Камерная музыка - основные понятия - OXFORDST.RU

Камерная музыка — основные понятия

Сообщение на тему: «Камерная музыка» — особенности, разновидности и жанры

История возникновения

Родилось это музыкальное направление примерно в 16−18 вв. и являлось сначала только вокальным жанром. Предназначалось оно для небольших помещений, для музицирования в кругу семьи, среди ценителей этого искусства, для исполнения перед королевскими особами. Музыкантов, исполнявших такую музыку, называли камер-музыкантами. В настоящее время это почетное звание сохранилось в Германии и Австрии.

До 19 века камерная музыка звучала только в салонах для знати или узкого круга знатоков, позже начали проводиться концерты для широкой публики. Сама музыка трансформировалась, проникалась звучанием других известных направлений.

Разновидности коллективов

В зависимости от численности коллектива существует классификация их названий (от латинских числительных):

  • Два участника — дуэт
  • Три участника — трио
  • Четыре участника — квартет
  • Пять участников — квинтет
  • Шесть участников — секстет
  • Семь участников — септет
  • Восемь участников — октет
  • Девять участников — нонет
  • Десять участников — децимет

Все, что равно или более десяти:

  • Вокальный ансамбль с 10−20 участниками — камерный хор;
  • Инструментальный коллектив с более чем 12 участниками — камерный оркестр.

Главное правило численности — не более 25 человек.

Основные отличия

Помимо малого числа исполнителей и слушателей, особенностью камерной музыки является еще и уникальное звучание. У каждого инструмента здесь свой равноправный голос. Это значительно отличается от исполнения симфоническим оркестром, там при игре одну партию ведут в унисон несколько музыкантов.

Камерные произведения затрагивают множество тем, они очень эмоциональны. Такую музыку писали многие известные композиторы — Брамс, Шуберт, Дебюсси и др.

Жанры этого направления

Есть множество жанров (или стилей), которые включает камерная музыка, примеры можно рассматривать бесконечно:

  • Камерно-инструментальные миниатюры. Их отличие — большая самостоятельность и творческая активность каждого участника музыкального коллектива. В качестве примера можно привести песни без слов Мендельсона, прелюдии Шостаковича и Шопена, небольшие сочинения Скрябина и Рахманинова и т. д.
  • Камерная вокальная музыка (жанр песен и романса). Большое внимание уделяли этому жанру как зарубежные, так и русские композиторы — Р. Шуман, Ф. Шуберт, П. И. Чайковский, А. П. Бородин и другие. Их вокально-песенные циклы и вокальные миниатюры получили свою известность в конце 18 — начале 19 века.
  • Соната — жанр, предназначенный для инструментального исполнения, характеризуется трехчастным циклом и количеством исполнителей не более двух.
  • Трио — музыкальное произведение (так же называют ансамбль из трех музыкантов) для трех вокальных или инструментальных исполнителей. Фортепьянные трио создавали такие композиторы, как Бетховен, Рахманинов, Шостакович и многие другие.
  • Квартет — также может быть и жанром, и количеством музыкантов в коллективе. Инструменты, которые участвуют в исполнении, могут быть однородными (4 духовых или 4 смычковый, например) или смешанными. Возможно и использование вокала.
  • Прелюдия — это небольшая инструментальная пьеса, ее название с латыни переводится как вступление или предварительная игра. Поначалу она предваряла основную пьесу, а в 16−18 веке трансформировалась в самостоятельное произведение. В 19 веке стала одним из самых популярных и распространенных жанров камерной музыки. Композиторы, которые работали в данном направлении, — Рахманинов, Шостакович, Дебюсси
  • Этюд — от французского «учение», был предназначен для оттачивания технических навыков игры музыкантами. Сначала этюды предназначались для фортепьяно, а затем появились для скрипки, виолончели, позже — и для других инструментов. Европейские композиторы Паганини, Шуман, Мендельсон, а также многие русские и советские композиторы — Шостакович, Прокофьев, Кабалевский — сделали из этюда полноценное художественное произведение сложного исполнения. Таким образом, значение этого жанра сохранилось (этюд способствует оттачиванию мастерства музыкантов).
  • Песня. Музыкальная форма связывается с содержанием текста. Самая распространенная авторская форма ее — куплетная. В этом жанре работали очень многие великие русские и зарубежные композиторы: Шуберт, Берлиоз, Массне, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов.
  • Романс — вокальное произведение для голоса и инструмента. Литературоведы обращают внимание на сходство романса с балладой. Отличается от песни более выразительной мелодией и связью ее со словами.
  • Вокализ — от латинского «звучный или «певучий» — в контексте камерной музыки означает концертное вокальное произведение, чаще всего для сопрано, с инструментальным сопровождением. Отсутствие слов призвано показать красоту голоса. Вокализ приближен к инструментальному жанру. Пример — «Пять мелодий для голоса или скрипки с фортепиано» С. Прокофьева.

Камерная музыка в наши дни

Сегодня уже нет такой традиции, как в прошлые века, устраивать домашние концерты с небольшим коллективом музыкантов, однако направление это продолжает быть востребованным. По всему миру камерные залы и залы органной музыки собирают миллионы поклонников классических и современных авторов.

В разных городах России есть камерные залы и даже театры. Во всем мире известны российские исполнители — струнный оркестр «Виртуозы Москвы». Редко какой праздничный концерт обходится без их участия.

В наше время эта музыка звучит не только для монарших особ. Она продолжает радовать и остальных своих поклонников.

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА, в первоначальном значении музыка, предназначенная для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях – в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале. Постоянное исполнение камерной музыки в публичных концертах изменило значение термина. С конца 18 в. выражение «камерная музыка» прилагается к произведениям, написанным для исполнения ансамблем, в котором каждая партия предназначается одному исполнителю (а не группам, как в хоре и оркестре) и все партии более или менее равноправны (в отличие от произведений для солирующего голоса или инструмента с аккомпанементом). Настоящая камерная музыка, в соответствии с современным взглядом, носит сосредоточенный, углубленный характер, и камерные жанры лучше воспринимаются в небольших помещениях, в свободной обстановке, нежели в обычных концертах и в неподходящей для подобной музыки акустической среде больших залов.

В истории камерной музыки просматриваются три периода:

1. Период с 1450 по 1650, для которого характерно развитие техники игры на виолах и инструментах других семейств, постепенное выделение чисто инструментальной музыки при сохраняющемся преобладании вокального стиля. Среди дошедших до нас сочинений этого периода, написанных специально для инструментальных составов без голосов, – фантазии Орландо Гиббонса (1610) и канцоны и сонаты Джованни Габриели (1615).

2. Период с 1650 по 1750 отмечен распространением жанра трио-сонаты (обычно они сочинялись для двух скрипок и виолончели с клавиром, который обеспечивал гармоническую основу) и других ансамблей, как инструментальных, так и с участием голосов, которые обязательно сопровождались т.н. цифрованным басом (аккордами) клавишного инструмента. Среди мастеров трио-сонаты этого периода – Арканджело Корелли, Генри Пёрселл и Гендель.

3. Период с 1750 до современности, в котором доминирует струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели.

Основная структура современной камерной музыки – почти всегда трех- или четырехчастный сонатный цикл; свободные, часто программные формы, пристрастием к которым отмечена оркестровая музыка в 19 в., мало повлияли на камерные жанры, поскольку ограниченные тембровые возможности камерных ансамблей не предоставляли больших возможностей для создания оригинального колорита и сильных драматических эффектов. Современный камерно-инструментальный репертуар до сих пор имеет в своей основе сочинения классиков: струнные трио и квартеты Гайдна и Моцарта, струнные квинтеты Моцарта и Боккерини, а также квартеты Бетховена и Шуберта. В послеклассический период большинство крупных композиторов, принадлежавших к разным направлениям (романтизм, импрессионизм и экспрессионизм), писали камерную музыку, но все же в общераспространенном репертуаре закрепились лишь отдельные ее образцы: например, фортепианный квинтет Шумана, трио, квартеты, квинтеты и секстеты Брамса, струнные квартеты Дебюсси и Равеля.

Читайте также  Песни об ссср: пока помним – живём!

По принятой классификации, в понятие «камерная музыка» включаются дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты и дециметы, при самых разнообразных составах инструментов. К камерным относятся также некоторые жанры для соло с аккомпанементом: например, романсы (камерно-вокальный жанр) или инструментальные сонаты (камерно-инструментальный жанр). Существует «камерная опера» (например, Ариадна на Наксосе Р.Штрауса, 1925), подразумевающая небольшое число исполнителей и камерную атмосферу действия. Термин «камерный оркестр» прилагается к оркестру, насчитывающему не более 25 исполнителей (т.е. типичному оркестру эпохи Гайдна и Моцарта); однако следует различать «малый оркестр», который есть не что иное, как несколько уменьшенный «большой оркестр», и «камерный оркестр», который предполагает лишь по одному исполнителю на партию (возможно, по два исполнителя на первых и вторых скрипках и альтах) и достаточную самостоятельность каждой партии.

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА — вокальная или инструментальная музыка, предназначенная для исполнения в небольшом помещении небольшим составом исполнителей.

Тер­мин «камерная музыка» впер­вые встре­ча­ет­ся в 1555 году у Н. Ви­чен­ти­но. В XVI-XVII веках «ка­мер­ной» на­зы­ва­ли свет­скую му­зы­ку (во­каль­ную, с XVII века так­же ин­ст­ру­мен­таль­ную), зву­чав­шую в до­маш­них ус­ло­ви­ях и при дво­ре; в XVII-XVIII веках в боль­шин­ст­ве стран Ев­ро­пы при­двор­ные му­зы­кан­ты но­си­ли зва­ние «ка­мер-му­зы­кан­тов» (в Рос­сии это зва­ние су­ще­ст­во­ва­ло в XVIII — начале XIX веков; в Ав­ст­рии и Гер­ма­нии в ка­че­ст­ве почетного зва­ния для ин­стру­мен­та­ли­стов со­хра­ни­лось по­ны­не). В XVIII веке камерная музыка зву­ча­ла в ве­ли­косвет­ских са­ло­нах в уз­ком кру­гу зна­то­ков и лю­би­те­лей, с начала XIX века уст­раи­ва­лись пуб­лич­ные ка­мер­ные кон­цер­ты, к середине XIX века они ста­ли не­отъ­ем­ле­мой ча­стью ев­ропейской музыкальной жиз­ни. С рас­про­ст­ра­не­ни­ем пуб­лич­ных кон­цер­тов ка­мер­ны­ми ис­пол­ни­те­ля­ми ста­ли на­зы­вать профессиональных му­зы­кан­тов, вы­сту­паю­щих в кон­цер­тах с ис­пол­не­ни­ем камерной музыки. Ус­той­чи­вые ти­пы ка­мер­но­го ан­самб­ля: ду­эт, трио, квар­тет, квин­тет, сек­стет, сеп­тет, ок­тет, но­нет, де­ци­мет. Во­каль­ный ан­самбль, в со­став ко­то­ро­го вхо­дит при­бли­зи­тель­но от 10 до 20 ис­пол­ни­те­лей, как пра­ви­ло, на­зы­ва­ет­ся ка­мер­ным хо­ром; ин­ст­ру­мен­таль­ный ан­самбль, объ­е­ди­няю­щий бо­лее 12 ис­пол­ни­те­лей, — ка­мер­ным ор­ке­ст­ром (гра­ни­цы ме­ж­ду ка­мер­ным и ма­лым сим­фо­ническим ор­ке­ст­ром не­оп­ре­де­лён­ны).

Наи­бо­лее раз­ви­тая ин­ст­ру­мен­таль­ная фор­ма камерной музыки — цик­лическая со­на­та (в XVII-XVIII веках — трио-со­на­та, соль­ная со­на­та без со­про­во­ж­де­ния или с со­про­во­ж­де­ни­ем бас­со кон­ти­нуо; клас­сические об­раз­цы — у А. Ко­рел­ли, И. С. Ба­ха). Во 2-й половине XVIII века у Й. Гайд­на, К. Дит­терс­дор­фа, Л. Бок­ке­ри­ни, В. А. Мо­цар­та сфор­ми­ро­ва­лись жан­ры клас­сической со­на­ты (соль­ной и ан­самб­ле­вой), трио, квар­те­та, квин­те­та (од­но­вре­мен­но с ти­пи­за­ци­ей ис­пол­ни­тель­ских со­ста­вов), ус­та­но­ви­лась оп­ре­де­лён­ная связь ме­ж­ду ха­рак­те­ром из­ло­же­ния ка­ж­дой пар­тии и воз­мож­но­стя­ми ин­ст­ру­мен­та, для ко­то­ро­го она пред­на­зна­че­на (ра­нее до­пус­ка­лось ис­пол­не­ние од­но­го и то­го же со­чи­не­ния раз­ны­ми со­ста­ва­ми ин­ст­ру­мен­тов). Для ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля (смыч­ко­во­го квар­те­та) в 1-й половине XIX века со­чи­ня­ли Л. ван Бет­хо­вен, Ф. Шу­берт, Ф. Мен­дель­сон, Р. Шу­ман и многие др. ком­по­зи­то­ры. Во 2-й половине XIX века вы­да­ю­щие­ся об­раз­цы камерной музыки соз­да­ли И. Брамс, Э. Григ, С. Франк, Б. Сме­та­на, А. Двор­жак, в XX веке — К. Де­бюс­си, М. Ра­вель, П. Хин­де­мит, Л. Яначек­, Б. Бар­ток и др.

В Рос­сии ка­мерное му­зи­ци­ро­ва­ние рас­про­стра­ни­лось с 1770-х годов; пер­вые ин­ст­ру­мен­таль­ные ан­самб­ли на­пи­сал Д. С. Борт­нян­ский. Даль­ней­шее раз­ви­тие камерная музыка по­лу­чи­ла у А. А. Алябь­е­ва, М. И. Глин­ки и дос­тиг­ла вы­со­чай­ше­го ху­дожественного уров­ня в твор­че­ст­ве П. И. Чай­ков­ско­го и А. П. Бо­ро­ди­на. Боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ли ка­мер­но­му ан­самб­лю С. И. Та­не­ев, А. К. Гла­зу­нов, С. В. Рах­ма­ни­нов, Н. Я. Мяс­ков­ский, Д. Д. Шос­та­ко­вич, С. С. Про­кофь­ев. В про­цес­се ис­то­рического раз­ви­тия стиль камерной музыки зна­чи­тель­но ме­нял­ся, сбли­жа­ясь с сим­фо­ни­че­ским ли­бо вир­ту­оз­но-кон­церт­ным (сим­фо­ни­за­ция квар­те­тов у Бет­хо­ве­на, Чай­ков­ско­го, квар­те­тов и квин­те­тов — у Шу­ма­на и Брам­са, чер­ты кон­церт­но­сти в со­на­тах для скрип­ки и фортепиано: № 9 «Крей­це­ро­вой» Бет­хо­ве­на, со­на­те Фран­ка, № 3 Брам­са, № 3 Гри­га).

С др. сто­ро­ны, в XX веке ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли сим­фо­нии и кон­цер­ты для не­боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва ин­ст­ру­мен­тов, став­шие раз­но­вид­но­стя­ми ка­мер­ных жан­ров: ка­мер­ная сим­фо­ния (например, 14-я сим­фо­ния Шос­та­ко­ви­ча), «му­зы­ка для. » (Му­зы­ка для струн­ных, удар­ных и че­ле­сты Бар­то­ка), кон­цер­ти­но и др. Осо­бый жанр камерной музыки — ин­ст­ру­мен­таль­ные ми­ниа­тю­ры (в XIX-XX веках они не­ред­ко объ­е­ди­ня­ют­ся в цик­лы). В их чис­ле: фортепианные «пес­ни без слов» Мен­дель­со­на, пье­сы Шу­ма­на, валь­сы, нок­тюр­ны, пре­лю­дии и этю­ды Ф. Шо­пе­на, ка­мер­ные фортепианные со­чи­не­ния ма­лой фор­мы А. Н. Скря­би­на, Рах­ма­ни­но­ва, Н. К. Мет­не­ра, фортепианные пье­сы Чай­ков­ско­го, Про­кофь­е­ва, многие пье­сы для различных ин­ст­ру­мен­тов отечественных и за­ру­беж­ных ком­по­зи­то­ров.

С конца XVIII века и осо­бен­но в XIX веке вид­ное ме­сто за­ня­ла и во­каль­ная камерная музыка (жан­ры пес­ни и ро­ман­са). Ком­по­зи­то­ры-ро­ман­ти­ки вве­ли жанр во­каль­ной ми­ниа­тю­ры, а так­же пе­сен­ные цик­лы («Пре­крас­ная мель­ни­чи­ха» и «Зим­ний путь» Ф. Шу­бер­та, «Лю­бовь по­эта» Р. Шу­ма­на, и др.). Во 2-й половине XIX века мно­го вни­ма­ния во­каль­ной камерной музыке уде­лял И. Брамс, в твор­че­ст­ве X. Воль­фа ка­мер­ные во­каль­ные жан­ры за­ня­ли ве­ду­щее по­ло­же­ние. Ши­ро­кое раз­ви­тие жан­ры пес­ни и ро­ман­са по­лу­чи­ли в Рос­сии, ху­дожественных вы­сот дос­тиг­ли в них М. И. Глин­ка, П. И. Чай­ков­ский, А. П. Бо­ро­дин, М. П. Му­сорг­ский, Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков, С. В. Рах­ма­ни­нов, С. С. Про­кофь­ев, Д. Д. Шос­та­ко­вич, Г. В. Сви­ри­дов.

Сообщение на тему: «Камерная музыка» — особенности, разновидности и жанры

Камерная музыка (от латинского camera — комната) — разновидность музыкального искусства, особенность которого — исполнение различных произведений в небольшом помещении малым коллективом музыкантов. Исполнение может быть как инструментальное, так и вокальное. Музыканты и слушатели находятся недалеко друг от друга, поэтому атмосфера таких концертов очень доверительная. А еще в 16−18 вв. камерной называли любой вид музыки, отличный от церковного. Сообщение на тему «Камерная музыка» необходимо начать с истории ее появления.

История возникновения

Родилось это музыкальное направление примерно в 16−18 вв. и являлось сначала только вокальным жанром. Предназначалось оно для небольших помещений, для музицирования в кругу семьи, среди ценителей этого искусства, для исполнения перед королевскими особами. Музыкантов, исполнявших такую музыку, называли камер-музыкантами. В настоящее время это почетное звание сохранилось в Германии и Австрии.

До 19 века камерная музыка звучала только в салонах для знати или узкого круга знатоков, позже начали проводиться концерты для широкой публики. Сама музыка трансформировалась, проникалась звучанием других известных направлений.

Разновидности коллективов

В зависимости от численности коллектива существует классификация их названий (от латинских числительных):

  • Два участника — дуэт
  • Три участника — трио
  • Четыре участника — квартет
  • Пять участников — квинтет
  • Шесть участников — секстет
  • Семь участников — септет
  • Восемь участников — октет
  • Девять участников — нонет
  • Десять участников — децимет

Все, что равно или более десяти:

  • Вокальный ансамбль с 10−20 участниками — камерный хор;
  • Инструментальный коллектив с более чем 12 участниками — камерный оркестр.

Главное правило численности — не более 25 человек.

Основные отличия

Помимо малого числа исполнителей и слушателей, особенностью камерной музыки является еще и уникальное звучание. У каждого инструмента здесь свой равноправный голос. Это значительно отличается от исполнения симфоническим оркестром, там при игре одну партию ведут в унисон несколько музыкантов.

Камерные произведения затрагивают множество тем, они очень эмоциональны. Такую музыку писали многие известные композиторы — Брамс, Шуберт, Дебюсси и др.

Жанры этого направления

Есть множество жанров (или стилей), которые включает камерная музыка, примеры можно рассматривать бесконечно:

Читайте также  Как подобрать струны для гитары?

  • Камерно-инструментальные миниатюры. Их отличие — большая самостоятельность и творческая активность каждого участника музыкального коллектива. В качестве примера можно привести песни без слов Мендельсона, прелюдии Шостаковича и Шопена, небольшие сочинения Скрябина и Рахманинова и т. д.
  • Камерная вокальная музыка (жанр песен и романса). Большое внимание уделяли этому жанру как зарубежные, так и русские композиторы — Р. Шуман, Ф. Шуберт, П. И. Чайковский, А. П. Бородин и другие. Их вокально-песенные циклы и вокальные миниатюры получили свою известность в конце 18 — начале 19 века.
  • Соната — жанр, предназначенный для инструментального исполнения, характеризуется трехчастным циклом и количеством исполнителей не более двух.
  • Трио — музыкальное произведение (так же называют ансамбль из трех музыкантов) для трех вокальных или инструментальных исполнителей. Фортепьянные трио создавали такие композиторы, как Бетховен, Рахманинов, Шостакович и многие другие.
  • Квартет — также может быть и жанром, и количеством музыкантов в коллективе. Инструменты, которые участвуют в исполнении, могут быть однородными (4 духовых или 4 смычковый, например) или смешанными. Возможно и использование вокала.
  • Прелюдия — это небольшая инструментальная пьеса, ее название с латыни переводится как вступление или предварительная игра. Поначалу она предваряла основную пьесу, а в 16−18 веке трансформировалась в самостоятельное произведение. В 19 веке стала одним из самых популярных и распространенных жанров камерной музыки. Композиторы, которые работали в данном направлении, — Рахманинов, Шостакович, Дебюсси
  • Этюд — от французского «учение», был предназначен для оттачивания технических навыков игры музыкантами. Сначала этюды предназначались для фортепьяно, а затем появились для скрипки, виолончели, позже — и для других инструментов. Европейские композиторы Паганини, Шуман, Мендельсон, а также многие русские и советские композиторы — Шостакович, Прокофьев, Кабалевский — сделали из этюда полноценное художественное произведение сложного исполнения. Таким образом, значение этого жанра сохранилось (этюд способствует оттачиванию мастерства музыкантов).
  • Песня. Музыкальная форма связывается с содержанием текста. Самая распространенная авторская форма ее — куплетная. В этом жанре работали очень многие великие русские и зарубежные композиторы: Шуберт, Берлиоз, Массне, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов.
  • Романс — вокальное произведение для голоса и инструмента. Литературоведы обращают внимание на сходство романса с балладой. Отличается от песни более выразительной мелодией и связью ее со словами.
  • Вокализ — от латинского «звучный или «певучий» — в контексте камерной музыки означает концертное вокальное произведение, чаще всего для сопрано, с инструментальным сопровождением. Отсутствие слов призвано показать красоту голоса. Вокализ приближен к инструментальному жанру. Пример — «Пять мелодий для голоса или скрипки с фортепиано» С. Прокофьева.

Камерная музыка в наши дни

Сегодня уже нет такой традиции, как в прошлые века, устраивать домашние концерты с небольшим коллективом музыкантов, однако направление это продолжает быть востребованным. По всему миру камерные залы и залы органной музыки собирают миллионы поклонников классических и современных авторов.

В разных городах России есть камерные залы и даже театры. Во всем мире известны российские исполнители — струнный оркестр «Виртуозы Москвы». Редко какой праздничный концерт обходится без их участия.

В наше время эта музыка звучит не только для монарших особ. Она продолжает радовать и остальных своих поклонников.

Энциклопедия Кольера
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА — в первоначальном значении музыка, предназначенная для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях — в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале. Постоянное исполнение камерной музыки в публичных концертах изменило значение термина. С конца 18 в. выражение «камерная музыка» прилагается к произведениям, написанным для исполнения ансамблем, в котором каждая партия предназначается одному исполнителю (а не группам, как в хоре и оркестре) и все партии более или менее равноправны (в отличие от произведений для солирующего голоса или инструмента с аккомпанементом). Настоящая камерная музыка, в соответствии с современным взглядом, носит сосредоточенный, углубленный характер, и камерные жанры лучше воспринимаются в небольших помещениях, в свободной обстановке, нежели в обычных концертах и в неподходящей для подобной музыки акустической среде больших залов. В истории камерной музыки просматриваются три периода: 1. Период с 1450 по 1650, для которого характерно развитие техники игры на виолах и инструментах других семейств, постепенное выделение чисто инструментальной музыки при сохраняющемся преобладании вокального стиля. Среди дошедших до нас сочинений этого периода, написанных специально для инструментальных составов без голосов, — фантазии Орландо Гиббонса (1610) и канцоны и сонаты Джованни Габриели (1615). 2. Период с 1650 по 1750 отмечен распространением жанра трио-сонаты (обычно они сочинялись для двух скрипок и виолончели с клавиром, который обеспечивал гармоническую основу) и других ансамблей, как инструментальных, так и с участием голосов, которые обязательно сопровождались т.н. цифрованным басом (аккордами) клавишного инструмента. Среди мастеров трио-сонаты этого периода — Арканджело Корелли, Генри Перселл и Гендель. 3. Период с 1750 до современности, в котором доминирует струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели. Основная структура современной камерной музыки — почти всегда трех- или четырехчастный сонатный цикл; свободные, часто программные формы, пристрастием к которым отмечена оркестровая музыка в 19 в., мало повлияли на камерные жанры, поскольку ограниченные тембровые возможности камерных ансамблей не предоставляли больших возможностей для создания оригинального колорита и сильных драматических эффектов. Современный камерно-инструментальный репертуар до сих пор имеет в своей основе сочинения классиков: струнные трио и квартеты Гайдна и Моцарта, струнные квинтеты Моцарта и Боккерини, а также квартеты Бетховена и Шуберта. В послеклассический период большинство крупных композиторов, принадлежавших к разным направлениям (романтизм, импрессионизм и экспрессионизм), писали камерную музыку, но все же в общераспространенном репертуаре закрепились лишь отдельные ее образцы: например, фортепианный квинтет Шумана, трио, квартеты, квинтеты и секстеты Брамса, струнные квартеты Дебюсси и Равеля. По принятой классификации, в понятие «камерная музыка» включаются дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты и дециметы, при самых разнообразных составах инструментов. К камерным относятся также некоторые жанры для соло с аккомпанементом: например, романсы (камерно-вокальный жанр) или инструментальные сонаты (камерно-инструментальный жанр). Существует «камерная опера» (например, Ариадна на Наксосе Р.Штрауса, 1925), подразумевающая небольшое число исполнителей и камерную атмосферу действия. Термин «камерный оркестр» прилагается к оркестру, насчитывающему не более 25 исполнителей (т.е. типичному оркестру эпохи Гайдна и Моцарта); однако следует различать «малый оркестр», который есть не что иное, как несколько уменьшенный «большой оркестр», и «камерный оркестр», который предполагает лишь по одному исполнителю на партию (возможно, по два исполнителя на первых и вторых скрипках и альтах) и достаточную самостоятельность каждой партии.

Раабен Л. Камерная инструментальная музыка 1-й половины ХХ в. Страны Европы и Америки. Л., 1986

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: