Изучаем основы нотной грамоты - OXFORDST.RU

Изучаем основы нотной грамоты

Изучаем основы нотной грамоты

Основы нотной грамоты – то, с чего начинаются серьёзные занятия музыкой. В этой краткой статье не будет ничего лишнего, только простые основы нотной грамоты.

Нот всего семь, их названия каждому знакомы с детства: до ре ми фа соль ля си . Этот ряд из семи основных нот может быть продолжен их повторением в любом направлении – прямом или обратном. Каждое новое повторение данного ряда будет называться октавой.

Два важнейших измерения, в которых существует музыка – пространство и время. Именно это и отражено в нотной записи: компонент пространства – звуковысотность, компонент времени – ритм.

Ноты записываются специальными значками в виде эллипсисов (овалов). Для отображения высоты звучания используется нотоносец: чем выше звучит нота, тем выше её расположение на линейках (или между линейками) нотоносца. Нотоносец состоит из пяти линеек, которые считаются снизу вверх.

Для того чтобы записать точную высоту звука нотами используются ключи – специальные знаки, которые указывают ориентиры на нотоносце. Например:

Скрипичный ключ означает, что за точку отсчёта берётся нота соль первой октавы, которая занимает вторую линейку.

Басовый ключ означает, что за точкой отсчёта становится нота фа малой октавы, которая записывается на четвёртой линейке.

Альтовый ключ означает, что нота до первой октавы записывается на третьей линейке.

Теноровый ключ говорит о том, что нота до первой октавы записывается на четвёртой линейке.

Это наиболее употребительные в музыкальной практике ключи – далеко не каждый музыкант умеет свободно читать ноты во всех этих ключах, чаще всего средний музыкант владеет двумя-тремя ключами. Подробнее о том, как запомнить ноты в скрипичном и басовом ключе вы можете узнать из специального тренинга, который даёт ощутимые результаты после проработки всех упражнений. Кликните здесь для ознакомления.

Как правило, основы нотной грамоты объясняют на примере скрипичного ключа. Посмотрите, как это выглядит, и пойдём дальше.

Время в музыке измеряется не в секундах, а в долях, однако по тому, как они равномерно чередуются в своём движении, их можно сравнить с течением секунд, с равномерными ударами пульса или колокола. Быстрота или медленность смен долей определяется общей скоростью движения музыки, называемой темпом. Длительность каждой доли в секунду можно вычислить опытным путём, используя песочные часы или секундомер и метроном – специальный прибор, который даёт точное число одинаковых ударов-долей в минуту.

Для записи ритма в нотах отображаются длительности каждой ноты. Графическое выражение длительности относится к изменениям вида значка – он может быть закрашенный или не закрашенный, иметь штиль (палочку) или хвост. Каждая длительность занимает определенное число долей или их частей:

Как уже было сказано, доли организуют музыкальное время, но не все доли играют в этом процессе одинаковую роль. В широком смысле доли разделяются на сильные (тяжёлые) и слабые (лёгкие). Сильные доли можно сравнить с ударениями в словах, а слабые доли, соответственно, с безударными слогами. И вот что интересно! В музыке ударные и безударные слоги (доли) чередуются так же, как и в стихотворных размерах. И даже само это чередование называется не иначе как размер, только в стихосложении ячейка размера называется стопой, а в музыке – тактом.

Итак, такт – это время от одной сильной доли до следующей сильной доли. Размер такта имеет числовое выражение, напоминающее дробь, в которой «числитель» и «знаменатель» будут указывать на параметры такта: числитель – сколько долей, знаменатель – какой нотой по длительности эта доля может быть измерена.

Размер такта указывается один раз в начале произведения после ключей. Размеры бывают простыми и сложными. Естественно, те, кто начал изучать основы музыкальной грамоты, в первую очередь знакомятся с простыми размерами. Простые размеры – это двух и трёхдольные, сложные – это те, которые составлены (сложены) из двух или нескольких простых (например, четырёхдольные или шестидольные).

Что важно понимать? Важно понимать, что размером определена точная «порция» музыки, которую можно «запихать» в один такт (ни больше и ни меньше). Если размер такта 2/4, то это значит, что в такте уместится только две четвертные ноты. Другое дело, что эти четвертные могут, как дробиться на восьмушки и шестнадцатые ноты, так и объединяться в половинные длительности (и тогда одна половинная нота займет весь такт).

Ну вот, на сегодня достаточно. Это ещё не вся нотная грамота, но действительно хорошая основа. В следующих статьях вы узнаете много нового, например, о том, что такое диез и бемоль, в чём различие записей музыки вокальной и инструментальной, как расшифровываются «знаменитые» аккорды Am и Em и.д. В общем, следите за обновлениями, пишите свои вопросы в комментариях, делитесь материалом с друзьями в контакте (используйте социальные кнопки внизу страницы).

Изучаем основы нотной грамоты

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Музыка – это синтез рационального и эмоционального. Как и любая другая наука она имеет базовые понятия, с которыми должен быть знаком каждый музыкант. Если вы только начинаете постигать удивительный мир звуков и мелодий, то эта страница для вас. Прочитав ее, вы сможете разобраться в основах нотной записи. Нотная грамота станет понятной, и вы сможете играть простые, а может быть и сложные произведения.

Из чего состоит нотная запись

Из чего же, из чего же сделана наша нотная запись. Из:

  • Нотного стана;
  • Нот;
  • Длительностей;
  • Знаков альтерации;
  • Тональности;
  • Размера.

Давайте подробно рассмотрим каждый из данных пунктов, чтобы лучше понимать нотную грамоту.

Нотный стан

Нотный стан представляет собой основной элемент музыкального языка. Он содержит пять линий и четыре промежутка между ними. Стоит учитывать, что каждому из этих промежутков и линеек соответствует конкретная клавишу фортепиано (или другого муз. инструмента).

Если рассматривать запись нот для фортепиано, то обычно она состоит из двух нотоносцев, он носит название большого нотного стана. Верхний нотоносец служит для записи музыки, играемой правой рукой. Нижний нотоносец отображает музыкальную запись для левой руки. Обычно они объединяются специальной фигурной скобкой.

Пример большого нотного стана

Нотный стан имеет несколько основных составляющих, а именно ключи, размер, такты и тактовые черты.

Ключи

Ключ представляет собой музыкальный знак, стоящий в начале нотного стана, и тем самым открывает запись. Существует несколько разновидностей, наиболее распространенными являются скрипичный и басовый, поэтому их необходимо рассмотреть более подробно.

Скрипичный ключ обычно стоит вначале верхнего нотоносца. Центральная часть знака обвивается вокруг второй линии, поэтому его принято называть ключом Соль. Если вы еще не знаете, какие названия имеют ноты, и где они располагаются, предлагаем вам прочесть статью «Учим ноты вместе. В ней вы найдете много полезной информации.

Пример скрипичного ключа

Басовый ключ представляет собой музыкальный знак, открывающий нижний нотоносец начальная точка символа охватывает четвертую линейку, на которой располагается нота «Фа», поэтому данный ключ имеет название ключ «Фа».

Пример басового ключа

Длительности и размер

Звуки в музыкальных произведениях должны выдерживаться в определенном ритмическом рисунке, иначе произведение не будет похожим на само себя. Для обозначения количества времени используется система длительностей. Существуют наиболее распространенные длительности:

  • Целая;
  • Половинка;
  • Четверть;
  • Восьмая;
  • Шестнадцатая;
  • Тридцать вторая.

Целая нота представляет собой белый, не закрашенный кружок. Обычно длительность выдерживается в течении счета: раз, два, три, четыре.

Половинка представляет собой не закрашенную головку со штилем. Считается она на счет: раз, два.

Четверть представляет собой закрашенную головку со штилем. Считается на раз.

Восьмая представляет собой закрашенную головку со штилем и одинарным хвостиком. Счет в половину меньше четверти.

Шестнадцатая представляет собой закрашенную головку с двойным хвостиком. Счет в половину меньше восьмой.

Тридцать вторая представляет собой закрашенную головку с тройным хвостиком. Счет в половину меньше шестнадцатой.

Стоит отметить, что более большая по длительности нота может быть количественно равна другой. То есть целая равна двум половинным, четырем четвертям и восьми восьмушкам и т.д. Получается своеобразная арифметическая прогрессия. Рассмотрим на примере.

Размер

Нотная грамота для начинающих также включает в себя понятие о размере.

Размер всегда обозначается дробью: числитель – количество длительности в такте (об этом понятии подробнее ниже), знаменатель – указание длительности. Обычно размер ставится один раз за все произведение и находится после ключа и ключевых знаков (о ключевых знаках подробнее ниже).

Существуют несколько наиболее распространенных размеров:

Чтобы лучше разобраться в данном материале необходимы пояснения в конкретном размере. Возьмем один из популярнейших размеров, а именно 4/4.

В данном размере единицей выбрана четверть, что и указано в знаменателе дроби. Всего в такте должно располагаться то, количество нот, что в сумме даст четыре четверти.

Примечание: многие вначале обучения думают, что если размер 4/4, то можно использовать только четверти и их должно быть четыре. Нет, длительности могут быть самые разнообразные, главное, чтобы их сумма в такте не превышала 4/4.

Читайте также  Анжелика холина: балет без балета

Такты и тактовые черты

Такт напрямую взаимодействует с размером. Многие интересуются для чего нужны такты, ведь можно было бы просто писать длительности в необходимом порядке. Но все сложнее. Дело в том, что ритмичность в музыке достигается путем чередования сильных и слабых долей, что имеет название метра. Если не будет постоянной пульсации, то вся мелодическая структура будет разваливаться.

Что касается конкретно тактов и тактовых черт, то здесь все гораздо проще. Один такт включает в себя суммарное количество длительностей, назначенных в размере. Тактовые черты отделяют один такт от другого. Существуют несколько типов тактовых черт, наиболее распространены две:

  • Межтактовая черта используется между тактами.
  • Двойная тактовая черта используется в конце произведения и замыкает его.

Знаки альтерации и тональность (ключевые знаки)

Если представить фортепианную клавиатуру, то можно увидеть, что кроме белых клавиш, там есть еще и черные. Черные клавиши представляют собой хроматические звуки, а именно являются либо понижением, либо повышением основного тона. Добиться такого эффекта можно при помощи знаков альтерации.

На данный момент времени наиболее распространенными знаками альтерации являются диез, бемоль и бекар.

Первый символ повышает ноту на полтона, а второй символ понижает ноту на полтона, третий отменяет альтерацию. Читается нота со знаками. Действует данный символ только в пределах одного такта.

Расшифровка: Соль-диез, соль-бекар, соль| Соль-бемоль, соль-бекар||.

Если знаки альтерации действуют только в течении одного такта, то существуют ключевые знаки, которые сохраняют повышение или понижение на протяжении всего произведения.

Ключевые знаки приписываются на нотных линейках сразу после ключа. В зависимости от ключевых знаков можно определить тональность произведения. Необходимо помнить, что они идут в определенной неизменной последовательности, которую нельзя нарушать при записи нот в тональности. Существуют диезные и бемольные тональности. Рассмотри положение вначале в диезных, а потом в бемольных тональностях.

В диезных происходит повышение следующих звуков (один звук, одна тональность):

  1. Фа
  2. До
  3. Соль
  4. Ре
  5. Ля
  6. Ми
  7. Си.

В бемольных происходит понижение следующих звуков (один звук, одна тональность):

  1. Си
  2. Ми
  3. Ля
  4. Ре
  5. Соль
  6. До
  7. Фа

Теперь, когда порядок указания ключевых знаков запомнился можно переходить к изучению основных тональностей. Но что такое тональность?

Тональность в произведении играет немаловажную роль, она позволяет отражать характер музыки, делая ее, либо простой, либо сложной для восприятия. Любая тональность состоит из двух характеристик: тон и наклонение. В нотной грамоте для начинающих тон представляет собой основной звук, от которого и будет строиться звукоряд. Наклонение – это характер музыки, бывает мажорное, а бывает минорное наклонение. Грубо говоря, мажор – это радость, а минор – печаль. Определять наклонение для начинающего музыканта достаточно сложно по началу, особенно если не знаком с элементарными структурными единицами, такими как интервалы. Поэтому пока не будем забегать вперед. А разберемся с тональностями при помощи удобной таблицы.

Диезные тональности

Тональность (Мажор и минор) Ключевые знаки
До мажор и ля минор
Соль мажор и ми минор
Ре мажор и си минор
Ля мажор и фа-диез минор
Ми мажор и до-диез минор
Си мажор и соль-диез минор
Фа-диез мажор и ре-диез минор
До-диез мажор и ля-диез минор

Бемольные тональности

Изучаем основы нотной грамоты

  • Главная
    • Карта сайта
    • Авторы сайта
      • Полина Полянская
      • Евгений Тарутаев
      • Ольга Почепецкая
    • Скачать
    • Новости нашего сайта
    • Помочь сайту
  • Нотная грамота
    • Свойства звука
    • Звукоряд
    • Запись нот
    • Длительности нот
    • Нотный стан
    • Ключи
    • Ключи. Обзор
    • Знаки альтерации
    • Энгармонизм звуков
    • Ноты и клавиши
    • Ноты на грифе гитары
    • Пауза
    • Люфт-пауза
    • Сокращение нотного письма
      • Реприза
      • Повторы внутри такта
      • Перенос на октаву
      • Dal Segno, Da Coda
    • Ритм
    • Темп
    • Динамические оттенки
    • Синкопа
    • Триоли
    • Размер. Виды размера
      • Простые размеры
      • Сложные размеры
      • Смешанные размеры
      • Переменные размеры
    • Запись многоголосия
    • Мелизмы
      • Форшлаг
      • Мордент
      • Трель
      • Группетто
    • Приёмы исполнения
      • Легато
      • Стаккато
      • Портаменто, глиссандо
      • Арпеджиато
    • Гитаристу
      • Обозначения пальцев
      • Табулатура
      • Удар по струнам
      • Флажолеты
      • Power-аккорды
      • Ноты на грифе гитары
      • Схемы аккордов
    • Приложение
      • Физика высоты звука
      • Сильные доли
  • Интервалы и лады
    • Основные интервалы
    • Хроматические интервалы
    • Обращение интервалов
    • Составные интервалы
    • Консонирующие интервалы
    • Устойчивые звуки
    • Тоника и её виды
    • Мажорный лад
    • Мажорные тональности
    • Гармонический мажор
    • Квинтовый мажорный круг
    • Минорный лад
    • Гармонический минор
    • Квинтовый минорный круг
    • Одноимённые тональности
    • Родство тональностей
    • Диатоника
    • Пентатоника
    • Средневековые лады
    • Лады народной музыки
    • Хроматизм. Альтерация
    • Микрохроматика
  • Аккорды
    • Трезвучия. Обращения
    • Главные трезвучия
    • Септаккорды
    • Вводные септаккорды
    • Большие септаккорды
    • Малые септаккорды
    • Доминантсептаккорды
    • Нонаккорды
    • Ундецимаккорды
    • Терцдецимаккорды
    • Модификации аккордов
      • Альтерированные аккорды
      • Добавление ступени (add)
      • Пропуск ступеней
      • Задержание (sus)
      • Power-аккорды
  • Практика
    • Музыкальные ключи
    • Ноты на нотном стане
    • Интервалы
    • Аккорды
    • Виртуальный рояль
    • Виртуальная гитара
    • Виртуальная бас гитара
    • Строим интервалы
    • Строим аккорды
    • Строим доминантсептаккорд
    • Схемы аккордов для гитары
  • Онлайн курсы
  • Вы здесь:
  • Главная

Нотная грамота

В этом разделе представлены материалы для изучения начинающими музыкантами.

Изучив статьи раздела, вы будете владеть нотной грамотой, что позволит изучать теорию музыки дальше. Не торопитесь узнать всё сразу. Спешка не нужна, главное — понять базу музыкальной теории. Мы, в свою очередь, постарались преподнести материал простым языком, снабдив описания картинками и звуковыми примерами.

Каждая следующая статья предполагает, что вы более-менее знаете материал предыдущих статей. Поэтому рекомендуем читать материал последовательно. Конечно, если необходимо, вы всегда можете вернуться к статье, материал которой вам непонятен.

Как выучить ноты с ребенком?

Если вы хотите выучить ноты самостоятельно или позаниматься этим со своим ребёнком, то, прежде всего, вы должны получить представление о том, что же такое собственно ноты. Дело в том, что ноты – это записанные звуки. Точно так же как в речи, буквы – это записанные звуки. И потому и в языке и в музыке сначала нужно хотя бы немного познакомиться именно со звуками, и только потом с их начертаниями.

В данном мини-руководстве предлагается способ выучить ноты в несколько последовательных этапов. Руководство подходит как для обучения детей, так и для самостоятельного обучения нотной грамоте взрослых.

0 этап – получение базовых представлений о высоких и низких музыкальных звуках

Музыка – это искусство, а каждое из искусств говорит на своём собственном языке. Так, языком живописи являются краски и линии, языком поэзии – слова, ритмы и рифмы, для танца важны движения, красивые позы и мимика. Язык музыки – это музыкальный звук. Так вот, повторим еще раз, что только записанный на бумаге музыкальный звук и называют нотой.

Музыкальных звуков существует очень много, они разные – высокие и низкие. Если выстроить все звуки подряд начиная с низких звуков и до самых высоких, то получится музыкальный звукоряд. В таком звукоряде все звуки выстроились словно «по росту»: низкие – это большие, рослые нотки, как медвежата, а высокие – маленькие, как птички и комарики.

Так вот, звукоряд может быть большим по составу – звуков в нем просто море. Например, на клавиатуре фортепиано можно взять и сыграть аж целых 88 звуков. Причем, если мы играем на фортепиано подряд, то нам кажется, будто бы мы поднимаемся по ступенькам музыкальной лестницы. Попробуйте и послушайте сами! Слышите? Это очень ценное ощущение!

Совет! Если у вас в доме инструмента фортепиано или какого-либо его аналога (синтезатора) не имеется, то разыщите для себя виртуальную клавиатуру или установите приложение «Пианино» на свой телефон.

1 этап – проговаривание названий нот вслух

Итак, в звукоряде много всяких звуков, но есть 7 главных – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Эти названия вы давно уже знаете, ведь так? Эти 7 звуков постоянно повторяются, только на новой высоте. И каждое такое повторение называется октавой.

Звукоряд, разделенный на октавы, в которых постоянно повторяются 7 звуков, напоминает по своему устройству многоэтажный дом. Каждая новая октава – это новый этаж, а семь основных звуков – это музыкальная лестница с одного этажа на следующий.

Рекомендуем! Если вы занимаетесь с ребёнком, заведите альбом – обычный альбом для рисования или даже просто папку для рисунков.

Обязательно проделайте упражнение такого толка. Нарисуйте на листе многоэтажный дом, внутри – лесенки по семь ступенек. А теперь, включите фантазию и придумайте для ребенка какую-нибудь историю – например, про пионера Васю, который решил помочь котенку, забравшемуся на чердак. Ваша цель – несколько раз подняться и спуститься подряд по музыкальной лестнице.

Дело в том, что ряд «до-ре-ми-фа-соль-ля-си», как правило, без труда проговаривают все дети, а вот в обратную сторону «си-ля-соль-фа-ми-ре-до» – совсем немногие. Данное упражнение это дело легко поправит, а поправить – очень важно!

Для той же цели можно использовать и известные всем «считалочки»:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Кошка села на такси!
Си, ля, соль, фа, ми, ре, до –
Кошка села на метро!

2 этап – лесенка на фортепиано

Теперь нужно снова обратиться к фортепиано, важно установить слуховые ассоциации. Упражнение с лесенками нужно проделать за фортепиано, с настоящими звуками. Заодно попутно запоминается расположение нот на клавиатуре фортепиано.

Читайте также  Необыкновенные музыкальные способности

Каково же это расположение? На фортепиано есть белые и черные клавиши. Все белые идут подряд без каких-либо особенностей в своем порядке. А вот черные идут маленькими группами – то две клавиши, то три, то две, то снова три и т.д. Ориентироваться на клавиатуре пианино нужно по черным клавишам – там, где две черных клавиши, слева от них, внизу «под горой» всегда находится нота ДО.

Дальше можно попросить ребенка (а взрослому – попросить себя) найти все нотки ДО на клавиатуре, причем важно не перепутать их с клавишами ФА, которые будут встречаться в начале групп из трех черных клавиш. Затем от нотки ДО, можно выстроить ряд всех остальных звуков и играть этот ряд вдоль и поперек. Более подробно о расположении нот и октав на фортепиано можно прочитать ЗДЕСЬ.

3 этап – запись нот на нотном стане

Для записи букв и цифр есть специальные тетрадочки – в клетку или в линейку, наверняка ваш ребенок об этом уже знает! Объясните ему, что для записи нот тоже есть специальная бумага – с нотными станами.

Обратите внимание, что нет нужды сразу учить ребенка запоминать ноты на нотном стане, сначала нужно просто потренироваться в написании нот. Нотный стан состоит из пяти линеек, ноты можно писать:

А) на линейках, насаживая их как бусинки на ниточку;

Б) в промежутках между линейками, над и под ними;

В) подряд – на линейках и между ними без пропусков;

Г) на добавочных маленьких линеечках и между ними.

Все эти способы написания нот нужно обязательно попробовать и ребенку, и взрослому. Никакие скрипичные и басовые ключи на этом этапе не нужны. Правда следует объяснить самый главный принцип – высокие ноты располагаются выше, чем низкие (тот же принцип лесенки).

4 этап – изучение скрипичного ключа и расположения нот на нотоносце

На этом этапе занятий музыкальной грамотой с ребенком можно вводить скрипичный ключ. Сначала можно просто порисовать скрипичный ключ. Попутно нужно объяснить, что по-другому скрипичный ключ также называют КЛЮЧОМ СОЛЬ, так как он привязан ко второй линейке, то есть к той же линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы.

Есть два способа рисования скрипичного ключа:

  1. начинать со второй линейки и заканчивать крючком;
  2. начинать снизу, с крючка и заканчивать на второй линейке.

Оба этих способа можно показать ребёнку, попробовать порисовать на бумаге и в воздухе, а затем уже оставить какой-то один, наиболее удобный способ.

Следующий шаг – это изучение нот на нотном стане, начинать нужно с ноты СОЛЬ, которая пишется на второй линейке. А затем следует снова обратиться к музыкальной лесенке и выяснить, какие нотки соседствуют с СОЛЬ, какие располагаются выше ее и ниже. Эти же ноты (ФА и ЛЯ) будут соседями СОЛЬ и на нотном стане.

Дальнейшее изучение нот можно построить по такому сценарию:

  1. Назвать и записать пять нот, которые встретятся нам, если мы будем подниматься по музыкальной лесенке вверх от СОЛЬ (это СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ). ДО и РЕ в данном случае – это уже ноты второй октавы, возможность перехода в следующую октаву ребенку нужно объяснить.
  2. Назвать и записать пять нот, которые встретятся, если спускаться по музыкальной лесенке вниз от СОЛЬ (СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО). Здесь следует обратить внимание ребенка на ноту ДО, которой не хватило места на нотном стане, и потому она пишется на добавочной линейке. Ребенок должен запомнить ноту ДО как необычную ноту и впоследствии сразу ее распознавать.

  1. Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся на линейках (ДО, МИ, СОЛЬ и СИ). «До, ми, соль, си – на линеечках сидят» – есть такая попевка-считалочка.
  2. Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся между линейками (РЕ, ФА, ЛЯ, ДО).

Таким же образом постепенно (только не в тот же день и не за один раз) можно освоить ноты второй октавы. Слишком сильно торопиться и напрягать ребенка нотной грамотой не стоит, чтобы не пропал интерес.

5 этап – работа с «музыкальной азбукой»

Что представляет собой детский букварь? Изображение букв и предметов, названия которых с этих букв начинаются. Если освоение нотной грамоты идёт тяжело (например, если возрастом ребенок еще совсем малыш), то имеет смысл на некоторое время отвлечься и разбавить серьезность занятий красивыми наглядными материалами.

Музыкальную азбуку вы можете изготовить вместе с ребенком. Каждой ноте можно посвятить отдельный листок альбома – на нем нужно красиво написать название ноты, ее положение на нотном стане рядом со скрипичным ключом, а затем дополнить эту основу чем-нибудь интересным – стихами, словами, которые начинаются с названий нот, рисунками. При необходимости музыкальную азбуку можно использовать и на более ранних этапах обучения.

Пример карточки для музыкальной азбуки:

Скачать готовую музыкальную азбуку: СКАЧАТЬ

6 этап – развитие навыка чтения нот

Тренировкой навыка чтения нот на начальном этапе освоения нотной грамоты нужно заниматься регулярно. Методы работы здесь могут быть разные – обыкновенное прочитывание нотного текста с названием всех нот по порядку, переписывание нот в нотную тетрадь, подписывание всех нот в уже перенесенной в тетрадь мелодии.

Примеры для чтения можно найти в любом учебнике по сольфеджио. Как правило, примеры в учебниках сольфеджио (отрывки различных мелодий) небольшие по объёму (1-2 строчки), это очень удобно. Во-первых, ребенок не утомляется при занятии и может довести работу до конца. Во-вторых, на проработку одного-двух номеров уходит совсем немного времени, именно это позволяет обращаться к данному виду деятельности два-три раза за один день.

Примеры для чтения нот

7 этап – закрепление знаний

Одним из способов закрепления выученных нот могут стать разнообразные письменные и творческие задания. Хорошая подборка увлекательных заданий для разучивания и запоминания нот первой и второй октавы содержится в рабочей тетради по сольфеджио для 1 класса Г. Калининой. Рекомендуем вам приобрести эту тетрадочку и пользоваться ей в будущем, так как с помощью этого пособия в живой и увлекательной форме (ребусы, загадки и т.д.) можно проработать многие важные вещи.

Подборка заданий из рабочей тетради Г. КалининойСКАЧАТЬ

Тот, кто не поленился и проработал все этапы, обернитесь назад к прошлому. Теперь вы можете увидеть плоды своей работы. Получилось ли научить нотам своего ребенка? Трудно ли это было? Думаем, что это было увлекательно и интересно. Пожалуйста, поделитесь своим опытом в комментариях!

guitarbloknot.ru

Учитесь играть на классической гитаре, рок гитаре и гитаре фламенко у нас!

Урок 1. Нотная грамота вкратце

Обратите внимание на наш новый сайт с прекрасной гитарной музыкой во главе! Чтобы попасть на его страницы — нажмите на логотип:

Надеюсь, ты не пропустил наши вводные уроки классической гитары ? Если нет, то ты — молодец и мы найдем взаимопонимание. Приступаем к урокам, к которым нужно отнестись с уважением: ты будешь уважать гитару и она тебе ответит тем же.

Нотная грамота не страшнее азбуки

Почему многие ученики страшатся нотной грамоты ? Непонятно совсем. Это легче азбуки.

Там, в общей школе, когда дети изучают азбуку в 5-6-летнем возрасте, они ещё не умеют ни читать, ни писать. А потому учителям всё приходится показывать буквально «на пальцах». Здесь же, изучая нотную азбуку, когда ученики все уже «профессора» в чтении и писании по латинице или кириллице, делов-то — читай и запоминай.

Хотя понятно — учиться лень. Но придётся потрудиться всё равно, если хотите научиться играть по-серьёзному на гитаре. Ничего не поделаешь. Любишь кататься — люби и саночки возить!

Для чего нужна музыкальная грамота

Без музыкальной грамоты и элементарной теории музыки нам будет трудно понять друг друга. Об этом как раз и ведется разговор в статье Скрипичный ключ сдает свои позиции . Придется время от времени «грызть гранит науки» наряду с «перепиливанием» грифа гитары и ломанием пальцев рук. Если не против, тогда начнём говорить о самом главном — понемногу, но понятно.

Итак, начинается нотная грамота

Начнем нотную грамоту с нотоносца (нотного стана) и того, что к нему прилагается.

Нотный стан

Выглядит нотный стан (на нём музыка записывается всяческими знаками от нот до скобочек, дуг и « фонарей » ) следующим образом:

Нотный стан (нотоносец) — это 5 параллельных линеек на всю ширину листа, на которые записывают ноты . Линейки нотоносца начинаются снизу, то есть считается, что нижняя линейка нотного стана — это « 1-я линейка » , линейка выше — « 2-я линейка » и так далее.

Ноты могут располагаться как на самих линейках нотного стана, так и между ними:

Как видим, несколько нот расположились не внутри нотного стана, а под ним и даже над ним на коротеньких таких линеечках, как вот здесь:

Читайте также  Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Эти коротенькие чёрточки называются добавочными линейками. Они могут присутствовать только при появлении нот, которые нужно обозначить именно на них.

А звуков, которые записываются на добавочных линейках, гораздо больше (примерно в 7 раз), чем находящихся внутри нотного стана. В гитарных нотах эта цифра, конечно, поменьше, так как звуковой диапазон гитары не такой широкий, как на фортепиано.

Добавочные линейки так же, как и основные, имеют свои порядковые номера, например: «первая добавочная линейка над (или под) нотным станом», «вторая» и так далее. Но свою нумерацию они начинают от нотного стана (это нужно запомнить):

На рисунке выше обозначена нота, находящаяся на 2-й добавочной линейке над нотоносцем.

На рисунке ниже — нота, находящаяся под 3-й добавочной линейкой под нотоносцем:

Надеюсь, здесь всё понятно.

Вот такой он, нотоносец, наводящий «ужас» на взрослых и детей без разбору.

Ноты — это знаки, передающие одновременно:

  • длительность музыкальных звуков;
  • высоту звуков.

Однако для того, чтобы передать высоту, нота должна находиться на нотном стане. Сама по себе нота (без нотоносца) передает информацию только одну — длительность звука (неопределённого, не имеющего высоты). Эта же нота, но на нотоносце, уже имеет точно обозначенную высоту и название («до первой октавы», «ми малой октавы» или другие):
На рисунке выше — звук (даже не нота), имеющий целую длительность (4 счёта).
На рисунке ниже — уже полное название: целая нота «ля второй октавы»:

Музыкальный ключ

Правда, здесь нужно ещё ввести понятие «Ключа нотного стана». Известно, что ноты для различных инструментов пишутся в своём ключе. Иногда они сильно отличаются. Например, партии классической, рок и фламенко гитар пишутся в Скрипичном ключе :

Этот музыкальный знак ещё называется « ключ Соль » , потому что указывает, где в этом ключе находится нота « соль » первой октавы. Если мы посмотрим ещё раз на рисунок выше, то заметим, что ключ своим завитком как бы охватывает 2-ю линейку нотоносца. Это и значит, что нота « соль » всегда пишется на 2-й линейке нотного стана в скрипичном ключе.

Длительность нот

Нота — это в первую очередь звук, который может звучать очень коротко, как, например, возглас «Ой! » при отдёргивании руки от горяченного предмета. Или может звучать долго, как крик «А-а-а-а » , когда неуправляемые лыжи несут начинающую лыжницу вниз по склону и неизвестно, что там за бугорком. Представил, уважаемый ученик?

Так вот, ноты — это те же звуки (только музыкальные), которые имеют в том или ином произведении своё — чаще строго определённое — время звучания: от доли секунды до нескольких секунд. Хотя нужно оговориться, что в музыке длительность звуков измеряется не секундами, а счётом: нота на 2 счёта, нота на 1 счёт и так далее.

Если возникает вопрос, почему это так, то здесь всё просто: длительность 1 счёта (если перевести в секунды) зависит от темпа произведения. Если темп быстрый, то и счёт быстрый — гораздо короче секунды. А если вещь «медляк » , то и счёт, соответственно, ведётся медленно — равен секунде, а то и гораздо длиннее её. Если бы 1 счёт всегда равнялся отрезку времени в 1 секунду, то были бы тогда большие проблемы с обозначением длительностей звуков и написанием произведений, а так же и с исполнительством.
Подробней про темп музыкального произведения смотри дальше по тексту.

Значит, выяснили, что 1 счёт в музыке — совершенно относительная единица времени, но она существует в основе нашей темы — «длительность нот » . Смотрим таблицу обозначений и соотношения нот различной длительности:

Теперь итоговый вид соотношений пройденных длительностей:

Прокомментирую вышеприведённую таблицу длительностей.

Выясняется, что во главе семейства нот стоит целая длительность (4 счёта). К ней-то и привязаны все остальные длительности, ведь именно от целой длительности они и получили свои названия: половинные, четвертные.

Легко запомнить, сколько, например, нот определённой длительности равны в сумме длительности целой ноты (4 счёта). Ответ — в их названии:

  • половинные ноты — 2 ноты (2 половинки, как известно, составляют одно целое);
  • четвертная нота — 4 ноты в целой.

Пока на этом остановимся, а на практике потренируемся и запомним пройденный теоретический материал.

А теперь переходи к уроку-2 , где попрактикуемся с музыкальным счетом .

Нотная грамота. Изучаем ноты

Серьёзное изучение нотной грамоты для детей дошкольного возраста – это пока ещё лишний багаж. Однако общее представление о ней им дать всё-таки нужно. Этой теме мы и хотим посвятить наш тематический раздел.

Здравствуй, добрый нотный дом!

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

  • Ноты. Конспекты занятий 120
  • Ноты. Сценарии развлечений 133
  • Фортепиано. Обучение детей игре на фортепиано 10

Сценарий «Осенние нотки» для детей старшей группы Дети под музыку входят в зал и встают «врассыпную»…. Вед. : Посмотри скорей в окошко и увидишь листопад: Листик красный, листик желтый всё летят, летят, летят…. Улетели к югу птицы и дождинки моросят — Это осень наступила и украсила наш сад. 1: Вновь осенняя пора листья закружила.

Нотная грамота. Изучаем ноты — Сценарий игры по станциям в старшей группе «Нотная радуга»

Публикация «Сценарий игры по станциям в старшей группе «Нотная. » Сценарий игры по станциям для старшей группы «Нотная радуга» СТАНЦИЯ 1. «Нота ДО» (красная) На этой станции ребята вспоминают названия нот. Педагог предлагает им посмотреть на нотоносец и правильно назвать ноты по порядку туда и обратно. СТАНЦИЯ 2. «Нота РЕ» (оранжевая) На этой.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Мастер-класс «Осенние нотки в оформлении музыкального зала» В детском саду к любому мероприятию необходимо оформить центральную стену. Обычно этим занимается музыкальный руководитель и творческая группа. Мне повезло, в нашем детском саду есть творческие люди, которые болеют за наше общее дело, у них хороший творческий подход и.

Сценарий развлечения музыкального шоу «В стране веселых нот» для детей 4–7 лет Цель: Узнавание детьми знакомых мелодий в несколько неожиданных для них ситуациях или необычной обстановке вызывает эмоциональный подъем, способствует расширению музыкальных представлений. Задачи: 1. Создать для детей праздничную атмосферу-побуждать детей к активному участию в.

Музыкально-спортивное развлечение «Путешествие в страну веселых нот» Музыкально-спортивное развлечение «Путешествие в страну веселых нот» Цель: Создать условия для повышение у дошкольников интереса к музыкальной деятельности. Формирование навыков коллективного сотрудничества. Участники мероприятия: Королева музыка, Домисолька, Баба-яга.

Нотная грамота. Изучаем ноты — Квест-игра по музыке в ДОУ «Потерянные ноты»

Статья «Квест-игра по музыке в ДОУ «Потерянные. » Сегодня у ребятишек нашего сада прошла великолепная и интересная квест- игра » Потерянные ноты «. Всё началось с волшебного конверта, который пришёл по почте в ДОУ.В письме сообщалось ,что злой и коварный волшебник ,устроив бурю в Королевстве Музыки,по всему белому свету.

Музыкально-развивающая игра по обучению детей 3–6 лет музыкальной грамоте «Яблочки-домики» Музыкально-развивающая игра по обучению детей 3-6 лет музыкальной грамоте «Яблочки-домики» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна Описание: Музыкально-развивающая игра «Яблочки-домики» предназначена для использования как на музыкальных занятиях, занятиях в кружках, так и для.

Сценарий летнего развлечения в ДОУ «Квест-игра «Потерянные ноты»» ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: Муз. рук: Здравствуйте ребята! Сегодня на почту садика пришло письмо, которое адресовано вам. Интересно узнать, что в этом письме? Тогда давайте скорее прочтем его! Муз. Рук. открывает письмо, читает (Картинка КОРОЛЕВЫ МУЗЫКИ, а на обороте письмо от нее) Текст.

Конспект музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Веселые нотки здоровья» Конспект музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Веселые нотки здоровья» Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии. Задачи: 1.Обучающие: -.

Расскажите детям о нотах

Музыка – это язык чувств. Мир музыки – удивительный и загадочный. Понять его может каждый, кто умеет слышать и слушать; кто любит мечтать и фантазировать, познавать новое. Изъясняться в этом мире принято на особенном языке — музыкальном, овладеть которым помогают ноты.

С помощью нот можно записать музыку – так же, как с помощью букв записываются слова. Всего нот существует семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Они «живут» в «музыкальном доме», который называется «нотный стан». У нотного стана пять линеечек. Ноты обозначают не только звуки, но и их высоту, длительность и порядок исполнения по отношению к другим звукам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: