История григорианского песнопения: речитатив молитвы хоралом отзовётся - OXFORDST.RU

История григорианского песнопения: речитатив молитвы хоралом отзовётся

Что такое григорианский хорал? История григорианского песнопения

На протяжении истории развития духовной музыки складывались определенные традиции, направления и стили. В течение многих веков в католической церкви используется особый вид литургического пения – григорианский хорал. Он представляет собой неотъемлемую часть наследия древней Церкви. Эти культовые напевы составили основу богослужебных музыкальных традиций католицизма.

История и возникновение термина

В раннехристианских литературных источниках григорианский хорал определялся как певческий стиль римского происхождения и назывался cantus romanus или cantilena romana. Впоследствии этот канонизированный свод мелодических напевов получил широкое распространение не только на территории Рима, но и далеко за его пределами.

Название хорала происходит от имени Григория I Великого (540-604 гг. н. э. ) Но термин принят спустя 300 лет после его смерти. Также Григорию Великому нередко приписывается авторство песнопений. Однако это неверно. Безусловно, он внес значительный вклад в развитие музыкальных католических традиций, но не сочинял произведения самостоятельно. Его роль заключалась исключительно в отборе и редактировании напевов, которые впоследствии стали фундаментом. Папа Григорий Великий, который также известен под именем Двоеслов, утвердил основную структуру, систематизировал проведение католических богослужений, упорядочил по датам церковного года христианские мелодии и тексты для духовного чтения.

Принято считать, что григорианский хорал – музыкальный символ Средневековья. Однако корни этой традиции уходят значительно дальше – еще ко временам поздней Античности. Именно тогда на Ближнем Востоке начали образовываться первые христианские общины. Предпосылкой для создания и распространения этого жанра послужило желание папской власти упорядочить музыкальную сторону богослужения.

Слова григорианских песнопений

Литургические напевы римской католической церкви исполняются на латинском языке. Тексты преимущественно прозаические. Как правило, это хвалебные гимны, молитвы, отрывки из Вульгаты, а также более ранние латинские переводы Библии. Значительную роль играют тексты из Псалтири.

Фонетика также имеет некоторые особенности. В процессе исполнения распеваются не только гласные звуки, но и так называемые полувокальные и носовые. Самые важные смысловые акценты подчеркивались особым обозначением — эписемой. Это помогало выделить главные элементы и продлить определенные тона.

Музыкальные особенности григорианики

Классическое пение в этом жанре подразумевает близкое к разговорной речи одноголосие с элементами речитатива. Со временем стиль немного менялся под влиянием ладов народной музыки. Отдельные исполнители вносили собственные интонационные обороты и мелодические украшения, обогащая классическую структуру церковных гимнов.

Основу католического напева составляет текст молитвы или хвалебного текста. Музыка опирается исключительно на слова богослужения. Однако есть некоторые особенности. По типу мелодического изложения григорианские хоралы можно разделить на несколько групп:

  • силлабические — каждый слог сопоставляется с музыкальным тоном, что позволяет добиться четкости восприятия речитатива;
  • невматические — возможны распевы одного слога на две или три ноты; это помогает достигнуть легкости и непринужденности;
  • мелизматические — особый тип исполнения, в котором допускается импровизация, а количество распеваемых нот на каждый слог не ограничивается какими-либо правилами.

Послушайте и сравните григорианские хоралы:

Песнопение «Alleluia. Magnus Dominus» относится к мелизматическому типу изложения мелодики.

Это произведение отличается импровизационностью и относительной свободной в сравнении с более ранними аскетичными творениями католических монахов.

А теперь представлен невматический тип мелодического исполнения. Это офферторий «Populum humilem».

Он отличается легкостью восприятия текста и строгостью.

Однако разграничения по стилям весьма условны. Каждый отрывок можно охарактеризовать, опираясь лишь на преобладание определенного сопоставления нот и слогов. Разделение мелодических отрезков строго соответствует границам смысловых отрывков текста.

Особенности исполнения

Церковные произведения вобрали строгость и аскетизм раннего христианства. Изначально католические хоралы исполнялись исключительно монахами. Позднее песнопения стали доступны и обычным прихожанам.

Несмотря на одноголосное изложение, церковные песни часто исполняются хором. Есть два основных вида воспроизведения:

  • респонсорное — чередование сольного и хорового пения;
  • антифонное — попеременное звучание двух групп исполнителей.

В богослужениях применяются оба вида. Кроме того, григорианский хорал, как символ средневековья, стал основой для развития музыкальных церковных традиций. Он послужил определенным тематическим каркасом для создания многих полифонических произведений, которые впоследствии обогатили католические службы.

Развитие нотной записи

Несмотря на эволюцию нотного письма, григорианский хорал по сей день записывается по тому принципу, которым руководствовался Гвидо Аретинский в XI столетии — на четырех строчках. Учитывая небольшой диапазон песнопений, в пятой строчке нотоносца не было необходимости. Примечательно то, что при записи обозначается лишь приблизительное местоположение звука, а точная длительность не указана вовсе. Ключ показывает начальную ступень, которая служит отправной точкой для дальнейшего пения.

Однако такой способ изложения появился не сразу. Поначалу церковные произведения записывались без нот в тонариях и градуалах, которые представляли собой памятки для исполнителей и сборники гимнов. В X веке появляется невменная нотация — фиксирование музыки при помощи специальных обозначений, подставляемых в тексте. В XII столетии получает широкое распространение более совершенная нотация — квадратно-линейная. В ней появляется отображение ритмического рисунка, а направление мелодического движения становится более определенным. Теперь исполнители точно понимали, сколько нужно выдерживать очередную ноту.

Влияние хоралов на дальнейшее развитие музыки

Музыка григорианского хорала значительно повлияла на развитие культуры Средневековья и эпохи Возрождения. Крупнейшее направление, сформировавшееся под воздействием католических традиций, — это барокко. Аскетизм и строгость обогащается витиеватостью и причудливостью, импровизация получает широкое распространения, а одноголосное пение совмещается с полифонией. Музыка приобретает более свободный стиль.

Знаменитые распевы

Многие европейские и русские композиторы использовали григорианские хоралы в качестве основной темы для своих произведений. Одним из самых известных считается Dies Irae, что в переводе значит «День гнева». Автор хорала неизвестен, но первые упоминания датируются серединой XIII века. Тема этого песнопения послужила основой для импровизационной разработки произведений таких композиторов как Верди, Моцарт, Рахманинов, Брамс, Берлиоз, Лист и многих других.

Еще один знаменитый григорианский хорал — Ave Maria. Традиционное католическое богослужение включало несколько вариантов распева этого текста. Одно из самых известных в дальнейшем использовалось многими композиторами, в том числе Бахом, Шубертом и Верди.

По мнению преподавателя григорианики в Эссенском университете искусств Штефана Клекнера это направление нельзя назвать устаревшим. Строгие католические песнопения обладают простотой и красотой, что позволяет «очистить слух». На вопрос «Почему григорианский хорал приобрел такую популярность?» профессионал отвечает, что для многих такие мелодии стали неким успокоительным средством. Благодаря чему католические распевы можно смело назвать музыкой будущего.

История григорианского песнопения: речитатив молитвы хоралом отзовётся

Григорианские хоралы, григорианское песнопение… Большинство из нас эти слова автоматически связывает со средневековьем (и совершенно справедливо). Но корни этого литургического песнопения уходят во времена поздней антики, когда на Ближнем Востоке появились первые христианские общины.

Основы григорианского хорала складывались на протяжении II-VI веков под влиянием музыкального строя античности (одические песнопения), и музыки стран Востока (древнеиудейская псалмодия, мелизматическая музыка Армении, Сирии, Египта).

Самое раннее и единственное документальное свидетельство, запечатлевшее григорианский хорал, относится предположительно к III в. н.э. Речь идет о записи христианского гимна в греческой нотации на обороте отчёта о собранном зерне на папирусе, найденном в Оксиринхе, Египет.

Собственно название «григорианский» эта духовная музыка получила по имени папы Григория Великого (ок. 540-604 гг.) , который в основном систематизировал и утвердил основной корпус официальных песнопений Западной церкви.

Особенности григорианского пения

Фундаментом григорианского песнопения является речь молитвы, мессы. По тому, как взаимодействуют в хоральном песнопении слова и музыка, возникло разделение григорианских хоралов на:

  1. силлабические (это когда один слог текста соответствует одному музыкальному тону напева, восприятие текста – чёткое);
  2. невматические (в них появляются небольшие распевы – по два-три тона на слог текста, восприятие текста лёгкое);
  3. мелизматические (большие распевы – неограниченное количество тонов на слог, текст воспринимать сложно).

Само григорианское пение монодийно (то есть принципиально одноголосно), но это не значит, что песнопения не могли исполняться хором. По типу исполнения пение разделяется на:

  • антифонное , при котором чередуются две группы певчих (так исполняются абсолютно все псалмы);
  • респонсорное , когда сольное пение чередуется с хоровым.

В ладово-интонационной основе григорианского песнопения лежат 8 модальных ладов, называемых церковными ладами. Это объясняется тем, что в раннем средневековье использовалось исключительно диатоническое звучание (употребление диезов и бемолей считалось искушением от лукавого и некоторое время даже было запрещено).

Со временем изначальные жёсткие рамки исполнения григорианских хоралов стали разрушаться под воздействием многих факторов. Это и индивидуальное творчество музыкантов, вечно стремящихся выйти за рамки установлений, и появление новых вариантов текстов для прежних мелодий. Такая своеобразная музыкально-поэтическая аранжировка созданных прежде композиций называлась тропом.

Григорианский хорал и развитие нотации

Изначально песнопения записывались без нот в так называемых тонариях – нечто вроде памяток для певчих – и в градуалах, певческих книгах.

Читайте также  Как выбрать синтезатор для ребёнка? детский синтезатор – любимая игрушка малыша

Начиная с Х века, появляются полностью нотированные певческие книги, записанные с помощью безлинейной невменной нотации . Невмы – это специальные значки, закорючки, которые проставлялись над текстами с тем, чтобы хоть как-то упростить жизнь певчих. По этим значкам музыканты должны были уметь догадываться, каким будет следующий мелодический ход.

К XII веку распространение получила квадратно-линейная нотация , логически завершившая невменную систему. Как главное её достижение можно назвать ритмическую систему – теперь певчие могли не только предугадать направление мелодического движения, но и совершенно точно знали, сколько времени следует выдерживать ту или иную ноту.

Значение григорианского хорала для европейской музыки

Григорианское песнопение стало фундаментом появления новых форм светской музыки позднего Средневековья и эпохи Возрождения, пройдя путь от органума (одна из форм средневекового двухголосия) до мелодически богатой мессы Высокого Возрождения.

Григорианский хорал во многом определил тематическую (мелодическую) и конструктивную (форма текста проецируется на форму музыкального произведения) основу и музыки барокко. Это действительно плодоносное поле, на котором взошли ростки всех последующих форм европейской – в широком смысле слова – музыкальной культуры.

Соотношение слова и музыки

Dies Irae (День гнева) – известнейший хоральный напев Средневековья

История григорианского хорала неразрывно связана с историей христианской церкви. Литургическое исполнение, заложенное на псалмодии, мелизматическом пении, гимнах и мессах уже внутренне отличалось жанровым многообразием, что и позволило григорианским хоралам дожить до наших дней.

В хоралах отразились и раннехристианский аскетизм (простое псалмодическое пение в ранних церковных общинах) с довлением слова над мелодией.

Время породило гимническое исполнение, когда стихотворный текст молитвы гармонично сочетается с музыкальной мелодией (своеобразный компромисс слова и музыки). Появление мелизматических распевов – в частности юбиляций в конце аллилуй – ознаменовало окончательное верховенство музыкальной гармонии над словом и вместе с тем отразило установление окончательного господства христианства в Европе.

Григорианский хорал и литургическая драма

Немаловажную роль григорианская музыка сыграла и в становлении театра. Песнопения на темы библейских и евангельских сюжетов породили драматизацию исполнения. Эти музыкальные мистерии постепенно, в дни церковных празднеств, покидали стены соборов и выходили на площади средневековых городов и поселений.

Соединившись с традиционными формами народной культуры (костюмированные представления бродячих акробатов, трубадуров, певцов, сказителей, жонглеров, канатоходцев, огнеглотателей и т.п.), литургическая драма положила начало всем последующим формам театрального действа.

Наиболее популярные истории литургической драмы – евангельские повествования о поклонении пастухов и приходе волхвов с дарами к младенцу Христу, о злодеяниях царя Ирода, приказавшему истребить всех Вифлеемских младенцев и история воскресения Христа.

С выходом в «народ» литургическая драма перешла с обязательной латыни на национальные языки, что ее сделало еще более популярной. Церковные иерархи уже тогда хорошо понимали, что искусство – это наиболее эффективное средство маркетинга, выражаясь в современных терминах, способное привлечь самые широкие слои населения в храм.

Григорианский хорал, многое отдав современной театральной и музыкальной культуре, тем не менее, ничего не потерял, навсегда оставшись нерасчлененным феноменом, уникальным синтезом религии, веры, музыки и других форм искусства. И до сих пор он завораживает нас застывшей гармонией мироздания и мировоззрения, отлитых в хорале.

Григорианское пение — мистика хоралов

Средние века, несмотря на довольно уничижительную характеристику гуманистов Возрождения (в частности, Петрарка называл их «темными веками»), оставили громадный след во всей истории и культуре Европы. Можно сказать, тогда и зародилась современная Европа. Как известно, характерные черты средневековой культуры и уклада жизни определяла христианская вера, которую невозможно представить без мелодичного церковного хорового пения, получившего название григорианского.

Появление григорианского пения

Откуда же оно появилось? Есть мнение, что корнями оно уходит в музыкальную традицию поздней античности, музыку стран Востока и Византии, кельтского и германского фольклора. Основы григорианского пения были заложены в конце VI — начале VII века папой Григорием I Великим. Ему приписывалось авторство многих католических гимнов, но в реальности его роль была чуть скромнее и состояла, скорее всего, в кодификации и упорядочении основных песнопений, в результате которых появился т. н. Антифонарий. В этой книге содержался репертуар исполнения хоралов в определенные литургии. На протяжении всего раннего Средневековья григорианское пение распространялось по Европе, пока в XIII веке не дошло до Британских островов и Польши.

Структура и принцип исполнения хорала

Что является основой пения? Догадаться нетрудно — текст молитвы. Как правило, хоралы исполнялись на латинском языке группой певчих. Есть три группы хоралов:

— силлабические. Один тон напева на один слог текста. Благодаря этому понимание текста ясное и четкое (при должном знании латыни, конечно же).

— невматические. Два-три тона на один слог. Восприятие текста уже не такое четкое.

— мелизматические. Сколько угодное тонов на слог текста. Понимание текста на слух чрезвычайно затруднено. Зато какая мелодия.

Само пение по характеру одноголосное. По типу исполнения оно делится на антифонное, в котором две группы хора чередовались, и респонсорное, где чередовалось хоровое и одиночное пение. К XII веку появились двухголосные хоралы, получившие название органумов. Это была наиболее ранняя форма полифонии.

Важнейшим принципом григорианского пения являлась полная гармония голосов, достижение унисона, когда мысли всех направлены к Господу, каждый отрешается от своего земного существования и возносится вверх, к Богу. В строении и характере хорала отражена психология человека того времени, роль веры в его жизни. Григорианское пение умиротворяет, его строгая, но в то же время простая мелодичность были близки каждому, принося в души покой и блаженство.

Развитие григорианского пения и нотной системы

Григорианское пение развивалось от своего силлабического типа ко все более сложным, пока не достигло мелизматического типа. В нем слово уже не господствовало над мелодией, как в силлабическом типе. Это иллюстрирует и историю самого христианства, которое прошло путь от аскетических общин первых веков нашей эры до полного господства по всей Европе.

Поначалу григорианские песнопения не записывались. Они заучивались и передавались в устной традиции. Первые записи датируются только IX веком. Для записи музыки использовались простейшие значки над текстом хорала — невмы. Они указывали на восходящий и нисходящий характер тона, но не на длительность. Создателем нотной системы в близком к современному виде был итальянец Гвидо д’Ареццо (XI в.). К прежним двум линиям, на которые записывались невмы, он добавил еще две. Он ввел также названия для музыкальных звуков — Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. В основу был положен гимн святого Иоанна, первые слоги которого и дали названия звукам. В дальнейшем практика распевов музыкальных слогов получило название сольмизации.

Значение григорианского пения велико. Оно легло в основу музыки не только эпохи Возрождения, но и эпохи барокко, определив вектор развития европейской музыкальной культуры на века. Кроме того, хоралы, вместе с культурой трубадуров, миннезингеров и скоморохов, сыграли определенную роль в становлении современного театра.

Конспект урока по музыке на тему «Григорианский хорал»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Тема урока «Средневековая духовная музыка: Григорианский хорал»

Цель: Формирование представлений о духовной музыкальной культуре Средневековья.

— познакомить учащихся с понятием Григорианский хорал;

— развивать чувство ритма, музыкальную память учащихся, вокально-хоровые навыки;

— воспитывать слушательскую культуру учащихся;

— обучающая: выработка у учащихся на материале учебного предмета способов учебно – познавательной деятельности (технологии обучения) и т.д., проверка знаний по теме, обобщение изученного материала, проверка усвоения материала на основе теоретических знаний.

— развивающая: продолжить работу по развитию памяти, внимания, восприятия музыкальных произведений, речи, мышления, воображения; развивать вокально-хоровые навыки, чувство ритма;

— воспитательная: воспитывать отклик эмоциональной отзывчивости на услышанные произведение.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: фортепиано, планшет, колонки, музыкальный центр, флешка, ноутбук.

Музыка: приветствие; распевки; Григорианский хорал Парижа; песня «Школа».

I .Организационный момент.

Музыкальное приветствие; Проверка присутствующих; Проверка готовности к уроку.

II .Основная часть.

Добрый день, ребята!

Сегодня мы продолжаем знакомиться с музыкой Средневековья, а точнее мы сегодня узнаем и услышим, что такое Григорианский хорал.

Для начала давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

Скажите, что такое духовная музыка? Когда и где она зародилась?

Скажите пожалуйста, как вы думаете, что такое «хорал»? Сейчас мы об этом и узнаем.

Хорал-монодическое богослужебное пение католиков.

А как вы думаете, что такое Григорианский хорал?

Григорианский хорал — литургическое пение Католической Церкви на латинском языке, одноголосное и без участия музыкальных. инструментов.

Читайте также  Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

Утверждение григорианского хорала в качестве основы католического богослужения было чрезвычайно важным событием в истории европейской музыки. Григорианский хорал постоянно звучал во всех соборах Европы и формировал слуховые привычки верующих, определял направление их музыкального мышления. Влияние григорианского хорала отразилось на развитии не только духовной, но и светской профессиональной музыки, которая возникла несколько позже.

Черты григорианского хорала:

· Источник текстов – Библия, хотя постепенно к библейским текстам прибавлялись и небиблейские.

· Исполнители: только специально обученные мужчины хором или ансамблем певцов-солистов, что заменило пение всей общины.

· Строгое одноголосие, независимо от того, исполняется песнопение одним певцом, или хором. Одноголосие содействовало лучшему восприятию текстов и символизировало полное единение чувств и мыслей верующих.

· Спокойный, неторопливый темп, строгость и сдержанность мелодики, подчинение ее ритму текста. Во всех случаях преобладают плавные, поступенные ходы голоса. Движение голоса вверх сразу же уравновешивается движением вниз и наоборот.

· Развитие мелодии напева – неторопливое развертывание, основанном на видоизменении начальной попевки, – стремление к продолжительному пребыванию в одном эмоциональном состоянии.

До 9 в. католическое церковное пение было одноголосным. На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий зарождается многоголосие (полифония).

Полифоническая музыка в церкви исполнялась мужским хором. Партии верхних голосов исполняли мальчики.

Сейчас вы прослушаете Григорианский хорал Парижа.

Ваша задача поднять руку, когда будет полифония, т.е.многоголосие.

Григорианский хорал стал основой всей позднейшей европейской музыки.

Свое название григорианский хорал получил от имени папы римского Григория I Великого.

Музыкальная сущность григорианского хорала выражается главным образом двумя музыкальными средствами — ладом и ритмом.

Проблема ритма в григорианском хорале — одна из самых трудных. Существует два суждения о ритмике григорианского хорала: согласно одному, т. н. эквалистичному все звуки имеют одинаковую продолжительность; сторонники другой точки зрения, т.н. мензуралисты, настаивают на использовании в григорианском хорале различных длительностей, а хорал рассматривается как размеренное пение.

С фактурно-исполнительской точки зрения григорианский хорал подразделяют на два рода пения:

1) речитатив на одном или нескольких звуках по определенным мелодическим схемам; так исполняются псалмы, молитвы, чтения и т.п.;

2) собственно пение.

В мелодике григорианского хорала преобладает поступенное движение; встречающиеся скачки чаще всего заполняются противоположным мелодическим движением.

А сейчас мы приступим к исполнению песни, которая называется «Школа», но перед этим нам нужно распеться. А для чего мы распеваемся? Правильно, чтобы разогреть наши связки и подготовиться к пению.

Сядьте ровно, положите руки на парту и успокойте ноги.

Распеваемся на «ми-ме-ма-мо-му», «ри-ре-ра-ро-ру», «ли-ле-ля-лё-лю» и т.д.; поем гамму до-мажор на легато и стаккато и т.д.

А сейчас послушаем и вспомним песню.

После слушания песни начинаю вызывать к доске по три человека исполнять песню.

У: — Итак, давайте с вами еще раз вспомним, что такое «хорал» и «григорианский хорал»?

У: — Молодцы! А какие особенности григорианского хорала? Что такое «полифония»?

У: — Замечательно! Вы сегодня очень хорошо поработали! Хочу отметить Диму, Олесю и Богдану за активную работу на уроке.

Григорианский хорал: становление канона церковной музыки

Папа Григорий I, живший в 6-м веке н. э., в делах католической церкви проявлял большую энергию и инициативу. Создание антифонария приписывается ему.

Антифонарий — свод песнопений Григория Великого

В 6-м веке н. э. Европа вступила в эпоху Средневековья. Культура и искусство этого периода напрямую связаны с религией. Соборы в готическом стиле своей силой, строгостью и красотой оказывали на прихожан сильнейшее эмоциональное воздействие. Способствовала этому и музыка.

Духовные песнопения появились еще в 4-м веке, а к 7-му веку уже существовал ряд гимнов и церковных хоровых произведений. Тогда, согласно легенде, оспариваемой исследователями, глава Римской католической церкви папа Григорий I Великий пришёл к выводу, что все эти музыкальные напевы необходимо систематизировать. Так появился сборник песнопений, названный григорианским антифонарием. По преданию, подлинник книги с канонизированными мелодиями григорианских хоралов был прикован золотой цепью к алтарю Собора святого Петра в Риме.

Термин «антифонарий» впервые возник в конце 8-го века. Поначалу книга была ненотированной, её мелодии передавались изустно. Во второй половине 9-го века появилась невменная нотация. Антифонарии отражали региональные особенности богослужения.

Начиная с эпохи Средневековья и вплоть до 20-го века свод песнопений претерпел большие изменения, как музыкальные, так и литургические. Важной вехой для этой книги стал Тридентский собор, унифицировавший тексты антифонария и бревиария.

Невмы — ноты для духовной музыки

Первоначально в западноевропейской церковной музыке, так же, как и в византийской, и в древнерусской, использовались только невмы, без линеек. В первой трети 11-го века монах Гвидо из Ареццо усовершенствовал нотную запись, совместив невмы-«крюки» с линейным станом. Линии помечались ключами C (до) и F (фа), под которыми располагались полутоны в звукоряде. Количество линий колебалось от двух до четырёх, дополнительные линейки в Средние века не применялись. Кроме ключей, использовалось цветовое обозначение высоты: линия «фа» чертилась красной, а «до» — жёлтой. Затем к ним добавилась зелёная линия, соответствующая ноте «соль».

Расположение невм на линиях с определённой высотой стало одним из важных актов утверждения рационального западного мышления, позволившим легко спеть мелодию. Однако ритм в григорианском хорале не фиксировался, опытные певцы «считывали» его, исходя из особенностей произнесения текста. Из-за неопределённости ритма григорианские песнопения также получили название cantus planus — плавное пение, то есть ровное, где все ноты как бы одинаковой длительности.

Квадратная линейная нотация, возникнув в Западной Европе в 11-м веке, получила вторую жизнь в русской церковной музыке, став в синодальный период фактически официальной нотацией Русской православной церкви. Киевской квадратной нотацией (музыканты называют её нотами «на топориках») изложены песнопения в изданиях Синодальной типографии начиная с 1772 года (Обиход, Октоих, Ирмологий и Праздники) и вплоть до революции (последним вышло 3-е издание «Спутника псаломщика» в 1916 году).

Киевская нотация распространилась в Московской Руси в последней четверти 17-го века. Её появление связано с приездом киевских певцов, приглашённых ко двору Алексеем Михайловичем в 1652 году, исполнявших новомодные партесные концерты. За пару десятилетий нотация укоренилась на отечественной почве, кроме партесного многоголосия ей были перезаписаны и знаменные, и строчные певческие книги, а также светские жанры (канты, псальмы и др.).

Антифон «Сауле, Сауле»

В коллекции музея им. Андрея Рублёва находится лист из средневековой рукописной латинской певческой книги — антифонария, созданного в 14-м столетии в Италии. Это произведение было подарено музею коллекционером Андреем Кусакиным.

Большой двухсторонний лист пергамента с латинскими песнопениями на квадратных нотах являлся частью певческой книги католического обихода. Он содержит григорианские хоралы из службы апостолу Павлу. Антифон «Сауле, Сауле» передаёт разговор будущего апостола с богом на пути в Дамаск, когда господь остановил преследователя христиан одним своим словом:

— Савл, Савл, что ты гонишь меня?

— Я Иисус, которого ты гонишь, трудно тебе идти против рожна.

Этот текст из Деяний Апостолов (9, 4−6) не распевается в православной традиции. На выставке можно будет услышать его звучание и увидеть запись старинной хоральной нотации.

История григорианского песнопения: речитатив молитвы хоралом отзовётся

  • Поддержите наш сайт →

Григорианское пение, григорианский (грегорианский) хорал

итал. canto gregoriano, франц. chant gregorien, нем. gregorianischer Gesang, gregorianische Melodien, Gregorianik

Общее наименование одноголосных богослужебных песнопений католической церкви. Название связано с именем папы Григория I (лат. Gregorius), прозванного Великим (ум. 604), к-рый, согласно преданию, составил антифонарий — круг строго канонизиров. песнопений, распределённых в пределах церк. года; оно было присвоено католич. богослужебным песнопениям через 300 лет после смерти Григория I. Создание антифонария явилось завершением деятельности римской церкви по упорядочению христ. богослужения, начавшейся ещё в 4 в., когда Рим стал центром всей западной христ. церкви. Г. п. сложилось в результате отбора, переработки и унификации в соответствии с целями и эстетич. установками римской церкви разл. богослужебных напевов, создававшихся в Риме или в местных центрах христ. пения. Г. п. содействовало укреплению духовной гегемонии католич. церкви и объединению её вокруг папского престола. Оно опиралось на традиции многовекового развития культовой музыки; в нём нашли претворение элементы муз. иск-ва ряда европейских и восточных народов. Язык Г. п. был латинским; он был чужим для др. народов и архаичным для самих римлян, поскольку разговорный язык к этому времени сильно эволюционировал. Источником текстов Г. п. служила Библия, хотя с течением времени к библ. текстам были сделаны разл. добавления. Г. п. является строго одноголосным, независимо от того, исполняется ли песнопение одним певцом или хором. Одноголосие его не только способствовало лучшему восприятию текста, но и символизировало полное единение чувствований и помыслов верующих. В соответствии с предписанием о недопущении женщин к участию в богослужебном пении песнопения исполняли только мужчины. Песнопения Г. п. неоднородны — они включают в себя как простейшее псалмодирование, гл. обр. на одном звуке, так и более мелодически развитые и напевные построения, связанные с традицией гимнов, и даже узорчатые, мелизматич. отрывки. В целом для Г. п. характерны строгость, сдержанность мелодики, подчинение её тексту. Во всех случаях преобладают плавные, поступенные ходы голоса; движение голоса вверх тотчас же уравновешивается последующим нисхождением и наоборот. Очень характерен постепенный подъём вначале (т. н. «ввод»), более или менее длительное пребывание на достигнутом уровне («туба», или «тенор»), связанное с псалмодированием, и заключение — спуск мелодии к исходному уровню. В середине напева («медианта») обычно располагается его высшая точка.

Читайте также  Виды музыкальных игр

Самые ранние сохранившиеся рукописные записи Г. п. относятся к концу 8 в. Они содержат только тексты песнопений. В др. записях 8-9 вв. тексты песнопений снабжены указаниями на тот или иной церк. лад, в к-ром их надлежало исполнять. Первые нотные записи Г. п. появились в 9 в. В них была применена невменная система нотации (см. Нeвмы). Т. о. указывались направление движения мелодии, оттенки, но не точные интервалы и ритмика. Лишь позднее появились невменные записи, в к-рых точно обозначалась и высота звуков. Переход к этой системе записи облегчил обучение певцов, но привёл и к известному упрощению мелодий, в к-рых исчезли интервалы, меньшие полутона и многие украшения. Однако и эти записи не передавали ритмич. строения мелодий. Поэтому о ритмике Г. п. высказывались различные взгляды. Согласно точке зрения А. Мокеро (работы 1908-27), ритмич. организация Г. п. всецело зависела от текста, определяясь его выразительным «ораторским» произношением. По мнению А. Дешеврана (1895 и 1904), в Г. п. обнаруживалась и метроритмич. периодичность, связанная с закономерностями собственно-муз. развития. Скорее всего имело место нечто среднее: в псалмодич. отрывках ритмика полностью определялась текстом, в мелодически более оформленных концовках применялись установившиеся ритмич. формулы, а в мелиз-матич. распевах, исполнявшихся на один слог текста, ритмич. структура подчинялась закономерностям мелодич. развития. Поскольку ритмика точно не фиксировалась, большое значение приобретала вариантность: тот же самый напев мог исполняться разл. певцами в разл. ритмич. прочтении. В 12-13 вв. в связи с эволюцией нотной записи появилась возможность точно фиксировать ритмич. сторону напевов; однако к тому времени, согласно историч. свидетельствам, традиция исполнения Г. п. претерпела существ. изменения — оно стало более мерным и медленным, в связи с чем получило название «плавное пение» (лат. cantus planus, франц. plain chant, англ. plain song). Т. о., зафиксировать ритмику более ранних форм Г. п. было уже невозможно.

Г. п. строго диатонично; любой из напевов отвечает одному из 8 церковных, или средневековых ладов. Однако, хотя к тому времени была разработана теория октоиха (системы восьми диатонич. ладов), практически в каждом из ладов использовался гл. обр. гексахорд; в отд. попевках ясно выступают черты пентатоничности.

Развитые формы Г. п. представлены т. н. антифонной псалмодией, в к-рой используется чередование двух хоров. В антифонной псалмодии исполнение каждой строфы псалма обычно предваряется короткой мелодия, фразой — антифоном, к-рая выполняет как бы роль рефрена. В нек-рых антифонах мелодика достигает значит. сложности. Ещё большее мелодич. богатство отличает т. н. респонсориальную псалмодию, где пение солиста чередуется с небольшими репликами хора. И наконец наибольшая свобода мелодического развития свойственна т. н. юбиляциям — пышным мелизматическим образованиям, возникающим чаще всего на возгласе аллилуйя.

Разнообразные виды Г. п. объединились в мессе — наиболее целостном и интересном с муз. стороны разделе католич. богослужения.

Ещё до создания первого антифонария во всех странах, принявших католич. религию, насаждалась римская литургия. При этом она смешивалась с местными напевами, преобразовывалась под влиянием местных исполнит. традиций. В связи с этим возникали особые её разновидности. Важнейшими из них были галликанская (распространившаяся также в Сев. Италии, Испании, Британии и Ирландии) и мозарабская (ведущая происхождение из Толедо в Испании). В нек-рых странах римская литургия вообще не привилась. С 8 в. римские папы активно насаждали унифициров. римскую литургию, Г. п. во всех странах католич. религии. Процесс этот закончился лишь к 11 в., при папе Григории VII (1073-85), в пору, когда духовная и светская власть папства достигла своего апогея.

Хотя Г. п. мыслилось как нечто вполне устойчивое и неизменное, оно всё же развивалось и эволюционировало. Наряду с постепенным изменением традиции исполнения, превратившим Г. п. в «плавное пение», менялся и его состав. Так, в 9 в. возникли секвeнции, или прозы, образовавшиеся в связи с подтекстовкой юбиляций. В то же время появились и т. н. трoпы — вставки в напевы, добавления или интерполяции осн. текста. Возникновение секвенций и троп можно рассматривать как своего рода реакцию на отвечавшее пожеланиям идеологов церкви «окостенение» Г. п. в «плавном пении».

Ок. 9 в. на основе Г. п. возникают первые ранние формы культового многоголосия — органум и дискант. В процессе последующего развития церк. многоголосия значение в нём напевов Г. п. падает; разрушается и система ср.-век. ладов.

В конце 19 в. в зап.-европ. странах, прежде всего во Франции, возникает движение, направленное к реставрации старинного римского богослужения и ранних форм Г. п. Переиздаются старинные рукописи, дискутируются вопросы ритмики Г. п., возникают разл. «школы» его интерпретации. Движение реставрации Г. п. было поддержано папой Пием X, в результате чего появились подготовленные спец. комиссией «официальные» новые издания Г. п. (Graduale Romanum — 1908, Antiphonale Romanum — 1912, Officium hebdomadis sanctae — 1923, и др.). 2-й ватиканский концильс в 1963 определил Г. п. как «свойственное римской литургии пение», однако наряду с ним разрешил использовать в богослужении и другие виды церковной музыки, в том числе вокальное многоголосие. Г. п. использовалось в композиторском творчестве (В. д’Энди, О. Респиги и др.); в 19-20 вв. особенно часто привлекалась секвенция «Dies irae».

Издания: Monumenti vaticani di paleografia musica latina, 1-2, Hrsg. von H. M. Bannister, Lipsiae, 1913 (Codices e vaticani selecti phototypice expressi, t. XII); Monumenta musicae sacrae. Hrsg. R. J. Hesbert, Mвcon, 1952-; Monumenta monodica medii aevi, Kassel — Basel, 1956-; Le graduel romain. Йd. critique par les moines de Solesmes, Solesmes, 1957 -.

Литература: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941, с. 386-417; Pothier J., Les mйlodies grйgoriennes d’aprиs la tradition, Tournai, 1880, 1890; Gevaert Fr. A., Les origines du chant liturgique de l’йglise latine, Gand, 1890; в нем. пер. — Lpz., 1891; его жe, La mйlopйe antique dans le chant de l’йglise latine, Gand, 1895; Dechevrens A., Du rythme dans l’hymnographie latine, P., 1895; его же, Les vraies mйlodies grйgoriennes, P., 1902, Wiesbaden, 1971; его же, Le rythme grйgorien, Annecy, 1904; Wagner P., Einfьhrung in die gregorianischen Melodien, TI 1-2, Freiburg (Schweiz), 1895-1905, Tl 3, Lpz., 1921; переизд. Hildesheim — Wiesbaden, 1962; его же, Einfьhrung in die katholische Kirchenmusik, Dьsseid., 1919; Gastоuй A., Cours thйorique et pratique de plain-chant romain grйgorien, P., 1904; Jоhner D., Neue Schule des gregorianischen Choralgesangs, Regensburg, 1906, под назв. Choralschule, Regensburg, 1956 (совм. с M. Pfaff); Mocquereau A., Le nombre musical grйgorien, t. 1-2, Rome — Tournai, 1908-27; Ferretti P., Il cursus metrico e il ritmo delle melodie gregoriane, Roma, 1913; Fellerer К. G., Der gregorianische Choral im Wandel der Jahrhunderte, Regensburg, 1936; его же, Der gregorianische Choral, Dortmund, 1951; Apel W., Gregorian chant, Bloomington, 1958; Murray G., The authentic rhythm of Gregorian chant, Bath, 1959; Agustoni L., Elementi di canto gregoriano, Padova, 1959; в нем. пер. — Freiburg in Breisgau-Basel — W., 1963; Вrуden J. R., and Hughes D., An ideas of Gregorian chant, v. 1-2, Camb. (Mass.), 1969.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: