Какие оперы написал моцарт? 5 самых известных опер - OXFORDST.RU

Какие оперы написал моцарт? 5 самых известных опер

Какие оперы написал Моцарт? 5 самых известных опер

Моцарт за свою недолгую жизнь создал огромное количество самых разных музыкальных произведений, но именно оперы он сам считал важнейшими в своём творчестве. Всего он написал 21 оперу, причем самую первую – «Аполлон и Гиацинт» – в возрасте 10 лет, а самые значительные произведения пришлись на последнее десятилетие его жизни. Сюжеты в основном соответствуют вкусам того времени, в них изображены античные герои (оперы-сериа) или, как в опере-буффа, изобретательные и лукавые персонажи.

Истинно культурный человек просто обязан знать, какие оперы написал Моцарт, или хотя бы самые известные из них.

«Свадьба Фигаро»

Одна из самых известных опер – «Свадьба Фигаро», написанная в 1786 г. по пьесе Бомарше. Сюжет прост – предстоит свадьба Фигаро и Сюзанны, но в Сюзанну влюблён граф Альмавива, стремящийся любой ценой добиться её благосклонности. Вокруг этого и строится вся интрига. Заявленная как опера-буффа, «Женитьба Фигаро», однако, вышла за рамки жанра благодаря сложности персонажей, их индивидуальности, создаваемых музыкой. Таким образом, создается комедия характеров – новый жанр.

«Дон Жуан»

В 1787 г. Моцарт пишет оперу «Дон Жуан» по мотивам средневековой испанской легенды. По жанру – это опера-буффа, сам же Моцарт определяет её как «весёлая драма». Дон Жуан, пытаясь соблазнить донну Анну, убивает её отца Командора и скрывается. После целого ряда приключений и переодеваний Дон Жуан приглашает статую убитого им Командора на бал. И Командор является. Как грозное орудие возмездия, он увлекает распутника в ад…

Порок наказан, как того требовали законы классицизма. Однако, моцартовский Дон Жуан не просто отрицательный герой, он привлекает зрителя своим оптимизмом и отвагой. Моцарт выходит за рамки жанра и создает психологическую музыкальную драму, по накалу страстей близкую к Шекспиру.

«Так поступают все»

Опера-буффа «Так поступают все» в 1789 г. была заказана Моцарту императором Иосифом. В основе её лежит реальная история, случившаяся при дворе. По сюжету двое молодых людей, Феррандо и Гульельмо решают убедиться в верности своих невест и являются к ним в переодетом виде. Некий дон Альфонсо подстрекает их, утверждая, что в мире нет такого понятия, как женская верность. И оказывается прав…

В этой опере Моцарт придерживается традиционного жанра буффа, музыка её полна лёгкости и изящества. К сожалению, при жизни композитора «Так поступают все» не была оценена по достоинству, но уже в начале 19-го века её стали исполнять на крупнейших оперных сценах.

«Милосердие Тита»

«Милосердие Тита» Моцарт пишет к восшествию на трон чешского императора Леопольда II в 1791 г. В качестве либретто ему был предложен весьма примитивный текст с банальным сюжетом, но какую оперу написал Моцарт!

Замечательное произведение с возвышенной и благородной музыкой. В центре внимания – римский император Тит Флавий Веспасиан. Он раскрывает заговор против собственной особы, но находит в себе великодушие простить заговорщиков. Такая тема лучше всего подходила для коронационных торжеств, и Моцарт блестяще справился с задачей.

«Волшебная флейта»

В тот же год Моцарт пишет оперу в немецком национальном жанре зингшпиля, который особенно его привлекал. Это «Волшебная флейта» на либретто Э. Шиканедера. Сюжет изобилует волшебством и чудесами и отражает извечную борьбу добра и зла.

Волшебник Зарастро похищает дочь Царицы Ночи, и та посылает юношу Тамино на её поиски. Он находит девушку, но оказывается, что Зарастро находится на стороне добра, а Царица Ночи – воплощение зла. Тамино успешно проходит все испытания и получает руку возлюбленной. Опера была поставлена в Вене в 1791 г. и имела огромный успех благодаря великолепной музыке Моцарта.

Кто знает, сколько бы еще великих произведений создал, какие оперы написал Моцарт, если бы судьба подарила ему ещё хотя бы несколько лет жизни. Но и то, что он сумел сделать за свою недолгую жизнь, по праву принадлежит к сокровищам мировой музыки.

10 самых известных произведений Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт является одной из важнейших фигур в истории музыки, оказав своим творчеством на нее огромное влияние.

В отличие от коллег, работавших в одном направлении, Моцарт писал в разных стилях и везде сумел добиться успеха.

Строгие и глубокие формы его произведений были наполнены особой эмоциональностью, благодаря чему знатоки без труда узнавали его почерк.

Больше всего внимания он уделял опере, питая к ней особую любовь. Его считают одним из основных реформаторов жанра (наряду с Кристофом Глюком), а его музыкальную драматургию – эталоном.

Прожив всего 35 лет, композитор оставил богатое наследие и мы сегодня вспомним 10 самых известных произведений Моцарта из огромного списка его работ.

10. Притворная простушка

Эту оперу композитор написал в

1768 году, когда ему было всего 12 лет. Ее заказал австрийский император Иосиф II, но премьеру пришлось отложить на год. Венские музыканты испугались конкуренции со стороны юного дарования и начали плести интриги, поэтому широкая публика ознакомилась с произведением лишь в 1769 году.

Несмотря на теплый прием, фурора оно не вызвало и на долгие годы было забыто, пока в 1921 году его вновь не поставили в немецком Карлсруэ.

В основу оперы легло либретто Карло Гольдони, написанное в стиле жесткой сатиры, однако Моцарт при создании музыки кардинально все изменил. Звучание получилось мягким, особенно партия Розины, и несмотря на присутствующие условности и некоторую угловатость отдельных фрагментов, для 12-летнего ребенка это было потрясающее сочинение.

Всем сразу стало понятно, что перед ними огромный талант, и впереди его ждет великое будущее.

9. Маленькая ночная серенада

Моцарт специализировался на создании серьезной музыки, однако на заказ писал и легкие произведения. На концертах и придворных балах, популярных в то время, часто исполнялась развлекательная музыка и «Маленькая ночная серенада» была написана для одного из таких мероприятий. Так, по крайней мере, считает большинство экспертов, ибо точные мотивы, побудившие композитора написать этот шедевр неизвестны.

Серенада состоит из 4-х частей и была придумана в 1787 году, впоследствии став одной из визитных карточек Моцарта.

Опубликовали ее уже после его смерти – в 1821 году. Изначально в ней было 5 частей, но последняя была безвозвратно утеряна и доподлинно неизвестно, что с ней произошло.

8. Обманутый жених

У этой оперы довольно интересная история: во-первых, она никогда не исполнялась, так как не была закончена, а во-вторых, автор либретто неизвестен.

Некоторые историки утверждают, что летом 1783 года Моцарту его прислал Лоренцо да Понте, но за достоверность этого факта ручаться нельзя.

Композитор сперва согласился написать оперу для итальянской труппы, выступавшей в Вене, но по неизвестным причинам прекратил работу.

Возможно, он не смог качественно адаптировать музыку для венской сцены и решил бросить, а возможно причиной стало начало его работы над «Свадьбой Фигаро».

7. Турецкий марш

«Турецкий марш», известный также как «Турецкое Рондо» и Alla Turca, является третьей, заключительной частью сонаты для фортепиано № 11 ля мажор.

Это произведение получилось настолько самобытным, что его часто исполняют отдельно от всей сонаты и популярность у него наибольшая.

Во второй половине XVIII века (марш был написан в 1784 году) в моде была турецкая музыка, поэтому Моцарт попытался воссоздать звучание янычар.

Это далеко не единственный его эксперимент в этом направлении: в собственной опере Entführung aus dem Serail композитор также подражал турецкому звучанию.

Читайте также  Как поступить в музыкальное училище?

6. Свадьба Фигаро

Если в случае с «Обманутым женихом» Лоренцо да Понте лишь предположительно является автором либретто, то «Женитьба Фигаро» совершенно точно была написана им по мотивам публикации Пьера-Огюстена Бомарше.

Моцарт работал над этой оперой 5 месяцев, потратив много сил, но премьерная постановка 1 мая 1786 года в Вене успеха не имела.

Впрочем, композитор не сильно удивился: произведение высмеивало аристократию и затрагивало тему французской революции, а люди уже тогда не любили, когда им говорят правду о них самих.

В результате «Свадьбу» даже запретили в Вене, а вот в Праге она имела колоссальный успех (ее там сыграли в декабре того же года).

Интересный факт: для пения на русском языке оперу первым перевел Петр Ильич Чайковский, всегда восхищавшийся творчеством Моцарта.

5. Дон Жуан

В основе оперы лежит пьеса Антонио де Саморы, а либретто по ней написал все тот же Лоренцо да Понте.

Своим появлением на свет она обязана успеху «Свадьбы Фигаро» в Праге: после громкой премьеры предприниматель Паскуале Бондини предложил Моцарту контракт на новое произведение и тот его принял.

«Дон Жуан» был написан в спешке: несмотря на то, что премьеру перенесли с 14 на 29 октября 1787 года, музыкантам все равно пришлось играть фактически без репетиций, так как ноты они получили незадолго до выхода на сцену в день концерта.

Моцарт дописывал заключительные партитуры буквально на ходу, поэтому все опасались провала, но все обошлось.

Любопытный факт: по неподтвержденным данным, композитор вместе с да Понте встречались с Казановой и брали у него консультацию.

4. Реквием

В июле 1791 года в дом к Моцарту пришел неизвестный мужчина, облаченный в черное. Он заказал у композитора заупокойную мессу и внес предоплату, после чего удалился. Позже выяснилось, что это был слуга графа Франца фон Вальзегга, которому месса была нужна для его недавно умершей супруги.

Несмотря на то, что композитор принял аванс и пообещал все сделать, во время работы над «Реквиемом» он часто прерывался на другие, более срочные и выгодные заказы.

К сожалению для всех, мессу композитор так и не закончил, рано скончавшись. Существуют неподтвержденные слухи, что чувствовавший приближение смерти Моцарт грустно шутил, что пишет «Реквием» для себя.

Когда его не стало, жена испугалась, что заказчик заберет выданные авансом деньги, поэтому она попросила друзей Моцарта дописать мессу. Йозеф Эйблер и Франц Ксавер Зюсмайер эту просьбу выполнили, отдав дань уважения почившему товарищу.

3. Волшебная флейта

Написанная на либретто Эмануэля Шиканедера, комедийная опера «Волшебная флейта», по некоторым легендам, считается причиной смерти Моцарта.

История, для которой он писал музыку, высмеивает масонские ритуалы, а сам композитор, как известно, входил в орден «вольных каменщиков».

Некоторые любители конспирологии считают, что не оценившая юмора венская ложа «заказала» композитора.

2. Концерт для фортепиано с оркестром №21

Концерт для фортепианного соло, флейты, двух гобоев, двух фаготов, двух валторн в Си, двух труб в Си, литавр и струнных. Состоит из тех частей:

  • Allegro maestoso
  • Аndante
  • Allegro vivace assai

Наибольшей популярностью пользуется вторая часть, исполняемая в субдоминирующем ключе фа мажор и также состоящая из трех частей.

Даже сейчас, спустя несколько веков после написания, этот концерт по-прежнему способен вызвать мурашки на коже.

1. Симфония №40

Композитор закончил работу над 40-й симфонией через три недели после завершения 39-й, выпустил сразу 2 произведения в июле 1788 года.

Незадолго до смерти Моцарт вновь вернулся к «Симфонии №40» и немного переработал ее, добавив в числе прочего кларнет.

Фрагменты из нее часто можно услышать в кино, видеоиграх и даже в песнях современных исполнителей, которые не гнушаются делать каверы на классику.

Пожалуйста напишите название всех опер Моцарта ДАЮ 100 БАЛЛОВ.

u00abu0414u043eu043bu0433 u043fu0435u0440u0432u043eu0439 u0437u0430u043fu043eu0432u0435u0434u0438u00bb (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes), 1767. u0422u0435u0430u0442u0440u0430u043bu044cu043du0430u044f u043eu0440u0430u0442u043eu0440u0438u044f

u00abu0411u0430u0441u0442u044cu0435u043d u0438 u0411u0430u0441u0442u044cu0435u043du043du0430u00bb (Bastien und Bastienne), 1768. u0414u0440u0443u0433u0430u044f u0443u0447u0435u043du0438u0447u0435u0441u043au0430u044f u0432u0435u0449u044c, u0437u0438u043du0433u0448u043fu0438u043bu044c. u041du0435u043cu0435u0446u043au0438u0439 u0432u0430u0440u0438u0430u043du0442 u0438u0437u0432u0435u0441u0442u043du043eu0439 u043au043eu043cu0438u0447u0435u0441u043au043eu0439 u043eu043fu0435u0440u044b u0416. -u0416-u0420u0443u0441u0441u043e u2014 u00abu0414u0435u0440u0435u0432u0435u043du0441u043au0438u0439 u043au043eu043bu0434u0443u043du00bb
u00abu041fu0440u0438u0442u0432u043eu0440u043du0430u044f u043fu0440u043eu0441u0442u0443u0448u043au0430u00bb (La finta semplice), 1768 u2014 u0443u043fu0440u0430u0436u043du0435u043du0438u0435 u0432 u0436u0430u043du0440u0435 u043eu043fu0435u0440u0430-u0431u0443u0444u0444 u043du0430 u043bu0438u0431u0440u0435u0442u0442u043e u0413u043eu043bu044cu0434u043eu043du0438
u00abu041cu0438u0442u0440u0438u0434u0430u0442, u0446u0430u0440u044c u041fu043eu043du0442u0438u0439u0441u043au0438u0439u00bb (Mitridate, re di Ponto), 1770 u2014 u0432 u0442u0440u0430u0434u0438u0446u0438u044fu0445 u0438u0442u0430u043bu044cu044fu043du0441u043au043eu0439 u043eu043fu0435u0440u044b-u0441u0435u0440u0438u0430, u043fu043e u0442u0440u0430u0433u0435u0434u0438u0438 u0420u0430u0441u0438u043du0430
u00abu0410u0441u043au0430u043du0438u0439 u0432 u0410u043bu044cu0431u0435u00bb (Ascanio in Alba), 1771. u041eu043fu0435u0440u0430-u0441u0435u0440u0435u043du0430u0434u0430 (u043fu0430u0441u0442u043eu0440u0430u043bu044c)
Betulia Liberata, 1771 u2014 u043eu0440u0430u0442u043eu0440u0438u044f. u041du0430 u0441u044eu0436u0435u0442 u0438u0441u0442u043eu0440u0438u0438 u042eu0434u0438u0444u0438 u0438 u041eu043bu043eu0444u0435u0440u043du0430
u00abu0421u043eu043d u0421u0446u0438u043fu0438u043eu043du0430u00bb (Il sogno di Scipione), 1772. u041eu043fu0435u0440u0430-u0441u0435u0440u0435u043du0430u0434u0430 (u043fu0430u0441u0442u043eu0440u0430u043bu044c)
u00abu041bu0443u0446u0438u0439 u0421u0443u043bu043bu0430u00bb (Lucio Silla), 1772. u041eu043fu0435u0440u0430-u0441u0435u0440u0438u0430
u00abu0422u0430u043cu043eu0441, u043au043eu0440u043eu043bu044c u0415u0433u0438u043fu0442u0430u00bb (Thamos, Ku00f6nig in u00c4gypten), 1773, 1775. u041cu0443u0437u044bu043au0430 u043a u0434u0440u0430u043cu0435 u0413u0435u0431u043bu0435u0440u0430
u00abu041cu043du0438u043cu0430u044f u0441u0430u0434u043eu0432u043du0438u0446u0430u00bb (La finta giardiniera), 1774-5 u2014 u0441u043du043eu0432u0430 u0432u043eu0437u0432u0440u0430u0449u0435u043du0438u0435 u043a u0442u0440u0430u0434u0438u0446u0438u044fu043c u043eu043fu0435u0440u044b-u0431u0443u0444u0444
u00abu0426u0430u0440u044c-u043fu0430u0441u0442u0443u0445u00bb (Il Re Pastore), 1775. u041eu043fu0435u0440u0430-u0441u0435u0440u0435u043du0430u0434u0430 (u043fu0430u0441u0442u043eu0440u0430u043bu044c)
u00abu0417u0430u0438u0434u0430u00bb (Zaide), 1779 (u0440u0435u043au043eu043du0441u0442u0440u0443u0438u0440u043eu0432u0430u043du0430 u0425. u0427u0435u0440u043du043eu0432u0438u043d, 2006)
u00abu0418u0434u043eu043cu0435u043du0435u0439, u0446u0430u0440u044c u041au0440u0438u0442u0441u043au0438u0439u00bb (Idomeneo), 1781
u00abu041fu043eu0445u0438u0449u0435u043du0438u0435 u0438u0437 u0441u0435u0440u0430u043bu044fu00bb (Die Entfu00fchrung aus dem Serail), 1782. u0417u0438u043du0433u0448u043fu0438u043bu044c

u00abu041eu0431u043cu0430u043du0443u0442u044bu0439 u0441u0443u043fu0440u0443u0433u00bb (Lo sposo deluso)
u00abu0414u0438u0440u0435u043au0442u043eu0440 u0442u0435u0430u0442u0440u0430u00bb (Der Schauspieldirektor), 1786. u041cu0443u0437u044bu043au0430u043bu044cu043du0430u044f u043au043eu043cu0435u0434u0438u044f
u00abu0416u0435u043du0438u0442u044cu0431u0430 u0424u0438u0433u0430u0440u043eu00bb (Le nozze di Figaro), 1786. u041fu0435u0440u0432u0430u044f u0438u0437 3 u0432u0435u043bu0438u043au0438u0445 u043eu043fu0435u0440. u0412 u0436u0430u043du0440u0435 u043eu043fu0435u0440u044b-u0431u0443u0444u0444.
u00abu0414u043eu043d u0416u0443u0430u043du00bb (Don Giovanni), 1787
u00abu0422u0430u043a u043fu043eu0441u0442u0443u043fu0430u044eu0442 u0432u0441u0435u00bb (Cosu00ec fan tutte), 1789
u00abu041cu0438u043bu043eu0441u0435u0440u0434u0438u0435 u0422u0438u0442u0430u00bb (La clemenza di Tito), 1791
u00abu0412u043eu043bu0448u0435u0431u043du0430u044f u0444u043bu0435u0439u0442u0430u00bb (Die Zauberflu00f6te), 1791. u0417u0438u043du0433u0448u043fu0438u043bu044c
[u043fu0440u0430u0432u0438u0442u044c] u0414u0440u0443u0433u0438u0435 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f
17 u043cu0435u0441u0441, u0441u0440u0435u0434u0438 u043au043eu0442u043eu0440u044bu0445:
u00abu041au043eu0440u043eu043du0430u0446u0438u043eu043du043du0430u044fu00bb , KV 317 (1779)

Оперное творчество Моцарта

Оперное творчество Моцарта.

Mоцарт писал оперы на протяжении всей жизни, начиная с 11 лет. В 11-12лет написал: «Аполлон и Гиацинт», «Мнимая простушка», «Бастьен и Бастьенна». В 14 лет – «Митридат-царь

понтийский». Моцарт писал оперы в разных жанрах: оперы buffa – «Мнимая простушка», «Мнимая садовница», «Так поступают все». Оперы зингшпиль – « Директор театра», «Бастьен и Бастьенна», «Похищение из сераля». Оперы seria – «Митридат-царь понтийский», «Идоменей». Но главная заслуга Моцарта в том, что на основе этих старых жанров, он создаёт новые: на основе оперы buffa – лирическую комедию «Свадьба Фигаро» и психологическую драму «Дон-Жуан». На основе оперы зингшпиль – философскую сказку «Волшебная флейта». Новаторство Моцарта в том, что он в одной опере использует приёмы и комической, и серьёзной опер. По сути, Моцарт является оперным реформатором.

Новое в операх Моцарта:

1. Обновляет старые жанры, сочетает в одной опере черты разных жанров.

2. Реалистически изображает жизнь, даёт героям яркие, разносторонние характеристики.

3. Стремится к единству музыки и драмы, но на первое место ставит музыку.

4. Использует в операх лейтмотив (лейтмотив Командора в опере «Дон-Жуан»). Лейтмотив – это тема, характеризующая героя и повторяющаяся несколько раз.

5. Расположение номеров подчинено не правилам, а развитию действия.

6. Главными являются арии и ансамбли. Партии в ансамблях индивидуализированы.

7. Большая роль оркестра.

Оперное творчество Моцарта – это высшее достижение оперного реализма 18 века.

«Свадьба Фигаро» (1786 г.).

Опера «Свадьба Фигаро создана по комедии французского драматурга Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро» (эта комедия – часть трилогии: 1 – «Севильский цирюльник», 2 – «Свадьба Фигаро», 3 – «Преступная мать»). Либретто написал Лоренцо да Понте. Комедию запретила цензура, и в опере социальная острота была смягчена. На основе оперы buffa в «Свадьбе Фигаро» Моцарт создаёт лирическую комедию. Основная идея оперы: борьба Фигаро за свои чело­веческие права, достоинство. Нравственно, интеллектуально слуга оказывается выше своего господина (содержание оперы — стр.294, разбор по действиям стр. I68-204).

В опере 4 действия, состоит из законченных номеров, соединенных речитативами, начинается увертюрой, в сонатной форме без разработки. Музыка увертюры в опере не встретится, но по характеру, стилю музыка оперы и увертюры близки. Главная партия содержит две темы: первая тема стремительная, кружащаяся; вторая тема носит фанфарный характер. Побочная партия – настойчивая, как бы долбящая, ее связывают с образом Фигаро, который умеет добиваться своей цели. Заключительная партия – изящная, грациозная, ее связывают с образом Сюзанны. После небольшой связки сразу идет реприза, в которой все темы проводятся в основной тональности. Завершает увертюру кода, которая строится на теме главной партии. В опере «Свадьба Фигаро» Моцарт раскрывает живые, человеческие характеры, разнообразные и реалистичные. В этом новаторство Моцарта. Поэтому его оперу часто называют оперой характеров. Он раскрывает их через определенные жанры и через определённый круг интонаций.

Читайте также  Квинтовый круг мажорных тональностей: чёткая схема для тех, кому приятна чёткость.

Характеристика главным героям – Фигаро и Сюзанне даётся уже в начале оперы. Необычно, что их первые характеристики даны в дуэте. Причем, Моцарт ставит подряд 2 дуэта. Оба дуэта лирико-комедийного плана, но есть в них и отличия. В 1 дуэте партии Фигаро и Сюзанны контрастны. Фигаро измеряет шагами комнату, его партия декламационная, он считает (стр. 17). Сюзанна примеряет в это время шляпку. Её партия изящна, грациозна (стр. 18). Когда Фигаро об­ращает внимание на Сюзанну, его партия становится похожей на её. Во 2 дуэте они выс­казывают своё отношение к подаренной комнате. Сюзанна не довольна близостью комнаты к покоям графа. Она говорит, что граф часто обращает на неё внимание. Здесь пар­тии Фигаро и Сюзанны близки, только у Фигаро партия в мажоре, а у Сюзанны в миноре, поэтому она бо­лее мягкая (стр. 25).

Сюзанна уходит и Фигаро остаётся один. В «Каватине» Фигаро продолжает раскрываться его характер (стр. 35). Подчеркивается, что Фигаро готов отстаивать своё право на счастье любыми средствами, но, прежде всего, находчивостью и интригой. Форма 3-х частная. Крайние разделы каватины в характере менуэта. Подражая графу, Фигаро притворяется учтивым, покорным, насмехаясь над таким поведением. Средний раздел в быстром темпе, на 2/4. Подчеркивается активность, напористость Фигаро. Он становится самим собой – весёлым, грубоватым. Образ Фигаро ярко раскрывается и в других номерах. Например, в его арии «Мальчик резвый» из 1д. (стр. 94). Ария обращена к Керубино. Фигаро подтрунивает над Керубино, которого отправляют в армию. Раскрывается жизнерадостный, весёлый нрав Фигаро, его остроумие, энергия. Форма рондо, ритм марша. Новые черты показаны в арии из 4д. «Пора понять, мужчины» (стр.319). Эта ария раскрывает способность Фигаро страдать, сожалеть о случившемся. Он думает, что Сюзанна ему изменяет, и переживает. Музыка арии подчинена тексту – звучит то, как патетическая декламация, то томно и нежно, то с танцеваль­ными элементами. В целом образ Фигаро раскрыт многосторонне – это живой, человеческий характер. Очень ярко охарактеризована Сюзанна. В ней подчеркивается изящество, кокетство, женственность. Например, дуэты из 1д. Интересна ария из 4д. «Приди, мой ми­лый, друг» (стр. 328). Сюзанна переоделась графиней, а графиня Сюзанной. Поддавшись очарованию ночи, Сюзанна исполняет арию. В медленном темпе, в ритме сицилианы, ария звучит как любовная серенада. Хроматизмы придают мелодии утонченность, нежность. Сюзанна раскры­вает свою любовь к Фигаро. Такая поэтическая ария в комической опере была явле­нием новым в то время.

Лирические чувства Моцарт подчеркивает не только в Сюзанне, но и в юном паже Керубино. Это мальчик 13лет. Он живёт в атмосфере любовных интриг, и олицетворяет как бы жажду жизни, любви. Это чистый, нежный, пылкий, обаятельный образ. Он влюблён во всех женщин замка, а в общем-то ни в кого. Партию Керубино исполняет женский го­лос меццо-сопрано. Есть в образе Керубино и комические черты, но главное – его лирические стороны. Они раскрываются в двух ариях. В арии из 1д. «Рассказать, объ­яснить не могу я» (стр. 56) он пытается объясниться Сюзанне в своих чувствах. Ария в быстром темпе. Вокальная партия напевная, но порывистая, взволнованная, т. к. складывается из коротких трепетных фраз, разделённых паузами. Ариетта из 2д. «Что так тревожит» (стр. 113) в характере лирического романса. Паж сочинил канцонетту, Сюзанна и графиня уговорили его спеть им. Сюзанна аккомпанирует ему на гитаре. Мелодия нежная, созерцательная с утонченными хроматизмами. В оркестре подражание гитарному сопровождению. В среднем разделе более напряженное, взволнованное звучание.

Моцарт наделяет выразительными ариями и второс­тепенных героев. Например, ария Барбарины из 4д. «Потеряла я булавку» (стр. 296). Это 11 летняя дочь садовника. Она сокрушается о том, что потеряла приколку, которую должна была передать от графа Сюзанне. Показана огорченной, наивной. Мелодия нежная, печальная.

Музыкальные характеристики отрицательных героев более традиционны. Например, ария Бартоло из 1д. «Час отмщения» (стр. 41) – типична для басовых буффонных партий. В ней напускная важность. Используются характерные приёмы: вокальная скороговорка, многократные повторения одного звука, большие скачки. Таким образом, в опере переплетаются комедия и лирика, ярко, разносторонне раскрыты характеры героев. И в этом новаторство Моцарта.

Какие слухи чаще всего распускали о Сальери, и чему из этого можно верить

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Следуя приглашению Флориана Гассмана, Антонио отправился в Вену, город, который останется его домом на всю оставшуюся жизнь. Итальянский композитор начал свой путь как ученик нескольких известных венских музыкантов.

Королевская семья была широко известна как щедрый покровитель музыкального искусства в Вене. Музыканту было всего двадцать четыре года, когда император назначил его придворным композитором в 1774 году. В том же году Антонио познакомился со своей будущей женой Терезой (Терезия) фон Хельферсторфер, с которой у него родилось восемь детей. Впоследствии итальянский композитор стал императорским королевским капельмейстером (музыкальным руководителем) двора в 1788 году. Он занимал эту должность до 1824 года. Сальери также носил титул президента Общества музыкальных художников в Вене. Его первой оперной пьесой была комедия 1770 года под названием «Учёные женщины» , получившая ошеломляющий успех.

В наши дни, несмотря на многочисленные заблуждения, Антонио по-прежнему помнят, как чрезвычайно плодовитого композитора. Его впечатляющие достижения включают тридцать три оперы, десятки священных и светских хоровых произведений и несколько сочинений для различных инструментальных ансамблей. Он путешествовал по всей Европе и представлял свои оперы на многих уважаемых европейских концертных площадках.

Он написал сорок три оперы в итальянском стиле, различные балеты, оркестровую музыку, два фортепианных концерта, многочисленные кантаты, арии и произведения духовной музыки. Его оперные произведения получили выдающийся отклик как в Париже, так и в Вене и принесли ему большое признание как композитору и дирижеру. Антонио преподавал большому количеству ныне известных композиторов. Среди его впечатляющих учеников Людвиг ван Бетховен, Карл Черни, Джакомо Мейербер, Франц Шуберт и Ференц Лист. Итальянский композитор также был учителем сына Вольфганга Амадея Моцарта, Франца Ксавера. Он часто давал бесплатные уроки композиции, возможно, из-за своего
сиротского прошлого.

Биографы продолжают изображать его как щедрого, доброго и благородного человека. Точно так же его способность дружить с весьма респектабельными людьми говорит о том, что Антонио обладал немалым обаянием и харизмой. С другой стороны, временами он не испытывал недостатка в высокомерии и гордости. Например, однажды Людвиг ван Бетховен узнал о гневе Антонии, представив концерт в тот же вечер, что и ежегодный рождественский бенефис Сальери. Тем не менее итальянский композитор до сих пор известен как человек остроумный, который часто шутил на свой счёт.

Лоренцо да Понте, главный либреттист «Женитьбы Фигаро» Моцарта, «Дон Жуана» и «Так поступают все женщины, или Школа влюблённых», часто хвалил музыку Моцарта в своих мемуарах. Однако он сделал то же самое и с Сальери. Антонио также написал собственные мемуары, которые его друг Игнац фон Мозель положил в основу биографии, опубликованной в 1827 году.

Читайте также  Лучшие музыкальные фильмы: фильмы, которые понравятся каждому

В 1816 году Антонио был награждён Гражданской медалью Почета на концерте, организованном некоторыми из его любимых учеников. После пятидесяти лет службы при дворе он вышел в отставку в 1824 году, всего за год до своей смерти. Ему было семьдесят пять.

Наследие

Называть Антонио святым покровителем посредственностей, как это делает Питер Шеффер в своей пьесе «Амадей», было бы несправедливой оценкой. Его оперы потрясающе мелодичны, безупречно написаны и, несомненно, новаторски. В конце концов, Сальери был одним из самых выдающихся и уважаемых композиторов своего времени. Посвятив свою жизнь музыке, итальянский композитор оставил после себя ошеломляющее наследие, в том числе множество произведений, которые опередили своё время как в музыкальном, так и в тематическом плане. Эти давно забытые шедевры, несомненно, заслуживают того, чтобы стоять рядом с наследием его известных учеников, таких как Франц Шуберт и Ференц
Лист.

Премьера шедевра Антонио «Il mondo alla rovescia» состоялась в Вене в 1795 году. Опера была написана на итальянском языке поэтом и либреттистом Катерино Томмазо Маццола. Эта исключительно забавная комедия излучает беззаботный дух и неоспоримое остроумие. Действие оперы разворачивается на мифическом острове во времена правления амазонок. Всё меняется с прибытием двух потерпевших кораблекрушение аристократов, графа и маркизы. Вместе с ними прибывает европейское судно, посланное им на помощь. Опера жива и неотразима во всём, и она умело опирается на комическое творчество. В некотором смысле она выделяется своей смелостью и прогрессивностью благодаря чёткой смене гендерных ролей.

Лучшие музыкальные моменты выходят на первый план в мирные моменты размышлений. Сюда включены торжественная, медленная часть в финале первого акта и гимнический хор в конце второго. Другими выдающимися производными от оперы являются две арии маркизы и безмятежная пасторальная ария, посвящённая полковнику, который убеждает графа остаться на острове.

«Аксур, король Ормуза» считается самой значительной оперой композитора. Премьера этой трагикомической драмы состоялась в Вене в 1788 году. Разыгранная на итальянском языке, опера была переработана знаменитым либреттистом Лоренцо да Понте. Она представляет собой итальянскую версию французской пьесы Сальери 1787 года «Tarare». Это была также его последняя опера, исполненная в Париже. Да Понте пишет в основном вслед за «Tarare», но две оперы значительно отличаются друг от друга деталями и характеристикой. История оперы Антонио следует за приключениями и трагедиями Аксура, короля королевства Ормус в Персидском заливе. Главную роль исполнил Франческо Бенуччи, который также сыграл первого Фигаро в опере Моцарта «Женитьба Фигаро». За короткий промежуток времени «Аксур» стал одной из самых известных опер Вены.

«Die Neger» представляет собой последнюю оперу Антонио. Премьера зингшпиля на немецком языке состоялась в 1804 году в Вене. Для этого произведения итальянский композитор сотрудничал с либреттистом Георгом Фридрихом Трейчке. Действие происходит на острове в Карибском море, который находится под колонизацией Англии. Персонаж лорда Бедфорда стремится стать губернатором этой колонии, поэтому вынуждает своего соперника, лорда Фолкленда, бежать из страны. Лорд Бедфорд также положил глаз на прекрасную Фанни, невесту Фолкленда и дочь старого губернатора. После пары лет изгнания Фолкленд возвращается под маской и поступает на службу к Бедфорду. В конце концов Фолкленд одерживает верх в своих поисках и женится на Фанни. Кроме того, горничная Фанни Бетти также выходит замуж за афроамериканского персонажа Джона. Этот акт приводит к прекрасному вдохновляющему межрасовому любовному дуэту, который в то время не был обычной практикой.

Несмотря на нынешнее неполиткорректное и оскорбительное название, в либретто нет и следа расистских тенденций. Антонио, который был известен своей кампанией в пользу отмены рабства, также поставил всех персонажей на один и тот же музыкальный уровень. К сожалению, эксперты считают, что прогрессивные тенденции оперы были основной причиной её преждевременной отмены в то время. Тем не менее, в наши дни его по-прежнему хвалят и чтят за его этику.

Слухи и сплетни

Незадолго до кончины Антонио в 1825 году по Вене поползли слухи о том, что он отравил Моцарта. Поэт Александр Пушкин драматизировал эту идею в своей пьесе «Моцарт и Сальери», опубликованной в 1830 году. Позже, в XIX веке, Николай Римский-Корсаков перенял концепцию Пушкина и создал короткую и юмористическую оперную пьесу. Поэтому опера положила начало тенденции преувеличивать это спорное соперничество.

В 1979 году британский драматург Питер Шеффер написал «Амадея» — современный и утончённый взгляд на пьесу Пушкина. Пять лет спустя режиссёр Милош Форман перенёс историю Амадея на серебряный экран. Фильм получил восемь премий «Оскар», в том числе одну за яркое изображение Антонио Сальери Фаридом Мюрреем Абрахамом. Однако широко распространённый сейчас миф о соперничестве между Моцартом и Сальери не может быть далёким от истины. Эксперты утверждают, что существует слишком мало фактических доказательств в поддержку предполагаемого предательского поведения Антонио по отношению к Моцарту. Также нет фактов, подтверждающих обвинения в отравлении, которые продолжают следовать за именем Сальери.

Единственным надёжным источником, подтверждающим возможность неприязни между двумя композиторами, является содержание писем Моцарта. Однако заявления в этих письмах лишь показывают наличие жалоб Амадея и понятное количество зависти и разочарования, направленных на старшего и более совершенного Антонио. В 1771 году Моцарт уступил Сальери должность музыкального наставника принцессы Вюртембергской. Принцесса предпочла Антонио из-за его хорошо известной репутации безупречного учителя.

Некоторые историки также утверждают, что Амадей даже обвинил Сальери в провале своей оперной премьеры. Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт, размышлял об этом в одном из своих писем и сказал, что Антонио и его помощники перевернут небо и землю, чтобы поставить оперу.

Антонио был в состоянии помочь борющемуся Амадею, но он пренебрёг этим. Тем не менее, после смерти Моцарта Сальери взял его сына Франца Ксавера под своё крыло и устроил его на приём при дворе императора. Он даже продолжал продвигать и дирижировать симфонией соль минор Моцарта в 1791 году.

В 2015 году композитор и музыковед Тимо Йоуко Херрманн открыл партитуру кантаты Per la ricuperata salute di Ofelia. Сочиненная в 1785 году, пьеса состоит из одного раздела, написанного Антонио Сальери, и другого раздела, написанного Вольфгангом Амадеем Моцартом. Это исторически исключительное открытие, наконец, придаёт больше смысла отношениям между двумя композиторами, проливая истинный свет.

Слухи — слухами, а жизнь публичных людей всегда под пристальным вниманием, тем более, когда речь заходит о выдающихся исторических личностях. На ней обещал жениться сам Моцарт , за ней ухлёстывали мужчины разных возрастов, её невзлюбили женщины, но всё это и многое другое не помешало Марии-Антуанетте стать многодетной матерью, а также одной из самых нелюбимых королев.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: