История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю - OXFORDST.RU

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

Изобретение фортепиано: от клавикорда к современному роялю

У любого музыкального инструмента существует своя неповторимая история возникновения, знать которую очень полезно и интересно. Изобретение фортепиано стало переворотным событием в музыкальной культуре начала 18 века.

Наверняка всем известно, что фортепиано – далеко не первый клавишный инструмент в истории человечества. На клавишных музыкальных инструментах играли ещё музыканты Средневековья. Орган – самый древний духовой клавишный инструмент, имеющий вместо струн большое количество труб. Он до сих пор орган считается «королём» музыкальных инструментов, отличающийся мощным глубоким звучанием, однако он не является прямым родственником фортепиано.

Одним из первых клавишный инструментов, основу которого составляли не трубы, а струны, был клавикорд. Этот инструмент имел структуру, похожую на современное фортепиано, только вместо молотков, как внутри фортепиано, внутри клавикорда были установлены металлические пластинки. Однако звучание этого инструмента всё же было очень тихим и мягким, что не давало возможности играть на нём перед множеством людей на большой сцене. Причина заключается в следующем. У клавикорда было всего по одной струне на клавишу, у фортепиано же на каждую клавишу приходится по три струны.

Так как клавикорд был очень тихим, естественно, он не позволял исполнителям такой роскоши, как реализация элементарных динамических оттенков – crescendo (постепенное усиление силы звучания) и diminuendo (постепенное уменьшение силы звучания) . Тем не менее, клавикорд был не только доступным и популярным, но и любимым инструментом в среде всех музыкантов и композиторов эпохи барокко, в том числе и великого И.С. Баха.

Одновременно с клавикордом в ту пору бытовал несколько усовершенствованный клавишный инструмент – клавесин. Положение струн у клавесина было иным по сравнению с клавикордом. Они были натянуты параллельно клавишам – точно так, как у рояля, а не перпендикулярно. Звук клавесина был довольно звонкий, хоть и недостаточно сильный. Однако этот инструмент был вполне пригоден для исполнения музыки на «больших» сценах. На клавесине также было невозможным использование динамических оттенков. Плюс ко всему: звук инструмента очень быстро затухал, поэтому композиторы того времени свои пьесы наполняли разнообразным обилием мелизмов (украшений) с целью того, чтобы хоть как-то «продлить» звучание длинных нот.

С начала 18 века все музыканты и композиторы стали ощущать серьёзную потребность в таком клавишном инструменте, музыкально-выразительные возможности которого не уступали бы скрипке. Для этого требовался инструмент с широким динамическим диапазоном, который был бы способен извлечь мощное forte (громко) и нежнейшее piano (тихо) , а также все тонкости динамических переходов.

И эти мечтания стали явью. Считается, что в 1709 году Бартоломео Кристофори из Италии изобрёл первое фортепиано. Своё творение он назвал “gravicembalo col piano e forte”, что в переводе с итальянского означает «клавишный инструмент, который играет тихо и громко».

Гениальный музыкальный инструмент Кристофори оказался очень простым. Устройство фортепиано было таково. Оно состояло из клавиш, войлочного молоточка, струн и специального возвращателя. С ударом по клавише молоточек бьёт по струне, тем самым вызывая её вибрацию, которая совсем не похожа на звучание струн у клавесина и клавикорда. Молоточек шёл назад, с помощью возвращателя, не оставаясь при этом прижатым к струне, заглушая, таким образом, её звучание.

Чуть позже этот механизм был немного усовершенствован: с помощью специального приспособления молоточек опускался на струну, а затем возвращался, но не до конца, а лишь наполовину, что давало возможность легко исполнять трели и репетиции – быстрые повторения одного и того же звука. Механизм был назван двойной репетицией .

Самое важная отличительная черта фортепиано от предыдущих родственных ему инструментов – способность звучать не только громко или тихо, но и давать возможность пианисту делать crescendo и diminuendo, то есть менять динамику и окраску звука постепенно и внезапно.

В то время, когда этот замечательный инструмент впервые заявил о себе, в Европе царила переходная эпоха между барокко и классицизмом. Жанр сонаты, появившейся в то время, удивительно подходил к исполнению на фортепиано, яркими образцами этого являются произведения Моцарта и Клементи. Впервые клавишный инструмент со всеми его возможностями выступал в роли сольного инструмента, что сподвигло возникновению нового жанра – концерта для фортепиано с оркестром.

С помощью фортепиано стало возможным выражение своих чувств и эмоций через завораживающее звучание. Это отразилось в творчестве композиторов новой эпохи романтизма в произведениях Шопена, Шумана, Листа.

По сей день этот чудесный, с многогранными возможностями, инструмент, несмотря на свою молодость, оказывает на всё общество огромное воздействие. Почти все великие композиторы творили для фортепиано. И, надо полагать, что с годами его слава только возрастёт, и оно всё больше и больше будет радовать нас своим волшебным звучанием.

История фортепиано

В современном мире существует огромное количество различных музыкальных инструментов, любой из которых имеет свою неповторимую историю. История фортепиано стоит особняком хотя бы потому, что именно фортепиано является одним из самых популярных музыкальных инструментов.

Уникальный диапазон звучания, широчайший спектр динамических оттенков, возможность плавно переходить от forte к piano и обратно, извлекать одновременно 10 и более звуков, ровность тембра во всех регистрах, исключительная способность подражать другим инструментам, возможность исполнять на нем все, что можно назвать музыкой, все это стало причиной, по которой музыкальный инструмент, под названием фортепиано, вот уже на протяжении двух с лишним столетий, стал основным инструментом, как для профессионального, так и для любительского музицирования. Занять лидирующие позиции фортепиано помогли труды многих мастеров и изобретателей, а также богатая предыстория.

Предки современного фортепиано

Орган
Первым инструментом, в котором начали использовать клавиши, был орган.

Изобретение органа с трубами принадлежит александрийцу Ктесибию (III в. до н. э.). Правда, его гидравлос был не столько музыкальным инструментом, сколько эффективным приспособлением для демонстрации принципов гидравлики. В первое время органы служили дипломатическими подарками и знаками королевской власти; только лишь в X веке, с оживлением деятельности монастырей, они начали проникать в церковную службу.

Первое время клавиши органа были похожи на те, которые использовались в клавишных карийонах XVI века. Их ширина составляла 10-12 см, и их не нажимали пальцами, а ударяли по ним кулаками. Так же следует заметить, что приблизительно до конца X века клавиатуры были исключительно диатоническими.

Монохорд
Ранним предшественником фортепиано был монохорд (от греческого monos – «один» и chorda – «струна»). Первое упоминание о монохорде относится к V в. до н. э. По преданию монохорд был изобретен Пифагором, и использовался им для исследования музыкальных интервалов. То есть опять же не столько как музыкальный инструмент, сколько инструмент для исследования музыки. Таким монохорд оставался до XIX в., по большей части он использовался в опытах по акустике, при настройке инструментов и при обучении теории музыки и пению, а еще как прибор для проектирования и измерения колоколов и органных труб. Правда, в греческих и средневековых источниках монохорд иногда упоминается также как ансамблевый инструмент.

Состоял монохорд из продолговатого корпуса длиной порядка метра, вдоль которого сверху натягивалась струна. Помещенная под струной нефиксированная подставка (порожек) делила струну на 2 части; передвижение этой подставки давало возможность извлекать (щипком или молоточками) звуки различной высоты. Позже монохорд снабдили несколькими струнами, что увеличило его диапазон примерно до двух октав. Именно из многострунного монохорда позже возник клавикорд.

Клавикорд
Клавикорд (от латинского clavis – «ключ» или «клавиша», chorda – «струна»). Струнный клавишный ударный инструмент XV-XVIII вв. Диапазон инструмента как правило составлял 4 октавы (до большой – до третьей), при этом мог варьироваться от 1 до 5 октав. Когда играющий на клавикорде нажимает на клавишу, укрепленный на ее задней части металлический штифт – тангент – ударяет по струне. Чем сильнее исполнитель ударяет по клавише (и, соответственно, чем сильнее тангент давит на струну), тем громче звук. Пока тангент остается прижатым к струне, исполнитель может варьировать высоту звука, добиваясь эффекта вибрато («бебунг») и даже иллюзии crescendo.

На протяжении большей части своей истории клавир использовался преимущественно для домашнего музицирования. В XVI в. его рекомендовали в качестве возможной замены клавесину. Отношение к клавиру изменилось в середине XVIII века т.е. в эпоху чувствительного стиля. Немецкие авторы этой поры считали клавир идеальным инструментом для излияния нежных чувств. Так К. Ф. Э. Бах высоко отозвался о клавире в своем «Руководстве к истинному искусству игры на клавире». Тем не менее, к концу XVIII в. интерес к клавиру исчезает – с появлением фортепиано эта участь становится неизбежной не только для него одного.

Клавесин
Современником и одновременно конкурентом клавикорда и еще одним дальним предком фортепиано является клавесин, возникший в пятнадцатом веке в Италии. Главное отличие этого струнного клавишного инструмента, заключается в том, что его струны не ударяются, а защипываются. Клавесин имеет форму продолговатого треугольника, чем-то напоминающую современный рояль. Его струны расположены горизонтально на разных высотных уровнях. Позади каждой клавиши находится деревянный стерженек, так называемый толкачик, на верхнем конце которого помещен плектр из птичьего пера или кожи. При нажатии клавиши толкачик поднимается, и плектр зацепляется за струну, таким образом извлекается звук. Вибрация струны заглушается кусочком войлока, прикрепленным к верхней части толкачика. Для изменения силы и тембра звука, используются ручные и ножные переключатели.

Конечно, если сравнивать клавесин и клавикорд, у первого был гораздо более ясный и сильных звук, однако изменять громкость на клавесине было практически невозможно. Для того, чтобы обойти это ограничение создавались инструменты с большим количеством мануалов и с несколькими регистрами, это частично решало проблему, хотя плавное увеличение или уменьшение звука на клавесине невозможно в принципе.

Уже к XVI в. существовало несколько разновидностей клавесина:1) крылообразный инструмент с клавиатурой на короткой стороне, струны которого расположены горизонтально, параллельно клавишам – собственно клавесин, cembalo. 2) вертикально стоящий инструмент крылообразной формы – клавицитериум (clavicytherium).3) горизонтальный крылообразный инструмент с клавиатурой на большой стороне, часто трапецивидный, струны которого протянуты по диагонали слева направо – спинет (итал. spinetta, от – spina – «колючка»). 4) горизонтальный инструмент, похожий на спинет, но прямоугольной формы, струны которого идут параллельно клавиатуре — вёрджинел (англ. virginal, от virgin – «дева», «барышня»). В XV в. диапазон инструмента составлял 3 октавы, в XVI в. он расширился до 4 октав (до большой – до третьей), в XVIII в. – до 5 октав (фа контроктавы – фа третьей).

Изобретение нового инструмента


Молоточковое фортепиано (нем. Hammerklavier) стало по сути дальнейшим развитием клавикорда, а не клавесина, хотя последний был не только более популярным инструментом, но и более совершенным в плане звучания. Однако клавесин имел пределы своего развития из-за способа извлечения звука, и эти пределы были быстро достигнуты. Молоточковый же способ возбуждения струны давал больше возможностей, хотя был освоен давным-давно. В Средневековье, например, на этом принципе базировалось устройство цимбал. Вообще, применение молоточковой механики в струнных клавишных инструментах не было открытием. Но открытием стала сама механика, а не способ извлечения звука.

Читайте также  Простые пьесы для гитары для начинающих

Настоящая история фортепиано началась в XVII веке в Европе, когда многие думали над конструкцией, легшей в основу молоточкового фортепиано. Прорыв совершил итальянский мастер клавишных инструментов Бартоломео Кристофори (1655 Падуя — 1731 Флоренция). Собственно он и изобрел около 1698 года фортепианную механику. Причем молоточковое фортепиано Кристофори стало не только первым, но и надолго лучшим. Гениальную механику этого инструмента смогли усовершенствовать лишь в во второй половине XVIII века.

Сам Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение Gravecembalo col piano e forte (т.е. «клавесин с тихим и громким [звучанием]»). Позже сокращенное до «Piano forte» . Инструмент уже в то время имел все сущностные качества более поздних разновидностей фортепиано, в том числе сложный механизм подбрасывания молоточка с одновременным отходом демпферов от струн.

Эволюция

Сразу после того, как Бартоломео Кристофори изобрел свое «Пианофорте», оно было оценено и музыкантами, и композиторами. Потому в восемнадцатом многие другие европейские мастера стали работать над развитием нового инструмента, тем самым определяя развитие его конструкции и механизма на годы вперед. Фортепиано развивали Готфрид Зильберман, Цумпе, Штейн, Бродвуд, Эрар и многие другие. Уже к девятнадцатому веку возникла целая индустрия производства фортепиано.

Из всего спектра всевозможных конструктивных нововведений в истории фортепиано, можно выделить следующие наиболее значимые. В 1808 году Французский мастер Себастьян Эрар изобрел механизм так называемой двойной репетиции (что запатентовано, правда, было лишь в 1822 году). В результате чего стало возможно не только более быстрое повторение звука, что само по себе способствовало повышению динамичности игры и как следствие придавало мощь и силу звучанию инструмента, но также появлялась возможность связанного извлечения звуков при непрерывно поднятом демпфере, что давало эффект схожий с игрой на грифе струнного инструмента.

В конце XVIII века в Англии и США началось производство фортепиано с металлической рамой, которая долго выдерживала натяжение струн без изменения настройки. На рубеже XVIII-XIX веков филадельфийский мастер Джон Айзек Хокинс изобрел пианино современного типа. В 1825 году Алфеус Бэбкок, работавший в Бостоне и Филадельфии, запатентовал цельнолитую металлическую раму. Одно из последних крупных нововведений стало использование чугунной рамы, позволившей дополнительно повысить натяжение струн, увеличив их толщину, и тем самым добиться более сильного и полного тона. Позднее для равномерного распределения натяжения по поверхности рамы струны стали располагать крест-накрест друг над другом.

Сегодня фортепиано делится на два основных вида: рояль и пианино. Рояль (франц. royal – «королевский») стал прямым продолжением развития молоточкового фортепиано, вобрав в себя все конструктивные нововведения прежних столетий, и став по сути олицетворением самого понятия фортепиано. Внешне он сохранил отличительные признаки своих предшественников: крыловидный корпус и горизонтальное расположение деки, механики и струн. В XIX- XX веках среди ведущих производителей роялей были такие фирмы как: Бёзендорфер, Бехштейн, Эрар, Блютнер, Бродвуд, Стейнуэй, Ибах, Плейель, Штрейхер, Штейн, Ямаха. В XX веке появился также малый (кабинетный) рояль.

Пианино (итал. pianino – уменьш. от piano[forte] – «фортепиано»), в отличие от своего старшего брата рояля, который создан для концертного исполнения, применяется главным образом для занятий и музицирования в домашних условиях. Главное конструктивное отличие заключается в вертикальном расположении струн, деки и механики. Со временем появляются всевозможные малые разновидности пианино.

В XX веке появляются различные новшества. В первой трети века популярностью пользовалось механическое пианино, инструмент способный автоматически играть музыку, записанную на перфорированной бумажной ленте. В наши дни существует аналог такой самоиграющей системы, но уже компьютеризированный. Появляются различного рода электрические фортепиано, как модифицированные, то есть обычные фортепиано с электронным усилением звука, так и полностью электронные клавишные инструменты.

История фортепиано насчитывает более четырех сотен лет. Начиная с Иоганна Себастьяна Баха (1685 — 1750) фортепиано стало определяющим музыкальным инструментом в истории музыкальной культуры. Нет ни одного инструмента, который в истории музыки имел бы настолько сильное влияние на целые эпохи.

Забавное видео про историю музыки, которую писали для фортепиано в последние два столетия:

Доклад на тему «История возникновения фортепиано»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

« Детская школа искусств №47 имени М.Ф. Мацулевич»

История возникновения фортепиано

Климкин Алексей Леонидович

Содержание

Введение

Фортепиано является, пожалуй, одним из самых популярных музыкальных инструментов. Для человека, который не знаком с механикой инструмента, инструмент представляется достаточно простым – чередование черных и белых клавиш. Ещё проще получается извлечь звук любой высоты простым нажатием на клавишу. Однако потребовалось несколько столетий и не один десяток изобретателей, прежде чем появился современный инструмент под названием фортепиано.

«В настоящее время огромное культурное значение фортепиано неоспоримо, и это обстоятельство побуждает отнестись с особенным вниманием к этому инструменту, тем более, что происхождение тех инструментов, которые явились, в большей или меньшей степени родоначальниками фортепиано, теряется в глубокой древности»!»[1, c .5]. Эти слова были написаны исследователем клавишных музыкальных инструментов Зиминым П. Н. в 1934 году и не теряют своей актуальности в настоящее время.

1. Начало создания фортепиано

1.1 Монохорд Пифагора

Рисунок 1 .1.1 Монохорд Пифагора

Этот прибор, созданный Пифагором (571-497 гг. до Р.Х.) для экспериментов, дал возможность осмыслить природу звука, найти необходимые соотношения между интервалами. Пифагору пришлось много экспериментировать, прежде чем проявились арифметические закономерности. Суть работы заключалась в том, что ученый вдоль одной натянутой струны сделал шкалу для зрительного удобства и, деля струну на определенные участки, искал наиболее благозвучное соотношение разных участков. Строй, созданный Пифагором, просуществовал около 2000 лет.

Рисунок 1.1.2 Музыкальный строй Пифагора

Впосдествии монохорд стал полихордом, то есть стали добавляться струны с разной длиной и соотвтсвенно разной высотой звука.

1.2 Гидравлос

Рисунок 1.2.1 Гидравлос

Первым инструментом, в котором использовались клавиши был гидравлос, инструмент созданный греческим ученым Ктезибием. Произошло это приблизительно в 250 году до Р.Х. По сути, это первый клавишный инструмент известный в истории.

Рисунок 1.2.2 Схема работы гидравлоса

. «Впервые человек мог играть на нем, не прикасаясь руками или губами к его звучащим телам; вместо этого достаточно было простых манипуляций с выдвижными рычагами, выступавшими спереди и расположенными в горизонтальный ряд по его фронту. Эти рычаги, названные клавишами, по желанию музыканта открывали или закрывали, с помощью прикрепленных к ним задвижек, доступ воздуха к трубам гидравлоса, приводя их в состояние звучания»[2, c .10].

2. Предшественники фортепиано

Опыты Пифагора с монохордом и изобретение Ктезибием первого инструмента с клавишами дало возможность впоследствии создать новый тип инструментов. Со временем монохорд превратился в полихорд, по струнам которым играли как руками, так и молоточками, но без какого-либо механизма.

2.1 Клавикорд.

Клавикорд (лат. clavis — ключ, греч. chorda — струна) — это клавишный инструмент, в котором принцип игры основан на том, что металлический стержень (тангент) ударяет о струну и вследствие чего возникает звук. В то же самое время происходит деление струны на две части, одна из которых звучит, а другая часть струны заглушена. Первоначально на одну струну приходилось несколько клавиш. Называли такой инструмент «связанный». Это было неудобно для игры, и впоследствии в XVII веке у каждой клавиши появилась своя струна. Тогда клавикорд стали называть «свободный».

Рисунок 2.1.1 Клавикорд

По звуковым характеристикам этот инструмент не подходит для исполнения в большом помещении из-за слабого звука. Однако на этом инструменте есть возможность менять силу звука и вибрато.

Рисунок 2.1.2 Схема работы клавикорда

«От последующих струнно-клавишных инструментов клавикорд отличался

главным образом своим звучанием, которого не было потом уже ни в каком

другом инструменте. …Ни клавесин, ни фортепиано такой возможности музыканту не предоставляют. А в клавикорде после нажатия клавиши можно было еще и чуть покачать ее, отчего тангент скользил по звучащей струне, придавая ее голосу вибрирующий оттенок. Можно было ослабить нажим и вновь нажать сильнее — от этого тоже менялся характер звучания»[3, c .102].

2.2 Клавесин

Рисунок 2.2.1 Клавесин

В отличие от клавикорда в клавесине звук создаётся при помощи медиатора (пера). Звук получается достаточно сильный. Этот тип инструментов получил название instrumenta pennate с латинского переводится как «оперенные инструменты».

Рисунок 2.2.2 Схема работы клавесина

По сравнению с клавикордами они обладали более ясным и сильным звуком, но возможность изменения силы звука не имели. Для варьирования силы звучания были сконструированы инструменты с большим числом мануалов и с двумя и более регистрами.

«Но как ни старались мастера, они не смогли преодолеть основной недостаток клавесина — его однообразное по громкости звучание. Сила звука зависела не от того, с какой энергией музыкант ударял пальцем по клавише, а от упругости перышка, защипывающего струну. Искусные музыканты могли взять звук чуть-чуть громче или чуть-чуть тише, но для исполнения многих произведений такой небольшой разницы в силе звучания уже не хватало… Назревала идея нового инструмента, который сохранил бы все достоинства клавесина, а точнее, вообще клавишеструнника, но вдобавок стал бы более послушен то энергичным, то мягким движениям пальцев музыканта. Иначе говоря, мог как угодно гибко звучать и «форте», и «пиано». Стоит ли удивляться, что новый инструмент, воплотивший в себе эту главную идею, так и стал называться — фортепиано?»[3, c .106]

3. МОЛОТОЧКОВОЕ ФОРТЕПИАНО.

3.1 Клавесин с тихим и громким звуком. «Gravicembalo col piano e forte».

Рисунок 3.1.1 фортепиано Бартоломео Кристофори

«Молоточковое фортепиано — это дальнейшее развитие клавикорда и клавесина. Возможность возбуждения струны молоточком была известна еще в Средневековье. Применение молоточковой механики в струнных клавишных инструментах не было открытием. Новой здесь была сама механика, но не способ возбуждения струн. В Средние века был известен инструмент цимбалы, на котором и сегодня еще играют на Балканах. Его струны ударяют деревянными молоточками. Над механикой молоточкового фортепиано размышляли в XVII веке в разных странах Европы. Решающий шаг сделал Бартоломео Кристофори (1655-1732) из Флоренции. Ему принадлежит честь изобретения фортепианной механики (незадолго до 1700 г.). Молоточковое фортепиано Б. Кристофори стало не только самым первым, но и сразу же очень хорошим инструментом. Механика этого инструмента сконструирована гениально, и только во второй половине XVIII века ее удалось усовершенствовать. Сам Кристофори назвал свой инструмент «Gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком). Впервые описание этого инструмента было опубликовано в Giornale dei letterati d’ltalia в 1711 году. Сохранилось несколько инструментов, собственноручно изготовленных Бартоломео Кристофори, среди них — три молоточковых фортепиано».

Читайте также  Как научить ребенка слушать музыку?

Инструмент Кристофори не отвечал тем запросом, которые к нему предъявляли музыканты. Поэтому можно считать, что это был лишь первый шаг к тому инструменту, которым мы пользуемся сейчас.

3.2 Рояль

Рисунок 3.2.1 Рояль

Рояль отличается от пианино не только внешне, но и отличается своей механикой. Нельзя сказать, что эти отличия огромные, но, тем не менее, они есть. Рояль изначально создавался как инструмент для больших концертных залов. Соответственно размеры и вес такого инструмента гораздо больше, чем пианино. Механика рояля отличается большей чувствительностью. Отличается также механизм работы левой педали, при нажатии корой молоточки сдвигаются в сторону и ударяют по одной струне, а не по трем.

Рисунок 3.2.2 Механика рояля

3.3 Пианино

Рисунок 3.3.1 Пианино

Конструкция пианино больше подходит для домашнего музицирования. Звук гораздо слабее чем у рояля, и занимает пианино меньше места из-за вертикального расположения струн. Левая педаль у пианино работает по другому принципу, не так как у рояля. Здесь происходит не сдвиг молоточков, а приближение молоточков к струнам, в результате чего достигается более тихий звук .

Рисунок 3.3.2 Механика пианино

Существует огромное количество заводов, изготовляющих и рояли и пианино. Есть большие отличия в качестве и по звучанию и по удобству механики инструментов. Это в свою очередь влияет на качество исполняемой музыки.

Нельзя сказать, что инструменты имеют большие принципиальные отличия друг от друга. Однако эти отличия есть и для музыканта, играющего на рояле или пианино, приходится подстраиваться каждый раз под конкретный инструмент.

Заключение

Создание фортепиано позволило композиторам создавать прекрасные произведения, которые не могли бы существовать без механики.

Существует также огромное количество инструментов, где наряду с механикой используется электроника. Основные популярные инструменты это синтезатор и цифровое фортепиано. Синтезатор позволяет использовать огромное количество звуков, принадлежащим практически всем музыкальным инструментам мира. Помимо этого есть возможность обрабатывать звуки, создавая при этом новые.

Цифровое фортепиано позволяет почувствовать звучание акустического инструмента. При этом клавиатура также имитирует взвешенную клавиатуру акустических инструментов рояля и пианино.

Возможно, пройдет время и появится новый инструмент с необычными звуковыми свойствами, как когда-то появился инструмент под названием фортепиано.

Список литературы

П. Н. Зимин. Фортепиано в его прошлом и настоящем. М.: Государственное музыкальное издательство. 1934. С. 172.

П. Н. Зимин. История фортепиано и его предшественников. М.: Музыка. 1968. С. 215.

С. Газарян. В мире инструментов. М.: Просвещение. 1989. С. 192.

С. М. Аллон, И.Г. Фадеев. Ремонт роялей и пианино. М.: Легкая индустрия. 1968. С. 228.

Ч. А. Тэйлор. Физика музыкальных звуков. М.: Легкая индустрия. 1976. С. 184.

Фортепиано (фортепьяно)

Популярные в конце XVII века клавесин и клавикорд претерпели ряд принципиальных конструктивных изменений. В результате произошло возникновение нового инструмента – фортепиано, обладающего великолепными техническими возможностями, обширным диапазоном звучания, тембровой выразительностью. В советские годы пианино было почти в каждом доме, игре на нем обучали в музыкальных школах, а умение играть на фортепиано считалось частью хорошего образования.

Что такое фортепиано

Музыкальный струнный ударно-клавишный инструмент – так классифицируется фортепиано. Он появился более трех столетий назад, по прошествии времени не теряет актуальность, используется, как сольно, так и в сопровождении оркестров.

Старинное название фортепиано – клавир. До изобретения инструмента существовали и другие ударно-клавишные струнные виды – клавесин и клавикорд. Объединяет их то, что все они состоят из корпуса и внутреннего ударно-струнного механизма. Клавесины и клавикорды утратили свое значение из-за негромкого затихающего звука, недостаточно динамичного звучания, невозможности менять громкость.

Устройство

В элегантном корпусе инструмента прячется «начинка», отвечающая за звукоизвлечение. На тяжелой чугунной раме располагаются колки. На них натягиваются струны. Под струнами располагаются штеги. Взаимодействуя с резонансной декой, они усиливают струнные колебания, звуки воспроизводятся громко с выразительным тембром.

Фортепьяно имеет клавиатуру из 88 клавиш-полутонов. Под ней располагаются две или три педали. При нажатии правой педали происходит неразрывное звучание «legato». При нажатии средней педали музыкант удерживает избранные демпферы, а левая педаль используется для ослабления звука.

Конструкция фортепиано сложная. Но, благодаря ей, инструмент имеет богатые выразительные возможности и диапазон звучания целого оркестра. Звукоизвлечение происходит, когда пианист ударяет по клавишам. В это время деревянные молоточки, обтянутые войлоком, ударяют по струнам. В нижнем регистре «работает» одна струна, в среднем и верхнем молоточки ударяют сразу по двум или трем.

Диапазон звучания инструмента семь с четвертью октав от «ля» субконтроктавы до ноты «до» пятой октавы. Наиболее популярны две основные октавы – малая и первая. Контроктава представлена тремя самыми низкими нотами, а пятая – всего одной самой высокой нотой.

Вес пианино внушительный – 250-350 килограммов. Некоторые концертные экземпляры весят около полтонны.

История

Далекий предок фортепиано – монохорд. Этот инструмент использовался в Древней Греции во времена Пифагора. Представлял собой узкий длинный деревянный ящик с натянутой над ним струной. При помощи специальной подставки, которую музыкант передвигал по длине, извлекался звук разной высоты, воспроизводимый молоточками.

Со временем струн стало больше, ящик увеличился в размерах, появилась клавиатура. Нажатием клавиш приводились в движение тангеты – пластинки из металла. Конструкция получила название клавикорд от сочетания латинских слов «clavis» и «chorde», которое означает «клавиша» и «струна». В 17 столетии он был украшением гостиных и музыкальных салонов, являлся роскошью, украшался позолотой, перламутром, драгоценными камнями.

В это же время происходило создание и развитие другого предшественника фортепиано – клавесина. От клавикорда он отличался длиной струн, вследствие чего и имел другую форму, которая позднее перешла к роялю. На струны воздействовали щипковые язычки из птичьих перышек. Звук, извлекаемый таким способом, был мощным, но невыразительным.

В начале 18 века итальянский мастер Бартоломео Кристофори изобрел новый инструмент, в механизм которого заложил все составляющие современного фортепиано: демпфер, молоточек, шультер, шпиллер. Его создание стало началом происхождения пианино.

Первое фортепиано миру представил американский изобретатель Дж. Хаккинс в 1800 году. Через год конструкцию усовершенствовал другой мастер М. Мюллер, добавив к ней педали. Выглядело пианино не так, как сегодня. Фортепиано в том виде, в каком мы привыкли видеть его сегодня, появилось только в 19 веке. В это время он стал популярным и в России. В Петербурге работало несколько десятков мастеров, развивалось фабричное производство.

Разновидности фортепьяно

Пианино и рояль – два вида одного инструмента с разными конструкционными особенностями. Их строение отличается расположением струн. Пианино – разновидность фортепиано, у которой они лежат перпендикулярно клавиатуре, у рояля – в одной плоскости с ней. Поэтому размеры рояля больше, звук громче, насыщеннее.

Отличаются типы инструмента и количеством педалей – у пианино их две, а у более крупного представителя ударных струнно-клавишных – три. В семействе фортепиано эти инструменты называют «младшим» и «старшим» братьями.

Пианино имеет меньшие габариты, является инструментом для домашнего или камерного музицирования, «старший брат» – для концертного. В свою очередь пианино и рояль имеют разновидности, которые отличаются размерами.

Игра на инструменте

Овладение инструментом – сложный, долгий, кропотливый процесс. Поэтому обучение игре на фортепиано начинается с раннего возраста. Среди выдающихся пианистов прошлого века выделяются Артур Рубинштейн, Сергей Рахманинов, Святослав Рихтер. В современной музыкальной культуре место непревзойденного виртуоза занимает Денис Мацуев.

Инструмент позволяет реализовать многогранные задачи в музыке. Он используется для аккомпанемента сольным вокальным исполнителям. Широко распространены концерты для фортепиано с оркестром. Используются рояль или пианино и в камерных ансамблях в сочетании со струнными или духовыми инструментами.

Интересные факты

  1. До 50-х годов прошлого века клавиши фортепьяно изготавливались исключительно из слоновой кости. Позднее их заменили на пластиковые и деревянные.
  2. Японская игрушечная корпорация выпустила мини-пианино шириной всего 25 сантиметров. Это полностью функциональная модель. Она выглядит реалистично, а строение конструктивно правильное, настрой точный. Клавиши пианино всего полсантиметра в ширину.
  3. В советское время фортепиано было признаком самодостаточности, статусности, особого отношения к культуре. Его дарили за заслуги перед государством. Такой подарок после полета в космос получил Юрий Гагарин.
  4. На одном из концертов пианист-виртуоз Денис Мацуев настолько рьяно играл на инструменте, что у рояля сломалась ножка, а сам музыкант повредил палец.
  5. Особое отношение к пианино проявляли техасские ковбои. Даже во время перестрелок, которые часто случались в салунах, пианист продолжал играть, а даже самые отъявленные негодяи не осмеливались стрелять в музыканта.
  6. Рояль «Challen» – самый габаритный концертный инструмент. Весит знаменитый экземпляр более полутоны, длина корпуса составляет 3 метра 30 сантиметров.
  7. В истории аукционов отмечен рояль, проданный за баснословную сумму – 2,1 миллиона долларов. Он принадлежал Джону Леннону.

Фортепиано – универсальный инструмент с беспрецедентной популярностью, открывающий многогранное звучание. Для него написано бессчетное количество произведений, а музыкальная литература по художественному значению и ценности граничит с симфонической. Пианино используется в концертах, написанных для фортепиано, но и находит применение в джазовой музыке, применяется для сопровождения вокальных партий.

История рождения фортепиано

Фортепиано – удивительный инструмент, создающий прекрасные звуки одним лишь нажатием клавиш, однако механизм работы этого инструмента не так прост, как кажется с виду. Классическое фортепиано состоит из самых разнообразных элементов и в общей сложности насчитывает более 12 000 деталей, из которых 7500 участвуют в работе механизма, приводящего инструмент в действие. Каждая деталь участвует в процессе удара молоточка по струнам вследствие нажатия клавиши.

История такого сложного механизма звукоизвлечения зародилась очень давно. Первым инструментом в Древней Греции был монохорд – ящик с одной натянутой струной, позже появилась лира, так же представляющая из себя корпус (округлый или четырёхугольной формы) с натянутыми струнами одинаковой длины. Классической считалась 7-струнная лира; в своём семиструнии она виделась грекам и римлянам как отражение мировой гармонии. Музыкально-теоретические и литературные источники свидетельствуют о том, что число струн лиры могло быть увеличено вплоть до 18, но чаще всего экспериментальные инструменты описываются как 11- или 12-струнные.

Струн становилось все больше и больше, техника игры усложнялась

Предшественниками современного фортепиано являлись клавесины и клавикорды. Клавикорд — старейший клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, происходит от древнего монохорда. Время изобретения клавикорда неизвестно. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года.

Клавесин представляет собой клавишный струнный музыкальный инструмент со щипковым способом звукоизвлечения. Самое раннее упоминание инструмента типа клавесина фигурирует в источнике 1397 года из Падуи (Италия). В Италии его называли чембало, в Германии флюгель, в Англии арпсихорд, во Франции клавесин, под этим названием инструмент и вошел в русский язык.

Читайте также  Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы

Струны в клавесине были разной длины. И каждая настраивалась в определенном тоне. Звук клавесина — блестящий, но мало певучий, отрывистый, не поддающийся динамическим изменениям, то есть плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно, что являлось главным недостатком и предпосылкой к апгрейду.

Так, в 1709 году итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори изобрёл фортепиано. В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано и благодаря новому свойству инструмента появилась возможность дозировать звук. Отсюда появилось название фортепиано – ФОРТЕ – громко, ПИАНО – тихо.

В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн.

Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 году (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта. Фортепиано делятся на рояли — инструменты с горизонтальным расположением струн — и пианино — с вертикальным. Типичное фортепиано среднего размера имеет около 230 струн, каждая из которых имеет натяжение около 70 кг, а суммарное натяжение — около 18 тонн. Общее натяжение струн концертного рояля достигает 30 тонн.

В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, благодаря чему инструмент приобрел еще большую популярность в мире музыки.

Цифровое фортепиано — электронный музыкальный инструмент, имеющий клавиатуру фортепиано и воспроизводящий звучание акустических фортепиано, записанных в память инструмента. Изобретение такого инструмента сделало игру на фортепиано более доступной обществу, несмотря на мнение профессионалов о постановке пальцев в сравнении с обычным акустическим пианино. Плюсы электронного пианино не только в меньших габаритах и весе, но и в возможности использования наушников во время игры, отсутствии необходимости настройки инструмента, а также возможности наложения различных эффектов, что делает инструмент весьма притягательным.

Конечно, классическое фортепиано все же занимает лидирующие позиции для профессионального обучения и исполнения. Этот инструмент способен не только выразить эмоции, создать любое настроение, быть солирующим либо аккомпанирующим. Он способен воплотить звучание целого оркестра, погружая слушателей в таинственный мир музыки.

Кто изобрел фортепиано: дата создания, история появления, развития и эволюции музыкального инструмента

Создание такого музыкального инструмента, как фортепиано, внесло большой переворот в музыкальную европейскую культуру XVIII столетия. Погрузимся более глубоко в эту историю и детально рассмотрим, где и когда изобрели фортепиано.

Начало истории

В 1709 году в таком прекрасном городе Италии, как Флоренция, было сконструировано это первое чудо музыкальной техники. Того, кто изобрел фортепиано, звали Бартоломео Кристофори. Итальянец всю свою жизнь работал над клавесинами, пытаясь усовершенствовать их и привнести что-то новое. В это время в музыкальной сфере уже давно требовался инструмент, который обладал бы широким и динамическим диапазоном. Как заверяют письменные свидетельства, Бартоломео с 1698 года работал над клавесином, который играл бы мягко и в то же время громко. С 1720 годов до своей смерти в 75 лет итальянский мастер создал своими руками около двадцати фортепиано.

История названия

В каком году изобрели фортепиано точно сказать сложно, так как у него было много предшествующих инструментов. В основу разработанного механизма вошли клавесин и клавикорд. Так как Бартоломео Кристофори сам конструировал клавесины, он отлично разбирался в этом и привнес свои новые идеи. Методом проб и ошибок он все же сумел создать известный на весь мир возвратный молоточковый механизм. Свое изобретение итальянец назвал клавесином, играющим форте и пьяно. «Форте» означает сильный и громкий звук, а «пьяно» – более слабый и тихий. Только потом эти инструменты начали называть «пианофорте» или, как известно сейчас всем, «фортепиано».

Совершенствование инструмента

Кто и в какой стране изобрел фортепиано, так бы и осталось неизвестным, пока один журналист из Италии Щипионе Мэффеи не написал статью, в которой восторгался новым механизмом. Он опубликовал схемы, и статья получила большое распространение. После ее прочтения многие изобретатели начали свою работу по усовершенствованию инструмента. Так появилась еще одна версия, кто придумал фортепиано. Мастер по органам Готтфрид Зильберман создал свой инструмент, очень похожий на клавесин Кристофори, но с одним важным отличием. Зильберман изобрел более современную педаль, снимающую звук со всех струн одновременно. В дальнейшем эта идея распространилась и на новые модели музыкального инструмента.

В 1730-х гг. Готтфрид Зильберман решил показать одну из своих работ Баху, которому изначально не понравился инструмент. Иоганн Себастьян Бах негодовал из-за слабого звучания высокого регистра, к тому же он ощутил сложность нажатия клавиш. Прислушавшись к замечаниям, органный мастер внес изменения, после которых Бах не только одобрил изобретение, но и поспособствовал его продаже и дальнейшему продвижению. Одно остается точным, так это то, в какой стране придумали фортепиано. Италия дала новый виток в европейской культуре.

Промышленная революция

В течение ста лет – с 1790 по 1890 годы – фортепиано подвергалось множествам серьезных изменений, которые сформировали в итоге современную форму инструмента. Промышленная революция предоставила необходимые ресурсы для изготовления фортепиано, удовлетворяющего запросы композиторов. Требовалось постоянное улучшение качества звука, хотелось сделать его более насыщенным и долгим. Каждый, кто изобрел фортепиано, добавил в него частичку нового. Позже его изготавливали из качественной прочной стали и железных рам.

Увеличение октав

Долгое время после создания фортепиано оставалась проблема сложности игры на нем. Чтобы воспроизвести музыкальную композицию, требовалось большое напряжение мышц, и приходилось прикладывать немало усилий. Решение нашли в английской фирме «Броудвуда». Первые, кто изобрел фортепиано диапазоном в пять октав в 1790 году, были производители именно этой фирмы. Впоследствии они же расширили диапазон до шести октав в 1810 году и до семи к 1820 году. Свои усовершенствованные экземпляры организация предложила великим композиторам Гайдну и Бетховену. К 1820 году инновационный центр разместился в Париже в фирме Эрара, который в свою очередь произвел фортепиано для Шопена и Листа. Себастьян Эрар создал механизм, который мог повторять удары по струне, не полностью возвращая клавишу в исходное положение, лишь частично ее поднимая. После его механика стала использоваться в построении всех роялей.

Современное фортепиано

Свою современную форму фортепиано получило в начале двадцатого века, но с тех пор прогресс не стоит на месте и модели постоянно совершенствуются. Сейчас существует два основных его типа: рояль и фортепиано вертикальное. Рояль состоит из корпуса и струн, которые натягивают горизонтально дальше клавиатуры. Для более точного звука этому инструменту нужно большое помещение с высокими потолками.

Виды современного клавесина

По размеру можно выделить несколько категорий музыкально инструмента.

  1. Концертный рояль может весить до пятисот килограмм, быть высотой в 1,8 и длиной в 1,4 метров.
  2. Салонный рояль весит до трехсот пятидесяти килограмм, а в высоту достигает 1,4 метра.
  3. Кабинетный рояль весит не более двухсот пятидесяти килограмм, а высота составляет до 1,2 метра.

Большие виды роялей обычно используются для выступлений, масштабных концертов, ведь они обладают более громким и насыщенным звуком. Малые инструменты выбирают для небольших помещений. Тот, кто изобрел фортепиано вертикальное, рассчитывал на места, не обладающие большой площадью. Этот инструмент более компактный за счет корпуса и струн, которые натянуты вертикально, и направляются от клавиатуры к молоточкам. Звук не такой насыщенный и красивый, как у большого рояля, но современные технологии приближают его к желаемому звучанию.

Электронный наследник

Инновации 1990-х годов открывают миру цифровые фортепиано. Инструмент производит оцифрованный звук, и не так прост в использовании. Помимо клавиш и педалей, в нем имеются многочисленные приспособления в виде интерфейсов и большого количества звуков.

Фортепиано в современном виде содержит восемьдесят восемь клавиш. В некоторых моделях делают восемь октав, в нижнем регистре начинается с «фа», а вверху заканчивается «до». Пианисты, которые не используют эти дополнительные клавиши, стараются закрывать их специальной крышкой. Эти клавиши были придуманы для большего резонанса, при нажатии педали, они вибрируют с остальными струнами, создавая более насыщенное звучание.

История создания фортепиано берет начало с клавесина, от которого унаследовано расположение клавиш. Поменялось только цветовое решение, стандартом для всех фортепиано конца восемнадцатого века стала черно-белая клавиатура.

Составляющие фортепиано

Материалы, из которых сооружают этот музыкальный инструмент, используют только высокого качества. Для внешней отделки берут клен или бук. Выбирают гибкую часть древесины, чтобы вибрация от звука дольше сохранялась внутри инструмента. Основание рояля делается из более мягкой древесины, чтобы не утяжелять инструмент. Струны выполняют из стали самого высокого качества, чтобы с годами они не деформировались и сохраняли свое первоначальное звучание и не допускали тонального искажения. Басовые струны дополнительно оборачивают медным проводом для большей гибкости. Металлический корпус, располагающийся внутри фортепиано, делается из чугуна. Из-за такой большой тяжелой детали инструмент может оказаться эстетически некрасивым, поэтому производители из года в год стараются это скрыть, полируя и украшая рисунками пластину. Остальные детали фортепиано делают из древесины и пластмассы. Однако использование пластмассы в 1950-х годах привело к неприятным последствиям, так как после десятилетия использования детали теряли свою износостойкость. Лишь современной фирме «Каваи» удалось создать эффективные прочные детали из этого материала.

Клавиши фортепиано должны быть легкими, поэтому для них используют ель или сорт американской липы. Тем ни менее, металлический каркас, крепкая древесина и другие детали делают этот инструмент неимоверно тяжелым. Даже самое маленькое фортепиано весит около 136 килограмм, а самое большое фортепиано модели «Фазиоли Ф308» имеет вес 691 килограмм.

Хотя история создания фортепиано насчитывает около трехсот лет, его изобретение стало настоящей революцией в мире искусства. Европейская музыка кардинальным образом поменяла свой характер, для этого инструмента писали произведения все великие композиторы. Многие получили славу благодаря фортепиано, некоторые даже стали пианистами-виртуозами. До сих пор это немаловажное изобретение остается одним из главных музыкальных инструментов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: