Как научить взрослого играть на фортепиано? - OXFORDST.RU

Как научить взрослого играть на фортепиано?

Как научиться играть на пианино взрослому

Нередко бывает, что тяга к музыке проявляется уже в зрелом возрасте, когда, по всеобщему заблуждению «время уже ушло».

Можно ли научиться играть на пианино взрослому

Люди часто сомневаются в вопросе, можно ли научиться играть на пианино взрослому. Осуществить желание приобщиться к фортепианному искусству мешают убеждения в том, что ум взрослого человека не такой гибкий, как у ребенка, а также в том, что прогресс будет идти слишком медленно и хороших результатов, начав в позднем возрасте, добиться невозможно.

На самом деле, вопреки убеждению, научиться играть на пианино с нуля взрослому в чем-то даже проще чем ребенку. Зрелый человек имеет ряд преимуществ.

Во-первых, мотивация. Чаще всего ребёнок начинает занятия музыкой исключительно под строгим взором родителей, не проявляя совершенно никакой инициативы. Однако зрелый человек самостоятельно принимает решения и, если уж решил начать занятия, значит это действительно ему нужно.

Усидчивость и самодисциплина также очень важны, ведь приходится долгое время изо дня в день уделять достаточное количество времени практике, чтобы добиться результата.

И еще одно важное отличительное качество – абстрактное мышление. Понять музыкальные термины, структуру аккордов, или просто размер ритма (например, 6/4), взрослому значительно легче, чем ребенку.

Сколько времени уйдёт на обучение

Всё будет зависеть от двух критериев. Для начала, чего именно вы хотите добиться, играя на фортепиано? Научиться играть джаз, или классическую музыку, просто аккомпанировать или обыгрывать популярные мелодии? Научиться играть аккордами можно за полгода, но если серьезно осваивать любую из техник игры, нужно практиковаться во много раз дольше.

Второй критерий — это количество времени, которое вы готовы уделять музыке. Важно заниматься систематически, каждый день уделять этому хотя бы три четверти часа. В этом музыка очень напоминает спорт – нужно постоянно отшлифовывать навыки, иначе результата не будет.

С чего начать

Каждому, кто решил начать заниматься музыкой, нужен инструмент. Когда ребенок идет в музыкальную школу, все преподаватели в один голос трубят, что нужен хороший инструмент, или как минимум настоящее (не электронное) фортепиано, что бы пальцы привыкали к клавишам и динамике звука. Хорошая новость в том, что взрослому это не грозит. Чувствительность пальцев у большинства людей с возрастом пропадает, но ведь и в конкурсе Чайковского вы вряд ли собираетесь участвовать, поэтому на первое время подойдет практически любой синтезатор.

Пальцы и плечи действительно зажаты у большинства взрослых людей, но это отнюдь не значит, что путь к музыке заказан. Конечно, 90% людей начавших после 20 никогда не покажут виртуозной техники, но здесь есть один нюанс – виртуозная техника нужна только для участия в конкурсах. Действительно техничные композиции редко отличаются мелодичностью и используются в основном для демонстрации способностей узкой аудитории слушателей.

Где научиться играть на пианино взрослому

И вот, решение принято, новенький синтезатор в полной боевой готовности стоит возле дивана, а руки так и чешутся начать, но с чего именно нужно начать? Ведь детских музыкальных школ полно, но где научиться играть на пианино взрослому? Вот короткий список:

  • видеоуроки на ютуб;
  • самоучители типа «фортепиано для чайников»;
  • частные музыкальные школы;
  • репетитор;
  • ноты для начинающих.

Вообще, занимаясь самостоятельно, действительно можно добиться впечатляющих результатов, но с преподавателем это будет гораздо быстрее и проще. Например, при постановке кисти просто необходим человек, который будет периодически «бить по рукам», иначе рука останется зажатой, и при переходе на более сложные композиции её можно сорвать.

Взрослому человеку важно найти преподавателя, который сможет подобрать композиции для занятий в интересующем его жанре. С репетитором лучше сразу оговорить, что именно от него требуется. Но нужно учитывать главное: прогресс ученика зависит в большей мере от самостоятельных занятий, а репетитор, или преподаватель, нужен только чтобы направлять, но всё же он нужен.

Отвечая на вопрос, где можно научиться играть на пианино взрослому, более конкретно, хотелось бы порекомендовать нашу Школу Музыки.

Наши преподаватели – истинные мастера своего дела. Они помогут вам постичь искусство игры на фортепиано, начиная с самых азов, развить музыкальный слух и беглость пальцев.

Мы рады видеть наших учеников на занятиях с понедельника по воскресенье, с 10 до 22 часов.

Развиваться никогда не поздно. Есть множество примеров, когда люди, начавшие занятия в тридцать или даже в сорок лет, через какое-то время показывали фантастические результаты. Нет никаких рамок или ограничений, так что если появилось желание играть, не надо задаваться вопросами типа: «возможно ли научиться играть на пианино взрослому человеку» — просто попробуйте и на своем примере убедитесь, что это возможно.

Материалы по теме

Как выучить ноты на пианино самостоятельно

Когда-то музыкальное образование являлось необходимой частью воспитания детей, так как знания хотя бы основ игры на инструментах являлось чертой воспитанного и интеллигентного человека.

Как выучить ноты на пианино

Неопытным музыкантам бывает непросто. Хочется быстрее сесть и непринужденно начать играть любимую песню или что-нибудь красивое, но не получается играть даже ноты для новичков.

Как быстро научиться играть на пианино

Овладеть пользующимися популярностью инструментами за считанные недели – это какая-то вещь из области фантастики? Конечно нет! Эта статья поможет разобраться, как быстро начать играть на пианино и синтезаторе.

Уроки фортепиано для взрослых: особенности, схема обучения

Не правы те, то утверждает, что учиться нужно лишь в юном возрасте. Приобретать полезные навыки, узнавать что-то новое можно и в 30, и в 40, и в 50 лет. Всегда мечтали научиться играть на фортепиано, но родители решили, что Вам нужно быть врачом? Обожаете музыку и хотите покорить своих друзей неповторимым исполнением знаменитой мелодии? Самое время раскрыть свой потенциал.

С чего начать обучение?

Первым шагом на Вашем творческом пути станет поиск педагога. Найти соответствующее объявление в Интернете или газете не сложно. Рынок услуг пестрит разнообразными предложениями. Как не ошибиться?

При выборе своего будущего преподавателя ориентируйтесь на следующие моменты:

  • Резюме. Во-первых, оно должно быть. Объявления, типа «научу играть на пианино за две недели. Недорого!» стоит обходить стороной. Ответственный педагог обязательно предоставит информацию о своем образовании, квалификации и опыте;
  • Визуальный контакт. Многие музыкальные репетиторы выкладывают свои фотографии или ссылки на страничку с личным портфолио. Если этого нет, обязательно встретьтесь с педагогом, поговорите. Будущий наставник должен Вам понравится, и это не каприз. Вам придется провести с новым знакомым многие-многие часы, и чтобы не превратить их в пытку педагог должен быть приятен Вам, как человек;
  • Отзывы. Если Вы не являетесь первым подопытным репетитора, обязательно поинтересуйтесь мнениями его бывших учеников. Как правило, опытные педагоги сами стремятся создать возможность для прослеживания их деятельности из первых уст. Почитайте отзывы бывших учеников, может что-то Вас заинтересует или наоборот оттолкнет;
  • Репутация. Речь идет как о репутации самого педагога, так и учреждения, если он работает, например, при развивающем центре. Хорошие образовательные учреждения дорожат своей репутацией и сотрудничают только с профессионалами

ВАЖНО! Не стоит пугаться, если Ваш будущий репетитор не имеет большого опыта в преподавании музыки. Все когда-нибудь начинают. Можно встретить хорошего и ответственного, но при этом молодого учителя музыки. К тому же такие репетиторы, как правило, берут за свои услуги на порядок дешевле своих опытных коллег.

К чему быть готовым?

Любое учение – это, прежде всего терпение и труд. Не ждите, что после первого же занятия Вы будете бегло играть гаммы и подбирать любимые мелодии. Если Вы поставили себе цель – стать хорошим пианистом, то будьте готовы к не одному году обучения.

Пожалуй, главное отличие музыкального обучения ото всех остальных – это бонус в виде невероятного удовольствия от процесса. После первых занятий, когда Вы привыкнете к инструменту, освоите азы и сможете играть простые мелодии — радость от воспроизводимых звуков, музыки, рождаемой Вашими усилиями, будет переполнять Вас эйфорией и гордостью за себя.

СОВЕТ! Чтобы процесс освоения инструмента шел в темпе, старайтесь заниматься дома как можно чаще и больше. Беглость пальцев возникает не от большой массы теоретических знаний, а от количества часов, проведенных Вами за фортепиано.

В чем сущность процесса обучения?

Освоение нового предмета или навыка требует усилий в двух ипостасях – практической и теоретической. Игра на фортепиано также основывается на паре этих китов, с той лишь особенностью, что теории здесь отведено процентов 10, а практике все 90%. Что такое легато и стаккато? Объяснять можно очень долго и красноречиво, а показать за несколько секунд.

Разумеется, Вам придется выучить нотную грамоту. Кстати что это такое? Нотная грамота включает в себя понятия о скрипичном и басовом ключе, тональностях, ритмических рисунках, обозначениях темпа и способа игры. Овладеть нотной грамотой – значит, открыв ноты суметь сыграть произведение.

Хороший профессиональный педагог не будет вываливать на Вас море непонятной терминологии, и докучать всей теоретической составляющей в первую же встречу. Все музыкальные понятия и основы «наглядны». А так как на первом занятии Вы вряд ли будете играть концерты Моцарта и Рахманинова, то и знать, что такое тремоландо и как сыграть виваче Вам не нужно.

Процесс обучения разнится, в зависимости от индивидуального подхода преподавателя, его знаний и умений. Также немаловажную роль сыграют Ваши усидчивость и старание. Но выделить общую структуру обучения все-таки можно.

Схема обучения игры на фортепиано

Базовое владение инструментом, которое позволит Вам «читать с листа» произведения средней сложности, а также импровизировать и подбирать на слух, достижимо в течении года занятий. Это при среднем посещении уроков дважды в неделю.

Рассмотрим подробную структуру занятий первого года обучения:

  • Первое занятие – это знакомство с инструментом и начальными понятиями нотной грамоты. Скрипичный ключ, диез, бемоль, для чего нужны черные клавиши – все это включает в себя первоначальный этап. В идеале, к концу урока Вы сможете сыграть простейшую мелодию двумя пальцами по нотам;
  • Второе занятие – повторение исходного материала. Теперь к скрипичному ключу добавляется басовый. Вы освоите способ игры двумя руками;
  • Третье занятие – изучение ритмики. Вы уже знаете, что ноты бывают белые и закрашенные, с палочками и без. Теперь настало время, научится играть их. К концу третьего урока Вы сможете сыграть мелодию двумя руками с нотами разной длительности;
  • Следующий этап – это двух-трех месячное посещение педагога. К этому моменту Вы достаточно освоите технику игры двумя руками, чтобы воспроизводить любимые мелодии в облегченном варианте. Далее последует работа над беглостью пальцев;
  • Первое полугодие Ваших занятий ознаменуется серьезным техническим прорывом. При добросовестном посещении педагога и Вашем старании, Вы сможете играть произведения средней сложности в подвижном темпе;
  • К концу первого года учебы Вам будут подвластны гаммы, этюды, многие классические произведения. Вы легко владеете инструментом, добились легкой пластики движений. Теперь Вы смело можете называть себя пианистом!
Читайте также  Как привить детям любовь к музыке?

Продолжить ли занятия, для достижения больших результатов, или остановиться на достигнутом – все зависит от Вас. Когда Вы в достаточной степени освоите фортепиано, Вы можете попросить педагога помочь Вам с овладением определенного репертуара. Чтобы поразить своих друзей, коллег или родственников настоящим музыкальным концертом возьмите еще несколько уроков фортепиано у преподавателя.

ВАЖНО! Методика занятий у каждого педагога особенная, своя. Поэтому вполне возможно, что принцип обучения одного репетитора Вам не понравится, а вот с другим Вы будете семимильными шагами осваивать музыкальное поприще.

Напоследок

Возможные отговорки вроде «у меня нет слуха» или «руки не подходящие» совершенно абсурдны. Людей с абсолютным отсутствием слуха единицы – неужели Вы думаете, что относитесь к их числу? Что до рук – ну если они есть, и на них по пять пальцев, то все в порядке. Возраст также не является помехой – игра на фортепиано не потребует от Вас огромных физических нагрузок, наоборот позволит расслабиться и почувствовать гармонию внутри себя.

Временные и финансовые затраты уже более обоснованные загвоздки. Средняя цена за одно музыкальное занятие составляет 1200 рублей. Все зависит от квалификации педагога и его «раскрученности». Перед началом обучения стоит хорошо обдумать все возможные нюансы, и если желание раскрыть свой талант пересилит все остальные аргументы, то смело вперед.

Приобщение к миру музыки обогащает человека, делает его более гармоничным и раскрепощенным. А если, это Ваша давняя мечта, то, что останавливает Вас от ее реализации?

ФОРТЕПИАНО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. РЕАЛЬНО ЛИ ВЗРОСЛОМУ НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ НА ПИАНИНО С ПОМОЩЬЮ ОНЛАЙН УРОКОВ?

Итак, Вас посетило желание научиться играть на фортепиано? И сразу возникло множество вопросов. Давайте разберемся с некоторыми из них

Мне очень нравится, как звучит фортепиано. Я смогу стать Херби Хэнкоком, если начну учиться сейчас?

Если честно – вряд ли. Игра на фортепиано из тех навыков, которые лучше прививать с детства. Тогда этот навык укрепляется, улучшается и вырастает вместе с мышцами рук.

Не зря в музыкальную школу отдают с детства, с 5 лет. Общая программа в музыкальной школе длится 7-10 лет. Пианистов можно сравнить со спортсменами, танцорами. Игра на пианино – это тоже механическая память. Для фортепиано не нужен абсолютный музыкальный слух.

Хотя, овладеть именно нотной грамотой взрослому проще, чем ребенку, хотя бы потому, что взрослый человек подходит к этому делу осознанно и с энтузиазмом.

В условиях постоянного труда, беспредельного желания и даже одержимости этим делом за 5-10 лет можно научиться играть на достойном уровне и, даже, подбирать мелодии на слух. Но шансы стать выдающимся пианистом(-кой), к сожалению, невелики.

Конечно, если вы хотите просто выучить любимую песню, то с помощью уроков фортепиано для начинающих можно запомнить просто механические движения, расположение клавиш и силу удара по клавишам. Достаточно просто и быстро, без мук галактического масштаба. Зато, изучив музыкальную грамоту, вы сможете разбирать любые произведения самостоятельно, постепенно уменьшая усилие на простые фрагменты.

Кто придумал фортепиано?

Фортепиано было изобретено в начале XVIII века итальянцем Бартоломео Кристофори. Он заложил основные детали современного механизма фортепиано, а остальные мастера с годами совершенствовали конструкцию инструмента. До этого в широком употреблении среди музыкантов были похожие инструменты, предшественники фортепиано – клавесин и клавикорд. Последний считается самым древним струнно-клавишным инструментом, изобретенным примерно в XV веке. Однако, они издавали звуки слишком тихо, что подходило лишь для камерных домашних выступлений.

Массово композиторы начали отдавать предпочтение фортепиано в конце XVIII века, уже после периода творческой деятельности Моцарта. Маэстро с детства учился играть именно на клавесине.

Рассмотрим историю развития клавишных инструментов,

А это реально — каждой рукой играть разное?

Это практически магия. При этом надо заставлять работать одинаково оба полушария мозга.

Есть несколько способов научиться этому. Кто-то учится потихоньку сразу двумя играть, чтобы обе руки привыкали играть одновременно. А кто-то учит отдельно каждую руку, а затем сводит их.

Ну тут хоть просто клавиши нажимать. Выглядит проще, чем с теми струнами. Или нет?

Нет, не проще. Гитара имеет разграфленный гриф и позиций рук не так много. В отличие от гитары, где можно пользоваться табулатурой, для фортепиано знания нотной грамоты намного важнее.

Также, для игры на пианино нужна скоординированная работа всех пальцев обеих рук и ноги. При этом обе руки выполняют одинаково тяжелую работу. С гитарой — все немного проще в этом смысле.

Ну и, конечно, на клавиши надо не просто нажимать, а научиться нажимать по-разному, чтобы «добывать» звуки различной громкости, продолжительности и характера звучания.

Нога? Еще на педали надо нажимать? Зачем они?

Да, нога. Фортепиано имеет две педали. Чаще всего используется правая. Она нужна для того, чтобы, например, сделать «легато», то есть плавно соединить ноты между собой. Или продлить звучание предыдущих клавиш, пока вы нажимаете новые, образуя фон, то есть гармонию. А левая — приглушает звук. Но ее используют редко.

У гитары шесть струн, а почему так много клавиш в фортепиано?

Фортепиано называют королем всех инструментов. Регистры (участки звукового диапазона) фортепиано — это весь оркестр. Музыкальный диапазон, то есть общий объем звуков от самого низкого до самого высокого делят на регистры. Они отличаются совокупной сходством звуков по высоте. Регистров существует 3 и, грубо говоря, каждый из них включает в себя по три октавы: низкий (субконтроктавы, контроктавы, большая октава), средний (малая, первая, частично вторая), высокий (третья, четвертая, пятая). На клавиатуре классического акустического фортепиано представлены все 9 октав. От высоких нот, которые присущи скрипке, до самых низких нот контрабаса. То есть двумя руками вы можете сыграть на всех струнных инструментах.

Это правда, что нужно иметь длинные пальцы?

Нет. Возможно, просто удобнее играть. Однако с любыми пальцами можно научиться играть. Важнее правильно держать кисти — «куполом». В музыкальных школах часто просят представить, что вы держите в каждой руке по яблоку. А преподаватели с особым чувством юмора, предлагают представить что в ваших руках маленькие гномики и играть надо так, чтобы их не раздавить. Позиция рук важна, потому что если приучитесь держать руки не правильно — будет, например, трудно достать одной рукой всех необходимых клавиш или скорее изменить положение рук.

А как научиться читать ноты?

Ноты — это как буквы. Учишь их отдельно, потом учишься читать целое слово — музыкальный такт, затем — фразу, а потом текст. Нотная грамота — это то же, что грамота в языке. Нотная грамота — собственно и является основной частью той загадочной дисциплины сольфеджио, что наводит на всех страх и скуку.

Специалисты советуют не подписывать ноты: «Начнешь подписывать — наоборот запутаешься, перестанешь понимать, где какая нота».

Для этого есть специальные упражнения на запоминание. Например, легкие песенки, начинающиеся от каждой отдельной ноты, а потом учат песенку на все ноты.

Сколько раз в неделю лучше заниматься?

Как и для гитары, все зависит от цели. Если она очень амбициозна, то чем чаще, тем лучше. Навык закрепляется в зависимости от количества повторов. Лучше всего — каждый день по несколько часов.

Музыка — это не стихотворение, сел изучил за вечер. Для зрелого музыканта с опытом в 20-25 лет, чтобы хорошо сыграть классическое произведение средней тяжести, надо примерно 3 месяца. Это кропотливая работа. «Когда несколько месяцев учишь каждый день одно произведение, потом выходишь, один раз выступаешь с ним. А если на полгода оставляешь то произведение, опять надо его учить! Это так обидно «, — жалуются музыканты.

Небольшие музыкальные этюды в музыкальной школе учат за 2-3 месяца, например маленькие пьесы для фортепиано Баха из нотной тетради Анны Магдалены Бах.

А я смогу сам (а) писать музыку?

Если вы начинающий, может быть расписать музыкальную и вокальную партию не сможете, но придумать — легко. Если, конечно, речь идет о песне, а не о симфонии. Потому что это уже очень сложная форма. И надо прописать не только партию для фортепиано, но и для каждого инструмента в оркестре.

Методические рекомендации по обучению игре на фортепиано во взрослом возрасте

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

ГБПОУ СО «Сызранский колледж искусств и культуры им.О.Н.Носцовой»

Методические рекомендации по обучению игре на фортепиано во взрослом возрасте

Снименко Евгения Станиславовна

преподаватель по классу фортепиано

Стремление человека к игре на фортепиано во взрослом возрасте вызывает чувство уважения и восхищения. Большинство людей довольствуется лишь теми знаниями, которые приобрели в юности, искренне считая, что лишь они, знания, их углубление и применение на практике и поможет в успешной профессиональной и повседневной жизни. И лишь те, кому скучно жить без открытий и приключений, стремятся к новым вершинам познания.

Все, к чему приходит взрослый человек, не связанное с его профессиональной деятельностью, является и непостижимым и легкодоступным одновременно. Действительно, в жизни часто встречаются инженеры, неплохо разбирающиеся в медицине, врачи, чьи артистические способности приводят в восторг, педагоги, с успехом работающие в ресторанном бизнесе, военнослужащие, играющие на музыкальных инструментах.

На самом деле, совершенно не сложно «в нужное время нужными пальцами нажать нужную клавишу»! Сложно найти серьёзную методику, помогающую взрослому человеку справиться с обманным чувством легкой доступности, а, столкнувшись с трудностями, не разочароваться и не потерять интерес к трудному, но такому заманчивому навыку, — игре на фортепиано!!

Данные методические рекомендации предназначены тем педагогам, в чью дверь однажды постучался и вошел человек, имеющий образование, профессию, а, зачастую и семью, и сказал: «Научите меня играть на пианино, пожалуйста!»

Для педагога, работающего в ДЕТСКОЙ музыкальной школе это очень серьезная задача, поскольку возникает необходимость адаптировать классическую методику обучения игре на фортепиано для каждого конкретного взрослого ученика, что, по сути, делает ее авторской, оригинальной и уникальной.

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО ВЗРОСЛЫХ УЧАЩИХСЯ

Учитывая то, что большинство взрослых учеников хотят стать музыкантами-любителями, я акцентирую свои занятия на задаче быстрого овладения нотной грамотой, историей и спецификой инструмента.Основными здесь являются: умение читать с листа и самостоятельно разучивать и воспроизводить на инструменте легкие пьесы, этюды и упражнения из хрестоматий для начинающих. Методика включает в себя не только изучение нотной грамоты, но и непосредственно обучение игре на фортепиано, — учащемуся дается возможность научиться и таким более сложным вещам, как подбор по слуху, умение аккомпанировать, транспонировать мелодию в нужную тональность, освоение буквенного обозначения аккордов.

Поскольку период обучения взрослого человека весьма ограничен по времени (в данной методике речь пойдет о трехлетнем обучении), в основе данной методики лежат задачи одновременного постижения теоретических и практических знаний, умений и навыков. Обучаемому сразу дается большой объем информации, который осваивается им в практической деятельности. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, чтение нотных записей, постановка рук и правильной осанки, игра двумя руками, работа над музыкальными образами, подбор по слуху, транспонирование – это повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает системный подход к обучению. Каждый этап (в данной методике – каждый год обучения) характеризуется более высоким уровнем усвоения всего блока знаний, умений и навыков. Обучаемому приходится,играя на инструменте, решать одновременно технические и художественные задачи. Знания приобретаются им в процессе работы над произведением, их анализе. Теоретические знания предлагаются по необходимости, в зависимости от требований изучаемого произведения.

Читайте также  Как стать музыкантом: простые стратегии достижения желаемой цели

С первых дней занятий ученик сначала вместе с педагогом, а потом и самостоятельно, ищет способы решения возникших проблем, формируя навык самостоятельной работы, который очень пригодится ему в дальнейшем.

МЕТОДИЧЕКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ 3-ЛЕТНЕГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ

Многолетняя практика работы с взрослыми привела меня к убеждению, что ТРИ года — самый оптимальный срок для приобретения необходимых знаний, умений и навыков:

Первый год является базовым, формирующим крепкий теоретический,

Урок необходимо условно разделить на несколько частей: теоретическую, практическую, творческую. Обязательно по окончании урока необходимо подвести его итоги и определиться с домашним заданием, так как без самоподготовки учащийся ни в коем случае не достигнет нужных ему же самому результатов!

Знакомство с клавиатурой, нотами и их расположением на нотном стане и понятием «октава» происходит на первом же уроке в полном объеме! Это совершенно необходимо с взрослым учащимся, т.к. большой объем «свежей» информации, к тому же до сих пор являющейся для него непостижимой, вызывает колоссальный интерес и большую радость.

Несмотря на то, что мы не преследуем цель воспитания профессионального пианиста, вопросы технического осуществления игры на инструменте, постановка рук, корпуса, способы звукоизвлечения очень живо интересуют взрослых учеников. В этом случае следует рассказать о наших мышцах, участвующих в процессе, о работе пальцев, роли локтя, специфической посадке за инструментом.

Также на первых уроках необходимо предоставить сведения об инструменте, его истории, механике, особенностях звукоизвлечения.

Обращаю особое внимание на то, что в арсенале педагога всегда должна быть необходимая литература, которую обязательно следует предлагать учащемуся для самостоятельного прочтения и изучения. Такую библиотеку педагог обязан сформировать самостоятельно, исходя из собственных предпочтений.

Музыкальные произведения, рекомендуемые для изучения на первом году, можно использовать любые, рекомендованные для обучения детей в музыкальной школе. Замечу только, что количество этих произведений должно быть довольно солидным, т.к. взрослому человеку не составит труда за урок научиться играть 8 – 10 легких пьес! Также нет необходимости учить их наизусть, поэтому при такой работе автоматически формируется навык чтения с листа. Очень полезно начинать урок с чтения с листа, а заканчивать игрой в ансамбле с педагогом, чтобы учащийся почувствовал себя способным соответствовать уровню педагога. Это очень радует и воодушевляет взрослого человека!

Во втором полугодии я рекомендую начинать играть произведения, соответствующие уровню 2 класса ДМШ по классу фортепиано. В список произведений необходимо включать большое количество этюдов и упражнений, т.к. при исполнении произведения у взрослого чаще возникают технические проблемы, нежели художественные.

К концу учебного года учащийся должен иметь понятие о ритме, метре, мажорном и минорном ладе, тональностях, их буквенных обозначениях, квартово-квинтовом круге, штрихах и динамических оттенках.

Последний урок в году проводится в виде торжественного экзамена, на котором при помощи собеседования проводится проверка необходимых знаний, а также концерт, включающий несколько разнохарактерных произведений, исполненных учащимся наизусть, в хорошем темпе и в соответствующем характере.

На втором году обучения , наиболее насыщенном с точки зрения технического овладения инструментом, учащийся должен выучить и хорошо сыграть как можно больше произведений различного характера, уровня сложности, эмоциональной насыщенности и технического разнообразия.

Предпочтения здесь должны отдаваться тем произведениям, которые взрослый человек знает и любит, несмотря на сложность и неподготовленность к ним учащегося. Это объясняется тем, что работа над таким произведением ведется более увлеченно, и, как следствие, успешно. Наряду с такими произведениями, педагог должен выбрать и научить исполнять и другие, наиболее подходящие по уровню, а также убедить учащегося в необходимости их изучения.

В течение года педагог и его взрослый ученик должны посетить как можно больше разных концертов, послушать большое количество разнообразной «живой» музыки. Педагог обязан рассказать ученику о стилях, жанрах и формах музыкальных произведений, а также познакомить с творчеством композиторов – классиков.

В качестве подготовки к третьему, творческому году обучения, рекомендую включать в каждое занятие, начиная со второго полугодия, задания по подбору аккомпанемента. Для этого в теоретической части урока должно быт рассказано об основных функциях (тоника – субдоминанта – доминанта), об обращении трезвучий, о ритмических разновидностях аккомпанемента.

В конце года учащийся должен представить на суд педагога уже более сложные в техническом и художественном смысле, произведения, а также продемонстрировать навыки подбора по слуху. Форма такого урока любая, какую предпочтет сам учащийся.

Третий год – творческий, где, помимо любимых произведений, учащийся может применить полученные знания, умения и навыки для реализации своих творческих замыслов.

Основным предложенным педагогом навыком в этом году должен быть навык импровизации . Таким навыком должен обладать, в первую очередь, сам педагог, иначе у него не получится объяснить ученику основы импровизации, ее главные принципы, и, самое основное, — чего ни в коем случае на инструменте делать нельзя! В качестве тренировочного материала могут быть использованы те самые легкие пьесы, с которыми ученик познакомился в конце первого года обучения. К этим пьесам может быть предложен другой аккомпанемент, сочинены вариации, использованы некоторые ритмические изменения.

К концу обучения взрослый ученик должен, во-первых, полностью овладеть необходимыми теоретическими музыкальными знаниями , во-вторых, научиться ХОРОШО играть на фортепиано произведения, соответствующие 4 – 5 классу ДМШ, в-третьих, пользоваться полученными знаниями , умениями и навыками .

В случае, если учащемуся удалось достигнуть хороших результатов, педагог может предложить ему участвовать в одном из очень интересных конкурсов пианистов – любителей, где люди разных профессий демонстрируют свое умение играть на фортепиано.

Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М.: Российское музыкальное издательство, 1996.

Гат Й. Техника фортепианной игры.

Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. Таланты 21 век. 2004.

Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника.

Милич Б.В. Воспитание ученика – пианиста. – М.: Классика – 21 век,2002.

Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М.:Советский композитор, 1989.

Шмидт-Шкловская А.О. О воспитании пианистических навыков. – Л., Музыка, 1995.

Методика обучения игре на фортепиано для взрослых с нуля

Если Вы хотите научиться играть на фортепиано, но не знаете, с какой стороны подступиться к обучению, с чего начать, предлагаю познакомиться с моей авторской методикой обучения игре на фортепиано для взрослых с нуля.

В чем заключается методика?

Я предлагаю заниматься самостоятельно дома по моим урокам. Материал в уроках представлен в виде текста, видео и картинок. Каждая статья – это один урок. В конце урока я даю домашнее задание для закрепления материала. И по сути, Ваша работа будет больше самостоятельной, я лишь даю Вам материал для изучения. Если у Вас возникают вопросы по содержанию урока или есть проблемы с выполнением домашнего задания, Вы связываетесь со мной по электронной почте, и я помогаю Вам разобраться и решить проблему.

Также есть возможность консультироваться со мной по скайпу. Вы сами решаете, нужна ли Вам консультация или нет. Но я очень рекомендую хотя бы на первых этапах, чтобы преподаватель посмотрел, как Вы занимаетесь. Если исправить ошибки в начале обучения, можно избежать много проблем в дальнейшем. Начало обучения – постановка руки, работа над звукоизвлечением – самый важный период, который желательно контролировать педагогу.

Содержание уроков начинается с самых азов – изучения нот и постепенно усложняется.

Занятия включают в себя три направления:

  1. Изучение музыкальных произведений (это непосредственно игра их на фортепиано).
  2. Изучение основ теории музыки и сольфеджио (сюда относится изучение нотной грамоты, развитие слуха).
  3. Развитие технических навыков (здесь мы отрабатываем беглость пальцев).

Это самый основной минимальный набор. Все три пункта одинаково важны и, если каким-то из них пренебречь, качество Вашего обучения будет страдать.

На кого рассчитана эта методика?

Методика, по которой я предлагаю заниматься обучением игре на фортепиано, рассчитана на взрослых людей. Она подходит тем людям, которые хотят научиться играть на пианино для себя, для души и не планируют выходить на большую сцену. Тем не менее я предлагаю обучаться грамотно: играть правильно поставленными руками, тренировать слух и изучать теорию музыки.

Эта методика подойдет как новичкам, которые никогда не обучались музыке и хотят научиться играть на фортепиано с нуля, так и людям, которые когда-то учились в музыкальной школе. Если какая-то информация окажется для Вас уже знакомой, можно ее пропустить и идти дальше.

Кому не подходит эта методика

Если Вам нужно выучить какую-то одну конкретную песню, и Вы не хотите забивать себе голову обучением нот и постановкой руки, то эта методика Вам не подойдет. Она рассчитана на более профессиональный подход.

Что потребуется для занятий

Прежде всего, Вам потребуется пианино. Инструмент, на котором Вы занимаетесь имеет большое значение. Вплоть до того, что при плохом инструменте, Вас не будет устраивать результат, и Вы бросите занятия.

Пианино должно быть или акустическое, или цифровое, но с рояльной механикой, которая имитирует акустическое пианино. Вы должны чувствовать различия в звуке при разных прикосновениях к клавишам. 2-х октавные синтезаторы, миди-клавиатуры не подойдут для наших занятий. Если у Вас серьезные намерения относительно обучения, то и отнеситесь серьезно к выбору инструмента.

Для занятий по теории музыки Вам потребуется нотная тетрадь (или листы), простой карандаш и ластик. Листы с нотным станом можно распечатать здесь. Также нужен будет фотоаппарат или телефон с камерой, чтобы присылать мне по почте фотографии выполненных заданий.

Если Вы будете пользоваться консультацией по скайпу, Вам понадобится быстрый интернет и компьютер с настроенным Skype’ом.

И, конечно, наличие свободного времени. Минимум – 30-60 минут ежедневно. В наших занятиях главное – регулярность.

Какие результаты Вы получите после окончания обучения

  • Сможете играть несложные произведения правильно поставленными руками
  • Научитесь играть по несложным нотам
  • Будете владеть базовыми знаниями теории музыки
  • Заложите основу правильной фортепианной техники

Возможно, откроете в себе новые таланты и захотите дальше развиваться в этом направлении.

Если у Вас возникли вопросы, пишите их в комментариях. Я постараюсь на все ответить.

Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1)

Соберитесь с духом – настало время приступать к обучению! Перед тем, как сесть перед инструментом, оставьте весь негатив где-нибудь в стороне и максимально сконцентрируйтесь. Казалось бы, простые, на первый взгляд, вещи ещё успеют преподнести вам множество сюрпризов, но самое главное – не падайте духом, если у вас что-то не получится с первого раза. Второе важное наставление – не спешите, Москва тоже не сразу строилась. (Но если вдруг вы уже обучаетесь в музыкальной школе и оказались на этой странице случайно, наверняка вам будет небесполезно почитать про квинтовый круг тональностей – тему, обычно сложную для освоения учениками на практике).

Читайте также  Фортепианное творчество балакирева

В принципе не столь важно, на каком виде клавишных инструментов вы будете проходить своё обучение, но я бы настоятельно рекомендовал вам всё же остановить свой выбор именно на пианино: синтезаторы, хоть и компактнее, но имеют существенный недостаток – у большинства из них клавиши уменьшенного типа, они не полновесны и вы не будете чувствовать «отдачи» и, плюс ко всему, они часто ограничиваются тремя-четырьмя октавами.

И ещё, сразу вас зарекаю – ограничьтесь пока только этим уроком нашего Самоучителя, не забывайте, что это всего лишь пианино для начинающих. Не стоит за день сразу же пытаться объять необъятное – это принесёт только вред.

Даже было бы лучше, чтобы вы несколько дней повторяли только тот материал, что усвоите отсюда. А когда вы будете готовы, то почувствуете это сами. Зачастую у тех людей, которые могут быстро и свободно играть на синтезаторе, появляются проблемы с тем, чтобы исполнить те же самые партии на фортепиано. Зато в обратную сторону это правило будет действовать соответственно: тем, кто играл на пианино, синтезатор покажется куда более простым для исполнительства.

Ноты и клавиши

Блиц: быстро нажмите на клавишу с нотой Ля!

Готов поспорить, у вас это не вышло. Впечатление, что раз клавиши пианино расположены в порядке До Ре Ми Фа Соль Ля Си, то разобраться в них не стоит труда – это глубочайшее заблуждение. Про чёрные клавиши я и вовсе молчу! Расположение нот на клавишах

Посмотрите внимательно и запомните – это основы основ, которые вам нужно будет знать в первую очередь. Сыграйте ноты, называя их, со временем вы сможете мгновенно определить нахождение любой ноты, в будущем, когда вы начнете изучать аккорды, вы еще не раз скажете мне спасибо, что акцентировал ваше внимание на такой, казалось бы, легкотне.

Не бойтесь, я не забыл про чёрные клавиши, но тут понадобится уже небольшое вникание в теорию, но ведь нужно же с чего-то начинать?

На данном этапе вам уже необходимо знать понятие интервал. Интервалы – это разница между двумя звуками определённой высоты.

Знаки альтерации – изменения высоты тона звука

Полутон – наименьшая единица в измерении интервалов. На фортепиано это, к примеру, клавиши До и До Диез, при отсутствии черных клавиш полутоном будет соседний звук, как Ми и Фа, например. Кстати, на струнных инструментах полутоном будут соседние лады по одной общей струне. Расположение полутонов на пианино

Нет, # – это не значок тонального набора на телефоне. Диез (#) и Бемоль (b) являются так называемыми знаками альтерации, обозначающими повышение и понижение на полутон определённой ноты. Так, бемолями и диезами будут являться не только ноты на чёрных клавишах:

  • Ми # = Фа
  • Фа b = Ми
  • Си # = До
  • До b = Си

Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:

Знаки альтерации

Действие знаков альтерации на высоту нот такое:

  • Диез – повышает высоту ноты на полтона
  • Бемоль – понижает на столько же
  • Дубль-диез – повышает на целый тон
  • Дубль-бемоль – понижает на столько же
  • Бекар – отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.

Знаки альтерации могут быть разного радиуса действия – “ключевые” и “встречные” или “случайные”. Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Всегда в определенном порядке. Диезы при ключе записываются так:

Бемоли при ключе записываются в таком порядке: си-ми-ля-ре-соль-до-фа

Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже невзирая на октаву. Например, ключевой диез “фа” будет повышать все поголовно ноты “фа”, во всех октавах и на всей длине пьесы.

Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение ОДНОГО ТАКТА (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать. Это видно на нижеследующем рисунке.

Итак, общее представление о знаках альтерации у Вас, я надеюсь сложилось. Остается только добавить, что тон является следующей по старшинству величиной после полутона. Ну об этом, думаю, вы уже догадались Тон = 2 полутона То есть нотой на тон выше от До будет Ре, а нотой на тон выше от Ми будет Фа #.

Запомните информацию, данную выше – она не очень сложна, но нужна будет повсеместно. А воспользуемся мы ею незамедлительно! Постараюсь все опять же изложить максимально доступно.

Музыкальные гаммы: играем гамму До мажор и другие

Гармония –приятная для нашего слуха слаженность нот. Тональность – это набор определённых нот, подчинённых одной главной ноте.

Первое, что вам потребуется знать, опираясь на полученные знания – построение мажорных гамм.

Гаммы – это ноты, которые располагаются в определенном порядке. Детям часто объясняют различие между мажором и минором как «веселая» и «грустная» гамма соответственно, но это нельзя назвать полностью верным – ничто не мешает делать грустные песни в мажоре и наоборот. Вот основные их признаки:

  • Гаммы построены из 8 нот
  • Первая и Восьмая, последняя, ноты совпадают по названию, но по высоте разные (чистая октава)
  • Ноты играются в строгой очерёдности, минимальное расстояние между ними – полутон, а максимальное – тон.

Запоминайте внимательно, с помощью этой простой формулы вы сможете сыграть любую мажорную гамму:

Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон

Чтобы было проще:

2 Тона – Полутон – 3 Тона – Полутон

До мажорная гамма играется проще всего и очевиднее – по всем белым клавишам подряд от До до До (да, в этом предложении слишком много До, но c’est la vie!).

На первом этапе вам понадобится знать 3 гаммы: До мажорную, Соль мажорную и Фа мажорную.

Играются мажорные гаммы следующими пальцами: Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → («подворачиваете» большой палец) → Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → Безымянный (4) → Мизинец (5)

Потом обязательно играйте в обратную сторону в обратном порядке: Мизинец (5) → Безымянный (4) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1) → («перебрасываете» средний (3) палец на позицию перед большим пальцем (1)) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1)

Нумерация пальцев у музыкантов

Важно! Крайне желательно играть гаммы в 2 октавы, а выглядеть это будет следующим образом:

Для правой руки (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5) И потом, соответственно, в обратную сторону: (5) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1)

Для левой руки (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1) Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)

Внимание: из всех правил есть исключения!

В данном случае всё так и будет, но об этом позже. Фа мажорная гамма будет играться по другому принципу. Чтобы вы не запутались окончательно, посмотрите на картинки ниже – уж после них у вас точно не должно оставаться вопросов!

До мажор (C dur) – без знаков альтерации

Гамма C dur – без знаков альтерации

Соль мажор (G dur) – знак альтерации один – Фа # Гамма G dur с знаком альтерации Фа #

Фа мажор (F dur) – знак альтерации один – Си b

Вот то самое исключение из правил! Если вы попробуете поиграть по заданной схеме эту гамму, то сами поймёте, насколько это неудобно. Специально для неё при игре правой рукой (только правой, левой всё играется как обычно. ) используется другая очередность пальцев:

Для правой руки:

(1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (4)

И потом, соответственно, в обратную сторону:

(4) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1)

Для левой руки: (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1)

Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)

Гамма F dur – знак альтерации Си b

Для начала отточите и хорошо запомните, как играются эти гаммы, – следующий урок будет посвящен основам нотной грамоты.

Заключение

Не старайтесь сразу играть гаммы очень быстро, – лучше это делать ритмично, ведь мозг запоминает информацию лучше, если учиться делать что угодно именно с медленной скоростью. Впоследствии скорость появится сама, но сначала важно довести всё до автоматизма.

Играя гаммы, вы сможете уже так же свободно, не задумываясь, направлять ваши пальцы, легко будете импровизировать с другими музыкантами или сочинять собственные мелодии.

Удачи вам в этом нелегком первом этапе освоения игры на пианино для начинающих!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: