Как научиться писать диктанты по сольфеджио - OXFORDST.RU

Как научиться писать диктанты по сольфеджио

Как научиться писать диктанты по сольфеджио

  • Главная
  • Полезные советы
  • Как научиться писать музыкальные диктанты

Как научиться писать музыкальные диктанты

Выберите среди его мелодий несколько одноголосных (так называемая полифонúя не подойдет не только из-за неправильного ударения в слове), которые вы хорошо знаете, слышите каждый день и уже намереваетесь заменить другими. Не торопитесь это делать. Последнее, чем вы можете досадить вашим надоевшим мелодиям, – это записать их на нотную бумагу.

Мелодия не должна быть чересчур быстрой, длинной или джазовой по стилю (джазовые мелодии изобилуют необычными ступенями и требуют подготовленного слуха).

Прежде всего мелодию пропойте (на инструменте не подбирать!). Выберите для нее тональность (если вы, конечно, не слышите ее при «исполнении» телефоном; но тогда вы обладатель абсолютного слуха и с МД вы справитесь и без нашей помощи). Например, в минорной мелодии – ля минор, в мажорной – До мажор. Высота тональности может не соответствовать действительности, но это и не существенно. Какая разница, если телефон пищит ее в Ми, а вы примете за тонику До? Это даже более показательно: смоделировав себе условную тональность, вы будете воспринимать звуки мелодии не как абсолютные и отдельные ноты, а в связи друг с другом, как ступени.

Пропев мелодию, спойте отдельно ее I ступень. Попытайтесь найти ее голосом. В мелодии она может и не встретиться (!), но она есть та самая печка, от которой надо искать все остальное. Спойте теперь гамму с названием нот, а можно и знаков. А теперь еще раз врубите мелодию и вырубите сразу после нескольких начальных звуков. Ощутили, какие это ступени и какие ноты? Прекрасно. Дальше по памяти. Сложные скачки нужно заполнять (мысленно или вслух) гаммообразным движением! При непонятных нотах следует останавливаться и допевать от этой ноты до тоники (или, наоборот, от тоники до ноты).

С ритмом сложнее. Если вы пытаетесь писать эстрадную мелодию, она, как правило, вся изрешечена синкопами и другими вещами, плохо поддающимися нотной записи. В таком случае постарайтесь расставить хотя бы тактовые черты (задача тоже не из легких).

Не пытайтесь судорожно строчить за проигрыванием. Особенно за первым. Вы же еще ничего не поняли: ни размера, ни повторов, ни ритма. Когда вы слышите МД в первый раз, следите за рукой (вашей). Она начнет отсчитывать доли такта, причем помимо сознания. Не мешайте ей. Лучше включите счетные способности и определите, сколько в такте долей.

Вот, собственно, и всё. Размер 4/4 – это двухдольный, но в музыке широкой, протяжной. Размер 6/8 (о нем студенты часто забывают!) – тоже двухдольный, в котором внутри каждой доли слышно деление не на 2, а на 3 более мелкие единицы.

А ноты? С первого раза их можно и не запоминать. Сами запомнятся.

Во второй раз уже можно обратить на них особенное внимание. Очень важно правильно услышать первую ноту (или первую крупную ноту после мелких длительностей затакта). Больно бывает видеть у студента в начале мелодии I ступень, когда в действительности там V. Ведь педагог только что воспроизвел вам трезвучие! И не использовать эту настроечную подсказку себе на пользу просто глупо.

Мелодия, как известно, состоит из фраз. Запомните, какие из них повторяются. Повторы облегчают написание МД, и наше счастье, что музыка почти не может существовать без повторов. Не пользоваться ими опять же неразумно. Если две абсолютно одинаковые фразы (копии друг друга и по мелодии, и по ритму) в тетради студента становятся разными, это говорит об абсолютном отсутствии работы головного мозга в данный момент.

Поняв, сколько в мелодии фраз, постарайтесь примерно определить, сколько в ней тактов. Чаще всего их, конечно, 8, но бывает и другое количество. Попытайтесь наметить, какие из записанных нот приходятся на сильные доли, уяснить ритм каждого такта. И, пожалуйста, запомните: если в первой фразе был затакт, то в остальных он (в 99 % случаев) сохранится. Поэтому не ставьте тактовую черту перед началом новой фразы: она наверняка вам понадобится лишь после начала фразы.

При следующих проигрываниях уточняйте движение (по гамме, по аккорду, опевание), интервалы, ступени, скачки. Много чего надо уточнить. Но и проигрываний впереди немало!

И пожалуйста, не забывайте случайные знаки! Уже на первом году обучения появляется гармоническая и мелодическая ступени в миноре, чуть позже – они же в мажоре, а там и прочие альтерированные ступени. Их легко услышать, если хорошо представляешь себе звучание обычной натуральной гаммы и соотношение ее простых ступеней.

Так что пойте гаммы, пойте аккорды, пойте интервалы в тональности и вне. Это можно делать и в домашних условиях.

А на уроке – никакой паники!

преподаватель ДМШ им. Н.А. Римского-Корсакова

Как научиться писать диктанты по сольфеджио

Музыкальные диктанты – одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На вопрос «почему?», обычно отвечают: «не умеем». Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость. Вот вам сразу два правила.

Правило первое. Банально, конечно, но для того чтобы научиться писать диктанты по сольфеджио, надо просто их писать! Часто и много. Отсюда вытекает правило первое и самое главное: не пропускать уроки сольфеджио, так как на каждом из них пишется музыкальный диктант.

Правило второе. Действуй самостоятельно и смело! После каждого проигрывания нужно стремиться записать в свою тетрадь как можно больше – не одну ноту в первом такте, а много всего в разных местах (в конце, в середине, в предпоследнем такте, в пятом такте, в третьем и т.д.). Не нужно бояться записать что-то неверно! Ошибку всегда можно исправить, а вот застревать где-нибудь в начале и надолго оставлять нотный листочек пустым это очень неприятно.

Ну а теперь перейдём к конкретным рекомендациям по вопросу, как научиться писать диктанты по сольфеджио.

Как писать музыкальные диктанты?

Первым делом, до начала проигрывания, определяемся с тональностью, сразу ставим ключевые знаки и представляем себе эту тональность (ну гамму там, тоническое трезвучие, вводные ступени и т.д.). Перед тем, как начать диктант учитель обычно настраивает класс на тональность диктанта. Будьте уверены, если вы половину урока пели ступени в ля мажоре, то с вероятностью в 90% диктант будет в той же тональности. Отсюда новое правило: если тебе сказали, что тональность с пятью бемолями, так не тяни кота за хвост, и сразу поставь эти бемоли куда следует – лучше прямо на две строчки.

Первое проигрывание музыкального диктанта.

Обычно после первого проигрывания диктант обсуждается примерно в следующем ключе: сколько тактов? какой размер? есть ли повторы? с какой ноты начинается и какой заканчивается? есть ли необычные ритмические рисунки (пунктирный ритм, синкопа, шестнадцатые, триоли, паузы и т.д.)? Все эти вопросы вы должны задавать себе, они должны служить вам установкой перед прослушиванием, и после проигрывания вы, естественно, должны отвечать на них.

В идеале, после первого проигрывания в тетради у вас должны быть:

  • ключевые знаки,
  • размер,
  • размечены все такты,
  • написана первая и последняя нота.

По поводу числа тактов. Тактов обычно бывает восемь. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой – только так, и больше никак! Если ты делаешь по-другому (5+3 или 6+2, в особо тяжёлых случаях 7+1), то, пардон, ты лошара! Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8. Очень редко тактов бывает 9 (3+3+3) или 12 (6+6), ещё реже, но иногда встречаются диктанты из 10 тактов (4+6).

Диктант по сольфеджио – проигрывание второе

Второе проигрывание слушаем со следующими установками: с каких мотивов начинается мелодия и как она дальше развивается: есть ли в ней повторы, какие и в каких местах. Например, повтор в предложениях – часто в музыке повторяются начала предложений – 1-2 такт и 5-6; в мелодии также могут быть секвенции – это когда один и тот же мотив повторяется от разных ступеней, обычно все повторы хорошо слышны.

После второго проигрывания нужно также запомнить и записать то, что в первом такте и в предпоследнем, ну и в четвертом, если запомнили. Если второе предложение начинается с повтора первого, то это повторение тоже лучше сразу выписать.

Читайте также  Что дети изучают в музыкальной школе?

Очень важно! Если после второго проигрывания у тебя в тетрадке еще не написан размер, первая и последняя нота, не размечены такты, то надо «активизироваться». На этом нельзя застревать, нужно в наглую спросить: «Слышь, учитель, сколь тактов-то и какой размер?». Если учитель и не ответит, то наверняка среагирует кто-нибудь из класса, а если нет, то громко спрашиваем у соседа. В общем, действуем, как хотим, устраиваем произвол, но всё, что нужно, узнаём.

Пишем диктант по сольфеджио – третье и последующие проигрывания

Третье и последующие проигрывания. Во-первых, нужно обязательно дирижировать , запоминать и записывать ритм. Во-вторых, если не получается сразу услышать ноты, то нужно активно анализировать мелодию , например по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность (подряд по ступеням или скачками – на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д. В-третьих, нужно слушать подсказки , которые говорит другим ребятам учитель при «обходе» во время диктанта по сольфеджио, и корректировать то, что написано у себя в тетради.

Последние два проигрывания предназначены для проверки уже готового музыкального диктанта. Проверять нужно не только высоту нот, но верность написания штилей, лиг, расстановку знаков альтерации (например, после бекара восстановление диеза или бемоля).

Еще немножко полезных советов

Сегодня мы говорили о том, как научиться писать диктанты по сольфеджио. Как видите, писать музыкальные диктанты совсем не сложно, если подходить к этому с умом. В заключение получите-ка ещё парочку рекомендаций для развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте.

  1. Слушайте дома произведения, которые проходятся по музыкальной литературе, следя по нотам (музыку берёте в контакте, ноты – тоже находите в интернете).
  2. Пойте нотами те пьесы, которые играете по специальности. Например тогда, когда занимаетесь дома.
  3. Иногда переписывайте ноты вручную. Можно те же пьесы, которые проходите по специальности, особенно полезно будет переписать полифоническое произведение. Этот метод помогает также и наизусть быстро учить.

Это проверенные способы развития навыка записи диктантов по сольфеджио, так что займитесь на досуге – сами удивитесь тому, какой выйдет результат: писать музыкальные диктанты будете на ура!

Как писать музыкальные диктанты?

Непременным условием прослушивания диктанта является улавливание сильных долей в диктанте и дирижирование в размере диктанта. Дирижирование способствует запоминанию диктанта.

Порядок записи диктанта у всех свой, это зависит от ваших личных навыков — от того, как Вы привыкли его записывать. Это может быть первоначально записывание первых нот в каждом такте — сильных долей, либо записывание начал и концов фраз, или записывание всего первого такта.

Очень много зависит от развития вашего музыкального слуха (от того, как Вы его развили) и от Вашей памяти.

Как развить музыкальный слух?

Очень просто. Научиться мысленно представлять звучание музыки и обладать при этом хотя бы чувством лада (помнить звучание тоники, уметь допевать ступени до тоники, различать устойчивость и неустойчивость ступеней).

Как добиться высокого уровня развития мелодического слуха?

Попробуйте представить звучание мелодии, которая вам нравится.

Самый хороший совет — подбирайте на фортепиано как можно больше понравившейся вам музыки, причем подбирайте не только мелодию, но и аккомпанемент, по возможности записывайте нотами.

Услышав новую мелодию, старайтесь слышать ее нотами в любой удобной для вас тональности, проверяйте себя, проигрывая ее на фортепиано.

Самое главное — научиться мысленно представлять звучащую музыку. Для этого учите как можно больше мелодий наизусть, записывайте их не только в оригинальной тональности, но и в других.

Слушайте музыкальные произведения, смотря в нотный текст.

Пытайтесь писать диктанты дома, записав их предварительно на магнитофон или другое записывающее устройство.

Со временем, примерно года через три, в вашем музыкальном багаже накопится солидный запас музыкальных впечатлений, и вы сможете записывать диктанты.

Ни один преподаватель не научит вас писать диктанты, если вы сами не разовьете свой слух.

Как добиться высокого уровня развития гармонического слуха?

Подбирайте на фортепиано как можно больше музыки.

Решайте гармонические задачи следующим способом. Сыграйте несколько раз мелодию задачи, проверьте, знаете ли ее наизусть, спойте ее. Попробуйте представить, как звучит мелодия, если бы вы играли ее на фортепиано, как она звучит, если бы вы ее пели.

Не получилось? Ничего страшного. Вы же делаете это в первый раз. Сыграйте или спойте мелодию столько раз, сколько нужно, чтобы вы «заболели» этой мелодией, чтобы она прочно «засела » в вашей голове. Решайте задачу так, как если бы вы подбирали аккомпанемент. Постарайтесь мыслить (слышать) функциями аккордов ( тоника, доминанта, субдоминанта), а также представлять и звучание конкретных нот аккорда. Естественно, для записи решения задачи вы будете пользоваться гармоническими правилами, такими как определение формы задачи, определение и расстановка цезур, каденций, правильное удвоение тонов в аккордах, соединение аккордов, логика гармонического развития в ладу, будете следить за красотой и логичностью линии баса, проверять пары голосов на наличие параллельных квинт и октав, а также следить за множеством других нюансов, связанных с темой задачи.

Самым последним и самым важным действием в решении задачи должно быть ее проигрывание на фортепиано в правильном ритме и в подходящем для жанра задачи темпе — здесь вы услышите, хорошо ли звучит решенная таким образом задача, не нужны ли другие варианты ее гармонизации. При этом велика вероятность ошибок в игре, значит, вы так и не определите, все ли звучит хорошо. Поэтому мой вам совет — решайте задачу в музыкальном редакторе. Нажав кнопку «проигрывание», вы услышите все сильные и слабые стороны вашей задачи.

Вот советы, как научиться представлять звучание всей задачи.

1) Научитесь представлять мелодию задачи (об этом уже говорилось)

2)Научитесь представлять линию баса

3)Пропойте или сыграйте каждый аккорд вашей задачи снизу вверх

4)Cыграйте первый аккорд задачи снизу вверх очень быстро, как бы арпеджиато, опору делайте на бас и мелодию

5)Представляйте этот аккорд мысленно так же быстро

6)Сыграйте все звуки аккорда одновременно

7)Представьте мысленно его звучание. Получилось?

8)Сделайте те же упражнения со вторым аккордом

9)Сыграйте оба аккорда снизу вверх один за другим сначала медленно, мысленно представьте, сыграйте арпеджиато, мысленно представьте, сыграйте оба аккорда с одновременным звучанием звуков каждого, мысленно представьте.

Если у вас все получилось, мои поздравления, но вы должны научиться представлять звучание всей задачи.

10)Играйте и представляйте первые 4-5 аккордов задачи медленно, арпеджиато и, наконец, в гармоническом звучании (4-хзвучными аккордами).

11)Разбейте всю задачу на несколько отрывков по 4-5 аккордов в каждом. Научитесь играть и представлять любой из отрывков.

12)Проверьте, как вы знаете звучание отрывков, попытавшись представить их звучание не по порядку.

13)Сыграйте всю задачу от начала и до конца. Попробуйте представить ее звучание.

14)Не оставляйте попыток до тех пор, пока вы не будете знать в ней всех нот и пока не сможете ясно представить звучание задачи.

Первое время вы будете тратить на подобные упражнения примерно полтора-два часа, однако оно того стоит. Ваш музыкальный слух будет заметно отличаться от слуха ваших одногруппников остротой и тонкостью.

15)Если вы ездите в транспорте или у вас есть любое незанятое время, вы можете вспоминать звучание задачи или любого музыкального произведения, которое вы выучили, каждый день. В этом случае ваш слух всегда будет активным и способным к сочинению музыки или к написанию музыкального диктанта.

Диктанты по сольфеджио: рекомендации по написанию

Как правило, неотъемлемой частью каждого урока сольфеджио является написание музыкального диктанта, представляющего собой специальное упражнение для развития музыкального слуха учащегося. Приведённые ниже советы помогут вам освоить грамотное и быстрое написание подобных диктантов:

Стартовое прослушивание

Слушая музыкальный диктант впервые, попробуйте уловить размер мелодии, её такты, начальную и финальную ноты, а также распознать услышанные ключи и тональность. Обычно учитель заранее информирует учеников о том, какая будет тональность или, как минимум, подсказывает её, указывая на количество диезов и бемолей в данной тональности. Все эти данные необходимо зафиксировать в нотной тетради.

Второе прослушивание

При последующем прослушивании уловите мотив, с которого начинается мелодия, затем проследите её развитие и определите, есть ли в звучащей музыке повторы. Пометьте в тетради ноты первого, предпоследнего и последнего такта. Прочие услышанные ноты также записывайте.

Третье и дальнейшие прослушивания

На третий раз попробуйте подирижировать сами себе, запоминая при этом ритм. Таким образом вы поймёте, какова длительность нот. Не забудьте заполнить недостающие ноты в пропущенных тактах. Потом прослушайте мелодию ещё несколько раз для более глубокой и подробной проверки написанного музыкального диктанта.

Читайте также  Использование музыки для обучения детей базовым навыкам и иностранному языку

Занимайтесь дома

Помимо посещения уроков сольфеджио , занимайтесь выполнением диктантов и дома, к примеру, обзаведясь несколькими соответствующими сборниками или самоучителями.

Приобщите коллег-музыкантов

Когда они будут проигрывать вам какой-либо диктант в медленном темпе, старайтесь записывать за ними мелодию. Постепенно вы достигнете хороших успехов и сможете ускорить ритм звучания.

Учитесь по пьесам

Играемые по базовой специальности пьесы, переписывайте в нотную тетрадь. Важно не подглядывать в ноты и писать исключительно по памяти, мысленно проигрывая музыку в голове. Обязательно сверьте свои записи с нотами пьесы.

Частота имеет значение!

Практика показывает, что чем чаще вы будете посещать уроки по сольфеджио, тем скорее научитесь правильно писать музыкальные диктанты. Регулярность в данном случае – залог успеха.

Не бойтесь ошибок

Не стоит переживать, если при выполнении диктанта вы вдруг неправильно запишете какую-то ноту. Главное – при начальном прослушивании постарайтесь фиксировать в тетради все звуки, которые уловите, даже если они расположены в разных местах и тактах упражнения. Постепенно вы заполните нотами пропущенные участки.

Следуйте этим простым советам, проявляйте усидчивость, терпение и, главное, не прогуливайте уроки по сольфеджио – результат не заставит себя долго ждать!

Наши курсы

Гитара

Эффективные уроки игры на гитаре позволят вам в кратчайшие сроки получить и развить свои навыки.

Фортепиано

Преподаватели рок-академии доступно и понятно для любого уровня обучат вас профессиональной игре на клавишных.

Вокал

Постановка голоса, обучение приемам, необходимым для профессионального вокала, с нуля.

Ударные

Ударные инструменты от азов до виртуозной импровизации. На занятиях вы познакомитесь с игрой в любых стилях.

Бас-гитара

Курс бас-гитары для новичков и всех, кто желает улучшить свой уровень владения инструментом.

Элементарная теория музыки

Интенсивный месячный курс базовой музыкальной теории, необходимый всем новичкам для начала занятий на инструменте.

Композиция и аранжировка (класс Лаврова)

Изучите характерные особенности основных стилей музыки и научитесь сочинять в каждом из них.

Создание музыки на компьютере

Вы не только узнаете тонкости студийной работы, но и сделаете свои первые записи на живых инструментах.

Сольфеджио

Развитие слуха и голоса необходимо каждому музыканту как на начальном, так и на продвинутом уровне.

Как написать музыкальный диктант (2021 год)?

Как написать музыкальный диктант? Практически каждый человек, связавший хотя бы часть своего жизненного пути с музыкой, сталкивался с необходимостью писать диктанты.

Дело это непростое. И если у вас нет от природы особенных слуховых способностей, диктант может стать проблемой. Опыт показывает, что не всякий педагог сольфеджио может помочь вам решить эту проблему. Тем не менее, существует множество разнообразных методик, которые могут заметно облегчить процесс написания диктанта.

Как правило, на уроке сольфеджио даётся 8 проигрываний. Между каждым разом есть 2-3 минутный интервал. Если у вас нет хорошей стратегии для написания диктанта, очень вероятно, что вы не справитесь с заданием за отведённое количество времени. Всегда будет казаться, что проигрываний недостаточно. Для того чтобы грамотно использовать отведённое для диктанта время необходимо иметь внутренний план. Приводим здесь возможный вариант работы над диктантом.

Стратегия написания музыкального диктанта

Первое проигрывание при написании музыкального диктанта

Даётся для общего ознакомления. Вы можете ничего не записывать в тетрадь – просто позвольте мелодии проникнуть в вас. Определите размер.

Второе проигрывание

Здесь начинается письменная работа. Мы уже знакомы с мелодией и определили размер. Зная размер, мы можем определить количество тактов и проставить тактовые черты. Здесь же определяем ступень, с которой начинается и заканчивается мелодия. Не забудьте поставить ключевые знаки. Если вы запомнили самое начало или самый конец мелодии – запишите.

Третье проигрывание

Некоторым удобно записать над нотным станом весь ритм, без звуковысотности. Вы можете попробовать такой вариант.

Однако более распространённый совет на этом этапе – начинайте работу с мелодией. Определите самую верхнюю и самую низкую ноту. Отличайте поступенное движение и скачковое. Вы можете делать карандашом буквальные отметки «вверх», «вниз». Может быть, вы услышите движение по звукам какого-то знакомого вам аккорда – сделайте буквенную отметку. Важно при этом не теряться, твёрдо чувствовать, в каком такте вы находитесь. Здесь может помочь дирижирование свободной рукой или простукивание долей ногой.

Четвертое-седьмое проигрывание

Ритм здесь должен обрести свой окончательный вид. Постепенно заполняйте все пустые такты. Активно работайте в паузах между проигрываниями. Энергию, затраченную на суету, направляйте на конкретные задачи. Например: «Сейчас я буду слушать что в начале четвертого такта, ещё неясен ритм в седьмом, последняя доля пятого такта-проверить».

Последнее проигрывание. Проверка

В идеальном случае, к последнему проигрыванию большая часть диктанта должна быть готова. Во время проверки вы сопоставляете услышанное с тем, что вам удалось записать. Довольно часто закрадываются досадные описки.

Если вы не на экзамене, не стоит переживать, если диктант написан не полностью. Хорошо писать диктанты – значит просто владеть техникой. Регулярно занимаясь, вы «набьёте руку».

За каждым проигрыванием закреплена своя задача, мы должно понимать каждый раз, что мы сейчас хотим расслышать и на что обратить внимание. Ваш план, конечно, будет несколько отличаться от вышеприведенного, темп и стиль написания диктанта у всех немножко разный. Наша задача лишь обозначить этапы, на которые может опираться ваше внимание.

Есть две основных стратегии написания диктанта:

  1. Запись нот во время проигрывания
  2. Запись по памяти

Первый способ не всегда срабатывает. Не всякий диктант удобно записывать сходу, не всякий раз преподаватель будет играть в комфортном темпе. Гораздо вернее опираться на музыкальную память. И здесь наиболее активная работа должна совершаться в интервалах между проигрываниями. Мы стараемся удерживать мелодию в памяти и записываем в тетрадь то, что запомнили.

Скорей всего, наиболее правильный подход здесь – комбинировать эти два способа. Во время проигрывания мы записываем всё, что успели распознать. А в промежутке заполняем белые пятна по памяти. Такой подход позволит нам эффективно распоряжаться отведённым на работу временем.

Диктант – это комплексное упражнение, которое сочетает в себе сразу несколько важных музыкальных навыков. Все эти навыки можно и нужно тренировать отдельно. Пойте несложные номера с листа, играйте и слушайте интервалы, простукивайте ритм мелодий.

Отдельное внимание стоит уделить аккуратности в оформлении диктанта.

Имейте всегда заточенный, надёжный карандаш – об диктанты сломано немало копий – а также качественный ластик. Эти рекомендации могут показаться лишними, но практика показывает, что это чуть ли не полдела. Наши инструменты не должны нам мешать.

Работа над музыкальными диктантами на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 20.02.2020 2020-02-20

Статья просмотрена: 576 раз

Библиографическое описание:

Лифановская, Л. И. Работа над музыкальными диктантами на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ / Л. И. Лифановская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 216-219. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67569/ (дата обращения: 16.09.2021).

Основная задача предмета сольфеджио ― развитие музыкального слуха. Музыкальный слух — явление сложное. Его развитию в образовательном процессе способствуют все музыкальные дисциплины — специальный инструмент, теоретические предметы, хор, ансамбль, оркестр. Однако особая роль отводится здесь предмету сольфеджио. Среди разнообразных форм работы на уроке важное место занимает музыкальный диктант, который является наиболее полной формой слухового анализа.

Целью музыкального диктанта является воспитание навыков перевода воспринимаемых музыкальных образов в чёткие слуховые представления и быстрого закрепления их в нотной записи.

Основными же задачами работы над диктантом можно назвать следующие:

− создавать и закреплять связь видимого и слышимого, то есть научить слышимое сделать видимым;

− развивать музыкальную память и внутренний слух ученика;

− использовать диктант как средство для закрепления и освоения знаний и навыков, полученных по теории музыки.

На значение музыкального диктанта часто указывалось уже с середины XIX-го века. Методические принципы и приемы в работе над музыкальным диктантом описаны в теоретической литературе достаточно широко: работы Е. В. Давыдовой, А. Л. Островского, В. А. Вахромеева, В. Серединской и других исследователей.

По замечанию Е. Иоффе, диктант является «кульминацией» в оценке уровня развития полноценного музыкального слуха.

Ведущий теоретик-сольфеджист Е. В. Давыдова отмечала, что диктант, как и слуховой анализ, является итогом знаний и умений, определяющим уровень музыкально-слухового развития ученика.

Музыкальный диктант (от лат. dicto— диктую, повторяю) «запись послухумелодий, а также небольших двух-,трёх- и четырёхголосных музыкальных построений».

Не секрет, что диктанты в музыкальной школе большинству учащихся даются с трудом. Боязнь написать диктант неправильно, получить плохую отметку может отбить у таких детей интерес к этой форме работы, а иногда и «отвернуть» от самого урока сольфеджио.

Читайте также  Необыкновенные музыкальные способности

Педагогу сольфеджио необходимы более глубокие знания законов детской психологии, в частности, психологии музыкального восприятия.

Сложный процесс записи диктанта (слышу- понимаю- записываю) требует не только знаний, но и специальной подготовки, обучения. Научить писать диктант ― одна из важнейших задач предмета сольфеджио.

В процессе записи диктанта участвуют: мышление, память, внутренний слух. Кроме этого, необходимо иметь теоретические знания, помогающие грамотно записать услышанную мелодию. Таким образом, прежде чем приступить к записи диктанта, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся подготовлены к этой работе. Поэтому целесообразнее начинать работу над записью музыки во втором классе, а в первом классе провести большую подготовительную работу.

При работе с 1-м и даже со 2-м классом педагог воздерживается от слова «диктант», заменяя его музыкальными «загадками», «заданиями», «задачами» и пр. Е. В. Давыдова подчеркивала, насколько ответственна роль педагога в процессе работы класса над диктантом, ведь он должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, направлять его работу, учить писать.

Целью моей педагогической практической деятельности стало выявление методов, позволяющих сделать работу над музыкальным диктантом на уроке сольфеджио более эффективной, увлекательной и психологически комфортной. Мир маленького ребёнка ещё тесно связан с игрой и сказкой, что предполагает включение элементов игры, ярких картинок, весёлых стихов, которое ведёт к более прочному усвоению материала.

Подготовка кписьменным диктантам

1. Игра «Нотная дорожка» — вырабатывает навыки нотной записи. На первых занятиях дети должны выработать красивый нотный почерк, запомнить названия нот первой октавы и их расположение на нотоносце. Для этого необходимо на каждом уроке вводить упражнения записи нот под диктовку преподавателя (продолжительность — не более пяти минут). С самого начала необходимо приучать детей писать аккуратно и чисто.

2. Игра «Красивый почерк»

Задания по переписке нот (контрольные списывания), причём переписывается, только то, что знакомо, чтобы закреплять связь между видимым и слышимым и такая форма развивает внутренний слух.

3. Игра «Собери мелодию».

а) На начальном этапе в 1 классе, пока дети ещё не научились быстро писать, рекомендуется проводить на уроке следующую работу: на альбомном листе — на разлинованном нотном стане выкладываются пуговицами исполненные преподавателем музыкальные попевки: чёрными ― короткие ноты, белыми ― длинные

б) Укаждого ученика магнитные досочки и магнитные нотки –маленькие шашки- короткие звуки, а большие — длинные звуки. Дети в первом классе с интересом «пишут» такие диктанты. Это позволяет экономить учебное время: в ходе занятия можно написать несколько мини-диктантов, а для исправления ошибок достаточно лишь передвинуть нотку.

4. Игра «Музыкальное лото».

а) На уроке используются карточки с названиями нот, которые разложены в виде звукоряда перед каждым учеником. Услышав короткую фразу, сыгранную учителем, дети повторяют её в «уме» и откладывают соответствующие карточки. При этом лучше активизируется внутренний слух, создаются условия для сосредоточения внимания учеников и отпадают технические трудности написания нот. Кроме того, использование карточек, даёт педагогу возможность легко контролировать одновременно работу всех учеников, поправлять сразу же ошибку любого из них.

б) Использование карточек со ступенями.

Запоминание мелодического движения по ступеням мажорного лада: I-II-III, III-II-I, III-IV-V, V-IV-III, V-IV-III-II-I, V-IV-V-IV-III-II-I, а также мелодических оборотов, построенных на секундовых сочетаниях устойчивых ступеней лада неустойчивыми. Сначала происходит интонационное, т. е. «внешнее» освоение этих оборотов во время пропевания ступеней. Однако мы не ограничиваемся только их пропеванием, а, «заглядывая вперёд», выстраиваем целый ряд разнообразных форм работы на основе построения ступеней, упражнений. В результате такой работы навык усваивается фундаментально, из «внешнего» состояния он переходит на уровень внутреннего слуха и прочно откладывается в музыкальной памяти.

5. Игра «Музыкальная угадайка».

Узнавание на слух отдельных, не связанных друг с другом устойчивых, а затем и неустойчивых ступеней. После предварительной настройки, учащиеся определяют на слух и поют звук, сыгранный преподавателем на инструменте. Однако не следует требовать от учащихся названия звуков без пения — это приводит зачастую к «отгадыванию» звуков и не приносит никакой пользы, не способствует развитию слуха.

6. Игра «С песенкой по Лесенке»: все поют проигранную мелодию на слог, а один учащийся показывает указкой ступени по «Лесенке» (или таблице «Столбица»).

7. Игра «Музыкальные загадки».

Небольшая мелодия проигрывается педагогом, пропивается учащимися на какой-то слог («ля», «та»), затем дети поют мелодию с названием звуков.

8. Игра «Ритмическое лото»

Выкладывание ритма прозвучавшей мелодии карточками с ритмическими формулами.

9. Игра «Живой рояль»

Каждый ребёнок получает название своей нотки — клавиши музыкального звукоряда. Педагог играет мелодию мотива или фразы, а ведущий ученик показывает на тех детей, звуки которых прозвучали и те поют свой звук.

10. Игра «Умники иумницы»:

а) Запись выученных ранее мелодий по памяти (например, с предыдущего урока или из домашнего задания).

б) Подбор мелодии на фортепиано, с последующей её записью.

в) Записывание нотами всесторонне проработанного номера по сольфеджио или какого-либо интонационного упражнения.

г) Письменное транспонирование знакомых мелодий или мелодий, подобранных на фортепиано.

д) Мелодия или небольшая попевка, исполненная педагогом на инструменте, записывается в виде ступеней.

е) В классе выучивается на слух песня со словами, затем песня поется без слов на слог «та» и записывается по памяти (дети не должны напевать мелодию).

ж) Дети выучивают песню самостоятельно по нотам дома, педагог в классе проверяет, как она усвоена и предлагает записать по памяти.

з) Ритмическое оформление написанных на доске нот, составляющие знакомую мелодию.

11. Игра «Следопыт»

а) Педагог играет незнакомую мелодию с ошибками, а учащиеся следят по нотам и определяют, где допущена была ошибка.

б) Педагог записывает на доске мелодию с ошибками в ритме, а учащиеся должны найти ошибку.

12. Игра «Лучший фотограф»

Педагог записывает на доске упражнение или несложную прибаутку, песенку — ученики поют ее про себя, затем она стирается, а детям предлагается записать ее по памяти (можно пропеть мелодию 1–2 раза вслух).

13. Игра «Музыкальный ручеёк»

Педагог, предварительно настроив детей в определённой тональности, садится за фортепиано, а дети выстраиваются друг за другом спиной к инструменту. Педагог играет краткую фразу (4–6 звуков), после чего первый ребёнок должен пропеть мелодию на нейтральный слог и затем подобрать её на инструменте. Только сыграв её правильно, ребёнок встаёт в конец колонны. Звучит новая фраза, адресованная следующему ученику. Он интонирует её и подбирает на инструменте. Игра продолжается до тех пор, пока все учащиеся не выполнят задание.

В этой игре присутствует сразу несколько важных моментов, делающих её педагогически эффективной:

1) самостоятельное решение детьми задачи — преврати звуки услышанной музыкальной фразы в ноты, которую можно усложнять, переходя от простых попевок к предложениям;

2) присутствие соревновательного элемента;

3) естественное состояние детей — их подвижность, которую предполагает игра.

14. Творческие задания:

а) Вклассе и дома учащиеся подбирают выученную песню от разных звуков на инструменте;

б) Сочинение мелодии на литературный текст или на заданный ритм;

в) Досочинение мелодии (дана фраза, сочини вторую).

Как можно больше мелодий следует учить наизусть, так как осмысленно и выразительно спеть любую музыкальную фразу учащиеся первого класса могут только в том случае, если знают её наизусть. Выученные мелодии на уроке целесообразно включать в домашние задания и возвращаться к ним на следующих уроках, записывая их по памяти. Начинать петь по нотам нужно с простых мелодий, использующих лишь две ладовые ступени, затем постепенно расширять звукоряд, вводить постепенно остальные ступени лада. Для создания у учащихся отчётливого слухового представления каждой ладовой ступени необходимо подбирать музыкальный материал с характерными для данной ступени интонациями. При разучивании мелодий обязательно следить за чистотой интонирования, добиваться того, чтобы учащиеся научились слышать даже незначительные неточности интонации в собственном пении и своих одноклассников.

Выводы: Результаты собственной педагогической практической деятельности показали, что при использовании большого количества подготовительных работ, игр и упражнений на уроках сольфеджио у детей пропадает страх перед записью незнакомой мелодии, усиливается интерес к предмету сольфеджио. Учащиеся проявляют большую самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: