Игра в ансамбле: тонкости и нюансы - OXFORDST.RU

Игра в ансамбле: тонкости и нюансы

Ансамблевая игра как один из способов разностороннего развития ребенка

Ирина Онкина
Ансамблевая игра как один из способов разностороннего развития ребенка

Ансамблевая игра, как один из способов разностороннего развития ребенка.

Коллективное исполнительство во всех его проявлениях всегда занимало особое место в жизни и музыкальной культуре всех народов, и было связано с традиционным укладом жизни. Совместная игра на музыкальных инструментах не всегда являлась деятельностью в сфере искусства, изначально она сопровождала человека в его повседневной деятельности. И только со временем, во всех ансамблях, музыка постепенно приобретала относительно самостоятельное значение, а коллективы получали все более четкую структуру и организацию.

Педагогические возможности ансамбля народных инструментов в музыкальном развитии дошкольника: — это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом, занимаются и поныне. В чем же заключена польза ансамблевого музицирования?

Ансамблевая игра это такая форма деятельности, которая открывает большие возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкой. Ансамблевая игра – это постоянная и быстрая смена впечатлений, это огромный спектр разнохарактерной музыкальной информации. К тому же ансамблевое музицирование способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма, памяти, двигательных навыков. А ритм является одним из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма — важнейшая задача музыкальной педагогики. Играя вместе с педагогом, ученик находится в метроритмических рамках. Ансамблевая игра не только дает возможность диктовать, правильный темп, но и формирует у ученика верное темпо ощущение.

Именно играя в ансамбле приобретаются навыки коммуникабельности, т. е. живое общение с другими участниками ансамбля (сверстниками, родителями, муз. рук.) играя в ансамбле ребенок раскрепощается, и в последствии раскрывается его артистизм, он чувствует поддержку других участников ансамбля и в тоже время ощущает себя неотъемлемой частью ансамбля. Т. е. ансамбль это прекрасный способ для самореализации ребенка. Играя в ансамбле, дети учится слушать партера, понимать друг друга, стараются вовремя передавать музыкальные реплики или вовремя уступать. Во время игры в ансамбле развивается музыкальное мышление, поскольку участник ансамбля одновременно слушает музыку, анализирует ее и вовремя воспроизводит звуки в соответствии с темпом, характером и динамическими оттенками произведения.

Ансамблевое музицирование — это не только одна из наилучших форм сотрудничества между педагогом и учеником, но и отличная форма взаимодействия между родителями и детьми. Еще раз, подчеркивая доступность исполнения на шумовых музыкальных инструментах, на любом из мероприятий можно ненавязчиво организовать ансамбль родителей. Любой родитель сообразит и подхватит или скопирует игру на музыкальных инструментах, глядя на детей или музыкального руководителя. А дети испытают настоящий восторг от то, что их родители, оказывается, тоже умеют играть, и эта не поддельная радость от совместного музицирования поможет родителям отвлечься и насладится совместным творчеством. Такая форма деятельности способствует работоспособности, усиливает личную инициативу, помогает сплотить коллектив воедино, что немало важно для реализации творческих задач учреждения и для укрепления семейных ценностей.

Задача сегодняшних дошкольных учреждений — раскрытие личностного потенциала каждого ребенка, активизация инициативы и творчества детей. Необходимо создать атмосферу, где ученик сам включается в творческий процесс. И именно ансамблевая педагогика дает нам огромные возможность и способы для реализации этих задач. Поскольку ансамбли народных инструментов обладают особо богатым разнообразием репертуара, неповторимыми красочными и шумовыми приемами.

Ни для кого не секрет, что люди получившие даже минимальное музыкальное образование, на производстве проявляют себя как более работоспособные, коммуникабельные, артистичные и яркие специалисты. К тому же хочу заметить, что навыки игры в ансамбле необходимы не только тем детям, которые впоследствии пожелают связать свою жизнь и профессию с музыкой. Эти навыки просто необходимы в повседневной жизни. Поскольку к навыкам ансамблевогоисполнительства относятся: умение работать в коллективе, проявлять коммуникабельность, отзывчивость, умение находить творческий подход на не стандартную ситуацию, быть внимательным, сосредоточенным и преданным делу.

Поэтому обучение ансамблевой игре очень важная составляющая часть общего образования в ГБДОУ.

«Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка» «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка»Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с.

Игры с макаронами как один из способов развития у младших дошкольников мелкой моторики, воображения и сенсорики При работе с детьми дошкольного возраста, а особенно младшего дошкольного возраста, можно отметить возникающие у них определенные сложности.

Использование ИКТ как один из способов взаимодействия педагога с родителями. 1 СЛАЙД Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно.

Консультация для воспитателей «Lego-конструирование как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста» «Lego — конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста» Каждый ребенок уникален, и каждый рождается.

Консультация «Дидактическая игра как средство умственного развития ребенка» [Игра — основная форма познания действительности ребенком. Маленький человек воплощает в ней все интересное, что встречается ему в жизни.

Консультация для педагогов «Легоконструирование как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста» «Лего – конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста» (СЛАЙД 1) Лего – конструирование – важнейший.

Мнемотехника как один из способов развития речи Понятие мнемотехники. «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать.

Народная подвижная игра, как средство развития личности ребенка Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки по-движных.

Организация проектной деятельности как один из способов развития познавательной и творческой личности дошкольника Я хочу поделиться опытом по «организации проектной деятельности как один из способов развития познавательной и творческой личности дошкольника».

Пальчиковая гимнастика, как один из способов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Многие родители, которые привели ребенка в детский сад частенько сталкиваются.

Игра в ансамбле – важнейшее звено музыкального воспитания.
статья на тему

Данная статья рассказывает о методике, которая позволяет максимально интенсифицировать процесс вхождения юного музыканта в мир большой музыки, дать полноценное представление о возможностях инструмента, сформировать заинтересованность ребенка в скорейшем овладении инструментом, воспитать осознанное желание музицировать вместе с другими учениками или со своим педагогом.

Скачать:

Вложение Размер
igra_v_ansamble.doc 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра в ансамбле – важнейшее звено музыкального воспитания.

(На примере класса флейты)

Данная методика позволяет максимально интенсифицировать процесс вхождения юного музыканта в мир большой музыки, дать полноценное представление о возможностях инструмента сформировать заинтересованность ребенка в скорейшем овладении инструментом, осознанное желание музицировать вместе с другими учениками, со своим педагогом.

Особенно предлагаемая методика актуальна для флейты, соединяющей в себе возможности сольного инструмента с богатым, многовековым и разнообразным ансамблевым репертуаром. Голос флейты — важнейший голос оркестра. Навыки ансамблевой игры — необходимые навыки будущего оркестранта.

Опыт показывает: в практике обучения детей в классах оркестровых инструментов очень важно предельно активизировать и «омузыкалить» довольно трудный в психологическом плане период технического овладения инструментом. В этот трудный период особенно важно уделять внимание участию ученика в элементарном ансамблевом музицировании — совместно с педагогом, который исполняет более сложную партию, или, совместно с другими, старшими детьми. Начиная с первых уроков, творческая атмосфера в классе должна быть наполнена полноценно звучащей музыкой. Это создает у ученика соответствующую установку, мотивацию к занятиям музыкой, ведь, чем занимательнее, разнообразнее будут первые уроки, тем больше ученик будет стремиться к занятиям.

Игра в ансамбле чрезвычайно интересна и полезна для ребят любого возраста. Широчайшее пространство вариантов открывается перед педагогом и учеником в этой области: дуэты, трио, квартеты и.т.д.; игра вместе с педагогом, с одноклассниками, с ребятами из других классов, с другими инструментами. В каждом случае новые интересные задачи предстоит решить ученику. Конечно, при подготовке к серьезному выступлению педагог будет распределять голоса соответственно возможностям и способностям учеников. Тем не менее, хорошо, если менее сильному и способному когда-то будет дана возможность исполнять первый голос в таком произведении, где это будет ему под силу. Те, кто исполняет, как правило, ведущие голоса, пусть обязательно научатся справляться и теми задачами, которые ставят перед ними исполнение 2-ого, 3-его голосов, ведь здесь требуется особая тонкость, чуткость, готовность следовать за солистом, поддержать его. Следует объяснить учащимся особую роль и значение каждого голоса. Ведь вся полнота и гармония звучания будут достигнуты лишь при грамотном исполнении всех голосов.

Не менее важно для игры в ансамбле умение чутко контролировать интонацию, что опять же является необходимым навыком в развитии оркестрового музыканта. Проблемы сторя намного реже возникают у тех детей, которые привыкли слушать, себя, других участников ансамбля. Эти ребята также знакомятся со спецификой строя других духовых, струнных инструментов.

Безусловно, очень интересным может стать для учащихся исполнение в ансамбле музыки 14,15,16 веков. Здесь возможно даже знакомство с соответствующими видами инструментов — альтовые, теноровые, басовые (для блокфлейт), возможно использование учащимися класса дополнительных инструментов — шумовых, ударных.

Особую роль в развитии ученика, в построении яркого мира образов, настроений играет знакомство с лучшими образцами современной ансамблевой музыки (середина — конец 20 века, с музыкой ныне живущих композиторов).

Юные музыканты ощущают свое движение в ногу со временем. Начиная с более легкого, доступного и понятного, скорее интересного и забавного и, в продолжении — усложнение ритмов, специальные приемы, ворвавшаяся дисгармония, резкие контрасты. Таково влияние на культуру в целом, и, в частности, на музыкальную культуру современного мира. Ученик должен почувствовать это.

Использование специализированных технических приемов возможно с самого раннего периода обучения. Большинство из них покажутся ребенку забавными интересными, окажут огромную помощь в создании гибкого аппарата, открытого яркого звука. Освоив данные приемы и используя их в ансамбле, исполняя современную музыку, флейтист получает новые оригинальные возможности.

Важным принципом предлагаемой методики является органичное включение в учебный процесс концертных выступлений учащихся в ансамбле, начиная с самых первых шагов.

Выступление в ансамбле, помимо всего прочего способствует исчезновению страха перед сценой. Ребята выходят вместе или с учителем, они поддерживают друг друга. Выход ансамбля на сцену — это всегда организованный выход, красивый дружный поклон, артистичное поведение. Воспитывается умение постоянно держать себя в концертной форме, возрастает чувство ответственности за качество исполнения, как собственного, так и других участников маленького коллектива. Желательно иметь постоянный концертный репертуар.

Важнейшее звено музыкального воспитания в оркестровом классе, развития слуховых, ритмических, психо — эмоциональных навыков, развития навыков необходимых участнику оркестра — игра в ансамбле. Широчайшие возможности, разнообразный репертуар, знакомство со многими стилями, овладение дополнительными инструментами (блокфлейты, флейта-пикколо и.т.д.), сотрудничество с другими классами школы, выступление совместно с педагогом, творческая атмосфера в классе, профессиональное музицирование.

Таково значение использования ансамблевой игры в оркестровых классах. В частности, в классе флейты. Данная методика ориентирована помочь юному музыканту интенсивно развиваться, обрести необходимые для игры в оркестре навыки, познакомиться с богатыми возможностями своего инструмента, его репертуаром.

Игра в ансамбле: тонкости и нюансы

Преподавателя по классу фортепиано Строковой Г.В.

«Игра в ансамбле – пример развития творческих навыков учащихся»

Игра на фортепиано в четыре руки – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом, который приносит ни с чем несравнимую радость совместного творчества.

Понятие «ансамбль» означает стройное сочетание различных элементов, встречается во всех област

Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей, авторов, различные переложения оперной и симфонической музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического).

Тема ансамблевой игры в классе фортепиано, в методической литературе освещена очень мало, и считалась, как бы одним из эпизодических моментов развитии творческих навыков у учащихся музыкальных школ. Однако, этот жанр имеет свою многолетнюю историю. Одно время на концертной эстраде существовала два вида фортепианного дуэта – на одном или двух роялях. В наше время второй вид вытеснил первый: на большой эстраде уже нет пианистов, играющих в четыре руки на одном инструменте, как это было во времена Листа и Рубинштейна. В настоящее время игра в четыре руки на одном инструменте практикуется, главным образом, в сфере домашнего музицирования музыкального самообразования и учебных занятий.

Вспомним, что ансамблевой игрой на фортепиано активно занимались в семье Л.Н. Толстого. Играли в основном классические переложения, отрывки из симфоний, опер в облегченном изложении. В профессиональной концертной практике наибольшее распространение получил фортепианный дуэт на двух роялях. Каждый из наших педагогов играл со своими учащимися дуэты для двух фортепиано. Это концерт Д.Б. Кабалевского (сейчас незаслуженно забытый), первый концерт Бетховена, 23 концерт Моцарта и др. Конечно, такие сложные дуэты мобилизируют, как учащихся, так и педагогов. Также такие концертные транскрипции не только популизируют симфоническую музыку, но и доставляют большое удовольствие для всех исполнителей. Струнники и духовики, играя в оркестре участвуют как бы в массово-творческом воссоздании симфонических произведений. Пианисты этого лишены. Играя симфонические ансамбли на уроках фортепиано можно до некоторой степени утолить эту исполнительскую жажду. Хотя курс фортепианного ансамбля и входит в обязательный учебный план музыкального образования, и в школе, и в колледже практически нет методических пособий. Помогающих объяснить в чем его суть, и значение.

Педагогический опыт показывает, что донотный период тесно связан с ансамблевым музицированием в дуэте: педагог – ученик. За счет насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения, исполнение становится более красочным и живым. Гармонический слух нередко отстает от мелодического. Учащийся может свободно обращаться с одноголосием, но в то же время, испытывать затруднение со слуховой ориентировкой в многоголосии гармонического склада. Воспроизводить многоголосие, аккордовую вертикаль – особо выгодные условия для развития гармонического слуха. «В интересах развития гармонического слуха музыканта, – пишет Л. А. Баренбойм необходимо настойчиво и упорно с детских лет развивать целостное ощущение музыкальной вертикали». Наиболее сильнодействующим средством развития гармонического слуха является подбор гармонического сопровождения к различным мелодиям. Но, как правило, длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением преимущественно одноголосных мелодий, не позволяет ребенку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением. Таким образом, и здесь ансамблевая форма игры оказывается целесообразной и необходимой, гармоническое сопровождение в данном случае будет исполнять преподаватель. Это позволит ученику с первых же уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки. Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим, т.е. ребенок будет воспринимать полностью вертикаль. В последнее время появилось много ансамблей, которые сразу же приучают слух маленького ученика к достаточно сложным гармониям.

Воспитание полифонического слуха, или, другими словами, способности расчлененно воспринимать и воспроизводить в музыкально-исполнительском действии несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий, – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания. Ребенок не имеет достаточных навыков для исполнения полифонических произведений, не владеет достаточным умением слышания нескольких мелодических линий для исполнения сложной полифонической ткани. Поэтому фортепианная педагогика накопила значительное количество методических приемов тренировочного характера, способных в ходе работы над полифонией ускорить этот процесс. Наиболее эффективным приемом, который можно применить в ансамблевой практике – совместное проигрывание на одном или на двух инструментах полифонического произведения по голосам, по парам голосов. Таким образом, ансамблевая игра с первых уроков развивает умение слышать полифонию, дает возможность вслушаться во все ее составные элементы, облегчает ее воспроизведению, помогает ярче оттенить, высветлить отдельные элементы звуковых конструкций.

Музыкальный слух в его проявлении по отношению к тембру и динамике называют тембро-динамическим слухом. Этот слух важен во всех видах музыкальной практики, но особенно велика его роль в музыкальном исполнительстве. Ансамблевая игра обладает широкими возможностями в развитии тембро-динамического слуха, благодаря обогащению фактуры, поскольку в ансамблевом репертуаре значительное место занимают переложения. Совместно с педагогом ученик ведет поиск различных тембровых красок, динамических нюансов, штриховых эффектов, пытаясь передать на фортепиано насыщенность полнозвучных tutti, тембральную специфику звучания отдельных оркестровых групп.

Итак, ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического).

Начнем «азбуки» совместного исполнения, и попытаемся определить моменты содержания.

Во-первых, особенности посадки при четырех ручном исполнении на одном фортепиано. Отличие от сольного исполнения состоит в том, что каждый пианист имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры. Партнеры должны поделить ее так, чтобы локти не мешали друг другу, особенно при сближающемся или перекрещивающимся голосоведении (один локоть под другим).

Во-вторых, кто из партнеров должен педализировать? Нужно объяснить учащимся, что педализирует исполнитель партии Secondo, т.к. обычно там проходит бас, гармония – мелодия же обычно бывает дана в верхних регистрах. При этом нужно обучать учащихся слушать партию соседа и учитывать его исполнительские интересы. Сказав при этом, что вы оба ответственные за то, как звучит данное произведение. Замечания должны пониматься только так: «Ты не слушаешь, что у вас вместе получается». Полезно пианистов менять местами.

В-третьих, часто нарушается непрерывность четрырех ручного исполнения из-за неумения простейшего навыка переворачивания страницы и отсчета длительности пауз. Первый момент – страницу обычно переворачивает педагог. А нужно учить – когда кому какой рукой перевернуть страницу, что-то при этом опуская но не главное.

В-четвертых, что касается пауз. Так как пианисты не обладают известным оркестровым навыком отсчета пауз, то у нас саамы простым и эффективным средством является проигрывание звучащую у партнера музыку.

В-пятых, теперь, казалось бы простая вещь – начать вместе играть. Однако, взять синхронно два звука – не так легко, это требует большой тренировки и взаимопонимания. Здесь уместно объяснит учащимся чем обусловлен прием дирижерского замаха, ауфтакта и как он может быть применен в данном случае. В оркестре сложно дирижер один, оркестрантов много. Выбрать дирижера, посмотреть друг на друга и дать знак легким движением кисти, кивком головы и вместе с этим взять дыхание в прямом смысле. Вздох снимает напряжение. Сначала педагог дает сигнал к началу исполнения, а затем каждый по очереди должен давать сигнал к началу. Не меньшее значение, чем синхронное исполнения начало имеет и синхронное окончание – снятие звука. «Рваные», «лохматые» не вовремя взятые аккорды портят исполнение и общее впечатление. Отдельно нужно подчеркнуть и значение паузы, ее выразительные особенности.

В-шестых, важно найти равновесие целого звучания. Слаженность совместной игры в малом и большом, в отдельных приемах – особая сфера работы присущая ансамблевым классам, т.е., к общей цели исполнители должны идти общим путем.

В-седьмых, есть и другие примеры элементарной техники ансамбля – передача «из рук в руки» мелодии, пассажей, аккомпанемента. Пианисты должны научиться «подхватывать» незаконченную фразу и передавать ее партнеру не разрывая музыкально ткани.

В-восьмых, и «конечно» вопросы, связанные с ритмом в вольном исполнении, в ансамбле могут дезориентировать партнеров и быть причиной «аварий» в публичном выступлении. В ансамбле ритм должен быть безупречным, коллективным. Взаимопонимание и согласие в ансамбле будут достигнуты не сразу. Частый недостаток – отсутствие четкости и его устойчивости. У начинающих пианистов часто возникает тенденция к ускорению. Происходит это при нарастании силы звучания – то есть эмоциональное учащение ритмического пульса. Трудней преодолеть данные ритмические недостатки, если ими страдают оба исполнителя. Но если один из учащихся обладает чувством ритма, то он будет верным союзником педагога.

В-девятых, часто срыв случается и тогда, когда один из участников ансамбля остановился, а второй продолжает играть и неизвестно как исправлять положение. В качестве примера можно привести отправляющийся от станции поезд и человека, который от своего вагона далеко, но он имеет возможность догнать состав и впрыгнуть в любой вагон, лишь бы успеть. Так и ученику нужно «поймать» дальше музыку и совсем не обязательно играть то место и повторять, которое он забыл и продолжать игру, как ни в чем не бывало.

В-десятых, в дополнении ко всему сказанному могут быть еще и следующие моменты:

Не забывать о динамике исполнения (пояснить, что она должна быть шире сольного исполнения, а не уже).

Не играть однообразно, а пользоваться возможностью играть два ff, вообще в ансамблевой игре надо играть плотнее, объемнее, утяжелять аккорды, добиваться более яркого и динамического эффекта. Также р и рр (яркий пример в ансамблевом изложении произведения М.П. Мусоргского из оперы «Борис Годунов» — «Колокольный звон»).

Заблаговременно должен быть определен и темп исполнения. Общность понимания и чувство темпа одно из первых условий ансамбля. Детей нужно приучать к активному, логическому построению того, что они собираются делать и приступать к исполнению только тогда. Когда замысел всем понятен. Не бояться ошибок и того, что произведение не звучит сразу, как того хочется. Главное начать занимать этим как можно раньше, то есть с первых шагов в 1 классе. Это и развивает их музыкально, обогащает прекрасными музыкальными примерами, которые просто не могут не нравится, робких учащихся делает более смелыми, они начинают дружить, проявлять свою особенную музыкальную активность, которую нужно поощрять и развивать постоянно. От простого – к сложному в прекрасный мир музыки!

Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле. Музыкальное исполнительство, вып.8. М. 1973.

Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М. 1971.

Лузум Н. В ансамбле с солистом. Н.Н.2005.

Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.1988.

Ступель А. Беседа о камерной музыке. Л.1963.

ИГРА В АНСАМБЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ДШИ И ДМШ

Воспитание детей на народных музыкальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Ансамбль является одним из предметов, входящих в цикл дисциплин в ДШИ и ДМШ, цель которого – повышение качества подготовки учащихся и расширение возможностей использования их в развитии музыкальной культуры общества. Возраст учащихся ДШИ и ДМШ наиболее благоприятен для освоения нового материала, учитывая способность к обучению и приобретению навыков детей младшего и среднего школьного возраста. При условии охвата всего комплекса специальных дисциплин, музыкальное развитие учеников выходит на более профессиональный уровень и формирует необходимый для исполнительской деятельности комплекс знаний, умений и навыков с самой первой ступени обучения.

Введение в учебный план дисциплины «Ансамбль» позволяет обеспечить сбалансированность профессионально-исполнительского развития учащихся. Работа в данном направлении, помимо чисто музыкального развития ученика, способствует его личностному развитию: воспитывается чувство ответственности перед коллективом, дисциплинированность, пунктуальность, а также умение понимать эмоциональные состояния других людей и откликаться на них. Кроме того, в процессе коллективного творчества ребенок приобретает навыки общения в социуме в рамках культуры и искусства, что оказывает влияние на формирование его мировоззрения и вырабатывает приоритеты в общении со сверстниками.

Дисциплина представляет собой процесс совместной исполнительской деятельности, состоящий из множества технологических компонентов в индивидуально-групповой форме обучения. Индивидуальная форма обучения предполагает индивидуальный подход к ученику – участнику ансамбля и индивидуальное изучение партий, а групповая форма состоит в руководстве музыкальным взаимодействием участников ансамбля. В результате прохождения курса ученики должны иметь слуховое представление о типах ансамблей, знать закономерности исполнения, уметь соразмерять собственные возможности с возможностями других участников ансамбля, а также с музыкальными и эмоционально-образными задачами.

Существующий принцип подбора участников ансамбля по соответствию уровня музыкальной подготовки и владения инструментом с учетом межличностных отношений участников ансамбля в принципе верен, но, в условиях ДШИ и ДМШ не всегда выполним. Кроме того, включая в состав ансамбля менее подготовленных в исполнительском плане учеников, возможно значительно повысить их мотивацию к занятиям, самооценку, а также уровень музыкального развития. Коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах (испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя- солиста). В данном случае необходимо подобрать партию, с которой менее подготовленный ученик сможет справиться (при необходимости можно сделать авторские аранжировки).

Формирование межличностных отношений также целесообразно использовать в воспитательных целях и в целях социальной адаптации детей. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Однако создание такого коллектива достаточно трудная задача. Педагог, контролируя и направляя общение учеников, разъясняя принципы и задачи позитивных отношений в коллективе вне зависимости от личных приоритетов и их влияние на качество работы коллектива в целом, кроме своих прямых задач музыкального обучения выполняет задачи личностного воспитания. Таким образом, в развитии учащихся на занятиях по предмету «Ансамбль» можно выделить два основных направления: 1 – профессионально-исполнительское развитие; 2 – личностное развитие.

К профессионально-исполнителькому развитию относится воспитание музыкальных способностей, такие как: чувство ритма, гармонический, мелодический, полифонический слух, чувство партнѐра (совместное создание и умение слышать партию единой музыкальной палитры), чтение с листа, умение держать свою партию правильной нюансировкой, штрихами, фразировкой, формы и характера.

Ритм, ощущение метроритма — тот фундамент, на котором основывается искусство ансамблевой игры. Как правило, у участников детских ансамблей по-разному развито чувство ритма и менее «ритмичные» участники ансамбля тянуться к более сильным в ритмическом отношении, что способствует более быстрому развитию чувства ритма и более успешному формированию учеников. Коллективное музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха, в значительно большей степени, чем сольное исполнительство. Разделение музыки на партии создает трудности понимания учеником музыкального произведения в целом. Развитие мелодического слуха даѐт возможность исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения. В вопросе развития гармонического слуха ансамблевая форма игры также оказывается целесообразной и необходимой, так как воспроизведение ансамблем многоголосия, аккордовой вертикали позволяет ученику с первых же уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки, что создает наиболее благоприятные условия для развития гармонического слуха. Прослушивание отдельных голосов в своей партии и партии партнера, поиски динамических, тембровых звуковых решений способствуют активизации музыкально-слуховых представлений учащихся. Коллективное музицирование позволяет успешно развивать полифонический слух так как в ансамблевых произведениях часто встречаются элементы и подголосочного, и контрастного, и имитационного видов полифонии. Таким образом, ансамблевая игра с первых уроков развивает умение слышать полифонию.

Чувство партнѐра — необходимое условие успешного ансамблевого исполнительства, умение слышать свою партию в звучании всего коллектива, умение слушать партнера по ансамблю, в то же время исполнять свою партию свободно, корректировать звук, характер исполнения в соответствии с общими задачами и конкретными условиями конкретного исполнения, стремясь к созданию единым коллективом единого произведения. Впоследствии, приобретенные умения переносятся и на сольное исполнительство, значительно повышая качество игры за счет переноса приемов ансамблевой игры на работу с концертмейстером. Чтение нот с листа на уроках ансамбля проходит эффективнее и вызывает больший интерес у детей. Необходимость подчинения общему пульсу помогает скорее усваивать правила чтения нот с листа, увеличивает ответственность за правильность текста, способствует приобретению умения, ошибаясь, оставаться в ансамбле, не мешая партнерам.

Чтение нот с листа в ансамбле наглядно показывает недопустимость поправок, остановок, пренебрежения к паузам, нюансам. Приобретается умение пропускать неудавшийся текст и своевременного, точного прихода к тактовой черте, «не выскакивать» в паузах, читать обозначения нюансов сразу, вместе с нотами, быстро ориентироваться в музыкальном материале. Игра в ансамбле требует особого внимания к точному выполнению штрихов. Каждое отклонение от общих штрихов нарушает целостность ансамбля и мешает партнерам, а главное, наносит ущерб выразительности исполнения. Синхронность является первым техническим требованием игры.

Важность точного соблюдения каждым участником ансамбля динамических требований должна быть осознана учениками с первых уроков. К тому же нельзя допускать и формальной идентичности исполнения динамических указаний. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, ее эмоциональное содержание и показать конструктивные особенности формы произведения. Особо важное значение приобретает динамика в сфере фразировки. Как правило, приобретенные приемы точного исполнения штрихов и динамических оттенков в ансамбле учащийся начинает применять в своих сольных произведениях, что способствует повышению качества исполнения в целом.

К личностному развитию относится воспитание личностных качеств: чувства ответственности, чувства коллектива, коммуникативные умения. Ансамблевые занятия стимулируют интерес ученика к инструменту, к урокам по специальности и прививают любовь к коллективному творчеству; развивают чувство ответственности перед партнером, коллективом за результат общей работы, качество публичного выступления. Понимание исполняемого произведения, положительные эмоции, вызываемые им, создают атмосферу коллективного творчества, необходимого для эффективных занятий и повышения качественного уровня исполнительской деятельности коллектива.

Коллективное музицирование является одной из форм общения, способствующей решению многих психологических проблем: застенчивость, неусидчивость, эгоизм, неуверенность, безответственность и т. д. Кроме того игра в ансамбле объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах; у детей появляются ответственность за посещение репетиций, своевременное выучивание и правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность; вырабатывает коммуникативные умения, умение ценить работу партнера, понимание необходимости уважительного отношения к членам коллектива, взаимовыручки, взаимопонимания, без которых невозможно достижение поставленной цели, что, в конечном итоге способствует социальной адаптации личности ребенка в условиях положительного опыта дружеского и творческого общения со сверстниками, младшими и старшими товарищами и педагогами.

Таким образом, коллективные формы музицирования в ДШИ и ДМШ способствуют установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений; способны значительно повысить заинтересованность учащихся и имеют большое значение в плане общего музыкального развития, а также играют значительную роль в подготовке учащегося к дальнейшей профессиональной деятельности и личностного развития.

Задача музыкальных школ состоит не только в подготовке учащихся к поступлению в профессиональные музыкальные заведения, но и в воспитании активных пропагандистов музыкально-эстетических знаний – участников художественной самодеятельности, в увеличении армии любителей музыки, грамотных слушателей наших концертных аудиторий, умением слушать и понимать музыку. Работа с учащимися в ансамбле не только полностью отвечает целям и задачам учебно-образовательного процесса в ДШИ и ДМШ, но и значительно повышает его эффективность. Следовательно, занятия в ансамбле можно назвать одной из эффективных форм музыкального воспитания и развития учащихся.

Список литературы

1. Драгайцева О.В. Ансамблевое музицирование как фактор развивающего обучения. – М., 2005

2. Дронова О.Г. Роль ансамбля в учебно-воспитательной работе с учащимися sib- artforum.ru›2012_teacher_public/2012_ARTICLE/…

3. Краснова Н.В. Методическая разработка по теме «Ансамблевое музицирование» nsportal.ru›…2013/04/17/ansamblevoe-muzitsirovanie

4. Лаптев И.Г. Детский оркестр в начальной школе: кн. Для учителя. -М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Методическая работа «Ансамблевая игра»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Рославльская ДМШ им. М.И. Глинки»

Методическая работа «АНСАМБЛЕВАЯ ИГРА. СПЕЦИФИКА СОВМЕСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»

преподаватель по классу баяна(аккордеона) высшей квалификационной категории Кондрашкова Ольга Ивановна

Начальный этап обучения…………………………………………………5

Синхронность в ансамбле…………………………………………………8

Динамика – как средство музыкальной выразительности……………..18

Список используемой литературы………………………………………24

Проблема музыкального развития детей со средними и слабыми природными музыкальными данными не является новой. Но то, что этим развитием надо заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке- несомненно. Поэтому, чем шире сеть музыкальных школ и чем распространеннее учение музыке, тем лучше.

Никто не встречал ребенка, который бы не пришел на первый урок музыки с сияющими глазами, с огромным ожиданием, с безграничной любовью к незнакомому миру звуков и желанием извлечь их своими собственными руками. Только от нас, преподавателей, зависит, как мы сможем распорядиться этим запасом детского восторга.

В течение многих лет работы я постоянно стремлюсь вложить свою частицу в направление моих учащихся на путь истинный, пробудить в них понимание того, насколько прекраснее и богаче становится жизнь, когда любишь музыку.

Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться этой интересной игре-игре на музыкальном инструменте.

Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле.

Мы знаем, что ансамбль — это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. Умение играть с одним или несколькими партнерами — очень важная сторона профессионального мастерства мызыканта-исполнителя.

Теориям и методикам сольной игры посвящено немало книг, а вопросы связанные с игрой в ансамбле остались вне обсуждения. На эту тему не опубликовано ни одного специального труда.

Поэтому я сделаю попытку определить специфику ансамблевого исполнения в ее наиболее ЭЛЕМЕНТАРНЫХ проявлениях.

В самом деле, чем отличается игра в ансамбле от сольного выступления? Разве не достаточно свободно владеть своим инструментом для того, чтобы успешно играть в любом составе исполнителей ансамбля?

Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей.

Совместная игра отличается от сольной, прежде всего тем, что и общий план, и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей.

Цель: развить музыкальные и творческие способности учащихся, их инициативу, интерес к занятиям и дальнейшее использование приобретенных навыков в самостоятельной практической деятельности.

Задачи участников ансамбля:

научить исполнять партию в ансамбле в соответствии с замыслом композитора (вопросы стиля и формы);

научить беглому чтению с листа;

научить слышать тему, подголоски, аккомпанемент;

научить добиваться единых приёмов исполнения с помощью аппликатуры и штрихов;

научить рассказывать об исполняемом произведении.

Коллективный характер работы при разучивании и исполнении произведений, общность целей, задач, формирование сознательного отношения к делу, чувство ответственности перед исполнительским коллективом, делают класс ансамбля наиболее эффективной формой учебно-воспитательного процесса.

Здесь нет контрастных штрихов.

Красивая, плавно льющаяся мелодия. Вот этим и определяется настроение и характер исполнение произведения. В нашем случае, и в большинстве услышанных на экзамене, «художественное» единство достигается путем принудительной нивелировки, общего подчинения некоему среднему стандарту: у нас происходит подлаживание под некий отщелкивающий метроном. И это, конечно же, лишает исполнение живого дыхания. Но мы работаем ансамблем со всеми учащимися без исключения. Конечно, в данном ансамбле (Шишанов Саша 1-кл., Булатикова Аня 2-кл.) у Булатиковой Ани — природная ритмическая нестабильность. Ансамблевая игра открыла у Ани новые возможности

3. А. Новиков «Эх, дороги», исполняют учащиеся 2 и 4 классов.

Я решила показать и такое сочетание. Это яркий пример того, с чем нам часто приходиться сталкиваться в результате расписания уроков.

Естественно, пьеса должна выбираться очень тщательно. В данном случае мы еще добиваемся, чтобы более самостоятельный старшеклассник умел унять свою гордость и активность и сумел показать себя на фоне более слабого партнера (в смысле младший

Конечно же, партию 1 исполнителя мы отдаем учащемуся младшего класса. Ее задача,

чтобы мелодия известной песни была исполнена, полная эмоционального содержания.

возможны фразы с тревожным воспоминанием (1 — цифра); более радостным повествованием во 2-ой цифре и т.д.

А вот задача второго более опытного исполнителя — это найти интонации, сглаживающие тревогу в 1-ой цифре и поддержать «диалог» в мажорной части.

После предварительного разучивания обеих партий нового произведения, наступает период репетиций, когда участники ансамбля вносят свои творческие предложения, где выясняется степень активности каждого ансамблиста. Этот «лидер» и берет на себя роль координации исполнительских намерений участников ансамбля. Но, именно взаимопонимание и согласие лежат в основе создания единого плана интерпретации. А умение увлечься зависит от сходства индивидуальностей, общности воспитания, широты музыкального кругозора и в еще большей степени — от эмоциональной отзывчивости, богатства воображения, гибкости исполнительского таланта.

В нашем случае 1 партию исполняет ученица 2-ого кл. Сергеенкова Юлия, эмоциональная и творческая личность. С удовольствием наблюдала процесс общения этого ребенка с немного грубоватой старшеклассницей.

Все поиски художественного образа и отработка технического воспроизведения проходили при полноправном участии обеих партнерш ансамбля. Результатом этих поисков стало грамотное исполнение произведения. Конечно, мы занимаемся в очень неестественных рамках, заключающих то, что мы в главной мере зависим от расписания учащихся, и не можем распорядиться своим творческим и педагогическим опытом.

Итак, в любом случае, целостное впечатление от диалога возникает лишь при условии полного и естественного общения партнеров, адресующих свои реплики не кому-то вообще, а именно друг к другу. В 3-ей цифре партии меняются: 1 — исполняет проникновенно звучащий повторяющийся звук, и это исполнение должно быть^ одновременно и активным и подчиненным, свободным и выразительным, и вместе с тем строго соразмерным тончайшим градациям нюансировки 2 исполнителя.

Важно, чтобы в процессе исполнения никто не отклонялся от принятого «эталона темпа», а при необходимости легко переключиться на новый, преодолевая возникшую инерцию.

Надо понимать разницу между отклонением от основного темпа и сменой темпа «Темповая память» нужна при возвращении к первоначальному темпу. ( во 2 и 3 цифрах ).’ Значит — очень важна тонкость ритмического слуха.

Музыкант должен уметь не терять нить повествования в моменты молчания и обладать правильным ощущением пропорций времени в медленном темпе. Тогда исполнение будет точным и художественно выразительным. Причем, внешняя реакция на задуманные заранее отдельные нюансы, ускорения и замедления тоже не создают еще общения. «Творческое переживание — процесс очень сложный. Настроение пьесы, нюансировку отдельных фраз каждый исполнитель понимает и чувствует по- своему.

Ансамблевая игра как надежный способ самовыражения

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа имени Георгия Шендерева»

городского округа Судак

«Ансамблевая игра как надежный способ самовыражения»

Преподавателя высшей категории

отдела народных инструментов

Ансамблям баянистов (аккордеонистов), несомненно, принадлежит значительное место в музыкальной культуре нашей страны, будь то профессиональное исполнительство или же любительское музицирование. В ансамблевых сочетаниях инструмент приобретает новые, порой неожиданные возможности, что благоприятствует убедительному воплощению сложных композиторских замыслов и расширению репертуарных горизонтов.

Наряду с перспективами более масштабной реализации художественно – образного потенциала исполняемой музыки, игра в ансамбле позволяет инструменталисту ощутить подлинную радость личностного и музыкально – творческого общения. Действительно, исполнение в ансамбле предполагает не только навыки синхронной игры, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе.

Единство художественных намерений, эмоционального сопереживания исполняемой музыки, полет вдохновения, рождаемый совместной игрой, устремленность каждого из участников к новым музыкально – художественным открытиям, — вот что побуждает исполнителей объединяться в коллектив, вот чем характеризуется ансамблевое искусство.

Сегодня ансамблевое исполнительство успешно развивается по всему миру как в профессиональной музыкальной культуре (академической, эстрадной, фольклорной), так и в сфере любительского музицирования.

Ансамбль «учитель — ученик» и его особенности

К формированию навыков ансамблевой игры у юного баяниста (аккордеониста) можно и нужно приступать на раннем этапе обучения. Игра в ансамбле не только способствует развитию слуха, расширению музыкального кругозора, но и вызывает у ребенка устойчивый интерес к занятиям. Ученик, имеющий опыт музицирования в ансамбле, активно знакомится с новыми произведениями, быстро и качественно разучивает их, тем самым пополняя свой репертуар, овладевая музыкальными стилями. Ансамблевая игра, рождая дух соревнования, благоприятствует динамичному развитию творческих способностей и технических навыков обучающихся. Немаловажным оказывается и то, что более сильный партнер способен оказывать художественное воздействие на менее подвинутого, стимулируя его общемузыкальный и технический прогресс.

На первых порах ансамблевое обучение лучше всего протекает в форме дуэта «учитель – ученик». Ощущая поддержку педагога, юный исполнитель охотно включается в процесс совместного музицирования, шаг за шагом приходит к осознанию своей равноправной роли в ансамбле и полноценному восприятию художественно – образной составляющей музыкального произведения. Учитель в данной ситуации выступает и чутким партнером, и внимательным наставником, стремящимся выработать у своего подопечного важнейшие навыки ансамблевой игры.

Дуэтное музицирование, как правило, способствует успешному преодолению различных психологических напряжений – зажимов, возникающих у ребенка в ходе сольного исполнения. Кроме того, ансамблевая игра помогает ученику закреплять умения и навыки, приобретенные на уроках в специальном классе, хорошо развивает чувство ритма, гармонический слух, содействует комплексному освоению многоэлементной структуры музыкального произведения и богатейшего арсенала средств музыкальной выразительности. Охват разнообразного ансамблевого репертуара благоприятствует пополнению запаса художественных впечатлений юного музыканта, обогащает его творческое мышление и музыкальный вкус.

Подобные формы ансамблевого музицирования позволяют ребенку уже на раннем этапе обучения почувствовать себя артистом, тогда как соответствующие выступления надолго запечатлеваются в памяти, являясь прекрасным стимулом к дальнейшим занятиям на инструменте. Важно и другое: совместные концертные выступления педагога и учащихся способствуют формированию высокого профессионального авторитета наставника, вызывающего уважение и доверие родителей.

Важнейшие этапы совместной работы педагога и учащихся над музыкальным произведением:

1. Аналитический разбор нотного текста, охватывающий мелодику, гармонию, фактуру, композицию, особенности интонирования, важнейшие образные сферы, характер пьесы в целом;

2. «Эскизное» разучивание музыкального материала – адаптация инструменталистов к изложению звуковой ткани, выбор логически обусловленной аппликатуры, формирование востребуемых навыков пространственного ориентирования;

3. Освоение темпоритмических закономерностей в их взаимодействии;

4. Исполнительское воссоздание текста, осуществляемое специфическими инструментальными средствами;

5. Интонационно — образное решение, возникающее благодаря «диалогу» общемузыкальных смыслов и конкретных технических задач. Именно здесь, на интонационно – образном уровне, возникает предпосылки к полномасштабному художественному творчеству музыканта – исполнителя как интерпретирующей деятельности.

В ансамблях баянистов (аккордеонистов) любой партии может быть поручена та или иная функция, определяемая замыслом композитора (инструментовщика). По этому каждый из участников должен безукоризненно владеть основными компонентами художественно –выразительного ансамблевого исполнения.

Достижению синхронности действий в ансамблевом исполнительстве способствует визуальный контакт между всеми участниками – регулярное общение посредством жестов, мимики, взглядов, позволяющее определять начало и окончание построений, в зависимости от характера исполняемой музыки акцентировать «диалогические» элементы взаимодействия партнеров на сцене.

В ансамбле баянистов (аккордеонистов) можно считать оптимальным принцип посадки, благодаря которому достигается стабильность упомянутого контакта, обеспечивается возможность наблюдать за действиями правой и левой рук любого исполнителя, — наряду со слуховой координацией партнеров, призванной поддерживать естественный баланс совместного звучания.

Заключительный этап работы – подготовка к сценическому выступлению – связан с необходимостью постоянного слухового контроля в условиях определенного концертного зала. Учащиеся должны ориентироваться на специфические параметры акустики, корректируя звучность соответственно его слушательскому восприятию в различных точках данного помещения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: