Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры - OXFORDST.RU

Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры

Музыкальная культура Ирландии

Краткое описание музыкальной культуры Исландии

Скачать:

Вложение Размер
muzykalnaya_kultura_irlandii_dlya_sayta.pptx 1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Музыкальная культура Ирландии Выполнил: Масевнин И.Р.

Ирла́ндия , — государство в Северной Европе, занимающее бо́льшую часть острова Ирландия . Название страны происходит от ирландского Éire — государство. Столица — город Дублин . Современная ситуация в мире характеризуется возрождением интереса к народной культуре различных национальностей. Одной из популярных является музыкальная культура Ирландии. Ирландия необычная, сохранившая много традиций страна, музыкальная культура которой оказывает влияние на историю музыки и в настоящее время. В последние годы достаточно популярными становятся ирландские мотивы, инструменты и танцы. Ирландия является единственной страной в мире, государственным символом которой служит музыкальный инструмент, арфа символизирует важность музыки в ирландской культуре и древность её традиций.

Ирландцы – одни из немногих жителей мира, которые и по сей день не променяли книги на телевидение. Ирландцы не просто читают, а с удовольствием сами пишут, особенно это касается поэзии. В стране выпускается порядка нескольких десятков журналов, публикующих местную поэзию. Основу любой музыкальной культуры составляют музыкальные инструменты. Любопытно, что истинно ирландских инструментов нет, есть инструменты заимствованные, переделанные на своеобразный манер. Наиболее известными являются арфа, ирландская скрипка, тинвистл , боуран , волынка.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИРЛАНДИИ

Флейта тин- вистл Тин- вистл – вид флейты, который обязан своим появлением простому чернорабочему Роберту Кларку (молодой инструмент, но успевший нахвататься популярности). Он смекнул, что флейты из дерева сильно дороги и стал делать инструменты из жести, покрытой оловом. Успех флейт Роберта (названных тин- вистлами ) был столь ошеломительным, что Роберт заработал на этом целое состояние, а его изобретение впоследствии получило статус национального инструмента. Несмотря на кажущуюся примитивность устройства, тин- вистл — в контексте ирландской народной музыки — довольно изощрённый инструмент, обладающий гораздо большими возможностями, чем кажется на первый взгляд. Техника исполнения на нём, вероятнее всего, сложилась под влиянием техники игры на ирландской волынке, которая имеет давнюю традицию и довольно сложна. Многие ирландские музыканты прославились именно благодаря своей мастерской игре на вистле .

Фиддл – ирландская скрипка Ирландская скрипка появилась благодаря следующей истории. Однажды к берегам Ирландии приплыл корабль, и он был гружен дешёвыми скрипками, а ирландский народ очень заинтересовался недорогими музыкальными инструментами. Ирландцы до конца не разобрались в технике игры на скрипке: держали не так , как нужно, а вместо того, чтобы канифолить смычок – канифолили струны. Поскольку выходцы из народа играть учились самостоятельно, то в результате сложилась своя национальная манера игры, своя орнаментация в музыке.

Ирландская арфа Арфа является геральдическим символом и национальной эмблемой Ирландии, поэтому слава, которой достигла ирландская народная музыка, многим обязана именно арфе. Этот инструмент издавна был почитаем, на нём играл придворный музыкант, который сидел подле короля, а в часы войн ехал впереди войска и поднимал боевой дух своей музыкой .

Ирландская волынка В мешок воздух нагнетается локтевыми мехами, в отличие, например, от шотландской горской волынки, в мешок которой воздух нагнетается ртом . В древних ирландских летописях встречаются упоминания о волынщиках- трубкодувах . От шотландской волынки она отличается тем, что ирландцы усовершенствовали механизм инструмента, добавив в него несколько дополнительных клапанов и регуляторов, тем самым усложнив и не без того непростой инструмент. Благодаря изменениям звучание волынки приобрело больше тембров, красок.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ ИРЛАНДСКОЙ МУЗЫКИ

Джига Наиболее известный танцевальный жанр – это джига (иногда говорят – жига, без начального «д»). В старину таким словом вообще называли всего лишь скрипку, на которой какой-нибудь деревенский музыкант играл для танцующей молодёжи. Видимо с той поры слово джига (или более обывательское — жига) привязалось к танцу, став одновременно и его названием. Жига не всегда была одинаковой – сначала это был танец парный (танцевали девушки и юноши), затем он приобрёл юмористические черты и перекочевал из молодёжной среды к матросам. Танец стал сугубо мужским, быстрым и ловким, иногда не лишённым грубости.

Рил Другой популярный танцевально-музыкальный жанр — это рил , который тоже играют в быстром темпе. Главное средство выразительности, различающее музыку джиги и музыку рила – это ритм, вокруг которого обвивается мелодия. Рил – более ровный, почти лишённый остроты, этот танец идёт в двудольном или четырёхдольном размере. Кстати, если жига – танец, который возник и сформировался в народной среде за довольно продолжительное время, то рил , напротив, является искусственным, изобретенным танцем (его придумали примерно в конце XVIII века, потом он стал модным, ну а потом уж ирландцы не могли представить своей жизни без рила ).

ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ ИРЛАНДСКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ

Баллада Самым любимым вокальным жанром ирландцев является баллада. Этот жанр является также и поэтическим, потому что в своей основе содержит историю (эпос) о жизни или о героях, или, наконец, сказку, рассказываемую в стихах. Обычно такие рассказы-песни исполнялись под аккомпанемент арфы.

Шан -нос Самым древним вокальным жанром в Ирландии считается шан -нос, представляющее собой импровизационное пение. Его отличительная особенность – большое количество распевов. Это сложный, сильно орнаментированный стиль пения без инструментального сопровождения.

Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры

Ирландская народная музыка – это тот пример, когда традиция становится популярной, ведь на данное время, как в самой Ирландии, так и за ее пределами, в том числе в странах СНГ, многие исполнители с большим удовольствием играют ирландский фолк или «кельт скую» музыку.

Конечно, стоит заметить, что большинство коллективов играют не совсем аутентичную для Изумрудного острова музыку, по большей части все композиции играются в современном стиле, просто с включением народных инструментов Ирландии. Давайте рассмотрим ирландскую музыку, но начнем с инструментов.

Национальные музыкальные инструменты Ирландии

Как появилась флейта тинвистл?

Тинвистл – вид флейты, который обязан своим появлением простому чернорабочему Роберту Кларку (молодой инструмент, но успевший нахвататься популярности). Он смекнул, что флейты из дерева сильно дороги и стал делать инструменты из жести, покрытой оловом. Успех флейт Роберта (названных тинвистлами) был столь ошеломительным, что Роберт заработал на этом целое состояние, а его изобретение впоследствии получило статус национального инструмента.

Фиддл – ирландская скрипка

Есть любопытная истории о том, как в Ирландии появился фиддл – местный аналог скрипки. Однажды к берегам Ирландии приплыл корабль, и он был гружен дешёвыми скрипками, а ирландский народ очень заинтересовался недорогими музыкальными инструментами.

Ирландцы до конца не разобрались в технике игры на скрипке: держали не так, нужно, а вместо того, чтобы канифолить смычок – канифоли струны. Поскольку выход из народа играть учились самостоятельно, то в результате сложилась своя национальная манера игры, своя орнаментация в музыке.

Знаменитая ирландская арфа

Арфа является геральдическим символом и национальной эмблемой Ирландии, поэтому слава, которой достигла ирландская народная музыка, многим обязана именно арфе. Этот инструмент издавна был почитаем, на нём играл придворный музыкант, который сидел подле короля, а в часы войн ехал впереди войска и поднимал боевой дух своей музыкой.

Ирландская волынка – старая знакомая?

Ирландских волынщиков иногда величают «королями народной музыки», и ирландская волынка заметно отличается от волынок Западной Европы: воздух в трубки нагнетается не силой легких музыканта, а с помощью специальных мехов, как на гармошке.

Жанры национальной музыки Ирландии

Ирландская народная музыка славится как изумительными песнями, то есть вокальными жанрами, так и зажигательными танцами.

Танцевальные жанры ирландской музыки

Наиболее известный танцевальный жанр – это джига (иногда говорят – жига, без начального «д»). В старину таким словом вообще называли всего лишь скрипку, на которой какой-нибудь деревенский музыкант играл для танцующей молодёжи. Видимо с той поры слово джига (или более обывательское – жига) привязалось к танцу, став одновременно и его названием.

Жига не всегда была одинаковой – сначала это был танец парный (танцевали девушки и юноши), затем он приобрёл юмористические черты и перекочевал из молодёжной среды к матросам. Танец стал сугубо мужским, быстрым и ловким, иногда не лишённым грубости (когда написались и шутили черезчур “шутливо”, грубовато).

Другой популярный танцевально-музыкальный жанр – это рил, который тоже играют в быстром темпе.

Главное средство выразительности, различающее музыку джиги и музыку рила – это ритм, вокруг которого обвивается мелодия. Жига в этом отношении чем-то сродни итальянской тарантелле (из-за своих чётких триольных фигур на 6/8 или 9/8), а вот ритм рила – более ровный, почти лишённый остроты, идёт этот танец в двудольном или четырёхдольном размере.

Кстати, если жига – танец, который возник и сформировался в народной среде за довольно продолжительное время (время появления неизвестно), то рил, напротив, является искусственным, изобретенным танцем (его придумали примерно в конце XVIII века, потом он стал модным, ну а потом уж ирландцы не могли представить своей жизни без рила).

В чём-то близкой рилу является полька – чешский танец, который завезли на кельтские земли солдаты и учителя танцев. В этом жанре двухдольный размер, как в риле и тоже важен ритм, как основа. Но если в риле важна ровность и непрерывность движения, то в польке, и вы это прекрасно знаете, в польке у нас всегда чёткость и разделённость (притопы).

Вокальные жанры ирландской народной музыки

Самым любимым вокальным жанром ирландцев является баллада. Этот жанр является также и поэтическим, потому что в своей основе содержит историю (эпос) о жизни или о героях, или, наконец, сказку, рассказываемую в стихах. Обычно такие рассказы-песни исполнялись под аккомпанемент арфы. Правда ведь, это всё напоминает русские былины с их гусельными переборами?

Одним из древних вокальных жанров в Ирландии был шан-нос – очень сильно орнаментированное импровизационное пение (то есть пение с большим количеством распевов), где было несколько партий голосов, из которых сплеталась общая композиция

Ирландская национальная музыка и танцы

Ирландская национальная музыка сегодня популярна не только в стране изумрудного острова, а и во всем мире. Многие популярные исполнители включают в свой репертуар кельтскую музыку и ирландский фолк.

Музыкальные инструменты Ирландии

Как красиво и мелодично звучит ирландская музыка в современной обработке! Многие коллективы при исполнении такой музыки используют народные инструменты Ирландии.

Национальные музыкальные инструменты Ирландии:

  1. Флейта тинвистл.
  2. Ирландская скрипка Фиддл.
  3. Ирландская арфа.
  4. Ирландская волынка.

Флейта тинвистл — вид флейты, который придумал простой чернорабочий Роберт Кларк. Так как флейты из дерева стоили дорого, Роберт начал делать эти музыкальные инструменты из покрытой оловом жести. Флейты Роберта Кларка стали называть «тинвистлами».

Они очень быстро стали популярными. Успех был просто ошеломительный. Простой рабочий Роберт Кларк стал очень богатым и знаменитым. Сегодня флейта тинвистл имеет статус национального инструмента.

Скрипка Фиддл – ирландский аналог скрипки.

История появления этого музыкального инструмента очень необычна и интересна.

В давние времена на одном из кораблей, приплывших к берегам Ирландии, находились в большом количестве дешёвые скрипки. Любопытному ирландскому народу стало интересно, что же это за инструмент. Не было человека, который бы обучил игре на скрипке. Поэтому, ирландцы начали осваивать технику самостоятельно.

Получилось так, что они все делали не так, как нужно: неправильно держали инструмент, канифоли струны, вместо того, чтобы канифолить смычок. В результате всего этого появилась новая ирландская манера игры на скрипке.

Ирландская арфа — геральдический символ и национальная эмблема Ирландии. Ирландская национальная музыка известна во всем мире благодаря знаменитой арфе. Этот инструмент во все времена любили и почитали в Ирландии. Во времена кельтских вождей самым почитаемым человеком, после вождей и бардов, считался арфист. Арфисты играли на великолепных золотых инструментах, украшенных драгоценными камнями. Во время войны арфисты поднимали боевой настрой, поощряли к сражению с врагом.

Сказочные струны арфы, играющие прекрасные народные ирландские мотивы, и сегодня словно переносят в давние средневековые времена, завораживают так, что теряется чувство реальности.

Ирландская волынка – любимый инструмент музыкантов. Она не похожа на волынки Западной Европы: воздух в трубки ирландской волынки нагнетается при помощи специальных мехов, а не легкими музыканта. Ирландские волынщики по праву носят гордое имя — «короли народной музыки».

Ирландская волынка чаще всего звучала при исполнении ирландской народной музыки. Сегодня, учитывая усовершенствование инструмента и техническое мастерство исполнителей, звуки волынки можно услышать во многих музыкальных стилях.

Ирландская музыка, ирландский фолк представлены двумя видами жанров:

  • вокальными;
  • танцевальными.

Вокальные жанры народной ирландской музыки

Любимый вокальный жанр ирландцев — баллада. Это очень поэтичный жанр, это сказка, рассказываемая в стихах. Такие рассказы – песни повествуют о жизни, о любви, о мужестве, прославляют героев. И все это повествование происходит под аккомпанемент знаменитой ирландской арфы. Это очень похоже на исполнение русских былин с гуслями.

Самым древним вокальным жанром в Ирландии считается шан-нос, представляющее собой импровизационное пение. Его отличительная особенность – большое количество распевов несколькими партиями голосов. Общая композиция, получающаяся в результате такого пения, просто необыкновенна.

Ирландский фолк до сих пор находит своего слушателя.

Танцевальные жанры ирландской музыки

Самым известным танцевальным жанром считается джига. Часто это слово произносят без первой буквы — жига. В давние времена так называли обычную скрипку, молодежь на вечеринках танцевала под звуки такого инструмента. Скорей всего, именно с тех пор словом «джигой» стали называть танец.

Интересна и история развития танца джига. Изначально это был парный танец, который танцевали и девушки, и юноши. Чуть позже танец приобрел юмористические черты и его стали танцевать матросы. Сегодня джига — сугубо мужской танец, иногда с элементами некоторой грубости.

Джига стала основой для большинства ирландских танцев. Мелодия джиги, в зависимости от скорости исполнения танца, делится на:

  • сингл-джигу – самое простое исполнение танца;
  • дабл-джигу — танец исполняется в более быстром темпе;
  • требл-джигу – более медленный темп исполнения.

Рил – второй по популярности танцевально-музыкальный жанр. Отличается танец выразительностью очень быстрым темпом, зрелищностью и особой красотой движений.

Музыка джиги и музыка рила отличается ритмом. Жига, благодаря своим четким триольным фигурам на 6/8 или 9/8, напоминает итальянскую тарантеллу. Ровный, без остроты рил отличается двудольным или четырёхдольным размером.

Танец жига – это народный танец, который формировался довольно продолжительное время. Рил – это искусственно изобретенный танец конца XVIII века, ставший со временем очень популярным. Сегодня ирландцы не представляют свою жизнь без танца рил.

Рил чем — то напоминает польку – чешский танец, который появился на кельтских землях благодаря солдатам и учителям танцев. В польке двухдольный размер, такой же, как в риле и важное внимание уделяется ритму. Полька отличается четкостью и разделенностью – притопами. Рил характеризуется ровностью и непрерывностью движения.

И в настоящее время ирландские танцы остались такими же веселыми и зажигательными, как и много веков назад.

Видео: Ирландский танец — джига

Похожие новости.

Марийские музыкальные инструменты и их виды

Марийские музыкальные инструменты, как и устное творчество, песни и предания – первейшие выразители души народа. Чаяния и думы передавались от века к веку через культурное наследие марийцев. Вехи истории заключены

Влияние на психику человека различных музыкальных направлений

Существует множество музыкальных тилей: регги, джаз, фольклор, реп, подвили рока. Они совершенно по-разному влияют на эмоциональный настрой человека. Влияние музыкальных стилей Самое лучшее воздействие на психику человека оказывает так называемая «классика», то

Совместный клип Валерии и Валерия Меладзе

Известная российская певица Валерия и талантливый певец Валерий Меладзе сегодня выложили в Сеть ультрасовременный, новый клип на совместную песню «Не теряй меня». Просмотрев этот маленький киношедевр, можно поучаствовать в трогательной,

Специфика выбора акустической системы

Акустические системы могут быть разными по типу, назначению и мощности. Есть акустика с системой усилителя мощности, одно из преимуществ такой акустики это, то, что динамики подключены конкретно к усилителю, что

Автоматизирование в системах телескопов.

Главным достижением для любого любительского телескопа современности, считается возможность получения автонаведения. Это система предполагает использование современных и компьютеризированных возможностей. Кроме того, телескопы, которые обладают такой возможностью, могут показывать

Нет комментариев

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.

Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры

  • Поддержите наш сайт →

В древних ирл. сагах упоминаются хор. пение и многоголосие, бытовавшие у кельтских племён, что находит подтверждение в историч. свидетельствах о раннем развитии у кельтов полифонии. Так, в лат. трактате философа Иоанна Скота Эриугены «О разделении природы» («De divisione naturae», 9 в.) впервые говорится о практике раннего многоголосия у европейских народов. Известно, что ирл. монахи были одними из первых пропагандистов григорианского пения и ещё в 9 в. основали в Санкт-Галлене (Швейцария) монастырь, ставший ведущим центром ср.-век. культовой музыки. В 12 в. Гиральд Камбрийский упоминает об иск-ве ирл. арфистов и о влиянии, оказанном ими на шотл. и уэльсскую музыку, указывая на то, что в эпоху раннего средневековья в Ирландии уже существовала развитая проф. муз. культура. Однако её рост на мн. века затормозило покорение страны в 12 в. англ. завоевателями. Сохранившиеся образцы ирл. нар. музыки одноголосны. Они осн. на 7-ступенных диатонич. ладах с отчётливым выделением пентатоники, а ритмич. специфика их метросистемы обусловлена особенностями, присущими ирл. нар. песенному творчеству. Его наиболее древние пласты связаны с ассонансными формами стихосложения. Среди крестьянских песен — любовные, колыбельные, шуточные, обрядовые, застольные, трудовые и др. Для них типичны гл. обр. 3-дольный размер, симметричная структура, значит. мелодич. объём. Сохранились песни и с иными ритмич. построениями, также связанными с определёнными поэтич. формами, как напр., росг (rosg) — напевы этого типа напоминают рус. протяжные песни, а в их 5- и 7-дольном оригин. размере слышны отзвуки древних муз. сказов, или лаои (laoi) с их хоралообразными напевами и др. Если ритмич. сторона И. м. связана с акцентированным ассонансным стихом, то её муз. структура во многом определяется звукорядом арфы и волынки — инструментов, распространённых в народе. Хотя археологич. раскопки и показали, что в древности на территории Ирландии бытовали также др. инструменты (смычковые и духовые), но они не оставили заметных следов в И. м. У ирландцев издавна существовало неск. разновидностей древней 5- и 6-струнной квадратной арфы, а позднее — большой треугольной, применявшейся только для аккомпанирования пению. В дальнейшем ирл. музыканты пользовались более совершенной многострунной арфой (в Дублине хранится экземпляр 30-струнной арфы). Сравнительно примитивная волынка, на к-рой можно исполнять лишь несложные мелодии, бытовала гл. обр. в крестьянской среде. Странствующие арфисты и певцы-поэты (сказители) — барды в течение мн. веков были единств. носителями и хранителями нар. муз. культуры. Обычно они были не только исполнителями, но и авторами текстов и мелодий песен. Громадной популярностью пользовались ставшие традиционными в ср. века празднества-состязания арфистов, устраивавшиеся в сельских местностях, на гор. ярмарках. Проф. поэтич. школы бардов начали складываться в конце ср. веков. В их поэзии с 14 в. зазвучала патриотич. тема, отражавшая усиливавшуюся освободит. борьбу ирл. народа против англ. угнетателей. Позднее были созданы революц. песни сопротивления, сопутствовавшие многовек. освободит. борьбе ирландцев. Первые сведения о танцах относятся к сер. 14 в. Позднее распространились ирл. разновидности жига, рила, хорнпайпа, сетданса. В эпоху феодализма начинает развиваться церк. музыка, принесённая из Англии (сохранились книги церк. песнопений 13-14 вв.). К концу 16 в. в крупнейших гор. соборах устанавливаются органы, что сказалось на развитии хор. полифонии. В этот период формировалось и светское придв. муз. иск-во. Мн. барды, ставшие проф. певцами-поэтами, уже не только странствовали, но и жили при дворах феодалов, к-рых они воспевали в изысканных стихах. Для муз.-поэтич. творчества ирл. бардов типично скандирование или чтение стихов нараспев под арфу (в собств. сопровождении или с аккомпанементом арфиста). Характерная особенность ирл. придв. песенной культуры — преобладание роли стиха и второстепенное значение муз. сопровождения (сохранилась и в 20 в). Обычно ирландцы обращаются к певцу с просьбой «рассказать», а не «спеть» песню; заключит, строфы песни, как правило, исполнители говорят, а не поют. Из среды придв. бардов и арфистов вышли первые известные ирл. проф. композиторы Рора Долл О’Катайн (ок. 1550-1600), арфист Кэролл О Дейли (ок. 1600) — автор романтич. любовных песен-баллад, Т. и У. Конелланы (2-я пол. 17 в.), создавшие первые мелодии для арфы, любовные песни. Одним из последних поэтов-бардов был популярный певец Т. О’Кэролен (1670-1738) — автор мн. танц. мелодий. Со 2-й пол. 17 в., после подавления Кромвелем ирл. восстаний и с усилением гнёта англичан, иск-во бардов и арфистов претерпевает глубокие изменения. В новых условиях, когда феод. верхушка Ирландии стала ориентироваться на муз. практику англ. двора и аристократии, придв. иск-во ирл. бардов и арфистов теряет своё значение. Они отходят от изысканных и сложных форм и начинают обращаться к традициям нар. поэзии и музыки. С ростом гор. муз. культуры и её распространением в более широких кругах населения (этот процесс — результат известной демократизации муз. иск-ва) складываются гильдии гор. цеховых музыкантов- инструменталистов. При всё большем распространении англ. музыки, осн. на европ. мажоро-минорной системе, и усилении её влияния творчество арфистов, опиравшихся на старинную ладовую основу нар. И. м., начинает восприниматься как архаичное. Устаревает и исполнит. манера арфистов. Ирл. нац. муз. культура постепенно приходит в упадок. Нац. специфику сохраняет лишь крестьянская песня. Вместе с тем с конца 18 в. самобытность И. м. начинает привлекать внимание европ. музыкантов. Яркая и разнообразная по сюжету, нередко романтически-балладная ирл. нар. песня приобретает европ. популярность. Её художеств. обр. создаёт Л. Бетховен. Усилившееся смешение с англ. населением, переселение ирландцев в Шотландию и Англию способствовали проникновению в И. м. шотл. и англ. баллад. В новых ирл. песнях на англ. яз. наблюдается отход от традиций ирл. ассонансного стиха и ритмич. структуры. Разнообразные по содержанию (любовные, рекрутские, песни о расставании с родиной и др.), ирл. песни на англ. яз. отразили длит. процесс ассимиляции ирландцами англо-шотл. культуры. Однако мн. новые песни тесно связаны по духу с оригинальными ирл. мелодиями; они получили распространение среди бродячих певцов — исполнителей баллад, пришедших на смену странствующим арфистам. В Ирландии до сих пор жива традиция уличного исп. песенных баллад. Англичане Дж. и У. Нил в 1721 впервые издали сб. сочинений О’Кэролена, а в 1726 — «Собрание наиболее знаменитых ирландских мелодий» («Collection of the most celebrated Irish tunes»). Хотя эти публикации и не отличаются точностью записей, они сыграли важную роль в истории англ. музыки, послужив источником, из к-рого англ. композиторы 18 в. (Ч. Коффи, У. Шилд и др.) черпали муз. материал для своих балладных опер. Последующие издания — И. и Дж. Ли «Ирландские мелодии» («Irish tunes», 1774 и 1780), Уокера, Дж. Томсона — отличаются большей систематизацией материала и точностью записи. Лучшие работы в этой области — труды ирл. фольклориста Э. Бантинга, заложившего основы ирл. муз. фольклористики. Популяризации ирл. песен и баллад способствовало муз.-поэтич. творчество англ. поэта и композитора-песенника Т. Мура. С конца 18 в. начинают выдвигаться ирл. музыканты: комп. и арфист Д. Мёрфи, концертировавший в европ. странах; певец и композитор М. Келли (друг В. А. Моцарта, первый исполнитель партий в его опере «Свадьба Фигаро»); пианист и композитор Дж. Филд, создатель популярного жанра фп. музыки — ноктюрна (35 лет его творч. деятельности были связаны с Россией); М. Балф, автор популярных в своё время опер, известный также как певец; оперный певец Мак-Кормак (сначала прославившийся в Лондоне как исполнитель баллад); композиторы-ирландцы Ч. Станфорд и А. Бакс (их творчество, связанное с Англией, относится уже к истории англ. музыки). Среди совр. ирл. композиторов: В. Беккет, Б. Бойдел, Р. О’Двиер, А. Дуфф, Н. М. Ларшет, Ф. Ней, Э. Дж. Моран, Г. Нельсон, А. Флейшман. Однако нац. композиторская школа в Ирландии ещё не сформировалась. Ирл. музыканты получают образование на родине — в Ирландской академии музыки (быв. Корол. ирл. академия музыки, осн. в 1856 в Дублине). Работают оперные театры, симф. оркестры, ок. 50 хор. объединений, муз. об-ва, Ирландская фольклорная комиссия. Муз. центры — Дублин и Корк. В 1963 в Дублине создана Ирл. нац. оперная труппа.

Литература: Bunting E., Ancient music of Ireland, Dublin, 1840; Grattan-Flood W. H., A history of Irish music, Dublin, 1895, 1913; Macdonald D. В., Irish music and Irish scales, Lpz., 1910; Graham H., The early Irish monastic schools, L., 1925; Hannagan M. and Clandillon S., Songs of the Irish Gaels with the music and English metrical translation, v. 1-3, L., 1927; O’Sullivan D. J., Folk music and songs, v. 1-4, L., 1927-39, Dublin, (1956); его же, Songs of the Irish, L., 1960; Henebry R., A handbook of Irish music, Dublin, 1928, L., 1928; Hayward R., The story of the Irish harpe, Belfast, 1954; Hogan I. M., Anglo-Irish music. 1780-1830, Cork, 1966.

Ирландская народная музыка

Ирла́ндская наро́дная му́зыка очень разнообразна: от колыбельных до застольных песен, от медленных инструментальных мелодий до быстрых зажигательных танцев, и в них огромную роль занимает использование вариаций и нюансов ритма и мелодии. Традиционная ирландская танцевальная музыка включает в себя рилы (музыкальный размер 4/4), джиги (наиболее распространён размер 6/8 [1] ) и хорнпайпы. С начала XIX века в Ирландии популярна полька, привнесённая учителями танцев и вернувшимися из Европы солдатами [2] . Сетовые танцы предположительно существуют с XVIII века [3] . Позднее как вариант шотландского страспея в Ирландии появилась мазурка [4] .

В XX веке началось возрождение ирландской традиции; стали популярны аккордеон и концертина, [5] стали проводиться соревнования по ирландскому степу и кейли [6] , широко поддерживаемые образовательной системой и патриотическими организациями. Стал популярен шан-нос (ирл. sean-nós , «старый стиль») [7] , стиль исполнения песен и танцев на старый манер.

На Белфастском фестивале артистов в 1792 Эдвард Бантинг подготовил первое собрание традиционных ирландских мелодий и песен, которые издал в 1796. Томас Мур, ирландский поэт, широко использовал работы Бантинга в своем известном сборнике «Ирландские Мелодии», впервые изданном в 1807.

Благодаря широкой эмиграции ирландцев в США, ирландская музыка стала широко известна в Америке, и оттуда — по всему миру [8] ; побывавшие на гастролях музыканты, в свою очередь, вносили проамериканские изменения в свой стиль исполнения [9] .

Среди используемых в ирландской народной музыке инструментов — бойран, гитара, ирландский бузуки, ирландская скрипка (имеется в виду манера исполнения на скрипке), флейты (в том числе ирландская флейта) и вистлы, ирландская волынка, кельтская арфа, аккордеон и концертина, банджо, губная гармошка.

Примечания

  1. Whistle Workshop
  2. Sawyers, June Skinner (2002), «The Complete Guide to Celtic Music», London: Aurum , p 48-49.
  3. Inside Ireland
  4. Sawyers, June Skinner (2002), «The Complete Guide to Celtic Music», London: Aurum , p 48.
  5. Concertinas in Ireland
  6. Country House music
  7. http://www.mustrad.org.uk/articles/sean-nos.htm Sean nos
  8. http://www.spartacus.schoolnet.co.uk/USAEireland.htm Irish emigration
  9. Clarke, Gerry (2006), «Oldtime Records Vol 1», Galway: Oldtime Records , Liner notes to CD.
Народная музыка
Жанры народной музыки Баллада · Былина · Джига · Духовный стих · Застольная песня · Каланда · Колыбельная песня · Морские песни шанти · Хорнпайп · Частушка
Региональные и этнические сцены Россия (Бурятия · Чечня · Осетия · Марий Эл · Татарстан · Башкортостан) · Американская (Англоамериканская · Афроамериканская · Латиноамериканская · Музыка индейцев · Зайдеко) · Кельтская музыка
Стили, объединяющие народную музыку
с современной популярной музыкой
J-pop · New Weird America · Анатолийский рок · Анти-фолк · Дарк-фолк · Инди-фолк · Каупанк · Келтик-метал · Келтик-панк · Келтик-рок · Келтик-фьюжн · Латин-поп · Латин-рок · Мидивал-фолк-рок · Музыка нью-эйдж · Ориентал-метал · Поп-фолк · Прогрессив-фолк · Психоделический фолк · Рага-рок · Регги · Ритм-н-блюз · Средневековый метал · Турбо-фолк · Фолк-барок · Фолк-джаз · Фолк-метал · Фолк-панк · Фолк-рок · Этно-электроника
Другие статьи по теме Автор-исполнитель · Народные музыкальные инструменты · Народный танец · Этническая музыка

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Музыка Ирландии
  • Коммунистическая партия Ирландии

Смотреть что такое «Ирландская народная музыка» в других словарях:

НАРОДНАЯ МУЗЫКА — (музыкальный фольклор), одна из главных ветвей западной музыки, стоящая наравне с музыкой популярной, классической и передаваемой в устной традиции. Народная музыка не записывается (и поэтому не сочиняется), ей обучаются по памяти, слушая игру… … Энциклопедия Кольера

Марийская народная музыка — Герб Марий Эл Марийская музыка («мари сем» или «марий сем», переводится как «марийская песня») лирическая и танцевальная музыка, создаваемая на основе народных финно угорских мелодий. Долгое время была частью народного искусства: мелодии и слова… … Википедия

Народная скрипка — Музыканты Список фиддлеров (англ.) … Википедия

Ирландская флейта — без клапанов Классификация Духовой инструмент, Аэрофон Родственные инструменты Флейта Бёма Ирландская флейта … Википедия

Музыка Ирландии — Группа U2 Музыка Ирландии обобщающее понятие, применяемое к музыке различных жанров, которая была создана на острове … Википедия

МУЗЫКА ПОПУЛЯРНАЯ — Популярная музыка не так сложна, как классическая. Произведения популярной музыки меньше по размеру и обладают более простой фактурой. И в период становления популярной музыки она являла собой как бы упрощенный вариант классических образцов. В… … Энциклопедия Кольера

Ирландская Республика — Ирландия, государство, занимающее примерно 83% площади острова Ирландия. Включает 26 графств, входящих в состав исторических провинций Ирландии Ленстера, Манстера и Коннахта, а также 3 графства (Каван, Донегол и Монахан), относящиеся к провинции… … Географическая энциклопедия

ИРЛАНДСКАЯ РЕСПУБЛИКА — Ирландия, государство, занимающее примерно 83% площади острова Ирландия. Включает 26 графств, входящих в состав исторических провинций Ирландии Ленстера, Манстера и Коннахта, а также 3 графства (Каван, Донегол и Монахан), относящиеся к провинции… … Энциклопедия Кольера

Кельтская музыка — Направление: Народная музыка Поджанры: Ирландская музыка Шотландская музыка Музыка острова Мэн Корнуоллская музыка Бретонская музыка Уэльская музыка Музыка Галисии, Астурии и Кантабрии … Википедия

Марийская народная песня — Герб Марий Эл Марийская музыка («мари сем» или «марий сем», переводится как «марийская песня») лирическая и танцевальная музыка, создаваемая на основе народных финно угорских мелодий. Долгое время была частью народного искусства: мелодии и слова… … Википедия

Ирландская народная музыка

Ирландская музыка связана с танцем так же, как и шотландская, но в ней меньше чувствуется различие между фольклором и популярной музыкой. Вся жизнь в Ирландии – вечный концерт с песнями и танцами. Ирландская музыка (и много веков назад, и сейчас) сопровождает буквально каждое важное событие. Она всегда звучала перед военными сражениями, во время религиозных обрядов, на свадьбах, народных праздниках, ярмарках и вечеринках, в пабах и на улицах.

Ирландская музыка является продолжением музыкальных традиций древних кельтов. Именно они сделали музыку частью своих религиозных ритуалов.

Старинная форма ирландской повествовательной песни – «сеан-нос» (шан-нос). Эти песни поют на ирландском языке в традиционной манере, восходящей к началу 18 в. Публика активно участвует в исполнении сеан-нос, реагируя стандартными шутками, репликами и криками. Певцы могут подчеркнуть отдельные слова песни посредством мелодии или разыграть вдвоем музыкальную интермедию. Мелодии песен обильно украшаются мелизмами или сложными ритмическими фигурами, часто звучат акапелльно (певец сам себе аккомпанирует голосом).

Пение без аккомпанемента имеет различные варианты. Существует три основных варианта sean-nos — манстерский, коннахтский и ольстерский — что соответствует числу и названию провинций Ирландии, где находятся гэлтахты (Gaeltachtai).

Певцы из англоговорящих областей Ирландии (Galltacht), а также других стран могут либо придерживаться одного из этих вариантов, либо смешивать их — в зависимости от того, где они обучались. Носители официального стандарта ирландского языка чаще всего смешивают варианты sean-nos.

Не все варианты одинаково сложны: коннахтский (западный) — в большей степени, манстерский (южный) чуть проще и резче, а ольстерский (северный) буквально поражает своей простотой.

Ольстерский sean-nos наиболее сильно отличается от двух остальных. Этот вариант сложился под влиянием шотландских народных песен (Scots Gaelic Songs), которые имеют менее замысловатый мелодический рисунок, чем sean-nos . Исполнители sean-nos из Донегола обычно стараются сохранять ровный ритм в течение всей песни. Мелодия здесь представлена упрощенно (для sean-nos).

Коннахтский и манстерский варианты труднее отличить друг от друга, если, конечно, не знать диалектных особенностей языка. Оба направления предполагают наличие сложной мелодии, где основные приемы фольклорной музыки сочетаются с другими приемами, требующими большего мастерства.

Существует два основных типа орнаментации («украшения») мелодии: мелизматический и интервальный. Мелизматическая орнаментация выражается, как правило, в замене или выделении основной ноты группой смежных вспомогательных нот. В некоторых случаях вместо группы вспомогательных нот используется одна-единственная нота, ведущая к основной. Известен также вариант, когда основная нота заменяется двумя вспомогательными. Интервальная орнаментация связана с изменениями паузы между двумя нотами: она либо должна варьироваться по долготе, либо заполняется переходными нотами. Кроме того, в sean-nos может варьироваться не только тип орнаментации, но даже и основная тема.

Выделяются три типа вариаций: мелизматический, интервальный и ритмический.

Наличие в sean-nos орнаментации и вариаций совершенно исключает возможность хорового исполнения. Если такие попытки и предпринимались, то ни к чему хорошему они не явно вели, так как все тонкости орнаментации и вариаций в этом случае полностью сглаживались, и оставалась лишь ничем не прикрытая основная тема, нечто, что может спеть каждый, но чего петь не стоит. Поэтому, если на записи певцы поют вместе, они поют не дуэтом, а по очереди.

Вот несколько очень простых приемов sean-nos:

В большинстве случаев исполнители стараются как можно дольше держать основные ноты, которые обычно совпадают с главными словами песни. В результате музыкальное наполнение зачастую преобладает над смыслом текста, особенно если исполнитель уделяет больше внимания мелодии. Некоторые певцы, наоборот, концентрируются только на тексте — в ущерб музыкальной стороне, однако наиболее талантливые исполнители способны сочетать слова и музыку таким образом, чтобы передать свое восприятие песни.

Самый распространенный прием sean-nos называется «твердый приступ» (glottal stop): поток воздуха, проходящий через голосовые связки, внезапно блокируется, и нота неожиданно резко обрывается. Вероятно, многим эта процедура покажется совершенно ненужной и даже странной, так как «твердый приступ» нехарактерен для европейской традиции, однако для sean-nos, как и для некоторых музыкальных стилей Индии, Испании и других стран, он является необходимым элементом.

«Твердый приступ» используется для того, чтобы выделить либо только что прозвучавшую ноту, либо последующую, а чтобы определить, какую именно, нужно обращать внимание на долготу паузы. Длинная пауза, следующая за «твердым приступом», подчеркивает только что отзвучавшую ноту, а короткая — последующую.

Дыхание берется в течение долгой паузы, а в течение короткой — задерживается приблизительно на секунду. «Твердый приступ» широко распространен во всех областях Ирландии, где до сих пор исполняется sean-nos, а в некоторых регионах (например, в графстве Корк) он даже перешел в англо-ирландские баллады.

Одна из проблем, встающих перед певцом, — создать единство между музыкой и словами песни. Так как sean-nos исполняется без сопровождения, возможность заполнить паузу между куплетами инструментовкой, или сделать удачную музыкальную концовку исключена, приходится рассчитывать только на собственные силы. Некоторые исполнители успешно находят выход из положения, адаптируя слова песни к музыке. Музыкальная фраза не заканчивается в этом случае концом строки, а продолжается вплоть до середины следующей. Этот на первый взгляд неудачный способ, тем не менее, оправдан: так как песни, как правило, «набирают силу» к середине строки, пауза практически незаметна.

Случается также, что певец делает паузу после связующего слова (такого как agus (и), или ach (но)), и внимание аудитории в этом случае сосредотачивается не на паузе, а на продолжении фразы.

«Пение в нос» (nasalisation) — еще один очень распространенный прием, также направленный на создание ощущения целостности между мелодией и словами. Исполнитель голосом заполняет паузу в конце каждой строки, продолжая, таким образом, петь без текста. Лучше всего «пение в нос» можно услышать на гласных звуках. Певец, взяв ноту, смыкает губы, и в результате получается что-то наподобие «м-м-м». Этот «фоновый аккомпанемент» прекрасно вписывается в канву мелодии, так что можно смело его использовать. Возникающий фоновый эффект необходим в sean-nos для украшения песни и поддержания мелодии. Особое преимущество приема состоит в том, что исполнитель продолжает песню, не теряя при этом тона.

Кстати говоря, в ирландской музыке нет строго определенного тона голоса, однако это не проблема для исполнителя соло. Певицы, как правило, поют очень высоко, причем делают это почти подсознательно. Колебания тона голоса — нормальное явление для хорошей традиционной техники исполнения. Замечена даже тенденция скользить к основной ноте через интервал, который может быть больше или меньше полутона. Скольжение вниз применяется редко. Этот прием, возможно, подсказан музыкой волынки, наиболее часто его используют те, кому приходилось тесно сотрудничать с волынщиками.

Традиционные певцы не иллюстрируют эмоциональное содержание песни драматическими эффектами: возведенные к небу глаза, жесты рук, улыбки и нахмуренные брови неприемлемы, равно как и использование крещендо и диминуэндо. Из-за этого многие обозреватели назвали традиционное пение «безразличным».

Ирландские волынщики, прозванные «королями народной музыки», играют на особом, национальном виде инструмента. От западноевропейских волынок они отличаются тем, что воздух в трубки нагнетается мехами, а не вдувается самим исполнителем, к тому же бурдонные трубки (называемые регуляторами) настроены на аккордовые звуки, что увеличивает гармонические возможности инструмента. На ирландских волынках, как и на волынках шотландских горцев, часто играют во время народных гуляний, хотя выразительные возможности этого инструмента гораздо шире, что проявляется при исполнении медленных мелодий и причитаний. Немалую роль в ирландской музыке играет арфа, являющаяся национальным инструментом и геральдической эмблемой жизни. Арфа считалась божественным инструментом, и ни оно значимое события в жизни кельтов не обходились без ее участия. А на пирах в сопровождении арфы звучали легенды о подвигах кельтских воинов. Кельтская арфа долгое время была единственным музыкальным инструментом в Ирландии.

Ирландские танцы.

Irish dance (Ирландские танцы) – одно из самых динамичных направлений. Первые танцевальные мероприятия ирландских крестьян появились еще в XI веке. Но развитым стилем таким, каким мы знаем их сегодня, стали только в XVIII веке. Этому предшествовали множественные запреты: во времена английской колонизации все проявления культуры Ирландии пытались искоренить. Но на местных вечеринках, втайне от англичан, жители продолжали исполнять свои национальные танцы.

Irish dance — это быстрые и точные движения ногами при зафиксированном корпусе. Каждую комбинацию движений одной ноги (прыжки, подъемы стопы и удары в пол) должна повторить и другой ногой. Несмотря на исполнение одних и тех же основных элементов, каждый танец особен за счет разнообразия разных сочетаний и последовательности этих элементов. По такой же причине на соревнованиях запрещается съемка выступления танцоров.

Главная традиция ирландского танца — руки остаются неподвижными на протяжении всего танца. Они напряжены и вытянуты вдоль всего тела. Такая особенность обусловлена такими причинами: вначале ирландские танцоры сильно размахивали руками, в то время как католическая церковь, считала это вульгарным и запретила вообще двигать руками. На местных вечеринках танцорам было очень мало места для возможности двигать руками. Первые учителя этого танца специально не разрешали ученикам задействовать руки, чтобы сделать движения ног хорошо просматриваемыми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: