Как научится импровизировать на гитаре - OXFORDST.RU

Как научится импровизировать на гитаре

Как импровизировать на гитаре. Советы для начинающих гитаристов.

Импровизация на гитаре. О чем пойдет речь?

Гитарная импровизация – это одна краеугольных тем музыкального мастерства. На предмет этого вопроса было уже огромное количество разговоров, и почти каждый именитый гитарист имеет свое мнение по этому вопросу. И оно верно – ведь именно в импровизации и рождается музыка, именно импровизацией и было создано огромное число известнейших композиций.

Более того, на ней построено огромное количество представлений и шоу – в рок-музыке зачастую известные исполнители не переигрывают свои соло в живую, а придумывают какие-то новые, и некоторые из них становятся поистине легендарными. На импровизации построен целый жанр – джаз, который в корне отличается от всей остальной музыки.

И видя это, любой начинающий гитарист задастся вопросом – а сложно ли это? Надо быть честным – да, импровизация — это действительно непросто. Однако, это не настолько сложно, как говорят многие. Для простой игры не требуется огромных музыкальных познаний, пяти лет школы, и подобных вещей. Достаточно будет просто немного поработать головой и разобрать уже то, что вы и так знаете – однако, более глубоко. И тогда уже через пару дней тренировок на гитаре вы сможете играть свои первые импровизированные соло и сочинять свои песни!

Простые уроки для новичков

Без знания гамм и нот

Скорее всего, если сейчас вы читаете эту статью – то вы понятия не имеете, что такое гаммы, как их играть, а ноты для вас это вообще что-то невероятно зловещее, сложное и непонятное. Скажем честно – совсем без знания нот дела никуда не пойдут, однако – сюрприз – вы уже их знаете .

Аккорды. Весь секрет именно в них. По факту обозначения аккордов – это те ноты, от которых они строятся. То есть A – обозначает ноту Ля, плюс дополнительные два звука, терция (малая или большая) и квинта. Это третья и пятая ступень от ноты Ля, но даже эта терминология вам не понадобится.

Небольшой экскурс в теорию.

Он не будет очень сложным, но будет крайне полезным для вашего развития. Итак, нот всего 12. Это семь полных – до (C), ре (D), ми (E), фа (F), соль (G), ля (A) и си (B), плюс еще пять промежуточных – обозначающихся с так называемым «Диезом». Промежуточных нот пять, потому что их нет между Ми и Фа, а также Си и До.

Между полными нотами идет промежуток в так называемый тон – на гитаре это два лада. То есть между всеми перечисленными семью звуками расстояние будет в два лада – кроме, соответственно, Ми и Фа, и Си и До – в данном случае промежуток будет один лад.

Теперь возьмите гитару и зажмите аккорд E – Ми. Теперь не меняя позицию сдвиньте его на один лад вверх – то есть теперь зажатие струн будет происходить на втором и третьем, а не первом и втором. А на первом поставьте баррэ. Что получилось? Правильно – аккорд F. Теперь всю позицию сдвиньте на два лада – то есть на третий. Вы поставили аккорд G.

И это работает со всеми остальными позициями. Если вы сдвинете Am на два лада и поставите баррэ на втором, то выйдет аккорд Bm. И так далее.

Это называется «аккордовые формы», и оно работает со всеми позициями, которые вы ставите, когда играете так называемые аккорды для начинающих. Если вы сумеете выучить эту вещь – то вам откроется огромнейший простор для импровизации аккордами.

Более того, все септаккорды, все трезвучия с повышенными ступенями, также подчиняются этому правилу. Поэтому первое, что стоит выучить для того, чтобы сочинять собственные песни – это именно формы аккордов. Это также поможет вам и выучить ноты на грифе – просто смотрите на то, как называется трезвучие, и обращайте внимание на то, какая струна при игре звучит самой первой – и именно это и будет нота.

Пентатоника – это просто!

А вот для этого уже придется немного подучить, что же такое гамма, поскольку без нее понять, что такое пентатоника нельзя. Опять же, это будет не очень тяжело, поскольку основную суть можно понять из предыдущего раздела.

Итак, мы знаем, что все ноты разделяются между собой тоном или, в двух случаях, полутоном. По сути своей гамма представляет из себя последовательность идущих друг за другом нот, выстроенных в определенном порядке. Самая первая нота в гамме называется тоникой.

Гамма До-мажор

Мажорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.

То есть мажорная гамма До выглядит вот так:

До – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.

Гамма Ля-минор

Минорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

В этом случае возьмем минорную гамму Ля:

Ля – си – до – ре – ми – фа – соль – ля.

Каждая из нот, которая используется в гамме, называется ступенью – всего их восемь. Это классическое правило, от которого и отходит пентатоника. В пентатонике нот пять – поскольку в ней отсутствует две ступени. В мажорном случае это четвертая и седьмая, в минорном – вторая и шестая.

Пентатоника До-мажор

То есть для того, чтобы построить пентатонику, вам надо просто убрать из гаммы две ноты.

В такой ситуации пентатоника от До-мажора выглядит так:

До – ре – ми – соль – ля – до

Пентатоника Ля-минор

От Ля-минора так:

Ля – до – ре – ми – соль – ля.

Поэтому для того, чтобы построить пентатонику, следует просто понимать, какую ноту на грифе вы сейчас играете, подобрать к этой ноте гамму – что очень просто, если действовать по схеме – и после этого убрать из нее нужные ступени. Конечно, это потребует времени, однако это просто необходимо для рок-импровизации, а также для решения вопроса – как играть красивые соло на гитаре.

Джазовая импровизация на гитаре

А вот тут все гораздо сложнее. Дело в том, что джаз играется очень своеобразно – там практически никогда не применяются стандартные аккорды, их расширяют при помощи поднятия ступеней и добавления дополнительных нот. Именно поэтому важно начать с классических джазовых стандартов. Вы можете не учить ноты и гаммы, однако стоит посмотреть уроки – как они строятся, на чем вообще базируется джаз. И только тогда вы сможете комфортно импровизировать.

Блюзовая импровизация на гитаре

По сути, весь блюз построен на пентатониках. Для освоения импровизации в этом направлении вам поможет раздел выше, где подробно рассказано, как она строится, и на чем базируется. Однако стоит также посмотреть определенные блюзовые стандарты, под которыми подразумеваются аккордовые последовательности, приемы и характерные ритмические рисунки.

Импровизация на гитаре – все, что нужно знать

Но ведь начало статьи обещало, что теории будет по минимуму! И верно – на этом мы закроем эту тему. Сейчас мы дадим несколько советов для начинающих, которые можно применять и при игре красивыми переборами, и соло-партий, и аккордовых позиций.

Играйте больше, учите больше

Именно так. Все очень просто – чем больше вы сами играете и слушаете, чем больше учите произведений – тем больше становится ваш музыкальный запас. Это как со словарем – если вы много читаете, то и ваш лексикон будет гораздо шире. Поэтому занимайтесь каждый день, и учите как можно больше песен.

Разбирайте каждую композицию

Однако просто заучивать текст композиции недостаточно. Гораздо эффективнее будет, если вы станете разбирать их. Почему на этом месте стоит такой аккорд? Почему в соло сыграна эта нота? Начиная отвечать себе на эти вопросы вы не только будете пополнять свою голову музыкальными фразами – вы начнете понимать, как музыкальная кухня работает. Это очень важно для грамотной импровизации – поскольку именно так лучшие ходы будут откладываться в голове, и потом вы невольно сами начнете, их применят на практике. Запоминайте каждый услышанный ход, увеличивая для себя количество фраз и интонаций.

Начинайте с простого

Ингви Мальмстин, каким бы гением он ни был, не сразу начал играть теппингом и свипом. Ни один гитарист не начинал осваивать сразу сложные вещи. Начинайте с простого – с простых переборов, аккордов и сольных пассажей. Именно так – переходом от простого к сложному – и происходит рост. Постепенно вы сможете сыграть все более замысловатые мелодии, а сейчас попробуйте что-то простое.

Например, простые переборы на гитаре схемы для которых представлены на этом сайте. Еще прекрасно подойдут композиции группы Blackmore’s Night, или вообще классические произведения.

Для отработки соло и начала импровизаций подойдут песни AC/DC, например, или же композиции команд Offspring и Green Day.

Аккордовые же песни можно найти на этом сайте – просто возьмите обычный трек с трезвучиями для новичков.

Больше слушайте

Каждый уважающий себя музыкант должен не только играть – но и еще слушать. Слушайте больше музыки, самых разных направлений – от рэпа до тяжелого метала. И главное – вслушивайтесь в то, как в них устроены композиции, как звучат инструменты. Запоминайте это и потом пытайтесь повторить на грифе инструмента. Таким образом, вы пассивно расширяете свой музыкальный словарный запас. Мелодии откладываются у вас в подкорку, и потом в процессе импровизации обязательно проявят себя.

Чаще подбирайте песни на слух

Основа импровизации – умение слышать не только себя, но и других. В какой тональности играет, басист или второй гитарист? Какой аккорд сейчас можно обыграть? А какая нота хорошо зазвучит в данном случае? Это все развивается только с тренировкой слуха. А развить его можно только одним способом – подбором мелодий. Поначалу это будет, скажем честно, очень тяжело – но потом, постепенно, слух будет улучшаться, и весь процесс станет быстрее.

Учите теорию

Да, импровизировать без знания теории возможно. Да, это будет получаться, и даже в определенный момент – легко. Но когда? Через пять лет непрерывной игры на слух? Или через шесть? Теория значительно упрощает этот вопрос – вы просто будете знать, что надо сыграть в тот или иной момент, без каких-либо сомнений. Вы будете знать, как строятся аккорды, и вы будете знать вообще все способы каким бы то ни было образом разнообразить вашу музыку. Обязательно учите музыкальную теорию, если хотите стать кем-то большим, чем просто обычным дворовым гитаристом.

Читайте также  Что мне дала музыкальная школа? исповедь мученика…

Как научится импровизировать на гитаре

Если вы читаете эту статью, значит, хотите достичь в музыке чего-то большего, чем играть ля-минорную последовательность по кругу, а посему, вы должны быть готовы потрудиться. Импровизация – серьёзный шаг в освоении гитары, который откроет новые горизонты в музыке, но следует помнить о том, что быстрого пути в этом деле нет. Будьте готовы уделить занятиям много времени и запаситесь терпением, только тогда вы сможете добиться успеха.

С чего начать?

Итак, что вам понадобится для того, чтобы научиться импровизировать на гитаре? В первую очередь, конечно же, сама гитара. Акустическая или электрогитара – большого значения не имеет, отличаться будет только материал, который вам придётся изучать (но не полностью), и то, что вы будете играть в итоге. В силу отличий акустической гитары от электронной, отличаются и приёмы игры, кроме того, там, где идеально вписалась бы акустика, электрогитара будет просто неуместна.

Но это не значит, что, если вы хотите, к примеру, играть хэви, необходимо выбросить свою акустику и бежать за электрогитарой.

Научившись импровизировать в одном стиле, вы без труда освоите другой. Главное – овладеть базовыми принципами. В первую очередь необходимо освоить основные гаммы. Для начала можно ограничиться пентатониками. В пентатонике, в отличие от обычных ладов, не бывает полутонов, в связи с этим в такой гамме всего 5 звуков. Для того чтобы получить пентатонику, достаточно убрать из обычной гаммы ступени, которые образовывают полутон. К примеру, в до мажоре это ноты фа и си (4-я и 7-я ступени). В ля миноре убираются ноты си и фа (2-я и 6-я ступени). Пентатонику легче освоить, в ней проще импровизировать, и она подойдёт для большинства стилей. Конечно же, её мелодика не такая богатая, как в других тональностях, но для начала она подойдёт идеально.

Нужно постоянно пополнять свой запас, кроме гамм, музыкальными фразами – разучивайте стандартные фразы, учите соло из любимых песен, выучите всевозможные клише, просто слушайте и анализируйте музыку. Все это станет основой, которая в дальнейшем поможет вам чувствовать себя свободно и уверенно во время импровизации. Кроме этого, важно развивать чувство ритма и гармонический слух.

Для развития гармонического слуха можно дополнительно заняться сольфеджио, петь двухголосные диктанты. К примеру, можете играть гамму до мажор (или любую другую, подходящую под ваш голос) на гитаре, а петь при этом на терцию выше. Также попросите кого-то из друзей играть или ставить заранее записанные аккорды вам в произвольном порядке. Вашей целью в этом случае будет определение аккорда на слух. Для развития чувства ритма подойдёт повторение всевозможных ритмических рисунков. При этом не обязательно играть – можете просто хлопать или простукивать.

Шаг 2. От слов к делу

Обучаясь импровизации, важно не только иметь богатый арсенал гамм и музыкальных фраз, но и постоянно играть. Грубо говоря – для того чтобы научиться импровизировать на гитаре, необходимо импровизировать. Можно, к примеру, включить любимую песню и, подстраиваясь под музыку, пытаться сымпровизировать собственное соло, при этом необходимо слушать себя, анализировать, вписывается ли ваша игра в общую картину, в том ли ритме вы играете, в той ли тональности.

Не бойтесь ошибаться, это неотъемлемая часть обучения, более того, даже опытные гитаристы часто ошибаются во время импровизации. Можно не только играть под песни, но и записывать собственную последовательность в одной из тональностей и импровизировать под неё. Не ставьте перед собой невыполнимые цели, работайте в тех тональностях, с которыми вы уже знакомы.

Последовательность не должна быть сумбурным набором аккордов, она должна звучать, и желательно хорошо звучать. Но и слишком сложное придумывать также не стоит. Если вы увлекаетесь рок-н-роллом или блюзом, можете попробовать нижеуказанную последовательность: тоника-тоника-субдоминанта-субдоминанта-тоника-тоника-доминанта-субдоминанта-тоника-доминанта. Выглядеть это будет примерно так (для примера использована тональность до мажор):

Можно несколько изменить ритмический рисунок, для того чтобы последовательность звучала лучше. К примеру:

И так далее. Можете попробовать свои варианты ритмического рисунка. Главное – сохранять последовательность аккордов и вовремя делать переходы между ними. Эта последовательность хороша тем, что она простая, легко воспринимается на слух и под неё легко импровизировать. Кроме того, в неё хорошо впишутся такие приёмы, как «подтяжки», «хаммер-ап» или «пулл-офф», «скольжение», «вибрато», и многие другие приёмы, характерные для рок-музыки.

Также не помешало бы записывать все то, что вы играете. Это поможет более глубоко проанализировать свою игру, обратить внимание на ошибки, которых вы раньше не замечали.

Вот, собственно, и все. Изучайте основы, играйте, будьте терпеливы, и у вас обязательно все получится.

Рок импровизация

В категории Рок импровизация Вы можете найти статьи и уроки по практическому применению импровизации в стиле Рок. Так же здесь публикуются теоретические материалы, которые призваны научить Вас самостоятельно импровизировать на электрогитаре. Посещая раздел Рок импровизация, Вы изучите фразы известных гитаристов и с помощью них, научитесь импровизировать на электрогитаре самостоятельно.

В этом уроке объясняется принцип и правила обращения музыкальных интервалов. В рок-импровизации обращение интервалов — это неотъемлемая часть исполнительского искусства.

В этом уроке рассмотрим 8 способов использования открытых струн при игре аккордов. Аккорды с открытыми струнами мы будем играть как в ритм-партиях, так и при исполнении арпеджио и простых мелодий.

Этот урок поможет Вам создать танцевальные рок-соло. Изучив его, Вы сможете добавить в соло больше музыкальности и мелодичности, чем непременно заставите своего слушателя двигаться в такт.

В сегодняшнем уроке рассмотрим 2 композиторских приема, которые используются в музыке любых жанров, — остинато и педальный тон. Предлагаю рассмотреть 10 упражнений с табами, нотами и аудиоприложением.

Урок рок-импровизации для гитаристов с теорией и практикой. Здесь Вы найдете ноты, табулатуры, аудиоприложение и практические советы для улучшения навыков рок-импровизации.

Цель данного упражнения – помочь вам лучше разобраться в расположении нот гамм на грифе. Поэтому каждое арпеджио построено исключительно на нотах гаммы А минор.

Каждый, кто хочет стать хорошим гитаристом, должен в первую очередь научиться исполнять бенды и вибрато. Обязательно изучите этот урок.

Продолжаем публиковать различные студийные гитарные трюки и фишки. Табы, ноты и аудиоприложение прилагаются к каждому примеру.

В этом уроке рассмотрим 5 трюков для электрогитары, которые помогут Вам сочинить интересные ритмы и аранжировки для электрогитары.

В этом уроке мы поговорим об арпеджио add-2, основанном на мажорном трезвучии. Здесь представлены 4 упражнения с табулатурами для гитары.

В этом уроке Вы научитесь импровизировать в конкретной позиции на грифе гитары. Будь то соло, ритм или мелодия. В уроке представлены 9 упражнений с аудиоприложением.

В этом уроке Вы научитесь импровизировать джазовое соло на фоне сложных аккордовых гармоний. Табы и аудиоприложение в различном темпе прилагаются к уроку.

Чтобы научиться импровизировать на гитаре в стиле рок, для начала Вам нужно уметь создавать синкопированные фразы из стандартных пентатонических последовательностей.

В этом уроке Вы изучите примеры соло на основе мажорной гексатонической гаммы и попробуете сочинить свои собственные соло.

Продолжаем разбираться с мелодическими трансформациями. В этом уроке трансформацию применим не только к мелодии, но и к соло.

Чтобы обогатить свой арсенал гитарных фраз, изучите этот урок. Поняв суть арпеджио, вы сможете разнообразить свои соло и мелодии.

В сегодняшнем уроке я покажу Вам нестандартный подход к импровизации на гитаре. Табы, ноты и аудио-треки прилагаются.

В этом уроке рассмотрим 13 упражнений — вариаций японских пентатонических гамм. Вы познакомитесь с гаммой Хирайоши и ее пятью вариациями.

Сегодняшний урок посвящен двухаккордовой импровизации в дорийском ладу. 4 упражнения с табами и аудио.

В этом уроке рассмотрим соло в духе Джими Хендрикса. Ноты, табулатуры и видео к соло прилагаются.

Девять фраз, которые мы рассмотрим сегодня, относятся к самым важным элементам языка рока. Разберите их подробно – они вам точно пригодятся.

В этом уроке Вы узнаете, как грамотно украсить соло проходящими хроматическими нотами.

Незаслуженно забытый аккорд типа sus2, который так часто встречается в композициях Джими Хендрикса. Его прозвали «хендриксовским аккордом».

Сегодня мы поговорим о том, как можно обыгрывать доминантсептаккорды. Я покажу вам, как пользоваться гаммами, в состав которых входят диссонансные ноты.

В этом уроке предлагаю разучить стандартные гаммы нестандартным способом, а именно, играть их через струну. Так Вы сможете запомнить ноты, входящие в гамму.

Несколько советов о том, как можно легко разобраться в множестве гамм. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Подробный урок о построении аккордов с «дьявольским» звучанием. Схемы, формулы построения и диаграммы аккордов прилагаются.

Арпеджио – прекрасный инструмент в арсенале гитариста, позволяющий создавать гармонически богатые мелодии. В этом уроке Вы научитесь играть и применять арпеджио.

Создание и использование пауэр-аккордов. Составление аккордовых последовательностей и использование их при написании собственной песни.

Видоизмененная Ля-минорная пентатоника Адриана Галиша. Этот импровизированный способ можно применить к любой пентатонике в любой позиции.

В этом небольшом уроке Вы найдете диаграммы аккордов и обращений, активно используемых при рок импровизации на электрогитаре.

Что же вообще такое эта рок-импровизация? В нашем курсе Гитаршколы под ней мы будем подразумевать некий фрагмент музыкального произведения, в котором на переднем плане звучит мелодическая партия электрогитары. Так же рок-импровизацию можно назвать подругому — гитарное соло.

Как научиться импровизировать на гитаре. не привлекая внимание санитаров. Часть 2

Привет, гитарМЕНЫ и гитарВУМЕНЫ!

В этой Части 2, я поведаю вам больше об импровизации, как таковой, а также поделюсь несколькими практическими «фишками», которые могут дать понимание того, с чего можно начинать свои импровизационные потуги.

П.С. Если ты еще не читал мою предыдущую статью Как научиться импровизировать на гитаре… не привлекая внимание санитаров. Часть 1 — рекомендую сначала ознакомиться с ней.

Итак, я разделяю импровизацию на гитаре (да и любом другом музыкальном инструменте) на аппликатурную и ментальную .

Читайте также  Виды гармоней, или, чем различаются хромка и черепашка?

Аппликатурной импровизацией я называю игру на основе заученных фраз, фрагментов, гамм, секвенций, арпеджио. То есть, грубо говоря, вы учите тысячу разных кусков, в определенных тональностях, а потом просто переставляете их местами в произвольном порядке и получается импровизация. Таким, образом, ЧТО ИГРАТЬ — тебе диктуют твои пальцы, и ты лишь умело комбинируешь фрагменты и создаешь из них цельную картину. Это немного упрощенное объяснение, но суть, надеюсь, ты уловил.

Ментальной импровизацией, я называю, придумывание мелодии (аккомпанемента, соло) в голове и затем перенос этого «в голове» на гитарный гриф.

В чем же здесь разница? Допустим, ты выучил гамму минора, пентатонику, несколько «ликов» и секвенций и пробуешь импровизировать, комбинируя и переставляя местами эти фрагменты. Через некоторое время, ты обнаружишь, что ты начинаешь повторяться. Твоя импровизация становится однообразной и крутится вокруг одних и тех же пассажей и ходов. Логичным решением будет экстенсивное увеличение количества выученных фрагментов. Ты можешь «снять» тысячу известных соло, выучить тысячу песен, но все равно, рано или поздно, ты придешь к выводу — «опять повторяюсь».

Другое дело ментальная импровизация. Когда ты придумываешь музыку в голове, напеваешь ее, у тебя нет никаких границ и шаблонов. В отличие от привязки к пальцам, которые привыкли бегать по заученным схемам, твоя фантазия — безгранична. Стремись придумывать музыку в голове, а потом переносить ее на инструмент, но не наоборот.

Но, это не значит, что аппликатурная импровизация — это плохо. В любом случае, чтобы перейти к ментальной импровизации, нужно очень хорошо развить музыкальный слух и музыкальное чутье. На это могут уйти годы. И не исключено, что ты придешь к ментальной импровизации через аппликатурную, играя множество композиций, тем самым расширяя свои границы.

Ментальная и аппликатурная импровизация дополняют друг друга. Нельзя, скорее всего, развивать что-то отдельно, например, играя гамму, сказать, что ты развиваешь только аппликатурную импровизацию. Ведь слух тоже оттачивается в это время. Но, все же, я дам тебе несколько советов, которые будут делать акцент на том или ином типе импровизации.

Импровизируй напевая. Включи любую песню, а еще лучше зайди на YouTube, введи «backing track», выбери тональность, например «backing track a minor» и пробуй сочинять какие-то фрагменты ГОЛОСОМ. Придумай несколько коротких фраз, которые тебе самому (самой) будут нравиться и запиши их на диктофон. Затем прослушай запись и попробуй сыграть на гитаре то, что ты спел. Это будет самое лучшее упражнение для развития твоей ментальной импровизации. Тренируясь таким образом, ты можешь заметить, что то, что ты придумал, не так просто сыграть. Я часто, придумываю то, что потом не могу сыграть ))) Но это прекрасно. Ты будешь применять новые для себя приемы, и развивать свое музыкальное мышление, подтягивая технику. ИМПРОВИЗИРУЯ АППЛИКАТУРНО, ты НИКОГДА не сыграешь то, что находится за пределами твоей техники. А импровизируя голосом, то есть МЕНТАЛЬНО, ты можешь придумать что-то такое, что потом будешь пытаться сыграть месяц, но это будет что-то уникальное.

Не используй много средств. Многие из нас к моменту «прихода» к импровизации уже знают и играют множество музыкального материала. Раз ты читаешь эту статью, скорее всего ты уже знаком с диатоническими ладами, гаммами, арпеджио, секвенциями, пентатоникой, различными пассажами из знаменитых соло и т.д. И вот ты такой берешь эту всю огромную кучу знаний, начинаешь играть много нот. Они подходят, все в тональности, но обнаруживаешь, что все это просто набор нот. В них нет идеи, они не выстраиваются в какие-то логичные и стройные формы. Это может происходить по разным причинам, но одна из них — ты не знаешь, за что хвататься. Слишком много средств выражения ты пытаешься применить. Представь себя эдаким поваром на огромной кухне, где у тебя несметное количество ингредиентов, приправ, всяческих специй. Ты кидаешь все это в суп и получается каша! Остановись, послушай, что ты играешь. Прочувствуй. Возьми минимум: соль и перец — и попробуй сделать что-то вкусное.

К примеру, ты хочешь импровизировать в тональности Ля минор. Не набрасывайся, не играй сразу много нот, а возьми всего две(!) ноты — Соль и Ля (они входят в тональность Ля минор) на 4-й струне. И попробуй создать какой-то рифф, всего лишь на этих двух нотах.

Включи «backing track», и играй эти две ноты разными ритмическими рисунками. Комбинируй четверти, восьмые, триоли и шестнадцатые длительности. Получается? Если нет — послушай начало песни «Can’t stop» от Red Hot Chilli Peppers. Там всего две ноты, но какой сочный и узнаваемый рифф!

Когда тебе удалось придумать несколько «качевых» мелодий-риффов на этих двух нотах (важно, чтобы это были именно осмысленные, приятные на твой собственный слух мелодий, а не просто «тыкание» нот), добавь еще одну ноту, например До, на 3-й струне.

Теперь попробуй создать несколько риффов на 3-х нотах. И так, постепенно, добавляй по одной нотке. Это научит тебя обходится малыми средствами для достижения больших целей ) Большинство крутых и знаменитых риффов написаны всего на нескольких нотах. Вспомни, хотя бы «Personal Jesus». Начинай свои импровизации с сочинения риффов. На мой взгляд, это самый простой и эффективный способ развить «сочинительство» и как следствие – качественную импровизацию.

Мысли интервалами. Все мы знакомы с музыкальными интервалами. Если не знаком – выучи их наконец, пожалуйста ) Есть интервалы, которые имеют яркую эмоциональную окраску, например тритон, малая терция или большая септима. Но, есть интервалы, которые имеют, если так можно выразиться, нейтральную окраску. Это октава, квинта и кварта. С них и начнем. Обрати внимание на рисунок ниже.

Очень круто использовать в своих импровизациях обыгрывание той или иной ноты с интервалами от нее. Например, мы работаем все в той же тональности Ля минор. Начни свой рифф с ноты Ля на 7-м ладу 4-й струны и затем попробуй комбинировать ее с квинтой (Ми), квартой (Ре) и октавами вверх и вниз. Используя и комбинируя эти ноты с тоникой Ля, ты гарантированно получишь яркие и гармоничные фразы. После того как ты научишься качественно импровизировать с вышеуказанными «нейтральными» интервалами, пробуй другие: терции, сексты, септимы и т.д. Это добавит твоей музыке эмоциональные вкрапления, своего рода СПЕЦИИ.

Видоизменяй фразировку. Сыграй (придумай) простой «лик» на основе пентатоники в тональности Ля минор. Например, что-то подобное (рис. ниже)

Теперь, возьми и сделай «подъезд» к первой ноте с помощью слайда. Дальше, сыграй то же самое, но, например, последнюю ноту Ми (подтяжка на 10-м ладу) замени на ноту Ля — тонику. И так далее. Играй каждый повтор с небольшим изменением. Ты можешь заменить какой-то хамер-он —подтяжкой, сыграть вместо одной ноты — несколько на той же высоте и так далее. Этот метод, назовем его «ФРАЗИРОВКОЙ», заключается в том, что ты берешь за основу какой либо музыкальный фрагмент и пытаешься его слегка видоизменить. Это будет отлично тренировать твой слух, мышление и как следствие импровизацию. Ты можешь делать то же самое с известными соло. Бери куски соло своих любимых групп и пытайся их менять нота за нотой. У тебя обязательно получится что-то стоящее. Я в тебя верю!

Импровизация — вещь тонкая, сложная. Она похожа на написание стиха. Чтобы писать хорошие стихи, нужно много читать, изучать стихотворные размеры, и обязательно ПИСАТЬ СТИХИ самому. Пробовать, ошибаться и опять пробовать. То же самое и с игрой на гитаре. Играй много чужого, изучай теорию, придумывай свое. Так, шаг за шагом ты придешь к вершинам этого искусства. И не нужно расстраиваться, если у тебя сразу не получатся импровизировать. Импровизация как коньяк и женщина, с годами становится лучше )))

ГИТАРА – УЧИСЬ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ

Урок 2 >>>

Итак, для того, чтобы наша импровизация стала более разнообразной и богатой, внесём некоторые дополнения. Вначале разучим ещё один шаблон – для того чтобы расширить диапазон и иметь возможность солировать, в разных позициях на грифе. Затем освоим новые техники и поговорим о принципе внедрения новых нот.

Рассмотрим Шаблон No2:

Данный шаблон начинается с пятой струны. Шестую струну мы не играем. Посмотрите видео, а затем сыграйте несколько раз и запомните этот шаблон. Неважно с какого лада гитары вы начинаете (можете например начать с 3-го, так как показано в видео).
Обратите особое внимание на пальцы левой руки. В данном случае первая нота на второй струне играется вторым пальцем! Если привыкните играть неправильно, потом будут проблемы со скоростью.

Итак, перед тем, как переходить к следующей части урока, убедитесь, что вы свободно играете ноты данного шаблона в порядке последовательности, а так-же в обратном порядке.
А теперь посмотрите на расположение нот на пятой струне гитары:


Как и на шестой струне, с 12-го лада последовательность повторяется.
Так как Шаблон No2 начинается с 5-й струны, ноты на этой струне тоже стоит запомнить. Запоминать лучше по порядку, от начала струны. Сразу зубрить не обязательно, ноты запомнятся сами собой в процессе их применения. Больше шаблонов и нот не будет. Для игры соло этого достаточно. Если вы не собираетесь становиться Джимми Хендриксом или играть сложные джазовые импровизации – большего не нужно (хотя, в дальнейшем я планирую разместить на сайте курсы и с более прогрессивным материалом).

А теперь выполните следующее задание:

Используя Шаблон No2, поиграйте с приведённой ниже песней “Sultans Of Swing“, группы Dire Straits. Тональность песни – Dm (соответственно, начните с 5-го лада 5-й струны). Работайте так же, как и с первым шаблоном; вначале играйте ноты по порядку, пытаясь удерживать ритм, затем выберите четыре ноты из середины шаблона, затем ещё четыре и т.д. Когда почувствуете, что материал усвоен, переходите к следующей части урока.

Sultans Of Swing (Dire Straits):

ДРУЗЬЯ! ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ НАС. ПОЖЕРТВОВАВ ЛЮБУЮ СУММУ, ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА И ПОМОЧЬ САЙТУ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. СПАСИБО.

ПОЖЕРТВОВАТЬ!

А теперь давайте возьмём другую песню, например – “Hotel California“. Посмотрите как можно соединить два шаблона пентатоники при импровизации (Шаблон No1 + Шаблон No2):

*Примечание к видео: В оригинале, песня “Hotel California” исполняется в тональности Bm, но мне пришлось немного изменить частоту звука, так как после публикации, видео блокировалось системой Youtube, из за закона об авторских правах. Плейбек-же, приведённый ниже – дан в оригинальной тональности, так, чтоб несоответствий не возникало.

Итак, как вы видели, я импровизировал сразу в трёх позициях, используя два наших шаблона. Как я уже говорил, песня Hotel California написана в тональности Bm (кстати, если вы затрудняетесь найти тональность какой-либо песни, просто напишите запрос в поисковике интернет-браузера). Нота В находится либо на втором ладу пятой струны (используем шаблон No2), либо на седьмом ладу шестой струны (используем шаблон No1), либо на четырнадцатом ладу пятой струны (шаблон No2). При импровизации я соединил все эти три позиции. Начал со 2-го лада, затем перешёл на 7-й, а затем на 14-й, меняя шаблоны:

Читайте также  Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке?

Как видите, применив всего два несложных шаблона, можно задействовать практически весь гриф. И не надо забивать себе голову кучей ненужной информации, заучивая десятки разных позиций. В последующих курсах я расскажу о принципе параллельных тональностей и покажу как можно, используя всего пару несложных шаблонов, импровизировать с любым аккомпанементом, используя абсолютно весь гриф гитары.

А теперь попробуйте сами поиграть с песней Hotel California. Нажмите плей и начните импровизацию в тональности Bm. Используйте два шаблона. Если у вас электрогитара, добавьте позицию после 12-го лада.

Hotel California:

Надеюсь что у вас получилось. А теперь, домашнее задание:

Домашнее задание:

Играть в двух (или более) позициях, используя два шаблона пентатоники, со следующими композициями:

1Black Magic Woman” (Carlos Santana) – Тональность Dm : (Шаблон 1 = 10-й лад, Шаблон 2 = 5-й лад + 17-й лад)

2 Rock’n Roll Style Guitar Backing Track – Тональность G : (Шаблон 1 = 3 + 15-й лад, Шаблон 2 = 10-й лад)

* Примечание: Если ваша гитара классическая или акустическая с “закрытой” обечайкой и у вас нет возможности играть в позициях выше 12-ого лада, пока играйте в одной позиции вместо двух, или в двух позициях вместо трёх (в зависимости от тональности). Вы также можете начинать данные шаблоны от открытых струн в тональностях Е и А). В этом случае, вместо четвёртого пальца, играем третьим, а вместо второго первым. Вместо первого пальца – открытая струна:

Надеюсь, что материал данного урока усвоен. После работы с плейбеками, переходите к следующему уроку.

Уроки guitar.ru

С легка погрузившись в искусство импровизации, вы уже способны на некоторое ее подобие. Но это скорее спонтанное извлечение нот и отрывков фраз, не связанных друг с другом единым смысловым зерном. Это всего лишь зачатки вашего будущего стиля. И скорее всего, на данном этапе ваши пассажи очень однообразны, местами даже надоедливы. Это проблема многих гитаристов. Тех, кто не знает, как разнообразить свою игру, привнести в нее новые элементы, пожалуй даже больше, чем тех, кто не знает, как вообще начать импровизировать.

Что ж, есть совет и он довольно прост – играйте! Играйте соло ваших любимых гитаристов, тех, кто однажды побудил вас взять гитару в руки. Это действительно работает. С каждым новым пассажем ваша техника будет становиться все лучше, а запас оригинальных фраз расти. А если вы попытаетесь вычислить составляющие хорошей импровизации, то поймете, что это они и есть – хорошая техника и огромный арсенал всевозможных пассажей и паттернов.

А теперь вспомните предыдущий урок. Я говорил, что для качественной импровизации необходимо как можно меньше умственных ресурсов бросать на технические аспекты игры. В тот раз я советовал пользоваться переменным штрихом, потому что он в полной мере соответствует этому требованию.

Все верно, но лишь для технической составляющей. Что касается заранее заученных заготовок, то здесь вы можете дать волю фантазии и своим желаниям. Используйте свип, экономичную технику, тэппинг в перекрестном положении рук и вообще все, что только сможете придумать. Но оно действительно должно быть заучено назубок, сыграно сотни раз, ведь правило «Мозг думает только о музыке!» действует и здесь. Действует, потому что вам не нужно думать о том, как сыграть арпеджио, которые вы уже сыграли триста семьдесят три раза.

Итак, подводя небольшую черту, повторю еще раз – играйте как можно больше. Вот несколько имен, имеющих вес в мире электрогитары. Композиции этих гитаристов помогут вам выбраться из тупика банальных, затасканных фраз, в который многие начинающие гитаристы, как бы они того не хотели, все равно попадают. Joe Satriani, Eric Johnson, Gary Moore, Zakk Wylde, Buckethead, Paul Gilbert – у каждого из них свой неповторимый стиль и техника. Если вы любитель акустической гитары – послушайте и попробуйте повторить треки Tommy Emmanuel.

А теперь продолжим тот разговор о пентатонике, что мы начали в предыдущей части. И здесь нельзя ни упомянуть хроматические ходы. Довольно часто, играя в быстром темпе, не хватает количества сыгранных нот для того, чтобы завершить такт. Тут хроматика приходит на помощь. Просто играйте промежуточные ноты, не входящие в пентатонику и они будут звучать вполне приемлемо (не во всех стилях музыки, само собой), а порой даже мощно и подчеркнуто тяжело. Это может придать разнообразия вашей игре. Или же наоборот, превратить ее в сумбурную кашу, а потому старайтесь каждый раз думать, прежде чем прибегнуть к хроматическим ступеням. Разумеется, такое оригинальное дополнение к вашему стилю требует тщательной отработки и в конечном итоге может стать одним из ключевых его моментов. Быть может, именно по специфичным хроматическим пассажам спустя несколько лет фанаты будут узнавать ваши записи даже с закрытыми глазами…

Кстати, что касается стиля игры – он требует отдельного времени на отработку. Вы уже уловили идею о хроматике, но ведь можно вообще ее не использовать. И это станет вашим стилем – подчеркнуто-строгое следование диатонике, порой даже навязчивое, но всегда уместное и «с огоньком». Стилем, от которого будет замирать сердце, а музыкальные каноны классической школы выйдут на первый план. Поверьте, это может быть сложнее, чем разбавить пассаж хроматическими ступенями.

Но вернемся к импровизации. Одним вполне хватает пентатоники, они каждый раз находят в ней что-то новое и очень редко повторяются. Другим же, и это естественно, хочется добавить в свою игру мелодики, свойственной семиступенным ладам. У каждого из них свой неповторимый оттенок, свой вкус, цвет, запах. Как вам известно, существует семь средневековых ладов. Три мажорных, три минорных и локрийская гамма. Последняя в качестве тонального трезвучия имеет уменьшенный аккорд и вряд ли может представлять какое-либо практическое применение. Зато остальные шесть… О, да! Бесконечный источник всевозможных музыкальных идей, от загадочных космических интерлюдий в лидийском ладу, до темных, сверхтяжелых риффов во фригийском, вам гарантирован!

Однако обо всем по порядку. Ионийский или натуральный мажор – первый лад, который вам следует выучить. Имеет эпическое, местами пафосное, но в целом просто позитивное звучание. Строиться по принципу ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН. Следом идет дорийский минор – самый светлый из миноров. Отличается от натурального шестой повышенной ступенью, которая и придает ему эту легкость. Строение: ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН. За дорийским минором расположился фригийский, на этот раз самый темный, что достигается понижением второй ступени по отношению к натуральному. Строение: ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН. Далее идет лидийский – самый светлый из мажоров и один из фаворитов Джо Сатриани. Я уже писал про его загадочность, а порой даже некую отстраненность, но это всего лишь слова. Если вы не слышали написанные в нем композиции, то вряд ли поймете, о чем я говорю. Вам действительно стоит взять на вооружение лидийский лад и пользоваться им почаще. Строение: ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН. После находиться миксолидийский, самый темный из мажоров. И если лидийский отличался от натурального мажора четвертой повышенной, то миксолидийский – седьмой пониженной ступенью. Честно говоря, я пока еще не до конца распробовал этот лад, возможно по этой причине я равнодушен, к трекам, написанным в нем. Мне он кажется слегка безвкусным, каким то прозрачным что ли, лишенным эмоций. Но это все лишь субъективное мнение и потому вам обязательно нужно его выучить. Строение: ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН. Далее следует эолийский или натуральный минор. Уверен он знаком каждому, ведь большинство рок баллад написано именно в нем. Строение: ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН. И наконец, локрийский – о нем я уже говорил, весьма неустойчивый. Да и вообще бесполезный и существующий скорее в теории лад. Если интересно, его строение следующее: ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН.

Как вы наверняка заметили, если были достаточно внимательными, светлые лады получаются при повышении ступеней (дорийский минор, лидийский мажор), темные соответственно при понижении (фригийский минор, миксолидийский мажор). Это две крайности, между которыми стоят натуральные (эолийский минор, ионийский мажор) лады. Если за основу взять минорную пентатонику, то любой из миноров получится, если добавить в нее вторую и шестую ступень, а мажор (само собой из мажорной пентатоники) получается при добавлении четвертой и седьмой ступени. Вот так, достаточно плавно, мы перешли к технической стороне импровизации в семиступенных ладах. Проще всего вам будет ориентироваться по пентатоническим боксам, разбавляя их время от времени необходимыми ступенями. Какими именно – это зависит от того, чего именно вы добиваетесь.

И напоследок пару слов о том, как научиться импровизировать в семиступенных ладах и при этом играть довольно быстро. Для этого вам понадобиться выучить боксы гамм, расположенные по принципу «три ноты на струне». Вы уже уловили идею? Нет ничего проще, чем играть легатные пассажи «по три ноты». Таких боксов семь – каждому ладу свой. Все вместе они представляют собой взаимосвязанную аппликатурную сетку на грифе гитары, изучение которой – огромный шаг для каждого гитариста. Но это уже не тема данного урока. Надеюсь у вас все получиться. Удачи!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: