История музыкального образования в россии: основные этапы - OXFORDST.RU

История музыкального образования в россии: основные этапы

История музыкального образования в России: основные этапы

До наступления XVII столетия в России существовали два принципиально различных течения в музыке – православная певческая культура и народное творчество. История музыкального образования в России началась, вместе с возникновением нового, светского направления.

Зарождение музыкальной педагогики

Ближе к концу XVIII века стала развиваться светская традиция музыкального образования. В 1830-е годы появились вокальные пособия русских музыкантов, в которых большое внимание обращалось на содержание музыки, что принципиально отличалось от господствующей до той поры итальянской школы поверхностной виртуозности. Основоположником школы русского вокала по праву считается великий композитор М.И. Глинка.

В начале XIX века зародилась и фортепианная педагогика. Любительское музицирование на фортепиано культивировалось в дворянских семьях и светских салонах, что подготовило почву для профессионального исполнительства и педагогики. В это же время возникла традиция преподавания игры на музыкальном инструменте в немузыкальных учебных заведениях. Например, «клавикордные классы» были открыты в Московском и Петербургском университетах, Смольном институте.

Братья Рубинштейны – создатели учебных заведений

История музыкального образования в России неразрывными узами соединена с именами братьев Рубинштейнов – крупнейших музыкантов и общественных деятелей своего времени. По инициативе Антона Рубинштейна в 1859 году в Петербурге было создано Русское музыкальное общество, основной целью которого стало музыкальное просветительство.

Следующим шагом в 1860 году явилось открытие в Петербурге общедоступных Музыкальных классов (опять же по инициативе А. Рубинштейна). Основной целью создания классов было привлечение любителей музыки к профессиональному образованию. Несмотря на бесплатное здесь обучение, Рубинштейну удалось собрать мощный педагогический состав, который и составил впоследствии преподавательский костяк первой консерватории, открывшейся в 1862 году в Петербурге. Занятия в консерватории велись по теории музыки и композиции, игре на фортепиано и оркестровых инструментах, вокалу.

Примеру старшего брата следовал и Николай Рубинштейн, только в Москве. По его инициативе открылось московское отделение РМО, а затем и Музыкальные классы, также явившиеся фундаментом Московской консерватории, которая открылась в 1866 году. Одним из первых профессоров консерватории стал гениальный композитор П.И. Чайковский.

В консерватории принимались подростки, имеющие начальную музыкальную подготовку. Здесь, кроме музыкальных дисциплин, они получали и общие гуманитарные знания. Курс обучения был рассчитан на 9 лет: 5 лет младшего отделения и 4 – старшего (высшего). Между ними необходимо было выдержать переходной экзамен, а в конце обучения – выпускной, при успешной сдаче которого выпускники получали звание «свободный художник».

История музыкального образования в России в советский период

Наряду с первыми консерваториями, в конце XIX века существовали другие музыкальные учебные заведения – школы и училища, созданные по линии РМО. Также открывались частные музыкальные школы. Расширялась география музыкального образования – учебные заведения были не только в столицах, но и в Одессе, Киеве, Харькове, Твери и других крупных городах.

Революция 1917 года глубоко затронула все без исключения сферы общественной жизни, и музыкальное образование в том числе. Декретом Совнаркома, Петроградская и Московская консерватории освобождались от подчинения РМО и были объявлены гуманитарными вузами. РМО в принципе перестало существовать, также как и Придворная певческая капелла и частные музыкальные школы. С уничтожением высоких сословий были утрачены распространеннее ранее традиции музицирования в домашнем семейном кругу и обязательного обучения музыке молодого поколения. Многие выдающиеся музыканты покинули страну.

Важнейшим фактором сохранения музыкальной культуры было продолжение деятельности Московской и Петроградской консерваторий, в невыносимых условиях, поддерживающих высокий уровень обучения.

Долгие поиски и эксперименты, в конце концов, привели к реорганизации структуры музыкального образования в России. Первую ступень образовали детские музыкальные школы (с 1933 года – семилетние), вторую – училища, и третью, высшую – консерватории. Были также школы 10-летки, совмещающие 1 и 2 ступени. Еще один положительный момент советского периода – власть давала реальную возможность обучения одарённым детям.

Современное музыкальное образование

К середине ХХ века в Советском союзе сформировалась система музыкального образования, и по сей день не потерявшая актуальности. Первой и общедоступной ступенью системы являются музыкальные школы (семи- и пятилетние). Поступить в музыкальную школу может каждый ребёнок при успешном прохождении предварительных испытаний – подробнее об этом читайте в посте “Как поступить в музыкальную школу“.

Профессиональное образование предполагает последовательное обучение в музыкальном училище, затем вузе. По поводу поступления в музыкальные учебные заведения среднего звена читайте – “Как поступить в музыкальное училище?“. Диплом об окончании российского музыкального вуза ценится во всем мире, он свидетельствует о достойном исполнительском уровне, музыкальной и общей гуманитарной подготовке музыканта.

История профессионального музыкального образования в России (XIX XX века)

Данное пособие содержит описание наиболее изученного периода истории отечественного музыкального образования светской ориентации – Х1Х и ХХ вв., а также анализ становления и развития фортепианных, скрипичных, альтовых и виолончельных профессиональных школ. В нем представлена история реорганизации системы профессионального музыкального образования в советский период и анализ ее современных проблем.

ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕТСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА 2

ГЛАВА 2. НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 13

ГЛАВА 3. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ХХ ВЕКА 17

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Елена Наримановна Федорович
История профессионального музыкального образования в России (XIX – XX века). 2-е изд

ОТ АВТОРА

Данное пособие предназначено для курса «История музыкального образования», изучаемого студентами музыкально-педагогических факультетов педвузов и в настоящее время не имеющего достаточного учебно-методического обеспечения.

История профессионального музыкального образования в России пока еще не получила целостного освещения в научной и учебной литературе. Это связано с тем, что история музыкального образования является относительно молодой отраслью педагогической науки. Вплоть до 30-х гг. ХХ столетия историко-педагогические исследования в области музыкального образования развивались внутри музыкознания и не имели самостоятельности.

В 30 – 40 гг. ХХ в. и в дальнейшем стали появляться фундаментальные труды по истории музыкального образования. Наиболее развитой отраслью этой науки в настоящее время является история общего музыкального воспитания, исследованная в работах О.А. Апраксиной, Д.Л. Локшина и др. История профессионального музыкального образования преимущественно сосредоточена в исследованиях его отдельных отраслей (фортепианная педагогика – в работах А. Д. Алексеева, Л.А. Баренбойма, В.А. Натансона, Я.И. Мильштейна, С.И. Савшинского, С.М. Хентовой, Г.М. Цыпина и др.; вокальная педагогика – в трудах В.А. Багадурова, К.Ф. Никольской-Береговской и др.; скрипичная педагогика – в работах Л.Н. Раабена, В.Ю. Григорьева и др.)

Для воссоздания целостной истории отечественного музыкального образования большое значение имеют исследования Е.В. Николаевой и Н.А. Терентьевой.

Опираясь на труды этих и других авторов, мы предприняли попытку освещения истории становления и развития отечественного профессионального музыкального образования. С этой целью необходимо проанализировать как становление данной ветви музыкального образования в социально-историческом ракурсе, так и содержание педагогических систем отдельных выдающихся представителей исполнительского искусства, основавших соответствующие исполнительские школы.

Данное пособие содержит описание наиболее изученного периода истории отечественного музыкального образования светской ориентации – ХIХ и ХХ вв., а также анализ становления и развития фортепианных, скрипичных, альтовых и виолончельных профессиональных школ. В нем представлена история реорганизации системы профессионального музыкального образования в советский период и анализ ее современных проблем.

ВВЕДЕНИЕ

На рубеже третьего тысячелетия активизируется интерес к историческим исследованиям: человечество заново осмысливает пройденный путь. Не является исключением и педагогика. История педагогики дает нам возможность установить эффективность педагогических теорий, направлений, систем. Поэтому изучение истории педагогики имеет большое значение с точки зрения проблем настоящего и будущего. В опыте предыдущих поколений – как положительном, так и отрицательном – мы черпаем ответы на вопросы, которые сегодня ставит перед нами педагогическая реальность.

История российского музыкального образования уходит корнями во времена язычества. Однако как целостная наука она до сих пор не получила концептуального раскрытия. Различные эпохи, ветви и виды музыкального образования, педагогические системы отдельных выдающихся деятелей исследовались неоднократно, но как целостность, имеющая свою логику, история отечественного музыкального образования только сейчас становится предметом научного анализа и обобщения.

Одной из особенностей музыкального образования является одновременное существование и развитие двух его основных ветвей: общего и профессионального. Это объясняется тем, что, с одной стороны, музыкальное образование должно охватывать всех: без него гармоничное интеллектуальное и нравственное развитие личности невозможно; с другой стороны, овладение музыкой как профессией требует усвоения значительного объема знаний, умений и навыков, а также ранней специализации.

Содержание и формы профессионального музыкального образования существенно отличаются от содержания и форм общего музыкального образования начиная с самого раннего этапа обучения.

Это отличие определяется разными целями профессионального и общего образования: подготовка музыкантов-профессионалов в первом случае и обще-музыкальное и общекультурное развитие – во втором. В современной музыкально-образовательной практике существует организационно закрепленное разграничение общего и профессионального музыкального образования. Массовое обучение музыке и подготовка музыкантов-профессионалов осуществляются в различных учебных заведениях; разделение существует и на уровне подготовки педагогических кадров для двух ветвей музыкального образования.

Несмотря на то что явное разделение данных ветвей началось в России лишь на рубеже ХIХ–ХХ вв., его истоки прослеживаются начиная с древнейших форм музыкального сознания и, соответственно, с передачи опыта последующим поколениям.

Читайте также  Психологический портрет современного композитора

В недрах языческой музыкальной культуры народов России начали складываться предпосылки профессионализации музыкального искусства, стимулирующие развитие как музыкального мастерства исполнителей, так и способов приобретения ими знаний, умений и навыков [46. С. 69]. Постепенно выделились группы людей, для которых музыка стала предметом их профессиональной деятельности. Естественно, передача знаний, умений и навыков внутри, условно говоря, профессиональной группы производилась на основе иного содержания и иными методами, чем распространение музыкального опыта на остальную массу людей.

Этот процесс в России (так же, как и на других территориях) продолжался и в последующие периоды. С появлением нотации он получил новое качество, так как усложнилось содержание музыкальных знаний. К примеру, обучение певчих при монастырях и княжеских дворах (устно-письменная богослужебная традиция) и передача опыта в скоморошестве (устная фольклорная традиция) уже носили черты профессионализма, так как ставили целью не только собственно служение Богу (в первом случае) или развлечение (во втором), но подготовку людей, способных осуществлять соответствующее музыкальное воздействие на массу.

Резкое усиление профессиональной направленности музыкального образования происходило по мере проникновения в Россию западноевропейской светской музыкальной традиции, фактически положившей начало развитию в России музыкального образования светской ориентации , в то время как в предыдущие периоды господствующее положение занимало музыкальное образование религиозно-духовной ориентации . Особое значение для профессионализации музыкального образования светской ориентации имело развитие инструментального музицирования. Это было обусловлено тем, что игра на музыкальном инструменте требует более длительного формирования умений и навыков, чем любые формы вокально-хоровой деятельности. В результате содержание музыкально-образовательного процесса в области обучения игре на музыкальных инструментах (в первую очередь – клавишных как наиболее распространенных и универсальных) фактически становилось профессиональным, что явилось фактором повышения музыкальной культуры общества, с одной стороны, и ограничило распространение данного вида обучения в масштабе всего общества – с другой.

Вместе с тем собственно профессиональное музыкальное образование как система начало в России отсчет только с 1862 г. (создание первой русской консерватории). До этого профессиональное музыкальное образование носило ограниченный характер: профессиональных музыкантов готовили в Театральных училищах (Петербургском и Московском) и Придворной певческой капелле. Причем учились в этих учебных заведениях в основном дети представителей мещанского сословия – для представителей дворянства профессиональные занятия музыкой считались недопустимыми. Но именно высшее сословие имело доступ к музыкальному образованию высшего качества (платные учителя музыки, дорогие инструменты, пособия на иностранных языках, которыми владели представители дворянства); общекультурный уровень высшего сословия также способствовал подготовке квалифицированных музыкантов. Парадокс заключался в том, что они имели право именоваться только любителями. С созданием консерваторий это противоречие было постепенно разрешено. До того элементы профессионального содержания музыкального образования вплетались в систему, не имеющую разграничения по принципу профессионализма.

Система музыкального образования в России: история и перспективы развития

В статье рассматривается отечественная система музыкального образования, ее достоинства и недостатки, показано, что в процессе формирования музыканта важным компонентом педагогической деятельности является способность преподавателя ориентировать обучающегося на внимательное слушание, на музыкальность воспроизведения. Особое внимание автор уделяет такому компоненту музыкального развития, как создание ситуации успеха, которая становится точкой роста новых компетенций и профессиональных умений.

System of music education in Russia: history and development prospects

Domestic system of music education, its advantages and disadvantages are considered in the article. It is shown that teacher’s ability to orient the student to attentive listening and musicality of reproduction in the process of a musician training is important components of pedagogical activity. The author pays special attention to such an element of musical development as creation of success situation, which becomes point of growth for new competencies and professional skills.

В Советском Союзе в процессе развития системы музыкального образования сложилась ее многоступенчатая структура. На самых ранних этапах становления этой системы, в период реформы 1917–1925 годов, разницы в знаниях у поступающих в школу и в консерваторию почти не было. Отбор происходил так: если обучающийся талантлив, то он поступал в консерваторию, менее талантлив — в училище, абитуриенты без особых талантов могли рассчитывать только на музыкальную школу [7].

К середине XX века сформировалась современная система музыкального профессионального образования. Сначала — музыкальная школа с обучением пять или семь лет. Затем — музыкальное училище. И только после этого можно было говорить о высшем учебном заведении, преимущественно консерватории. Цель большинства музыкальных школ, а особенно центральных музыкальных школ (ЦМШ), — воспитание музыкантов-исполнителей высокого класса, чье профессиональное образование сочеталось бы со всесторонним общим интеллектуальным, художественным и духовным развитием. На сегодняшний день в ЦМШ созданы все необходимые условия для полноценного формирования обучающихся, которые имеют возможность добиваться высоких творческих результатов и впоследствии поступать практически в любые музыкальные вузы России и зарубежных стран [6].

К средней ступени профессионального образования относятся музыкальные училища, где обучаются четыре года. Они готовят музыкантов-профессионалов средней квалификации (инструменталистов, певцов, хормейстеров и теоретиков) для работы в оркестрах, хорах и преподавания в детских музыкальных школах. Музыкально-педагогические училища выпускают преподавателей музыки для работы в музыкальных школах и даже детских садах. При некоторых консерваториях и институтах ранее были организованы школы-десятилетки, которые готовили учащихся непосредственно к поступлению в вузы. Здесь учащиеся проходили курс общеобразовательных дисциплин, получали начальное и среднее музыкальное образование.

Высшая ступень включает консерватории, музыкально-педагогические институты и институты искусств. Обучение в них рассчитано на пять лет. Здесь готовят специалистов высшей квалификации — композиторов, инструменталистов, певцов, симфонических, оперных и хоровых дирижеров, музыковедов и режиссеров музыкальных театров. Высшей ступенью также являются музыкально-педагогические факультеты в педагогических институтах. Здесь обучаются будущие преподаватели музыки — специалисты высокой квалификации. В большинстве училищ и вузов есть вечернее и заочное отделения. При многих вузах организована аспирантура (с трехлетним обучением на очном и четырехлетним обучением на заочном отделении). Она предназначена для подготовки научных работников и педагогов по истории и теории музыки и исполнительского искусства, музыкальной эстетике, методике преподавания музыкальных дисциплин. Подготовка педагогов-исполнителей и педагогов-композиторов для музыкальных вузов проводится в организованной при ведущих консерваториях и институтах ассистентуре-стажировке (очный курс обучения — два года, заочный — три года). Распространение получили курсы повышения квалификации педагогов музыкальных школ, училищ и вузов при авторитетных средних и высших музыкальных учебных заведениях.

Елена Федорович — История профессионального музыкального образования в России (XIX – XX века)

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Описание книги «История профессионального музыкального образования в России (XIX – XX века)»

Описание и краткое содержание «История профессионального музыкального образования в России (XIX – XX века)» читать бесплатно онлайн.

Данное пособие содержит описание наиболее изученного периода истории отечественного музыкального образования светской ориентации – Х1Х и ХХ вв., а также анализ становления и развития фортепианных, скрипичных, альтовых и виолончельных профессиональных школ. В нем представлена история реорганизации системы профессионального музыкального образования в советский период и анализ ее современных проблем.

Елена Наримановна Федорович

История профессионального музыкального образования в России (XIX – XX века). 2-е изд

ОТ АВТОРА

Данное пособие предназначено для курса «История музыкального образования», изучаемого студентами музыкально-педагогических факультетов педвузов и в настоящее время не имеющего достаточного учебно-методического обеспечения.

История профессионального музыкального образования в России пока еще не получила целостного освещения в научной и учебной литературе. Это связано с тем, что история музыкального образования является относительно молодой отраслью педагогической науки. Вплоть до 30-х гг. ХХ столетия историко-педагогические исследования в области музыкального образования развивались внутри музыкознания и не имели самостоятельности.

В 30 – 40 гг. ХХ в. и в дальнейшем стали появляться фундаментальные труды по истории музыкального образования. Наиболее развитой отраслью этой науки в настоящее время является история общего музыкального воспитания, исследованная в работах О.А. Апраксиной, Д.Л. Локшина и др. История профессионального музыкального образования преимущественно сосредоточена в исследованиях его отдельных отраслей (фортепианная педагогика – в работах А. Д. Алексеева, Л.А. Баренбойма, В.А. Натансона, Я.И. Мильштейна, С.И. Савшинского, С.М. Хентовой, Г.М. Цыпина и др.; вокальная педагогика – в трудах В.А. Багадурова, К.Ф. Никольской-Береговской и др.; скрипичная педагогика – в работах Л.Н. Раабена, В.Ю. Григорьева и др.)

Для воссоздания целостной истории отечественного музыкального образования большое значение имеют исследования Е.В. Николаевой и Н.А. Терентьевой.

Опираясь на труды этих и других авторов, мы предприняли попытку освещения истории становления и развития отечественного профессионального музыкального образования. С этой целью необходимо проанализировать как становление данной ветви музыкального образования в социально-историческом ракурсе, так и содержание педагогических систем отдельных выдающихся представителей исполнительского искусства, основавших соответствующие исполнительские школы.

Данное пособие содержит описание наиболее изученного периода истории отечественного музыкального образования светской ориентации – ХIХ и ХХ вв., а также анализ становления и развития фортепианных, скрипичных, альтовых и виолончельных профессиональных школ. В нем представлена история реорганизации системы профессионального музыкального образования в советский период и анализ ее современных проблем.

ВВЕДЕНИЕ

На рубеже третьего тысячелетия активизируется интерес к историческим исследованиям: человечество заново осмысливает пройденный путь. Не является исключением и педагогика. История педагогики дает нам возможность установить эффективность педагогических теорий, направлений, систем. Поэтому изучение истории педагогики имеет большое значение с точки зрения проблем настоящего и будущего. В опыте предыдущих поколений – как положительном, так и отрицательном – мы черпаем ответы на вопросы, которые сегодня ставит перед нами педагогическая реальность.

Читайте также  Как сделать музыкальный клип?

История российского музыкального образования уходит корнями во времена язычества. Однако как целостная наука она до сих пор не получила концептуального раскрытия. Различные эпохи, ветви и виды музыкального образования, педагогические системы отдельных выдающихся деятелей исследовались неоднократно, но как целостность, имеющая свою логику, история отечественного музыкального образования только сейчас становится предметом научного анализа и обобщения.

Одной из особенностей музыкального образования является одновременное существование и развитие двух его основных ветвей: общего и профессионального. Это объясняется тем, что, с одной стороны, музыкальное образование должно охватывать всех: без него гармоничное интеллектуальное и нравственное развитие личности невозможно; с другой стороны, овладение музыкой как профессией требует усвоения значительного объема знаний, умений и навыков, а также ранней специализации.

Содержание и формы профессионального музыкального образования существенно отличаются от содержания и форм общего музыкального образования начиная с самого раннего этапа обучения.

Это отличие определяется разными целями профессионального и общего образования: подготовка музыкантов-профессионалов в первом случае и обще-музыкальное и общекультурное развитие – во втором. В современной музыкально-образовательной практике существует организационно закрепленное разграничение общего и профессионального музыкального образования. Массовое обучение музыке и подготовка музыкантов-профессионалов осуществляются в различных учебных заведениях; разделение существует и на уровне подготовки педагогических кадров для двух ветвей музыкального образования.

Несмотря на то что явное разделение данных ветвей началось в России лишь на рубеже ХIХ–ХХ вв., его истоки прослеживаются начиная с древнейших форм музыкального сознания и, соответственно, с передачи опыта последующим поколениям.

В недрах языческой музыкальной культуры народов России начали складываться предпосылки профессионализации музыкального искусства, стимулирующие развитие как музыкального мастерства исполнителей, так и способов приобретения ими знаний, умений и навыков [46. С. 69]. Постепенно выделились группы людей, для которых музыка стала предметом их профессиональной деятельности. Естественно, передача знаний, умений и навыков внутри, условно говоря, профессиональной группы производилась на основе иного содержания и иными методами, чем распространение музыкального опыта на остальную массу людей.

Этот процесс в России (так же, как и на других территориях) продолжался и в последующие периоды. С появлением нотации он получил новое качество, так как усложнилось содержание музыкальных знаний. К примеру, обучение певчих при монастырях и княжеских дворах (устно-письменная богослужебная традиция) и передача опыта в скоморошестве (устная фольклорная традиция) уже носили черты профессионализма, так как ставили целью не только собственно служение Богу (в первом случае) или развлечение (во втором), но подготовку людей, способных осуществлять соответствующее музыкальное воздействие на массу.

Резкое усиление профессиональной направленности музыкального образования происходило по мере проникновения в Россию западноевропейской светской музыкальной традиции, фактически положившей начало развитию в России музыкального образования светской ориентации, в то время как в предыдущие периоды господствующее положение занимало музыкальное образование религиозно-духовной ориентации. Особое значение для профессионализации музыкального образования светской ориентации имело развитие инструментального музицирования. Это было обусловлено тем, что игра на музыкальном инструменте требует более длительного формирования умений и навыков, чем любые формы вокально-хоровой деятельности. В результате содержание музыкально-образовательного процесса в области обучения игре на музыкальных инструментах (в первую очередь – клавишных как наиболее распространенных и универсальных) фактически становилось профессиональным, что явилось фактором повышения музыкальной культуры общества, с одной стороны, и ограничило распространение данного вида обучения в масштабе всего общества – с другой.

Вместе с тем собственно профессиональное музыкальное образование как система начало в России отсчет только с 1862 г. (создание первой русской консерватории). До этого профессиональное музыкальное образование носило ограниченный характер: профессиональных музыкантов готовили в Театральных училищах (Петербургском и Московском) и Придворной певческой капелле. Причем учились в этих учебных заведениях в основном дети представителей мещанского сословия – для представителей дворянства профессиональные занятия музыкой считались недопустимыми. Но именно высшее сословие имело доступ к музыкальному образованию высшего качества (платные учителя музыки, дорогие инструменты, пособия на иностранных языках, которыми владели представители дворянства); общекультурный уровень высшего сословия также способствовал подготовке квалифицированных музыкантов. Парадокс заключался в том, что они имели право именоваться только любителями. С созданием консерваторий это противоречие было постепенно разрешено. До того элементы профессионального содержания музыкального образования вплетались в систему, не имеющую разграничения по принципу профессионализма.

Создание первых консерваторий сначала в Петербурге и Москве, а затем в других крупнейших центрах России, дополнившееся в дальнейшем сетью училищ и школ, дало начало собственно профессиональной ветви музыкального образования. Причем исторически данный процесс сложился так, что профессиональный уровень российского музыкального образования уже на первом этапе был очень высок, во многом благодаря А. Г. и Н.Г. Рубинштейнам.

Очерк становления народного музыкального образования в России

Оглавление

Глава 1. Народная музыкальная культура в системе отечественного образования: традиции и современность

1.1 Очерк становления народного музыкального образования в России

1.2 Современные методы и подходы к развитию народной музыкальной культуры

Глава 2. Детская музыкальная школа города Тимашевска в контексте традиций народной музыкальной культуры

2.1 Развитие народной музыкальной культуры на вокальном отделении

2.2 Развития народной музыкальной культуры при игре на русских инструментах (домра, баян, аккордеон)


Введение

Актуальность.

В начале XXI столетия происходит активное возрождение народной русской культуры. Появляются фольклорные коллективы, развиваются национальные традиционные ремесла, используются на сцене и в быту этнические детали одежды и т.п. Русская народная музыкальная культура становится чрезвычайно актуальной задачей современного образования в России, возрождающей свои традиции. Однако сохранение культурного наследия — это не только величайшая задача современной российской культуры, но и ее проблема. Она проявляется в различных областях деятельности человека, но более всего в области музыкального творчества. Слушая различных сольных исполнителей и музыкальные коллективы на сцене, по телевизионным и радиовещательным каналам, в сети Internet, можно отметить стилистическую разнородность исполнения. Не всегда те солисты и ансамбли, которые берутся исполнять народную музыку, действительно знакомы с ее спецификой и стилистикой. В результате, вместо собственно сохранения русских традиций происходит их искажение. В этом контексте чрезвычайно важной задачей является профессиональная музыкальная подготовка, которая может обеспечить грамотное исполнение репертуара русского музыкального народного и профессионального искусства.

Наряду с осознанием важности этой образовательной задачи, в настоящее время только начинает накапливаться методический опыт для ее осуществления. В советское время происходило накопление методов и приемов работы с детьми, для достижения эффективных результатов при обучении народному пению и игре на музыкальных инструментах. Однако современный социальный контекст и культурные парадигмы развития России в XXI веке вносят свои коррективы. Начинают разрабатываться и регламентируются приказами министерства культуры новые Федеральные государственные требования (2012 г.). В этих нормативных документах ставится задача овладения детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации. Однако разработка методов и приемов работы с детьми, соответствующих современным образовательным целям и задачам, продолжает оставаться задачей педагога. Это определило актуальность темы настоящей дипломной работы, в которой изучается и обобщается успешный опыт обучения традициям народной музыкальной культуре в системе дополнительного образования на примере ДМШ города Тимашевска.

Цель дипломной работы: анализ современных методов и приемов обучения народной музыкальной культуре в детской музыкальной школе города Тимашевска.

Цель определила основные задачи дипломной работы:

. Исследовать контекст обучения фольклору и игре на народных инструментах, представив краткий очерк развития музыкального образования в России.

2. Охарактеризовать современные методы и приемы развития основ музыкальной культуры, регламентирующиеся в государственных требованиях и реализующиеся в детских школах искусств и детских музыкальных школах России.

. Проанализировать специфику работы вокального отделения детской музыкальной школы города Тимашевска по направлению «фольклор».

. Дать характеристику методике развития игры на русских народных музыкальных инструментах в ДМШ г. Тимашевска.

Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

народная музыкальная культура школа


Глава 1. Народная музыкальная культура в системе отечественного образования: традиции и современность

Очерк становления народного музыкального образования в России

Система профессионального музыкального образования в России начинает свое становление в недрах древнерусского певческого искусства. Церкви и монастыри, как очаги знаменного пения, были одновременно и центрами обучения грамоте, основам религии и музыкальному искусству.

Параллельно существует народная музыкальная песенная и танцевальная культура, которая отличалась устным способом существования (не фиксировались слова и напевы). Из уст в уста передавалась народная песня в народе в течении многих веков, сохраняя свою самобытность, а также древнейшие архаические пласты национальной культуры.

Необходимо заметить, что две ветви русского музыкального искусства не существуют изолировано друг от друга. Знаменное пение в деятельности распевщиков Федора Крестьянина и др. пополняется интонациями русской песни, и наоборот — музыка церкви оказывает свое влияние на народную культуру.

С XVIII века начинается процесс дифференциации русской народной музыкальной культуры на религиозную и светскую. Это приведет к становлению концертных организаций, хоров, музыкальных театров, и этот процесс. Реагирует на изменения в обществе и система образования, и в 30 — 60-е годы она выходит на более высокий уровень. В это время открываются крупные учебные заведения, в которых наряду с другими предметами преподаётся и музыка. Среди них — Сухопутный шляхетский корпус, Академия художеств и др. . Важным положительным фактором для развития русской культуры было приглашение музыкантов-педагогов из других стран. В Европейских странах музыкальное образование начинает развиваться раньше, в связи с этим в России стремились перенять положительный опыт других стран. В XVIII веке в исполнительстве и педагогике ощущается активное влияние, иногда подражание итальянской, немецкой, французской культуре. Однако сохранились и развивались национальные черты, которые проявятся на другом уровне чуть позже.

Читайте также  Музыкальная культура классицизма: эстетические вопросы, венские музыкальные классики, основные жанры

В XIX веке развивается композиторское творчество, в котором большое значение имеют корни русской народной культуры. Вслед за этим начинается становление профессиональной ветви музыкального образования, открываются первые консерватории в Санкт-Петербурге (1861 г.) и в Москве (1866 г.).

С целью музыкального просвещения, распространения знаний среди широких слоев общества в конце 50-х — начале 60-х годов XIX века создается ряд музыкально-просветительских обществ. В 1859 году по инициативе группы музыкальных и общественных деятелей Петербурга было основано Русское музыкальное общество (РМО) . В этом же году открывается филиал общества в Москве, и занимается открытой концертной деятельностью.

Достаточно длительное время в России существовала парадоксальная система — были открыты высшие учебные заведения, но при этом отсутствовало системное организованное среднее и начально профессиональное образование. С 1862 года в Санкт-Петербурге существует благотворительная инициатива М.А. Балакирева и Г.Я. Ломакина — бесплатная музыкальная школа. Однако она не восполняла потребности всей страны. Ощущая необходимость в подготовке музыкальных специалистов, в конце XIX века начинают повсеместно открываться различные хоровые общества.

В 1906 году по инициативе передовых деятелей музыкальной культуры — С.И. Танеева, Е.Э. Линевой, Б.Л. Яворского — была открыта Московская Народная консерватория, чуть позже — музыкальные училища в Киеве, Казани, Саратове, Томске и других городах. Главной целью этих образовательных организаций стало повсеместное распространение музыкального образования и просветительство. В полной мере эти цели были реализованы позднее, после революции 1917 года.

С установлением советской власти начинается новый этап становления музыкального образования. «Государственное музыкальное строительство» стало частью культурных преобразований, проводимых советской властью». Основными установками власти в области культуры и искусства в этот период стало:

. Провозглашение важности народного искусства, которое называлось «демократическим», соответствующим идеалам политического большинства.

2. Повсеместное распространение музыкального образования. Обучение музыке и общее образование должно стать доступным каждому.

. Создание и развитие трехступенчатой системы музыкального обучения: школа, училище, ВУЗ в крупнейших городах СССР (окончательно складывается к 1970-м годам и существует по сей день).

. Для каждого музыканта, педагога и ученика, важной является просветительская деятельность.

Развитие музыкального образования за последнее столетие происходило чрезвычайно динамично. На первом этапе существования советской власти становление работы концертных и образовательных организаций было осложнено тем, что зачастую к управлению ими допускались люди, не специализирующиеся в этой области. Однако позитивные установки советской власти дали свои плоды: постепенно музыкальные школы организуются в городах и селах, активно развивается система среднего и высшего музыкального образования.

Сложившаяся система музыкального воспитания и образования имела ряд недостатков. При внешней сбалансированности и упорядоченности всей структуры между учебными заведениями различных уровней не было слитности и единства. Детские музыкальные школы, училища, высшие музыкальные заведения существовали сами по себе, вне какой-либо взаимосвязи между собой. Поэтому не всегда самым лучшим образом отбирались кадры при переходе учащихся музыкантов с одной ступени на другую, более высокую. Иное дело, когда музыкальная школа, училище, вуз представляют собой единый музыкально-образовательный комплекс, в котором преподаватели могут в течение продолжительного времени наблюдать за своими учениками, изучать их сильные и слабые стороны, постигать их подлинные возможности и точнее определять их профессиональные перспективы.

Другим наиболее распространенным недостатком советского музыкального образования было «дублирование» музыкального материала. Учащиеся сначала в школе, потом в училище и вузе проходили одни и те же явления, феномены, закономерности мировой культуры. Возникла необходимость в изменении учебно-образовательных программ по различным музыкально-теоретическим дисциплинам.

В 1990-ых годах становится очевидным пересмотр некоторых форм, методов музыкального обучения. Происходит это не только из-за того, что назрели определенные проблемы внутри системы музыкального образования, но также и в связи со сменой политического режима. В результате в последние 20 лет возникают новые формы, методы работы, которые мы рассмотрим во втором разделе дипломной работы.

История музыкального образования в России: основные этапы

До наступления XVII столетия в России существовали два принципиально различных течения в музыке – православная певческая культура и народное творчество.

История музыкального образования в России началась, вместе с возникновением нового, светского направления.

ЗАРОЖДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Ближе к концу XVIII века стала развиваться светская традиция музыкального образования. В 1830-е годы появились вокальные пособия русских музыкантов, в которых большое внимание обращалось на содержание музыки, что принципиально отличалось от господствующей до той поры итальянской школы поверхностной виртуозности. Основоположником школы русского вокала по праву считается великий композитор М.И. Глинка. В начале XIX века зародилась и фортепианная педагогика. Любительское музицирование на фортепиано культивировалось в дворянских семьях и светских салонах, что подготовило почву для профессионального исполнительства и педагогики. В это же время возникла традиция преподавания игры на музыкальном инструменте в немузыкальных учебных заведениях. Например, «клавикордные классы» были открыты в Московском и Петербургском университетах, Смольном институте.

БРАТЬЯ РУБИНШТЕЙНЫ – СОЗДАТЕЛИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ История музыкального образования в России неразрывными узами соединена с именами братьев Рубинштейнов – крупнейших музыкантов и общественных деятелей своего времени. По инициативе Антона Рубинштейна в 1859 году в Петербурге было создано Русское музыкальное общество, основной целью которого стало музыкальное просветительство. Следующим шагом в 1860 году явилось открытие в Петербурге общедоступных Музыкальных классов (опять же по инициативе А. Рубинштейна).

Основной целью создания классов было привлечение любителей музыки к профессиональному образованию. Несмотря на бесплатное здесь обучение, Рубинштейну удалось собрать мощный педагогический состав, который и составил впоследствии преподавательский костяк первой консерватории, открывшейся в 1862 году в Петербурге.

Занятия в консерватории велись по теории музыки и композиции, игре на фортепиано и оркестровых инструментах, вокалу. Примеру старшего брата следовал и Николай Рубинштейн, только в Москве. По его инициативе открылось московское отделение РМО, а затем и Музыкальные классы, также явившиеся фундаментом Московской консерватории, которая открылась в 1866 году.

Одним из первых профессоров консерватории стал гениальный композитор П.И. Чайковский. В консерватории принимались подростки, имеющие начальную музыкальную подготовку. Здесь, кроме музыкальных дисциплин, они получали и общие гуманитарные знания. Курс обучения был рассчитан на 9 лет: 5 лет младшего отделения и 4 – старшего (высшего). Между ними необходимо было выдержать переходной экзамен, а в конце обучения – выпускной, при успешной сдаче которого выпускники получали звание «свободный художник».

ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Наряду с первыми консерваториями, в конце XIX века существовали другие музыкальные учебные заведения – школы и училища, созданные по линии РМО. Также открывались частные музыкальные школы. Расширялась география музыкального образования – учебные заведения были не только в столицах, но и в Одессе, Киеве, Харькове, Твери и других крупных городах. Революция 1917 года глубоко затронула все без исключения сферы общественной жизни, и музыкальное образование в том числе.

Декретом Совнаркома, Петроградская и Московская консерватории освобождались от подчинения РМО и были объявлены гуманитарными вузами. РМО в принципе перестало существовать, также как и Придворная певческая капелла и частные музыкальные школы. С уничтожением высоких сословий были утрачены распространеннее ранее традиции музицирования в домашнем семейном кругу и обязательного обучения музыке молодого поколения. Многие выдающиеся музыканты покинули страну. Важнейшим фактором сохранения музыкальной культуры было продолжение деятельности Московской и Петроградской консерваторий, в невыносимых условиях, поддерживающих высокий уровень обучения. Долгие поиски и эксперименты, в конце концов, привели к реорганизации структуры музыкального образования в России. Первую ступень образовали детские музыкальные школы (с 1933 года – семилетние), вторую – училища, и третью, высшую – консерватории. Были также школы 10-летки, совмещающие 1 и 2 ступени. Еще один положительный момент советского периода – власть давала реальную возможность обучения одарённым детям.

СОВРЕМЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

К середине ХХ века в Советском союзе сформировалась система музыкального образования, и по сей день не потерявшая актуальности. Первой и общедоступной ступенью системы являются музыкальные школы (семи- и пятилетние). Поступить в музыкальную школу может каждый ребёнок при успешном прохождении предварительных испытаний – подробнее об этом читайте в посте “Как поступить в музыкальную школу“.

Профессиональное образование предполагает последовательное обучение в музыкальном училище, затем вузе. По поводу поступления в музыкальные учебные заведения среднего звена читайте – “Как поступить в музыкальное училище?“. Диплом об окончании российского музыкального вуза ценится во всем мире, он свидетельствует о достойном исполнительском уровне, музыкальной и общей гуманитарной подготовке музыканта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: