Когда лучше начинать обучение музыке? - OXFORDST.RU

Когда лучше начинать обучение музыке?

Как и когда начинать учить ребенка музыке?

Учиться, как говорится, никогда не поздно. Есть среди профессиональных музыкантов те, кто пришел в музыку, будучи уже взрослым. Если учиться для себя, то тут уж точно никаких ограничений нет. Но сегодня давайте поговорим о детях. Когда им начинать учиться музыке и когда лучше всего отдать ребенка в музыкальную школу?

Прежде всего, хочется подчеркнуть мысль о том, что учиться музыке и учиться в музыкальной школе — это не одно и то же. Общаться с музыкой, а именно слушать ее, петь и играть на инструменте самому лучше начинать как можно раньше. Пусть музыка войдет в жизнь ребенка так же естественно, как, например, умение ходить или говорить.

Как заинтересовать ребенка музыкой в самом раннем детстве?

Роль родителей заключается в том, чтобы организовать музыкальный быт ребенка, окружить его музыкой. Малыши во многом стараются подражать взрослым, поэтому если они слышат пение мамы, папы, бабушки, а также братика или сестрички, то, непременно, будут петь и сами. Поэтому хорошо, если кто-то в семье поет песни для себя (например, бабушка во время приготовления пирога), ребенок будет впитывать эти мелодии.

Разумеется, с ребенком можно и нужно разучивать детские песни целенаправленно (только без фанатизма), но должны быть в музыкальном окружении и такие песни, которые, например, мама просто поет для ребенка (петь песни — все равно что рассказывать сказки: про лису, кота, медведя, отважного рыцаря или прекрасную принцессу).

Неплохо иметь дома музыкальный инструмент. Со временем ребенок может начать подбирать на нем мелодии, которые он запомнил. Лучше , если это будет пианино, синтезатор (можно и детский, но только не игрушечный — у них обычно нехороший звук) или, например, металлофон. В общем, подойдёт любой инструмент, на котором звук возникает сразу (соответственно, меньше подходит для первой встречи с музыкой сложный в освоении инструмент — например, скрипка или труба).

Инструмент (если это фортепиано) обязательно должен быть хорошо настроен, так как фальшивое звучание не понравится ребенку, он почувствует раздражение, и весь этот опыт оставит лишь неблагоприятное впечатление.

Как ввести ребенка в мир музыки?

Активную работу над развитием музыкальности ребенка можно проводить с помощью музыкальных игр с пением, движением и музицированием на простых инструментах (например, треугольник, колокольчики, маракасы и т. д.). Это может быть общее семейное развлечение или организованная игра в группе детей примерно того же самого возраста. Сейчас это направление детской педагоги стало очень востребованным и популярным, оно связано с именем знаменитого композитора и педагога Карла Орфа. Если вам интересна данная тема, то советуем поискать видео и информацию по Орф-педагогике.

Целенаправленные занятия по игре на каком-нибудь инструменте можно начинать уже с 3-4 летнего возраста, можно и позже. Только занятия не должны быть навязчивыми и слишком серьезными — спешить пока некуда. Ни в коем случае не стоит отдавать ребенка на «растерзание» (полноценное обучение) в музыкальную школу в возрасте 6 лет, и даже в 7 лет ещё рано!

Когда следует отдать ребенка в музыкальную школу?

Идеальный возраст — 8 лет. Это должно быть время, когда ребенок учится во втором классе общеобразовательной школы.

К сожалению, дети, которые пришли в музыкальную школу в 7 лет, очень часто бросают её. Всему виной — слишком высокая нагрузка, которая неожиданно свалилась на плечи первоклассника.

Нужно обязательно дать ребенку возможность сначала адаптироваться в своей основной школе, и только потом вести его ещё куда-то. В музыкальной школе, помимо занятий по игре на инструменте есть уроки хора, сольфеджио, музыкальной литературы. Намного легче и эффективнее ребенок будет осваивать эти предметы, если к началу их изучения он уже научится бегло читать обычный текст, освоит счёт, простейшие арифметические действия и римские цифры.

Дети, которые начинают ходить в музыкальную школу в 8 лет, как правило, учатся ровно, хорошо усваивают материал, и у них все получается.

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке?

Споры о возрасте, с которого можно начинать учиться музыке, ведутся давно, но по большому счету в этих спорах так и не родилась однозначная истина. Правы и сторонники раннего (а также очень раннего) развития – ведь маленький ребенок впитывает любую доступную информацию как губка, закладывая мощный фундамент для дальнейшего развития.

Убедительные аргументы приводят и противники слишком раннего обучения. Это и эмоциональные перегрузки, и психологическая неготовность малышей к систематическим занятиям, и физиологическая незрелость их игрового аппарата. Кто же прав?

Развивающие занятия для самых маленьких деток – вовсе не современное ноу-хау. Еще в середине прошлого века японский профессор Синити Сузуки успешно обучал трехлетних ребятишек игре на скрипке. Он не без основания полагал, что каждый ребенок потенциально талантлив, важно развивать его способности с самого раннего возраста.

Советская музыкальная педагогика регламентировала обучение музыке таким образом: с 7 лет ребенок мог поступить в 1 класс музыкальной школы (всего было семь классов). Для младших деток при музыкальной школе существовала подготовительная группа, в которую брали с 6 лет (в исключительных случаях – с пяти). Такая система просуществовала очень долго, пережив и советский строй, и многочисленные реформы в общеобразовательных школах.

Но «ничто не вечно под луной». Новые стандарты пришли и в музыкальную школу, обучение в которой теперь рассматривается как предпрофессиональная подготовка. Нововведений много, в том числе затрагивают они и возраст начала обучения.

В первый класс ребенок может поступать с 6,5 до 9 лет, а учеба в музыкальной школе продолжается 8 лет. Подготовительные группы с бюджетными местами теперь упразднены, поэтому желающие учить деток с более раннего возраста вынуждены будут платить довольно внушительные деньги.

Такова официальная позиция в плане начала обучения музыке. В реальности сейчас существует масса альтернативных вариантов (частные уроки, студии, развивающие центры). Родитель при желании может приобщить свое чадо к музыке с любого возраста.

Когда начинать учить ребенка музыке — вопрос очень индивидуальный, однако в любом случае решать его нужно с позиции «чем раньше, тем лучше». Ведь обучение музыке не обязательно подразумевает игру на инструменте, в раннем возрасте с этим можно и подождать.

Музыка — такой вид искусства, который дети способны воспринимать с первых дней жизни, и даже до рождения. Мамины колыбельные, ладушки-ладошки и прочие народные прибаутки, равно как и звучащая фоном классическая музыка — это все «предвестники» обучения музыке.

Дети, посещающие детские сады, дважды в неделю занимаются там музыкой. Пусть это далеко не профессиональный уровень, но польза есть несомненно. А если повезло с музыкальным руководителем, то можно не беспокоиться о дополнительных занятиях. Останется просто дождаться нужного возраста и пойти в музыкальную школу.

Обычно родители задумываются, в каком возрасте начинать занятия музыкой, подразумевая — насколько рано можно это делать. Но есть и верхняя граница возраста. Конечно, учиться никогда не поздно, но смотря о каком уровне музыкального образования говорить.

Для общего развития можно начинать постигать музыкальное искусство и на пенсии. Но если говорить о профессиональном владении инструментом, то даже в 9- летнем возрасте начинать уже поздновато, по крайней мере для таких сложных инструментов, как фортепиано и скрипка.

Итак, оптимальный (среднестатистический) возраст начала обучения музыке 6,5-7 лет. Конечно, каждый ребенок уникален, и решение нужно принимать индивидуально, учитывая его способности, желание, темпы развития, готовность к занятиям и даже состояние здоровья. И все же лучше начать капельку раньше, чем опоздать. Внимательный и чуткий родитель всегда сумеет привести ребенка в музыкальную школу вовремя.

Без комментариев

Со скольки лет отдавать ребенка на уроки музыки?

Родителям всегда хочется, чтобы их ребенок гармонично развивался в самых разнообразных направлениях. Дети тянутся к творческим занятиям — лепке, рисованию и, конечно же, музыке. Музыка считается одной из сфер, отражающей реальность благодаря передаче ощущений, впечатлений и чувств с помощью звука. Успеху в данной сфере предшествует детство на лоне природы, игра с другими малышами и внимательность родителей. В данной статье можно ознакомиться с несколькими советами для родителей, желающих отдать малыша на уроки музыки.

Читайте также  Знаменитые песенки из мультфильмов

Как привить ребенку заинтересованность в музыке?

Родителям нужно помнить о том, что ребенка важно подготовить к музыкальной школе. Как это сделать? В первую очередь давать малышу слушать классические произведения, а также итальянскую оперу. Вдвойне хорошо, если родители включают малышу видео с концертов. Маленьким детям сложно концентрировать внимание очень долго, а потому прослушивание музыки можно объединить с игрой на детских барабанах, бубнах, треугольниках или деревянных ложках. Также для малыша подойдет и блокфлейта.

Психологи рекомендуют начинать музыкальное образование с или даже с лет.

Благотворно может повлиять посещение концертов классической музыки, где дети могут не только в живую послушать произведения, но и увидеть живой оркестр. Перед посещением концерта рекомендуется ознакомить ребенка с музыкальными записями. Соединяя метод игры и прослушивание композиций можно вызвать заинтересованность малыша. Плюсом могут стать и занятия танцами, ведь маленькие дети любят двигаться.

Со скольки лет отдавать ребенка на уроки музыки?

Вопрос возраста остается сугубо индивидуальным. Некоторые мамы слушают классику еще во время беременности. Психологи считают, что такие дети более восприимчивы, творческие и чувствительные. Дети любят шуметь, петь и играть, но далеко не все обладают нужной усидчивостью. Некоторые малыши в три года говорят, что хотят играть на гитаре, а некоторые даже в школьном возрасте не понимают, что им интересно. Родителям, желающим развивать творческие способности ребенка, необходимо начинать занятия с малышом как можно раньше (еще в 3–4 года). В 4–5 лет можно отвести ребенка к преподавателю. Опытный педагог играет с ребенком в музыкальные игры, поет и танцует с ним. Именно через игру можно узнать о чувстве ритма ребенка, а также об уровне его музыкальности. Кроме того, игры подготавливают ребенка к игре на музыкальных инструментах, а также к различным дополнительным занятиям из курса музыкальной школы (сольфеджио, хор). Занятие с преподавателем дважды в неделю помогут быстро понять степень заинтересованности ребенка.

Как найти «свой» инструмент?

Очень часто родители мечтают, чтобы их ребенок играл на гитаре или на фортепиано. Музыкально одаренный ребенок следует советам родителей, но со временем он теряет интерес и удовольствие от самого процесса, ведь хотелось играть на флейте, но не на фортепиано.

Прежде чем отдавать ребенка на уроки музыки, лучше сходить с ним в музыкальную школу и показать разные инструменты. Малыш сам потянется к тому, что ему близко.

Некоторых детей вдохновляют мультипликационные персонажи, фильмы, передачи по телевидению, а потому они сами демонстрируют желание играть.

Первый год обучения

Со скольки лет отдавать ребенка на уроки музыки зависит от самого ребенка, но родителям важно запомнить, что первый год малышу будет сложно. Чаще всего в школах набирают группы детей по 5 лет, а потому важно выработать систему дисциплины. Игра на инструменте длится около часа на уроке, но важно привить малышу желание заниматься и дома. В данном случае прекрасным решением может стать домашний концерт, когда ребенок чувствует себя в центре внимания родителей и развивает технику игры.

Несколько простых правил:

  1. Главное — желание ребенка
  2. К выбору учителя нужно подходить очень ответственно
  3. Оптимальный возраст для обучения в музыкальной школе — 5 лет
  4. Начинать заниматься музыкой лучше с 3–4 лет
  5. Ребенок должен сам выбрать себе инструмент

Музыкально-эстетическая школа Music stars

Комплексные занятия музыкой по программе Music Stars в семейном клубе VikiLand

Музыкально-эстетическая школа Music stars направленна на всестороннее обучение музыкальному искусству благодаря комплексным занятиям вокалом, сольфеджио, хореографией и фортепиано.

Единый цикл занятий по уникальной программе, позволяющий развивать:

    Музыкальную культуру и художественный вкус Навыки вокального мастерства, сценической речи, актерского мастерства Трудолюбие, творческую инициативность Стремление открывать новое в музыкальном искусстве и творчестве в целом.

Музыкальное образование: с чего начать

ногие родители желают дать музыкальное образование своим детям. Нередко сами они не музыканты, слабо разбираются в вопросах такого образования, но твердо знают, что оно полезно, потому что воспитывает вкус, развивает важные качества ума и характера.

Получается, что родители довольно смутно представляют себе, с чего начать. Какому инструменту отдать предпочтение? Может быть, лучше учить ребенка пению? Нужна ли предварительная подготовка или можно обойтись без нее? В каком возрасте лучше начинать музыкальное воспитание?

Статья поможет родителям определиться с выбором.

Обучение или подготовка?

В узком смысле слова под подготовкой понимают только подготовку ребенка к обучению в музыкальной школе. Но есть ли смысл ставить вопрос так узко?

Известно, что слух у эмбриона человека начинает формироваться в 4,5 месяца. Исходя из этого, вопрос о подготовке снимается сам собой. Абсолютно все, что слышит ребенок, повлияет на его слух и другие музыкальные способности. Звуковое окружение будет готовить его к обучению музыке, а насколько богатым и качественным будет это окружение – зависит от родителей.

Не случайно психологи советуют мамам разговаривать с еще не родившимся малышом, петь и играть ему, слушать спокойную, мелодичную музыку. Это стимулирует не только развитие слуха, но и общее развитие младенца.

Для слушания не подходит музыка резкая, слишком экспрессивная, грубая, пугающая. Что касается стилей, то это не важно. Джазовая, классическая, народная, звуки природы в записи, — все это подойдет.

То же самое нужно делать с новорожденным. До 3-3,5 лет органы чувств и мозг развиваются так интенсивно, как это не повторится никогда больше в жизни человека. Мозг обрабатывает огромные объемы информации, и чем больше «пищи» он получает, тем более тонким и совершенным становится восприятие. То, что упущено в эти годы, очень трудно наверстать (есть даже мнение, что «после трех» заниматься с ребенком « уже поздно »).

Необходимо создать вокруг малыша музыкальную атмосферу. Есть много детских музыкальных инструментов (маленькие клавиши, барабаны и другие шумовые инструменты, простейшие дудочки). Приобретите несколько из них, только обратите внимание на качество инструментов. Они должны быть сделаны крепко, добротно, а нешумовые инструменты должны обладать чистым строем.

Научите ребенка обращаться с инструментами. Покажите, как барабанить палочками, как сыграть пальчиками на клавишах несколько звуков друг за другом, как извлечь звук из дудочки. Когда малыш освоится, придумывайте игры с инструментами, стучите на барабане, подыгрывайте под пение, под музыку, устройте маленький оркестр.

А еще важно учить ребенка двигаться под музыку, это развивает чувство ритма. Дети сами по себе подвижны, и требуется лишь направить их непоседливость в верную сторону.

Если дома есть фортепиано или другие «взрослые» инструменты, обеспечьте к ним свободный доступ, объясняя при этом не только, как играть на инструменте, но и как за ним ухаживать. Тогда ребенок поймет, что взрослые инструменты – не просто игрушки.

Очень хорошо давать ребенку слушать живую музыку. Играйте сами, если умеете, берите детей на концерты, если есть такая возможность.

Вопрос возраста

Те родители, кто слышал о маленьком Моцарте, начавшем играть в три года, задаются вопросом возраста, в котором следует уже не просто развивать музыкальные способности ребенка, а «усаживать его за инструмент».

На самом деле, максима звучит так: «чем раньше, тем лучше». И здесь нужно остановиться и спросить себя: «Для чего мой ребенок должен заниматься музыкой? Станет ли он профессиональным музыкантом или он будет учиться для того, чтобы быть развитым, культурным, общительным, трудолюбивым, умным человеком?»

Читайте также  Детские подвижные игры под музыку

При первом варианте ответа в 3-3,5 года начать заниматься музыкой целенаправленно будет правильно. Помните, однако, что Моцарт – это редкое исключение, и немало великих музыкантов начинали позже.

При втором – лучше продолжать подготовку и общее развитие ребенка, поддержать и усилить его интерес к музыке.

Что касается выбора инструмента, то здесь нужно присмотреться к ребенку, посоветоваться с педагогами. Для игры на фортепиано хороши длинные пальцы, а вот аккордеонисту они, наоборот, будут мешать (хотя клавиши на обоих инструментах одинаковые). Необходимо учесть и желание самого ребенка: не нужно настаивать на флейте, если ребенку нравится гитара. На самом деле, не так важно, на каком инструменте будет играть ребенок (его даже можно поменять во время обучения). Важнее общее музыкальное развитие, и вот его лучше начинать как можно раньше.

У разных инструментов существует разный оптимальный возраст для начала занятий. Он зависит от степени сформированности игрового аппарата (пальцев, корпуса, мышечной массы, амбушюра, связок). Лучший возраст для большинства инструментов – 6-7 лет, но есть и такие, на которых начинают играть только с 10-12 лет. Специалист-педагог хорошо знает, как должен быть развит ребенок для успешного обучения и какие нагрузки ему полезны. К тому же физическое развитие у детей одного возраста бывает разным, и дети могут сильно отличаться друг от друга. Поэтому принимать решение о начале серьезных занятий нужно только, посоветовавшись с педагогом.

Есть и верхняя граница возраста. Считается, что 9 лет – уже поздновато для профессионального овладения инструментом. Поговорка «лучше начать чуть раньше, чем опоздать» справедлива. При этом верхняя граница возраста не существует, если ребенок учится играть для общего развития, для удовольствия!

И еще об одном следует помнить. Не стоит начинать плотно заниматься музыкой одновременно с началом занятий в общеобразовательной школе. Нагрузка, физическая и психологическая, может оказаться неприемлемой.

Учить музыке – не значит сразу же играть. Во многих музыкальных школах и школах искусств детей 3-4 лет принимают в группы раннего эстетического развития. Малыши в них занимаются не только музыкой, но и рисованием, танцами, ритмикой. Занятия построены в игровой форме, они интересны малышу, ребенок не чувствует, что «его развивают». С малышами работают профессиональные педагоги, у них больше опыта и средств, а значит, качество занятий очень высокое. Следует отметить, что и в этих группах трехлетнего малыша за инструмент не усаживают. Это делают не раньше, чем на второй год обучения в группе.

В детских садах два раза в неделю проводятся музыкальные занятия. Если их ведет педагог-профессионал, то эти занятия дадут ребенку хорошую музыкальную подготовку.

Вы заметили, как часто в статье упоминался учитель? Это не случайно.

Роль учителя

В любом деле учитель – ключевая фигура. Учитель, увлеченный своим предметом, знающий его, умеющий передать свои знания и увлеченность детям, всегда добьется хорошего результата. В обучении музыке от учителя зависит 90% успеха ребенка. Под успехом мы будем понимать не просто профессиональный рост исполнительского мастерства, а степень развития музыкальных способностей, степень увлеченности музыкой, желание преодолевать трудности и достигать новых вершин.

Причин этому две. Во-первых, обучение игре на инструменте или сольному пению происходит один на один. В силу этого между учителем и учеником устанавливается очень тесный контакт, в том числе эмоциональный. Во-вторых, сам предмет, которому учится ребенок, требует особого внимания к содержанию обучения. Научить исполнять музыку – значит научить понимать ее. А что такое музыка? Это язык чувств. Достигнуть единства в понимании такой «тонкой материи» не так просто, как, к примеру, в понимании физических формул.

Поэтому, решив учить ребенка музыке, нужно заботиться, прежде всего, о том, как найти учителя (а не музыкальную школу). Роль учителя можно проиллюстрировать таким примером: если вы хотите учить ребенка игре на фортепиано, а хорошего учителя нет, но есть хороший учитель игры на скрипке, то нужно выбрать скрипку.

При этом не важно, где работает педагог, какие заслуги имеет. Он может всю жизнь заниматься детьми со средними данными, не ставя перед учениками цели стать лауреатами конкурсов или музыкантами-профессионалами. Или он берет трудных подростков, замещая в их сознании улицу миром музыки, и подростки, конечно, редко показывают выдающиеся результаты. Эти примеры иллюстрируют мысль, что опираться в выборе педагога на его именитость, на конкурсные достижения его учеников не следует. Хотя учесть их тоже нужно.

Хороший учитель музыки:

  • Умеет наладить контакт с учеником, добр к ребенку, в то же время умеет добиться результата, строг и требователен, если это необходимо.
  • Умеет работать с детьми «в разном стиле», в зависимости от индивидуальности каждого ученика. Ставит разным ученикам разные цели (по силам каждого – кому-то конкурс, а кому-то выступление на школьном концерте) и добивается их достижения.
  • Он, прежде всего, учитель музыки, а потом уже (возможно) исполнитель музыки. Известно, что не все хорошие исполнители могут быть хорошими учителями. Это разные компетенции.
  • Во главе угла для него стоит польза для ребенка (с точки зрения ближайшей и отдаленной перспективы развития), а не академические концерты и конкурсы.
  • Он сам любит музыку, умеет передать любовь и восхищение музыкой ученику.
  • Объясняет не только техническую сторону исполнения, но и художественную. Не отдает предпочтения технике в ущерб художественности.
  • Не допускает ремесленничества! Гаммы и упражнения не становятся самоцелью.

У такого учителя дети занимаются дома с желанием, а на урок бегут как на праздник. Кто-то скажет, что таких идеальных учителей не бывает. Это не так. Просто нужно задаться целью и искать.

Расспрашивайте знакомых, чьи дети учатся музыке, посещайте концерты в музыкальных школах, присматривайтесь к детям. Хорошего педагога видно по его ученикам.

Кстати, совсем не обязательно искать только в музыкальной школе. Это может быть и частный педагог, отличные учителя могут быть в студиях, развивающих центрах, домах культуры.

Как выбрать музыкальную школу

Все-таки чаще всего обучение ребенка музыке предполагает его учебу в музыкальной школе или школе искусств.

Чтобы не ошибиться с музыкальной школой и не разочароваться в ней, надо знать ее специфику.

  1. Обучение в музыкальной школе направлено на воспитание профессионального музыканта. Поэтому преобладать там будет классический репертуар. Это значит, что ребенок не будет баловать родителей, родственников и гостей популярной песней, а будет разучивать Баха и Чайковского.
  2. Чтобы те профессиональные навыки, которые дает музыкальная школа, использовались для других целей (исполнения популярной музыки, к примеру), нужны инициатива ребенка (родителей) и дополнительные занятия.
  3. Для учебы нужно будет приобрести инструмент и организовать дома рабочее место для самостоятельных занятий.
  4. Нагрузка в музыкальной школе довольно высока. В неделю примерно 5-6 уроков по 45 минут: два урока специальности, по одному уроку сольфеджио и музыкальной литературы (слушание музыки), один или два урока хора. И все это уже в начальных классах школы.
  5. Потребуется заниматься дома, каждый день и определенное количество времени. Это дополнительная нагрузка. Она может спровоцировать так называемый «кризис лени» (когда ребенок хочет бросить учебу).

Сложности, которые могут возникнуть в музыкальной школе:

  • Расстановка приоритетов с программой в общеобразовательной школе.
  • Невысокая индивидуализация обучения, его стандартизированность — подгон обучения под единый стандарт, принятый в школе.
  • Дефицит педагогов по самым популярным инструментам, невозможность выбора учителя, смены учителя по желанию родителей и ученика.

Все эти пункты надо учитывать и быть готовым к возможным трудностям. Если вы предполагаете, что ребенок не станет профессиональным музыкантом, есть смысл поискать другую форму обучения. Вместе с тем, если музыкальная школа славится своими педагогами, и знакомые дети ходят в нее с удовольствием – не бойтесь никаких трудностей!

Читайте также  Песни об ссср: пока помним – живём!

Раннее музыкальное развитие детей

Особенности раннего музыкального развития

Практически каждая мама слышала призыв о том, что раннее музыкальное воспитание для ребенка необходимо. И если раньше таковым считался возраст 5-6 лет, то сегодня психологи и педагоги рекомендуют начинать прививать ребенку любовь к музыке еще на этапе внутриутробного развития. И ошибочно думать, что раннее музыкальное развитие – это изнурительные занятия музыкой. Скорее, это игра, которая постепенно прививает хороший музыкальный вкус, любовь к прекрасному, развивает духовность малыша. Ведь главная цель развития – изменение и совершенствование уже имеющихся способностей, умений.

Чтобы добиться прогресса в музыкальном развитии ребенка, нужно способствовать этому различными способами: создать оптимальную атмосферу дома, заинтересовывать ребенка классической музыкой и современными произведениями для детей, познакомить малыша с музыкальными инструментами и учить игре на них. Но стоит ли уделять раннему музыкальному развитию ребенка столько внимания и времени?

Плюсы и минусы раннего музыкального развития

Каждому родителю приятно видеть, как его ребенок добивается успехов в разных сферах деятельности в столь юном возрасте. Однако некоторые взрослые искренне не понимают, зачем истязать малышей-дошкольников массой дополнительных занятий, которые немного позже будут преподаваться в школе. Кто прав, каждый решит для себя сам. А мы в свою очередь приведем положительные и отрицательные стороны раннего музыкального развития ребенка, которые помогут сделать правильный выбор.

Итак, плюсами являются:

  • развитие врожденных задатков ребенка, которые впоследствии, возможно, станут его основной деятельностью;
  • активное развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, логики и т.д.;
  • формирование личностных качеств ребенка;
  • освоение координации движений;
  • формирование способности к обучению;
  • развитие четкой, осмысленной, красивой речи с правильной интонацией;
  • развитие эстетических и духовных чувств, творческих способностей.

Может ли музыка оказать негативное влияние на ребенка? В некоторых случаях – да:

  1. Если выбран неправильный репертуар для обучения ребенка (например, вместо классики – застольные композиции).
  2. Если педагог неправильно составил программу обучения (например, требования учителя не соответствуют возрасту ребенка).
  3. Если педагог оказывает давление на ребенка в процессе обучения.
  4. Если не учитываются индивидуальные особенности малыша.

Любое неправильное действие взрослого может убить желание ребенка заниматься музыкой. Если же уроки поставлены правильно, раннее музыкальное развитие оказывает исключительно положительное влияние на детей.

Методики раннего музыкального развития детей

Каждая из представленных ниже методик раннего музыкального развития уникальна, эффективна и признана разными странами всего мира. Их основателями стали такие известные музыканты, как Шиничи Сузуки, Золтан Кодали и Карл Орф. В чем же заключаются методики? Рассмотрим далее.

Раннее музыкальное развитие по методу ШиничиСузуки

Гениальный музыкант на собственном опыте понял, что учиться музыке может каждый, независимо от того, есть ли у него особый талант. Причем музыкальное развитие лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок учится говорить. Ведь музыка – как речь человека: ее может выучить каждый. Так в детстве Шиничи Сузуки начал наигрывать мелодии на скрипке, совершенно не зная нотной грамоты. Это стало первым шагом к его известному будущему.

Метод Сузуки заключается в главном принципе подражания: дети склонны к подражанию взрослым абсолютно во всех сферах. Так почему не воспользоваться этой особенностью детского восприятия? На занятиях малыш может слушать музыку, пытаться воспроизводить звуки на музыкальных инструментах, повторяя за педагогом. Однако принуждать к этому детей категорически нельзя: так можно свести на нет весь энтузиазм малыша.

Сузуки убеждает, что музыкальное обучение детей нужно начинать сразу же после рождения. Это может быть всего одно произведение, разбитое на несколько музыкальных фраз. Благодаря ежедневному прослушиванию композиции или отдельной фразы, взятой из произведения, ребенок уже спустя полгода запомнит ее на всю жизнь без всякой нотной грамоты. Очень важный момент в методике Сузуки – ежедневное повторение изучаемого материала, ведь чем чаще ребенок практикуется, тем лучше он осваивает информацию. Главное условие музыкального обучения – композиции должны звучать качественно, чисто, без посторонних шумов, а положение ребенка за инструментом должно быть правильным.

Раннее музыкальное развитие по ЗолтануКодали

Венгерский композитор и педагог за долгие годы практики пришел к выводу, что музыкальное образование нужно начинать в раннем возрасте, когда дети воспринимают новую информацию в процессе игр, пения, танцев. ЗолтанКодали считает, что именно пение, которое является главным музыкальным инструментом человека, помогает ребенку узнать родной язык, музыкальные традиции и культуру своей страны.

Кодали – сторонник поступательного музыкального развития, то есть он советует начинать обучение от простых знаний к более сложным. Так, в основу его обучения входят танцы, пение, слушание музыки и ритмика. Когда дети знакомы с этими понятиями, Кодали рекомендует начать изучение нотной грамоты. При этом главными обучающими методами являются игры, хлопки, хороводы, двигательные песни – без движения обучение музыке не может быть эффективным.

Как петь с детьми до 5 лет? Вот что советует Кодали:

  1. Отдавайте предпочтение коротким песням, в которых нужно использовать движения.
  2. В вашем репертуаре должно быть не менее 30 разных песенок, пойте их уверенно и без заминок – волнение взрослых всегда передается детям.
  3. Пойте без аккомпанемента.
  4. Меняйте темп песенок.
  5. Обязательно хвалите детей.
  6. Не ленитесь повторять песенки – дети очень любят повторы и с удовольствием подпевают взрослым.

Согласно методике Кодали, в обучении нужно использовать качественную музыку для детей или народные композиции.

Методика Карла Орфа

Главной задачей немецкого композитора было сформировать музыкальный вкус ребенка и развить его слух. В работе с детьми он задействовал тандем из музыки, движений, речи и элементов драматизации. Карл Орф считал, что музыка должна соответствовать психическому развитию ребенка. При этом ознакомление ребенка с музыкой не должно ограничиваться только классическими композициями: произведения должны отличаться по темпу, ритму и настроению.

В своей методике Орф особое место отводит отношению педагога и ученика. Так, согласно антологии композитора, педагог не должен быть авторитарным персонажем на занятиях – он должен помогать детям раскрыться, он обязан общаться с учениками посредством музыки. Как преподнести музыку детям – решает педагог, но главное – он должен импровизировать. Вся методика композитора построена на фантазировании, придумывании, творчестве – все это очень близко детям, а потому достаточно эффективно.

Особенности раннего музыкального обучения

Любое обучение должно быть постоянным и регулярным, поэтому как родителям, так и ребенку, нужно быть готовым к новому жизненному ритму. Помните, что занятия не должны быть навязчивыми. Лучше, если ваш ребенок будет посещать индивидуальные уроки.

Как правило, в домашних условиях можно использовать такие упражнения для раннего музыкального развития:

  • пальчиковые игры;
  • показ игрушек с пением;
  • поиск источников звука;
  • узнавание картинок по разным звукам;
  • танцевальные движения под музыку;
  • упражнения на развитие чувства ритма;
  • звукоподражание;
  • упражнения на развитие слуха;
  • игра на шумовых музыкальных инструментах (погремушках).

Такие упражнения подходят для малышей с 1-2 месяца после рождения. Постоянное использование подобных упражнений позволяет развить у ребенка чувство ритма, музыкальный слух, мелкую моторику пальцев рук. В дальнейшем это станет хорошей основой для музыкального образования. Поэтому, говоря о целесообразности раннего музыкального обучения, можно с уверенностью сказать, что даже если вы не пророчите своему чаду великое музыкальное будущее, отказываться от него не стоит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: