Как научиться понимать классическую музыку? одно интересное мнение… - OXFORDST.RU

Как научиться понимать классическую музыку? одно интересное мнение…

ВопросКак научиться понимать классическую музыку?

Почему контекст важен не меньше, чем само произведение

  • Антон Мухатаев , 18 марта 2015
  • 35816
  • 9

Каждую неделю Look At Me ищет ответ на один неожиданный вопрос. Сегодня мы пытаемся узнать, как человек без подготовки может начать слушать классическую музыку.

Внимание! Мнение людей, отвечающих на вопрос, может не совпадать с мнением редакции.

Как научиться понимать классическую музыку?

«Для меня настоящим откровением стал хронологический подход к классической музыке: благодаря ему я разобрался, что происходило в голове у композиторов. Так, когда состоялась премьера Симфонии №3 Бетховена, её невероятный по тем временам размах сбивал слушателей с толку. До неё развитие сонаты никогда не было столь долгим. Но вам, человеку, который слышал Вагнера (и раз уж на то пошло, The Velvet Underground), будет сложно представить, насколько она поражала воображение тогда — нужно поставить себя на место слушателя того времени.

Сегодня большинство людей волнует только мелодия. Но в произведениях вроде Симфонии №3 (и почти во всём Бетховене) суть не в мелодии. Мелодия Симфонии №3 — это лишь арпеджированные аккорды и неожиданный гармонический переход. А слушателей того времени поражало прежде всего то, как Бетховен обращался с формой. Местами он растягивал некоторые особо захватывающие части композиции, а иногда сбивал слушателя с толку. Если вы научитесь воспринимать музыку так, как её воспринимали люди того времени, то она вас поразит.

К счастью, слушатели того времени по большей части не изучали музыку и не готовились к каждому концерту. Они просто слушали музыку той эпохи, в которой жили, — и только её. Никакого «канона» ещё не было: если вы жили в 1820-х, то вы слушали музыку 1820-х. Так что попробуйте погрузиться в классическую музыку. Целую неделю слушайте только Генделя; уверен, что так вы полюбите и Гайдна, и Моцарта. Потом повторите это с Брамсом, Вагнером, Стравинским, Кейджем, Адамсом. Такой подход позволит вам прочувствовать контекст. Нет ничего более прекрасного, чем слушать музыку и понимать, что она значит. Современные же композиторы интересны тем, что нарушают определённые правила, и вы можете прочувствовать их музыку, только если интуитивно понимаете, что это за правила».

«Перед тем как слушать произведение, изучите его контекст и задайте себе следующие вопросы:

Какую цель поставил перед собой композитор?

Когда и где он написал произведение?

Что происходило в то время в том месте?

Это полностью изменит ваш подход к прослушиванию. У многих произведений есть несколько уровней глубины. Не зная предыстории, вы поймёте только поверхностные, самые очевидные вещи. Возможно, вы получите удовольствие от них, но совсем другое дело — увидеть целостную картину. Композиторы уделяли много внимания тому, чтобы наполнить свои произведения глубиной, нюансами и дополнительными смыслами. Так они связывали свои работы с другими музыкальными, художественными и литературными произведениями того времени. Сегодня узнать эти тонкости просто: можно начать с сайта Classical Archives или «Википедии». Симфонические оркестры и компании, выпускающие классическую музыку, обычно предлагают программки, написанные композиторами, музыкальными критиками и другими экспертами, которые рассказывают обо всём, что нужно знать перед прослушиванием. Также BBC снял несколько качественных документальных фильмов о жизни и работе известных композиторов.

Ходите на концерты с друзьями и обсуждайте с ними музыку.

Классическую музыку, будь это сольные выступления, выступления камерных ансамблей, симфонических оркестров или оперные представления, лучше слушать с кем-нибудь ещё. Дирижёры, композиторы и музыковеды часто проводят лекции перед концертами. Поэтому приходите на концерты заранее. Новички часто говорят мне, что получают намного больше удовольствия от концерта после таких лекций.

Обращайте внимание на движения и жестикуляцию дирижёра и исполнителей. Эти музыканты десятилетиями оттачивают мастерство: поразительно, как у них получается превратить маленькие чёрные точки на бумаге в выразительные повествования. Желательно посмотреть партитуру и отдельные партии, узнать, что требовалось от каждого музыканта. А после концерта, если это возможно, поговорите с музыкантами и попытайтесь узнать, какая часть произведения им нравится больше всего, а какую было сложнее всего выучить. Поделитесь своим мнением и выслушайте другие точки зрения. Многие композиторы задумывали свои произведения таким образом, чтобы они подстёгивали людей к обсуждению.

Говорите с людьми, которые много знают о классической музыке, и просите у них совета.

К классической музыке относят работы тысяч композиторов за период в несколько сотен лет. Изучить всё в подробностях не так-то просто. Поэтому разговаривайте с людьми, которые знают больше вас (как делаю я), и спрашивайте у них, какие произведения стоит послушать дальше. Прежде чем последовать их рекомендациям, не забудьте изучить контекст каждого произведения».

Как понять классическую музыку? Советы музыковеда Натальи Гирявенко

Классическая музыка часто кажется сложной для понимания. Даже те, у кого есть интерес, задаются вопросом: как понять классику. Для таких дискуссий в белгородской филармонии проводят лекции-концерты. Их автор — музыковед, заслуженный работник культуры России Наталья Гирявенко. Корреспондент «Фонаря» побеседовал с музыковедом и узнал, с чего начать знакомство с классической музыкой.

Фото белгородской филармонии

Зачем мне это нужно?

— Музыкой вы привносите в свою жизнь ум, красоту, гармонию, подлинные чувства. Даже фоновое прослушивание классики нас меняет. А если вы учитесь музыке, то это влияет ещё больше. Классическая музыка развивает память, музыкант-исполнитель пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулируя абстрактными звуковыми фигурами. Многие выдающиеся ученые учились музыке: Альберт Эйнштейн играл на скрипке. Он даже писал в одном из писем, что если бы не было фуг Баха, то он бы никогда не пришел к формуле, выражающей эквивалентность массы и энергии. 70 процентов профессоров физики и математики Оксфордского университета являются членами музыкального клуба, а руководство компании Microsoft при приёме на работу отдаёт предпочтение сотрудникам с музыкальным образованием.

Классическая музыка, как и классическое искусство в целом, элитарно. Так было и будет всегда. Вы никогда не привлечете к нему 100 процентов населения. И, по-моему, этого делать не надо. Могу ошибаться, но где-то мне попадалась цифра, что только четыре процента людей увлекаются классической музыкой. Поэтому решите, интересно ли это именно вам.

Начинать необходимо с желания. В любом деле так. Вы хотите, например, научиться печь блины. Вам могут сто раз рассказать, как их печь, показать сам процесс, но, пока вы сами не разведете тесто, не выльете его на сковородку, не сможете перевернуть блин — не научитесь.

Как выбрать музыку?

— Способ первый: начать с композиторов, которые более «открыты» к новому слушателю. Это, например, Шопен, Григ, Моцарт, Чайковский. Их музыка просто красива, мелодична, она вас впечатляет сразу же на уровне эмоций. Для первого знакомства с классикой можно прийти на концерт из фортепианных сочинений Фридерика Шопена: вальсов, мазурок, ноктюрнов. «Времена года» Петра Чайковского и другие его фортепианные произведения доступны для восприятия. Они поэтичные и трогательные.

Можно начинать по-другому — с концерта вокальной музыки. Это могут быть арии из опер, романсы. Это музыка с текстом, которая сюжетно развивается. Поэтому новичку легче проследить ход мыслей автора.

Лучше всего начинать слушать классику с программной музыки — той, которая имеет название, литературную программу, сюжет. Например, можно послушать даже такого «сложного» композитора, как Ференц Лист. У его симфонической поэмы «Прелюды» есть программа, которую чаще всего печатают в специальных буклетах или рассказывают перед концертом. Можно и самим поинтересоваться и прочитать ее. Тогда вы все услышите! И мечты «героя» о любви, и как от отдыхает на природе от житейских бурь, и сами эти бури — грозные и воинственные, и как в конце он побеждает. Другие примеры такой музыки: «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского или «Времена года» Антонио Вивальди. Программную музыку слушать и воспринимать намного проще, ведь можно следить за сюжетом.

Есть ещё один способ — искать свое, то, что понравится. Вообще хорошо бы сделать так, чтобы звучание классической музыки, которая вам, предположим, уже понравилась, звучала с вами постоянно. Вы побывали на концерте, состоящее из произведений, например, Шопена или Вивальди, после концерта создайте себе плейлист в телефоне, на компьютере и слушайте эту музыку фоном: дома, когда отдыхаете, готовите еду, занимаетесь гимнастикой, едете в машине на работу. Много музыки в 18 веке было написано именно для застолья, прогулок и бытовых дел. Например, Йозеф Гайдн «Музыка на воде» или сюиты Иоганна Себастьяна Баха. Окружите свое личное пространство классической музыкой и постепенно расширяйте круг того, что вам нравится, другими произведениями этих авторов.

Запомните: нельзя любить все жанры, все эпохи. Кому-то нравится звучание рояля, кому-то скрипки, а есть любители хоровой музыки. Начинайте с того, что нравится, и ищите своих исполнителей. Стивен Кинг в мемуарах «Как писать книги» говорил: «Если вы хотите научиться писать книги, вы, в первую очередь, должны их читать». Вывод: чтобы полюбить классическую музыку, надо не бояться ее слушать.

Наталья Горявенко. Фото белгородской филармонии

На что обращать внимание?

— Не надо пугаться того, что ничего не понял в музыке. Если тебе не понравилась месса Баха, то это не значит, что ты недостаточно хорош. Обращайте внимание на детали, старайтесь разобраться. Например, романсы Сергея Рахманинова. Вы слушаете текст, вам всё понятно. Но есть и пианист, который сопровождает пение. У него своя партия, и нередко он «досказывает» то, что уже пропел певец. Вслушайтесь в это!

Вы пришли на концерт из оперных арий Джузеппе Верди, а они звучат на итальянском. Вы не знаете текста, а ария большая, звучит минут пять. Например, ария короля Филиппа из оперы «Дон Карлос». Даже не зная, о чем поет баритон, вы при желании расслышите его скорбные, тяжелые размышления, душевные муки. Тут вы обратите внимание на его прерывающуюся речь, словно он неторопливо о чем-то размышляет, на медленный темп музыки, скорбное выражение лица у певца. Если это произойдет, вы начинаете сочувствовать ему. Вас тронули не слова — их вы не поняли — вас задела музыкальная атмосфера! А потом, конечно, если вам запала в сердце эта музыка, надо поинтересоваться, о чем он пел.

Читайте также  Животные и музыка: влияние музыки на животных, животные с музыкальным слухом

На концерте симфонической музыки перед вами оркестр. Обратите внимание, кто и как играет. Вас может увлечь какой-то исполнитель даже тем, как он извлекает звуки из своего инструмента, как двигается его тело. Обратите внимание на форму произведений. Вот отзвучала тема, началось ее развитие, вот тема вернулась, но в ином качестве, звучании, в новых тембрах. За всем этим можно следить и, одновременно, задавать себе вопрос, зачем эти изменения? На концертах симфонического оркестра, или концертах с солистом, я бы посоветовала брать билеты поближе к сцене — смотрите на музыкантов! Следите за солистом, его руками, как он извлекает звуки из инструмента. Это помогает и увлекает.

Мне всё равно не понятно

— Если в классической музыке что-то непонятно, то надо «копать» глубже. К примеру, Иоганн Бах. Его музыка полна тайнописи! У Баха есть «Токката и фуга ре минор», «Шутка», знаменитые клавирные или скрипичные концерты, которые нравятся всем с первого прослушивания. Но это малая часть баховской музыки, это даже не верхушка айсберга. Остальные его произведения сложнее.

Можно слушать любую из хоральных прелюдий, «Мессу», кантаты эмоционально, просто закрыв глаза и отдавшись потоку музыки. А можно иначе: с дополнительной подготовкой. Чтобы погрузиться глубже в понимание классической музыки, стоит узнавать новые факты о ней из дополнительных источников. Это повышает шансы на успех, более глубокий уровень восприятия классики.

Книги

— В поиске книг о музыке, нужно исходить из своего плейлиста. Вам нравится, к примеру, Шопен. Ищите книги о нем, о его жизни, судьбе, расширяйте свое представление о любимом, или пока понравившемся композиторе. Если вы прочтете книжку польского исследователя Ярослава Ивашкевича о Фридерике Шопене, то вы многое узнаете о нем. Кстати, есть замечательная серия «Жизнь замечательных людей».

Передачи и лекции

— Хорошо рассказывает о классике Артем Варгафтик, музыковед московской филармонии. У него был большой цикл лекций на канале «Культура». Он называется «Партитуры не горят». Ещё мне нравится Михаил Казиник. В интернете есть сотни его фильмов о музыке с привлекательными названиями «Эффект Моцарта», «Эффект Шуберта», «Тайные знаки культуры». Кроме того, у него есть серия книг «Тайны гениев». Все это очень доступно, увлекательно, классно!

Есть различные образовательные сайты: «Магистерия», Education, «Лекторий», группы во «ВКонтакте» по классической музыке, где размещаются лекции, рассказы о музыке и не только. Можете найти также уже переведенные выступления Леонарда Бернстайна, где он рассказывает о музыке. Послушайте лекции Татьяны Черниговской «Мозг и музыка». Вы узнаете то, как меняется наш разум под воздействием классики.

Московская филармония имеет специальный абонемент «Мама, я меломан» — это серии ночных концертов с предварительной лекцией о каждом. Их записи есть в интернете, на сайте московской филармонии. Зарегистрируйтесь и станьте слушателем этих лекций. Там музыковеды замечательно рассказывают о произведениях.

Что не стоит делать?

— Не слушайте мифы и не думайте, что вы не поймёте, что у вас нет слуха, а классика — это скучно. Чтобы слушать музыку или учиться музыке, не нужен какой-то великолепный слух. Такой слух важен только музыкантам. Хотя даже далеко не все композиторы имели его, но при этом стали великими. Как-то у Фредерика Стендаля я прочитала курьезный факт. Стендаль, рассказывал о своем знакомом, экспедиторе военного бюро, который имел абсолютный слух: «Вот скрипнет половица, а он тут же говорит „фа-диез“. Абсолютный слух! Но при этом этот экспедитор ненавидел музыку».

По-настоящему важна отзывчивость на музыку, желание реагировать на нее. В XX веке был такой замечательный австрийский пианист Артур Шнабель, он говорил: «Самое главное — это любовь к музыке. Любовь всегда дает некоторое знание. Но я никогда не слышал, чтобы знание давало что-либо, подобное любви». Надо просто слушать с желанием и любовью. Это искусство, которое само до вас дойдет и достучится.

МузыкаКак научиться понимать классическую музыку

Почему контекст важен не меньше, чем само произведение

  • 15 ноября 2016
  • 14026
  • 4

Текст: Антон Мухатаев

Классическая музыка окутана практически мистическим ореолом: чтобы слушать и понимать её, необходимы не просто особый настрой, но и недюжинная образованность. Даже если вы не ходили в музыкальную школу, а родители не заставляли слушать вместо любимых групп Моцарта, это не значит, что мир симфонических, оперных и прочих произведений для вас закрыт. Специалисты объясняют, как человек без подготовки может начать слушать классическую музыку.

Эндрю Уоттс

Перед тем как слушать произведение, изучите его контекст и задайте себе следующие вопросы: какую цель поставил перед собой композитор? Когда и где он написал произведение? Что происходило в то время в том месте? Это полностью изменит ваш подход к прослушиванию. У многих произведений есть несколько уровней глубины. Не зная предыстории, вы поймёте только поверхностные, самые очевидные вещи. Возможно, вы получите удовольствие от них, но совсем другое дело — увидеть целостную картину.

Композиторы уделяли много внимания тому, чтобы наполнить свои произведения глубиной, нюансами и дополнительными смыслами. Так они связывали свои работы с другими музыкальными, художественными и литературными произведениями того времени. Сегодня узнать эти тонкости просто: можно начать с сайта Classical Archives или «Википедии». Симфонические оркестры и компании, выпускающие классическую музыку, обычно предлагают программки, написанные композиторами, музыкальными критиками и другими экспертами, которые рассказывают обо всём, что нужно знать перед прослушиванием. Также BBC снял несколько качественных документальных фильмов о жизни и работе известных композиторов.

Ходите на концерты с друзьями и обсуждайте с ними музыку. Классическую музыку, будь это сольные выступления, выступления камерных ансамблей, симфонических оркестров или оперные представления, лучше слушать с кем-нибудь ещё. Дирижёры, композиторы и музыковеды часто проводят лекции перед концертами. Поэтому приходите на концерты заранее. Новички часто говорят мне, что получают намного больше удовольствия от концерта после таких лекций.

Обращайте внимание на движения и жестикуляцию дирижёра и исполнителей. Эти музыканты десятилетиями оттачивают мастерство: поразительно, как у них получается превратить маленькие чёрные точки на бумаге в выразительные повествования. Желательно посмотреть партитуру и отдельные партии, узнать, что требовалось от каждого музыканта. А после концерта, если это возможно, поговорите с музыкантами и попытайтесь узнать, какая часть произведения им нравится больше всего, а какую было сложнее всего выучить. Поделитесь своим мнением и выслушайте другие точки зрения. Многие композиторы задумывали свои произведения таким образом, чтобы они подстёгивали людей к обсуждению.

Говорите с людьми, которые много знают о классической музыке, и просите у них совета. К классической музыке относят работы тысяч композиторов за период в несколько сотен лет. Изучить всё в подробностях не так-то просто. Поэтому разговаривайте с людьми, которые знают больше вас (как делаю я), и спрашивайте у них, какие произведения стоит послушать дальше. Прежде чем последовать их рекомендациям, не забудьте изучить контекст каждого произведения.

Дэвид Лей

Для меня настоящим откровением стал хронологический подход к классической музыке: благодаря ему я разобрался, что происходило в голове у композиторов. Так, когда состоялась премьера Третьей симфонии Бетховена, её невероятный по тем временам размах сбивал слушателей с толку. До неё развитие сонаты никогда не было столь долгим. Но вам, человеку, который слышал Вагнера (и раз уж на то пошло, The Velvet Underground), будет сложно представить, насколько она поражала воображение тогда, — нужно поставить себя на место слушателя того времени.

Сегодня большинство людей волнует только мелодия. Но в произведениях вроде Третьей симфонии (и почти во всём Бетховене) суть не в мелодии. Мелодия Третьей симфонии — это лишь арпеджированные аккорды и неожиданный гармонический переход. А слушателей того времени поражало прежде всего то, как Бетховен обращался с формой. Местами он растягивал некоторые особо захватывающие части композиции, а иногда сбивал слушателя с толку. Если вы научитесь воспринимать музыку так, как её воспринимали люди тогда, то она вас поразит.

К счастью, слушатели того времени по большей части не изучали музыку и не готовились к каждому концерту. Они просто слушали произведения эпохи, в которой жили, — и только её. Никакого «канона» ещё не было: если вы жили в 1820-х, то вы слушали музыку 1820-х. Так что попробуйте погрузиться в классическую музыку. Целую неделю слушайте только Генделя; уверен, что так вы полюбите и Гайдна, и Моцарта. Потом повторите это с Брамсом, Вагнером, Стравинским, Кейджем, Адамсом. Такой подход позволит вам прочувствовать контекст. Нет ничего более прекрасного, чем слушать музыку и понимать, что она значит. Современные же композиторы интересны тем, что нарушают определённые правила, и вы можете прочувствовать их музыку, только если интуитивно понимаете, что это за правила.

Материал был впервые опубликован на сайте Look At Me

Как научиться понимать классическую музыку? Ещё одно интересное мнение…

Это поразительно, но на фоне однообразия современной поп-музыки серьёзную классическую музыку некоторые почему-то считают скучной. Давайте разберёмся, почему так происходит? В первую очередь, те, кто утверждает, что классическую музыку невозможно слушать, скорее всего с академической музыкой толком никогда и не соприкасались.

И дело даже не в том, что они не имеют основ специального музыкального образования. Просто для того чтобы научиться понимать классическую музыку, нужно быть готовым кинтеллектуальной работе, к сопротивлению обыденности, а этого сегодня не многим хочется.

Современная эстрадная музыка потому стала популярной, что является, в подавляющем большинстве, легковесной музыкой – она, как правило, не заставляет думать. И все же, направление данной статьи вовсе не сводится к тому, чтобы в итоге сказать: «Классика – это шедевры, а современная музыка только на помойку годится» – конечно нет! В истории культуры и искусства и для современного музыкального творчества должно быть место и оно будет! Тем более, что есть настоящие шедевры и в музыке современности.

Читайте также  Карточки с нотами на все случаи жизни

Молодежь не знает, что делать с классической музыкой только потому, что ей элементарно не объяснили этого! Мне не раз встречались молодые люди с репликами: «Бах? О ужас, это же убийственно скучно!» Но если б им только научиться понимать классическую музыку…

Научиться понимать классику? Просто начните слушать!

И это на самом деле так! Причем необязательно сразу обзаводиться стопой музыковедческих книг! Главное начать слушать. И вот здесь есть свои правила, следуя которым, вы откроете для себя новый удивительный мир!

  • Новичку в классике нельзя слушать все подряд. Например, музыку двадцатого века лучше приберечь на потом. Новорожденного ведь не кормят сразу мясом! Так и здесь – начав с XX века вы рискуете получить неправильное представление о ней.
  • Все знают состав тройки самых знаменитых классических композиторов – Бах, Бетховен, Моцарт. Начните с них – они понятны всем! Только не нужно начинать с самых больших и сложных произведений. Выбирайте!
  • Время от времени включайте в список прослушивания оперные арии (например, арии из опер Верди, Пуччини, Чайковского) и даже целые оперы. Это всегда очень красивая и доступная музыка. Только постарайтесь разыскивать записи на понятном вам языке – многие известные зарубежные оперы исполняются в оригинале на итальянском, немецком или английском языках, но почти всегда можно найти их же и в русском исполнении.
  • Перед прослушиванием оперы прочитайте её фабульное краткое содержание, чтобы быть в курсе сценической ситуации. Будет замечательно, если в ваших руках будет либреттто, то есть текст оперы – всё это тоже очень просто найти. Вместо либретто вы можете держать в руках клавир оперы, в котором есть не только все слова, но и нотные партии.

Если вы решили научиться слушать классическую музыку, то скорее всего вас приведут в восторг русские композиторы – Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Танеев, Свиридов и многие другие.

Концепция классической музыки: образность и абстрактность

Как научиться понимать классическую музыку, разбираться в ней и полюбить её? Композиторы-классики создавали музыку под впечатлением каких-либо образов, сюжетов, философских изысканий и жизненных впечатлений. В некоторых произведениях даже новичок услышит то явления природы: шум прибоя, крик чаек, грозу, а то и социальные портреты: песню шарманщика, серенаду рыцаря, а то и поступь войска. К музыкальным произведениям о природе в какой-то мере относится и знаменитый цикл Сен-Санса “Карнавал животных”.

Программная и непрограммная музыка

Всю музыку условно разделяют на три большие категории:

  1. музыка вокальная и вокально-инструментальная;
  2. музыка чисто инструментальная;
  3. музыка театральная.

Инструментальную классическую музыку в свою очередь делят на программную и непрограммную .

Программная музыка имеет название (например – Зима, или Пилигримы, или Звёздная ночь и т.д.) или изложенное словами содержание. Непрограммная музыка не сообщает ни того, ни другого.

К программной относят те произведения, которые имеют какой-то немузыккальный подтекст. Программная музыка, как правило, уже даже в своём названии определяет содержание, а нам остается только улавливать и воспринимать звуковые ассоциации, которые хотел передать композитор.

Непрограммная музыка гораздо сложнее в силу своей абстрактности. Она предназначена для более серьёзной, подготовленной аудитории. Но она и интереснее, загадочнее. Она дает огромный простор воображению. К области непрограммной музыки относятся, например, фуги – полифонические произведения, в которых нужно уметь слышать темы и следить за их развитием, или сюда же относятся симфонии без названия – музыкальные закадки, философский смысл которых нужно разгадывать.

Научиться понимать классическую музыку дано тем, кто этого действительно желает, кто слушая, умеет размышлять, улавливать ассоциации, искать новые впечатления. Старайтесь и всё получится!

Автор – Ольга Фелициани

Как научиться понимать классическую музыку?

Любая музыка основана на одних и тех же фундаментальных принципах. И хотя для понимания классической музыки надо немного напрячься, тем не менее, она доступна для понимания большинства.

Основные понятия

К основным понятиям можно отнести высоту звука, ритм и тембр. Из них, собственно, и складывается любая музыка. При этом можно сравнить музыку с произведениями изобразительного искусства следующим образом. Ритм — это черно-белая графика, ритм плюс высота звука — графика как на плакате. А с добавлением разных тембров, звучащих последовательно или одновременно, мы уже получаем самую настоящую живопись. Все описанные элементы совершенно понятны каждому человеку.

При этом самым популярным элементом является как раз ритм. По одной простой причине — все мы живем по каким-то ритмам, поэтому они нам и близки.

Далее по сложности следует сочетание ритма и высоты звучания. Эта комбинация формирует уже то, что называется мелодией. Это явление тоже нам совершено понятно и близко. Мелодия родилась из человеческой речи. И сегодня в китайском языке есть формальное понятие тона, высокого или низкого. И от него зависит смысл сказанного. В древне-китайском языке вообще было пять тонов, различных по высоте.

Понятие тембра нам тоже близко. Самым близким и понятным является тембр человеческого голоса. С самого раннего детства мы слышим голос матери, в том числе поющий колыбельную. Поэтому самым популярным жанром музыки является вокальный в различной форме и сопровождении. А вот остальные тембры уже требуют определенной привычки. Поскольку нам навязывают поп-музыку, то и близки нам в основном электронные тембры гитар и синтезаторов. Рок-музыка и джаз еще добавляет некоторые акустические инструменты, такие как гитары, духовые, фортепиано. Электронные тембры довольно плотные по сравнению с чистыми и прозрачными тембрами академических инструментов.

Начинаем учиться

Музыка влияет на нас путем воздействия на эмоции. Инструментом этого воздействия является ассоциация. При этом может быть даже передана и не только эмоциональная, но и событийная информация. Ассоциации, которые рождает музыка, могут вызываться различными тембрами, ритмами и высотой звучания. Например, быстрая танцевальная музыка при высоком звучании ассоциируется с радостью, весельем, а медленная низкая музыка — с похоронами.

В связи с методами воздействия на наше сознание музыку можно разделить на два направления. Это программная музыка и непрограммная.

Программная музыка обычно уже в своем названии несет какую-то программу. Например, Метель, Тройка, Балет невылупившихся цыплят, Диалог ветра и моря, Пасторальная симфония. Во всех этих произведениях авторы рождают ассоциации с указанными явлениями. А программа нам задает то, что искать в музыке, что там нужно понять.

Любое симфоническое произведение, имеющее поясняющий текст (опера, балет, симфоническая поэма и др.), можно отнести к программной музыке. В хорошо написанном музыкальном сопровождении песен поп- и рок- музыки мы тоже можем найти такие ассоциации с текстом песни. То же относится и к романсам и народным песням.

В непрограммной музыке все сложнее. Она является более абстрактной. Но это дает больший простор воображению. В такой музыке надо следить за развитием тем. Здесь мы видим еще один важный элемент музыки крупных форм типа сонат или симфоний — тему.

Тема по своей природе является порождением нашей любви к мелодии. Только тема в симфоническом произведении может быть гораздо сложнее, чем народная песня. Тема может быть многоголосной и состоять как бы из разных мелодий. Обычно венские классики, чтобы тема запоминалась и узнавалась, проводили тему в неизменном виде по разным инструментам и на разной высоте звучания. Еще они иногда к важной теме прикрепляли (обычно в начале) своеобразный позывной. Короткий, в несколько нот, яркий мелодический отрывок. Такой позывной позволяет в гуще различных изменений легко узнавать, что пошла тема в развитии. Когда автор музыки хочет показать какое-то изменение в тексте, он меняет тембр звучания, добавляя или убирая какие-либо инструменты.

Пример применения тембра в темах и ассоциации

Для примера возьмем такое популярное произведение Сен-Санса как «Карнавал животных». Автор дает ему подзаголовок «Зоологическая фантазия». Это программное произведение представляет собой поочередно нескольких животных. Изначально произведение являлось сатирическим, и животные играли ту же роль, что и в баснях. Музыка сопровождается текстом чтеца, комментирующим происходящее.

Для каждого животного автором предлагается своя тема (каждая около двух минут). Используется ансамбль инструментов, но для каждой темы выбирается наиболее характерный инструмент (тембр), темп и мелодия.

Например, в теме «Курицы и петухи» кудахтанье изображается резкими звуками скрипки и фортепиано. Кукуреканье петуха изображается кларнетом (деревянный духовой инструмент). Это довольно прямая ассоциация. Такая же прямая ассоциация используется в виде двух звуков кларнета для изображения «Кукушки в глубине леса».

Тяжелая поступь слона изображается низкими неторопливыми звуками контрабаса. Это уже образная ассоциация. Большой инструмент с низким звуком ассоциируется с чем-то большим, а название нам подсказывает с чем. Треск костей «Ископаемых» изображается резкими звуками ксилофона.

Еще более удаленная ассоциация — плеск воды в номерах «Аквариум» и «Лебедь». В «Аквариуме» вода изображается переливами фортепиано и челесты, которая звучит как колокольчик. Последний инструмент очень редко применяется в музыке, в основном для создания определенных звуковых эффектов. В «Лебеде» волнующееся движение фортепиано изображает воду, а плавная мелодия виолончели изображает величавого лебедя.

Отдельно стоит номер «Пианисты». Это уже довольно сложная, напряженная тема. В ней два пианиста на фортепиано изображают собственно пианистов, играющих гаммы. А напряженность темы показывает нам то, как мы относимся к бесконечным гаммам соседа-пианиста.

В заключительном «Финале», представляющем собой хоровод всех представленных ранее животных, мы видим, как появляются старые темы в совершенно новой теме хоровода. Это наглядно показывает, как могут влиять темы друг на друга в развитии.

В крупных формах типа симфоний происходит примерно то же. Только развитие тем гораздо более сложное и продолжительное. Там тема может прорастать новыми ритмами. Автор может обновлять мелодию дополнительными украшениями. Добавлю еще, что в симфониях и сонатах каждая часть довольно обособлена и темы, звучавшие в первой части, редко звучат в последней. В каждой части тем не много. До четырех. При этом основных только две. Они в чем-то должны контрастировать. Например, в темпе. Небольшие произведения бывают однотемными.

Читайте также  Как выбрать синтезатор для ребёнка? детский синтезатор – любимая игрушка малыша

Заключение

Конечно, крупные формы классической музыки, такие как сонаты, симфонии, концерты, поэмы и проч. гораздо сложнее рассмотренного «Карнавала животных». В них важным изобразительным элементом является такая вещь, как ладо-тональность. Лад может нам указывать на грусть или веселье, а тональность показывает, насколько автор далеко ушел в своей разработке темы. Хотя эти понятия довольно специальны, тем не менее, хороший автор в своей музыке доводит до слушателя то, что хочет. А плохого и слушать не надо.

Изучать классику лучше начинать с более простой и мелодичной музыки Вивальди, Корелли, Альбинони. Их концерты обычно по 10−15 минут. Затем можно переходить к музыке венских композиторов, а потом уже к более насыщенной и романтичной немецкой, образной французской или реалистичной русской музыке второй половины 19 века. Музыка конца 19 — начала 20 века самая сложная для восприятия. Но, конечно, не вся.

Удачи Вам в выборе и прослушивании хорошей музыки, как популярной, так и «серьезной». Вся она строится на одних законах.

С чего начать слушать классическую музыку, чтобы научиться ее понимать

В округ классической музыки витает множество легенд и мифов. Например, что Моцарта отравил Сальери. Или что музыканты — люди не от мира сего. И что классическая музыка — искусство элитарное, понять которое дано лишь избранным. Конечно, в действительности все это не так. С чего начать слушать классическую музыку, чтобы научиться ее понимать, разбираемся вместе с Викторией Ивановой.

Эдвард Григ. Сюиты из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»

Если вы никогда не слушали классическую музыку, то начать лучше с музыки программной. «Пер Гюнт» Грига в этом случае — вариант идеальный. Во-первых, эту музыку вы точно узнаете: она очень популярна. Во-вторых, названия каждой из пьес подскажут вам, что именно хотел сказать в ней композитор. Ну, а в-третьих, на помощь может прийти и само повествование Ибсена: в музыке сокрыто гораздо больше деталей, чем может показаться на первый взгляд.

Безусловно, нельзя обойти вниманием «Утро», «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Пещеру горного короля» и «Песню Сольвейг». Кроме того, пьесы совсем небольшие по длительности, так что заскучать вы не успеете.

Если же вы проникнетесь красотой норвежских музыкальных фьордов — можно смело переходить к его же Концерту для фортепиано с оркестром.

Антонио Вивальди. «Времена года»

Цикл из четырех скрипичных концертов «Времена года» — одно из самых известных сочинений Вивальди. Каждый концерт соответствует одному времени года и состоит из трех частей — трех месяцев. При этом каждое время года композитор сопроводил сонетом (считается, своего же авторства), в котором объясняется не только содержимое концерта, но и приводятся занятые аллегории — например, про связь времени года и человеческого возраста. Впрочем, слушателю, особенно начинающему, не стоит ограничивать свое воображение только содержанием сонета: музыка Вивальди настолько изобразительна, что практически каждый сможет услышать в концертах грозу, журчанье ручьев, шелест листвы и даже лай собаки.

Петр Ильич Чайковский. «Времена года»

По схожему принципу выстроен и фортепианный цикл самого известного русского композитора с одноименным названием. 12 пьес символизируют 12 месяцев, каждой предписан поэтический эпиграф — правда, в отличие от Вивальди, Чайковский не планировал этого заранее, но и возражать не стал. Для композитора же наиболее важной казалась жанровая разноплановость: так, пьеса «Святки» получила подзаголовок «Вальс», а «Жатва» — «Скерцо».

Фридерик Шопен. Вальсы, ноктюрны, этюды и другие миниатюры

Как скажет вам любой меломан — Шопена много не бывает. И слушать его при этом можно с любой фортепианной миниатюры, будь то знаменитый Вальс до-диез минор, Баркарола или Скерцо. Единственный совет — первое время лучше избегать фортепианных сонат и начать именно с небольших пьес (к слову, «тот самый» похоронный марш — как раз третья часть Второй сонаты композитора).

Шопена интересно не только слушать, но и смотреть: как правило, исполнение его сочинений требует от пианиста совершенно определенного, высокого уровня мастерства.

Людвиг Ван Бетховен. Симфония №5

Симфония — вершина мышления композиторов-классиков. Это монументальный жанр, в рамках которого действуют свои законы и происходят свои метаморфозы. Научиться понимать симфонию — значит научиться понимать все.

Очень трудно найти симфонию, которая подошла бы для этих целей лучше, чем Пятая симфония Бетховена. Прежде всего потому, что главный ее мотив известен абсолютно всем. С него начинается симфония, он же проходит через все сочинение, обрастая музыкальными тембрами, контекстами и смыслами, что позволяет даже начинающему меломану почувствовать радость узнавания темы.

Сам же Бетховен охарактеризовал мотив фразой «Так судьба стучится в дверь». Известно, что именно эту симфонию он писал дольше, чем другие свои сочинения: она не отпускала композитора три года. В этот период Бетховен особенно тяжело переживал из-за прогрессирующего серьезного недуга — глухоты. Но, как сам он написал другу: «Я хочу схватить судьбу за глотку. Ей не удастся окончательно сломить меня. О, как прекрасно прожить тысячу жизней!» Все это — зловещий рок, драма от осознания беды и героическое решение не сдаваться — воплотилось в этой музыке.

Сергей Сергеевич Прокофьев. Сюиты из музыки балета «Ромео и Джульетта»

Считается, что начинать слушать классическую музыку с сочинений Сергея Прокофьева не самая хорошая идея, но сюиты из «Ромео и Джульетты» наилучшим образом доказывают обратное. Прежде всего потому, что самую знаменитую пьесу, «Монтекки и Капулетти» (в балете же она называется «Танец рыцарей»), вы точно уже слышали. Остальные пьесы сюит ничуть не хуже: обязательно стоит уделить внимание озорной «Джульетте-девочке», лиричной «Ромео и Джульетта перед разлукой» и трагичному «Меркуцио». Из всех исполняемых за рубежом отечественных композиторов именно Прокофьев входит в число лидеров.

И пусть вас не смущает, что балетная музыка звучит без танца: к слову сказать, премьера сочинения долго не могла состояться в том числе потому, что непривычный тогда музыкальный язык Прокофьева приводил артистов балета в ужас.

Модест Петрович Мусоргский. «Картинки с выставки»

Театр одного актера — так можно охарактеризовать этот фортепианный цикл Модеста Мусоргского. История создания «Картинок» восходит к трагическим событиям в жизни композитора: болезням и длительным отъездам друзей. Одним из сильнейших ударов для Мусоргского стала внезапная смерть художника Виктора Гартмана. Спустя год после кончины была организована выставка его картин и поделок, которая произвела на композитора сильнейшее впечатление. В «Картинках» он запечатлел и странного «Гнома» (на самом деле это были щипцы для орехов), и «Бабу-ягу» (а это — часы в виде избушки на курьих ножках), и «Старый замок», и «Балет невылупившихся птенцов», и собственные прогулки по экспозиции. А если постараться, то можно услышать, как Баба-яга на метле на полной скорости врезается в «Богатырские ворота».

Петр Ильич Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром №1

Про этот концерт можно рассказывать бесконечно долго. Ведь это не только первый фортепианный концерт в творчестве самого знаменитого русского композитора, но и первый русский фортепианный концерт вообще. Также его называют «концертом победителя», говоря о главном музыкальном конкурсе страны — Конкурсе имени Чайковского.

Работая над этим концертом, Чайковский думал о конкретном посвящении — сочинение предназначалось пианисту Николаю Рубинштейну (который, к слову, основал Московскую консерваторию). Однако тот посчитал концерт чрезвычайно сложным и неудобным для исполнения. В итоге впервые концерт сыграл Сергей Танеев, а посвящение Чайковский и вовсе передал ученику Листа — Гансу фон Бюлову.

В наше время же концерт настолько популярен, что практически ежедневно его можно услышать в разных уголках мира. А познакомиться с ним целиком стоит хотя бы ради того, чтобы узнать, что следует за знаменитым вступлением.

Сергей Васильевич Рахманинов. Концерт для фортепиано №2

Если во время прослушивания этого концерта вам покажется, что эта музыка знакома вам по кино, можете не сомневаться — так и есть. Фрагменты музыкальных тем Второго концерта Рахманинова можно услышать даже в фильмах «Дневник Бриджит Джонс» и «Бинго-Бонго».

Этот концерт действительно один из самых популярных фортепианных концертов в мире. При этом сколько пианистов, столько и интерпретаций. Дословно известно, что Рахманинов посвятил его своему психотерапевту Николаю Далю, который помог композитору справиться с тяжелейшей депрессией после провала его Первой симфонии. Даль же был знаменит навыками гипноза — и иногда может показаться, что что-то гипнотическое перешло и на музыку концерта.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Симфония №7 (Ленинградская)

Пожалуй, из всех симфоний Шостаковича для начала следует выделить именно эту. И дело даже не в самой ее знаменитой теме — теме нашествия или войны, — а в ее значении.

Известно, что главную тему первой части Шостакович написал еще до войны. Война же застала Шостаковича в Ленинграде, но он продолжал писать и во время блокады (правда, это было недолго: 1 октября 1941 года композитор с семьей был вывезен из Ленинграда).

В итоге симфония была закончена в Куйбышеве в декабре 1941 года, где в марте 1942 года ее впервые исполнил оркестр Большого театра под руководством Самуила Самосуда. Спустя четыре месяца симфония прозвучала в самом блокадном Ленинграде: для этого в мае самолет доставил в осажденный город партитуру, а численность оркестра Ленинградского радиокомитета маэстро Карлу Элиасбергу пришлось восполнять музыкантами из военных частей. Несмотря на бомбы и авиаудары, на время исполнения симфонии в филармонии зажгли все люстры. А музыка транслировалась по радио и уличным громкоговорителям города. Как признавались очевидцы, именно тогда немцы поняли, что город — не мертв, и победу им не одержать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: