Как строить характерные интервалы в любой тональности - OXFORDST.RU

Как строить характерные интервалы в любой тональности

Как строить характерные интервалы в любой тональности?

Сегодня поговорим о том, как строить характерные интервалы в любой тональности: в мажоре или в миноре. Для начала нужно разобраться, что такое характерные интервалы вообще, как они появляются и на каких ступенях строятся.

Прежде всего, характерные интервалы – это интервалы, то есть сочетания двух звуков в мелодии или гармонии. Интервалы бывают разные: чистые, малые, большие и т.д. Нас в данном случае будут интересовать увеличенные и уменьшённые интервалы, а именно увеличенные секунда и квинта, уменьшённые септима и кварта (их всего четыре, они очень легко запоминаются – ув2, ув5 , ум7, ум4).

Характерными эти интервалы называются потому, что они появляются только в гармоническом мажоре или миноре в связи с «характерными» для этих видов мажора и минора повышенными и пониженными ступенями. Что тут имеется в виду? Как известно, в гармоническом мажоре понижена шестая ступень, а в гармоническом миноре – повышена седьмая.

Так вот, в любом из четырёх характерных интервалов обязательно один из звуков (нижний или верхний) будет вот этой «характерной» ступенькой (VI низкой, если это мажор, или VII высокой, если мы находимся в миноре).

Как строить характерные интервалы?

Теперь перейдём непосредственно к вопросу о том, как строить характерные интервалы в миноре или в мажоре. Это делается очень просто. Сначала нужно представить нужную тональность, написать, если нужно, её ключевые знаки, и вычислить, какой звук здесь «характерный». А дальше можно двигаться двумя путями.

Первый путь исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки». Посмотрите, как это работает.

Пример 1. Характерные интервалы в до мажоре и до миноре

Пример 2. Характерные интервалы в фа мажоре и фа миноре

Пример 3. Характерные интервалы в ля мажоре и ля миноре

Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» – шестая, а в миноре – седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером.

Второй путь – тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен. В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в тетрадочку):

Есть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой!

Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).

Во-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили.

Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите!

Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре

Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре

Как разрешаются характерные интервалы в мажоре и в миноре?

Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интерв алы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.

При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый. А в паре интервалов ув5– ум4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте. А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.

Вот и получается, что увеличенная секунда разрешается в чистую кварту, а уменьшённая септима – в чистую квинту; увеличенная квинта, увеличиваясь, переходит при разрешении в большую сексту, а уменьшённая кварта, уменьшаясь, переходит в малую терцию.

Пример 6. Характерные интервалы в ми мажоре и ми миноре

Пример 7. Характерные интервалы в си мажоре и си миноре

Разговор об этих прикольных интервалах можно, конечно, продолжать бесконечно, но мы сейчас на этом остановимся. Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами. Да, действительно, в гармонических ладах появляется вторая пара тритонов (одна пара ув4 с ум5 есть и в диатонике), тем не менее, тритоны мы рассматриваем отдельно. О тритонах поподробнее можно почитать тут.

Желаю успехов в изучении музыки! Возьми за правило: понравился материал – поделись с другом, пользуясь социальными кнопочками!

Характерные интервалы гармонического мажора и гармонического минора

Характерные интервалы появляются только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Характерных интервалов всего четыре, это две пары взаимосвязанных увеличенных и уменьшенных интервалов:

  • увеличенная секунда и уменьшенная септима (ув. 2 и ум.7);
  • увеличенная квинта и уменьшенная кварта (ув.5 и ум.4).

В составе каждого из характерных интервалов обязательно есть характерная ступень, то есть ступень, которая изменяется в связи с тем, что лад становится гармоническим. Для мажора – это шестая пониженная ступень, а для минора такой ступенью является седьмая повышенная. Характерная ступень является или нижним звуком характерного интервала или верхним.

В целом, в образовании характерных интервалов принимают участие VI, VII и III ступени.

Когда ищете характерные интервалы в тональности, возьмите на заметку следующее:

  • В гармоническом мажоре увеличенные характерные (ув.2 и ув.5) строятся на VI пониженной, а их напарников (ум.7 и ум.4) вы можете найти просто методом обращения;
  • В гармоническом миноре проще найти уменьшенные характерные (ум.7 и ум.4), они строятся на VII повышенной ступени, их напарники (ув.2 и ув.5) получаются методом обращения.

Ступени, на которых строятся все характерные интервалы нетрудно запомнить. Для удобства можно воспользоваться следующей таблицей:

ИНТЕРВАЛЫ МАЖОР МИНОР
ув.2 VI пониженная VI
ум.7 VII VII повышенная
ув.5 VI пониженная III
ум.4 III VII повышенная

Характерные интервалы являются неустойчивыми, поэтому их необходимо разрешать. Разрешение осуществляется по тем же принципам, которые применялись по отношению к тритонам:

  • 1) при разрешении неустойчивые звуки должны переходить в устойчивые (то есть в звуки тонического трезвучия);
  • 2) уменьшенные интервалы уменьшаются (сужаются), увеличенные – увеличиваются (расширяются).

Результат разрешения характерных интервалов всегда стабильный:

  • ув.2 разрешается в ч.4
  • ум.7 разрешается в ч.5
  • ув.5 разрешается в б.6
  • ум.4 разрешается в м.3

Особенностью разрешения ув.5 и ум.4 является одностороннее разрешение: в состав этих интервалов включается III ступень, и она при разрешении просто остаётся на месте, так как является устойчивой (то есть не требует разрешения).

Читайте также  Исполнительство – тонкости и нюансы

Пример разрешения характерных интервалов в тональности До мажор:

Увеличенные и уменьшенные интервалы (Характерные интервалы)

В этой статье рассмотрим основные особенности и характеристику увеличенных интервалов и научимся их строить, как в тональности, так и от произвольного звука.

Вспомним, что интервал это расстояние между двумя звуками или если выразиться более научно это соотношение или сочетание двух звуков. Для того, что бы найти интервал от любого звука нам нужно пройти определенное расстояние, которое мы измеряем по 2 параметрам:

Сколько шагов по диатонике ( то есть по нотам CDEFGAB) нужно сделать, чтобы перейти от одной ноты до другой. Например, есть интервал CA между этими звуками находится еще 5 нот (белых клавиш на фортепиано) — это звуки DEFG. Получается, что всего мы делаем 6 шагов CDEFGA. Шесть шагов дают интервал сексты (шесть — секст).

Сколько полутонов и тонов в одном интервале. Если бы расстояние между всеми звуками диатоники было равным, то и интервалы были бы однозначными, но так как между звуками EF и BC расстояние в полтона, то даже одно и тоже расстояние по шагам будет неравнозначным по количеству тонов или полутонов. Например, сделаем 6 шагов от звука D (EFGA) B – получили интервал DB это тоже секста, как и в предыдущем примере. Но расстояние от ноты C до ноты A = 4, 5 тонам, а расстояние от D до B = 4 тонам. Получается, что если мы скажем секста от ноты С и секста от ноты D, то это будет лишь частичная информация о расстоянии, так как она не содержит указаний на количество тонов или полутонов. Поэтому мы говорим, что секста CA большая или мажорная, так как она строится на первой ступени мажорного лада, а секста DB малая или минорная.

Как появляются увеличенные или уменьшенные интервалы?

Здесь нет ничего сложного. Причина появления этих интервалов опять же в точности обозначения ступеневого и тонового соотношения (величины) интервалов.

Например, если мы возьмем такое соотношение звуков F – G# и попробуем посчитать, что это за интервал, то получим следующее.

Считаем сколько шагов мы делаем. FG это 2 шага, то есть интервал секунда.

Считаем количество тонов — оно равно 1,5 тона

То есть по ступеням это интервал секунда, а по количеству тонов интервал малой терции. Получается, что этот интервал больше на полтона чем большая секунда FG. Такой интервал мы называем увеличенным.

Явление при котором интервалы имеют одинаковую тоновую величину, но разное количество ступеней называется энгармонизмом интервалов, а сами интервалы называются энгармоническими.

Некоторые могут спросить, а зачем записывать это как FG#, если можно записать как FAb и получить малую терцию? Такой вопрос, как правило, связан с непониманием природы тональности.

Например, интервал FG# возможно получить в тональности Am, но ноты Ab в тональности Am нет и быть не может, так как незыблемое правило гласит — тоника изменятся не может, так как мы получим другую тональность. Кроме того, интервал увеличенной секунды в мелодии звучит не также, как интервал малой терции, что объясняется свойством ступеней лада, а также напоминает о дотемперированой эпохе музыкального строя.

Итак, если интервал больший чем большая секунда мы называем увеличенным, то отсюда делаем простой вывод интервал меньший чем малый мы называем уменьшенным.

Например, малая терция AC, а ACb будет уменьшенной терцией. То есть для того, чтобы получить увеличенный интервал нам нужно поднять на полтона верхний звук, без изменения его названия или понизить нижний, а для получения уменьшенного понизить верхний или повысить нижний.

Кроме малых и больших интервалов у нас есть еще чистые. Для них все еще проще. Повышая чистый интервал мы получаем увеличенный, понижая уменьшенный.

Повышая или понижая увеличенные и уменьшенные интервалы дальше, мы можем получить дважды увеличенные и дважды уменьшенные интервалы.

Увеличенные и уменьшенные интервалы обращаются друг в друга, то есть ув в ум, а ум в ув.

Увеличенные и уменьшенные интервалы в тональности

В обычной тональности мы можем построить только один увеличенный интервал и один уменьшенный это всем известный тритон. Как видите по другому записать эти интервалы нельзя, что является их характерной особенностью.

Другие увеличенные и уменьшенные интервалы образуются в гармонических и мелодических видах ладов, а также при использовании альтераций.

В гармоническом мажоре 6 низкая ступень позволяет построить интервалы:

В гармоническом миноре получаем интервалы:

Для того, чтобы запомнить интервалы в тональности используем простую формулу.

Мажор переводится как большой — значит на 6 низкой ступени мажора строятся увеличенные (то есть больше чем нужно)

В миноре (переводится, как малый) на 7 повышенной строятся уменьшенные интервалы.

Интервалы ув2, ум7, ум4, ув5 появляются только в разновидностях ладов и ХАРАКТЕРИЗУЮТ их звучание, то они также называются характерными. Также они являются хроматическими, так содержат один недиатонический звук.

Разрешение характерных интервалов

При освоении гармонии и голосоведения важно знать, как разрешить интервалы.

Здесь работает очень простое правило:

Уменьшенные интервалы стремятся к уменьшению, а увеличенные к увеличению. Например, разрешение интервалов в тональности до мажор:

Получается, что наша задача просто найти ближайший устойчивый звук тональности и перейти в него.

Характерные интервалы. Что такое характерные интервалы

По сложности многие сравнивают теорию музыки с математикой, и какая-то доля правды в этом есть, ведь именно математика стала прародителем современной теории музыки. Даже на элементарном уровне музыкальной школы некоторые темы вызывают у учащихся множество вопросов, и одной из самых сложных для понимания тем являются характерные интервалы.

Интервалы в музыке

В музыкальной теории интервалом называют расстояние между двумя звуками, которое, в свою очередь, измеряется тонами и полутонами. Полутоном является самое близкое расстояние между звуками, то есть это соседние клавиши. Один тон равен 2 полутонам.

Любой интервал имеет тоновую и ступеневую величину, которые и определяют само понятие. Величина ступеневая определяет то, сколько ступеней находится между двумя звуками, а тоновая величина, в свою очередь, определяет количество тонов. Например, интервал ми-ля бемоль является уменьшенной квартой хотя по звучанию похож на большую терцию и энгармонически равен ей. Однако ступеней всего 4, а значит, это всё-таки кварта.

Что такое характерные интервалы

Прежде чем перейти к изучению такой сложной темы, следует познакомиться с ладами гармонического мажора и минора, так как эти 2 темы тесно связаны между собой. Итак, характерными называют интервалы, которые образуются только в гармоническом мажоре и миноре, обязательно при участии гармонической ступени. Характерными являются следующие пары:

  • Увеличенная секунда — уменьшенная септима (ув.2 — ум.7).
  • Увеличенная квинта — уменьшенная кварта (ув.5 — ум.4).

Эти интервалы интересны и сложны тем, что никогда не встречаются в натуральных ладах, причём следует быть внимательными: не путайте характерные интервалы и тритоны, это 2 абсолютно разные группы. Помните также, какие именно ступени в мажоре и миноре изменяются в гармоническом ладу:

  • Гармонический мажор — пониженная 6 ступень.
  • Гармонический минор — повышенная 7 ступень.
Читайте также  Как развить музыкальный слух – для самоучек

Мажорные интервалы

Первая пара характерных интервалов является общей и для мажорного, и для минорного лада. В гармоническом ладу увеличенная секунда и её обращение, уменьшённая септима, строятся на следующих ступенях:

  • ув.2 — 6 ступень;
  • ум.7 — 7 ступень.

На слух их обнаружить немного легче, чем тритоны. Характерные интервалы в мажоре создают довольно специфические созвучия, которые ни с чем не перепутаешь. К примеру, увеличенная секунда, то есть 6 и 7 ступени в гармоническом ладу, при постепенном гаммообразном движении создают некий восточный колорит, благодаря которому интервал легко узнаваем.

Что касается 2 пары, ув.5 и ум.4, её распознать и построить несколько сложнее, так как в мажоре и миноре она строится на разных ступенях. В этом и заключается сложность, которой пугают учащихся характерные интервалы. Сольфеджио требует максимальной концентрации внимания, дабы не упустить такую важную мелочь, как правильная ступень построения. Итак, в мажоре 2 пара интервалов строится на следующих ступенях:

  • Ув.5 — 4 ступень.
  • Ум.4 — 3 ступень.

Такая сложная структура построения обусловлена тем, что в мажоре в интервале должна присутствовать 4 ступень.

Минорные интервалы

Итак, сходства между гармоническим мажором и минором закончились, да и обусловлены были они только особенностями построения ув.2. Характерные интервалы гармонического минора строятся на следующих ступенях:

  • ув.2 — 6 ступень;
  • ум.7 — 7 ступень;
  • ув.5 — 3 ступень;
  • ум.4 — 7 ступень.

Построение интервалов в миноре и мажоре

Что касается построения интервалов в миноре от какого-либо звука, следует придерживаться следующей простой методики. Рассмотрим пример построения уменьшенной септимы. Сначала отсчитываем от звука 7 ступеней, а затем корректируем результат по количеству тонов: их должно быть 4,5. Теперь надо просчитать, в каких тональностях встречается данный интервал. Для этого следует принять этот звук за 7 ступень тональности, и вы получите мажорную и минорную тональность. К примеру, если ум.7 нужно построить от звука ми, то тональностями будут гармонические фа мажор и фа минор. По такой же методике строятся и остальные характерные интервалы. Сольфеджио располагает и другими способами, однако этот наиболее прост и понятен.

Разрешение характерных интервалов

Так как характерные интервалы являются диссонирующими и неустойчивыми, им обязательно необходимо разрешение в консонирующий и устойчивый интервал. Однако примите во внимание, что диссонанты могут разрешаться в любой консонанс, вне зависимости от того, устойчив ли он. Неустойчивый же интервал должен разрешаться только в устойчивый.

Изучение разрешения характерных интервалов следует на основе лада. Это обусловлено тем, что в музыке разрешение основывается именно на переходе неустойчивых звуков в устойчивые. По этой причине, чтобы разрешить интервал, необходимо знать тональность, в которой он был построен.

Разрешение характерных интервалов в точности совпадает с разрешением неустойчивых звуков. Если оба звука неустойчивы, то они переходят в ближайшие устойчивые, согласно принципу тяготения. Если же один звук в интервале устойчив, он остаётся на месте, а изменяется только неустойчивый звук.

Обращение интервалов

В теории музыки обращением называют перенесение звука на октаву вверх или вниз. Сам интервал и его обращение в сумме должны составлять чистую октаву, в другом случае проверьте построение на ошибки. Обращение имеет целую систему со своими правилами и закономерностями, которые стоит хорошо помнить:

  • При обращении чистого интервала получается также чистый.
  • Обращение малого интервала даёт в результате большой, и наоборот.
  • Уменьшённый интервал при обращении даёт увеличенный, и наоборот.

Теперь ознакомимся с обращениями конкретных интервалов, включая характерные интервалы:

  • Прима переходит в октаву.
  • Секунда в септиму.
  • Терция в сексту.
  • Кварта в квинту.

Что касается характерных интервалов, ув.5 и ум.4 являются взаимозаменяемыми, что значительно облегчает построение обращений. Вторая пара характерных разрешается по принципу тяготения. Увеличенная секунда разрешается в сторону расширения и образует чистую кварту (5 ступень лада). Уменьшенная септима разрешается в сторону сужения и образует чистую квинту (1 ступень лада).

План построения характерных интервалов

В заключение статьи рассмотрим несколько способов построения характерных интервалов, так как именно это вызывает затруднения у большинства учащихся. Итак, первый способ состоит из нескольких этапов:

  1. Сначала следует определить тональность, в которой нужно построить интервал, и для удобства записать ключевые знаки.
  2. Теперь необходимо определить, какой звук в этой тональности является «характерным».
  3. Затем нужно исходить из следующей закономерности: все характерные интервалы содержат гармоническую ступень и вертятся вокруг неё. В мажоре эта «волшебная ступень» — шестая, а в миноре седьмая, всегда это помните.

Начальные этапы второго способа построения полностью совпадают с первым, однако после их выполнения следует просто построить характерные интервалы на нужных ступенях. Чтобы не запутаться, зарисуйте себе следующую табличку:

Спеть и разрешить в тональности _ все (тритоны/ характерные интервалы/ увеличенные интервалы/ уменьшенные интервалы)

Правила: Тритоны — увеличенная кварта и уменьшенная квинта.

Ув.4 строятся в мажоре на IV и VI пониженной, в миноре – на VI и IV ступенях (причем в натуральной тональности — одна ув.4, а в гармонической — две).

Ум.5 строятся в мажоре на VII и II, в миноре – на II и VII повышенной (также).

Характерные интервалы увеличенная секунда и ее обращение уменьшенная септима, увеличенная квинта и ее обращение уменьшенная кварта. Встречаются только в гармоническом виде мажора и минора.

Ув.2 строится в мажоре и миноре на VI ступени (в мажоре на VI пониженной).

Ум.7 строится в мажоре и миноре на VII ступени (в миноре на VII повышенной).

Ув.5 — в мажоре на VI пониженной (как и все увеличенное); в миноре – на III.

Ум.4 – в мажоре на III, в миноре – на VII повышенной (как и все уменьшенное).

Увеличенные интервалы при разрешении расширяются, уменьшенные сужаются.

Ув.2 разрешается в ч.4, ув.5 в б.6, ум.4 в б.3, ум.7 в ч5.

Допустим, вас попросили разрешить тритоны в Ре мажоре. Поем:

соль-до# + фа#-ре = (ув.4 на IV)+(м.6 на III)

сиb-ми + ля-фа# = (ув.4 на VI пониженной)+ (б.6 на V)

до#-соль + ре-фа# = (ум.5 на VII) + (б.3 на I)

ми-сиb + фа#-ля = (ум.5 на II) + (м.3 на III).

Тритоны в си миноре. Поем:

соль-до# + фа#-ре = (ув.4 на VI)+(м.6 на V)

ми-ля# + ре-си = (ув.4 на IV) + (б.6 на III)

до#-соль + ре-фа# = (ум.5 на II) + (б.3 на III)

ля#-ми+ си-ре = (ум.5 на VII повышенной) + (м.3 на I)

Характерные интервалы в Ре мажоре. Поем:

сиb-до# + ля-ре = (ув.2 на VI пониженной) + (ч.4 на V)

до#-сиb + ре-ля = (ум.7 на VII) + (ч.5 на I)

сиb-фа# + ля-фа# =(ув.5 на VI пониженной) + (б.6 наV)

фа#-сиb + фа#- ля = (ум.4 на III) + (м.3 на Ш).

Характерные интервалы в си миноре. Поем:

соль-ля# + фа#-си = (ув.2 наVI) + (ч.4 на V)

ля#-соль + си-фа# = (ум.7 на VII повышенной) + (ч.5 на I)

ре-ля# + ре-си = (ув.5 на III) + (б.6 на III)

ля#-ре + си-ре = (ум.4 на VII повышенной) + (м.3 на I)

Читайте также  Как вести себя в филармонии? 10 простых правил для «чайников»

Все увеличенные интервалы в Соль мажоре. Это — две кварты, секунда и квинта. Общее правило: все увеличенное в мажоре на VI пониженной ступени (кроме натуральной кварты). Поем:

до-фа# + си-соль = (ув.4 на IV) + (м.6 на III)

миb-ля + ре-си = (ув.4 на VI пониженной) + (б.6 на V)

миb-фа# + ре-соль = (ув.2 на VI пониженной) + (ч.4 на V)

миb-си + ре-си = (ув.5 на VI пониженной) + (б.6 на V)

Всеувеличенные интервалы в ми миноре. Поем:

до-фа# + си-соль = (ув.4 на VI) + (м.6 на V)

ля-ре# + соль-ми = (ув.4 на IV) + (б.6 на III)

до-ре# + си-ми = (ув.2 на VI) + (ч.4 на V)

соль-ре# + соль-ми = (ув.5 на III) + (б.6 на III)

Все уменьшенные интервалы в ми миноре. Это – две квинты, септима и кварта. Общее правило: все уменьшенное в миноре на VII повышенной ступени (кроме натуральной квинты). Поем:

фа#- до + соль-си = (ум.5 на II) + (б.3 на III)

ре#-ля + ми-соль = (ум.5 на VII повышенной) + (м.3 на I)

ре#-до + ми-си = (ум.7 наVII повышенной) + (ч.5 на I)

ре#-соль + ми-соль = (ум.4 на VII повышенной) + (м.3 на I)

Все уменьшенные интервалы в Соль мажоре. Поем:

фа#- до + соль-си = (ум.5 на VII) + (б.3 на I)

ля-миb + си-ре = (ум.5 на II) + (м.3 на III)

фа#-миb = (ум.7 на VII) + (ч.5 на I)

си-миb + си-ре = (ум.4 на III) + (м.3 на Ш).

Назвать тональности, в которых также встречаются эти интервалы (на других ступенях).Например, вы пели в Ре мажоре тритон соль- до#

Такой же тритон есть — на VI ступени в параллельном миноре

— на IV ступени в одноименном гармоническом

— на VI пониженной ступени в одноименном к

параллельному минору гармоническом мажоре.

Вас могут попросить назвать остальные тональности (кроме Ре мажора, это — си минор, ре минор гармонический и Си мажор гармонический) и в одной из них разрешить.

Или, например, вы разрешили в Соль мажоре ув.5 миb-си (строится на VI пониженной), вас спросят, в какой тональности есть такая же. В мажоре ув.5 — одна, значит, другая — в миноре. Там она строится на III ступени, значит тональность – до минор. Соответственно, разрешаем: миb-си бекар+ миb-до.

Спеть и разрешить (тритоны/ характерные интервалы/ увеличенные интервалы/ уменьшенные интервалы) от звука _. Это то, что мы начинали делать в конце предыдущего задания.

Напомню общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются (расширяются), уменьшенные – уменьшаются (сужаются). Ув.4, ум.5, ув.2 и ум.7 разрешаются в две стороны, а ув.5 и ум.4 только в одну, т.к. второй звук у них устойчивый.

Допустим, вам дан некий звук, от которого вы построили ув.4. Теперь их четыре штуки: на IV и VI в натуральных тональностях и на IV и VI пониженной в гармонических тональностях. Если ув.4 была от до, тональности, соответственно будут Соль мажор и ми минор, и одноименные к ним соль минор и Ми мажор гармонические. Интонационная хитрость при разрешении ув.4 такова: сначала разрешаем каждый звук, увеличивая интервал на полтона с каждой стороны, в результате получаем м.6. Это разрешение годится для двух первых тональностей, только ступени будут разными. Дальше нижний звук ув.4 опускаем на тон, а верхний, по-прежнему, поднимаем на полутон. Получаем б.6, и гармонический минор. Теперь, наоборот, нижний звук опускаем на полутон, а верхний на тон. Опять получаем б.6, и гармонический мажор. Дальше дело тренировки.

Строим ум.5. Их тоже четыре. И принцип тот же: разрешаем сначала по полутонам внутрь. Получаем б.3 и две параллельные тональности. Затем нижний звук поднимаем на полутон, верхний спускаем на тон, получаем м.3 и гармонический минор, поднимаем нижний звук на тон, верхний спускаем на полутон, получаем м.3 и гармонический мажор.

Строим ув.2. Их два. На одинаковых ступенях (с поправкой на гармонический знак), с одинаковым разрешением в одноименные тональности. Осталось проверить знаки: если один из звуков белая клавиша ф-но, не бекар ли это в гармоническом мажоре? При разрешении ум.7 все абсолютно так же.

Строим ув.5. Их два. На разных ступенях (ув.5 в мажоре строится на VI пониженной, в миноре на III), с разрешением одним. звуком в разные стороны (в мажоре — вниз, т.к. при разрешении VI пониженная пойдет в V , а в миноре – вверх, т.к. VII повышенная пойдет в первую). В результате, и там, и там – б.6., но звуки в них разные. При разрешении ум.4 все происходит также, только разрешение идет внутрь (напомню: ум.4 в мажоре на III, ум.4 в миноре на VII повышенной).

Определить на слух разрешения интервалов в тональности. Здесь может быть разрешение любого интервала: терции, сексты, кварты, квинты (все зависит от ступени, на которой они стоят, и тяготений в тональности), секунды (всегда, не зависимо от ступени, разрешается нижним звуком вниз), септимы (всегда разрешается верхним звуком вниз). Однако обычно здесь играют разрешения тритонов и х.и.

По звучанию и разрешению вы сможете определить, какой это интервал: ув.4 (если звучит тритон и разрешением увеличивается), ум.5 (тритон, разрешение внутрь), ув.2 (звучит как м.3, но разрешается как ув.2 — увеличиваясь), ум.7 (звучит как б.6, но разрешается как ум.7 — уменьшаясь), ув.5 (если звучит как м.6, но разрешается, расширяясь одним из звуков), ум.4 (если звучит как б.3, но разрешается, сужаясь одним из звуков).

Дальше надо будет сказать, в мажоре этот интервал или в миноре, какого вида эта тональность (натуральная или гармоническая), и на какой он стоит ступени? Если при разрешении ув.4 или ум.5 звуки идут в стороны по полутонам – натуральный мажор и натуральный минор, соответственно, вспоминаем на каких они там ступенях. Если при разрешении ув.4 или ум.5 один из звуков уходит на тон, значит тональность гармоническая, слушаем, в какую сторону был тон, соответственно будет мажор или минор и положенные ступени. Ув.2 и ум.7 всегда стоят на одном месте и в гарм. мажоре, и в гарм. миноре. Когда играют ув.5 или ум.4 надо внимательно слушать, что делает разрешающийся звук: если он опустился, значит — гармонический мажор (разрешилась VI пониженная), если поднялся, значит — минор (разрешилась VII повышенная).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: