Из истории блюза: с плантаций на студию - OXFORDST.RU

Из истории блюза: с плантаций на студию

Блюз — результат смешения различных музыкальных традиций

Музыка блюз зародилась в южных штатах США на стыке 19-го и 20-го столетия. Основой для данного жанра послужила грустная лирика и ритмы чернокожих афроамериканцев. Появление термина «blues» относят к 1895 году. Трактуется слово сокращением распространенного в английском языке выражения «blue devils», которое понимается как «грусть», «депрессия»,»печаль».

Блюз стал результатом уникального смешения музыкальных традиций чернокожих рабов «Хлопкового пояса» — такое условное название получила дельта американской реки Миссисипи. Основой для блюза послужили традиционные негритянские песни, исполняемые невольниками во время работы на плантациях, своеобразные ритуальные песнопения религиозной направленности из далекой Африки, а также библейские «спиричуэлс». Музыка отличалась ударным битом, зачастую реализуемым путем хлопков в ладоши, полиритмией и фольклорно-религиозным вокалом.

Предпосылки возникновения блюза

Главным толчком для развития блюза можно считать 1863 год. В этот период рабство на территории США было отменено. Чернокожее население, получившее свободу, не имело достаточной материальной базы и было вынуждено трудиться на самых низкооплачиваемых работах, скитаясь по разным штатам. Профессия лесоруба, судостроителя или монтажника на железной дороге стала уделом большинства афроамериканцев в те годы. Сложные условия естественным образом нашли свое отражение в песенном творчестве. Появляются новые музыкальные жанры, которые представляют собой рабочие песни, песни-переклички «холлер».

Темнокожие трудящиеся пели подобные песни в свободные от работы часы. Так и родился стиль блюз, обретая свои неповторимые черты. Эта музыка рассказывала о тяготах и переживаниях негров-рабочих, отражала их жизненный уклад, передавала их чаяния и надежды.

Американский блюз можно было услышать в различных уголках страны: в поездах и рабочих лагерях, на улицах и т. д. Многие негры перемещались по карте, сохраняя и оберегая обретенную независимость. Они перебивались временными заработками днем, но вечером гитара всегда была рядом. Некоторые подрабатывали музыкой в барах, получая еду и выпивку в качестве вознаграждения. Услышать блюз на гитаре стало обычным повсеместным явлением.

Классический блюз

Официальное упоминание стиля блюз относится к марту 1912-го года. В этот период был опубликован блюз «Dallas Blues», который написал Харт Уэнд. Данное произведение стало первой в истории полностью блюзовой композицией.

Dallas Blues

Большинство историков считают 1920-й год конечной датой становления и окончательного формирования блюза. К этому времени можно было наблюдать музыкальные коллективы, исполнявшие классические блюзовые композиции. Блюз того периода уже перестал быть только музыкой «черных для черных». Ему открылась дорога в шоу-бизнес, который охватывал все этнические слои США.

Если рассматривать теорию музыки блюза, то композиционно он имеет классическую схему 12-и тактов. Начальные 4 такта играются на тонической гармонии, разделяя первую пару на субдоминанту и тонику. Следующая пара играется на доминанте и тонике. Подобное чередование принято называть «блюзовой сеткой».

Музыка блюз построена по структуре «вопрос — ответ», представляя собой своеобразный диалог исполнителя, отвечающий на волнующие его темы. Эта «беседа» может быть выражена как голосом и текстовой составляющей, так и музыкально, основываясь на перекличке солирующих инструментов. Это объясняет факт того, что блюз представляет собой жанр импровизации. Прослеживается только «основа» композиции, динамика и экспрессия могут быть выражены ситуативно.

Среди самых популярных исполнителей того времени можно назвать Ма Rainey и Bessie Smith, которые представляли женский классический блюз.

Bessie Smith — St. Louis Blues

Мужскую сторону исполнения представляли: Джимми Рашинг, Джон Слипи Истиз и другие.

Знаковой фигурой классического блюза навеки остается Robert Johnson. Именно ему принадлежат хиты, без которых сегодня невозможно представить классику блюза. Речь идет о культовой композиции «Crossroad», которая стала частью программы многих исполнителей блюза. Американский кинематограф отразил важность этого произведения в одноименном фильме, где в одной из ролей отмечен гитарист-виртуоз Стив Вай.

Robert Johnson — Cross Road Blues

Ритм-н-блюз

Очередное направление в развитии блюз получил в 40-е годы. Названием ритм-н-блюз заменилась расовая принадлежность блюза. Стиль громко и широко вошел в широкие массы. Наиболее ярко его представили Joe Turner и Джимми Рашинг. К этому периоду можно отнести появление классических ВИА, содержащих электрогитары и бас-гитары.

Блюз 40-х перестает быть зеркалом тяжелой жизни негров. Наблюдается отдаление от «старой школы», переориентировка на коммерцию. Популярные блюз группы с участием Чака Берри, Би Би Кинга, Мадди Уотерса и других становятся хитовыми продуктами шоу-бизнеса.

Muddy Waters — Hoochie Coochie Man

BB King — Sweet Sixteen

Немалое влияние эти коллективы оказали на последующее становление рок-музыки. Важными представителями блюза сегодня можно считать Джеффа Бека, Гарри Мура, Эрика Клэптона и многих других.

Перекрёсток дьявола: история блюза

Прямо сейчас по всему миру люди чувствуют себя несчастными: нет денег (Money Blues), дом отобрали за долги, дождь (Feels Like Rain), хочется любви (Everybody Needs Somebody to Love), не получается бросить пить (One Bourbon, One Scotch, One Beer) или пить просто нечего (I Asked For Water), хочется домой (Sweet Home Chicago). Для всех преданных, брошенных и обиженных звучит волшебство тягучей музыки под названием блюз. Сегодня мы изучаем его историю.

Самое лучшее определение блюза дано героем фильма «Перекрёсток»: «Блюз — это когда хорошему человеку плохо, потому что он вспоминает о женщине, с которой расстался». История блюза начинается с выражения «blue devils» в фарсовой пьесе Джорджа Колмана — младшего в 1789 году. Идиома означала галлюцинации от похмелья. И хотя дешёвое виски — напиток настоящих блюзменов, музыкальная традиция началась не с британского драматурга.

Она началась в Америке уже в XX веке, в эпоху перемен и изобретений. Строились железные дороги, вокруг света ходили пароходы, дымили паровозы. В борделе в Новом Орлеане двадцатидвухлетний Джелли Ролл Мортон, работавший в заведении пианистом, изобрёл джаз. Он импровизировал, играл быстро, весело и порой распевал наполненные сексуальными намёками стихи. Его ритмы разошлись на север, а сам Мортон стал отцом джаза и регтайма. А вот отличие от джаза: блюз — ребёнок незаконнорождённый и точная история его происхождения неизвестна. Некоторые ритмические элементы блюза — знаменитые повторы и почти ритуальное раскачивание — пришли из африканских ритуалов вуду. Блюз даже порой поют в стиле сродни религиозной церемонии — тягуче, громко и чувственно. Религиозное пение позже вылилось в отдельный музыкальный жанр, спиричуэлс. Первое упоминание в научной литературе о блюзе можно обнаружить в 1901 году. Исследователь народной музыки Алан Ломакс путешествовал по южным штатам Америки, собирая песни чернокожих рабочих. Упомянутые им лирические темы — грусть, одиночество, работа — вполне сродни блюзу, как и описанная техника исполнения.

Блюз пели, прокладывая железные дороги, отдыхая в так называемых джук-джойнтах – дешевых барах для чернокожих рабочих, вариации ночного клуба для бедных. В начале века блюз был музыкой нищих чернокожих — среди представителей среднего и высшего классов им интересовались разве что исследователи, да и то немногие. Однако время не стояло на месте. Вслед за упадком экономики южных штатов многие афроамериканцы двинулись из своих деревень в города на севере, ища удачу, неся с собой свою музыку. В 1912 году Харт Уанд, скрипач из Оклахомы, сделал первую запись блюза — Dallas Blues. Афроамериканцы становились более образованными, а также психологически и социально зрелыми. Их культура больше не была связана с одной лишь работой или воскресным походом в церковь. К двадцатым годам блюз оформился в настоящий музыкальный жанр — так называемую расовую музыку. Альтернативой — прототипом кантри — стала музыка хиллбилли.

Блюз продолжал медленно, но верно развиваться: оформлялись региональные стили. Новый Орлеан, Детройт, Мемфис, Калифорния, Техас — блюз играли везде. Джимми Рашинг, Бесси Смит и Роберт Джонсон — вот главные герои тридцатых годов. Однако самой значительной была чикагская сцена: именно там состоялся блюзовый прорыв. В конце сороковых Мадди Уотерс, который позже изобрёл особую манеру игры на электрогитаре, записал на студии братьев Чесс свои первые хиты: I Can’t Be Satisfied и I Feel Like Going Home. Мэджик Слим и Фредди Кинг продолжили играть на электрогитарах, стали выдавать экспрессивные гитарные соло. Амбициозный Леонард Чесс настойчиво промотировал своих артистов — Мадди Уотерса, Хаулин Вулфа, Малыша Уолтера и Этту Джеймс на радиостанциях. Уилли Диксон писал песни, ставшие сейчас стандартами. Музыкальную революцию завершили Чак Берри и Элвис Пресли, объединившие белых и чёрных слушателей. И для аудитории это была любовь с первого аккорда. Дальше было рождение задорного рок-н-ролла, «британское вторжение», блюз-рок 60-70-х годов.

Большинство блюзовых песен о том, что «лирический герой» опять влип. Во что именно — не столь важно: застали в постели с чужой женой, закончились деньги, полицейские гонятся, пришлось сесть в тюрьму, кто-то начал стрельбу в джук-джойнте. Бывают, впрочем, и более радостные песни — о любви и сексе или о возвращении домой. Дорога — вообще один из ключевых элементов блюзовой песни. Блюзмен может и должен быть в пути. Желательно на шоссе 61, самой блюзовой дороге Америки, растянувшейся от Уайоминга до Нового Орлеана, хотя главное — дух дороги, а не её номер. Есть песни о путешествиях на поездах: харперы и гитаристы в блюзе любят «изобразить поезд». Слова песен блюзменов — о проблемах, близких каждому человеку в каждом занюханном баре от Нового Орлеана до Чикаго. Если верить Хаулин Вулфу, — а причин не верить ему в вопросах блюза нет — «блюз — это когда ты понимаешь, что у тебя нет этого и вот этого, а потом смотришь на людей. И у них это есть. Ты заглядываешь в своё сердце и там рождается блюз». Значительную роль в блюзе играют отсылки к колдовским ритуалам, этот мотив есть и в Hoochie Coochie Man, герой которой владеет талисманом вуду, помогающим ему в романтических похождениях.

Главное для блюза — чувствовать, быть экспрессивным и искренним. И говорить правду. Здесь не найти популярных мантр «давайте изменим мир» или «imagine all the people…». Блюз — это душевная мука, которая может родиться в душе человека, который не боится чувствовать. Это простые жизненные эмоции — любовь, зависть, ревность, ненависть, обида, боль, страдание, тоска, нужда и что угодно ещё. «Это глубоко засевшая», если слушать Сон Хауса, «саднящая боль; если у тебя её не было, дорогая, я надеюсь, что и не будет».

Читайте также  Фольклорные жанры в классической музыке

«Я чувствую дух блюза. Я могу не знать точного текста, да, я, честно говоря, никогда и не запоминал слова песен, для меня это и не слишком важно. Ты ловишь эту волну, и значит ты чувствуешь душу блюза».
Блюзовый гитарист
Джон Кэмпбелл

Блюз как жанр музыки, который «подарили» миру США

Блюз — популярный жанр музыки, который «подарили» миру США. Зародился блюз в среде выходцев из Африки. Это были работники на хлопковых плантациях, чернокожие американцы, которые трансформировали ряд народных музыкальных и песенных традиций. В основе блюза лежат спиричуэлсы (христианские песнопения), баллады, рабочие песни, традиционные песнопения различных племен и так далее. Непосредственно название «блюз» — это калька с английского словосочетания «blue devils» (в переводе обозначает «уныние, хандра»). Это медленная спокойная музыка, которая изначально была связана с историей афроамериканцев, их сложной жизни в США.

Блюз оказал огромное влияние на мировую культуру, в частности на развитие таких музыкальных жанров, как джаз , соул, рок-н-ролл и другие популярные направления.

История блюза

Вместе с рабами из Африки в США попала и их своеобразная культура, в том числе и музыка. Выкрики во время работы, так называемые «холлеры», рабочие песни и церковные хоровые песнопения сопутствовали тяжелой работе рабов на плантациях. Смысловая нагрузка песен сводилась к сложности жизни афроамериканцев. Корни этих жанров берут свое начало в этнической музыке разных африканских народностей. Симбиоз всего к концу 19-го века превратился в блюз — медленную, заунывную музыку и слова, рассказывающие о нелегкой жизни черного человека, о его борьбе за свое место в этом мире.

Родина блюза — дельта Миссисипи. Многие исполнители блюзов, кроме музыки, занимались своей обыденной работой . Редко для кого музыка являлась основным источником дохода. Иногда исполнители блюзов пускались в странствия по стране, перебиваясь временными заработками и исполняя свои песни в придорожных забегаловках.

Непосредственно термин «блюз» впервые был применен к этой музыке в 1912 году. Это произошло с композицией «Dallas Blues» исполнителя Харта Уэнда.

Традиционный блюз в настоящее время мало кто исполняет, разве, что в сельской местности. Он исполняется без аккомпанемента и неразрывно связан с народным творчеством чернокожего населения США.

Классический блюз

К 20-м годам прошлого века блюз приобрел классические черты. Появились первые блюзовые ансамбли и музыка резко стала популярной среди широких кругов населения США. Блюз вошел в шоу-бизнес и впитал в себя черты других жанров музыки. В этот период блюз пели в основном женщины, среди которых популярностью пользовались Мэми Смит, Ма Рэйни, Бесси Смит и другие. Фирмы грамзаписи на волне успеха блюза с женским вокалом брали любых темнокожих исполнителей, мало-мальски умевших петь и выдавали их за культовых исполнителей популярной музыки. Блюзовый бум продолжался в течение 20-х годов, но постепенно мода на женский вокал в блюзе ушла.

В 30-е годы блюз приобрел мужские черты и его развитие связано с такими именами: Джимми Рашинг, Роберт Джонсон, Чарли Паттон, Биг Билл Брунзи и другие. Блюз неразрывно был связан с другими жанрами, в частности с джазом. Так, Джимми Рашинг был вокалистом в джазовом биг-бэнде Каунта Бейси.

Кроме того, блюз оказал огромное влияние на зарождение рок-н-ролла. Такие легенды рока, как Мик Джаггер и Эрик Клэптон отмечают огромное влияние на их творчество блюзовых исполнителей, особенно Роберта Джонсона. Кстати, что касается последнего, то за свою короткую жизнь (умер в 27 лет) Джонсон создал несколько десятков песен, многие из которых являются хитами и в наше время. Особенно это касается таких композиций, как «Crossroad», «Walking Blues» и других.

Дальнейшее развитие: ритм-н-блюз

В 40-е годы музыкальная индустрия начала электрифицироваться, появились электрогитары, бас-гитары, электроорган и другие инструменты, а также микрофоны. Все это привело к трансформации музыкальных традиций — большие биг-бенды из 15-18 человек стали просто невыгодны. Небольшой ансамбль из 4-х человек играл громче, чем огромный биг-бенд. Кроме того, квартет был выгоднее в экономическом плане.

Ансамбли, оснащенные электроинструментами, играли новую музыку, которая получила название ритм-н-блюз. Этим термином называли прежнюю развлекательную музыку «черной» Америки в исполнении новых ансамблей. Исполнители ритм-н-блюза 40-х годов: Чак Берри, Мадди Уотерс, Би Би Кинг, Бо Диддли и другие. Они существенно отошли от традиционного и классического блюза, одновременно оказав огромное влияние на рок-н-ролл. Новый блюз, в свою очередь, впитал черты джаза, буги-вуги и другой танцевальной музыки, совершенно оторвавшись от своих истоков.

Кроме того, на ритм-н-блюз оказало такое течение музыки, как джамп-блюз. Это очень быстрая разновидность классического блюза, исполняемая небольшим количеством музыкантов и с обязательными духовыми инструментами. В конце 90-х годов джамп-блюз возродился в лице такого направления в музыке, как свинг-ривайвл.

Некоторые музыканты продолжали традиции предков, исполняя классические блюзы. Среди них стоит выделить Джона Ли Хукера и других, менее известных блюзменов.

Направления музыки на основе блюза

На основе ритм-н-блюза в 1950-е появился такой жанр музыки, как соул. К 60-м годам он стал очень популярным в США. Соул стал для чернокожих исполнителей своеобразной заменой традиционных блюза и ритм-н-блюза, которые позаимствовали белые музыканты. Многие соул-исполнители были связаны с общественным движением Мартина Лютера Кинга — Арета Франклин, Отис Реддинг, Сэм Кук и Джеймс Браун. Среди других известных исполнителей соула — Дайана Росс, Стиви Уандер, Jackson 5, The Temptations, The Four Tops, Марвин Гэй и другие.

Продолжением традиций ритм-н-блюза наряду с соулом является фанк. По сути, фанк и соул — это быстрая и медленная составляющие блюза. Фанк появился в 60-е годы и стал очень популярным направлением танцевальной музыки. Изобретателем фанка считается Джеймс Браун, который утяжелил и видоизменил соул.

Фанк оказал большое влияние на рок и джаз, создавая массу смежных жанров музыки. Влияние фанка заметно в музыке альтернативных рок-групп (Talking Heads, Primus, Red Hot Chili Peppers и другие).

Фанк и соул исполняли и продолжают исполнять многие известные ныне музыканты: Майкл Джексон, Джордж Майкл, Принс, Уитни Хьюстон, Джанет Джексон, Ашер, Бейонсе, Алиша Киз и другие.

Блюз-рок — симбиоз ритм-н-блюза и рок-н-ролла. По сути это ритм-н-блюз в исполнении белых музыкантов. Одним из наиболее известных исполнителей в стиле блюз-рок считается Джимми Хендрикс.

Напоследок стоит отметить, что ритм-н-блюз 40-х годов оказал влияние на зарождение популярного ныне направления R&B — современный ритм-н-блюз. Это направление вобрало в себя соул, фанк, хип-хоп, диско.

Из истории блюза: с плантаций на студию

Что такое блюз, история блюза

Двадцатый век в истории человечества принято считать «веком научно-технического прогресса», однако это означает не только умственное, но также нравственное и культурное движение вперёд. Общественное сознание на протяжении столетия настолько быстро менялось, что в искусстве и, особенно, в музыке появлялось и формировалось множество новых направлений, среди которых особо следует выделить электронную, хип-хоп, рок-музыку, джаз и, несомненно, блюз – лаконичный музыкальный жанр, способный в любом человеке разбудить сильные эмоции и чувства. Зародившись в дискриминирующих негритянских гетто, он окутал своим звучанием поначалу афроамериканцев и значительную часть белого населения Америки, а вскоре стремительно распространился по всему миру.

Историю блюза и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое блюз?

Блюз — этим английским словом, которое переводится как меланхолия и хандра, назван имеющий яркие характерные особенности весьма популярный музыкальный жанр. Поэзия блюза, его гармония, мелодика и ритм — всё отражало эмоционально-психологическое состояние человека, возникающие у него от сильных душевных переживаний. Изначально чувственные тексты блюзовых классических композиций, описывающие трудную жизнь афроамериканского населения и проблемы, возникающие на пути темнокожего человека, обычно имели своеобразную не симметричную, трёхстрочную форму, которую можно отобразить в формуле: ААВ. В первой строчке текста, где повествование ведётся от первого лица, обрисовывались обстоятельства, в которых находится персонаж, а затем её повторением возникшая ситуация более нагнеталась. В последней, третьей строке подводился итог вышесказанному или объяснялось душевное состояние героя.

Помимо этого для основанной на импровизации музыкальной составляющей блюза тоже существовал ряд конкретных правил. Строящаяся по принципу «вопрос — ответ» она опиралась на минорную пентатонику или же на натуральный мажор, но с пониженными третьей, пятой и седьмой ступенями. Схема блюзовой гармонии довольно проста, так как включала в себя только основные функции: тонику, субдоминанту и доминанту – первую, четвёртую и пятую ступени лада.

Классическая блюзовая аккордовая последовательность, обычно заключающаяся в двенадцать тактов, читалась так: T-T-T-T-S-S-T-T-D-D-T-T, где T – это тоника, S – субдоминанта, D – доминанта. Иногда, чтобы раскрасить окончание куплета интригующим неоконченным звучанием, исполнитель в конце квадрата менял аккорд тоники на доминанту.

Музыкальный размер в блюзовых композициях четырёхдольный (4/4), но обычно аккомпанемент исполнялся триольной пульсацией с пропущенной второй долей.

Популярные блюзовые композиции

«Every Day I Have the Blues» — песня, записанная Би Би Кингом в 1955 году, сегодня признана образцом блюзовой музыки. Как лучшая композиция она удостоилась войти в десятку чарта R&B, а затем за историческую значимость была награждена залом славы премии «Грэмми».

«Ride Em On Down» — популярная композиция знаменитой британской рок-группы «The Rolling Stones». Песня, написанная американским гитаристом Эдвардом Тейлором, вошла в выпущенный в 2016 году альбом «Blue and Lonesome», который полностью состоял из блюзовых композиций.

Читайте также  Как подобрать струны для гитары?

«Layla» — эта красивая и трогательная песня о любви, сочетающая в себе элементы блюза и рока была написана музыкантами блюзовой рок- группы «Derek and the Dominos» Эриком Клэптоном и Джимом Гордоном в конце шестидесятых годов. Изначально потерпев неудачу, композиция впоследствии заслужила большую любовь и сегодня пользуется огромной популярностью.

«Fire On The Floor» — эта лирическая композиция ведущей блюзовой певицы современности Бет Харт, из восьмого одноименного соло-альбома, записана в 2016 году. В песне с глубоким чувством рассказывается о мучительной, испепеляющей любви.

«Lie To Me» — песня из одноимённого дебютного альбома, вышедшего в начале 1997 года молодого блюзмена Джонни Лэнга. Критики и слушатели были поражены, когда узнали, что талантливому певцу с очаровательным голосом всего шестнадцать лет.

История блюза

Соединённые Штаты Америки на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий. Уже в то время эта страна считалась одной из наиболее развитых мировых держав. Однако не всё так хорошо и гладко было в данном государстве, и тому причиной была расовая дискриминация, которая унижала миллионное афроамериканское население. Рабский труд, скудный заработок, борьба за выживание, бесправие и суды Линча за малейшую провинность – всё это сопровождало отвергнутых белым обществом темнокожих людей в их неустроенной жизни. Свою душевную боль и отчаяние они выражали в песнях, которые были пропитаны печалью. Из-за такого эмоционального настроя подобного рода грустные напевы впоследствии стали называть печальным словом блюз.

Истоки блюза следует искать в те далёкие времена, когда в Америку стали завозить рабочую силу с Африканского континента. Темнокожих невольников заставляли выполнять самую тяжёлую и грязную работу. Они надрывались на плантациях и трудились как прислуга белых господ. Единственным утешением в нелёгкой жизни афроамериканцев были песни. Поначалу это были этнические ритуальные мелодии, которые переселенцы слышали на родине, а затем по мере привыкания к новой жизни у них стали появляться иные напевы, такие как трудовые песни-переклички, имеющие название филд-холлер, и невольнические духовные песнопения, именуемые спиричуэлс.

Гражданская война и последующая отмена рабства счастья и свободы темнокожему населению не принесли: оно оказалось отвергнутым белым обществом. Работая на лесозаготовках, хлопковых плантациях, строительстве железных дорог, судоверфях, а также бродяжничая по стране в поисках мизерного случайного заработка, афроамериканцы в свободное время всё также пели песни. Однако теперь это были уже не коллективные распевы, а пропитанная безграничной грустью музыка одинокого человека, рассказывающая о его чувствах и надеждах на лучшую жизнь. Затем данная форма выражения неравноправного положения темнокожего населения Америки постепенно стала преобразовываться и в ней уже стали появляться оптимистичные, а порой даже радостные мотивы. Такие композиции, окрашенные юмором и иронией, оказывали позитивное воздействие на слушателей. Со временем сотни певцов, аккомпанирующих себе на гитаре и банджо , колесили по стране, непроизвольно содействуя развитию нового музыкального направления. Стоит заметить, что поскольку темнокожие граждане Америки по большей части проживали в южных штатах, таких как Техас, Луизиана, Миссисипи и Джоржия, то родиной печального вокального жанра, впоследствии получившего название блюз, считается именно этот регион.

Несмотря на то, что блюз изначально был «чёрной» музыкой, с наименованием нового жанра американцев познакомил «белый» человек. В 1909 году скрипач и дирижёр Харт Анкер Ванд сочинил, впоследствии ставшую весьма популярной, песню под названием «Даллас Блюз», которая была напечатана лишь в 1912 году. Чуть позже были изданы ещё две композиции, сочинённые другими авторами, но в названии которых тоже присутствовало особенное слово, однако ни одна из них пока не была настоящим блюзом. Определённая форма классического блюза, с его характерными особенностями, определилась лишь к 1920-му году. Все существовавшие ранее композиции, построенные на свободном самовыражении, стали называть сельскими или архаическими.

Массовое увлечение новым жанром, который вмиг заинтересовал шоу-бизнес, началось в 1921-м году. Особое внимание к себе привлекали такие исполнительницы блюза как Гертруда Ма Рэйни, Бесси Смит, Клара Смит, Айда Кокс, Виктория Спайви, Люсиль Хегэмин, Люсиль Боган и Альберта Хантер. Они были талантливыми артистками, которые, выступая в театрах, кабаре и шоу, помимо своего восхитительного пения очаровывали публику танцами и актёрским мастерством. Записываемые ими на студиях звукозаписи блюзовые композиции имели невероятный коммерческий успех, так как распродавались в короткие сроки. Среди мужчин исполнителей блюза в то время наибольшей популярностью пользовались Роберт Джонсон и Джимми Рашинг, а также Чарли Паттон, Джон Эстес , Биг Билл Брунзи, Уильям Хенди и Блайнд Лемон Джефферсон.

После окончания в середине тридцатых годов блюзового бума и небольшого затишья до начала пятидесятых годов на сцену стали выходить совсем иные исполнители. Они пели блюз, но он уже сильно отличался от композиций прежнего стиля. Мадди Уотерс, Би Би Кинг , Чарли Масселвайт, Хаулин Вулф и Джон Ли Хукер увели жанр в новое русло. Вследствие чего на основе блюза один за одним стали появляться быстро завоёвывающие популярность поджанры, такие как ритм-н-блюз, блюз-рок, рок-н-ролл, буги-вуги.

Далее блюз во всех своих многочисленных направлениях продолжал активно развиваться, выдвигая всё новых и новых талантливых исполнителей, таких как Альберт Коллинз, Тадж-Махал, Рай Кудер, Бонни Райтт. Сегодня жанр представляют Бен Харпер, Попа Чабби, Джо Бонамасса, Джон Майер, Саманта Фиш, Джоанна Коннор, Бет Харт, Джонни Лэнг.

Интересные факты о блюзе

  • В двадцатые годы прошлого столетия Соединённые Штаты настолько охватило блюзовое безумие, что представители звукозаписывающих фирм ради коммерческой выгоды ездили по стране в поисках разного рода темнокожих певиц и провозглашали их исполнительницами модного жанра.
  • Песня «Crazy Blues», записанная в 1920 году блюзовой певицей Мами Смит, за месяц была распродана в количестве 75000 экземпляров.
  • Признанная широкой публикой блюзовая певица Альберта Хантер через тридцать лет активной исполнительской деятельности покинула сцену и стала работать медсестрой. Однако в последние годы своей жизни, когда ей исполнилось восемьдесят лет, она вновь с эстрады запела блюз.
  • В самом начале двадцатого века блюз обвиняли в подстрекательстве к плохим поступкам и насилию. По этой причине его считали презренной и даже «сатанинской музыкой».
  • Популярная блюзовая певица Бесси Смит, стала первой исполнительницей, которая открыто с большой сцены в своих песнях поведала публике о домашнем насилии.
  • «Отцом блюза» именуют популярного американского композитора Уильяма Кристофера Хэнди, «Матерью» – певицу Гертруду Ма Рэйни. Неофициальный титул «Король блюза» был присвоен Би Би Кингу, а «Королевой» данного жанра признали Айду Кокс.

  • Составляющая основу блюзовых мелодий пентатоника сегодня на девяносто процентов присутствует в сольных партиях композиций различных современных музыкальных направлений.
  • В Советском Союзе блюз появился лишь в конце шестидесятых годов, когда Алексей Вайт Белов создал группу «Удачное приобретение». Музыка этого коллектива была наиболее приближена к американскому блюзу. Затем в конце семидесятых Николаем Арутюновым была организована ещё одна подобная группа, получившая название «Лига блюза».
  • Впоследствии блюз настолько влился в американскую культуру, что направления с таким названием возникло в различных видах искусства, например в поэзии, литературе и театре.
  • Блюзовые интонации очень красиво звучат в произведениях таких выдающихся композиторов 20 века как М. Равель, Дж. Гершвин, Э. Кшенек, Д. Мийо, А. Онеггер.
  • Поскольку блюз является одним из самых популярных жанров, то естественно, что в процессе его развития возникло множество различных ответвлений, каждое из которых имеет свои характерные особенности. Сегодня существует более 10 разновидностей этого жанра, среди которых сельский или архаический блюз, городской или классический блюз, электрик-блюз, чикаго-блюз, техас-блюз, кантри-блюз, луизиана-блюз, ритм-н-блюз, блюз-рок, рок-н-ролл, буги-вуги.

Блюз. Сегодня это один из самых загадочных и, безусловно, привлекательных музыкальных жанров. Как слушатели, так и исполнители неизменно попадают под его завораживающее воздействие, способное пробудить сильные чувства. Настоящие почитатели жанра утверждают, что блюз это голос души и слушать его нужно только сердцем на одном дыхании.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Блюз

Краткая история блюза

Легенда блюза B. B. King

Существует мнение, что блюз это когда вам плохо. Блюзовое настроение, это когда вы думаете о плохом или сожалеете о чём-то. Вас уволили с работу — вы получаете блюз. Подружка оставила вас — вы получаете блюз. Ваша собака скоро умрет — вы получаете блюз.

Пожалуй, ни одна из форм музыки не выражает таких сильных душевных переживаний, от безудержной радости до глубокой печали. Блюз имеет глубокие корни в американской истории, в частности в истории афро-американцев.

Блюз возник на южных плантациях в XIX веке. Его изобретателями были рабы, которые пели когда трудились на хлопковых полях. Общепринято, что музыка блюза появилась как жанр на основе африканских спиричуэлс, рабочих песен, барабанной музыки и танцевальной музыки кантри. Местом рождения блюза считается дельта Миссисипи и территория вверх по реке от Нового Орлеана, родины джаза. Блюз и джаз всегда влияли друг на друга, и они по-прежнему взаимодействуют в бесчисленных вариантах.

Значительно блюз распространился с юга до Среднего Запада в 30-х и 40-х годах XX века. После того как блюз Delta пробился в городские районы, он превратился в электрифицированный Чикаго блюз, а также появились другие стили блюза и различные джаз-блюз гибриды. Через десять лет или чуть позже на основе блюза родился ритм-энд-блюз и рок-н-ролл.

Во второй половине XIX века южные штаты были родиной для сотен блюзменов, благодаря которым блюз развивался как жанр. К сожалению, большая часть этой оригинальной музыки последовала в мир иной, вслед за исполнителями. Но наследие этих ранних блюзовых пионеров еще можно услышать на старых записях 20-х и 30-х годов. Это записи из южных штатов. Таких как Луизиана, Техас, Джоржия, Миссисипи и других

Эта музыка не очень далеко ушла от песен с плантаций и рабочих песен рабов. Многие из ранних блюзовых музыкантов включали блюз в более широкий репертуар, который состоял из традиционных народных песен, музыки водевилей и менестрель-мелодий.

Читайте также  Самые интересные мысли о музыке

Не вдаваясь слишком глубоко в техническую сторону, можно сказать что наиболее распространён блюз состоящий из 12 тактов. Также в блюзе используется конкретный ряд правил. Гамма на которой строится мелодия отличается особыми — блюзовыми нотами.

Известные блюз пионеры из 1920-х годов, такие как Dream House, Blind Lemon Jefferson, Leadbelly, Чарли Паттон и Роберт Джонсон обычно поют и аккомпанируют себе на гитаре. Иногда они объединялись с одним или несколькими товарищами и таким образом создавали первые ансамбли.

Ранние блюзовые исполнители использовали гитары, мандолины, банджо, казу, струнные басы, губные гармошки, скрипки, стиральные доски и другие предметы обихода преобразованные в музыкальные инструменты. Когда кантри-блюз переехал в города и другие места, он принял на себя различные региональные особенности. Поэтому сейчас существует Сент-Луис блюз, Мемфис блюз, блюз Луизиана и т. д.

Чикагские блюзмены, такие как Джон Ли Хукер и Мадди Уотерс были первооткрывателями электрифицированного блюза и добавили барабаны и пианино в конце 1940-х. Сегодня существует множество различных стилей блюза. Основные формы включают:

  • Традиционный блюз: блюз дельты реки Миссисипи, Пьемонте и других сельских районов
  • Jump блюз: танцевальная амальгама свинга и блюза (предшественник R & B), а первым известным исполнителем был Луи Джордан
  • Буги-вуги: фортепианный стиль на основе блюза популяризировал Meade Lux Lewis, Albert Ammons и Пит Джонсон
  • Рэгтайм: стиль музыки, исполнявшийся на пианино
  • Чикагский блюз: Delta блюз ,Cool блюз (сложный стиль на основе фортепиано, здесь во многом чувствуется влияние джаза)
  • West Coast Blues: популяризирован в основном музыкантами из Техаса, которые переехали в Калифорнию. West Coast Blues находится под сильным влиянием Swing
  • Техасский блюз, Мемфис блюз и Сент-Луис Блюз состоят из широкого спектра поджанров
  • Луизиана блюз характеризуется игрой на слайд — гитаре или губной гармошке с протяжным звуком, в то время как Канзас-Сити блюз ориентирован на джаз (Каунтом Бейси)

Существует также британский блюз, рок-блюз пионерами которого можно назвать John Mayall, Питера Грина и Эрика Клэптона, New Orleans blues, базирующийся на основе фортепиано, за исключением творчества таких талантливых гитаристов как Guitar Slim and Snooks Eaglin. Также можно назвать очень многих современных музыкантов которые играют в стиле blues rock.

История ритм-н-блюза

История ритм-н-блюза

Блюз – музыка чернокожих. Об этом, пожалуй, знают все. Однако, историю возникновения этого музыкального направления знают отнюдь не многие. Корни блюза уходят на юг Северной Америки, где испокон веков людей с темным цветом кожи использовали как рабов. Они выполняли всю самую грязную работу, находясь на плантациях по 14 часов в сутки. Такой ритм жизни, унижения и истязания не могли не отразиться на творчестве этих людей. Отсюда ударные ритмы, присущие блюзу, которые пришли из этнических произведений африканских народов. Проводя много времени в молитвах своим богам, африканцы непременно упоминали их в своих песнях и использовали известные им с детства ритмы.

В 1863 году Американское правительство отменило рабство и блюзовые мотивы зазвучали по всему континенту. Прародители жанра, теперь уже свободные люди, спешили поделиться с миром своим умением и своей музыкой. Джаз стремительно набирал популярность в США. Простые мотивы, незатейливые инструменты и необычайная харизма исполнителей – все это складывалось в успешность блюза как направления в музыке.

Однако широкую популярность блюзу подарил Уильям Хенди – американский собиратель африканского фольклора. Именно этот человек выпустил первую грампластинку, которая обошла весь мир и познакомила людей с блюзом. В блюзе важен не только вокал, но и музыкальное сопровождение. Вокальные особенности блюза приписывают африканским племенам, исполнение которых очень напоминает первоначальные версии исполнения блюза. Кроме того, еще в 60-е годы очень многие группы, которые состояли из ударных или же духовых инструментов начали активно записываться на студиях и продавать свои альбомы.

Это были первые записи музыки блюз, такой, какой она была в то время. Если внимательно послушать стиль исполнения музыки блюз афроамериканцами, то можно услышать далекие отголоски музыки племен, дикой, необузданной, полной страданий, переживаний и страсти. Вот именно такой предстала перед слушателями музыка в стиле блюз в 60-е годы. Сейчас истинный блюз исполняют очень многие музыканты, которые известны своими композициями по всему миру.

Но истинными исполнителями, которые умеют очень тонко прочувствовать все особенности исполнения, текста и мелодии до сих пор являются афроамериканцы. Очень часто мы слышим облегченные варианты блюза, которые подстроены специально под самый широкий круг аудитории. Не смотря на то, что исполнение может быть действительно замечательным, это все же не обязательно будет истинный блюз.

Ритм-н-блюз выделился в контексте блюза на рубеже 1930-х и 1940-х годов и был связан с урбанизацией так называемых «деревенских» американских негров Юга, играющих «деревенский блюз» (country blues). Например, в Лос-Анджелес переселились такие известные блюзмены, как Ти-Боун Уокер из Техаса и Би Би Кинг из Мемфиса; в Нью-Йорк — Луис Джорден из Арканзаса и Джо Тернер из Канзас-Сити; из дельты Миссисипи в Чикаго — Мадди Уотерс, Элмор Джеймс и Хаулин Вольф.

Переселение этих исполнителей в города было связано со становлением негритянских звукозаписывающих компаний, продукция которых распространялась в «чёрных» гетто больших городов. Приезжающие для записи музыканты часто оставались в городах, устраиваясь на работу сначала на обычные промышленные предприятия, а затем в качестве исполнителей в «черные» клубы, бары и дансинги. При этом исполнители кантри-блюза, аккомпанирующие себе на акустический гитаре столкнулись с тем, что в шумных заведениях их просто не было слышно: тогда-то и стали применяться микрофоны, звукосниматели для гитары и электроорганы. В 1939 году появилась электрогитара. Электрификация и внедрение новой техники способствовали не только развитию звукозаписи, но фактически стали причиной возникновения нового стиля блюза. Теперь группа из четырех человек стала способна играть громче и мощнее, чем традиционный большой биг-бенд из восемнадцати исполнителей. Новый стиль постепенно набирал популярность, вытесняя конкурентов, и в 1949 году в журнале «Billboard» появился термин «ритм-н-блюз», отражавший сложившиеся изменения.

Ритм-н-блюз стал массовой, коммерческой музыкой, ориентированной на рынок. По сравнению с традиционным блюзом новый стиль стал более громким и агрессивным, утратив некоторые достоинства тихого сельского блюза, его нюансы и интимность. Ритм-н-блюз стал гораздо более однообразным — на первый план вышла развлекательность и танцевальность. Группа исполнителей стала доминировать над солистом и функция самовыражения последнего, традиционная для «старого» блюза, отошла на задний план. Среди классиков раннего ритм-н-блюза можно отметить таких музыкантов, как Мадди Уотерс, Артур Крадап, Би Би Кинг, Джей Макшенн, Хаулин Вольф и Джо Тернер.

Для «цветных» существовали свои публичные дома, в «черном» Сторивилле, и там тоже играли музыканты. Но были еще и те самые бесчисленные индивидуалки, как правило чёрные, которые нигде не числились и продавались за гроши как небогатым матросам, так и черным. Это именно они «в коротких одежках стояли в дверях своих комнат, распевая блюзы», чтобы привлечь клиентов, и именно эти «девочки» были первыми исполнительницами блюзов в Новом Орлеане, больше того – они-то и принесли блюз в этот город.

Стоит изучить вопросы миграции населения американского Юга, и прежде всего в штатах Луизиана и Миссисипи. Считается, что блюз привнесли в Новый Орлеан сотни или даже тысячи беженцев с хлопковых плантаций Дельты. Они бежали, надеясь получить хоть какую-то работу в порту, как правило самую тяжелую и почти неоплачиваемую. Но и это казалось им спасением. Кроме рабочих рук и истерзанных душ, они несли с собой еще и свои песни, которые стали называть блюзами. Возможно, это действительно было так. Но если бежали отчаявшиеся мужчины, то бежали и женщины, а иных многодетные родители сами отправляли в Новый Орлеан, чтобы те смогли прокормиться. Попасть в бордели для них было большим успехом, поэтому чаще всего они пополняли ряды бесчисленных индивидуалок, а чтобы привлечь клиентов, исполняли задушевные песни, и ничего лучшего, чем блюз, в этом смысле до сих пор не придумано. И эти поющие девочки из провинции довольно скоро составили серьезную конкуренцию знаменитым салунам Нового Орлеана, так что известные «мамаши» вроде Лулу Уайт были вынуждены привлекать блюзовых певиц, взамен устаревавших рэгтаймеров из менестрель-шоу.

В свое время странствующие музыканты наводнили собой весь Юг, перемещаясь от города к городу, от деревни к деревне, выступая прямо на улицах или площадях, на рынках, у магазинов. Они пели и играли старинные баллады, песни менестрелей, рэгтаймы, религиозные гимны, танцевальные мелодии… Часто такие музыканты становились участниками Медицинских шоу, когда они своими песнями или рассказами под гитару, банджо или гармонику привлекали местных жителей, чтобы те покупали различные мази, порошки и прочие целительные снадобья, эффективность которых была сомнительной, зато сами шоу превращались в праздник, – оттого и вошли в историю как музыкальное, а не медицинское явление. Этих странствующих музыкантов-одиночек и стали называть сонгстерами. Благодаря им, гитара, банджо, скрипка, флейта и гармоника, а вместе с ними и новые песни добрались до самых отдаленных и глухих мест Миссисипи, Алабамы, Джорджии, Техаса, Луизианы, Теннеси, обеих Каролин, и тамошняя молодежь смогла приобщиться к нехитрому ремеслу бродячих музыкантов. Сонгстеры таким образом подготовили почву и для пришествия блюзов, и для появления блюзменов; и если слух и музыкальный вкус будущих блюзовых сингеров формировались во время воскресной литургии в церкви, то форма подачи песни, гитара, светский репертуар, вольный дух, страсть к перемене мест – все это было заимствовано ими у сонгстеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: