Изучаем ноты басового ключа - OXFORDST.RU

Изучаем ноты басового ключа

Ноты басового ключа

Басовый ключ используется для записи средних и низких по звучанию нот. В этом ключе фиксируются ноты малой и большой октав, а также контроктавы и субконтроктавы. Кроме того, иногда басовый ключ используется для нескольких нот из первой октавы.

Если названия октав сейчас для вас термины пока незнакомые, то мы рекомендуем вам изучить статью Расположение нот на фортепиано. Вкратце поясним, в музыкальном звукоряде постоянно, но каждый раз на разной высоте повторяются одни и те же семь главных нот – ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. И каждое такое повторение этого «набора» звуков называется ОКТАВОЙ. Октавы имеют названия в зависимости от высоты расположения в общем музыкальном звукоряде.

Суть басового ключа

Второе название басового ключа – ключ ФА. Так его прозвали за то, что своим положением на нотном стане (а он привязан к четвертой линейке) он указывает на ноту ФА малой октавы. Нота ФА малой октавы является своеобразной точкой отсчета в системе басового ключа, и расположение всех остальных нот можно вычислить, если запомнить, где пишется эта самая ФА.

Так, ближайшие ступени, которые окружают ФА, это МИ (снизу) и СОЛЬ (сверху). Соответственно, и на нотном стане эти ноты будут располагаться вокруг ФА. Если известно, что ФА занимает, словно бусинка на ниточке, сидит на четвертой линейке, то нетрудно догадаться, что адрес ноты МИ – под четвертой линейкой (точнее – между третьей и четвертой), а постоянное место пребывания СОЛЬ – выше четвертой линейки (она помещается в промежутке между четвертой и пятой линейками). Таким же образом можно выяснить, где писать все остальные ноты. Например, ноты РЕ и ЛЯ будут занимать, соответственно, третью и пятую линейку нотного стана.

Посмотрите на картинку и запомните главное!

Ноты малой октавы в басовом ключе

Ноты малой октавы, когда они записаны в басовом ключе, занимают основное пространство нотного стана (три верхних линейки). Это свидетельствует о том, что данные ноты можно отнести к разряду наиболее часто употребляемых в музыки, значит, их нужно лучше всего знать.

На рисунке выписаны все ноты малой октавы. Посмотрите внимательно:

  • Нота ДО малой октавы расположена между второй и третьей линейками нотного стана.
  • Нота РЕ малой октавы, ее адрес на нотном стане – третья линейка.
  • Нота МИ малой октавы пишется между третьей и четвертой линейками.
  • Нота ФА малой октавы занимает свое коронной место – четвертую линейку.
  • Ноту СОЛЬ малой октавы следует искать между четвертой и пятой линейками.
  • Нота ЛЯ малой октавы светит нам с пятой линейки.
  • Нота СИ малой октавы располагается выше пятой линейки, над ней.

А теперь снова посмотрите на картинку. Здесь ноты малой октавы даны не подряд, а перемешаны, постарайтесь вспомнить их по именам и без ошибок назвать каждую из них.

Ноты большой октавы в басовом ключе

Ноты большой октавы встречаются в музыке почти так же часто, как и ноты малой октавы. Для записи нот данного диапазона используются две нижних линейки нотного стана, а также две добавочных линейки снизу. Смотрим на рисунок:

  • Нота ДО большой октавы пишется на второй добавочной линейке снизу.
  • Нота РЕ большой октавы занимает позицию под первой добавочной линейкой.
  • Нота МИ большой октавы «нанизана» на первую добавочную линейку нотоносца.
  • Нота ФА большой октавы располагается под первой основной линейкой нотного стана.
  • Нота СОЛЬ большой октавы «сидит» на первой линейке нотоносца.
  • Нота ЛЯ большой октавы спряталась между первой и второй линейками.
  • Ноту СИ большой октавы следует искать на второй линейке нотоносца.

Ноты контроктавы в басовом ключе

Звуки контроктавы – очень низкие, обыкновенно они встречаются редко. Но все-таки тем, кто играет на органе, фортепиано, или на низких по тесситуре инструментах (туба, контрабас) они, бывает, попадаются в нотах. Эти ноты можно записать двумя способами: или целиком на добавочных линейках, или с применением ОКТАВНОГО ПУНКТИРА.

Что такое октавный пунктир? Это обыкновенная пунктирная линия с цифрой восемь в начале, и все ноты, которые эта линия снизу обнимает, нужно играть на октаву ниже. Октавный пунктир является очень удобным средством для избегания большого числа добавочных линеек, которые, с одной стороны, замедляют процесс распознавания нот, а с другой – делают запись более громоздкой.

Кстати, октавные пунктиры бывают и с противоположным действием, когда все, что находится под пунктиром, следует играть на октаву выше. Это пунктиры для высоких нот, о них можно почитать в статье Ноты скрипичного ключа.

Если же все-таки ноты контроктавы записаны без применения октавного пунктира, то в таком случае их расположение на нотном стане будет следующим.

  • Нота ДО контроктавы пишется под пятой добавочной линейкой снизу.
  • Нота РЕ контроктавы занимает пятую вспомогательную линейку, добавляемую внизу нотного стана.
  • Нота МИ контроктавы располагается под четвертой добавочной линией.
  • Нота ФА контроктавы «насаживается» на саму четвертую добавочную линию.
  • Нота СОЛЬ контроктавы «висит» под третьей добавочной линейкой снизу.
  • Нота ЛЯ контроктавы пишется на третьей добавочной линии.
  • Нота СИ контроктавы занимает положение под второй добавочной линейкой нотного стана.

Ноты субконтроктавы в басовом ключе

Субконтроктава – это «среда обитания» самых-самых низких нот, которые встречаются очень редко. Субконтроктава, к тому же, является еще и неполной октавой, в ней всего две основных ступени – ЛЯ и СИ. Если эти ноты записывать на добавочных линейках, то этих линеек будет огромное количество. Поэтому ноты субконтроктавы всегда записываются под октавными пунктирами: как ноты контроктавы под обыкновенным октавным пунктиром, либо как ноты большой октавы под специальным двойным октавным пунктиром.

Что такое двойной октавный пунктир – это точно такая же пунктирная линия, но с числом 15, которое говорит о том, что ноты нужно исполнять на целых две октавы ниже.

Ноты первой октавы в басовом ключе

Вообще, чаще всего ноты первой октавы записываются в скрипичном ключе, но для низких инструментов или для мужских голосов нередко ноты первой октавы (не все, а только лишь часть из них) пишутся в басовом ключе, на добавочных линейках сверху (выше пятой основной линейки нотного стана). Такая запись характерна, главным образом, для пяти нот первой октавы – ДО, РЕ, МИ, ФА и СОЛЬ.

  • Нота ДО первой октавы в басовом ключе записывается на первой добавочной линейке сверху.
  • Нота РЕ первой октавы в басовом ключе располагается выше первой добавочной, то есть над ней.
  • Нота МИ первой октавы в басовом ключе занимает вторую верхнюю добавочную линейку.
  • Нота ФА первой октавы в басовом ключе «лежит» над второй добавочной, выше ее.
  • Нота СОЛЬ первой октавы в басовом ключе встречается довольно редко, ее адрес – третья верхняя добавочная линейка нотного стана.

Басовый ключ в музыке наряду со скрипичным ключом является наиболее употребительным, поэтому его ноты нужно знать на твердую пятерку каждому уважающему себя музыканту. Для лучшей запоминаемости нот басового ключа нужно больше упражняться в чтении и переписывании нот данного ключа. Вот, например, вам мелодия, прочтите все ее ноты подряд:

Получилось? А теперь перепишите эту мелодию на октаву выше, а затем на октаву ниже. Большее число мелодий для упражнений в басовом ключе вы сможете найти в любом сборнике для пения по сольфеджио.

Еще один хороший вариант проработки басового ключа для лучшего усвоения – это выполнение письменных и творческих заданий, решение ребусов, музыкальных загадок. Целый ряд увлекательных и несложных, но в то же время очень эффективных упражнений такого толка собран в рабочей тетради по сольфеджио за 1 класс Г. Калининой. Очень советуем вам приобрести такую рабочую тетрадочку и все ее задания проработать, сразу почувствуете себя более уверенным и подкованным музыкантом. А сейчас мы предлагаем вам познакомиться с подборкой упражнений в басовом ключе поближе – СКАЧАТЬ УПРАЖНЕНИЯ .

На этом завершим наш сегодняшний урок. Дорогие друзья, мы будет очень рады, если представленный материал поможет вам хоть немного продвинуться в ваших музыкальных занятиях. Но если у вас еще остались неразрешенные вопросы или есть пожелания к улучшению данного урока, вы можете написать нам об этом в комментариях. Ни одно ваше сообщение не останется без внимания.

И напоследок… Немного хорошей музыки. Сегодня это будет красивейшая и просто волшебная музыка К. Сен-Санса, «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных»

Ноты басового ключа + карточки для печати

Ученики музыкальных школ часто сталкиваются с такой трудностью — появление басового ключа. Я сам прекрасно помню, как учительница сказала: «Ты уже готов к серьезным произведениям, но тебе придется выучить ноты в басовом ключе». Я понятия не имел что это, но было очень приятно что мне доверили такое ответственное задание.

Как выяснилось, выучить расположение нот в басовом ключе не так-то просто — привычка берет свое, и волей-неволей называешь ноты по-старинке (в скрипичном ключе). Наверное, у меня ушли бы годы на зубрежку, но однажды папа сделал карточки из картона, на которых были нарисованы те самые ноты в басовом ключе. С карточками учить оказалось интереснее и веселее, а результат не заставил себя ждать. Такие карточки вы сможете скачать перейдя по ссылке, которая будет в конце статьи.

Как запомнить расположение нот в басовом ключе

Обычно, басовый ключ начинают вводить тогда, когда скрипичный уже не вызывает трудностей и ученик хорошо ориентируется на клавиатуре. Как же запомнить расположение нот в басовом ключе?

Сперва взгляните на изображение ниже:

Обратите внимание, что ноты Большой и Малой октав, располагаются преимущественно на основных линейках нотного стана. ВСЕ ноты первой октавы в басовом ключе располагаются на дополнительных линейках. Те же самые ноты Первой октавы в скрипичном ключе, будут располагаться на основных линейках стана. Это к слову о том, зачем нужны ключи в принципе. Как же выучить ноты в басовом ключе?

Читайте также  Лучшие авторские песни: из истории

Можно зазубрить ноты наизусть как таблицу умножения, но этот способ более долгий и не всем подходит. Я выступаю за аналитический подход. Итак, чтобы понять какая нота на какой линейке располагается, нам нужно понять от чего отталкиваться. Скрипичный ключ называют еще ключом Соль, а басовый — ключом Фа. Об этом вы можете узнать из этой статьи . Но если коротко, то басовый ключ своим завитком цепляется за 4 линейку нотного стана, подсказывая нам, что на этой линейке располагается нота Фа. Теперь мы знаем от какой ноты считать все остальные.

Итак, нота Фа на 4 линейке. Значит ее окружают ноты Ми и Соль:

Еще один способ запомнить ноты — выучить их как скороговорку. Например, возьмем за ориентир ноту Соль Большой октавы. От нее будем строить ноты через одну: СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА-ЛЯ. В Басовом ключе это выглядит вот так:

Нужно запомнить, что скороговорка «СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА-ЛЯ» предназначена для нот, которые располагаются на линейках, и отсчет мы ведем от из них.

Вторая скороговорка предназначена для нот, которые располагаются между линейками. Она чуть длиннее и звучит так: ФА-ЛЯ-ДО, МИ-СОЛЬ-СИ. Я неспроста разделил этот ряд запятой. Запоминать легче, если группы нот небольшие.

Уже запутался 9

Ноты басового ключа на клавиатуре

Чтобы быстро находить клавишу соответствующую ноте, нужно хорошо ориентироваться на клавиатуре инструмента. Если вы не знаете что такое октавы, добро пожаловать сюда . Ниже я представлю картинку с изображением и названиями октав:

Теперь давайте посмотрим, каким клавишам соответствуют ноты на нотоносце:

Как вы видите, для обозначения нот в контр и субконтроктавах, приходится использовать множество дополнительных линеек, что нечитаемо и неудобно для разбора.

Использование «Восьмерок»

Чтобы избежать всех этих дополнительных линеек, были введены следующие знаки, которые упрощают чтение нот. Эти знаки выглядят как цифра восемь и пунктирная линия. Если такой знак находится над нотным станом, значит ноты которые он охватывает пунктиром, нужно играть выше на одну октаву. Взгляните на пример:

Если восьмерка и пунктир расположились под нотным станом, значит и играть следует на октаву ниже:

Как видите, такой прием облегчает жизнь музыканта и ускоряет разбор нотных партий. Но есть еще кое что, о чем нужно знать. Иногда восьмерка пишется сверху, но играть ноты под ней стоит на октаву НИЖЕ. Как это понять? Очень просто — рядом с восьмеркой иногда пишут латинские буквы, которые и обозначают КАК следует играть выделенное — выше или ниже. Буквы «va» означают, что играть написанное нужно на октаву выше, а буквы «vb» — на октаву ниже. При наличии этих букв, восьмерка и пунктир всегда пишутся над нотным станом:

Карточки для печати

Как и обещал, делюсь с вами карточками для заучивания расположения нот в басовом ключе.

Пользоваться ими очень просто:

  1. Распечатайте документ под названием «Карточки на листе А4»
  2. Разрежьте по пунктирной линии
  3. Согните пополам таким образом, чтобы название ноты оказалось на обратной стороне карточки
  4. Разложите карточки перед учеником. Пусть берет любую из карточек, называет ноту, а затем смотрит ответ на обратной стороне

Также вы найдете карточки по отдельности, их тоже можно использовать по вашему усмотрению.

В заключение хочу сказать, что не так страшен черт, как его малюют. Выучить ноты в басовом ключе не труднее чем в скрипичном. Все зависит от вас, от того как часто вы тренируетесь. Заметьте, не от того как долго вы сидите над карточками, а от того как часто вы к ним подходите. То есть лучше упражняться несколько раз в день, чем один раз, но долго.

Наклейте карточки в тех местах, где вы часто находитесь: над письменным столом, на холодильнике, в детской, в конце концов в туалете. Сделайте закладки в виде этих карточек и проявите фантазию, как еще их можно использовать.

Мне нравится статья 59

Напишите в комментариях, помогли ли вам карточки, чтобы осилить ноты в басовом ключе?

Басовый ключ для начинающих
учебно-методическое пособие

Басовый ключ с самого начала с примерами и заданиями

Скачать:

Вложение Размер
Басовый ключ для начинающих 1.16 МБ
Динамические оттенки (для учащихся ДМШ) 964.78 КБ
Звукоряд, ступени, гамма, лад, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение 1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Динамические оттенки (динамика, нюансы) в музыке

Динамика – это сила звучания Д инамические оттенки – это изменения громкости звучания при исполнении музыкального произведения p f mp mf ff pp ppp sf — всё это динамические оттенки

Нарастание и уменьшение силы звука Усиление звучности в музыке может обозначаться расширяющейся вилочкой и словом cresc.( с rescendo) Уменьшение силы звучания может обозначаться сужающейся вилочкой и словом dim.(diminuendo)

Sf — sforzando . sub.p — subito piano sf — sforzando — внезапно громко sub.p — subito piano — внезапно тихо

Выполни задания: выучи динамические оттенки . назови их и объясни значение. Постарайся сделать это быстро и не задумываясь f p mp p mp sf cresc. f f ff dim. mf pp

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Учимся разбираться в правилах Заучивать термины необязательно, главное — их ПОНЯТЬ! ЗВУКОРЯД, СТУПЕНИ, ГАММА, ЛАД,УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ СТУПЕНИ, РАЗРЕШЕНИЕ

ЗВУКОРЯД — это ряд звуков, расположенных по высоте в восходящем или нисходящем движении. Отдельные звуки в нем называются ступенями

ГАММА — это звуки лада по порядку, следующие друг за другом от первой ступени до следующей первой на протяжении октавы или Гамма состоит из восьми последовательных звуков, заключенных в пределах октавы, где первый и последний звук повторяются

Звуки гаммы образуют музыкальную лесенку и ступени Ступени обозначаются римскими цифрами

2019 г. ЛАД — это организация различных по высоте звуков вокруг главного, который называется тоникой и обозначается большой буквой Т. Самые распространенные лады – мажорный и минорный , но бывают и другие лады, например, пентатоника (5-тиступенный лад), лады народной музыки (лидийский, фригийский) и др.

Мажорный и минорный лады Лад , устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие, называется мажорным . Лад , устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие, называется минорным .

Устойчивые и неустойчивые ступени Устойчивые ступени – это ступени сильные, опорные, на них можно остановиться и закончить мелодию. Это I , III , V ступени Неустойчивые ступени – это те, на которых нельзя остановиться — II , IV , VI , VII , они тянутся к сильным. Такой переход от слабой ступени к сильной называется разрешением звука. Пример в до мажоре:

Устойчивые ступени звучат спокойно и равновесно Неустойчивые — напряженно, и поэтому стремятся перейти (разрешиться) в устойчивые ступени. Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые.

Разрешение неустойчивых ступеней На слух переход из устойчивой ступени лада к устойчивой создает ощущение спада напряжения (умиротворение), а переход от устойчивой к неустойчивой – нагнетание напряжения. Неустойчивые ступени разрешаются так — все ступени вниз, VII -я — вверх:

До мажор – тоника (Т) ДО – I ступень Ля минор – тоника (Т) ЛЯ — I ступень

Проверь себя, объясни слова Что такое ЗВУКОРЯД? Что такое СТУПЕНИ? Что такое ГАММА? Что такое ЛАД ? Что такое МАЖОР? Что такое МИНОР? Что такое ТОНИКА? Что такое УСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ? Что такое НЕУСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ? Что такое РАЗРЕШЕНИЕ?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исходя из реальных условий маленького городка и большого количества детей, возникла необходимость не просто привить необходимые навыки учащимся по физической культуре, но и сделать их активными помощн.

Разговор об удивительной повести, в которой наша местная писательница Басова Людмила Дмитриевна поднимает проблему ответственности человека за те поступки, которые он совершает.

Ключи для проверки ответов учащихся.

Материал для распечатки и использования на уроке сольфеджио.

Материал для распечатки и использования на уроке сольфеджио.

Материал для распечатки и использования на уроке сольфеджио.

В материале прослеживается вся история города, его основание, выдающиеся люди, военные годы, современное развитие города.

Ноты для фортепиано в басовом ключе

В скрипичном ключе можно записать лишь часть звуков музыкального звукоряда: часть малой октавы, звуки первой, второй, третьей, четвертой и до пятой октав. Остальные звуки малой октавы записывать в этом ключе неудобно, ибо чтение нот на линейке затрудняется большим количеством дополнительных линий под нотным станом. Поэтому звуки малой октавы, большой, а также контр — октавы и субконтроктавы записывают в ключе фа, или басовом ключе.

Как правильно записать басовый ключ на линейке

Этот ключ пишется на нотном стане таким образом, чтобы его головка была на четвертой линии, верх подходил под пятую линию, а нижний конец доходил до второй линии. С правой стороны рядом с ключом ставят две точки так, чтобы четвертая линия нотного стана проходила между ними. На ней записывают звук фа малой октавы:

Кстати ноты в басовом ключе называются точно так же, как и в скрипичном. Отличие только в записи этих нот на нотном стане. Рассмотрим как правильно пишутся ноты разных октав в басовом ключе.

Ноты малой октавы в басовом ключе

Зная место звука фа, легко определить место остальных звуков малой октавы относительно известного:

до малой октавы записывается между второй и третьей линиями нотного стана,

ре — на третьей линии нотного стана,

ми — между третьей и четвертой линиями,

фа — на четвертой линии,

соль — между четвертой и пятой,

ля — на пятой линии,

си — над пятой линией

Ноты первой (1) октавы в басовом ключе

Как в скрипичном ключе можно записать часть звуков малой октавы, точно также часть звуков первой октавы можно записать и в басовом ключе (см. два рисунка ниже).

На первой дополнительной линии выше нотного стана пишут до первой октавы,

над первой дополнительной линией — ре,

на второй дополнительной — ми,

над второй дополнительной — фа,

на третьей дополнительной — соль и т. д.

Нота до первой октавы связывает обе половины звукоряда: ту, что записана в скрипичном ключе, и ту, что записана в басовом. Поскольку эту ноту пишут на первой дополнительной линии под нотным станом в скрипичном ключе или на первой дополнительной над нотным станом в басовом ключе, она считается центром всей системы записи звукоряда.

Остальных звуков, которые находятся выше или ниже звука (4— 5 звуков), можно записать и в скрипичном, и в басовом ключах.

Звуки большой октавы в басовом ключе записывают так:

Как записывают ноты контроктавы в басовом ключе

Звуки контроктавы пишут так же, как и звуки большой октавы, но под нотами ставят знак:

и исполняют их на октаву ниже, чем написано.

Как записывают ноты субконтроктавы в басовом ключе

Звуки субконтроктавы записывают на дополнительных линиях под нотным станом, также со знаком под нотами

Расположение на нотном стане нот в басовом ключе

В Примере ниже показано нижний и часть среднего регистров, записанных в басовом ключе.

Ноты в басовом ключе для фортепиано

Звук до в разных октавах нижнего и частично среднего регистров записывают так:

Запись длительности звуков и пауз, размер, простые и сложные такты и группировка нот в них, повышение и понижение звуков — касается также и нот, записанных в басовом ключе. Знаки альтерации, действие которых распространяется на все произведение, также выносятся к ключу. Изменяется лишь их место в соответствии с записью самих нот.

Пример записи диезов и бемолей в басовом ключе с указанием порядка написания:

Как выучить ноты басового ключа

Чтобы было легче выучить расположение нот на нотном стане в басовом ключе можно воспользоваться специальными карточками.

Скачать и распечатать такие карточки можно по этой ссылке.

Неплохой видео урок на фортепиано о том, как быстро выучить и легко ноты басового ключа

Контрольные вопросы

Как пишут басовый ключ? Для записи каких регистров его применяют?

Как записать звуки малой и первой октав в басовом ключе?

Как записывают звук до разных октав нижнего регистра?

Как записывают звуки большой октавы, контроктавы и субконтроктавы?

Для чего применяется знак 8 ——- ?

Как размещают ключевые знаки в басовом ключе?

Упражнения на проверку освоения чтения нот в басовом ключе:

Гулак-Артемовский, Семён Степанович из оп. «Запорожец за Дунаем»

Белорусская народная песня «В вишневом садике»

«Для тех, кто любит кошек и не любит басовый ключ». Нотная азбука в стихах и картинках

Разделы: Музыка

Данное пособие предназначено для использования на уроках сольфеджио и фортепиано (общего и специального) и в домашней работе в качестве дополнительного материала для учащихся подготовительного и младших классов детских музыкальных школ и школ искусств.

Основной целью создания данного пособия является повышение интереса учащихся к обучению в музыкальной школе, а также стремление облегчить и ускорить процесс запоминания нот в басовом ключе, на добавочных линейках в скрипичном ключе; подарить ребенку радость и эстетическое наслаждение от игры.

На первом этапе обучения игры на фортепиано некоторым детям трудно дается изучение нот в басовом ключе. Многие педагоги одновременно дают оба ключа, но если ребенок маленький можно постепенно знакомить его с нотами в басовом регистре. Знакомство с нотами должно начинаться на клавиатуре. Отношение к обучению нотной грамоте как к механическому заучиванию нот, развитию зрительного и двигательного автоматизма вне связи с богатым эмоциональным миром музыки лишь притупляет восприятие и приводит к тому, что дети не хотят учить ноты и механически повторять их, особенно дома, в отсутствии педагога.

Нотно-клавишный процесс намного сложнее буквенно-голосового! (Т.е. чтения с буквенного текста). Образно говоря: можно не попасть с ноты на клавишу, нельзя не попасть с буквы на голос.

Известный педагог-психолог П. П. Блонский подчеркивает: совершенно неизвестное – есть всегда непонятное. Таким образом, понимание основывается на каких-то предшествующих знаниях и является своеобразным применением этого знания.

В методическом пособии используется метод моделирования элементов музыкального языка. Моделирование связано с созданием промежуточного объекта, замещающего понятие до известной степени. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затруднен, поэтому метод моделирования, являясь универсальным, становится одним из важнейших механизмов обучения
детей.

Игра понятиями для детей дошкольного возраста еще недоступна. Следовательно, возможна игра на основе образов, так как, по мнению психолога Д. Брунера “основным орудием думанья” у детей служат образы и манипулирование ими.

Важнейшей основой для образной модели является увлекательный текст, способный воодушевить детей на игру. В педагогической модели должна быть не только мысль, но и легкое дыхание наивности, детской непосредственности.

Начинать обучение нотной грамоте детей с цветных нот гораздо интереснее, эффективнее и полезнее для здоровья маленького пианиста. Детям свойственно образное восприятие! Используя опорные образы можно ускорить процесс запоминания материала. Так, кроме цвета-символа каждая нота имеет свой образ-картинку.
Пример:

До – красный (кот)
Ре – желтый (колбаска)
Ми – зеленый (кот)
Фа – фиолетовый (Фанни-девочка)
Соль – коричневый (моль)
Ля – оранжевый (кошка-принцесса)
Си – синий (такси)

В недавно вышедшей книге “Современные методы развития памяти и мышления” психолог Н.И.Хорошевский представляет метод рифм, который рекомендуют Д.Миги и Р.Джонсон в работе “Компьютер – творец”. По этому методу каждая цифра снабжается выражением, и чем нелепее оно, тем лучше. Например:

0 – это боль
3 – нос утри
4 – в квартире, и т.д.

Запомнить “ключ” к шифру нетрудно, он ведь рифмованный. По аналогии в пособии “зашифрованы” названия нот:

Ре – колбаска на ковре,
Соль – моль,
Си – такси.

А три главных “усатых” нотки: До – 1 октавы, Ля – 2 отавы, Ми – большой октавы представлены в образах трех котов разных цветов: До – красный кот, Ля – оранжевый, Ми – зеленый. Эти усатые нотки-котики “сидят” на первых добавочных линейках. Если эти три нотки запомнятся – остальное обучение не представляет сложности. По клавиатуре ребенок сможет самостоятельно определить ноты на второй, третьей и других добавочных линейках.

Специфика обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста исходит из возрастных особенностей детей, которые определяют способы детского восприятия и детского познания мира. Наиболее важным из них принадлежат: превалирование образно-чувственных представлений об окружающем мире, склонность ребенка к анимизации, наличии богатого воображения. У детей 5-8 лет преобладает непроизвольное внимание, которое в большей мере зависит от интереса к работе, наглядности преподавания, от воздействия на эмоциональную сторону психики ребенка. Запоминание в этом возрасте тоже непроизвольное, а непроизвольно запоминается то, что вызывает живой интерес. Существует “правило интереса” – чтобы “переварить” знания, нужно поглощать их с интересом. Интересное, “аппетитное” запоминается легко, ведь специальных волевых усилий для привлечении внимания не требуется. Только интерес, только увлеченность стимулируют волю и движут ребенком. Второе правило – правило сильных впечатлений. Чем сильнее первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ, сохраняющийся в памяти. Отсюда задача – всеми средствами усиливать первоначальное впечатление от запоминаемого.

Как заниматься по книжке “Для тех, кто любит кошек и не любит басовый ключ”.

1. Выучить с ребенком ноты в цветном и образном исполнении.

До – красный (кот)
Ре – желтый (колбаска)
Ми – зеленый (кот)
Фа – фиолетовый (Фанни-девочка)
Соль – коричневый (моль)
Ля – оранжевый (кошка-принцесса)
Си – синий (такси)

2. В стихах название нот выделены соответствующим цветом.

3. Показать ученику ноты клавиши первой октавы на клавиатуре, затем найти их на нотном стане в книжке (сначала все 4 нотки). Затем прочитать стихи о каждой нотке, сыграть по очереди и в любом порядке.

4. На клавиатуре показать ученику ноты малой октавы, рассмотреть в книжке соответствующую запись расположения нот всей октавы целиком. Читать стихи, играть ноты по-отдельности.

5. Изучение нот в большой октаве проходит аналогичным образом.

6. Чтобы ребенок быстро запомнил расположение нот на добавочных линейках необходимо усвоить, где живут “три кота”: красный кот – До первой октавы, зеленый кот – Ми большой октавы, оранжевый кот – Ля второй октавы. Все усатые нотки-котики “сидят” на первых добавочных линейках. Необходимо найти на клавиатуре эти три нотки и показать ребенку, как определить ноты на второй, третьей и других добавочных линейках.

7. В итоговой загадке наглядно представлены три главных нотки.

Возрастные особенности усвоения учебного материала таковы, что в дошкольном и младшем школьном возрасте преобладают игровые методы обучения с опорой на чувственность и воображение. Игра – естественный для малыша способ знакомства с миром. У игры есть особые преимущества. Она мобилизует эмоции ребенка, в игре ребенок меньше отвлекается, т.к. она полностью поглощает его. Игра создает ту особую соревновательную атмосферу, в которой учебный материал усваивается быстрее и прочнее. Замечательный педагог Т.Б.Юдовина-Гальперина пишет в своей книге “За роялем без слез, или я – детский педагог”: “главное учить так, чтобы ребенок как бы и не подозревал о том, что его учат”. В последнее время многими ведущими педагогами придается большое значение созданию радостной атмосферы в занятиях с детьми. Радость – единственная жизненная энергия, которая всегда и везде работает эффективно, и именно поэтому, прежде всего нужна в детской педагогике.

Итоговая игра

Котики едут на дачу”

Игровой материал: книга “Для тех, кто любит кошек и не любит басовый ключ”.

Дидактический материал: карточки с изображением цветных и черных нот [Рисунок_36.jpg]. “Касса” для нот (конверт).

Методика организации игры

1 вариант.

Место действия – вокзал. Участвуют – два ребенка, или педагог и ребенок.

Первый ребенок – кассир. Второй ребенок – пассажир.

Педагог напоминает детям, какие цвета и образы соответствуют нотам. При необходимости читает стихи, показывает иллюстрации и ноты-клавиши на фортепиано.

Пассажир: Скажите, пожалуйста, у вас есть билеты для кошек?

Кассир: Да, конечно есть!

Пассажир: Дайте, пожалуйста, один взрослый и 2 детских!

Кассир: Пожалуйста! (Выдает 1 карточку с черной ноткой и 2 с цветными).

Пассажир: Спасибо! До свидания!

Кассир: Счастливого пути!

Пассажир подходит к “поезду” (фортепиано) и рассаживает “котиков” по местам-клавишам. Кассир “проверяет” билеты у котиков.

Если все правильно, “поезд” гудит и отправляется в путь. Можно спеть под аккомпанемент педагога песенку В. Шаинского “Голубой вагон”. Если случилась ошибка, “котика” снимают с поезда, а билет “сдают” в кассу.

2 вариант. Коллективная форма игры (от 6 до 10 человек).

Действующие лица: первый ребенок – кассир, второй ребенок – проводник, остальные дети – пассажиры.

Педагог разбивает детей на 2 равные подгруппы по 3-4 человека. Необходимо 2 фортепиано (2 “поезда”). Пассажиры “покупают” билеты в кассе и по команде педагога (“начальника вокзала”) рассаживают “котиков” по “поездам” – клавиатурам. Побеждает команда, которая сделает это быстрее.

На начальном этапе игру “котики едут на дачу” проводить в пределах одной октавы.

Список литературы

  1. Т.Б. Юдовина-Гальперина “За роялем без слез”,2002.
  2. П.П. Блонский “Избранные педагогические и психологические сочинения”, т.2, М.,Педагогика,1979.
  3. Т.И. Смирнова, “Фортепиано, интенсивный курс”, усДК, М.,1999.
  4. “Как научить игре на рояле”, “Классика XXI”, М.,2005г.
  5. В.В.Крюкова, “Музыкальная педагогика”, “Феникс”, Ростов-на-Дону,2002.
  6. Н.И.Хорошевский, “Современные методы развития памяти и мышления”, “Наука спектр”, М.,2008.
  7. Г.Виноградов, Е.Красовская, “Занимательная теория музыки”, М., “Советский композитор”,1991.

Изучаем ноты басового ключа

Учим ноты вместе: несколько способов запоминания нотных знаков. Современные программы

Музыка относится к временному искусству, так как она существует только во время исполнения. Но есть то, что позволяет запечатлеть музыкальный фрагмент или произведение в вечности, это ноты. Умение быстро читать нотный текст для настоящего музыканта, это все равно, что читать книгу. Научиться нотной грамоте может каждый желающий, главное постоянно тренироваться и совершенствоваться. Мы постараемся помочь вам получить столь полезное знание.

Какие существуют музыкальные знаки и как они называются?

Ноты – это музыкальные знаки, точно отображающие высоту звука и его длительность. Можно считать, что это буквы музыки.

В настоящее время существует семь основных звуковых обозначений, располагающихся в данной последовательности:

  1. До
  2. Ре
  3. Ми
  4. Фа
  5. Соль
  6. Ля
  7. Си

Упражнение №1

Быстро проговаривайте названия от до до си вверх и вниз, старайтесь не путать их между собой и точно соблюдайте последовательность.

Когда вы запомните основные названия, тогда можно переходить к другому уровню. Как уже говорилось ранее, ноты — это буквы. Существует международный музыкальный алфавит, в котором всем знакомые до, ре, ми, фа, соль, ля, си отображаются латинскими буквами.

  1. C – До
  2. D – Ре
  3. E – Ми
  4. F – Фа
  5. G – Соль
  6. A – Ля
  7. H – Си

Вот как они располагаются на клавиатуре.

Упражнение №2

Играйте на клавиатуре соответствующие звуки, проговаривая их обозначения. Вначале движение должно быть последовательно вверх, затем последовательно вниз. Повторяйте несколько раз, пока не запомните идеально. Далее усложняйте задачу, проговаривайте и играйте звуки через один. Например, до, ми, ре, фа и т.д.

Чтобы было проще соотносить ноты на клавиатуре, можете приклеить разноцветные стикеры в радужной палитре на клавиши. Тогда клавиатура будет выглядеть следующим образом:

Перейдем к изучению непосредственно нотной записи. Для начала необходимо усвоить, что фортепианная клавиатура имеет девять октав, две из них неполные и семь полных. Они располагаются в подобном порядке:

  1. Субконтроктава;
  2. Контроктава;
  3. Большая;
  4. Малая;
  5. 1-ая;
  6. 2-ая;
  7. 3-ая;
  8. 4-ая;
  9. 5-ая.

К неполным относятся субконтроктава и 5-ая. В субконтроктаву входит две ноты, а именно ля и си, а в пятую одна – до.

Все начинающие музыканты начинают запоминать нотацию сначала в первой октаве, так как она наиболее часто используется при игре на инструменте. Давайте последуем их примеру и выучим вначале запись в первой октаве, но для начала постигнем все основы музыкального текста.

Основы записи: из чего состоит музыкальный текст

Ноты располагаются на специальном стане. Он представляет собой пять линеек.

Открывает запись специальный ключ. Данный музыкальный элемент является ориентиром, направленным на показ высоты. На сегодняшний день существует несколько видов ключей. Рассмотрим каждый подробно.

Основные ключи

Наиболее распространенными являются скрипичный и басовый ключи.

Скрипичный ключ является основным элементом музыкального языка. Данная система отталкивается от ноты соль. Наиболее удобен для записи в первой, второй октаве.

Басовый ключ также относится к основным музыкальным элементам. Система отталкивается от ноты фа. Наиболее удобен для осуществления записи в малой и большой октавах.

В случае с фортепиано, их нередко объединяют в систему. Выглядит это так:

К более сложным относятся альтовый и теноровый ключи, поэтому в данной статье мы не будем заострять на них внимание.

Расположение нотных знаков соответственно ключу.

Рассмотрим расположение нот в скрипичном ключе:

  1. До располагается на первой добавочной линейке.
  2. Ре под первой линейкой.
  3. Ми на первой линии.
  4. Фа между 1 и 2.
  5. Соль на 2.
  6. Ля между 2 и 3.
  7. Си на 3.
  8. До 2 между 3 и 4.

Вначале играйте в строгом порядке, проговаривая названия в слух. Визуально запоминайте расположение. Потом попытайтесь сыграть простой нотный пример 1.

Играйте вдумчиво, не торопитесь. Ответьте, какой ноты не хватает в данном примере. Проверить ответ можно в конце страницы .

Теперь рассмотрим, как располагаются ноты в басовом ключе:

  • До между 2 и 3.
  • Ре на 3.
  • Ми между 3 и 4.
  • Фа на 4
  • Соль между 4 и 5
  • Ля на 5
  • Си над 5.
  • До на первой верхней добавочной линии.

Точно также играйте в соответствии с их порядком. Помните, что в данном случае играть необходимо не в первой октаве, а в малой.

Если обозначения освоены, то можете попробовать сыграть предложенный нами пример №2.

При игре не торопитесь. Ответьте на вопрос, какой ноты не хватает. (Ответ в конце страницы)

Важно научиться не путать нотацию скрипичного и басового ключей. Чтобы было легче запоминать, мы подготовили специальную таблицу, ускоряющую процесс.

Название ноты Скрипичный ключ Басовый ключ Расположение на клавиатуре
До (C)
Ре (D)
Ми (E)
Фа (F)
Соль (G)
Ля (A)
Си (H)

Процесс запоминания является достаточно длительным, поэтому необходимо уделять изучению, как можно больше времени. После того, как начальные знания будут иметь практически автоматический характер можно начинать изучение нот в более высоких или низких октавах.

Давайте рассмотрим звукоряд от самой низкой до самой высокой ноты.

Не пытайтесь объять необъятное сразу. Учите по частям, постоянно закрепляя изученный материал. После изучения теории всегда переключайтесь на практику, чем больше вы играете несложных нотных примеров, тем быстрее вы начнете отличать ноты в разных ключах, регистрах.

При игре на фортепиано можно заметить, что инструмент имеет белые и черные клавиши. Тёмные клавиши являются, либо повышением, либо понижением основных тонов, поэтому для обозначения используются специальные знаки.

Диезы обозначаются на нотном письме #, а бемоли — . Первые знаки повышают ноту на полтона, а вторые соответственно понижают. Пишутся они рядом с основным тоном. Данная тема интересна, но требует более детального обсуждения.

Какие современные программы помогают быстрее выучить нотацию?

На сегодняшний день отличной помощью в освоении музыкальных основ являются компьютерные технологии. Рассмотрим наиболее эффективные и удобные приложения.

GNU Solfege является современной программой, устанавливаемой на компьютер. Программа включает в собственный арсенал множество тренажеров, направленных на улучшение слуха, ритма, а также увеличения скорости чтения нот.

Абсолютный слух представляет собой приложение для смартфона, работающего на платформе Android.

К преимуществам данной программы можно отнести наличие огромного количества упражнений, направленных на всестороннее развитие музыканта. К одному из таких упражнений относится именно «Чтение нот». Человек может сам выбирать охват нот, необходимый ключ и т.д. Не может не радовать достаточно красочный интерфейс. Достаточно интересно тренировать собственные знания в данном приложении. Тем более, когда оно находится в телефоне, можно заниматься вне зависимости от места и времени.

Изучение нотной грамоты – это только первые шаги в удивительный мир музыки, поэтому не останавливайтесь на этом этапе. Открывайте для себя новые и интересные теоретические основы и постигайте правила музыки.

Ответы: В примере №1 не хватало ноты си, в примере №2 не хватало ноты ля.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: