Как написать песню под гитару - OXFORDST.RU

Как написать песню под гитару

Как написать песню под гитару

Для гитариста умение сочинять песни является одним из основных навыков. И он рано или поздно задается вопросом: как написать песню? Бесчисленное множество их сочиняется каждый день в нашем мире и только некоторым суждено прозвучать на широкую публику.

Большинство людей считают, что написание песни это такой таинственный, почти мистический процесс, который доступен лишь избранным. Ну а на самом деле это просто навык, которому может научиться любой человек. Вопрос лишь в том, насколько хорошую вы сможете написать песню.

На самом деле в музыкальном мире просто огромная масса посредственных песен и музыки, но среди всего этого встречаются самые настоящие жемчужины. И самое интересное, что для того чтобы написать хорошую и цепляющую песню, как правило, нужно написать тонну всякого «мусора». Другими словами, это как тренировка. С каждой новой попытки написать композицию, вы становитесь опытнее и развиваетесь. А в конце концов, выдаете очень годный продукт.

В общем, забудьте свой страх, берите в руки свой инструмент и начинайте писать! А я попытаюсь в этой статье вам немного помочь. Что ж, хотите узнать как написать песню под гитару? Тогда начинаем!

Два подхода к сочинению

В принципе, вы как гитарист и музыкант, несомненно знаете какую музыку вы любите и в каком жанре хотите писать. Вопрос в том соответствуют ли ваши навыки и возможности с вашими желаниями. Поэтому я бы хотел выделить 2 основных подхода к написанию песни.

1. Писать на уровне своих нынешних возможностей. Если вы знаете всего лишь 5 аккордов и не умеете играть соло, тогда и не пытайтесь писать что-то в стиле прогрессивного рока или джаза. Вам лучше чуть поработать над своей техникой и знаниями в области музыкальной теории. У нас на сайте есть статья про предпочтительные жанры музыки для начинающих гитаристов.

Но это конечно не значит, что вам нужно ждать до тех пор пока вы станете лучше и не писать песни. В мире есть куча команд, которые всю свою карьеру не выходили за пределы пяти аккордов и писали вполне хорошие композиции. Да и тем более есть такие жанры, как фолк, панк и кантри.

Плюс этого способа в том, что вам придется быть очень креативным. Все-таки сочинить что-то интересное, используя всего несколько аккордов, не совсем просто.

Минус в том, что вы особо не будете развиваться в написании песен. Ведь вы не пробуете ничего нового.

2. Писать выше вашего текущего уровня. Некоторые жанры музыки, например классическая, джаз, метал и даже блюз, требуют достаточно высокого уровня исполнения и знания характерных фишек этих жанров. Поэтому вам придется очень трудно сочинить что-то не зная основ и клише.

Плюс этого способа в том, что вы всегда будете узнавать что-то новое при написании песни. Это, конечно же, очень сильно будет развивать вашу музыкальность и музыкальный вкус.

А минус в том, что в любом случае, ваши первые попытки сочинить песню будут полным провалом. В жанрах, которые требуют хороших технических навыков и знания музыкальной теории, вы просто не сможете сочинить что-то слушабельное с первых попыток. И это, знаете ли, убивает мотивацию и не приносит особого удовольствия.

Другие подходы

Быть может вам не подходит ни один из этих способов. Возможно вы вообще прекрасный музыкант-исполнитель, но никогда не писали песен.

В таком случае ваш путь более философский. Вы уже знаете как играть и что играть, у вас много опыта за плечами. Возможно это прозвучит банально, но вам нужно лишь следовать своим чувствам. Сочиняйте не оглядываясь на границы.

А возможно вам вообще будет хватать всего несколько аккордов, и вы всего лишь хотите играть боем и писать тексты. Пишите песню за песней, исписывая один блокнот за другим, если вам действительно это нравится. Кстати, записывать все свои мысли в блокнот это очень хорошая идея.

Даже если вы просто автор песен, вам будет очень полезно научиться играть на гитаре. Хотя бы просто несколько аккордов уметь сыграть. Очень здорово поможет вам в дальнейшем.

Основные части песни

Основные компоненты песни это:

Интро

Как следует из названия, это самая начальная часть песни. Обычно инструментал, который задает общее настроение.

Куплет

Тут уже появляется вокал. Куплет песни рассказывает историю, большая часть песен имеет 2 или 3 куплета. Они могут быть короткими (пара строчек) или длинными. Более длинные куплеты с хорошим содержанием делают песню более «эпичной».

Короткие дают более «попсовое» звучание. Каждый куплет в песне уникален и, как правило, звучит всего один раз. Но бывают и исключения. Например, третий куплет делают повтором первого.

Бридж

Эта секция обычно соединяет куплет с припевом. Данный элемент необязателен и его вообще может и не быть. Припев, как правило, такой распевный в отличие от куплета. Таким образом, бридж создает плавный переход от одной секции к другой.

Бридж может быть как мелодичным, так и более риффовым. Он может повторяться перед каждым припевом, а может использоваться всего раз. Нет определенных правил, как его использовать.

Припев

Когда кто-то вас спрашивает «что это за песня», вам сразу в голову приходит ее припев. Это основная часть песни, ее лицо. Дело все в том, что хороший припев очень запоминающийся, мелодичный и приятный на слух. Часто в песнях он повторяется несколько раз.

Много авторов песен применяют термин «хук» с английского — крючок. Песни с крутыми хуками просто оседают у слушателя в голове, и он напевает их повсюду!

Инструменталка или соло

Обычно в середине песни или ближе к концу многие гитаристы вставляют свои соло. Эта часть может очень сильно отличаться от других частей песни. Но соло это необязательная секция песни, и многие команды не используют их. Кстати, как сочинить соло, у нас есть отдельная статья: Как сочинить гитарное соло

А в таких жанрах как джаз или прогрессивный рок и метал, соляки вообще становятся чуть ли не основным элементом песни. Тут уж как решит ее автор. Кстати, соло может также использоваться и в качестве бриджа, как простой инструментал.

Аутро (Outro)

Воу, воу, воу, песня должна закончиться когда-нибудь! Аутро, как следует из названия, находится в конце и завершает композицию. Так же как и интро, часто является инструментальной частью без вокала.

Соединяем все вместе

Обычно, когда приходит время сочинить песню, у вас есть 2 способа как это сделать. Первый — это собрать ее уже из сочиненных ранее кусочков. А второй — это взять инструмент в руки и в реальном времени наигрывать и ждать когда придет в голову и в руки что-то интересное. Тут вам поможет умение импровизировать. Я считаю второй способ менее плодотворным, потому что гениальные идеи обычно приходят тогда, когда ты их не ждешь. Поэтому лучше ловить и записывать их заранее, а потом объединять в песню.

Запомните, вы как автор песни не только композитор, но еще и аранжировщик. Многие музыканты помечают секции своей будущей песни. Классика это «ABC» метод. A — куплет, B — бридж, а C — припев. Таким образом, классическая схема песни будет иметь вид:

Метка Секция
Intro Интро
A Куплет
B Бридж
C Припев
A Куплет
B Бридж
C Припев
D Соло
A Куплет
B Бридж
C Припев
Outro Аутро

Упражнение 1

Берите в руки блокнот, ручку, включайте любимого исполнителя и анализируйте где в песне какие части используются. Придумайте и напишите на бумаге похожую структуру вашей будущей песни.

Постарайтесь ответить на вопросы. Как исполнитель использует элементы песни? Имеются ли неожиданные переходы между секциями? Чтобы вы сделали по другому, если бы сами сочиняли эту песню?

Попробуйте проделать это упражнение с несколькими другими вашими любимыми композициями.

Пишем более продвинутые песни

Не хотите быть слишком предсказуемым? Тогда давайте разберем пример более продвинутой структуры.

Метка Секция
Intro Интро
A Куплет
B Бридж
A Куплет
B Бридж
C Припев
D Бридж 2
E Соло
D Бридж 2
F Соло 2
A Куплет
B Бридж
C Припев
C Припев
Outro Аутро

Упражнение 2

Пишите песню! Я уже несколько раз повторял в этой статье, что единственный путь улучшить себя это постоянные тренировки. С каждой следующей написанной песней вы будете становится все более опытней.

Лучше начать со структуры формата ABCABCABC. Определитесь с темой. Для формата ABC, вам понадобятся всего лишь куплет, припев и бридж. Напишите слова к трем куплетам, припеву и бриджу, соедините все вместе и песня почти готова!

Вперед, начинайте писать музыку!

Теперь, когда у вас есть минимальные знания, самое время попробовать себя и начать сочинять. Здесь правда нет границ для вашего воображения. Применяйте полученную в этой статье информацию, используйте свои уши и чувства. Я уверен у вас все получится!

Kомпозиция

Большинство людей подходят к написанию песен с очень схожими способами. Для тех, кто пишет музыку, подобно тем, кто пишет только стихи, этот процесс осуществляется с помощью их инструмента и импровизации до тех пор, пока они не натыкаются на что-нибудь звучащее хорошо. Они предпочитают сосредотачиваться только на «цель иметь законченную песню» вместо того, чтобы сфокусироваться на широком выборе доступных «способов» сочинения музыки. Другими словами, эти люди сосредотачивают внимание на «законченом предмете» (песне, которую они хотят записать) вместо «процесса» (какие способы и методы могут быть использованы). Как только принимается решение написать новую песню, они начинают работать одним способом, который является самым легким и получается у них наиболее просто – импровизируют на своих инструментах.

С целью иллюстрирования примеров указанных ниже, позвольте нам предположить, что Bашим основным инструментом является электрогитара. Обычные «за» и «против» неотъемлемо присутствуют у каждого способа и метода написания песен. Вот список очевидных «за» и «против» для способа импровизации на вашем инструменте:

ПРЕИМУЩЕСТВА ЭТОГО МЕТОДА

  • Это самый легкий способ написания песен для сочинителей.
  • Вы можете начать немедленно (безо всякого предсочинительского планирования или цели).
  • Вы можете использовать преимущество естественных возможностей гитарного звука, навыков игры, звукового диапазона, количества звуков, которые Bы можете сыграть одновременно, динамического диапазона, артикуляции, и т.д.
  • Если Bы достаточно хороший гитарист, Bы можете с легкостью сочинять музыку, которая является естественной для гитары. Вы, вероятно, обладаете, по крайней мере, основами владения гитарой, так что игра ваших гитарных идей не будет большой проблемой в большинстве случаев.
  • Так как большинство сочинителей (даже многие профи) пишут этим способом, Bаши «музыкальные» результаты могут быть похожи на некоторые из тех, которые появились до Bас и были успешными хитами.

НЕДОСТАТКИ ЭТОГО МЕТОДА

  • Вы ограничиваете себя ограниченными естественными возможностями гитарного звука, навыков игры, звукового диапазона, количества звуков, которые Bы можете сыграть одновременно, динамического диапазона, артикуляции, и т.д.
  • Вы, вероятно, повторяете некоторые идеи, которые Bы использовали ранее при сочинении других песен.
  • Очень легко попасть в ловушку, думая только как гитарист, а не как сочиняющий музыку музыкант.
  • Вы можете обнаружить, что Bаши руки делают бoльшую часть работы при сочинении, а не Bаш действительно творческий мозг…
  • Диапазон возможных музыкальных результатов будет ограниченным при использовании исключительно только этого способа. Не обязательно потому, что что-то не так с гитарой или с вами.
Читайте также  Зарубежная музыка начала 20 века

Любой отдельный способ написания песен будет ограничивать. Bы должны действительно упорно работать, чтобы выжать из отдельного способа всё что возможно. Конечно, наличие разнообразных способов гораздо лучше чем обладание только одним. (Я обсужу другие методы написания музыки в следующих статьях).

Возьмите Bаш инструмент и начните импровизировать. Заметьте, какие вещи Bы обычно делаете. С какого способа Bы обычно начинаете? Bы начинаете с попыток написать мелодию? Или Bы начинаете с аккордов? Вот список идей, которые Bы можете использовать для начала.

Начните cначала с мелодии

  • В этом случае, решите, будет ли ваша мелодия, которую Bы пытаетесь написать вокальной или только инструментальной мелодией. Это очень важно, потому что для вокальных мелодий необходимо наличие пространства для певца и также Bы должны принять во внимание то, что звуковой диапазон певца гораздо более узок, чем у большинства инструментов. Всегда помните об этом, когда сочиняете мелодии.
  • Обдумайте мелодический рисунок (линеарность/мелодическое движение) Bашей мелодии.
  • Есть ли выраженная кульминация (наивысшая точка)? Где она должна располагаться в мелодии?

Начните сначала с aккордов

  • Сначала выберите тональность. Совсем не обязательно оставаться в этой тональности в течение всей песни, но разумно начать по крайней мере в одной [определенной] тональности. Bы можете отклониться от нее позже, если захотите.
  • Подумайте об аккордовой прогрессии, где находятса моменты нарастания и спада напряжаения? Расположены ли эти моменты в наилучшем порядке?

Начните одновременно с aккордов и мелодии

Мне этот подход очень нравится. Начните с отдельного аккорда и ноты или фразы, как только Bы добавите следующий аккорд и ноты мелодии, запишите их вместе. Экспериментируйте, меняя аккорд, но не мелодическую фразу. Экспериментируйте, изменяя мелодическую фразу, но не аккорд.

Начните сначала с Ритма

  • Рассмотрите типы ритм-паттернов, которые Bы обычно используете. Возможно один из них — это как раз то, что вам нужно для включения в новую песню.
  • Экспериментируйте с вариациями на ваших любимых ритм-паттернах. Возьмите обычный паттерн и сыграйте его в обратную сторону.
  • Создайте что-то абсолютно новое. Заставьте себя запретить любому вашему любимому ритм-паттерну прокрасться в идею Bашей новой песни.

Динамические оттенки, Фактура и Форма наиболее часто пропускаемые сочинителями музыкальные элементы. Звукозаписывающие компании нанимают звукорежиссеров, чтобы улучшить качество песен, написанных авторами. Большинство звукорежиссеров тратят много своего времени (и деньги артиста!) формируя песни в этих трех областях, потому что сочинители часто пренебрегают тратить достаточно времени и усилий на них. Большинство людей может писать мелодию и соединять вместе аккорды, но испытывают затруднения с динамическими оттенками, фактурой и формой.

Начните сначала с динамики (динамических оттенков)

  • Если Bы думаете о динамических оттенках во время сочинения каждой части песни, Bы уже опережаете многих.
  • Спланируйте, какой будет динамика каждой секции Bашей новой песни. Какие части будут громче, а какие будут тише? Как Bы можете создать плавные переходы между ними? Хотите ли Bы «плавные» переходы?

Начните сначала с тембра

Внесите многообразие в использование вами инструментов, и звучание, которое Bы от них получите, внесет яркие цвета в вашу музыку. Как только Bы написали мелодию, экспериментируйте с тем, сколько различных типов тембра тона, которые Bы можете использовать, чтобы сыграть ее. Даже если Bы сочиняете песню только для одного инструмента, как Bы можете «внести оттенки» в звучание этого инструмента? Например, на гитаре, игра около бриджа дает совершенно другой звук, чем звукоизвлечение по центру струн (12-й лад).

Начните сначала с Фактуры

Плотность и тембр звука могут повлиять на тип мелодий, которые Bы сочиняете. Решите, как плотность фактуры может изменяться от секции к секции. Какой музыкальный эффект получится в итоге? Отдельная гитарная партия может склонить Bас к написанию пассажей типичных для гитаристов, но если Bы используете гитару для сочинения клавишной партии, Bаш подход часто будет (и вероятно должен быть) абсолютно другим.

Начните сначала с Формы

Начало отсюда может творить чудеса, оберегая Bас от затруднений (в вашем процессе сочинения музыки). Когда Bы не думаете о форме (согласованность частей песни) в начале процесса сочинения, очень легко загнать себя в угол чуть позже. Когда у Bас есть записанные различные части песни, но они не кажутся связанными друг с другом в единое целое, это обычно случается потому, что Bы не думали или уделяли недостаточно внимания форме в начале процесса сочинения.

Если Вам понравилась эта статья, то Вот эти статьи также могут быть Вам полезными:

Учимся определять аккорды в песнях и сочинять собственные мелодии

Умение играть на музыкальном инструменте, а в частности на гитаре, дает возможность гитаристу реализовать свой творческий потенциал. Освоив базовые навыки и научившись исполнять чужие мелодии музыканты часто приходят к тому, что им хочется самим научиться писать музыку или подбирать услышанные мелодии. Именно в своих мелодиях музыкант может в полной мере передать своё мироощущение и эмоциональный посыл слушателям.

Для новичков в данной сфере первым шагом является определение основной ноты аккорда. Это обычно самая низкая нота, поэтому вы должны быть в состоянии услышать, идентифицировать и сравнить её с другими нотами.

Чтобы найти аккорды на гитаре сначала вы должны установить, какой тональности эта песня.

Для установки правильной тональности необходимо научиться внимательно слушать и определять, какой был первый аккорд.

  1. Как можно подобрать аккорды
    • На слух
    • По тональности
      • По аккордам:
      • По гамме:
    • Онлайн
    • С помощью приложения на смартфоне
    • Программы на компьютере
  2. Практические советы по подбору аккордов
  3. С чего начинать самостоятельное написание музыки
  4. Способы написания песни
  5. Наиболее популярные сочетания аккордов

Как можно подобрать аккорды

Один из основных методов подбора аккордов – использование слуха. Слух – важный инструмент для создания музыкальной композиции на гитаре. Именно поэтому на обучающих уроках игры на гитаре стоит уделить внимание развитию музыкального слуха.

К этому списку также можно добавить подбор по тональности, различные программы и приложения.

Каждый из способов наделен своими преимуществами и недостатками, и выбирать наиболее эффективный способ нужно, исходя из конкретных условий: уровня музыкального слуха исполнителя, качества композиции, наличия дополнительного оборудования или доступа к онлайн-ресурсам.

Для новичка, который хочет исполнить песню на гитаре, подойдет метод с онлайн распознаванием или же с помощью приложения на смартфоне, поскольку у начинающих гитаристов музыкальный слух может не быть развит на таком уровне, чтобы определить тональность, в которой играется песня. Новичкам с хорошим музыкальным слухом также подойдет способ подбора на слух, но это довольно тяжело и отнимает много времени. Стоит помнить, что онлайн методы также могут быть неэффективными, потому как программы могут показывать не точную информацию. Рассмотрим особенности некоторых способов подбора аккордов.

На слух

Распространенный метод – подбор на слух. Прослушивая песню, ну или же ее фрагменты, необходимо сосредоточиться на ее звучании. Одновременно с этим вы играете на гитаре, стараясь достигнуть звучания в унисон.

По началу, вам может потребоваться много времени, поскольку необходимо будет перебирать известные вам сочетания, но с опытом ваши навыки улучшатся и вам будет достаточно от 2 до 4 попыток, чтобы подобрать правильный аккорд. Процесс, который вам предстоит сделать, называется – нахождение тоники.

Далее нужно будет определить интервал между первым и вторым аккордами. Одни из распространенных интервалов: терция, кварта и квинта. Вам следует начать именно с них.

По тональности

Определение тональности, в которой играет мелодия – гораздо более эффективный и удобный способ. Существует два простых способа определить тональность:

  • по аккордам;
  • по гамме.

По аккордам:

В тех случаях, когда песня начинается с септаккорда или другой вариации, для определения ее тональности требуется убрать от аккорда лишние символы. Также, для правильного построения аккордов в тональности, надо знать, какие в ней ступени и как они расположены. Ступени — это ноты, входящие в тональность, выстроенные по определенному принципу. Они обозначаются римскими цифрами и их всего семь.

По гамме:

Зная основы музыкальной теории, которые начинающий музыкант может получить на курсе уроков по сольфеджио, и умея определять мажорные и минорные гаммы, исполнитель может начать исполнять последовательно гаммы в разных тональностях, найдя ту, которая будет звучать наиболее гармонично и не будет вызывать диссонанса в сочетании с выбранной композицией.

Онлайн

Простой и проверенный метод, но работающий исключительно с чисто акустическими композициями, поскольку программы путаются в аранжировках, пропускают ноты и из-за этого аккорды определяются некорректно.

С помощью приложения на смартфоне

Еще один легкий способ, но он также помимо плюсов в удобстве использования имеет минусы. Приложение также может не считывать ноты и вызывать сбои, если качество записи желает лучшего или в композиции использовано большое количество инструментов и наложена обработка. Тем не менее, данный способ может дать хорошую базу для тех, кто только начинает свой путь в мире сочинения музыки на гитаре.

Программы на компьютере

Данный способ работает по той же схеме, что и два предыдущих и является более эффективным. Но различные программы также предполагают минусы в своей работе – есть запись будет плохого качества, программа покажет неправильный результат.

Практические советы по подбору аккордов

Многие задаются вопросами «Как подобрать песню на гитаре?», “Как подобрать бой к песне на гитаре?”. Процесс кажется трудным, непонятным и длительным, но добиться результата можно и за короткий период времени. Большинство людей, которые научились хорошо играть на музыкальном инструменте, действительно обладают необходимым чувством ритма и имеют хорошо развитый музыкальный слух. Эти способности они получили во время обучения в студии игры на гитаре и с опытом в процессе игры. И именно они помогут в дальнейшем легко и без проблем подобрать аккорды, бой или мелодию понравившейся песни. Для того, чтобы ускорить процесс примите во внимание следующие рекомендации:

  1. Услышав интересную мелодию или новую песню, которую вам захотелось сыграть, не спешите искать табулатуры в интернете. Попробуйте самостоятельно на слух подобрать ее. Начните с аккордов или тональности. Не обязательно нужно начинать с первой ноты, найдите любую зацепку, в любом месте мелодии и постепенно продвигайтесь, находя нужные ноты и добиваясь звучания в унисон.
  2. Не бойтесь использовать дополнительные средства: приложения и программы. Они помогут вам на начальных этапах. А первые успехи дают мотивацию продолжать развивать музыкальный слух и подбирать все новые и новые композиции.
  3. Подбирая аккорды, используйте программы, позволяющие замедлить темп композиции. В медленном темпе вам будет проще разобраться с ведением мелодии и сменой аккордов.
  4. Обратите внимание на строй гитары исполнителя. Иногда строй вашей гитары и гитары музыканта, который играет понравившуюся композицию могут не совпадать, что делает подбор правильных аккордов невозможным. Отстройте свою гитару в нужной тональности или используйте каподастр.
  5. Практикуйтесь как можно больше. Начните с простых композиций, которые строятся на последовательности 3 — 4 простых аккордов. Это поможет вам понять логику построения гармонических последовательностей. С опытом вы сможете взяться за более сложные песни и разбирать их с легкостью на слух.
Читайте также  Жанры русского фольклора: вековая мудрость народа, пронесенная сквозь столетия

С чего начинать самостоятельное написание музыки

Многие эксперты и профессиональные музыканты сходятся во мнении, что невозможно сочинять музыку без базовых знаний в сольфеджио. Начав изучать теорию музыки, вы совсем по-другому будете слушать музыкальные произведения, начнете понимать гармонию и логику построения мелодии и аккордов. Только, получив необходимый базис, можно начинать говорить об составлении и записи собственных мелодий.

Но песня — это не только музыка, а еще и текст. Существуют также и правила, которые помогают грамотно создать вербальную составляющую произведения. Так, например, слушая любимую песню, обратите внимание, что она состоит минимум из одного или нескольких куплетов и повторяющегося припева.

Также важно подумать о гармонии и совместимости текста и мелодии. Важно, чтобы они не входили в диссонанс друг с другом. Если вы выберета для создания музыки минорную тональность, то жизнерадостный или шуточный текст не подойдет. Важно также, чтобы стихи по ритму совпали с написанной мелодией. Все эти тонкости и нюансы по началу кажутся сложными и непонятными, но стоит только начать, создать первое произведение, поймать волну и со временем вы уже уверенно будете ложить стихи на музыку и играть авторские песни.

Способы написания песни

Как же сочинить песню под гитару, которая будет вызывать восторг у окружающих?

Существует несколько подходов в создании песен. Написание композиции можно начинать с составления текста, который потом можно наложить на мелодию, можно сначала создать мелодию, на которую потом написать или подобрать текст или сосредоточится на гармонии.

При первом способе, прежде чем сочинить мелодию, нужно придумать хотя бы небольшую часть текста. Определиться, о чем будет ваша песня? Продумать тему, сформировать из слов фразу и пропеть ее поверх выбранной последовательности аккордов. Не стоит останавливаться, продолжайте придумывать мелодии, пока не найдете ту, которая соответствует аккордам и не создаст последовательность, которая вам понравится. После этого важно сосредоточиться на поиске идеальной гармонии, чтобы все аккорды между собой были созвучны.

В случае, если сначала у вас в голове возникла мелодия, важно успеть ее записать и подобрать аккорды, которые станут основой композиции. Когда музыкальная база подготовлена, переходите к написанию текста. Определитесь, о чем будет ваша песня, какой посыл вы хотите передать слушателям. Напишите первый куплет и попробуйте соединить его с мелодией. Пробуйте и экспериментируйте, пока не найдете идеальное сочетание. После куплета переходите к припеву. Он должен быть похож на куплет, попробуйте поэкспериментировать с ритмом и поиграть словами. Найдите сочетание, которое будет хорошо запоминаться.

Наиболее популярные сочетания аккордов

1) До мажор C-G-Am-F

Одна из самых популярных последовательностей, особенно на западе, поскольку именно эта последовательность часто ложилась в основу известных хитов в мире музыки.

Примеры песни: The Beatles — Let it be, Aerosmith — Cryin.

2) До мажор Am-F-C-G

Еще одна популярная последовательность, начинающаяся всегда минорного аккорда.

Примеры песен: The Cranberries – Zombie, One Republic – Apologize.

3) До мажор C-F-G-C

Последовательность аккордов, ставшая основной для рок-музыки.

Примеры песен: Led Zeppelin — Rock and roll.

Как писать песни: памятка для новичков

Всегда мечтали сочинять песни, но не знали, с чего начать? Вот вам несколько простых советов от практика с 25-летним опытом.

Gfire M

Преподаёт и исполняет музыку уже более 25 лет. Даёт уроки вокала и сочинительства песен, игры на фортепиано и фолк-гитаре, диджеинга и йоги ученикам от пяти до ста пяти лет :) — как онлайн, так и очно. Живёт в «мировой столице живой музыки» Остине, штат Техас, США.

Переводчик. Любит языки и всё, что с ними связано. В свободное время учит новые (языков много не бывает!), а ещё рисует.

Интересная идея может посетить сонграйтера когда и где угодно. И её, конечно, захочется записать. Важно быть к этому готовым. Поэтому запаситесь блокнотами, ручками и всегда держите их под рукой — дома, на рабочем месте и в машине. Даже если придумается только название, пусть всего из одного слова, — не поленитесь сохранить и его.

Научитесь быстро открывать диктофон на смартфоне — вдруг вам будет удобнее просто напеть мелодию или наговорить слова новой песни.

С подготовкой закончили, а теперь о вдохновении. Так или иначе на всех нас влияют разные исполнители, композиторы и музыканты. Составьте плейлист с творчеством авторов, которых цените больше всего, — пусть он поможет вам не терять это самое вдохновение.

Определитесь со структурой песни

Для этого надо знать, из каких частей вообще состоят песни. Разберём это на примерах.

Пример 1

В самом простом случае у песни всего одна составная часть — куплет (назовём его «А»). Такова популярная ария Summertime («Летней порой») Джорджа Гершвина.

Куплет в ней повторяется дважды (то есть её структура будет A-A). Послушайте сами:

Пример 2

В песнях с припевом уже две разные части (раз куплет «А», то припев пусть будет «В»). Так в знаменитой песне Боба Дилана Blowin’ in the Wind («В дуновении ветра»).

Вот её структура: A-B-A-B-A-B.

Пример 3

Бывает и более сложная структура — из куплета «A», припева «B» и бриджа «C». Такая песня есть у «Битлз» — это Ticket to ride (дословно «Билет в дорогу» или «Билет на поезд»; подробнее о названии песни и её истории читайте в «Википедии». — Пер.).

Структура здесь уже такая: A-B-A-B-C-A-B-C-A-B.

Переслушайте и проанализируйте любимые композиции (обратите внимание на повторяющиеся части внутри каждой).

Так вы научитесь отличать одну песенную структуру от другой и сможете экспериментировать с ними в своём творчестве.

Как написать слова песни

Песня — лаконичная творческая форма. Поэтому важно, чтобы её текст был объединён какой-то общей идеей. Если мыслей много, не пытайтесь все их вместить в одну песню — лучше напишите несколько разных.

С чего бы вы ни начинали, полезно описать идею песни одним-двумя предложениями — сделать логлайн. Он соберёт вас, поможет не растечься мыслью по древу, всегда напомнит о сути.

Для песни «Битлз» Ticket to ride подобный логлайн мог бы выглядеть так: « Моя девушка уходит от меня. И мне грустно, но ей всё равно» (в оригинале: «My girlfriend is moving away from me and I am sad, but she doesn’t care». — Пер.).

Кстати, вовсе не обязательно писать все слова за один присест: многие сонграйтеры ограничиваются куплетом или припевом и продолжают работу позднее, когда вернётся вдохновение.

Сочиняем мелодию, подбираем аккорды

Для музыкальных экспериментов отлично подходит диктофон на смартфоне или компьютере. Напевайте свой текст на разные лады. Проделайте это хотя бы трижды и переслушайте, что получилось.

А кто-то, наоборот, предпочитает начинать с аккордов. Сыграйте несколько аккордов на гитаре или пианино и запишите на диктофон. Напевайте текст под них, сравнивайте.

Или попробуйте совместить всё сразу: текст, придуманную мелодию и выбранные аккорды.

Если не получается придумать удачную последовательность аккордов, можно позаимствовать её из другой песни с похожим стилем и ритмом. Главное — не копировать саму мелодию: она защищена авторским правом (а вот последовательность аккордов как таковая — нет).

Придумываем название

Песне нужно хорошее название! Кто-то выносит в него хук (самую цепляющую строчку), кто-то — повторяющиеся слова из припева. Единого рецепта тут нет: название может быть даже описательным, отвлечённым, то есть без единого слова из самого текста.

Полируем результат

Первая версия готова? Теперь дайте своей песне отлежаться. Хотя бы пару дней даже не вспоминайте о ней. Вы вернётесь со свежим взглядом и слухом — и песня предстанет перед вами в новом свете. Скорее всего, вам захочется доработать текст или заменить какие-то аккорды — и ваше творение зазвучит ещё круче.

Готовую песню можно испытать на публике. Например, исполнить на вечере свободного микрофона или хотя бы перед вашим музыкальным наставником. Реальное исполнение и обратная связь помогут исправить недочёты и сгладить неровности, которых вы сами не замечали.

Ещё одна отличная идея — записать своё исполнение и выложить в интернет. В наш век это легко сделать даже дома (достаточно хорошего микрофона и специального софта). Пусть вашу работу оценят потенциальные поклонники и другие артисты. А может, талант ваш приглянётся даже музыкальным продюсерам.

обложка: Meery Mary для Skillbox Media

Как написать песню из любой последовательности аккордов

Пишем готовый к аранжировке и дальнейшей работе черновик за 10 минут.

Сталкивались ли вы с ситуацией, когда у вас в голове крутится несколько аккордов, но вы никак не можете превратить их в законченную песню? При таком развитии событий, музыканты часто начинают лениться, списывая трудности на отсутствие вдохновения и кризис идей.

Используя базовые знания музыкальной теории и песенной структуры, можно превратить любую последовательность аккордов за 10 минут в готовый к аранжировке черновик. SAMESOUND.RU рассказывает, как написать песню из любой последовательности аккордов. Песня будет типичной по своей структуре, но для чернового варианта большего и не нужно. Сейчас нас не волнуют вопросы аранжировки и стилизации, наша задача — получить готовый к работе черновик.

Гармония и куплет

Возьмем простую музыкальную идею — восьмитактовый отрезок из аккордов C, Am, F, G. Каждому аккорду в этой последовательности отведено два такта. Пусть эта последовательность станет куплетом нашей композиции.

Диатоническая последовательность аккордов

Наша последовательность построена на диатонических аккордах в тональности До мажор (см. Аккорды для пианино и клавишных: 15 основных видов, Гаммы для фортепиано и клавишных: 16 основных видов). Если взять все звуки гаммы До мажор и построить на их основе аккорды, то мы получим семь диатонических трезвучий: C, Dm, Em, F, G, Am и Bdim.

Каждое из семи трезвучий подходит под звучание тональности. Благодаря этому мы можем безболезненно менять или дополнять аккорды базовой последовательности на любые другие трезвучия, входящие в гамму.

Мелодия куплета

Введем в аранжировку мелодию в верхнем регистре. Мелодия в куплете строится на звуках все той же гаммы До мажор, поэтому она всегда попадает в аккомпанемент. Аккомпанемент и мелодическая линия на выходе дают готовый куплет, к которому по желанию можно добавлять любые биты и другие инструменты.

Читайте также  Какие оперы написал моцарт? 5 самых известных опер

Прехорус (Бридж)

Бридж или прехорус — связующее звено между куплетом и припевом, аккорды которого должны плавно перетекать из одной части песни в другую. Проще всего построить бридж на аналогичной куплету структуре, с полным или частичным использованием тех же аккордов, но в другом порядке.

Чтобы создать переходную часть, возьмем четыре аккорда из куплета и заменим два из них на любые аккорды из диатонической последовательности, составленной ранее. Например, поменяем аккорд C на Em, а аккорд F заменим трезвучием Dm. Так мы получим последовательность Em, Am, Dm, G.

Мелодия прехоруса

Мелодию в прехорусе можно построить изменением мелодии куплета. К примеру, сделаем мелодию восходящей и слегка поменяем ее ритмический рисунок.

Припев

Припев — яркая часть любой песни, которая должна выделяться на фоне куплета. Возьмем аккорды куплета и прехоруса и сократим их длительность до одного такта — это даст нам новую последовательность C, Am, F, G, Em, Am, Dm, G.

Мелодия припева

Так как припев построен на комбинации аккордов куплета и прехоруса, мелодия из куплета отлично впишется в припев композиции. Скопируем мелодию и для разнообразия поменяем некоторые ноты в каждом втором такте — это создаст вариативность музыки.

Структурирование идей

У нас появилась база будущей песни — куплет, бридж и припев. Чтобы сделать песню более логичной и завершенной, добавим двухтактовый проигрыш (тэг или постхорус) после припева, который плавно подведет нас к следующему куплету. Построить такой проигрыш можно на двух тактах аккорда До мажор — простое и очевидное решение.

Далее песня идет своим чередом: еще один куплет, прехорус, снова припев. Второй припев можно повторить дважды.

Проигрыш, концовка и вступление

После второго припева часто используется проигрыш, именуемый Middle 8 (см. Анатомия аранжировки: типовая структура песни в популярной и электронной музыке). Такие проигрыши часто контрастируют с остальными частями песни за счет изменившегося настроения музыки. Чтобы добиться подобного эффекта, начнем проигрыш с аккорда Ля минор. Дополним проигрыш аккордами Em, Dm и G, взяв их из диатонического ряда, построенного в самом начале.

После проигрыша слушателей будет ожидать еще один или несколько припевов — последний аккорд проигрыша (G) логично и аккуратно подведет музыку к первому аккорду припева (С). При этом припев может одновременно выступать и в роли концовки (оутро) композиции. Вступление песни можно сделать из куплета — просто возьмите два первых аккорда.

Учимся писать музыку к песням с нуля –
8 профессиональных приёмов создания красивой мелодии

Подумайте о своей любимой песне. Что вы вспоминаете в первую очередь? Конечно, основную мелодию. Это важная и запоминающаяся часть композиции. Кажется, что придумать оригинальную мелодию крайне сложно, ведь бытует мнение, что в мире музыки уже все хорошие комбинации использованы. Действительно, сочинение мелодии – трудоемкий творческий процесс, но вовсе не невозможный! В данной статье мы расскажем о способах генерации новых идей и как написать музыку к песне, даже не имея музыкального образования.

Что такое мелодия?

Мелодия — это последовательность нот, сыгранных или спетых в музыкальном произведении. Простой мотив может состоять из одной музыкальной фразы – нескольких коротких нот и ничего более. Есть большое количество примеров сложных мелодий, подобных тем, которые вы слышите, например, в джазе.

Даже базового владения музыкальным инструментом достаточно, чтобы сочинить мелодию

Иногда слушатели путают понятия «мотив» и «мелодия». Они действительно похожи по некоторым характеристикам, но их нельзя смешивать. Мелодия – основная идея трека. Мотив или фраза – короткая музыкальная идея. Это могут быть несколько нот, помещенных в определенном порядке или ритме. Мотив часто повторяется, незначительно меняясь в течение песни.

Ликбез по основным музыкальным терминам

Прежде, чем переходить к описанию приемов, остановимся на основных терминах, которые будут упоминаться. Если вы совсем новичок, эти простые определения помогут вам быстрее разобраться, о чем идет речь ниже.

  • Аккорд – одновременное звучание нескольких звуков разной высоты.
  • Тональность – привязка музыкального звучания (лада) к определенному участку мелодии.
  • Лад – система взаимоотношений звуков, создающая звуковой эффект.
  • Гамма – звуки лада, расположенные в порядке высоты.
  • Минор и мажор – виды ладов. Мажорный лад подходит для создания веселой и бодрой мелодии, минорный – для меланхоличных баллад.

8 способов написания запоминающейся мелодии

Мы немного разобрались в музыкальной теории. Пора узнать, как придумать мелодию, которая идеально ляжет на созданные стихи и полюбится слушателям.

№1. Создайте план

Многие композиторы предпочитают писать произведения в свободной форме, однако иногда последовательность лучше сказывается на продуктивности. Сначала определите тип создаваемой мелодии и музыкальную форму, т.е. распорядок частей и разделов. Можете составить графический контур.

Составьте примерный план будущей мелодии

Экспериментируйте: попробуйте сначала написать припев новой песни и в дальнейшем исходить от него. Подумайте, какой куплет и проигрыш лучше подойдут к созданному куску.

Не забудьте включить пиковую ноту. Это высокая нота, которая появляется в песне только один раз. Убедитесь, что она попадает в диапазон голоса певца. Вы можете «сыграть против правил» и сделать ее самой низкой по тональности в композиции. Обдумайте кульминацию и где она будет находиться.

№2. Найдите вдохновение

Не бойтесь брать за референс любимые песни или популярные мелодии разных жанров. Это не означает, что вы можете полностью украсть чужое творение. Попробуйте проанализировать музыкальное произведение и понять, что сделало ее популярной. Позаимствуйте концепцию и примените ее к создаваемой композиции.

Еще один вариант – максимально измените готовую песню . Попытайтесь заменить все аспекты произведения на абсолютную противоположность – поменяйте тональность, перепишите аккорды в другой очередности. Загрузите трек на ПК в программу для создания музыки, проиграйте в обратном порядке, нарежьте куски из разных дорожек и смикшируйте. Трансформируйте произведение так, чтобы подогнать под свой уникальный авторский стиль.

№3. Подберите аккорды

Начните процесс написания с импровизации. Вы можете добиться прекрасных результатов простым перебором клавиш на пианино или гитарных струн. Запишите звук с помощью микрофона, чтобы в дальнейшем использовать в работе наиболее удачные сочетания аккордов и нот.

Не знаете, с чего начать писать музыку, а гитарный перебор не вдохновляет? Начните с мелодии из одного такта. Скопируйте его на вторую полосу и измените одну вещь. Это может быть плавный переход в другую ноту, незначительное скольжение высоты тона, изменение длительности. Продублируйте мелодию из двух тактов на третью и четвертую полосы. Измените некоторые аспекты. Теперь у вас есть небольшая мелодия.

№4. Добавьте ритмические вариации

При написании мелодий важно уделить внимание ритму . Ритмическая последовательность нот придает мелодиям особую вибрацию и характер. Вы можете управлять им, размещая ноты по горизонтальным дорожкам в программе для создания музыки на ПК.

Не бойтесь экспериментировать с ритмикой мелодии

Чтобы создать мелодию по ритму, используйте синкопу – ритмическое смещение. Оно изменяет ноты по образцу, который отклоняется от обычного ожидаемого ритмического рисунка. Благодаря этому песня становится неординарной и отличается от подобных композиций того же жанра. Данный прием привлечет внимание слушателей, ожидающих развитие песни по привычному образцу.

№5. Используйте MIDI-клавиатуру

Импровизация на клавишных – лучший способ подстегнуть воображение. Но как сочинить мелодию на фортепиано самому, если вы не особенно хорошо играете на этом инструменте? Используйте MIDI-клавиатуру или подберите мелодию на синтезаторе.

По максимуму задействуйте возможности синтезатора при сочинении мелодии

Транспонируйте MIDI-информацию (например, аккорды или бас) на ля минор или до мажор (только белые клавиши). Зациклите ее на пять минут, нажмите запись и начните импровизировать.

№6. Используйте MIDI-паки

Не знаете, как сочинить мелодию на гитаре, когда идей совершенно нет? Скачайте специальные MIDI-пакеты. Это готовые музыкальные сэмплы, на основе которых можно построить музыкальную композицию. Вы не сможете создать из этих отрывков полноценную песню, но они могут дать толчок для оригинальной идеи.

Многие ди-джеи и начинающие композиторы пользуются ими, поэтому лучше не вставлять их в песню без изменений. Измените тональность по ритму остальных инструментов в песне, отрегулируйте высоту, измените длительность некоторых нот.

№7. Отложите инструменты

Отложить в сторону инструменты и создать вокальную партию – отличный способ сочинить мелодию на стихи. Это хорошее упражнение, чтобы снять творческий блок и подстегнуть креативность. Прочитайте готовые строчки и попробуйте подобрать к тексту песни мелодию, пропевая их в различных вариациях.

Уделите особое внимание вокальной партии в песне

Можете скомбинировать этот метод с советом номер 3 и заменить своими стихами известную песню, затем переработать. Включите смартфон и запишите вокальные упражнения. Затем обработайте созданные фрагменты на инструменте или компьютере.

№8. Экспериментируйте с компьютерным софтом

Для записи мелодии на компьютер не требуется профессиональная техника. Понадобится лишь специальная программа, помогающая сочинять музыку. АудиоМАСТЕР – удобный редактор для начинающих музыкантов с функциями записи, обработки и микширования.

АудиоМАСТЕР поможет записать мелодию и при необходимости ее улучшить

В программе доступны опции аудиомонтажа: можно соединить или смешать несколько записанных кусков в один фрагмент. У созданного фрагмента можно настроить звучание эквалайзером: усилить басы, подавить посторонние шумы. Также можно сместить высоту тона на заданное количество герц. Присутствует частотный спектр, который поможет изменить плотность звука, настройка реверберации, работа с громкостью и возможность добавлять поверх аудио различные эффекты.

Дополнительные подсказки для новичков

Иногда вдохновение не приходит, а трудолюбие не помогает. В таких ситуациях попробуйте следующие приемы :

  • работайте в полной тишине;
  • попробуйте другой инструмент;
  • переместите ноту вверх или вниз на одну октаву;
  • удалите каждую вторую ноту.

При создании песни способом подбора аккордов:

  • работайте с ритмом аккордовой последовательности;
  • обращайте особое внимание на ноту перед сменой аккорда.

Чего следует избегать:

  1. Излишнего разнообразия. Запоминающаяся мелодия должна повторяться.
  2. Слишком резких изменений в высоте тона и ритме. Последовательность – ключ к успеху.

Написание мелодии – важнейшая часть в создании музыкальной композиции. Нельзя предугадать, как правильно сочинять музыку, поэтому важно найти личный стиль. Практикуйтесь каждый день, вдохновляйтесь признанными или малоизвестными шедеврами музыки, а АудиоМАСТЕР поможет разобраться, как сочинить музыку на компьютере. Скачайте софт, следуйте указанным советам в статье и создавайте из них яркие композиции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: