Каким должен быть сайт музыканта, который только начинает свою карьеру? - OXFORDST.RU

Каким должен быть сайт музыканта, который только начинает свою карьеру?

Как продвигать себя начинающему музыканту. Интервью с промоутером Екатериной Павловой

Мы помогаем небольшим проектам, молодым, начинающим. А они, как вы уже понимаете, бывают разные. Поэтому мы советуемся с компетентными специалистами из самых разных сфер. Сегодня мы расскажем о раскрутке групп и продвижении начинающих музыкантов, которые уже грезят о славе и миллионах поклонников, но пока ещё не знают, за что браться, в какую сторону идти и как не совершить роковых ошибок. В гостях у нас Екатерина Павлова — промоутер и концертный директор групп «ОдноНо» и «Сухие».

Катя, у тебя большой опыт продвижения молодых музыкантов. Расскажи, если человек решил стать музыкантом, что ему прежде всего нужно для этого: талант, вера в успех, тяжёлая работа?

Всегда должно быть упорство. Музыкант — это ежедневные занятия, постоянное обучение.

Талант, безусловно, тоже должен быть, но иногда бывает так, что техника очень многое кроет, а техника — это упорство.

Здесь, как правило, случаются три варианта развития у музыкантов: некоторые идут через супертехничность игры, но играют без души — выходят чисто на технике, есть те, кто с душой, но не очень техничны, и третий вариант — идеальный: когда есть и техника, и душа.

И заниматься музыкой, как и любым делом, стоит, если ты без этого не можешь. Вот не можешь ты этим НЕ заниматься! Тогда это твоё.

И какие же конкретные действия помогут музыканту стать известным?

Тут целый набор факторов на самом деле, их можно перечислять и перечислять. Но основной критерий — цепляет то, что делает артист, или не цепляет. Это самое важное, остальное — детали.

А если мы говорим о конкретных более-менее стандартизированных шагах, то важно постоянно быть в движении:

  • выстраивать коммуникации с аудиторией;
  • развиваться самому;
  • ходить на чужие концерты, вдохновляться;
  • и очень важно делать интересный, уникальный контент, если мы говорим о развитии в социальных сетях, а не говорить о них в наше время странно.

Ещё важно, чтобы была команда.

Музыкант должен заниматься музыкой, а помогать в продвижении должны специально обученные этому люди.

Для раскрутки групп «ОдноНо» или «Сухих» у нас работает команда, которая обычно не видна, она остаётся в backstage. Видны только результаты музыканта, но это верхушка айсберга.

Музыканту важно примерно понимать, кто по функционалу входит в его команду, и больше не отвлекаться на продвижение, а заниматься своим делом. Но при этом он тоже должен генерировать интересный контент.

То есть музыканту самостоятельно продвигаться невозможно?

Не то чтобы невозможно, просто это совмещать очень тяжело. Это совершенно другая логика должна быть, другие подходы, другой взгляд на то, что происходит.

Очень тяжело делать всё самому на музыкальном рынке. Да, к сожалению, молодые музыканты вынуждены так делать, потому что и команда не сформирована, и бюджетов нет на эту команду и на рекламу, поэтому начинающий музыкант занимается этим сам.

Но нужно всегда стремиться к тому, чтобы каждый был занят своим делом, тогда продуктивности будет больше.

А ты знаешь такие проекты, которые практически без бюджета вышли на сцену и стали востребованы?

Так бывает редко.

И если слышишь историю про то, что видео в интернете набрало миллион просмотров, сразу стоит задуматься, что вряд ли кто-то признается в том, что вкладывал деньги в раскрутку этого видео. Но людям нужны легенды.

Это работа пиарщика — преподнести раскрутку так, как будто она происходит сама собой.

Поэтому тут тяжело сказать, какие истории разошлись именно из-за хорошего продукта, хорошего контента и при нулевых финансовых сложениях. Тем более, что нужно учитывать и временные вложения человека — у них тоже есть альтернативная стоимость.

Могу привести в пример певицу Манижу. Я верю, что её контент во многом расходится вирусно. Она и правда чудесная и очень талантливая. Манижа выкладывает в Инстаграм песни в интересном виде: экран поделён на 9 частей, и в каждом квадратике что-то происходит — получается 9 параллельных действий — это очень интересно смотреть! Идеальный пример того, как хороший контент помогает раскрутке музыканта: его хочется пересматривать, им хочется делиться. Что, собственно, и происходит.

Чтобы максимально учесть потребности клиента и публиковать нужную ему информацию, заранее составьте контент-план. Если не знаете как, заполните форму и получите запись видеоурока по контент-плану

Какие минимальные инвестиции необходимы, чтобы выйти на музыкальный рынок? Если есть условный бюджет, с чего начинать?
  • Во-первых, нужны записи, нужен видео- и аудиоконтент.
  • Во-вторых, стильная фотосессия. У хорошего продукта должна быть красивая упаковка. Нужно выработать позиционирование и вложиться в промоматериалы.
  • В-третьих, набрать профессиональную команду. Очень многие начинают экономить, но можно сэкономить на профессионалах, а потом этот непрофессионализм всё равно обойдётся дороже. Поэтому очень тяжело — но очень важно! — выбрать правильную команду, которая будет резонировать с тобой, которая будет понимать реалии музыкального рынка и иметь четкий план по продвижению группы.

Получается, что нужно вкладываться во всё. Но это правда! Как и любой бизнес, как любой инвестиционный проект, музыкальные проекты тоже требуют вложений.

То есть вкладывать надо во всё по чуть-чуть или всё-таки на чём-то сделать акцент?

Смотря, насколько по чуть-чуть. :)

Бывают такие команды, смотришь на них и думаешь: «Вот всё у них классно!» А приходишь на концерт и видишь, что тут раздрай, тут смотрится нецелостно, тут они не доигрывают, тут они не полностью выкладываются. Вот это и называется «всё по чуть-чуть».

То есть лучше всё-таки создать общую, но гармоничную картину?

Конечно! Чтобы смотрелось красиво, чтобы люди хотели этим делиться, и это быстро будет по «сарафанке» расходиться.

Очень важно делать всё максимально качественно. Это вроде очевидно, но, к сожалению, часто все бросаются урвать кусочек то там, то там. И это выглядит очень странно.

Для продвижения начинающему музыканту нужен продюсер?

Продюсер важен и многим, правда, нужен. Он направляет. Задаёт вектор. При этом он не должен подавлять музыканта, но подсказывать ему вовремя — обычно музыкантам это необходимо. Но кто-то работает без продюсера, кто-то с ним — тут нет единых правил. Правил вообще нет. :)

А как выбрать хорошего продюсера? Есть какие-то критерии?

Как и в любом деле, нужно смотреть на человека, на его работу, совпадать с ним во взглядах, в подходе, в целях.

Когда музыкант уже выходит на пиарщика, он на каком должен быть уровне? Бывают же такие самородки, которые приходят с одной гитарой и демонстрируют продюсеру что-то крутое?

Бывают. Всё бывает. Тут задача продюсера — разглядеть талант и потенциал, увидеть хит, даже если музыкант приходит с сырым материалом. А что касается пиарщика, то он нужен на этапе, когда в общем-то уже есть что продвигать, когда есть продукт.

Расскажи про контентные площадки. Что можно и нужно использовать для раскрутки?

Очень здорово развивается Инстаграм, видеоконтент сейчас на волне. Во ВКонтакте сейчас видео проигрывается в ленте автоматически, в Фейсбуке это уже давно отлажено и даёт очень хорошую отдачу.

Мне кажется за короткими видеороликами ближайшее будущее по раскрутке.

А если говорить в целом, то везде и всегда нужно смотреть, что у вас за аудитория и где она наиболее активна.

Когда ты выходишь в массы, сразу возникает вопрос об авторских правах. Нужно ли заручиться профессиональной юридической поддержкой или можно самим подтянуть юридическую сторону вопроса?

Лучше, конечно, обращаться к юристам. У нас, например, есть юрист, с которым мы постоянно консультируемся. Может, она это прокомментирует?

Авторские права на музыкальное произведение (песню) действительно возникают в момент создания. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. (ст. 1259 ГК РФ). Но в случае возникновения спорных ситуаций для защиты своих авторских прав есть несколько инструментов:

1. Публикация произведения в СМИ (например, заметка с тестом песни в газете).

2. Депонирование произведения в РАО (Российском авторском обществе) — это платная услуга хранения дубликата произведения (диска с записью песни, рукопись текста и нот).

3. Отправка письма с экземпляром произведения на собственный домашний адрес, конверт до возникновения спорной ситуации вскрываться не должен. В судебных спорах более надежными доказательствами авторства будут всё-таки являться свидетельства РАО о депонировании произведений и публикации в СМИ.

Если музыкант чего-то добился, вышел на какой-то уровень, как ему удержать эту высоту и продолжать расти?

Это зависит и от самого музыканта и от его команды. Они должны понимать, что если они достигли какого-то скачка, то этот скачок всё равно временный, и если этот уровень не поддерживать, то все про тебя быстро забудут.

Нужно постоянно держать аудиторию в тонусе. Это процесс непрекращающийся, наоборот, он только начинает усиливаться, если вдруг что-то начинает получаться. Самое важное – это не упустить.

Ты часто сталкивалась с выгоранием у музыкантов, которые выжали из себя всё возможное и больше не могут ничего создать?

Бывает такое, да.

Особенно у молодых групп, которые надеются на быстрый результат, а такого, особенно здесь, не бывает. Поэтому, к сожалению, такое встречаются.

Здесь – это в России? Вообще, у нас в стране сложно музыкантам раскручиваться?

Не знаю, как в сравнительной степени – сложнее ли, чем где-то ещё, — но да, сложно.

У нас были гастроли в Америке, в Англии с ребятами, но полностью изнутри про их музыкальный рынок говорить сложно.

У нас просто и непросто одновременно раскрутиться, потому что есть интернет, всем всё доступно, очень большая конкуренция за внимание, но при этом и большие возможности.

Сложности в основном из-за конкуренции или есть и другие препятствия?

Тут вопрос в захвате внимания, сложно удивить, тяжело выделиться на общем фоне, донести, что у вас всё классно и что вас нужно слушать. Очень много кто занимается музыкой — и всех их можно найти в сети. Есть, из чего выбрать. Вместе с тем очень много «мусорного» контента, который тоже забивает внимание.

Как ты думаешь, любого можно раскрутить?

При желании и огромных бюджетах, перепаковке продукта, наверное, можно.

Бывают продюсерские проекты, которые создаются под какую-то нишу, под определённую целевую аудиторию, проект отрабатывает какое-то время и потом закрывается.

Если говорить про целевую аудиторию, нужно настраиваться на узкий сегмент слушателя или, наоборот, давать то, что понравится большинству? И как найти свой стиль?

Это работает и в том, и в другом случае. Всё зависит от цели продвижения. Нишеваться бывает проще, потому что целевая аудитории более явная. Рекламу невозможно настроить на всех, вернее, возможно, но будет неэффективно. А тут есть чёткая аудитория. Но она тоже ограничена стилевыми рамками. Везде есть своя ёмкость.

Как выбрать стиль? Да никак. Музыкант обычно работает в том стиле, который ему близок и в котором ему удобнее и понятнее по части своего выражения. Настоящее творчество и самовыражение же идет изнутри, а не по заказу.

Екатерина Павлова, промоутер, концертный директор, SMM-специалист в музыкальной сфере

Музыкальный маркетинг: 22 важных совета музыкантам от руководителя лейбла

Label Cantroll подсказывает, как стать лучше.

Помимо творческих задач, музыканту или группе нужно уметь выстраивать коммуникации и заниматься маркетингом. Тут даже крутой лейбл бессилен – вопрос сугубо личный и стратегический. Наши советы помогут работать эффективнее и чувствовать себя увереннее во внешней среде.

В этой статье нет ни слова о продакшене, записи и всём остальном, что связано с написанием музыки и песен. Поговорим о внешней стороне — имидже, знаниях и продвижении. О главном и конкретно.

За 12 лет Label Cantroll контактировал с сотнями музыкантов — кто-то стал резидентом, кто-то участвовал в ежегодных сборниках, кто-то играл на наших концертах или просто «писал в личку». Это 100% андерграунд, музыка не имеющая шансов стать популярной и коммерчески успешной (это, кстати, неплохо). Смотря на многих со стороны, лейбл видит одни и те же ошибки в подаче материала, имиджевой составляющей и коммуникациях.

Читайте также  Детские музыкальные произведения

22 совета о музыкальном маркетинге, чтобы стать лучше

1. Делайте или заказывайте крутой дизайн. Это «одежда» вашей музыки в интернете

У вас есть всего несколько секунд, чтобы убедить случайного пользователя послушать ваши треки. Поэтому отнеситесь серьёзно к тому, что в первую очередь видит слушатель — обложке.

2. Заполните описание ваших социальных сетей

Поставьте себя на место человека, который ничего не знает о вас. Он хочет понять, в каком жанре вы творите, чем отличаетесь от других исполнителей или, наоборот, на кого похожи.

Напишите про участие в фестивалях, коллаборациях с другими артистами, интересные факты или несколько главных цитат. Будьте убедительны, но лаконичны — объёмный трактат вряд ли кто-то будет читать.

3. Придумайте хорошее описание своему альбому

Это важно как минимум по двум причинам. Вам нужно рассказать немного о себе и про релиз — о чём он, как был записан и кто вы такой.

Познакомьтесь со слушателем. Небольшой текст из 10 предложений — это то, что в дальнейшем будут копировать или цитировать администраторы пабликов и Телеграм-каналов. Дайте им пищу для размышлений или готовый текст. Публикаций будет больше — это проверено!

4. Необязательно иметь собственный сайт

В 90% случаев он будет иметь низкую посещаемость и иметь слабый интерес от аудитории. В конечном итоге, вы можете пожалеть то время, которое потратили на создание сайта. Для музыкантов важно наращивать количество постоянной аудитории в социальных сетях — иметь близкий контакт с ними, обратную связь и органическое распространение нового творчества.

Для публикации дискографии (даже в wav) советую зарегистрировать страничку на Bandcamp и использовать её как «архив собственной музыки» — ограничений на дисковое пространство нет, а биллинг и надежная инфраструктура есть.

5. Изучите работу сторонних сервисов для музыкантов

Например, SubmitHub. Это сервис питчинга музыки блогерам и независимым кураторам на популярных платформах — YouTube, Instagram, Twitch, SoundCloud и Spotify.

6. Выпускайте контент регулярно (ну, или старайтесь делать это более-менее часто)

Написание треков и альбомов — процесс не быстрый. Но и возвращаться в сообщество раз в полгода — тоже не дело. Так вы теряете как старых, так и новых подписчиков. Публикуйте посты хотя бы два раза в неделю.

Что можно публиковать? Вот несколько идей: видеозаписи с репетиций; ролики или тексты из жизни участников группы; интересные факты о группе; воспоминания о создании песен или их тексты; анонсы встреч новых выступлений; музыкальные подборки; бытовые или концертные фотографии.

Один из резидентов Labell Cantroll спросил у поддержки «ВКонтакте» про ведение группы. В частности, поинтересовался, почему с недавнего времени посты в группе потеряли охват. Вот, что они рассказали:

7. Изучайте особенности социальных сетей и сервисов

Нюансов множество. Вот некоторые из них:

  • Facebook блокирует укороченные ссылки вида vk.cc.
  • ВКонтакте плохо ранжирует посты с ссылками на сайты-конкуренты (например, YouTube, Яндекс.Музыка или Apple Music).
  • Используйте редактор статей для больших текстов — такие записи привлекают больше внимания, есть возможность сохранить статью.
  • Используйте хэштеги, но не злоупотребляйте ими — если тегов будет больше десяти, запись не отобразится в поиске ВКонтакте.
  • А вы знали, что сокращённые ссылки от популярного clck.ru не открываются у пользователей с Украины?

В общем, изучайте технические особенности сервисов, которыми пользуетесь!

8. Снимите хотя бы один хороший видеоклип или live-видео

Атмосфера, которую создают музыканты на сцене, для поклонников не менее важна, чем сами композиции. Добавьте на страницу видеозаписи ваших выступлений — и новые слушатели из других городов ощутят часть эмоций, которые рождались в зале.

Полноценный художественный видеоклип — это ещё один способ заявить о себе на популярном YouTube. Кроме того не у всех СМИ на сайте есть плагины для встраивания аудио, поэтому они прикрепляют только видеоконтент.

9. Публикуйте только полностью готовые треки

Интернет помнит всё. Возможно, через несколько лет вам не понравится версия трека, а изъять с некоторых ресурсов его будет невозможно или очень трудоёмко.

10. Запишите хотя бы одну совместку для предстоящего альбома

Работа в команде даёт интересный опыт (это полезно вообще в любой сфере). Плюс новые имена украсят и разнообразят ваш альбом.

Также вы можете появиться в клипах своих друзей, тем самым обратив на себя внимание их аудитории. Или можно выйти во время их выступления на сцену, чтобы исполнить что-то совместно. Это ещё один способ получения новых слушателей.

11. Выступайте на хороших мероприятиях

Больших и маленьких, локальных или в соседних городах. Любой организатор тратит деньги на продвижение мероприятия, распространяя анонс и афишу. Чем круче мероприятие — тем больше бюджет.

Кроме того, для вас это всегда новая аудитория слушателей — они послушают треки перед концертом или, возможно, оценят выступление.

12. Отправляйте заявки на участие в плейлистах

Такие плейлисты больше всего распространены в Spotify и Apple Music и объединены по какой-то теме. Своим подборки есть у крупных музыкальных сообществ, сайтов про новую музыку и блогеров. Существуют и редакционные плейлисты (типа «главные новинки месяца»), которые иногда делают открытыми — заявку на включение может отправить любой желающий.

Такого очень много, нужно искать! Два примера: Инструментальный хип-хоп и чиллхоп.

13. Чаще сохраняйте проект и имейте мультитрек в WAV

Это очень банальный совет. Однако, общаясь с нашими музыкантами, мы поняли, что около 70% альбомов, которые записаны всего 7-8 лет назад, не имеют исходников или версии в WAV.

Разместить альбом, например в Apple Music или Deezer, имея только mp3 — практически нереально. А сделать ремикс — тем более.

14. Хороший трек — запоминающийся и выразительный

Подчёркивайте в треке те элементы, которые кажутся вам важными и крутыми. Не забывайте, что сейчас мир перенасыщен музыкой — многие слушают неизвестных авторов с перемоткой или только по 20-30 секунд от трека.

Важно зацепить слушателя сразу. Это не относится, например, к эмбиенту, но думаю суть понятна — «главную фишку» трека нужно показать с первых тактов или акцентировать на этом внимание в композиции трека.

15. Подпишитесь на важные email-рассылки, музыкальные паблики и каналы

Следите не только за новой музыкой в жанровых пабликах, но и за общим состоянием индустрии. Полезно знать, что происходит вокруг: кто и где проводит большие фестивали, когда будут городские праздники, что пишут в блогах музыкальных корпораций, какие творческие конкурсы устраиваются. Общайтесь и пишите письма людям, которые кажутся вам интересными.

СПРАВКА

Label Cantroll — это музыкальный лейбл, занимающийся выпуском trip-hop, downtempo, ambient и abstract hip-hop релизов. Лейбл продюсирует самый интересный присланный материал, как от молодых, так и от зрелых музыкантов. В состав входит более 60 коллективов и исполнителей со всех континентов мира.

16. Просите друзей слушать вашу музыку на стриминговых сервисах

Или хотя бы поставить лайк вашему профилю исполнителя. Это не принесёт денег (только если у вас не 100 тысяч друзей), но так алгоритмы поймут, что музыку стоит показывать кому-то ещё с подобными интересами.

17. Опубликуйте свой альбом в базах данных и стриминговых сервисах

Например, можно выложить информацию о релизе на Discogs, крупнейшем текстовом каталоге музыки с пятью миллионами страниц.

Вносите правки на страницах своих релизов на Last.FM. Да, в 2021 году этот сайт гораздо менее популярен, чем в былые времена, но у него хорошая цитируемость — многие блоги берут информацию именно там.

Про стриминговые сервисы много говорить не нужно. Уже сейчас тенденция очевидна: даже в России люди начинают (ура!) слушать музыку по подписке. Важно отметить, что в поисковой выдаче Гугла или Яндекса подобные сервисы очень хорошо ранжируются — сразу на первых строчках.

18. Нужно вести одну социальную сеть с околомузыкальным контентом

Самый жёсткий совет. Сами это не делаем, но осознаём, что надо.

Покажите частично свою жизнь. Что ты за человек? Чем живут участники группы? Что вас вдохновляет и что не нравится. Людей вокруг, поездки, увлечения, истории, бекстейдж, юмор, быт. Для этого подойдёт, например, фотоконтент в Инстаграме. Или короткие видео в ТикТоке.

19. Предлагайте запись с новостью про новую песню или альбом в разные сообщества и социальные сети

Чем лучше предложенная публикация будет соответствовать формату сообщества, тем выше шансы, что её опубликуют. Добавьте описание, ссылку на паблик, правильные теги, прикрепите свои аудиозаписи и обложку. Не стоит ограничиваться только ВКонтакте.

20. Изучите, какую поддержку музыкантам оказывают социальные сети и музыкальные сервисы

Крупные музыкальные сервисы и социальные сети поддерживают авторов оригинального контента. И если раньше это было доступно только самым известным артистам с миллионами прослушиваний (коллаборация социальной сети и суперизвестного артиста), то теперь некоторые возможности доступны всем. Например:

  • Огонь «Прометея» — алгоритм ВКонтакте, который даёт дополнительный охват сообществам или отдельным постам.
  • «Гранты ВКонтакте» — программа индивидуальной помощи и получение денег на баланс рекламного кабинета для тех, кто стал победителем проекта VK Talents.
  • Spotify for Artists — система, которая поможет улучшать и обновлять свой профиль на Спотифай. Можно сделать тематические плейлисты, посмотреть статистику и добавить анонсы концертов.
  • Repost by SoundCloud — система поддержка премиум-пользователей сервиса. Могут сделать репост вашего трека в свои плейлисты, поставить монетизацию на уже опубликованных треках или стать вашим дистрибьютором (выложить музыку на стриминговых платформах).

21. Привлекайте к работе сессионных музыкантов

Сессионный музыкант – это музыкант, которого задействуют на время записи песни или альбома, а также для концертных выступлений и гастролей. Как правило, он официально не числится в основном составе группы, а играет временно.

Обычно к их услугами прибегают в случаях, когда участники группы не имеют достаточного опыта или каких-либо ресурсов, чтобы сыграть партию самостоятельно в студии или на концерте. Также, их приглашают, когда хочется привнести новую манеру или характер игры.

Вы видели, сколько людей участвует в записях у Massive Attack? А сколько бендов украсил своим присутствием клавишник Дон Эйри? Ищите сессионников в своём городе, а также удалённо. Через социальные сети, форумы, биржи фриланса, или на специальных сервисах (пример: mixluv.com или soundbetter.com).

22. Заранее подготовьте план рекламной кампании

Если ваш альбом будет продвигать лейбл – уточните у него план по продвижению. Какие ресурсы он будет задействовать? К каким ресурсам вам стоит подключиться?

Сделайте план по продвижению, договоритесь о публикациях. Потратьте немного денег на целевой таргетинг и платные посты. Выберете несколько площадок и протестируйте несколько активностей, которые вам ближе всего. У вас есть всего три дня, пока новость с релизом «горячая».

Соревнуйтесь только с самим собой. Прогресс — это не приблизиться к кому-то, а превзойти свои прошлые достижения.

Блеск и нищета: как заработать на жизнь, если ты музыкант

В предыдущей статье мы говорили о том, как цифровая революция повлияла на заработок музыкантов. Сегодня для многих групп продажи альбомов и синглов неспособны даже окупить затраты на запись музыки, не говоря о прибыли. В такой ситуации музыкантам приходится искать альтернативные источники дохода. Про них мы начнем рассказывать в этом материале.

Читайте также  Главные тайны вольфганга амадея моцарта


Фото Andy Lee / Unsplash

«Обычная» работа

Единственный способ гарантировать стабильный доход, занимаясь музыкой, — это параллельно работать в другой сфере. Новым явлением это не назвать, но в последнее время сделать музыку основным источником дохода для многих стало попросту невозможным. Неудивительно, что подавляющее большинство групп, не дотягивающих до статуса «суперзвезд», живут на зарплату.

Возьмем, к примеру, японскую рок-группу toe. У нее есть преданные поклонники, она регулярно гастролирует по всему миру, но трое из четырех ее участников параллельно заняты на другой работе. Один из гитаристов — дизайнер интерьеров, другой — звукоинженер, а басист — дизайнер обуви. Офисный труд плохо сочетается с концертным графиком, поэтому и «основные» профессии таких музыкантов — преимущественно творческие.

Альтернативные жанры, например black metal — одно из главных направлений норвежской «музыки на экспорт» — не исключение из правила. Многие легендарные исполнители, которые создали этот феномен, ведут вполне обычный образ жизни. Харвард Эллефсен (Håvard Ellefsen), в прошлом басист группы Emperor, занят на нескольких работах одновременно, чтобы прокормить семью.

По его словам, для большей части исполнителей музыкальная индустрия — лишь способ потратить деньги. Nocturno Culto, вокалист Darkthrone, работает школьным учителем, а его соратник по группе подался в политику. Они редко гастролируют, поэтому могут позволить себе «оседлые» профессии.

Совсем не обязательно играть музыку нишевых жанров, чтобы испытывать финансовые сложности. Бруклинский рэпер Ka, чей последний альбом фигурировал в списках «лучших хип-хоп релизов года» и был тепло воспринят критиками, до сих пор работает пожарным. Его музыкальная карьера началась более 20 лет назад.

Концертные туры: вынужденное зло

Совмещать музыкальную деятельность с обычной работой непросто. Необходимо выделять время на репетиции, звукозапись, гастроли, и при этом не обанкротиться и не сойти с ума. Поэтому некоторые исполнители гастролируют так часто, как только могут — в надежде, что концертные гонорары помогут им полностью посвятить себя музыке и выйти «в плюс».

Но жизнь «на колесах» — не такая гламурная, как может показаться. Многим нравится представлять гастроли как бесконечный отпуск с разгромом отельных номеров, мартини на завтрак и толпами «групи». Реальность — сложнее и даже хуже для здоровья, чем эта подростковая фантазия.


Фото Michael Benz / Unsplash

Так как заработки с музыкальных продаж заметно снизились, желающих играть вживую стало больше. Это позволило концертным площадкам увеличить контроль над ценообразованием. Фестивали платят исполнителям столько, сколько хотят. Многие группы, даже достаточно популярные, вынуждены гастролировать «в минус». Для них концерты — это рекламные проекты.

Pomplamoose, группа, известная нестандартными каверами радиохитов и оригинальным материалом на грани жанров, в 2014 году устроила тур по Америке. На тот момент их музыка уже звучала в телевизионной рекламе, а в социальных сетях у них были миллионы просмотров и сотни тысяч подписчиков. Но прибыльным этот тур не стал. По окончании гастролей их клавишник опубликовал пост, в котором описал финансовую сторону ситуации.

Они выручили около ста тысяч долларов с продажи билетов. При этом общие затраты на транспорт, проживание, еду, страховку, техническую поддержку, печать постеров и другие расходы превысили эту сумму на 47 тысяч долларов.

Если бы большая часть этих денег не шла из личных сбережений музыкантов (хорошо, что сбережения у них были), выехать в такое турне было бы в принципе невозможно (с учетом продажи «мерча» и финансовой поддержки от спонсоров, убыток группы в итоге составил почти $12 тыс.). Внезапно, гастрольная жизнь не кажется такой привлекательной.

Конечно, есть группы, весь имидж которых основан на концертных выступлениях. В прежнее время это были Grateful Dead, теперь — их «духовные наследники» Phish. Они почти не фокусируются на студийных записях, а каждый их концерт — неповторимый опыт, который многие сравнивают с религиозным. Благодаря этому фанаты Phish часто едут в тур с группой и посещают сразу несколько выступлений за гастроли. Музыканты монетизируют процесс и ведут платный прямой эфир своих концертов. Но несмотря на успех, Phish остаются очень нишевой группой.

Широкая публика осуждает их за пресные импровизации и склонность фанатов к употреблению расслабляющих веществ во время концертов. Их окупаемость — скорее исключение из правил.

Сайд-проекты

Некоторые исполнители выживают, внося разнообразие в свое музыкальное портфолио. Они играют в нескольких группах сразу. Для джазовых музыкантов это — норма.

Выдающийся британский пианист Кит Даунс (Kit Downes) помимо собственных проектов играет в девяти разных коллективах. Правда, это — также не гарантия стабильного заработка. Нельс Клайн (Nels Cline), сейчас известный как гитарист группы Wilco, долгие годы строил джазовую карьеру.

Имя Клайна украшало десятки релизов — как в роли фронтмена, так и через запятую, в качестве второстепенного участника проекта. Тем не менее, ему приходилось работать продавцом в магазине пластинок, чтобы себя прокормить.


Фото David Sarkisov / Unsplash

На хороших барабанщиков всегда есть спрос. Поэтому им проще, чем другим музыкантам, стать частью большого количества групп. Такаши Кашикура (Takashi Kashikura) из toe вовлечен в целый ряд сайд-проектов разной степени успешности, что позволяет ему финансировать личное творчество. Он состоит барабанщиком в «The Hiatus» — коммерческой супергруппе, собирающей стадионы. Помимо этого Такаши работает в студии с множеством коллективов — от исполнителей авангардного фьюжна до продюсерских проектов.

Похожую жизнь ведет Зохар Барзилай, брат прошлогодней победительницы Евровидения Нетты. Он — один из самых популярных барабанщиков в Израиле, и гастролирует с большим числом групп.

На одном конце спектра его коллег — Лирон Амрам, восходящая звезда независимой израильской сцены. На другом — Аркадий Духин, автор популярных радиохитов. Из российских музыкантов можно привести в пример флейтиста, клавишника и певца Яна Николенко. Он известен работой с четырьмя группами, чередуя «коммерческие» и «личные» проекты. Его деятельность в группах «БИ-2» и «Сплин» поддерживала запись материала для «Эдипова Комплекса» и «Сетей».

К сожалению, все истории успеха, описанные в этом разделе, объединяет одно. Эти музыканты нашли крупные коммерческие проекты, которые взяли их под крыло и позволили финансировать самостоятельную работу. Играть в двадцати группах бесплатно — так же бесполезно, как играть в одном непопулярном коллективе. Но если на независимую работу обратят внимание люди из популярных групп и пригласят играть к себе — это, конечно, вариант.

P.S. На этом мы не заканчиваем рассказ. В следующих материалах мы поговорим о том, как и кто «эксплуатирует» свой бренд, занимается краудфандингом и коммерческой музыкой.

Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi» и Telegram-канала:

«Хочу музыки, а вот этого всего не хочу»: как начать работать в музыкальной индустрии
Ник Кейв: «Возможно, рок-музыка не заслуживает спасения»
Что такое 8D-аудио — обсуждаем новый тренд
Технологичные музыкальные инструменты до XX века
Музыка в кино и сериалах, которую мы слышим слишком часто

Когда-то популярные аудиогаджеты, которые уже «устарели»
​Винил вместо почтовой марки: необычный раритет

20 других способов сделать карьеру в музыке

Как давно уже стало понятно, музыкальная индустрия в корне изменилась. Многие музыканты вынуждены искать средства к существованию помимо музыки, средства, которые помогут им продолжить заниматься творчеством. Несмотря на то, что продажи физических носителей музыки с каждым годом снижаются всё больше, спрос на музыкантов не падает. Какую же работу им предлагают?

Первое, с чем стоит смириться, это то, что мульти-платиновые артисты ушли в прошлое навсегда. Такой уровень спроса на музыку как раньше больше не существует. Именно спрос порождал предложение и давал возможность вырасти таким звёздам, как Майкл Джексон, Элвис Пресли и Битлз. Сейчас пробиваются те, у кого больше связей, больше идей, те, кто делает то, что от них требует рынок. Ничего нового, никакого творчества. Негласное движение DIY музыкантов становится всё сильнее с каждым годом. Они понимают всё лучше, что нужно делать для того, чтобы продолжать оставаться артистами и заниматься любимым делом, при этом не подписывая никаких контрактов и не продавая миллион записей. На самом деле у музыкантов есть очень много возможностей сделать карьеру и надёжно себя обеспечить. Вот они:

Лицензирование музыки

Лицензирование — отличная возможность для любого хорошего музыканта получать вознаграждение за его творчество. Музыка может быть использована в кино и на телевидении. Отличную статью на эту тему написала Helen Austin — музыкант, которая посвятила себя целиком и полностью лицензированию в музыкальной сфере. Если у вас хорошо с английским, прочитайте её статью 4 шага к вашей музыке в кино и на ТВ.

Живые выступления

Живые концерты за последнее время стали, пожалуй, центральной частью жизни любого артиста и музыкального бизнеса. Несмотря на то, что зрители стали реже посещать концерты, до кризиса тут еще очень далеко. Новый тренд у западных музыкантов, особенно у молодых хип-хоп исполнителей — подписывать контракт не с лейблом, а с крупным концертным агентством, которое заодно представляет все интересы артиста по всем остальным направлениям.

Студийная/сессионная работа

На хороших музыкантов всегда был, есть и будет спрос. Человек, который с ходу в студии играет так как надо, ценится очень высоко. Нет никаких ограничений в инструментах, на которых вы можете играть. Можно договориться с продюсерским центром / лейблом, а можно работать в качестве фрилансера. Опять же, спрос высок, поэтому надо понимать, что и конкуренция очень сильна. Если хотите работать в студии на заказ, вам придётся научиться бегло читать ноты с листа и быстро подстраиваться под нужды клиентов.

Музыкальный менеджмент

Навыки переговоров и понимание того, как и что работает в музыкальной индустрии, ваш большой опыт организации концертов и промо-кампаний просто не могут помешать вам стать очень хорошим менеджером группы.

Преподавание

Преподавать музыку можно на разных уровнях. начиная от частных уроков, заканчивая созданием целой музыкальной школы. Здесь, с одной стороны, довольно просто набрать группу учеников и заниматься с ними индивидуально, с другой стороны, если вы хотите выйти на серьёзный уровень, может понадобиться специальное образование и подтверждение ваших знаний в музыке и воспитанию/преподаванию в целом.

Театральные постановки

Хотя большинство театров используют либо записанное звуковое сопровождение, либо классические оркестры, есть нетрадиционные театры, где вы бы могли развернуться. Современные постановки оставляют большой простор для маневра и вы можете играть современную музыку. Такие известные театры как Cirque De Sole и Blue Man Group, а также другие, менее значимые — отличный пример. Рок-н-ролл может существовать и в таком формате.

Ремонт и тех.обслуживание

Можете сделать это своей основной работой, а можете дополнительным заработком, всё зависит от вашего уровня и специализации. На этом можно зарабатывать очень серъезные деньги. В Москве я однажды отдал за шлифовку ладов, экранировку и смену ручки громкости 8000 руб. В итоге я был очень недоволен работой. 8000 рублей — некоторые люди зарабатывают в месяц. А это всего лишь один заказ. Считайте сами. Спрос на качественных мастеров в Москве очень велик. Я до сих пор не нашел, кому доверить замену ладов на своём PRS. Если хотите расти в этом направлении, самый правильный путь — наняться в подмастерья в большую мастерскую или просто помощником к мастеру. Да и на самом деле, можно просто начать работать самостоятельно, беря минимальные деньги за свои услуги и набивая руку. Информации по настройке инструментов, электронике и т.п. прост навалом. Хороший ресурс — NAPBIRT.

Организация концертов в вашем городе

Отличный способ разобраться в том, как работает музыкальная индустрия — заняться организацией концертов в своём городе. Вы наработаете множество полезных контактов, и, возможно, захотите зарабатывать на этом деньги.

Читайте также  Какая бывает музыка по характеру

Сочинение музыки на заказ

Многие музыканты и артисты строят свою карьеру целиком и полностью на написанных кем-то другим песнях. Поп-звёзды делают это поголовно. Например, мало кто знает, что пока Бритни Спирс почивала на лаврах успеха, песни ей писала дама с длинным именем Stefani Joanne Angelina Germanotta. последнее время Стефани работает с одной из самых успешных поп-звёзд современности — Lady Gaga.

Резидентство

Есть клубы, бары, театры, рестораны, гостиницы, даже круизы вокруг света, которые ищут музыкантов на постоянную работу в качестве группы-резидента. Договорённость может быть на определенные дни недели, на целые рабочие недели и даже месяцы и это всё сильно отражается на уровне дохода музыканта. Получая деньги за вечерние выступления, дни вы можете посвящать вашей группе, сочинению и работа с аудиторией.

Помощник дирижёра/музыканта

С одной стороны может показаться унизительным такого рода работа, но спрос на людей, перелистывающих нотную тетрадь существует. Вы сидите и читаете нотный стан вместе с исполнителем, переворачивая страницу именно тогда, когда это необходимо.

Транскрайбер

Многим музыкантам не хватает образования и понимания музыкальной теории, чтобы уметь записать свою музыку в нотах. Есть такая профессия — записывать в ноты то, что тебе играет человек. Оплата почасовая. Не так уж и плохо, слушать музыку в экстремально замедленном темпе, да еще и за деньги…

Композитор кино/видео игр

Это похоже на лицензирование, с той лишь разницей, что вы пишете специально под заказ. Эта профессия пользуется спросом, проверьте сами.

Музыкальный журналист

Ну нет человека более подходящего для этой профессии, чем музыкант. Понимание музыки изнутри, музыкальной теории и особенностей индустрии делает вас особенным с самого начала. Вы можете писать вдумчивые рецензии, глубоко анализировать артистов и их творчество, выступления и появления на публике. Вы можете писать о трендах и положении дел в музыкальном бизнесе, простор для полёта фантазии огромен.

Продюсер

Естественно, при том, что DIY движение растёт и крепнет с каждым днём, многие музыканты стали брать на себя многие направления музыкального производства. Начиная от звукозаписи, заканчивая сведением и мастерингом. Так строили свою карьеру многие известные продюсеры. Постепенно очередь из клиентов становится всё длиннее, вы всё разборчивее, денег и опыта всё больше. Помогая другим получить тот звук, что они хотят, вы учитесь и зарабатываете деньги на свои проекты. Что может быть интереснее? Это не самый лёгкий путь сделать карьеру и обеспечить себя, так как он один сам по себе приносит мало доходов, особенно в первые годы. Тем не менее, не стоит сбрасывать его со счетов, а лучше сочетать его с чем-то еще.

И главное, помните, ради чего вы зарабатываете все эти деньги. Ради любви всей вашей жизни. Ради музыки.

Как стать певцом

Карьера певца для многих — романтическая мечта. Как воплотить её в реальность и трудно ли зарабатывать на жизнь певческим талантом. Перевели американскую статью, полезно начинающим.

Чем занимаются певцы

Певец исполняет основную мелодию в песне. Это центр музыкального представления. Этим певец отличается от музыкальной группы, где все музыканты находятся на равных. Некоторые певцы аккомпанируют себе на фортепиано или на гитаре. Некоторые танцуют, в то время как музыку исполняет остальная группа.

Певцы выпускают альбомы. Они записывают их сами или с командой продюсеров. После этого они отправляются в концертный тур, чтобы рекламировать альбом. Их будни проходят в студии, в турах, в занятиях по вокалу, танцам, игре на инструментах.

Певцы сотрудничают с букинговыми и рекламными агентствами, менеджерами, специалистами по поиску талантов, другими певцами и музыкантами.

источник: unsplash.com

Карьерный рост

Карьерный рост в певческой карьере значит, что вокалист получает всё большие гонорары и выступает перед большим количеством людей. По сути это путь от небольшого числа слушателей к большой популярности.

Даже победители Грэмми начинали с малого. Певцы могут выступать в местном клубе, на круизных лайнерах, быть резидентами в лаунджах или клубах.

Это чрезвычайно конкурентная среда, зато в ней есть много возможностей для талантливых исполнителей. В таких местах они могут сделать себе имя и привлечь менеджеров и лейблы.

Образование

Для того чтобы построить певческую карьеру, долго учиться необязательно. Но благодаря образованию можно прокачать свои вокальные навыки и найти нужные связи. Вокальное образование есть во многих вузах и колледжах. К примеру, Карли Рэй Джепсен развила своё мастерство в Канадском институте искусств, а Джон Мэйер окончил музыкальный колледж Беркли. Там он понял, что ему хочется сочинять и петь песни. При этом он учился на гитариста.

Большим плюсом для вокалиста будут уроки игры на музыкальных инструментах или танцы.

Конечно, музыкальное образование важно. Немногие из музыкантов потратили годы на уроки вокала, хотя постановка голоса и развитие вокальных навыков совершенно необходимы в карьере.

Необходимые навыки

Опыт написания и исполнения собственных песен будет большим преимуществом для певца.

Кэти Перри до того, как стала знаменитой, выступала на вечерах открытого микрофона. Джастин Бибер выступал на небольших музыкальных конкурсах, а его мама заливала видео на YouTube. Карли Рэй Джепсен была вокалисткой в местной свинг-группе и вела открытый микрофон в кофейне, где она работала.

источник: Global Look Press/imago stock&people

Будет полезно не только знать как писать цепляющие и красивые песни, но и уметь продвигать себя. Charli XCX изначально запостила свою музыку на MySpace. Там её заметил клубный промоутер и предложил выступить на одной из вечеринок. После этого перед ней открылось много новых возможностей для живых выступлений. Песня певицы Лорд «Royals» стала мировым хитом после того, как она запостила его бесплатно на своей страничке в SoundCloud в мини-альбоме «Love club».

Личность

Певец должен быть адаптивным. Он должен уметь постоянно преодолевать неуверенность в себе. Карьера вокалиста — это вызов, и ей нужно посвящать всё своё время.

Кэти Перри рассказала журналу Seventeen, что её «первые 5 лет жизни в Лос-Анджелесе — это безденежье, плохие выступления, продажа своей одежды для оплаты жилья, бесконечные долги». Это всё продолжалось пока она записывала свои треки и пыталась подписать контракт со студией звукозаписи.

источник: bnmusic.ru

Самое важное для вокалиста — упорство и полная самоотдача. Даже топовые исполнители провели огромное количество дней в студии и на репетициях перед туром. Вокалист должен быть достаточно стойким и в то же время гибким, чтобы выдерживать постоянную жизнь в дороге, будь то поездка на минивэне или в частном самолёте. Это одновременно изнурительно и воодушевляюще.

Образ жизни

Образ жизни исполнителя песен может быть самым разным. У тех, кто только начинает свой путь и выступает на открытых микрофонах и конкурсах талантов, заработок может быть очень скромным. Как правило их выступления приносят небольшой доход как дополнение к основной работе. На другом конце спектра находятся исполнительницы вроде Тэйлор Свифт. Она заработала 825 млн. долларов за последние 10 лет.

Вокалисты пишут песни, репетируют, работают над сценическим мастерством. Много времени и сил отнимают гастроли . Очень часто певцы проводят больше времени в туре, чем дома. Большинство из них выступают по вечерам, поэтому просыпаются обычно поздно. «Самая большая трудность для меня — сохранить баланс между работой и личной жизнью», — говорит Бейонсе.

источник: unsplash.com

Трудоустройство

Работу вокалиста можно получить только через знакомства, как и почти любую работу в музыкальной индустрии. Связи очень важны. Другие певцы могут пригласить тебя поучаствовать с ними в программе или замолвить за тебя словечко. Приятели-музыканты могут познакомить с группой или продюсером, которые ищут вокалиста.

Совершенно неважно, стоит ли за спиной вокалиста какой-то лейбл или он только начинает, самое главное в его карьере — найти свою аудиторию. Без аудитории вокалист не сможет подписать контракт ни с концертным агентством, ни с лейблом.

Начать можно с выступлений на открытых микрофонах, на конкурсах талантов и с поиска связей с местными букинговыми агентствами. Нужно дать им понять, что вас можно поставить на разогрев к какой-то группе или певцу. Заведите странички на YouTube или на SoundCloud, чтобы концертный промоутер мог ознакомиться с вашим творчеством.

Большинство концертов начинающего певца будут оплачиваться разве что символически.

Так начала карьеру Билли Айлиш. В начале 2016 года она со своим братом Финнеасом выпустила релиз «Ocean eyes» на SoundCloud, и уже в конце года Interscope Records выпустил её сингл.

Источник: Getty Images for Live Nation

Сколько может зарабатывать певец

В США певцы зарабатывают около 46000 долларов в год. Однако диапазон заработка чрезвычайно широк и ранжируется от 17000 до 185 000 000 долларов .

Обычно певец получает гонорар за мероприятие. Клубы делятся процентом с продажи билетов. У некоторых исполнителей есть контракты, по которым они должны петь в определённых местах (например в клубах) или в туре.

Большая часть дохода вокалиста складывается из гонораров за туры и выступления. Дополнительный источник заработка — продажа мерча.

Делать деньги на продаже альбомов сегодня сложно даже для больших звёзд.

Лейбл оплачивает работу сонграйтеров, продюсеров, маркетологов, вкладывается в рекламу и т.д, поэтому певец начинает зарабатывать только после того как лейбл окупит свои изначальные инвестиции.

Объединения, группы и ассоциации

Главные объединения вокалистов в США — Американская Федерация Музыкантов и Национальную Академию Записывающих Искусств и Наук.

Некоторые вокалисты имеют право присоединиться к Гильдии киноактеров и Американской федерации художников, телевидения и радио. Союз вокалистов Нью-Йорка публикует на своём сайте список певцов, так что любой, кто ищет вокалиста в свой проект, может легко найти того, кто ему подходит.

Как начать карьеру певца

  • Получить опыт и обзавестись связями вокалист может выступая на открытых микрофонах, в хоре или группе, участвуя в конкурсах талантов.
  • Нужно пользоваться онлайн-ресурсами, чтобы любой мог иметь доступ к вашей музыке. Завести странички на SoundCloud, MySpace, YouTube.
  • Регулярно ходите на уроки вокала, по возможности научитесь играть на каком-то инструменте.
  • Разработайте свой собственный уникальный образ, чтобы выделиться из толпы.
  • Поддерживайте связь со своей аудиторией через социальные сети.

источник: unsplash.com

Как я могу улучшить свой голос?

С помощью регулярных уроков по вокалу. Важно соблюдать певческую гигиену, пить много воды, избегать слишком острой еды и молочных продуктов. Слушайте выступления артистов, которыми восхищаетесь, вживую и на записи.

Вокал — это больше про навык или про талант?

Это комбинация того и другого. У каждого есть голос, и некоторые певцы могут использовать только свой природный талант. Но если они сходят на несколько уроков и выучат вокальные техники, они определённо улучшат свой голос.

Пение — это хорошая профессия?

Пение — невероятная профессия. Чудесно, когда вы можете заработать на том, что любите. Но это тяжёлая работа, и нет никакой защиты в случае, если вы вдруг не сможете работать, поскольку певцы как правило имеют статус самозанятых. Не все видят плюсы в том чтобы быть музыкантом. Если вы ищете стабильности, решение быть вокалистом-фрилансером — не самый лёгкий выбор. По моему личному опыту, пение — хорошая работа. Но надо быть готовым к тому, что придётся много работать и путешествовать по миру, участвуя в прослушиваниях, делая записи и выступая.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: