Как запомнить аккорды по началам известных мелодий - OXFORDST.RU

Как запомнить аккорды по началам известных мелодий

Как запомнить аккорды по началам известных мелодий

Неважно, в чем причина острой необходимости в заучивании аккордов наизусть. Возможно, вам нужно блеснуть умениями перед друзьями-музыкантами. Или, что гораздо хуже, «на носу» экзамен по сольфеджио, а вы не отличаете трезвучие от квартсекстаккорда – преступление в рамках уголовного кодекса, по мнению вашего теоретика. Поэтому шансы хорошо написать диктант или опознать аккордовую последовательность близки к нулю.

Но, может быть, вам просто интересно и хочется выучить их для себя, для общего развития.

Для начала можно порекомендовать изучить аналогичную статью на ресурсе Music-Education, рассматривающую лёгкое запоминание интервалов, с которых начинаются популярные мелодии. Ведь изучить дом, не ознакомившись с принципами строения отдельных частей его конструкции, невозможно. Так и здесь: интервал – это один из двух или трёх кирпичиков, которые при правильном построении превращаются в дом-аккорд.

Приведём пример: мажорное трезвучие строится так – большая терция плюс малая терция. Если вы уверенно опознаёте в аккорде две терции, и первая из них – большая, то аккорд окажется мажорным трезвучием.

Если вы уже изучали материалы нашего музыкального класса, то усвоили некоторые азы и названия аккордов. Если же эти диковинные термины для вам являются новинкой, то напоминаем вкратце основные сведения.

Аккорды бывают:

  • Мажорные или большие – нижним кирпичиком которого является большая терция, а верхним – малая.
  • Минорное или малые – все ровно наоборот, внизу – малая терция и т.д.
  • Обращения трезвучий делятся на секстаккорды (первая и последняя ступень образуют сексту, нижний интервал – терция) и квартсекстаккорды (та же секста по краям, но нижний интервал – кварта).
  • Восходящие (звуки строятся снизу вверх) и нисходящие (звучат сверху вниз).
  • Септаккорды (крайние звуки образуют септиму).

Хочется уточнить, что под аккордом в приведённой ниже таблице подразумевается последовательное извлечение звуков, подобное, скорее, арпеджио. Но при помощи такого прослушивания аккордов они запоминаются проще, нежели взятые одновременно три или более звука.

Название аккорда Песни
Мажорное трезвучие Восходящий«Горные вершины»(версия Рубинштейна), «Беловежская пуща» (с третьей ноты)Нисходящий«Песенка о капитане» – (начало припева), «Euridice, Scene III: II.”A te, qual tu ti sia» Дж. Каччини
Минорное трезвучие Восходящий«Подмосковные вечера», «Виновата ли я», «Чунга-Чанга»Нисходящий«Я спросил у ясеня»
Развёрнутое мажорное трезвучие Восходящий«Марш весёлых ребят», «Прелюдия» И.С. Баха
Мажорный секстаккорд Восходящий«На тот большак»
Минорный секстаккорд Восходящий«Ave Maria» Дж. Каччини (Вторая часть, развитие, 1 м.58 сек. воспроизведения), «Das Heimweh D456» Ф. Шуберта
Мажорный квартсекстаккорд «Concerto in A Major for Basset Clarinet: II. Adagio», «Форели(The Trout)» Ф. Шуберта (сначала идёт ломаный на интервалы восходящий аккорд, потом сразу – нисходящий)
Минорный квартсекстаккорд Восходящий«Священная война» «Облака», «До чего дошёл прогресс», «Лесной олень» (начало припева), «Лунная соната» и «Piano Sonata No. 1 in F Minor, Op. 2, No.1: I. Allegro» БетховенаНисходящийL’Eté Indien (Репертуар Джо Дассена, аккорд проходит лейтмотивом бэк-вокала, потом в основной теме солиста)
Септаккорд «Степь да степь кругом» (на словах «умирал ямщик…»)

Это только вершина айсберга – небольшая таблица, благодаря которой вы можете легко запомнить, как звучит тот или иной аккорд. Возможно, со временем вы сумеете собрать собственную коллекцию музыкальных примеров, уверенно узнавая созвучия в знакомых или новых произведениях.

Вместо заключения + Бонус

Если попробовать составить шуточный хит-парад среди аккордов, то безусловным победителем окажется не лирическое и напевное малое трезвучие, а его второе обращение – минорный квартсекстаккорд. Его охотно использовали авторы патриотической музыки и романсов, классики и современники.

А ещё существуют произведения, проанализировав которые, вы найдёте, наверное, любой из существующих аккордов. Таким бессмертным творением является, скажем «Prelude» И. С. Баха, которая настолько не давала покоя следующим после композитора поколениям, что её увековечили дважды: в качестве отдельного произведения и как одну из самых красивых версий «Ave Maria». 150 лет спустя после написания прелюдии молодой Шарль Гуно написал размышления на тему мелодии Баха. По сей день гениальное сочетание между собой множества аккордов является одной из самых популярных классических мелодий.

Бонус – Шпаргалка

Классическая гитара >Запоминание нот

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола . В сегодняшнем уроке мы поговорим о том, как осуществляется запоминание музыкальных произведений и что необходимо делать, чтобы запомнить необходимые для игры ноты.

Запоминание нот и музыкальных произведений

Пока вы продолжаете оставаться на этапе обучения игре на гитаре, каждое новое произведение, которое вы разучиваете, требует одновременного внимания к очень многим аспектам — например, какими пальцами играть каждую ноту, как правильно держать руку , как читать нотную грамоту .

В идеале все музыкальные пьесы должны играться по памяти, поскольку в этом случае вы можете сосредоточиться на других своих задачах. Даже просто попытавшись некоторое время не смотреть в стоящие перед вами на пюпитре ноты, вы сразу же заметите, насколько больше внимания можете уделить положению левой кисти и, следовательно, более уверенно управлять ее движениями.

В музыкальной теории известны три основных типа памяти, а именно:

Слуховая — память о том, как звучит мелодия, например, рисунок темы или тип ритма.

Осязательная — память о том, какую форму и положение принимают пальцы, в большой степени присущая самим пальцам. Главным образом, она свойственна левой руке, положение которой более статично.

Зрительная — этот вид памяти объединяет в себе запоминание как нотной записи произведения, так и уже упоминавшихся выше форм и положений пальцев левой руки.
Каждый музыкант сам выбирает тот тип памяти, который он считает наиболее эффективным, и в итоге отдает ему предпочтение, но тем не менее он ни в коем случае не отказывается и от других двух типов и обязательно в некоторой степени пользуется каждым из них.

От того, каким образом вы будете запоминать музыкальное произведение, в значительной мере будет зависеть, насколько быстро вы его выучите и, соответственно, насколько профессионально будете его исполнять.

При обучении игре на гитаре, как и в любой другой деятельности, важно выбирать произведения, соответствующие вашему нынешнему уровню возможностей. Для начинающих музыкантов наиболее правильным будет последовательное разучивание и исполнение всех пьес, содержащихся в разделе Классическая гитара.

Тем читателям, которые уже являются достаточно опытными гитаристами, но не в полной мере владеют умением играть с листа, можно посоветовать выбирать произведения подходящей сложности, требующие определенного технического мастерства и способные вызвать интерес, гарантирующий их запоминание.

Более сложные упражнения и произведения с технической точки зрения, а так же более сложные для запоминания пьесы Вы можете найти в разделе гитары фламенко.

Это относится в первую очередь к гитаристам, практикующим исполнение основанных на аккордах произведений, главным образом, в жанре рока и джаза.

Как запомнить ноты и музыкальное произведение?

В первую очередь попытайтесь сыграть всю пьесу от начала и до конца. Если это окажется слишком сложным или займет столько времени, что произведение распадется на отдельные фрагменты и не будет звучать как одно целое, разучивайте только первые четыре такта до тех пор, пока не освоите их полностью.

Оставшуюся часть произведения разделите на такие же отрезки по четыре такта и таким же образом отдельно разучите каждый из них, разобрав по частям всю пьесу до конца.
Затем попытайтесь исполнить все произведение с начала до конца, стараясь допустить как можно меньше ошибок. Когда у вас это получится (на что может потребоваться несколько дней), попробуйте исполнить всю пьесу без партитуры, пусть далее вам придется замедлять темп в наиболее сложных местах или случайно брать неверную ноту.

Сначала вам может показаться, что, взяв несколько первых нот, вы совершенно не помните, что делать дальше. Это абсолютно нормально и потому не должно поколебать вашу решимость выучить пьесу наизусть. Просто отложите гитару и в очередной раз внимательно изучите партитуру, и в первую очередь те места, в которых вы ошибаетесь или забываете, какая нота должна быть следующей.

Пример запоминания нот

Допустим, например, что первые три ноты пьесы — А (ля), В (си) и С (до), а за ними следуют В (си), В (си) и А (ля), но вы можете запомнить только первые две и запинаетесь на С (до). В этом случае нужно всего лишь продолжать смотреть в партитуру до тех пор, пока последующие В (си), В (си) и А (ля) не отпечатаются прочно в вашей памяти.

Эта следующая группа нот крайне важна. Когда вы снова возьмете в руки гитару (отложив на этот раз партитуру), начинайте играть произведение с самого начала и старайтесь без запинок преодолеть бывший для вас проблемным фрагмент.

Пользуясь этой техникой, вы сможете быстро и надолго запоминать любые пьесы и исполнять их без партитур.

У меня поначалу были плохи дела с запоминанием нот и музыкальных произведений, но со временем привык к этому делу.

С нотами с самого начала как — то не сложилось, играю по аккордам. Мне достаточно несколько раз проиграть новое произведение, запомнить мелодию, а там уже на автомате, не та мелодия — пальцы сами ищут нужный вариант.

Вариант запоминания композиции без запоминания нот срабатывает только при наличии хорошего слуха )))

Ещё один секрет-можно найти в интернете видео с исполнением той пьессы которая вам нужна и прослушать несколько раз или записать в плеер и тогда мелодия отпечатывается в памяти.(Сам занимаюсь профессионально 6 лет)

Вечно забывал, где на грифе гитары находится нота до. Поэтому решил просто купить наклейки с нотами, и буквально за неделю запомнил расположение всех нот на грифе. И вам советую такой метод.

Читайте также  Еврейский фольклор: от истоков сквозь века

Как выучить и ставить основные аккорды для игры на гитаре

Постигая гитару, хочется научиться играть песни любимых исполнителей. Это невозможно сделать без исполнения основных видов гитарных приемов. Главный вопрос, который встает перед новичками, — это “Как играть аккорды на гитаре?”. Как только начинающий музыкант освоит разберется с постановкой рук и изучат несколько основных аккордов, можно будет сыграть подавляющее большинство песен популярных исполнителей.

Аккорды представляют собой одновременное звучание трёх или большего количества нот. Для освоения игры на гитаре сначала необходимо изучить восемь основных движений. О них будет рассказано в статье. Лучше начинать обучение игре на акустической гитаре на уроках с педагогами, это поможет избежать ошибок и даст хороший старт в изучении инструмента.

  1. Какие аккорды бывают
  2. Аккорды для начинающих
    • Am – Ля минор
    • A – Ля мажор
    • D – Ре Мажор
    • Dm – Ре Минор
    • E – Ми Мажор
    • Em – Ми Минор
    • C – До Мажор
    • G – Соль Мажор
  3. Баррэ-аккорды
    • 5 советов как брать баррэ
  4. В заключение

Какие аккорды бывают

Трезвучия могут быть минорными или мажорными. Найти аккорды можно по их обозначению. Названия первых включают в себя большую латинскую букву и «m» после неё. В названии мажорных последней буквы нет.

Трезвучия различаются настроением, которое создают. Минорные создают печальную, грустную мелодию, а мажорные — бравурную и уверенную.

Аппликатура даёт полную информацию о том, как играть в песне. Изучение цифровок является обязательной темой уроков обучения игры на гитаре с нуля. Для графических записей используются следующие обозначения:

  1. Струны имеют номера от первой до шестой, если считать снизу вверх, от самой тонкой до самой толстой.
  2. Лады хорошо видно на грифе. Это его участки, отделенные вертикальными линиями. Самым крайним является первый, затем идут второй, третий и другие.
  3. Пальцы обозначают цифрами 1-4. Их нумеруют от указательного к мизинцу. Большой палец обозначают буквой «Т».

Обычно в цифровках делается обозначение в виде прямоугольника с вертикальными и горизонтальными линиями, на которой показаны детали: номера пальцев. Горизонтальные линии — это струны, вертикальные обозначают лады. Положение пальцев показывают черными кружками с цифрами внутри. Чтобы научиться играть на гитаре с нуля, нужно уметь читать такие обозначения.

Цифровки популярный гитарных аккордов

Аккорды для начинающих

Знание и использование всего нескольких базовых аккордов позволяют сыграть большинство популярных песен. Они могут выглядеть немного другими из-за несоблюдения тональности. Тем не менее речь идёт о тех же самых мелодиях. Чтобы выучить аккорды на гитаре достаточно отрепетировать их несколько раз, дать возможность сработать механической памяти. Следующим этапом в обучении будет тренировка быстрой смены одного аккорда другим. Рассмотрим несколько наиболее часто используемых и популярных аккордов.

Am – Ля минор

Он включает в себя ноты Ля, До, Ми. Его считают одним из наиболее простых. Ля минор регулярно используется в мелодиях и песнях. Вот как нужно сыграть аккорд на гитаре:

  1. Указательным на первом ладу необходимо прижать вторую струну.
  2. Средним — четвёртую.
  3. Безымянный — на третью.

Многие гитаристы начинали изучение построения трезвучий именно с Ля минор.

A – Ля мажор

Он также распространен, но встречается реже, чем предыдущий. Он включает в себя ноты Ля, Ми, До Диез. Чтобы его сыграть, используется только второй лад. Расскажем, как можно взять аккорд на гитаре. Пальцы располагаются следующим образом:

  1. Указательный — на четвёртой струне.
  2. Средний — на третьей.
  3. Безымянный — на второй

D – Ре Мажор

Здесь используются ноты Ре, Фа Диез, Ля. Чтобы взять D на гитаре, нужно:

  1. Прижать указательным третью струну на втором ладу.
  2. Средним держат первую на втором ладу.
  3. Безымянный ставится на второй в третьем ладу.

Чтобы использование этого трезвучия давало чистый звук, необходимо бить по четвёртой струне, используя ее в качестве тоники.

Dm – Ре Минор

Созвучие Dm включает ноты Ре, Фа, Ля. Рассмотрим, как держат этот аккорд на гитаре:

  1. Указательным пальцем прижимают первую струну на первом ладу.
  2. Средний ставят на третью струну на втором ладу.
  3. Безымянным нажимают на вторую на третьем ладу.

При работе с Ре Минор добиться чистого звучания можно только при игре на первых четырёх струнах.

E – Ми Мажор

Он хорошо звучит и очень популярен при игре на электрогитаре. Состоит из Ми, Си и Соль Диез. Чтобы его взять, пальцы нужно поставить в следующую позицию:

  1. Указательный палец ставят на третью струну в первом ладу.
  2. Средним прижимают пятую на втором.
  3. Безымянным надавливают на четвёртую на этом же ладу.

Em – Ми Минор

Em — один из наиболее часто используемых аккордов. Включает ноты Ми, Си, Соль. Для него используют два пальца. Чтобы его взять, пальцы располагают следующим образом:

  1. Указательный ставят на пятую струну на втором ладу.
  2. Средний — на четвёртую на этом же.

Безымянный при игре не используется.

C – До Мажор

До Мажор считается более сложным по сравнению с остальными, которые здесь приведены. Чтобы понять и запомнить, как он играется, нужно потратить больше усилий. Состоит из До, Ми, Соль. Его играют таким образом:

  1. Указательным пальцем прижимают вторую струну на первом ладу.
  2. Средний используют для четвёртой на втором.
  3. Безымянным надавливают на пятую на третьем ладу.

Чтобы он хорошо получился, нужно правильно ставить пальцы, не задевая другие струны.

G – Соль Мажор

G использует ноты Си, Соль, Ре.

  1. Указательный ставят на пятую струну второго лада.
  2. Для среднего — шестая на третьем.
  3. Мизинец используют для первой третьего лада.

Это единственный вариант, в котором используется мизинец.

Баррэ-аккорды

При игре на гитаре баррэ отличаются способом исполнения. Когда их играют, указательным пальцем одновременно зажимают несколько струн. Иногда этого бывает достаточно, а в некоторых случаях необходимо прижать струны дополнительно другими пальцами.

Когда берутся баррэ необходимо приложить большее физическое усилие, чем обычно. Поэтому для их освоения придется потренироваться, а возможно и обратиться к преподавателю по гитаре.

5 советов как брать баррэ

Для того, чтобы научиться брать аккорды баррэ, будет полезно ознакомиться с советами:

  1. Когда гитарист только учится, осваивать движение на первом ладу нельзя. Рекомендуется начать на пятом или седьмом. Это связано с тем, что на различных участках грифа натяжение будет отличаться: в середине оно слабее, а у края сильнее. После освоения можно переходить на четвёртый, третий, второй и первый лады. Если тренироваться каждый день, то можно освоить баррэ на каждом участке грифа.
  2. При исполнении, например, аккорда Bm на гитаре надо зажимать пальцем рядом с внутренним краем лада. Если так сделать, то звук будет приятным и мелодичным. Если зажать их посередине или с внешнего края лада, то звук будет менее благозвучным.
  3. При выполнении баррэ исполнители будут зажимать струны немного по-разному. Это связано с тем, что размер и строение ладони у людей отличаются. Поэтому нужно действовать так, как удобнее исполнителю. Эта манера является индивидуальной.
  4. Во время уроков баррэ нужно перестать концентрировать внимание на правой руке. Ей нужно просто делать взмахи вниз и не стоит перебирать струны. Особое внимание при этом нужно уделять движениям левой руки.
  5. Обучение выполнения баррэ включает не только репетиции и тренировки, но и отдых. При постоянном выполнении упражнений будут уставать руки и болеть пальцы. Нужно давать себе время для отдыха и восстановления.

Эти советы помогут легче научиться брать баррэ — F, Hm, Cm, Gm, B на гитаре. Однако это не отменяет необходимости постоянно учиться и посещать курсы игры на гитаре для совершенствования своего мастерства.

В заключение

Чтобы освоить исполнение аккордов на гитаре для начинающих, необходимо много времени уделять тренировке. Знание простых аккордов на гитаре позволит исполнять любимые песни под гитару самостоятельно. Зная базовые обозначения и разобравшись с цифровками, вы сможете без посторонней помощи разбирать и играть новые интересные произведения по аккордам.

Аккорды. Мелодия и гармония

Сыграть несложную мелодию по нотам или подобрать на слух одной рукой вы уже научились на предыдущем уроке , теперь хотелось бы научиться играть двумя руками и к тому же подбирать к мелодии аккомпанемент. Об этом пойдет речь в новом уроке.

Для того, чтобы легче начать играть двумя руками, можно правой рукой научиться играть несложную мелодию (например, русскую народную песню «Я на горку шла»), а левой – повторяющуюся тоническую квинту. Квинта достаточно ясно характеризует тональность и для простоты может заменять аккорд. Кроме того, квинта дает устойчивую основу для руки еще неопытного музыканта.

Для начала игры двумя руками есть еще несколько простых детских упражнений, приведенных в «Музыкальных картинках» Л. Хереско. Например, поставив два больших пальца двух рук на фа и соль, юный музыкант последовательно ударяет по соседним клавишам вторыми, третьими, четвертыми и пятыми, постоянно возвращаясь к первым пальцам. Это упражнение напоминает поезд, колеса которого медленно раскачиваются, и предполагает постепенное ускорение темпа. Упражнение полезно и для выработки пальцевого удара, и для правильного положения рук на клавиатуре.

Заинтересовавшимся можно посмотреть пьески «Кот-лакомка», «Квартет» и другие из этого сборника.

Классическая гармония основана на аккордах – это созвучия их трех и более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Сочетание двух терций – большой и малой – образует мажорное трезвучие, сочетание малой и большой – минорное. Существуют также трезвучия из двух малых терций (уменьшенное) и двух больших (увеличенное), но они встречаются намного реже.

Читайте также  Нотная грамота для начинающих музыкантов

В тональности трезвучия бывают главными и побочными. Определить просто: главные трезвучия в мажоре — мажорные, а в миноре (натуральном) – минорные. И наоборот, побочные трезвучия имеют противоположную ладовую окраску: в мажоре – минорные (одно даже будет уменьшенным), а в миноре – мажорные.

Итак, главные трезвучия тональности строятся на I, IV и V ступенях. В до мажоре это – до-мажорное (тоническое), соль-мажорное (доминантовое) и фа-мажорное (субдоминантовое) трезвучия.

Научитесь их играть левой рукой. Повторите несколько раз, чтобы запомнить и названия аккордов, и их звучание.

Вернемся к подбору аккомпанемента к песенкам. Найдите левой рукой квинты на I, IV и V ступенях. В до мажоре это будет «до-соль», «фа-до» и «соль-ре». Попробуйте правой рукой сыграть песенку «маленькой елочке». Всю первую фразу в левой руке можно повторять тоническую квинту («до-соль») В начале второй фразы (из лесу елочку. ) нужно взять субдоминантовую квинту – «фа-до», перед концом (взяли мы. ) – доминантовую «соль-ре», потом снова тоническую. Если получилось хорошо, замените квинты трезвучиями.

Сочетание минора и мажора встречается в песенке «Чунга-чанга». Начать нужно с до-минорного трезвучия, по ходу мелодического движения использовать доминанту, а в припеве (здесь будет преобладать доминанта) перейти на мажорные трезвучия.

Запомните: в классической музыке доминанта в миноре всегда мажорная!

Для удобства аккомпанемента можно применять не только трезвучия, но и их обращения.

Обращение – это перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего – на октаву вниз. Процесс обращений может напомнить о детских конструкторах.

Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, второе – квартсекстаккордом. На тяжеловесность этих названий сетуют даже музыканты-профессионалы . но все же, быстро привыкают. Поиграйте трезвучия и их обращения, подряд:

Итак, к тоническому трезвучию можно присоединить доминантовый секстаккорд и субдоминантовый квартсекстаккорд. Удобство в том, что общие для этих аккордов звуки останутся на месте, пальцы могут заранее нащупать клавишу, и глазами можно уже не искать нужные аккорды в другом регистре.

Эти последовательности можно выучить левой рукой в низком регистре, и применять для подбора аккомпанемента.

Для того, чтобы свободнее ориентироваться на клавиатуре, попробуйте уже подобранную песню поиграть в разных тональностях. Выберите для этого совсем несложную мелодию, пусть это будет, к примеру, «Едет, едет паровоз». Перенос музыкального произведения или его фрагмента в другую тональность называется транспонированием. Можно делать это по родственным тональностям, постепенно прибавляя количество бемолей или диезов (до – соль- ре –ля и т.д.). Самые смелые могут попытаться сыграть песенку и во всех тональностях, двигаясь по хроматизму (до – до# — ре – ре# и т.д.). Немного тренировки – и диезы и бемоли будут вашими лучшими друзьями!

Кроме трезвучий, в гармонии встречаются септаккорды (это сочетание четырех звуков, расположенных по терциям) и даже нонаккорды (сочетание пяти звуков, расположенных по терциям). Нонаккорд применяется, как правило, от V ступени (доминантовый), используется только в основном виде – обращения нонаккорда не применяются.

Еще больше звуков в аккорде иногда применяли композиторы XX века, например, Скрябин. Вместе с тем, чаще всего звуки многозвучных аккордов сливаются, напоминая об уже известных структурах, а многозвучные «гроздья», например, из секунд, будут называться уже не аккордами, а кластерами – красочным сочетанием множества звуков, которые сливаются в трудно различимое на слух сочетание.

Что касается септаккордов, они очень популярны в классической музыке и еще больше – в джазовой, поэтому им стоит уделить внимание.

Самый популярный септаккорд строится на V ступени и называется доминантсептаккорд. Он разрешается в тонику по строгим правилам, разрешение образует тоническую терцию (неполное трезвучие). Доминантсептаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.

Квинтсекстаккорд разрешается в тоническое трезвучие, терцквартаккорд – в развернутое тоническое трезвучие, секундаккорд переходит при разрешении в тонический секстаккорд.

Без учителя эту тему освоить непросто, но можно попробовать выполнить задания из «Рабочих тетрадей по сольфеджио» Калининой, можно посмотреть учебник Г. Фридкина «Практическое руководство по музыкальной грамоте». Есть и другие учебники и пособия по теории музыки.

Еще один популярный в классике септаккорд строится на VII, преимущественно в гармоническом миноре, и состоит из трех малых терций. С самых ранних времен зарождения оперы и первых образцов инструментальной музыки этот аккорд получил инфернальную окраску – он символизировал силы, связанных с роком, страхом, ужасом, смертью. Явление статуи Командора, тема судьбы, образы призраков, состояние ужаса – все это область выразительности, связанная с уменьшенным септаккордом. Во всех обращениях уменьшенный септаккорд звучит одинаково.

Еще один септаккорд, применяемый в классике, имеет субдоминантовую функцию и строится от II ступени. Если к субдоминантовому трезвучию добавить сверху секунду, получится первое обращение этого септаккорда. Такой аккорд часто применяется как красочное дополнение субдоминантовой функции.

Итак, если вы уже свободно играете песенку «Маленькой елочке» с трезвучиями, попробуйте субдоминантовое трезвучие дополнить красочной секундой сверху (этот аккорд будет выглядеть как «фа-ля-до-ре» и называться «квинтсексаккорд второй ступени»), а вместо доминантового трезвучия нажать доминансепаккорд («соль-си-ре-фа», 4 звука по терциям).

Таким образом, ваш гармонический арсенал станет богаче и разнообразнее. Такие аккорды можно применять и при подборе других песен.

В XX веке септаккорды стали строить от всех ступеней, и широко применять их своеобразные краски.

Септаккорды подразделяются по трезвучию, входящему в их состав, и терции, дополняющей его сверху. Например: малый мажорный: мажорное трезвучие в основе + малая терция сверху. Это доминансепаккорд. Или: малый минорный: минорное трезвучие + малая терция. Это структура септаккорда II ступени, построенного в мажоре.

А вот большие мажорные септаккорды и септаккорды, имеющие в своем составе увеличенное трезвучие (увеличенный и большой минорный) могут придать звучанию джазовый оттенок – для классической музыки XVIII-XIX веков они мало характерны.

Подражая джазовым виртуозам-импровизаторам, все трезвучия можно заменить септаккордами.

Вслушайтесь в необычный саунд редко применяемых септаккордов, попробуйте импровизировать. Возможно, вы захотите применить не аккорды, как одновременное сочетание звуков, а арпеджио – их последовательное, поочередное звучание. Вслушиваясь в переливы звуков, в их красочные сочетания, комбинируя аккорды — можно представить себя начинающим композитором.

На следующем уроке мы продолжим наше знакомство с аккордами.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Мероприятия

21 сентября — отчётный концерт учеников класса вокала Эллы Швайгер!

21 сентября Рок-Академия «Москворечье» приглашает всех на отчётный концерт учеников класса вокала Эллы Швайгер!

20 апреля — Отчётный концерт учеников класса гитары Игоря Ламзина

20 апреля 2021 года традиционный отчётный концерт учеников класса гитары Игоря Ламзина!

13 апреля концерт/мастер-класс Юрия Нугманова

13го апреля приглашаем вас на концерт/мастер-класс Юрия Нугманова. Нас снова посетит легенда! Ведь Юрий — первый российский гитарист, которому стоя рукоплескал знаменитый Карнеги холл.

18 марта творческий вечер «Культ хорошей личности»

18 марта творческий вечер «Культ хорошей личности». Квартет под управлением Александра Лаврова исполняет произведения Александра Лаврова

Почему гитаристам тяжело читать мелодию «с листа»

Наше внимание привлекли различные мнения по этому вопросу в соответствующей ветке на Quora, и мы подобрали наиболее интересные ответы. Продолжить дискуссию предлагаем в комментариях к материалу.

Одно из наиболее часто встречающихся мнений – отсутствие потребности в знании нотной грамоты. Большинству начинающих и просто увлеченных гитарой людей нет смысла изучать ее, потому что можно играть по табулатурам.

Джей Веркюлен (играет на гитаре, безладовом басу, барабанах и клавишных) считает, что гитара – инструмент, к которому вряд ли будешь читать «инструкцию». Он приводит пример: «одну и ту же ноту До можно извлечь пятью разными способами: 2 струна 1 лад, 3 струна 5 лад, 4 струна 10 лад, 5 струна 15 лад и 6 струна 8 лад. И помимо этого, звуки можно извлечь, используя достаточно сложные техники, каких нет у фортепиано: бэнды, вибрато, глушение и другие».

Другие считают, что не стоит обобщать всех гитаристов как «не умеющих читать партитуры». Виктор Эикхот (умеет играть более чем на 24 инструментах) говорит, что на фортепиано аккорды в разных тональностях похожи друг на друга (в постановке руки и пальцев на клавиши), на гитаре же играть по этому принципу нельзя (даже в случае с баррэ).

«Во-вторых, в музыкальных школах нотную грамоту изучают на фортепиано, поэтому при игре на гитаре использовать полученные знания не так уж и просто. И, наконец, в-третьих, у пианистов (и органистов) намного больше практики чтения с партитуры, независимо от того, где они играют: в церкви, на репетиции или на сцене.»

Третьи – подчеркивает, что гитаристы обычно играют гармонию, а не мелодию. Мелодия может хорошо сочетаться с гармонией, но при этом гармонию можно изменять.

Эрик Сойер (начал играть на гитаре в 10 лет, бросил в 35 и начал снова в 55): «например, в традиционной церковной музыке органисту дозволено играть различные вариации гармоний, при этом не отклоняясь от основной мелодии. Опытные гитаристы могут на слух подобрать звучащие в песне аккорды, но это не означает, что изначально в ней использовались именно эти аккорды, т.к. возможны вариации».

Клэй Мотли (гитарист со стажем в 30 лет) дополняет комментарий Эрика и отмечает, что мелодия не определяет гармонию и аккорды однозначно. Клэй приводит в пример историю из своего жизненного опыта, когда опытный джаз-гитарист, аккомпанируя одной мелодии, постоянно менял ритмический рисунок и аккорды, тем самым меняя гармонию песни.

Это говорит о том, что у каждого гитариста есть свое ощущение музыки, и изменяя гармонию, он может добиться разных результатов звучания. Клэй считает, что дело не в том, что гитарист не знает, какой аккорд выбрать, а в том, что вариаций этих аккордов огромное множество.

Читайте также  Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? виды джазовых ансамблей

Пэнкам Лонкар (гитарист) считает, что особенностью гитаристов является способность «работать руками, а не ушами». Работая над музыкальной теорией (гармониями, развитием музыкального слуха, чтением с листа и различными техниками игры), музыкант начинает понимать, как можно использовать различные стандартные аккордовые последовательности.

Например, джазисты учатся извлекать аккорды мажорных гамм, осваивая способы извлечения этих же аккордов с использованием других струн. Постоянно практикуясь, они способны научиться на слух определять аккорды, используемые в песнях.Музыкальная теория – это своего рода «система эффективной категоризации звуков». Конечно, это – не единственный способ изучения музыки, ее можно анализировать и классифицировать по своим собственным правилам, но отсутствие определенных навыков может сказаться на способности аккомпанирования мелодии.

Дориэн Джеймс говорит, что какими бы ни были техника игры и знания сольфеджио у каждого отдельно взятого гитариста, для любой мелодии всегда существует огромное множество «правильных» аккордов. Джазисты любят изменять основные аккорды песен, дополняя их вариациями. В пример он приводит «Opus One» – мелодию, состоящую из 5 нот, которые постоянно повторяются, при этом аккорды, сопровождающие ее, изменяются.

Марк Вернер (играет на гитаре с середины 70-х все: от кантри до джаза) считает, что если хорошо обученному джаз-гитаристу дать мелодию, то он достаточно быстро подберет под нее хорошую аккордовую последовательность. Подобным образом и любой другой хороший музыкант сможет подобрать подходящую гармонию для песни.

Однако сама идея о гитаристе, который читает с листа мелодию и (поэтому) затрудняется подобрать к ней аккорды – слишком уж экзотический пример. Большинство исполнителей работает с нотами, где прописана и мелодия, и аккорды.

Тед Бушэ говорит, что гитаристы могут играть по партитуре, только им нужно время для написания аккомпанемента. Безусловно, есть огромное количество песен с похожими мелодиями, поэтому гитаристы без труда смогут подыграть знакомой по гармонике песне.

Помимо этого, гитара должна задавать темп и ритм, и вне зависимости от того, какая мелодия играет, гитарист решает, что сейчас звучит – полька, диско или что-нибудь другое. Это означает, что гитаристы заранее должны подобрать правильно аккорд, чтобы полностью отразить смысл мелодии. Также Тед считает, что вся информация, написанная в партитуре, не дает гитаристу представления о том, как именно должна звучать песня.

Николаус Экзели (играет на гитаре большую часть жизни) считает, что все зависит от количества практики и теоретических знаний. Музыканту легче импровизировать, используя аккордовую прогрессию, чем подбирать аккорды на ходу.

Любую мелодию можно сыграть несколькими способами, поэтому все зависит непосредственно от вкуса и настроения гитариста. Например, во времена Моцарта, аккорд А6 (мажорное трезвучие с большой секстой) считался какофоническим, хотя сейчас люди называют его весьма приятным.

Как подбирать аккорды к песням на гитаре. Топ 3 способа

На дворе XXI век — век интернета и аккорды ко многим песням можно найти в сети. Но, к сожалению, далеко не на все песни их можно обнаружить. Да и про качество тоже не забывайте. Ведь такие подборы делают обычные люди, которые тоже могут ошибаться. Поэтому у многих начинающих гитаристов рано или поздно возникает вопрос «как подобрать аккорды к песне на гитаре?«. В этой статье рассмотрим 3 самых лучших и популярных способа подбора аккордов.

Три способа подбора аккордов

Подбор аккордов на слух. Пошаговая инструкция

Это самый точный и полезный способ, но в тоже время и самый сложный. Дело в том, что у начинающих музыкантов очень слабо развит музыкальный слух. Иногда они даже отличить мажор от минора на слух не могут. К счастью, слух можно развить и прокачать. И в этом как раз и поможет подбор аккордов на слух. Подбирая ноты самостоятельно, вы убиваете сразу двух зайцев — прокачиваете свои уши и учитесь играть свои любимые песни. Теперь разберемся, как же это делать правильно и с минимальными трудозатратами.

Определяем тональность

В первую очередь вам нужно знать, как определить тональность песни. Если вы не знаете, что это такое, то советую почитать вот эту статью на нашем сайте: https://guitargrad.ru/nachinayushchemu/osnovy-teorii-muzyki/40-osnovy-teorii-muzyki-dlya-polnykh-nulej-chast-2 Если говорить по простому, тоника песни это аккорд, который максимально подходяще звучит во всех ее местах. Просто во время звучания пробуйте играть разные аккорды, и тот, который звучит наиболее гармонично, скорей всего и является тоническим.

Подбираем аккорды по басу

Далее необходимо понять аккордовую последовательность. Первый способ — подбираем аккорды, ориентируясь на басовую партию. Дело в том, что очень часто партия баса повторяет тоники аккордов. Например, если бас играет ноту Ля, то есть вероятность, что аккорд в это время звучит тоже Ля. Таким образом, просто слушаем бас, определяем ноту на слух и берем от нее аккорд. Минус этого способа в том, что бас далеко не всегда играет тоники аккордов. Такое бывает только в простых песнях. Но, тем не менее, им можно пользоваться.

Подбираем аккорды по кварто-квинтовому кругу

Если вы знаете тональность песни, то половина работы уже сделана. Музыка в большинстве случаев (особенно эстрадная) строиться по законам теории музыки. Соответственно, мы можем ими воспользоваться и при подборе. На рисунке ниже изображен кварто-квинтовый круг. Давайте разберемся, как им пользоваться.

Предположим, тональность песни — Fm (Фа минор). Аккорд Fm на круге окружают аккорды, которые с большой долей вероятности присутствуют в песне. Просто попробуйте сыграть их во время воспроизведения, и вашим ушам будет уже намного проще правильно подобрать аккорды.

Теперь разберемся почему так происходит с точки зрения теории музыки. На круге выделены родственные тональности нашей родительской тональности Fm. А их тонические трезвучия (аккорды) очень хорошо консонируют в тональности Fm. Таким образом, их чаще используют в песнях.

А что если в песне меняется тональность?

Такое тоже бывает. Часто так делают в последних куплетах. Тогда вам нужно будет заново определить тональность и повторить все шаги, описанные выше. Как правило, тональность меняется также на родственную, которую можно определить по кварто-квинтовому кругу.

Подбор аккордов с помощью программ

Для удобства и помощи гитаристу, существуют всевозможные программы, которые сами определяют звучащие ноты и могут изменять звуковой ряд песни. Например, самая полезная и хорошая это Transcribe. С ее помощью вы можете ускорять/замедлять песню, переводить в моно, понижать/повышать тональность и многое другое. Я скажу так — она просто незаменима для подбора нот и аккордов на слух. Например, если у вас мало опыта, но очень хочется подобрать быстрое соло, то с помощью транскрайба вы можете его замедлить и без труда подобрать на гитаре! Почитать про нее вы можете на нашем сайте: https://guitargrad.ru/nachinayushchemu/s-chego-nachat/70-soft-dlya-gitarista

Вы можете комбинировать эти 2 способа — например, подбирать аккорды на слух с помощью кварто-квинтового круга и пользоваться программой Transcribe. Это самый продуктивный путь.

Подбор аккордов онлайн

Этот способ также имеет место быть, но как правило, он далеко не всегда дает правильный результат. Программы для подбора аккордов можно использовать только для очень простых песен, в которых одновременно звучит не более 1-2 партий. Иначе они просто неправильно определяют.

Самый популярный сайт для подбора аккордов онлайн это yalp. У них кстати есть и приложение для вашего смартфона. Таким образом, можно подбирать аккорды везде, где только можно. Например, на сходке с друзьями вы очень быстро сможете сыграть какую-нибудь песню, которую вам закажут.

Чтобы начать подбор на этом сайте, вам нужно всего лишь зарегистрироваться у них и загрузить нужную песню на сайт или же найти ее в интернете и вбить ссылку. Регистрация бесплатна и не занимает много времени.

Но, имейте в виду, это всего лишь программа и на 100% она правильно не подберет песню. Не забывайте ориентироваться на свои собственные уши и музыкальный слух!

Советы от автора

Точность и простота вашего подбора в первую очередь зависит от вашего опыта за плечами. Чем больше вы подбирали песен ранее, тем проще вам будет подобрать следующую. Таким образом, развивается ваш музыкальный слух. В конце этой статьи, хочу дать вам несколько советов:

  1. Всегда начинайте с тоники песни. Как только вы нашли «самый главный аккорд», считайте пол дела сделано. Дальше уже дело техники, потому что 95% всех песен подчиняются законам теории музыки.
  2. Комбинируйте подбор на слух с подбором с помощью программы транскрайб. Она поможет вам в этом деле. Например, можно замедлить неразборчивые куски и сделать их более понятными.
  3. Не пренебрегайте кварто-квинтовым кругом. Он поможет вам понять, какие аккорды возможно используются в песне.
  4. Помните, если вы хоть чуть чуть сомневаетесь в правильности подобранного аккорда, значит он точно неправильный! Если кажется, что «вроде он, а вроде и нет», то это возможно обращение или более сложный аккорд, а не простой трезвучие (например, септаккорд или нонаккорд).
  5. Тренируйтесь на простых песнях в начале. Джаз вы сразу вряд ли осилите
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: