический корнет из дерева – цинк – полностью утратил актуальность и востребованность. В настоящее время этот инструмент применяется только для воссоздания старинных народных мелодий.

Медный же вариант корнета – корнет-а-пистон – был изобретен в 1830 году в столице Франции. Его создателем считается Сигизмунд Штельцель. Изобретатель снабдил инструмент двумя вентильными механизмами, появившимися совсем незадолго до того (в начале века) и революционно расширившими потенциал медных духовых. Новинка постепенно набирала популярность, и за 40 лет вошла в моду настолько, что в парижской консерватории открылись курсы по широкому обучению граждан мастерству игры на корнет-а-пистоне. Их инициатором и самым первым профессором на этих курсах стал Жан-Батист Арбан, популярный французский виртуоз-корнетист.

К завершению XIX века инструмент вышел на максимум популярности. Этому способствовало большое преимущество корнета над прочими медными духовыми – с его помощью можно было играть беглые партии, сложные для остальных духовых инструментов. Благодаря выразительному, ярко окрашенному звучанию и технической подвижности корнет-а-пистона многие композиторы того времени делегировали именно ему сольные мелодические линии, рисующие основную мелодию произведения.

В Российской империи медный корнет появился даже немного раньше – в середине XIX века, ещё при Николае Павловиче. Николай I и сам неплохо владел музыкальными инструментах, освоив цинк, корнет-а-пистон, валторну и флейту – до него таких навыков за российскими государями замечено не было (отметим, что сам император шутливо называл все свои виды инструментов попросту «трубами»). Как отмечали его современники, музыкальные способности у Николая были выдающиеся. Трудно судить через призму веков, было ли это придворной лестью или же реальной оценкой таланта императора – выступал Николай Павлович исключительно на камерных концертах в Зимнем дворце, где широкого круга слушателей (да и вообще посторонних людей), разумеется, не было. Играл государь в том числе и свои собственные музыкальные сочинения – чаще всего это были военные марши. Что же до популярности корнет-а-пистона среди широких слоев населения – о ней можно сделать вывод хотя бы по тому факту, что корнет удостоился неоднократных упоминаний в произведениях классиков русской литературы (А. Толстой «Хмурое утро», А. Чехов «Остров Сахалин», М. Горький «Зрители»).

Если говорить о конструкции самого инструмента, то внешне корнет походит на трубу, но с более короткой и широкой трубкой и с пистонами вместо вентилей. Трубка его корпуса напоминает конус с широким углублением, на его основании находится мундштук. Поршневая система корнет-а-пистона выполнена в виде кнопок-клавиш, расположенных сверху в одной плоскости с мундштуком. Одним из плюсов этого инструмента является его небольшая длина – немного более полуметра, что делает его весьма удобным в обращении.

По классификации инструментов корнет-а-пистон относится к группе аэрофонов – источником звука в нем является воздушная струя. Музыкант с силой дует в мундштук, воздух накапливается в корпусе и воспроизводит звуковые колебания.

Инструмент обладает довольно большим диапазоном – корнет-а-пистон может брать без малого три октавы. Это дает хороший простор для мелодических импровизаций. В первой октаве инструмент имеет мягкое, бархатное звучание; в малой тембр является более коварным и тягостным; во второй октаве звук кажется звонче, приобретает резкий, нагловатый эмоциональный окрас. Этим свойством корнет-а-пистона мастерски пользовались композиторы прошлого, отражая музыкальное настроение и эмоции мелодии через тембр инструмента. Большинство специалистов считает, что корнет можно сравнить даже не столько с трубой, играющей виртуознее, сколько с валторной, звучащей мягче и нежнее оригинала.

Корнет-а-пистон полюбился и джазменам – в свое время без этого инструмента трудно было представить себе джазовый ансамбль. Наиболее известные почитатели корнета из мира джаза – Л. Армстронг и Дж. «Кинг» Оливер.

Есть еще одна разновидность корнета, о которой стоит рассказать – эхо-корнет. Его популярность также пришлась на XIX век, а наибольшее распространение инструмент получил в Англии и в Америке. У эхо-корнета есть одно существенное конструктивное отличие от корнет-а-пистона – наличие второго, дополнительного, раструба. Переходя в момент игры на второй раструб, можно создать на нем приглушенное звучание, в результате чего голос инструмента приобретает эффект эха. Благодаря этой особенности эхо-корнет обрел своих собственных почитателей, под него даже создавались специальные музыкальные произведения с запланированным эхом для части мелодических линий, позволяющие инструменту максимально раскрыть свои возможности. Производились эхо-корнеты в небольших партиях, основным их изготовителем была компания «Booseys&Hawkes». В настоящее время похожие инструменты изготавливают в Индии, но качество их невысоко, поэтому мало-мальски опытные эхо-корнетисты по возможности подыскивают себе настоящие антикварные инструменты XIX века.

В XX веке были усовершенствованы приемы игры на трубе и модернизирована ее конструкция, что позволило ликвидировать отставание трубы от корнет-а-пистона в скорости пассажей и некоторую прямолинейность ее звучания. В результате этого корнеты понемногу утратили свое уникальное значение, и почти совсем пропали из состава оркестров. Сегодня подавляющее большинство партий, написанных композиторами для корнетов, играют трубы, в то время как корнет-а-пистон практически забыт – редко когда возможно услышать его натуральное звучание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: