Как вести музыкальные занятия с детьми ясельного возраста? - OXFORDST.RU

Как вести музыкальные занятия с детьми ясельного возраста?

Как вести музыкальные занятия с детьми ясельного возраста?

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга

  • Главная
  • Сведения об образовательной организации
  • Зачисление ребёнка в детский сад
    • Объявление для поступающих в доу
    • Как записать ребёнка в детский сад
    • Требования к оформлению медицинской карты для поступления в ГБДОУ № 65
    • Информация об организации, обеспечивающей медицинское обслуживание обучающихся
  • Безопасность
  • Публичный отчёт
  • Здоровье
  • ГРИПП
  • Новости
  • Тематические мероприятия ДОУ
    • Праздники, досуги, конкурсы, соревнования
    • Выставки детского творчества
  • 75-летие Победы в Великой Отечественной войне
  • Страницы педагогов ДОУ
    • Страница воспитателя младшей группы №1 Рюминой Марины Леонтьевны
    • Страница воспитателя младшей группы №2 Кумисбаевой Аллы Борисовны
    • Страница воспитателя младшей группы № 2 Губиной А.В.
    • Страница воспитателя младшей группы № 4 Зориной Марии Валерьевны
    • Страница воспитателя старшей группы № 10 Малышевой Ирины Юрьевны
    • Сраница воспитателя старшей группы № 10 Павловой Евгении Викторовны
    • Страница воспитателя старшей группы № 11 Пальчевской Наталии Владимировны
    • Страница воспитателя подготовительной группы № 8 Мельниковой И.П.
    • Страница воспитателя подготовительной группы № 8 Алексеевой Ольги Александровны
    • Страница воспитателя подготовительной группы №9 Турбал Наталии Николаевны
    • Страница воспитателя подготовительной группы № 9 Манукян С.А.
    • Страница воспитателя группы раннего возраста № 3 Чернышевой Натальи Валерьевны
    • Страница воспитателя группы раннего возраста № 3 Лакомовой Ирины Павловны
    • Страница музыкального руководителя Черемных Веры Александровны
    • Страница музыкальногоо руководителя Гурьяновой Надежды Александровны
    • Страница инструктора по физической культуре Лебедевой Ксении Сергеевны
    • Страница музыкального руководителя Донской Галины Валентиновны
    • Страница педагога доп. образования Гороховой Ирины Владимировны
  • Полезные ссылки
  • Гостевая книга
  • Внутренняя система оценки качества образования
  • Экспертам НСОКО
  • Профессиональный стандарт
    • Нормативно-правовые документы, регламентирующие применение профессиональных стандартов
    • Локальные нормативные акты, регламентирующие применение профессиональных стандартов в ГБДОУ д/с №65
  • Информационная безопасность
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Методические материалы
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Информационные материалы
  • Часто задаваемые вопросы

Дети ясельного возраста – это, несомненно, самые нежные и доверчивые создания на земле. Их открытый и ласковый взгляд ловит каждый вздох, каждое движение педагога, поэтому только максимально искреннее поведение взрослого способствует быстрому налаживанию хороших отношений с малышами.

ЧТО ПОМОЖЕТ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ЗАНЯТИЯМ?

Ясельный возраст приходится на время от года до двух лет. Многие детки на втором году жизни начинают посещать детский сад или занятия развивающих групп, т.е. приобретают первый опыт социализации. Но потребности общения со сверстниками у большинства из них ещё нет. Она появляется лишь на третьем-четвертом году жизни. Для того чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в незнакомой обстановке, несколько первых занятий лучше всего провести совместно с мамами деток, либо с другими близкими родственниками. Так малыши пройдут своеобразную адаптацию и смогут далее участвовать в занятиях самостоятельно. В общении с таким большим количеством взрослых и деток одновременно музыкальному руководителю необходимо быть доброжелательным и открытым. Тогда теплая атмосфера занятий поможет малышам познакомиться с новым местом и другими людьми и ускорит процесс адаптации.

ИГРА – ГЛАВНЫЙ ПОМОЩНИК ПЕДАГОГА .

Начиная с ясельного возраста, главным познавательным инструментом деток является игра. Вникая в этот сложный процесс, малыши узнают все об окружающем мире и социуме. Участвуя в музыкальных играх, они, помимо познаний, приобретают навыки пения и танца, а также развивают заложенные в них природой слух, интонационные и ритмические данные. Польза музыкальных игр настолько велика, что каждый педагог-музыкант, планируя проведение занятий, должен брать игры за основу всего процесса. А для работы с детьми ясельного возраста игра – незаменимый и самый важный обучающий материал. Речь детей до двух лет только формируется, а потому песенки они петь самостоятельно еще не могут, зато с большим удовольствием и задором изображают то, о чем поет педагог. И здесь незаменимым качеством музыкального работника является исполнительский артистизм. Навыки воспроизведения песен также будут очень кстати. А в помощь для организации таких игр можно смело подключать необходимые фонограммы и музыкальные записи детских песенок.

НАВЫКИ ТАНЦА И ИГРА НА ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИВАЮТ ЧУВСТВО РИТМА .

На развитии темпо-ритмических способностей малышей положительно сказывается игра на шумовых музыкальных инструментах. Кроме того, привлечение этого обучающего приема организует слух деток и дисциплинирует их самих. А для хорошего результата обучения игре на музыкальных инструментах педагог, несомненно, сам должен владеть простейшими приемами игры на них. Ещё одним важным составляющим музыкальных занятий с детьми является танец, который с такими малышами, скорее всего, будет завуалирован под песенки с движениями. Тут творчество преподавателя ничем не ограничивается, но для начала достаточно познакомиться с несколькими простыми и понятными деткам «танцевальными па». Бесспорно, каждый педагог, преподающий музыку малышам, обладает своими качествами характера и уровнем навыков, но работая над собой, усиливая свои светлые стороны, а именно искренность, открытость и доброжелательность, он, тем самым, положительно влияет и на развитие детей, с которыми занимается. Формируя добро в себе, он передает его тем, кто полностью ему доверяет – малышам. Только постоянно развивая свои музыкальные способности, педагог добьётся хороших результатов от своих подопечных.

Наш адрес: 195426, Санкт-Петербург, ул. Ленская дом 4, корпус 4, литер А. Телефон: 524-08-18, 521-87-24

Раннее развитие музыкальных способностей

Музыкальное воспитание детей: как и с какого возраста начинать развитие. Рекомендации родителям для упражнений на определенных возрастных этапах.

  • Музыка для детей до года
  • На втором и третьем году жизни
  • Музыка для детей 2-3 лет
  • Как слушать музыку?
  • Немного о музыкальных инструментах
  • Немного об инструментах
  • Как научить малыша подпевать?
  • Музыкальное движение. Пляски.
  • Игра

В периодической печати все чаще появляются статьи о музыкальном воспитании детей младенческого и раннего возраста. Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту. Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка. Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции — это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.

Специалисты-психологи по перинатальному, то есть дородовому воспитанию детей утверждают, что:

  • дети в утробе матери хорошо слышат;
  • они узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости;
  • отличают интонацию: при нервной и встревоженной у них учащается сердцебиение, при спокойной и размеренной — приходит в норму;
  • реагируют на музыку. Тревожная музыка — и на личике неродившегося ребенка появляется напряжение; спокойная вызывает умиротворение; а веселая — оживление.

Но как же мы, родители, развиваем этот дар? Как правило, недостаточно. В результате упущено время, начинается угасание возможностей к развитию музыкальных способностей.

Так не будем же терять время и сразу же начнем с прослушивания музыки — одного из основных разделов музыкального воспитания.

Музыка для детей до года

До года малыши могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 20-30 секунд; затем следует сделать паузу — перерыв в 1-3 сек. — и продолжить слушание еще 20-30 секунд.

В целом за одно занятие можно слушать музыку 2-3 минуты. Например, для самых маленьких — 1-3 мес. — наклонившись над малышом, спойте одну ласковую песенку на народную музыку: русскую, украинскую, белорусскую и т.д. Пойте без текста «на ля-ля». Сделайте паузу и повторите эту песенку еще или спойте «Да-да-да, я пою».

Русская народная мелодия «Где ты заинька?»

1часть песни исполняется без слов на «ля-ля».

Тане (Вове) песенку мою.

Да-да-да! (ласковым говорком).

Рекомендации для родителей малышей: пойте малышу даже без музыкального сопровождения, а с 4-5 месяцев можно петь и подыгрывать себе на музыкальных инструментах: ксилофоне или металлофоне, дудочке, детской арфе, бубне, также можно использовать колокольчики, бубенцы, палочки и т.д. Из классической музыки рекомендуем прослушивание миниатюрных пьес В.Моцарта для клавира, например, «менуэты» ранних опусов.

На втором и третьем году жизни

Дети второго года жизни могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд, затем перерыв (1-2 сек.) и опять 40 секунд, пауза и т.д. В целом одно занятие длится 2-3 минуты.

Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно зву­чащую музыку 1-1,5 мин., затем пауза и еще полторы минуты и т.д. Одно занятие — 4-5 мин.

Цифры — секунды и минуты — приведены здесь для того, чтобы вы не завышали возможности маленького ребенка и в то же время знали, что слушание музыки вполне по силам малышу. Все зависит от его состояния на тот момент, который вы выбрали для слушания музыки: ребенок хуже слушает музыку, если только что плакал — например, ушла любимая бабушка, или его только что закончили кормить нелюбимой кашей, а может быть, ему просто нездоровится.

Когда вы видите, что малыш отвлекается, выражает неудовольствие — сократите время занятия или перенесите его на другое время дня. Если внимание ребенка устойчиво, он способен воспринимать музыку заинтересованно — можно чуть-чуть увеличить продолжительность занятия.

Музыка для детей 2-3 лет

Рекомендуем для прослушивания музыкальные пьесы с ярко выраженным изобразительным характером. Малыши видели и птичку, и кошку, и собачку; игрушечных и нарисованных зайку и мишку, машину и дождик. А теперь их «знакомых» изобразит музыка. Рекомендуем пьесы: «Птички», муз. Т.Ломовой или муз. Г.Фрида; «Воробей» А.Руббаха или Е.Тиличеевой; «Кошка» Е.Тиличеевой, «Большая собака» М.Раухвергера; «Медведь» Д.Шостаковича или Е.Тиличеевой или В.Ребикова; «Мишка» М.Раухвергера или Г.Фрида; «Дождик» Г.Лобачева или В.Фере, «Машина» («Езда в машине») Г.Фрида; «Автомобиль» М.Раухвергера.

Это далеко не полный список. Если вы играете на фортепиано, то найдете еще ряд пьес в нотных сборниках для детского сада (младшая группа). Те, кто не владеет инструментом, могут использовать музыку в аудиозаписи, купив кассеты или компакт-диски. Или обратиться к играющим знакомым и к музыкальному руководителю ближайшего детского сада с личной просьбой записать на кассету хотя бы ряд пьес и песенок.

Уже на втором году жизни ребенка мы включаем в слушание пьесы С. Майкапара «В садике», «Пастушок», «Мотылек», «Маленький командир». На третьем году жизни добавляем пьесы А.Гречанинова «Верхом на лошадке», «Танец»; П.Чайковского, «Марш деревянных солдатиков», «Полька»; пьесу Э.Грига «Птичка»; музыку В.Моцарта.

Вы сами выбираете из всего перечисленного 10-12 пьес на год для детей второго года жизни и 12-15 пьес для детей третьего года жизни.

Музыкальные руководители ясельных групп в детских садах проводят с малышами 2 музыкальных занятия в неделю. Сейчас, работая по программе «Малыш» В.Петровой с малышами проводится еще 1 занятие, третье. На нем дети слушают только классическую музыку композиторов А.Лядова, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Д.Кабалевского, Г.Свиридова, а также музыку И.С.Ваха, К.Дакена, И.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, Э.Грига, Д.Дворжака.

Как слушать музыку?

Непременное условие — тишина в комнате. Ничто не должно отвлекать малыша. Мама сидит рядом с ребенком, или малыш находится на ее руках, или оба сидят на диванчике. Мама тоже слушает. Лицо ее заинтересованно, внимательно, доброжелательно. Маме нравится музыка — ребенок это видит. Ее настроение, состояние передается малышу. Если мама сама играет на фортепиано, то вместе с малышом сидит бабушка или папа.

Слушать музыку рекомендуем один или два раза в день. Это может быть одна пьеса, повторенная дважды, или две пьесы. Например, «Зайка» и «Мишка». К концу третьего года можно прослушивать и три пьесы.

Вы уже обратили внимание на то, что вам предложили играть на разных музыкальных инструментах даже для шестимесячного ребенка? Но что делать, если вы не владеете этими навыками?

Немного о музыкальных инструментах

К детским музыкальным инструментам: металлофону, ксилофону — прилагается аннотация с разъяснением как и что играть. Иногда родители самостоятельно пишут на клавишах название нот: до, ре, ми. — так им легче подобрать и заучить предложенную музыку.

Для песенок, исполняемых на детской арфе, прилагается «путеводитель по струнам». Вы подкладываете за струны «шпаргалку» — путеводитель с нарисованной стрелкой, — и следуете за ее движением, играя песенку. Звуки арфы очень радуют детей. Но ребенок должен слушать уже разученную, легко и свободно исполняемую вами музыку. Поэтому учитесь сами, когда малыш не слышит.

Хорошо, если вы играете на фортепиано, но для ребенка этого недостаточно. Не исключайте слушание музыки, звучащей на других музыкальных инструментах — арфе, дудочке, ксилофоне, бубне.

Немного об инструментах

Бубен

Лучше всего использовать бубен небольшой, с деревянным, а не металлическим или пластмассовым обручем, с натянутой на него кожей. При громком и резком звуке уберите (снимите) пару металлических тарелочек с обруча.

Так, даже в 6 мес. малыши с радостью слушают веселое пение мамы, сопровождаемое ритмичным постукиванием по бубну или звоном бубенчиков, колокольчиков, треугольника.

Вы радуете малыша звучанием разных инструментов, разными тембрами и заодно обогащаете слуховой опыт ребенка.

Металлофон, арфу, дудочку, на которых вы играли, не надо давать в руки малышу. Погремушки, маленький бубен могут быть в свободном пользовании у ребенка 2-3 лет.

Колокольчиками, бубенчиками малыш может играть только в присутствии взрослых — во избежание травм.

Как научить малыша подпевать?

Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня.

Разучивайте песни «с голоса». Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании.

Старайтесь не искажать мелодию.

Избегайте преувеличенной артикуляции. Иначе малыш, подражая вам, начнет изображать без звука движение вашего рта, и при этом будет гримасничать и кривляться.

Старайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни — оживленно.

Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова. Например, песня «Птички».

Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам.

Зернъшек я птичкам дам, дам, дам.

Клювиками птички — клю, клю, клю.

Я смотрю на птичек и пою:

Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.

Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание «Да», — то, что, собственно, ему по силам. Например, «Ладушки». Мама играет с ребёнком и поет:

1. Ладушки, ладошки,

Хлопали в ладошки,

После каждого куплета вы протяжно поете «Да» и хлопаете по коленям двумя руками подчеркнутым, фиксированным движением.

музыкальные занятия дома с ребенком

это моя статья, на сайте бэби сцена. Ох, намаялась я с ней, сокращали, редактировали миллион раз… У кого терпения хватит — текста очень много, но там конкретные упражнения — может кому понравится. и заодно своими идеями поделитесь!

Игра с классиками

Музыкальное развитие малышей: как увидеть и нарисовать классическую музыку

Благотворное влияние музыки великих композиторов известно всем. И даже родители, от классики далекие, нередко стремятся приучить своих малышей к прослушиванию Моцарта или Чайковского. Однако не всякая классическая музыка одинаково полезна: она может быть тяжела для восприятия даже взрослого, подготовленного слушателя. Поэтому, прежде чем вводить ребенка в «мир прекрасного», стоит тщательно отобрать звучащий репертуар.

Чем отличается классика для самых маленьких от «взрослой» музыкальной программы? Во-первых, настроением. Произведение может быть веселым или лиричным, но угнетающим, зловещим – никогда. Не стоит бездумно ставить при ребенке диск Шостаковича или Шнитке (хотя и у этих композиторов есть отдельные легкие произведения для детей).

Второе важное отличие детской музыки – конкретность сюжета. Большинство детских произведений – не просто «сюита №…», а посвящение определенному событию или даже существу. Эта особенность открывает широчайший простор для фантазии: музыкальные игры для малышей стоит непременно включить в ежедневную игровую программу малыша.

Вот несколько произведений-образов, прекрасно подходящих для увлекательной «игры с классиками»: занятия, на котором основано музыкальное развитие малышей.

«Весело-грустно ». Людвиг ван Бетховен

Самое первое, доступное даже двухлетнему малышу понимание музыки – это её настроение, мажор и минор. Небольшая композиция Бетховена «Весело-грустно», состоящая из попеременно сменяющих друг друга мажорной и минорной тем, словно специально создана для музыкальной игры с малышами.

Если соотнести радостные звуки мажора с понятием «день», а тихий минор обозначить как «ночь», то старая игра приобретает совершенно новое наполнение. Пусть малыш потанцует под мелодию «дня» и «уснет», когда услышит ночь. Затем обсудите: что ещё мы делаем, когда светит солнышко? Умываемся, одеваемся, завтракаем, играем и гуляем. Как мы это делаем? – активно. А как мы ведем себя, когда нам хочется спать? Медленно, потягиваемся, зеваем. Поставьте композицию на круговой повтор и разыграйте с ребенком жизнь, уложенную в сутки со сменой ритмов и настроения.

«Полет шмеля», Н.А.Римский-Корсаков

Визуальное восприятие музыки отлично получается тренировать на пьесах о животных. Вот уж где образное мышление развивается по максимуму! Предложите ребенку не просто слушать музыку, а представить себе загаданное животное, движущееся в ритм мелодии. После чего создайте его визуальный образ.

Например, прекрасных шмелей можно изготовить по принципу помпона: дайте ребенку картонную заготовку в виде бублика, которую он с удовольствием обмотает жёлтыми и черными нитками, затем обрежьте края и приклейте глазки из пуговок. Привяжите к получившемуся насекомому тонкую нить и устройте ему головокружительный полёт! Эффект двойной: прослушивание классики плюс упражнение на мелкую моторику.

«Тема лебедя», Петр Ильич Чайковский

Либретто знаменитого балета малышам, конечно, рассказывать не стоит. Лучше почитать «Сказку о царе Салтане» Пушкина, где фигурирует Лебедь Белая и рассмотреть картину Врубеля «Царевна-Лебедь».

Под эту композицию можно устроить самое настоящее лебединое озеро. Приготовьте вместе с ребенком соленое тесто, позвольте ему самому смешивать заранее отмеренные порции муки, соли и воды. Затем слепите несколько лебедей и, высушив их, раскрасьте акриловыми красками. Готовых лебедей запустите в большое блюдо, наполненное водой, подуйте на них и наслаждайтесь игрушечным балетом.

«Золотые рыбки», Клод Дебюсси

Небольшое произведение Клода Дебюсси включено во все подборки «классика для самых маленьких»: настолько оно образное и яркое. Малыш непременно «увидит» маленьких золотых рыбок, которые плещутся в прозрачной воде озера.

Продолжить музыкальную игру с малышом можно игрой тактильной. Вырежьте небольших рыбок из толстой бумаги и дайте ребенку лист фольги. Без помощи ножниц он должен нарвать множество маленьких блестящих чешуек и, намазав клеем заготовку, «одеть рыбок». Нанижите их на нити, и получится чудесная подвеска в детскую комната, сделанная своими руками.

«Шествие кузнечиков», Сергей Прокофьев

Музыкальные игры для малышей легко совмещать и с физическими упражнениями. Слушая эту пьесу Прокофьева, «иллюстрирующую» скачущих по зеленой траве кузнечиков, малыш непременно захочет повеселиться вместе с ними.

Устройте полосу препятствий: обозначьте зеленой цветной бумагой зоны приземления и пустите ребенка поскакать кузнечиком. Можно усложнить задачу, разложив ленты «лягушечьих языков», на которые ни в коем случае нельзя попасть. Расскажите, как устроены кузнечики, как они «поют» задними лапками. Послушайте стрекот кузнечиков и сравните со звучащей композицией.

Здесь можно ввести ещё одно музыкальное понятие: тональность. Если дома есть пианино или хотя бы детский ксилофон, сыграйте самую нижнюю и самую высокую ноту. Пусть ребенок по звуку найдет кузнечика-папу, который говорит низким голосом и кузнечика-малыша с тоненьким, высоким голосом. Постепенно сокращая амплитуду, можно научить ребенка различать звук до полутона.

«Карнавал животных », Камиль Сен-Санс

Введение и Королевский марш Льва

Этот цикл произведений может стать занятием не на один день. В него входят 12 пьес, создающих образы разных животных: «Королевский марш льва», «Куры и петухи», «Антилопы», «Черепахи», «Слон», «Кенгуру», «Аквариум», «Персонажи с длинными ушами», «Кукушка в глубине леса», «Птичник», «Ископаемые», «Лебедь».

Дайте ребенку прослушать композицию и рассказать о «выступавшем» животном: какого оно размера, какое по характеру, какова его скорость. Попросите показать, как оно двигается под звучащую музыку. Не ожидайте, что ребенок сможет угадать животное по одной лишь музыке – дайте ему подсказку: «Слышишь, как тяжело ступает? Наверное, это кто-то очень большой» или «Вот, как скачут. Маленькие и шустрые насекомые…».

Рассмотрите изображения животных в книжках и интернете. Обратите внимание ребенка на выразительность характеров, человечность проявлений.

Придумайте с ребенком танец для зверя, который будет передавать его характер и совпадать с музыкой. Можно даже смастерить какой-нибудь несложный костюм и устроить концерт, где уже зрители будут угадывать музыкальные загадки.

Пусть ребенок нарисует животное таким, каким оно представляется через музыку – дополните концерт картинной галереей.

«Вальс цветов», Петр Ильич Чайковский

Мы уже говорили о том, что классика для самых маленьких непременно должна создавать «мажорное» настроение. «Вальс цветов» – как раз то произведение, которое можно включать малышу независимо от возраста. Прекрасные образы танцующих фиалок и лилий пробуждают желание танцевать, даже если вокруг нет ни одного сантиметра свободного от игрушек пола.

Однако, «Щелкунчик и Мышиный король» Гофмана – сложное и не совсем детское произведение. Зато у Андерсена есть сказка «Цветы маленькой Иды», в которой речь идет как раз о бале цветов. Прочитайте эту сказку, поговорите с ребенком о цветах, какие они бывают – яркие благородные, скромные полевые. Умеют ли они танцевать? А если подует ветер? Напишите гуашью цветочную поляну. Когда рисунок высохнет, украсьте его мазками разноцветного пластилина, в который ребенок с удовольствием вдавит мелкий сияющий бисер. Повесьте получившуюся картину на солнечное место. Когда свет будет скользить по переливающемуся бисеру, создастся иллюзия движения.

Так, через музыкальные игры для самых маленьких ценителей прекрасного, через совмещение с уже знакомыми ребенку видами творчества, классическая музыка незаметно войдет в жизнь малыша. Более того, звуковые и зрительные образы станут для него неразделимыми: ведь музыкальное развитие малышей идет рука об руку с развитием фантазии и целостного восприятия мира.

Как вести музыкальные занятия с детьми ясельного возраста?

О сновой музыкального воспитания и развития детей раннего возраста является слушание – восприятие музыки. Особенность организации этого процесса в том, что нельзя включить музыку и уйти. Ребенку нужно узнать не только о чем поется в песенке, но и важна реакция взрослого на звучащую музыку. Если взрослый морщится, услышав классическую музыку, то и ребенок начинает присваивать негативное отношение взрослого к музыке.
Необходимо помнить: отношение к музыкальному произведению взрослого становится опытом восприятия музыки для малыша! Поэтому, прежде чем научить ребенка, нужно научиться самим проявлять реакцию на звучащее произведение. То же самое происходит и на музыкальных занятиях, воспитатель – близкий человек для детей, пример и помощник.

Поэтому на музыкальных занятиях в ясельной группе проводником от музыке к ребенку является именно воспитатель и музыкальный руководитель. К тому же, ребенок раннего возраста является самым благодарным и внимательным слушателем и воспринимает все звуки набело, а значит переписать уже ничего нельзя. Если в первые годы жизни ребенок слышит от близких брань, крики, то это может стать для него нормой, и впечатления, полученные от слушания музыки в детском саду не смогут заменить тот самый первый жизненный опыт. Такие дети, как правило, негативно воспринимают то, что отличается от мира их семьи.

Еще одной особенностью работы с детьми этого возраста является исключения насилия в обучении ребенка танцевальным движениям, играм, хороводам, игре на детских музыкальных инструментах. Иногда приходится наблюдать как мама (бабушка) заставляет ребенка выполнять то или иное движение, которое предлагается, например, в музыкальных разминках. Когда взрослый человек берет ножку малыша и начинает ставить ее на пятку (элемент танца «Гопачок»). Или рукой ребенка с погремушкой стучит по его ладошке, выполняя упражнение с погремушкой. Или наклоняясь близко к лицу ребенка, начинает демонстрировать ему, как нужно выполнять руками «фонарики». Это не допустимо! Иначе такое насильственное воздействие может вызвать обратную реакцию!
В детском саду воспитатель физически не может подойти к каждому ребенку и управлять им, и ребенок, наблюдая со стороны, что и как выполняет воспитатель и музыкальный руководитель, воспринимает это более осознанно. Хотя не все дети могут воспроизвести, например, танцевальные движения сразу, должно пройти некоторое время, пока в коре головного мозга произойдет обработка и усвоение увиденного. Как только дома, в спокойной, привычной для малыша обстановке ему представится такая возможность, он обязательно повторит все, что увидел на музыкальном занятии в детском саду. Встречаются дети, которые пассивны на музыкальных занятиях, а дома напротив, поют и танцуют. Это не повод для беспокойства родителей и педагогов. Если ребенок музыкален дома, то он обязательно проявится и в детском саду, это всего лишь вопрос времени.

Многократность повторения одного и того же материала, будь-то сказка, песенка, потешка, загадка, пляска и т.д. – это еще одна особенность в работе с детьми раннего возраста. Если взрослые устают от повторений, то малыш чувствует себя вполне комфортно, повторяя знакомую песенку или пляску. Исполнение понятного, доступного, очень хорошо усвоенного ребенком музыкально-художественного материала вызывает у малыша чувство полного удовлетворения, повышает веру в свои силы, дает ощущение причастности к миру окружающих его взрослых. И об этом должны помнить и педагоги, и родители.

Для развития голоса и слуха малыша большое значение имеет интонационная выразительность речи окружающих их взрослых. Не даром, в старину, мама прижимала ребенка к груди и пела колыбельные песни. Певческий аппарат ребенка, как бы настраивался во сне и формировался. И для того, что бы ребенок чище и четче воспринимал, а в дальнейшем мог и воспроизвести песню, на занятиях в ясельной группе, большая часть песенного материала исполняется а капелла, аккомпанемент самый ненавязчивый, подключается после усвоения песенки детьми.

Руководствуясь этими принципами, родители и педагоги детского сада могут создать благоприятную почву для взращивания талантливых, музыкально – творческих, чувствующих личностей.

Музыкальный руководитель
Семенова Ю.Н.

Как организовать музыкальное занятие для ребенка раннего возраста дома.

Музыкальное развитие детей начинается, по-мнению исследователей этой области, уже в перинатальном периоде и продолжается в течение всей жизни.

Многие родители не уделяют должного внимания тому, что слушает ребенок дома, особенно в раннем возрасте. Чаще всего это музыка развлекательного характера, которая не дает духовно-музыкального развития. Но, увидев или прочитав информацию о пользе прослушивания детьми классической музыки, народного фольклора, родители ее иногда начинают включать. И тут можно выделить три более общих варианта: родители вместе с ребенком прислушиваются и стараются понять музыку, родители с ребенком слушают музыку, не пытаясь понять ее или она включена просто в фоновом режиме. Безусловно, что первый вариант окажет более ощутимые результаты в музыкальном развитии ребенка, но и два другие также оказывает влияние, хотя может не такое существенное.

Часто случается так, что родители хотели бы вместе с ребенком проводить музыкальные занятия, да только интерес угасает у малыша очень быстро, или родитель не уверен в правильности выбора музыки, ее подачи. Возникают вопросы: «А как воспринимает мой малыш эту музыку, как она влияет на эмоциональное состояние? Как организовать дома музыкальное мини-занятие для малыша?»

По мнению Р.А. Матвеевой (автор диссертации «Классическая музыка в системе развития и воспитания детей раннего возраста: вопросы теории и практики»), при организации дома музыкального занятия для детей от 1-3 лет необходимо учитывать следующее:

  • Подбор репертуара, соответствующий особенностям восприятия ребенком раннего возраста музыки.
  • Особенности восприятия ребенком раннего возраста музыки.
  • Виды музыкальной деятельности, присущие данному возрастному этапу.
  • Особенности структуры музыкального занятия у детей от 1-3 лет.
  • Особенности занятия о средствах музыкальной выразительности с детьми 1-3 лет.

Рассмотрение подробно каждого из пунктов будет очень объемно, поэтому мы решили вынести их в отдельные статьи.

Музыкальные занятия являются многокомпонентными по содержанию, т.е в каждое необходимо включать несколько видов деятельности. Но здесь нужно быть аккуратными при выборе этих видов, когда планируете занятие. В статьях, касающихся видов музыкальной деятельности малышей, подробно описаны рекомендации с какими и еще видами их уместнее сочетать и как это лучше делать.

Рекомендуется, чтобы во время музыкального занятия внимание уделялось всем видам музыкальной деятельности, иначе занятие будет однобоким. Это может произойти, например, когда родитель будет уделять больше времени тому, что лучше умеет делать сам.

Нужно следить, чтобы ребенок был внимательным к происходящему на музыкальном занятии, поэтому надо целенаправленно привлекать его к восприятию музыки с самых первых музыкальных занятий.

Для достижения хороших результатов, в работе с малышами необхо­димо соблюдение основных педагогических принципов: системности и последовательности обучения.

Только через живое общение со взрослым ребенок научится говорить, и только находясь в музыкальной среде, ребенок овладеет музыкальным язы­ком, научившись чувствовать и осмысливать выразительность музыкальной речи, будет испытывать потребность в ней, любить и понимать музыку.

Хотелось бы отметить в конце еще следующее.

Многие родители считают, что детям достаточно для полноценного развития занятий, которые проводятся с ними в детских цетрах или в детских садах, но на наш взгляд, если это учреждение не специализирующее на данном развивающем направлении, детские знания обо всем слишком поверхностны. Конечно, все зависит от педагогов, воспитателей, программ, использующихся в учреждении, но родители тоже не должны быть пассивны. Это касается и музыкального развития. Многие программы музыкального развития в детских садах несовершенны, их подача зависит от музыкальных руководителей, репертуар бывает зачасту ограниченным и редко включает в себя классическую музыку, что очень важно в эстетическом воспитании ребенка.

Большинство педагогов во все времена говорили об эффективности индивидуальных занятий, что крайне редко происходит в детских образовательных учреждениях.

Кроме этого, дети раннего возраста часто болеют, что иногда выбивает из графика посещений занятий. Поэтому, на мой взгляд, родителям важно знать особенности проведения музыкального занятия дома, чтобы помочь развивать в ребенке его возможности, таланты, данные ему природой.

Типовое занятие по музыке в ясельной группе

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Конспект типового музыкального занятия для ясельной группы

«Зайка в гости нам пришёл»

Подготовила музыкальный руководитель Лундовских Г.Д.

Цель: Формировать умение слушать и слышать музыку, вызывать эмоциональный отклик на музыку.

Образовательные:

1. Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки;

2. Учить детей чувствовать настроение музыки (спокойная, весёлая);

3. Учить детей звукоподражанию.

Развивающие:

1. Развивать у детей образное представление, реакцию на сигнал, умение ориентироваться в пространстве;

2. Развивать координацию движений.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательное отношение к игрушке;

2. Воспитывать умение играть совместно с другими детьми.

Материал: мягкая игрушка зайчика, ёжика, цветочек, конфетки маракасы.

Ход занятия: Дети садят на стульчиках.

Муз. рук. : Здравствуйте, ребята! Давайте весёлым танцем поприветствуем друг друга и разбудим наши ножки и ручки.

Танец — приветствие «Здравствуйте, ладошки»

Муз. Рук. : Ой, а кто это к нам в гости пришёл?

Муз. Рук. : Конечно, зайчик. А давайте мы вместе с ним попрыгаем под весёлую музыку, а когда музыка изменится на более спокойную и грозную, мы будем ходить как мишки.

Музыкально-ритмические движения «Зайцы и медведь»

Муз. рук. : Молодцы, ребята. У нас ножки подвигались, устали, теперь ручки поиграют.

Пальчиковая игра «Пальчики вышли танцевать»

Муз. Рук. : Ребята, а у зайчика есть друзья зайчата, они очень любят под музыку засыпать и играть на лужайке. (Показ картинок «Зайчики танцуют», «Зайчики спят») Послушайте первое произведение и мне скажете засыпали зайчата под эту музыку или играли.

Слушание «Колыбельная» Гречанинов.

Муз. рук. : Что же делали зайчата?

Муз. рук: Правильно, спали, потому что музыка была спокойная, ласковая и называется она колыбельная. Послушайте второе произведение.

Слушание Р. н. п «Ах вы сени»

Муз. Рук: Что же под эту музыку делают зайчата? Конечно, танцуют. Музыка была весёлая, радостная. Ребята, а мы порадуем зайку, споём песенку ему про петушка?

Подпевание песни «Петушок»

Муз. Рук: Молодцы, ребята, зайке очень понравилась песенка. А теперь он предлагает нам потанцевать с ним.

Танец «Зайка серенький сидит»

Муз. рук. : Молодцы, ребята! Зайка так натанцевался что устал, ему пора бежать в свой лесок. Скажем ему до свидания!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

  • Музыка
  • Дошкольники
  • Конспекты

Похожие материалы

Типовое занятие по музыке в средней группе

Типовое занятие по музыке во второй младшей группе

Типовое занятие по музыке в старшей группе

«Весенние забавы» Развлечение в старшей группе.

«Как весна в лесу заблудилась» Развлечение в ясельной группе

«Как весна в лесу заблудилась» Развлечение в средней группе

«Путешествие в весенний лес.» развлечение во 2 младшей группе.

Презентация к уроку музыки «История фортепиано»( 2 кл)

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5133453 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»
  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»
  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что влияет на выбор школьниками инженерных специальностей

Время чтения: 1 минута

Избыток свободного времени вредит здоровью

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате

Время чтения: 1 минута

В украинском университете открылся первый в мире факультет TikTok

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор сообщил о снижении результатов ЕГЭ по естественно-научным предметам

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: