Искусство трубадуров: музыка и поэзия - OXFORDST.RU

Искусство трубадуров: музыка и поэзия

Музыка трубадуров Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гудимова С. А.

Брюнель-Лобришон Ж., Дюамель-Амадо К. Повседневная жизнь во времена трубадуров XII-XIII вв. М., 2003. 414 с.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гудимова С. А.

Текст научной работы на тему «Музыка трубадуров»

Трубадуры — певцы Любви и Прекрасной дамы — возвысили любовное переживание до степени искусства. Поэзия трубадуров хорошо известна, а их музыкальное наследие представлено достаточно скромно: на 2,5 тыс. поэтических текстов приходится около 250 мелодий, многие из которых — вариации одного и того же мотива. Так, на 246 стихотворений, дополненных музыкальными текстами, 195 нотных записей — версии одной и той же мелодии, и только к 51 стихотворению сохранилось по несколько вариантов мелодии.

Разумеется, у каждой мелодии была «оригинальная версия», сочиненная трубадуром для определенного исполнения, но как она соотносится с сохранившимся вариантом — неизвестно. Есть основания предполагать, что до нас дошли записи наиболее популярных и чаще всего исполняемых песен.

В XII—XIII вв. среди ученых-клириков идет оживленная дискуссия о нотной записи, о том, как сочинять музыку; о музыкальных жанрах и формах. В тот период в одном из крупнейших очагов средневековой культуры — монастыре св. Марциала в Лиможе создается великая аквитанская полифония. Музыка, написанная для литургии, входит в учебную программу наряду с философией и теологией. Соседствуя с наукой о числах, музыка рассматривается как число, ставшее слышимым. Семь музыкальных тонов, подобно семи планетным сферам, считались отражением красоты Господа. Идеи Пифагора, Платона и Аристотеля, ставшие известными благодаря переложениям

* Брюнель-Лобришон Ж., Дюамель-Амадо К. Повседневная жизнь во времена трубадуров ХП-ХШ вв. — М., 2003. — 414 с.

Блаженного Августина, получили в Средние века широкое распространение. Труды Боэция стали часто переводить на народные языки, в частности на окситанский1.

Музыкальные теоретики рассматривают сочинение музыки как практическое искусство, основанное на симметрии и гармоническом созвучии души и тела. Трубадур воплощает в звуковую реальность неосязаемое присутствие божественной сущности. Один из лучших поэтов Бертран де Вентадорн утверждал, что música humana благоприятно воздействует на человеческую натуру.

Иоанн де Гарландиа, бывший в 1229—1231 гг. «главой грамматистов» в университете Тулузы, писал, что рифмованная поэзия — лишь отрасль музыкального искусства. Но в XIII в. происходит утверждение поэзии как самостоятельного жанра искусства, поэзия начинает сотрудничать с музыкой «на равных». В XIV в. авторы трактатов о поэтическом искусстве, или искусстве trobar (находить слова), пишут уже не о музыке, а о грамматике и стихосложении. Для трубадуров классического периода музыка и стихосложение неразделимы. Лирическое стихотворение трубадура перебрасывает мост между риторикой и музыкой, между тривием и квадривием, между теорией и практикой. На закате трубадурского искусства музыка и поэзия постепенно «расходятся», поэт перестает быть композитором, а композитор поэтом. В последней четверти XIII в. поэт Гираут Рикьер пишет королю Кастилии Альфонсу X длинное прошение, в котором просит короля закрепить звание «трубадура» за сочинителем стихов, а звание «жонглера» — за исполнителем стихов.

Как же записывалась музыка трубадуров? Использовались невмы в виде квадратных точек, иногда они соединялись вместе ступенчато; писались невмы на четырех или пяти горизонтальных линиях (прообраз современного нотного стана). В начале каждой строки или же всех строк стоял ключ и;(до), fa или sol. Между музыкальными фразами пока еще нет тактовых черт. Только первая строфа дается с музыкальной нотацией, вероятно, для последующих строф используется та же самая мелодия. Многие композиции были довольно слож-

1 В современной французской литературе определение «окситанский» применяется к специфическим историко-культурным феноменам юга Франции, а определение «провансальский» только к тому, что имеет непосредственное отношение к Провансу. — Прим. реф.

ными: диапазон превышал октаву, комбинации интервалов оригинальны и непредсказуемы.

Основная проблемы, с которой сталкиваются современные исполнители музыки трубадуров, — определение длительности тонов, размера и ритма. Мнения разделились: одни выступают за декламационный стиль, когда все ноты примерно одинаковой длительности, исполнение лишь вторит синтаксису и словесному ударению; другие предпочитают размеренный стиль, где в определенном порядке и через определенные промежутки чередуются долгие и краткие ноты. Сторонники стиля, основанного на равном размере каждого слога, полагают, что трубадуры исполняли сочинения в быстром темпе, на каждый слог приходилось две-четыре ноты, что напоминало орнаментированное пение. Ни одна из этих теорий не может претендовать на точность, так как не подтверждена документально. Даже если предположить, что интерпретация была свободной, следует помнить, что каждая мелодия должна была иметь узнаваемый ритм, который придавал бы ей свою неповторимую форму. Поскольку мелодии повторялись от строфы к строфе, то ритмический облик их был одинаков.

Каждое выступление трубадура было уникальным представлением, в котором он должен был проявить весь своей талант, чтобы сначала привлечь, а потом захватить внимание публики. Нередко стихотворению предшествовал прозаический комментарий (razo), в котором исполнитель в нескольких фразах излагал содержание песни. Razo, произнесенное громким голосом, позволяло добиться тишины от собравшихся в замке гостей или созвать публику, если праздник проходил вне стен замка. Разные строфы под аккомпанемент виолы, арфы, флейты или энфлабоца (инструмент, более всего напоминающий волынку) пелись на одну и ту же мелодию, что, несмотря на вариативность текста, способствовало запоминанию песни.

Трубадур должен был непременно поразить своих слушателей. Для успешного выступления ему нужно было быть и искусным музыкантом, и поэтом, и исполнителем, а иногда и разыгрывать настоящий спектакль, чтобы очаровать и взволновать публику. Трубадуры не бросали вызов времени. Кансона — и стихи, и мелодия — должна понравиться сейчас. Трубадур счастлив, когда слышит, как дамы поют его песню у ручья.

Искусство трубадуров: музыка и поэзия

Слово «трубадур» с прованского языка переводится как «находить», «изобретать», ведь мелодии и песни – это своего рода находки и изобретения. В основном трубадуры – бродячие музыканты – исполняли свои собственные песни и только немногие, сложив песню, поручали их исполнение жонглеру.

Движение трубадуров зародилось в Провансе – юго-восточной «исторической» области Франции, но со временем стало распространяться и на севере Франции (там их позже стали именовать труверами), а кроме того – в Италии и Испании. История сохранила имена первых (условно) трубадуров – это такие мастера, как Гираут Рикьер, Госельм Феди, Гираут де Борнейль, Пейре Видаль.

Многие исследователи сходятся на том, что всё-таки самым-самым первым представителем в этом искусстве был герцог Аквитании Гийом IX по прозвищу «Трубадур». Благодаря аристократическому происхождению он получил превосходное для тех времен образование, и, не поверите, но уже в восемь лет он мог читать, писать и объясняться по-латыни.

По утверждениям современников первые стихи Гийома были написаны в 10 лет, и с тех пор муза сопутствовала будущему великому поэту и певцу. Не отличаясь большими успехами в военном деле, герцог обладал большими способностями к музицированию, любил танцы и лицедейство. Последняя страсть герцога привлекала к нему конфликты с церковью (говорим-то мы о средневековой эпохе).

Исследователи отмечают совершенство форм его стихов, и потому считается, что именно Гийом дал толчок дальнейшему развитию не только поэзии трубадуров, но и европейской поэзии в целом.

Любопытно, что окситанский (по-другому, провансальский) язык, на котором сочиняли свои творения трубадуры, в средневековую эпоху был единственным литературным языком во многих областях Италии и Испании.

Кто мог стать трубадуром?

Среди трубадуров было много хорошо образованных людей. В основном, трубадурами становились незнатные рыцари, которым покровительствовали сюзерены – крупные правители-феодалы. Известные сеньоры и дамы Прованса и Лангедока стремились покровительствовать талантливым артистам, которые в совершенстве владели искусством трубадуров. От придворных музыкантов в то время требовалось обладать такими умениями:

  • владеть игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте;
  • экспромтом сочинять стихи для тех, кто выше по статусу;
  • быть в курсе последних новостей при дворе.

Другие известные трубадуры

Кроме упомянутого уже Гийома Аквинского европейское средневековье выдвинуло ещё ряд имён известных трубадуров:

  • Пейре Видаль – трубадур, поэзия которого полна чувственности и авантюризма, знаменитый импровизатор любовных канцон и политических сирвент (такие вот жанры трубадурского творчества).
  • Конон Бетюнский – французский трувер, принимавший участие в крестовых походах. Стихотворений его сохранилось всего несколько – в основном, это куртуазные канцоны, походные песни и сатиры.
  • Бертран де Вентадорн – сын обыкновенного слуги, ставший знаменитым поэтом свого времени (XII век), в своих стихах воспевал весну и любовь как величайшее благо.

Известные трубадуры – это не исключительно мужчины, в средневековье были и женщины-поэтессы – на данный момент известно 17 женщин-трубадуров. Имя первой среди них – графиня Беатриса де Диа.

Куртуазная тематика в искусстве трубадуров

В конце XI века зарождается так называемая куртуазная поэзия трубадуров – рыцарская поэзия, в которой культивируется любовное, но в тоже время учтивое отношение к даме. Она представляется в таких стихах как некий идеал, уподобляется образу Мадонны, в то же время речь идёт и о даме сердца, которую нужно воспевать и любить платонической любовью.

Читайте также  Как написать песню под гитару

В роли такой дамы сердца чаще всего выступала замужняя женщина, причем, часто долгие воспевания прекрасной дамы были на самом деле прелюдией к близости, заключенной в определенные правила и рамки; долгие ухаживания в этом культурном контексте означали высокий статус ухажера.

Культ прекрасной дамы оказал значительное влияние на отношение к женщине, ведь до этого церковь преподносила женский пол лишь как рассадник греха и разврата. Также благодаря куртуазной культуре стали заключаться браки по любви.

Влияния искусства трубадуров на музыкальную культуру

Искусство трубадуров и в самом деле повлияло на дальнейшее развитие европейской культуры в целом и музыки в частности. Музыка, сочиняемая трубадурами, повлияла на развитие миннезанга – немецкой рыцарской лирики. Изначально миннезингеры просто перепевали композиции трубадуров, а немногим позже в Германии они сформировали отдельный вид музыкального творчества – миннезанг (это слово буквально переводится как «любовная песня»)

Следует знать о некоторых конкретных жанрах, которые сформировались именно в музыке трубадуров:

  • пастурель – это песенный жанр, содержание такой песни обычно неприхотливо: рыцарь беседует с простой пастушкой, причём, в отличие от куртуазных стихов, ни о каких высоких чувствах быть и речи не может, под видом заигрываний обсуждаются вопросы только «плотской любви».
  • альба – это песня, в которой опоэтизирована ситуация расставания влюбленных утром: им предстоит расстаться, возможно навсегда (рыцарь мог погибнуть в бою) с приходом рассвета.
  • канцона – любовная песня, обращённая к девушке, однако иногда пением канцоны просто выражали уважение к сюзерену, девушке или другу, в таких случаях канцона могла исполняться сразу несколькими рыцарями.

Происхождение трубадуров, как они выиграли свои жизни и знаменитые трубадуры

трубадуры это были поэты, лирические певцы и средневековые музыканты, появившиеся в регионе Прованс (Франция) в конце XI века. Они были в основном богемскими поэтами, многие из которых были дворянами или детьми богатых купцов, которые предпочитали литературу и искусство деньгам или политике.

Трубадуры были настоящими художниками и создателями искусства, так как они писали свои собственные стихи и музыкальные композиции в отличие от менестрелей и менестрелей, которые интерпретировали музыку, песни и стихи трубадуров. Большинство работ трубадуров были посвящены любви.

Первоначально песни и стихи трубадуров музыкально сопровождались менестрелями. Позже появилась фигура служителя, который был преданным менестрелем, а не бродил. Среди наиболее известных трубадуров, Маркабру (XII век), скромного происхождения, который оживил двор короля Альфонсо VIII Кастилии.

Также выделяются Бернар де Вентадорн, Раймбо де Вакьерас, Эймерик де Пегильан, Фолькет де Марсель и Гильбер де Берневиль. Трубадурское движение стало популярным и быстро распространилось из Франции в Европу, особенно в Испанию, Италию и Германию. С приходом Ренессанса в 13 веке культура трубадура исчезла.

  • 1 Происхождение
    • 1.1 Формы стиха
  • 2 Как они зарабатывали на жизнь?
  • 3 Знаменитые трубадуры
    • 3.1 Итальянские менестрели
  • 4 вида трубадуров
    • 4.1 Трубадур
    • 4.2 Троверо
    • 4.3 Миннесинджер
  • 5 ссылок

источник

Термин трубадур имеет французское происхождение и происходит от слова Окситанский тробар, что означает «изобретать» или «найти». Действительно, это было одной из характеристик трубадуров: создавать стихи и песни о любви для своего собственного репертуара или для менестрелей, которые их сопровождали..

Другие авторы связывают слово трубадур со словом провансальский trobar. Термин происходит от латинского существительного троп, что означает «песня»; и суффикс «-дор», что означает «агент».

Трубадуры писали свои песни на культурном разнообразии провансальского языка, который зародился в Окситании в конце XI века. Оттуда это распространилось через Европу, особенно через северную Италию и Испанию (Каталония).

Формы стиха

Одна из форм стихов, наиболее часто используемых трубадурами, была песня или cançó, состоящий из пяти или шести строф с одним отправленным. Они также использовали данса или баллада, танцевальная песня, сопровождаемая хором; а также пасторела, которая передала просьбу о любви к джентльмену пастуху.

Другие формы были Jeu Parti или Деба, в котором были установлены дебаты между двумя поэтами о любви; и рассвет, или песня утра, тип поэзии, в которой ночной сторож предупреждает влюбленных о ревнивом муже, который может прийти в любой момент и удивить их..

В репертуаре трубадуров были также кадры, которые состояли из лирического разговора между двумя и более людьми. Как правило, они обсуждали любовные отношения, религиозные, метафизические или сатирические..

Песни трубадуров были однотонными; то есть это была некая гармонизированная мелодия в сопровождении средневековой светской музыки. В спасенных рукописях сохранилось около 300 песен и стихов..

Как они зарабатывали на жизнь?

Большинство трубадуров были людьми, принадлежащими к высшим социальным классам со склонностью к богемной жизни. По этой причине у них не было больших экономических потребностей. В отличие от менестрелей, которым нужно было поддерживать свое искусство, трубадуры жили комфортно.

Их очень искали в средневековых дворах и театрах, чтобы развлекать дам своими стихами и песнями о любви.

Многие трубадуры тровабаны просто для развлечения или хобби. Тем не менее, другие с более низким социальным статусом сделали это, чтобы установить отношения и получить престиж. Таким образом им удалось войти в суды и получить защиту дворян.

Учитывая их беспрецедентный высокий авторитет и влияние, благородные или богатые трубадуры даже имели мнения по политическим и социальным вопросам в судах, где они были представлены..

Знаменитые трубадуры

Говорят, что первым известным и знаменитым трубадуром был Вильгельм IX Аквитанский (1070-1126). Герцог Аквитанский и граф Пуатье был одним из самых выдающихся в своем роде, хотя считается, что другие существовали до него.

Также подчеркивается знаменитый трубадур Маркабру (век XII), который использовал для оживления двора Альфонсо VIII Кастилии. Этот трубадур был скромного происхождения.

Бернар де Вентадорн был еще одним выдающимся трубадуром, который прославился благодаря Песнь жаворонка. Они также выделяют трубадуров Раймбау де Вакераса, Эймерика де Пегильана, Фольке де Марселя — считал ученым — и Гильбер де Берневиль.

Упоминаются также другие известные трубадуры, такие как Бернар Мир, Гильем де Дульфор и Пьер Рожье де Мирпуа, а также Кретьен де Труа, высший представитель трова в языке масел..

Итальянские трубадуры

В Италии поэты Данте и Кавальканти, представители стиль новый. К 1300 году, с приходом Ренессанса, фигура трубадура исчезла. Последним трубадуром был Гираут Рокье.

Король Рикардо де Леон и Тибо IV, король Наварры, также считались знаменитыми трубадурами в истории. Адам де ла Галле, автор работы, также выделился Хеу де Робин и де Марион, среди других.

В эту группу также входят папа Климент IV (прежде чем стать папой), Уильям де Пуатье, Фридрих III Сицилии и Петр Великий, а также персонажи каталонского дворянства, такие как Герау де Кабрера..

Между 1110 и 1280 годами было зарегистрировано более 450 трубадуров, написавших на окситанском языке..

Типы трубадуров

Некоторые авторы делают различие между трубадурами по их происхождению и языку, на котором они сочиняли свои стихи и песни..

трубадуры

Они пришли с юга Франции (Прованс), они были поэтами и музыкантами, которые писали свои произведения на языке ок.

troveros

Родом с севера Франции, они также были поэтами и музыкантами, которые писали свои произведения (музыку и стихи) на языке ойла..

миннезингер

Они были немецкими трубадурами, они сочиняли свои произведения на немецком языке и в основном писали о любви.

Музыка Средневековья: какой она была?

Трубадуры и любовь

В XI веке в Западной Европе зародилось новое явление — бродячие музыканты. На севере Франции заявили о себе труверы, в Провансе — трубадуры. Пели они на разных наречиях, но общего было больше. Так появлялось светское искусство, связанное одновременно с замковой, дворянской культурой и с народной: городской и, возможно, деревенской.

Сохранилось не так мало песен трубадуров и труверов. Об их личностях известно меньше. И трудно сказать, что там от легенд.

В первую очередь необходимо назвать Гильома IX, графа Пуатье (1071- 1126 годы) — хронологически первого из известных трубадуров. Между прочим, он был прадедом Ричарда Львиное Сердце.

Здесь тот редкий случай, когда биография трубадура достаточно хорошо известна. Жизнь его была бурной. Например, он два раза был отлучен от церкви. Первый раз — из-за проблем с налогами. Второй — из-за похищения дамы.

Гильом, герцог Аквитании и трубадур. Национальная библиотека Франции
Фото: ru.wikipedia.org

Я хочу вам, стражи, дать совет простой
(И словам моим не внемлет лишь глухой):
Не старайтесь понапрасну, не поможет вам разбой.
Я не видел в мире дамы молодой,
Что могли б сдержать засовы со скобой.
Если путь прямой заказан, путь найдет она кривой
.
Гильом IX

Правда, похищение виконтессы Данжероссы де Л’Иль-Бушар было совершено при полном согласии последней. Это последнее отречение помог снять троюродный брат Гильома — папа Римский Каликста II.

Не знаю, под какой звездой
Рожден: ни добрый я, ни злой,
Ни всех любимец, ни изгой,
Но все в зачатке;
Я феей одарен ночной
В глухом распадке
.
Гильом IX

Гильома IX часто называют Франсуа Вийоном XI века.

Читайте также  История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

Также один из самых первых трубадуров — Маркабрюн. О нем известно, что был он найденышем, которого воспитал некий богатый человек. Его песни характеризуются некоторым социальным подтекстом и отнюдь не «куртуазным» языком. Видимо, не чурался он в своих песнях и хлестких выражений.

Другой трубадур — Жофре Рюдель — был графом, платонически влюбился в восточную принцессу из Триполи — графиню Годьерну Триполитанскую, отправился в крестовый поход, заболел по дороге и умер на руках любимой, которая тут же постриглась в монастырь.

Жофре Рюдель умирает на руках Годьерны Триполитанской. Итальянская миниатюра, 13 век
Фото: ru.wikipedia.org

Следующий трубадур — Ригаут де Барбезьеу — влюбился в дочь предыдущего трубадура, воспевал ее в стихах, а после ее смерти уехал в Испанию (возможно, окончил свои дни в монастыре).

Судьба трубадура Гильома де Кабестань была трагична. Он влюбился в жену графа, при дворе которого жил — Раймунду (дается и другое имя, но все равно — жена графа). Граф убил трубадура и накормил неверную жену его сердцем. Раймунда от горя выбросилась с балкона замка. Между прочим, трубадур был настолько популярен, что соседи графа попрекали его этим убийством.

Трубадур Монах Монтаудонский не зря носил это имя. Он был изначально бенедиктинским монахом, но уж больно любил сочинять песни. Монастырь отпустил монаха и разрешил ему заниматься мирским делом с условием, что он будет весь доход от песен отдавать родной обители. Вряд ли это можно считать такой уж трагической судьбой.

Фолькет Марсельский, напротив, после того, как провел молодость как трубадур, посвятил себя церкви — и даже стал епископом. Примкнул к крестовым походам, участвовал в делах инквизиции. А также основал Тулузский университет. В «Божественной комедии» Данте Алигьери он находится в «разделе» «Рай».

Зато трубадура Бертрана де Борна Данте поместил в восьмой круг ада. Связано это было с тем, что Бертран де Борн был довольно воинственным человеком. Много внимания в своих песнях-стихах уделял вопросам воинской доблести. Он воевал против Ричарда Львиное Сердце, а потом — за Ричарда Львиное Сердце.

Бертран де Борн. Миниатюра, Национальная библиотека Франции
Фото: ru.wikipedia.org

Повсюду мир — а все ж со мною
Еще немножечко войны.
Тот да ослепнет, чьей виною
Мы будем с ней разлучены!
Их мир — не для меня,
С войной в союзе я…

Бертран де Борн

Но трубадур не может без песен о Даме. Многие песни Бертрана сохранились.

Но наши донны юность потеряли,
Коль рыцаря у них уж больше нет,
Иль сразу двух они себе стяжали.
Иль любят тех, кого любить не след,
И честью замка мало дорожат…

Бертран де Борн

Последние годы жизни трубадур провел в монастыре. Бертран де Борн является одним из самых знаменитых трубадуров. Ему посвятили свои стихотворения Гейне и Эзра Паунд, перевод одной из его песен вставлен в поэму «Роза и Крест» Александра Блока. Бертран является одним из персонажей романа Лиона Фейхтвангера «Испанская баллада». А также главным героем российской писательницы Елены Хаецкой «Бертран из Лангедока». О Бертране слагают песни, в том числе здесь и сейчас.

Все трубадуры пели о любви к Прекрасной Даме. Изредка касались и социальных вопросов. Но основное — любовь. Платоническая, но кто знает?

А что же сами дамы? Неужели они ограничивались замечательной ролью воспетых? Нет, были и трубадурки. И они воспевали мужчин — своих любимых.

Азалаис де Поркайрагуэс — женщина-трубадур. Годы ее жизни неизвестны. Известно лишь то, что ее песни были посвящены ее возлюбленному. Одна ее песня-плач написана на смерть другого трубадура — Раймбаута Оранского.

Беатриса де Диа. Национальная библиотека Франции. XIII в.
Фото: ru.wikipedia.org

Еще одна трубадурка — графиня Беатриса де Диа. Она была замужем, но влюблена в другого трубадура. Его она и воспевала:

Я выбрала одного достойного и благородного,
Через которого улучшается и облагораживается честь,
Щедрого, ловкого и проницательного,
В котором есть остроумие и мудрость.
Я молю его, чтобы он мне верил,
И пусть никто не заставит его поверить,
Что я изменю ему —
Если только он не изменит мне…

Идеальная влюбленная — покинутая, но продолжающая любить. Хочу напомнить, что «куртуазность» — это не разврат, это просто особое отношение к жизни, в некотором роде она даже являлась тогда воспитанием чувств.

А кто скажет любимому плохое о любви,
пусть он не верит тому,
а только тому, что я скажу.
Ведь часто поднимает прутья человек,
Которыми он сам бит
.
(Беатриса де Диа)

Трубадуры были абсолютно «медийными фигурами», как это сейчас называется. Они путешествовали по всей Европе и не только, от замка к замку разносили новости, облекая их в песенную (от этого — еще более запоминающуюся) форму.

Адам де ля Аль. Средневековая миниатюра
Фото: ru.wikipedia.org

Все творчество трубадуров рассмотреть в рамках одной статьи невозможно. Их песни сыграли огромную роль в развитии общей музыкальной культуры европейского Средневековья. В заключение хотелось бы упомянуть о труверах — хотя бы только на одном примере.

Адам де ла Аль, или Арасский горбун (1240−1287, горбуном не был — прозвище перешло по наследству) — французский поэт-композитор, трувер. Известен тем, что отказался от принятия сана и тем, что написал 36 одноголосных песен (именно шансон). А еще его перу принадлежит, по общему мнению, первая светская музыкальная пьеса европейского театра.

«Игра о Робене и Марион» — милая музыкальная пьеса с незатейливым сюжетом. Пастушка Марион любит простолюдина Робена. Но все время появляется некий рыцарь, просит Марион стать его подругой, наконец, насильно увозит ее. Бедняжка горько и долго плачет. Ее невинные слезы растрогали рыцаря настолько, что он отпускает ее домой. Все на радостях поют и пляшут.

Этот сюжет восходит к средневековой французской песне, которая называлась пастурель. В ней всегда была девушка и рыцарь, который почему-то всегда ее встречал, куда бы ни поехал («Однажды ехал я верхом…»). Адам де ла Аль немного переработал сюжет и написал музыку.

О том, как развивалась музыка в дальнейшем, можно будет прочитать в следующий раз. А послушать песни трубадуров и песни о трубадурах можно в комментариях.

Трубадуры

Слово «трубадур» у многих из нас ассоциируется исключительно с мультипликационным героем, которого любила прекрасная принцесса и недолюбливал глупый король. Prostosound выяснял, кем же на самом деле были трубадуры и каков их след в современной культуры Европы.

Трубадурами называли средневековых поэтов-певцов, авторов песен. Их творчество пришлось на XI—XIII века. Поскольку большая часть трубадуров родом из французского Прованса, то и свои стихи они слагали на провансальском языке, который и был разговорным части Франции, лежащей к югу от Луары, и в примыкающих районах Италии и Испании.

По мнению большинства исследователей, корни слова «трубадур», следует искать в окситанском языке, где глагол «trobar», означает «сочинять», «изобретать», «находить», что абсолютно соответствует тому, как происходил процесс сочинительства трубадуров, которые буквально подыскивали нужные слова и изобретали новые рифмы.

Среди трубадуров были люди с совершенно разным социальным статусом: аристократы, простолюдины, купцы и даже духовенство. Первым трубадуром исследователи называют герцога Гильома IX. До наших дней дошли данные об именах 600 трубадуров, а также сохранилось порядка 2500 их произведений.

Трубадурам принадлежит «авторство» культуры куртуазной любви (fine amor). Именно этой тематике посвящена большая часть творчества трубадуров. Свое вдохновение сами трубадуры черпали из произведений арабских поэтов, населявших в те времена земли соседней Испании.

Отличительной чертой творчества трубадуров является поклонение некой Даме. В большинстве случаев такая Дама — замужняя и стоит на социальной лестнице значительно выше самого трубадура. При этом нелишним было в песне такое социальное неравенство подчеркнуть. Недостижимость такой женщины и есть сутью куртуазной любви, заставляющей поэта духовно совершенствоваться, включая и его творческие устремления. Кроме куртуазной любви в творчестве трубадуров достойное место занимает мистическая тема, параллельные миры сна и мечтаний, где может исполниться самое сокровенное желание, в том числе и о высокой любви.

Стихи трубадуры сочиняли, подразумевая обязательное их музыкальное сопровождение. Даже сама структура строфы была тесно связана с мелодией. Именно напев лежал в основе стиха трубадуров, не владевших теорией стихосложения. Сегодня известно порядка 1700 мелодий, написанных трубадурами. Мелодии эти не сложные, в пределах одной октавы, инструментальное сопровождение сводилось к короткому импровизированному вступлению. Точно не установлено, были ли трубадуры авторами всех мелодий, поскольку часто авторство музыкального сопровождения не указывалось, а отдельные тексты не соответствовали прилагаемой к ним мелодии.

Жанры

Творчество трубадуров можно разделить на несколько таких жанров как кансона, сирвента, альба и другие.

Читайте также  Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя

Кансону (или канцону) справедливо считают одним из основных жанров творчества трубадуров — это лирические произведения, воспевающие рыцарскую любовь. Почти в одно время с кансоной появилась как отельный жанр пародийная пьеса, где высмеивались штампы, встречающиеся в песнях трубадуров о куртуазной любви.

Кансона послужила основой для возникновения другого жанра — сирвенты. В песнях этого жанра трубадуры обсуждали вопросы, связанные с религией, моралью и политикой, смеялись над противниками и их недостатками, восхваляли друзей. Если на сирвенту другой трубадур писал ответ, то ответная сирвента должна была выдерживать структуру строфы и метр сирвенты оппонента. В случае смерти кого-то из своих знатных покровителей или близких людей, трубадур мог сочинить персональную сирвенту, называвшуюся плачем (planh), выразив в ней скорбные чувства, связанные с таким печальным событием.

Третьим по полярности жанром песенного творчества трубадуров являлась альба. На окситанском это слово обозначало «утренняя заря». Песня, в которой влюбленные тосковали о том, что с приходом утренней зари им уготована неизбежная разлука. Альба писалась в виде драматического диалога кавалера и его возлюбленной, иногда с другом кавалера, стоящего на страже ночного покоя влюбленной пары. Альба не совсем соответствует куртуазной культуре, ведь здесь любовные стремления героя осуществимы, но счастье длится лишь считанные часы — до восхода солнца.

Лирика и песни трубадуров не ограничивались названными тремя жанрами. В разное время популярностью пользовались и другие жанры, например, пасторела или пастурель — песни, изображающие диалог рыцаря и пастушки. Эти песни также описывали куртуазную ситуацию, но уже с обратной стороны: здесь на более низкой социальной ступени нежели трубадур была дама. В песне идеалы обычной жизни на фоне беседы трубадура с пастушкой противопоставляются куртуазным взглядам. Еще одним популярным жанром творчества трубадуров были прения. Это диалоги-диспуты на различные серьезные темы (искусство, психология, философия).

Постепенно трубадурам стало узко в рамках куртуазной поэзии, что привело к жанровым экспериментам и, соответственно, возникновению новых жанров, таких как эскондидж, в котором автор придумывал какие-то оправдания перед своей дамой за какой-то поступок; дескорт, переводимый как «разногласие», «раздор», этот жанр отличался беспорядочностью композиции. Ещё одним популярным жанром среди трубадуров со временем стала загадка-девиналь.

Творчество трубадуров оказало значительное влияние на дальнейшее развитие песенного жанра и поэзии в Европе. Под влиянием трубадуров формировалось творчество британских миннезингеров. Поэзией трубадуров вдохновлялся Данте, а Петрарка стал их прямым преемником, воспевая не придуманную в мечтах возлюбленную, а земную женщину, раскрывая сложный мир человеческой души.

Презентация по литературе на тему Поэзия трубадуров

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Строфа без музыки — все равно, что мельница без воды», или Поэзия трубадуров

Трубадур (от фр.trobar — «сочинять», «изобретать» и «находить») — средневековый поэт-музыкант южной Франции, сочинявший стихи на древнеокситанском языке (langue d’oc). Трубадуры были людьми всех слоев общества: феодалы, церковники, горожане. Творчество трубадуров свидетельствовало о большой культурной утонченности южной Франции в Средние Века. Трувер — трубадур на севере Франции; трувер пишет на лангедойль (северном диалекте французского языка).

Куртуазная поэзия (от франц. courtois – вежливый, учтивый, от cour – двор) — рыцарская поэзия, зародившаяся в средневековой Франции и распространившаяся в других европейских странах.

Первыми трубадурами были Гийом VII, граф Пуатье, герцог Аквитанский (1071 — 1127) и гасконец-бедняк Маркабрюн.

Бернарт де Вентадорн, сын придворной истопницы, умный, образованный и талантливый поэт — музыкант лирического склада (ок. 1150-1195).

Джауфрэ Рюдeль — граф Ангулемский (с его именем связана легенда о романтической любви к далекой восточной принцессе из Триполи), автор четырех сохранившихся образцов любовной лирики.

Бертран де Борн (ум. в 1196 году) — рыцарь, владелец замка, политический интриган, известный бесчисленными любовными похождениями, а также военными пристрастиями, получившими отражение в его поэзии.

Гираут де Борнейль — высоко ценимый современниками, учитель трубадуров и менестрелей, автор прославленной альбы (песни рассвета), о котором известно, что летом он ходил от замка к замку вместе с двумя жонглерами (профессиональными музыкантами-исполнителями). Пользовался покровительством Альфонса VIII, короля Кастилии.

Искусство трубадуров, зародившееся в Провансе XII века (Франция), было началом особого творческого движения, связанного с развитием новых, светских форм художественного творчества.

Не сохранилось имен авторов большинства песен, но то, что известно, поражает разнообразием тематики и жанров.

Жанры Песни Альба – песни рассвета Пасторали –пастушеские песни Песни крестоносцев Песни-диалоги Плачи Танцевальные песни Баллады

-рыцарское воспевание прекрасных дам -боль и измена -расставание влюбленных на рассвете -прославление радостей любви -прославление красоты природы Темы песен

Герои песен – находчивый рыцарь, прекрасная дама, остроумная пастушка

Сведения о личностях трубадуров и труверов и материалы произведений остаются взаимно не связанными. О жизни того или иного трубадура зачастую известно много больше, чем о его сочинениях, которые исчисляются лишь единицами.

Провансальские трубадуры обычно сотрудничали с жонглерами, которые странствовали вместе с ними, исполняли их песни или сопровождали их пение, соединяя одновременно обязанности слуги и помощника.

Миннезингеры(«певцы любви») — трубадуры в Германии; миннезингеры сочиняли на средневерхненемецком языке. Из поэтов миннезингеров большую известность получил Тангейзер(1205-1270), создавший множество танцевальных песен.

Позднее о нем писали композитор и писатель-романтик Э. Гофман, поэт Г. Гейне, ему посвятил свою оперу немецкий композитор Р. Вагнер («Тангейзер»). Образ поэта-рыцаря выведен в опере «Трубадур» итальянского композитора Джузеппе Верди

Стре́тта (итал. stretta от итал. stringere — «сжимать, сокращать») — каноническое проведение тем в фуге, при котором каждый имитирующий тему голос вступает до того, как она закончилась в предыдущем голосе.

Миронов Валерий Михайлович — советский певец лирико-драматический тенор. Народный артист Молдавской ССР (1980). Солист Ансамбля песни и пляски Киевского военного округа, Ансамбля песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова. Солист оперы Чувашского государственного музыкального театра, Одесского театра оперы и балета, Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, Молдавского театра оперы и балета.

Ваганты (от лат. vagantes — «странствующие», «бродячие») — творческие люди в Средние века (XI—XIV века) в Западной Европе, способные к сочинительству и к исполнению песен.

Музыкально-поэтическое творчество бродячих музыкантов опиралось на французские народные традиции

Государственный музей Эрмитаж. Французские изделия из резной кости с изображениями влюбленных

Государственный музей Эрмитаж. Серебряная с позолотой крышка от чаши.

Гравюра Гюстава Дорэ к сцене «Божественной комедии» Данте

Панно М.Врубеля на тему «Принцесса Греза» Эдмона Ростана

Мозаичная вариация Врубеля на фризе фасада гостиницы «Метрополь» в Москве

«Бременские музыканты» — советский рисованный мультфильм, музыкальная фантазия на темы одноимённой сказки братьев Гримм, музыка Геннадия Гладкова с элементами рок-н-ролла.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Моргунова Елена ВикторовнаНаписать 1624 25.03.2018

Номер материала: ДБ-1356832

  • Литература
  • 10 класс
  • Презентации
    25.03.2018 494
    25.03.2018 309
    25.03.2018 398
    25.03.2018 958
    25.03.2018 267
    25.03.2018 219
    25.03.2018 8030
    25.03.2018 452

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

РАО проверит школьный учебник со ссылкой на недопустимый контент

Время чтения: 2 минуты

ВПР начались в колледжах с 15 сентября

Время чтения: 4 минуты

В украинском университете открылся первый в мире факультет TikTok

Время чтения: 1 минута

Учитель математики из Казани вышел в финал Международной премии для учителей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: