Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому? - OXFORDST.RU

Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому?

Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому?

Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Учёные уже давно доказали, что даже уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает ребёнка. Так, когда же человек начинает чувствовать ритм? Выходит, ещё до появления на свет!

Если бы развитие чувства ритма рассматривалось с точки зрения развития чувства, которым человек был наделён всегда, то намного меньше существовало бы у людей комплексов и теорий своей «ритмической» несостоятельности. Чувство ритма — оно же и есть чувство! А как мы развиваем свои чувства, например, чувство вкуса, чувство различения запахов? Просто чувствуем и анализируем!

Как ритм связан со слухом?

Единственное различие чувства ритма от всех остальных чувств — это то, что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения, по сути, – это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха. Если существует понятие «врождённый слух», насколько корректно употреблять понятие «врождённый ритм»?

Во-первых, когда музыканты говорят о «врождённом слухе», то подразумевают музыкальный дар — абсолютный слух человека, который способствует различению высотности и тембра звуков со стопроцентной точностью.

Во-вторых, если человек обретает чувство ритма, ещё не родившись, разве может быть оно «неврождённым»? Оно может быть только в неразвитом состоянии, на уровне скрытого потенциала. Конечно же, в детском возрасте развить чувство ритма легче, но и взрослому человеку тоже это под силу.

Как развить чувство ритма у ребёнка?

Идеальная ситуация, когда родители занимаются комплексным развитием ребёнка сразу после рождения, в том числе и ритмическим развитием. Песенки, стишки, звуки, которые издаёт мама во время, когда занимается с малышом ежедневной гимнастикой – всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма».

Детям постарше: дошкольного и младшего школьного возраста, можно предложить:

  • декламировать стихи с определёнными ударениями на сильную долю, ведь стих — это тоже ритмическое произведение;
  • декламировать стихи с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочерёдно;
  • маршировать;
  • выполнять элементарные танцевальные ритмичные движения под музыку;
  • играть в ударно-шумовом оркестре.

Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма. Если вы купили один из этих инструментов своему ребёнку и желаете заниматься с ним дома самостоятельно, то предложите ему повторять за вами элементарные упражнения для развития чувства ритма: последовательности одинаковых равномерных ударов или наоборот ударов в каком-нибудь прихотливом ритме.

Как развить чувство ритма взрослому?

Принцип упражнений по развитию чувства ритма у взрослого человека остаётся неизменным: «слушаем — анализируем — повторяем», только в более сложном «оформлении». Для взрослых, которые хотят развить свое ритмическое чутьё, существует несколько простых правил. Вот они:

  • Слушайте много разной музыки, а затем пытайтесь воспроизводить услышанные мелодии голосом.
  • Если вы умеете играть на каком-либо инструменте, то иногда играйте с метрономом .
  • Воспроизводите различные ритмические рисунки, которые вы слышите, с помощью хлопков или постукивания. Постарайтесь всё время повышать свой уровень, выбирая из фигур всё более сложные.
  • Танцуйте, а если не умеете — учитесь танцевать: танец прекрасно развивает чувство ритма.
  • Работайте в паре или в группе. Это касается и танцев, и пения, и игры на инструменте. Если есть возможность играть в ансамбле, в оркестре, петь в хоре или танцевать в паре, обязательно воспользуйтесь ею!

Надо сказать, что над развитием чувства ритма нужно работать целенаправленно – при деловом подходе к этой «штуке» результаты становятся ощутимыми даже после одной-двух тренировок. Упражнения для развития чувства ритма бывают разной сложности – одни примитивные, другие трудоёмкие и «головооломчатые». Сложных ритмов не нужно бояться – в них нужно разбираться, так же как и в математических уравнениях.

Как развить чувство ритма у детей и взрослых?

Прежде всего, нужно понять, что развить чувство именно музыкального ритма не получится в отрыве от практики. Другими словами, нужно развивать его в процессе музыкальных занятий при помощи специальных упражнений и приемов, которые мы чуть ниже рассмотрим.

Другое дело, что есть также и такие виды деятельности, которые способствуют, то есть могут помочь воспитанию чувства ритма, несмотря на то, что непосредственно не относятся к музыкальной практике. Их мы тоже рассмотрим отдельно.

Развитие чувства ритма при занятиях музыкой

На воспитание чувства ритма можно направить самые разные виды музыкальной деятельности: изучение теоретической базы, игра на инструменте и пение, переписывание нот, дирижирование и др. Рассмотрим основные способы, которые посвящены этой проблеме.

ДЕЛО №1 «ВОСПИТАНИЕ МОЗГОВ». Чувство ритма – это не просто чувство, это еще и определенный способ мышления. Поэтому чрезвычайно важно постепенно привести ребенка (а взрослому – прийти самому) к осознанию явлений ритма с точки зрения музыкальной теории. Что тут самое важное? Важны понятия пульса, метра, музыкального размера, знание длительностей нот и пауз. В выполнении данной задачи вам помогут следующие материалы (нажимайте на названия – будут открываться новые странички):

ДЕЛО №2 «СЧЕТ ВСЛУХ». Этот способ широко применяется учителями музыкальных школ, причем как на начальном этапе, так и со старшими детьми. В чем суть метода?

Ученик вслух ведет счет долей в такте в соответствии с размером. Если размер 2/4, значит, счет идет так: «раз-и, два-и». Если размер 3/4, то, соответственно считать нужно до трех: «раз-и, два-и, три-и». Если размер такта выставлен 4/4, тогда и считаем до четырех: «раз-и, два-и, три-и, четыре-и».

В то же самое время, точно так же просчитываются различные музыкальные длительности и паузы. Целая считается на четыре, половинная нота или пауза занимает две доли, четвертная- одну, восьмая – половинку доли (то есть их две штуки можно сыграть на долю: одна играется, например, на «раз», а вторая – на «и»).

И таким образом, равномерный размерный счет и счет длительностей совмещается. Если регулярно и качественно использовать данный метод при разучивании произведений, то ученик постепенно привыкнет к ритмичной игре. Вот пример такого совмещения:

ДЕЛО №3 «РИТМОСЛОГИ». Этот способ развития ритмического чувства очень эффективный, он применяется обычно в 1-2 классах на уроках сольфеджио, но можно заниматься этим и дома в любом возрасте. Детям объясняют, что в мелодии есть длинные и короткие звуки, для которых подбираются похожие по длительности ритмо-слоги.

Например, всякий раз, когда в нотах попадается четвертная нота, предлагается говорить слог «та», когда восьмая – слог «ти», две восьмых подряд – «ти-ти». Половинная нота – говорим растянутый слог «та-ам» (как бы показывая, что нота длинная и состоит из двух четвертей). Это очень удобно!

Как с этим работать? Берем какую-нибудь мелодию, например, мелодию известной песни М. Карасева «Маленькой ёлочке холодно зимой». Можно взять пример и проще или сложнее, как вам угодно. И дальше работа строится в таком порядке:

  1. Сначала просто рассматриваем нотный текст, определяем, какие в нем есть длительности нот. Репетируем – все длительности называем своими «слогами»: четвертные – «та», восьмые – «ти», половинные – «та-ам».

Что у нас получается? Первый такт: та, ти-ти. Второй такт: та, ти-ти. Третий: ти-ти, ти-ти. Четвертый: та-ам. Разбираем таким вот образом мелодию до конца.

  1. Следующий этап – подключаем ладошки! Ладошки у нас будут хлопать ритмический рисунок с одновременным проговариванием ритмических слогов. Можно, конечно, с этого этапа сразу и начать, особенно, если прибегаете к методу уже не первый раз.
  2. Если ребенок запомнил ритмический рисунок, то можно поступить так: ритмо-слоги заменить на названия нот, а ладошки пусть продолжают отстукивать ритм. То есть мы хлопаем и называем ноты в нужном ритме. Одновременно прокачиваем, таким образом, и навык чтения нот и чувство ритма.
  3. Делаем все то же самое, только ноты теперь уже не просто называем, а поем. Учитель или взрослый пусть подыграет мелодию. Если вы занимаетесь самостоятельно, то послушайте ее в аудиозаписи (плеер – ниже), можно петь одновременно с прослушиванием.

https://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/01/razv-chuv-ritma-001.mp3

  1. После такой хорошей проработки обычно для ребенка не составляет труда подойти к инструменту и проиграть ту же мелодию уже с хорошим ритмом.

Кстати, при желании можно использовать и любые другие подходящие ритмические слоги. Например, это могут быть звуки часов: «тик-так» (две восьмушки), «тики-таки» (четыре шестнадцатых ноты), «бом» (четверти или половинные) и т.д.

ДЕЛО №4 «ДИРИЖИРОВАНИЕ». Дирижирование удобно применять при пении мелодий, оно в таком случае заменяет собой счет вслух. Но у дирижерского жеста есть еще одно преимущество по сравнению с другими способами развития ритма: он связан с пластикой, с движением. И именно поэтому дирижирование чрезвычайно полезно не только тем, кто поет, но и тем, кто играет на любом инструменте, поскольку воспитывает точность движения и волю.

Читайте также  Отдаем ребенка в музыкальную школу: что нужно знать?

Ведь часто бывает так, что ребенок понимает ритм и слухом, и умом, и глазами, но сыграть верно не может из-за того, что не отработана координация между слухом и действием (движениями рук при игре на инструменте). Вот этот недостаток как раз легко выправляется с помощью дирижирования.

ПОДРОБНЕЕ О ДИРИЖИРОВАНИИ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

ДЕЛО №5 «МЕТРОНОМ». Метроном – это специальный прибор, который отбивает музыкальный пульс в выбранном темпе. Метрономы бывают разные: лучше всех и дороже – старые механические заводные со шкалой и грузиком. Есть аналоги – электрические метрономы или цифровые (в виде приложения для смартфона или программы для компьютера).

Метроном применяют на разных этапах обучения, но преимущественно в работе со старшими детьми и студентами. Какова цель? Метроном включают для того, чтобы учащийся лучше слышал биение пульса, что позволяет ему играть все время в одном темпе: не ускорять его и не замедлять.

Особенно плохо, когда ученик ускоряет темп (без метронома он может этого и не почувствовать). Почему это плохо? Потому что в таком случае он не доигрывает определенные доли, не выдерживает паузы, не выигрывает какие-то ритмические фигуры, съедает их, комкает (особенно шестнадцатые ноты на последних долях такта).

В результате произведение не только искажается ритмично, страдает и качество его исполнения – рано или поздно ускорение приводит к тому, что произведение «забалтывается», в нем теряется ясность, а также появляются технические ошибки (остановки, не получаются пассажи и т.д.). Происходит это все оттого, что при ускорении музыкант не позволяет себе нормально дышать, он напрягается, излишне напрягаются и его руки, что приводит к срывам.

ДЕЛО №6 «ПОДТЕКСТОВКА». Разучивание мелодий с текстом или подбор слов, текста под музыку тоже является хорошим способом воспитания ритмичной игры. Ритмическое чувство здесь развивается благодаря выразительности словесного текста, который тоже имеет ритм. Тем более, что ритм слов более знаком людям, чем ритм музыкальный.

Как применять этот метод? Обычно в песнях остановки на длинных нотах приходятся на те же моменты, когда подобные остановки происходят в тексте. Есть два пути, любой из них эффективен:

  1. Учить песню со словами до ее проигрывания на фортепиано (то есть почувствовать ритм раньше).
  2. Разобрать песню по нотам, а потом для большей точности ритма – играть ее и петь со словами (слова помогают выправить ритм).

Кроме того, подтекстовка часто помогает освоить какие-то сложные ритмические фигуры, например квинтоли. Подробнее про исполнение квинтолей и других необычных ритмов можно прочитать в статье, посвященной видам ритмического деления.

ВИДЫ РИТМИЧЕСКОГО ДЕЛЕНИЯ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Занятия, способствующие развитию чувства ритма

Как мы уже отметили выше, если такие занятия, которые напрямую не касаются музыки, но помогают в воспитании чувства ритма детям и взрослым. К числу таких видов деятельности можно отнести математику, чтение стихов, физкультурные упражнения, хореографию. Рассмотрим подробнее все, что мы назвали.

МАТЕМАТИКА. Математика, как известно, помогает развитию логического мышления. Даже простейшие арифметические действия, которые отрабатываются детьми в 1-2 классе, существенно повышают чувство пропорций и симметрии. А мы уже говорили о том, что эти чувства помогают усвоить ритм умом.

Позволим себе одну рекомендацию. Если вы проверяете чувство ритма у своих малолетнего сына или дочки, и результаты вас не очень радуют, то не нужно их срочно тащить в музыкальную школу. Нужно, чтобы они немного подросли, научились в школе читать, писать, складывать и вычитать, и только после этого, то есть лет в 8-9 уже приводить ребенка в музыкальную школу. Дело в том, что слабое чувство ритма эффективнее всего развивается именно умственно, и поэтому для успеха нужна хотя бы элементарная математическая подготовка.

ЧТЕНИЕ СТИХОВ. Выразительное чтение стихотворений полезно не только потому, что также связано с воспроизведением ритмов, пусть и речевых. Музыка – это тоже в определенном смысле речь и язык. Огромную пользу приносит анализ содержания стихотворных текстов.

Ведь как читают стихи большинство людей? Они улавливают рифмы, но совершенно не понимают, что они читают. Однажды нам довелось побывать на уроке литературы в 8 классе. Проходили поэму «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, дети рассказывали наизусть отрывки из поэмы. Это была печальная картина! Учащиеся произносили текст четко по строчкам, совершенно не обращая внимания на знаки препинания (точки и запятые), которые могли встретиться посреди строки, и совершенно не обращая внимания на то, что в конце строки никаких знаков препинания могло и не быть.

Приведем один из отрывков. Вот что по смыслу (не по строчкам) написано у Лермонтова:

Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой сходила к берегу.
Порой она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.
И беден был ее наряд;
И шла она легко,
Назад изгибы длинные чадры откинув.
Летние жары покрыли тенью золотой лицо и грудь ее;
И зной дышал от уст ее и щек.

А теперь сравните это содержание с тем, которое произносилось читающими учениками по строчкам (несколько примеров):

«Сходила к берегу. Порой» (А порой и не сходила?)
«И шла она легко, назад» (Девушка включила задний ход, как на автомобиле)
«Откинув. Летние жары» (Жару откинула подальше, да здравствует холод!)

Отличается текст мастеров-рассказчиков от текста Лермонтова? Вопрос риторический. Потому-то и важно анализировать содержание. Это помогает анализировать затем и музыку с точки зрения ее ритмического строения, фразировки и не играть что-то наоборот.

ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И ТАНЦАМИ. Эти способы позволяют познавать ритм с помощью пластики, движений. Если мы говорим о физкультуре, то тут, прежде всего, следует иметь в виду зарядку-разминку, которую проводят в школах обычно под хороший ритмический счет. Для развития ритма также могут быть полезны занятия теннисом (ритмические ответы) и художественной гимнастикой (под музыку).

О танцах и говорить нечего. Во-первых, танец почти всегда сопровождается музыкой, которую танцующий также запоминает ритмически. А, во-вторых, многие движения танцев разучиваются под музыкальный счет.

Советы родителям «Для чего нужно развивать чувство ритма у ребенка?»

Ольга Тишунина
Советы родителям «Для чего нужно развивать чувство ритма у ребенка?»

«Для чего нужно развивать чувство ритма у ребенка

Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Учёные уже давно доказали, что даже уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает ребёнка. Так, когда же человек начинает чувствовать ритм? Выходит, ещё до появления на свет! А если чувство ритма является врождённым, то оно просто не может отсутствовать, а может быть только в неразвитом состоянии, на уровне скрытого потенциала.

1. Уравновешивание (гармонизация) всех движений при любом виде деятельности. Человек начинает лучше чувствовать и понимать свое тело (его состояние, а, следовательно, лучше управлять им. Отсюда – он меньше устает (выносливость, меньше времени требуется на отдых.

2. Речь (пение) становится более управляемой, выразительной, правильно акцентированной. Это позволяет правильно выделять смысловые оттенки и, следовательно, облегчает понимание тем, кто слушает.

3. В эмоциональной сфере тоже происходят изменения, за счет переживания «чувства полета». Это происходит потому, что правильно отрегулированные движения (усилия) не создают мышечных зажимов. Хороший кровоток в мышцах и органах способствует улучшению тканевого обмена и питания, связки и суставы становятся более гибкими. Все это укрепляет организм, повышает резистентность (сопротивляемость) организма агрессивным факторам внешней среды (иммунитет). Уравновешенный организм обретает твердую точку опоры (в том числе, в психологическом смысле) и вся наша деятельность становится направленной, максимально эффективной, что приносит чувство удовлетворения и, соответственно, улучшает самочувствие и настроение.

4. Изменяется отношение ко времени. Вместо суетливости и торопливости вырабатывается оптимальная скорость действий и реакций.

5. Пространство и объем переживаются более полно, ощущение расстояния, глубины, высоты становятся более соразмеренными (чувство метра).А это часть обучающей программы детей: ориентация в пространстве и сравнительный анализ.

Единственное отличие чувства ритма от всех остальных чувств — это то, что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения, по сути, — это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха.

Идеальная ситуация, когда родители занимаются комплексным развитием ребёнка сразу после рождения, в том числе и ритмическим развитием. Песенки, стишки, звуки, которые издаёт мама во время, когда занимается с малышом ежедневной гимнастикой – всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма».

Детям постарше: дошкольного и младшего школьного возраста,можно предложить:

декламировать стихи с определёнными ударениями на сильную долю, ведь стих — это тоже ритмическое произведение;

декламировать стихи с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочерёдно;

выполнять элементарные танцевальные ритмичные движения под музыку;

играть в ударно-шумовом оркестре.

Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма. Если вы купили один из этих инструментов своему ребёнку и желаете заниматься с ним дома самостоятельно, то предложите ему повторять за вами элементарные упражнения для развития чувства ритма: последовательности одинаковых равномерных ударов или наоборот ударов в каком-нибудь прихотливом ритме. Сложных ритмов не нужно бояться – в них нужно разбираться, так же как и в математических уравнениях.

Читайте также  Некоторые особенности фортепианных сонат бетховена

Надо сказать, что над развитием чувства ритма нужно работать целенаправленно. При деловом подходе у одного ребенка результаты становятся ощутимыми после одной-двух тренировок, а у другого – гораздо длительное время. Даже взрослые люди с неразвитым чувством ритма зрительно выделяются среди других.

Дети с развитым чувством ритмалидируют в музыкальном воспитании: ритмично двигаются, танцуют в такт музыки,поют вместе с музыкальным сопровождением, не отставая и не опережая его, уверенней читают стихи, играют в оркестре на музыкальных инструментах индивидуальные партии. Уважаемые родители, будьте внимательнее и участливее к своим детям, помогайте им развиваться и радовать вас своими успехами.

Консультация «Советы ответственным родителям. Психологический портрет ребенка 3–4 лет» Психологический портрет В период от 2,5 лет до 3,5 лет ребёнок переживает — кризис трёх лет. Он начинает осознавать себя отдельным человеческих.

Как слушать и слышать ребенка: советы родителям Психологи часто отмечают, что родители в общении с детьми прежде всего центрируются на своих проблемах, а не на проблемах ребенка. Это во.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о психологической и интеллектуальной готовности ребенка к школе?» Консультация для родителей: «Что нужно знать родителям о психологической и интеллектуальной готовности ребенка к школе!» Подготовила: воспитатель.

Некоторые советы родителям дошкольников. Почему необходимо развивать речь малыша с самого раннего возраста. Уважаемые родители! Вы хотите, чтобы ваш ребёнок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал карьеру, преуспевал в бизнесе? Конечно.

Памятка родителям «Что нужно знать родителям о правах ребенка» Что нужно знать родителям о правах ребенка Дети — это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства, зависит от многих причин.

Полезные советы родителям в период адаптации ребенка к ДОУ Не волнуйтесь, не показывайте свою тревогу на кануне поступления ребенка в детский сад. • Резко не меняйте режим дня ребенка. • Обращайте.

Советы родителям будущих первоклассников (советы и рекомендации по воспитанию детей в семье) Главная истина – счастливым делает ребёнка душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. В ваших силах.

Советы родителям гиперактивного ребенка Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?.

Советы родителям. Как научить ребенка слушать с первого раза? Многие дети замечательно научились избирательно слушать, следовательно, и слушаться, старших – и это достаточно серьёзная проблема для многих.

Советы родителям по адаптации ребенка в детском саду Думаю, каждый согласится, что приход ребенка в детский сад, очень важное событие как в жизни ребенка, так и в жизни родителей. Поэтому и.

Развитие чувства ритма как средство гармоничного становления личности ребенка

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 28.01.2021 2021-01-28

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Свиридова, А. А. Развитие чувства ритма как средство гармоничного становления личности ребенка / А. А. Свиридова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78073/ (дата обращения: 16.09.2021).

Многие считают, что музыкальное развитие нужно только тем детям, которые занимаются музыкой, танцами или вокалом. В частности, это касается чувства ритма у ребенка. Это очень ошибочное мнение, поскольку вся наша жизнь — это ритм. Считалось, что чувство ритма врожденно и коррекции не подлежит, но это далеко не так.

Важно понимать, что развитие чувства ритма влияет на развитие личности в целом. Ребенок учится чувствовать свое тело, свой организм, свои ощущения и, как следствие, имеет возможность управлять самим собой, становится более уравновешенным, речь становится более управляемой, пространство ребенок ощущает более полно, развивается чувство времени.

Ритм — это часть слуховых ощущений. «Ритм (греч. rytmos, от reo — теку) — воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов. Равномерное чередование каких-либо элементов (звуковых, двигательных и т. п.), присущее действию, течению, развитию чего-либо. Размеренный, налаженный каким-либо образом ход, протекание чего-либо» [2].

Можно понаблюдать, что некоторые дети, начиная чуть ли не с рождения, ритмично двигаются и чувствуют музыку. Дети, которые данной способностью обделены могут развить это чувство через ритмические игры, танцевальную деятельность, игры на детских музыкальных инструментах, шумовой оркестр.

Для каждого возраста детей свои требования к движениям и музыке. В программе по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной сказано следующее: «Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений» [1, с. 24].

По поводу подбора движений в программе А. И. Бурениной трактуется: «В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:

  1. Доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);
  2. Понятными по содержанию игрового образа (например, для младших- мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших- герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т. д.)
  3. Разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр». [1, с. 25].

Поскольку у большинства детей страдает чувство ритма, нужно развивать его в игровой форме, чтобы детям было интереснее. Важно действовать по принципу от простого к сложному. Это могут быть различные игры с любыми безопасными предметами, которые издают звук (пластиковые или картонные стаканчики, грецкие орешки, ладошки, деревянные палочки и т. д.). Наряду с музыкально-ритмическими играми используем музыкально-ритмические танцевальные движения.

Цель: научить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок с помощью ладошек, стаканчиков и др. муз. инструментов; вовремя реагировать на смену музыки и менять движение.

Задачи: развитие чувства ритма, эмоционального отклика на музыку, общей музыкальности ребенка и развития личности в целом; воспитание эстетического вкуса детей, коммуникативных качеств; закрепить умение выполнять движения под музыку; знание «право-лево».

Первая игра называется «Добрый круг». Музыку условно делим на куплеты и припевы. Дети садятся на стульчики по кругу и выполняют хлопки в ладоши и по коленкам во время припева, затем, на куплете поворачиваются к правому соседу и гладят его по голове, затем к левому. Музыка припева повторяется, и первая манипуляция с хлопками повторяется. На каждом куплете движения меняются, а на припеве повторяются. Данная игра была апробирована с детьми группы компенсирующей направленности. В данной группе есть очень агрессивные дети со всевозможными нарушениями психики и речи. Психолог, наблюдая за детьми на музыкальных занятиях отметила положительное влияние игры на детей. Подобные игры направлены не только на развитие чувства ритма, но и являются помощниками в воспитании коммуникативных качеств. Это создает благоприятную, дружную обстановку среди воспитанников, в отношении педагога и детей, учит работать в коллективе.

Вторая игра со стаканчиками. Так же детки сидят по кругу, но на коленках и выполняют движения под музыку. Так же делим музыку на куплет и припев. На куплете дети делают различные движения, повторяя за педагогом. Когда начинается припев, дети передают свои стаканчики правому соседу. На сильную долю происходит передача стаканчиков, а на слабую руки возвращаются обратно и захватывают стаканчики, переданные левым соседом, а на сильную опять передаем. Получается такой так называемый хоровод. В конечной цели должна произойти автоматизация действий в игре, что разгрузит сознание ребенка и позволит усложнять задачи игры, что приведет к еще большему развитию. К данным приемам планируется добавить еще слова, стишки, песенки, потешки, то есть, возможно, заменить музыку словами. Это будет способствовать развитию речи и ритма вместе. Ритм будет передаваться через стихотворный размер.

Итак, что мы получим в итоге? Мы получаем:

  1. развитие общей музыкальности (умение передавать темп, динамику, регистр, характер),
  2. развитие двигательных качеств,
  3. развитие координации движений,
  4. развитие умений ориентироваться в пространстве,
  5. развитие творческих способностей,
  6. развитие и тренировку психических процессов,
  7. развитие нравственно-коммуникативных качеств,
  8. развитие самостоятельности ребенка.

По наблюдениям ритм улучшился, реакция на музыку тоже, дети стали более сосредоточены, атмосфера на занятии стала спокойней, доброжелательней, детям стало легче слышать музыку во время танцев. Иногда дети сами предлагают усложнить игру и уже предлагают новые движения к первой игре. Заинтересованность детей и желание что-то добавить — это уже результат. Перенеся опыт музыкально-ритмических игр на музыкально-ритмическую деятельность, можно смело сказать, что дети стали лучше танцевать. Большинство детей быстро запоминают движения, вовремя их меняют в процессе танца, двигаются с характером и чувством, умеют различать музыку по ритму, темпу и т. д.

Читайте также  Как научиться играть на синтезаторе?

Развитие чувства ритма у детей — очень важно. Вовсе не обязательно развивать чувство ритма только для дальнейших перспектив занятий музыкой или танцами. Если ребенок будет себя чувствовать в пространстве уверенно и спокойно, то становление личности будет гармоничным, будет развито чувство времени, сосредоточенность и внимание. А ритм ему в этом поможет.

1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). –СПб.: ЛОИРО, 2000.- 220 с.

Как развить чувство ритма у детей

«Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить» Эмиль Жак — Далькроз

Ритмичность — одно из основных свойств любого живого организма. Ребенок живет реальностью всего своего тела, всех своих чувств, пронизанных разнообразными ритмами. Нарушение любых процессов, на любом уровне (соматическом, психическом, ментальном) приводит ребенка к аритмичности.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей.

Чувство ритма относится к врожденным свойствам человека, поэтому язык ритмов общезначим. Ребенок пронизан ритмами. Ритм можно чувствовать, слышать и даже видеть.

Не случайно именно в искусстве ритм приобретает особое гармонизирующее значение. Еще В.М. Бехтерев в процессе своих исследований сделал вывод о том, что музыкальный ритм способен установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, успокоить слишком возбужденных ребят и растормозить замедленных, избавить их от неправильных и лишних движений.

Игра – важнейший вид деятельности в дошкольном возрасте. И, практически все игры в большей или меньшей степени, ритмически организованы.

Ритм и игра неразрывно связаны между собой и генетически слиты воедино.

Помните:

  • чем чаще вы будете играть с ребёнком в музыкальные игры, тем быстрее ребёнок будет развиваться и у него появиться интерес к музыке и ритму;
  • если говорить с ребёнком спокойным голосом, правильно и четко произнося слова, исправляя его речь, произнося по слогам слово, то ребёнок научится чувствовать ритмику слов; он быстрее научится читать, и ритмические игры будут для него более понятными;
  • только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии ребёнка;
  • нужно широко использовать игровые ситуации и следить, чтобы ребёнок не переутомлялся, не начал скучать;
  • старайтесь использовать любой подручный предмет, которым можно отстукивать ритм песенки, стихотворения или просто слова;
  • научите играть в ваши игры друзей ребёнка.

Игры, развивающие чувство ритма

Научи матрёшку танцевать (Использовать большую и маленькую матрешку)

«Большая матрёшка учит танцевать маленькую», говорит взрослый и отстукивает большой матрёшкой по столу ритмический рисунок. Ребёнок повторяет этот ритм маленькой матрёшкой.

Передай ритм

Дети садятся «паровозиком» друг за другом, положив руки на плечи впереди сидящего. Последний в цепочке отстукивает ритм на плече того, за кем сидит. Тот передаёт ритм следующему ребёнку. Последний участник (стоящий впереди всех) передаёт ритм, хлопая в ладоши. Этот ритм сравнивают с первоначальным.

Музыкальная страна

Взрослый и ребёнок договариваются о том, что попали в музыкальную страну, где все жители говорят необычно: всё, что видят перед собой (де-ре-во, ка-че-ли и т.п.), они называют, отхлопывая каждый слог в словах или топая в ритм ногой.

Ритмическое эхо

(Использовать любые музыкальные инструменты)

Взрослый и ребёнок договариваются о том, кто будет «эхо», которое должно точно повторять ритмический рисунок. Затем можно поменяться ролями. Можно играть на одном или на разных музыкальных инструментах.

Стихи в хлопках

Рассказывая небольшие стихотворения, например «Идет бычок, качается», «Уронили мишку на пол», «Зайку бросила хозяйка» и другие стихотворения А. Барто, ребёнок отхлопывает каждый слог в словах.

Раз, два, три, ну-ка, повтори

Дети стоят в кругу, хлопают в ладоши и говорят: «Раз, два, три, ну-ка, повтори! Ну-ка не зевай! За мной (Катей, Сашей и др.) повторяй» Ребёнок, которого назвал взрослый, отхлопывает любой не сложный ритм, все дети его повторяют.

1. Хлопать можно в ладоши, по коленям, по плечам, а также притопывать, щелкать пальцами.

2. Повторять могут не все одновременно, а только тот, на кого укажет взрослый.

Как развить чувство ритма у ребенка?

Чувство ритма — неотъемлемая часть не только творческого развития, но и всей жизни человека. Его, как и слух, можно отнести к врожденным чувствам, которые нужно развивать. В этом блоге я расскажу о том, как это делать.

Анна, почему развитие ритма так важно?

Чувство ритма напрямую связано со слухом человека, и в этом одна из его особенностей. Соответственно, развивая музыкальный слух, мы развиваем и чувство ритма. И наоборот. Даже если Вы не планируете отдавать ребенка в танцы или вокальную студию, развитие чувства ритма положительно сказывается на общем развитии ребенка. В частности, участвуя в формировании фонематического слуха и дальнейшем развитии речи. Для меня, как для педагога по хореографии, безусловно, важна та сторона чувства ритма, которая отвечает за хореографию. Без чувства ритма нет танца. Неритмичный танец (что само по себе противоречит понятию танца) вызывает у зрителя ощущение дисбаланса. Существует музыка и существуют танцевальные движения. По отдельности каждое из них может существовать прекрасно, но стоит нам объединить эти понятия, может получиться совершенно другая картина.

Что же делать, чтобы такого не произошло?

Конечно, развивать чувство ритма! Как? У некоторых детей с рождения оно очень хорошее: ребенок слышит музыку и без затруднения может шагать в ритм музыки и хлопать в такт. Есть и такие дети, которым сложно это дается. Чувство ритма и музыкальный слух нужно развивать, и это весьма непростой процесс, требующий и времени, и терпения. Но все цели достижимы при регулярных занятиях и должном уровне упорства и желания! Можно развивать чувство ритма и в домашних условия, но Вы должны точно знать, что с Вашим музыкальным слухом все хорошо и Вы сможете правильно научить ребенка.

Когда можно начинать развивать чувство ритма?

Уже с 1,5 – 2 лет можно развивать чувство ритма ребенка в домашних условиях. В нашем клубе в группы «Танцуем с пеленок» мы набираем деток с 2 – 3 лет.

Как развивать чувство ритма в домашних условиях?

Как я упоминала выше, это шаги в ритм музыке или, проще говоря, марш, но музыка должна быть несложной для восприятия ребенка. Главное требование к музыке — в ней должны четко прослеживаться музыкальные доли, в которые ребенку необходимо шагать. В детской музыке большинство мелодий такими и является, поэтому не должно возникнуть проблем.

Второй момент — хлопки в такт. Необходимо также подобрать детскую песню и хлопать в каждый такт. Часто, когда мы сидим на концерте под впечатлением от какого-либо номера, мы начинаем хлопать в такт, когда номер еще не закончился, тем самым, не подозревая, мы вырабатываем музыкальный слух и чувство ритма. Также должно быть и с ребенком: он должен делать это автоматически, не задумываясь.

Как Вы развиваете чувство ритма на занятиях танцами?

На занятиях происходит обучение музыкальной раскладке. В основном классический вариант музыкальной раскладки — это четыре четверти. То есть мы считаем до четырех. Если Вы видите, что все вышеперечисленные варианты пройдены, попробуйте попросить ребенка хлопнуть на каждый четвертый счет, далее на каждый второй счет, потом только на счет «один» и «три» — они считаются сильными долями в музыке. В старшем возрасте на эти доли осуществляются все более сложные движения или акценты в хореографической постановке. На занятиях я также даю комбинации на ритм, которые дети делают без музыки: задаю детям определенный ритм, они его повторяют, усложняю ритм и смотрю за тем, как они справляются с заданием. Такие упражнения развивают не только слух, но еще и чувство коллективизма. Конечно, на занятиях дети даже не подозревают, что у них развивается и что это очень важно: для дошкольников — это просто игра, но так и должно быть.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РИТМА!

Для малышей: напевайте ребенку и разучивайте с ним песенки, стишки, вместе издавайте различные звуки во время повседневных занятий, игр, гимнастики и т.д.

Для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста: рассказывайте стихи с ударением на сильную долю, с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочередно, маршируйте, выполняйте танцевальные движения под различную музыку.

Запишите ребенка в танцевальную или вокальную студию клуба «Магис Дети»!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: