Как научиться петь тихо - OXFORDST.RU

Как научиться петь тихо

Как научиться петь тихо

Слушая певиц с мировыми именами, многие удивляются: исполнители так тонко передают тихие нюансы вокального произведения, что даже самые тихие слова без труда можно расслышать на последнем ряду в зале. Эти певицы поют в микрофон, поэтому их так слышно, – думают некоторые любители вокала, но на самом деле это не так, и научиться тихо петь можно легко и быстро, если делать некоторые упражнения. Поначалу мне тоже так казалось, пока на одном концерте классической музыки в ДК я не услышала одну певицу, на счету которой было несколько побед на вокальных конкурсах. Когда она запела, её голос струился на удивление мягко и тихо, хотя девушка пела классический романс Гурилёва.

Это было непривычно слушать, особенно тем, кто много лет занимался академическим пением и привык к сочному и громкому звуку, но вскоре стал понятен секрет успеха певицы. Она просто виртуозно владела вокальными нюансами, чётко произносила слова, и её голос действительно лился, словно ручей. Оказывается, и в академическом вокале можно петь тонко и филигранно, не подражая оперным певцам с форсированной манерой исполнения.

Умение владеть тихими нюансами – признак профессионализма певца любого стиля и направления. Оно позволяет играть своим голосом, делая произведение интересным и выразительным. Вот почему вокалисту любого направления просто необходимо петь тихо и тонко. И постепенно технику филигранного исполнения можно освоить, если регулярно делать упражнения, отрабатывать нюансы и петь правильно.

Немного теории

Пение на тихих нюансах достигается при твёрдой дыхательной опоре и попадании в резонаторы. Они способствуют слышимости голоса в любой аудитории. Позиция тихого пения должна быть близкой, чтобы тембр обогатился красивыми обертонами и стал слышен даже в далёком ряду зрительного зала. Этим приёмом пользуются актёры в театральных пьесах. Когда слова нужно произнести шёпотом, они берут низкое диафрагмальное дыхание и формируют звук как можно ближе к передним зубам. При этом очень важна и чёткость произношения слов. Чем тише звук, тем чётче слова.

В построении тихих нюансов имеет большое значение и высота формирования звука. Легче всего петь тихо низкие и средние ноты, труднее – высокие. Многие вокалисты привыкли брать высокие ноты громко и красиво, но при этом они не могут петь на той же высоте тихие звуки. Этому можно научиться, если брать высокие ноты не открытым и громким звуком, а тихим фальцетом. Он формируется за счёт головного резонатора на крепкой дыхательной опоре. Без неё только связками тихо спеть высокие ноты не получится.

Пение на тихих нюансах может быть очень выразительным, если максимально использовать наиболее удобный резонатор для выбранной высоты звука. Высокие ноты нужно брать тонким фальцетом, не напрягая гортань и связки, низкие – грудным звучанием, признаком которого становится вибрация в области грудной клетки. Средние ноты тоже звучат тихо за счёт грудного резонатора, который плавно соединяется с более высокими регистрами.

Итак, для правильного формирования тихого звучания, нужно соблюдать условия:

  1. Крепкая дыхательная опора (никаких пережатых связок).
  2. Чёткая артикуляция без зажимов и правильная дикция.
  3. Близкое формирование звука.
  4. Максимальное использование резонаторов.

Как научиться петь тихо – Тихие нюансы

Для начала вам нужно просто пропеть в удобной тесситуре определённую фразу средней громкости. Если вы правильно попадаете в резонаторы, она будет звучать легко и свободно. А теперь попробуйте её спеть очень тихо, сохраняя вокальную позицию. Слышно ли вам себя теперь или нет? Попросите подругу сесть в дальний угол комнаты и попробуйте тихо без микрофона спеть фразу или строчку из песни. Чётко ли были слышны слова? Не пропадал ли голос во время тихого пения?

Если у вас пропадает голос, когда вы поёте тихие ноты в высокой тесситуре, это первый признак неправильного формирования звука на связках. У таких исполнителей голос звучит очень громко и визгливо на высоких нотах или пропадает совсем. В таких случаях стоит брать высокие ноты фальцетом, чтобы звуком легко было управлять.

Можно использовать обычные вокальные упражнения, только петь их в разных нюансах. Например, одно звено распевки петь громко, другое – на средней высоте, третье – тихо. Можно использовать вокальные упражнения с постепенным восхождением на октаву и утроением верхнего звука, который нужно взять фальцетом.

Упражнения для тихого пения:

  1. Распевка на октаву (до-ми-соль-до-до-до-до-соль-ми-до).Верхний звук нужно брать как можно тише.
  2. Нисходящее распевание от квинты до примы.Нижние звуки должны быть хорошо слышны.
  3. Небольшое распевание до-ре-ми-ре-до.Поможет научиться чётко произносить слова в тихих нюансах и на низких звуках. Очень простое, но полезное упражнение для тренировки низкого регистра у сопрано.

Ну и, конечно, достойное вокальное тихое пение невозможно без примеров. Одним из них может быть сцена:

Le balcon (Romeo et Juliette) на французском языке. Обратите внимание, как поёт высокие ноты Джульетта (лирическое сопрано), певица с классическим образованием и академической постановкой голоса.

В эстраде примером правильного пения верхних нот может стать певица Нюша (особенно в медленных композициях). У неё не только хорошо поставлен верх, но и она легко и тихо поёт высокие ноты. Стоит обратить внимание не на пение куплетов, а на то, как она показывает голос в проигрышах.

Певицей, которая отлично справляется с низкими нотами и может петь их тихо можно назвать Лайму Вайукле. Обратите внимание, как звучит её средний и низкий регистр. И как точно и чётко она играет нюансами на низких и средних нотах.

Лайфхак #5. Как развить дыхание. Упражнения для вокалистов от Селин Дион.

Хороший певец в совершенстве владеет не только своим голосом, но и знает, как развить дыхание. Как-то я наткнулась на одно интересное упражнение на дыхание для вокалистов от известной мировой звезды Селин Дион и превратила этот секрет в лайфхак, по которому мы разогреваемся с учениками на уроках вокала. Упражнение для развития дыхания, которое вы найдете ниже, позволяет управлять выдохом и динамикой звука .

Упражнение на дыхание
для вокалистов от Селин Дион.

Для начала я рекомендую посмотреть вам видео, в которых Селин показывает упражнение на дыхание.

Данное упражнение на дыхание взято из техники речевого пения Сета Риггса, у которого Селин Дион занималась долгое время. Однако, оно немного усовершенствовано.

Селин добавила к своему голосу динамику — переход от тихого звука к громкому и наоборот. С этим приемом пения можно добиваться красивых оттенков в тембре голоса.

Уметь петь тихо не так-то просто. Начинающие вокалисты часто избегают петь тихим звуком и считают, что сила голоса заключается в громкости. Поэтому привыкли орать в микрофон, не слыша ни себя, ни музыки.

А ведь, порой, слово, спетое или сказанное тихо и проникновенно, вызывает больший отклик у зрителя. Не обязательно петь для этого громким мощным голосом, который разбивает стекла.

Техника выполнения упражнения на дыхание

Лайфхак для голоса от Селин Дион у вас перед глазами, повторите ее движение губами. Так балуются дети в песочнице:) Либо представьте, что вы останавливаете лошадь на полном ходу.

Подобные тремоло губами расслабляют голосовой аппарат, но помогают собрать дыхание и контролировать его лучше. Рекомендации к выполнению:

    Чувствуйте непрерывность вашего выдоха, когда переходите с тихого звука на громкий и наоборот, словно воздух идет одной струей, единым потоком. Сохраняйте вокальный пресс в тонусе! Диафрагма работает, когда вы уходите на тихий звук, иначе он выйдет вялым! Звук (даже тихий) должен быть собранным, а выдох активным. Стремитесь к контрастам. Ощутимо меняйте динамику голоса от тихого к громкому. Если разница между громким и тихим голосом практически отсутствует, а громкость колеблется примерно в одном диапазоне пользы от этого никакой.

Мои личные упражнения на дыхание на основе лайфхака СЕЛИН ДИОН

Опробовав замечательную технику Селин Дион, описанную выше, я ввела на уроках вокала упражнения для дыхания, которыми хочу поделиться и с вами.

Первое довольно простое. Вам нужно сосчитать от одного до пяти таким образом, чтобы не было ни одной одинаковой цифры по громкости. То есть “один” следует произнести почти шепотом, “два” будет чуть громче — полушепотом, “три” — вашим обычным спокойным голосом, “Четыре” чуть на повышенных тонах, а “пять” должна быть почти криком.

Стремитесь к контрастам!

Меняйте силу звука и громкость с каждой цифрой, между ними должна быть разница

Так вы приучите ваши связки и мышцы вокального пресса удерживать выдох и на тихих, и на громких звуках, чем потом можете пользоваться в пении, привнести в голос новую окраску.

Как контролировать дыхание в пении песен

Второй лайфхак для голоса предназначен непосредственно для работы над песней, которую вы поете. Чтобы почувствовать непрерывное дыхание во время пения, прочитайте текст своей песни, как стихи, в таком режиме:

Начните с полушепота

Скажите слова сначала тихим-тихим голосом, выдыхая при этом достаточно много. Столько же, сколько выдыхала Селин Дион на тихих звуках. Дыхание активное, на опоре. Но динамика звука маленькая.

Увеличьте звук до разговорного

Затем немного увеличьте громкость голоса до разговорного, оставляя дыхание интенсивным. Голос должен звучать протяжно, напевно, на выдохе. Торопиться не стоит, потяните слова, словно рассказываете ребенку сказку перед сном.

Прочтите текст в полный голос

Когда вы добьетесь стабильного дыхания на тихом звуке (я имею ввиду, что все слова будут на опоре, а выдох не будет прерываться), перейдите на громкий режим. Прочтите текст с подачей, как если бы вы читали стихи с трибуны перед большой аудиторией и хотели бы донести звук до зрителя.

Спойте песню очень тихо и очень громко

Спойте первый куплет в трех режимах: сначала на очень тихом звуке с большим выдохом, потом этот же куплет еще раз, но громче, близко к вашему разговорному тембру, а затем в полную громкость, на которую только способны. После чтения текста вам будет легко петь песню. Мышцы уже запомнят, как держать дыхание на тихом и громком звуке.

Принцип этого упражнения на дыхание един на всех трех этапах — почувствовать, что выдох длится непрерывно, и вы успеваете его распределять и удерживать. Важно почувствовать ту границу громкого звука, на котором вы можете спокойно работать, чтобы не переходить на крик.

Если горло начинает напрягаться на громком режиме — это прямой показатель, что неправильно работает дыхание. Вы либо не выпускаете его, зажимаете, либо диафрагма, наоборот, недостаточно активна и ваши мышцы отдыхают вместо того, чтобы поддерживать голос.

Возвращайтесь снова к тихому режиму и снова пойте полушепотом интенсивно выдыхая и запоминая, как вы это делаете. А потом повторите с теми же ощущениями на большей громкости. Этот лайфхак отлично выравнивает дыхание и избавляет голос от зажимов.

Зачем учиться петь тихо?

В пользу умения петь тихо я могу привести такие доводы:

  1. Пение на тихом звуке помогает развить дыхание. Чтобы тихий звук был плотным, нельзя снимать его с опоры . Он требует такой же основательной работы с выдохом, как и громкий звук. При тихом пении придется управлять мышцами ребер, спины и диафрагмы еще лучше, чтобы удерживать поток дыхания и давление воздуха на связки . Поэтому тренировки на тихий устойчивый звук очень важны и полезны.
  2. В тихом режиме вы можете беспрепятственно освоить любую голосовую технику . Ведь ваши связки и гортань расслаблены, отсутствуют зажимы голоса. При тренировке на тихом звуке легче запомнить новые ощущения при выполнении приема пения. А когда освоите его без напряжения, пробуйте спеть громко в полный голос.
  3. Именно в тихом режиме лучше всего тренируется техника задержанного вдоха , которая и является опорой дыхания . Так как опору труднее всего удержать на тихом звуке. Не верите? Попробуйте сами!
  4. Если у вас получилось спеть тихо и красиво и не потерять единый поток дыхания , то получится и на громком звуке, мышцы запомнят этот режим.

Упражнение на дыхание от Селин Дион поможет сделать голос динамичнее, разнообразнее и развить дыхание одинаково хорошо и на тихих, и на громких звуках, что очень пригодится в пении.

Читайте также  Полезные и вредные продукты для вокалиста

Как научиться петь самостоятельно с нуля

В ванной, машине, на кухне многие моют. У всех разный тембр, неповторимый голос.

Хотите научиться петь так, чтобы даже соседи за стенкой кричали «на бис»? Мечтаете выступить перед аудиторией? Или петь в караоке в веселой компании? Как научиться петь в домашних условиях самостоятельно с самого нуля? Возможно ли это?

98,5% людей способны научиться петь. Согласно канадскому исследованию только 1,5% страдают врожденной амузией, неспособностью понимать, исполнять музыку.

Для мотивации ловите примеры великих певцов, которые учились петь самостоятельно с самого нуля.

  1. Великие самоучки
  2. Жорж Брассенс
  3. Лучано Паваротти
  4. Эминем
  5. Как научиться петь самостоятельно дома
  6. Научитесь дышать диафрагмой
  7. Дышите беззвучно
  8. Открывайте рот
  9. Избавьтесь от мышечного напряжения
  10. Отработайте дикцию
  11. Пойте в караоке
  12. Записывайте себя на диктофон и видео
  13. Делайте разминки
  14. Примите правильную позу
  15. Найдите собственный стиль
  16. Развивайте уверенность в себе
  17. Не пойте acapella
  18. Выучите слова
  19. Работайте немного, каждый день
  20. Пойте различные версии песен
  21. Как научиться петь круто и с удовольствием

Великие самоучки

Жорж Брассенс

Мастер слов, король глагола Жорж Брассенс (1921-1981) не думал стать всемирно известным.

Мать не разрешает ему заниматься музыкой из-за плохой успеваемости в школе. Тогда он учится играть на гитаре и петь самостоятельно с самого нуля. Не знает сольфеджио.

Во время Второй мировой войны сочиняет первые стихи. В конце 1940-х годов, живя в нищете, пишет песни, которые станут известными. Но Брассенс стесняется выходить на сцену. Предпочитает, чтобы его тексты исполняли звезды.

Учится музыке, поэзии, пению самостоятельно, вставая в 5 часов утра каждый день, тренируясь до заката.

Лучано Паваротти

Лучано Паваротти (1935-2007) учится петь самостоятельно на хорах оперы Модены, начинает карьеру в возрасте 26 лет после года обучения.

Талантливый тенор популяризировал классическую музыку, исполняя дуэты с поп-звездами, аккомпанируя таким исполнителям, как Стинг, Мэрайя Кэри на благотворительных концертах.

Эминем

Рэп-автор, композитор, исполнитель Эминем — тоже самоучка.

В школе был грозой одноклассников, затем знакомится с рэпом, учиться самостоятельно, участвует в рэп-баттлах. Эминем покоряет мир, принадлежащий чернокожим американцам, получает всеобщее уважение. Посмотрите фильм «Восьмая миля» о его дебюте.

Как научиться петь самостоятельно дома

Можно ли самостоятельно научиться петь не хуже звёзд? Педагоги по вокалу дают рекомендации, которые помогут с нуля прокачать вокальные данные в домашних условиях.

Раскрыть все нюансы в одной статье трудно, нужна практика. Получите 5 классных техник по улучшению голоса бесплатно.

Научитесь дышать диафрагмой

Дыхание влияет на каждый элемент звука, от длительности удержания нот до тона. При пении дышите животом, широко раскрывая диафрагму. Диафрагма — мышца под легкими.

Она позволяет дышать глубоко, вытягивая воздух с самого дна легких. Барбара Стрейзанд, Селин Дион поют из диафрагмы.

Большинство дышит грудной клеткой (верхними легкими). Поверхностное дыхание означает меньшее количество воздуха в легких. Не годится для удержания длинных нот, увеличения громкости.

Встаньте боком к зеркалу. При неглубоком дыхании грудь поднимается вверх. При диафрагмальном — желудок выходит наружу при вдохе.

Искусство дыхания в пении — полноценная дисциплина. Неспособность его контролировать приведет к тому, что вы быстро выдохнетесь во время выступления.

Проверьте себя двумя упражнениями.

  1. Спойте одну ноту относительно громко. Посмотрите, как долго вы сможете держать ее. Повторяйте этот тест, старайтесь улучшить результат.
  2. Подожмите губы, чтобы ясно слышать шум при выдохе. Сделайте глубокий вдох, медленно выдыхайте в течение 30 секунд, стараясь сохранить громкость звука выдуваемого воздуха.

Если дуть сильнее, звук становится громче. Не меняйте положение губ. Цель состоит в том, чтобы выдуть весь воздух из легких с одинаковой скоростью, громкостью. Получилось?

Если выходящий воздух колеблется, диафрагма недостаточно сильна. Представьте, что пытаетесь поднять тяжелый вес с помощью мышцы руки. Если мышца не развита, она начинает дрожать. Дыхание без сотрясения требует силы диафрагмы.

Повторяйте эти упражнения, учитесь дышать диафрагмой всегда, даже когда не поете.

Дышите беззвучно

Ваша задача — полностью уменьшить “воздушные” шумы. У вас будет более чистый звук, меньше ненужного трения в горле и голосовых связках.

С широко открытым ртом вдохните быстро и глубоко, затем выдохните полностью. Большинство людей издают задыхающийся звук.

Чтобы дышать беззвучно, сделайте движение в горле, как будто собираетесь зевнуть, но не зевайте. Вы должны почувствовать, как гортань движется вниз.

Задержитесь в этом положении, постарайтесь дышать тише. Практикуйте вдох и выдох, регулируя положение гортани.

В конечном итоге обнаружите ваш самый тихий метод дыхания.

Цель — научиться дышать беззвучно, полностью наполнять легкие, используя диафрагму. Сделайте полный вдох менее чем за 0,5 секунды. Затем выдыхайте плавно, с равномерным темпом в течение 30 секунд, вытолкните из легких весь воздух до последней капли. Если чувствуете головокружение, сделайте перерыв.

Открывайте рот

При плохо открытом рте звук будет слабым. Откройте рот широко, но так, чтобы было удобно. Не растягивайте его болезненным образом. Поэкспериментируйте с громкостью. Обратите внимание, как меняется тон звука.

Избавьтесь от мышечного напряжения

Не напрягайте мышцы, чтобы петь громче или выше. Громкость улучшается благодаря хорошей технике, а не путем напряжения связок.

Понаблюдайте за собой перед зеркалом в домашних условиях. Если вены выскакивают на шее, вы краснеете или чувствуете напряжение, это может привести к повреждению связок.

На этом этапе ваша цель — уменьшить напряжение. Посмотрите, когда лицо или тело становятся напряженными, расслабьтесь.

Отработайте дикцию

Что может быть хуже исполнителя, который бормочет, жует слова? Отработайте дикцию перед пением. Читайте тексты, выучите их наизусть.

Сложнее будет с иностранными песнями. Тут поможет только прослушивание музыки и языковая практика.

Многие говорят слишком быстро, некоторые поют так же. Замедлитесь, найдите время правильно произнести текст.
Как понять, что у вас правильная дикция? Вы слышите первые и последние буквы слов.

Пойте в караоке

Не стоит недооценивать эффективность караоке. Это хорошая тренировка в домашних условиях.

Наслаждайтесь этим развлечением, тренируйте голос, отрабатывайте дикцию. Караоке способствует раскрепощению, позволяет понять, как звучит голос со сцены, отточить шероховатости вокала.

Записывайте себя на диктофон и видео

Восприятие собственного голоса далеко от реальности. Когда мы говорим, звук движется по прямой линии, от нашего рта до ушей слушателя.

Чтобы достичь наших ушей, он двигается вокруг головы, вызывая модуляцию в частотном балансе, что приводит к уникальному звуку, который слышим только мы.

Поэтому вы подпрыгиваете, когда впервые слышите себя в записи. Звук необязательно хуже, просто другой. Это мешает.

Трудно петь, не зная, как звучите в ушах других людей.

К счастью, решить проблему просто, запишите себя на диктофон. По этой же причине пойте иногда в микрофон. Будете звучать по другому, к этому надо привыкнуть.

Записывайте себя на видео. Сможете исправить неуместное выражение лица или позу, поработать над мимикой. Отследите прогресс.

Работа немецких исследователей показала, что важна не только практика, но и быстрота исправления ошибок. Когда учитесь самостоятельно в домашних условиях с самого нуля, рядом нет никого, кто укажет на ошибки. Запись как раз выявляет слабые места.

Делайте разминки

Голос — музыкальный инструмент. Так же, как барабанщик разминает запястья или гитарист пальцы, певец разогревает связки.

Держите простое вокальное упражнение для разминки. Подумайте о сирене проходящей мимо пожарной машины, подражайте ей. Начните с самой низкой, закончите самой высокой нотой вашего диапазона. Если способны петь низкие и высокие ноты, то находитесь в хорошей вокальной форме!

Еще один классный способ разогреть связки — спеть песню, которую уже знаете.

Примите правильную позу

Важно иметь хорошую осанку, чтобы освободить грудную клетку во время выступления.

Основное правило — стоять или сидеть прямо. Ноги параллельны друг другу, расставлены на ширину плеч, стопы плотно прижаты к полу.

Найдите собственный стиль

Каждый день появляются новые исполнители. Но сколько имен остается в памяти? Почему мы помним несколько имен из миллиардов других? Потому что единицы сумели выделиться, создать собственный стиль.

Как развить собственный стиль? Копируя своих кумиров. Парадокс!

Если хотите научиться классно петь с нуля самостоятельно, подражайте великим.

Создайте список из 4-6 любимых произведений. Если вы мужчина, то исполнители должны быть мужчинами.

Определите, кому можно подражать, кому нет. Некоторые голоса настолько уникальны, что никто не способен их копировать.

Например, Мэрайя Кэри. Многие девушки безуспешно пытаются достичь ее знаменитых высоких частот.

У певцов обычно есть 5 или 6 разных «голосов», которые они выбирают в зависимости от музыкального контекста.

  • Металлический,
  • Низкий, чувственный,
  • Хриплый, сексуальный…

Поэкспериментируйте с каждым, чтобы найти тот, с которым больше всего идентифицируете себя.

Развивайте уверенность в себе

Когда поете, аудитория точно знает, кто вы и как себя чувствуете.

Вас выдают взгляд, лицо, язык тела. Но что более важно, аудитория чувствует страх и неуверенность в вашем голосе.

Не пойте acapella

Чтобы петь acapella нужно обладать совершенным слухом. Иначе не сможете оценить себя без эталонного тона.

Выучите слова

Прежде чем начнете работать над новой песней, выучите ее текст. Вы не должны задумываться о словах, текст сам должен вылетать изо рта.

Тогда сможете вложить всю энергию в интерпретацию, а не беспокоиться о том, что будет дальше.

Работайте немного, каждый день

На гитаре вы способны играть 5-6 часов, если захотите. Голосовые связки наложат строгое ограничение.

Для большинства людей этот предел находится где-то между получасом и 2 часами, в среднем час. Когда любишь петь, час пролетает быстро, не так ли?

Если хотите научиться петь самостоятельно с нуля в домашних условиях, работайте каждый день.

Пойте различные версии песен

Если песня надоела, попробуйте исполнить ее по-новому. Экспериментируйте с громкостью, интенсивностью, тональностью, темпом.

Вы будете работать не только над вокалом, но и развивать композиционные и импровизационные способности.

Однажды достигните уровня виртуозности, когда каждое выступление будет уникальным.

Как научиться петь круто и с удовольствием

Наслаждайтесь пением. Найдите учителя, который любит петь и преподавать, регулярно выступает, включает знания анатомии, физиологии в вокальное обучение. Я дам наводку.

  • Узнать секреты профессиональных вокалистов?
  • Петь ярко, выразительно, мощно в любом жанре?
  • Научиться правильному дыханию?
  • Почувствовать себя увереннее?

Получите 5 уникальных техник пения бесплатно. Уже через 7 дней близкие смогут насладиться вашим сильным, красивым голосом.

Пение на опоре и управление дыханием

В этой статье вы найдёте объяснение тому, что такое опора и как она помогает вокалисту при пении. Упражнения улучшат ваши вокальные данные и расширят диапазон голоса, поэтому при регулярном их выполнении вы сможете брать высокие ноты без усилий. Нужно только прочитать статью!

На первом индивидуальном занятии по вокалу вы наверняка услышите от своего педагога слово «опора». И не факт, что вам смогут доступно объяснить, что это такое и как петь на опоре.

Опора – это удерживающий диафрагму верхний пресс. Для того, чтобы понять, где в теле она находится, надо приложить два пальца над пупком. При таком пении не нужно зажиматься и выдавливать из себя звук, у вас и так получится взять те ноты, на которые у вас прежде не хватило бы сил. Но, чтобы начать петь правильно и заняться постановкой красивого голоса, необходимо сначала понять, как почувствовать опору.

  1. Преимущества пения на опоре
  2. Физиология процесса
  3. Как почувствовать опору
  4. Упражнения для развития опоры и атака звука
  5. Ошибки при задержке дыхания

Преимущества пения на опоре

Учителя вокала настойчиво рекомендуют петь на опоре. И это неспроста. У такого пения есть множество преимуществ:

  1. На опоре пение исполнителя более громкое и яркое. Оно характеризуется особой выразительностью.
  2. Ему намного легче перейти на высокие ноты и не взлететь на писк.
  3. Вокал получается более мощным, но исполнитель не чувствует напряжения.
  4. Атака звука станет более активной.
  5. Держать звук становиться легче. При этом у исполнителя не дрожит и не срывается голос, и можно долго и ровно тянуть ноту.
  6. Сводится на нет риск сорвать голосовые связки, потому что напряжение действует не на них, а на диафрагму. Благодаря этому голос остаётся сильным почти всю жизнь.
  7. Опора существенно облегчает процесс пения. Вокалист не чувствует дискомфорта, когда увеличивает громкость.
Читайте также  Про «ой, мороз, мороз…» и другие морозные песни: откуда они взялись?

Физиология процесса

Выдох при пении управляется опорой дыхания с помощью диафрагмы и брюшных мышц. На этот процесс влияет слаженность работы брюшного пресса, включающего в себя диафрагму, мышцы ребер и живота, а также переднюю брюшную стенку.

Из-за того, что диафрагма прикреплена к верхнему отделу поясницы, при вдохе задействуются и спинные мышцы. Когда воздух втягивается, диафрагма опускается, а когда выпускается, она поднимается.

Пение на опоре снимает напряжение со связок и расслабляет гортань. Это способствует долгому сохранению голоса и уменьшает нагрузку на организм. И для пения не требуется большой поток воздуха, только давление, создаваемое в животе, а не в связках. Оно появляется за счет сопротивления диафрагмы напряжению пресса. Для его возникновения не надо сильно вдыхать, достаточно создать мощное сопротивление выдоху с помощью дыхательных мышц.

Как почувствовать опору

Есть несколько упражнений, которые помогут получить ощущение опоры:

  1. Стоя, отклонитесь корпусом назад и замрите. В этот момент напрягутся мышцы живота, не позволяющие вам упасть. Они вам и нужны. После того, как вы почувствовали их, распрямитесь, не расслабляя мышц. Они – это опора.
  2. Займите положение лёжа и поместите на живот не очень тяжёлый, но всё же обладающий каким-то весом предмет. Постарайтесь приподнять его с помощью мышц живота, не надувая живот при этом. Важно, поднимать предмет не воздухом. Те мышцы, с помощью которых вам удастся это сделать, и считаются опорой.
  3. Положите на живот предмет вытянутой формы (например, бутылку) одним концом, а другим упритесь в стену. Затем вдохните и начните надавливать мышцами на этот предмет. Те, которые не позволят ему вдавиться в тело, это опора.
  4. Если представить, что вы пытаетесь поднять тяжелые сумки или кресло, у вас начнут работать мышцы, называемые опорой.
  5. Также опора ощущается при кашле.

ВАЖНО: нужно напрягать лишь верхние мышцы пресса, а не все мышцы живота, иначе можно подавиться звуком или может появиться сильная боль после либо во время занятия.

Для того, чтобы лучше почувствовать опору звука, учителя пения рекомендуют проводить занятия с вокальной палкой. Надо надавливать палкой на живот при пении. Напрягайте мышцы так сильно, словно собираетесь оттолкнуть упирающийся в тело предмет.

Почувствовать опору вы можете не с первого раза, но это ощущение вы узнаете в тот же миг. Петь станет комфортнее и легче, словно бы у вас появилось что-то, на что можно опереться — это и есть правильное дыхание при пении.

Обратите внимание, что опора – еще и способность держать воздух напряженными мышцами. Поэтому очень важно научиться экономно использовать воздух и уметь задерживать его в лёгких.

Упражнения для развития опоры и атака звука

Если вы уже знаете, как почувствовать опору, вам надо приступить к развитию данного навыка.

Для того, чтобы научиться петь на опоре, есть несколько упражнений:

  1. Сделайте вдох, создайте давление в животе, удерживайте его и постепенно выпускайте звук, ослабляя диафрагму. Упражнение выполняется на одном гласном звуке. Во время него необходимо ощутить разницу между пением простым и на опоре. Если вы чувствуете, что звучание голоса становится более устойчивым и сильным, то у вас всё получается правильно. Растяните пение на одном звуке на 10-20 секунд. Можете взять временной промежуток поменьше, главное, чтобы он был длиннее, чем то время, которое вы растягивали звук до этого.
  2. Если звук не становится сильнее или растянуть его надолго не получается, возможно, вы очень быстро выдыхаете воздух или же пока не ощутили опору. Тогда стоит выдыхать больше воздуха, чтобы живот сильно втягивался, затем немного вдыхать, сопротивляясь сжатию пресса. Это научит вас петь при сильном давлении. Когда вы найдете опору, можете вдыхать побольше.
  3. Попробуйте петь стаккато. Для этого нужно выпускать воздух рывками.
  4. Начните декламировать знакомый вам текст, но сконцентрируйтесь не на нём самом, а на ощущении опоры. Читайте его громко, но не кричите. Вам нужно чувствовать повышающееся давление при увеличении громкости. Для этого надо сильнее давить против диафрагмы.

Советы по пению с опорой:

  • Добиться максимальной мощности вам не удастся ни после первого, ни после второго занятия, даже если вы всё делаете верно. Диафрагму нужно развивать, чтобы она стала сильнее. Если делать упражнения регулярно, то вы вскоре сможете достигнуть максимальной громкости.
  • При исполнении мест, где нужно выдать максимально громкий звук, постарайтесь не делать сильный выдох. Лучше беззвучно сжать мышцы против диафрагмы очень сильно, а затем исполнить ноту с необходимой громкостью. Потренируйте это место отдельно.
  • Научитесь петь негромко, даже тихо, но с опорой. Для этого надо создать слабое давление. Звучание при этом будет отличаться от обычного.

Как звучит голос на опоре

Ошибки при задержке дыхания

Есть несколько ошибок, которые начинающие вокалисты совершают:

  1. Они выпускают воздух слишком быстро, из-за этого тянуть звук долго не получается. Тогда нужно выпускать из лёгких почти весь воздух, а вдыхать только небольшое количество. Вследствие того в животе появляется сопротивление, помогающее острее почувствовать опору.
  2. Исполнители резко расслабляют диафрагму. В таком случае стоит проделать упражнение, описанное в первом пункте. Тогда на диафрагму будет воздействовать напряжение пресса.
  3. Вокалисты делают вздох перед взятием очень высокой ноты и из-за этого не доводят музыкальную фразу до конца. Для исправления этого надо тренировать место отдельно, сжимая мышцы против диафрагмы.
  4. Новички часто передерживают опору, пережимая мышцы. Делать этого не стоит, иначе будет чувствоваться боль при исполнении. Нужно создавать лишь легкое напряжение в диафрагме.
  5. Дыхание верхней грудной клеткой – тоже одна из распространенных ошибок, совершаемых вокалистами. При пении нужно дышать именно животом.
  6. После вдоха нужно сделать небольшую паузу и только потом выдохнуть. Это время требуется диафрагме, чтобы «собраться». Поначалу паузы после вдоха могут показаться длинными, потому что новичкам требуется больше времени, чтобы зафиксировать опору звука. Но при выполнении упражнений она уменьшится.
  7. Гипертонус диафрагмы – ещё одна постоянная ошибка новичков. Из-за этого тело находится в напряжении, и мышцы не могут расслабиться. Надо выпускать воздух плавно, но придерживая. Тогда исполнитель находится в тонусе, но не зажимается.

Как научиться петь ртом

Почти во всех любительских или начинающих группах на позицию орущего ртом становятся либо основатель, либо обладатель самой мощной энергетики для заведения толпы, либо тот, кто просто не умеет играть на инструментах. Если ты хочешь правильно научиться петь, и чтобы твой вокал не путали со звуками испражнения, то тебе нужно усвоить хотя бы азы правильной постановки голоса.

Эти правила п рименя ются в академическом вокале, после которого, в принципе, можно петь все, что душе угодно. Даже если от природы у тебя все с кладывается и звучит неплохо , а все мышцы спроектированы самим Орфеем, занятия с профессионалом все равно буд ут очень полезны .

Как научиться петь: дыхание

Важная часть, одна из основ. Дыхание в вокале берется не грудью, а всей нижней частью живота, и это аксиома. В оздух вдыхается только через нос, можешь забыть о быстрых и громких вдохах через рот. Дыхание держится с помощью диафрагмы, и тут есть два тонких момента. Во-первых, ее нельзя держать расслаблено, так как звук просто не будет соединятся с воздухом. Во-вторых, ее не льзя перенапрягать, так как в данном случае звук тоже будет не соединяться, а « отрываться» от дыхания, которое зажимается диафрагмой и не дает голосу выйти наружу.

При правильно поставленной дыхательной опоре, когда воздух соединяется со звуком, ты будешь чувствовать своеобразный столб, который будет идти от горла до паховой области во время очередного завывания. Также немаловажным является расход воздуха при пении. Д ля правильного понимая принципа советую сделать полный вдох и постепенно, как можно медленнее, выдыхать воздух. Словно на занятиях йогой. При неправильном расходе ты просто не сможешь до конца допеть даже две-три строчки текста, судорожно вдыхая кислород, как будто тебя топили в тазике. В целом, понять, как правильно брать и держать дыхание — одна из самых простых, но в тоже время главных задач в вокале, и этим занимаются в первую очередь.

Избавить тело от зажимов и правильно открывать рот

Следующая важная задача, без которой невозможно научиться нормально петь — это снятие зажимов твоего тела, в частности, начиная от шеи до макушки. Признаться, нередко бывают исключения и человек изначально поет хорошо, при этом не чувствуя и не понимая, как именно ему удается петь свободно . Но таких людей очень немного.

Мышц, участвующих в пении, несколько десятков, и каждая должна работать в правильном режиме. Е сли слышишь, что твое пение оставляет желать лучшего, и на первом занятии сказали, что есть зажатости, то готовься: в ближайшие несколько месяцев т ебе придется усердно их устранять. Чуть прижал глотку — звук паршивый, н е открыл до конца рот — звук паршивый, д рожат губы и поджимается подбородок — звук все еще паршивый!

Чтобы правильно звучать, ты должен запомнить одну вещь: нижняя челюсть и вся нижняя часть головы, включая шею, должны быть максимально расслаблены, как у спящей красавицы. Ты не должен чувствовать ни малейшего напряжения в этих зонах, так как в противно м случае звук будет держаться этими мышцами, не давая выйти ему в полном объеме. Даже когда напрягается задняя часть шеи, это отражается на звуке, по скольку сказывается на всех остальных мышцах.

Нижняя челюсть при пении должна просто падать вниз, так как открываем рот мы верхней челюстью. Как только ты снимешь все зажатости и полностью расслабишь нижнюю часть головы и шею, то сразу почувствуешь разницу. З вук будет лететь наружу спокойно, без каких-либо преград. Некоторые люди даже представить не могли, что у них может быть такой голос и были искренне удивле ны своим новым звучанием . Вообще, к огда звук не держится и не остается внутри тела, он способен лететь очень далеко, да так, что ранним утром на безлюдной улице тебя можно будет услышать почти с другого конца города.

Но это еще не все. Когда все зажатости сняты, наступает следующий и важнейший момент.

Открывать и держать открытой глотку

У всех нас есть второй рот. Нет, не как у Чужого. Я имею в виду т у часть тела, куда в первую очередь валится вся еда и льется весь алкоголь, и ее нужно научиться чувствовать и контролировать. Лишь п равильно открывать свой обычный рот не поможет тебе разрывать толпы юных поклонниц.

Глотка, или второй рот, должен работать синхронно с твоим обычным ртом. И если для последнего тебе нужно лишь подобрать оптимальные параметры , то глотку ты должен хорошо раскрывать и держать все время, вплоть до конца твоей музыкальной карьеры. На самых верхних нотах делать это надо так, чтобы язычок, который висит у тебя на верхнем небе, уходил вверх полностью, когда звук с воздухом начн ет вылетать из твоего рта.

Говоря проще, ты должен подтягивать верхнее небо вверх, при этом опуская еще и гортань. Самый простой пример для понимания — зевок. Когда будешь зевать, обрати внимание, как свободно и широко раскрывается твоя глотка. Теперь ты должен научится делать это без природных механизмов твоего тела. Конечно, тебе не нужно раскрывать так рот на всем диапазоне, но на самых верхних нотах ты должен ощущать так называемый пред-зевок.

Есть е ще один пример, чтобы понять ощущения. Если ты глотал какой-нибудь большой кусок еды, который не до конца разжевал, то в спомни как медленно он проходил вниз по глотке. Примерно так ты и должен открывать ее . Главное — научиться не напрягать при этом корень языка и сам язык. Так он будет закрывать проход твоего второго рта. Если во время пения твоя глотка не будет достаточно раскрыта, звук будет слабым и тусклым, неоднородным.

Читайте также  Как запомнить ключевые знаки в тональностях

Кроме того , открывать глотку и петь нужно стараться в вертикальном положении, а не в горизонтальном, для более собранного и звонкого звука, поднимая вверх небную занавеску. Для того, чтобы научиться все это делать, а так же помочь мышцам быстрее адаптироваться к новой работе, можно начать с самого простого и одновременно очень действенного способа. Постарайся к аждый день читать все статьи или книги в слух, при этом проговаривая все на открытой глотке. Еще одним отличным тренингом будет все то же самое проделывать со скороговорками.

Направление звука вперед, работа с резонаторами

Следующи й шаг: направление звука вперед и к резонаторам. В зависимости от типа голоса, у тебя будут разные преимущества в музыкальных диапазонах. Если твой тип — тенор, то у тебя будут сильные верха, но слабый грудной резонатор. Если бас, то грудь будет отвечать на ура, но головной регистр будет хромать. Позанимавшись несколько лет, ты, конечно, выровняешь голос на всем своем диапазоне. Однако это тяжелая и рутинная работа, которой нужно посвящать время.

Оставив резонаторы, так как работа с ними должна происходить в последнюю очередь, обратим внимание на важную вещь — направление звука. К ак часто бывает в мире вокала, лучший метод — ощущать, визуализировать и представлять. Весь з вук должен выходить наружу, вперед, а не оставаться в тебе. Одна из точек для его направления — место между корнями зубов и верхним твердым небом.

Направление звука и набивание резонаторов — очень долгое и непростое занятие, если ты достигнешь в нем мастерства, то мож ешь с гордостью называть себя эталонным вокалистом. После освоения этих умений остаются упражнения на технику. Т ак как совершенству нет предела, можно и нужно делать их постоянно и бесконечно .

Все могут научится правильно петь. Важно понимать, что у каждого человека есть свой диапазон и потенциал голоса, поэтому ты не обязательно будешь звучать как Лучано Паваротти, но, скорее всего, сможешь научиться петь как Стинг. Однако б ез помощи наставника все это с делать будет трудно , так как оценить самого себя непрост о.

Мы всего лишь излож или основные принципы правильной постановки вокала, но если хочется круто и правильно звучать, а главное, быть профессионалом, то стоит идти к преподавателю. Ж елательно начиная с академического вокала. Помните, что голос — это тоже инструмент, и фальшивить на нем еще хуже, чем на всем остальном.

Как научиться петь. Упражнения в домашних условиях и практические советы

Как научиться петь. Общая информация

Овладение своим голос как музыкальным инструментом – очень сложная задача, требующая огромного количества работы. Тем не менее, существуют упражнения, которые помогут вам понять, как ставится голос, а также специфику вокального исполнения. В данной статье мы расскажем, как научиться петь в домашних условиях, дадим упражнения и объясним особенности этого процесса.

Виды вокала

Разделяют три вида вокального исполнения – академический, эстрадный и народный. Освоение каждого из них происходит по-разному, а также различаются аспекты техники и звукоизвлечения.

Академический

Тот самый способ пения, которым исполняются оперы и другие классические произведения. Главная вещь, которая отличает этот вид вокала от остальных – в нем певцы не используют микрофоны и другие способы увеличения громкости. Все достигается за счет самого пения. Из-за этого к данной вокальной технике предъявляются довольно жесткие требования.

Во-первых, вы должны тренировать свой тембр голоса, потому что исполнение академических произведений требует широкий вокальный диапазон, в котором все ноты звучат чисто и без призвуков.

Во-вторых, академический вокал требует безупречную артикуляцию – опять же, цель добиться идеального звука, который бы пробивал оркестр и звучал хорошо без каких-либо средств обработки.

Научиться данному типу вокала в домашних условиях очень тяжело, и если вы хотите освоить его – то лучше всего обратиться к преподавателю.

Народный

Это довольно распространенная манера пения, которой пользуются многие эстрадные певцы – например, Пелагея. Народный вокал – это разговорная манера исполнения, которая содержит в себе специфические приемы, свойственные конкретному народу.

Еще одна отличительная особенность – это почти постоянное нахождение в высокой певческой позиции. Именно благодаря этому данный тип вокала получает свое специфическое звучание.

Народному вокалу в наши дни обучаются практически так же, как и эстрадному. В нем есть все основные приемы, необходимые для любого вокалиста. Вопрос остается только в том, чтобы понимать специфику жанра, в котором вы поете.

Эстрадный

На данный момент эстрадный вокал – наиболее распространенный среди всех остальных видов. Именно им пользуется большая часть певцов на большой сцене. Главная его особенность заключается в том, что, как правило, вокальные партии находятся внутри одного не очень широкого диапазона. Кроме того, эстрадная техника пения предполагает, что артист будет каким-то образом двигаться на сцене и взаимодействовать с публикой – это нашло свое отражение в используемых приемах.

На данный момент именно эстрадный вокал является одним из самых разнообразных. В этой статье мы рассказываем, как научиться петь именно в эстрадной манере.

Основные принципы

В данном разделе мы подробно расскажем и опишем принципы, по которым вы сможете научиться петь с нуля, не выходя из дома.

Опора дыхания

Первое, что нужно понять для освоения вокального мастерства – это, что дышать вам нужно не ртом, а носом, при этом извлекая звук как бы животом. Сделайте глубокий вдох и попробуйте сделать движение мышцами живота так, чтобы вытолкнуть набранный воздух небольшими порциями. Ощущение, которое создается в области диафрагмы от этого действия и есть опора. Вам нужно научиться контролировать ее и петь с опорой.

Зевок

Зевок – прием, который пришел в эстрадный вокал из академического. Идея состоит в том, чтобы при исполнении вокальных партий широко открывать рот на гласных звуках – особенно когда вам надо протянуть его. Так создается объемное и круглое звучание, не зажатое вашей полостью рта. Делая зевок, вы можете обратить внимание, что некоторые гласные звуки, например «е», трансформируются в «а» из-за того, что вторые более открытые. Это нормально.

Самое сложно здесь – сохранять зевок при взятии звуков более верхних регистров. Сначала вам будет очень хотеться немного закрыть рот, чтобы найти верную ноту без сохранения округлости звука – это нормально, но от этой привычки придется избавиться.

Конечно, не всем песням зевок может подходить, однако владение этим аспектом вокала поможет создать приятный, округлый звук там, где это требуется.

Вибрато

Таким термином называют естественные колебания голоса, которые образуются в резонаторах во время пения. Это так же делает звук менее плоским и более объемным. Вибрато нельзя научиться отдельно от всего комплекса вокальных аспектов, и чаще всего оно появляется само собой после правильной постановки голоса и пения на опоре.

Пение звуков

Мы уже вскользь касались этой темы. Речь идет о том, чтобы во время пения исполнять не буквы слов, а их звуки. При постановке опоры и зевка это начнет получаться у вас само собой – и вы обратите внимание на то, что чаще всего вместо привычных букв «е» или «у» у вас будут получаться звуки «а» или «о». Дело в том, что эти звуки имеют более округлую форму, и сами по себе легче контролируются. Конечно, это работает далеко не во всех, особенно эстрадных композициях, но этот прием очень важен при вытягивании нот, а также при взятии звуков высоких регистров.

Упражнения

Упражнение для отработки опоры дыхания

Встаньте и вдохните. После этого напрягите живот и диафрагмой попробуйте как бы вытолкнуть воздух из легких, выкрикивая какой-то звук – например «а» или «о». Вы почувствуете, что на каждый из криков тратите меньше воздуха, несмотря на то, что звучит он громче вашего обычного крика.

Когда вы привыкните к этому ощущению, начните тянуть звуки таким же способом. Ваш живот должен быть напряжен и как бы выдавливать воздух, опираясь на него. Вам нужно приучить себя делать так при каждом вокальном исполнении.

Мычание

Для этого и последующих упражнений вам потребуется инструмент или секвенсор, в котором можно создать последовательность правильно звучащих нот.

Возьмите любую ноту на инструменте и попробуйте ее промычать, попадая в нужный тон. Сначала это будет сложно, однако со временем начнет получаться все лучше и лучше. Выстройте небольшой паттерн, который будете исполнять, и тренируйтесь на нем, стараясь, чтобы переход между нотами был плавным.

После того, как вы сможете нормально исполнять ноты последовательно, попробуйте придумать небольшую мелодию, и подпевать ей.

Гласные

Упражнение похоже на предыдущее, но разница в том, что вам нужно будет не мычать, а петь гласные звуки вслед за мелодией и нотами. Начинайте с медленных партий, где изменение нот редкое и долгое, без резкой смены тесситуры, и постепенно пытайтесь исполнять все более сложные мелодические рисунки.

Скороговорки

Вокал – это так же и про дикцию. Тренируйте ее на скороговорках, особенно обращайте внимание на последние фразы и слоги, которые в привычной речи как бы проглатываются.

Как научиться петь в домашних условиях

Начните играть на инструменте

Разумеется, можно научиться петь, не играя на каком-либо другом инструменте, однако это будет гораздо менее эффективно и сложнее. Именно поэтому очень часто преподаватели по вокалу дают основы игры на пианино.

Самый простой вариант – это начать петь под гитару . Так вы научитесь слышать и слушать музыку и со временем разовьете свой музыкальный слух. Подобное обучение будет намного эффективнее, чем простое пение под минусовку.

Пойте чужие песни

Регулярно пойте под чужую музыку, которая вам хорошо знакома. Вслушивайтесь в то, что вы поете, и пытайтесь попадать в ноты вместе с вокалистом. Самый лучший вариант – любимая композиция, которая хорошо подходит вам по своему диапазону и исполняется певцом того же пола, что и вы. Так вы сможете избежать ситуаций, когда большая часть нот в песне просто не берется вами.

Уже позднее начните брать композиции с более широкими по диапазону вокальными партиями, и постепенно тренируйте свой голос брать нужные ноты. Таким образом, вы потихоньку начнете расширять свой голос.

Записывайте свой голос

В процессе пения под гитару или минусовку очень важно записывать свой голос. Так вы сможете услышать себя со стороны и понять, какие вещи вам даются сложнее, а какие – проще. Для этого подойдет любой микрофон, который может нормально и без артефактов записывать голос.

Если вы поете под студийную запись с вокалом – то попробуйте пустить дорожку с вами параллельно с дорожкой трека. Так вы услышите еще лучше, какие проблемы у вас есть и куда развиваться дальше.

Обратитесь к преподавателю

Все эти советы, безусловно, будут работать и принесут плоды, однако, чтобы научиться петь быстро и правильно – лучше всего обратиться к преподавателю. Каждый человек и голос уникален, и с ним требуется уникальная методика работы. Только тот, кто уже знает, как петь, сможет понять, что вам требуется и дать упражнения вместе с песнями и распевками для вокала .

Советы в этой статье помогут вам понять основы и специфику вокального мастерства, но чтобы по-настоящему освоить все тонкости, вам в любом случае потребуется грамотный преподаватель.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: