Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы - OXFORDST.RU

Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

Как играть блюз на гитаре. Уроки блюза для начинающих

Как играть блюз на гитаре. Вводная информация.

С технической и композиционной точки зрения блюз не является чем-то невероятно сложным, и любой, даже начинающий гитарист, сможет сыграть и сочинить собственную блюзовую партию. Однако обходить стороной это довольно богатое направление однозначно не стоит. Главная причина в том, что блюз сейчас лежит в основе абсолютно любого музыкального направления – от классического хард-рока до экстремальных жанров, таких как sludge или grindcore. «Голубая скорбь» — предтеча всего, что сейчас творится на мировой музыкальной сцене, и его основы, хотя бы технические, стоит знать, хотя бы для того, чтобы разбираться в том, как работает современная музыка.

Немного из истории блюза

На данный момент сказать, кто же первым начал играть блюз, очень тяжело. Историки утверждают, что первые композиции возникли еще в девятнадцатом веке, на юге США, в среде афроамериканских рабов. Основными истоками жанра можно назвать госпел и рабочие песни. Первый блюз вообще не использовал никаких инструментов, кроме голоса, и зачастую исполнялся хором в церквях, поселениях и плантациях. И из этого каким-то образом и родился тот жанр, о котором мы говорим.

Кроме того, истоки жанра лежат также и в кантри-музыке, которая является национальной для североамериканских народов. Существует мнение о том, что перед тем, как сформироваться окончательно, направление приняло форму так называемого кантри-блюза. Со временем, в начале 20-го века, когда жанр вышел за рамки совместного исполнения, появились первые ансамбли, можно считать, что формирование направления окончательно завершилось.

Довольно интересный факт состоит в том, что сейчас лады, свойственные блюзу, прослушиваются не только в музыке народов Америки, но и в китайской народной музыке, а также населения крайнего севера России.

Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля

Слушать

Разумеется, прежде чем играть в каком-либо жанре, его надо отслушать, и особенно – послушать классику этого направления. Ниже собран список альбомов мировых блюзменов, которые вы обязательно должны поместить в плейлист, если хотите понять, как же блюз все-таки играется.

  1. Роберт Джонсон — The complete recordings (1990 г.)
  2. Мадди Уотерс — The Anthology (2000 г.)
  3. Хаулин Вулф — The Definitive Collection (2007 г.)
  4. Джон Ли Хукер — The best of John Lee Hooker (1992 г.)
  5. Ти-Боун Уокер — Stormy Monday Blues: The Essential Collection (1998 г.)
  6. Эрик Бибб — The Good Stuff (1998 г.)
  7. Биби Кинг — The Ultimate Collection (2005 г.)

Блюзовый ритм

Помимо классических 4/4, в основе блюза лежит особый ритм, который называется шаффл. Вся его суть заключается в том, что каждая доля такта разделяется на три части, а не на две, при этом на каждый второй удар приходится пауза.

То есть выглядит это так: раз – пауза –два — раз – пауза –два – и так далее.

Исполняя песню в высоком темпе, а также слушая классические блюзовые композиции, вы быстро поймете суть этого ритмического рисунка.

Для того, чтобы отработать знания на практике, ниже представлено восемь гитарных риффов в ритме шаффла, которые являются стандартами, а значит, опорой для сочинения будущих композиций.

Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.

Кроме непосредственно фразовых стандартов, существуют и блюзовые последовательности трезвучий, которые придают музыке то самое характерное звучание, и в ритме шаффла дают чистейший Blue Devils, о котором все так говорят.

Например, очень популярна следующая гармония:

И все ее производные, которые образуются от разных комбинаций этих аккордов. Данную последовательность, например, можно услышать в песне Graveyard Train – Ballad for Belzebub, вместе с блюзовой соло-партией, а также губной гармошкой.

Существует еще одна, совсем простая последовательность:

Именно на этих двух аккордах сыгран легендарный шедевр Джонни Кэша – Personal Jesus.

Вообще для того, чтобы понять, как строится блюзовая гармония, придется немного углубиться в музыкальную теорию. Весь жанр строится на последовательности I – IV – V, то есть Тоника – Субдоминанта – Доминанта. Тоника – это первая нота в любой гамме. Субдоминанта – соответственно, четвертая, а Доминанта – пятая.

То есть, если мы, скажем, возьмем тональность Ми-мажор, то аккордовая последовательность будет выглядеть так:

Тренировка игры под минус

Но, разумеется, для блюза надо понимать, как играть соло. Именно для этого и создан данный раздел. Здесь вы найдете две классические блюзовые мелодии, которые можно включить прямо из браузера, и под которые можно играть и импровизировать. Это – отличная практика для отработки шаффла и пентатоник, которые лежат в основе данного направления.

Jam Track — 70 bpm

Jam Track — 100 bpm

Блюзовая пентатоника

А вот эта тема невероятно важна в блюзе для начинающих. Именно на ней и строится характерное звучание и мелодии, которыми вы должны владеть. Ниже даны пять классических боксов пентатоники, которую необходимо выучить для того, чтобы играть блюз – как аккордами, так и соло.

Приемы игры

Разумеется, в данном жанре используются различные приемы игры на гитаре. Какие-то чаще, какие-то реже, но все они имеют место быть.

  1. Вибрато. Суть его состоит в том, чтобы во время звучания струны на ладу немного «раскачать» ее, добиваясь вибрирующего звука. Такой прием используется для того, чтобы подчеркнуть акцент или важную в композиции ноту.
  2. Бенд – это подтяжка струны. Суть в том, что при этом движении тон ноты поднимается, и она меняется на другую. Существует несколько видов бендов, в зависимости от того, насколько вы подтягиваете струну. Использовать данный прием стоит осторожно, потому что не везде и не всегда он прозвучит к месту – например, если подтянутая нота отсутствует в тональности, то случится противный выбивающийся звук.
  3. Слайд. Этот прием состоит в том, чтобы ударить по ноте на одном ладу, и потом, не отпуская струны, «съехать» на другой. Он часто используется в блюзе и кантри, существует даже специальная вещь – слайдер, а также подвид гитар – слайд-гитары, техника игры на которых как раз и построена на этом приеме.
  4. Хаммер-он и пулл-офф. Техника этих приемов состоит в том, чтобы, в первом случае, ударить по струне медиатором, и потом пальцем левой руки ударить по соседнему ладу, пока струна еще звучит. Во втором случае палец надо отпустить, немного подцепив лад. Это очень популярный прием, который позволяет играть характерные по мелодике соло-партии.

Разбор других песен

Нет лучше практики для гитариста, чем разбор песен других исполнителей. Обязательно занимайтесь этим при игре блюза, потому что из подобных произведений можно почерпнуть очень многое – начиная от отдельных фраз, до целых гармонических идей и отход от стандартов.

Работа над фразировкой

Любой самоучитель для блюза скажет вам, что главное в данной музыке – это фразировка. Работайте над каждым проигрышем и фразой, которую вставляете в свою песню. Классический вариант построения соло-партии в блюзе – это «вопрос – ответ», то есть первая часть должны как бы задавать вопрос, а вторая – его разрешать. Однако за счет разбора композиций вы сможете почерпнуть для себя огромный пласт других вариантов фраз, не следующих данной концепции.

Как играть блюз. Основы блюзовой импровизации

Блюз – очень разномастный и интересный жанр музыки. Две композиции могут сильно отличаться друг от друга – и не подумаешь, что это одно и то же направление. Его исполняют и уличные музыканты, и всемирно известные звезды, вроде Гэри Мура. В этой статье мы рассмотрим, как играть блюз на гитаре.

Пальцы или слайд?

Слайд – специальная трубка или металла, стекла или керамики, которая надевается на палец и используется, чтобы зажимать струны. Когда струна соприкасается не с мягкой подушкой пальца, а с металлической поверхностью – звучание гитары меняется до неузнаваемости. С самого зарождения жанра блюз и слайд идут рука об руку.

Но никаких жестких канонов здесь нет. Нравится играть «руками» – пожалуйста. Хотите получать яркие вибратто и аутентичный звук – попробуйте слайд. Его даже необязательно покупать – возьмите стеклянную бутылку или, к примеру, складной нож. Этого будет достаточно, чтобы понять, нравится вам такой звук или нет.

Звучание профессионального слайда не будет лучше, чем у бутылки. Отличие в том, что его не приходится держать всей рукой. Трубка надевается только на один палец, а остальные будут свободными. Таким образом, гитаристы могут комбинировать слайдовую технику игры с классической.

Насколько полным и объемным бывает звучание гитары можно понять, если купить двенадцатиструнную гитару.

Особенности 12-тиструнок:

  • усиленный корпус типа вестерн или джамбо;
  • широкий гриф;
  • металлические струны, размещенные парами – толстая с обмоткой и тонкая без обмотки. Струны настраиваются в унисон, однако, начиная с третьей пары, тонкая струна всегда настроена на октаву выше.

Где купить 12 струнную гитару?

Для музыканта, хорошо владеющего игрой на шестиструнной гитаре, желание купить 12-струнную гитару в Москве или в другом регионе России вполне понятно.

Выбирая магазин, где купить гитару на 12 струн, присмотритесь к специализированным магазинам, предлагающим не только дешевые инструменты. Недорогая двенадцатиструнная гитара – великий соблазн, однако следует помнить, что 12 струн обусловливают мощную нагрузку на корпус гитары, поэтому один из основных параметров двенадцатиструнки – ее прочность.

Подготовка к игре

Данный раздел руководства – для тех, кто хочет учиться играть блюз на электрогитаре. В случае с акустикой никакой подготовки не надо – бери да играй. Но здесь есть возможность подкрутить эквалайзер или добавить в цепь пару педалей, получив нужный звук.

Первое и самое важное: забудьте о distortion. Блюзмены используют либо чистый, либо немного подгруженный звук, то есть легкий овердрайв. Большой уровень гейна даст много отвратительных шумов и многократно усилит скрежет по оплетке струн. А еще он компрессирует поток, срезая всю динамику блюзового звучания.

Существуют специальные педали для блюза, например, Boss Blues Driver. Не можете найти такую – используйте обычный овердрайв. Здесь важно не переусердствовать. В некоторых композициях неплохо себя покажет Wah-Wah эффект. Но на стадии обучения его лучше не трогать.

Второй совет: не накручивайте много каких-то частот в эквалайзере. Вместо того чтобы поднять середину, лучше опустить уровень баса и «верха». Этот нехитрый прием даст вам более приятный и естественный звук.

Блюзовая пентатоника

Самое интересное в блюзе – это импровизация. Без нее ни свою мелодию не составишь, ни чужую не прикрасишь. А чтобы импровизировать, нужно узнать, какие ноты есть у вас в распоряжении.

За основу блюзовой гаммы берется минорная пентатоника. Между 3-й и 4-й ступенями добавляется еще одна нота. Именно она и помогает создать то самое характерное звучание. За десятилетия проб и ошибок блюзмены открыли для себя 5 наиболее удобных позиций (бокс) для игры.

Читайте также  Использование музыки для обучения детей базовым навыкам и иностранному языку

Красная точка – это тоника, основная нота, от которой строится мелодия. Синяя – это тот самый добавочный звук. Выбирайте любой лад на гитаре и пробуйте поочередно проиграть все ноты в каждой из позиций. Даже без дополнительных приемов вы сразу почувствуете этот особенный характер мелодий.

Постарайтесь разучить все боксы, чтобы ваши пальцы легко бегали по струнам «на автомате». Если вы будете постоянно думать, что зажать – ни о какой импровизации не может быть и речи.

Построение мелодии

Когда привыкнете к аппликатурам пентатоники, можно начинать импровизировать. Для начала попробуйте играть эту же гамму, но с разными ритмическими рисунками. Сочетайте восьмые и четверные ноты. Меняйте направление, «перескакивайте» через 1-2 ступени гаммы, делайте паузы. Через некоторое время ваши руки сами запомнят, какой прием звучит хорошо, а какой – так себе.

Не забывайте про метроном. Ритм в музыке очень важен. О нем нельзя забывать ни во время исполнения медленных, «тягучих» композиций, ни тем более, в качающих драйвовых риффах. Возможно, заниматься под метроном будет для вас непривычно и тяжело. Но без этого хорошее чувство ритма не разовьешь.

Пробуйте играть в разных позициях. Никто не запрещает менять их по ходу игры. Звучание риффов в разных боксах будет немного различаться. Побольше экспериментируйте – и получите в свою копилку много интересных мелодий.

Бенд, слайд и вибратто

Без этих трех приемов не обходится ни одна блюзовая композиция. Именно они оживляют мелодию, делают ее яркой и уникальной.

Слайд – самый простой прием. Особенно эффектно он звучит при игре слайдом (такая вот терминологическая тавтология). Собственно, вся техника игры сводится к тому, что вы никогда не отрываете трубку от струн, а ведете по их поверхности. Звук есть всегда, даже во время смены положения руки.

Если вы играете пальцами – суть остается та же. Например, зажимаете струну на 5-м ладу, извлекаете звук, а потом съезжаете на 7-й. Палец при этом отпускать не надо. Скорость зависит от контекста: иногда нужно съехать быстро, иногда – плавно.

Следующая важная в блюзе техника – бенд. Это изменение высоты звука без смены лада. Вы прижимаете струну, а затем ведете ее вдоль ладового порожка. Она натягивается и звучит выше. Обычно бенды тянут на тон или полтона. Сделать его несложно. Сложно – научиться подтягивать струны так, чтобы получившийся звук принадлежал к вашей гамме.

Это очень важный момент. Если вы сделаете бенд всего на четверть тона – он не впишется в мелодию и вызовет диссонанс. Если вы подтянете струну на полтона, но получите ноту, которая в вашу пентатонику не входит – снова диссонанс.

Например: между 3-й и 4-й ступенями вашей гаммы расстояние всего полтона (1 гитарный лад). Вы можете зажать струну на 7-м ладу, а затем тянуть ее, пока звук не будет такой, как если бы вы зажали ее на 8-м ладу. Можете тянуть еще выше – до 9-го лада – и получить 5-ю ступень пентатоники.

Еще один универсальный прием – вибратто. Когда вы играете длинную ноту (например, 4-ю среди массива 8-х), ей можно придать особую окраску, привлечь внимание. Если вы умеете делать бенд, освоить вибратто будет легко. Просто увеличивайте и уменьшайте натяжение, чтобы получить характерное дрожание. Можно изменять высоту совсем чуть-чуть, а можно достичь амплитуды в 2 тона. Что и когда лучше звучит – можно понять только экспериментируя.

Этот небольшой материал поможет вам выйти на старт. А дальше – дело только за практикой. Слушайте разных исполнителей, смотрите, как играют уличные музыканты, пробуйте составлять свои мелодии, добавляйте в композицию аккорды, активно используйте бенды и слайды. Лучший способ научиться играть блюз – это играть его.

Спонсор статьи.
Где и как приобрести качественные, 12 струнные гитары? Подробнее можно узнать здесь

Автор текста – Павел Молянов

Учимся играть блюз на гитаре – часть 3. Импровизация в блюзе

Импровизация — важнейшая часть блюзовой культуры. Музыкант должен не просто играть случайную гамму в тональности. От него требуется обыграть основную идею произведения и представить свое видение композиции. Для этого нужно уметь сочинять на ходу и иметь багаж знаний и навыков игры на гитаре.

Основы импровизации. Блюзовая пентатоника

В основе импровизации находится блюзовая пентатоника. Она немного отличается от пентатоники в роке и джазе.

Пентатоника — это гамма из 5 нот. Пентатоника получается путем удаления 2 ступеней из звукоряда. Для мажора – это IV и VII ступени. Для минора – II и VI ступени.

Например, пентатоника Ля-минора состоит из звуков:

Ля (I) — До (III) — Ре (IV) — Ми (V) — Соль (VII)

В блюзе к пентатонике добавляется еще одна шестая нота. Это пониженная V ступень. Для тональности Ля-минор это и-бемоль.

Эту ноту еще называют «блюзовой». Именно она придает то самое характерное настроение песням жанра.

Ниже представлены боксы блюзовой минорной пентатоники. Для каждого бокса представлена табулатура для отработки.

На аппликатурах тоника выделена красным цветом, блюзовая нота – желтым цветом.

Первый бокс блюзовой гаммы

Второй бокс блюзовой гаммы

Третий бокс блюзовой гаммы

Четвертый бокс блюзовой гаммы

Пятый бокс блюзовой гаммы

В идеале вы должны выучить расположение ступеней в каждом боксе пентатоники. Если для вас это кажется сложным, то выучите хотя бы принцип расположения «блюзовой» ноты.

Импровизация на одной струне

Этот прием помогает запомнить интервалы между нотами в пентатонике. Его суть заключается в том, что музыкальная фраза играется на одной струне по всему грифу. Чаще всего это делается с помощью слайдера.

Отличным примером соло на одной струне является Seven Nation Army Джека Уайта.

Соло Seven Nation Army. Часть 1 Соло Seven Nation Army. Часть 2

В качестве упражнения поиграйте пентатонику на одной струне под минусовку. Тональность — Ре-минор (Dm).

Мажорная гамма в импровизации

В блюзе допускается объединение мажорной и минорной гаммы. Это достаточно сложный импровизационный прием. Он требует знаний о точном расположении тоники, 3 и 5 ступеней для каждой тональности.

Пример объединения двух гамм на табулатуре.

Объединение двух гамм на табулатуре

ВАЖНО! О том, как все не испортить.

Объединяя мажорные и минорные гаммы, имейте четкое представление, какую ноту можно сыграть, а какую – нет. Ошибка может привести к фальши, которую очень тяжело спрятать. Если вы все-таки сыграли не ту ноту, попробуйте дотянуть ее бэндом до нужной.

Арпеджио

Арпеджио — это последовательное извлечение нот. Другими словами, перебор. В блюзе арпеджио играется в усеченном виде. В основном на первых или последних трех струнах. Это обусловлено стилистикой жанра.

Применение арпеджио фокусирует внимание на зацикленности ритма музыкального фрагмента (раз-два-три, раз-два-три). В художественных целях гитаристы используют этот прием для создания напряжения, которое чаще всего разрешается бэндом.

Арпеджио

Хроматическая гамма

Хроматическая гамма (или хроматика) — это звукоряд, в котором интервалы между нотами составляют полтона.

В блюзе хроматика используется для создания неустойчивого звучания. Если вы применяете хроматическую гамму в соло или риффе, то в следующем такте вам нужно добавить устойчивые тона. Например, тонику.

Сыграйте табулатуру. В этом фрагменте в конце первого такта добавлена хроматика. Второй такт начинается с тоники. Она добавляет мелодии устойчивости.

Хроматическая гамма

Тернэраунды в блюзе

Важной частью классической блюзовой композиции является тернэраунд. Это небольшая музыкальная фраза, которая подводит или возвращает слушателя к основной теме композиции.

Тернэраунд может начинать и заканчивать песню.

Пример тернэраунда

Классический пример этого приема вы можете услышать в песнях «Milk Cow Blues» Роберта Джонсона, «Screamin’ and Hollerin’ the Blues» Чарли Паттона и «Все это рок-н-ролл» группы «Алиса».

Ниже представлены примеры того, как сыграть классические тернэраунды или придумать свои.

В русской народной музыкальной культуре аналогом тернэраунда является запев.

Скоростные легатные пассажи

Блюз в основном играется в медленных и средних темпах. Но некоторые гитаристы в своих сольных партиях применяют скоростные пассажи. Особенно распространена эта техника на стыке рока и блюза.

Переход между нотами при таком приеме осуществляется с помощью легато. Пример на табулатуре.

Скоростной легатный пассаж

В импровизации скоростным пассажем гитарист обычно обыгрывает один аккорд. Таким образом он демонстрирует свой исполнительский уровень.

Отрабатывать легато необходимо регулярно.

Ниже представлено несколько видеоуроков. Они помогут вам в отработке этого технического приема.

Мотив

Блюзовые импровизации часто выглядят бессистемными. Но это не так. Любой музыкальный джем построен вокруг одной музыкальной идеи. Это может быть рифф, фраза, мелодия. Такая идея называется мотивом. Музыканты обыгрывают мотив по-своему. При этом они сохраняют основное настроение песни.

Отрабатывать обыгрывание мотива лучше всего под бэкинг-трек.

Поначалу в качестве мотива вы можете использовать любой несложный блюзовый лик или фрагмент пентатоники.

ВАЖНО! Вместо подведения итогов.

В импровизации вы не обязаны использовать сразу все известные вам приемы и «фишки». Это будет только отвлекать слушателя от основной идеи композиции. Акцентируйте внимание на нескольких приемах. Например, на «вкусном» тернэраунде, который заканчивается бэндом сразу нескольких струн.

УЧИСЬ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ С НУЛЯ. “МАСТЕР-БЛЮЗ” – ГИТАРНЫЙ САМОУЧИТЕЛЬ.

ИМПРОВИЗАЦИЯ С НУЛЯ – ВИРТУАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК

Музыка – есть мост между чувством и явлением. (Г. Гейне)

Пройдя данный курс вы научитесь играть соло-партии и импровизировать в любой тональности. При этом, солировать вы сможете не только под блюзовый, но и практически под любой другой аккомпанемент, включая песни и аккорды. Для этого достаточно использовать лишь гамму минорной пентатоники, которая универсальна по своему строению и подходит для произведений, исполняемых музыкантами в различных стилях. Для понимания данной работы знать нотную грамоту вовсе не обязательно. Потребуется запомнить лишь два несложных шаблона гаммы пентатоники и несколько простых правил для их применения. Для тех, кто знает нотную грамоту и хочет структурно понять принципы импровизации, в конце курса будут приведены формулы и объяснения. Иметь электрогитару не обязательно. Классическая или акустическая гитары также подойдут.

Для удобства курс разделён на три урока. В конце каждого урока приведено домашнее задание, которое необходимо выполнить перед тем как переходить к следующему уроку. Задания не сложные.

Урок 1

Для начала просмотрите видео No1. Так выглядит блюзовая импровизация:

Возможно вам показалось это сложным, но на самом деле я импровизировал используя лишь два простых шаблона ПЕНТАТОНИКИ. Пока, условно скажем, что ПЕНТАТОНИКА (Minor Pentatonic Scale) – это такая гамма, которая как нельзя лучше подходит для импровизации. Итак, вначале вам нужно запомнить один простой шаблон (его можно играть начиная от любого лада):

Шаблон No1


Обратите внимание на то, что на рисунке, шестая (самая толстая) струна, расположена снизу. Обычно принято изображать схемы именно так. Если вам сложно понять рисунок (или если вы не привыкли видеть гриф гитары перевёрнутым) ниже будет приведено видео. Кружочки на картинке – это места куда нужно ставить пальцы. Начинаем с красного кружочка и играем поочерёдно все ноты (по направлению стрелочки). Неважно с какого лада шестой струны вы начинаете (начните пока, например с 3-го лада, так как я показываю это в приведённом ниже видео). Цифры в кружочках – обозначают пальцы левой руки. Очень важно играть именно указанными пальцами! 1 – указательный 3 – безымянный 4 – мизинец. Итак, для начала нужно просто сыграть ноты данного шаблона по порядку, а затем в обратном порядке:

Читайте также  Как написать песню под гитару

ДРУЗЬЯ! ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ НАС. ПОЖЕРТВОВАВ ЛЮБУЮ СУММУ, ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА И ПОМОЧЬ САЙТУ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. СПАСИБО.

ПОЖЕРТВОВАТЬ!

Если у вас электрогитара или акустическая гитара – играйте медиатором. Если ваша гитара классическая, можете играть пальцами. Медиатор рекомендуется использовать для более чёткого звукоизвлечения и для удобства при игре.

Для правильной игры медиатором необходимо знать следующее:
1. Локоть правой руки ни в коем случае не находится ниже верхней границы корпуса гитары (это касается любых видов гитар):

2. При игре соло медиатором, кисть правой руки всегда немного касается подставки струн (моста). При этом прижата не сильно, нужно чувствовать лишь небольшое касание и не перекрывать струны. При игре рука свободна и немного меняет местоположение по ходу игры – движется вверх или вниз (в зависимости от того на какой струне мы играем).

3. Медиатор всегда совершает двойное движение (в обе стороны) – как вниз так и вверх. Если одна нота сыграна вниз, играть вторую нужно движением медиатора вверх и т.д. поочерёдно. Так играют всегда, за исключением редких случаев. Данная техника называется (Double Picking).

4. Медиатор нужно держать двумя пальцами – большим и указательным, касаясь струн лишь кончиком медиатора и держа его всегда перпендикулярно струне. Остальные пальцы правой руки лучше держать открытыми. Не выдумывайте ничего лишнего, это вам не пригодится. Если до этого вы уже играли медиатором аккорды, то помните, что сольные партии играются по другому и не забывайте касаться подставки струн правой рукой. Если ваша гитара электрическая, лучше использовать маленький медиатор (Jazz 3), но и медиатор побольше тоже подойдёт.

Посмотрите ещё раз как работает правая рука на видео и начните играть данный шаблон таким же образом. Обратите внимание на технику и звукоизвелечение:

Итак, играйте это упражнение до тех пор, пока не достигните средней скорости, плавных переходов и хорошего звука. Шаблон нужно запомнить наизусть. Большой сложности это не составляет, так как всё очень симметрично.

А теперь применим этот шаблон на практике. Применять его можно в любой тональности. Для начала давайте условно скажем, что тональность – это аккорд или нота с которой обычно начинается произведение. Если первая нота нашего шаблона будет соответствовать тональности произведения, то и все остальные ноты шаблона будут звучать гармонично. У “тональности” есть и более широкое определение, но пока нам это не понадобится. В следующем видео я покажу как, используя данный шаблон, можно с лёгкостью солировать с различными произведениями и расскажу как правильно выбирать точку отсчёта для начала импровизации.

*Примечание к видео: Аккорд с маленькой буквой m (например Am) – аккорд минорный (грустный, лирический по своему звучанию). Аккорд без маленькой mмажорный (радужный, весёлый). Тональность тоже бывает мажорной или минорной, но на данном этапе следует относится только к заглавной букве аккорда, не зависимо от того что за ней следует. О том, как пентатоника взаимодействует с различными гармоническими структурами, я расскажу в продолжении курса.

Итак, теперь ваша собственная первая импровизация. Нажмите play и начните игру с пятого лада шестой струны (ноты А).

Guitar Blues Backing Track in A:

Надеюсь что у вас получилось. По тому-же принципу, мы можем играть и в любой другой тональности, как-бы “передвигая” шаблон и начиная его с подходящей ноты. Например, если какая-нибудь песня начинается с аккорда Bm, то и шаблон нужно начинать с ноты B на шестой струне.

А теперь дам расположение нот на шестой струне, для того, чтобы вы смогли играть в любой тональности. Постепенно вы их запомните.
Вообще, каждый лад гитары – это отдельная нота, но так как существует семь “основных” нот, имеющих своё специфическое название, и ещё пять, так называемых “диезных/бемольных” нот, (вспомните чёрные клавиши фортепиано), то сначала легче запомнить только семь “основных” – До Ре Ми Фа Соль Ля Си. В буквенном обозначении это – C D E F G A B. Эти ноты соответствуют белым клавишам фортепиано:

Если вы не понимаете принципа нотной последовательности, очень рекомендую ознакомится с материалом на следующих страницах:

Вот расположение нот на 6-й струне гитары:

Шестая струна гитары начинается с ноты Е. Эта нота – открытая струна и с неё мы начинаем отсчёт: Е F G A B C D… Как уже было отмечено выше, ноты в кружочках – соответствуют белым клавишам фортепиано. Лады шестой струны, не отмеченные кружочком на рисунке – соответствуют чёрным клавишам (о них мы поговорим позже). Обратите внимание на то, что между нотами E F и B C, черная клавиша отсутствует. Это значит, что на гитаре (как впрочем и на любом другом инструменте, имеющим диатоническую структуру) между эти нотами расстояние всегда полтона, то есть – один лад.
Если вы хотите узнать больше про музыкальную шкалу и про нотную грамоту, скачайте мой курс “Гитара по нотам – первый класс“: https://guitarmaestro.ru/read-notes-course-1/
Итак, самый простой способ запомнить все эти ноты на шестой струне:

1. Сначала запомните ноты с пятого по десятый лад: A BC D

2. А теперь ноты от начала грифа до третьего лада: EF G

Начиная с 12- ого лада 6-й струны, нотный цикл повторяется: E F G A B C D… (12-й лад гитары всегда имеет ноту, идентичную открытой струне, с разницей в одну октаву).
Вообще, на данном этапе ноты заучивать не обязательно. Пока пользуйтесь рисунком, а ноты запомнятся сами собой в процессе работы.
А теперь попробуйте поиграть с новой композицией. Это трек в тональности Gm. Соответственно, игру нужно начать с ноты G (3-й лад 6-й струны). Кроме этого – нота G находится ещё и на 15-ом ладу (из-за начала нового цикла с 12-ого лада). Если у вас электрогитара, игра в этом регистре будет очень полезной и интересной. Можете начать с 3-го лада и, поиграв немного, перейти на 15-й ?.

Minor Blues in Gm:

Ну как? Получилось?
Если да, то переходите к домашнему заданию. Этот урок окончен.

Домашнее задание:

Играть со следующими композициями :
1 Blues Backing Track (Т ональность – C):

2 Rock Backing Track (Тональность – Bm):

3 Владивосток 2000 – Муммий Тролль (Тональность – Am):

В принципе, вы и сами можете выбирать себе сопровождение. Достаточно написать в Ютуб: “Blues Backing Track“. Вы найдёте их там огромное количество, а тональность будет всегда указана. Можете написать “Guitar Backing Track“, тогда треки будут разнообразными – не только блюзовыми. В этом случае лучше выбирайте треки в минорной тональности (*с маленькой буквой m, например Cm). Треки, которые начинаются с мажорного аккорда (без буквы m) могут не подойти, так как наша пентатоника имеет минорную структуру. В одном из следующих уроков я объясню как сделать так, чтобы наш шаблон подходил и к мажорным трекам.
После того как потренируетесь и почувствуете что способны на новые подвиги, переходите к следующему уроку.

Следующий урок >>

ДРУЗЬЯ! ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ НАС. ПОЖЕРТВОВАВ ЛЮБУЮ СУММУ, ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА И ПОМОЧЬ САЙТУ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. СПАСИБО.

Блюз на гитаре. Основы теории

Прежде чем начать разговор о том, как играть на гитаре блюз, для начала немного пройдемся по теории. Попутно затронем историю и наиболее ярких представителей гитарного блюза. В будущем эти знания еще пригодятся и не раз в импровизации или блюзовом аккомпанементе. А многие вещи из упражнений, которые будут разбираться на примерах других гитаристов в других статьях, будут понятнее. Тут правда стоит отметить, что нередко гитаристы перенимают не только гитарные фразы своих коллег, но и заимствуют у исполнителей на других инструментах. Например духовые партии. Но об этом речь будет идти в других уроках блюза на гитаре.

Немного о блюзе и блюзменах

Сейчас уже многие знаю то, что блюз это проявление страдания души в музыке. Выросший из африканской этнической музыки и возникший в среде афроамериканцев работающих на плантациях в дельте реки Миссисипи. Если обратиться к общедоступным источникам, то мы узнаем, что изначально блюз представлял из себя ритмические выкрики во время работы. А первые блюзовые исполнители после отмены рабства в Америке, все так же продолжали работать на плантациях, а выступали на различных вечеринках за еду и выпивку.
Но так или иначе, с конца восемнадцатого века термин «блюз» периодически использовался в некоторых случаях, до того момента, когда в печатном варианте увидела свет блюзовая композиция «Dallas Blues», автором которой являлся Харт Уэнд.
Именно эта композиция имела характерные черты блюза, которые живы и по сей день.
В двадцатые годы ХХ века, блюз постепенно стал переходить в шоу-бизнес. Когда фирмы грамзаписи, почуяв прибыль, стали раскручивать первых блюзовых исполнителей, а точнее исполнительниц.
Говоря о тех временах, стоит вспомнить одну легенду и личность с которой связана эта легенда. Это Роберт Джонсон. Наверное это самая загадочная личность в истории блюза чью жизнь связывают с легендой, которую скорее всего он сам и породил. Когда неожиданно исчезнув из поля зрения своих друзей на год и вернувшись рассказал о загадочном перекресте и его сделке с дьяволом в обмен на умение играть блюз. Но как бы то не было, влияние Роберта Джонсона на других исполнителей огромно. его песни исполняли и исполняют до сих пор многие как известные, так и не очень исполнители. Среди которых были Эрик Клэптон, Рай Кудер, The Doors, The Rolling Stones, Red Hot Chili Peppers и многие другие.

Robert Johnson — Phonograph Blues

На видео классический блюз дельты в исполнении Роберта Джонсона

Стоит отметить тот факт, что сам блюз, как жанр музыки оказал огромное влияние на развитие других современных музыкальных стилей. Рок-н-рол, джаз, поп, рок. Даже хард-рок и хэви метал не обошлись без влияния блюза. А многие фразы и приемы блюзовых гитаристов нашли свое применение и развитие в различных жанрах и направлениях музыки. Что можно увидеть из примеров выше.

Блюзовый квадрат

Основой блюза является блюзовый квадрат. Как правило в гармонии используется 12 тактовая последовательность. Основная аккордовая последовательность будет выглядеть так:

Читайте также  Разновидности гитарного боя

Варианты блюзового квадрата:
1. Во втором такте аккорд первой ступени заменяется на аккорд четвертой.
2. В десятом такте аккорд пятой ступени заменяется на аккорд четвертой.

Замечание: Аккорд четвертой ступени может использоваться как во 2-м так и в 10-м тактах, или во 2-м, 9-м и 10-м тактах.

Блюзовый ритм

Говоря о блюзовом квадрате не следует забывать и о блюзовом ритме — шаффл. В большинстве случаях блюз играется в размере 4/4, но используется триольная ритмика или шаффл. В триольной ритмике на каждую четверть выпадает три ноты:

Шаффл играется аналогично, но с пропущенной средней нотой:

В нотах шаффл записывается восьмыми нотами:

А чтобы было ясно, что играется шаффл используется следующее обозначение:

Блюзовый лад

К характерным чертам блюза еще относится блюзовый лад. Именно этот лад является основой для блюзовых импровизаций, которыми славится современный гитарный блюз. На изображении ниже мы видим минорный блюзовый лад в тональности G (соль) так как он выглядит на гитарном грифе. От обычной пентатоники его отличает пониженная 5 ступень.

Это наиболее употребляемая аппликатура блюзового лада, которая очень быстро запоминается и удобна для транспонирования в другую тональность. достаточно передвинуть руку в нужное место грифа. Естественно существуют и другие аппликатуры блюзового лада, но формат данной статьи не предназначен для подробного рассмотрения данной темы.

Приемы звукоизвлечения

Бенд

Бенд или подтяжка струны является одним из самых популярных приемов игры в современной гитаре. Исполняется бенд подтягиванием струны от исходной ноты на нужную высоту. Что создает в различных случаях разное настроение в музыке. Существует множество способов исполнения бенда на гитаре. Но то как и когда будет использоваться бенд будет зависеть в первую очередь от самого исполнителя и того настроения, который он хочет передать в песне. По длительности бенды могут быть короткими в момент удара по струне или по длительности в такт и больше. Часто бенды сочетаются со стаккато, флажолетами, вибрато и другими приемами звукоизвлечения.

Вибрато

Так называется прием, когда извлекается нота с одновременным колебанием струны пальцем поперек грифа или рычагом гитары. В некоторых случаях вибрато можно рассматривать как серию быстро исполняемых бендов. Таким образом часто исполняется широкое вибрато.

Бенд и вибрато наиболее часто употребляемых и часто используемых приемов звукоизвлечения в блюзе. Но учитывая развитие гитары как инструмента и ее возможностей, гитаристы стали изобретать новые приемы и способы извлечения нот на гитаре. С появлением электрогитары и гитарного рычага тремоло добавились приемы с использованием рычага. В игре на гитаре медиатором стало немаловажным и угол наклона медиатора по отношению к струне, что привело к массовому появлению медиаторных флажолетов. Гитаристы научились играть используя пальцы наравне с медиатором, а в более позднее время появились и элементы слепа на гитаре. Это все не обошло стороной и блюзменов, которые все новшества приняли на вооружение создавая свой неповторимы стиль игры на гитаре.

Блюз >Ритм-гитара в стиле блюз: что нужно, чтобы играть, как профи

Что общего между Джоном Фрусчанте (John Frusciante), Джими Хендриксом (Jimi Hendrix) и Стиви Рэем Воном (Stevie Ray Vaughan)? Все это — великие гитаристы. Но сегодня я хотел бы особенно подчеркнуть их умение наполнять ритм-партии гитары настроением и мощью.

А вам доводилось играть фанк-рок? Если да, то, возможно, вы уже сталкивались с такой проблемой: хочется хорошего, фанкового звучания, а получается что-то не то… Умение сделать свою игру насыщенной, сочной, заводной (здесь можно перечислить целую кучу эмоций, которые вам хотелось бы выразить) жизненно необходимо каждому гитаристу!

В одном из прошлых уроков мы уже говорили о том, как можно разнообразить блюзовую прогрессию аккордов. В результате у нас получилось несколько замечательных блюзовых риффов, звучащих очень свежо и необычно. Взгляните на табулатуру, представленную ниже, и вы поймете, о чем я.

Итак, разберем эту фразу подробнее.

Первое время вам будет казаться, что играть ритм в подобном стиле не так просто, но постепенно вы справитесь, и это поможет вам значительно повысить ваш уровень владения гитарой. Ранее я уже говорил о том, что сначала нужно отрабатывать фразы медленно. Особенно если у вас появляются трудности с правой рукой — чтобы научиться правильно играть апстроками и даунстроками, нужно время.

Не забывайте разбирать и тренировать каждое движение в отдельности. Так вы сможете впоследствии играть быстрее и качественнее. Исполните фразу, представленную ниже. Это тот же самый рифф, но в более медленном темпе.


Если вы пока не привыкли играть ритм в подобном стиле, возможно, у вас появятся проблемы с глушением незадействованных струн. Такие риффы следует играть как можно более агрессивно и жестко. Так они зазвучат еще интереснее.

Если вы хотите играть, как Стиви Рэй Вон, вам придется научиться глушить струны пальцами левой руки (в том числе и большим пальцем). Научиться этому за один день не получится, но осваивать эту технику все же стоит. Особенно если ваша цель — научиться хорошо играть блюз на гитаре.

Поэтому не волнуйтесь, если поначалу у вас не будет получаться — просто дайте себе время и учитесь постепенно, шаг за шагом. Итак, начнем. Если вы только начинаете осваивать блюз, советую вам обратить особенное внимание на упражнения, приведенные ниже. Они будут очень полезны для вас.

Упражнения для тех, кто хочет научиться играть первоклассные ритм-партии

  • Шаг 1

Тональность А минор, пентатоническая гамма. Все ноты на 5 ладу играем указательным пальцем. Постепенно можете привлекать и другие пальцы. Чем выше нота — тем сложнее играть.

Теперь сыграем таким образом всю гамму.

Ну а сейчас применим эту идею к блюзовому шаффлу. Особое внимание уделите глушению незадействованных струн. За один удар должна звучать только одна нота:

Чтобы научиться уверенно играть шаффл, играйте апстрок на каждую слабую долю. Не забывайте глушить все струны при апстроках. На следующей табулатуре показано, как играть шаффл:

Нередко начинающие гитаристы играют этот рифф неправильно, так как не глушат незадействованные струны, что звучит довольно скучно. Это часто происходит из-за некорректного представления риффа в табулатуре. Обычно ноты Х (т. е. приглушаемые ноты) никак не обозначаются, что, конечно, ведет к тому, что гитаристы игнорируют их.

Занимайтесь регулярно — только так вы сможете научиться играть, как настоящий профи

Что же дальше? Чтобы достичь поставленной цели, очень важно часто и регулярно тренироваться. Как заставить себя регулярно заниматься на гитаре, я уже писал в одном из прошлых уроков. Допустим, вы играете упражнения, приведенные выше, довольно уверенно, но время от времени глушите все-таки не все струны.

Нужно обязательно справиться с этой проблемой. Если вы хотите добиться виртуозного владения гитарой, вам придется смириться с тем, что на освоение этой техники потребуется несколько месяцев. Не отступайтесь и продолжайте работать.

Начните с восьмых нот и играйте под метроном. Возможно, вам придется вернуться к первому упражнению и попробовать сыграть его без метронома. Это особенно важно в том случае, если пока не удается полностью глушить все незадействованные струны. Играйте в удобном для себя темпе, даже если он кажется вам очень медленным. Вы справитесь! Главное — не сдаваться. Сначала потренируйте отдельно даунстроки. Затем сконцентрируйтесь на апстроках. И только после этого попробуйте объединить даунстроки и апстроки. Это потребует от вас определенных усилий и терпения, но это того стоит.

Важно так же изучить урок, который является основой блюзовой ритмики. С его помощью Вы сможете еще более подробно разобраться что к чему.

Также вы можете играть привычные вам блюзовые шаффлы и риффы, используя технику глушения. Только не забывайте о нотах Х — в табулатуре внизу они не изображены. Тех гитаристов, которые играют эти риффы без глушения незадействованных струн, ждет разочарование — они никогда не смогут добиться звучания SRV.

Эта техника — неотъемлемая часть его стиля. Но изобразить на табулатуре его энергию и чувственность игры, к сожалению, никому и никогда не удастся! Тем не менее, прием глушения позволит вам значительно приблизиться к звучанию великого гитариста.

Создавайте собственные блюзовые риффы

Конечно, наша основная задача — постоянно развивать технику игры, не забывая при этом о музыкальности. Я всегда и всем говорю: не бойтесь творить! В конечном итоге это всегда окупает себя.

Возможно, теперь вы захотите придумать свои интересные блюзовые риффы и сыграть их техникой глушения. Минорная пентатоническая гамма — отличная возможность для тренировки. Также это богатый источник идей.

Аппликатура этой гаммы, на которой мы основывались в данной статье, очень удобна для такого стиля игры ритм-партий. Конечно, вы также можете играть на основе других гамм, но пока я советую вам сконцентрироваться на минорной пентатонике. Никто не запрещает вам добавлять в нее ноты из других гамм, но первое время старайтесь все-таки не покидать рамки пентатоники.

Хаммер-оны, пулл-оффы, дабл-стопы, слайды, вибрато — все это вы можете использовать для украшения собственной игры. Благодаря этим приемам, многие гитаристы значительно повышают свой уровень игры соло, но мало кому удается научиться встраивать их в ритм-партии.

Если вы справитесь с этим, ваши ритмы изменятся в лучшую сторону. Более того, игра ритма и соло с применением техники глушения, о которой мы говорили сегодня, даст вам возможность поразить любого, даже самого требовательного, слушателя.

Играйте то, что вы чувствуете! И делайте это динамично

Ритм-партию всегда можно наполнить динамикой и чувством. Вы можете играть мягко или жестко, тихо или громко, ваше звучание может быть агрессивным или нежным, тяжелым и прямолинейным или более фанковым и задиристым. Глушение незадействованных струн вместо однострунных риффов поможет вам сделать вашу игру более динамичной. Так вы донесете до слушателя гораздо больше!

Надеюсь, эта статья станет для вас источником новых идей, а ваше звучание станет более профессиональным и интересным. Технику, которую я описал, можно успешно применять как к игре соло, так и в ритм-партиях, поэтому ей стоит заняться.

Об авторе:
Энтони Рэйнерт (Antony Reynaert) — преподаватель игры на гитаре в стиле блюз. Он живет и работает в Бельгии.

Хотите получать свежие интересные уроки гитары? Подписывайтесь на бесплатную ежедневную рассылку от Гитаршколы, настраивайте подписку только на те категории уроков, которые хотите получать и совершенствуйте свою игру на гитаре каждый день!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: