Как называются клавиши фортепиано - OXFORDST.RU

Как называются клавиши фортепиано

Расположение нот на клавиатуре пианино

Всего на клавиатуре фортепиано есть 88 клавиш, среди которых 52 штуки белых, остальные 36 – черные. Белые клавиши расположены все подряд без каких-либо особенностей, а черные – группами по две или по три. Посмотрите на картинку:

На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Каждое такое повторение от одной ноты ДО до следующей ноты ДО называется ОКТАВОЙ. Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них, как бы «под горкой». Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:

Итак, вот что мы выяснили:

  • Нота ДО всегда находится слева от двух черных клавиш.
  • Нота РЕ расположена на пианино между двумя черными клавишами.
  • Нота МИ занимает положение справа от группы из двух черных клавиш.
  • Нота ФА находится слева от группы из трех черных клавиш.
  • Ноты СОЛЬ и ЛЯ находятся внутри группы из трех черных клавиш.
  • Нота СИ соседствует с нотой ДО и находится справа от группы из трех черных клавиш.

Какие бывают октавы на фортепиано?

Мы выше уже сказали, что каждое повторение набора всех семи звуков называется октавой. Октавную систему можно сравнить с многоэтажным домом. Те же самые ступеньки музыкальной лестницы (ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ) повторяются каждый раз на новой высоте, как будто бы постепенно повышается этаж расположения лесенки.

Октавы имеют свои названия, они очень простые. Средние и высокие звуки находятся в октавах, которые называются: ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ и ПЯТАЯ. Первая октава обычно находится в середине инструмента, в середине диапазона. Вторая, третья, четвертая октавы находятся выше, то есть с правой стороны по отношению к первой октаве. Пятая октава считается неполной, так как в ней всего лишь один звук – одна только нота ДО без продолжения.

Про ноты, находящиеся в разных октавах так и говорят: до первой октавы, до второй октавы, до третьей октавы и т.д., соль первой октавы, соль третьей октавы, соль четвертой октавы и т.д.

Низкие, басовые звуки занимают левую сторону клавиатуры фортепиано. Они располагаются в октавах, которые называются: МАЛАЯ, БОЛЬШАЯ, КОНТРОКТАВА, СУБКОНТРОКТАВА. Малая октава находится ближе всех к первой, непосредственно слева от нее. Ниже, то есть левее, на пианино – клавиши большой октавы, далее – контроктавы. Субконтроктава является неполной, в ней две белые клавиши – ля и си.

Для чего нужны черные клавиши?

С белыми клавишами пианино мы немного разобрались – на них в разных октавах располагаются основные ноты ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ. А для чего же тогда нужны черные клавиши на фортепиано? Разве только для ориентировки по ним? Оказывается, нет. Дело в том, что в музыке есть ноты (ступени) основные, их семь, а кроме них есть ступени производные, которые получаются при повышении или понижении основных. Повышение ступени обозначается словом ДИЕЗ, а понижение – словом БЕМОЛЬ.

В нотах для обозначения диезов и бемолей применяются специальные знаки. Диез по начертанию представляет собой небольшую решетку (совсем такая решетка как на клавиатуре вашего телефона), которая ставится перед нотой. Бемоль (с французского – мягкая «бэ») напоминает русский мягкий знак, только более заостренный к низу или латинскую букву b, этот знак также как и диез ставится перед нотой (заранее).

ВАЖНО! Диез и бемоль повышает или понижает, то есть изменяет ноту на ПОЛУТОН. Полутон – много это или мало? Полутоном на фортепианной клавиатуре считаемся наименьшее расстояние между двумя клавишами. То есть, если играть все клавиши фортепиано подряд, не пропуская белые и черные, то между двумя соседними клавишами будет расстояние в полутон.

И если нам нужно сыграть какой-нибудь диез, то мы просто берем клавишу на полутон выше, то есть не обычную белую ДО, РЕ или МИ, а следующую за ним черную (или белую, в случае когда черной рядом не имеется). Давайте посмотрим примеры:

Так получилось, что две ноты – ми-диез и си-диез совпадают с другими клавишами. МИ-ДИЕЗ совпадает с клавишей ФА, а СИ-ДИЕЗ – с клавишей ДО. Для этих диезов не нашлось отдельных черных клавиш, поэтому их «выручили» соседние белые. Тут нечему удивляться, в музыке часто такое бывает. Это интересное свойство, когда звуки совершенно одинаково звучат, но по-разному называются, имеет имя ЭНГАРМОНИЗМ (ЭНГАРМОНИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО).

Если нам нужно взять на фортепиано какой-нибудь бемоль, то нужно наоборот играть клавишу на полутон ниже, то есть левее, ту клавишу, которая идет перед основной. И здесь тоже будут случаи энгармонического равенства: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с клавишей СИ. Давайте посмотрим теперь все остальные бемоли:

Таким образом, черные клавиши на клавиатуре пианино выполняют очень интересную двойную функцию: для одних нот они являются диезами, а для других – бемолями. Если вы хорошо усвоили сегодняшний урок, то вы без труда эти совпадения клавиш можете назвать. Если вы занимаетесь с ребенком, то попросите его об этом обязательно, чтобы эта мысль в его голове лучше отложилась. Кстати, если вы собираетесь разучить с ребенком написание нот, то в помощь вам у нас есть неплохое пособие – Как выучить ноты с ребенком? Милости просим вас на эту страничку!

Дорогие друзья! Помог ли вам как-то этот материал? Какие вопросы у вас остались неразрешенными? Что еще вам хотелось бы узнать от нас о мире музыки? Напишите свои мысли и пожелания в комментариях. Ни одно ваше сообщение не останется без внимания.

Как называются клавиши фортепиано

В данной статье мы будем знакомиться с клавиатурой пианино и других клавишных музыкальных инструментов. Вы узнаете о том, как называются клавиши фортепиано, что такое октава и как сыграть диез или бемоль.

Как известно, число клавиш на пианино – 88 (52 белых и 36 чёрных), и они расположены в определённом порядке. Прежде всего, сказанное относится к чёрным клавишам: они расположены по принципу чередования – две, три, две, три, две, три и т.д. Почему именно так? – для удобства игры и для простоты навигации (ориентирования). Это первый принцип. Второй принцип – при движении по клавиатуре слева направо возрастает высота звука, то есть в левой половине клавиатуры находятся звуки низкие, в правой половине – высокие. Когда мы перебираем клавиши подряд – мы как бы поднимаемся по ступенькам от низких звучностей во всё более высокий регистр.

Белые клавиши фортепиано называются также как и 7 основных нот – до ре ми фа соль ля си . Этот «набор» клавиш повторяется по всей клавиатуре несколько раз, каждое его повторение называется октавой. Другими словами, октава – это расстояние от одной ноты «до» до следующей (можно откладывать октаву как вверх, так и вниз). Все остальные клавиши (ре ми фа соль ля си) между двумя до входят в данную октаву, помещаются внутри неё.

Где находится нота до?

Вы уже поняли, что нота до на клавиатуре не единственная. Помните про то, что чёрные клавиши располагаются группами по две и три? Так вот, любая нота до примыкает к группе из двух чёрных клавиш, и находится слева от них (то есть как бы впереди них).

Ну и вот посчитайте, сколько нот до на клавиатуре вашего инструмента? Если вы за пианино – то их аж восемь штук, если за синтезатором, то будет поменьше. Все они принадлежат разным октавам, в этом мы сейчас разберёмся. Но сначала, смотрите – теперь вы знаете, как сыграть и все остальные ноты:

Можете сами придумать для себя какие-нибудь удобные ориентиры. Ну, например, типа таких: нота фа слева от трёх черных клавиш, или нота ре между двумя чёрными клавишами и т.п. А мы перейдём к октавам. Теперь сосчитаем их. Полная октава должна содержать все семь основных звуков. Таких октав на фортепиано семь. На краешках клавиатуры у нас нот в «набор» не хватает: снизу есть только ля и си, а сверху и вовсе одна нота – до. Эти октавы неполные, тем не менее, они будут иметь собственные названия, поэтому и эти кусочки мы будем считать отдельными октавами. Итого у нас получилось 7 полных октав и 2 октавы «огрызочные».

Названия октав

Теперь о том, как называются октавы. Называются они очень просто. В центре (на пианино обычно прямо напротив названия) находится первая октава, выше неё будут вторая, третья, четвёртая и пятая (одна нота до в ней, помните, да?). Теперь от первой октавы движемся вниз: слева от первой находится малая октава, дальше большая, контроктава и субконтроктава (это в которой белые клавиши ля и си).

Смотрим ещё разок и запоминаем:

Итак, октавы у нас повторяют один и тот же набор звуков, только на разной высоте. Естественно, все это отражается в нотной записи. Вот, к примеру, сравните, как записываются ноты первой октавы и, как записываются ноты в басовом ключе для малой октавы:

Читайте также  Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя

Наверное, давно уже назрел вопрос: а для чего вообще нужны чёрные клавиши, не для одной ведь навигации? Разумеется. На чёрных клавишах тоже играют, и нажимают их нисколько не реже, чем белые. Так в чём же дело? Дело вот в чём: кроме основных ступеней-нот (это те, что мы только что играли на белых клавишах), есть ещё и производные – они то и располагаются в основном на чёрных клавишах. Черные клавиши фортепиано называются точно так же, как и белые, только к названию добавляется одно из двух слов – диез или бемоль (например, до-диез или соль-бемоль). Сейчас разберёмся, что такое диез и что такое бемоль.

Как играть диезы и бемоли?

Рассмотрим все клавиши, которые входят в любую октаву: если посчитать вместе черные и белые, то, оказывается, что их в сумме выходит 12 (7 белых + 5 чёрных). Получается, что октава разделена на 12 частей (12 равных ступенек), и каждая клавиша в данном случае – одна часть (одна ступенька). Вот, расстояние от одной клавиши до самой близкой соседней – это полутон (неважно, куда откладывать полутон: вверх или вниз, между двумя белыми или между чёрной и белой клавишей). Итак, октава состоит из 12 полутонов.

Диез – это повышение основной ступени на полутон, то есть, если нам нужно сыграть, скажем, ноту до-диез, то мы нажимаем не клавишу «до», а ту ноту, которая на полутон выше. До-диез – соседняя чёрная клавиша (справа от клавиши «до»).

Бемоль имеет обратное действие. Бемоль – это понижение основной ступени на полутон. Если нам нужно сыграть, к примеру, си-бемоль, то мы играем не белую «си», а нажимаем соседнюю чёрную клавишу, которая ниже этой «си» (слева от клавиши «си»).

Теперь понятно, что каждая чёрная клавиша – это или диез или бемоль какой-нибудь из соседних «белых» нот. Но не всегда диез или бемоль занимает именно чёрную клавишу. Например, между такими белыми клавишами, как ми и фа, или си и до, нет чёрных. И как тогда играть до-бемоль или ми-диез?

Очень просто – все по тому же правилу: диез на полтона выше, бемоль на полтона ниже. Напоминаю, что полутон – это кратчайшее расстояние между любыми двумя соседними клавишами. Значит, для того чтобы сыграть до-бемоль, спускаемся на полтона – получаем, что до-бемоль совпадает по высоте с нотой си. Аналогично, нужно играть ми-диез – поднимаемся на полутон: ми-диез совпадает с клавишей фа. Звуки, которые одинаковы по высоте, но по-разному записываются, называются энгармоническими (энгармонически равными).

Ну, вот и всё! Я думаю, всё понятно. Мне осталось добавить по поводу того, как диез и бемоль обозначают в нотах. Для этого используют специальные значки, которые записываются перед той нотой, которую нужно изменить.

Небольшое заключение

Мы с вами в данной статье разобрались в том, как называются клавиши фортепиано, какие ноты соответствуют каждой клавише и как легко ориентироваться на клавиатуре. Также мы выяснили, что такое октава и узнали, названия всех октав на фортепиано. Ещё вы теперь знаете, что такое диез и бемоль, и как найти диезы и бемоли на клавитуре.

Клавиатура фортепиано – универсальна. Многие другие музыкальные инструменты оснащены клавиатурами подобного типа. Это не только рояль и пианино, но аккордеон, клавесин, орган, челеста, клавишные гусли, синтезатор и т.д. По образцу такой клавиатуры расположены пластинки на ударных инструментах – ксилофоне, маримбе, вибрафоне.

Если вы интересуетесь внутренним устройством фортепиано, если вам любопытно узнать, как и откуда берётся звук у этого дивного инструмента, то рекомендую ознакомиться со статьей «Устройство пианино». До встречи! Оставляйте свои комментарии внизу, нажимайте «Мне нравится», чтобы поделиться найденным материалом с друзьями и единомышленниками в контакте, моём мире и фейсбуке.

Клавиатура фортепиано. Октавы. Названия нот.

Как выглядит клавиатура фортепиано

Начнем обучение со знакомства с инструментом, на котором Вы будете учиться играть. Клавиатура фортепиано состоит из белых и черных клавиш. Их количество может варьироваться в зависимости от инструмента. На моем пианино 88 клавиш – 52 белых и 36 черных.

Чтобы Вы не запутались в таком количестве клавиш и легко ориентировались на клавиатуре, посмотрим, из чего она состоит.

Октавы

Клавиатура делится на равные части – октавы. Каждая октава имеет свое название. Ограничивается октава клавишами со звуком «до». То есть от «до» начинается каждая следующая октава. На фото ниже – фотография первой октавы с подписанными названиями (от “до” до “си”). Первая октава находится по середине клавиатуры. Если у Вас акустическое пианино, то в пределах первой октавы находится замочек.

Названия октав

Каждая октава имеет свое название. Первая октава – в середине клавиатуры. Если сдвигаемся от нее направо, к более высоким звукам, за ней следуют вторая, третья и четвертая октавы. У меня еще одна клавиша «до» от пятой октавы поместилась.

Если сдвигаемся влево от первой октавы, к более низким звукам, то за ней следует малая октава, большая октава, контроктава и небольшой кусочек субконтроктавы.

На этом видео я подробно показываю расположение октав на клавиатуре фортепиано.

Высота звуков

Наверняка Вы уже пробовали нажимать клавиши на своем пианино и обратили внимание, что слева звуки более низкие, а справа – высокие. Детям на уроке музыки обычно объясняют, что слева, где низкие звуки – живут мишки, а справа, где высокие звуки – птички.

Когда упоминается, что звуки повышаются – это означает, что на клавиатуре мы сдвигаемся вправо. А если понижаются – то влево. Надо запомнить для себя: вверх – вправо, вниз – влево.

Названия клавиш

Как понятно из фото выше, названий белых клавиш всего семь: до, ре, ми, фа, соль, ля си. Дальше они повторяются уже в других октавах.

Черные клавиши своих названий не имеют. Для их наименований используют обозначения «диез» и «бемоль». Диез – означает повышение звука, бемоль – понижение. То есть если мы говорим «до диез», мы подразумеваем соседнюю черную клавишу справа от клавиши «до». А если говорим, например, «соль бемоль», мы имеем ввиду соседнюю черную клавишу слева от клавиши «соль». Таким образом, например, «до диез» и «ре бемоль» обозначает одну и ту же черную клавишу.

То, как правильно называть черную клавишу – с диезом или с бемолем – зависит от тональности произведения, в котором они употребляются. Об этом будем говорить позже.

Вот так графически выглядят обозначения диеза и бемоля:

Клавиши, ноты, звуки – в чем разница?

Все очень просто. Клавиши находятся на инструменте (синтезаторе, пианино, рояле). У каждой клавиши есть свое название, которое соответствует звуку и ноте. Звук – это звучание, то, что мы слышим. Нота – это графическое обозначение звука (то, что мы записываем значком).

Задание

  1. Выучить название и расположение клавиш. Как это делать? Выбираете клавишу «до» и играете ее во всех октавах. Сразу называйте название октавы, в которой играете. Потом берет «ре» и так все белые клавиши.
  2. Найти на своей клавиатуре следующие клавиши:

ля 1 октавы
си бемоль 2 октавы
фа большой октавы
ре диез 3 октавы
ми бемоль 1 октавы
соль малой октавы
си 2 октавы
до большой октавы
ре малой октавы
соль диез 4 октавы

  1. Задание на развитие музыкального слуха. Пропевать звуки белых клавиш одновременно с игрой. Берете «до» и поете его. Слушайте себя, слушайте, как звучит инструмент. Старайтесь попасть в ноту голосом. Отмечайте для себя высоту звуков относительно друг друга – выше стал звук или ниже. Для начала пойте звуки подряд – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. При выборе октавы, в какой будете петь, ориентируйтесь на свой голос. Для женщин скорее всего подойдет первая октава, для мужчин – чаще верхняя часть большой октавы и нижняя часть – малой.

Если у Вас возникли вопросы и что-то непонятно, пишите свои вопросы в комментариях к этой статье.

Как называются клавиши фортепиано

Игра на фортепиано приносит массу удовольствия, но при соблюдении определённых условий. Одним из таких условий является содержание самого инструмента в порядке. Настройте ваше фортепиано, и Вы увидите, что на настроенном инструменте играть намного приятнее!

  • Главная
  • Покупка
  • Перевозка
  • Эксплуатация
    • Уход за фортепиано
    • Настройка и ремонт фортепиано
  • Продажа
  • О проекте
  • Доска объявлений
  • Купить
  • Настроить
  • Перевезти
  • Загрузки
  • Полезно знать
    • Год выпуска фортепиано
    • Производители фортепиано
    • Словарь терминов
    • Статьи
  • Вопрос – ответ
    • Выбор инструмента
    • Транспортировка
    • Настройка и ремонт
    • Уход за фортепиано
    • Аксессуары
    • Разное
  • Контакты
  • Другие города
  • Ссылки
  • Ноты для фортепиано

    Словарь терминов

    Вагебанк — средний брусок клавиатурной рамы, на штифты которого надеваются клавиши.

    Верхняя панель/рамка — деревянный щит, закрывающий верхнюю часть пианино, находящуюся над клавиатурой.

    Вирбель/колок — металлический стержень, предназначенный для закрепления и натяжения струны.

    Вирбельбанк/колковая доска/колковый щит — многослойный деревянный щит, состоящий из нескольких слоёв прочных и вязких пород дерева (бук, клён), в который вбиваются металлические колки (вирбели), служащие для закрепления и натяжения струн.

    Гаммербанк — прочная деревянная или алюминиевая горизонтальная планка , на которой монтируются все узлы молоточкового механизма.

    Гаммерштиль — деревянный стержень, несущий на себе молоток.

    Дека — резонансный щит в пианино (рояле), изготовленный из специально отобранной резонансной ели. На обратной стороне деки, перпендикулярно волокнам дерева, расположены так называемые рипки — бруски из качественной ели. Задача деки — усилить звук фортепиано. Дека своими краями наклеивается на переднюю сторону футора.

    Демпфер (нем. dämpfer — глушитель от dämpfen — заглушать) — устройство для гашения и предотвращения колебаний струн; проще говоря — глушитель струн.

    Демпфергальтер — основная часть демпферного узла, предназначенная для крепления демпферов.

    Друк клавиатурный — глубина опускания передней части клавиши от исходного положения до упора в суконную друкшайбу штульрамы.

    Друкклётц — шаблон для измерения друка клавиш.

    Друкшайба — деталь в виде шайбы с отверстием по центру, располагающаяся на переднем штифте клавиатуры. Имеется 2 вида друкшайб: суконные (из толстого сукна) и бумажные — для тонкой регулировки .

    Интонировка — процесс изменения тембра (окраски) звука и его качества путём обработки молоточковых головок.

    Канитель — навивка из медной проволоки на струнах в басовом и, частично, среднем регистрах.

    Клавиатура — механизм, состоящий из 85 или 88 белых и чёрных клавиш, расположенных на деревянном щите — штульраме. Клавиатура большинства современных пианино и роялей состоит из 88 клавиш. Встречаются рояли и с бОльшим количеством клавиш: к лавиатура роялей «Bösendorfer» состоит из 97 клавиш; расширенная клавиатура роялей «Stuart and Sons» имеет 102 клавиши.

    Клавиша — часть клавиатуры фортепиано, предназначенная для передачи энергии пальцев пианиста механике фортепиано. Чаще всего к лавиатура фортепиано содержит 52 белые и 36 чёрных клавиш («полутона», или «диезы»). Клавиши фортепиано изготавливаются исключительно из дерева. На деревянную основу клавиш приклеиваются соответствующие накладки белого или чёрного цвета.

    Клап (клавиатурная крышка) — откидная крышка, закрывающая клавиатуру.

    Консоль пианино — вертикальная фигурная стойка в корпусе пианино, соединяющаяся вверху с бачкой, а снизу — с ножкой пианино. Консоли не являются обязательным конструктивным элементом и присутствуют не во всех моделях пианино .

    Контрфенгер — тормозной башмачок — часть молоточкового узла в механизме фортепиано, взаимодействующая с фенгером .

    Молоток ( ч асть механики фортепиано ) — деталь из плотного войлока, закрепленного на деревянной основе, предназначенная для извлечения звука путём удара по струне .

    Мостик басового штега — часть басового штега, которая служит для передачи звуковых колебаний струн на штег и далее — на деку.

    Настройка фортепиано — установление заданной высоты для каждого тона звукоряда пианино (рояля) . В широком (точнее сказать, народном) значении слова под настройкой понимают комплекс работ по обслуживании фортепиано, включающий в себя собственно настройку, а также, мелкий ремонт, регулировку, интонировку и т.д.

    Накладка клавиши — внешняя часть клавиши белого или чёрного цвета. Отличаясь по цвету и высоте, накладки обеспечивают пианисту необходимые визуальные и тактильные ощущения. Белые накладки изготавливаются из пластика либо слоновой кости. Для изготовления чёрных накладок (полутонов) используется пластик, либо чёрное дерево, либо (редко) другие сорта твёрдой древесины, окрашенные в чёрный цвет. В связи с запретом на торговлю слоновьей костью в современных пианино и роялях для белых клавиш используют только пластик. Некоторые фирмы в качестве компромисса используют с добавлением органических веществ.

    Нахдрук — дополнительный ход клавиши после вывода толкающего рычага шпилера из-под молоточкового узла (иными словами, после момента срыва ауслезера). Нормальный нахдрук должен составлять ровно 2 мм.

    Нижняя панель/рамка — деревянный щит, закрывающий нижнюю часть пианино, находящуюся под клавиатурой .

    Обвязка рамы футора — часть рамы футора, расположенная горизонтально и служащая для соединения со шпрейцами.

    Панцирь — часть металлической рамы, закрывающая вирбельбанк.

    Педаль, педальный механизм — одна из важных систем в устройстве фортепиано, состоящая из 2 или 3 педалей, штоков, педальных цуг и регулировочных винтов.

    Правая педаль отодвигает демпферы от всех струн одновременно , вследствие чего звук всех нажатых клавиш «тянется» и гаснет только после отпускания педали.

    Левая педаль приближает все молоточки к струнам, чем уменьшает силу удара молотков. Как следствие, при нажатой левой педали звук пианино становится более тихим. В рояле левая педаль работает по другому принципу, но достигая той же цели — уменьшения силы звука: механика сдвигается в сторону, вследствие чего молоточки начинают бить по двум струнам вместо трёх.

    Средняя педаль пианино (её часто называют третьей педалью) располагается между правой и левой педалями. Средняя педаль пианино опускает так называемый модератор, вследствие чего сила звука во много раз уменьшается. В роялях средняя педаль имеет совершенно иное назначение и служит для задержания отдельных демпферов в поднятом состоянии.

    Как называются клавиши фортепиано

    С развитием синтезаторов производителям и музыкантам понадобилось как-то отличать легкую пластиковую клавиатуру от полнотелой деревянной. Так появился термин «молоточковая клавиатура», а вместе с ним и множество других его синонимов – взвешенная, тяжелая, градуированная, полнооктавная, 88-клавишная и так далее. Но раньше, когда пианисты еще не стали повально превращаться в клавишников, клавиатура пианино или рояля называлась просто фортепианной, при этом никому даже в голову не приходило в голову рассуждать о степени ее «взвешенности».

    О типах клавиатур, используемых в синтезаторах, рабочих станциях и цифровых пианино, мы очень скоро поговорим в другой статье. А сейчас давайте рассмотрим механизмы традиционных фортепиано – роялей и пианино, на которые так усердно стараются быть похожими многие современные цифровые инструменты.

    В отличие от синтезаторов, звук на фортепиано извлекается не при помощи замыкания электронных контактов, а благодаря физическому воздействию ударного элемента на струну. Вы нажимаете на клавишу, она запускает рычажной механизм, энергия передается молоточку, который резким ударом заставляет струну вибрировать.

    В чем особенности такой конструкции:

    • Молоточек должен ударить по струне довольно резко даже при плавном нажатии, иначе атаки не получится.
    • Сразу после удара молоточек должен быть отдернут, иначе произойдет моментальное демпфирование (приглушение) струны его поверхностью.

    Чтобы атака была резкой, молоточек должен создать соответствующий импульс, который, как мы знаем из курса школьной физики, зависит от массы и скорости. Слишком тяжелым его делать нельзя, ведь инструмент должен оставаться транспортабельным. Так что решающий фактор – скорость. Но как ее повысить, если клавиша погружается вниз всего на пару сантиметров?

    Здесь можно вспомнить «звездочку» велосипеда: вы крутите ее педалями по маленькому радиусу, при этом колеса вертятся со значительной скоростью. Угловая скорость сохраняется, но благодаря большой длине окружности линейная скорость поверхности колеса может быть очень большой. Так и с молоточком: чем больше его длина, тем резче кончик будет бить по струне.

    Чтобы избежать демпфирования и обеспечить молотку такой же резкий отскок, используется противовес. Свой противовес есть и у самой клавиши, ведь она тоже должна как можно быстрее вернуться в исходное положение, чтобы позволить музыканту при необходимости играть быстрые трели. Молоточек не имеет постоянного жесткого сцепления с клавишей, поэтому после атаки он возвращается в исходное положение даже в том случае, когда вы не снимаете палец.

    Веками производители фортепиано вырабатывали оптимальные соотношения масс и размеров элементов механизма. Ведь если противовес клавиатуры будет слишком мал, то на инструменте не получится играть быстрые пассажи – клавиши не будут успевать возвращаться. А если он будет слишком большим, то клавиатура будет жесткой, из-за чего музыкант будет испытывать постоянную усталость пальцев.

    Слишком длинный рычаг приведет к быстрому износу деревянных элементов, а слишком короткий – не обеспечит нужного рычажного эффекта.

    Таким образом, игра на рояле сопровождается физическим перемещением большого количества частей разной массы и объема, так что «взвешенность» такой клавиатуры не может быть подвергнута сомнению.

    Рояль и гравитация

    Даже если вы сравните разные акустические инструменты между собой, вы обнаружите, что ощущения от игры на них могут значительно отличаться. Причина – в особенностях конструкции, типе инструмента, примененных в его производстве материалах и… гравитации. Да-да, на первый взгляд это покажется странным, но гравитация действительно оказывает воздействие на наше звукоизвлечение при игре на рояле. Сейчас объясню.

    Обычное пианино предназначено для домашних условий, так что одно из важных требований к нему – компактность. Струны, молоточки и демпферы (глушители струн) расположены вертикально. Для возврата молоточков на место используются пружины, и для прижима демпферов к струнам – тоже.

    У концертного рояля ограничений по занимаемой площади нет, ведь он используется в больших залах. Молоточки расположены горизонтально, так что их возврат в исходное положение происходит под воздействием силы притяжения. Точно так же и демпферы: они находятся над струнами, и как только вы снимаете пальцы с клавиш, демпферы естественным образом опускаются на струны под действием собственного веса.

    Получается, что клавиатура пианино отчасти приводится в действие искусственно, а физика рояля более натуральная. Из-за таких различий в конструкции, а именно из-за влияния гравитации, ощущения от игры на этих инструментах отличаются.

    Плечо силы и закон рычага

    Клавиши концертного рояля длинные, благодаря этому музыканту комфортно нажимать на любую точку их поверхности – ближе к краю или между черными клавишами. Этот эффект достигается за счет увеличения плеча воздействия – длины клавиш, причем не видимой длины, а той, что скрыта от глаз внутри корпуса.

    Поясню на бытовом примере: если открывать дверь за ручку или чуть ближе к петлям – результат будет примерно одинаковым, а вот если толкать дверь у самых петель – придется приложить усилия. Очередной случай действия рычага.

    Клавиши пианино короче, плечо их рычага меньше. Опытный пианист сразу же ощутит другую механику: на коротких клавишах при приближении пальцев к черным клавишам нажатие становится более тугим.

    В этом кроется важный секрет, который вам не раскрывают производители цифровых пианино в рекламных роликах и на постерах. У рояля очень длинные клавиши, около 60 см. Видимая часть – около 15 см. Опорная точка клавиши находится примерно посередине, то есть плечо силы при нажатии на край клавиши – 30 см. У самого основания видимой части клавиши оно уменьшается до 15 см, то есть вдвое.

    Клавиши большинства домашних и сценических цифровых пианино крепятся прямо у самого основания, ну или в лучшем случае в 2-5 см от него внутри корпуса. А значит у основания клавиши плечо силы меньше в 3-7 раз.

    По закону рычага если мы уменьшаем плечо вдвое, то прикладываемая сила должна увеличиться вдвое, зависимость обратно пропорциональная. Действие этого закона наглядно демонстрируется на картинке чуть выше.

    Идеальная клавиатура должна обеспечивать равномерную отдачу при давлении на любую точку клавиши. Но идеала достичь невозможно, для этого понадобилось бы бесконечно длинное плечо. Задача хорошей клавиатуры – минимизировать перепады давления, чтобы обеспечить музыканту контроль над динамикой исполнения. Чем больше перепады, тем хуже динамическая управляемость инструмента.

    Именно поэтому на синтезаторах хочется играть как можно дальше от основания клавиш. Именно поэтому при перемещении руки вглубь клавиатуры пассажи даются сложнее, ровность игры падает, динамика становится топорнее. Конечно, никто не будет играть у самого основания, но чем короче клавиша, тем быстрее наступает ощущение таких перепадов.

    Взгляните на рисунок. Сверху клавиши рояля Steinway, снизу – механизм не самого дешевого цифрового пианино фирмы Kawai. Очевидно, что при таком маленьком плече ни о каком реальном приближении к механике рояля речи идти не будет, хотя реализация впечатляет – там и дерево, и молоточек, и аутентичные штифты, и даже зеленый фетр под клавишами.

    Если вы вдруг решили, что это антиреклама Kawai – нет, ошибаетесь. Думаете, Korg, Roland или Yamaha в цифровых пианино ставят что-то радикально отличающееся? Можете погуглить самостоятельно и убедиться, что это не так, по крайней мере, в среднем и недорогом сегменте.

    До тех пор, пока покупателей будут держать за дураков, на рынке не появится доступного цифрового инструмента с «рояльной клавиатурой». Продавец может сколько угодно рассказывать о том, что клавиши сделаны из настоящего дерева, а в ультрасовременном механизме задействованы молоточки. Достаточно мимолетно взглянуть на прибор, чтобы оценить, насколько длинным может быть плечо клавиши. Если инструмент узкий в глубину, ждать от него хорошей механики не стоит. По большому счету, не имеет никакого значения, есть ли там молоточки и из какого материала сделаны клавиши, если они крепятся у самого основания.

    Не уверены в инструменте? Нажмите на любую клавишу и посмотрите, как «оголяется» соседняя клавиша у самого основания: если угол сводится «на нет», образуя острый угол, как на картинке слева, то играть на такой клавиатуре будет некомфортно. На хорошей клавиатуре клавиша погружается всей плоскостью, с небольшим перепадом, ощутимо оголяя бок соседней клавиши по всей длине.

    Устройство фортепиано

    Каждый начинающий пианист, желающий стать профессионалом, обязан не только овладеть техникой игры, но и знать устройство инструмента. Ниже мы в общих чертах расскажем вам, как же устроено фортепиано.

    Устройство рояля

    1 — рама и вирбельбанк;
    2 — откидная часть крышки;
    3 — каподастр;
    4 — демпфер;
    5 — неподвижная часть крышки;
    6 — контрклавиатура;
    7,8,9 — передача от правой педали;

    Системы, из которых состоит инструмент:

    • Корпус – оболочка пианино.
    • Звуковая или акустическая система.
    • Ударно-клавишная система (механика инструмента).
    • Система педалей.

    Механика рояля

    Корпус – это одновременно и основание, и защита всех внутренних механизмов от внешнего негативного воздействия. Самая задняя часть – прочный деревянный футор. К нему прикреплена доска, на которой находятся колки (отвечающие за натяжение струн) – она называется вирбельбанк. Сами струны надежно закреплены на тяжелой чугунной раме – она во многом ответственна за большой вес фортепиано (около 200 кг), и относятся уже к акустической системе.

    Кроме струн и рамы, к которой они прикреплены, к этой системе относят и резонансную деку – сосновую доску, которая благодаря особому расположению и свойствам усиливает звук.

    Механическая или ударно-клавишная система – это целый ряд рычагов, молоточков, других невидимых глазу устройств, которые заставляют струны звучать правильным образом.

    Педали работают следующим образом: когда вы нажимаете правую, специальные заглушающие звук подушечки на струнах (демпферы) поднимаются – и свободному колебанию струн ничего не препятствует. Нажимаете левую – молоточки придвигаются ближе к струнам, а звук при нажатии на клавиши становится в несколько раз слабее.

    Устройство пианино

    1 — боковые стенки корпуса,
    2 — верхняя крышка,
    3 — чугунная рама,
    4 — вирбели,
    5 — резонансная дека,
    6 — молотки,
    7 — рулейстик,
    8 — фенгеры,
    9 — клавиатура,
    10 — бакенклёцы,
    11 — штеги,
    12 — рычаг левой педали,
    13 — педальные цуги,
    14 — педальные лапки,
    15 — цокольный пол,
    16 — ролики,
    17 – модератор.

    Как из пианино извлекается звук?

    Клавиша является своеобразным рычагом, который приводит в действие механизм молоточка. Тот, в свою очередь, ударяет по нужной струне, а когда звук уже не нужен (вы отпустили клавишу), колебания струны моментально «гасятся» специальной подушечкой – демпфером.

    В вашем инструменте всего 88 клавиш (белых – 52, черных – 36). Но струн при этом в несколько раз больше, 220! Для чего нужны «лишние»? За звук, исходящий при нажатии клавиши отвечают до 3 струн сразу (они вместе называются хором). Хочется отметить, что количество белых и черных клавиш у разных инструментов может отличаться как и количество струн.

    Когда какая-то одна струна перестает звучать соответствующим образом и выходит из строя, звук становится «грязным». В такой ситуации и нужна помощь профессионального мастера-настройщика.

    Механика пианино

    Клавишно-молоточковый инструмент

    Служит для передачи механического усилия пальцев пианиста с клавиш на молоточки, извлекающие звук ударом по струнам и регулирования звучания. К каждой струне в нейтральном состоянии прикасается демпфер — глушитель, представляющий собой деревянную колодку, покрытую войлоком. После нажатия на клавишу глушитель отходит от струны и одновременно по ней ударяет молоточек, рождая звук.

    Педали фортепиано

    Эта часть клавишно-молоточкового инструмента предназначена для регулирования звучания. Количество педалей во всех фортепиано и некоторых пианино — три, правая, средняя и левая. Подавляющее большинство пианино имеет лишь две педали- правую и левую.

    В предшественниках фортепиано — клавикордах- функцию педалей выполняли специальные рычаги, которые пианист двигал коленями.

    Правая педаль служит для создания неразрывного звучания и обогащения звуков новыми обертонами. В нотах нажатие правой педали обозначается Ped либо P, поэтому эту педаль иногда называют просто педалью. Непрерывное звучание обозначается legato. Музыканты 19 века обозначали этим символом особый колорит звучания.

    Принцип действия правой педали — выключение демпферной системы, что порождает звучание после отжатия педали и инициацию вторичного звучания остальными струнами.

    Правая педаль используется двумя способами — перед нажатием на клавиши (прямой способ) и сразу после, до отжатия (запаздывающий способ).

    Левая педаль служит для усиления эффекта мягких пассажей, ослабления звучания. Звук становится тихим и мягким. В нотах обозначается знаком una corda, снятие педали — tutte le corde либо tre corde.

    При нажатии левой педали в рояле сдвигаются молоточки, что влечет удары лишь по двум струнам вместо трех. В пианино молоточки придвигаются к струнам, что влечет за собой снижение силы удара.

    Средняя педаль поднимает демпферы и фиксирует их в таком состоянии до отжатия педали, что, например, позволяет играть стакатто вне зависимости от удерживаемой ноты. Остальные, не задействованные средней педалью струны с демпферами ведут себя как обычно.

    Некоторые пианино имеют среднюю педаль, фиксируемую путем сдвига влево. Это делает звучание тихим, что может пригодиться, например, для игры на пианино ночью в многоквартирном доме.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: