Как делать домашние задания по сольфеджио? - OXFORDST.RU

Как делать домашние задания по сольфеджио?

Как готовить домашнее задание по сольфеджио (памятка для обучающихся)

Как готовить домашнее задание по сольфеджио

(памятка для обучающихся)

Скачать:

Вложение Размер
kak_gotovit_domashnee_zadanie_po_solfedzhio.docx 362.27 КБ

Предварительный просмотр:

Как готовить домашнее задание по сольфеджио

(памятка для обучающихся)

Почему-то многим предмет сольфеджио кажется слишком сложным, непонятным и запутанным. Особую проблему в таких случаях представляет выполнение домашнего задания по сольфеджио.

Почему? Да потому что дома каждый из вас, учеников, остаётся один на один с уроком, просто не понимая как действовать так, чтобы наверняка всё получилось. Дорогие друзья! Давайте мы будем вместе с вами образовываться, давайте будем учиться выполнять домашние задания по сольфеджио самостоятельно и без ошибок.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ЕЩЁ В КЛАССЕ?

Вот вы ещё находитесь на уроке, приближается его окончание. Что вы обязательно должны сделать, не выходя из класса?

  1. Записать как можно подробнее записать домашнее задание в дневник. Не надейтесь на свою память – всё вылетает из головы, спустя всего 10 минут. Вам только кажется, что вы и так всё запомните!
  2. Если задание не понятно, то немедленно попросите учителя объяснить задание лично вам. Не нужно стесняться этого вопроса. Да, ещё не нужно бояться спрашивать, главное говорите вежливо. Что можно сказать? Можно так » Объясните, пожалуйста, мне задание такое-то «. Ещё вы можете задавать уточняющие вопросы: » А это делать письменно или устно? А здесь нужно строить от звука или в тональности? » и т.д.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Вы все уже привыкли к тому, что я вам задаю домашние задания. И проверяя, оцениваю домашнюю работу отдельной оценкой. И не всегда эта оценка устраивает меня и, тем более, вас. Зачастую, домашнее задание вы делаете накануне вечером, либо второпях перед уроком. И результат, как говорится, налицо (или, скорее, в дневник). Я не призываю вас учить только этот предмет днями и ночами. Я предложу вам последовательный план подготовки домашнего задания. Давайте попробуем следовать ему. И я уверена, что это сработает. Не забывай приготовиться к сольфеджио. Ты помнишь, что для работы на уроке необходимы учебник, «Рабочая тетрадь», нотная тетрадь, творческая тетрадь (если ты ее ведешь), простые карандаши и стерка.

  1. Приступая к подготовке домашнего задания, внимательно прочти его в своем дневнике. Пропущенный тобою урок не освобождает тебя от подготовки задания . И твоя задача узнать, что задано на следующий урок.
  2. Начинай готовить домашнее задание на следующий же день после урока (или, при возможности, в тот же день)
  3. Выдели всего 15-20 минут в день для подготовки к сольфеджио, распределив задание на каждый день.
  4. Прежде всего, сделай задания по новой теме, пока новая информация не вылетела из головы безвозвратно. Чаще всего это касается письменного задания по новой теме.
  5. Если задано много письменного задания, разбей его на несколько дней. Не поленись, проиграй все то, что ты построил и написал. Это поможет тебе найти ошибки и еще раз услышать то, что мы слушаем, определяем, поем на уроках.
  6. Научись пользоваться справочным материалом, который есть у тебя в «Рабочей тетради». Там много полезной информации по пройденным ранее и новым темам. Запомни, выучить и вызубрить все просто невозможно, но если ты знаешь, куда подсмотреть – значит, ты на правильном пути.
  7. Работай у инструмента, если номер задан для сольфеджирования. Проиграй его несколько раз со счетом, не забудь про ключевые знаки. Затем, можешь, проигрывая, петь. И на последнем этапе надо спеть номер без инструмента, помогая себе дирижерским жестом.
  8. Самым трудным заданием я считаю работу над двухголосием. Здесь следуй пункту 7. Но работа, как понимаешь, удваивается. Надо уделить время для обоих голосов. Убедившись, что запомнил мелодическую линию и гармоническое звучание двух голосов, пробуй петь один из голосов, а другой играть.
  9. Выучи номер наизусть дня за два до урока. В оставшиеся дни тебе останется только повторять его. Не забудь, что все номера нужно петь с дирижированием.
  10. Накануне тебе остается только все повторить и приготовить все принадлежности для следующего урока. Будет обидно, если ты потратишь время и усилия для подготовки, а тетради с заданиями забудешь дома.Когда вы увидите, что ваши труды оценены на «5», то поменяется и ваше отношение к предмету «Сольфеджио». Он станет для вас интересным и полезным.

КАКИЕ БЫВАЮТ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ПО СОЛЬФЕДЖИО И КАК ИХ ВЫПОЛНЯТЬ?

Они бывают разные. Поделим их на несколько категорий:

1. Пение номеров по нотам и выучивание их наизусть

Это основной вид упражнений, который задают почти к каждому уроку. Задачи тут простые: правильно дирижировать и петь нужные ноты в нужном ритме. Что отрабатывать? Ритм, если он сложный (триоли, пунктир, шестнадцатые). Интонацию, если встречаются сложные обороты (их не может не быть). Как работать над интонацией? Нужно определить тональность и ступени, которые участвуют в сложной интонации. Осознание их места в ладу должно направить в нужное русло и пение.

Ещё полезно делать интонационный анализ. Это когда мы определяем направление движения мелодии (вверх, вниз, на месте), способ движения (плавно по ступеням, скачками, по хроматизму) или интервалы между отдельными звуками. Сложное место мы учим отдельно (прямо берём два-три звука и повторяем, пока не научимся петь их легко и естественно).

Чтобы пение было выразительным, нужно осознанно разделить весь поток звуков на мотивы, фразы и предложения. Почему? Да потому что любой номер из

сборника сольфеджио представляет собой пример, взятый из музыкальной литературы. Это кусочек произведения, которое поют или играют. Деление фрагмента на смысловые части нужно чувствовать. Чем-то может помочь в этом деле текст, если он есть. Границы фраз музыкальных совпадают с границами фраз стихотворных.

2. Построение гамм, интервалов, аккордов в тональности и от звука

Это тоже тип работ, который задают часто. Обычное задание предполагает, что всё это нужно построить в нотной тетрадочке письменно, а потом ещё и петь голосом или играть. Например, задают написать и петь гамму тетрахордом. Знаете, да, как это?

Эти задания почему-то вызывают наибольший страх, так как связаны с теорией музыки. Да, связаны, ну и что тут такого? Вам никогда не зададут того, что вы не прошли на уроке. Поэтому, чтобы сделать такое домашнее задание, загляните в свои тетрадочки – с правилами и с классными работами. Возможно, у вас там есть примеры? Наверняка они будут. Просто повторяйте то, что делали в классе. А если нет? Тогда нужно просто найти нужный теоретический материал и обязательно в нём разобраться. И не нужно переживать, что не получится или что потратите много времени. Получится! И потраченное время себя окупит с лихвой.

3. Теоретическая работа – кроссворды, доклады, билеты к экзаменам

Это самые интересные задания. Кроссворды нужно составлять из терминов и объяснений к ним из числа тех, что вы записывали в классе. Почему именно так, а не иначе? Потому что ваш кроссворд должен разгадать ваш одноклассник, и он будет искать ответы, прежде всего, в своей тетрадочке. Ну, если у него с головой всё в порядке, конечно!

По поводу докладов – источник литературы и содержание лучше всегда уточнять у учителя. По поводу приготовления ответов на билеты к экзамену. Это всегда ищем в тетрадочках для правил, или там, куда вы записывали всю информацию по новым темам. В крайнем случае восполняйте свои записи при помощи нашего сайта, или при помощи теоретических учебников, скачанных в Интернете.

Например, есть такой очень хороший учебник – Вахромеев «Элементарная теория музыки». Он, конечно, для школьников не предназначен, но средний школьник вполне может им пользоваться. Там всё, что нужно школьнику изложено упорядоченно и кратко без лишних слов.

4. Творческие задания

Тут задания могут быть самыми разными. Это и рисунки по заданной теме, и, конечно, сочинение музыки, песен, стихов, подбор аккомпанемента и подбор второго голоса. Что сказать? Творческие задания потому и называются творческими, что в них вам надо как-то проявить самого себя. Не стесняйтесь сочинять музыку так, как Бог на душу положит. Вас ведь этому не учили? Единственная проблема – всё, что вы сочините, вы должны записать нотами, поэтому особо сложных и длинных сочинений к уроку не готовьте – пускай будут маленькие и лёгкие.

ПОЧЕМУ НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАНИМАТЬСЯ ДОМА

Вы не станете спорить с тем, что предмет сольфеджио представляют какую-никакую, но значительную сложность для многих. Так уж устроена жизнь, что на изучение сольфеджио отводится всего один-единственный час в неделю. Это очень мало, поскольку за неделю из «ученических» голов вылетает абсолютно всё.

Если вы не будете закреплять полученные знания дома, то учиться будет становиться всё сложнее и сложнее. А вот если вы будете заниматься дома регулярно, то проблемы с предметом сами собой отпадут, и вся наука станет для вас сущим пустяком.

ГДЗ рабочая тетрадь Сольфеджио по музыке за 1 класс Калинина

Для чего может пригодиться ГДЗ рабочая тетрадь Сольфеджио по музыке за 1 класс Калинина? Данный предмет лишь кажется незначительным и факультативным. На самом деле он очень развивает ребенка, его эстетические вкусы, понимание и видение красоты. Эта дисциплина включает в себя не только популярные или классические песни. Она представляет собой наследие европейской и мировой культуры. Так же она является частью нашей многовековой истории и хранит в себе память о известных нам событиях. Любой творец вкладывает в свое произведение искусства душу, мораль, ценности. Важно с самого детства выработать у школьников интерес к данной области, чтобы они были интеллектуально и эстетически развитыми.

Для каких целей можно использовать сборник по музыке для рабочей тетради Сольфеджио, 1 класс от Калининой

Этот учебно-методический комплекс поможет подготовиться к каждому уроку без особых усилий и временных затрат. В это же время с его помощью ученик несомненно будет еще лучше понимать материал. Ведь каждая тема разобрана подробно, ноты и буквы изображены в ярком и красивом формате для того, чтобы заинтересовать учащегося. Так же присутствуют все темы и разделы, которые есть в учебниках учителей. Помимо всего этого, можно заранее проходить какие-то параграфы, изучать нотную грамоту и научиться разбираться во всех тонкостях этой области. Со сборником по музыке для 1 класса (рабочая тетрадь Сольфеджио) автор: Калинина Г.Ф. , обучающемуся будет очень весело и интересно на уроках, что поспособствует тому, что он будет получать только хорошие и отличные отметки и с радостью ходить в школу! Список дополнительных плюсов:

  • доступность. Данные можно просмотреть даже не имея компьютера. Достаточно просто зайти с телефона или планшета и узнать ответы на интересующие задания;
  • на сервисе представлены видео с пояснениями, рассортированные по категориям. Это позволяет без проблем найти нужные ответы и справиться с задачей;
  • наличие верных ответов и понятных разъяснений.

Страницы тетради

Слушая различные музыкальные произведения выдающихся композиторов, ребенок уже с детства приобщается к культуре. Поэтому эта дисциплина продолжает входить в список основных предметов, обязательных в начальном звене. Но поскольку курс начинается с изучения сольфеджио, без виртуального консультанта просто не обойтись. Сборник с готовыми решениями составлялся к дополнительному изданию авторства Калининой Г. Ф., выпущенному издательским домом «Калинин» в 2016-м году, и является образцом такого рода литературы.

Наряду с популярными произведениями, в программу в полной мере включено наследие мировой культуры. Регулярно выполняя домашнее задание, ученик повышает свои муз. способности. Кроме того, имея в постоянном доступе верные ответы, ребенок сможет сам справиться с любым упражнением. Конечно же, перед преподавателем не стоит задача сделать из каждого первоклассника виртуозного музыканта, а только привить чувство прекрасного и развить заложенные в ребенке творческие задатки. Чтобы справиться с новыми темами и разобраться в нотной грамоте, мажорных гаммах, а также интервалах и басовом ключе, ребятам понадобится профессиональный электронный репетитор.

О чем расскажет решебник рабочей тетради по музыке для 1 класса от Калининой

Ребята в процессе постижения предмета получают яркие, ни с чем не сравнимые впечатления. Прослушиваемые композиции вызывают у школьника заинтересованность в освоении этой пока еще непонятной ему науки. Со временем у первоклассника формируются свои музыкальные предпочтения. Благодаря онлайн-справочнику учащийся может более подробно вникнуть в такие темы, как:

  1. Краткие сведения по музыкальной грамоте.
  2. Ноты в скрипичном ключе.
  3. Правописание муз-х знаков.
  4. Ноты в басовом ключе.
  5. Ритм. Размер. Паузы.
  6. Знаки повышения и понижения звуков.

Кажущаяся незначительной, эта дисциплина развивает эстетический вкус, моральные ценности, а также понимание красоты.

Достоинства онлайн-решебника к рабочей тетради по музыке за 1 класс Калинина

С помощью учебно-вспомогательного пособия малыш сможет:

  • понять новый материал;
  • самостоятельно проверить выполненную работу;
  • легко усвоить базовые знания;
  • познакомиться с разными муз-ми жанрами.

Этот методический комплекс окажет помощь первокласснику в подготовке каждого номера из р/т. И детям не придется тратить много сил и времени. Онлайн-ГДЗ разработаны таким образом, чтобы ребенку было интересно и весело постигать музыкальное искусство. Это в свою очередь поспособствует получению только отличных отметок. Родители при помощи онлайн-пособия смогут контролировать процесс и оказывать посильную помощь. Главное – следить за тем, чтобы юный ученик не просто бездумно списывал правильные ключи, а действительно вникал в материал.

Карина Барас. «Домашние задания по сольфеджио для 1, 2 и 3 классов»

Преподаватель, член Союза композиторов России

От редакции:

Автор сборника — Карина Вальдемаровна Ба́рас , нижегородский композитор, плодотворно сочиняющий в различных жанрах, в том числе камерной и детской музыки, а также являющийся педагогом с многолетним опытом преподавания музыкально-теоретических дисциплин в школе. Ученики К. В. Ба́рас становятся победителями различных олимпиад, лауреатами конкурсов, среди них, к примеру, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, ныне учащийся ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского Валентин Малинин .

Пособие «Домашние задания по сольфеджио для 1, 2 и 3 классов» адресовано учащимся начальных классов, предназначено для самостоятельной работы в домашних условиях и нацелено решать целый комплекс стратегических задач музыкальной педагогики. Пособие объединяет в себе:

  • учебник,
  • справочник,
  • рабочую тетрадь,
  • аудио-диск,
  • раскраску.

Автор постарался максимально полно охватить всё многообразие методов и форм работы в рамках курса сольфеджио, включая творческие и занимательные, на сообразительность и общий музыкальный кругозор. Много внимания уделено тембровому слуху и развитию музыкального слуха в целом. Для этого в пособие включены в качестве важного дополнения звуковые дорожки, которые сопровождают каждое домашнее задание. Это и музыка для слушания и слухового анализа, и интересные фонограммы песен, это и упражнения, диктанты, звуковые загадки. В каждом задании присутствуют звучания разнообразных музыкальных тембров, а также в тексте есть упоминания о различных музыкальных инструментах — от более до менее известных, как, например, лютня или виола да гамба. Сборник содержит «визуальные помощники», схемы, образцы для выполнения тех или иных заданий, «подсказки», картинки для раскрашивания, головоломки.

Значительное внимание в пособии уделено самостоятельной работе учащихся дома с диктантами. По мнению автора, это не только развивает музыкальный слух, но и в значительной степени облегчает работу на уроке, помогает лучшей адаптации детей, которые испытывают определённые затруднения в написании диктантов в условиях реального урочного времени.

Пример задания для первого класса в конце учебного года:

Для учащихся, особенно для тех, кто не имеет дома фортепиано, озвученные на диске упражнения и номера для пения — большая и необходимая помощь в работе над правильным интонированием (в третьем классе — в пении двухголосия и трёхголосия). Номера для пения снабжены визуальными помощниками для правильного дирижирования.

Пример задания для 2 класса:

Материал сборников для 1 и 2 классов расположен в соответствии с учебным планом и количеством уроков по четвертям (всего по 33 домашних задания в каждой тетради). Структура третьего сборника немного иная: сначала идут задания для повторения и закрепления пройденных тем в предыдущих классах, а затем — по новым темам в соответствии с учебной программой. Домашних заданий для 3 класса сравнительно мало — их всего 30. Это сделано с определённой целью: дать педагогу возможность скорректировать предложенный материал применительно к конкретному уровню обучаемых, подробнее и тщательнее проработать сложные задания, вернуться для закрепления к старым, уже пройденным ранее.

Пример задания для 3 класса:

Цель автора сборника — сделать домашние занятия сольфеджио увлекательным и приятным делом, привить любовь к музыке и предмету. Пособие предполагает самое широкое использование в педагогической практике. Его возможно использовать, как в работе с детьми, прошедшими начальное обучение на подготовительных отделениях музыкальных школ, так и без предварительной подготовки; как в работе с учащимися фортепианных, народных и иных отделений, так и хоровых отделений или студий при общеобразовательных школах. В полный комплект пособия помимо собственно рабочих тетрадей и аудио-дисков к ним входит ещё и специальное приложение — «Комментарии для учителей», в котором содержатся необходимые расшифровки диктантов и заданий на определение на слух, а также ноты клавиров песен для аккомпанирования на уроке в классе.

Ниже приводятся аудиофайлы нотных примеров, которые даны в тексте.

Как делать домашние задания по сольфеджио?

Почему-то многим предмет сольфеджио кажется слишком сложным, непонятным и запутанным. Особую проблему в таких случаях представляет выполнение домашнего задания по сольфеджио. Почему? Да потому что дома каждый из вас, учеников, остаётся один на один с уроком, просто не понимая как действовать так, чтобы наверняка всё получилось.

Дорогие друзья! Давайте мы будем вместе с вами образовываться, давайте будем учиться выполнять домашние задания по сольфеджио самостоятельно и без ошибок. Сейчас немного почитайте то, что мы для вас приготовили. Конечно, «рецептов» или готовых работ тут нет. Зато здесь есть совсем другое – мы будем лечить ваши мысли, будем учиться настраиваться трудиться удовольствием. Да, любое домашнее задание – это труд, и это важно понимать.

Что нужно сделать ещё в классе?

Вот вы ещё находитесь на уроке, приближается его окончание. Что вы обязательно должны сделать, не выходя из класса?

  1. Записать как можно подробнее записать домашнее задание в дневник . Не надейтесь на свою память – всё вылетает из головы, спустя всего 10 минут. Вам только кажется, что вы и так всё запомните!
  2. Уточнить, какие учебники или книги вам потребуются . Это не всегда бывает нужно, но иногда актуально (например, если вам задали конспект, кроссворд или доклад). Если у вас нет нужных книг дома, то после урока, не теряя времени и возможности заполучить экземпляр учебника, отправляйтесь в библиотеку.
  3. Если задание не понятно, то немедленно попросите учителя объяснить задание лично вам . Не нужно стесняться этого вопроса. Да, ещё не нужно бояться спрашивать, даже если училка целый урок орала на весь класс. Она вас всё равно не убьёт, главное говорите вежливо. Что можно сказать? Можно так «Марья Ивановна, объясните, пожалуйста, мне задание такое-то». Марья Ивановна может возразить: «А что тебе, тормозу, тут непонятно? Я что неясно сказала?», а может и спокойно всё объяснить. В любом случае хотя бы попытайтесь! В первом случае вы можете уточнить, что же вам конкретно непонятно, или просто попросить повторить. Может быть причина в том, что вы не полностью задание услышали и, соответственно, не полностью зафиксировали его в дневнике? Ещё вы в ответ Марье Ивановне можете задавать уточняющие вопросы: «А это делать письменно или устно? А здесь нужно строить от звука или в тональности?» и т.д. Чем больше злится Марья Ивановна, тем больше вы над ней торжествуете (вы же спокойны, хоть и её боитесь?).

Когда делать домашнюю работу по сольфеджио?

Пришли домой – отдохните, если есть возможность. Когда будем делать домашнее задание? Можно на следующий день после урока, можно через день-другой. Не рекомендуется заниматься домашним заданием по сольфеджио непосредственно в день следующего урока, а также перед сном накануне этого дня. Не оставляйте такие дела напоследок, назначьте в своей жизни время (полчала), которые вы будете посвящать сольфеджио, и неукоснительно соблюдайте режим.

Например, урок по сольфеджио в понедельник в 10.00. Я буду делать домашние задания по сольфеджио каждый четверг с 11.00 до 11.30 или с 11.00 до 12.00. Я не слабак и не буду нарушать правила, которые сам себе придумал.

Какие бывают домашние задания по сольфеджио и как их выполнять?

Они бывают разные. Поделим их на несколько категорий:

1. Пение номеров по нотам и выучивание их наизусть

Это основной вид упражнений, который задают почти к каждому уроку. Задачи тут простые: правильно дирижировать и петь нужные ноты в нужном ритме. Что отрабатывать? Ритм, если он сложный (триоли, пунктир, шестнадцатые). Интонацию, если встречаются сложные обороты (их не может не быть). Как работать над интонацией? Нужно определить тональность и ступени, которые участвуют в сложной интонации. Осознание их места в ладу должно направить в нужное русло и пение.

Ещё полезно делать интонационный анализ. Это когда мы определяем направление движения мелодии (вверх, вниз, на месте), способ движения (плавно по ступеням, скачками, по хроматизму) или интервалы между отдельными звуками. Сложное место мы учим отдельно (прямо берём два-три звука и повторяем, пока не научимся петь их легко и естественно).

Чтобы пение было выразительным, нужно осознанно разделить весь поток звуков на мотивы, фразы и предложения. Почему? Да потому что любой номер из сборника сольфеджио представляет собой пример, взятый из музыкальной литературы. Это кусочек произведения, которое поют или играют. Деление фрагмента на смысловые части нужно чувствовать. Чем-то может помочь в этом деле текст, если он есть. Границы фраз музыкальных совпадают с границами фраз стихотворных.

2. Построение гамм, интервалов, аккордов в тональности и от звука

Это тоже тип работ, который задают часто. Обычное задание предполагает, что всё это нужно построить в нотной тетрадочке письменно, а потом ещё и петь голосом или играть. Например, задают написать и петь гамму тетрахордом. Знаете, да, как это?

Эти задания почему-то вызывают наибольший страх, так как связаны с теорией музыки. Да, связаны, ну и что тут такого? Вам никогда не зададут того, что вы не прошли на уроке. Поэтому, чтобы сделать такое домашнее задание, загляните в свои тетрадочки – с правилами и с классными работами. Возможно, у вас там есть примеры? Наверняка они будут. Просто повторяйте то, что делали в классе. А если нет? Тогда нужно просто найти нужный теоретический материал и обязательно в нём разобраться. И не нужно переживать, что не получится или что потратите много времени. Получится, и время потраченное себя окупит с лихвой.

Если вы пропустили урок, где объяснялась новая тема, попробуйте воспользоваться хотя бы теми объяснениями, которые есть на нашем сайте. Вот только некоторый список тем, по которым у нас уже есть материалы:

  • Три вида минора – это ЗДЕСЬ
  • Три вида мажора – это ЗДЕСЬ
  • Как строить тритоны – ЗДЕСЬ
  • Как строить характерные интервалы – ЗДЕСЬ
  • Как запомнить ключевые знаки – ЗДЕСЬ
  • Про четыре вида трезвучия – ЗДЕСЬ
  • Про доминантовый септаккорд – ЗДЕСЬ
  • Про вводные септаккорды – ЗДЕСЬ

3. Теоретическая работа – кроссворды, доклады, билеты к экзаменам

Это самые интересные задания. Кроссворды нужно составлять из терминов и объяснений к ним из числа тех, что вы записывали в классе. Почему именно так, а не иначе? Потому что ваш кроссворд должен разгадать ваш одноклассник, и он будет искать ответы, прежде всего, в своей тетрадочке. Ну, если у него с головой всё в порядке, конечно!

По поводу докладов – источник литературы и содержание лучше всегда уточнять у учителя. По поводу приготовления ответов на билеты к экзамену. Это всегда ищем в тетрадочках для правил, или там, куда вы записывали всю информацию по новым темам. В крайнем случае восполняйте свои записи при помощи нашего сайта, или при помощи теоретических учебников, скачанных в Интернете.

Например, есть такой очень хороший учебник – Вахромеев «Элементарная теория музыки». Он, конечно, для школьников не предназначен, но средний школьник вполне может им пользоваться. Там всё, что нужно школьнику изложено упорядоченно и кратко без лишних слов.

4. Творческие задания

Тут задания могут быть самыми разными. Это и рисунки по заданной теме, и, конечно, сочинение музыки, песен, стихов, подбор аккомпанемента и подбор второго голоса. Что сказать? Творческие задания потому и называются творческими, что в них вам надо как-то проявить самого себя. Не стесняйтесь сочинять музыку так, как Бог на душу положит. Вас ведь этому не учили? Единственная проблема – всё, что вы сочините, вы должны записать нотами, поэтому особо сложных и длинных сочинений к уроку не готовьте – пускай будут маленькие и лёгкие.

Где можно прочитать инструкции по таким заданиям?

  • Как составить кроссворд – ЗДЕСЬ
  • Пример готового кроссворда по сольфеджио – ЗДЕСЬ
  • Как сочинить текст песни – ЗДЕСЬ
  • Как сочинить мелодию – ЗДЕСЬ

Почему нужно обязательно заниматься дома по сольфеджио?

Вы не станете спорить с тем, что предмет сольфеджио представляют какую-никакую, но значительную сложность для многих. Так уж устроена жизнь, что на изучение сольфеджио отводится всего один-единственный час в неделю. Это очень мало, поскольку за неделю из «ученичачьих» голов вылетает абсолютно всё.

Если вы не будете закреплять полученные знания дома, то учиться будет становиться всё сложнее и сложнее. А вот если вы будете заниматься дома регулярно, то проблемы с предметом сами собой отпадут, и вся наука станет для вас сущим пустяком.

Чего не нужно делать никогда, но всё-таки можно иногда?

Никогда не перекладывайте ответственность за домашнее задание на другого человека – на маму, например. Не позволяйте родителям помогать вам с домашним заданием. Вы должны справиться сами. Не ищите готовых ответов к домашним заданиям по сольфеджио в Интернете и не оставляйте просьб о помощи в комментариях на нашем сайте или на сайте «Ответы на mail.ru». Это позорно! Не позорьтесь!

Что можно? Можно попросить помочь знающего человека, если вам уж совсем лень. Но за помощь нужно обязательно заплатить. Никто ваши собственные проблемы просто так решать не будет!

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

«Домашнее задание на уроках сольфеджио»

методическая работа

Автор: Дмитрюк Юлия Вячеславовна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, МБУДО «Детская школа искусств №3», г.Сургут, Тюменская область

Методическая работа по сольфеджио.

Тема: Домашнее задание на уроках сольфеджио
Почему-то многим предмет сольфеджио кажется слишком сложным, непонятным и запутанным. Особую проблему в таких случаях представляет выполнение домашнего задания по сольфеджио. Почему? Да потому что дома каждый из учеников, остаётся один на один с уроком, просто не понимая как действовать так, чтобы наверняка всё получилось. Я думаю, что такая тема, как домашнее задание по сольфеджио очень важна и следует ее рассматривать с разных сторон: 1. доступность домашних заданий; 2. объем домашних заданий; 3. формы домашних заданий и их выполнение; 4. запись и проверка домашнего задания; 5. работа с родителями учеников.
1. Доступность домашних заданий.
В программе по сольфеджио сказано, что основные знания и навыки учащиеся приобретают на уроке, что возможно лишь при условии постоянной фронтальной работы со всей группой по всем разделам программы. Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны быть небольшими по объему и доступными по трудности. Простота и доступность — один из методических принципов, который, безусловно, является признаком профессионализма в деятельности педагога. Хочу напомнить слова замечательного педагога Перцовской Аллы Исааковны, сказанные ею во время семинара в г. Сургуте: организация успеха — дать то, что по силам. Когда ученик не приходит на урок? Когда не получается. Если вам кажется, что задание легкое для ученика — дать еще легче. Я считаю, что это правило, в первую очередь, относится к домашним заданиям, которые должны быть по силам всем ученикам. Нельзя изучать новую тему, пока не усвоена на уроке и в домашних заданиях предыдущая. Для этого должна быть строгая последовательность в распределении и изучении всего материала, система стройного движения от
простого к сложному. Нельзя ставить задачу, непосильную для ребенка, иначе — психическая травма. (Г.Шатковский. Развитие музыкального слуха)
2. Объем домашних заданий.
Ж. Металлиди и А. Перцовская в методических рекомендациях во втором классе по сольфеджио дают примерное домашнее задание: 1. Интонационные задания (пропеть гамму, интервал и т.п.). 2. Написать 4-5 интервалов от звука вверх и вниз. 3. Диктант наизусть. Записать в другой тональности. 4. Пропеть 3 песни по учебнику (1-2 — наизусть). 5. Творческое задание (например, сочинить вариации на мелодию диктанта). Много это или мало? Я, считаю, что если урок проводится лишь раз в неделю, то вполне выполнимо. У нас проводятся 2 урока в неделю и если разделить данное задание на две части, то получится, как сказано в программе, » небольшое по объему» домашнее задание. Преподаватель должен объяснить учащимся и родителям как нужно готовиться к занятиям: во-первых, регулярно; во-вторых, нельзя делать домашнее задание накануне вечером, либо второпях перед уроком. Нужно предложить учащимся последовательный, ежедневный план подготовки домашнего задания и тогда оно не покажется для ребенка огромным.
3. Формы домашних заданий и их выполнение.
Формы домашних заданий могут быть следующие: 1. Интонационные упражнения, пройденные на уроке в классе: пропеть гамму, ступени, интервалы, аккорды, секвенцию. 2. Сольфеджирование примеров. Повторение и отработка мелодий, пройденных в классе; самостоятельное разучивание новых примеров. Это основной вид упражнений, который задают к каждому уроку. Задачи тут простые: правильно дирижировать и интонационно точно петь ноты в нужном ритме. Что отрабатывать? Ритм, если он сложный (триоли, пунктир, шестнадцатые), то мелодию сначала сольмизируют целиком, или
отрабатывают отдельные «трудные» фразы. Интонацию, если встречаются сложные обороты (их не может не быть). Как работать над интонацией? Нужно определить тональность и ступени, которые участвуют в сложной интонации. Осознание их места в ладу должно направить в нужное русло и пение. Ещё полезно сделать интонационный анализ: определить направление движения мелодии (вверх, вниз, на месте), способ движения (плавно по ступеням, скачками, по хроматизму) или интервалы между отдельными звуками. Сложное место нужно выучить отдельно (взять два-три звука и повторить, пока не получится петь их легко и естественно, а затем спеть всю фразу целиком). Чтобы пение было выразительным, нужно осознанно разделить весь поток звуков на мотивы, фразы и предложения. Чем- то может помочь в этом деле текст, если он есть. Границы фраз музыкальных совпадают с границами фраз стихотворных. Если текста нет, то в младших классах нужно проставить цезуры в нотном тексте на уроке, попутно объясняя правила. В старших классах учащиеся это делают самостоятельно. Работа над двухголосием. Здесь надо уделить внимание обоим голосам. Сначала надо выучить мелодическую линию и гармоническое звучание двух голосов, а затем петь один из голосов, а другой играть, свободной рукой тактировать. 3. Письменные задания: списывание, транспонирование, построение гамм, интервалов, аккордов в тональности и от звука. 4. Диктант выучить наизусть. Запись, пение в другой тональности. Самодиктант, то есть запись знакомых мелодий по памяти, — очень полезная форма работы, но она возможна только тогда, когда учащиеся уже умеют писать диктанты, знают приемы. Поэтому прежде чем давать такое задание, надо несколько раз провести подобные диктанты в классе.
5. Творческие задания. Они могут быть самыми разными. Это рисунки по заданной теме, сочинение вариаций, музыки, песен, стихов, ритмического аккомпанемента к мелодии, подбор второго голоса. аккомпанемента. 6. Игра на фортепиано пройденных гамм, интервалов, аккордов, диктанта в основной тональности, транспонирование. 7. Анализ исполняемых мелодий, своего репертуара по специальности, нахождение примеров на данную тему.
4. Запись и проверка домашнего задания.
На уроках нужно показать ученикам, как работать над каждым видом домашнего задания (как разучить одноголосный, двухголосный пример, как прорабатывать интервальные, аккордовые последовательности, интонационные упражнения). А затем подробно записать домашнее задание в дневник. Обязательно нужно проверять домашнее задание на каждом уроке. Чтобы сэкономить время на уроке можно спросить мелодию не целиком одного учащегося, а попросить сразу нескольких человек спеть по фразам. Затем можно предложить одновременно одному ученику записать интервал или аккорд на доске, а другому учащемуся поработать у фортепиано: сыграть диктант или аккомпанемент к мелодии. Домашнее задание советуют Ж.Металлиди, А.Перцовская спрашивать вначале урока. Я также следую их рекомендациям т.к., после проверки, например, письменного задания сразу видно насколько хорошо усвоили учащиеся теоретический материал. С другой стороны, когда мелодию наизусть учащиеся уже сдали — они чувствуют себя спокойно, не отвлекаются, не повторяют ее и готовы к следующим формам работы (например, новой теме или диктанту).
5. Работа с родителями учеников.

Продолжить тему хочу цитатой Татьяны Ивановны Смирновой из книги «Воспитание искусством или искусство воспитания»(с.64) в главе «И снова о домашнем задании» говорится следующее:

Я трачу на работу с родителями очень много времени — и на групповые разъяснения, и на индивидуальные беседы. И вам советую, так как ваш успех в преподавании почти во всем зависит от семьи, среды, в которой живет ваш ученик. Воспитание детей начинается с установления тесного контакта с родителями. Работа с родителями должна вестись в нескольких направлениях. 1. Как организовать домашние занятия по сольфеджио. В младших классах нужно, в первую очередь, сразу после урока спросить как прошел урок, что нового узнал ребенок, что задали? Затем прочитать задание, записанное в дневнике, в рабочей тетради и начать его выполнять. Наша задача объяснить родителям на общих собраниях, собраниях групп важность предмета «сольфеджио», рассказать о необходимости каждодневных занятий. 2. Как организовать учебные занятия учащихся. Уточнить, какие учебники, рабочие тетради, канцелярские принадлежности потребуются. 3. Этикет. Пропущенный урок не освобождает учащегося от подготовки задания. Обязательно нужно узнать, что задано на следующий урок и выполнить, по возможности, задание.
Заключение.
Я всегда объясняю своим учащимся: никогда не перекладывайте ответственность за домашнее задание на другого человека – на маму, например. Не позволяйте родителям помогать вам с домашним заданием. Вы должны справиться сами. Не ищите готовых ответов к домашним заданиям по сольфеджио в Интернете и не просите о помощи других преподавателей. Что нужно? Если задание не понятно, то попросите педагога объяснить задание лично вам. Не нужно стесняться этого вопроса.

Как легко выучить сольфеджио? Технологии приходят на помощь!

«Что?! Сольфеджио?! Нет, никогда не любил!». Такие возгласы нередко можно услышать от тех, кто изучал или изучает сейчас эту дисциплину. В обществе закрепилось мнение, что это – очень тяжело, скучно и непонятно.

Многие уже оставляют надежду выучить сольфеджио самостоятельно. А зря! Есть один несложный способ, воспользовавшись которым можно сделать изучение сольфеджио более интересным.

Ведь у вас есть планшет или смартфон? Наверняка да! Ведь теперь даже у среднестатистического школьника есть свой личный навороченный гаджет. Поэтому, в отличие от сольфеджио, ОС Android или Apple со своим английским интерфейсом – отнюдь не «terra incognita». Так вот смартфон также можно использовать не только, для того, чтобы серфить в интернете или играть. Предлагаем вам 6 приложений для андроид-устройства, бесплатных для загрузки и таких, которые могут помочь вам в изучении такого предмета, как «Сольфеджио».

Отметим, что все приведенные приложения использовались в педагогической работе. Так, приложение «Perfect Piano» применялось во время работы на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в музыкальной школе. Остальные приложения предлагались для самостоятельного овладения по желанию.

Их перечень является произвольным, субъективным и не претендует на рейтинг. Основная задача этой статьи – рассказать, какие типы навыков можно улучшить с помощью любимого смартфона. Выбор на «Play Market» чрезвычайно разнообразен, поэтому каждый может выбрать то, что ему нравится.

«Perfect Piano» («Идеальное фортепиано»)

Это многофункциональное приложение позволяет овладеть базовыми навыками игры на фортепиано, достаточными для начального уровня изучения сольфеджио. Программа относительно легка в использовании, а тем более для детей, которые «смартфонные вещи» воспринимают на лету. К сожалению, приложение содержит только русское меню; русский язык отсутствует.

«Perfect Piano» имеет полный ряд клавиш – 88. Каждая из октав маркирована своим цветом, что облегчает ориентирование на клавиатуре для новичков и особенно непианистов. Кроме этого, это дает возможность каждому ученику выполненять индивидуальные упражнения в зависимости от диапазона его голоса.

Для белых клавиш существует три режима:

  • с буквенными обозначениями (А, B, C. ),
  • составляющими (Do, Re, Mi. )
  • и вообще без обозначений.

Это позволяет по-разному пользоваться приложением на разных стадиях овладения материалом.

Программа имеет функцию записи мелодии. Одновременно с проигрыванием демонстрируется видеоряд, показывающий клавиши, при воспроизведении каждого звука. Поэтому базовые навыки игры на фортепиано становятся доступными почти для всех. Записанный вариант ученик может использовать для самопроверки. Тогда становится возможным самостоятельное овладение материалом даже при отсутствии глазного контакта (если такое случается).

Пользователь может выбрать, сколько белых клавиш одновременно отображается на экране (от 6 до полных 52). Конечно, здесь большую роль играет и размер экрана устройства: небольшая диагональ ограничивает количество одновременно видимых клавиш.

Неплохой функцией в приложении является встроенный метроном. Отметим, что звук на сильной доле такта имеет другой тембр, что позволяет лучше почувствовать метрическую сетку. Правда, функция метронома решена в приложении не лучшим образом. Во-первых, меню «Метроном» сделано несовершенно-отсутствует полный русский перевод, который есть в остальном меню. Кроме этого, в метрономе доступны только три размера: 3/4, 4/4 и 6/8.

Это самые простые функции приложения. При желании можно узнать другие его возможности.

«Music Crab» («Музыкальный Краб»)

Приложение создано для самых маленьких музыкантов, которые только начинают изучать ноты и клавиатуру. «Краб» поможет овладеть нотами скрипичного и басового ключей. Если же вы – любознательные и «жаждущие знаний» вундеркинды, то можете испытать себя в других ключах – альтовом, теноровом тому подобное!

Можно выбрать скорость передвижения «краба» по нотной состояния, тип подписей на клавиатуре (буквенное «A, B, C. » или же составляющее «Do, Re, Mi. »). Веселый интерфейс, наличие коротеньких уровней сложности превращают процесс обучения в игру. В начале упражнения клавиатура фортепиано подписана, что поможет сориентироваться среди клавиш даже неофиту. Позже надписи исчезают, стимулируя процесс запоминания.

SightSight

Если «Краб» уже кажется слишком «детским», пришло время скачать другое приложение. Цель «SightSight» – заставить вас фокусироваться именно на высоте нот, при этом не обращая внимания на «лишние» элементы (длительность нот, паузы) и как можно быстрее давать ответ. Научиться этому можно в двух режимах — «тренировки» и «испытания».

Приложение «заботится» о Вашей успешности – даже в «Тренировке» игрок сможет перейти к следующей тональности только тогда, когда получил «отлично» (то есть, «три форте») за все предыдущие уровни. А получить оценки в последних двух задачах не так уж и легко! Во время «испытания» Вас «протестуют» в разных тональностях, каждый раз уменьшая время на ответ и увеличивая количество нот. Ошибиться в задании можно только трижды. Кто выдержит длинную дистанцию и наберет больше очков?

Sight Sing Melodies Now

Приложение направлено на развитие навыка пения с листа даже у тех, кто не владеет ни одним музыкальным инструментом. Оно содержит достаточно мелодий в разных тональностях, размерах, ключах.

Не можете сыграть? «Sight Sing Melodies Now» сделает это за Вас. Забыли темп? Напомнит. Не помните или не слышите первую ноту? Теперь услышите. Не помните, как спели? Приложение любезно проигрывает ваше «концертное исполнение». Правда, домашнее задание по сольфеджио оно за вас не сделает. И оценить уровень вашего мастерства не сможет: тут или сами, или – к педагогу!

Vivace: Learn to Read Music («Быстро: научись читать музыку»)

По-сути приложение представляет собой тренажер по нахождению нот на клавиатуре и рассчитан на «непианистов». Это приложение, в отличие от «музыкального краба», рассчитано только на взрослую аудиторию. Упорядоченность и последовательность, разделение «нотной теории» на коротенькие правила и упражнения к ним, работа в выбранной вами тональности, никаких «лишних» любопытных функций – пожалуй, это именно то, что может понравиться взрослому пользователю. Кроме этого «Vivace» стимулирует быстро выучить English! Иначе ничего не поймете – приложение сугубо англоязычное.

«Perfect Ear» («Абсолютный слух»)

Пожалуй, мечта каждого музыканта – узнавать любую ноту сразу. Конечно, ожидать, что после использования приложения с соблазнительным названием «Абсолютный слух» этот навык мгновенно появится – это. хм-м. несколько наивно. Что же предлагает эта программа? «Увеличим масштаб» и рассмотрим подробнее.

Неполная, бесплатная версия приложения может оказаться полезной для учеников старшего возраста. Меню русскоязычное, поэтому и детей удобно сориентировать. «Абсолютный слух» является комплексным «тренажером», который содержит много разнообразных упражнений: слуховых, певчих, ритмичных, зрительных. Есть и теоретическая информация (правда, это скорее для тех, у кого «собака съела конспект» ‑ сложновато написано). Далее подробно остановлюсь на возможностях этого приложения.

В «Упражнениях на слух» – три рубрики: «Интервалы», «Гаммы», «Аккорды». Здесь доступные теоретические сведения, распознавания элементов по нотной записи, определение и сравнение их на слух, и тому подобное. Удобным для самостоятельных занятий «непианистов» есть возможность «подобрать» на экранной клавиатуре то, что звучит, и уже после этого дать ответ. Бесплатная версия не предусматривает полный арсенал интервалов, гамм и аккордов в стандартных упражнениях. Но это можно легко исправить, если указывать параметры для упражнений самостоятельно! И интересно, и просто, и полезно.

Очень важным для самостоятельных занятий сольфеджио является отображение ошибок на нотном стане, на клавиатуре и в названии элемента.

«Тренировка ритма», кроме теории, предусматривает повторение ритмических рисунков, чтение ритма по нотной записи, ритмические диктанты. Стандартные ритмические упражнения представлены только в размере 4/4. Но разработчики добавили в «Абсолютный слух» приятную, интересную и полезную вещь – возможность создавать собственные ритмические упражнения и давать им названия! Вы можете выбрать размер, темп, допустимые ритмические блоки (или же даже создать их сами).

Рубрика «Упражнения» несколько удивляет несоответствием названия и содержания» после двух предыдущих ( Неужели перед этим была лишь теория?!). Здесь можно потренироваться читать ноты в трех ключах (скрипичном, басовом и альтовом), находить прослушанную ноту на клавиатуре и на гитаре, петь заданную ноту, а также определять, какие параллельные тональности имеют указанные на нотоносце знаки.

«Абсолютный слух», ориентирован точно не на славянскую музыкальную традицию, порой поражает требовательного славянского пользователя «абсолютной нелогичностью». Отсутствует традиционное название октав — лишь циферное! Нет энгармонической замены тонов! В «слуховой» рубрике «Интервалы» почему-то помещено их пение! В аналогичной рубрике «гаммы» спеть нельзя, но почему-то можно написать звуковысотный (сугубо звуковысотный, без ритма!) диктант. Как это так?! Что же делать? Или же разобраться и приспособиться, или же открыть и. удалить со смартфона навечно.

Подведем итоги. С помощью описанных приложений можно:

  • получить начальное представление об игре на фортепиано;
  • улучшить знания по музыкальной грамоте;
  • потренироваться в распознавании сольфеджийных элементов;
  • испытать свой слух.

И, главное – сделать все это в адекватной, привлекательной для современных, вечно занятых людей, форме.

Ощутимой преградой для некоторых начинающих музыкантов может стать английский язык многих приложений. Но их простота в использовании и приближенность к игровому процессу, думаю, помогут преодолеть это препятствие, а в некоторых случаях – еще и способствовать изучению другого языка.

Предложенные приложения позволят легче и быстрее перейти к полноценным упражнениям сольфеджио. Ведь по-настоящему овладеть сольфеджио помогут только регулярные и упорные занятия, лучше под контролем педагога.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: